Картина Луна Над Днепром
«Лунная ночь на Днепре»: мистическая сила и трагическая судьба картины Архипа Куинджи
Отсутствие его произведений было отмечено публикой. А поэт К. Фофанов под впечатлением от этого полотна написал стихотворение «Ночь на Днепре», которое позже было положено на музыку. По словам Зименко, то, как Куинджи изображает природу, выступающую «в фантастическом великолепии своего ночного убора», может сравниться только со словами Николая Гоголя: «Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои»6. Один из самых знаменитых его учеников – Николай Рерих. Чтобы избежать давки, публику пускали в зал группами. По словам искусствоведа Дмитрия Сарабьянова, «сам по себе это был беспрецедентный факт ибо вообще персональные выставки практиковались в то время редко, не говоря уж о выставке одной картины»37.
Слава о «Лунной ночи на Днепре» разошлась по Москве ещё до окончания работы над картиной. Оставляю за собой». По словам Суворина, в этом произведении всё выглядит, как в действительности: настоящая луна, которая действительно светит и настоящая река, которая светится и блестит так что, вглядываясь в эту рябь, зритель почти угадывает, в какую сторону несёт свои воды Днепр «тени, полутени, огни, воздух, чуть заметный пар — всё это передано так, что удивляешься, как могли краски это передать»72.
11 фактов о картине Архипа Куинджи «Лунная ночь на Днепре»
Важную роль в исполнении замысла художника играет колорит. вернется абсолютно погубленной, благодаря соленым испарениям воздуха и пр». И. С. Тургенев, находившийся в это время в Париже (в январе 1881 года), пришел в ужас от этой мысли, о чем возмущенно писал писателю Д. В. Григоровичу: «Нет никакого сомнения, что картина. Сам же Полонский, задаваясь вопросом, картина ли это или действительность, писал: «В золотой раме или в открытое окно видели мы этот месяц, эти облака, эту тёмную даль, эти дрожащие огни печальных деревень и эти переливы света, это серебристое отражение месяца в струях Днепра, огибающего даль, эту поэтическую, тихую, величавую ночь»285.
Народ ступал в сумеречный зал и замирал, потрясённый холодным сиянием лунного блеска. Даже те цветовые зоны дальнего плана, которые на первый взгляд кажутся «плоскими», в действительности представляют собой наложенные в несколько слоёв лессировки, способствующие «углублению» пространства. По словам искусствоведа Виталия Манина, «Куинджи практически как бы претворял теоретические суждения романтиков о пространстве»58. Он волновался: «Долговечна ли та комбинация красок, которую открыл художник. ».
Тургенев рассчитывал на здравомыслие князя и мечтал выставить «Лунную ночь» в галерее Зедельмейера, где для неё были бы созданы надлежащие условия хранения. Вот во избежание такого несправедливого отношения в будущем, я бы не прочь составить, так сказать, протокол, что его «Ночь на Днепре» вся наполнена действительным светом и воздухом и небо настоящее, бездонное, глубокое». художнику надо выступать на выставках, пока у него, как у певца, голос есть. Совет Академии удостоил Куинджи звания свободного художника. Картина «Лунная ночь на Днепре» была написана в 1880 году, холст, масло.
В золотой раме или в открытое окно видели мы этот месяц, эти облака, эту темную даль, эти «дрожащие огни печальных деревень» и эти переливы света, это серебристое отражение месяца в струях Днепра, огибающего даль, эту поэтическую, тихую, величественную ночь. » Поэт К. Фофанов написал стихотворение «Ночь на Днепре», которое потом было положено на музыку. Опасения подтвердились: за время путешествия полотно серьёзно пострадало. Несмотря на то, что картина «Лунная ночь на Днепре» экспонировалась в Париже только десять дней, она успела привлечь к себе внимание французских критиков. Он писал Д. В. Гигоровичу: «Нет никакого сомнения, что картинавернется абсолютно погубленной». Дмитрий Иванович как средневековый алхимик искал в красках «душу» света, подобно тому, как Паганини искал в музыке «душу» звука.
К тому же полотно не могло похвастаться каким-то значительным сюжетом, а представляло собой достаточно незатейливый пейзаж. Как-то он подарил Академии художеств 100 000 рублей, которые пошли на учреждение 24 ежегодных премий, присуждавшихся молодым живописцам. Чтобы избежать давки, публику пускали в зал группами.
Полотно «Лунная ночь на Днепре» экспонировалось в полутёмном зале, окна которого были задрапированы14. Картина или действительность. ». Картина «Лунная ночь на Днепре» выставлялась в зале Общества поощрения художников на Большой Морской улице в Петербурге. Но А. И. Куинджи умел побеждать. Просто дьявольщина какая-то»15.
Описание картины «Лунная ночь на Днепре»
В совершенной темноте на картину также был направлен электрический луч. И. Крамской предвидел судьбу полотна: «Быть может, Куинджи соединил вместе такие краски, которые находятся в природном антагонизме между собой и по истечении известного времени или потухнут или изменятся и разложатся до того, что потомки будут пожимать плечами в недоумении: от чего приходили в восторг добродушные зрители. Картина или действительность. ». Гостем мастерской был и Великий князь Константин Романов. Тем не менее художник учтиво пригласил посетителя в мастерскую и показал ему свою картину. По её словам, «тёмные участки неба и земли заметно поглощали искусственный свет, усиливая глубину тона и способствуя эффекту бархатистости живописной поверхности»39.
Весь день потом, когда я закрывал глаза, мне виделась эта картина»1032. Крамской, П. П. Чистяков. Узнав об этом, И. Тургенев пришел в ужас: «Нет никакого сомнения, что картина вернется абсолютно погубленной, благодаря соленым испарениям воздуха».
«Лунная ночь на Днепре» картина Куинджи
По российской столице разнеслись слухи о феерической красоте «Лунной ночи на Днепре». Однако это не совсем верно. Шувалова отмечала точность найденных художником образных средств: «декоративных цветовых пятен их контрастов, модуляции света, пространственного разворота композиции»12. Вот таким образом на картине прекрасно читается передний план: хатки, мельница извивы реки, узкие тропинки, залитые мерцающим, таинственным светом луны Мистерия продолжается Не случайно Репин говорил: «Иллюзия света была его богом и не было художника, равного ему в достижении этого чуда живописи».
Известно, что к картине «Лунная ночь на Днепре» приценивался предприниматель и коллекционер Козьма Солдатёнков. Художник путешествовал в вагонах третьего класса, останавливался в недорогих гостиницах. Публику приходилось пускать в помещение группами, чтобы избежать давки. Искусствовед Ольга Атрощенко отмечала, что «подобную роль выполняли и гребни процарапанной сухой кистью лунной дорожки на воде», так что «разная степень отражения света на её приподнятых частях и в углублениях приумножала эффект светового мерцания и одновременно создавала иллюзию колебания водной глади». В частности, встретив Константина Константиновича во Франции в декабре 1880 года, Иван Тургенев убедил его привезти картину из Шербура, где в то время находился фрегат, в Париж16. Позднее он использовал аналогичное построение в ряде других полотен85. Ранние работы художника написаны под влиянием манеры Айвазовского.
Имя Архипа Ивановича Куинджи сделалось известным сразу же, как только публика увидела его картины «После дождя» и «Березовая роща». Картина или действительность. ».
Публику приводила в восторг иллюзия натурального лунного света и люди, по словам И. Е. Репина, в «молитвенной тишине» стоявшие перед полотном А. И. Куинджи, уходили из зала со слезами на глазах: «Так действовали поэтические чары художника на избранных верующих и те жили в такие минуты лучшими чувствами души и наслаждались райским блаженством искусства живописи». Гоголь. В настоящее время находится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге. В этот раз «Лунная ночь на Днепре» висела на стене одна. Если внимательно присмотреться, можно также заметить извилистые тропинки между хатками.
Оставляю за собой». Полотно «Лунная ночь на Днепре» выставляется в зале 35 Михайловского дворца, где также находятся картины «Ночное», «Дубы» и другие произведения Архипа Куинджи55. Картина Куинджи «Лунная ночь на Днепре» настолько впечатлила зрителей, что желающие посмотреть на «диковинку» выстраивались в очередь, а по дороге к выставке образовалась пробка из карет и пролёток. Известно, что к картине «Лунная ночь на Днепре» приценивался предприниматель и коллекционер Козьма Солдатёнков. Другие варианты-повторения полотна хранятся в Симферопольском художественном музее («Ночь на Днепре», холст, масло, 111 147см, 1882), Астраханской картинной галерее имени П. М. Догадина («Ночь на Днепре», холст, масло, 110 146см, 188262, поступил из коллекции Гучкова63) и Национальном художественном музее Белоруссии («Ночь над Днепром», 1880-е)61. Куинджи в основном использует два цвета — чёрный и фосфорический зелёный.
Несмотря на свою молодость (ему в то время шёл 22-й год), Константин Константинович к тому моменту уже успел поучаствовать в русско-турецкой войне, получить чин лейтенанта флота и звание флигель-адъютанта, а также орден Святого Георгия 4-й степени3031. И. С. В начале 90-х годов у Куинджи начинается период «молчания» и почти 30 лет он рисует «в стол». Публика заходила и с трудом сдерживая чувства, не могла понять, как написанная маслом луна, может так правдоподобно сиять, а ее отражение на воде – «соперничать» с настоящим. На вопрос Константина Константиновича о цене художник, всё ещё думая, что перед ним был обычный морской офицер, ответил: «Да зачем вам.
Описание картины Архипа Куинджи «Лунная ночь на Днепре»
Решение великого князя не было спонтанным: ещё 31 октября он записал в своём дневнике: «В 3 ч. поехал в город в Общество поощрения художников, где выставлена моя картина Куинджи Ночь на Днепре, хочу взять её с собою в море»43. Константин Константинович в своём дневнике (запись от 14 марта 1880 года) так описывал свои впечатления и ощущения: «Я как бы замер на месте. Не имея сил подняться с кровати, он лёжа рисовал карандашные эскизы.
Напомним: Архип Иванович дружил с Менделеевым и часто бывал в его лаборатории. Другие варианты-повторения полотна хранятся в Симферопольском художественном музее («Ночь на Днепре», холст, масло, 111 147см, 1882), Астраханской картинной галерее имени П. М. Догадина («Ночь на Днепре», холст, масло, 110 146см, 188262, поступил из коллекции Гучкова63) и Национальном художественном музее Белоруссии («Ночь над Днепром», 1880-е)61.
Яркий серебристый свет луны оттенен глубиной синего цвета. Чтобы избежать давки, людей в зал запускали группами. На картине изображена широкая река — Днепр — в летнюю лунную ночь5.
Мистическая слава картины Лунная ночь на Днепре
Архип Иванович КУИНДЖИ родился 27 января 1842 года в семье бедного сапожника. Художник с особенной тщательностью подошел к выставке. В золотой раме или в открытое окно видели мы этот месяц, эти облака, эту темную даль, эти «дрожащие огни печальных деревень» и эти переливы света, это серебристое отражение месяца в струях Днепра, огибающего даль, эту поэтическую, тихую, величественную ночь. » Поэт К. Фофанов написал стихотворение «Ночь на Днепре», которое потом было положено на музыку. Так же как и в «Берёзовой роще», в «Лунной ночи на Днепре» пространство картины «организуется световым потоком, струящимся в глубину картины». На выставку восторженными статьями откликнулись все газеты и журналы, репродукции «Лунной ночи на Днепре» тысячами экземпляров разошлись по всей России.
В своём дневнике (запись от 31 мая 1881 года) он так описывал этот эпизод: «Передаю вещи, любуясь великолепной картиной Южной ночи художника Куинджи, принадлежащей великому князю Константину Константиновичу»46. Но отец картину всё-таки взял и никакого процесса не было»16. Впоследствии картина «Лунная ночь на Днепре» хранилась в собрании великого князя Константина Константиновича в Мраморном дворце18. Но успех оказался много выше предполагаемого отклика, выставка стала громкой сенсацией. В золотой раме или в открытое окно видели мы этот месяц, эти облака, эту темную даль, эти «дрожащие огни печальных деревень» и эти переливы света, это серебристое отражение месяца в струях Днепра, огибающего даль, эту поэтическую, тихую, величественную ночь. » Поэт К. Фофанов написал стихотворение «Ночь на Днепре», которое потом было положено на музыку.
Лунная ночь на Днепре: мистическая сила и трагическая судьба картины Архипа Куинджи
За год до смерти он создал Общество имени Куинджи (творческое объединение художников Петербурга, просуществовало до 1930 года). В ответном письме Чистяков не дал прямого ответа на вопрос о покупке картины (возможно, зная, что она уже продана), но при этом сообщил Солдатёнкову о намерении коллекционера Дмитрия Боткина приобрести авторскую копию полотна Куинджи за пять тысяч рублей3335.
Художник Илья Репин вспоминал, что творилось на Большой Морской улице во время выставки: «непрерывная масса карет запружала всю улицу длинным хвостом стояла публика и на лестнице, в ожидании впуска и с улицы, в обе стороны тротуара терпеливо и долго ждали целые массы, строго наблюдая порядок приближения к заветной двери, куда пускали только сериями, так как зрители могли бы задохнуться и задавиться от тесноты и недостатка воздуха»4115. Но, несмотря на это, картина по-прежнему завораживает зрителя. Это была первая в России выставка одной картины. Успех превзошел все ожидания и превратился в настоящую сенсацию.
Что это такое. Он разместил полотно на своей яхте и отправился в мореплавание. Изображение от этого еще более «углублялось», а лунный свет становился просто-таки ослепительным.
Больше всего пространства в пейзаже занимает небо. Художник Иван Крамской в письме к журналисту и издателю Алексею Суворину от 15 ноября 1880 года подробно рассказывал о впечатлении, произведённом на него картиной Куинджи и писал, что «его Ночь на Днепре вся наполнена действительным светом и воздухом, его река действительно совершает своё течение и небо — настоящее бездонное и глубокое». Его учениками были А. Рылов, Н. Рерих, К. Богаевский.
А как только голос спадет — надо уходить, не показываться, чтобы не осмеяли». Что это такое. Ярким светом луны оттенены глубины синевы. Учёный-естествоиспытатель Дмитрий Менделеев изложил свои мысли о полотне «Лунная ночь на Днепре» в статье «Перед картиною А. И. Куинджи», опубликованной в номере петербургской газеты «Голос» от 13 ноября 1880 года. По словам искусствоведа Виталия Манина, «Куинджи использовал свойство тёплых цветов возгораться от лампового света, а холодных — поглощаться им»38.
По словам Манина, «небесные пространства у Куинджи испытывают земное притяжение», а «магия завораживания относится не к мистическим силам небес, а к грандиозному реальному миру, перед которым человек испытывает удивление и восторг»81. Полотно «Лунная ночь на Днепре» было создано в 1880 году, вскоре после разрыва Архипа Куинджи с Товариществом передвижных художественных выставок (ТПХВ), поводом для которого послужила анонимная статья, содержавшая резкую критику пейзажей Куинджи, — как выяснилось впоследствии, эта статья была написана одним из членов-учредителей организации художников-передвижников Михаилом Клодтом23. Что это такое. По его мнению именно с этим была связана возникавшая у зрителей иллюзия, что это не настоящая картина, созданная маслом на холсте, а «писано на стекле и освещено сзади»76. вернется абсолютно погубленной, благодаря соленым испарениям воздуха и пр». На выставку восторженными статьями откликнулись все газеты и журналы, репродукции «Лунной ночи на Днепре» тысячами экземпляров разошлись по всей России. Прямо из мастерской, еще до выставки, «Лунная ночь на Днепре» за огромные деньги была куплена великим князем Константином Константиновичем.
20 картин с медовой полной Луной
Со времени создания и до смерти Куинджи это полотно хранилось в его мастерской. Яркий серебристый свет луны оттенен глубиной синего цвета. Работа над полотном была завершена в сентябре 1880 года12. Выставка проходила в доме Солодовникова на Кузнецком мосту505152. Сам Суворин тоже чрезвычайно высоко оценивал полотно Куинджи. Вот во избежание такого несправедливого отношения в будущем, я бы не прочь составить, так сказать, протокол, что его «Ночь на Днепре» вся наполнена действительным светом и воздухом и небо настоящее, бездонное, глубокое».
А поэт К. Фофанов под впечатлением от этого полотна написал стихотворение «Ночь на Днепре», которое позже было положено на музыку. Создавая это полотно, А. И. Куинджи применил сложный живописный прием. Успех был огромный и после этого Куинджи решил сделать две копии полотна.
Лунная ночь на Днепре: трагическая судьба картины Архипа Куинджи
После ухода из Товарищества Архип Куинджи около полугода работал над картиной «Лунная ночь на Днепре». Он отмечал «невиданное ещё нигде могущество красок» и волшебное впечатление, будто бы это не картина, а «сама природа, перенесенная на полотно в миниатюре». И. Репин говорил, что зрители застывали перед картиной «в молитвенной тишине»: «Так действовали поэтические чары художника на избранных верующих и те жили в такие минуты лучшими чувствами души и наслаждались райским блаженством искусства живописи». Не вняв уговорам Тургенева, великий князь Константин Константинович вместе с картиной продолжил путешествие на фрегате «Герцог Эдинбургский», который, покинув Шербур, вошёл в Средиземное море. Полонский, И. Н. В золотой раме или в открытое окно видели мы этот месяц, эти облака, эту темную даль, эти дрожащие огни печальных деревень и эти переливы света, это серебристое отражение месяца в струях Днепра, огибающего даль, эту поэтическую, тихую, величественную ночь. » Поэт К. Фофанов написал стихотворение «Ночь на Днепре», которое потом было положено на музыку. Искусствовед Ирина Шувалова называла «Лунную ночь на Днепре» самой прославленной картиной Куинджи7, крупнейшим творческим достижением художника8 и, несмотря на потускневшие краски, «одним из украшений экспозиции Русского музея».
Но её не было. Картина Куинджи заинтересовала Менделеева, но написать о ней он собрался только после того, как его «с разных сторон» попросили об этом73. Это стала первая в России выставка одной картины. Заинтересовавшись, Константин Константинович решил навестить Куинджи в его мастерской — было известно, что художник каждое воскресенье на два часа открывал двери для посетителей. О невероятном эффекте картины ходили легенды. Со времени создания и до смерти Куинджи это полотно хранилось в его мастерской. По российской столице разнеслись слухи о феерической красоте «Лунной ночи на Днепре».
105 144 см. В конце 1880 года, после того, как выставка была завершена, великий князь Константин Константинович отправился в морское путешествие на фрегате «Герцог Эдинбургский», взяв с собой картину «Лунная ночь на Днепре»16. Художник греческого происхождения Архип Куинджи родился в Мариуполе (сейчас Донецкая область Украины) в семье бедного сапожника. Обсуждая эффект, производимый картиной «Лунная ночь на Днепре» на зрителей искусствовед Владислав Зименко называл его «совсем сверхъестественным»79. Сам Суворин тоже чрезвычайно высоко оценивал полотно Куинджи. Прямо из мастерской, еще до выставки, «Лунная ночь на Днепре» за огромные деньги была куплена великим князем Константином Константиновичем. С 1917 года оно находилось в Доме с атлантами на Солянке, в собрании А. Н. Ляпунова и Е. В. Ляпуновой, родителей известного математика А. А. Ляпунова5960 (согласно сохранившимся документам, А. Н. Ляпунов приобрёл пейзаж у Общества имени Куинджи 20 ноября 1917 года59).
Куинджи был удивительно бескорыстен, занимался благотворительностью. В 1915 году, после смерти Константина Константиновича, Мраморный дворец перешёл к его сыновьям, «с предоставлением в пожизненное пользование вдове покойного»18. Он попросил закрыть в зале все окна, а на картину направить луч света. 8. Но офицер ответил: «Хорошо.
Картина или действительность. ». Только после ухода морского офицера Куинджи узнал, что у него побывал великий князь11. Во время работы над картиной «Лунная ночь на Днепре» Куинджи приглашал в свою мастерскую (расположенную на Малом проспекте Васильевского острова) друзей и знакомых для того, чтобы проверить на них силу воздействия полотна.
Серебристо-зеленый лунный диск по-прежнему охранял спящие берега. Британско-американский славист и искусствовед Джон Эллис Боулт полагал, что Архипа Куинджи можно рассматривать как наиболее видного представителя русской школы люминизма8384, а его картину «Лунная ночь на Днепре» — шедевром среди произведений живописи, основанных на световых эффектах. Владелец картины — великий князь Константин Константинович — настолько привязался к ней, что по окончании выставки взял её с собой в длительное морское путешествие, которое он совершал в 1880—1882 годах на фрегате «Герцог Эдинбургский»16.
Создавая это полотно, А. И. Куинджи применил сложный живописный прием. Отмечается, что некоторые зрители, не веря своим газам, заглядывали за картину, чтобы убедиться, что там нет лампы, которая создаёт настолько правдоподобный свет. А вскоре картина была выставлена в Петербурге в зале Общества поощрения художников. По мнению Мальцевой, среди всех полотен Куинджи подобного творческого направления именно этот пейзаж «заслуженно принёс Куинджи полное торжество» — никогда ещё не достигал он «такой поэтической цельности в изображении пейзажа, такой согласованности в соподчинённости всех его элементов»22. Это была первая в России выставка одной картины. При этом картина была освещена направленным на неё лучом света лампы.
Сочинение по картине Куинджи Лунная ночь на Днепре
На картине изображена широкая река — Днепр — в летнюю лунную ночь5. На этот раз все картины были показаны при дневном освещении53. По мнению Манина, несмотря на кажущееся подобие интерпретации мироздания в полотнах Куинджи и Фридриха, это сходство явлется чисто внешним: в отличие от произведений Фридриха, в куинджиевской «Лунной ночи на Днепре» нет ничего магического80. По словам Манина, «небесные пространства у Куинджи испытывают земное притяжение», а «магия завораживания относится не к мистическим силам небес, а к грандиозному реальному миру, перед которым человек испытывает удивление и восторг»81.
Зал при этом не освещался, лишь на картину падал яркий электрический луч. Эта работа попала на академическую выставку в 1868 году. Даже перед самой смертью он оставался верен делу всей своей жизни. Слухов про его таинственные методы и секреты красок было много еще при жизни живописца. И все в природе притихло, завороженное чудесным сиянием неба и днепровских вод.
Картина или действительность. И. Репин говорил, что зрители застывали перед картиной «в молитвенной тишине» : «Так действовали поэтические чары художника на избранных верующих и те жили в такие минуты лучшими чувствами души и наслаждались райским блаженством искусства живописи». Вот во избежание такого несправедливого отношения в будущем, я бы не прочь составить, так сказать, протокол, что его Ночь на Днепре вся наполнена действительным светом и воздухом и небо настоящее, бездонное, глубокое». Учёный-естествоиспытатель Дмитрий Менделеев изложил свои мысли о полотне «Лунная ночь на Днепре» в статье «Перед картиною А. И. Куинджи», опубликованной в номере петербургской газеты «Голос» от 13 ноября 1880 года.
«Лунная ночь на Днепре» (1880) – одна из самых известных картин Архипа Куинджи
Публику приводила в восторг иллюзия натурального лунного света и люди, по словам И. Е. Репина, в «молитвенной тишине» стоявшие перед полотном А. И. Куинджи, уходили из зала со слезами на глазах: «Так действовали поэтические чары художника на избранных верующих и те жили в такие минуты лучшими чувствами души и наслаждались райским блаженством искусства живописи». Персональная выставка из одной картины (причём, картины сравнительно небольшого размера) – событие необычное для того времени. Люди часами стояли в очереди, чтобы увидеть произведение Куинджи. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Вскоре уже весь Петербург гудел, что Куинджи готовит произведение невероятной красоты. По мнению Манина, несмотря на кажущееся подобие интерпретации мироздания в полотнах Куинджи и Фридриха, это сходство является чисто внешним: в отличие от произведений Фридриха, в куинджиевской «Лунной ночи на Днепре» нет ничего магического80. Гавриил Константинович писал: «Узнав об этом, Куинджи собирался возбудить процесс, считая, что его знаменитая картина в плавании испортится. По словам Менделеева, перед «Днепровской ночью» «забудется мечтатель, у художника невольно явится своя новая мысль об искусстве, поэт заговорит стихами, в мыслителе же родятся новые понятия — всякому она даст своё»74.
Что это такое. 15129). Оставляю за собой». Обсуждая успех и популярность, сопутствующие картине «Лунная ночь на Днепре» искусствовед Виталий Манин сопоставлял творчество Куинджи и его немецкого предшественника Каспара Давида Фридриха, в произведениях которого «люди томятся, завороженные созерцанием магического лика природы».
Зал при этом не освещался, лишь на картину падал яркий электрический луч. По словам Крамского, при первом знакомстве с полотном он «не мог отделаться от физиологического раздражения в глазу, как бы от действительного света» и это чувство возникало у него всякий раз, когда он опять видел картину, попутно принося «наслаждение ночью, фантастическим светом и воздухом»21.
Своим фосфоресцированием он превращает традиционный мотив с луной в настолько редкостный, многозначительный, притягательный и таинственный, что преобразуется в поэтически-взволнованный восторг. В ней воплотилась романтическая концепция образа южной природы. А как только голос спадет – надо уходить, не показываться, чтобы не осмеяли». Он был так силен, что некоторые из зрителей пытались заглянуть за картину, чтобы найти там фонарь или лампу.
История создания картины «Лунная ночь на Днепре»
Но, вот тучи слегка разошлись и выглянула яркая луна. Но Романов просил оставить картину за ним. Однако его допустили только к покраске заборов и приготовлению красок. Свой поступок объяснял так: «. Начиная с 1880 художник был занят поисками образа Днепра. А поэт К. Фофанов под впечатлением от этого полотна написал стихотворение «Ночь на Днепре», которое позже было положено на музыку. Создавая это полотно, А. И. Куинджи применил сложный живописный прием.
Тем не менее полностью восстановить картину не удалось. Улица (Большая Морская) была запружена народом, люди готовы были отстоять несколько часов в очереди, чтобы насладиться этим незаурядным творением. Этакий молодец — прелесть»42. В ответном письме Чистяков не дал прямого ответа на вопрос о покупке картины (возможно, зная, что она уже продана), но при этом сообщил Солдатёнкову о намерении коллекционера Дмитрия Боткина приобрести авторскую копию картины Куинджи за пять тысяч рублей3335. Некоторые утверждали использование химических составов на основе фосфора. Картина или действительность.
Описание настроения картины Лунная ночь на Днепре
Ведь всё равно не купите: она дорогая». Куинджи окрестили «Чародеем света». Колористические приемы художника стали для современников откровением. В каталоге изданном в 2001 году, отмечается, что «нынешнее представление о степени завершённости произведения и имеющиеся различия в картинах позволяют считать произведение из собрания ГТГ повторением-вариантом»61. В Киевской картинной галерее (до 2017 года — Киевский музей русского искусства) есть вертикально-ориентированный вариант под названием «Ночь на Дону» (холст, масло, 165 115см, 1882 инв.
Не вняв уговорам Тургенева, великий князь Константин Константинович вместе с картиной продолжил путешествие на фрегате «Герцог Эдинбургский», который, покинув Шербур, вошёл в Средиземное море. На выставку восторженными статьями откликнулись все газеты и журналы, репродукции «Лунной ночи на Днепре» тысячами экземпляров разошлись по всей России. В частности, он использовал краски с содержанием битума (или, как их ещё называли, «асфальтовые краски»), которые, как выяснилось впоследствии, разлагаются и темнеют под воздействием света и воздуха. При изображении равнины, раскинувшейся на дальнем берегу, по мере удаления от реки чёрный цвет становится всё глубже и глубже, почти сливаясь у самого горизонта с тоном ночного неба. Владелец картины — великий князь Константин Константинович — настолько привязался к ней, что по окончании выставки взял её с собой в длительное морское путешествие, которое он совершал в 1880—1882 годах на фрегате «Герцог Эдинбургский»16. Крамской предлагал составить специальный «протокол», в котором было бы зафиксировано ошеломляющее воздействие на зрителей картин Куинджи в их первоначальном состоянии.
- История одного шедевра: «Лунная ночь на Днепре» Куинджи
- Картина «Лунная ночь на Днепре», Куинджи, 1880
- «Лунная ночь на Днепре» Архипа Куинджи
- Трагическая судьба Лунной ночи на Днепре
- Картина Куинджи Лунная ночь на Днепре
- ЛУННАЯ НОЧЬ НА ДНЕПРЕ Архип Куинджи
Художник Иван Крамской в письме к журналисту и издателю Алексею Суворину от 15 ноября 1880 года подробно рассказывал о впечатлении, произведённом на него картиной Куинджи и писал, что «его Ночь на Днепре вся наполнена действительным светом и воздухом, его река действительно совершает своё течение и небо — настоящее бездонное и глубокое». Он был так силен, что некоторые из зрителей пытались заглянуть за картину, чтобы найти там фонарь или лампу. Прямо из мастерской, еще до выставки, «Лунная ночь на Днепре» за огромные деньги была куплена великим князем Константином Константиновичем. А потом картина была выставлена в Петербурге. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.
Когда «Герцог Эдинбургский» готовился к отплытию из Яффы, архимандрит зашёл на палубу фрегата, чтобы попрощаться с великими князьями и имел возможность увидеть полотно «Ночь на Днепре». Размер — 105 146см1 (по другим данным, 105 144см)234. У чёрного цвета, который применялся при написании неба и равнины, практически невозможно найти одинаковые оттенки точно так же нет их и у зелёного использованного для передачи лунного света. Именно «достоявшиеся» – в выставочные дни Большая Морская была плотно забита каретами, а к дверям в здание выстраивалась длиннейшая очередь и люди часами ждали, чтобы увидеть это необыкновенное произведение. Под «Выставкой» подразумевался Парижский салон 1881 года, который открывался в мае во Дворце промышленности на Елисейских полях44. По словам Боулта, в «Лунной ночи на Днепре» Куинджи не отказался от основных стилистических принципов написанной годом ранее «Берёзовой рощи» (таких как фокусирование на центре полотна и быстрая смена тонов), но при этом осуществил радикальное изменение построения пространства картины изобразив вид с высоты птичьего полёта. Успех превзошел все ожидания и превратился в настоящую сенсацию.
- Картина «Лунная ночь на Днепре»
- Ален Лебуаль: расчудесные снимки шестерых детей фотографа
- Со Стэнли Грином от Москвы до Сахалина
- Мидзару, Кикадзару, Ивадзару: история трёх японских обезьян, ставших символом женской мудрости
- Лучшие фильмы Каннского кинофестиваля 2017
Работа экспонировалась в отдельном зале Общества поощрения художников на Большой Морской. И. С. Тургенев, находившийся в это время в Париже (в январе 1881 года), пришел в ужас от этой мысли, о чем возмущенно писал писателю Д. В. Григоровичу: «Нет никакого сомнения, что картина вернется абсолютно погубленной, благодаря соленым испарениям воздуха и пр». Эффект был ошеломительный.
Он даже посетил великого князя в Париже, пока его фрегат стоял в порту Шербурга и уговаривал того прислать картину на короткое время в Париж. В 60-е начинающий художник 2 раза «провалил» экзамен и поступил в петербургскую Академию художеств лишь с третьего раза. В 1930 году полотно было приобретено Третьяковской галереей у Е. В. Ляпуновой. Полноформатное повторение-вариант картины, под названием «Ночь на Днепре», хранится в Государственной Третьяковской галерее (холст, масло, 104 143см, 1882 инв.
Крамской писал Репину: «Какую бурю восторгов поднял Куинджи. От влажности, морской воды, смены температур картина действительно потемнела. Обсуждая успех и популярность, сопутствующие картине «Лунная ночь на Днепре» искусствовед Виталий Манин сопоставлял творчество Куинджи и его немецкого предшественника Каспара Давида Фридриха, в произведениях которого «люди томятся, завороженные созерцанием магического лика природы». Хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге (. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoинв.
- Шедевры живописи, на которых изображено гораздо больше, чем видят зрители
- Самое интересное в виде мозаики
- Картина Куинджи «Лунная ночь на Днепре»
- Коллекция Государственного Русского музея
- Первая экспозиция и всеобщее признание
Существует три картины Архипа Ивановича Куинджи с таким же названием. Вера Леонтьевна Куинджи умерла через десять лет в Петрограде в 1920 году от голода. Город погружён в сладкую дремоту. Одним из первых, кто увидел новое полотно, был писатель Иван Тургенев9, восторженный рассказ которого услышал великий князь Константин Константинович10. И. С. Тургенев пришёл от этого в ужас. Картина висела на стене в полном одиночестве: у мастера был свой взгляд на размещение полотен.
И все в природе притихло, завороженное чудесным сиянием неба и днепровских вод. В 1930 году полотно было приобретено Третьяковской галереей у Е. В. Ляпуновой. А виной всему – особое отношение к полотну его владельца, великого князя Константина. В 1909 году Куинджи организовал Общество Художников.
- Необъяснимый эффект присутствия
- Картина «Лунная ночь на днепре» в Третьяковской галерее
- Описание Картины Куинджи Лунная ночь
- Восхищение и безоговорочное признание
- Под властью Вечного и Божественного
- Внук Пушкина и кузен королевы выйдет замуж за мужчину
Куинджи понял, что Клодта не исключат из Товарищества, вот таким образом решил уйти сам. Страхов отмечал, что, «как ни ярки луна, облака и освещённая река, всё-таки и в этом отношении, в отношении освещения, картина, разумеется, не успела вполне подделаться под действительность». А виной всему – особое отношение к полотну его владельца, великого князя Константина. Эта картина обрела поистине легендарную славу. Затем, по завещанию художника, оно поступило в собственность Общества имени А. И. Куинджи.
На выставку восторженными статьями откликнулись все газеты и журналы, репродукции «Лунной ночи на Днепре» тысячами экземпляров разошлись по всей России. С передвижниками Архип Куинджи был непродолжительное время. Событие стало настоящей сенсацией. Сначала оно находилось в «Царской комнате» на втором этаже, а затем великий князь переместил его в свой кабинет — «Ореховую гостиную». Обрушившаяся на Куинджи слава после «Лунной ночи на Днепре» едва ли не «раздавила» художника. Оценить чувства и эмоции людей, впервые увидевших этот пейзаж, можно только приблизительно, ведь некоторым действительно не верилось, что перед ними рукотворная картина, а не реальная действительность.
- Кладбище на Эвересте (не рекомендуется просмотр впечатлительным)
- Действующий самый большой нефтеналивной танкер в мире
- АНДРЕЙ МАКАРЕВИЧ: «У МЕНЯ НЕТ ДЕНЕГ»
- Самый бесполезный пистолет в мире
- Разоблачение убийства трансвестита из Дагестана
- Выгодно купить можно только в интернете
- Как вычислить доходность игрового автомата
- Казино Фараон – играть на реальные деньги
И. С. Тургенев, находившийся в это время в Париже (в январе 1881 года), пришел в ужас от этой мысли, о чем возмущенно писал писателю Д. В. Григоровичу: «Нет никакого сомнения, что картина. Он совсем не ожидал, что тот согласится. 15129). По поводу «Лунной ночи на Днепре» такие предчувствия были у художника Ивана Крамского, высказавшего свои опасения в письме к издателю Алексею Суворину от 15 ноября 1880 года: «Меня занимает следующая мысль: долговечна ли та комбинация красок, которую открыл художник. Полноформатное повторение-вариант картины, под названием «Ночь на Днепре», хранится в Государственной Третьяковской галерее (холст, масло, 104 143см, 1882 инв. Британско-американский славист и искусствовед Джон Эллис Боулт полагал, что Архипа Куинджи можно рассматривать как наиболее видного представителя русской школы люминизма8384, а его картину «Лунная ночь на Днепре» — как шедевр среди произведений живописи, основанных на световых эффектах.
На картине изображена летняя ночь. По словам Крамского, при первом знакомстве с полотном он «не мог отделаться от физиологического раздражения в глазу, как бы от действительного света» и это чувство возникало у него всякий раз, когда он опять видел картину, попутно принося «наслаждение ночью, фантастическим светом и воздухом»21. За 30 лет «молчания» не было и дня, чтобы художник не взял в руки кисть или карандаш. Кроме того, художник побеждал всех в различении малейших изменений цветовых и световых соотношений (например, даже при опытах с особым прибором, которые производились Д. И. Менделеевым и др. ). Композиционное построение пейзажа выполнено с большой простотой и лаконичностью5. Да и кто мог ожидать, что такую большую вещь потащат с собой в морское путешествие»16. Все свое имущество он завещал Обществу, жене назначил ежемесячную пенсию в 2500 рублей.
- Скачать онлайн игровые онлайн слоты можно на официальном сайте казино ЛавВулкан
- Интернет казино Вулкан – оторвись по полной
- Вулкан Удачи – играй в любой точке мира
- Последние комментарии (всего 0)
По его мнению именно с этим была связана возникавшая у зрителей иллюзия, что это не настоящая картина, созданная маслом на холсте, а «писано на стекле и освещено сзади»76. Размер — 105 146см1 (по другим данным, 105 144см234).
В каталоге изданном в 2001 году, отмечается, что «нынешнее представление о степени завершённости произведения и и имеющиеся различия в картинах позволяют считать произведение из собрания ГТГ повторением-вариантом»61. Затем, по завещанию художника, оно поступило в собственность Общества имени А. И. Куинджи. Картина способна восприниматься как прямая аналогия с творчеством Н. В. Гоголя. В своём дневнике (запись от 31 мая 1881 года) он так описывал этот эпизод: «Передаю вещи, любуясь великолепной картиной Южной ночи художника Куинджи, принадлежащей великому князю Константину Константиновичу»46. По словам Суворина, в этом произведении «луна — это действительная луна, она действительно светит река — это настоящая река, она действительно светится и блестит вы видите эту рябь, вы почти угадываете, куда, в какую сторону несёт свои воды Днепр тени, полутени, огни, воздух, чуть заметный пар — всё это передано так, что удивляешься, как могли краски это передать»72. Архип Куинджи ответственно подошел к выставке своей картины.
2. В частности, в рецензии, опубликованной в конце 1880 года в газете «La Rpublique franaise», Филипп Бюрти писал, что главный эффект полотна Куинджи состоит «в передаче, поистине чудесной, бледного и искрящегося света на водной поверхности, раздробленной и взволнованной течением». Поэт Я. Полонский удивлялся: «Положительно я не помню, чтобы перед какой-нибудь картиной так долго застаивались Что это такое. Критик и публицист Михаил Неведомский, автор изданной в 1913 году биографии художника, писал, что после московской выставки 1882 года картина «Ночь на Днепре» также экспонировалась в Петербурге, а также отмечал, что «позднее, получив два заказа на повторения (по 5 тысяч рублей за каждое), Куинджи долго работал над ними, но так и не отдал их заказчикам: оба повторения остались в его мастерской и, вместе с остальными последними его произведениями, завещаны им в собственность Общества его имени». Публику приводила в восторг иллюзия натурального лунного света и люди, по словам И. Е. Репина, в «молитвенной тишине» стоявшие перед полотном А. И. Куинджи, уходили из зала со слезами на глазах: «Так действовали поэтические чары художника на избранных верующих и те жили в такие минуты лучшими чувствами души и наслаждались райским блаженством искусства живописи».
По словам Менделеева, перед «Днепровской ночью» «забудется мечтатель, у художника невольно явится своя новая мысль об искусстве, поэт заговорит стихами, в мыслителе же родятся новые понятия — всякому она даст своё»74. Позднее он использовал аналогичное построение в ряде других полотен85. Ранее эта картина считалась «неоконченным повторением». Ее главным действующим лицом был наполненный поэзией лунный свет. Кроме того, художник побеждал всех в различении малейших изменений цветовых и световых соотношений (например, даже при опытах с особым прибором, которые производились Д. И. Менделеевым и др. ).
Возможно, путаница могла возникнуть из-за того, что у самого Крамского (который в то время нуждался в деньгах) была датированная тем же годом картина «Лунная ночь», которую он продал другому Третьякову — Сергею Михайловичу33. Лунная ночь – одно из самых впечатляющих его произведений. Оригинал ещё до своего первого показа был продан великому князю Константину Константиновичу (1858-1915). Кроме этого, Неведомский сообщал, что под личным руководством Куинджи «Лунная ночь на Днепре» была воспроизведена в олеографии, «разошедшейся в огромном количестве экземпляров»54. В Киевском музее русского искусства есть вертикально-ориентированный вариант под названием «Ночь на Дону» (холст, масло, 165 115см, 1882 инв. Мощный и непоколебимый Днепр был тих и спокоен. Заинтересовавшись, великий князь навестил художника в его мастерской (запись об этом событии в его дневнике датирована 14 марта 1880 года).
С 1917 года оно находилось в Доме с атлантами на Солянке, в собрании А. Н. Ляпунова и Е. В. Ляпуновой, родителей известного математика А. А. Ляпунова5960 (согласно сохранившимся документам, А. Н. Ляпунов приобрёл пейзаж у Общества имени Куинджи 20 ноября 1917 года59). Правда известно, что эксперименты все-таки были. Разумеется, за холстом лампы не было: таинственное сияние исходило от самой картины. Кажется, что русло реки берет своё начало где-то далеко за горизонтом.
Вы, вероятно, уже слышали. Этой организации он передал свои деньги, земли и картины. Картина не потеряла своего очарования и по сей день, хотя цветовая гамма ее значительно потемнела. Картина выглядит по-настоящему чарующе и необыкновенно реалистично. 4.
Узнав об этом, И. Тургенев пришел в ужас: «Нет никакого сомнения, что картина вернется абсолютно погубленной, благодаря соленым испарениям воздуха». После возвращения из морского путешествия полотно «Лунная ночь на Днепре» хранилось в собрании великого князя Константина Константиновича в Мраморном дворце. Высказывались предположения, что изначально картина «Лунная ночь на Днепре» создавалась по заказу Павла Третьякова, а потом, поскольку Третьяков был в отъезде, а Куинджи нуждался в деньгах, он продал её другому покупателю. Работа экспонировалась в отдельном зале Общества поощрения художников на Большой Морской.
Заговорили о возрождении романтизма. Ранее эта картина считалась «неоконченным повторением». «Художник света» скончался в Петербурге 11 июля 1910 года. По российской столице разнеслись слухи о феерической красоте «Лунной ночи на Днепре». После невероятного успеха картины «Лунная ночь на Днепре» все ждали от Куинджи новых шедевров. И все в природе притихло, завороженное чудесным сиянием неба и днепровских вод.
Чтобы избежать давки, публику пускали в зал группами. В 1882 году Куинджи устроил ещё одну персональную выставку, на которой экспонировались три картины: авторский вариант-повторение полотна «Ночь на Днепре» (возможно, тот, который ныне хранится в Государственной Третьяковской галерее), второй вариант картины «Берёзовая роща», а также новое произведение «Днепр утром» (ныне в ГТГ)4922.
Только после ухода морского офицера Куинджи узнал, что у него побывал великий князь11. В октябре — ноябре того же года13 «Лунная ночь на Днепре» экспонировалась в здании Общества поощрения художников, расположенном на Большой Морской улице в Санкт-Петербурге, причём это был первый случай в истории российского искусства, когда на выставке демонстрировалась единственная картина14. Когда «Герцог Эдинбургский» готовился к отплытию из Яффы, архимандрит зашёл на палубу фрегата, чтобы попрощаться с великими князьями и имел возможность увидеть полотно «Ночь на Днепре». Архип Иванович назвал невероятную по тем временам сумму – 5 тысяч рублей. Первые две попытки оказались неудачными. Он писал, что «Ночь на Днепре» — это не просто движение живописи вперёд, а огромный скачок. Так до А. И. Куинджи пел о природе только великий Н. В. Гоголь.
По словам Боулта, в «Лунной ночи на Днепре» Куинджи не отказался от основных стилистических принципов написанной годом ранее «Берёзовой рощи» (таких, как фокусирование на центре полотна и быстрая смена тонов), но при этом осуществил радикальное изменение построения пространства картины изобразив вид с высоты птичьего полёта. По её словам, в этом полотне художник достиг «до иллюзорности верного и фантастического эффекта освещения», в результате чего ему удалось создать впечатление реальности лунного света, как на небосводе с грядами облаков, так и на чуть колеблющейся поверхности спокойно текущей реки. По свидетельству художника Игоря Грабаря, впоследствии в собрании Боткина в самом деле была картина Куинджи «Ночь на Днепре»36. Ж-4191).
Согласно его дневнику, «Тургенев рассказывал про последнюю, ещё не совсем оконченную, картину Куинджи он так художественно её описал, что мне захотелось непременно самому сличить рассказ с оригиналом»10. По свидетельству художника Игоря Грабаря, впоследствии в собрании Боткина в самом деле была картина Куинджи «Ночь на Днепре»36. Получив известие о том, что император Александр III удовлетворил его просьбу об увольнении с флотской службы, к середине 1882 года Константин Константинович вернулся в Россию48. Он закрыл двери своей мастерской и прекратил выставочную деятельность.
Например, философ, публицист и критик Николай Страхов, отдавая должное мастерству Куинджи и называя его картину истинным чудом, как по силе света, так и по «схваченным с изумительной верностью оттенкам неба, на протяжении между луной и горизонтом», полагал, что «свет луны слишком натурален, слишком бросается в глаза своей натуральностью и этим портит гармонию картины». И с этими задачами он справился блестяще. А потом картина была выставлена в Петербурге.
Он был так привязан к этой картине, что взял ее с собой в кругосветное путешествие. Фамилия Куинджи была дана ему по прозвищу деда, что по-татарски означает «золотых дел мастер». В расцвете своих творческих сил великий творец совершил неожиданный шаг. И. С. Тургенев, находившийся в это время в Париже (в январе 1881 года), пришел в ужас от этой мысли, о чем возмущенно писал писателю Д. В. Григоровичу: «Нет никакого сомнения, что картина.
10. По небу плывёт прозрачная дымка облаков. Например, философ, публицист и критик Николай Страхов, отдавая должное мастерству Куинджи и называя его картину «истинным чудом», как по силе света, так и по «схваченным с изумительной верностью оттенкам неба, на протяжении между луной и горизонтом», полагал, что «свет луны слишком натурален, слишком бросается в глаза своей натуральностью и этим портит гармонию картины». Критик отмечал, что, несмотря на то странное впечатление, которое возникает у зрителя при первом взгляде на картину, «мало-помалу воля художника вас покоряет и переносит вас в изображённую им местность».
Но А. И. Куинджи умел побеждать. Таким образом, автор стремился показать мощность и непостижимость Вселенной. Картина или действительность. Тем не менее художник учтиво пригласил посетителя в мастерскую и показал ему свою картину.
Куинджи участвовал в выставках ТПХВ в 1874—1879 годах последней выставкой с его участием стала 7-я, состоявшаяся в 1879 году, на которой он представил получившее широкую известность полотно «Берёзовая роща»24. Он писал, что «Ночь на Днепре» — это не просто движение живописи вперёд, а огромный скачок. Несмотря на то, что выставка состояла всего из одного полотна, выстраивались целые очереди из желающих увидеть новую работу великого художника, которая оказывает удивительное по силе воздействие. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Решающую роль в создании впечатления играет необычное цветовое построение полотна. И с этими задачами он справился блестяще.
Он был так привязан к этой картине, что взял ее с собой в кругосветное путешествие. «Лунная ночь на Днепре» — пейзаж русского художника Архипа Куинджи (1842—1910), написанный в 1880 году.
Тургенев, приехавший в Россию из Франции и проживший там пять месяцев в первой половине 1880 года, был одним из первых, кто увидел новое полотно Куинджи и, по свидетельству Якова Полонского, «пришёл в восторг»9. Быть может, Куинджи соединял вместе Полотно «Лунная ночь на Днепре» неоднократно повторялось и варьировалось Архипом Куинджи. Он отмечал «невиданное ещё нигде могущество красок» и волшебное впечатление, будто бы это не картина, а сама природа в миниатюре, перенесённая художником на полотно. Картина Куинджи заинтересовала Менделеева ещё тогда, когда он в первый раз увидел её в мастерской художника, но написать о ней он собрался только после того, как его «с разных сторон» попросили об этом73.
Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией. Сам же Константин Константинович записал в своём дневнике: «Я сказал Куинджи, что покупаю его дивное произведение я глубоко полюбил эту картину и мог бы многим для неё пожертвовать. После революции в составе собрания Мраморного дворца картина перешла в Российскую академию истории материальной культуры (РАИМК с 1926 года — Государственная академия истории материальной культуры, ГАИМК), а в 1928 году была передана в Государственный Русский музей1920. И спустя десятилетия свидетели этого триумфа продолжали вспоминать о том потрясении, которое испытывали зрители, «достоявшиеся» до картины.
Кроме этого, от тех частей холста, где слой краски был нанесён рельефно (окна хаток, а также луна и лунная дорожка на воде), падающий луч света отражался сильнее, чем от более гладких светлых участков. Краска потрескалась и поблекла. В этот раз «Лунная ночь на Днепре» висела на стене одна. Во время работы над картиной Куинджи приглашал в свою мастерскую друзей и знакомых. Куинджи интенсивно применял битумные краски, но фосфором не пользовался.
Так до А. И. Куинджи пел о природе только великий Н. В. Ведь всё равно не купите: она дорогая».
Эта картина обрела поистине легендарную славу. Весь день потом, когда я закрывал глаза, мне виделась эта картина»1032. О судьбе жены Куинджи известно не так много.
Искусствовед Фаина Мальцева отмечала, что в картине «Лунная ночь на Днепре» удачей Куинджи может считаться не только «мастерски переданный эффект лунного света», но и живопись верхней части пейзажа, правдиво воссоздающая образ ночного неба, затянутого лёгкими перистыми облаками.
Константин Константинович в своём дневнике (запись от 14 марта 1880 года) так описывал свои впечатления и ощущения: «Я как бы замер на месте. В октябре — ноябре 1880 года13 в здании Общества поощрения художников (дом 38 по Большой Морской улице в Санкт-Петербурге) проходила необычная экспозиция — это был первый случай в истории российского искусства, когда на выставке демонстрировалась единственная картина14. Картина была представлена на единственной в своем роде выставке одного произведения в Обществе поощрения художеств и произвела невероятное впечатление. Широкая река — Днепр — спокойно течёт среди мягких по рельефу берегов. Число искренних почитателей таланта А. И. Куинджи росло, редкий человек мог остаться равнодушным перед этой картиной, казавшейся колдовством. Так до А. И. Куинджи пел о природе только великий Н. В. Гоголь. А поэт К. Фофанов под впечатлением от этого полотна написал стихотворение «Ночь на Днепре», которое позже было положено на музыку.
Искусствоведы, признают, что «Куинджи открывает цветность воздуха изучает слабо пульсирующую вибрацию воздушных струй, преодолевает свою же тональную систему живописи». В 1880 году Куинджи изумил Санкт-Петербург уникальной выставкой одной картины «Лунная ночь на Днепре». Даже лично уговаривал князя оставить картину, но тот был непреклонен. Менделеев, Я. П. После этого картина «Лунная ночь на Днепре» хранилась в собрании великого князя Константина Константиновича в Мраморном дворце18.
В письме к Якову Полонскому от 10 (22) декабря 1880 года Тургенев писал: «Сюда приехала на несколько дней картина Куинджи — и мы постараемся показать её французам»44. Картина или действительность. вернется абсолютно погубленной, благодаря соленым испарениям воздуха и пр».
По словам Бюрти, «нисходящая градация света, который отчётливо бьёт только в стены хаток, расположенных по откосам берега силуэты высокого репейника тишина, царящая над огромным пространством, суровость голого, безлесого пейзажа — всё создаёт настроение меланхолическое и величавое, на редкость удачно выраженное»7778. Так до А. И. Куинджи пел о природе только великий Н. В. Гоголь. Чтобы убедиться в том, что одна картина – это достаточно для выставки, Куинджи приглашал в свою мастерскую друзей, среди которых были Иван Сергеевич Тургенев, Яков Полонский, Иван Крамской, Дмитрий Иванович Менделеев, а также корреспондентов, на которых проверял силу воздействия «Лунной ночи на Днепре». Число искренних почитателей таланта А. И. Куинджи росло, редкий человек мог остаться равнодушным перед этой картиной, казавшейся колдовством.
Он писал, что в этом произведении Куинджи сопоставил «великие стихии природы: землю и небо, свет и тень в таком едином созвучии, которого он ещё не находил раньше». Страхов отмечал, что, несмотря на яркий свет исходящий от луны и освещающий облака и поверхность реки, «всё-таки и в этом отношении, в отношении освещения, картина, разумеется, не успела вполне подделаться под действительность». «Лунная ночь на Днепре» находилась на стене одна. Полотно «Лунная ночь на Днепре» неоднократно повторялось и варьировалось Архипом Куинджи.
Чтобы избежать давки, публику пускали в зал группами.