Картина Мстислава Добужинского Кукла
Описание картины Мстислава Добужинского «Кукла»
Мстислава Храброго. Сказка иллюстрирована вся, в буквальном смысле — от начала до конца. Первый рисунок играет роль фронтисписа. С. 103).
Но наиболее весомыми были его работы в театре и в книжной графике. Но его справедливо называют по преимуществу художником Петербурга, связь с которым была для него «абсолютно романтическим чувством». Поступил в Петербургский университет, занимался в публичной библиотеке, где однажды Стасов известнейший в ту пору художественный критик, показал ему собрание лубочных картинок и благословил на изучение народного искусства.
Тут художник, видимо, не совладал с соблазном показать жизнь тогдашней Москвы. Родился 2 (14)августа1875 в Новгороде. Таким образом, огромное значение приобретают «характерные детали», столь выразительные не нагромождением их, а удачным сопоставлением. Живёт в Нью-Йорке. Оформляет книги: «Поэмы» М. Ю. Лермонтова (1941, не издана), «Левша» («The Steel Flea») Н. С. Лескова (1943), «Граф Нулин» А. С. Пушкина (1943, не издана), «Ночной трактир» И. А. Бунина (1946), «Слово о полку Игореве» (1950). Март.
Как и всякая интерпретация, она принадлежит к наиболее «смертным» видам художественного творчества. Прежде всего любование бытом 20-х годов XIX в., когда и развертывается описанное событие. Овсей Дриз стал известен в большой советской литературе прежде всего как детский поэт.
Эпизоду с подаренной табакеркой — сама табакерка, очаровательной формы и с силуэтом на крышке (как сказано у Кузмина: охотник целится в утку, а из воды вылезает купальщица) из которой выпадают ожерелье и футлярчик с банковыми билетами. Политические разногласия авторов в «Перезвонах» были стерты, объединение творческих сил осуществлялось вокруг идеи русскости. После «Ночного принца» в области иллюстрации Добужинский долгие годы, вплоть до 1917 года, не создавал ничего подобного не только в смысле удачности, но и в отношении значительности задания.
у Добужинского начинают вырабатываться новые приемы. Но особенно характерны две виньетки, окаймляющие все повествование. А. Сидоров метко определил его как «одного из лучших читателей среди художников Петербурга». Его принцесса — совсем немецкая мещаночка, поет «Augustin» и очень интересуется, что у соседей на ужин. «Эпоха Тургенева, – писал Добужинский, – была мне душевно близка».
Работы, как правило, выполнены в стилесимволизмаилимодерна. 71. Впрочем, художник не ограничивается одними «эмблемами» иногда он не может удержаться от того, чтобы не показать нам того или другого героя, а то и изобразить целую сцену. Ездил в Амстердам в связи с персональной выставкой. Все равно где: на родине в Вильно, на месте ли постоянного его пребывания — в Ленинграде, в других ли русских городах (Витебск, Псков, Москва) или во время его многочисленных путешествий по чужим странам. Образ города, враждебного человеку, предстает в композициях «Двор» (1903, Третьяковская галерея, Москва), «Домик в Петербурге» (1905, Третьяковская галерея, Москва).
Располагалась она в доме на Таврической улице, где этажом выше был знаменитый литературно-художественный салон Вячеслава Иванова («Башня»). Но дух Ремизова, его народность и своеобразная ребячливость взрослого человека Добужинским не выражены. Пожалуй, эта ирония неуместна в книге для детей. Добужинский стал ближайшим постоянным сотрудником журнала. Какой-то немецкой кажется вся книжка. При этом в иллюстрациях отражены все характерные черты рассказа Ауслендера. Добужинский по-прежнему ограничивается композициями на отдельных листах одна единственная концовка в счет не идет. Местами кое-где введены небольшие пятна черного.
Мстислав добужинский картина кукла содержание
После рождения сына родители разошлись и мать, артистка, певица и либералка уехала. В перспективном отдалении кажется, что творчество точно инстинктивно торопилось проявить себя как можно полнее в предчувствии общей катастрофы» (Новый Журнал. 1956. Самое удачное в «Тупейном художнике» — это заглавные буквы. Внимательный «читатель» и опытный «рассказчик», он умеет остановиться на самых существенных моментах повествования, наиболее ярких образах, выразительных «мелочах», столь любовно им подмечаемых. Что здесь иллюстрировать. Начал преподавать в частной Художественной академии Т. Л. Толстой-Сухотиной.
он относился с недоверием, видя в нем «страшное падение вкуса». Прекратил преподавание в парижской Школе декоративного искусства. Рисунки раскрашены, вернее, слегка подкрашены. В своих работах для театра он в сущности так же — это заметил уже цитированный нами Н. Н. Врангель — «иллюстрирует» замыслы писателя. Декорации и эскизы костюмов сделаны им для балетов, поставленных в Монреале.
Художник: Добужинский Мстислав ВалериановичЭтюд к картине «Деревянные куклы»
Он ничего не изображает, а просто поверх пяти букв «конец» надписывает характерным размашистым почерком те слова, что навсегда остаются в памяти читателя: «помните и любите вашу Настеньку». Многого в рисунке, предназначенного для столь миниатюрного издания, не воспроизведешь. Иллюстрации здесь просто украшают самую книгу. Лишь квартиру Дуни художник показал во всей прелести «ампира», но и здесь он следовал тексту, указывающему на особо пышную обстановку. Им же была нарисована обложка «Нового Журнала», под которой этот ежеквартальник выходит и в настоящее время.
Все же его детство было беззаботным по сравнению с взрослой жизнью, вот таким образом так отчетливо звучат в картине «Кукла» ностальгические нотки. В 1901 году Добужинский стал членом художественного объединения «Мир искусства». На них обычно запечатлены неброские домишки, старые дворики.
Вопрос: мстислав добужинский картина кукла содержание
Были иллюстрированы и кой-какие из басен Крылова (для хрестоматий «Живое слово» и «Цветничок») и при этом с большой обдуманностью и тщательностью. В четырехлетнем возрасте его увезли в Петербург к отцу. Обычно в заключительном рисунке повторяется тот образ, которым выразительно завершается какой-либо отрывок или все повествование (в «Тупейном художнике», в «Западне» и во втором акте «Скупого рыцаря»).
Возможно, что с этой игрушкой у автора были связаны какие-то личные воспоминания или же ее нужно рассматривать, как атрибут утраченного прошлого, которое нельзя вернуть, так как это само время. Это петербургское Возрождение, начавшееся с «Мира искусства» еще недостаточно оценено исторически, а в общую картину тех лет входит еще огромный мир Москвы, который был охвачен тем же подъемом. Но было бы несправедливо не упомянуть об этом альбоме. Он синтезировал в своем творчестве увлечение прерафаэлитами, мюнхенскую школу изящество и ретроспективность «Мира Искусства», любовь к русскому лубку, народной игрушке, сатирический журнальный рисунок, японскую гравюру на дереве, мечтательную «музыку» символистов, «величие и гармонию» (по его собственным словам) архитектуры старого Петербурга. В 1905 году в журнале «Жупел» появился его рисунок «Октябрьская идиллия». Линия здесь законченная, четкая, определенная, очерчивающая контуры целиком.
1975. Андерсена и многие другие. Характерно, что очень много внимания уделено пейзажу, как это и у самого Карамзина. В 1923–1924 гг. Работал в дюссельдорфском театре над оформлением драмы Г. Э. Лессинга Натан Мудрый.
Сочинение-описание картины Добужинского «Кукла»
Остановимся хотя бы на рисунке «Крестьянин и Смерть» 1908 г. Невольно при этом вспоминается силуэт Нарбута исполненный три года спустя к той же басне и повторяющий ту же композицию, но повернутую наоборот и с некоторыми изменениями (смерть иначе держит косу и левую руку песочные часы с крыльями нетопыря помещены отдельно внизу). В 1895 году окончил Виленскую 2-ю гимназию. На стене висит листовка с текстом манифеста 17 октября, поверх которого наклеен приказ генерал-губернатора Д. Ф. Трепова: «Патронов не жалеть». И потому так много прелести и подлинной детскости в его изображениях приключений двух озорников — куклы Нолли и паяца Пшика (к рассказу Саши Черного в сборнике «Жар-Птица», 1911 г). На второй — та же хижина, уже разрушенная, под облачным небом.
Мстислав Валерианович Добужинский принадлежит по возрасту к младшим членам группы художников «Мир Искусства». Эскизы декораций к «Месяцу в деревне» могли бы быть с большим успехом помещены среди текста пьесы, понимание которой они бы существенно дополнили. Плоскость листа строго блюдется. Вскоре после того, как он удачно оформил несколько спектаклей в Старинном театре и Театре В. Ф. Комиссаржевской (1907-08), МХТ пригласил его на постановку пьесы И. С. Тургенева "Месяц в деревне" (1909). И так очаровательна буква «А», сложенная из прутиков, в руках Алексея. Занимался также офортом и литографией, пробовал свои силы и в живописи маслом.
В 1939 г. Добужинский переехал в США. 1949.
Так или иначе, но возле этого окна со старой куклой можно предаться воспоминаниям. он учился в школе рисования Общества поощрения художеств. Главные свои силы за это время художник отдает декорационной живописи. Родился он в 1875 г. С детства, как сообщает биограф, его окружала культурная и благоприятствующая развитию природных способностей обстановка. Несколько раз устраивал в Нью-Йорке свои выставки. Добужинский как будто хотел это передать и в самой манере графики (только можно ли здесь говорить о книжной графике. ) : линией капризной, гротескной, кривой формами шаржированными, упрощенными раскраской простодушно-яркой и вместе с тем нежной. Типичные приемы графики, обнаруживающие немецкие влияния.
мстислав добужинский картина кукла содержание
И так много о снисходительном любовании «ретроспективного мечтателя» прошлым говорит обложка, на которой две гирлянды вокруг надписи сплетаются в форме сердца. Добужинский по характеру своего творчества обещал стать прекрасным «детским художником». Мастерскую Званцевой обычно называли «Школой Бакста и Добужинского». продолжительное время он жил в Европе: во Франции, два года в Италии (Милан, Рим, с наездами на Ривьеру, в Неаполь и во Флоренцию), затем год в Англии. Однажды художник просто договорил то, на что лишь намекнул писатель. В числе книг, которые он иллюстрировал в разные годы, — «Слово о полку Игореве» «Дон Карлос» Ф. Шиллера «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина «Барышня-крестьянка», «Граф Нулин», «Скупой рыцарь» А. С. Пушкина «Казначейша», «Поэмы» (издания 1941) М. Ю. Лермонтова «Белые ночи» Ф. М. Достоевского «Тупейный художник», «Левша» (30 иллюстраций) Н. С. Лескова «Новый Плутарх» М. А. Кузмина «Ночной трактир» И. А. Бунина «Ночной принц» С. А. Ауслендера «Примус» О. Э. Мандельштама «Веселая азбука» Н. Павловой «Три толстяка» Ю. Олеши «Микель-Анджело Буонаротти» Г. Грима «Свинопас» Г. -Х.
Замечательны сами приемы графики. Скупой рыцарь» усердно украшен. Но наиболее весомыми были его работы в театре и в книжной графике. Это больше похоже на сельский пейзаж, чем на городской вид из окна. Это как бы иллюстрация к лирическому вступлению ко всей повести. К форме силуэта Добужинский обращается снова год спустя, в 1919 г., работая над «Барышней-крестьянкой».
Стоимость печати постера – картины
Годы революции и Гражданской войны Добужинский прожил в Петрограде. Несчастная принцесса осталась одна в заключительной виньетке мы видим ее плачущей под деревом. Побывал в Германии (Кельн, Дюссельдорф) и в Копенгагене – «моем издавна любимом городе».
Октябрь. В «Октябрьской идиллии» ощущается, скорее, не протест, а скорбное чувство, горькая авторская ирония. Она лежит в правом углу подоконника, небрежно брошенная и забытая своей хозяйкой. Раскрываем книжку и сразу воочию видим все то, о чем повествуется в первых же строках. Четыре больших рисунка воспроизводят основные моменты этого «рассказа на могиле», повествующего о трагической судьбе крепостной актрисы и ее возлюбленного.
Обычные «кривизна» линий и эскизность очертаний утратили некоторую прежнюю нарочитость. Конечно, в тексте нет ни слова, да и не могло быть, о каких-либо деталях жанра. Затем учился в Санкт-Петербурге в Императорской школе общества поощрения художеств (1885—1887), в школе Антона Ажбе (Мюнхен, 1899—1901) и у Ш. Холлоши (Надьбанья, Венгрия). Окончив университет в 1899 г., Добужинский едет в Мюнхен учиться рисунку в школе А. Ашбе. Конечно, здесь немало привлекательной казалась задача воссоздания внешнего быта начала XIX в. Но Добужинский, обдуманно и любовно воспроизводя ряд характерных мелочей (типичная карета, верстовой столб, дамская шляпка корзинкой, овальные портреты на стенах и т. п. ), не выдвигает их на первый план, как то бывало у иных чрезмерно увлеченных стариной ретроспективистов и не затемняет ими существенного. На первой (начальной) изображена при лучах солнца перед Симоновым монастырем хижина из трубы которой весело подымается дым.
Сочинения по картинам 5-9 класс
Здесь Добужинский дает образец столь распространенного тогда условно-символического рисунка определенно иллюстративного задания. Имеются еще два рисунка в тексте из которых второй играет роль концовки и, повторяя тему предпоследней строфы (гусар уносит казначейшу среди предутренней тишины провинциального города), выразительно завершает текст. Создаёт цикл воображаемых пейзажей блокадного Ленинграда (1943). И, наконец, на обложке всего лишь несколькими озорными штрихами набросана свинка над брошенной короной.
Двумя счастливыми исключениями стали иллюстрации к Трем толстякам Ю. К. Олеши (1928) исполненные еще по заказу из Москвы, а также к Евгению Онегину (1936), в которых он реализовал свой давний замысел глубоко оригинального прочтения романа А. С. Пушкина. Одна из последних работ Добужинского, завершенная в советской России, – иллюстрации к «Белым ночам» Достоевского, оставляющие незабываемое впечатление. Сопротивление местных шовинистов лишило его возможности заниматься преподаванием, к чему он очень стремился. Но вместо этого там виден совсем не городского вида старый, покосившийся сарай. Читатель любовно всматривается во все «мелочи», что так просто и четко изображены внутри небольших квадратов, являющихся фоном для буквы, вместе с тем внимательней воспринимает самый текст книги. Фигуры героя и героини сравнительно мало заметны. С. 299 – 300). С. 174 – 175).
1963. 44. Апрель—май. Дело еще в том, что эти рисунки и силуэты выполнены в старой «классической» графической манере. Быть может, это не совсем уместно там, где на передний план сильно выдвинуты какие-либо предметы (решетки канала, фигуры), от которых видна лишь верхняя часть. Небольшой альбомчик в украшенной нехитрым узором папке.
- Художник Мстислав Добужинский (1875 — 1957)
- Добужинский Мстислав Валерианович
- Добужинский Мстислав Валерьянович
- «На моих глазах город умирал смертью необычайной красоты»
- Мстислав Валерианович Добужинский (1875–1957)
- Добужинский Мстислав Валерианович рассказ о родителях «Матери и отце»
- Добужинский, Мстислав Валерианович
- Картины ДОБУЖИНСКОГО Мстислава Валериановича, 1875, Новгород – 1957, Нью-Йорк
После заключительной фразы пушкинской «Барышни-крестьянки»: «Читатели избавят меня от излишней обязанности описывать развязку» — нарисовано, как оба отца благословляют Лизу и Алексея. Здесь использован старый прием, уже знакомый нам по «Калиостро», — воспроизведения каких-нибудь деталей повествования. Внизу — песочные часы и черные крылья. Различны и системы иллюстрирования.
Мы видим типичные арки желтого Гостиного двора, купцов с картузами, зазывающих покупателей, огромную лужу, спящего алебардщика, чешущуюся о столб свинью, рожицу, нарисованную мелом на этом столбе и т. д. и т. д. и переносимся, действительно, в «Город николаевскик времен». Во всей картине сквозит заброшенность, неухоженность, опустелость. Эти книжки были: антология «Цветник Ор», «Трагический зверинец» и «33 урода» Лидии Зиновьевой-Аннибал и По звездам Вячеслава Иванова». С осени 1906 г. он преподавал в мастерской ученицы Репина Е. Н.
Но и сказка Андерсена далеко не вполне для детей. Словно перед нами какая-то «конденсированная» иллюстрация к сочинениям этого писателя, прекрасно выполняющая свое назначение быть школьным пособием. Пожалуй, содержательнее всего маленькие концовки. Большие рисунки даны в характерном архитектурном обрамлении. Кое-что было сделано для «Детского альманаха». В этом рисуночке — вся поэма Лермонтова.
- Выберите размер и материал репродукции
- Картины (репродукции) изготовленные на печатном оборудовании
- Примеры оформления "галерейная натяжка" (заказывается дополнительно)
- Картины художника Мстислава Валериановича Добужинского
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
А Добужинский, видимо, в своих иллюстрациях стремился не дополнить конкретными зрительными образами то, что дано у Пушкина, а интерпретировать все, что есть в повести, сохраняя то же соотношение отдельных элементов (психологического и описательного) и закрепляя в шести рисунках все самые существенные моменты повествования. Добужинский стал часто бывать на ивановских «средах», встречался там с Блоком, Белым, Сологубом, Волошиным, Ремизовым, Чулковым и многими другими поэтами и писателями. Исполнил ряд графических заказов для советских издательств.
Но не только как обстоятельный «рассказчик» Добужинский близок маленьким читателям, его роднит с ними простота восприятия, острая наблюдательность соединенная с изобретательностью, редкая памятливость на мелочи и трогательная любовь к вещам, словно к живым существам. (Кстати и в приемах раскраски обнаруживаются скорее искания новой акварельной техники, чем забота о возможно лучшем воспроизведении рисунка при помощи печатного станка. ) Все герои сказочные, но трактованы иронически, подчас карикатурно. Апрель. Кажется, что здесь ко всякой мелочи можно подыскать у Гоголя соответствующую цитату. Добужинский вне конкурса дал своего «Дьявола», помещенного в 1 «Золотого Руна» за 1907 г. Это — идеальная сюжетная символико-аллегорическая композиция.
- Западноевропейская и антикварная живопись
- Декоративно-прикладное искусство
- Багетные работы (рама, подрамник)
- О знаменитости:русский художник
- артины нахолсте красивый, современный арт подарок
Оформляет спектакли и для «Метрополитен-опера», других театров Америки и Европы, работает для кинематографа. Уже неоднократно говорилось о том, что Добужинский прежде всего — изобразитель города. Характерно для вкусов того времени, что в конце 1906 г. журнал «Золотое Руно» объявил конкурс для поэтов, прозаиков и художников на тему «Дьявол». Сам Добужинский отдал работе в театре пятьдесят лет своей жизни. «Меня интересовала больше всего «изнанка» города Я рисовал Питер, его «уголки», а красотами Петербурга любовался, но рисовать их не подмывало За парадный С. -Петербург я взялся попутно лишь по настоянию друзей и «заказчиков», хотя довольно рано, с 1903 – 4 г. : большие графические рисунки – Зимний дворец, Фонтанка с Чернышевым мостом и ансамблем казенных зданий, Исаакий от Сената и Невский проспект с Казанским собором» (Письмо художнику Е. Климову // Новый Журнал.
загадочных приключений «Ночного принца». На обложке принцесса и свинопас, между ними — волшебный котелок. Им написаны воспоминания, главы из которых публиковались в эмигрантских изданиях – «Новоселье», «Возрождении», но главным образом в «Новом Журнале», где напечатаны его замечательные очерки «Круг Мира искусства», «О Художественном Театре», «Встречи с писателями и поэтами», «Новгород», «Петербург моего детства», «Деревня», «Историческая выставка портретов» и другие. Неподдельной жутью веет от этого листа, от одного сопоставления серых и темных пятен. За окном по логике вещей должен находиться пейзаж крупного города, каким был Петербург. много путешествует, бывает в Каунасе, Берлине, Париже, Амстердаме, Копенгагене.
За окном по логике вещей должен находиться пейзаж крупного города, каким был Петербург. «У Вячеслава Иванова, – вспоминал Добужинский, – я еще бывал и по поводу затеянного им его собственного издательства «Оры». Но рисунки к повести Достоевского так задуманы и исполнены, что это обеспечивает им длительное существование и большую силу воздействия на читателя-зрителя.
Только два рисунка вдвинуты в текст (заглавная виньетка и концовка), три остальных помещены на отдельных страницах. Во всей манере рисунка какая-то особая чистота, свежесть, простота, быть может, несколько деланая, но вполне соответствующая «духу» жеманного сентиментализма. Это больше похоже на сельский пейзаж, чем на городской вид из окна. Жизнь в эмиграции была не столь благополучной, как он надеялся.
Впрочем Добужинский, оставаясь верен себе, конечно, не только «декорирует». Подтверждением этому как раз и служит забытая или умышленно оставленная кукла. Так всегда. Более близок художнику был «Станционный смотритель» Пушкина, к которому еще раньше, в 1905-1906 годах, были выполнены им шесть рисунков сепией, подправленных пером. Переезд в Латвию по времени совпал с основанием в Риге иллюстрированного журнала «Перезвоны» (1925 – 1929 гг. ). Вскоре после того, как он удачно оформил несколько спектаклей в Старинном театре и Театре В. Ф. Комиссаржевской (1907-08), МХТ пригласил его на постановку пьесы И. С. Тургенева Месяц в деревне (1909).
В этих рисунках есть что-то жуткое, но нет опять-таки действия, драматического напряжения. Принцесса изображена жеманной отцветающей девушкой. Удачны контрасты белого, черного, серого (дан штриховкой). На переднем плане — огромные причудливые синие вазы с подарками. Иногда в виньетках даются лишь вольные парафразы на мотивы текста («Месяц в деревне»). На шмуцтитуле и заглавном листе надписи и их орнаментации вычерчены «под готику».
К тому же ему не всегда дается хорошо изобразить человеческую фигуру, особенно в движении. Кое-какие из них разбросаны по разным изданиям, кое-что осталось не опубликованным (рисунки 1913 г. к стихотворениям Лермонтова). Си Клиф), писал пейзажи. В 1938 году он получает приглашение от М. А. Чехова участвовать в постановке спектакля «Одержимые» по роману Ф. М. Достоевского «Бесы», над которым работает в Англии весной 1939 г. В июле того же года для продолжения работы в Театре-студии М. А. Чехова Добужинский уезжает в США. Несмотря на подписи, столь старательно выведенные, мы в изображениях отдельных сцен преимущественно любуемся рядом деталей, в обилии нагроможденных помимо указаний текста (например обстановка комнаты Лизы) или красотой силуэта.
Но вот нарастает конфликт: король увидел свою дочь, целующую свинопаса. С искусством гравюры молодой художник познакомился в студии В. В. Матэ. К современному европейскому и американскому искусству 1950-х гг. Конечно, не всегда в своей основной теме «Город» Добужинский повествует.
Значителен лишь второй, дающий образ безумца-скупца среди его сокровищ. Иллюстрациями же только к ненаписанной поэме, воспевающей некий коллектив промышленного города, мнятся рисунки «Будни» и «Праздник» 1906 г. И совсем как рассказы-гротески нами «прочитываются» «Гримасы города», появившиеся на страницах «Сатирикона» в 1908-1911 гг. Но как не простить это отступление от текста, тем более, что оно вполне в духе повести.
Он торжественно нарек меня почетным именем «художника Ор» и я сделал несколько обложек для крошечных книжек этого издательства, удовлетворяя Вячеслава Иванова моими символическими рисунками. Важное место в творчестве Добужинского занимала урбанистическая тема. Таким его знали на русском и на других языках.
Он устраивает также персональные выставки, читает лекции, дает интервью для эмигрантской печати, пишет для рижской газеты «Сегодня» воспоминания о художниках Баксте и А. Яковлеве, об издателе Гржебине, статью о постановке «Ревизора» в эмигрантском театре. Сын генерал-лейтенанта Валериана Петровича Добужинского. Особенно изысканны тончайшие белые силуэты на черном фоне, рисующие даже целые пейзажи. Порой концовка воспроизводит какую-либо случайную, но характерную деталь.
Двумя счастливыми исключениями стали иллюстрации к "Трем толстякам" Ю. К. Олеши (1928) исполненные еще по заказу из Москвы, а также к "Евгению Онегину" (1936), в которых он реализовал свой давний замысел глубоко оригинального прочтения романа А. С. Пушкина. Но это не вся правда о его творчестве. Систематически это сделано в графике 1918 г. к «Жизни графа Калиостро» М. Кузмина. Мария Цетлина, жена основателя «Нового Журнала» Михаила Цетлина, устраивала вечера, на которых бывал и Добужинский, встречаясь там с Г. Федотовым, Керенским, пианистом В. Пастуховым и многими другими и, кроме того, с писателями и поэтами второй эмиграции (Елагиным, Анстей, Б. Филипповым, С. Максимовым). Но лишь восемь лет спустя после своей первой большой удачи в области иллюстрации («Ночной принц»), во всеоружии накопленного опыта в деле интерпретации чужих замыслов (декорации к пьесам драматургов разных времен и народов) и много поработав для искусства книги, он принялся за акварели к «Свинопасу».
Сентябрь, 6—октябрь, 5. Но уже примерно с 1916-1917 гг. Эта близость и знание помещичьего быта помогли ему впоследствии в работе над спектаклями в МХТ в качестве театрального художника. Но драматическое напряжение пушкинской трагедии, ее монументальные и в то же время такие человечные образы остались невоплощенными, несмотря на всю «содержательность» иллюстраций. В 1901 году изучал гравюру под руководством Василия Матэ. 21. В 1929 г. Добужинский переехал в Вильнюс.
Именно в них всегда особенно проявлялись вся зоркость и изобретательность Добужинского. Ведь и в повести его душевная драма — главная тема. Наибольшее внимание уделено станционному смотрителю. В 1950-е гг.
Точно так же и некоторые эскизы к постановке «Николая Ставрогина» воспринимаются определенно как иллюстрации к «Бесам». Но в других случаях достигнуты необычайные эффекты, например в изображении светлеющего неба (утро четвертой ночи) или водной глади (вторая ночь — Екатерининский канал у церкви Николы Мокрого). «Тут действительно не было ничего общего с тем, чем был полон мой внутренний мир», – вспоминал Добужинский («Новый Журнал».
Имя Мстислав дано ему было в честь новгородского князя, жившего в XII в., – св. С тех пор прошло более двадцати лет напряженного и все время совершенствующегося труда. Под ней — сердце между белых крыльев. Май.
Перед нами действительно «книжка с картинками», честь создания которой в равной мере принадлежит и художнику и писателю. Несмотря на эту семейную драму, Добужинский в мемуарах назвал свои ранние годы «воистину золотым детством». Перелистываем страницу, — перед нами слева большое изображение тронного зала.
Не все в графике к «Белым ночам» одинаково удачно. И прежде всего это хочется сделать по отношению к М. В. Добужинскому. И таким он действительно был на языке оригинала. Одной из картин на эту тему является «Кукла», которая написана в 1905 г. Взгляд, направленный в окно полуразрушенного дома, падает на куклу.
На обложке — сплошной узор из шлемов, стрел, гербов и скрещенных под черепами мечей. Лично встречался практически со всеми петроградскими деятелями художественной культуры. Контрастов черного и белого нет.
Но вместо этого там виден совсем не городского вида старый, покосившийся сарай. И опять-таки городу посвящен альбом литографий «Петербург в 1921 г. ». Остальные четыре рисунка воспроизводят основные моменты истории Лизы и Эраста. Закрыл собственную художественную студию. Жизнь в эмиграции была не столь благополучной, как он надеялся. С этим городом у него были связаны детские воспоминания.
Всюду — на концовках, виньетках и больших рисунках — мы видим громады многоэтажных домов, тихие ночные улицы, сонные каналы. И потому так много мы можем ждать от него в области чисто литературной иллюстрации. Она лежит в правом углу подоконника, небрежно брошенная и забытая своей хозяйкой. 120. В эмиграции он много работал как театральный художник.
Что же касается «Казначейши», выпущенной Кружком любителей изящных изданий в 1914 г. (подготовлена в 1913 г. ), то и здесь Добужинский преимущественно декоратор этой прекрасно «сделанной» книги. После рождения сына родители разошлись и мать, артистка и «радикалка», как ее называли знакомые, взяла мальчика к себе в Казань, затем переехала в Нижний Новгород.
В этой новой манере сделаны весьма примечательные иллюстрации 1917 г. к «Свинопасу» Андерсена. С. 160 – 161).
Добужинский принимал участие в художественной жизни «Дома искусств», основанного в 1919 г. К. Чуковским. Художник любил его и посвятил ему многие из своих городских пейзажей. Душевный мир одинокого мечтателя невыразим, внешние события мало интересны и так однообразны. Первой книжкой иллюстрированной Добужинским, была сказка Алексея Ремизова Морщинка». Правда, у Пушкина сказано, что Лиза училась грамоте по буквам, рисуемым на бумаге. Его стихи буквально лучатся добротой и шуткой.
В творчество Добужинского вошел и древний Новгород. Необходимо отметить еще значение концовок. Перед нами мелькают маски, плети и цепи, пистолеты и червонцы, а то и целые сценки. Иногда книга орнаментируется рисунками, воспроизводящими лишь характерные детали («Жизнь Калиостро»). На них обычно запечатлены неброские домишки, старые дворики.
Еще в 1909 г. Александр Бенуа не в хулу, а лишь свидетельствуя наличное направление творческих сил, отметил, что «в нем гораздо больше «рассказчика», нежели «художника формы». В октябре 1918 г. его избирают учёным хранителем Эрмитажа.
Сюда он попал одиннадцатилетним, там же окончил гимназию. Но так как внешних событии почти нет, то первый и третий фронтисписы малосодержательны и по существу излишни. Долгое время его домом былПетербург. Впрочем, в самом характере своих восприятие и способе их передачи он остается верным «мир-искусником».
В Париже проходят его персональные выставки. Несколько особняком среди работ для «Жупела» стоит «1905-1906 гг. ». Но вот художник берется за работу над «Белыми ночами» Достоевского. И этот мотив использован в очаровательном рисунке, замыкающем первую главу. Удивительно подходит «чувствительной» повести Карамзина быть изданной в виде небольшого томика в плотной зеленой обертке с наклейкой, на которой наивно-узорчатыми буквами выведено заглавие. Заниматься же книжной графикой не было возможности из-за отсутствия заказов от издательств.
С 1922 г. он был профессором факультета живописи Академии Художеств. В 1885 – 1887 гг. Это была его единственная выставка за несколько лет пребывания в Европе в 1950-е гг. и Добужинский с горечью в письме к Сомову говорит о себе как о «забытом художнике». Среди его театральных работ – декорации к постановкам «Евгения Онегина» (Дрезден, 1923 г. и в неаполитанском Сан Карло, 1954 г. ), «Бориса Годунова» (Нью-Йорк, Филадельфия, Кливленд), «Половецких плясок» (Буэнос-Айрес, 1957 г. ), «Пиковой дамы», «Бала-маскарада», «Хованщины». Иллюстрации же рисует редко.
Наивно-элегический тон выдержан здесь до конца с исключительной последовательностью. Это как-то сразу делает его более близким духу современности и отличает от других ленинградских «ретроспективных мечтателей». Был в Гааге на открытии персональной выставки. Господствует линия, строго вычерченная, замкнутая. «На моих глазах город умирал, смертью необычайной красоты и я постарался перед тем, как его покинуть навсегда, посильно запечатлеть его страшный, безлюдный и израненный облик» (Новый Журнал. Вот и все самое характерное из известного нам об его первоначальном развитии.
В рамке изогнутой согласно вкусам конца XVIII в. изображен Карамзин на берегу Лизина пруда.