Картина С Самоваром

В. г. белинского состоялась встреча в рамках проекта «Русский музей: виртуальный филиал», посвященная сюжетам русского чаепития за самоваром, запечатленным на картинах русских художников.

Посидим у самовара, побалуемся чайком: 70 великолепных полотен

Стремление окружить себя красивыми вещами отразилось и в творчестве художника: он написал немало жанровых сцен в «русском стиле», а также портретов красавиц в старинных русских костюмах, как, например, на известной всем картине «За чаем». Вскоре вРоссии самовар стал главным предметом чаепития. Одна из известнейших — «За чайным столом». Самый первый русский самовар был сделан измеди ипоявился наУрале.

Каждая форма самовара имела свое название: «яйцо», «шар», «рюмка», «ваза», «репка».

Самовар на столе будто делит полотно на два «мира» : на одной стороне – толстый, сытый поп, а на другой – нищие мальчик и старик.

Обстановка за столом у Бакшеева гнетущая и тревожная. Интересно, что эту картину Маковский написал уже на склоне жизни — в 75 лет.

Первоначально вкаждом городе его называли по-разному: вКурске— «самокипец», вЯрославле— «самогар», анаВятке— «самогрей». Её полные руки и длинная шея обнажены. Я зарабатывал громадные деньги, жил с царственной роскошью» Большой интерес проявлял художник и к «красивой старине» — он коллекционировал предметы русского быта. По большому счету картина представляет собой групповой портрет собравшихся за утренним самоваром гостей и хозяев дома: Елены Поленовой (сидит спиной), Натальи Поленовой (изображена лицом к зрителю), ее сестры художницы Марии Якунчиковой и приятеля семьи Вячеслава Зиборова.

На присутствие гостя указывают еще такие факты, как человеческое отражение в начищенном до зеркального эффекта самоваре, который было принято ставить на стол в дореволюционную эпоху по особым случаям, а также прорисованная до мелочей на заднем плане дверь, что является символом обозначения прихода гостя во многих видах искусства. Мастера использовали уникальные техники почеканке, выколотке, литью ипросечке. Практически каждому поколению советских граждан известна его знаменитая картина «Купание красного коня», которая пользовалась огромной популярностью в СCCР и до сих пор её не утратившая.

Насегодняшний день самыми дорогими самоварами признаны серебряные ипозолоченные изделия, созданные вмастерских Карла Фаберже впрошлом веке. Еще один весьма трагичный сюжет со сценой чаепития изображен на картине знаменитого русского художника Василия Николаевича Бакшеева (1862 – 1958 гг. ) «Житейская проза» (1892-1893 гг. ). Для характеристики творчества художника Николая Петровича Богданова-Бельского (1868 – 1945 гг. ) критики и ценители искусства очень часто используют слово «крестьянский» : крестьянская жизнь, крестьянский быт и т. д. Действительно, его картины демонстрируют нам повседневную жизнь крестьян начала прошлого века, а отдельное внимание Богданов-Бельский уделял детям.

Работы художника буквально излучают светлые, радостные чувства, а одним из самых известных полотен Кустодиева, описывающих чаепитие, является картина «Купчиха за чаем» (1918 год). И действительно от его выразительных и красочных женских портретов сложно оторваться. Наконец кухарка подошла и в дверь постучала: «Самовар, — говорит, — под яблонью глохнет». Главной темой другой картины Кустодиева – «Извозчик в трактире» (1920 год) – служит традиционное русское чаепитие, о чем свидетельствуют такие атрибуты, как самовар и связка баранок.

Водогрейная машина, 
или Символ русского 
быта

Водогрейная машина или Символ русского быта

Стоит отметить, что традиционной русской чайной церемонии посвящено множество картин, а описанные выше полотна – только некоторые из них. Вмузее «Тульские самовары» можно увидеть декоративные самовары, сделанные излозы, бересты, глины, дерева, фарфора, стекла идаже изсахара. Картина «Чаепитие в Мытищах» была написана Перовым в 1862 году по заказу администрации города. Эта картина называется «За самоваром». Богатое бездумное существование купчихи вызывает у художника беззлобную усмешку.

Взгляд этой девушки устремлен с одной стороны в «никуда», а с другой, на что-то очень важное, чего мы, к сожалению, не видим. Пожалуй, ни один художник не уделял чаю как элементу быта русского человека столько внимания, как Борис Михайлович Кустодиев (1878 – 1927 гг). Насмену медным пришли самовары изсплава цинка имеди. Атакже лучшие исторические образцы чайных машин. Константин Маковский был одним из самых ценимых и высокооплачиваемых художников своего времени.

Катерина Львовна насилу прокинулась и ну кота ласкать. Возможно, она смотрит на третьего, незримого персонажа этого художественного произведения. Одной рукой она держит спинку стула, а другая лежит на ключице. Состоятельные люди стали приобретать более дорогие— серебряные или никелированные «чайные машины».

Русское чаепитие 
на картинах художников

Русское чаепитие на картинах художников

На прогрессивную публику того времени картина «Чаепитие в Мытищах» произвела огромное впечатление, а Василий Перов только лишний раз подтвердил данное ему современниками «звание» сатирика-жанриста, глубоко понимающего русскую жизнь.

Со времен посещения Мытищ Екатериной II, пить чай там считалось хорошим тоном. Яркая и изобильная картина Кустодиева «Купчиха за чаем» была написана художником в голодный 1918 год, время разрухи и революционной смуты. Сам Маковский вспоминал: «Лучшие красавицы наперебой позировали мне.

Чайные посиделки в русской живописи

Не менее примечательна работа «Московский трактир» (1916 год), на которой группа людей собралась за большим столом. В своей работе художник продемонстрировал иное видение церемонии семейного чаепития. В основном Кузьма Сергеевич Петров-Водкин писал свои картины в стиле «символизма».

Впечатление социальной драмы усиливает орден героя Крымской войны на груди старика. На картине «За самоваром» Петров-Водкин изобразил обыденную семейную сцену за столом. Бесспорно, одной из наиболее драматичных, цепляющих за душу картин XIX века, является работа Василия Григорьевича Перова (1833/1834 – 1882 гг. ) «Чаепитие в Мытищах» (1862 год), сюжетом которой послужили реальные события. А кот.

В правой стороне картины мы видим девушку, которая одета в белую блузу.