Картина Рафаэля Афинская Школа

Написанная между 1509 и 1511 годами, «Афинская школа», является одной из самых известных картин фресок, когда-либо созданных Рафаэлем и это был один из многих шедевров, написанных им в Апостольском дворце. Приглашение послали, чтобы нанять Рафаэля для выполнения картины (фрески) — « идеального воплощения классического духа Высокого Возрождения» — фреска называлась «Афинская школа».

История одного шедевра: Афинская школа Рафаэля Санти

Эти четыре фресковые картины названы: первая – «Диспута» (она изображает спор о святом причастии), вторая «Афинская школа», третья – состоит из нескольких меньших композиций, четвёртая «Парнас». Он нарисовал много архитектуры в античном духе (так, как тогда это понимали). Во второй половине жизни Рафаэль становится официальным художником папского двора. Зороастр затесался в компанию физиков благодаря тому, что считался родоначальником вавилонских магов каковые, в свою очередь, стояли у истоков астрологии и астрономии. Напротив, познание объединяет всех, кто искренне к нему стремится.

Дальше (если двигаться по часовой стрелке) заметная группка из шести человек. Евклида изображаетБраманте. Аристотель простирает руку к земле, окружающему людей миру. 18. 11. В 1508 году по приглашению папы Юлия II Рафаэль отправляется в Рим.

«Афинская школа», 
Фреска Рафаэля Санти

«Афинская школа», Фреска Рафаэля Санти

Данте и Вергилий смотрят друг на друга на фреске. Рядом другие увлечены решением геометрической задачи. Но это не нарушение логики перспективного построения, это приём выделения центральных героев, когда рядом с фигурами высокого роста (Платон и Аристотель) изображаются низкие фигуры. Однако ныне есть версии, что Гомер– это не один человек, а целая школа. Форма — сущность бытия, это уже не возможность, а действительность. А искусство игры на флейте вошло в программу афинских школ после персидских войн. Того самого, который спроектировал и начал строить собор Св.

В Станца делла Сеньятура (1509—11) Рафаэль представил четыре области человеческой деятельности: богословие («Диспута»), философию («Афинская школа»), поэзию («Парнас»), юриспруденцию («Мудрость, Мера, Сила»), а также соответствующие главным композициям аллегорические, библейские и мифологические сцены на плафоне. 1513), художественные ансамбли в росписях виллы Фарнезина (1514-18) и лоджиях Ватикана (1519, с учениками). В «Афинской школе», как и в других фресках станц, Рафаэль создал композицию, которая выстраивается не вдоль переднего края, а в виде полукруга, на котором разворачиваются события.

Стоящий рядом указывает ему дорогу, а некто из кружка Сократа приветствует его. Его деятельность— поворотный момент античной философии. Перед Диогеном, опираясь на мраморный куб, что-то пишет многомудрый Гераклит с головой Микеланджело. Воин в шлеме — Александр Македонский (7), он внимательно слушает Сократа (8), который, что-то доказывая, загибает пальцы.

Афинская школа – 
1509-1510 Рафаэль 
Санти картины

Афинская школа – 1509-1510 Рафаэль Санти картины

Размышления Платона, которые он передал через Тимея помогают понять, почему на картине Рафаэля Платон указывает именно на небо, в космос. На переднем плане — Евклид измеряющий что-то циркулем перед компанией молодежи. В портретах создан идеальный образ человека Возрождения ("Б.

Это Платон и Аристотель. От этих людей отходит юноша, еще не избравший себе учителя, готовый к поискам истины. Ему было поручено расписать фресками комнату в папском дворце – «Станца делла Сеньятура». Справа Евклид (9), склонясь над доской измеряет циркулем геометрический чертеж. Художник поставил перед собой задачу невероятной сложности. На лестничных ступенях восседает Диоген. Трудно усомниться, что над фресками работали группы художников.

Художественная школа-студия 
"ЛЕОНАРДО"

Художественная школа-студия "ЛЕОНАРДО"

На своде над каждой фреской помещена аллегорическая фигура – символ каждого из этих видов деятельности, а в угловых частях свода – небольшие композиции, тематически связанные с фресками. На ней представлены мудрецы всего мира, спорящие друг с другом на все лады. Первым из греческих философов он стал проповедовать космополитизм: «Я — гражданин мира». На переднем плане – одинокая фигура Гераклита, погружённого в размышления. Это убеленный сединами Платон и молодой Аристотель. Земное бытие человека, гармонию духовных и физических сил прославил в росписях станц (комнат) Ватикана (1509-17), достигнув безупречного чувства меры, ритма, пропорций, благозвучия колорита, единства фигур и величественных архитектурных фонов.

Платон указывает на небо, где царят гармония, величие и высший разум. Хотя, говорят, Микеланджело остался своим портретом доволен. 26. Художник поставил перед собой задачу невероятной сложности.

Аристотель называет 4 причины бытия: 1. Аристотель же простер руку над землёй — нет, материя, природа изучение, классификация. Фреска «Афинская школа» воплощает величие философии и науки. Лучшей фреской станц и величайшим произведением Рафаэля признана «Афинская школа» – один из шедевров ренессансного искусства. Первая из трех станц (то есть комнат) Станца делла Сеньятура являлась местом, где скреплялись печатью папские указы. Христианские писатели видели в этой эклоге пророчество рождения Христа.

Она находится слева внизу рядом с другими лириками. Компанию Эвклиду составили Птоломей (держащий земной шар в своих руках) и Зороастр (держащий глобус неба). Даже похвалил его. Художник поставил перед собой задачу невероятной сложности. Платон описывает «идеи», как суть вещи, её первозамысел и всякая вещь стремится быть похожими на «идеи».

Презентация по изобразительному 
искусству на тему: 
Афинская школа-

Презентация по изобразительному искусству на тему: Афинская школа- величайшая из фресок Рафаэля Санти

Ближе к нам, с пером и книгой, сидит Пифагор подглядывают у него из-за спины Боэций (по другим версиям Анаксимандр или Эмпедокл) и араб Аверроэс (он же ибн-Рушд). Гомер, который изображен под номером 18, традиционно изображался слепым (в античную эпоху считалось, что его слепота была наказанием за его клевету на Елену Троянскую). Сначала была расписана средняя из трёх станц – «Станца делла Сеньятура» (Комната подписей), названная так, так как здесь заседал Церковный Трибунал, хранилась папская печать и подписывались указы.

Именно вот таким образом Аристотель Рафаэля указывает на мир земной. 16. Но тем не менее, художник избирает фоном величественное здание, выдержанное в классическом стиле. Вероятно, благодаря покровительству Браманте, папского архитектора. Аристотель простирает руку к земле, окружающему людей миру.

Во время выполнения «Афинской школы», Рафаэль был очень уверен в себе и в своей работе и решил, что он все-таки скромно нарисует себя за работой. Кроме обучения письму, в афинской школе кифаристе подростки учились читать, в основном, на историко-художественном материале – поэмах Гомера Иллиада и Одиссея и мифах, стихах известных греческих поэтов и пьесах драматургов Софокла, Еврипида и Эсхила (в старшем возрасте). Начало движения 4.

История одного шедевра: 
"Афинская школа" 
Рафаэля Санти

История одного шедевра: "Афинская школа" Рафаэля Санти

Мир неосязаемый, но от этого он не становится менее реальным. Этот символ находится в метафизической реальности. И тут же сам Рафаэль, создатель этого произведения изобразивший самого себя в зеркало. Прекрасное соседство — веселый жизнелюб и мрачноватый (хоть и язвительно-остроумный) аскет. Человек, сидящий в задумчивой позе, опершись на куб, — Микеланджело в образе Гераклита (4).

Петра авторства Браманте. 1502-03) проникнуты изяществом, мягким лиризмом. Помните, я упоминал об Рафаэлевом чувстве юмора.

Платон открыл мир идей. В этом отношении показателен общий замысел первой из расписанных Рафаэлем станц – так называемой Станцы делла Сеньятура (что в переводе означает комната подписи – здесь скреплялись печатью папские указы). Платон показывает пальцем на небо: мол идея. Рядом другие увлечены решением геометрической задачи.

14. Художник в этой фреске объединил огромное количество фигур в гармоничную композицию, вот таким образом «Афинская школа» до сих пор считается высоким образцом героического жанра. Аристотель также был древнегреческим философом (384 — 322 гг.

Две последних – самые выдающиеся– известны сегодня как «Парнас» и «Афинская школа», которые он рисовал в 1508-1511. В центре повествования страдающий от любви поэт, который уходит из города (в данном случае Неаполя), чтобы жить в безмятежности и простоте Аркадии.

Среди слушателей должны находиться: Тимон, Ксенофонт, Антисвен и Алкивиад (которого можно узнать по богатому шлему). Гераклит Эфесский (портретное сходство с Микеланджело) Основатель первой исторической или первоначальной формы диалектики.

Рафаэль очень любил архитектуру и хотел быть архитектором у него, правда, не очень получалось — он не мог понять, почему такая красивая, тонкая ионическая колонна не может удержать пышную, массивную, торжественную римскую арку (его патрон, Браманте, надо заметить, тоже не очень хорошо это понимал). Не намек ли это на гностическое Евангелие от Иуды к тому времени давно запрещенное и уничтоженное, но сохранившееся в отрывках в критике к нему «отцов церкви». От этих людей отходит юноша, еще не избравший себе учителя, готовый к поискам истины. Хоть и со значительными коррективами.

помогите описать 
картину афинская 
школа рафаэля

помогите описать картину афинская школа рафаэля

Платон указывает пальцем на небеса, а Аристотель простирает руку над землей. Слева, у подножия лестницы, Пифагор (2), в окружении учеников, занят разработкой математических проблем. 3. Они ведут диалог — спокойный спор, в котором освобождается от оков догм и предрассудков истина.

Стоящий рядом указывает ему дорогу, а некто из кружка Сократа приветствует его. Материя — такова возможность сущности. Сюда его пригласил папа Юлий II.

Описание картины 
Рафаэля Санти «Афинская 
школа»

Описание картины Рафаэля Санти «Афинская школа»

Человек, сидящий в задумчивой позе, опершись на куб, — Микеланджело в образе Гераклита. Ему приписывается авторство известной фразы «Всё течёт, всё меняется». На ступеньках лестницы расположился Диоген. Его Пастушеские песни рисуют идиллический мир сельской жизни, уводящий от скорбной действительности в идеальную Аркадию (местность на Пелопонессе). Лично мне интересно, почему Рафаэль обрядил Буонаротти в«варварские» сапоги вместо классических и приличных сандалий. У Аристотеля возникает идея последовательных переходов от материи к форме и наоборот. На каждой стене комнаты (станцы) располагается завершённая фресковая картина.

Здесь художник должен был расписать станцы (парадные залы) Ватиканского дворца. Правда, чтобы после смерти придворного зодчего его закончить, пришлось выгонятьещё трех архитекторов (включая Рафаэля) и подряжать Микеланджело, который (страшно ругаясь) всё-таки воплотил великий замысел в реальность. Говорили что учение его — самый кратчайший путь к добродетели. Ступени лестницы символизируют этапы овладения истиной. Примечательно, что тот факт, что Рафаэль изобразил себя на фреске «Философия» («Афинская школа»), а не «Поэзия» («Парнас») показывает, что в то время художники были ближе к философам, нежели к поэтам, тогда как сегодня живопись считается изобразительным искусством, поэзия – литературным, тогда как философия превратилась в гуманитарную науку, а математика– и вовсе, в точную. Именно на его склонах раскинулся знаменитый город Дельфы – центр эллинского мира. Различные варианты доставки и удобство оплаты сделают покупку быстрой и удобной.

Начнем с центральных фигур. Со временем Рафаэль доказал своё мастерство. Напротив – уединенный мечтатель. В настоящей статье мы подробно остановимся на фреске «Афинская школа» и её фрагментах «Платон и Аристотель», «Пифагор», «Евклид с учениками», «Гераклит».

Рафаэль Санти Рафаэль Санти – представитель Высокого Возрождения. С прекрасными декоративными деталями — и в «Афинской школе» он не забыл установить статуи Аполлона и Афины, покровительствовавших мудрости, философии, наукам и искусствам. Абсолютно замечательна фигура юноши в левом дальнем углу фрески. Это убеленный сединами Платон и молодой Аристотель. Мол, один человек с таким бы объемом информации не справился.

Платон указывает на небо, где царят гармония, величие и высший разум. Фреска «Афинская школа» по праву признается одним из лучших произведений не только Рафаэля, но и ренессансного искусства в целом. Поражает одно уже величие замысла и способность выразить глубокие идеи (а прежде — осознать их) в форме живописных композиций. За синьором Буонаротти стоит Парменид. Кто-то, проходя мимо, указывает на него, словно спрашивая спутника: не таков ли удел подлинного философа.

Воин в шлеме — Александр Македонский (7), он внимательно слушает Сократа (8), который, что-то доказывая, загибает пальцы. От этих людей отходит юноша, еще не избравший себе учителя, готовый к поискам истины. Пифагор жил в Древней Греции, в 570-490 гг. Лучшей фреской станц и величайшим произведением Рафаэля следует признать «Афинскую школу».

323 до н. э. ) — древнегреческий философ и основатель школы киников. Его пасторальный роман Аркадия был весьма популярным памятником итальянской литературы. Кроме вышеописанных фигур, полотно представляет публике и таких персонажей, как Спеквсипп (философ изображенный с бородой и в тоге коричневого цвета), Менексен (философ, облаченный в тогу синего оттенка), Ксенократ (философ, в тоге белого цвета). Возможно, его нужно называть неоплатонизмом, но так называли философскую школу начала эры и может возникнуть путаница. Справа от них изображена фигура самого Рафаэля, смотрящего на зрителей. Философы увлечены спором. Стоящий рядом указывает ему дорогу, а некто из кружка Сократа приветствует его.

С чего все началось. Причем музицирование начинали осваивать лишь после знакомства с поэзией. Фигуры Платона и Аристотеля заметно крупнее и выше рядом стоящих фигур. до н. э., был философом, математиком и стал основоположником собственной школы, названной «школа пифагорейцев». Легенды рисуют Гомера слепым странствующим певцом.

Каждого он изобразил в присущей тому манере. На своде над каждой фреской помещена в круглом обрамлении аллегорическая фигура, символизирующая каждый из этих видов деятельности, а в угловых частях свода – небольшие композиции, также связанные по своей тематике с содержанием соответствующих фресок. Так складывается великая симфония человеческого познания. Сзади – Сократ, на пальцах объясняющий слушателям ход своих рассуждений. Рядом другие увлечены решением геометрической задачи.

За его спиной расположилось ещё несколько фигур, которые образуют единый образ в картине. Чуть правее стоит сам художник (смотрит прямо на зрителя). Этому не мешает разобщенность мыслителей в пространстве и времени. В центре фрески разместились Аристотель и Платон. «Хорошо, что урбинцу хватило ума не поместить меня в толпу этих болтунов» — проворчал он.

Единство философий — в разнообразии отдельных школ и личных мнений. За честь называться родиной Гомера спорили, по преданию, семь городов. Работая над «Афинской школой» – фреской на тему философии. Это мудрые, уверенные в себе люди сильной воли и высокого достоинства.

На фреске – обширный портик в стиле ренессанс. Петра. Папа поручает художнику роспись парадных залов (станц) Ватиканского дворца. Соединение этих фигур представляется абсолютно ясным и оправданным: в путешествии Данте по Аду и Чистилищу, описанию которого посвящены первые две части Божественной комедии, спутником и проводником Данте был именно Вергилий. Сюжет, единство фигур и благородная симметричность преисполненной величия композиции стали непревзойденным воплощением идеалов Возрождения. Дальше, слева — обосновалась исключительно теплая компания.

Внизу на первом плане — две симметрично размещенные группы: слева — склонившийся на колено с книгой в руках Пифагор с учениками справа, тоже в окружении учеников, Эвклид (или Архимед) низко нагнувшись, он чертит циркулем на лежащей на полу грифельной доске. В Зале пожара (Stanza dellIncendio) потолок был расписан еще раньше, учителем Pафаэля – Перуджино ее стены заняты четырьмя большими картинами, воспроизводящими эпизоды из жизни пап Льва III и Льва IV, а именно: Коронование Карла Великого первым из этих пап, Очистительную клятву того же папы, Морскую победу Льва IV при Остии над сарацинами и Пожар в Борго, предместье Рима, прекращенный молитвою Льва IV. А сколько для этого требовалось сделать набросков, эскизов. Справа Евклид, склонясь над доской измеряет циркулем геометрический чертеж.

Рафаэль, "Афинская школа", фреска

Впоследствии основал собственную школу, названную Ликеем. 25-ти летнему юноше надлежало создать росписи в трех помещениях Ватиканского дворца. Главный в ней — Сократ, настойчиво что-то объясняющий внимательным слушателям. Лестничные ступеньки – это этапы, на которых происходит овладение истиной.

Поверьте, в устах Микеланджело это было самой настоящей похвалой. Автору было известно, что занятия в ней проходили на улице, в оливковой роще. Это убеленный сединами Платон и молодой Аристотель. Кроме того, ничто естественное, согласно Диогену, не может быть постыдным. Воин, облаченный в шлем – это Александр Македонский. Сапфо – древнегреческая поэтесса.

Напротив – уединенный мечтатель. Сложно сказать. Не все фигуры на фреске можно идентифицировать со стопроцентной уверенностью, но великих греческих философов Платона (427 – 347 гг до н. э. ) и его ученика Аристотеля (384 – 322 гг до н. э. ) легко узнать по названиям книг в их руках. На ступеньках лестницы расположился Диоген (3). На ней изображена академия, созданная Платоном. Похож же он настолько, что кажется живым.

Рафаэль Санти, «Афинская 
школа»

Рафаэль Санти, «Афинская школа»

Напротив, познание объединяет всех, кто искренне к нему стремится. Иуда, прежде изгнанный из храма и клеймённый, вытесненный в бессознательное (по Юнгу), является перед Джотто в сиянии, которое предвещает спасение и, возможно даже, обусловливает его. Жила на острове Лесбос и именно благодаря ей появилось слово лесбиянка. Называть фреску «Афинской школой» начали намного позже её создания. Возможно, с поцелуя Иуды с фрески Джотто.

Так складывается великая симфония человеческого познания. Аристотель простирает руку к земле, окружающему людей миру. На могиле Диогена в Коринфе был установлен памятник изображающий пса. В этих жестах сконцентрированы и философские идеи – абстрактные у Платона (его мир идей обретается в небесах) и более практические и обоснованные у Аристотеля (его мир идей связан с земным опытом). Через несколько лет он показал шедевр. Платон (портрет Леонардо да Винчи) с трактатом «Тимей» в левой руке – именно в эпоху Ренессанс после нескольких столетий забытия возрождается платонизм. Возможно, Рафаэль пришел к такому решению потому, что подобное строение казалось ему более подобающим местом для рождения высоких идей Золотого века, чем любой природный пейзаж, который представлен на фреске «Парнас».

Чуть правее стоит сам художник (смотрит прямо на зрителя). Безымянный юноша. Они передают мудрость времен Античности и представляют две философские школы. Говорят, что изображенная на фреске постройка очень похожа на проект собора Св.

По приезде Рафаэля в вечный город папа поручил ему украсить фресковыми картинами несколько зал того же дворца известных под названием «Станц» (stanza – комната). «Даже бронза ветшает со временем, но слава твоя, Диоген, во веки не пройдет ибо лишь ты сумел убедить смертных, что жизнь сама по себе достаточна и указать наипростейший путь жизни». Платон указывает на небо, где царят гармония, величие и высший разум.

Презентация на тему: 
Афинская школа

Презентация на тему: Афинская школа

Ранние произведения ("Мадонна Конестабиле", ок. Августина в общем, теология в те времена — это вам не философия, а тоже точная наука :). Чуть ниже — в голубом хитоне — полулежит на лестнице Диоген. Платон (в красном плаще и с чертами лица Леонардо да Винчи) указывает рукой на небо, а рука Аристотеля (в синем плаще) обращена раскрытой ладонью к Земле. Многочисленные изображения Богоматери ("Сикстинская мадонна", ок.

Он никак не ожидал картины такого масштаба от столь молодого мастера. Вверху слева от Платона – Сократ. Человек в венке из виноградных листьев — Эпикур. Узнав себя в образе Гераклита, порадовался: «Однако радует, что урбинцу хватило ума не поместить меня в толпе спорящих краснобаев». Папа Юлий II был поражен.

Афинская школа: 
особенности история 
и интересные факты

Афинская школа: особенности история и интересные факты

Мир материальный — не идеальный, мир идей — совершенен. И здесь Диоген символично изображён растянувшимся на лестнице, в вальяжной позе, в одиночестве, в отличие от всех других изображенных на картине, возможно чтобы никто «не заслонял ему солнца». Иное название фрески – «Философские беседы», чем как раз и заняты Платон и Аристотель. Цель — благо. Якопо Саннадзаро – итальянский поэт. За свое бесстыдство он был прозван собакой.

Тибулл и Проперций имеют много общего (потому они поставлены Рафаэлем рядом): они вышли из среды италийских земледельцев, пострадавших во время конфискаций гражданской войны, оба выступили с первыми книгами в одно время, в центре творчества обоих стоит образ единственной возлюбленной– дамы.

Афинская школа – 
математика и искусство

Афинская школа – математика и искусство

Этот знаменитый портрет Сапфо был найден и в Помпеях. Кастильоне", 1514-15). Кроме игры на музыкальных инструментах, юноши осваивали и нотную грамоту. 7. Напротив – уединенный мечтатель.

Петра). 13. Своим методом анализа понятий (майевтика, диалектика) и отождествлением положительных качеств человека с его знаниями он направил внимание философов на важное значение человеческой личности. 412 – ок.

Обратите внимание, что адепты этической философии, «лирики», группируются на стороне Платона передний план занят фигурами «неформатными» — или теми кто в равной степени занимался и этикой и физикой или те, кто занимался вообще непонятно чем — как Диоген или Гераклит. Так он изобразил св. Этот человек находится в левом нижнем углу фрески. Вергилий – римский поэт. «Афинская школа» – самая известная из фресок, созданных Рафаэлем в папских покоях Ватикана. 2.

Единство философий — в разнообразии отдельных школ и личных мнений. А справа — группируются «физики». Одни осматривают два глобуса – Земли и неба – последний, по-видимому, находится в руках Птолемея. В центре ее лирики – темы любви, нежного общения подруг, девичьей красоты. Так он изобразил св.

Также есть здесь Пифагор, нарисованный с книгой в руках, Критий (в розовом одеянии), Диагор Мелосский – поэт с обнаженным торсом, другие исторические личности. ление и принудят погибнуть. до н. э. ). Именно в материи Аристотель рассматривал возможность существования всего сущего. Именно здесь появились росписи, представляющие четыре области духовной деятельности человека: богословие представляет фреска «Диспута», философию—«Афинская школа», поэзию—«Парнас», правосудие — «Мудрость, Умеренность и Сила».

И гений его проявился уже в самом подходе к ее решению. Правее этой группы — Зороастр и Птолемей (в короне), каждый из них держит в руке сферу.

Интересные факты 
про «Афинскую школу»

Интересные факты про «Афинскую школу»

Несмотря на обособление групп философов, картина тяготеет к двум центральным фигурам, отчетливо выдающимся на фоне неба. Человек в венке из виноградных листьев — Эпикур (6). Кроме того исследователи выделяют на этих двух фресках группы персонажей, взаимодействующие между собой, например, Данте и Вергилий на «Парнасе» или группа пифагорейцев в нижнем левом углу «Афинской школы». 19. Часто действуют акции, позволяющие сэкономить дополнительные средства.

Таким образом «Афинская школа» представляет идеальное сообщество мыслителей классической эпохи, сообщество учителей и учеников. И гений его проявился уже в самом подходе к ее решению. В Древней Греции Парнас был местом поклонения Аполлону. А рядом с ним – фигура со спины, держащая в руках небесную сферу, это – портрет Зороастра.

Это убеленный сединами Платон и молодой Аристотель. Стояла во главе кружка знатных девушек, которых обучала музыке, слаганию песен и пляскам. Над Зороастром в гордом одиночестве возвышается Плотин (с головой Донателло). Это Эпикур в венке из плюща (каковой венок был символом Вакха) и Зенон Китийский, стоик. И гений его проявился уже в самом подходе к ее решению. Хотя интересно, что художник сказал по этому поводу папе Юлию.

Напротив, познание объединяет всех, кто искренне к нему стремится. Абсолютно замечательна фигура юноши в левом дальнем углу фрески. Ступени лестницы символизируют этапы овладения истиной. Тема росписи – четыре области духовной деятельности человека: богословие представляет фреска «Диспута», философию–«Афинская школа», поэзию–«Парнас», правосудие – «Мудрость, Умеренность и Сила». Платон указывает на небо, где царят гармония, величие и высший разум.

По замыслу Рафаэля, согласно идеям неоплатонизма, это сходство должно было символизировать родство античной философии и новой теологии. Сзади – Сократ, на пальцах объясняющий слушателям ход своих рассуждений. Очертания же он сообщил Вселенной такие, какие были бы для нее пристойны и ей сродны». Аристотель простирает руку к земле, окружающему людей миру.

«Аркадия» — первая крупная пастораль в ренессансной Европе, которая приобрела международный успех. (Говорят, что от Платона произошли гуманитарии, а от Аристотеля — технари). Гераклит так же знаменит в становлении древнегреческой философии. Эта фреска изображает не реальную группу афинян — здесь находятся не только афиняне (к примеру, философы Парменид и его ученик Зенон не были гражданами Афин) и даже не только современники, но также мыслители, жившие в другое время и в других странах (например, персидский философ-мистик Зороастр, живший за несколько веков до Платона или мусульманский переводчик и комментатор Аристотеля Аверроэс, живший на много веков позже). Рядом с ним стоят два странных персонажа — в короне и с глобусом (Птолемей) и с небесной сферой (Зороастр, как утверждают). Второй сидит в сложной, «закрученной» позе, в нем чувствуется горение беспокойной мысли, его облик отсылает воображение зрителя к огромной фреске, которую тогда в Сикстинской капелле создавал Микеланджело: эта фигура напоминает пророков с плафона. Самый внимательный из слушателей – молодой воин Алкивиад в шлеме и полном вооружении.

Рождество Христово 
на картинах художников 
разных стран и эпох

Рождество Христово на картинах художников разных стран и эпох

Несмотря на то что «Афинская школа» – это фреска с изображением более 50 персонажей, в ней чувствуется легкость и простор, характерные для манеры Санти. Идеализированные портреты Гомера – а именно к таким относится рафаэлевское изображение– демонстрируют его седовласым старцем очень благообразной внешности, с незрячими глазами и с лавровым венком на голове. Вслух. Рядом с Евклидом стоят Птолемей (держит в руках земной шар) и, вероятно, пророк Зороастр (держит небесный глобус). Всего на картине изображено более полусотни фигур. Так или иначе, но «Афинскую школу» он рисовал, обладая определённой свободой действий.

Рафаэль приехал в Вечный город в 1508 году. Этому не мешает разобщенность мыслителей в пространстве и времени. Проектировал собор св. Сократ 469 – 399 гг. до н. э. Но, тем не менее, он рисовал очень красивые здания.

Так складывается великая симфония человеческого познания. Фреска олицетворяет и прославляет Истину (Vero) и символизирует рациональные поиски истины философией и наукой. Платон указывает пальцем на небо, Аристотель простирает руку над землей. Этому не мешает разобщенность мыслителей в пространстве и времени.

Рядом с Евклидом стоят Птолемей (держит в руках земной шар) и, вероятно, пророк Зороастр (держит небесный глобус). Рядом с Парменидом — таинственная фигура в белом. И не случайно, конечно, в картине присутствуют люди всех возрастов, включая младенцев, а на их лицах не только сосредоточенность и задумчивость, но и светлые улыбки. В своих четырех великих композициях Рафаэль показал четыре основания, на которых должно покоиться человеческое общество: разум (философия, наука), доброта и любовь (религия), красота (искусство), справедливость (правосудие). Современному человеку может показаться невероятным, что Рафаэль, не достигший тридцатилетия, мог создавать такие грандиозные фрески. Станца делла Сеньятура Рафаэлем была расписана, передавая в живописных образах четыре сферы умственной деятельности человека: «Диспут» (богословие), «Афинская школа» (философия), «Парнас» (поэзия) и «Мудрость, Мера, Сила» (юриспруденция). Существуют следующие версии: сам Рафаэль (боюсь, что даже для него два автопортрета на одной картине — это слишком) Франческо делла Ровере, аристократ и кондотьер (об особой дружбе его с Рафаэлем ничего не известно, мало того, есть намеки на то, что у Рафаэля были к нему серьезные кровные претензии) Маргарита Лути, Форнарина (Булочница), любовница Рафаэля — думаю этот вариант самый вероятный.

Украсить свой дом, офис или любое другой помещение шедевром Высокого Возрождения можете и вы, заказав печать фрески «Афинская школа». Также учителя прививали им навыки рисования и музицирования. Но об этом как-то в другой раз.

Петра, строил капеллу Киджи церкви Санта-Мария дель Пополо (1512-20) в Риме. Воин, облаченный в шлем – это Александр Македонский.