Картина Сурикова Боярыня Морозова Анализ

Описание картины Василия Сурикова «Боярыня Морозова»

В противовес группе друзей боярыни (изображенных на первом плане справа) Суриков показывает здесь ее врагов. Если вести речь о роли мистического в жизни Сурикова, то на это фундаментально-жуткое полотно его вдохновил черный ворон, бьющийся о снег. Произошел раскол. Художественная композиция картины Сурикова строится на противопоставлениях. Оно вошло в обиход уже в 18 веке. Интерес к судьбе русской женщины возник у Сурикова закономерно.

Такое внимание к следам характерно для острого взгляда Сурикова. На ее лице глубокая скорбь. Тарабукина. На шапку накинут платок. Ничего дурного не видел художник в их веселом любопытстве и равнодушии.

Анализ картины Боярыня 
Морозова

Анализ картины Боярыня Морозова

Очень трудно ее лицо было найти. Динамичность всей сцены усиливается и диагональным построением картины. Картина в целом формируется как разнообразие чувств: различие сочувствия и злорадства. Ее увозили в ссылку.

Полотно «Боярыня Морозова» раскрывает полную трагизма и загадочную душу русского человека. Что значит – победила. Для того чтобы наиболее выигрышно показать московский народ. Но то был выход не для Сурикова. Портретный этюд был написан всего за два часа. Прибавишь или убавишь лишний вершок холста – сани не поедут.

Староверы беспоповцы (мои предки) слово старообрядцы не признавали. Это была знатная боярыня – Феодосья Прокопьевна Морозова. Ритмы фигур людей, связанные едиными системами пропорций, способствуют единому ритму и движению всех основных элементов картины и прежде всего ее главных элементов — человеческих фигур. Боярыню Морозову уже три дня держали под стражей «в людских хоромах» в своем московском доме.

Феодосия Морозова одета в чёрный балахон. Называли себя староверами. Ощущается волнение толпы и тревожные разговоры. Боярыня одета в дорогую шубу, а ее руки перевязаны цепями. (8) Церковь.

Еще в седой древности в искусстве существовал прием остановленного движения и именно его осуществил Суриков в «Боярыне Морозовой». Это мне преславно ибо этой чести никогда еще не испытала». Прогрессивный историк Щапов первым разглядел скрытую за догматическими спорами о «двоеперстии» и «троеперстии» социальную сторону движения и привлек внимание науки к «церковно-гражданскому демократизму» и «народным гражданским бунтам под знаменем раскола».

Образ боярыни срисован со старообрядки, которую художник встретил уРогожского кладбища. Женщина, погибшая там от голода, теперь почитается российскими старообрядцами, как святая. До принятия пострига Феодосия Прокопьевна даже присутствовала в «новообрядной церкви» на богослужении. Это сама героиня и юродивый. Урусова изображена без оков, она пешком идет за санями, сжав руки в молитвенном жесте.

Человек, воплощённая личность, – и толпа, сгущаемая любопытством на заднем плане. Эти его воспоминания известны в записях (Тепин 1977).

Одновременно Василий Иванович пишет ее предельно бледной. «А то раз ворону на снегу увидел. Боярыня Морозова слегка откинулась назад и подняла руку вверх.

Описание картины 
Сурикова «Боярыня 
Морозова»

Описание картины Сурикова «Боярыня Морозова»

Изучая литературу о Сурикове, я заметила, что никто из исследователей не обращает внимания на чернобородого человека рядом с княжной Урусовой. Именно такую сцену художник выбрал и изобразил на своем холсте. Знаете, что значит симпатичное лицо. Однако говорить о полной иллюзии движения в картине было бы неверно.

Согласно одной из трактовок, под воздействием примера боярыни «совершается душевное преобразование этих людей закаляется в них воля восстают неведомые душевные силы». Действие происходит на одной из московских улиц. По новым правилам верующих заставляли креститься тремя перстами. Сама того не замечая, она протянула руку, словно пытается задержать бег саней. Бунту Морозовой противопоставляется смирение странника с посохом, расположенного у правой границы полотна. Произведение поражает воображение зрителя— этому способствует не только энергетика полотна, но и необычайные размеры— более 5 метров в длину и 3 метра в ширину.

Сочинение по картине 
Сурикова Боярыня 
Морозова 7 класс

Сочинение по картине Сурикова Боярыня Морозова 7 класс

Даже старушки мне себя рисовать позволяли и девушки-начетчицы. Картина потрясающая. Тогда ее выслали из Москвы и вскоре убили.

В этот жест несёт главный смысл в картине. Каменный храм построили в 1703 году. Сразу даль открылась, улица стала бесконечной.

Всё их имущество было конфисковано в царскую казну. Мальчишки смеются – они ещё ничего не понимают им весело. Рис. Это по большей части подростки. В результате такого анализа обнаруживается, что в картине скрыта другая картина. Все в рефлексах, лиловых и розовых.

Однако говорить о полной иллюзии движения в картине было бы неверно, Суриков – великий художник и он прекрасно знал законы искусства, согласно которым явно выраженное движение уменьшает глубину художественного произведения. Восхитительный и уникальный шедевр, который создал Василий Суриков, – Боярыня Морозова. И даже жест Морозовой перекликается с его жестом. Имущество было конфисковано, а двое братьев сосланы.

Вон пишут на снегу силуэтами А на снегу все пропитано светом. «Боярыня Морозова». Но вскоре скончался её сын Иван. А ведь портрет Леонардо символизирует жизнь этого герцогства. Но нет.

Для полотна свойственны яркие пестрые цвета, насыщенные оттенки. И вот приехала к нам начетчица с Урала – Анастасия Михайловна. Картина была написана в колоритных, ярких и звучных тонах.

Помогите написать 
анализ картины Сурикова 
Боярыня Морозова

Помогите написать анализ картины Сурикова Боярыня Морозова

Первую Тарабукин назвал «диагональ победы» (преодоление препятствии, напряжение завоеваний)Вторую «диагональ поражения» Третья- «диагональ вступления, входа» Четвертая – «демонстрационная диагональ». Умозаключение Николая Михайловича Тарабукина с успехом могут быть применены к Боярыне Морозовой. И пусть боярыня будоражит своими яростным призывами толпу, пусть ее речи находят отклик в душах людей. Мы видим и злорадство попа, ощерившего свой беззубый рот и сочувствие посадских людей и «нищей братии» -- юродивого, повторяющего патетический жест Морозовой, странника, обнажившего голову и замершего в глубоком раздумье, нищенки, опустившейся на колени перед гонимой царем раскольницей. Но боярыня отказалась. Контурная линия неоднозначна. Это Феодосия Морозова. А началом такой трактовки события послужила исторически достоверная деталь. Она призывает народ к борьбе и подвигу.

В толпе терялось». Нельзя думать, что увиденная ворона и написанная картина так уж тесно связаны. А потом проверять надо: поделить глазами всю картину по диагонали». Феодосия Морозова имела чин верховой боярыни, была приближённой царяАлексея Михайловича. События происходят в 17 веке.

Презентация Исторический 
анализ картины Сурикова 
Боярыня Морозова

Презентация Исторический анализ картины Сурикова Боярыня Морозова

И вот однажды В. И. Рукой она изображает два перста. В конце –концов, он уговорил свою тетю позировать для картины. Это был раскол из-за убеждений и веры. Она взывает к Богу, чтобы тот помог ей в борьбе за справедливость. Мне кажется, что он поразительно похож на самого В. И Сурикова. Коннотации символов крестного знамения, скрытые в архитектуре, показаны в специальных исследованиях (Барбышев 1991).

Женщина одета богато, при этом руки ее закованы в цепи. Эти слова Сурикова очень важны. По приказу царя Алексея Михайловича за свою приверженность к старой вере была арестована. Но став монахиней в конце 1670 года, Морозова начала отказываться от участия в подобных «светских» мероприятиях. Суриков сначала написал толпу, а затем стал искать подходящий типаж для главной героини. В это время она уже решилась на такой же поступок (Урусова погибла вскоре после Морозовой), но художник намеренно не выделяет этот момент, а Урусову изображает в профиль и не слишком разрабатывает ее образ, тогда как гораздо менее значительные персонажи даны в фас с отчетливой характеристикой их эмоционального состояния. Женщины сочувствуют.

Чуть меньше расстояние — сани стоят. Боярыня подняла руку с двумя перстами. Художник создавал облик народной толпы с помощью групп, а не отдельных фигур. Это всё равно что сегодня вдова олигарха отдала бы всё своё состояние на сеть бесплатных ночлежек для бездомных или защиту животных, а сама переселилась в подвал хрущёвки с «дешираком» и водой из-под крана. Пусть нос курносый, пусть скулы, – а все сгармонировано.

Если приглядеться внимательно – в героине на самом деле есть что-то черное, птичье. Ты словно ощущаешь себя частью картины, словно находишься там, среди людей. Главное же – точно вычислить расстояние от саней до нижнего края картины. В 1671 г. состоялась свадьба царя Алексея Михайловича и Натальи Нарышкиной.

Почему же Суриков избрал подобный сюжет. Замысел этой картины, как и других картин у В. И. От эскиза. к эскизу он менял направление движения дровен (они шли фронтально, под разными углами влево, а на одном из эскизов — вправо), менял положение фигуры Морозовой. Вглядываясь в эскизы Сурикова и сравнивая их с окончательным вариантом, вошедшим в картину, можно заметить, что Суриков постоянно подчеркивает в разных этюдах определённые им заранее «виденные» черты. Естественно, я говорю о староверах православных. И как вставил ее в картину – она всех победила».

Соединение образа Морозовой с образом народной толпы придало картине неизмеримо большую глубину и значительность в сравнении с первыми эскизами. Фанатичность и непокорность боярыни проявляются еще и в резкости поднятой руки (Алленов 1997). Боярыня отрешается от всего земного, что и выражает черный цвет. Склоняются многие, что староверы – правильнее.

Царь велел сослать непокорную боярыню, а перед тем провезти ее по Москве, прикованную, как цепную собаку, чтобы посмеялся народ и чтобы другим неповадно было. В левом углу эскиза изображена женская фигура, благоговейно распростершаяся на снегу.

Морды и шкуры зверей служили одеждой и масками обрядов сибирских шаманов. Все на картине будто напряглось. Очертания церкви на картине туманны: художник не хотел, чтобы она была узнаваема. В произведении Сурикова совмещается несколько различных картин. Исследователи отмечали то, что черная одежда Морозовой противопоставлена цветной толпе и выражает презрение к человеческим чувствам (Кеменов 1963: 110). В своих картинах он пытался отобразить историю «движимую и творимую самим народом».

Морозову окружает атмосфера народной любви. Она, должно быть, вспоминает многие бедствия, которые ей суждено было пережить. В первой главе работы рассматривается история русского раскола и судьба Федосьи Прокопьевны Морозовой ставшей знаменем и символом старообрядцев. Вторая глава посвящена исследованию истории создания картины В. И. Сурикова «Боярыня Морозова». Главными источниками исследования являются работы И. Е Забелина «Домашний быт русских цариц», книга воспоминаний внучки В. И Сурикова Натальи Кончаловский «Дар бесценный», а так же работа Максимилиана Волошина «В. И. Суриков», которая представляет собой записанные Волошиным воспоминания самого В. И. Сурикова по работе над картиной. В работе используется статьи Красноярских искусствоведов В. И. Два поднятых перста боярыни – благословление людей.

Ей пришлось пожертвовать сыном и добровольно сравнится с «простецами». По лицам людей, пришедших посмотреть на боярыню, видно их отношение к происходящему. Художник увидел собор Василия Блаженного и вспомнил о казни стрельцов (картина «Утро стрелецкой казни») заснеженную избушку с мерцающим светом в оконце и представил А. Меньшикова в ссылке (картина «Меньшиков в Березове») черную ворону на белом снегу и увидел в ней боярыню Морозову — героическую защитницу старой веры. Это движение ведет в будущее согласно Библии к Судному дню.

По окончанию выставки ее приобрели для Третьяковской галереи за гигантскую сумму и больше «Боярыня Морозова» не покидала никогда галерею, где находится и в настоящее в Старообрядческие обычаи были знакомы Сурикову с малолетства. Она не хотела изменять старой вере. Василий Суриков изобразил на картине не персонаж— боярыню Морозову, а историю церковного раскола на Руси в ХVIIвеке. (1) Феодосия Морозова.

Вот пять женщин в правой части картины. Как снег глубокий выпадет, попросишь во дворе на розвальнях проехать, чтобы снег развалило. В то же время в произведениях различных периодов и течений в творчестве мастеров весьма различного мировоззрения обнаруживаются многообразные, скрытые от непосредственного зрительного восприятия знаковые образования, наделенные своей особой энергией, силой эмоционального воздействия, связанные общими структурными построениями.

Это вызов новой церкви с ее предписаниями, вызов самому царю. Зрители не видят птицу в картине. В движении есть живые точки, а есть мертвые.

Василий Суриков, 
картина «Боярыня 
Морозова»

Василий Суриков, картина «Боярыня Морозова»

В дело вмешался патриарх, который вначале держался примирительно и даже уговаривал царя простить сестер: «Женское их дело, много они смыслят. » Тогда царь предложил патриарху самому испытать характер «сумасбродной и лютой» Морозовой. А там ничего убавить нельзя — сани не поедут»., они уже видят эту большую картину. Огромную композиционную работу над «Боярыней Морозовой» сам Суриков определял словом «утрясание». Согласно одной из трактовок, под воздействием примера боярыни «совершается душевное преобразование этих людей закаляется в них воля восстают неведомые душевные силы»6. Подобных трубящих ангелов, возвещающих о наступлении Судного Дня, можно видеть в росписях русских соборов (Наумова 2013). Одеяние женщины показано в резком контрасте с бледностью лица. И отверженные тянутся душами к своей заступнице.

Боярыня Морозова противилась реформам патриарха Никона и поддерживала старообрядцев. Тогда царь приказал посадить ее в тюрьму и пытать, пока не раскается. Но смеялись немногие. Звук трубы возвещает о его наступлении. Реставраторами и музейными сотрудниками легенда о надшивке холста не подтверждается1. Из них лепится психологический объём, возводятся своды русского общества.

Мать моя, помню все возмущалась: что это у нее все странники да богомолки. Люди любви и добра противопоставлены в картине злорадствующим и злым. Это цветовая симфония подлинное открытие Сурикова. Картина ожила.

Светом пропитаны и одежды толпы и пейзаж и лица изображенных Суриковым людей. Ее сестра умерла от истощения двумя месяцами раньше. Например, в первых эскизах художник изобразил Морозову, которая жестом протянутой руки с двуперстием как бы обращается к царю (его палаты были изображены справа).

Портретный этюд был написан всего за два часа. Эта толпа вся соучаствует в этом событии. Эти два человека формируют основное настроение сострадания и сочувствия народа героине. Образы его одновременно статичны и находятся в движении.

Например, креститься было велено не двумя перстами, как прежде, а тремя. Но Суриков мучается: Не то, не то. Люди кланяются ее и смотрят ей вслед с благословением. Этюд, принадлежащий Г. Т. Г., написан в технике «А ля прима» с натуры.

С наибольшей четкостью эти темы были развиты в знаменитом романе Чернышевского «Что делать. ». Сквозь пелену облаков, очертания хомута, полозья саней проступает крупная, организующая всю плоскость изображения конфигурация, напоминающая трубящего ангела (Рисунки 8 и 9). Вслед за великим революционным мыслителем к той же тематике обратились русские художники-реалисты — В. Г. Перов, В. В. Пукирев (1832–1890) и многие другие. Щеки запали, рот полуоткрыт, она что – то говорит людям, которые ее провожают. Всего сохранилось более сотни подготовительных этюдов к картине, в основном портретных.

На голове у нее черная шапка, надвинутая на глаза. Суриков сначала написал толпу, а затем стал искать подходящий типаж для главной героини. Как отмечали исследователи, удаление их из толпы произвело бы совсем другое впечатление (Кеменов 1963: 111). Однако. Правда художественная не всегда соответствует правде фотографической, протокольной.

В произведениях изобразительного искусства все чаще обнаруживаются скрытые от непосредственного восприятия и требующие расшифровки изображения, надписи, абстрактные геометрические фигуры, то есть разного рода скрытые знаки — коннотации. В толпе терялось. Очертания Богородицы противостоят картине языческих сил.

Наконец прибавил последний кусок — и лошадь пошла», — рассказывал художник. Уж слишком ярки и выразительны оказались образы в толпе и они оттесняли лицо Морозовой. Это математика. Нравилось им, что я казак и не курю.

Красота женских – это красота пробужденного чувства и сознания. Полотно воспринимается, как живой кусок действительности. Последнее, вероятно, граничит с древним символом руки Бога, где люди были представлены как пальцы и ногти. Он может выражать лишь сострадание всем противоборствующим сторонам. 5.

Как и фигура Морозовой – это черный треугольник, противопоставленный с окружающей толпой. Вот юродивый в веригах, чье тело едва прикрыто лохмотьями. Не смотря на то, что Боярыня Морозова придерживалась старообрядчества она также посещала церковь нового обряда, что соответственно не красило ее в лице сторонников старой веры. Там где розвальни прошли, картина толпы меняется органически. Дьяк повелел посадить ее на дровни Ее повезли через Кремль. Но фактически наследством малолетнего Ивана распоряжалась Феодосия Морозова.

16 символов, зашифрованных 
в картине «Боярыня 
Морозова»

16 символов, зашифрованных в картине «Боярыня Морозова»

Не менее сложны для передачи словами, но существенны для воздействия скрытые знаки в произведениях Питера Брейгеля старшего. Но ее лицо терялось на фоне многоцветной толпы. Ноги у нее скованы цепью.

Но суть дела ведь не в обряде, а в вере. И как вставил ее в картину- она всех победила. На переднем плане картины в санях изображена женщина. «Если только сам дух, времени соблюден, в деталях можно какие угодно ошибки делать. Его лица не видно. Выросший в крае старообрядчества – Сибири, Суриков не раз читал «жития» мучеников, среди которых было и издание «Повести о боярыне Морозовой». Суриков иногда сознательно отходил от натуралистического изображения.

Боярыня Морозова 
картина Сурикова

Боярыня Морозова картина Сурикова

Этому отвечает благословляющая рука юродивого (справа). По внешнему виду он походит на сумасшедшего. До этого художник долго не мог найти подходящее лицо— бескровное, фанатичное, соответствующее знаменитому описаниюАввакума: «Персты рук твоих тонкостны, очи твои молниеносны и кидаешься ты на врагов аки лев». Юродивыйсрисован с московского бедняка, который торговал огурцами, сидя на снегу. Власти сослали ее в Боровский монастырь, в котором она пробыла два года и умерла в земляной тюрьме.

Вместе с тем экономнее и строже даются бытовые детали в частности исчезает изображение «стула», на котором в первых эскизах была помещена фигура Морозовой. Все эти детали подчеркивают мотив насмешки над упорствующей раскольницей. Оставшись в 30 лет вдовой, «усмиряла плоть», носявласяницу (длинную грубуюрубашкуиз волос или козьей шерстиаскетыносили её на голом теле для умерщвления плоти). Этот удивительный образ запал в его художественную память и душу. (2) «В типе Боярыни Морозовой тут тетка одна моя – Авдотья Васильевна, что была за дядей Степаном Федоровичем Торгашеным.

Сочинение по картине 
Боярыня Морозова 
Сурикова 7 класс

Сочинение по картине Боярыня Морозова Сурикова 7 класс

(Её муж, Степан Фёдорович изображён на картине «Утро стрелецкой казни»— стрелец с чёрной бородой). После пыток на дыбе, мучимая голодом, она скончалась. В истории искусства бытует предание, что первоначально Суриков начал писать «Боярыню Морозову» на холсте меньшего размера, но почувствовав, что не в состоянии вместить на него всех задуманных персонажей, сделал снизу надшивку, где изобразил расстояние от края картины до розвальней и только после этого сани визуально «поехали», то есть стало ясно, «как тяжело этим саням пробиваться, пробираться сквозь толпу»1. Суриков понял, что санную колею надо написать очень точно.

Боярыня Морозова отказалась присутствовать на ней, это вызвало гнев царя. Снег внизу, на переднем плане усилен сложными тенями. Главное же – точно вычислить расстояние от саней до нижнего края картины. Силуэт Богородицы проступает в цветной мозаике толпы. Черты его лица напоминают облик самого Сурикова.

Она построила роскошную усадьбу по европейскому типу и жила в ней, окруженная роскошью и слугами имея 8000 крестьян и 300 человек прислуги. Далее головы (вплоть до поднятой руки Морозовой), написанные в общем голубоватом тоне. Не смею, - отвечал стрелец. Но у него получалось обратное: толпа затмевала боярыню. Она отказывается от всего этого и даже от драгоценной жизни во имя духовных убеждений.

«Боярыня Морозова» 
описание картины

«Боярыня Морозова» описание картины

Рядом с юродивым странник — характерный тип русского «искателя правды». Сурикова. Композиция всегда была одной из основных проблем художественного творчества Сурикова.

Он всегда придавал большое значение лицу, видя в нём выражение человеческой сущности. Рядом с санями, молитвенно сжав руки идет княгиня Евдокия Урусова, сестра Морозовой. (1) Феодосия Морозова. Движение темных саней по белому снегу усиливается благодаря общему движению людей в картине. Боярыня Морозова была противницейреформ патриарха Никона, тесно общалась спротопопом Аввакумом, который был апологетом (защитником) старообрядчества. Но справа от саней изображена толпа москвичей, пришедших проститься с опальной боярыней. В отличие от других живописцев, обращавшихся к этому кругу тем, Суриков не коснулся в своей картине церковно-догматической стороны раскола, не показал основных деятелей движения и их словопрений с никонианами, как это сделали Перов и Милорадович.

В русской общественной мысли шестидесятых-семидесятых годов, в литературе, в передовой публицистике и в искусстве значительное место занимает круг тем, объединенных так называемым «женским вопросом». Стасов, — «оскорбленные и униженные» (Стасов 1952: 400) другие — злорадствующие народные персонажи. Еще очень много неизведанного и интересного в данном сюжете, который написал Суриков. Например, в «Тайной Вечере» – росписи Леонардо да Винчи — исследователи находят инициалы Марии Магдалины. Это и отразил художник на картине. Люди потянулись к ней взорами. Так и моя бабушка говорила.

В девичестве она была Соковнина. На другой же день обеих раскольниц снова заковали и отправили в заточение. В. И. Суриков не только поместил икону с Богоматерью и младенцем вверху справа, но и объединил цветовую мозаику картины общей цветовой конфигурацией (Рисунок 7). Толпа стоит лишь в глубине сцены. Считается, что женский лик, сам образ боярыни, Сурикову навеяла ворона, вскинувшая крылья.

Критика картины 
Сурикова Боярыня 
Морозова

Критика картины Сурикова Боярыня Морозова

Потом боярыню Морозову написал». Ангелов, скрытых в небесах, также как у Сурикова, можно разглядеть в «Сикстинской мадонне» Рафаэля. В отличие от «Утра стрелецкой казни», где композиция замкнута архитектурой, улица в «Боярыне Морозовой» неприметно уходит в голубоватую мглу неяркого зимнего дня. Суриков увидел одну приехавшую с Урала раскольницу и понял: это она.

Композиция суриковских картин становится вот таким образом естественной — «такой, как в жизни», но вместе с тем она глубоко продумана: в суриковской композиции нет места случайности. Четырнадцать слуг боярыни, поддерживающих старообрядчество, были сожжены в срубе. Получалось, что народ – лишь фон столкновения между Морозовой и царем. Мозаика толпы и пейзажа скрывает морды волков, оленей и других обитателей леса (Рисунки 10 и 11).

Описание картины 
Боярыня Морозова 
Сурикова: анализ,

Описание картины Боярыня Морозова Сурикова: анализ, материалы для сочинения

Образ Морозовой является, бесспорно, наиболее сильным и впечатляющим в картине. Морозову подвергли пытке. Снова сказалось пристальное наблюдение, жадное изучение жизни, зоркое виденье живописца. Боярыня была арестована и отправлена в Чудов монастырь на допрос.

Одни ей сочувствуют, другие – насмехаются. Морозова была ближайшей его последовательницей. Среди сочувствующих — нищенка и юродивый в правой части композиции. Дородный московский купец и рядом с ним священник в лисьей шубе, злобно ощеривший свой беззубый рот, смеются над увозимой на допрос «еретичкой». Подперев рукой щеку, задумалась старуха в расшитом платке. С верой, любовью и жалостью глядит она вслед боярыне.

Толпа вокруг саней, везущих закованную в кандалы бунтарку, не безлика. Одни бегут за санями, другие стоят и скалят зубы. «В садике, за два часа», по словам Сурикова, он написал с нее этюд: «И как вставил ее в картину — она всех победила». (14)Благодаря уникальному колориту Сурикова, несмотря на всю его яркость, его герои никогда не выглядят «ряженными», а его композиции не кажутся театральными постановками.

Очень трудно ее лицо было найти. Жест юродивого отвечает этому знаку. Их защитница и покровительница на Руси, начиная с эпохи владимирского князя Андрея Боголюбского — Богородица. Позже Морозову канонизировали, сегодня она почитается у старообрядцев как святая. Но ее лицо терялось на фоне многоцветной толпы. Но не только юношеские воспоминания повлияли на присутствие звериных мотивов в картине. Эти слова заслуживают самого пристального внимания. Мятежная боярыня намерена держать ответ только перед небом.

У него есть цель в жизни, она движет им, ведет по жизненному пути, заставляет развиваться и достигать новых высот. Тех, кто не хотел подчиниться царскому указу, называли раскольниками. Другой скрытый знак развивает символизацию народа — всех униженных и оскорбленных.

С увлечением работал художник над пейзажем картины. Суриков увидел ее одетой в черное в темных санях и как ее везут по снегу (Волошин 1985 Никольский 1918). Это было абсолютно новой изобразительной проблемой, никем до Сурикова не решенной.

Почему Суриков избрал именно такую композицию. Правая часть полотна занята «темными силами», границей которых является желтый платок женской фигуры. На их глазах совершается событие, равного которому они в своей жизни не переживали. А когда все точка в точку – противно даже», – говорил Суриков. (6)Согласно данным современной психологии восприятия основную информацию об объекте несет контур. Московские жители выходили на улицу, чтобы увидеть опальную боярыню. Их взаимное расположение охватывает все поле изображения. Вдруг лошадь дернула, розвальни качнулись на ухабе, накренились и – пошли.

«Боярыня Морозова» представляет собою новый этап в развитии суриковского колорита. Первый эскиз изображает Морозову в темном одеянии, сидящую в дровнях на высоком сиденье (очевидно, том самом «стуле», о котором упоминают исторические источники). Вот таким образом выразить защиту народа — значило ввести в картину изображение Богородицы. Перед смертью она попросила его выстирать ей сорочку.

Другие картины Василия Ивановича Сурикова

Перейдем теперь к вопросу о том, как решена картина в цвете. Прибавишь или убавишь лишний вершок холста – сани не поедут. Художник прикреплял зарисовки к картине кнопками, от которых остались отверстия, раскрытые при реставрации1. Но враги и насмешники одиноки в толпе. В ту пору в русской церкви произошел раскол.

я на картине сперва толпу нарисовал, а ее после. Все ее части, все детали оказываются связанными единым дыханием морозного московского дня. Одной рукой она держится за сани, а другую руку она подняла вверх.

Именно такой раскольницей стала боярыня Морозова, человек необычайной духовной силы. «Персты твои тонкостны очи твои молниеносны», — говорил о Морозовой ее духовный наставник протопоп Аввакум. По справедливому замечанию советского искусствоведа Н. Г. Машковцева, «в «Боярыне Морозовой» колорит возвышен до значения, равного значению пространственной формы. Здесь уже намечены все основные и второстепенные персонажи картины: рядом с санями появляется изображение стрельца с секирой, второго стрельца слева у дуги, странника в правой части композиции яснее обозначена фигура склонившейся боярышни в голубой шубке. (11) Это подтверждается исследованием профессора антрополога М. М. Герасимова, который пришёл к выводу, что на обоих этюдах фигурирует одно и то же лицо. Врагом Никона был протопоп Аввакум.

Василий Суриков, 
Боярыня Морозова: 
описание картины,

Василий Суриков, Боярыня Морозова: описание картины интересные факты истории

Ее сюжет переносит нас в середину 17 века. Приглядел для работы соседний переулок. Здесь главный мотив — сострадание к мученице. На нее поверх толпы смотрит Феодосия Морозова.

Знак получает развитие во всей композиции картины (Рисунок 6). Ее вскинутые пальцы рук не являются жестом отчаяния. Мелочность, праздность клубящейся жизни – и величие лика смерти, переходящей в бессмертие. Среди суриковских образов, быть может, один только рыжебородый стрелец из «Утра стрелецкой казни» по силе и выразительности выдерживает сравнение с боярыней Морозовой.

Художник изобразил и любопытных зевак и сочувствующих ей людей и нищенок и юродивых и даже детей – кажется, что в событиях тех времен участвуют все. Скрытая труба создает эффект сильного трубного звука. очи твои молниеносны», — говорил о Морозовой ее духовный наставник протопоп Аввакум. Здесь и ребятишки, здесь и просто любопытствующие, здесь горячо сочувствующие ей.

И чувствуешь здесь всю бедность красок». Плачущая женщина идет рядом с санями, нищая старуха склоняется в земном поклоне. Одни люди всецело подчинились новым правилам в полном соответствии с Флорентийской унией (договором, заключенным между католической и греко-православной церковью на Ферраро-Флорентийском соборе), среди других было немало сочувствующих.

Прототипом Морозовой стала тётка Сурикова— Авдотья Васильевна Торгошина. Юродивый – единственный человек в толпе, который открыто поддерживает боярыню (повторяет её жест). В колорите русской зимы глаз художника впервые обнаружил неисчерпаемое богатство. Картина содержит коннотации, связанные с главной идеей, но имеющие собственные значения.

Каждый новый этюд был шагом к рождению нужного художнику образа. В толпе, окружающей сани, мы видим людей разных сословий и положение в обществе. Остро дан характер попа – пьяницы и циника.

Одета боярыня в черный бархатный кафтан, отороченный мехом. Я с нее написал этюд в садике в два часа. Боярыня Морозова стала основным символом раскола Русской православной церкви. Но важна не только символическая сторона скрытого знака. Некоторые пользовались широкой известностью и большим влиянием в народе.

Описание картины 
Боярыня Морозова

Описание картины Боярыня Морозова

Глаза ярко выражены и горят внутренним светом. (Закоурцев позировал Сурикову для этюда «Смеющийся священник» в Красноярске ещё в 1873 году). Во-первых исходя из психологической правды: у пассивного наблюдателя эта стойкость не может проявиться с такой силой, как у человека, которому пришло время решать вопрос жизни и смерти. От эскиза к эскизу он менял направление движения дровен (они шли фронтально, под разными углами влево, а на одном из эскизов – вправо), менял положение фигуры Морозовой.

Благодаря картине «Боярыня Морозова» зритель раскрывает для себя всю силу загадочной русской души, полной страдания и трагизма. Крестным ходом шествовать не по солнцу, а против солнца. Картина вызывает восторг. Понадобились десятки эскизов и предварительных рисунков, чтобы точно и безошибочно определить все пространственные отношения, сравнительную величину фигур их ракурсы, пересечения и т. д.

Поскольку старообрядчество – означает верность обряду. Я видела ее в Третьяковской галерее и меня поразили ее масштабы. О мятежной боярыне Суриков впервые услышал в детстве от крестной матери Ольги Дурандиной.

Фигура Морозовой — черный треугольник — не теряется на фоне окружившего ее пестрого людского сборища, она как бы разбивает эту толпу на две неравные части: взволнованных и сочувствующих — справа и равнодушных и глумящихся — слева. По окончанию выставки ее приобрели для Третьяковской галереи за гигантскую сумму и больше«Боярыня Морозова» не покидала никогда галерею, где находится и в настоящее в Старообрядческие обычаи были знакомы Сурикову с малолетства. Слева выпустил на холст бегущего за санями мальчишку. В современной теории искусства эти явления объясняются как знаковые системы, благодаря которым производится информация, осуществляется коммуникация между людьми — их духовное общение (Somov 2005, 2013, 2014). (16) Икона «Богоматерь Умиление».

(8). Это особенно важно для формирования в картине синтагматики знаков: икона способствует неосознанному зрительному «прочтению» Богородицы в толпе, а формы, организующие цветовую мозаику толпы, придают особую значимость формам иконы и очертанию Богородицы на ней.

Работа над картиной: 
центральный образ

Работа над картиной: центральный образ

Они подобны знакам с двумя перстами. Ее образ централен по смыслу, по той роли, которую играет в картине. Знак – крещение двумя перстами – главный символ приверженцев старых обрядов. До стрельца вы видите светлые тона одежд.

Каменный храм построили в 1703 году. По замыслу художника эти их эмоции противоположны.

Доминирующий цвет покрывала (покрова) Богородицы — коричневато-вишневый, близкий к его цвету на иконах. Среди последних, как известно, было даже немало священников. Она занималась благотворительностью, принимала у себя в доме странников, нищих июродивых. Очертания церкви на картине туманны: художник не хотел, чтобы она была узнаваема.

Кроме этого слово обряд применительно к церкви чуждо староверам. Последней каплей для царя стал ее отказ от участия в его свадьбе с Натальей Нарышкиной. Суриков неоднократно удлинял холст.

Столь же изумительно колористическое решение картины, ее живописная «оркестровка», ее цветовой диапазон -- от черного до белого, с использованием всей гаммы палитры. Так вот этого пятна я много лет забыть не мог. Путь в будущее, неопределенный и туманный, предвещает метель. «Не идет у меня лошадь, да и только. Надо полагать, по двум причинам.

Описание картины 
Сурикова Боярыня 
Морозова

Описание картины Сурикова Боярыня Морозова

Сохранилась суриковская запись, перечисляющая литературные источники «Боярыни Морозовой»: статья Н. С. Тихонравова в «Русском вестнике» 1865 года, немногие страницы в книге И. Е. Забелина «Домашний быт русских цариц» и «Житие» протопопа Аввакума. Это вот и есть то, что греки дали, - сущность красоты. А потом начнешь колею писать. Этот образ и вошел в картину. «Он угадывал русскую историю не сквозь исторические книги и сухие летописи, не сквозь мертвую археологическую бутафорию, а через живые лики живых людей, через внутреннее чувство вещей, предметов и форм жизни», – писал о художнике М. Волошин.

Сами младенцы на этой картине не только изображаются в виде маленьких фигурок, но и проступают в крупных очертаниях снега и толпы. Образ боярыни шёл к нему из Сибири и вел за собой вереницу живых типов русских красавиц, мальчишек с веснушчатыми рожицами, бородатых мужиков в тулупах с суровыми лицами.

Суриков сообщает объединяющую живописность всей картине. Очертания оружия образуют в изобразительном поле самостоятельную систему. Морозова, подняв руку, что-то крикнула людям на ходу. Могли среди провожающих встретиться люди с таким же накалом духовной стойкости. И как ни напишу ее лицо – толпа бьет.

(12) Колорит картины. Морозова, подняв руку, что-то крикнула людям на ходу. Морозова перекрестилась, поцеловала огорлие цепи и сказала: «Слава тебе, господи, яко сподобил мя еси Павловы узы возложити на себя». Там, в Преображенском, все меня знали.

Образ женщины на 
картине, представляющей 
староверов

Образ женщины на картине, представляющей староверов

Еще в седой древности в искусстве существовал прием остановленного движения и именно его осуществил Суриков в «Боярыне Морозовой». Но, как и в других шедеврах искусства, многое здесь остается малоизученным. Разъезжавшую до опалы в роскошных экипажах боярыню везут в крестьянских санях, чтобы народ видел ее унижение. Композиция «Боярыни Морозовой» построена по диагонали.

Суриков, следуя правде, был бы вынужден показать людей в профиль и они заслонили бы друг друга (как в левой части картины). Его бег поможет поехать дровням. Прощаясь с толпой, боярыня уже не прикована к высокому стулу, а сидит на соломе. Она почти не смотрит на боярыню.

Художник делал для своей картины много эскизов и набросков. Их Суриков писал с большой любовью, так же как и последователей Морозовой. Таким образом выражалась идея их божественного происхождения. Сам дух истории живет в его картинах.

Сидит ворона на снегу и крыло одно отставила, черным пятном на снегу сидит. Создается еще одна самостоятельная картина полуизобразительного — полуабстрактного характера. Затем следует группа в ярких, светлых одеждах (до стрельца).

Под красочным слоем «Боярыни Морозовой» скрыта сложная, долгие месяцы длившаяся работа художника, который вначале нанес углем на холст всю композицию и потом тщательно проверял изменял и перерабатывал размещение основных масс, соотношение отдельных частей, позы и движения каждой фигуры. Молилась она «по древним обрядам», а её московский дом служил пристанищем для гонимых властью староверов. Подобных скрытых знаков немало и в картинах мастеров русского искусства (Somov 2005). Одним из существенных моментов в построении картины была передача движения.

Жизнь, унижение 
и смерть боярыни 
Морозовой

Жизнь, унижение и смерть боярыни Морозовой

Главный символ этого дня — трубящий ангел. На иконах, в свою очередь, коричневато-вишневый цвет является знаком жертвенной любви. «Черная ворона на белом снегу» образует силуэт Боярыни, который, в свою очередь, лежит в основе пропорционального построения элементов картины (Рисунки 3 и 4). Свет неяркого, мглистого, морозного зимнего дня объединяет и связывает между собой все части композиции «Боярыни Морозовой».

В виде смеющегося купца слева на картине «Боярыня Морозова» изображён бывший дьяк Сухобузимской Троицкой церкви Варсанофий Семёнович Закоурцев. Юродивый срисован с московского бедняка, который торговал огурцами, сидя на снегу. Этот момент был моментом подлинного вдохновения. (3)Образ боярыни тесно связан с деревянными сундучками- укладками, где у мамы хранились старинные шугаи, сарафаны, шуршащие шелком повойники, шитые изумительным рисунком с тусклой позолотой.

Казалось бы, одинаковый символический знак, но на самом деле он имеет разное значение. Картина ожила. Арестованных в то время возили в санях на специальном возвышении («стуле») и боярыня изобразительно оказывалась как бы в отрыве от стоявшего внизу народа. Сурикова возник одномоментно из яркого впечатления.

Лицо у боярыни бледное, под глазами темные тени, брови сдвинуты. На картине за боярыней Морозовой никто не идёт. Её лицо очень бледно, на нём выделяются глаза, горящие фанатизмом, одержимостью.

Образ боярыни дался Сурикову не сразу: «. Она к старой вере стала склонятся. Прасковья Фёдоровна часто возила маленького Васю к своим родственникам в село Торгашено. Эти одежды образуют общую темную массу, сложную тональность которой определяют немногие локальные пятна синего, красного и желтого цветов. До этого художник долго не мог найти подходящее лицо— бескровное, фанатичное1, соответствующее знаменитому описанию Аввакума: «Персты рук твоих тонкостны, очи твои молниеносны и кидаешься ты на врагов аки лев»4.

Конфигурации человеческих изображений — укрупненные коннотации этого символа. В русской живописи именно в эти годы появился ряд картин на темы истории старообрядчества: «Никита Пустосвят» В. Г. Перова (1880), «Самосжигатели» Г. Г. Мясоедова (1882), «Черный собор» С. Д. Милорадовича (1885). Тоталитарная власть – и свободолюбие, духовная независимость, непокорность, сопротивление. Описание картины словами не может передать ее истинную красоту и неповторимость.

Триста лет назад по заваленным сугробами московским улицам ехали простые дровни. Художнику легко далось изображение толпы, хотя в ней каждое лицо – индивидуальность. «Боярыня Морозова» В. И. Сурикова — картина известная всем.

Толпа на нем живет и волнуется движутся, клином врезаясь в толпу, убогие сани. Черная ворона многое определяет в картине и связана с другими знаками. За ними несколько человек даны в темной цветовой гамме. Чаще всего она состоит из ряда опорных точек, не позволяющих зрителю сбиться с намеченного пути. (7)Движения глаз зрителя начинаются с фигуры юродивого (вернее с его голой ступни). -потом подол нищенки и кромка платья княгини Урусовой переходят на услужливо подстеленной художником соломе. Системы признаков крестного двуперстия организуют картину и формируют ее ритм.

/ Сочинения / Разное 
/ Картины / Описание 
картины Сурикова

/ Сочинения / Разное / Картины / Описание картины Сурикова «Боярыня Морозова»

Правда, справедливости ради следует уточнить, что и в прошлом таких героинь было немного. Суриков ставит ту же тему на историческом материале. Она закована в кандалы, а её руки связаны цепью. Такой русской зимы, такого «многоцветного» снега, такого «голубого» влажного зимнего воздуха до Сурикова в живописи не бывало. В Третьяковке этот этюд, что я с нее написал».

Ее глаза полны слез. Все на картине будто напряглось. По центру полотна изображена боярыня Морозова. Лошадь тянет сани по рыхлому снегу, полозья саней оставляют глубокий след. Толта здесь состоит из всевозможных характеров, которые можно часами изучать. Люди потянулись к ней взорами. Живя в большой усадьбе в подмосковном селе Зюзино, прославилась своей благотворительностью.

Она сидит в розвальнях, на соломе. Это событие не забудется завтра, оно оставит в душах неизгладимый след. Суриков понял, что санную колею надо написать очень точно. В народе говорили, что Морозова пострадала за веру.

А почему же художник не показал их в толпе. Но Морозова твердила под пытками, что рада пострадать за истинную веру. Долгое время Суриков не мог найти типажа для боярыни. Их окружают люди, глубоко сочувствующие героической женщине. Что касается левой части картины, то и здесь мы можем увидеть опоясывающий контур. -выбившаяся шуба Морозовой, -ступня ноги бегущего мальчика, -копыто лошади, -луковка купола церкви и боярышня в фиолетовой душегрейке-рукав тулупа бегущего мальчика. Треугольник саней боярыни клином рассекает окружающую людскую массу, устремляясь к линии горизонта по диагонали в левый угол картины.

Брейгель использовал при создании картин образы хищных птиц и монстров из фантазий своего предшественника Иеронима Босха. Безусловно, могли. Она стоит в глубокой скорби, в позе, напоминающей склоненного стрельца первой суриковской картины и подобно последнему невольно вызывает ассоциации с образами древнерусской живописи.

Сочинение-описание 
картины Боярыня 
Морозова

Сочинение-описание картины Боярыня Морозова

Всё это возникало в памяти Василия Ивановича зримо и ощутимо и было связанно с женщиной – яркой, пугающей своим фанатизмом и восхищающей своей духовной красотой. (4) «Боярыня Морозова» была задумана еще раньше «Меньшикова», сейчас же после «Стрельцов». «Картина Сурикова удивительно ярко представляет эту замечательную женщину (боярыню Морозову. — Авторы). Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Каждый персонаж, присутствующий на ней, достоин отдельного внимания, так как работа над каждым из них была очень кропотливой и ответственной.

В дровнях на соломе лежала женщина, закованная в цепи. Эта метафора получила развитие в изображении. Обратимся сначала к русской истории трехсотлетней давности.

Фигуры людей их группы, позы, движения, жесты, участки цвета отображают эмоции людей. Писать не Исус, а Иисус – с двумя и. Когда царь Алексей Михайлович задумал жениться, он назначил боярыню Морозову исправлять на свадьбе почетную должность. «В садике, за два часа», по словам Сурикова, он написал с нее этюд: «И как вставил ее в картину — она всех победила».

Важно найти замок, чтобы все части соединить. Образ боярыни срисован со старообрядки, которую художник встретил у Рогожского кладбища. Суриков понемногу прибавлял внизу холста колею. Ведь сколько времени я его искал.

На передвижной выставке 1885 года появилась (не дошедшая до нас) картина А. Д. Литовченко «Боярыня Морозова», вызвавшая, впрочем, единодушное осуждение со стороны художественной критики. Все лицо мелко было. Он поместил её в центр картины и, как он сам записал в своём дневнике, «как вставил ее в картину – она всех победила».

Эта «вторая картина» имеет свои особые элементы. От правого нижнего угла картины (жестяная тарелка для подаяния у ног Юродивого) диагональ идет цо нижнему краю фигур Юродивого и Нищей, затем по саноотводу, за который держится левой рукой боярыня, по ее руке, по крупу лошади и, наконец, по скату крыши, скрывающемуся в левом верхнем углу холста. Позже у Сурикова появилась мысль связать Морозову не с царем, а с народом.

(5)Таким образом, яркие впечатления детства и судьба неистовой Боярыни заставили Сурикова обратиться к ее трагической истории и в свою очередь, представить ее перед нами в обобщенном художественном образе. Так же опрашиваемые были уверены, что художник сочувствует своей героине. На заданный вопрос: «На чьей стороне Суриков. », - мне отвечали: «На стороне Морозовой. » Однако, мало кто объяснил причину такого своего мнения. В основном, в ответах было то, что среди сторонников боярыни больше привлекательных людей, что сторонников вообще больше, что готовность идти на смерть за свои убеждения вызывает уважение. В исследовательской литературе, в частности у Натальи Кончаловской и утверждается, что Суриков написал профиль странника с посохом с себя. Он говорил, что «это не копыта лошади важны, но факт что они стерты» (Тепин 1916), «важно как мерцает грязь на колесах телеги» (Волошин 1985).

Ведь сколько времени я его искал. Это – сама жизнь, сама человеческая природа, в которой сила органической жизни подавляет до времени тревоги душевных переживаний. Светлые части изображения вверху и внизу указывают на снежную зиму. Особенно в отношениях цвета. Впереди на коленях старая нищенка. Стрелец стирал в реке сорочку, лицо свое слезами омывая.

Контрастом черному пятну одежды Морозовой является белые рубище юродивого. «Сидящие в санях фигуры держат их на месте. В портрете «Дама с горностаем» под основным изображением проступает герб Миланского герцогства. Как мы уже видели, колорит имеет огромное эмоциональное значение в «Утре стрелецкой казни» и «Меньшикове в Березове».

Ее лишили имущества и вместе с сестрой Евдокией Урусовой и слугами заточили в земляную тюрьму Боровского городского острога (ныне Калужская область). Если сожгут ее на костре, говорила она, это будет для нее преславно и дивно. Теперь ее усадили на дровни и решили повезти в заточение. Все лицо мелко было. С одной стороны, он всячески подчеркивает движение саней – бегущим мальчиком слева идущими справа княгиней Урусовой и стрельцом, протянутой рукой Нищей, а с другой – изображает целую группу статичных, неподвижно стоящих людей и поднимает вертикально руку Морозовой, что дает впечатление остановки движения.

А мне Толстой с женою, когда «Морозову» смотрели, говорят: «внизу надо срезать, низ не нужен». Лицо ее представлено в виде строгого профиля. Сюжет картины прост: дело происходило при царе Алексее Михайловиче. Царь повелел арестовать непокорную боярыню, отобрать у нее имения и земли.

Описание настроения 
картины Боярыня 
Морозова

Описание настроения картины Боярыня Морозова

На главной диагонали расположен и центр всей картины — фигура Морозовой. С этим связаны цветовые оттенки и элементы этих частей верха и низа. Морозова -- источник, возбуждающий в толпе сложную гамму различных переживаний и тот центр, к которому устремляются взоры, мысли и чувства всех действующих лиц этой сцены. Показывая историческое событие как народную трагедию, Суриков гениально разрешил труднейшую задачу сочетания «героя и толпы». В отчаянии скрестила руки на груди девушка в вышитой шапке. И этому веришь. Кроме того усиливается центр картины — фигура Боярыни.

Знаки Боярыни Морозовой наглядны их можно выделить в изображении графически, проанализировать с помощью геометрических и пропорциональных построений, связать с важными символами истории. Основную роль и здесь сыграли пропорции. Все взгляды направлены на Боярыню, все здесь выражает то, что эта поездка последняя. Его ничтожество особенно убедительно в соседстве с остальными персонажами. Двуперстиям уподобляются группы провожающих Боярыню людей (Рисунок 5). Мы не знаем, охотно несет он свою недобрую службу или просто выполняет приказ.

Это стало возможным благодаря сложности и мозаичности изображения. В правой части холста люди (до женщины в желтом платке) составляют первую группу, характеризуемую сочетанием темных цветов. Греческую красоту можно и в остяке найти». В центре эпизода – боярыня Морозова собственной персоной. Зима, снег, холод – ещё сильнее усугубляют состояние героини.

Рождество Христово 
на картинах художников 
разных стран и эпох

Рождество Христово на картинах художников разных стран и эпох

Тебя обдает холодом настоящей русской зимы, слышен хруст снега от саней и копыт лошади. «На снегу писать – все иное получается. Её напряжённое лицо показывает всю тяжесть её положения. И тут встает вопрос.

Небо в картине более темное и более теплое, чем снег. Всего сохранилось более сотни подготовительных этюдов к картине, в основном портретных.

Этим жестом она показывает, что ее не сломили и она готова принять кару за веру. Юродивый благословляет Боярыню. Острые контуры ее черного силуэта, напоминающие клюв и крылья, распространяются на организацию различных элементов картины (Рисунок 2).

Василий Суриков 
картина Боярыня 
Морозова

Василий Суриков картина Боярыня Морозова

Надо было найти расстояния от рамы до саней, чтобы пустить их в ход. «Персты твои тонкостны. Это настоящая математика. Это то, где черты лица сгармонированы. Странник (справа, с посохом) снял шапку, выражая своё уважение и скорбь. Вдруг лошадь дернула, розвальни качнулись на ухабе, накренились и пошли.

В Чудовом монастыре состоялся — еще один допрос, опять ни к чему не приведший. Юродивый, являя собой отребье человеческое, также страдает по вере своей.

Поиски композиции завершились лишь на самом холсте картины.

Суриков понемногу прибавлял внизу холста колею. (8) Церковь. Без устали работал Суриков на натуре.

.