Картина Ночь Над Днепром
11 фактов о картине Архипа Куинджи «Лунная ночь на Днепре»
Архип Иванович назвал невероятную по тем временам сумму – 5 тысяч рублей. Даже перед самой смертью он оставался верен делу всей своей жизни. Так до А. И.
Под действием электрического света это свойство обеспечивало эффект дополнительного высветления, а также приводило к появлению светящегося блеска. В 1865 году, когда Куинджи было 24 года, он решил поступить в Академию художеств в Санкт-Петербурге. Персональная выставка из одной картины (причём, картины сравнительно небольшого размера) – событие необычное для того времени. Улица (Большая Морская) была запружена народом, люди готовы были отстоять несколько часов в очереди, чтобы насладиться этим незаурядным творением. Вскоре уже весь Петербург гудел, что Куинджи готовит произведение невероятной красоты. Слухи о тайне художественного метода А. И. Куинджи в основном использует два цвета — чёрный и фосфорический зелёный.
«Лунная ночь на Днепре»: мистическая сила и трагическая судьба картины Архипа Куинджи
Один из самых знаменитых его учеников – Николай Рерих. Сам Суворин тоже чрезвычайно высоко оценивал полотно Куинджи. Ярким светом луны оттенены глубины синевы. После возвращения из морского путешествия полотно «Лунная ночь на Днепре» хранилось в собрании великого князя Константина Константиновича в Мраморном дворце. Он писал, что в этом произведении Куинджи сопоставил «великие стихии природы: землю и небо, свет и тень в таком едином созвучии, которого он ещё не находил раньше».
Даже лично уговаривал князя оставить картину, но тот был непреклонен. Впоследствии картина «Лунная ночь на Днепре» хранилась в собрании великого князя Константина Константиновича в Мраморном дворце18. Так же как и в «Берёзовой роще», в «Лунной ночи на Днепре» пространство картины «организуется световым потоком, струящимся в глубину картины». Крамской, П. П. Чистяков.
Но, вот тучи слегка разошлись и выглянула яркая луна. Да и кто мог ожидать, что такую большую вещь потащат с собой в морское путешествие»16. Владелец картины — великий князь Константин Константинович — настолько привязался к ней, что по окончании выставки взял её с собой в длительное морское путешествие, которое он совершал в 1880—1882 годах на фрегате «Герцог Эдинбургский»16.
Чтобы избежать давки, публику пускали в зал группами. Заинтересовавшись, великий князь навестил художника в его мастерской (запись об этом событии в его дневнике датирована 14 марта 1880 года). Краска потрескалась и поблекла. Серебристо-зеленый лунный диск по-прежнему охранял спящие берега. Григоровичу: «Нет никакого сомнения, что картина. В Киевской картинной галерее (до 2017 года — Киевский музей русского искусства) есть вертикально-ориентированный вариант под названием «Ночь на Дону» (холст, масло, 165 115см, 1882 инв.
История одного шедевра: «Лунная ночь на Днепре» Куинджи
Но А. И. Куинджи умел побеждать. Куинджи приходили И. С. О судьбе жены Куинджи известно не так много. Полотно «Лунная ночь на Днепре» было создано в 1880 году, вскоре после разрыва Архипа Куинджи с Товариществом передвижных художественных выставок (ТПХВ), поводом для которого послужила анонимная статья, содержавшая резкую критику пейзажей Куинджи, — как выяснилось впоследствии, эта статья была написана одним из членов-учредителей организации художников-передвижников Михаилом Клодтом23. Художник греческого происхождения Архип Куинджи родился в Мариуполе (сейчас Донецкая область Украины) в семье бедного сапожника. Но успех оказался много выше предполагаемого отклика, выставка стала громкой сенсацией. Слава о «Лунной ночи на Днепре» разошлась по Москве ещё до окончания работы над картиной. Что это такое.
А вскоре картина была выставлена в Петербурге в зале Общества поощрения художников. 15129).
Чтобы убедиться в том, что одна картина – это достаточно для выставки, Куинджи приглашал в свою мастерскую друзей, среди которых были Иван Сергеевич Тургенев, Яков Полонский, Иван Крамской, Дмитрий Иванович Менделеев, а также корреспондентов, на которых проверял силу воздействия «Лунной ночи на Днепре». 8. Посетители входили в полутемный зал и, завороженные, останавливались перед холодным сиянием лунного света.
Сначала оно находилось в «Царской комнате» на втором этаже, а затем великий князь переместил его в свой кабинет — «Ореховую гостиную». Это один из авторских вариантов самой прославленной картины мастера «Лунная ночь на Днепре», над которой он работал в 1880 году. Британско-американский славист и искусствовед Джон Эллис Боулт полагал, что Архипа Куинджи можно рассматривать как наиболее видного представителя русской школы люминизма8384, а его картину «Лунная ночь на Днепре» — как шедевр среди произведений живописи, основанных на световых эффектах. Но офицер ответил: «Хорошо. Он писал Д. В. Гигоровичу: «Нет никакого сомнения, что картинавернется абсолютно погубленной».
Во время работы над картиной «Лунная ночь на Днепре» Куинджи приглашал в свою мастерскую (расположенную на Малом проспекте Васильевского острова) друзей и знакомых для того, чтобы проверить на них силу воздействия полотна. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Но отец картину всё-таки взял и никакого процесса не было»16. Он разместил полотно на своей яхте и отправился в мореплавание.
Художник путешествовал в вагонах третьего класса, останавливался в недорогих гостиницах. Полноформатное повторение-вариант картины, под названием «Ночь на Днепре», хранится в Государственной Третьяковской галерее (холст, масло, 104 143см, 1882 инв. Он писал, что «Ночь на Днепре» — это не просто движение живописи вперёд, а огромный скачок. Учёный-естествоиспытатель Дмитрий Менделеев изложил свои мысли о полотне «Лунная ночь на Днепре» в статье «Перед картиною А. И. Куинджи», опубликованной в номере петербургской газеты «Голос» от 13 ноября 1880 года.
Оставляю за собой».
В 1915 году, после смерти Константина Константиновича, Мраморный дворец перешёл к его сыновьям, «с предоставлением в пожизненное пользование вдове покойного»18.
Картина «Лунная ночь на Днепре», Куинджи, 1880
Искусствовед Ирина Шувалова называла «Лунную ночь на Днепре» самой прославленной картиной Куинджи7, крупнейшим творческим достижением художника8 и, несмотря на потускневшие краски, «одним из украшений экспозиции Русского музея». Менделеев, к картине приценивался известный издатель и коллекционер К. Т. Так до А. И. Но её не было. «Художник света» скончался в Петербурге 11 июля 1910 года. Широкая река — Днепр — спокойно течёт среди мягких по рельефу берегов.
С 1917 года оно находилось в Доме с атлантами на Солянке, в собрании А. Н. Ляпунова и Е. В. Ляпуновой, родителей известного математика А. А. Ляпунова5960 (согласно сохранившимся документам, А. Н. Ляпунов приобрёл пейзаж у Общества имени Куинджи 20 ноября 1917 года59). А как только голос спадет – надо уходить, не показываться, чтобы не осмеяли». Успех был огромный и после этого Куинджи решил сделать две копии полотна.
«Лунная ночь на Днепре» картина Куинджи
В настоящее время находится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге. Чтобы избежать давки, публику пускали в зал группами. А. И. Куинджи понял, что Клодта не исключат из Товарищества, вот таким образом решил уйти сам. Гоголь.
Позднее он использовал аналогичное построение в ряде других полотен85. По мнению Манина, несмотря на кажущееся подобие интерпретации мироздания в полотнах Куинджи и Фридриха, это сходство является чисто внешним: в отличие от произведений Фридриха, в куинджиевской «Лунной ночи на Днепре» нет ничего магического80. Успех превзошел все ожидания и превратился в настоящую сенсацию. Важную роль в исполнении замысла художника играет колорит. Это стала первая в России выставка одной картины. Не имея сил подняться с кровати, он лёжа рисовал карандашные эскизы.
В этот раз «Лунная ночь на Днепре» висела на стене одна. Тургенев, находившийся в это время в Париже (в январе 1881 года), пришел в ужас от этой мысли, о чем возмущенно писал писателю Д. В. Художник Иван Крамской в письме к журналисту и издателю Алексею Суворину от 15 ноября 1880 года подробно рассказывал о впечатлении, произведённом на него картиной Куинджи и писал, что «его Ночь на Днепре вся наполнена действительным светом и воздухом, его река действительно совершает своё течение и небо — настоящее бездонное и глубокое». С передвижниками Архип Куинджи был непродолжительное время.
Описание картины «Лунная ночь на Днепре»
Гоголь. Затем, по завещанию художника, оно поступило в собственность Общества имени А. И. Куинджи. Народ ступал в сумеречный зал и замирал, потрясённый холодным сиянием лунного блеска. Фамилия Куинджи была дана ему по прозвищу деда, что по-татарски означает «золотых дел мастер». Гостем мастерской был и Великий князь Константин Романов.
Возможно, путаница могла возникнуть из-за того, что у самого Крамского (который в то время нуждался в деньгах) была датированная тем же годом картина «Лунная ночь», которую он продал другому Третьякову — Сергею Михайловичу33. Оставляю за собой». О невероятном эффекте картины ходили легенды. И. С.
В ответном письме Чистяков не дал прямого ответа на вопрос о покупке картины (возможно, зная, что она уже продана), но при этом сообщил Солдатёнкову о намерении коллекционера Дмитрия Боткина приобрести авторскую копию полотна Куинджи за пять тысяч рублей3335. Конечно, сырость, ветер и воздух, пропитанный солью, негативно сказались на состоянии холста. В 1909 году Куинджи организовал Общество Художников. Кроме этого, Неведомский сообщал, что под личным руководством Куинджи «Лунная ночь на Днепре» была воспроизведена в олеографии, «разошедшейся в огромном количестве экземпляров»54.
Так до А. И. Куинджи пел о природе только великий Н. В. По мнению Мальцевой, среди всех полотен Куинджи подобного творческого направления именно этот пейзаж «заслуженно принёс Куинджи полное торжество» — никогда ещё не достигал он «такой поэтической цельности в изображении пейзажа, такой согласованности в соподчинённости всех его элементов»22.
Картина была выставлена на Большой Морской в Санкт-Петербурге, в зале Общества поощрения художников. Картина или действительность. ». Куинджи изображает величественной и вечной, поражая зрителей мощью Вселенной, ее необъятностью и торжественностью. вернется абсолютно погубленной, благодаря соленым испарениям воздуха и пр». В этот раз «Лунная ночь на Днепре» висела на стене одна. Константин Константинович в своём дневнике (запись от 14 марта 1880 года) так описывал свои впечатления и ощущения: «Я как бы замер на месте. Тургенев, приехавший в Россию из Франции и проживший там пять месяцев в первой половине 1880 года, был одним из первых, кто увидел новое полотно Куинджи и, по свидетельству Якова Полонского, «пришёл в восторг»9. Кроме того, художник побеждал всех в различении малейших изменений цветовых и световых соотношений (например, даже при опытах с особым прибором, которые производились Д. И.
Критик отмечал, что, несмотря на то странное впечатление, которое возникает у зрителя при первом взгляде на картину, «мало-помалу воля художника вас покоряет и переносит вас в изображённую им местность». И. С. Тургенев, находившийся в это время в Париже (в январе 1881 года), пришел в ужас от этой мысли, о чем возмущенно писал писателю Д. В. Григоровичу: «Нет никакого сомнения, что картина. В расцвете своих творческих сил великий творец совершил неожиданный шаг. Редкая картина имела и имеет до сих пор, такой успех. В своём дневнике (запись от 31 мая 1881 года) он так описывал этот эпизод: «Передаю вещи, любуясь великолепной картиной Южной ночи художника Куинджи, принадлежащей великому князю Константину Константиновичу»46.
В частности, в рецензии, опубликованной в конце 1880 года в газете «La Rpublique franaise», Филипп Бюрти писал, что главный эффект полотна Куинджи состоит «в передаче, поистине чудесной, бледного и искрящегося света на водной поверхности, раздробленной и взволнованной течением». По словам Суворина, в этом произведении всё выглядит, как в действительности: настоящая луна, которая действительно светит и настоящая река, которая светится и блестит так что, вглядываясь в эту рябь, зритель почти угадывает, в какую сторону несёт свои воды Днепр «тени, полутени, огни, воздух, чуть заметный пар — всё это передано так, что удивляешься, как могли краски это передать»72.
За 30 лет «молчания» не было и дня, чтобы художник не взял в руки кисть или карандаш. Опасения подтвердились: за время путешествия полотно серьёзно пострадало. Другие варианты-повторения полотна хранятся в Симферопольском художественном музее («Ночь на Днепре», холст, масло, 111 147см, 1882), Астраханской картинной галерее имени П. М. Догадина («Ночь на Днепре», холст, масло, 110 146см, 188262, поступил из коллекции Гучкова63) и Национальном художественном музее Белоруссии («Ночь над Днепром», 1880-е)61. Вот во избежание такого несправедливого отношения в будущем, я бы не прочь составить, так сказать, протокол, что его «Ночь на Днепре» вся наполнена действительным светом и воздухом и небо настоящее, бездонное, глубокое».
Не вняв уговорам Тургенева, великий князь Константин Константинович вместе с картиной продолжил путешествие на фрегате «Герцог Эдинбургский», который, покинув Шербур, вошёл в Средиземное море. Сам же Полонский, задаваясь вопросом, картина ли это или действительность, писал: «В золотой раме или в открытое окно видели мы этот месяц, эти облака, эту тёмную даль, эти дрожащие огни печальных деревень и эти переливы света, это серебристое отражение месяца в струях Днепра, огибающего даль, эту поэтическую, тихую, величавую ночь»285. На выставку восторженными статьями откликнулись все газеты и журналы, репродукции «Лунной ночи на Днепре» тысячами экземпляров разошлись по всей России. Публику приводила в восторг иллюзия натурального лунного света и люди, по словам И. Е.
10. Но лунная рябь на реке и сияние самой луны переданы гениальным А. И. Художник Илья Репин вспоминал, что творилось на Большой Морской улице во время выставки: «непрерывная масса карет запружала всю улицу длинным хвостом стояла публика и на лестнице, в ожидании впуска и с улицы, в обе стороны тротуара терпеливо и долго ждали целые массы, строго наблюдая порядок приближения к заветной двери, куда пускали только сериями, так как зрители могли бы задохнуться и задавиться от тесноты и недостатка воздуха»4115. Публику приходилось пускать в помещение группами, чтобы избежать давки.
По небу плывёт прозрачная дымка облаков. И. С. При этом картина была освещена направленным на неё лучом света лампы. 4.
Оригинал ещё до своего первого показа был продан великому князю Константину Константиновичу (1858-1915). Но А. И. Он был так привязан к этой картине, что взял ее с собой в кругосветное путешествие.
Этакий молодец — прелесть»42. А поэт К. Фофанов под впечатлением от этого полотна написал стихотворение «Ночь на Днепре», которое позже было положено на музыку. Успех превзошел все ожидания и превратился в настоящую сенсацию. Известно, что к картине «Лунная ночь на Днепре» приценивался предприниматель и коллекционер Козьма Солдатёнков. В начале 90-х годов у Куинджи начинается период «молчания» и почти 30 лет он рисует «в стол».
Картина Куинджи Лунная ночь на Днепре
Солдатенков. Что это такое. Высказывались предположения, что изначально картина «Лунная ночь на Днепре» создавалась по заказу Павла Третьякова, а потом, поскольку Третьяков был в отъезде, а Куинджи нуждался в деньгах, он продал её другому покупателю. Обсуждая эффект, производимый картиной «Лунная ночь на Днепре» на зрителей искусствовед Владислав Зименко называл его «совсем сверхъестественным»79. Зрители, входя в полутемное помещение, не верили, что с помощью красок можно было создать такой свет от серебристо-зеленоватого диска луны. Вы, вероятно, уже слышали.
Картина или действительность. Этой организации он передал свои деньги, земли и картины. На этот раз все картины были показаны при дневном освещении53. Но вот тучи слегка разошлись и выглянула яркая луна. В 60-е начинающий художник 2 раза «провалил» экзамен и поступил в петербургскую Академию художеств лишь с третьего раза. В октябре — ноябре 1880 года13 в здании Общества поощрения художников (дом 38 по Большой Морской улице в Санкт-Петербурге) проходила необычная экспозиция — это был первый случай в истории российского искусства, когда на выставке демонстрировалась единственная картина14.
Если внимательно присмотреться, можно также заметить извилистые тропинки между хатками. В мастерскую А. И. Менделеев, Я. П. А как только голос спадет — надо уходить, не показываться, чтобы не осмеяли». Весь день потом, когда я закрывал глаза, мне виделась эта картина»1032.
Согласно его дневнику, «Тургенев рассказывал про последнюю, ещё не совсем оконченную, картину Куинджи он так художественно её описал, что мне захотелось непременно самому сличить рассказ с оригиналом»10. По российской столице разнеслись слухи о феерической красоте «Лунной ночи на Днепре». Только после ухода морского офицера Куинджи узнал, что у него побывал великий князь11.
По небу плывёт прозрачная дымка облаков. Обсуждая успех и популярность, сопутствующие картине «Лунная ночь на Днепре» искусствовед Виталий Манин сопоставлял творчество Куинджи и его немецкого предшественника Каспара Давида Фридриха, в произведениях которого «люди томятся, завороженные созерцанием магического лика природы». Эффект был ошеломительный. Великий князь Константин Константинович, купивший картину, не захотел расстаться с полотном, даже отправляясь в кругосветное путешествие. Первые две попытки оказались неудачными. Все в природе притихло, завороженное чудесным сиянием неба и днепровских вод.
«Лунная ночь на Днепре» Архипа Куинджи
Полонский, И. Н. Мощный и непоколебимый Днепр был тих и спокоен. 2.
Картина Куинджи заинтересовала Менделеева ещё тогда, когда он в первый раз увидел её в мастерской художника, но написать о ней он собрался только после того, как его «с разных сторон» попросили об этом73. Шувалова отмечала точность найденных художником образных средств: «декоративных цветовых пятен их контрастов, модуляции света, пространственного разворота композиции»12. Репина, в «молитвенной тишине» стоявшие перед полотном А. И. И. С. За год до смерти он создал Общество имени Куинджи (творческое объединение художников Петербурга, просуществовало до 1930 года).
дальше просто не помню. На картине изображена широкая река — Днепр — в летнюю лунную ночь5. Несмотря на свою молодость (ему в то время шёл 22-й год), Константин Константинович к тому моменту уже успел поучаствовать в русско-турецкой войне, получить чин лейтенанта флота и звание флигель-адъютанта, а также орден Святого Георгия 4-й степени3031. Даже те цветовые зоны дальнего плана, которые на первый взгляд кажутся «плоскими», в действительности представляют собой наложенные в несколько слоёв лессировки, способствующие «углублению» пространства. Поэт Я. Полонский, друг А. И. Люди часами стояли в очереди, чтобы увидеть произведение Куинджи.
В конце 1880 года, после того, как выставка была завершена, великий князь Константин Константинович отправился в морское путешествие на фрегате «Герцог Эдинбургский», взяв с собой картину «Лунная ночь на Днепре»16. По словам искусствоведа Виталия Манина, «Куинджи использовал свойство тёплых цветов возгораться от лампового света, а холодных — поглощаться им»38. Кроме этого, от тех частей холста, где слой краски был нанесён рельефно (окна хаток, а также луна и лунная дорожка на воде), падающий луч света отражался сильнее, чем от более гладких светлых участков. Страхов отмечал, что, несмотря на яркий свет исходящий от луны и освещающий облака и поверхность реки, «всё-таки и в этом отношении, в отношении освещения, картина, разумеется, не успела вполне подделаться под действительность». Его учениками были А. Рылов, Н. Рерих, К. Богаевский.
Небесную сферу А. И. А. И. Куинджи всегда очень внимательно относился к экспонированию своих картин, размещал их так, чтобы они были хорошо освещены, чтобы им не мешали соседние полотна. Менделеевым и др. ). Крамской писал Репину: «Какую бурю восторгов поднял Куинджи.
По её словам, «тёмные участки неба и земли заметно поглощали искусственный свет, усиливая глубину тона и способствуя эффекту бархатистости живописной поверхности»39. Полотно «Лунная ночь на Днепре» выставляется в зале 35 Михайловского дворца, где также находятся картины «Ночное», «Дубы» и другие произведения Архипа Куинджи55. Во время работы над картиной Куинджи приглашал в свою мастерскую друзей и знакомых. Жемчужиной собрания Астраханской государственной картинной галереи по праву считается работа Архипа Ивановича Куинджи «Ночь на Днепре». По её словам, в этом полотне художник достиг «до иллюзорности верного и фантастического эффекта освещения», в результате чего ему удалось создать впечатление реальности лунного света, как на небосводе с грядами облаков, так и на чуть колеблющейся поверхности спокойно текущей реки. Разумеется, за холстом лампы не было: таинственное сияние исходило от самой картины.
Эта работа попала на академическую выставку в 1868 году. Работа над полотном была завершена в сентябре 1880 года12. Кажется, что русло реки берет своё начало где-то далеко за горизонтом. Ранее эта картина считалась «неоконченным повторением». Он был так силен, что некоторые из зрителей пытались заглянуть за картину, чтобы найти там фонарь или лампу.
И. С. Тургенев пришёл от этого в ужас. Прямо из мастерской, еще до выставки, «Лунная ночь на Днепре» за огромные деньги была куплена великим князем Константином Константиновичем. А потом картина была выставлена на Большой Морской улице в Петербурге, в зале Общества поощрения художников. После ухода из Товарищества Архип Куинджи около полугода работал над картиной «Лунная ночь на Днепре».
Описание картины Архипа Куинджи «Лунная ночь на Днепре»
Тем не менее полностью восстановить картину не удалось. Он попросил закрыть в зале все окна, а на картину направить луч света. Гладким зеркалом отражают этот свет воды Днепра из бархатистой синевы ночи белеют стены украинских хат. Но Романов просил оставить картину за ним.
Ведь всё равно не купите: она дорогая». В 1930 году полотно было приобретено Третьяковской галереей у Е. В. Ляпуновой. Ранние работы художника написаны под влиянием манеры Айвазовского.
По свидетельству художника Игоря Грабаря, впоследствии в собрании Боткина в самом деле была картина Куинджи «Ночь на Днепре»36. После революции в составе собрания Мраморного дворца картина перешла в Российскую академию истории материальной культуры (РАИМК с 1926 года — Государственная академия истории материальной культуры, ГАИМК), а в 1928 году была передана в Государственный Русский музей1920. Он закрыл двери своей мастерской и прекратил выставочную деятельность. Публика заходила и с трудом сдерживая чувства, не могла понять, как написанная маслом луна, может так правдоподобно сиять, а ее отражение на воде – «соперничать» с настоящим. Со времени создания и до смерти Куинджи это полотно хранилось в его мастерской.
Совет Академии удостоил Куинджи звания свободного художника. Полотно «Лунная ночь на Днепре» неоднократно повторялось и варьировалось Архипом Куинджи. Летом и осенью 1880 года, во время разрыва с передвижниками, А. И. Длинные очереди выстраивались на Большой Морской улице и люди часами ждали, чтобы увидеть это необыкновенное произведение. Искусствовед Фаина Мальцева отмечала, что в картине «Лунная ночь на Днепре» удачей Куинджи может считаться не только «мастерски переданный эффект лунного света», но и живопись верхней части пейзажа, правдиво воссоздающая образ ночного неба, затянутого лёгкими перистыми облаками. Картина способна восприниматься как прямая аналогия с творчеством Н. В. Гоголя. Картина выглядит по-настоящему чарующе и необыкновенно реалистично.
Архип Куинджи – Ночь над Днепром
Число искренних почитателей таланта А. И. Свой поступок объяснял так: «. Картина «Лунная ночь на Днепре» была написана в 1880 году, холст, масло. Тургенев рассчитывал на здравомыслие князя и мечтал выставить «Лунную ночь» в галерее Зедельмейера, где для неё были бы созданы надлежащие условия хранения.
105 144 см. Вера Леонтьевна Куинджи умерла через десять лет в Петрограде в 1920 году от голода. На выставку восторженными статьями откликнулись все газеты и журналы, репродукции «Лунной ночи на Днепре» тысячами экземпляров разошлись по всей России. Таким образом, автор стремился показать мощность и непостижимость Вселенной.
Событие стало настоящей сенсацией. Выражаясь современным языком, она стала культовым полотном в конце 19 века. Чтобы избежать давки, людей в зал запускали группами. В каталоге изданном в 2001 году, отмечается, что «нынешнее представление о степени завершённости произведения и имеющиеся различия в картинах позволяют считать произведение из собрания ГТГ повторением-вариантом»61.
Сочинение по картине Куинджи Лунная ночь на Днепре
Куинджи участвовал в выставках ТПХВ в 1874—1879 годах последней выставкой с его участием стала 7-я, состоявшаяся в 1879 году, на которой он представил получившее широкую известность полотно «Берёзовая роща»24. Под «Выставкой» подразумевался Парижский салон 1881 года, который открывался в мае во Дворце промышленности на Елисейских полях44. Отсутствие его произведений было отмечено публикой. Кажется, что русло реки берет своё начало где-то далеко за горизонтом.
Архип Куинджи ответственно подошел к выставке своей картины. Композиционное построение пейзажа выполнено с большой простотой и лаконичностью5. Куинджи, уходили из зала со слезами на глазах: «Так действовали поэтические чары художника на избранных верующих и те жили в такие минуты лучшими чувствами души и наслаждались райским блаженством искусства живописи». Великий князь Константин Константинович, купивший картину, не захотел расстаться с полотном, даже отправляясь в кругосветное путешествие. По словам искусствоведа Дмитрия Сарабьянова, «сам по себе это был беспрецедентный факт ибо вообще персональные выставки практиковались в то время редко, не говоря уж о выставке одной картины»37. А поэт К. Фофанов под впечатлением от этого полотна написал стихотворение «Ночь на Днепре», которое позже было положено на музыку.
Трагическая судьба Лунной ночи на Днепре
После невероятного успеха картины «Лунная ночь на Днепре» все ждали от Куинджи новых шедевров. Он отмечал «невиданное ещё нигде могущество красок» и волшебное впечатление, будто бы это не картина, а сама природа в миниатюре, перенесённая художником на полотно. Если внимательно присмотреться, можно также заметить извилистые тропинки между хатками. В ней воплотилась романтическая концепция образа южной природы. Решение великого князя не было спонтанным: ещё 31 октября он записал в своём дневнике: «В 3 ч. поехал в город в Общество поощрения художников, где выставлена моя картина Куинджи Ночь на Днепре, хочу взять её с собою в море»43. Куинджи пел о природе только великий Н. В.
Некоторые пытались уличить его в фокусах. Когда «Герцог Эдинбургский» готовился к отплытию из Яффы, архимандрит зашёл на палубу фрегата, чтобы попрощаться с великими князьями и имел возможность увидеть полотно «Ночь на Днепре». вернется абсолютно погубленной, благодаря соленым испарениям воздуха и пр».
В 1882 году Куинджи устроил ещё одну персональную выставку, на которой экспонировались три картины: авторский вариант-повторение полотна «Ночь на Днепре» (возможно, тот, который ныне хранится в Государственной Третьяковской галерее), второй вариант картины «Берёзовая роща», а также новое произведение «Днепр утром» (ныне в ГТГ)4922. «Лунная ночь на Днепре» находилась на стене одна. И с этими задачами он справился блестяще. Критик и публицист Михаил Неведомский, автор изданной в 1913 году биографии художника, писал, что после московской выставки 1882 года картина «Ночь на Днепре» также экспонировалась в Петербурге, а также отмечал, что «позднее, получив два заказа на повторения (по 5 тысяч рублей за каждое), Куинджи долго работал над ними, но так и не отдал их заказчикам: оба повторения остались в его мастерской и, вместе с остальными последними его произведениями, завещаны им в собственность Общества его имени». И. Репин говорил, что зрители застывали перед картиной «в молитвенной тишине»: «Так действовали поэтические чары художника на избранных верующих и те жили в такие минуты лучшими чувствами души и наслаждались райским блаженством искусства живописи».
Картина «Лунная ночь на Днепре»
По словам Менделеева, перед «Днепровской ночью» «забудется мечтатель, у художника невольно явится своя новая мысль об искусстве, поэт заговорит стихами, в мыслителе же родятся новые понятия — всякому она даст своё»74. Узнав об этом, И. Тургенев пришел в ужас: «Нет никакого сомнения, что картина вернется абсолютно погубленной, благодаря соленым испарениям воздуха». В октябре — ноябре того же года13 «Лунная ночь на Днепре» экспонировалась в здании Общества поощрения художников, расположенном на Большой Морской улице в Санкт-Петербурге, причём это был первый случай в истории российского искусства, когда на выставке демонстрировалась единственная картина14. В августе того же года Константин Константинович побывал на Афоне, а в самом начале 1882 года, будучи в Египте, тяжело заболел воспалением лёгких и лечился сначала на Сицилии, а потом у сестры Ольги Константиновны в Афинах47. А виной всему – особое отношение к полотну его владельца, великого князя Константина.
По словам Боулта, в «Лунной ночи на Днепре» Куинджи не отказался от основных стилистических принципов написанной годом ранее «Берёзовой рощи» (таких как фокусирование на центре полотна и быстрая смена тонов), но при этом осуществил радикальное изменение построения пространства картины изобразив вид с высоты птичьего полёта. В письме к Якову Полонскому от 10 (22) декабря 1880 года Тургенев писал: «Сюда приехала на несколько дней картина Куинджи — и мы постараемся показать её французам»44. Он совсем не ожидал, что тот согласится. Искусствовед Ольга Атрощенко отмечала, что «подобную роль выполняли и гребни процарапанной сухой кистью лунной дорожки на воде», так что «разная степень отражения света на её приподнятых частях и в углублениях приумножала эффект светового мерцания и одновременно создавала иллюзию колебания водной глади». Несмотря на то, что картина «Лунная ночь на Днепре» экспонировалась в Париже только десять дней, она успела привлечь к себе внимание французских критиков.
Город погружён в сладкую дремоту. Лунная ночь – одно из самых впечатляющих его произведений. Куинджи работал над новой картиной. Город погружён в сладкую дремоту. Но, несмотря на это, картина по-прежнему завораживает зрителя. Что это такое. По словам Манина, «небесные пространства у Куинджи испытывают земное притяжение», а «магия завораживания относится не к мистическим силам небес, а к грандиозному реальному миру, перед которым человек испытывает удивление и восторг»81.
По словам Крамского, при первом знакомстве с полотном он «не мог отделаться от физиологического раздражения в глазу, как бы от действительного света» и это чувство возникало у него всякий раз, когда он опять видел картину, попутно принося «наслаждение ночью, фантастическим светом и воздухом»21. В золотой раме или в открытое окно видели мы этот месяц, эти облака, эту темную даль, эти «дрожащие огни печальных деревень» и эти переливы света, это серебристое отражение месяца в струях Днепра, огибающего даль, эту поэтическую, тихую, величественную ночь. » Поэт К. Фофанов написал стихотворение «Ночь на Днепре», которое потом было положено на музыку. Куинджи был удивительно бескорыстен, занимался благотворительностью.
Начиная с 1880 художник был занят поисками образа Днепра. Гоголь. Обрушившаяся на Куинджи слава после «Лунной ночи на Днепре» едва ли не «раздавила» художника. Однако его допустили только к покраске заборов и приготовлению красок. Все свое имущество он завещал Обществу, жене назначил ежемесячную пенсию в 2500 рублей. Успех превзошел все ожидания и превратился в настоящую сенсацию. Слухов про его таинственные методы и секреты красок было много еще при жизни живописца.
По словам искусствоведа Виталия Манина, «Куинджи практически как бы претворял теоретические суждения романтиков о пространстве»58. В золотой раме или в открытое окно видели мы этот месяц, эти облака, эту темную даль, эти «дрожащие огни печальных деревень» и эти переливы света, это серебристое отражение месяца в струях Днепра, огибающего даль, эту поэтическую, тихую, величественную ночь. » Поэт К. Фофанов написал стихотворение «Ночь на Днепре», которое потом было положено на музыку. По словам Зименко, то, как Куинджи изображает природу, выступающую «в фантастическом великолепии своего ночного убора», может сравниться только со словами Николая Гоголя: «Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои»6. художнику надо выступать на выставках, пока у него, как у певца, голос есть.
И. Репин говорил, что зрители застывали перед картиной «в молитвенной тишине»: «Так действовали поэтические чары художника на избранных верующих и те жили в такие минуты лучшими чувствами души и наслаждались райским блаженством искусства живописи». Больше всего пространства в пейзаже занимает небо. Тем не менее художник учтиво пригласил посетителя в мастерскую и показал ему свою картину. Картина «Лунная ночь на Днепре» выставлялась в зале Общества поощрения художников на Большой Морской улице в Петербурге.
Больше всего пространства в пейзаже занимает небо. Таким образом, автор стремился показать мощность и непостижимость Вселенной. Кроме этого, о возможной договорённости между художником и коллекционером нет ни слова ни в посвящённой Павлу Третьякову монографии Александры Боткиной, ни в подробной переписке между Павлом Третьяковым и Иваном Крамским, в которой обсуждаются другие картины Куинджи.
Он был так силен, что некоторые из зрителей пытались заглянуть за картину, чтобы найти там фонарь или лампу. Куинджи умел побеждать. Выставка проходила в доме Солодовникова на Кузнецком мосту505152. Полотно «Лунная ночь на Днепре» экспонировалось в полутёмном зале, окна которого были задрапированы14. По словам Бюрти, «нисходящая градация света, который отчётливо бьёт только в стены хаток, расположенных по откосам берега силуэты высокого репейника тишина, царящая над огромным пространством, суровость голого, безлесого пейзажа — всё создаёт настроение меланхолическое и величавое, на редкость удачно выраженное»7778. Художник с особенной тщательностью подошел к выставке.
По его мнению именно с этим была связана возникавшая у зрителей иллюзия, что это не настоящая картина, созданная маслом на холсте, а «писано на стекле и освещено сзади»76. На картине изображена летняя ночь. Просто дьявольщина какая-то»15.
Картина или действительность. ». Картина или действительность. Куинджи пел о природе только великий Н. В. Архип Иванович КУИНДЖИ родился 27 января 1842 года в семье бедного сапожника. Размер — 105 146см1 (по другим данным, 105 144см234).
Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Тургенев и Я. Полонский, И. Крамской и П. Чистяков, Д. И. Например, философ, публицист и критик Николай Страхов, отдавая должное мастерству Куинджи и называя его картину истинным чудом, как по силе света, так и по «схваченным с изумительной верностью оттенкам неба, на протяжении между луной и горизонтом», полагал, что «свет луны слишком натурален, слишком бросается в глаза своей натуральностью и этим портит гармонию картины».