Картина Веласкеса Менины
«менины» (исп. Las Meninas— «фрейлины») или «Семья Филиппа IV»— картина Диего Веласкеса, написанная в 1656 году. Но стоит поставить рядом с «Менинами» любую картину Питера де Хооха или даже Вермеера, чтобы почувствовать, как далеко было голландцам до «живописной диалектики» Веласкеса. В Институте Сервантеса в Москве открылась художественная выставка, посвященная одной из самых загадочных картин великого испанского художника Диего Веласкеса «Менины». Многообразие поднимаемых проблем, которые зритель решает сам для себя, – главное качество, которым обладает картина «Менины» Веласкеса и Пикассо.
Продолжая проект, отдел культуры Института Сервантеса, его руководитель Татьяна Пигарева предложили художникам обратиться к творчеству Веласкеса, создавать свои интерпретации картины «Менины» – одного из самых выдающихся творений мировой живописи. Картина «Менины» Веласкеса оставила после себя много загадок. «менины (Фрейлины)» (1656) — картина Диего Веласкеса. Картина Диего Веласкеса «Менины» — один из шедевров мадридского музея Прадо. В 1656 году Веласкес пишет картину «Менины» («Фрейлины»).
Картина «Менины» настолько замечательна, так поднимается над средним уровнем групповых портретов XVII века, что она дает едва ли не более полное представление о миросозерцании Веласкеса, чем многие другие его произведения. Маргарита Тереза вышла замуж по устоявшейся брачной традиции габсбургской династии, после долгих переговоров кпасхе1666 года за своего дядю по материнской и кузена отца (двоюродного дядю) по отцовской линииимператора Священной Римской империи Леопольда I. Картина Веласкеса Менины подобна зеркалу:каждый из нас по своему трактует её содержание, усматривает в ней отражение своих мыслей и чувств так, стоя перед зеркалом, мы способны увидеть в ней своё отражение.
«Менины», Диего Веласкес — описание картины
Тот факт, что инфанта есть, что здорова, вызывает надежду о будущем наследнике. В своей работе Пикассо решает и глобальные и частные задачи. «Менины» – полотно, где живописный план тесно переплетается с реальным.
В портрете «Менины» фоном служат не условные декорации, а то, что находится за кулисами, нечто такое, чего не замечали при этом фон стал основным предметом внимания художника, захватил все полотно и как бы вытеснил главных действующих лиц за его пределы. То есть король вступил в инцестуозные отношения.
Обе картины написаны на сюжеты греческих мифов в изложении древнеримского поэта Овидия. Картина «Менины» Веласкеса и Пикассо особенно ярко подчеркивает это. На первом плане художник пишет портрет, менины прислуживают инфанте, резвится карлик. Акцент на зеркале усиливается его подсвеченными краями и яркостью отражения, резко контрастирующей с тёмной стеной26.
Сюжет «Вакха» не имеет ничего общего с «Менинами». Звание королевского камергера (aposentador mayor del palacio) подняло его статус и принесло материальный достаток, хотя исполнение возложенных обязанностей отнимало слишком много времени.
В «Триумфе Вакха» (1629) и нескольких ранних бодегонах некоторые персонажи смотрят прямо на зрителя, словно вызывая того на диалог. Короля и королевы не видно. Инфанте прислуживают донья Мария Агустина Capмьенто и донья Исабель де Веласко карлики – это немка Мария Барболa и маленький Николасито Пертусато художник – сам Веласкес (это единственный достоверный его автопортрет) и т. д. С появлением имен картина приобретает вид группового портрета. В настоящее время копия хранится в особняке Кингстон-Лейси (Дорсет)52. У всех героев «Менин» есть имя и история, дошедшие сквозь время. В «Менинах» ей принадлежит второе по значению место.
Какие тайны скрывает самая известная картина Диего Веласкеса «Менины»
А почему в мастерской находится инфанта. Герой второй картины Марсий достиг необычайного мастерства в игре на флейте и вызвал на состязание Аполлона, который, победив Марсия, в наказание за дерзость содрал с него кожу. Лондон.
Русского художника Ивана Крамского, автора знаменитой «Незнакомки», не отягощала необходимость «объяснять» чудо Веласкеса, вот таким образом его простые искренние слова о великом собрате по профессии говорят нам больше, чем страницы глубокомысленных рассуждений: «Смотрю на него и чувствую всеми нервами своего существа: этого не достигнешь, это неповторимо. Та же сложная казуистика «возвеличения» и «низведения» лежит в основе образа маленькой инфанты. «Где же картина. » — будто бы спросил Теофиль Готье при виде полотна «Менины». В целом исследование Фуко посвящено более эпистемологии, в частности, «когнитивному статусу современных гуманитарных наук»35, нежели искусствоведению, будучи основанным на предпосылке Людвига Витгенштейна о картине как модели реальности36. Джон Сарджент выполнил небольшую копию «Менин» в 1879 году, а спустя три года написал картине оммаж «Дочери Эдварда Дарли Бойта». Итак, время действия – 1656 год.
Описание картины Диего Веласкеса «Менины»
Недаром картина была названа по имени второстепенных персонажей — менин. В конных портретах Филиппа и Анны фоном служил пейзаж, однако развесистые деревья на фоне этих портретов выглядят всего лишь как условные кулисы, декорации. Картина «Менины» настолько замечательна, так поднимается над средним уровнем групповых портретов XVII века, что она дает едва ли не более полное представление о миросозерцании Веласкеса, чем многие другие его произведения. Портрет приобретает черты развернутого сюжетного действия, становится «портретом» повседневной дворцовой жизни.
Их парафраз в гравюре дал Гойя, коренным образом изменив композиционную структуру картины. К началу XVIII века интерес к Веласкесу вышел за пределы Испании, куда направились многие британские коллекционеры в поисках его работ, хотя пик популярности в Великобритании итальянского искусства сосредоточил внимание на картинах художника с явным итальянским влиянием, оставив в стороне работы вроде «Менин». Уже одно это решение так ясно и просто, как это могло быть только у Пуссена (новое доказательство того, что значение Веласкеса не в одном колоризме). Скорее всего это портрет королевской четы.
История одной картины: «Менины» Веласкеса
На это указывает их смутное отражение в зеркале, в глубине комнаты. Существует мнение, что полотно вдохновило Оскара Уайльда на написание сказки «День рождения инфанты»51. «Менины» – картина историческая известны даже имена всех изображенных на ней. Овидий восклицает: "сочтешь настоящим быка, настоящим и море.
И действительно, с 17 века у картины было второе название «Familia – «Семья». Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Казалось бы и здесь соблюдаются все условности и приичия. Однако, многие искусствоведы считают, что на самом деле картина скрывает много секретов. «Менины» написаны очень точно и реалистично игра света и тени создает объем и глубину.
Аполлон, победив Марсия, содрал с него кожу. И эту «двусмысленность» нельзя считать следствием простой небрежности мастера. Ее привели для развлечения королевской четы во время утомительных сеансов. В пользу этого говорит сравнение картины «Ткачихи» с некоторыми другими произведениями того времени, в частности самого Веласкеса.
Загадки картины Веласкеса Менины 1656
Прелестная светловолосая девочка в центре комнаты – их пятилетняя дочь инфанта Маргарита. Она, пятилетняя, берет кувшин не глядя на него, что очень необычно для ее возраста.
Вместе с тем ее бесстрастность служит знаком ее высшего достоинства. Непредубежденный зритель вообще не сразу замечает ее центральное положение. Картина оказывается местом скрещения двух сфер. Выяснение этих вопросов затрудняется тем, что художник в большей степени, чем в «Менинах», слил ее отдельные планы воедино. У Веласкеса главные фигуры отступают перед второстепенными. Однако это положение требует оговорок и поправок.
Веласкес часто ставит искусствоведов в тупик. Ее отец за всю свою жизнь прилюдно смеялся всего два раза. И на этот раз нужно вспомнить «Дон Кихота», произведение, в которое наряду с мотивами плутовского романа вошли и мотивы пасторали и новеллы и сцены придворной жизни и театральные сцены. Но зеркало в «Менинах» имеет еще другое значение. Очень возможно, что прямое пародирование не входило в замыслы художника. Все, что происходит на картине, происходит только здесь и сейчас и закончится секунду спустя.
Дело в том, что Филипп женился на своей 15-летней племяннице, которая к тому же была невестой его внезапно умершего сына. В начале 1650-х годов король отдал Веласкесу под ателье главный зал бывших покоев Бальтазара Карлоса, служивший до того дворцовым музеем, в котором и происходит действие «Менин». Уже одно это решение так ясно и просто, как это могло быть только у Пуссена (новое доказательство того, что значение Веласкеса не в одном колоризме). Правильные прямоугольники картин и окон напоминают ковры «Тайной вечери» Леонардо. Это Веласкес. Не будь ее, картина потеряла бы последнюю точку опоры и распалась бы на части.
Менины (картина, Веласкес, 1656)
Картину «Менины» можно назвать портретом о портрете, картиной о картине: пролет двери, зеркало, картины на стене и сама картина — все это стадии включения образа в рамы, стадии живописного воплощения. В классическом искусстве рама замыкает картину, как пролог и эпилог замыкают поэму. Пять персонажей смотрят прямо на короля с королевой (и, соответственно, на зрителя), вкупе с отражением в зеркале подтверждая их присутствие за пределами пространства картины12. Джотто») и Жоржа Перека («Зачарованный взгляд»).
Новой книгой известного семиотика (вышедшей параллельно "Путешествию с закрытыми глазами: Письма о Рембрандте" Ольги Седаковой) Издательство Ивана Лимбаха открывает серию Orbis pictus, в первый пул которой вошли также эссе Ролана Барта («Арчимбольдо или Ритор и маг»), Екатерины Андреевой («Орден непродающихся живописцев и ленинградский экспрессионизм»), Петра Вайля («В начале. Совсем вдали виднеется фигура гофмаршала дон Хосе Нието. С точки зрения каждой меняется значение целого.
Малоизвестные факты о картине Диего Веласкеса «Менины»
В центре картины изображены король, королева, принцесса и художник. Высказывалось мнение, что она является главным действующим лицом. Нужно внимательно всмотреться в их соотношения. За пределами холста или внутри него.
Но смотрит и художник. Так как оно рождает истинно живое, в отличие от инцестуозных отношений». На фрейлину она не обращает ровным счетом никакого внимания. Может быть, Лука Джордано имел в виду это глубокомыслие картины в соединении с ее артистическим совершенством, называя «Менины» теологией живописи. Быть может, то, что вижу, — сон. Эту надежду подчеркивает свет, падающий на принцессу.
В этом проявляются первые успехи воспитания самоконтроля и осознания собственного величия. Свита и менины обусловлены маленькой инфантой. Расположение фигур останется неизменным, но картина утратит легкость и воздушность. Относительно того, что изображает изображенный Веласкес, предположения расходятся.
Она вызвала на состязание Афину. Ниша в «Ткачихах» выглядит, как картина в картине (как драма в драме Шекспира). Между тем, она построена на сложной казуистике элементов «возвеличения» и «низведения» и только их крайняя запутанность избавила мастера от неприятностей, которые незадолго до того доставила Рембрандту перетасовка фигур в «Ночном дозоре». Веласкес не решился нарушить ее и в «Менинах». По словам Лопес-Рэя, ни в одной другой работе художник не расширял композицию так далеко за пределы взгляда зрителя— картина, над которой он работает и король с королевой могут быть лишь представлены в воображении29. Эта мирно дремлющая собака написана как чудный кусок натюрморта. Мишель Фуко посвящает анализу «Менин» всю первую главу своей философской работы «Слова и вещи» (1966), где кропотливо описывает картину на языке, «не подверженном влиянию других искусствоведческих текстов»34, без учёта исторического фона, биографии художника, социального контекста, технических особенностей живописи, возможных источников и влияний при написании картины. Отзвук темы «Менин» —«изображение и реальность» — можно видеть в «Лавке Жерсена» Ватто.
Ими же он вдохновлялся в своем групповом портрете Карла IV с семьей. Над ее правым плечом видно наставницу принцессы, донью Марселу де Уллоа и неизвестного гвардадамаса, который был обязан повсюду сопровождать инфанту (его имя было утеряно в истории, но некоторые современные ученые считают, это мог быть Диего Руис де Аскона). Ведь известно, что во время работы над «Менинами» король и королева часто посещали ателье Веласкеса, чтобы смотреть, как пишется картина, если принять последнее предположение, то картина в буквальном смысле становится изображением самой себя.
Диего Веласкес и его картина Менины (1656 г) Картина Диего Веласкеса Менины – один из шедевров мадридского музея Прадо. И всё-таки разница в подходе к решению творческих задач Пикассо и Веласкеса очень велика. Джоэл-Питер Уиткин по заказу Министерства культуры Испании выполнил работу «Менины, Нью-Мехико» (1987), содержащую отсылки к картине Веласкеса и к произведениям других испанских художников56. Её сопровождают фрейлины (менины) из самых именитых семей— донья Исабель де Веласко (2), приготовившаяся к реверансу и донья Мария Агустина Сармьенто де Сотомайор (3), подающая инфанте красный кувшин (bcaro) на золотом подносе, преклонив колено10. Для чего же собралась в мастерской придворного живописца королевская семья.
Цвет обогащает историю, которой Пикассо наделяет персонажа. Вместе с тем Веласкес не боится проведенных прямых линий и геометричности форм. Его фигура во многом доминирует на картине, у него очень гордый, живой вид. Эту работу принято относить к позднему периоду творчества Пикассо. В «Менинах» Веласкес вывел на сцену всех тех, кто был живыми героями его картин и стал его «актерами» и сам предстал в их окружении. Это слово (кстати, португальское) можно перевести как «придворные дамы» или «фрейлины».
Действительно, сценка с инфантой – лишь звено в соединении видимого и представляемого. Картина Веласкеса «Менины» привлекала до сих пор внимание главным образом своим сюжетом. По отношению к Веласкесу такой подход более очевиден. На заднем плане в дверях виден дон Хосе Ньето Веласкес (8), гофмейстер королевы в 1650-е годы и хранитель королевских гобеленов— возможно, родственник художника.
О композиции картины Менины Веласкеса
Задачу его можно определить как создание образа, способного на одном холсте объединить различные сферы бытия: образы искусства, классический миф, светскую сцену и смиренную прозу из трудовой жизни человека. Историки искусства считают, что художник вдохновлялся картиной Ван Эйка «Чета Арнольфини» (1434 г. ), которая находилась во времена Веласкеса в собрании испанского монарха. В своем смешении действительности и иллюзии Веласкес идет в «Ткачихах» дальше, чем в «Менинах» и потому здесь вспоминается Кальдерон: Ведь то, что видел я во сне, Так было ясно, несомненно. Странное явление объясняется просто: это не картина, а зеркало. В классическом искусстве рама замыкает картину, как пролог и эпилог замыкают поэму.
В «Менинах» ей принадлежит второе по значению место. Композиция «Менин» может быть понята по аналогии с заключительным актом театрального представления, когда публика, еще живущая в атмосфере совершившегося действия, видит перед собой актера в двух лицах сразу – как героя и как исполнителя роли и в этот миг, на грани вымысла и реальности, вспоминает об авторе-драматурге и вызывает его на сцену. Свои «Менины» Пикассо создал почти ровно через три века после Веласкеса.
В «Венере с зеркалом» (ок. Филипп отказывался позировать для портретов в пожилом возрасте, однако он позволил Веласексу включить себя в «Менины»5, содержащие единственный известный совместный портрет монарших особ, написанный художником7. Выяснение этих вопросов затрудняется тем, что художник в большей степени, чем в «Менинах», слил ее отдельные планы воедино. Неужели ради очаровательных фрейлин инфанты был написан этот огромный холст.
«Менины» Веласкеса: картина о картине
Рядом степенно выступает уродливая карлица Мария Барбола. Недаром картина называется «Borachos», что значит по-испански пропойцы. Однако эскиз изображает конечное состояние «Менин» и не соответствует раннему, обнаруженному рентгенографией, следовательно, он мог быть написан только позже самого полотна Веласкеса.
В центре картины изображены король, королева, принцесса и художник. Исследователь литературы и кино Григории Амелин пристально вглядывается в шедевр Диего Веласкеса «Менины», следя за взаимообращением многочисленных смыслов, которые порождает загадочная композиция этой картины, постоянно пишущей саму себя. Художник за писанием королевской четы — эта тема послужила отправным пунктом Веласкесу. Казалось бы, об этой знаменитой картине XVII века известно совершенно все. У голландцев и особенно Питера де Хооха, нередко встречаются такие фигуры «посторонних». В 1794 году картине вернули прежнее название «Семья Филиппа IV».
Выставленный вперед холст отсекает слева узкую полосу картины. Как достичь совершенства, как сделать картину зеркальным отражением жизни. Инфанта в то время ошибочно идентифицировалась как Мария Терезия Испанская— её старшая единокровная сестра (при инвентаризации нового королевского дворца в Мадриде в 1772 году ошибка сохранилась)44. В «Венере» Веласкеса зритель видит ее фигуру только со спины, а ее лицо только в зеркале, этим образ Венеры разлагается на два различных ее аспекта.
Изображая, как пишутся портреты (в частности, евангелист Лука — Мадонну), старые мастера доказывают их правдивость сопоставлением оригинала и изображения. Над ее правым плечом видно наставницу принцессы, донью Марселу де Уллоа и неизвестного гвардадамаса, который был обязан повсюду сопровождать инфанту (его имя было утеряно в истории, но некоторые современные ученые считают, это мог быть Диего Руис де Аскона). Их парафраз в гравюре дал Гойя, коренным образом изменив композиционную структуру картины.
Это толкование так же трудно доказать, как и опровергнуть. Но при всем его преобладающем положении, бог вина все же принадлежит пьяной компании. Недаром картина была названа по имени второстепенных персонажей — менин. Отзвук темы «Менин» —«изображение и реальность» — можно видеть в «Лавке Жерсена» Ватто. Все случайное и непреднамеренное, весь закулисный беспорядок облекается в «Менинах» в стройный образ, в ясную архитектурную оправу, от которой веет классическим холодом «Афинской школы» Рафаэля.
Рядом степенно выступает уродливая карлица Мария Барбола. В «Ткачихах» он как бы возвращается к исходной позиции своей молодости. Нижняя половина картины занята фигурами. Инфанта, напротив, ярко освещена.
Это толкование сюжета вызывает некоторые недоумения. Он здесь и объект наблюдения и его субъект. Но правда портрета — правда поэтическая, а не документальная. Карлица Мария Барбола родом из Германии, карлик Николао де Пертусато из Италии.
Любопытное о картине Диего Веласкеса «Менины»
Разумеется, нет. Казалось бы и здесь соблюдаются все условности и приичия. Однако это положение требует оговорок и поправок. Общепринятой трактовки картины не существует, но большинство искусствоведов считает, что по сюжету «Менин» королевская пара позирует Веласкесу для совместного портрета их дочь наблюдает за процессом, а сама картина изображает их взгляд на происходящее.
Наконец, мое внимание привлекает сам художник, Веласкес. Действующих лиц мы можем перечислить поименно. Справа находятся постоянные члены свиты Маргариты – карлица Мария Барбола, карлик Николас Пертусато и любимый мастиф принцессы (его кличка также неизвестна). Он работает над этим циклом с августа по декабрь 1957 года на своей вилле на юге Франции.
В этом обзоре мы приподнимем завесу тайны над этим прекрасным полотном. Инфанта являемся функцией короля. светотенью, красками.
Но зеркало у ван Эйка не расширяет пространства. На груди художника алеет крест рыцарского ордена Сант-Яго. Это становится отчетливей, когда монохромную композицию сменяют многоцветные холсты. По мнению американского писателя Джона Манчипа Уайта «Менины» можно рассматривать как венец жизни и творчества художника, своеобразное подведение итогов его достижений в живописи. Как в «Дон Кихоте», этом романе о романе, сего вставными новеллами, различными пересказами одного события, отрывками из книг, цитатами, пародиями, — это как бы разные стадии познания средствами искусства жизненной правды и вместе с тем обманчивые иллюзии, заблуждения, предубеждения, с которыми искатель правды должен вести неустанную борьбу.
Быть может, расширяя изображаемое пространство, художник стремился преодолеть ограничения, присущие групповым портретам, подобно тому как это сделал его современник Рембрандт в прославленном «Ночном дозоре». Нац. Вместе с тем в «Менинах» применен еще один прием, лишающий образ инфанты ее царственного ореола.
Загадка самой известной картины Кустодиева
Впоследствии в холсте Курбе «Мастерcкая художника» развешанные по стенам пейзажи сливаются с пространством мастерской и создают ту поэтическую атмосферу, в которой изображение способно слиться с реальностью. На поясе художника висят символические ключи от его дворцовых помещений16.
Изображая, как пишутся портреты (в частности, евангелист Лука — Мадонну), старые мастера доказывают их правдивость сопоставлением оригинала и изображения.
- 14 малоизвестныхфактов о шедевре Веласкеса «Менины»
- История одного шедевра: «Менины» Веласкеса
- 14 секретов шедевра Веласкеса «Менины»
- Сообщество «Волшебная сила искусства»
- 14 малоизвестных фактов о шедевре Веласкеса «Менины»
- Невообразимый эксперимент Веласкеса
- Автопортрет Веласкеса, «вшитый» в «Менины»
Как возникла у Веласкеса идея изобразить на полотне отражение в зеркале. Карлики принадлежали к числу монстров, уродцев — содержащихся при дворе людей с гидроцефалией, слабоумных и т. п. Карлики наделяли придворных чувством собственного превосходства, уродцы делали их красивыми.
Но даже королевская чета не абсолютна. На гравюре «Менины Пикассо» (1973), собственной вариации картины, Ричард Гамильтон изобразил обоих— и Веласкеса и Пикассо55. Итак, в отношении пространства картина Веласкеса образует скрещение двух сфер. Среди этих соответствий бросается в глаза странное сходство маленькой инфанты и карлицы Барболы.
Другой поздний шедевр Веласкеса, его «Ткачихи», ставит перед историком не менее спорные вопросы и помогает понять круг тех задач, которые интересовали Веласкеса при создании его «Менин». Это они отражены в далеком зеркале, к ним почтительно обращены взоры придворных им предназначен не лишенный детского кокетства взгляд маленькой инфанты, в них отступив от полотна, вглядывается художник.
- Самое интересное в виде мозаики
- «Мы не зрители, мы участники действия»
- Словари и энциклопедии на Академике
- ИНФАНТА (Менины Веласкеса и Пикассо)
- Сравнение изобразительных средств
- «Менины», Пикассо и Веласкес: сравнение
- Укротительница Маргарита Назарова и тигр Пурш на палубе
- Картина-убийца: мистическая загадка автопортрета Ван Гога
светотенью, красками. Но Веласкес все гениально обдумал и взвесил в своей картине. У Рембрандта — девочка и собачка, самые светлые пятна во всей полутемной картине.
По свидетельству Антонио Паломино известного как Джорджо Вазари золотого века Испании, Филипп приказал добавить его на картину после смерти Веласкеса, а по некоторым утверждениям «его Величество написал крест самолично»15. Ключи на его поясе свидетельствуют о том, что Веласкес – к тому же и апосентадор, т. е. Импрессионисты оценили Веласкеса как пленэриста, но недооценили в нем мастера композиции. Картину «Менины» сравнивали с «Анатомией доктора Тульпа». О «Менинах», особенно любимых философами, написана уже целая библиотека. Слева висит картина Питера Пауэла Рубенса «Афина и Арахна», справа – полотно Якоба Йорданса "Аполлон и Марсий" (возможно, копии).
- Правда и вымысел о Пабло Пикассо
- Замысловатые миры австралийского художника Чарльза Блэкмена
- Общееколичествопросмотровстраницы
И, может быть, вот таким образом неосознанно изобразил королевскую чету не вместе со всеми, а отраженными в зеркале. Веласкес не решился нарушить ее и в «Менинах».
И творчество побеждает. После того как в нише на ковре было обнаружено изображение «Похищения Европы», скопированное с одноименной картины Тициана, вся эта картина поставлена была в связь с заимствованным у Овидия мотивом «Наказания Арахны», легендарной ткачихи, за дерзкое самомнение превращенной Афиной в паука. Ими же он вдохновлялся в своем групповом портрете Карла IV с семьей.
Разворачивая пространство игры и возможностей абсолютно невиданных, оно проникает сквозь все поле изображения, пренебрегая всем и опережая кисть художника и воспроизводит видимый облик того, что находится за пределами «Менин». Франциско Пачеко говорил (и в этом старый волк знал толк): «Изображение должно выходить из рамы». Но не это главное в полотне.
По-видимому, неравнодушный к искусству король имел близкие отношения с художником, несмотря на жёсткий придворный этикет и после смерти Веласкеса начертал на краю указа о назначении его преемника: «Я сокрушён»8. Итак, предоставим читателю возможность выбрать то толкование картины, которое кажется ему наиболее убедительным или, вдохновившись примером Фуко и Ортеги, создать собственную версию и двинемся дальше. Это придает дополнительные грани образам, созданным Веласкесом.
Верхняя свободна, более воздушна и легка. Вот эта ценность зрителя для художника, разговор с ним – и есть самое главное в этой картине. Это им показывает инфанта как она может неподвижно стоять, как она может себя держать. " Афина не захотела признать свое поражение и превратила Арахну в паука. Слева от принцессы (подает ей сосуд с напитком) изображена фрейлина принцессы донья Мария Агустина де Сармьенто Сотомайор, а справа (в реверансе) донья Изабель де Веласко.
Не сразу понятно, что на двух картинах, которые висят на заднем плане изображены древнегреческие боги, Афина и Аполлон, которые наказывают тех, кто дерзнул соревноваться с ними в искусствах. Своим участием он словно преодолевает атмосферу инцеста, внося творческое (здоровое) начало в эту картину. Даже мимолетное сравнение картин «Менины» Веласкеса и Пикассо выявляет разный подход к решению освещения и глубины сцены как выразительного средства. Она представлена здесь всевозможными знаками, в комплексе всевозможных отношений: своими инструментами (мольберт, подрамник с натянутым холстом, палитра, кисти), пространственными формами, родственными полю изображения и дублирующими функцию рамы (двери, окна, зеркала), органично входящими в этот ряд картинами, своими моделями и исполнителями во главе с живописцем.
Мы замечаем, далее, что картины над ними отклоняются от этой оси несколько влево, так что приходятся прямо над зеркалом с отражением королевской четы. Прежде толкователи видели в «Ткачихах» всего лишь результат случайного впечатления художника при посещении королевской ткацкой мастерской. В него вошли 58 полотен разного масштаба и с разной степенью использования мотивов «Менин». Впоследствии в холсте Курбе «Мастерcкая художника» развешанные по стенам пейзажи сливаются с пространством мастерской и создают ту поэтическую атмосферу, в которой изображение способно слиться с реальностью.
Но стоит поставить рядом с «Менинами» любую картину Питера де Хооха или даже Вермеера, чтобы почувствовать, как далеко было голландцам до «живописной диалектики» Веласкеса. Наоборот, в «Менинах» столкновение двух планов заключает в себе нечто от многопланности в новом европейском романе. Зато на первом плане картины запечатлено все то, что представляется глазам позирующих. Обыкновенно Веласкес писал свои портреты на темном нейтральном фоне.
Короли принуждены стать лишь свидетелями великого триумфа Живописи. Для Фуко «Менины» являются первым признаком рождения новой эпистемы, срединной точкой между двумя великими разрывами в европейской мысли— классической и современной, в которой появляются элементы чистого представления (репрезентации в теории «археологии знания» Фуко), свободного от внешнего воздействия34. Отмечалось, что картина могла служить прославлению испанской шерстяной промышленности, которая приходила в те годы в упадок (как в упадок приходило и военное дело, которое Веласкес прославил в своей «Сдаче Бреды»). Между тем более закономерно сравнивать ее с «Ночным дозором».
Картина Веласкеса «Менины» привлекала до сих пор внимание главным образом своим сюжетом. По другой версии в зеркале отражается полотно, над которым работает художник1718, с крайне необычными для портретной живописи Веласкеса размерами, аналогичными размерам самих «Менин». Короля и королевы не видно. В «Менинах» воспроизведена сходная ситуация ибо здесь придворный художник как бы вступает в соперничество с королями, богоравными вершителями человеческих судеб.
В «Менинах» — это гофмаршал и карлики. Картина по неизвестным причинам обрезана с обеих сторон42. Это королевская чета, Филипп IV и Марианна Австрийская. Живопись здесь изображена и отражена, ей подражают, её цитируют, её «играют».
Заметим, что миф об Арахне, очевидно, был для Велескеса особенно важен: в написанной примерно через год после «Менин» картине «Пряхи» художник изобразил большой ковер со сценой состязания Афины и Арахны. Драматизм излучаемый этим «черным человеком» – лишь небольшая часть эмоций, которые генерирует холст. Поражает свобода и дерзость, с которыми переосмысливает Пикассо «Менины». Сам Веласкес (9) изображён слева от сцены у мольберта с огромным холстом14. Та же сложная казуистика «возвеличения» и «низведения» лежит в основе образа маленькой инфанты.
Справа от инфанты два карлика, служившие придворными шутами: страдающая ахондроплазией Марибарбола (Мария Барбола (4) из Германии и Николас Пертусато (5) из Италии, тормошащий ногой сонного мастифа. Это была как бы программа создания эпопеи из современной жизни. В глазах зрителей того времени это означало высшее признание». Понять тревогу трудно, не зная подробностей истории. Непредубежденный зритель вообще не сразу замечает ее центральное положение. Куколка-инфанта — самая застылая фигура во всей картине.
Художник с кистью и палитрой всматривается в свои модели, выглядывая из-за мольберта. Каждая обладает своей правомерностью. Сэр Джон Лавери выбрал шедевр Веласкеса в качестве основы для написания портрета королевской семьи в Букингемском дворце (1913). Загадка заключается в другом. Для меня «Менины» – картина об искусстве живописи и оптической иллюзии, а еще о значимости искусства. Эрнст Гомбрих предположил, что необычная композиция картины могла родиться из невинного замечания кого-то из монархов об инфанте, присутствующей на сеансе, как о достойном кисти Веласкеса объекте, а поскольку любые слова, произнесённые государем, считаются приказом, то появление «Менин» могло быть обусловлено мимолётным желанием, воплотить которое в жизнь оказалось лишь под силу гению Веласкеса19.
Серия Пикассо «Менины» содержит и совсем вольные импровизации, без прямых аллюзий, но всё-таки вдохновленные образами Веласкеса. Позади них стоит компаньонка инфанты донья Марсела де Уйоа (6) в траурном одеянии, беседующая с её личным охранником (7) (guardadamas)10. Картину «Менины» можно назвать портретом о портрете, картиной о картине: пролет двери, зеркало, картины на стене и сама картина — все это стадии включения образа в рамы, стадии живописного воплощения. Ему 57 лет. Некоторые ученые считают, что образы короля и королевы, которые как бы фигурируют на фоне, на самом деле отображаются в зеркале, а родители инфанты смотрели за процессом написания картины. Фрейлины обретают жёсткость, похожую на агрессию. В самом деле, где король с королевой и где мы, зрители.
Предполагается, что они находятся за пределами картины, перед ней. Как в «Дон Кихоте», этом романе о романе, сего вставными новеллами, различными пересказами одного события, отрывками из книг, цитатами, пародиями, — это как бы разные стадии познания средствами искусства жизненной правды и вместе с тем обманчивые иллюзии, заблуждения, предубеждения, с которыми искатель правды должен вести неустанную борьбу. Во время гражданской войны в Испании большая часть коллекции Прадо была эвакуирована республиканским правительством в Женеву и «Менины» экспонировались там на выставке испанских картин 1939 года рядом с «Герникой» Пикассо. Веласкес привнес в живопись и новое измерение – время.
Вместе с тем ее бесстрастность служит знаком ее высшего достоинства. Но, может быть, это «Менины». Мы смотрим на то, что происходит в мастерской. Внося беспорядок и придавая композиции непреднамеренность, они приближают «высокий» стиль группового портрета к «низкому» жанру бытовой живописи. Надо полагать, введение названных полотен в композицию «Менин» было не случайным.
Ни при каком другом европейском дворе не было их так много как при испанском.
Голова беспутника — рядом с головой бога карлица — рядом с инфантой. В «Менинах» Веласкес пытался выйти за пределы королевского дворца, отступить от норм парадного портрета. Предполагается, что они находятся за пределами картины, перед ней. Фрейлины и инфанта кажутся красавицами на фоне Марии Барболы.
Этот вывод не покажется вольной фантазией, если дополнительно учесть, что картины на дальней стене посвящены мифологическим сюжетам, почерпнутым из «Метаморфоз» Овидия (этой «библии живописцев», как называли поэму) и объединенным темой соперничества с олимпийскими богами. Но следует решительно возражать против самой постановки вопроса. На момент создания «Менин» он пробыл при королевском дворе уже 33 года, будучи не только придворным художником, но и куратором растущей коллекции европейской живописи, под опекой которого были приобретены многие полотна, включая работы Тициана, Рафаэля и Рубенса, составившие впоследствии значительную часть собрания Прадо6. " Афина не захотела признать свое поражение и превратила Арахну в паука. Тот же бессмысленный взгляд, та же смешная степенность, почти тот же наряд.
Слева от принцессы (подает ей сосуд с напитком) изображена фрейлина принцессы донья Мария Агустина де Сармьенто Сотомайор, а справа (в реверансе) донья Изабель де Веласко. С ней беседует гвардадамас – придворный, обязанный повсюду сопровождать инфанту.
Не было бы «Менин», не было бы ни Гойи, ни Сезанна, ни Магритта, ни искусства XIX и XX века вообще. Картина переносит нас в пространство измеримое, в царство золотого сечения. Все зависит от точки зрения. Король Филипп IV (10) с королевой Марианной (11) в отражении зеркала идентифицируются по другим портретам и по свидетельству Паломино. Соперники богов жестоко поплатились за свою дерзость: Аполлон велел содрать с Марсия кожу, а Арахна, несмотря на свой успех, была превращена мстительной богиней в паука (этот сюжет разработан также в картине Веласкеса «Пряхи»).
Контраст между темной мастерской и лучезарной нишей напоминает контраст со зрительным залом и театральной сценой и этим как бы утверждается, что «жизнь — это лицедейство». На картину, вероятно, оказал влияние «Портрет четы Арнольфини» (1434) Яна ван Эйка, хранившийся в то время во дворце Филиппа и наверняка знакомый Веласкесу25, на котором так же присутствует зеркало на дальней стене, только выпуклое искажающее пропорции и деформирующее пространство. В 1747—1748 годах картина была включена в состав королевской коллекции. Справа находятся постоянные члены свиты принцессы — карлица Мария Барбола, карлик Николас Пертусато и любимый мастиф Маргариты (его кличка также неизвестна). Это сказывается в двух склонившихся менинах, в соответствии зеркала и двери и двух мифологических картин на задней стене.
Оба принадлежали к дворцовой утвари короля. Веласкеса привлекала и задача расширения рамок картины и признания простого человека и поэзия легенды и изящество «галантных цен». Картину «Менины» можно назвать портретом о портрете, картиной о картине: пролет двери, зеркало, картины на стене и сама картина — все это стадии включения образа в рамы, стадии живописного воплощения.
По свидетельству Лавери: «Найдя достойным для Его Величества королевский голубой цвет, я смешал его на палитре и, взяв кисть, король нанёс его на Орден Подвязки»50. Правда, Рембрандт идет в обратном направлении: он выделяет фигуры отдающего приказания капитана и офицера, а остальные фигуры подчиняет им (и это вызвало недовольство заказчиков). Что ж, это интересное толкование картины-головоломки, как иногда называют «Менины». Лишь уродцы-шуты ведут себя естественно. «Менины» Пикассо демонстрируют новое наполнение узнаваемых образов.
Но здесь возникают новые вопросы. Во всяком случае, в золотистой атмосфере «Ткачих» как бы растворяется вещественность всех образов. Художник за писанием королевской четы — эта тема послужила отправным пунктом Веласкесу.
Правда, в год написания картины он еще не был посвящен в рыцари – это произошло лишь в 1659 г. и Веласкес, очень гордившийся своим рыцарством, дополнил давно законченную картину, написав на костюме крест. – спрашивает Веласкес и сама написанная им картина отвечает на эти вопросы. Оба произведения выполнены в разных манерах. Получается, что Веласкес настолько уверен в себе, что бросает вызов богам Олимпа. Высказывалось мнение, что она является главным действующим лицом.
На это указывает отражение в зеркале. Вся картина построена на парных противопоставлениях. Есть точка зрения Филиппа и Анны, есть точка зрения художника, есть точка зрения зрителя. В «Менинах» разложение приобрело еще большую остроту. Но любого процесса есть руководитель и он собственной персоной явлен на полотне. Прежде всего, вся картина, так же как и один из двух пейзажей Веласкеса «Вилла Медичи», делится на две равные части, причем границей между ними служит узкая полоса стены между картинами верхнего ряда и дверью.
Согласно описанию в музее, эти работы представляют собой «исчерпывающее изучение формы, ритма, цвета и движения»54. Многие аспекты «Менин» связаны с более ранними работами Веласкеса, в которых он обыгрывает условности представления.
Что за картину пишет Веласкес и кто ему позирует. А с другой – сам бросает вызов богам. Английский коллекционер Уильям Джон Банкс, путешествовавший по Испании во время Пиренейских войн (1808—1814), приобрёл копию дель Мазо50, считая её оригинальным эскизом Веласкеса к «Менинам», хотя тот обычно не занимался подготовительными этюдами. В центре сцены стоит пятилетняя инфанта Маргарита (1).
В отношении действия в ней соединяется несколько сюжетных узлов. Заключительные слова канцоны Лопе де Бега способны дать оправдание того прекрасного зрелища, которое Веласкес увековечил в «Ткачихах». Одна из них изображает состязание Марсия с Аполлоном (копия с композиции Иорданса), другая – соревнование Арахны с Афиной (Рубенс).
Однако в обоих случаях сходным приемом «прекрасное» снижается сближением с «безобразным». Марина Хайкина искусствовед: «Веласкес придумал трюк: он перенес фигуры королевской четы из иллюзорного в реальное пространство, а зрителей – наоборот. Зато на первом плане картины запечатлено все то, что представляется глазам позирующих. Веласкес немало потрудился над изображением инфант, бледных, болезненных девочек, затянутых в фижмы, в недетских, чопорных позах. Он взирает на то, что происходит при дворе и на античных героев из близкого ему мира «кухонного жанра». Можно сказать, что не только король, но и вообще человек не является в «Менинах» главным действующим лицом, каким он был в классическом искусстве.
На это указывает их смутное отражение в зеркале, в глубине комнаты. Но, правда портрета — правда поэтическая, а не документальная. В 1819 году она вошла в собрание музея Прадо43. В годы кризиса Испании такой всеобъемлющий взгляд на мир имел большой общественный смысл. Образ великого мастера, помимо этого, как бы нечаянно обретает второй смысл.
Картины, размещенные над зеркалом, свидетельствуют о том, что и автор «Менин», подобно героям «Метаморфоз», бросает вызов природе. В высших слоях испанского общества «семьей» в те времена называли не только близких родственников, но и всех домочадцев, включая прислугу. И это – в условиях жесткого этикета и строгой иерархии испанского двора. Нельзя сказать, что «Менины» не были замечены потомством. Было высказано предположение, что на холсте, стоящем перед художником, следует предполагать не изображение Филиппа с супругой, а инфанты в кругу придворных, то есть всего того, что видно на холсте «Менины», причем художник позволил себе вольность: чтобы показать свою принадлежность ко двору, он перевернул свой холст и изобразил себя рядом с инфантой, между тем как должен был стоять перед ней.
Веласкес «пустил» зрителя в живопись и это открытие поменяло всю концепцию искусства. Может быть, Лука Джордано имел в виду это глубокомыслие картины в соединении с ее артистическим совершенством, называя «Менины» теологией живописи. галерея), но и их соотношение не вполне отчетливо.
Например, зашифрованный автопортрет самого художника. Уже венецианцы любили изображать Венеру перед зеркалом. Арахна славилась как вышивальщица и ткачиха.
Верхняя свободна, более воздушна и легка. «Где же картина. » — будто бы спросил Теофиль Готье при виде полотна «Менины». Веласкес и Пикассо «Менины» трактуют как сложную сцену, полную почти литературного содержания. Стоун пишет: «Невозможно окинуть всех персонажей одним взглядом. Познакомившись с персонажами картины, мы не можем не удивиться ее странному названию: «Las Meninas.
В каталоге 1843 года она впервые упоминается под своим современным названием «Менины»44. Его книга «Метаморфозы» была хорошо известна европейскому читателю 17 столетия. Картина «Менины» явным образом построена. Нельзя сказать, что «Менины» не были замечены потомством.
В этом отразилась их привязанность к световым и красочным эффектам. Куколка-инфанта — самая застылая фигура во всей картине.
Вспоминается «Сикстинская мадонна», в которой бережно поставленная в углу тиара служит точкой опоры и вносит в это небесное видение кусочек реальности. управляющий дворцом (должность почетная, однако хлопотная и к искусству отношения не имеющая).
Совсем вдали виднеется фигура гофмаршала дон Хосе Нието. Отражая фигуру художника, оно всего лишь приобщает его к мирному уюту бюргерского дома, на что намекает и надпись: «Здесь был я». Выставленный вперед холст отсекает слева узкую полосу картины. Дети, которые рождались в этом браке, быстро умирали и инфанта Маргарита была на тот момент их единственным ребенком. Расположение фигур останется неизменным, но картина утратит легкость и воздушность.
И как бы гордо она ни стояла, мы понимаем, что отцу-то нужна не она, а сын, наследник. Веласкеса привлекает в этих мифах смелое соперничество художника с богами, читай – с природой.