Картина Левитана Озеро Русь
«озеро» — картина русского художника Исаака Левитана (1860—1900), над которой он работал в 1899—1900 годах.
Описание картины Озеро (Русь) Левитана: анализ, материалы для сочинения
Небо изображенное Левитаном, несет в себе особый смысл. Натурой послужило озеро в Тверской губернии, куда часто ездил художник. Пейзаж, по выражению Фёдорова-Давыдова, «менее всего иллюстративен» и он «смотрится как реальная натура прежде всего»30. Некоторая его часть на картине не видна, она скрывается за правым берегом. В мае 1900 года, навещая в Химках студентов своего пейзажного класса, работавших там на пленэре на снятой для них даче, Левитан простудился, что привело к тяжёлому осложнению болезни сердца. По словам Мальцевой, «наличие в творчестве Левитана такого мажорного произведения закономерно», поскольку «оно органично сливается со многими его пейзажами последнего периода»52.
Брюллов, Щедрин, Иванов восхищались итальянскими пейзажами и ландшафтами, но отказывали в красоте «стране родимых осин». Звали этого художника Никифор Крылов, а его учителем был Алексей Венецианов, тот самый, что разрабатывал в искусстве «крестьянский жанр». Все предметы обобщены, так как Левитан пишет картину широкими мазками. На картине так же изображены деревья и сочные луга. В своей «лебединой песне» Левитан вновь утвердил те идеалы, которыми было проникнуто его искусство на протяжении всей жизни.
Одна ты несёшься по ясной глазури»)2728. Импрессионизм и постимпрессионизм, открытые и закрытые пространства, красота и убогость природы — всё это можно найти на картинах Левитана: «Золотая осень», «Март», «Тихая обитель», «Свежий ветер», «Вечерний звон», «Над вечным покоем».
Описание картины Левитана Озеро
В то же время Алексей Фёдоров-Давыдов не соглашался с утверждением Липкина о том, что левитановский эскиз был тематически связан с пушкинской «Тучей». Ж-552). Это мы считаем его шедевром, а критики того времени удивлялись: «Иван Иваныч, вы чего это туману напустили. » Просто до этого Шишкин не считал нужным правильно отображать световоздушную перспективу в своих работах и «Утро», по мнению современников, вышло комом. Над окончательным вариантом картины Левитан работал в Москве. Возможно, художник намеренно выбрал день «бабьего лета», когда «торжественность осени сохраняет ещё очарование лета»44.
Более того, в какой-то мере синтезированным оказалось и состояние природы: с одной стороны, жёлтый цвет листвы деревьев и сжатых полей указывает на то, что дело происходит осенью, а с другой — освещение и облака выглядят совсем по-летнему. На втором плане изображено освещённое солнцем водное пространство большого озера. Слободка», «Лунная ночь. Русь» отличается отсутствием композиционной структуры, как другие полотна художника. Озеро» (бумага на картоне, масло, 17, 6 26, 2см инв. Левитан работал очень вдохновенно.
Также в этой связи упоминаются пастель 1895 года под названием «Хмурый день» (48 62см, ГРМ) и картина «Лесное озеро» (холст, масло, 1890-е, 48 80см, ). В начале 2000-х годов искусствовед Фаина Мальцева писала, что за столетие, минувшее со времени создания картины «Озеро», она не потеряла «своей высокой художественности и эстетической действенности». Она вселяет в нас надежду в то, что впереди у России радостное и светлое будущее.
В Государственной Третьяковской галерее есть три этюда для картины «Озеро» — «Ветреный день» (бумага на холсте, масло, 1898—1899, 14 18см, 5341, поступил в 1917 году из собрания семьи М. А. Морозова и М. К. Морозовой), «Последние лучи. Работа очень тихая по настроению и сбалансированная по композиции. По словам Фёдорова-Давыдова, в этом полотне — «лебединой песне» Левитана — художник «вновь утвердил те идеалы, которыми было проникнуто его искусство и оставил его как завещание, вместе с теми новыми художественными проблемами, над решением которых его настигла смерть». Весна» (холст, масло, 1898, 91 59см, ), которую исследователи творчества художника рассматривают как одно из подготовительных произведений для будущей картины «Озеро». Пейзаж, по выражению Фёдорова-Давыдова, «менее всего иллюстративен» и он «смотрится как реальная натура прежде всего».
Это не просто вид в селе Спасское, а некое идеальное представление окружающего мира. Глядя на эту картину, невольно испытываешь радость и чувство гордости за свой край. «Озеро» – не реальный, а сочиненный образ природы. На написание данной картины было потрачено много времени. Озеро имеет извилистую форму.
Последняя работа художника. Русь». В 1894 году Левитан закончил картину «Над вечным покоем» (холст, масло, 150 206см, ГТГ), на которой изобразил широкое водное пространство, хотя было не вполне понятно, озеро это или река (над этим полотном художник работал на озере Удомля близ Вышнего Волочка). Искусствоведы отмечали синтетичность изображённого на картине пейзажа, которая проявляется не только в том, что он был «сочинён» из нескольких натурных этюдов, но и в «собирательном, обобщающем характере самого образа, его идейной синтетичности», в том, что он представляет образ целой страны, — именно вот таким образом Левитан изначально хотел назвать его «Русью». На всем его протяжении видно четкое отражение небесных объектов.
Мальцева отмечала, что, несмотря на некоторую живописную незавершённость левитановского пейзажа, он «сам собой ещё больше закрепляет за созданным образом предполагавшееся художником второе, более расширительное название» (имеется в виду альтернативное название «Русь»). Это полотно стало лебединой песнью Левитана. По словам Фёдорова-Давыдова, в этом полотне — «лебединой песне» Левитана — художник «вновь утвердил те идеалы, которыми было проникнуто его искусство и оставил его как завещание, вместе с теми новыми художественными проблемами, над решением которых его настигла смерть»49. В письме к писателю Антону Чехову от 23 июня 1898 года Левитан сообщал: «Живу я здесь в великолеп месте: на берегу очень высоко громадного озера, кругом меня леса, а в озере кишит рыба»21. По словам Манина, в этом произведении «желание уловить меняющееся состояние атмосферы, переменчивость красок мира, подвижность воздуха, равно как и эскизная манера фиксации чувств и переживаний, явили собой результат иного метода осмысления мира», а «былой масштаб мышления заменился зорким восприятием природных явлений, улавливанием их погодных состояний»51. Несмотря на то, что эта работа Левитана до конца не закончена, полотно «Озеро.
Именно в конце 1890-х годов художник работал над иллюстрациями к произведениям Александра Сергеевича Пушкина и прочитав его стихотворение «Последняя туча рассеянной бури», в фантазиях художника зародился новый пейзажный мотив. В настоящее время картина «Озеро» выставлена в зале 40 флигеля Росси, где, кроме неё, находятся другие произведения Исаака Левитана, среди которых «Золотая осень. Искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов относил картину «Озеро» к «замечательным творениям Левитана» и писал, что это полотно производит на зрителей «непосредственно большое и сильное впечатление, как могучая и прекрасная картина русской природы». Имение принадлежало семье Олениных— Владимиру Александровичу (правнуку Алексея Оленина— государственного секретаря и президента Академии художеств) и его жене Елизавете Дмитриевне, урождённой Скарятиной. Аналогичное описание можно найти в письме Левитана к художнице Елене Карзинкиной от 5 июля 1898 года: «Живу я в очень милом месте: озеро большое, горы, лес, полная тишина, даже слишком (впрочем, скоро нарушится всё это— приедут владельцы, Оленины), но всё-таки очень хорошо здесь»22. В обоих случаях автор основную часть композиции посвятил изображению большого озера с красивой церковью на берегу.
Холодная Россия их не вдохновляла. Картина открывает нам торжествующую и величественную мощь природы. На берегах чередуются желто-коричневые и зеленые полосы сжатых полей и лугов, оранжево-коричневая листва деревьев, белые пятна церквей и красновато-коричневые дома.
Ветреный день», находится в собрании. На втором плане изображено освещённое солнцем водное пространство большого озера. В начале 2000-х годов искусствовед Фаина Мальцева писала, что за столетие, минувшее со времени создания картины «Озеро», она не потеряла «своей высокой художественности и эстетической действенности».
Картина «Озеро» написана большими, широкими мазками, которые подчёркивают весомость и материальную ощутимость изображённого. Она – важная часть пейзажного образа и средство его выразительности. Художник Константин Юон писал, что картина «Озеро», так же как и «Март» и «Свежий ветер. Аналогичное описание можно найти в письме Левитана к художнице Елене Карзинкиной от 5 июля 1898 года: «Живу я в очень милом месте: озеро большое, горы, лес, полная тишина, даже слишком (впрочем, скоро нарушится всё это— приедут владельцы, Оленины), но всё-таки очень хорошо здесь». Слободка», «Лунная ночь. Русь» стало итогом его многолетних исканий в изображении родной страны.
Впоследствии, признавая сложный и синтетический характер образа, представленного Левитаном на полотне «Озеро» и сочинённость изображённого на нём пейзажа искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов писал, что этот пейзаж «кажется гораздо более натурным», чем в картине «Над вечным покоем». По воспоминаниям Липкина, Левитан сказал ему: «Я давно работаю над этой темой, хотел назвать эту вещь Русью, только, пожалуй, немного претенциозно, лучше попроще как-нибудь». Я, например, нахожу эту картину романтичной. Какая-то напасть преследовала русских художников, решивших писать русское, не находите.
На высоком берегу заметны колокольни белого цвета. Русь» считается одной из самых крупных картин художника. Художник вкладывал в это полотно свою выстраданную, благословляющую любовь к жизни и стране, природа которой столь «широко по лицу земли в красе царственной развернулася» (И. Сложно и богато цветовое решение картины. Русь» «с очевидностью проявились живописные поиски художника, как бы начинающие в России пластику искусства нового века».
Учёному особенно понравился этюд к этой картине, который выделялся «богатой, радужной гаммой красок». Искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов относил картину «Озеро» к «замечательным творениям Левитана» и писал, что это полотно производит на зрителей «непосредственно большое и сильное впечатление, как могучая и прекрасная картина русской природы». В 1893 году он написал относительно большую по размеру картину «На озере» (холст, масло, 109 163см, ). Композиция построена по трём планам.
Озеро» (бумага на картоне, масло, 17, 6 26, 2см, 9117, поступил в 1927 году через Государственный музейный фонд из Государственного музея нового западного искусства до этого был в собрании И. А. Морозова) и «Ясный осенний день» (дерево, масло, 12, 5 27, 3см, Ж-123, приобретён в 1961 году у московского коллекционера А. В. Гордона, до этого был в собрании Н. А. Соколова). Левитан соединил буйство летних красок с осенними оттенками родной природы. В Государственной Третьяковской галерее хранится первый вариант картины «Озеро» (холст, масло, 1898—1899, 27 36, 5см инв.
Во всем – красота изобилие, спокойная и свободная мощь. Летом 1898 года Левитан жил в имении Богородское, расположенном в Московской губернии, недалеко от железнодорожной станции Подсолнечное (ныне— в черте города Солнечногорск), на берегу озера Сенеж1819. На портрете кисти В. А. Серова, написанном в первой половине 90-х гг., у Левитана утомленное лицо и очень печальные глаза, его рука бессильно лежит на спинке кресла. Именно вот таким образом на полотне заметны следы переделок и переработок.
Свежесть передана художником в импрессионистической непосредственности. По голубому небу плывут облака, которые отражаются в озёрной воде. Чехова. Русь» даже в таком виде бесспорно принадлежит к наиболее значимым произведениям художника.
Размер и широкий размах пейзажной перспективы наполнен философским смыслом. Визитной карточкой художника стала картина «Рыбаки». В начале февраля 1900 года художника в его мастерской навестил учёный-естествоиспытатель Климент Тимирязев, который пришёл с женой и сыном. Их хочется не просто рассматривать, а размышлять над ними о жизни и её смысле.
На берегу виднеются колокольни ярко белого цвета, сочные зеленые луга, осенние деревья. Тема озера присутствует в ряде произведений, которые он написал по итогам своего пребывания у озера Комо в северной Италии, включая картину «Озеро Комо» (холст, масло, 1895, 96 128см, ГРМ)121516. Болезнь сердца, давно беспокоившая Левитана, начала быстро прогрессировать. Картина «Озеро» написана широкими, большими мазками, уже знакомым нам образом обобщающими формы предметов.
«Озеро. Художник возвратился в Москву, но излечиться ему не удалось— он скончался 22 июля (4 августа) 1900 года. Художник не любил изменчивости природы: то дерево с листвой, то без листвы. Единственное, что оживляет пейзаж — птицы на дороге и в небе.
В собрании Нижегородского государственного художественного музея находится одноимённый эксиз Исаака Левитана к картине «Озеро» (холст, масло, 189847 или 1898—189948, 48, 6 69, 7см)47. Также в этой связи упоминаются пастель 1895 года под названием «Хмурый день» (48 62см, ГРМ) и картина «Лесное озеро» (холст, масло, 1890-е, 48 80см, Ростовский областной музей изобразительных искусств)1217.
Портал Проза. ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. «Написанные маслом философские элегии», — так называют живопись Левитана искусствоведы и критики. Композиция построена по трём планам. Карл Брюллов даже как-то заявил, что у нас в основном зима, а писать зиму и снег невозможно: «Всё выйдет пролитое молоко». По сравнению с первоначальным эскизом, где небо воспринималось в качестве фона, в окончательном варианте оно играет более заметную роль — многочисленные облака словно выплывают из-за горизонта, как будто бы догоняя друг друга тем самым, создаётся впечатление, что они движутся на зрителя и даже выходят за пределы полотна. Весло, опущенное в воду, не даёт всплеска, чтобы не распугать рыбу.
На картине изображена белая колокольня, стоящая на высоком берегу реки. Учёному особенно понравился этюд к этой картине, который выделялся «богатой, радужной гаммой красок»3132. Русь» и экспонируется в Государственном Русском музее. Русь» (1900).
Вот таким образом предпочитал изображать хвойные породы. Зритель видит замысловатые облака, плывущие по голубому бездонному небу. Русь» «с очевидностью проявились живописные поиски художника, как бы начинающие в России пластику искусства нового века». По его словам, в картине «Озеро» Левитан «бессознательно воспроизводил С сентября 1898 года Левитан преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), где возглавлял пейзажный класс. 9117, поступил в 1927 году через Государственный музейный фонд из Государственного музея нового западного искусства до этого был в собрании И. А. Морозова) и «Ясный осенний день» (дерево, масло, 12, 5 27, 3см инв. Конечно же, художник вкладывал в это полотно свою выстраданную, благословляющую любовь к жизни и стране, природа которой столь «широко по лицу земли в красе царственной развернулася» (Иван Никитин) и именно вот таким образом особенно добивался монументального лиризма образа, соединения в живописном решении почти импрессионистической непосредственности ощущения свежести и яркости солнечного дня ранней осени с декоративно-монументальным началом, роднящим «Озеро» с традициями старинной фресковой живописи.
Волга», относится к произведениям Левитана, наполненным «радостью и счастливым ощущением жизни». После его смерти в мастерской осталось около 40 неоконченных картин (включая «Озеро»), а также около трёх сотен этюдов33. Деревня» и «Тишина». Среди них находилось большое полотно под названием «Озеро. По светло-зеленому лугу движется темно-зеленая тень. Волга», относится к произведениям Левитана, наполненным «радостью и счастливым ощущением жизни»53.
Попав в Италию на стажировку, русские художники не стремились обратно. Летом ученики Левитана выезжали на этюды.
Он писал, что «образ картины ни в коей мере не напоминает это стихотворение», поскольку художник изобразил не тучу, не состояние природы после грозы, а светлые облака. От него не скрывали серьезности положения. В письме к писателю Антону Чехову от 23 июня 1898 года Левитан сообщал: «Живу я здесь в великолеп месте: на берегу очень высоко громадного озера, кругом меня леса, а в озере кишит рыба».
Он писал, что «образ картины ни в коей мере не напоминает это стихотворение», поскольку художник изобразил не тучу, не состояние природы после грозы, а светлые облака. И только потом понимаешь, что это отражение неба мерцает на рябе воды. Даже поселился с семьей в Тверской губернии, чтобы быть ближе к народу. В своей книге «Русский пейзаж» искусствовед Виталий Манин отмечал, что в последней незавершённой картине Левитана «Озеро. По его словам, в картине «Озеро» Левитан «бессознательно воспроизводил С сентября 1898 года Левитан преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), где возглавлял пейзажный класс1826. И хотя вода кажется теплой, а солнце светит по-летнему, заливая луга ярким светом, но наступает пора осени. Деревня» и «Тишина»40.
В 1901 г. прошла посмертная выставка произведений Левитана в Петербурге и Москве. Картина «Озеро. Одним из наиболее прославленных художников-пейзажистов был И. Левитан. Возможно, художник намеренно выбрал день «бабьего лета», когда «торжественность осени сохраняет ещё очарование лета».
Мальцева отмечала, что, несмотря на некоторую живописную незавершённость левитановского пейзажа, он «сам собой ещё больше закрепляет за созданным образом предполагавшееся художником второе, более расширительное название» (имеется в виду альтернативное название «Русь»). Изображенная на картине белая колокольня, стоящая на высоком берегу, облака, которые плывут по бездонному небу и отражаются всей своей красотой в глубокой воде озера, сочные зеленые луга, яркие осенние деревья и желтые поля – все это переполнено приподнятым одухотворенным звучанием. Кроме того, она перекликается с другими его поздними работами, в первую очередь со знаменитым полотном «Над вечным покоем». По совету врачей он ездил на лечение в Италию, Швейцарию, Германию.
После его смерти в мастерской осталось около 40 неоконченных картин (включая «Озеро»), а также около трёх сотен этюдов. Художник возвратился в Москву, но излечиться ему не удалось— он скончался 22 июля (4 августа) 1900 года. Данная картина заражает своей лиричностью. В Государственной Третьяковской галерее есть три этюда для картины «Озеро» — «Ветреный день» (бумага на холсте, масло, 1898—1899, 14 18см инв.
По словам Алексея Фёдорова-Давыдова, «тема облаков с их движением, тенями от них и отражениями начинает занимать в общем строе пейзажа существенное, если не равноправное с изображением покрытых полями и оживлённых постройками берегов и глади озера место» эта тема является немаловажной частью пейзажного образа и «средством его выразительности». Для изображения воды используется голубой цвет с синей рябью и разноцветными отражениями. Одновременно основная для позднего периода Левитана.
В мастерской Тимирязев увидел множество неоконченных полотен, среди которых была большая картина «Озеро». Работа «Озеро. По словам Манина, в этом произведении «желание уловить меняющееся состояние атмосферы, переменчивость красок мира, подвижность воздуха, равно как и эскизная манера фиксации чувств и переживаний, явили собой результат иного метода осмысления мира», а «былой масштаб мышления заменился зорким восприятием природных явлений, улавливанием их погодных состояний». Левитан много раз переписывал воду с рябью на переднем плане, то добавляя, то убирая кувшинки45. «Озеро Русь» — основное произведение живописца поздней поры. По голубому небу плывут облака, которые отражаются в озёрной воде.
Голубизна воды настолько яркая и чистая, что даже, кажется, видно дно. Ещё один этюд, «Озеро. По словам Мальцевой, «наличие в творчестве Левитана такого мажорного произведения закономерно», поскольку «оно органично сливается со многими его пейзажами последнего периода».
Впоследствии, признавая сложный и синтетический характер образа, представленного Левитаном на полотне «Озеро» и сочинённость изображённого на нём пейзажа искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов писал, что этот пейзаж «кажется гораздо более натурным», чем в картине «Над вечным покоем». Это Россия, какой она может быть в счастливые минуты и какой она должна и достойна быть. В настоящее время картина «Озеро» выставлена в зале 40 флигеля Росси, где, кроме неё, находятся другие произведения Исаака Левитана, среди которых «Золотая осень.
«Озеро. По рассказам современников Левитана, уже через десять лет после смерти художника картина «Озеро» «потемнела, местами пожухла и в большой мере утратила изначальные осиянность и яркость». Главным произведением Крылова стала «Русская зима». По воспоминаниям Липкина, Левитан сказал ему: «Я давно работаю над этой темой, хотел назвать эту вещь Русью, только, пожалуй, немного претенциозно, лучше попроще как-нибудь»27.
Картина «Озеро» написана большими, широкими мазками, которые подчёркивают весомость и материальную ощутимость изображённого41. Так считали и делали Федор Васильев с его «Оттепелью» и «передвижник» Алексей Саврасов. Образы стали копировать так часто, что они превратились в шаблонно-карикатурные. Однако, даже в своем незаконченном виде, она производит огромное впечатление. Далее пейзаж развивался по саврасовской линии, а потом уже Левитан стал ориентиром для художников.
Хочется оказаться на дальнем берегу и прыгать, резвиться на солнышке. Художник так и не завершил это творение, так как умер. Летом 1898 года Левитан жил в имении Богородское, расположенном в Московской губернии, недалеко от железнодорожной станции Подсолнечное (ныне— в черте города Солнечногорск), на берегу озера Сенеж. Художник сочетал в своих работах множество разных техник, которыми владел в совершенстве. Однако в 1827 году картина произвела настоящий фурор. С. Никитин) и именно вот таким образом особенно добивался монументального лиризма образа, соединяя в её живописном решении почти импрессионистической непосредственности ощущения свежести и яркости солнечного дня и – декоративно- монументального начала, роднящего «Озеро» с традициями старинной фресковой живописи. Искусствовед Владимир Петров отмечал, что в полотне «Озеро» Левитан добивался «монументального лиризма образа», пытаясь соединить в нём «почти импрессионистическую непосредственность свежести и яркости солнечного дня» и декоративно-монументальное начало, которое связывает эту картину с традициями старинной фресковой живописи3454.
Весна» (холст, масло, 1898, 91 59см, Пензенская областная картинная галерея имени К. А. Савицкого), которую исследователи творчества художника рассматривают как одно из подготовительных произведений для будущей картины «Озеро»2324. Картина «Озеро» принадлежит к замечательным творениям Левитана, хотя он сам и остался ею не удовлетворенным. Сюжет озера интересовал Левитана с начала 1890-х годов. Для изображения воды используется голубой цвет с синей рябью и разноцветными отражениями. В своей книге «Русский пейзаж» искусствовед Виталий Манин отмечал, что в последней незавершённой картине Левитана «Озеро. Наконец, на третьем, самом дальнем плане находятся возвышенные берега с полями, пашнями, рощами, а также селениями с их домами и церквами.
Они выкрашены в золотистый цвет. Ещё один этюд, «Озеро. Художник Константин Юон писал, что картина «Озеро», так же как и «Март» и «Свежий ветер. Изображая природу в ее осеннем «очей очаровании», в золотом уборе деревьев и сжатых полей, Левитан помещает в картине небольшие кучевые облака, которые характерны для летней поры. Его голубизна просто ослепляет даже без солнечных лучей. Тема озера присутствует в ряде произведений, которые он написал по итогам своего пребывания у озера Комо в северной Италии, включая картину «Озеро Комо» (холст, масло, 1895, 96 128см, ГРМ).
Последний период был особенно тяжелым для художника, обострилась болезнь сердца, которой он страдал долгие годы. По воспоминаниям одного из учеников Левитана, художника Бориса Липкина, в начале 1899 года он дал им задание: написать иллюстрацию к стихотворению Александра Пушкина «Туча» («Последняя туча рассеянной бури. Звание академика Академии художеств Левитан получил около года назад.
Русь» была очень высоко оценена критиками. Григорий Сорока оставался крепостным вплоть до отмены крепостного права. В картине все подчеркнуто весомо, материально ощутимо.
Большое разлогое озеро омывает берега небольшой деревушки. В целом художник старался использовать яркие и чистые цвета, при этом даже белые облака были написаны им в разных тонах — желтоватых в освещённых местах и фиолетовых в затенённых. «Озеро» – эскиз последней картины Исаака Ильича Левитана, которая называется «Озеро. Левитан в своей работе хочет соединить монументальность с легкостью и декоративностью. Можно окунуться в прохладное озеро, а потом бежать домой, не смотря под ноги.
В Ялте встретились два совсем не старых, но очень больных человека. Левитан умер 22 июля 1900 г., прожив почти сорок лет. Художник умер, не успев завершить данную работу. Это -Россия, какой она может быть в счастливые минуты и какой она должна и достойна быть. По словам Алексея Фёдорова-Давыдова, «тема облаков с их движением, тенями от них и отражениями начинает занимать в общем строе пейзажа существенное, если не равноправное с изображением покрытых полями и оживлённых постройками берегов и глади озера место» эта тема является немаловажной частью пейзажного образа и «средством его выразительности»43.
Не зря Левитан очень любил свою родину и воспевал ее в своих пейзажах. В его мастерской осталось около 40 неоконченных картин и около 300 этюдов.
В мае 1900 года, навещая в Химках студентов своего пейзажного класса, работавших там на пленэре на снятой для них даче, Левитан простудился, что привело к тяжёлому осложнению болезни сердца. Особую выразительность, а так же масштабность и широту придают эти плывущие облака. Мастер хочет передать нам идеальное состояние природы, когда она счастлива. Облака не просто плывут по нему, они как будто вообще выходят за рамки картины.
Небо также превосходное. В мастерской Тимирязев увидел множество неоконченных полотен, среди которых была большая картина «Озеро». Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. В том же году, при подготовке к ученической выставке, Левитан показал Липкину большой эскиз, выполненный для картины «Озеро», отметив, что он относится к той же теме, по которой он дал задание. В то же время Алексей Фёдоров-Давыдов не соглашался с утверждением Липкина о том, что левитановский эскиз был тематически связан с пушкинской «Тучей». Его «Грачи прилетели» стали хрестоматийным отражением того загадочного периода в России, когда ещё не весна, но уже и не зима. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.
В 29 лет талантливый художник умер от холеры. Одна ты несёшься по ясной глазури»). Исаак Левитан завершил историю русского пейзажа в XIX веке. На картине изображен солнечный осенний день.
По рассказам современников Левитана, уже через десять лет после смерти художника картина «Озеро» «потемнела, местами пожухла и в большой мере утратила изначальные осиянность и яркость»3435. Перелёт птиц», «Волга», «Вид на Кремль с Крымского моста» показали, как колоритно и виртуозно можно писать природу. Мне, несомненно, нравится эта картина.
Увлечение Италией было велико и тем забавнее, что первый русский пейзаж создал ученик живописца с «итальянской» фамилией. Искусствовед Владимир Петров отмечал, что в полотне «Озеро» Левитан добивался «монументального лиризма образа», пытаясь соединить в нём «почти импрессионистическую непосредственность свежести и яркости солнечного дня» и декоративно-монументальное начало, которое связывает эту картину с традициями старинной фресковой живописи. Имение принадлежало семье Олениных— Владимиру Александровичу (правнуку Алексея Оленина— государственного секретаря и президента Академии художеств) и его жене Елизавете Дмитриевне, урождённой Скарятиной20. Густые заросли выгоревшей на солнце болотистой травы небольшим островком представлены справа. Искусствоведы отмечали синтетичность изображённого на картине пейзажа, которая проявляется не только в том, что он был «сочинён» из нескольких натурных этюдов, но и в «собирательном, обобщающем характере самого образа, его идейной синтетичности», в том, что он представляет образ целой страны, — именно вот таким образом Левитан изначально хотел назвать его «Русью». В том же году, при подготовке к ученической выставке, Левитан показал Липкину большой эскиз, выполненный для картины «Озеро», отметив, что он относится к той же теме, по которой он дал задание. Такими были и другие пейзажи художника.
В этой картине Левитан особенно сближает идею чистого пейзажа с земной жизнью человека. Картина написана в 1895году. Художник соединяет в одном пейзаже все, чем богаты лето и осень, чтобы выразить то, что он вкладывал в понятие «Русь». Над окончательным вариантом картины Левитан работал в Москве. Русь». В картине «Озеро.
Однажды в мастерскую Исаака Ильича зашел Антон Павлович Чехов. На картинах Шишкина только сосны, а знаете почему. Писателю была отправлена телеграмма: «Сегодня жди знаменитого академика». По воспоминаниям одного из учеников Левитана, художника Бориса Липкина, в начале 1899 года он дал им задание: написать иллюстрацию к стихотворению Александра Пушкина «Туча» («Последняя туча рассеянной бури.
Он ходил, тяжело опираясь на палку, задыхался, говорил о своей близкой смерти. Интересно, кстати, что последователей у Шишкина не было. Это позволяет передать ощущение полноты и расцвета жизни. Цвета художник использовал очень яркие и сочные.