Картина Пустынник Нестерова
Картина Михаила Нестерова Пустынник: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Первой значительной картиной, которая стала свидетельством самобытности нестеровского таланта, был «Пустынник», написанный художником в 1888-89 годах.
«Пустынник», Михаил Васильевич Нестеров — описание картины
Л. Толстой сравнил Христа с «итальянским тенором», а картину назвал «панихидой русского православия». Булгакова и П. А. В нём царит тишина и медлительность, сказочная отчужденность иллюзорного мира.
Педагогами Михаила Нестерова были Василий Перов, Илларион Прянишников, Алексей Саврасов. Вскоре после появления «Видения отрока Варфоломея» Нестерову предложили сделать росписи Владимирского собора в Киеве вместе с В. М. Васнецовым. Булгакова и П. А. На картине изображен странствующий старец на фоне ранней зимы.
Автор избрал жанр парного портрета, чтобы показать два антиномических характера в едином поиске истины. В1886году, спустя год после свадьбы, вовремя родов скончалась его жена Мария. За девушками следует старуха с девочкой. Нестеров сумел добиться их органического слияния с пейзажем. Итогом творческих исканий этого периода стало большое полотно «Святая Русь» (1905, Русский музей, Санкт-Петербург), над которым Нестеров работал пять лет. Ольга вспоминала, что она не была столь печальной.
Сочинение по картине Нестерова Пустынник
Темные одежды подчеркивают мягкий свет, словно исходящий от лица старика. Согласно преданию, юному Варфоломею (мирское имя преподобного Сергия) никак не давалась грамота. Уже кое-где лежит снег, а странник одет в легкую накидку. но и духовное видение эпохи. Он идет и улыбается- ему нипочем эта стужа.
Я совсем не зря решил отметить это событие в творческой биографии художника. Он счастлив, так как все законы природы, смена времен года – она незыблема и постоянна. Образ мальчика был написан художником со своего сына Алексея. Эта девочка (а не мальчик) стала моделью для образа Варфоломея в главной картине Нестерова. Доминируют черный и белый, окрашенные голубыми и сиреневыми рефлексами. Витоге втворчестве художника появился особенный женский образ, который современники прозвали «нестеровской девушкой».
Описание картины Нестерова «Пустынник»
Нестеров в поисках духовно-религиозного и этического идеала обратился к воплощению просветлённой и чистой душевной красоты людей, пренебрегших мирской суетой («Пустынник». Художник относится к ним как к живым существам. Не случайно первоначально картина называлась «Христиане». На стене – картина Бенуа «Сентиментальная прогулка». Он ценит каждый момент этой жизни. Нестеров, по свидетельству художника В. Н. Бакшеева, во время учебы в Московском Училище живописи зачитывался романами Мельникова-Печерского, «восхищаясь поэтическими картинами русской природы и старинного русского быта».
Старец слегка наклонил голову. Член ТПХВ (с 1896, экспонент с 1889). Создана она была после глубокой личной трагедии, постигшей художника. Михаила устроили в реальное училище К. П. Эти картины отличаются вниманием кличности портретного героя иего роду занятий.
Глазу зрителя видны редкая елка и красная рябина – главные герои пейзажей Нестерова. В портретах С. Н.
Сочинение по картине Нестерова «Пустынник»
В портрете С. Н. Композиции предшествовала длительная подготовительная работа. Как хотелось, чтобы они увидели светлый образ старца, чтобы остановились и всмотрелись в бездонные глаза монаха. Нестеровой», который в 1907 году имел огромный успех у публики и был приобретен для коллекции Государственного Русского музея. Нестеров долго не мог найти модель для отрока.
Художник относится к ним как к живым существам. На картине к скиту, затерянному в глухой лесистой долине, приходят стар и млад, каждый со своей бедой. За фигурой писателя он поместил его героя, русского инока Алешу Карамазова. Необычен и сам образ человека, окруженного спокойной осенней природой. То было художественное ясновидение двух образов русского апокалипсиса, по сю и по ту сторону земного бытия, первый образ в борьбе и смятении (а в душе моей оно относилось именно к судьбе моего друга), другой же к побежденному свершению, которое нынче созерцаем.
Только одна картина – Михаил Васильевич Нестеров «Пустынник» (1888-1889)
Л. Н. Толстой удивительно точно назвал ее «панихидой русского православия». Он просил святого отца помолиться за него Богу, что он "умел грамоту". Куда идем.
И лицо светится каким-то детским счастьем. Судьба Флоренского оказалась трагичной. В нем появляется чахлая елка, гроздья красной рябины – любимые нестеровские герои. Нестеров Михаил Васильевич (1862-1942), русский и советский художник.
Но приступить к работе Нестеров смог только после итальянского путешествия – с большим воодушевлением он выполнил большое количество подготовительных этюдов и рисунков, в том числе и пейзаж, который позже ляжет в основу картины. Нестеров неоднократно гостит у Павлова в Колту-шах.
В одинаковых поворотах фигур, наклонах головы – разные выражения. Словно эхо, повторяют друг друга фигурки монахов в лодках, седобородого старца и юноши. Критик Сергей Маковский писал о ней: «Царевич Димитрий изображен здесь не воскресшим человеком душою и телом, как это вытекало из христианских представлений, а каким-то страшным и в то же время трогательным призраком, напоминающим тех бесприютных оборотней, которые до сих пор тревожат суеверное воображение народа, вызывая в нем испуг и жалость». Она воспринимается как вскрик, прерывающий нежную лирическую мелодию.
Только одна картина — Михаил Васильевич Нестеров «Пустынник» (1888-1889)
Почти буквальное повторение силуэтов монахов использовано Нестеровым как ритм в музыке. После Октябрьской революции Нестеров стал преимущественно портретистом. Почти все крупные фигуры написаны с натуры.
Перова. Иным настроением проникнут портрет дочери Ольги.
Родился Михаил Нестеров в1862 году вУфе. Картина «Великий постриг» была написана Нестеровым под впечатлением личной драмы. Светлая голубовато-зеленая гамма красок подчеркнута единственным ярким пятном – алой шапочкой царевича. Когда Нестеров увидел скульптора за работой, он пришел в восторг: "Так вот ты какая. Они были рождены любовью и нежностью к близким – жене и дочери. Все предельно просто и это сближает природу и человека.
Священник в белой рясе – воплощение кротости, смирения, покорности судьбе. Как бывает с животными, которые уходят умирать в другое место. Нестерова Пустинник. Картины Михаила Нестерова полны правдивости и натуральности. По его лицу видно, что он живет в полной гармонии с миром. Все происходит на фоне зимнего пейзажа, навеянного природой Соловецких островов, где художник писал этюды для картины.
Сочиненин по картине Нестерова «Пустынник»
Ему нет надобности нести с собой много. Краски портрета строги. Навстречу им из-за ограды выходят Христос и святые, наиболее почитаемые на Руси заступники – Николай, Сергий и Георгий (Егорий Храбрый – герой русских былин). Обостренная композиция яснее выражает мысль художника. Художник был расстроен, т. к. Все это сливается с пустынником в единый одухотворенный мир.
Это ликующий светлый мир. Лишь красное пятно броши оживляет строгость колорита. Задача была не из легких. Нестеров мастерски изобразил в картине полное единение человека и природы. В конце концов мастер добился желаемого результата.
Оба монаха – "мечтатели", писал Нестеров о своей уже законченной картине. С другой стороны – славянофилы видели в них истинных носителей «русского духа», силу, которая одна лишь может защитить Россию от надвигающейся с Запада угрозы, экспансии западных ценностей. По преданию, неизвестный святой, взглянув на юного пастушонка, угадал в нем «сосуд избранный». 1888-89, «Видение отроку Варфоломею», 1889-90, — оба в ГТГ).
В толпе — Ф. Достоевский, Л. Толстой, В. Соловьев. Так и нападает на глину: там ударит, здесь ущипнет, тут поколотит. Похоже, что и для Нестерова он является таковым.
Он задумчив и сосредоточен, но в то же время его лицо наполнено внутренней улыбкой. Одежда его проста. В картине Христос присутствует лишь в виде старинной потемневшей иконы Спаса. Ее композиция созревает в живых наблюдениях около Троице-Сергиевой лавры.
Другие картины Михаила Васильевича Нестерова
Лицо горит. Михееву, удается найти старую легенду об "Отроке – мученике". "С топором да пилой в лесу Богу молимся", – говорили они о себе.
Мастер обрадовался, что коллекционер принял его дар с искренней благодарностью. Эта людская лавина движется за ребенком, который единственный с открытым и чистым сердцем может «догнать» Бога. Позже она получила название На Руси (Душа народа). Летом 1885 года, вопреки воле родителей, Нестеров венчается с М. И.
Описание настроения картины Пустынник
В одной руке старик держит посох, в другой четки. Флоренского, названном «Философы», Нестеров написал двух выдающихся представителей религиозно-философской мысли. Это первая значительная картина, раскрывшая самобытность нестеровского творчества.
В природе – утверждает художник – ничто не безлико. Красота – она под ногами, как бы говорит мастер. Однако, он идет и улыбается тому, что видит.
Все, что ему нужно, дает природа: приют, отдых, пищу. Румянец волнения окрасил ее щеки. И пусть увидят и поймут его люди века XXI. Она в это время перенесла тяжелую операцию и ожидала вторую. Его старик-монах – простец, с наивной верой в Бога, не искушенный в религиозно-философских мудрствованиях, но чистый сердцем, безгрешный, близкий к земле, – это и делает его таким счастливым. Интересно сопоставить две картины Нестерова – "Молчание" и "Под Благовест".
Вечереет. Белый кружевной цветок на столе вносит в портрет лирическое начало. Краски портрета – светлые, серебристые, выявляют утреннюю свежесть этой бодрой прекрасной старости, утро творчества. Старец, "сотворя молитву прилежну", достал из карманной "сокровищницы" частицу просфоры и подал ее отроку со словами: "Прими сие и снешь, се тебе дается знамение благодати божия и разума святого писания".
Описание картины Михаила Нестерова «Пустынник»
Под ихвлиянием ранние картины Нестерова созданы втрадициях передвижничества. На картине можно также увидеть Достоевского, Толстого и Соловьева. Нестеров неоднократно избирает себя в качестве модели.
Неторопливое движение странника направлено к зрителю, создавая ощущение встречи в пути. И действительно автор приметил чистого душой и сердцем монаха в Троице-Сергиевой лавре. Его лапти промокли и одет он не так тепло, как подобает. Первые этюды к ней художник начал создавать еще в год написания «Святой Руси». Динамично движение белого цвета фигуры Борея, подкрепленное разлетом складок белого жабо Мухиной.
Он как бы прислушивается к тому, что говорит ему рябина, каждая травинка. Содержание произведения определяли евангельские слова: Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные и Аз успокою Вы. На правом плане обращает на себя внимание Христова невеста с горящей свечой в руке. Елочка для Нестерова – не представитель вида, а «личность».
Великая картина художника Михаила Нестерова
Зритель вместе с пустынником рассматривает землю. Спутнику Нестерова по путешествию, писателю В. М. «Видение отроку Варфоломею» – стала первой картиной идея которой возникла во время посещения имения Абрамцево, куда он был приглашен женой Мамонтова Елизаветой Григорьевной.
Пейзаж лишён внешней яркости и привлекательности, несмотря на серость и прозрачность пейзаж наделён пронзительной поэтичностью и одухотворённостью. В Толстом он видел, прежде всего, мастера слова, но иронически относился к его христианским мудрствованиям.
Она должна была стать выражением сокровенных нестеровских мыслей. Окружающая природа служит лишь подтверждением этому. Пустынник одет в потрепанную, старую, но при этом аккуратную одежду. Неудачной оказалась левая часть композиции с изображением Христа и святых. Её лицо мы видим в исторических и жанровых картинах.
- Михаил Васильевич Нестеров» Картины, живопись» Пустынник, 1888-1889
- Михаил Васильевич Нестеров (1862–1942)
- Официальный блог Государственной Третьяковской галереи
- Картина Пустынник Михаила Нестерова
Художник относится к ним как к живым существам. Белый кружевной цветок на столе вносит в портрет лирическое начало. Начав с жанровых картин в духе передвижников («Знаток», 1884, ГТГ) и исторических композиций («До государя челобитчики», 1886, частное собрание, Москва), с конца 80-х гг.
Нестерова упрекали в том, что Христос на картине слишком похож на простого человека. И вслед за стужей обязательно придет тепло. Глубокий внутренний лад связывает человека и природу.
Свет излучает вдохновенное лицо художницы, написанное теплым, желтовато-охристым тоном. Пришлось переписывать все заново. Даже борода у старца цвета увядшей травы. С одной стороны, еще с 60-х годов многие искали в старообрядчестве «революционную силу», видели в этом явлении форму протеста существующему порядку. Пройдет много времени и он напишет своему другу: «Сегодня видел оригинал «елочки» для «Пустынника», за 18 лет она стала елью, кудрявой, стройной».
- Творчество русского художника Михаила Васильевича Нестерова
- «Любовь ипотеря сделали меня художником»
- «Отрок Варфоломей» и«Святая Русь»
- О жизни и творчестве выдающихся художников
Сюжет картины взят из «Жития преподобного Сергия» авторства Епифания Премудрого. Он рад первому снегу, несильному морозцу, разлитой вокруг благодати. Если на двух предыдущих картинах трилогии присутствует Христос, то здесь его уже нет. В его облике нет теплоты, он слишком холеный, надменный, начальственный. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1942).
Он почти протер холст до дыр, но ничего не получалось. Это первая значительная картина, раскрывшая самобытность нестеровского творчества.
Не попадайся под руку: зашибет. Состояние природы чутко уловлено художником, но он не следует за натурой пассивно. Идет война, близится революция. В одинаковых поворотах фигур, наклонах головы – разные выражения.
На художника снова обрушились критики, которые увидели в картине недоверие к официальному православию и неканоническую «картинность» в изображении Христа и святых. Это, как пример и несколько вариантов «Царевны» и «Христова невеста». Вглядитесь в лицо старца на картине.
Художник делает с него зарисовки, наблюдая его за разговорами, чтением, работой в саду. Запечатлев этого человека на картине, Нестеров показал, насколько просто можно жить, чтобы достичь единения с природой, а главное – с самим собой. Этот ссутулившийся странник намного выше богатых снобов, которых полно было и в 19 веке, когда творил Нестеров. В его профиле и жесте рук ощутима неуемная энергия. Флоренского, названном Философы, Нестеров написал двух выдающихся представителей религиозно-философской мысли.
Соловьевым. Нестеров высоко ценил творчество Мухиной. В церкви он рассматривает пелену шитую матерью убиенного в память о нем шелками и золотом.
Он написал старообрядческий скит, затерявшийся в лесной глуши – такие он видел на родине и в окрестностях Троице-Сергиевой лавры. Таинственный свет белой ночи. Это смысловой центр картины.
Еечертами наделяет художник героиню своей картины. В ней, в ее атмосфере, в атмосфере видения, чуда, которое должно было совершиться, жил я тогда" (писал Нестеров в "Воспоминаниях"), Первый набросок картины появился во время путешествия Нестерова в Италию, в альбоме набросков острова Капри. Звери и птицы здесь не боялись человека, поскольку он не трогал их без особой надобности.
Герои становятся частью природы, умиротворенной и затаившей дыхание перед чем-то великим. Всё она – любимая и безвременно ушедшая. Но красиво очень, слов нет – и очень волшебно и символично, но и не верится. Ей дорога в жизнь, только в жизнь. Такой-то ты мне и нужна".
Глубокий внутренний лад связывает человека и природу. Образ любимой жены был создан Нестеровым в их киевской квартире. Это была не первая его попытка. В нем появляется чахлая елка, гроздья красной рябины – любимые нестеровские "герои". Первая – воплощение примиренных страстей, вторая их еще не испытала. Они еще не монахини, но скоро и им предстоит выбрать этот путь. Первоначально он написал картину Святая Русь.
Одинокая елка уже почти зачахла, а гроздья красной рябины вот-вот опадут. Время согнуло старца, но он не замечает ни бега времени, ни суетности мира.
Впереди – юная девушка в сарафане и платке, повязанном по-старообрядчески. В неподвижных водах отражается темная, поросшая лесом гора. Его лицо обрамляет седая борода, в руке трость, а на лице легкая улыбка.
Отражением идеи жизни человека в гармонии с природой стала картина «Пустынник», написанная художником во время его жизни в Сергиевом Посаде. Дочери предстоит еще одно хирургическое вмешательство – трепанация черепа. Ещё через год, в 1881 году, Михаил Нестеров оставляет Московское училище и поступает в Петербургскую Академию художеств. Нет мирской суеты и заботы. Выдающийся художник-сказочник изображен сидящим в своей мастерской на фоне икон. Его семья была купеческой, родители— хорошо образованными людьми широких взглядов.
Картина получилась слабее «Пустынника» и «Видения отрока Варфоломея». В те годы пользовались большим успехом романы П. И. Мельникова (Андрея Печерского) «В лесах» и «На Горах», посвященные старообрядцам. Он не вводит в картину Христа, помня о прежних неудачных попытках, а может быть и о мнении Льва Толстого, считавшего эту задачу невыполнимой. Всю эту красоту он видел с террасы дома в Абрамцево. Закончена она была в разгар войны и отразила тревогу художника за судьбы родины. Такой увидел ее художник.
Картина повествует об эпизоде из детства Сергия Радонежского (в миру Варфоломея), великого русского святого и сподвижника, жизнь и наследие которого занимали Нестерова с ранней молодости. За образом пустынника в творчестве Нестерова возникла чреда образов "смиренных, кротких, жаждущих уединения и пламенной в душе молитвы", образов Святой Руси, хранящихся в сердце народном. Фигуры святых Нестеров взял из своих прежних работ.
Священник в белой рясе – воплощение кротости, смирения, покорности судьбе. Образ отшельника прост и понятен: неровно выточенная трость, промокшие лапти, длинные, тронутые временем волосы и взгляд, в котором читаются мудрость и одухотворённость. Внешне имеет "свое лицо", абсолютно законченное, русское. В полной мере это относится к его Пустыннику.
Зато фигура Борея – вся движение, полет, порыв. Позднее Нестеров подарил «Юность Сергия Радонежского» и две другие работы из этого цикла (триптих «Труды Сергия Радонежского» и полотно «Прощание Дмитрия Донского с преподобным Сергием») галерее Третьякова. Она еще находилась в мастерской, когда разразилась Февральская революция. Еще одной картиной, которую художник написал в окрестностях Сергиева Посада, станет «Под Благовест». «Пустынник» привлек внимание необычностью: слишком большими размерами холста, что не характерно для такой камерной темы и колоритом, выдержанным в гамме светло-зеленых, серебристо-серых, синеватых оттенков.
Важную роль играет уютный уголок обжитого семейного гнезда, любимые, одухотворенные памятью о прошлом вещи. Вся природа была для них святым храмом. Нестерова должен был посетить П. М. Третьяков и художник страшно боялся, что знаменитый коллекционер увидит «Пустынника» без головы. Это эпический образ родины, знакомый по многим картинам Нестерова. Вот она эта самая "Святая Русь". Нестеров особенно почитал Достоевского.
Название этой работы "Под Благовест" было придумано писателем В. С. У самой реки — одинокая худенькая фигура мальчика (моделью для этого образа стал сын живописца, маленький Алеша Нестеров), легко ступающего по земле. Картина была написана в год 70-летнего юбилея Виктора Михайловича. Девушка в пышном бальном платье на мгновение присела на старинный диванчик, чтобы в следующее мгновение закружиться в вихре бала. Последнее было весьма близко умонастроениям Нестерова. Первой работой, вкоторой воплотились характерные для зрелого творчества Михаила Нестерова черты, стала «Христова невеста».
В выражении глаз – неподдельное вдохновение творца. Но он, по-видимому, понял, что не венчик над головой святого, а именно пейзаж должен воплощать чудесное. Нестеров согласился. Однако в самой картине нет движения и динамики.
В тот же период среди интеллигенции распространился интерес к старообрядчеству. Художнику не сразу удается найти модель для головы Варфоломея. Первая значительная картина, раскрывшая самобытность творчества Нестерова. Она – лична, порывиста, пылает, а не теплится". В нем художник всматривается в лицо человека, пытается разгадать сущность его характера.
Другой, в черном пальто, Булгаков – олицетворение неистового противления, яростного бунта. Художник почти отчаялся найти подходящий облик, как вдруг на деревенской улице нечаянно встретил хрупкую, болезненную девочку с бледным лицом, широко открытыми удивленными глазами, «скорбно дышащим ртом» и тонкими, прозрачными ручками. И Левитан и Суриков одобрили новую работу, но последнему не понравилась фактура головы. Когда картина была готова, художник стал показывать ее своим друзьям. Уже через два года обучения в училище молодой художник начал участвовать в выставках.
Состоянием полной гармонии наполнено полотно. Затем художник побывал в Греции и Италии. Ему хорошо и приятно даже в этой обстановке. Нестеров стал переписывать голову пустынника, но не мог вернуть лицу прежнее выражение, его «душу», что было очень важным для него.
Для этого требуются годы упорного труда и душевной борьбы, но результат стоит того. Человеческие фигуры появились позже. Он старается ступать осторожно, словно боясь нарушить эту патриархальную тишину.
Мне непонятен сюжет этой картины, складывается впечатление, что человек ушел от родных, как будто умирать. Жена, Екатерина Петровна Нестерова изображена в интерьере киевской квартиры. Работая над картиной «За приворотным зельем», Нестеров задумал новое полотно. В лучах заходящего солнца горят кресты храма. в том немногом (одна фигура человека, одна елочка, одна гроздь рябины), что изображено в картине, Нестеров открывает поэтическую прелесть подробностей.
Портрет строится на контрасте статики и динамики. Откуда мы. Неторопливо бредут два человека, погруженные в беседу. Утренний весенний пейзаж особенно удался художнику. На фоне пологих холмов, поросших елями, стоят деревянные домики – кельи монахинь.
Исчерпал себя и миф о Святой Руси. Продолжая работать над циклом о Сергии, Нестеров написал картину «Юность Сергия Радонежского» (1892–1897, Третьяковская галерея, Москва). Он превратно ее в нестеровскую девушку. Именно он, по мнению Нестерова, ближе всего к Богу, к Царствию Небесному, куда придут все, но одни быстро и радостно, другие же медленно, в серьезных раздумьях. Тихая умиротворенность сообщается всему пейзажу.
Нестеров умер во второй год Великой Отечественной войны. Христианство для этого, в сущности, нигилиста, озорника мысли есть несравненная тема. Нестерова привлекают самобытность и непосредственность, буйный темперамент ученого. Улыбка скитальца говорит нам, что он по-настоящему счастлив.
Мягкие лучи заходящего солнца заставляют ярче сверкать ее простодушные пестрые краски. В письме она объяснила свое решение тем, что не сможет дать художнику счастье, что ее любовь помешает осуществлению его творческой мечты. Тема картины «Великий постриг» – реквием по несбывшейся любви. Портрет рожден страхом за ее жизнь и потребностью запечатлеть любимые черты. Но, несмотря на реалистичность пейзажа и образов (все фигуры, кроме Христа и святых, написаны с натуры), картина получилась надуманной, лишенной жизненной убедительности. Картину объявили неудачей.
Однажды отец послал его искать пропавших жеребят. Вдали виднеется уютная церковь. Мартыновой. Художник делал с него зарисовки, наблюдая его за чтением, разговорами, работой в саду.
Родители были людьми глубоко верующими. Вечереет. За ней, словно печальное эхо, такая же девушка в профиль.
Вскоре он приступил к созданию «Пустынника» (1888–1889, Третьяковская галерея, Москва). Лишь на одном из первоначальных эскизов толпа народа идет за Христом.
Нестеров пытается ответить на вопросы: Кто мы. Пейзаж конкретен – это Волга у Царева кургана, но обладает эпической ширью. Эта картина становится первой работой в новом для мастера жанре портрета. Два типа портретов сосуществуют в творчестве Нестерова. Третьяков не выразил желания приобрести ее для своей галереи. Он – его часть, его продолжение. Художник восхищался миром идей и чувств отца Павла Флоренского в его знаменитой книге Столп и утверждение истины. В "Молчании" это расстояние больше и глубже ощущается покой и благодать.
Руки чешутся написать ее, она согласна". Автор воспринимал их исключительно как живых, как главных составляющих русской природы. В этом существе «не от мира сего» он узнал своего Варфоломея. Такой портрет строится традиционно: лицо и фигура модели обращены к зрителю.
Вот таким образом даже на стенах церкви он стремится создать станковую картину. Так и случилось. Знакомство с Павловым перерастает в близкую дружбу. Ученый изображен на террасе своего дома в Колтушах. Вслед за Пюви де Шаванном, картины которого очень понравились художнику во Франции и так же как у него, работы Нестерова посвящены одному – Золотому веку. Еще в картину Святая Русь Нестеров хотел поместить выдающихся представителей русской интеллигенции, народных самородков – Федора Шаляпина, Максима Горького. К последней и держат свой путь седовласый старец и юноша.
Лицо Нестерова строго и сурово, черты его обострены тяжелым раздумьем. В его профиле и жесте рук ощутима неуемная энергия. Сколько в нем одухотворенности. Неторопливо бредут два человека, погруженные в беседу.
Знакомство с ученым перерастает в близкую дружбу. Именно ребенок оказывается самым совершенным выражением души народа. У Нестерова это мир идеального старообрядчества.
И он «портретирует» ее внимательно и проникновенно. Он знает, что скоро осенняя палитра сменится суровой белоснежной зимой. Его героини приходили сюда в переломный момент жизни.
Учился в МУЖВЗ (1877-81 и 1884-86) у В. Г. Перова, А. К. Саврасова, И. М. Прянишникова и в петербургской АХ (1881-84) у П. П. Чистякова. Но у первых образ пустынножителя оказывался благостно-официозным, а вторые были склонны относиться к нему критически и осуждать за уход от мира. Человек сливается с окружающей природой, становится ее частичкой.
Тема ее не была такой уж новой, к ней обращались многие художники академического и передвижнического направления. Трава почти желтая, а водная гладь до сих пор не покрыта льдом. Воскресенского. Осенний пейзаж пронизывает картину спокойствием и умиротворением. Автопортрет – это размышление художника о своем месте в искусстве и жизни.
Ученый изображен на террасе своего дома в Колтушах. Все церковные заказы отпали. Портрет понравился многим, а сам мастер считал его одной из лучших своих работ. Впрочем, в спокойствии Мухиной угадывается огромная внутренняя энергия.
Скромно желая всем добра, святой человек отождествляет на картине миролюбие Руси Святой. Так возникает один из лучших в творчестве Нестерова портретов. По великим праздникам, на Пасху и Рождество, в доме принималось множество гостей. Девушка согласилась стать его женой, но вдруг отказала ему. Но старцу все нипочем.
Вся эта толпа движется вдоль берега Волги. Залив у подножия Рапирной горы. Интересно, что в первом варианте «Пустынника» (1888), принадлежащем Русскому музею, земля занимает меньшую часть холста, ноги старца срезаны рамой. Последним его произведением стал пейзаж Осень в деревне – уголок русской природы.
Красота весенней природы вносит примиряющие нотки в скорбную мелодию целого. Но Нестеров был не монументалистом по характеру своего дарования, а лириком. В 1916 году Нестеров завершил работу над большой картиной «Душа народа» («На Руси», Третьяковская галерея, Москва).
Здесь же церковь, часовенка. Глубокий внутренний лад связывает человека и природу. Главное в картине – единство поэтического настроения людей и пейзажа, не нарушаемое критическими нотами.
Один – аналитический, во многом похожий на портретный этюд. Горький даже побывал на полотне в толпе богоискателей, но художник убрал его. По его словам, он испытал «молниеносную любовь». Природа и одинокий скиталец слились воедино, они части одного целого. Другой тип портрета – это портрет-обобщение, портрет-биография иногда – портрет-символ.
Другой, в черном пальто, Булгаков – олицетворение неистового противления, яростного бунта. Другой, молодой, – трезв, схоластичен и не чужд практических мыслей о церковной карьере. В нем появляется чахлая елка, гроздья красной рябины – любимые нестеровские герои. После встречи с монахом, мальчик начал бегло читать.