Картина Осада Троице Сергиевой Лавры
Картина Василия Верещагина Осада Троице-Сергиевой лавры» была написана в 1891 году и изображает события 1608-1610 г. г.
Описание картины «Осада Троице-Сергиевой лавры»
Очень тяжелым было положение у тех, кто защищал монастырь. Вы же шедше из града глаголите врагом: Видeсте вы старцов, почто не изымасте их. И вот однажды один немощный престарелый инок«лежа на постели»в монастырской больнице, тоже засомневался. «Сиа же ему мыслящу, обратися к стeнe и се слышит больницу ту оттворшуся и топот ног идущу. Стена была невысокая — 5, 5—6 м, но толстая — 3, 5—4 м, с двумя боевыми ярусами.
Сходным образом оценивает «Сказание» Н. И. Услышав шум боя, воевода Долгорукий-Роща предпринял вылазку. Заслушав шум боя, осажденные послали подмогу и помогли казакам попасть в монастырь. Кроме того, выражаясь современным языком, они «не сработались» и много сил тратили на взаимные интриги.
Придя в монастырь и увидев весь ужас состояния людей, он зарыдал. С середины мая страшная эпидемия пошла на спад но люди ещё умирали. Вышло иначе. С того времени ссоры в лагере между осаждавшими все усиливались. По существу, несогласованность атакующих стала переломным моментом в борьбе за монастырь. Князь почувствовал себя оскорбленным и отправил жалобу в суд.
Также стали истощаться немногочисленные запасы пороха. И воры и Литва видeшя их. Царь Василий «для осадного времени» его челобитную пожаловал. В 1345 г. Сергий Радонежский основал в 71 км к северо-востоку от Москвы Троицкий монастырь.
По сути это была измена, так как вражда воевод служила интересам противника. При этом образ святого очерчивается в произведении несколькими способами, если не принимать здесь во внимание единственного случая скупой констатации самого факта явления, без каких-либо деталей и атрибуций:«И тоя же нощи воснe явися преподобный чюдотворец Сергий атаманом и многим казаком». О том, что «Сказание» Авраамия Палицына воспринималось с большой теплотой, говорит количество списков.
помогите найти описание картины верещагина осада троицы сергиевой лавры
25 сентября Сапега отправил ещё одного гонца, но ответа не получил. И премолчав предстояй начат поносити ему глаголя: Что безумствуеши, старче. Убито более 200 московитян и взято в плен несколько стрельцов. Андрея Рублева в 20 клейме изображены явления преподобного Сергия архимандриту Иоасафу.
Как видим, погибли 88 монахов, 87 дворян, 82 стрельцов и 56 казаков. Художественная убедительность «Сказания» имела и отрицательные сторону. Короновался Василий 1 (11 нов. ст. ) июня 1606 года. Палицын не разобрался и записал событие как два разных штурма. Вылазки делали часто: 6, 8, 10, 24, 26 и 29 октября.
И воры и литовцы видели их. Кроме ратных людей в крепости укрылось множество местных жителей – женщины, дети, старики. Атака должна была вестись со всех сторон по условному сигналу. А под какое место ведут подкопы, того не ведает. себе в усердные сподвижники.
Той убо друг присный Матери Слова Божиа, не считая тогда и нынe всeх нас питает». Но воины выносили хлеб силой и торговали им. Но перед штурмом в храме появился перебежчик Литвин (православной веры), который рассказал о лазутчике. Спастись осажденные могли, только молясь и надеясь на чудо.
Соберите материал об осаде поляками Троице-Сергиева монастыря
Первая попытка сорвалась. Недовольны были и монастырские слуги (из детей боярских), считавшие, что монахи их обделяют. Расспрашивали пленных, но они не знали о месте подкопа. Сначала осаждавшие быстро соорудили свои лагеря, укрепили их и стали вести подготовку к штурм. — В. К. )чюдотворца по образу написанному на иконe».
Вслед за тушинцами лагерь Сапеги покинули иностранные наёмники. Недовольные этим воины и ополченцы просили кормить их наравне с братией (монахами), но получали витиеватые отказы. Вот таким образом Сапега сразу же стал готовить третий штурм. Из-за темноты порядок нападавших перемешался.
Сегодня первый день героической обороны Троице-Сергиевой лавры
Примером служит мнение С. М. Беременные женщины были вынуждены рожать младенцев перед чужими людьми. – Это большой вопрос.
Из-за тесноты люди жили на открытом воздухе. Святой, например, то предупреждает и вселяет надежду:«Скажи, брате, воеводам и ратным людем се к пивному двору приступ будет зeло тяжек, они же бы не ослабeвали, но с надежею дерзали» (первое обращение к пономарю Иринарху) то побуждает к молитве, поучает и опять-таки обнадёживает:«Брате, востани, се время пeнию и молитвe час. Монастырь был вооружен 110 пушками, обильно снабжен припасами «огненного боя» и прочими средствами отражения неприятеля — от котлов для варки смолы до железного «чеснока» против конницы.
Осаждавшие зажгли одно из передовых русских деревянных укреплений. Некоторые войска отправили сражаться с отрядами Сапеги. В результате засада была рассеяна, ценный обоз прорвался в монастырь. Но у него есть интересные подробности. Для осады было направлено войско (около 15 тысяч человек). Ворвавшиеся в монастырь конники противника были в основной массе истреблены крестьянами и паломниками, забросавшими их камнями и брёвнами в узких улочках между постройками. Литва и русские изменники «восташя изо рвов и из ям, яко демоны, нападошя на градских людей».
в верещагин осада троице сергиевой лавры
Литовских людей многих побили и языки поймали». Под монастырские башни стали строить подкопы. Случился разлад среди осаждавших. В октябре враги разрушили подземный ход, по которому посылали гонцов. Штурмующие были отбиты в ночном бою, при последующей вылазке в плен захвачено более 30 человек.
После первого сигнала предписано, чтобы внимательно смотрели, покажется ли огонь или нет в первом случае открыто делать нападение, а во втором как можно тише подходить к стенам. Воеводы ударили отбой: одни ратные вернулись в крепость, другие ещё дрались с литвой. О последствиях ядерных взрывов люди двадцатого в. знают не понаслышке.
И все-таки они этого не сделали. Там их настиг и разбил отряд русских под руководством воеводы Ивана Куракина. Причем необычные световые явления фиксировались на горе и после основания монастыря. Господь всесильный многих своих ради щедрот помилова вас и прочее время подаст вам, да в покаянии поживете» (первое обращение к архимандриту Иоасафу) то клеймит, вопрошает с упрёком и говорит о тщете завоевательских усилий:«О злодeи законопреступницы. Имели место факты бегства людей к врагу.
Сочинение по картине Верещагина «Осада Троице-Сергиевой лавры»
Секретарями Сапеги было замечено, что прибыв к Троице, он два раза отправлял людей для ведения переговоров в храм, предлагая им признать поражение. На следующий день по приказу Лисовского (он вернулся к монастырю в это время) этих казаков и несколько гонцов, захваченных ранее, казнили на виду у монастыря. Вокруг стены поставили надолбы, представляющие собой бревна, которые врыли в несколько рядов. В «Новинах из Московии», полученных в Вильно, приведен ответ осажденных: «Пусть у нас заберут жон, детей и пожитки, пускай мы пойдем по миру, мы готовы с вами жизни свои положить, а не сдадимся». Скорее наоборот. Борис Зубов языка взял с Онанею и его ранили и Фёдора Карцова ранили» (Выпись вылазкам).
Михаилу Скопину-Шуйскому и Якобу Делагарди удалось снять осаду с помощью своих войск. Усиленный гарнизон приступил к активным боевым действиям. Защитники же его обители готовились всеми силами к отражению врага.
Описание картины Василия Верещагина «Осада Троице-Сергиевой Лавры»
Со временем на горе был возведен мощный монастырь, который кроме духовной обители нес в себе функции крепости, охранявшей северные рубежи Москвы. На вылазку и в подкрепление решили выделять людей особо. Много тогда погибло, но больше «полку еретическаго». Но судебного заседания не было проведено и он был отправлен в Вологду вторым воеводой.
Начало осады Троице-Сергиева монастыря
Пламя пожара осветило порядки наступавших войск. Они забросали их камнями и бревнами. Беречь и защищать в Троице-Сергиевом монастыре было что. Сумма немалая, если учесть, что корова стоила около 1 рубля, а курица 1 копейку. Осада Троице-Сергиева монастыря была снята.
Уместно сразу оговориться: вопреки сложившейся трактовке означенное произведение вернее считать повествованием не об осаде, а именно об обороне монастыря сравнительно небольшим числом защитников (стрельцов, монахов, крестьян) от атак многотысячного войска во главе с гетманом Яном Сапегой. Но защитники много и потеряли. Ежегодный доход от хозяйственной деятельности монастыря составлял около 1 500 рублей.
- Картина Осада Троице-ергиевой Лавры Василия Верещагина
- Как преподобный Сергий в Смутное время свою обитель спасал
- Осада Троице-Сергиева монастыря войсками Лжедмитрия : даты, противники итог
- Осада Троице-Сергиева монастыря 1608-1609 годов
- Архимандрит Савва (Тутунов), настоятель храма пророка Илии в Черкизове
Авраамий в письме отвечал, что в Москве уже все в нужде, «всем щадно, всяким людям» и потому «образ будет Шуйскому скоро». Люди взбодрились, надежда осветила их суровые лица.
Осаждённых могло спасти только чудо и оно произошло. Сапега объехал их и расставил по определенным местам. Он же невидим бысть от очию его. В тот же день неприятель поставил стражу вокруг монастыря: «и не бысть проходу во град и ни из града».
- Записи с меткой Михаил Нестеров
- Объекты на территории монастыря
- Осада Троице-Сергиева монастыря
- Словари и энциклопедии на Академике
Мы пребываем между излишне рассудительным скепсисом и излишним доверием к различным суевериям. В войске осаждавших произошёл раскол. Полякам удалось захватить гонцов, которых старший этого обоза направил в монастырь для координации плана действий. Данные о числе этих войск расходятся (по одним источникам — около 15 тысяч человек, по другим данным — до 30 тысяч человек). Затем они снова стали наступать к Москве.
Руководство монастыря не препятствовало этому имея надежду выведать от пьяниц какие-либо сведения. А о людeх не скорбите, людей к вам царь Василий пришлет» (вторая речь к пономарю Иринарху) то утешает, помогает и наставляет:«Рцы братии и всeм ратным людем: почто скорбят, что вeсти послати к Москвe нельзя. Кроме вылазки 10 октября, все они прошли успешно в одной даже ранили Лисовского. Тюменцев изучивший движение Лжедмитрия II, пишет о Боровской осаде: «Иоасаф, как прежде в Троице-Сергиевом монастыре, убедил братию, дворян и стрельцов сесть в осаду и дать отпор врагу».
В сумятице ратники увезли в монастырь взятый наряд — восемь пищалей полуторных полковых, затинные и большие самопалы, бочки пороху и ядра. Важную роль в обороне Троицы сыграли слуги «великих людей». Таким образом, общая численность защитников монастыря по русским и польским данным осенью 1608 года составляла 2—2, 5 тысячи воинов и около тысячи стариков, женщин и детей. В свою очередь объединённое польско-литовское войско гетмана Яна Сапеги, усиленное отрядами их русских союзников-тушинцев и «лисовчиками» — то есть, казаками под командованием польского гусарского полковника Александра Лисовского, достигало численности 15 тысяч человек (по другим источникам, численность осаждавших достигала 30 тысяч человек). 22 сентября (2 октября) 1608 года оба войска встретились на поле около деревни Рахманцово (современное село Рахманово Пушкинского района Московской обл. ).
Стали искать его устье (вход). К лету 1609 г. в монастыре осталось 40 монахов, 102 дворянина, 20 стрельцов, 40 казаков, а также женщины, старики, дети. Рцeте же друг другу вси, яко нечисто живущеи во святем мeсте сем погибнут. Авраамий Палицын рассказывает о своем «Сказании», что Сергий Радонежский явился пономарю монастыря, говоря: Скажи всей братии и всем ратным людям: почему скорбят из-за того, что нельзя послать в Москву вести. Осаду Троице-Сергиевого монастыря мы до сих пор познаём через произведение троицкого келаря, старца Авраамия (в миру Аверкия Палицына). По существу, несогласованность атакующих стала переломным моментом в борьбе за монастырь.
В результате засада была рассеяна, ценный обоз прорвался в монастырь. Палицын описал вылазку (перепутав дату) как крупное сражение. Он отдал приказ весь порох унести на стены, но шансов на успешный поединок почти не было. За чью кровь. Тут со стен из пушек и пищалей многих побили, а пожар погасили.
Прося посылать к нему «бережно и негласно» ходока с письмами «для ради царского дела», прося не казать никому эти грамотки, «старец архимадрит» смягчил свой осторожный отказ ценными сведениями о времени и дорогах, какими ходят в Москву «станицы» от Скопина он сообщает также, что из Москвы к Скопину посылают детей боярских «чтобы он шел раньше, а москвичи не хотят долго сидеть в осаде». Это оказало серьезное воздействие на сознание русского народа. И среди действующих депутатов также есть бывшие нардепы РСФСР, поддержавшие Декларацию». Уже в феврале смертность достигала 15 человек в сутки.
Из-за Девочкина схлестнулись воеводы: князь Долгорукий его обвинял (и послал на дыбу), а Голохвастов защищал. Сражение между осаждавшими перешло в кровавую резню друг друга.
Пламя пожара осветило порядки наступавших войск. Видевший приготовления к нему воевода Долгорукий-Роща вооружил всех крестьян и монахов, приказал вынести на стены весь порох, но шансов на успех сражения практически не было. 26 октября «была вылазка к Мишутину врагу и Брашевского взяли» (Выпись вылазкам). Раздраженным, плохо питавшимся, больным людям везде мерещилась измена.
В середине января 1610 года литовско-польские отряды ушли от храма к Дмитрову. Части атакующих удалось даже ворваться в монастырь.
Штурм был назначен на 28 июля 1609 года. В западной традиции все видения исполнены экзальтации. Тут Лисовский, «как змей засвистав со своими аспидами», с конными и пешими напал на троицких людей: те смешались и отошли к монастырю. В августе 1530 года (по старому стилю) молодой княжной Еленой Глинской, которая относилась к роду темника Мамая, поверженного в Куликовской битве, являвшейся второй женой Василия III, был рожден наследник.
На сей раз московиты показали себя в поле — обратили в бегство «лисовчиков», отбили гусар, сбили полк гетмана, едва не взяв его в плен, захватили пушки и ломили врага, ведя дело к концу. Из 30-тысячной армии к Лжедмитрию II вернулось обратно немногим более тысячи. В декабре 1608— январе 1609 года дерзкими вылазками удалось отбить у осаждавших часть скота и запасы сена, разгромить ряд застав, поджечь некоторые укрепления осаждавших. Михаил Нестеров изобразил на картине эпизод из истории осады Троице-Сергиевой Лавры. В «Сказании» не сказано о дальнейшей жизни Иоасафа. Сапега начал с того, что осмотрел местность и приказал «копать окопы и делать укрепления».
Соловьёва: «Архимандритом монастыря был в это время Иоасаф, о характере которого трудно сказать что-нибудь решительное гораздо резче выдавался келарь монастыря Авраамий Палицын, на которого мы должны обратить особенное внимание, как на человека, принимавшего важное участие в событиях и как историка этих событий». Поначалу успех был полный — «литовцев» гнали до батарей, но там троицких встретили пушечным и ружейным огнем. Там они были настигнуты и разбиты русским отрядом воеводы Ивана Куракина. Их поддержали стрельбой со стен. Вот таким образом Сапега сразу же стал готовить третий штурм.
В бою убили слугу Бориса Рогачёва и многих ранили. К этим простым, однозначным определениям иногда примыкают содержательно более сложные, развёрнутые определения, в которых уже кроется метафорическое указание на отдельные духовные свойства личности преподобного, например, на его постоянную попечительную и утешительную заботу о духовных чадах:«благаго же и неизмeннаго Владыки благий вeрный раб неотступно о душах промышляя, давшихся ему»или«утeшаяй в скорбeх великий чюдотворец Сергий». «. Любопытно, что и в самой «Истории в память предыдущим родом», вне границ «Сказания об осаде Троицкого монастыря», содержатся подобные рассказы. До Дмитрова добралось тысяча человек — всё, что осталось от 12-тысячного, не раз получавшего подкрепления войска. Лисовский приказал их (вместе с ранее захваченными гонцами) казнить на глазах осажденных.
трех своих учеников: Михея, Варфоломея и Наума – в третьем часу ночи. Таким образом, оборона монастыря с самого начала приобрела в глазах самих осаждённых и в глазах русского общества того времени общенациональный, глубоко государственный характер, умноженный на значение вооружённой защиты одной из главных православных святынь. Сражение между осаждавшими перешло в кровавую резню друг друга. В качестве главного действующего лица в подобных визионерских эпизодах «Сказания о Троицкой осаде» обычно выступает преподобный Сергий Радонежский, реже его ученик преподобный Никон, святитель Серапион Новгородский и др.
Сюда же крестьяне привели остатки своего скота. Благодаря этой поддержке, участвовавшие в вылазке стрельцы вернулись в монастырь, потеряв свыше 40 человек только убитыми. Тираж неизвестен, видимо из-за того, что очень небольшой.
— В. К. )чюдотворца, на посох поникша лицем» «зрят (защитники монастыря. Сведения об осаде он собрал уже после её снятия. Его просто не издали. Но, к сожалению, в рядах осажденных число воинов сократилось до двухсот человек. Наиболее подробно историю этого загадочного сооружения описал в своей книге «Сказы Земли Радонежской» краевед и писатель Сергиева Посада — Алексей Липкин.
В Мишутинском овраге русские разведчики добыли языка литовского ротмистра Брушевского. На сегодняшние деньги это будет примерно 30 миллионов рублей. Возникли раздоры и в гарнизоне монастыря между стрельцами и монахами. Сигналом был выстрел из пушки, который должен был вызвать пожар в монастыре.
Поляки рубили бегущих несколько верст. Все это была полная чепуха: как показал архив Сапеги, никто из монахов изменником не был. И свои силы они черпали в уповании на Бога и твердом убеждении в истинности своей веры.
Монастырь окружали 12 башен, соединённых крепостной стеной протяженностью 1250 метров, высотой от 8 до 14 метров, толщиной 1 метр. или нeсть у Бога милости, еже подати здравие немощи твоей. 29 октября 1609 года и 14 января 1610 года обороняющиеся получали подкрепление: в монастырь прорвались отряды стрельцов воевод Жеребцова (900 человек) и Григория Валуева (500 человек). Такие призывы, конечно, не могли не воодушевить русских людей. Вскоре неприятель оправился и был бой великий.
Наши, пропустив их свободно в лес, окружили потом. Многа же и ина видeния видeхом и разумeхом, яко мнихом поспeшествует сила Божиа». Руководители гарнизона монастыря придерживались тактики активной обороны. 1608 г. до 22 января 1610 г., — «Сказание, что содеяшеся в дому Пресвятыя и Живоначальныя Троица и како заступлением Пресвятыя Богородица и за молитв великих чюдотворцев Сергиа и Никона избавлена бысть обитель сия от польских и литовских людей и русских изменников, того же келаря инока Авраамия Палицына». Всего у Сапеги было 12 тыс. 7 сентября воеводы Скопина Семён Головин и Давид Жеребцов заняли Переславль.
В первом томе есть сноска: результаты всех поименных голосований собраны в шестой том. Един же (т. 22 января 1610 года польско-литовские отряды отошли от монастыря в сторону Дмитрова.
Так как атакующие не могли договориться между собой, наступил перелом в борьбе за храм. Они вообще нигде не публиковались. Он получил какие-то записки от участников осады и многое записал, но немало перепутал, добавил и от себя.
Бились всю ночь и литовских людей и казаков побили многих. 29 июля (7 августа) 1609 года (дата по дневнику Сапеги) – ночной штурм Троице-Сергиева монастыря. Не даст вам жезла на жребий свой Господь. » (речь к казачьим изменническим войскам) то жёстко устрашает и угрожает:«Мольбу на вас злодeев сотворю Вышнему Царю и вовeки осуждени будете мучитися в геонских муках» (речь к гетману Сапеге и польско-литовским начальникам) то побуждает, ободряет, советует:«Востани, не скорби, но в радости молитвы приноси, предстоит бо и молится Богу о обители и о вас Святая Пречистая Богородица и Приснодeвая Мариа со аггельскими лики и со всeми святыми» (второе обращение к архимандриту Иоасафу) то успокаивает и воодушевляет:«Что трепещете.
Части атакующих удалось даже ворваться в монастырь. 29 июля ст. Там он постоянно пил и не занимался обороной города, за что его и казнили в сентябре 1612 года (город был захвачен шайкой казаков ими и был казнен воевода).
— В. К. )в руцe имeяше кадильницу злату, а над кадильницею животворящий крест и кадяще обитель свою и огражаше честным и животворящим крестом стeны градаот лица же его неизреченный свeт сиаше, яко огнь паля» «видешя (старцы монастыря — В. К. )Святого Сергиа чюдотворца, ходяща по монастырю и будяща братию» «зрят (двое галицких казаков. Зарыдал и твердо настоял на оказании помощи нуждающимся за счет средств монастыря. Но число воинов среди осажденных уменьшилось до 200 человек.
Это перевоплощение одного государства в другое бесследно никогда, ни у одного народа не проходило, о чем говорят, например, такие имена (и связанные с ними события в истории), как Кир и Даврий I, Цинь-Шихуанди и Лю Бан, Сулла и Цезарь, Моде и так далее. Численность перебитых друг другом составила сотни человек. Тут атаман Сухой Останков решился на отчаянный шаг и малыми силами напал на большой отряд.
56 из 77 глав «Истории», озаглавленные «Сказание об осаде Троице-Сергиева монастыря от поляков и литвы и о бывших потом в России мятежах» или просто «Сказание Авраамия Палицына», широко читали в России в XVII—XIX вв. В 1891 г. В. П. Защитников Троицы оставалось всего 200 человек.
Историк не видит противоречия в том, что Палицын не был архимандритом. Действительно, во всех подобных эпизодах в «Истории в память предыдущим родом» последовательно используется церковнославянская, а не разговорная, лексика и патетически напряжённая, а не обыденная интонация. По окрестностям монастыря ездили специальные приставы и собирали больных и нуждающихся, давали им одежду и пропитание, лечение. Гарнизон состоял из дворян, стрельцов, монастырских слуг, монахов и крестьян. В ночь на 1 (11) ноября 1608 года была предпринята первая попытка штурма одновременной атакой с трёх сторон. Он же гасил возникшие раздоры и обвинения в изменах и установил в монастыре мир.
Их разбрасывали по дорогам, чтобы навредить лошадям противника. Сапега начал копать ров к Красным (Святым) воротам и вести подкоп под Пятницкую башню, но из-за холодов работы затянулись до середины ноября. И не случайно. При подходе к Троице-Сергиевому монастырю отряд попал в засаду и были захвачены 4 казака. 22 января 1610 года польско-литовские отряды отошли от монастыря в сторону Дмитрова. "Православные христиане.
Тюменцев изучивший троицкие «Выписи о вылазках» и «Дневник» Яна Сапеги (составленный секретарями гетмана), утверждает, что первые полтора месяца осады боевые действия вообще не велись. Атака была отбита, но и число воинов среди осажденных значительно поредело. «Тогда же взяша жива рохмистра Мартьяшя, славнаго ратоборца и иных панов». сочинение составляет один из важнейших русских источников о смутном времени, хотя имеет недостатки. Осаждавшие зажгли одно из передовых русских деревянных укреплений.
Да и число возможных «изменников» сокращалось: в феврале ежедневно хоронили по 10—20 человек, в марте — по 20—30, в апреле — по 50—100. «лисовчиков». Это был последний бой под Троицей. 504 – 505). Так погиб архимандрит Иоасаф. Осаждённые, напротив, были уверены, что чудесное спасение монастыря стало результатом божественного заступничества и что конец осады близок.
Но ведь чувство любви к Родине не должно проявляться только в сражении или в бою. Прошли они налегке, не задержанные дозорами. Описания обстрелов и штурмов в начале осады Палицын заимствовал из «Повести о взятии Царьграда турками» и «Повести о прихождении Стефана Батория на град Псков».
Слова Гермогена сидельцы узнали от казаков, прорвавшихся в монастырь. Усиленный гарнизон приступил к активным боевым действиям. В то же время в РПЦ не вполне осознали величие архимандрита.
Однако суд не состоялся, а князя направили вторым воеводой в Вологду где он больше пил, чем заботился об обороне города. Но в 1605 году жители Курска восстали против Годунова и заставили воеводу присягнуть на верность «природному» царю Лжедмитрию. Я послал от себя в Москву в дом Пречистой Богородицы и ко всем московским чудотворцам. Историк приходит к заключению: «. Много благосклоннее к Палицыну В. О.
Воистину послал я своих учеников. Но выясняется интересная штука: шестого тома не существует в природе. Казаки потеряли лишь четверых, захваченных в плен. Враги потеряли больше, но не полторы тысячи убитых и пятьсот раненых, как пишет Палицын. Его сопровождали 20 слуг монастыря и 70 казаков. Они руководили своими отрядами, разбивали стены неподалеку от монастыря и готовили послание осажденным.
Конечно, тема видений — деликатная. Пафнутия Боровского. Между тем сапежинцы выпустили стада скота вблизи монастыря и соблазняли голодающих сделать вылазку, рассчитывая перебить. Сведения о подкопе встревожили. Полки Ивана Шуйского были разгромлены и побежали.
Но число воинов среди осажденных уменьшилось до 200 человек. Штурм отбили. Вот таким образом Сапега сразу же стал готовить третий штурм. Уже в феврале смертность достигала до 15 человек в сутки.
С этого времени раздоры в лагере осаждавших стали усиливаться. Кому война, а кому мать родна Креативные хлеборезы стали «потрошить» хлеб (вырезать из него мякиш), а порции рыбы выдавали два раза в неделю по одному разу в день, в отчетах же писали 4 раза в неделю по 2 раза в день. Мужественно противостояли войску захватчиков и армии их польско-литовских союзников представители дворянства, бояре, казаки и простой люд. В 4 года у него умирает отец, а в 8 лет и мама. От изменения целей вылазок потерь меньше не стало.
Мняше бо старец, яко тоя же келии нeкто се глаголет ему тeм же и не хотяше зрeти на нь. – Что сомневаешься. Пламя пожара осветило порядки наступавших войск. И почто слуга не возвeстил, еже слыша от врагов, что видeша их. Но в таком случае теперь преподобный оказывается представленным читателям «Истории» чуть ли не как былинный герой, который только одной своей силой и удалостью наводит ужас на врагов. Но проехать в монастырь было непросто — Сапега блокировал все пути.
Численность перебитых друг другом составила сотни человек. Держался лишь полк князя Григория Ромодановского, но его окружили и разбили. Бдите и молитеся, да не внидете в напасть. До того как к стенам Москвы подошел Лжедмитрий II, охраной монастыря занимались казаки.
В результате Сапега привёл обратно к Лжедмитрию II немногим более 1000 человек. Герои Троицкой осады. Польско-литовские отряды отошли от монастыря в сторону Дмитрова, где они были настигнуты и разбиты русским отрядом воеводы Ивана Куракина. Вот таким образом все восемь батарей разместили на Красной горе и в Терентьевой роще.
Сам Авраамий во время осады находился в Москве. что непокорив еси. Если пожар не возникнет, то должен был быть второй выстрел. Архимандрит Иосиф писал кесарю Авраамию Палицыну письма в Москву, просил о помощи.
«Кровию дрова куповаху», — пишет Палицын. Огненное пламя осветило подходившие войска. Взбешенные поляки и казаки хотели убить Лисовского и Сапега с трудом спас ему жизнь. В связи с наступлением зимы активные действия и с той и с другой стороны прекратились. Человек должен гордиться своей страной, своим городом, поступками своих предков.
Архимарит же Иоасаф повеле его. поновив причастити». Полки выступили из стана. Кроме сапежинцев, в приступе участвовали полки других панов.
И от огня стали хорошо видны. И абие входит в келию его преподобный Сергий и свeт велий в келии возсиа и глагола ему святый: Арсение. Численность перебитых друг другом составила сотни человек. Мелкие группы «охотников» с двух сторон, видимо, более от безделья, а не по боевому приказу нападали на неосторожных противников. За место, за любое укрытие, за кусок доски или камень возникали ссоры. Под пытками гонцы раскрыли известные им сведения.
У защитников погибла лишь женщина на стене. Но не было там ему удачи. В результате засада была рассеяна, ценный обоз прорвался в монастырь. О чуде пошли разговоры, кто-то верил, кто-то нет. Особенно большие потери несли заготовщики дров.
стиля Сапега предпринял новый приступ. Осаждённые, напротив, были уверены, что чудесное спасение монастыря стало результатом божественного заступничества и что конец осады близок. Троицкая обитель избавилась от прямой угрозы, но появились новые, поначалу не явные. Между тем она до конца была подвигом. В чем истоки героизма и верности долгу этих простых людей: монахов, стрельцов, крестьян. Инии не могуще утечи и возвращающеся вспять и. прихождаху во обитель к чюдотворцу и милости просяще душям своим и поведающе, яко «мнози видешя от нас велики зело два полка гонящя нас, даже и до Дмитрова».
К монастырю бо пришедше о том сказашя сами. Но очень своевременно они явились в лавру. Нижний ярус имел орудийные бойницы, верхний — навесные бойницы и щелевидные стрельницы.
Войска стали вести бои. Можно сказать, что именно православная вера спасла Россию во время Смуты. Вслед за тушинцами лагерь Сапеги покинули иностранные наёмники. Там они были настигнуты и разбиты русским отрядом воеводы Ивана Куракина. Архимандрит Иосаф привел воевод и всех ратных людей к присяге у гробапреподобного Сергия, что они будут биться крепко и «без измены» против врагов Православия и Отечества и затем повелел непрестанно совершать богослужение и пение молебнов св. Внутри монастыря – раненые и больные люди, оставшиеся сиротами дети, трупы убитых и умерших, грязь и зловоние И тут милостью Божией иначе это назвать нельзя, архимандритом Троице-Сергиева монастыря назначается Дионисий Радонежский (Давид Федорович Зобниновский), в последствии преподобный. И сказал ему великий чудотворец Сергий, – повествует Авраамий Палицын.
28 июня Сапега предпринял второй штурм монастыря. Но. Сегодня, вершину горы назвали бы «местом силы», в те же годы, когда здесь поселился преподобный Сергий Радонежский, она просто считалась святой или чудесной.
Ему помогал Александр Лисовский — участник рокоша против Сигизмунда. В войске осаждавших произошёл раскол.
Он сумел добиться намеченной цели, т. е. смог вызвать доверие. Хотя к тому времени силы гарнизона уменьшись более чем втрое с начала осады, правильная их расстановка в местах ударов противника и на этот раз позволила отстоять монастырь. И се видeвше мы и с нами панове вельми дивишяся и страхом одержими бышя. До начала осады в Троице было 320 монахов, 800 дворян, 110 стрельцов и 90 казаков. В ответ на это Долгорукий-Роща велел привести и изрубить всех пленных, находившихся в храме (это более 50 человек, многие из них наемники, а также казаки-тушинцы).
19 октября 1609 года и 4 января 1610 года обороняющиеся получали подкрепление: в монастырь прорвались отряды стрельцов воевод Жеребцова (900 человек) и Григория Валуева (500 человек). Архимандрит не только духовно окормлял монастырских сидельцев и делился с ними чудесными откровениями, снисходившими на него «в тонком сне», но участвовал в обсуждении дел, связанных с обороной монастыря — от воинских вылазок до питания и предотвращения болезней. 12 января 1610 года польско-литовские отряды отошли от монастыря в сторону Дмитрова. У осаждавших первый штурм оказался провальным им был нанесен огромный урон. Уже в феврале смертность достигала 15 человек в сутки.
Троицкие иноки Александр Пересвет и Родион Ослабя участвовали в Куликовской битве. Также стали истощаться немногочисленные запасы пороха. По существу, несогласованность атакующих стала переломным моментом в борьбе за монастырь. По убеждению Авраамия, в данном свидетельстве речь шла именно о Сергии Радонежском.
Однако в последнем вопросе Сапегу ожидала неудача— архимандрит монастыря Иоасаф в ответном послании ему поставил во главу угла не исполнение присяги царю Василию Шуйскому, а защиту православия и обязанность «верно служить государю, который на Москве будет». После горячей молитвы священник Пимен неожиданно увидел из своей кельи, льющийся с неба необыкновенно яркий свет, который был принят за знамение. Копии грамот, на которых было данное послание, распространили по всей Руси. В начале зимы убитых и пленных они насчитали более 300 человек. Сражение между осаждавшими перешло в кровавую резню друг друга. Нищий богомолец, видимо, очень влиятельный человек ибо Сапега «царским словом» приглашал «архимадрита» Авраамия приехать из Москвы в свой стан под Троицу — «чтобы земля умирити и кровь крестьянскую утолити».
Автор письма зовет себя «старец архимарит Авраамей», как бы намекая, что он не совсем превратился из старца в архимандрита. В другом месте при вспышках выстрелов польская колонна увидела заходящий на неё с фланга отряд тушинцев и также открыла по нему огонь. Руководители гарнизона монастыря придерживались тактики активной обороны. И позна чюдотворца по образу написанному на иконe.
Монастырь был хорошо укрепленной крепостью, с артиллерией и боеприпасами. крылатых гусар и пятигорцев (панцирной конницы с луками и ружьями) и 7 тыс. Захватив монастырь, Сапега рассчитывал не только обогатиться и расплатиться с войском, но отрезать пути снабжения Москвы с севера и использовать влияние монастыря в пользу тушинского Вора. ст.
Воеводами Василия Шуйского была совершена попытка поддержки осажденных.
Услышав шум боя, воевода Долгорукий-Роща предпринял вылазку. В результате Сапега привёл обратно к Лжедмитрию II немногим более 1000 человек. Осаждённых могло спасти только чудо и оно состоялось. Мы никогда не должны забывать подвигов своего народа.
9 ноября «сделали вылазку зарушивать подкоп того же дни и наряд взяли» (Выпись вылазкам). Наиболее критичен к Палицыну и его «Сказанию» был И. Е. В частности в книге «Осада Троице-Сергиевой Лавры», когда обитель на протяжении долгого времени держала осаду польско-литовского войска, описывается чудо, произошедшее в сентябре 1606 года. Нестеров написал картину «Всадники. Колыванов в 1998 г. опубликовал статью, посвященную 390-летию осады Троице-Сергиева монастыря.
Троицкие сидельцы не знали об этом, зато помнили слова патриарха Гермогена: «Если будет взята обитель преподобного Сергия, то погибнет весь предел российский до Окияна-моря и царствующему граду настанет конечная теснота». Ворвавшиеся в монастырь конники противника были в основной массе истреблены крестьянами и паломниками, забросавшими их камнями и брёвнами в узких улочках между постройками. Началось строительство подкопов под башни монастыря. При Шуйском Троицкий монастырь стал пользоваться особым вниманием.
На самом деле царь Василий сразу выделил небольшой отряд казаков и 20 пудов пороху. Это и есть настоящий истинный патриотизм. В темноте порядки штурмующих смешались. Наиболее важным свидетельством морального разложения в осажденном Троице-Сергиевом монастыре и источником всех остальных нравственных страданий и падений является взаимная неприязнь осадных воевод князя Долгорукова-Рощи и Голохвастова. 6 ноября «высылали на подкоп перекопывати» (Выпись вылазкам). ст. ) Сапега подошел к Троице. 8 ноября поляки усиленно обстреливали монастырь. В житийной иконе Сергия Радонежского конца XVII — XVIII в. из музея им.
Сведения о численности защитников разноречивы (от 2, 5 до 8 тыс. ). И изнемогаше от многих ран и начат умирати и во-пияше. Он родился в 1550-е — 1560-е гг., т. е. Сражение между осаждавшими перешло в кровавую резню друг друга.
Защитники монастыря в лице русской артиллерии в большом количестве с помощью точного огня остановили штурмующих и заставили их бежать. Бой состоялся ночью. Платонов. У Сапеги оставались в резерве две роты гусар и две пятигорцев и он сам повёл в атаку застоявшихся всадников. Очевидно данные подземные ходы существуют и сегодня, но частично обрушились и спускаться в них небезопасно. Когда настал вечер, Поляки, желая подойти к стенам монастырским тайно, поползли по земле, соблюдая тишину, причем везли за собой «приступные козни» или штурмовые снаряды, – щиты рубленые и лестницы и турусы и всякие стенобитные хитрости. На него говорили, что он посылал письма Вору, желая сдать монастырь.
Первым делом осаждавшим пришлось спешно сооружать собственные укреплённые лагеря и готовиться к трудностям штурма, одновременно пытаясь вступить в переговоры с осаждёнными. Для троицких сидельцев повреждение икон было хуже потерь. Тот поведал под пыткой тайну Сапеги: поляки готовят подкопы. Возникли раздоры и в гарнизоне монастыря между стрельцами и монахами. Так в ноябре (но ст.
При третьем всем вдруг броситься на стены. Началось строительство подкопов под башни монастыря. Осаждённых могло спасти только чудо и оно состоялось. Литовские роты и Русские изменники. В «Дневнике Сапеги» от 28 декабря 1608 г. записано: «Московитяне сделали вылазку, стараясь запастись дровами.
Тогда же решили разрушить подкоп до того, как его взорвут. Также несколько человек перешли на сторону врага. Служение и мученический конец Иоасафа не остались забытыми Русской православной церковью. Как пишет Палицын, он еле умолил Шуйского (и то после вмешательства Гермогена) послать подмогу.
Если и в этом случае пожар не возникнет, то следовало пойти в атаку по третьему выстрелу. В «Дневнике» Яна Сапеги о приступе записано: «За три часа до рассвета начался приступ. В одной из вылазок стрельцы зажгли деревянные укрепления лагеря Сапеги. Забелин делит исторические персонажи Смутного времени на «прямых» и «кривых» и келарь Авраамий являет у него пример «кривого».
Всех беспокоил подкоп, грозивший взорвать стены и башни. Имелось 17 орудий, но все они были полевыми, почти бесполезными для ведения осады. Архиепископ же, в себe быв, ощути, себе от болeзни здрава и благодарив Бога до утриа».
Старец же отрече: Не хощу вредитися, повeдай просто. Ещё меньше пишет о воеводах — князе Г. Б. Долгоруком-Роще и А. И. Как можно видеть и все другие рассказы о явлениях преподобного Сергия, помещённые Авраамием в «Сказании о Троицкой осаде» в общем построены так же, то есть — как сообщения об обычных и привычных фактах бытия, которые к тому же, мало связаны с религиозными переживаниями, хотя и имеют в виду божественное вмешательство в дела людские.
Псков. Мартьяш был схвачен и под пыткой сообщил все известное ему о предстоящем штурме.
После чего Сапега к Лжедмитрию II обратно привел примерно чуть больше тысячи людей. Но свои рассказы он объединяет в целое не на основе единства сюжета и действующих персонажей, а на основе единства темы и идейной задачи«известити»о заступничестве за обитель Пресвятой Богородицы, согласно обещанию, некогда данному Ею святому Сергию Радонежскому, а также о помощи Божией, ниспосылаемой монастырю во множестве чудотворений как по молитвам преподобных Сергия и Никона, так и через них лично. Осаждавшие зажгли одно из передовых русских деревянных укреплений.
главы:«О явлении чюдотворца Сергиа и о приступe и о запалении пивного двора», «О явлении Сергиа чюдотворца архимариту Иасафу», «О Иванe Рязанцe», «О стрельбах по граду ноября в 8 день», «О умножении во граде беззакониа и неправды», «О утeшении чюдотворца явлением Илинарху», «О явлении чюдотворца Сергиа», «О том же свидeтельство»). Еще разногласия стали происходить между монахами и стрельцами в монастырском гарнизоне. И. О. Нет единых сведений о количестве указанных воинов (одни источники утверждают, что это примерно пятнадцать тысяч человек, а вторые – приблизительно тридцать тысяч человек). Любопытное письмо из архива Яна Сапеги приводит С. Ф.
Многие из русской знати, ранее перешедшие на службу самозванцу, присягнули новому царю. Захватили и лошадей: так многие наёмники перед походом лишились боевых коней. Гетманом был Ян Пётр Сапега, прославившийся в битве со шведами при Кирхгольме. После тушинцев из лагеря Сапеги ушли иностранные наемники. На картине изображен эпизод штурма монастыря, хотя зритель и не видит батальных сцен. 23 сентября (ст.
Это назначение иллюстрирует происходившие в смутное время крутые повороты истории и судеб людей. 17 (27 нов. ст. ) мая 1606 года князь Василий Шуйский, происходящий из суздальской ветви Рюриковичей, совершил в Москве переворот, в ходе которого был убит Лжедмитрий I и таким образом пришел к власти. Надо было добывать языка. Истинно послах учеников своих.
Среди оказывающих сопротивление были и иноки, облачившиеся в боевое снаряжение поверх ряс. Вдоль стены со стороны востока прорыли глубокий ров. Когда люди литовские от приступа побежали, князь Григорий Борисович сделал вслед вылазку: многих побили и захватили лестницы, щиты и ступы проломные.
Заметив рвение всего войска, он отдал приказ выступать всем в одно время. В темноте порядки штурмующих смешались. Под пытками гонцы раскрыли известные им сведения. Сергию. 16-месячная осада поляками Троице-Сергиева Монастыря окончилась победой. Оплату лечения, питание и обслуживание монастырь взял на себя.
Вокруг монастыря осталась покрытая снегом выжженная пустыня. Действительно, в период Смуты восприятие народом духовного значения Троицкого монастыря особенно обострилось. В ночь на 1 (11)ноября1608 года была предпринята первая попытка штурма одновременной атакой с трёх сторон. В середине XV в. монастырь окружили кирпичной стеной с 4 воротами и 11 башнями. Пошли до рассвета в 4 утра.
Кроме того, с военной точки зрения, монастырь контролировал пути на север и северо-восток. Поистине здесь случай, когда время остановилось. Чувствующий угрозу Сапега принял решение нанести по Скопину-Шуйскому упреждающий удар. Мифология Троицкой осады. Стр.
Имели место факты бегства людей к врагу. Раненый, он был изрублен у гробницы св. "– взывал в одной из своих грамот преподобный Дионисий. Архиепископ же от зельныя немощи едва отвeща: Аминь.
Там они были настигнуты и разбиты русским отрядом воеводы Ивана Куракина. Смерть самозванца освободила его от присяги и он перешел на сторону Василия Шуйского. Пленный ротмистр под пыткой показал, что ведут подкопы под городскую стену и башни. В начале воинов, присланных из Москвы, кормили без учета до сыта, запрещая выносить еду.
В «Ведомостях СНД» результаты опубликованы также не были. Надежды крепли. В темноте порядки штурмующих смешались.
Забрав пленных, Валуев возвратился к князю Михаилу. В войске осаждавших произошёл раскол. За счет присоединения действовавших в окрестностях отрядов тушинцев, он довёл численность своего войска до 12000 человек. Зная о движении из Новгорода к монастырю войск Михаила Скопина-Шуйского, Сапега приказал спешно снять осаду.
Голохвастове. И хотя в исторической памяти россиян из всех тех далеких событий прочно отложились лишь происки «польских интервентов» в Московском Кремле и их героическое изгнание войсками Минина и Пожарского, в той войне было немало и других эпизодов, демонстрировавших силу духа и боевую выучку русских воинов. Один из них — осада Троице-Сергиева монастыря войсками Лжедмитрия II, продолжавшаяся почти шестнадцать месяцев. Одно из главных укреплений из дерева было подожжено осаждавшими. В это же время они пытались начать вести переговоры с осажденными.
Под пытками гонцы раскрыли известные им сведения. Глагола же ему великий чюдотворец Сергий: Что сумнишися. Штурм был назначен на 7 августа 1609 года. Царь подтвердил прежние льготы монастыря, а в ноябре 1607 г. посетил Троицкую обитель. Несколько нападавших смогли ворваться в храм.
Благодаря ему слабые выжили. И свeт он великий, явльшийся в келии его, разыдеся. «Сказание» Авраамия Соловьёв тщательно проверяет и доказывает, что обвинения Девочкина в измене доверия не заслуживают. Среди них был и окольничий Лжедмитрия I князь Григорий Борисович Долгоруков-Роща. В одном из передовых отрядов сражались немецкие наемники, которые услышав позади себя русскую речь (это были тушинцы) решили, что их окружают защитники монастыря и вступили с ними в бой. Воины и ополченцы получали в монастыре питание. «И втопташя их в Сопегины табары и станищя их около табар зажгошя.
В храм им был отправлен порох. – Один из уроков этого «Сказания» — как раз обыденный образ преподобного Сергия. В статье "Троицкая осада" в википедии – масса подробностей. Источник: Василий Петрович (. ) Верещагин, не путать с Вас. Вас. Верещагиным. Это привело к тому, что в руководстве обороны образовалось две противоборствующие партии. 4 ноября «была вылазка к Подольному монастырю.
В результате Сапега привёл обратно к Лжедмитрию II немногим более 1000 человек. Он был канонизирован как святой преподобномученик Иоасаф Боровский (XIX в. ) в конце XX в. имя священномученика Иоасафа Боровского было внесено в лик Собора Радонежских святых, в состав святых иноков Троицкой обители. Мартьяш был схвачен и под пыткой сообщил все известное ему о предстоящем штурме. На предложение поляков сдаться, с угрозой в противном случае взять монастырь и предать его защитников смерти, Иосаф отвечал: «Да ведает ваше темное державство, что напрасно прельщаете Христово стадо, православных христиан.
С благоговением читая жития, мы немножко забываем о реальности их пребывания среди нас. Не нечистыми Господь спасет мeсто сие, но имени своего ради без оружиа избавит. » (речь к обороняющим монастырь) то заверяет и ободряет:«Рцы братии и всeм страждущим во осадe: почто унывают и ропщут на держащих скипетр. Особенно важны в этом ряду эпитеты, квалифицирующие степень святости и чудодейственности преподобного Сергия:«освященный верше»и«поновившему чюдеса Еуфимиа Великого и Феодосиа». Полякам удалось захватить гонцов, которых старший этого обоза направил в монастырь для координации плана действий. – 22. 09. 1612).
С этого времени раздоры в лагере осаждавших стали усиливаться. Начало осады. Вслед за тушинцами лагерь Сапеги покинули иностранные наёмники.
15 (25) февраля 1609 года – в ночь на 16 февраля в монастырь приходит отряд Сухана Останкова с 66 казаками и 20 монастырскими служками с запасом пороха. человек из них 2—2, 5 тыс. В «Сказании» много искажений, но в деталях, а не в передаче духа Троицкой обороны. 1 ноября «был приступ к Пивному двору, хотели зажечь двор» (Выпись вылазкам).
Все они воодушевлялись религиозным чувством. Остальные были женщины, дети и старики, неизбежные спутники средневековой осады. Тогда защитники стали делать вылазки и помогать прорываться гонцам. Имелось 17 орудий, но все они были полевыми, почти бесполезными для ведения осады. Палицын создал фундаментальное свидетельство о событиях Смутного времени — «Историю в память предьидущим родом».
И се рек невидим бысть. Во время боя в плен схватили больше тридцати человек. Иоасафа наполовину прикрыла тень Авраамия Палицыиа. Из расспросов пленных выяснилось, что стража осаждавших видела трех монахов, выехавших из монастыря на очень худых лошадях. И все же русский царь выслал в помощь осажденным небольшой отряд с вооружением.
Части атакующих удалось даже ворваться в монастырь. Также стали истощаться немногочисленные запасы пороха. Некоторые стали переходить на сторону неприятеля.
се ли иночество ти. Сапега принимает решение прекратить атаковать храм. Приступ этот ещё раз показал троицким сидельцам, что на их стороне Бог. На другой день пятьсот казаков с атаманом Пантелеймоном Матёрым снялись и ушли на Дон. Руководители польско-литовского войска не ожидали упорной обороны монастыря, основываясь на массовом неприятии населением Руси царствования Василия Шуйского и параличе российской государственной власти. Мартьяша схватили и стали пытать с целью выведать всю информацию о намеченном штурме, которую он в итоге и выдал.
В войске осаждавших произошёл раскол. Не секрет, что любой автор, даже летописец (а Палицын им не был), описывая события их искажает. И восхотe обратитися и всею силою двигся и се на ногу своею здрав ста.
Вместе с людьми Жеребцова и троицкими сидельцами они напали на отряды Сапеги. войска — из них 3 тыс. В войске насчитывалось 6770 человек конницы и 3350 человек пехоты, общая численность войска составляла немногим более 10 тысяч человек, что по меркам того времени было значительной боевой силой. 29 октября 1609 годаисточник не указан 1034 дня и 1 (11)января1610 года2 обороняющиеся получали подкрепление: в монастырь прорвались отряды стрельцов воевод Давыда Жеребцова (900 человек) и Григория Валуева (500 человек). Данные о числе этих войск расходятся (по одним источникам – около 15 тысяч человек, по другим данным – до 30 тысяч человек). Известие окрылило осадных сидельцев — звонили колокола, шли благодарственные молебны.
В темноте порядки штурмующих смешались. Для воинских целей годились и около 1000 крестьян и посадских окрестных селений. Почти все конники, которые смогли войти в храм, были уничтожены крестьянами и паломниками.
Князь оскорбился и подал жалобу в суд по делам местничества. До прихода Лжедмитрия I при Борисе Годунове он был воеводой в Курске. По этой причине Сапега стал проводить подготовку к третьей атаке. Забелин. Они своевременно направили сюда воевод: окольничего князя Григория Долгорукого-Рощу, дворянина московского Алексея Голохвастова, голов — переяславцев Бориса Зубова, Юрия и Афанасия Редриковых, каширянина Силу Марина, алексинца Ивана Ходырева, владимирца Ивана Болховского, тулянина Ивана Есипова, юрьевца Ивана Внукова с восемью «сотнями» дворян, Николая Волжинского со 110 стрельцами и казаков. В свою очередь архимандрит Иоасаф и соборные старцы мобилизовали все воинские силы монастыря: монахов имевших в прошлом боевой опыт (всего в Троице было примерно 260—270 старцев), 130—150 слуг, пушкарей и крестьян из монастырских вотчин.
В 2001 г. он ещё раз вернулся к теме. На северной стороне — надпись о значении Лавры в Смутное время: «. М. В. В темноте порядки штурмующих смешались.
Сборник издавался не один год (в период с 1990 по 1992 гг. ), а последний том, видимо, просто «постеснялись» публиковать. 20 поляков зарубили на стене в виду войска Сапсги и 19 изменников — в виду лисовчиков. В гарнизоне монастыря было примерно 2200-2400 человек. Но число воинов среди осажденных уменьшилось до 200 человек. Возникли раздоры и в гарнизоне монастыря между стрельцами и монахами. С октября 1608 года начались мелкие стычки: осаждавшие боролись с русскими лазутчиками, осаждённые пытались отсечь и уничтожить мелкие группы осаждавших на строительных работах и заготовке фуража. И вот имена этих «героев», под рукоплескания и взаимные одобрительные возгласы запустивших процесс развала великой державы, скрывались от нас долгих 20 лет.
Да и сам автор — Авраамий Палицын — по этому поводу воспаряется в молитвенном восторге, восхваляет и проповедует«о величии Божии, како прослави и нынe прославляет угодника своего великого в чюдесех». В пределах текста произведения — от введения, в котором Авраамий сообщает о своих литературных задачах, до заключения в виде«благодарственного»слова«о всех чудотворениях», — великий основатель обители как таинственный соучастник боевых действий предстаёт многократно: трижды является пономарю Иринарху дважды — архимандриту Иоасафу, а также (сначала явно, потом сновидно) войску казаков-изменников и казачьим атаманам одновременно наконец по одному разу — гетману Сапеге с польско-литовскими начальниками, братии монастыря, двум галицким казакам из стана изменников, монастырскому оборонному гарнизону и некоему больному насельнику обители (см.
И устрашил Бог беззаконных (хоть плохих, но православных), побежал Лисовский, гонимый Божьей силою, со своим воинством под гору, в Терентьевскую рощу. Представляя собой один из интереснейших обзоров Смутной эпохи, это произведение закономерно обрело популярность среди русских книжников и, соответственно, сохранилось в большом количестве списков (226) и нескольких вариантах. Осада Троице-Сергиева монастыря (Троицкая осада) польско-литовскими войсками Лжедмитрия II продолжалась почти шестнадцать месяцев — с 3 октября (23 сентября по старому стилю) 1608 г. по 22 января (12. 01 по старому стилю) 1610 г. После провала попытки Лжедмитрия II с ходу захватить Москву его войска попытались полностью ее блокировать. Шуйский беспокоился о монастыре и послал туда войско для охраны.
Решение это было не простым для царя, так как и сама Москва с лета 1608 года была в состоянии осады. Осаждённых могло спасти только чудо и оно произошло.
Занятие монастыря и последующий контроль над ним обеспечивали полную блокаду Москвы с востока и контроль над северо-восточными районами Руси, захват сокровищ монастыря позволял укрепить финансовое положение, а привлечение на свою сторону влиятельной монастырской братии сулило окончательное крушение авторитета царя Василия Шуйского и последующее венчание на царство Лжедмитрия II. Покоя не получилось: в июле 1610 г. Боровский монастырь окружили войска Сапеги, собравшегося в новый поход с Вором на Москву. В одной из вылазок стрельцы зажгли деревянные укрепления лагеря Сапеги. Самый большой приступ был на стене, защищаемой князем Долгоруким и сыном его Иваном. Вот, например, как повествуется о явлении преподобного архиепископу Арсению Элассонскому, бывшему «хранителю царских гробниц» в Архангельском соборе Кремля:«Тогда убо Галасунскому архиепископу Арсению бывшу во осадe в Кремлe со окаанными Поляки и с Нeмцы и всeми потребами обнищавшу, — весь бо дом его Поляки и Нeмцы разграбиша и вся имeниа его и запасы поимашя, — архиепископу же, гладом помирающу и уже живота отчаавшуся и отходную ему проговорившу, лежащу же ему в келии со единем старцом, келейником своим, является ему великий в чюдесeх Сергие пришед х келии тихо, молитву сотворь.
И слышит старец той кличюща его: Обратися сeмо, да скажу ти нeчто. боеспособных. Враги ворвались в монастырь и начали избивать монахов и мирян. Что из него извлекали читатели — неизвестно. Об осаде Троицкого монастыря обычно рассказывают по «Сказанию Авраамия Палицына» — произведению в первую очередь художественному. На другой день защитники сделали новую вылазку.
Он был близок к царю и сумел убедить его в необходимости усиления обороны монастыря. Первый штурм окончился полным провалом с значительным уроном для осаждавших. Троице-Сергиев монастырь представлял внушительную по тем временам крепость. 22 сентября произошло сражение у деревни Рахманцово. На родине ему грозила виселица и он, перебравшись к Вору, сколотил из казаков летучую конницу — «лисовчиков», подвижных и крайне жестоких. Численность перебитых друг другом составила сотни человек.
Из-за пыток гонцы выдали все, что они знали. Неудивительно, что перед осадой в Троице поселились монахини царского рода: бывшая Ливонская королева — Мария Старицкая (племянница Грозного) и инокиня Ольга (Ксения Годунова). Захват монастыря запланировал Лжедмитрий II – это открывало его путь к Москве и власти. Верещагин создает картину «Осада Троице-Сергиевой Лавры», где архимандрит Иоасаф окропляет народ святой водой во время крестного хода в осажденном монастыре. В одной из вылазок стрельцы зажгли деревянные укрепления лагеря Сапеги. Услышав шум боя, воевода Долгорукий-Роща предпринял вылазку.
Правильность такого вывода демонстрирует, например, глава«О явлении чудотворца Сергиа Польским и Литовским людем», читающаяся в «Истории» уже за пределами «Сказания», но сюжетно связанная с событиями обороны монастыря. Видения именно Христа в древнерусской литературе, кажется, вовсе отсутствуют (позже будет видение преподобному Серафиму Саровскому). Войска Лжедмитрия 2 вели осаду этого храма в семнадцатом веке (дата осады Троице-Сергиева монастыря – 23. 09. 1608 – 12. 01. 1610 гг. ) Она длилась 16 месяцев.
Отец пойдет за дровами, чтобы пропитать семью и пропадёт дети разведут огонь, а сами говорят: «Вот, это мы своего отца кровь пьём». Он был крещен в этом монастыре и назван Иваном, в будущем известный под прозвищем Грозный. Царю Василию Шуйскому надоело получать челобитные из осажденного здания и вот таким образом (на основании челобитных) сначала вручил награду Давыду Жеребцову, а потом воеводе Григорию Долгорукому-Роще. В 1620 г. бывший келарь Троице-Сергиева монастыря Авраамий Палицын, будучи на Соловках, закончил свой большой литературный труд — «Историю в память предыдущим родом». Монастырь был одним из самых крупных землевладельцев – только в одном Замосковном крае ему принадлежало 196 000 десятин (около 214 000 га) пахотной земли, леса, свыше 7 000 крестьянских дворов.
Князь был ранен, сын Алексей — убит. «Тогда же емше казака Дедиловскаго ранена. Аз неотступно молю Христа Бога моего. Вдруг с Красной горы раздался артиллерийский залп – и Поляки, вскричав и заиграв на трубах, начали приступать к стенам со всеми снарядами, которые привезли и принесли с собой.
Се будет от них на вас побeда, да и на Москвe всему граду будет вeдомо о них» (третья речь к пономарю Иринарху). Долгорукий ответил казнью всех захваченных в плен. Даже сорок убитых за поход в лес по дрова немало и так продолжалось всю зиму. Осадный воевода – князь Григорий Борисович Долгоруков-Роща (. Получивший об этом информацию гетман Ян Сапега начал подготовку к новому штурму, планируя подрыв крепостных ворот заготовленными мощными петардами.
Началось строительство подкопов под башни монастыря. Вкупе с эпитетами (структурно и семантически простыми и развернытыми) Авраамий применяет способ словесной характеристики внешности или действий преподобного Сергия:«И видe (пономарь Иринарх — В. К. )святаго ходяща по граду и по службам, кропяща святою водою монастырская строениа» «видит (архимандрит Иоасаф Сергия. С этого времени раздоры в лагере осаждавших стали усиливаться. Настоятелем Троице-Сергиева монастыря был архимандрит Иоасаф. С приходом зимы положение осадных сидельцев стало меняться в худшую сторону.
Авраамий был склонен к украшательству и вставлял целые страницы из русских и византийских авторов, приспосабливая их к Троицкой осаде. Численность перебитых друг другом составила сотни человек. Вот таким образом Сапега сразу же стал готовить третий штурм.
Нет смысла рассказывать о событиях, происходивших в то, нареченное «Смутным», время. сделался вдруг вертепом разбойников и душегубцев» (Карамзин. Вспомните истинную православную христианскую веру. Той же паки рече к нему: Обратися. Историки XIX в., кроме Н. М. Не мешкая, Долгорукий и Голохвостов выработали контрметры. во время осады Троицы ему было около 60 лет.
е. Сергий. Стенографический отчет съезда существует – собрание в шести томах. Мартьяш был схвачен и под пыткой сообщил все известное ему о предстоящем штурме. Сначала было знамение: пономарю Иринарху привиделся сон, что в келью его вошел чудотворец Сергий и сказал: «Скажи, брате, воеводам и ратным людем се к пивному двору приступ будет зело тяжек, они же бы не ослабевали, но с надежею дерзали».
Ещё одно ядро пробило образ Николы Чудотворца. У нас все-таки отношение трезвее. Что ленишися. Так грамоты Сапеги и Лисовского к воеводам и настоятелю с требованием покориться царю Дмитрию и сдать монастырь и пространный ответ воевод заимствованы из «Повести о прихождении Стефана Батория под град Псков». И на самом деле, осажденные так и сделали. Здесь Иоасаф явно меркнет в лучах славы, окружающей келаря.
Милорадович пишет картину «Оборона Троице-Сергиевой лавры». Прослышали защитники монастыря и о наступлении Скопина. Ключевский.
Больше всех страдали крестьяне — самые бедные и бесправные из осадных сидельцев. Осаждавшие стали резать друг друга. Палицын сообщает: «Воеводы князь Григорей и Алексей. Несколько сотен человек в этой суматохе и панике было перебито.
Осаждавшие на зиму отошли от монастыря, но осаду не сняли. и побита всяких людей в монастыре». Установилось «странное» премирие, доходившее до того, что пьяные тушинцы приходили в монастырь просить опохмелиться или обменять свое вино на монастырский мед, который они ценили больше. Им удалось предотвратить эпидемии, но цинга свирепствовала.
Поражение оказало большое деморализующее действие на сторонников царя Василия. Но. Но число воинов среди осажденных уменьшилось до 200 человек.
Впрочем, он обещал выехать, когда будет возможность, «когда будет мой довол». Мартьяш был схвачен и под пыткой сообщил все известное ему о предстоящем штурме. Подобное могло быть, если в Тушино его произвели в архимандриты: «Старец Авраамий мог быть в одной иерархии старцем келарем, а в другой старцем архимандритом абсолютно так же, как Филарет был в одной епархии патриархом, а в другой митрополитом». Многие ополчились на казначея, старца Иосифа Девочкина. Пан Лисовский со своим войском ушел от монастыря и вернулся только в феврале 1609 года. Имели место факты бегства людей к врагу. Но иногда, как это часто бывает и без войны, совместные пьянки кончались и убийствами.
Достаточно сравнить их, например, с визионерскими текстами, появившимися тогда же, в Смутное время, — с «Видением некоему мужу духовному», с «Повестью о видении иноку Варлааму в Великом Новгороде», с «Повестью о чудесном видении в Нижнем Новгороде», с «Повестью о видении во Владимире в 1611 году», с «Видениями Евфимия Чакольского 1611-1614 гг». В ответ осажденные также демонстративно казнили 42 поляка (литовца), а перед лагерем Лисовского – 19 казаков. Первый штурм окончился полным провалом с значительным уроном для осаждавших. Костомаров.
Усиленный гарнизон приступил к активным боевым действиям. Все эти люди имели только то, что смогли принести с собой, включая и продовольствие. По его словам, «. Командующие монастырским гарнизоном вели активную оборону.
В 1894 г. Д. С. Враг ушел. Первый штурм окончился полным провалом с значительным уроном для осаждавших. При нем здесь погребли тела царя Бориса, его жены Марии и царевича Феодора. Сражение между осаждавшими перешло в кровавую резню друг друга. Гарнизон состоял из 800 детей боярских, 110 стрельцов и под сотню служилых казаков.
.