Картина Кустодиева 1920

В 1920 году из под кисти Кустодиева выходит еще одна Картина «Масленица» – это быт народа России и его многовековая история. В 1920 году из под кисти Кустодиева выходит еще одна Картина «Масленица» – это быт народа России и его многовековая история.

Лучшие картины русского художника Бориса Кустодиева

Крестьянский, мещанский, купеческий быт, всё это перетекало в его картины, а также различные народные праздники, гуляния, ярмарки, которые и без красок известны своим ярким колором, пёстрыми цветами. В этих композициях отразилось увлечение мастера народным творчеством, а также искусством Питера Брейгеля Старшего, произведениями которого («Битва Масленицы и Поста», 1559, Музей истории искусства, Вена «Фламандские пословицы», 1559, Государственные музеи, Берлин) Кустодиев всегда восхищался. Я. Билибин, 1901). Зритель словно наблюдает действо с высоты птичьего полета. Художники стремились запечатлеть бурные события, свидетелями которых они стали. В 2011 году тогдашний владелец картины представил еевМосковском клубе коллекционеров. Картина экспонируетсяв Санкт-Петербурге, в музее-квартире И. Бродского.

Анатомию человека не знаешь — не пытайся обнаженную натуру писать, не дастся она тебе. Ярко расписные сани, которые мчит пара лошадей вдоль улицы. Некоторое время спустя наставником Бориса стал знаменитый мастер кисти Илья Репин, высоко оценивший дарование молодого художника и пригласивший его принять участие в совместном написании группового портрета «Торжественное заседание Государственного Совета».

Впервые «Большевик» экспонировался лишь в 1923 году, на 4-й выставке Ассоциации художников революционной России4243, куда художник вступил в том же году5. Колористические, композиционные и идейные принципы данного полотна были развиты Кустодиевым в последующих работах, в особенности в портрете Шаляпина, положившем начало «типичному» творческому методу художника, впоследствии описанном искусствоведом Марком Григорьевичем Эткиндом: «Модель подается напористо, крупным планом, занимает изрядную часть холста сохраняется импрессионистическая свежесть первого впечатления, живость непосредственного восприятия»14. С 1906 Борис Кустодиев выступал с сериями картин на темы праздничного крестьянского и провинциального мещанско-купеческого быта ("Ярмарки", "Масленицы", "Балаганы", "Деревенские праздники") для этих работ характерны развёрнутая повествовательность, яркая многоцветность, жизненная достоверность в деталях и сближающие Кустодиева с практикой "модерна" линейно-плоскостное, декоративное решение композиции игра разномасштабными фигурами и планами. Это собирательный образ России. Композиция строится на диагональных линиях – весьма распространённый у Кустодиева приём.

Борис Кустодиев: 
картины с названиями, 
описание работ,

Борис Кустодиев: картины с названиями, описание работ, фото

Последние месяцы, что оставались ему на земле были уже не жизнью, а умиранием. Кустодиев стал третьим русским художником, удостоенным такой чести, после Ореста Кипренского и Ивана Айвазовского предложение также поступало Валентину Серову и Илье Репину, но они не откликнулись67. Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева — портретиста (И. Выполнил серию из 20 акварелей «Русские типы» (1920) и воскресил с максимальной достоверностью собственное детство в ряде картин, а также в серии «Автобиографические рисунки» (1923) – подобной Пушкинским зарисовкам. Без сложнейшей операции не обойтись. Степанов также рассказывал о бытовании среди старых москвичей одной легенды, согласно которой Фёдор Шаляпин во время написания Кустодиевым его портрета увидел у него дома эту картину с фигурой огромного большевика и, содрогнувшись, сказал: «Ну, пора уезжать. »4533.

Шаляпин даже брал портрет с собой в разъезды. Кустодиев никогда не скрывал, что все его образы рождены художественной фантазией. Многие произведения Петрова-Водкина построены по принципу двойной экспозиции (1918 год в Петрограде, 1920 После боя, 1923 Смерть комиссара, 1928), что дает повод ассоциировать его живопись с языком кинематографа. Он особо отметил свою готовность продать картину музею Красной Армии и это предложение было принято с восторгом, которого Кустодиев не ожидал, так как, по-видимому, руководство музея увидело в «Большевике» иной смысл, чем тот, который был воплощён художником.

Борис Кустодиев – член Союза русских художников (с 1907года), "Мира искусства" (с 1911года), АХРР (с 1923 года). В. И. Ленина)33153740. Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане –«русские венеры»). Кустодиев понимал революцию как народный бунт, стихийный и гигантский по своему размаху1. (1906) Нижегородский художественный музей, Нижний Новгород Картина На террасе написана в доме художника Терем. С тех пор, по собственным словам Кустодиева, его миром стала его комната. Особенно хорошо за рекой, где две церкви такой странной формы» (Из письма И. С. Куликову). Революцию Кустодиев воспринял карнавально, в духе народного лубка.

Зимний пейзаж, который служил Кустодиеву фоном для его работ, создает атмосферу карнавала. н а «галантный» XVIII век с напудренными маркизами Бориса Михайловича никогда не тянуло, да и современных ему властителей жизни и их красивых, роскошно наряженных жен Кустодиев не писал. Силуэт тёмной фигуры выделяется среди красочного колорита второго плана с праздничной ярмарочной толпой, неотъемлемой частью которой он и является.

Кустодиев, картина 
"Купец в шубе", 
1920

Кустодиев, картина "Купец в шубе", 1920

Картина «Купчиха за чаем» уникальна по своей впечатляющей силе и гармонической цельности. Но интересовала Кустодиева только живопись. По композиции «Большевик» больше похож на «27 февраля 1917 года»: оба произведения представляют из себя зимние пейзажи. Великий художник менторски сформулировал задачи своего ученика: «Не нужно отступать от выработанных и установившихся типов и свое дать только в самом выполнении, трактовке»2. Через три года, вернувшись в Россию после лечения от опухоли спинного мозга в Швейцарии, зимой 1912 года в Петербурге Кустодиев заканчивает свой автопортрет по просьбе министра народного просвещения Италии Луиджи Кредаро, выразившего в письме художнику желание дополнить коллекцию галереи Уффици автопортретами «ныне живущих больших художников»3145. Для этого были свои причины и, надо сказать, очень грустные 151 художник тяжело заболел.

После операции Борису Михайловичу стало легче, но вскоре болезнь вернулась. Все в этой девушке молодому художнику казалось необычным и значительным. Один такой праздничный день изображен в очередной картине Кустодиева в 1919 году. Репродукция «Большевика» была опубликована в журналах «Красная новь» и «Всемирная иллюстрация», а саму картину редактор последнего издания Николай Шебуев объявил «самой сильной, яркой, талантливой идейной» на всей выставке, охарактеризовав её сюжет так: «Колосс Рабочий с загорелым лицом и мозолистыми руками шагает по трупам изгнившего изжившего мира»6566. Он говорил: Картины в моей голове сменяются, как кино.

В работе над картиной Кустодиев использовал и предварительные наброски к «Большевику», созданные ещё в 1919 году37. Сначала Борис учился в духовном училище, а затем и в духовной семинарии. Здесь была опубликована «Сказка о попе и его работнике Балде», мотивы которой были положены в основу иллюстрации, помещенной на обложке.

ДО КОНЦА. Дважды, в 1919 и 1922 годах, Замятин арестовывался за антисоветскую деятельность и чуть не был выслан из Советской России на «философском пароходе», во многом из-за своей публицистики, а также романа-антиутопии «Мы», ставившего знак вопроса над большевистским «светлым будущим», Как пишет биограф Кустодиева Аркадий Кудря, Замятин, к тому времени сформировавший свое отношение к власти, «надо полагать, по достоинству оценил» «Большевика»41. Тогда же, зимой, «Большевика» увидел писатель Евгений Замятин, верный друг Кустодиева, приехавший к нему в мастерскую на позирование для своего портрета.

К вечеру у художника поднялась температура. Вместе с тем некоторые советские критики при оценке «Большевика» Кустодиева не упускали из виду «крамольный» своего рода «перепев его же сатирического рисунка 1905 года», что говорило о том, «насколько не в силах был понять Кустодиев пролетарского характера Октябрьской революции»56. Дважды, в 1919 и 1922 годах, Замятин арестовывался за антисоветскую деятельность и чуть не был выслан из Советской России на «философском пароходе», во многом из-за своей публицистики, а также романа-антиутопии «Мы», ставившего знак вопроса над большевистским «светлым будущим», Как пишет биограф Кустодиева Аркадий Кудря, Замятин, к тому времени сформировавший свое отношение к власти, «надо полагать, по достоинству оценил» «Большевика»41. Репин привлек молодого художника к соавторству в картине «Заседание Государственного Совета» (1901–1903, Русский музей, Петербург). Борис сначала учился в церковно-приходской школе, потом в гимназии. Эксперты немедленно признали в работе руку Кустодиева, тем более что на обратной стороне картины сохранилась старая этикетка с той самой выставки «Мир искусства» 1913 года.

Народный идеал красоты: 
пышнотелые русские 
красавицы на картинах

Народный идеал красоты: пышнотелые русские красавицы на картинах Бориса Кустодиева

Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане –«русские венеры»). Именно в это время он начал поиск собственного неповторимого стиля в живописи. Стосковался по людям, по театру, по музыке — всего этого я лишен». По свидетельству Воинова, в кустодиевском альбоме был проект картины, в котором по концепции «старых мастеров» соединялись «раскрытые интерьеры и улица»38. По совету жены к его креслу приделали небольшой столик и он рисовал.

Доминирующие на полотне красные и чёрные тона, благодаря которым «Большевик» приобретает победную монументальность, добавляют композиции ощущение бунтарства, бесконтрольности и стихийности, которыми наполнено «27 февраля 1917 года», во многом из-за собственных наивно романтических революционных представлений художника141721. На обложке ее указано: «С 9 рисунками Б. М. Кустодиева, проредактированными академиком И. Е. Репиным». Наряду с внешне эффектными, часто салонными портретами он создавал портреты интимно-лирического склада (Утро, 1904, Русский музей), а также сходные по общей концепции и манере исполнения с его бытовым жанром, в которых портретируемый, сохраняя свою индивидуальность, приобретает обобщённые национальные черты (автопортрет, 1912, Галерея Уффици, Флоренция портреты А. И. Анисимова, 1915, Ф. И. Шаляпина, 1922, оба – Русский музей). Портрет Шаляпина, а также портрет его супруги вместе с некоторыми другими работами Кустодиев показал на выставке объединения «Мир искусства», открывшейся 14 мая 1922 года в Аничковом дворце. Она была рядом.

Но большой удачей художника эту его работу все же назвать нельзя. Поначалу он был влюблён в революцию как в «свободную, огнеглазую любовницу», но после победы большевиков стал различать в цензуре печати «жандармскую коросту», а в арестах «советской полицией» инакомыслящих — «знакомый дух охранки». Борис Кустодиев во многих своих лучших полотнах сумел показать такую иллюзию. На полотнах появляются пестрая провинциальная жизнь, праздники, знаменитые кустодиевские купчихи и красавицы. После повторной операции в 1916 году у Кустодиева развился необратимый паралич нижней части тела.

Первоначальное название картины «Новый город» также говорит о том, что Кустодиев изобразил Шаляпина прибывшим на гастроли в незнакомый городок. Он писал дородных купеческих жен 151 как одетых, так и обнаженных. К кураторам обратились нынешние владельцы картины с просьбой атрибуции.

– писал ей когда-то Кустодиев. Наряду с «Вражьей силой» в том же году художник был занят созданием декораций к опере Римского-Корсакова «Царская невеста», которую ставил режиссёр Виктор Раппопорт с коллективом Большого театра в петроградском Народном доме. Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России. В этом году для Кустодиева единственной заказной работой оказался именно этот «светский» портрет, на котором он изобразил Шаляпину, с её милости, на фоне парка — романтического пейзажа, эффектно оттенявшего черты заказчицы. «Большевик» оказался одним из самых первых, наиболее известных и значительных произведений тех лет, созданных на революционную тему при помощи аллегории и ставших классикой советского изобразительного искусства542755161728.

Но это не останавливает художника: стиснув зубы, он по-прежнему пишет. Проявившийся в «Большевике», по оценке Рафаила Кауфмана, жизнеутверждающий мотив, несмотря на всю его аллегоричность, позволил Кустодиеву создать несколько по-настоящему реалистичных картин революционного празднества, какими стали полотна «Праздник в честь 2-го конгресса Коминтерна 19 июля 1920 года. В 1909 году у Бориса Михайловича была обнаружена серьезная опухоль спинного мозга. В том же 1919 году, когда увидел свет «Дубровский», Б. М. Кустодиев сделал обложку иллюстрации и небольшой портрет А. С. Пушкина для книги «Руслан и Людмила», которая вышла в Петрограде в 1921 году. Работа над оперой «Вражья сила» шла, несмотря на сложнейшие условия войны и революции из за которых труппа театра значительно поредела, а новонабранную молодёжь приходилось учить элементарным основам актёрского мастерства и даже нотному письму. В центре любого населенного пункта устраивались веселые гулянья.

Все эти фигуры были введены в портрет по просьбе самого Шаляпина. Но и она только чуть приглушила боль. Ах, если бы я обладал сверхчеловеческой способностью все это запечатлеть. Живописал тихую жизнь провинции в «Голубом домике», «Осени», «Троицыном дне» (все 1920).

Гид Супер-Кустодиев: 
7 картин, ради которых 
стоит ехать в Новый

Гид Супер-Кустодиев: 7 картин, ради которых стоит ехать в Новый Иерусалим

Откровенно любуясь материально-телесным изобилием, пёстрым узорочьем изображаемого мира иногда идеализируя его, Кустодиев в то же время относится к нему иронически ("Купчихи", темпера, 1912, Музей русского искусства, Киев "Красавица", 1915, Третьяковская галерея "Купчиха за чаем", 1918, Русский музей). Подруга Юлии Елена Полевицкая, позже ставшая известной актрисой, оставила портрет Кустодиева того времени: Это был молодой человек среднего роста, нежного сложения, блондин, с мягкими, легкими, слегка рыжеватыми волосами, с белой кожей лица и рук, со здоровым румянцем на щеках. Беззаботное веселье, а поодаль видны купола небольшой церкви – символ православия. Как отмечал Воинов, «чисто живописное достоинство картины превосходно — борьба синих теней с яркими лучами скользящего солнца, брызги света на заиндевевших деревьях, голубые тени на снегу»38.

Здесь он построит дачу и назовет ее Терем и проведет самые счастливые свои дни. В лучах зимнего солнца, склоняющегося к закату, праздник в самом разгаре. Я. Билибин, 1901). К этому же времени относится увлечение художника темой Масленицы.

Кустодиев: самые 
яркие картины написал 
в инвалидном кресле

Кустодиев: самые яркие картины написал в инвалидном кресле

Также отмечалось, что «революционная тематика трактовалась им в декоративно-стилизованной символике, что сообщало его творчеству этого периода мелкобуржуазный налет», который очевиден в «Большевике», наделённом «ошибочным пониманием им русской революции как проявления неорганизованных, стихийных народных сил»57. Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева – портретиста (И. Навстречу мчатся еще одни сани, поодаль две упряжки также стараются опередить друг друга. В 1920 году благодаря Шаляпину Кустодиев так дважды посетил Мариинский театр, где увидел оперу Глюка «Орфей и Эвридика», а также спектакль из трёх одноактных балетов — «Павильон Армиды», «Карнавал» и «Шопениана». Картина эта, к сожалению, завершена не была. После выставки в Дрездене в первых числах мая 1913 года, портрет был подарен Кустодиевым для Галереи автопортретов в галерею Уффици во Флоренции, в запасниках которой и хранится в настоящее время891011.

Один такой праздничный день изображен в очередной картине Кустодиева в 1919 году. В период с 1916 по 1922 год Кустодиев создал несколько полотен изображающих масленичные забавы («Масленица», 1916, Третьяковская галерея, Москва). Писатель Аркадий Кудря отмечал, что воплощённый в разгневанном человеке зрительный образ большевика переполнен яростью53, что, по замечанию филолога Юрия Степанова, является выражением ужаса, коллективного бессознательного и берёт исток в картине Франсиско Гойи «Колосс», написанной им около 1808 года, на которой страшный великан с силой поднимается из моря над толпой в ужасе разбегающихся людей4533. Еще одна уникальная находка — «Ярмарка в Кинешме» («Карусель в Кинешме»).

Автопортрет (картина 
Кустодиева)

Автопортрет (картина Кустодиева)

Кустодиев одновременно работал над изображением своего идеала русской красоты в «Руси ушедшей» и над пропагандистскими плакатами, картиной «Большевик» и обложкой журнала «Коммунистический интернационал». Зашел с мороза прямо в шубе. Я. Билибин, 1901). Движение праздника можно почувствовать по залихватски мчащимся саням. Не помогла и вторая операция, сделанная в марте 1916 года.

Задача была не из легких: к гоголевской поэме обращались многие, начиная с А. А. Агина и Е. Е. Бернардского и кончая коллективом художников, проиллюстрировавших только что вышедший в издательстве А. Ф. Маркса большой импозантный том «Мертвых душ». Сейчас сын коллекционера (пожелавший остаться неназванным) согласился предоставить картину на выставку для более широкого круга зрителей. Фигура дана крупным планом на фоне пейзажа со столь дорогими сердцу Кустодиева церквами. Так, в военные 1940-е годы Павел Дмитриевич Корин написал свой знаменитый триптих «Александр Невский», а Александр Павлович Бубнов — картину «Утро на Куликовом поле». Сенсация выставки — «Портрет госпожи Т» (Марии Ивановны Тарлецкой). Вторую родину он открыл для себя в Кинешме. Большевик ступает через толпу людишек-муравьёв как Гулливер среди лилипутов, он своего рода «Гулливер революции»45331537.

Вместе с тем некоторые советские критики при оценке «Большевика» Кустодиева не упускали из виду «крамольный» своего рода «перепев его же сатирического рисунка 1905 года», что говорило о том, «насколько не в силах был понять Кустодиев пролетарского характера Октябрьской революции»56. Кроме своей художественной деятельности Борис Михайлович пробовал себя, весьма небезуспешно, в скульптуре (1908 г). Какова шуба на нем.

Внизу раскинулась ярмарка, мы как будто слышим веселый гомон: идет торговля. А музыкальное сопровождение обеспечивают певчие птицы в клетках под потолком. Борис Кустодиев – член Союза русских художников (с 1907года), Мира искусства (с 1911года), АХРР (с 1923 года). Воинов, впервые увидевший «Большевика» в мастерской Кустодиева, записал 3 декабря в своём дневнике за 1921 год, что «картина производит огромное впечатление» и в ней, «по-моему, есть глубокое чувство художника к переживаемым им событиям, чисто чувственное интуитивное»3940. Большую смысловую нагрузку несут в полотне детали: трущийся о плечо хозяйки толстый ленивый кот, купеческая чета, пьющая чай на соседнем балконе изображенный на заднем плане город с церквами и торговыми рядами и, в особенности, великолепный «гастрономический» натюрморт.

Это собирательный образ России. Так оно и было. Отца, преподавателя духовной семинарии, не стало, когда мальчику было чуть больше года. И вместе с тем здесь все органично, художнически закончено. Певец этот – русский гений и его облик должен сохраниться для потомков.

Художник Борис Кустодиев: 
картины и творчество

Художник Борис Кустодиев: картины и творчество

Потом ездил (уже один) в Испанию, там познакомился с испанской живописью, с художниками, в письмах делился с женой впечатлениями (она его ждала в Париже). Он особо отметил свою готовность продать картину музею Красной Армии и это предложение было принято с восторгом, которого Кустодиев не ожидал, так как, по-видимому, руководство музея увидело в «Большевике» иной смысл, чем тот, который был воплощён художником. С первых послереволюционных лет Кустодиев активно включился в творческую работу для новой, советской власти: участвовал в праздничном оформлении Петрограда к 1-й годовщине Октября, оформлял книги о Ленине, написал четыре ленинских портрета, принял участие в разработке «будёновки», создавал плакаты, лубки, панно и полотна, прославляющие революцию и изображающие революционную Россию в радужных тонах17142181920. Сюжет «Большевика» образно восходит и является своего рода повторением другой знаменитой работы Кустодиева, антимонархической карикатуры под названием «Вступление. Школа была прекрасная и въевшийся в душу реализм стал и единственно возможной манерой творчества и жизненной основой, которой художнику изменять не хотелось, хотя перед глазами был пример других участников объединения «Мир искусства», также учившихся у Репина.

Несмотря на это, художник продолжал с увлечением работать. Эксперты же немедленно уговорили показать работу на выставке. Именно вот таким образом в момент правления царя он написал его портрет, а после смены власти – аллегорическую картину нового человека. Картины, посвященные любимому народному празднику, необыкновенно динамичны и многолюдны. 1915 У окна. Разрисованные сани, птицы, взвивающиеся ввысь, катание с горок. По замечанию литературоведа Юрия Карякина именно «вот эта боль и взорвалась в Большевике», боязнь Кустодиева за дом и за семью25.

Искусство требует всей жизни. В 1925 холст был перевернут и на его обратной стороне написана картина Русская Венера. Мать осталась вдовой в 25 лет и содержала четверых детей.

От полутонов художник отказался и решал все штрихом в технике пера и туши. Новое Временное правительство, пользовавшееся поддержкой старого чиновничьего аппарата, не обладало реальной властью, а Совет рабочих и солдатских депутатов, поддержанный армейскими массами, в свою очередь не обладал законной властью сложившееся «двоевластие» разрешилось Октябрьской революцией 1917 года — низложением Временного правительства и приходом к власти большевиков12. Кустодиев одновременно работал над изображением своего идеала русской красоты в «Руси ушедшей» и над пропагандистскими плакатами, картиной «Большевик» и обложкой журнала «Коммунистический интернационал». Каждый большой мастер кисти оставляет после себя свой уникальный мир, застывший в красках его произведений.

Краткое описание 
картин Масленица 
Бориса Кустодиева

Краткое описание картин Масленица Бориса Кустодиева

Картина экспонируетсяв Нижнетагильском художественном музее изобразительных искусств. Как писал Анатолий Дмитренко, «несмотря на известную наивность и некоторую надуманность решения», картина волнует «смелостью живописного, композиционного построения искренностью, желанием художника откликнуться на события времени»22. Изображены: Кустодиев, его жена, дочь и сын, сестра с мужем (А. Когда ему было девять лет, в город привезли выставку художников-передвижников.

Лечение не помогло и Борис Михайлович вернулся на родину. Только одно рисовать. Свет переливается в мыльной пене (которую художник одной рукой взбивал в тазу, другой писал) мокрый потолок, на котором отразились клубы пара, вдруг стал подобен небу с пышными облаками. Она была его музой, подругой, помощницей и советчицей (а позже много лет и медсестрой и сиделкой). Особенно хорошо у него получались импрессионистические портретные этюды.

Затащил мужика с базара — и писал при народе. Этой работой был эскиз задуманного им триптиха Радость труда и отдыха. Борис сначала учился в церковно-приходской школе, потом в гимназии. Мастер использовал технику гравировального станка по методу многоцветного копирования. Это удивительная, яркая, многоцветная и праздничная зарисовка, перекликающееся с лубочным народным искусством.

Беззаботное веселье, а поодаль видны купола небольшой церкви – символ православия. Впервые «Большевик» экспонировался лишь в 1923 году, на 4-й выставке Ассоциации художников революционной России4243, куда художник вступил в том же году5. Но Волга стала неотъемлемой частью посмертной судьбы художника: приезжающие в Астрахань туристы прямо с теплохода спешат в Картинную галерею имени Б. М. Кустодиева, а в Нижнем Новгороде 151 в Художественный музей, в где собраны замечательные картины, среди которых знаменитая «Купчиха, пьющая чай» и соблазнительная «Русская Венера». Полгода Борис Михайлович провел в больнице. Однако в реальности многие картины Кустодиева первых послереволюционных лет наполнены обобщёнными, романтическими и пафосными образами, передающими ощущение грандиозных перемен в стране и атмосферу радостного возбуждения22582.

Портрет И. Б. Кустодиевой. Вскоре птицы исчезнут, сани разъедутся, люди пойдут по домам. Не многие знакомы с портретной живописью Кустодиева. Будто впервые.

Глубоко и проницательно видевший косность и застойность этого мира, художник изображал многих своих персонажей с мягким незлобным юмором, лишь подтверждающим его неизменную любовь к ним. Репродукция «Большевика» была опубликована в журналах «Красная новь» и «Всемирная иллюстрация», а саму картину редактор последнего издания Николай Шебуев объявил «самой сильной, яркой, талантливой идейной» на всей выставке, охарактеризовав её сюжет так: «Колосс Рабочий с загорелым лицом и мозолистыми руками шагает по трупам изгнившего изжившего мира»6566. В своих рисунках мастер выступает не только сатириком-обличителем, но и свидетелем знаменательных исторических событий начала XX столетия. После смерти Кустодиева в 1927 году в возрасте всего 49 лет6816 «Большевик» экспонировался на выставках, организованных Русским музеем и Третьяковской галереей69. Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России. Друзья приходили к нему отдохнуть и укрепить себя, свой дух.

Борис Кустодиев: 
самые популярные 
картины (топ 12)

Борис Кустодиев: самые популярные картины (топ 12)

Одинаковая одежда выдает в них извозчиков, устроивших себе чайный перерыв. В. И. Ленина)33153740. 1918—1923», посвящённой 5-летию Красной Армии. Картина Кустодиева Масленица дышит атмосферой праздника. Рука по-прежнему болит, особенно по утрам.

В 1920 году из под кисти Кустодиева выходит еще одна Картина «Масленица» – это быт народа России и его многовековая история. По замечанию литературоведа Юрия Карякина именно «вот эта боль и взорвалась в Большевике», боязнь Кустодиева за дом и за семью25. Картину представили на выставке общества «Мир искусства». Однако эту интерпретацию образа искусствовед Илья Зильберштейн считал небогатой, засомневавшись в том, что церковь оказалась лишь «последней преградой» на пути большевика, буквально «поднявшегося во весть рост» в дни Октябрьской революции44. Так он и работал.

На переднем плане дети катаются на санках. По свидетельству Воинова, в кустодиевском альбоме был проект картины, в котором по концепции «старых мастеров» соединялись «раскрытые интерьеры и улица»38. Но интересовала Кустодиева только живопись.

Борис Кустодиев 
– картины с названиями 
и описанием по алфавиту

Борис Кустодиев – картины с названиями и описанием по алфавиту

Все это домысливается при взгляде на шедевр Кустодиева, третий по счету на тему масленицы. Подход Кустодиева, творчество которого вошло в стадию наивно-символической оценки революции, схож с методом Константина Юона изобразившего в своей работе «Новая планета» (1921 год 71 100, 8см картон, темпера Государственная Третьяковская галерея) по аналогии с миром космоса метафоричное разрушение старого строя и рождение нового советского государства5955286061. Подход Кустодиева, творчество которого вошло в стадию наивно-символической оценки революции, схож с методом Константина Юона изобразившего в своей работе «Новая планета» (1921 год 71 100, 8см картон, темпера Государственная Третьяковская галерея) по аналогии с миром космоса метафоричное разрушение старого строя и рождение нового советского государства5955286061.

В работе над картиной Кустодиев использовал и предварительные наброски к «Большевику», созданные ещё в 1919 году37. Он умер 26 мая 1927 года – буквально в работе. Кустодиева, когда он по преимуществу занимался портретами.

Твой, мол, портрет Шаляпина слаб, это литература». На домах и лавках виднеются живописные вывески «Трактир», «Пряники» с изображением калачей или баранок, запрещённые приказом петербургского градоначальника Драчевского в 1914 году как «аляповатые» и оттого сохранившиеся лишь в провинции. Демонстрация на площади Урицкого» (1921 год 133 268см холст, масло Государственный Русский музей) и «Ночной праздник на Неве» (1923 год 107 216см холст, масло Государственный центральный музей современной истории России)62586364. Писатель Аркадий Кудря отмечал, что воплощённый в разгневанном человеке зрительный образ большевика переполнен яростью53, что, по замечанию филолога Юрия Степанова, является выражением ужаса, коллективного бессознательного и берёт исток в картине Франсиско Гойи «Колосс», написанной им около 1808 года, на которой страшный великан с силой поднимается из моря над толпой в ужасе разбегающихся людей4533. Только щеки да нос краснеют». Тогда же вступил в объединения известные как: Мир искусства и Союз русских художников.

В Испании художник делал копии с картин знаменитого Д. Веласкеса. Болезнь прогрессировала. В 1916 году наступил полный паралич ног.

Увидеть эту картину можно в петербургском Государственном Русском музее. По мнению Зильберштейна, данная картина занимает «исключительное место в творчестве Кустодиева», её отличает «убедительность яркой мысли и взволнованного чувства художника»44. Голова большевика выходит за верхний край полотна, она будто касается небес и обрамлена складками знамени зритель может увидеть в нём «Ангела сильного облачённого облаком над головой его была радуга» и «ноги его как столпы огненные»46 (Откровение Иоанна Богослова, 10:1)51. Что было в его силах в это смутное и голодное время. Картину представили на выставке общества «Мир искусства».

Краткая информация о художнике и его картинах

Видно, что идет соревнование, кто быстрее, звонче, удалее. Степанов также рассказывал о бытовании среди старых москвичей одной легенды, согласно которой Фёдор Шаляпин во время написания Кустодиевым его портрета увидел у него дома эту картину с фигурой огромного большевика и, содрогнувшись, сказал: «Ну, пора уезжать. »4533. Вдали видны постройки старинного русского городка, навеянные Кустодиеву прежними его живописными циклами пейзажей Костромы и Кинешмы 1910-х годов, а также декорациями к «Вражьей силе». Разнообразие пространственных позиций в картине граничит с законом тяготения: наклонные оси тел образуют как бы веер, раскрытый изнутри картины. Репин привлек молодого художника к соавторству в картине Заседание Государственного Совета (1901–1903, Русский музей, Петербург).

В это время Кустодиев писал так много, как не писал будучи совершенно здоровым. Оригинал хранился в семье Шаляпина, но в 1968 году был передан его дочерьми в дар Ленинградскому театральному музею и с 1985 года выставляется в Большой гостиной в доме-музее Ф. И. Шаляпина в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). Картины Кустодиева богаты именно оттенками. Но еще – память, воображение. Свои уроки мастерства получал В Петербургской академии художеств у И. Е. Репина. Именно тогда его мучают такие сильные боли, что Борис Михайлович не в силах даже спать.

В 2017 году «Большевик» экспонировался на выставке в Королевской академии художеств в Лондоне, посвящённой искусству, рождённому Октябрьской революцией70. В вышине – стая грачей, птицы прилетели и находятся в ожидании весеннего тепла. Тогда же, зимой, «Большевика» увидел писатель Евгений Замятин, верный друг Кустодиева, приехавший к нему в мастерскую на позирование для своего портрета. Понимая всю тяжесть своей болезни, он часто говорил своим детям, Ирине и Кириллу: «Счастливые вы, доживете и увидите всю красоту предстоящей жизни»16. 1903Уже через несколько дней после знакомства художник задумал написать ее портрет.

  • Борис Михайлович Кустодиев (1878–1927)
  • Смотреть галерею Смотреть галерею Кустодиева Бориса Михайловича
  • Картины — Кустодиев, Борис Михайлович
  • Бориса Кустодиева представили как фотографа
  • Кустодиев Борис МихайловичКартины и биография

А участие в написании парадного «Торжественного заседания Государственного совета», к работе над которым молодого художника привлек И. Е. Репин, осталось не более чем эпизодом в его наполненной до краев жизни. Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане –«русские венеры»). В период с 1916 по 1922 год Кустодиев создал несколько полотен изображающих масленичные забавы («Масленица», 1916, Третьяковская галерея, Москва). Солнечным майским днем 1927 года вся семья Кустодиевых выбралась на прогулку за город. После октября 1917 года в исторической живописи появились новые темы и герои. Больной без сознания, вот таким образом вам решать, что сохранить ему: руки или ноги.

Художник написал богоматерь с жены, а ее младенца – со своего долгожданного сына Игоря. Началась гражданская война, ставшая тяжёлым испытанием для Кустодиева: многие его друзья уехали из страны, а семье с трудом удавалось сводить концы с концами14. Друзья приходили к нему отдохнуть и укрепить себя, свой дух. В этом богатыре как персонификации Октябрьской революции виден сам Иван из поэмы «150 000 000» Владимира Маяковского: «Россия вся единый Иван, /и рука у него — Нева, /а пятки — каспийские степи» здесь поэт перевоплотился в своего героя, который как в стихотворении Марины Цветаевой: «Превыше крестов и труб, /Крещенный в огне и дыме, /Архангел-тяжелоступ»4748. Космологический символизм сказывается и в портретах (Автопортрет, 1918 Голова мальчика-узбека, 1921 Портрет Анны Ахматовой, 1922 и др. ).

  • Юлия Прошинская – муза Бориса Кустодиева: История любви-история борьбы
  • Пышнотелые красавицы Бориса Кустодиева
  • «Вот уж кто чудит, так это Кустодиев»
  • Пионерская правда против суда Линча
  • Он мечтал сыграть Суворова, но прославился ролью Бабы-Яги
  • Журнальные утки во французском меню

Из его записной книжки: Каждое существо хочет жить, даже таракан. Воинов, впервые увидевший «Большевика» в мастерской Кустодиева, записал 3 декабря в своём дневнике за 1921 год, что «картина производит огромное впечатление» и в ней, «по-моему, есть глубокое чувство художника к переживаемым им событиям, чисто чувственное интуитивное»3940. Зритель как будто слышит разноголосый гомон, музыку гармоники в руках молодого парня. С 1906 Борис Кустодиев выступал с сериями картин на темы праздничного крестьянского и провинциального мещанско-купеческого быта (Ярмарки, Масленицы, Балаганы, Деревенские праздники) для этих работ характерны развёрнутая повествовательность, яркая многоцветность, жизненная достоверность в деталях и сближающие Кустодиева с практикой модерна линейно-плоскостное, декоративное решение композиции игра разномасштабными фигурами и планами.

Картина экспонировалась на выставке объединения «Мир искусства» в Москве в 1917 году, тогда же была приобретена в частное собрание и в поле зрения искусствоведов непопадала. На переднем плане дети катаются на санках. Анатомию человека не знаешь — не пытайся обнаженную натуру писать, не дастся она тебе. Дело в том, что он любил свою Родину во всех проявлениях, принимая исторические события как данность.

  1. Самое интересное в виде мозаики
  2. Весь организм его, кроме мозга, сердца и рук, был поражен
  3. Книги, графика, плакат, календари, декорации
  4. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  5. Русский художник Борис Кустодиев
  6. Сайт о жизни и творчестве художника
  7. Картина Кустодиева«Большевик»: трактовка и описание
  8. Астраханское детство Бориса Кустодиева

Я. Билибин, 1901). В 1924 году Кустодиев рискнул отдать картину на выставку в Венеции, где она значилась под ещё более красноречивым названием «Триумфатор»67424325. Большевик та сила, которая поворотила Россию37 делом рук своих, знаменем, он попирает собой всё вокруг, что там церкви — большевик выше самого бога52 он Колосс40, охвативший космос, «витрувианский человек», маячащий в облаках как грядущий идеал32. Среди графических работ Кустодиева — «Манифестация» (1906), «Первомайская демонстрация у Путиловского завода» (1906). Образ его не лишён черт повседневности и решён в конкретно-бытовом плане, наивно и прямолинейно: простое русское бородатое лицо, неопрятная одежда, зимняя рабочая куртка-ватник и сапоги, шапка-ушанка и развевающийся серый шарф441533454616213747. Одна из наиболее известных жанровых картин художника — «Ярмарка» (1906, Третьяковская галерея, Москва).

Большевик та сила, которая поворотила Россию37 делом рук своих, знаменем, он попирает собой всё вокруг, что там церкви — большевик выше самого бога52 он Колосс40, охвативший космос, «витрувианский человек», маячащий в облаках как грядущий идеал32. Здесь была опубликована серия иллюстраций Кустодиева 151 к «Неточке Незвановой» Ф. М. Достоевского, к «Дедушке Мазаю» Н. А. Некрасова, к рассказам А. П. Чехова. Поиски собственного творческого стиля постепенно привели живописца к идее изображения мира российской провинции в его парадной, праздничной ипостаси.

  1. Молодая купчиха в клетчатом платочке, 1919

Поначалу он был влюблён в революцию как в «свободную, огнеглазую любовницу», но после победы большевиков стал различать в цензуре печати «жандармскую коросту», а в арестах «советской полицией» инакомыслящих — «знакомый дух охранки». Некоторые критики считали, что церковь стала на пути большевика как последний «символ самодержавия, верная хранительница старых порядков», которую он легко переступит как раньше перешагивал дома, как растаптывал всё прежде213914. Как писал Шаляпин, «недолго мне пришлось любовно глядеть на этого удивительного человека. Словно средневековые цеховые мастера во время торжественной церемонии. Он жил в состоянии радостного возбуждения.

Картина экспонируетсяв Нижнетагильском художественном музее изобразительных искусств. Картину укрепляли горизонтально и ее можно было передвигать взад и вперед. В 1916 году он написал «Масленицу», которую высоко оценил Репин. Борис Кустодиев родился 7 марта 1878 года в Астрахани. Когда ему было девять лет, в город привезли выставку художников-передвижников. Пейзажи этого времени близки по манере исполнения более ранним работам 1910-х годов, в которых тесно переплелись элементы импрессионизма и «передвижнического реализма».

Борис Михайлович 
Кустодиев (1878–1927)

На следующий день праздник вновь вернется в город, затем еще раз. Казалось бы и брови незаметные, белесые и глаза блеклые, серые, а красавец. Свои уроки мастерства получал В Петербургской академии художеств у И. Е. Репина. Но храм изображен светлым и расположен между красивыми деревьями. В 1916 году он написал «Масленицу», которую высоко оценил Репин.

Борис Кустодиев стал известен в Европе в 1907 году, когда золотой медали VII Международной выставки во Флоренции был удостоен его портрет В. В. Матэ1 (хранится в Государственном Русском музее)2. Городской люд осенён огромным, грандиозно развевающимся кроваво-красным полотнищем стяга, которое, как пылающее пламя революционного пожара, окутало всё городское пространство и змееподобно закрыло все небо, теряясь за линией горизонта и распростёршись по всему верхнему краю картины как «новые небеса»33461421 (Книга пророка Исаии, 66:22)50. По трактовке Карякина, большевик идя на церковь, личный мир Кустодиева, «идет на художника, его хочет стереть с лица земли»25.

Кустодиев был страстным любителем классической музыки, писал, ваял и рисовал портреты своего кумира множество раз. 1918—1923», посвящённой 5-летию Красной Армии. Доминирующие на полотне красные и чёрные тона, благодаря которым «Большевик» приобретает победную монументальность, добавляют композиции ощущение бунтарства, бесконтрольности и стихийности, которыми наполнено «27 февраля 1917 года», во многом из-за собственных наивно романтических революционных представлений художника141721.

Он побывал в Париже, где учился в частной студии Р. Менара. К этому же времени относится увлечение художника темой Масленицы. Старейшина уважаемого собрания сидит под иконой. В 1912 году Б. М. Кустодиев начал работу над большим живописным портретом художников общества «Мир искусства», которая заняла шесть лет. Спустя три года после Октябрьской революции Кустодиев подошёл к синтезу и осмыслению всего происшедшего плодом его раздумий стала картина «Большевик», написанная в 1919—1920 годах212216814.

Чертовски трудно. По выражению Воинова, «большевик движется на церковь» будто «красный призрак», который «опьяняет и увлекает за собой массы» в этом по мнению критиков можно разглядеть отсылку к чётко обозначенному к моменту создания полотна отношению новой власти к религии3738. Веселье охватывает всех. За свою программную работу «На базаре» (картина не сохранилась, остался только ее этюд) художник получил золотую медаль и право на заграничную поездку. Свою дачу-мастерскую он называл «Теремом». Одинаковая одежда выдает в них извозчиков, устроивших себе чайный перерыв. У Кустодиева озорной, но вместе с тем и печальный взгляд, в котором можно увидеть расстройство от неудачного лечения, либо любовь к родине, которая питала его творчество и с которой он часто расставался ради отъезда к заграничным врачам131445.

Кустодиевой. Понимая всю тяжесть своей болезни, он часто говорил своим детям, Ирине и Кириллу: «Счастливые вы, доживете и увидите всю красоту предстоящей жизни»16. В беседе с Всеволодом Воиновым художник говорил, что в то время его неудержимо «привлекала к себе мысль выразить в большой картине чувство стихийного в большевизме»262728. Первый опыт иллюстрирования был предпринят в 19011511902 годах, когда в провинциальной Вятке вышла в свет очень плохо напечатанная книга «Тарас Бульба». Как отмечал Воинов, «чисто живописное достоинство картины превосходно — борьба синих теней с яркими лучами скользящего солнца, брызги света на заиндевевших деревьях, голубые тени на снегу»38.

Колористические, композиционные и идейные принципы данного полотна были развиты Кустодиевым в последующих работах, в особенности в портрете Шаляпина, положившем начало «типичному» творческому методу художника, впоследствии описанном искусствоведом Марком Григорьевичем Эткиндом: «Модель подается напористо, крупным планом, занимает изрядную часть холста сохраняется импрессионистическая свежесть первого впечатления, живость непосредственного восприятия»14. Тем не менее в эти годы были написаны многие большие и жизнерадостные картины. По выражению Воинова, «большевик движется на церковь» будто «красный призрак», который «опьяняет и увлекает за собой массы» в этом по мнению критиков можно разглядеть отсылку к чётко обозначенному к моменту создания полотна отношению новой власти к религии3738. В 1903 году Кустодиев отправился в Европу.

Нашу соседку помещицу только что посадили в тюрьму и требуют 10 000 р. выкупа. А художник был почти беспомощным. Слова оказались пророческимиИрина Кустодиева. Как вспоминал Шаляпин, портрет Кустодиев «написал быстро». Он умер на следующий день от скоротечного воспаления легких. Особо часто он посещал такие города и сёла, как Кострома, Кинешма, Романов-Борисоглебск (Тутаев), Нижний Новгород и др. Заканчивалась Масленица сжиганием соломенного чучела, символизирующего зиму.

Репин говорит: «Глаз свой воспитывайте еще пуще руки». Так он стал одним из зачинателей нового художественного направления — соцреализма14. Кустодиев разрабатывал жанр портрета-картины, связывая модель с интерьером или пейзажем. Потрясенный до глубины души их удивительным и притягательным мастерством, мальчик решил, что обязательно станет живописцем. В центре трактира за одним столом разместилась очень колоритная группа.

Кустодиев разрабатывал жанр портрета-картины, связывая модель с интерьером или пейзажем. Он побывал в Париже, где учился в частной студии Р. Менара. Как писал Анатолий Дмитренко, «несмотря на известную наивность и некоторую надуманность решения», картина волнует «смелостью живописного, композиционного построения искренностью, желанием художника откликнуться на события времени»22. Также отмечалось, что «революционная тематика трактовалась им в декоративно-стилизованной символике, что сообщало его творчеству этого периода мелкобуржуазный налет», который очевиден в «Большевике», наделённом «ошибочным пониманием им русской революции как проявления неорганизованных, стихийных народных сил»57.

Я терпелива. Новое Временное правительство, пользовавшееся поддержкой старого чиновничьего аппарата, не обладало реальной властью, а Совет рабочих и солдатских депутатов, поддержанный армейскими массами, в свою очередь не обладал законной властью сложившееся «двоевластие» разрешилось Октябрьской революцией 1917 года — низложением Временного правительства и приходом к власти большевиков12. Премьера «Вражьей силы» прошла 7 ноября 1920 года, по свидетельству сына Кустодиева, Кирилла, блестяще, да так, что «домой вернулся отец возбужденный, говорил, что Шаляпин — гений и что для истории необходимо написать его портрет». За 2–3 часа надо сделать приличный этюд Пишу бабу покладистую — хоть неделю будет стоять.

Первым 151 в 1919 году 151 был подготовлен сборник, в который вошли «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о золотом петушке». Несмотря на запреты врачей, Кустодиев начал работать вскоре после операции. Кустодиев с охотой отозвался на это предложение. Только щеки да нос краснеют». Композиционное построение портрета является любимым для Кустодиева — центральная фигура, укрупнённый первый план, за которым далеко и внизу развёрстывается большое пространство, прямо как на картине «Купчиха».

Стиснув зубы, большевик крепко сжимает могучими своими руками древко знамени2140. Он пишет свою дочь Ирину, просто наблюдая за ней. Кроме своей художественной деятельности Борис Михайлович пробовал себя, весьма небезуспешно, в скульптуре (1908 г). Среди графических работ Кустодиева — «Манифестация» (1906), «Первомайская демонстрация у Путиловского завода» (1906).

Первые признаки болезни появились еще в предвоенные годы. По мнению Зильберштейна, данная картина занимает «исключительное место в творчестве Кустодиева», её отличает «убедительность яркой мысли и взволнованного чувства художника»44. Увидеть эту прекрасную картину можно в Государственном Русском музее Санкт-Петербурга. Чинно и с достоинством вкушают чай извозчики. Его эскизы «Бунт против бояр на старой Руси» (1897) и «У кружала стрельцы гуляют» (1901, Русский музей, Санкт-Петербург), предназначенные для академических конкурсов, немного напоминают исторические полотна С. В. Иванова.

В одиннадцать месяцев малыш заболел менингитом и умер в страшных мучениях. Большевик будто произрастает из коллективного человеческого тела, гущи народа из бесчисленных и безликих, тёмных масс миллионов людей, заполнивших до отказа тесные улицы и переулки, по которым они бегут толпой, текут потоком вслед за вожаком в светлое будущее161746142149. Так он стал одним из зачинателей нового художественного направления — соцреализма14. В академии Кустодиев начал писать картины с исторической тематикой. 1910 На террасе.

Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России. Большое количество портретов в творчестве художника занимают детские. Полотно находится в Русском музее в Петербурге. Он восторгался народными гуляньями, ярмарками, вдохновлялся лубочными изображениями: «Ярмарка была такая, что я стоял как обалделый. Репин говорит: «Глаз свой воспитывайте еще пуще руки».

Несмотря на это в 1913 году он стал преподавать в петербургской Новой художественной мастерской, а самые известные картины художника Кустодиева с названиями Купчиха за чаем, Масленица, Портрет Шаляпина и Русская Венера были написаны в этот тяжелый период. Таким образом портрет был написан дважды — в 1921 и 1922 годах. 1905 год. Особо часто он посещал такие города и сёла, как Кострома, Кинешма, Романов-Борисоглебск (Тутаев), Нижний Новгород и др. В этих композициях отразилось увлечение мастера народным творчеством, а также искусством Питера Брейгеля Старшего, произведениями которого («Битва Масленицы и Поста», 1559, Музей истории искусства, Вена «Фламандские пословицы», 1559, Государственные музеи, Берлин) Кустодиев всегда восхищался.

Первое советское издательство 151 Литературноиздательский отдел Наркомпроса 151 начало выпускать многотиражную «Народную библиотеку». Но бодрость не покидала его. Веселье охватывает всех. Ярко расписные сани, которые мчит пара лошадей вдоль улицы.

И ей показалось, что это не просто портрет, а робкое признание и надежда. И. Шаляпин». Через три года, вернувшись в Россию после лечения от опухоли спинного мозга в Швейцарии, зимой 1912 года в Петербурге Кустодиев заканчивает свой автопортрет по просьбе министра народного просвещения Италии Луиджи Кредаро, выразившего в письме художнику желание дополнить коллекцию галереи Уффици автопортретами «ныне живущих больших художников»3145. Москва» исполненной им в двух вариантах в 1905 году для журнала «Жупел» (26 26см бумага, тушь, акварель Государственная Третьяковская галерея). Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева — портретиста (И. Художник впервые показал портрет на выставке «Мир искусства» в 1913 году, где она произвела фурор. Именно в это время он начал поиск собственного неповторимого стиля в живописи.

Рисунок готов и был подарен позировавшей Юлии. Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане –«русские венеры»). Движение праздника можно почувствовать по залихватски мчащимся саням.

Специальное образование будущий художник получил в Академии художеств, где его учителем был Илья Ефимович Репин (1844 151 1930). Посмотрев спектакль, Александр Блок, поражённый силой художественного обобщения, записал в своём дневнике, что «Шаляпин в Еремке («Вражья сила» Серова) достигает изображения пьяной наглости, хитрости, себе на уме, кровавости, ужаса русского кузнеца. В 2017 году «Большевик» экспонировался на выставке в Королевской академии художеств в Лондоне, посвящённой искусству, рождённому Октябрьской революцией70. Параллельно с этой большой работой Борис Кустодиев создал ряд прекрасных портретов, один из которых принес его автору золотую медаль Международной выставки в Мюнхене. Юлия Евстафьевна сидит в коридоре. Это одна из первых больших работ Кустодиева после пережитых операций на позвоночнике.

По свидетельству Всеволода Воинова, Петров-Водкин раздосадовал Кустодиева бесцеремонностью нападения на «Мир искусства» и своим отношением к нему «как бы покровительственно, с сожалением»: «Конечно, мол, ты бедненький, сидишь в своем кресле, ничего не видишь: отстал от века. Художник – без рук, он жить не сможет. Окончила (в 1898) Александровское училище при Смольном институте. Его эскизы «Бунт против бояр на старой Руси» (1897) и «У кружала стрельцы гуляют» (1901, Русский музей, Санкт-Петербург), предназначенные для академических конкурсов, немного напоминают исторические полотна С. В. Иванова.

Впоследствии Шаляпин пригласил Кустодиева к совместной работе над постановкой оперы «Вражья сила» в Мариинском театре в качестве художника по декорациям и костюмам. Наряду с внешне эффектными, часто салонными портретами он создавал портреты интимно-лирического склада ("Утро", 1904, Русский музей), а также сходные по общей концепции и манере исполнения с его бытовым жанром, в которых портретируемый, сохраняя свою индивидуальность, приобретает обобщённые национальные черты (автопортрет, 1912, Галерея Уффици, Флоренция портреты А. И. Анисимова, 1915, Ф. И. Шаляпина, 1922, оба – Русский музей). Сразу же после написания портрет был приобретён Шаляпиным.

С начала 1900-х гг. М. и В. А. Кастальские), няня. Автопортрет размером 100 x 85см выполнен гуашью и темперой по картону1211. Положительные перемены в жизни страны, которых так ждал Кустодиев, не начались: война, как и террор, не закончилась — они несли с собой нищету, голод и общественный раскол14. Демонстрация на площади Урицкого» (1921 год 133 268см холст, масло Государственный Русский музей) и «Ночной праздник на Неве» (1923 год 107 216см холст, масло Государственный центральный музей современной истории России)62586364. С первых послереволюционных лет Кустодиев активно включился в творческую работу для новой, советской власти: участвовал в праздничном оформлении Петрограда к 1-й годовщине Октября, оформлял книги о Ленине, написал четыре ленинских портрета, принял участие в разработке «будёновки», создавал плакаты, лубки, панно и полотна, прославляющие революцию и изображающие революционную Россию в радужных тонах17142181920.

Он приезжает в Швейцарию и оказывается на больничной койке. Зритель как будто слышит разноголосый гомон, музыку гармоники в руках молодого парня. По трактовке Карякина, большевик идя на церковь, личный мир Кустодиева, «идет на художника, его хочет стереть с лица земли»25. Картины, посвященные любимому народному празднику, необыкновенно динамичны и многолюдны.

В том же году Кустодиев предложил «Большевика» организаторам выставки картин и скульптур «Красная Армия. Произведение художника на тему зимы наполнено неподдельной радостью. Манеры аристократки тщательно скрыты за кротким, но мощным нравом купчихи. Однако в случае «Большевика», снег, являющийся любимым выразительным средством Кустодиева, померк до синевы от тени огромных фигуры и флага, сквозь складки которого проникают редкие всполохи солнечного света. Автор выбирает яркие цвета: ярко-красный или зеленый узор расписных саней, фасад домов. Борис Кустодиев Портрет Ю. Е. В прежних картинах Кустодиев придавал церквям уютную и величественную красоту, сообразно высказыванию самого художника, как-то записанному Воиновым: «Церковь на моей картине — моя подпись»37. Он говорил своему ученику: «Научился немного рисовать — все равно что ничему не научился.

Борис Кустодиев стал известен в Европе в 1907 году, когда золотой медали VII Международной выставки во Флоренции был удостоен его портрет В. В. Матэ1 (хранится в Государственном Русском музее)2. В сани норовит сесть на ходу юнкер с подругой, они слева.

Кустодиевой с дочерью Ириной. Жанр и портрет русской провинции известен поклонникам творчества этого художника по картинам «Купчиха», «Купчиха за чаем», «Ф. Словно сама провинциальная, сонная, купеческая Россия, бездумно улыбаясь, смотрела на зрителя с полотен Бориса Михайловича. Творчеству каждого из них мы собираемся в будущем посвятить отдельные статьи цикла «Художники книги ХХ века». После смерти Кустодиева в 1927 году в возрасте всего 49 лет6816 «Большевик» экспонировался на выставках, организованных Русским музеем и Третьяковской галереей69. Репин привлек молодого художника к соавторству в картине «Заседание Государственного Совета» (1901–1903, Русский музей, Петербург). Тем же образом Шаляпин и отвозил Кустодиева домой, а затем прощался.

Однако в случае «Большевика», снег, являющийся любимым выразительным средством Кустодиева, померк до синевы от тени огромных фигуры и флага, сквозь складки которого проникают редкие всполохи солнечного света. Откровенно любуясь материально-телесным изобилием, пёстрым узорочьем изображаемого мира иногда идеализируя его, Кустодиев в то же время относится к нему иронически (Купчихи, темпера, 1912, Музей русского искусства, Киев Красавица, 1915, Третьяковская галерея Купчиха за чаем, 1918, Русский музей). А болезнь художника прогрессировала.

Богатое разноцветье билибинских книг для Государственного издательства было неподъемным. Но Кустодиева тянуло домой, на родину и, не дождавшись окончания срока командировки, весной 1904 года он вернулся в Петербург. 1906 Портрет жены художника 1909 Портрет Ю. Е. Кустодиевой. В такой оценке творчества художника Воинову вторил и редактор сборника «Утренники» Долмат Лутохин, отметивший, что если кто и «царит на выставке — так это Кустодиев Как он знает и любит Россию. Что это за город.

А незадолго до смерти была создана знаменитая «Русская Венера» 151 гимн во славу женской красоты, увиденной через сугубо национальную исконно русскую призму. Первыми значительными работами Кустодиева стали реалистичные и одухотворенные портреты современников (художника И. Я. Билибина, скульптора Д. С. Стеллецкого, гравера В. В. Матэ и др. ) Эти портреты, показанные на выставках в Петербурге (1896, 1897, 1900, 1901), Мюнхене (1901) и Вене (1901), принесли молодому художнику, еще не окончившему академию, широкую известность. Большевик ступает через толпу людишек-муравьёв как Гулливер среди лилипутов, он своего рода «Гулливер революции»45331537. Мать осталась вдовой в 25 лет и содержала четверых детей. Будто впервые.

В прежних картинах Кустодиев придавал церквям уютную и величественную красоту, сообразно высказыванию самого художника, как-то записанному Воиновым: «Церковь на моей картине — моя подпись»37. Репин привлек молодого художника к соавторству в картине Заседание Государственного Совета (1901–1903, Русский музей, Петербург). Искусство требует всей жизни. «Большевик» оказался одним из самых первых, наиболее известных и значительных произведений тех лет, созданных на революционную тему при помощи аллегории и ставших классикой советского изобразительного искусства542755161728. Заканчивалась Масленица сжиганием соломенного чучела, символизирующего зиму.

На самом деле тем, кто знаком с личностью Бориса Михайловича, это совсем неудивительно. С Шаляпиным у Кустодиева установились добрые отношения. Он создал мир грез о провинциальной России, мир красивой и яркой фантазии, уходящей корнями в детство и юность этого замечательного мастера. Как отметил историк культуры Михаил Лифшиц, «большевик для художника — это человек, выражающий волю большинства.

Эти портреты наполнены светлыми тонами и цветами, а сама манера их исполнения близка работам мирискусников (Борис Михайлович являлся членом этого творческого объединения).