Картина Врубель К Ночи

Купить картину или постер "К ночи", художника Михаила Врубеля вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге. В созданной в 1900 году картине «к ночи», Врубель проявил свой редчайший дар колориста.

Описание картины Михаила Врубеля «К ночи»

Это вот, эти копны сена. Эта трагическая судьба просвечивает в написанном Врубелем акварельном портрете сына. В образе Пана-Лешего, представленного на фоне сумеречной северной природы, Врубель пытался уловить «интимнейшую национальную ноту»3. Феерическое великолепие врубелевского колорита в полной мере проявилось в картине Девочка на фоне персидского ковра (1886, там же). Любовь к искусству всецело владела Врубелем с академических лет.

Это козлоногое существо с цевницей в руке – бог природы, но природы северной. Забелы и др. На следующее утро Усольцев увез Врубеля в Москву, в свой "санаторий".

Из жизни своей Врубель сам творил легенду. Горят прекрасные цветы чертополоха. Лучшими рисунками к поэме оказались листы «Несется конь быстрее лани» и один из вариантов «Тамара в гробу». Единственным утешением оставалась музыка.

Демоны: как Врубеля 
свели в могилу его 
собственные картины

Демоны: как Врубеля свели в могилу его собственные картины

Демон. музей русского искусства, Киев). Гармоническое соединение фантастического и реального видим и в картине Царевна-Лебедь (1900, ГТГ).

Это борьба с судьбой, угнетающей личность, в конце концов убивающей ее. Культ красоты был своего рода религией для многих людей того поколения. Позднее Врубель создал ряд акварельных эскизов на темы «Воскресение» и «Надгробный плач» для росписей Владимирского собора в Киеве, оставшихся неосуществленными. Поздние рисунки относятся к разным жанрам. Врубелевские орнаменты чрезвычайно типичны для стиля модерн — гнутые линии, переплетающиеся стебли растений, рассыпанные блестки павлиньих перьев. Михаил Врубель начал метаться, пить, увлекся какой-то заезжей танцовщицей.

Сочинение по картине 
Врубеля «К ночи»

Сочинение по картине Врубеля «К ночи»

Посмотрите на спину пастуха в ночном — она словно слиток меди. Демон (сидящий) был окончен в 1890 году. Как истинный художник «нового стиля» Врубель постоянно стремился к воплощению красоты.

В этой работе как бы сконцентрировалось будущее не только России, но и самого художника, который всю свою жизнь переосмыслял в образах глубокие морально-философские проблемы – проблемы добра и зла, красоты и безобразности, мучительно пытался определить место человека в этом мире. Врубель Михаил Александрович (1856, Омск – 1910, Петербург) – художник. Времена обострения психического расстройства сменяются у художника спокойными периодами. Бенуа даже обвинял Врубеля в том, что он ломается и нарочито гениальничает.

Затруднительно казалось определить происхождение его стиля, его индивидуальной манеры. Может быть, в закладе. Ему было отведено прожить всего два года. В портрете достигнута необычайная конструктивность рисунка. Врубель ответил: «Если бы вы знали, сколько я работал с натуры.

Михаил Александрович 
Врубель (1856—1910)

Михаил Александрович Врубель (1856—1910)

Почему-то на протяжении всей своей творческой жизни Врубель возвращался к этому образу. Это есть уже в «Сошествии святого духа», написанном на коробовом своде Кирилловской церкви. вот это-то в то время и могло меня более всего поразить. Из этой сцены он извлекает нечто таинственное, почти мистическое. Врубель написал на стенах несколько фигур ангелов, голову Христа, голову Моисея и, наконец, две самостоятельные композиции – огромное «Сошествие святого духа» на хорах и «Оплакивание» в притворе. Академическое жюри работы Врубеля не приняло.

Отец художника был в тревоге: сыну уже тридцать лет, университетское образование, художественное образование, «таланту бездна», а между тем ни имени, ни обеспеченного положения – ни кола, ни двора. Ради красоты орнаментального начала Врубель прибегает к постановочности сцены. Девяти лет от роду он по памяти копировал Микеланджело. Прислушиваясь к шорохам ночного леса, журчанию ручья, шепоту листвы, он вбирает в себя все звуки и вибрации с тем, чтобы излить их в своих грустных незатейливых мелодиях. " (с). Это одни из самых любимых картин Художника.

Врубелю важно было жить творчеством, а не творить искусство. Намеренно выделив белое пятно манишки, художник «поставил» его на острие треугольника, тем самым заставив шататься и придав композиции неустойчивый, динамический характер. Врубель провел в Венеции около полугода. В 1879, окончив ун-т, Врубель поступил в Академию художеств, где пробыл четыре года. В киевский период оформляется индивидуальный стиль Врубеля.

продолжение. Первые вполне самостоятельные произведения Врубеля относятся к 1884-1885 годам. Перламутровый колорит картины словно порожден музыкой. Усольцева в окрестностях Москвы. Но это все тот же Пан. Внутренняя жизнь, полная конфликтов, потрясений, словно сотрясала его внешнюю жизнь.

Вернувшись из Венеции, Врубель метался. Именно в это время в его творчестве впервые возник образ духа зла-Демона. В 1901 году у Врубеля родился сын Савочка. Пока жив человек, он все дышит, пока дышал Врубель – он все творил.

В последние годы жизни Врубель создает один из самых нежных, хрупких образов – Портрет Н. И. Забелы на фоне березок (1904, ГРМ). В своей трактовке образа Демона он значительно отступает от литературного прототипа, ослабляя настроения бунта, гордыни, презрения к миру и выделяя лирическое начало образа: для него Демон – «дух страдающий, но не злобный». Еще тогда, в Киеве, в 1885 году, когда Демон впервые начинает намечаться на холстах, Врубель верил, что его идол составит ему имя. Вот наверно это и хотел передать Мастер.

Скорбь и тревога – вот два мотива, уловленных Врубелем и выраженных в цветовой гармонии. Его фантастический реализм оказался провидческим. Эта большая акварель поразительна. Живопись, графика, декоративная скульптура, театральное искусство – вот неполный перечень того, в чем многогранно раскрылся талант этого удивительного художника. (1884, ГРМ).

Критики утверждали: «декадентское уродство». С первого взгляда трудно разобрать, что изображено: глаз ослепляет переливающаяся мозаика драгоценных частиц, озаренных вспышками голубоватого фосфорического света, как если бы мы действительно вошли в пещеру, сокровищ из «Тысячи и одной ночи». Да ведь до них несколько верст. В этих рисунках была заключена целая программа. В конце жизни Врубель упрекал себя за то, что где-то преступал нравственную границу.

Этот человек затравлен, повергнут, но не сломлен. Он все мои картины исказил».

Еще одна "тайна 
Демона" в жизни 
и творчестве Михаила

Еще одна "тайна Демона" в жизни и творчестве Михаила Александровича Врубеля

Это один из его несомненных шедевров. И кажется, ему это удалось. Эта картина, по сути, сценический портрет его жены, Забелы надежды Ивановны. И «Микула Селянинович» — сила земли русской.

Конгломерат искрящихся форм в последней картине близок уже к беспредметному искусству. А потом было знакомство с Врубелевской росписью Кирилловской церкви, которую видел, не мог не видеть Михаил Афанасьевич. Казалось, ничего демонического в Михаиле Александровиче Врубеле не было. Его последние работы: «Видение пророка Иезекииля» и портрет поэта Брюсова.

Прежде чем написать свои ощущения, я познакомилась с жизнью автора и историей персонажа. Он был влюблен в жену Прахова Эмилию Львовну, о чем несколько раз, не называя имени, таинственно намекал в письмах к сестре: это было его сокровенное «душевное дело».

Но он постоянно и неутомимо всматривался. Раньше думали, что художник делал подготовительные этюды с душевнобольных (Кирилловский храм находился на территории психиатрической лечебницы), но это неверно: сын А. В. Прахова Н. А. Прахов называет поименно ряд лиц, которые узнаются в «Сошествии», - киевские ученые, священники, археологи, среди них сам Адриан Викторович Прахов. Осенью 1889 года Врубель переезжает из Киева в Москву. Весь мир как бы отторгает его. Неожиданно заболел ребёнок – маленький Саввочка, только начинавший говорить. Рождается ощущение первозданности. В картине Демон сидящий (1890, ГТГ) юный титан изображен в лучах заката на вершине скалы. Тогда он делал десятки разных набросков и чувствовал – не то. Прежде он был, казалось, довольно равнодушен к «родной почве»: она была чем-то само собой разумеющимся, незамечаемым, замыслы черпались из всемирных источников: античность, Гамлет, Фауст.

Один их моих любимых 
художников-Михаил 
Врубель

Один их моих любимых художников-Михаил Врубель

Они зажигают ночной пейзаж причудливыми отблесками. Как признавался сам Михаил Врубель, в Жемчужине он хотел со всей реальностью передать рисунок из которого слагается игра перламутровой раковины и только после того, как сделал несколько рисунков углем и карандашом, увидел этих царевен. В 1905 году Врубеля избрали академиком живописи.

Содержание картины Испания (1894, ГТГ), возможно, навеяно оперой Кармен, которую Врубель очень любил и считал эпохой в музыке. Но и не только это. «Русский стиль» этих вещей находит выражение и в его сценографии, связанной с Московской частной русской оперой Саввы Ивановича Мамонтова, в том числе в оформлении Садко (1897) и Сказки о царе Салтане (1900) Николая Андреевича Римского-Корсакова. В тупик зашло и его чувство к жене Прахова. Он очень надеется, что в Москве у него все сложится по-другому. Ничего демонического во Врубеле не было и все же, почему именно Демон.

Его последние работы: «Видение пророка Иезекииля» и портрет поэта Брюсова. Требовалось их дописать, сохраняя по возможности стиль XII века. Мамонтова, Н. И. Образованные люди читали Ибсена и Метерлинка интересовались творчеством Дега и Моне. Общий красочный строй соответствует не реальному состоянию природы, а состоянию человеческой души: серые, лиловые, синие выражают меланхолию, душевное томление.

Иногда это «цветы зла» иногда образы неподвластной человеку стихии. Очевидцы рассказывали, что на хуторе Ге (где Врубель проводил почти каждое лето) по вечерам всем обществом ходили на ближний курган смотреть закат — и узнавали фоны сказочных картин Врубеля, восхищались, как верно переданы у него эффекты вечернего неба. мне было все это видеть.

Чтобы писать настоящие иконы, нужна подлинность веры. Умер Врубель в Петербурге 1 (14) апреля 1910. Общее руководство работами принадлежало Прахову.

Это дьявол делает с моими картинами. Вслед за первым монументальным опытом должен был последовать второй. Лучше всего художник сумел интерпретировать средневековое наследие в сцене «Надгробный плач», где главным образным средством стали мягкие ритмы и плавные линии. Вессель. Художник впадал то в манию величия, то в полное самоуничижение.

У его апостолов были живые прототипы. В последнем собралась вся нежность художника к человеческому существу, его сострадание. На вопрос, что же это, Михаил Александрович ответил, что резал себя ножом. Репин, – и какие есть перлы его гениального таланта". Но в глазах у его Демона нет ненависти, только глубокая, непреодолимая тоска.

Плоть врубелевских персонажей, как в известной арии варяжского гостя, «от скал тех каменных», от минералов и металлов, от растительного царства. Среди лилово-розового мерцания ковра и шелковых тканей Врубель мастерски выделяет лицо. Брюсов вспоминал эти сеансы в больнице. В мае 1903 года Врубели доехали до Киева и остановились в гостинице.

Картинки и картины 
художников мира

Картинки и картины художников мира

Круг жизни замыкался. Талант Врубеля-декоратора проявляется и в его огромном панно Принцесса Грёза, заказанном для Нижегородской ярмарки (1896, Третьяковская галерея). Рукой художника как бы водила его внутренняя боль, его душевная борьба. Что нахожу в ней – то интересно только моей палитре». В картине «Сирень» (1900) зритель особенно остро ощущает стихию цветения, рост куста, запах идущий от цветов, дурманящий и терпкий. Он словно сжал пространством фигуру Мамонтова, пригвоздил ее к плоскости. В картине Пан (1899, ГТГ) греческий бог превращается в русского лешего.

Врубель пытался как можно более полно объять демоническую тему, воплощая её в скульптуре, графике и живописи (к сожалению, ранние опыты не сохранились). Теперь отреставрированная работа находится в запасниках. Прогнозы великого психиатра очень скоро сбылись. Разгневанный Мамонтов строит для этих панно отдельный павильон. Был в нем большой талант, а в душе бушевали большие страсти.

В нем господствует пластически-скульптурный объемный рисунок, своеобразие которого — в дроблении поверхности формы на острые, колкие грани. Данная трактовка образа героя как некоей самостоятельной, хтонической силы, тесно связанной с природой, характерна и для других картин «сказочного цикла» Врубеля1. Казалось, ничего демонического в Михаиле Александровиче Врубеле не было. Михаил Александрович в невероятном нервном исступлении работал над этой картиной. Взор зрителя движется по поверхности картины (а не в глубину), постигая ритм повторяющихся линий и пятен, что типично для целого ряда картин и панно художника: для «Венеции» (1893), в которой мотив великолепного шествия дает повод для сопоставления на плоскости голов, фигур, роскошных одеяний, для «Богатыря» (1898), где растительные формы, фигуры богатыря и коня сплетаются в клубящемся ритме, для панно, посвященных Фаусту (1896), где ритмы организованы остроугольными формами, колючими и иглообразными, для ряда графических произведений.

Он словно не находил себе места – то принимал решение уехать из Киева (и действительно на несколько месяцев уезжал в Одессу), то возвращался опять его потянуло к хмельному «кубку жизни», он бурно увлекался какой-то заезжей танцовщицей, много пил, жил неустроенно, лихорадочно, а к тому же еще и жестоко бедствовал, так как денег не было, отношения же с Праховым стали более холодными и далекими. Рассудок художника не выдерживает невероятного творческого напряжения. В киевский период оформляется индивидуальный стиль Врубеля. – Но. Он все мои картины исказил».

Однако, он изображён на фоне типичного северо-российского пейзажа (равнина, кривая берёза, лес, река), что роднит его с образом лешего3. Спустя 4 года его отец вновь женился – на Е. X. Это черта исконно присущая романтической личности. В 1870 году семья Врубеля переехала в Одессу, там Михаил в 1874 году окончил с золотой медалью знаменитую Ришельевскую гимназию, где серьезно изучал литературу историю, французский, немецкий, латинский языки, посещал рисовальную школу Общества изящных искусств. В 1913 году рядом похоронили его жену, Н. И. "Хоронили Врубеля на Новодевичьем кладбище.

Эскиз «Надгробный плач», выполненном черной акварелью, фиксирующий замершее, остановившееся движение Богоматери над телом Христа, очищенный от деталей, конкретных примет пространства и времени, этот эскиз воплощает вечную тему смерти. В искусство он пришел уже взрослым, образованным человеком. Сильное, возвышенное в человеке-творце давится, попирается тяжеловесными устоями общества. В нем нет примирения и в душе собираются силы для нового восстания.

Картина К ночи – 
Врубель Михаил

Картина К ночи – Врубель Михаил

Врубель долгое время казался появившимся именно неизвестно откуда. Я страдал, а когда резал себя, страдания уменьшались». Мощный, словно вырубленный из твердого материала торс Демона располагается посередине. Там произошло его последнее возвращение к жизни. художник исполнил серию иллюстраций к произведениям М. Ю. Лермонтова, в том числе к поэме «Демон».

Сын священника, он хорошо понимал, за что берется. Образ его смерти — и реквием и своеобразный гимн сопротивлению.

Почему этот образ всю жизнь не дает ему покоя. В Академии счастье улыбнулось Врубелю — он попал в поле зрения П. П. Чистякова, воспитавшего чуть ли не всех лучших живописцев последней трети XIX в. Между тем Врубелю не удалось окончить Академию. Не все из них согласились. Речь шла об Эмилии Праховой. Природа, кажется, только обретает свои очертания, формы и краски зыбки и изменчивы.

Академическое жюри работы Врубеля не приняло. Ее образ он воплотил в образе Богоматери, образе бесконечно трогательном и печальном. Глубокий смысл заложен всего в двух словах. Поездка в Венецию была предпринята для написания заказанных иконостасных образов – Христа, богоматери и святых – Кирилла и Афанасия.

Вся меблировка два простых табурета и кровать. Застыли вокруг горы, превратились в камни облака и цветы. Искусствовед Н. М.

Художественно-исторический 
музей Арт-Рисунок

Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

В статьях под псевдонимом «Профан» Прахов с большим литературным блеском и темпераментом пропагандировал искусство передвижников. На шум вышла его дочь, взяла в руки "странную" картинку.

Незнакомец наклонился ближе, посмотрел пристально и серьезным тоном, как будто вещь неизвестно какой важности, сказал: «А где же у вас первый план. Он работал над ними в Венеции, куда ездил изучать искусство Раннего Возрождения. В небе слегка мерцает молодой месяц, гудящая тишина обнимает степные просторы.

При этом не прибегает ни к деформации предметного мира, метафора возникает сама собой. Михаил Александрович в невероятном нервном исступлении работал над этой картиной. В Академии он работал по классу П. П. Чистякова. Рвал, зарисовывал сделанное и начинал все с начала. В образе Демона, которого воплотил на картине и в иллюстрациях Врубель, есть что-то и от лермонтовского Печорина и от героев Достоевского – того же Раскольникова, Ивана Карамазова. Жена художника, Н. Завела, называла его – «Степь», – как бы отмечая источник вдохновения Врубеля.

Из четырех иконостасных образов богоматерь удалась художнику особенно. Лошади и необычный образ пастуха наполовину скрывают маки на поле, к тому же пастуха невозможно рассмотреть из-за опустившейся ночи. Картина «К ночи» (1900) может служить в этом отношении прекрасным примером.

0 Врубель Михаил 
Александрович

0 Врубель Михаил Александрович

В какой бы области ни работал художник, он создавал первоклассные произведения. Эту картину Врубель написал вслед за «Сиренью» – на у же известном нам хуторе Н. Ге в Черниговской губернии. И вновь ассоциации с Мастером. Времена обострения психического расстройства сменяются у художника спокойными периодами.

И каждый раз на холсте являлся другой, не похожий на предыдущего: в его лице то одиночество и тоска, то отчаяние. Но замысел и начало относятся к киевскому периоду. Больше всего заинтересовали его палитру не корифеи Высокого Возрождения – Тициан, Веронезе, - а их предшественники, мастера кватроченто (XV век), теснее связанные со средневековой традицией, - Карпаччо, Чима да Конельяно и, особенно, Джованни Беллини. "Царевна-Лебедь". Отец описывал неоконченное полотно в том же письме, говоря, что Демон показался ему «злою, чувственною, отталкивающей пожилой женщиной». Но сценическая условность преображена натиском врубелевской кисти, претворена в сказочную.

Портрет старушки 
Кнорре за вязанием

Портрет старушки Кнорре за вязанием

С вокзала я отправился прямо к нему и был опечален его комнаткой и обстановкой. И впервые стал выставляться Врубель. Он очень надеется, что в Москве у него все сложится по-другому. Врубель видит простые предметы как некую одушевленную плоть вещей. Или это было самоубийство. Рвал, зарисовывал сделанное и начинал все с начала. Среди «моделей» художника мы находим прекрасные извечно ценные предметы — ковры, раковины, великолепные платья, редкие цветы — азалии или компанулы.

Особое влияние на Врубеля оказали живопись венецианского Возрождения (из современников – испанец М. Фортуни и английские прерафаэлиты). Самобытная манера Врубеля – особого рода кристаллический рисунок, мерцающий тонами «сине-лилового мирового сумрака» – окончательно сформировалась в его киевские годы (1884–1889), причем в русле церковного искусства.

  1. Последние номеранаших изданийв вашем планшете
  2. Работа сайта временно приостановлена

Знобит от его взгляда. Бегущие друг за другом: пятна акварели, граненые формы фигур, разрезающих воздух, вихрь мазков, — таков язык Врубеля в этом рисунке. Был в нем большой талант, а в душе бушевали большие страсти. По евангельскому преданию, апостолам явился святой дух в виде голубя исходившие от него языки пламени «почили на каждом из них».

У будущего художника не было родного гнезда и связанных с ним воспоминаний. До тех пор его работы приобретались частными лицами, а в выставочных залах не появлялись. Художнику удалось передать такой переход из одного мира в другой. В некоторой близости к этой картине – Гадалка (1895, ГТГ), произведение глубоко психологическое. Врубель очень редко придает человеческим силуэтам эластичность и мягкость кожных покровов. В общем, это был молодой венецианец с картины Тинторетто или Тициана, но это я узнал много лет спустя, когда был в Венеции.

В 1890—1891 гг. Михаил Александрович Врубель родился 5 марта 1856 года в Омске/в семье военного юриста. Помимо фресок, Врубель написал четыре иконы.

В «Демоне поверженном» вполне определенно выявлен тот принцип стиля модерн, который можно охарактеризовать как орнаментальность. Герой сопротивляется до конца. сказок и опер Н. А. Врубель родился 5 (17) марта 1856 года в Омске.

Ибо в его творчестве мы видим, как синяя ночь медлит и колеблется побеждать, предчувствуя быть может, грядущее поражение». Вокруг упавшего лиловый мрак и переплеснувшие голубые струи. Даже решил вылепить Демона из глины: «вылепленный, он только может помочь живописи».

Последние номеранаших 
изданийв вашем планшете

Тогда он делал десятки разных набросков и чувствовал – не то. У него было внутреннее право не следовать букве древнего стиля – он проник в его дух. Приглашенный для реставрации Кирилловской церкви (12 век), Врубель в ряде случаев должен был исполнить новые композиции (в частности, Сошествие Святого Духа, 1884) тогда же художник написал и икону Богоматерь с младенцем (Киевский музей русского искусства).

Он сблизился с "мирискусниками" (хотя А. Бенуа всегда критически относился к его живописным новациям), много выставлялся – на выставках "Мира искусства", венского Сецессиона и пр. Сколько у нас красоты на Руси. » – такое восклицание вырывается у Врубеля впервые. появилась серия рисунков к произведениям Лермонтова и в частности к поэме «Демон». Какое-то время Михаил Александрович страдал бредом, слуховыми галлюцинациями.

Так он был настроен и тогда, когда вышел из лечебницы (в феврале 1903 года) и поехал на отдых в Крым. Была и еще причина, почему Врубелю хотелось поскорее вернуться в Киев. Жизнь художника проходила между этими двумя крайностями. И, наконец, появился последний, «Демон поверженный» – в нем уже лишь злоба и холод. В нем нет примирения и в душе собираются силы для нового восстания.

Даже решил вылепить Демона из глины: «вылепленный, он только может помочь живописи». Так и было поначалу. Подспудный трагизм достигает кульминации в тех врубелевских образах, которые восходят к его иллюстрациям к поэме Лермонтова Демон (акварель, белила, 1890–1891, Третьяковская галерея и Русский музей, Санкт-Петербург), – в картинах Демон (1890) и Демон поверженный (1902 обе работы – Третьяковская галерея).

Он в России не имел предшественников, не оставили последователей.

Вслед за первым живописным «Демоном» в 1891-1892 гг. Именно так написана картина «Демон» (1890, ГТГ). весь в черный бархатный костюм, в чулках, коротких панталонах и штиблетах. Последний бешеный всплеск энергии, последнее сверхусилие – и потом изнеможение, срыв.

Лучшее из этих произведений – икона Богоматерь (1885, Гос. Есть какая-то безошибочность во всем, что он сделал". Изменились и вкусы. Ведь в ночи всякое померещиться может. На настойчивые приглашения приехать и пожить дома (семья жила тогда в Харькове) ничего не отвечает. В нем поднимался богоборческий бунт. Но с какой радостью ему вернули акварель, когда он принес долг. Врубель сходится с абрамцевским кружком и как-то быстро вписывается в московскую жизнь.

Но с 1906 года Михаил Александрович почти не покидает клинику. Не случайно первая картина Врубеля связана с трагедией Шекспира: это Гамлет и Офелия (1884, ГРМ). Но иллюстрации Врубеля не могут быть сведены к субъективному комментарию. Потом они стали появляться и на московских выставках. «Верится, что Князь мира позировал ему, – говорил Александр Бенуа. Демон низринут в ущелье среди скал. Настороженно и тревожно переступают с ноги на ногу кони, пасущиеся неподалеку. В эти годы Врубель создал почти все свои знаменитые картины.

Врубель сходится с абрамцевским кружком и как-то быстро вписывается в московскую жизнь. Из этих переплетений рождаются у Врубеля персонажи, весьма типичные для европейского символизма и модерна, — полулюди-полуживотные, полулюди-полурастения: «Царевна-Лебедь» (1900), пришедшая на холст из оперы Римскогtext-align: centerdiv style 0text-align: centerо-Корсакова, две молодые женщины, словно вырастающие из спирали «Жемчужина» (1904), «Богатырь» с его огромным конем, растущим из земли, как травы и кусты. Своим творчеством он опроверг сомнения «левых» и «правых» скептиков в необходимости как школы, так и сознательного эксперимента в искусстве. Это еще один опыт чуткого прислушивания к «голосам» природы в творчестве художника.

Врубель по предложению Прахова тоже начал работать над эскизами. Ладно идите. Разгневанный Мамонтов строит для этих панно отдельный павильон. Он выходит из больницы, живет в Петербурге, пишет и рисует. Неверный свет заката трансформирует реальность, делает ее зыбкой и многозначительной. Церковь находится на территории больницы, подобной той, где испустил дух Мастер.

Он удивлял своих друзей нелепыми — с их точки зрения — выходками: мог в состоянии неуравновешенности записать прекрасную картину, над которой долго и упорно работал до этого, ничего не значащим изображением цирковой наездницы в порыве гнева он разрывал прекрасные акварельные листы, выбрасывал великолепные наброски. Именно так написана картина «Демон» (1890, ГТГ).

Критики утверждали: «декадентское уродство». Она подлинно монументальна. Михаил Александрович Врубель (1856-1910 гг. ) родился в семье военного и провел свое детство в разных городах — в Омске, Астрахани, Петербурге, Саратове, Одессе. "Врубель, – пишет Головин, – идеально выражал свою мысль.

С такими мыслями он входит в самое значительное десятилетие своего творчества — в 90-е гг. Данный образ заставляет задаться вопросом: кто же изображен перед нами. Семья все время переезжала, жила то в Астрахани, то в Петербурге, то в Саратове, потом в Одессе. Вогнутость и неровность спины, слегка навеивает страх. красиво. Его отец считал это полезным для общего развития, но на будущее сына смотрел с точки зрения "положительных взглядов" – непременным условием выбора профессии была "польза для общества". Он считал себя преступником, достойным наказания за то, что писал и Христа и Демона.

Как было его сохранить. Даже решил вылепить Демона из глины: «. Кирилловские фрески находились в плохой сохранности, над их «поновлением» работала артель учеников киевской рисовальной школы, руководимой художником Н. И. Мурашко (с ним Врубель потом близко сошелся). На хорах он заметил только что встреченного незнакомца товарищи сказали, что это художник Врубель и показали начатое им «Сошествие святого духа», а также двух ангелов: «Врубель говорил, что здесь он ближе всего подошел к Византии». Здесь художник пишет ряд лучших своих картин, работает в майолике – скульптуры Царь Берендей, Лель, Волхова, – все в Третьяковской галерее, Москва, обращаясь к дизайну исполняет эскизы керамической печи, вазы, скамьи (Музей в Абрамцеве).

И. Грабарь полагал, что Врубель в русском искусстве занимает своеобразное место. К этому же времени относятся интересные автопортреты.

По словам художника А. Головина, все, что бы ни сделал Врубель, было классически хорошо. Ему очень нравились живописные возможности радужной игры покрытых люстром (специальной пленкой из сплавов металлов) глиняных скульптур. Больно, горько до слез.

Это было последнее воспринятое его рассудком событие. Для него работа во Владимирском соборе была «путем к свету», путем постижения великих ценностей. В 1890 – 1891 гг. Сын священника, он хорошо понимал, за что берется.

Конечно, ночь побеждает, конечно, сине-лиловые миры рушатся и затопляют окрестность. В колорите картины – контрасты. В 1906 художник ослеп. Врубель потрясает нас. Когда-то она экспонировалась в Русском музее в Ленинграде.

Историк искусства, археолог, профессор Петербургского университета, он в 70-х годах активно выступал и как художественный критик в журнале «Пчела». Он сделался, по выражению Константина Коровина, «птенцом Москвы». Первый «Демон» был закончен в 1890 г. Он стал центральным произведением художника, собрав в себе все то, что уже было сделано прежде и наметив пути вперед. Сам Врубель называл свою картину иконой. Ничто его не интересовало, Крым не нравился, работать он почти не мог. Врубель не изображает, а создает, строит, конструирует. Отчизна пращуров.

«Демон» дает зрителю возможность теряться в догадках, расширяя в своем представлении содержание образа до беспредельности. Он не следовал анатомической правильности. Очарование родной природы, гордая и нежная душевность сказочной девушки-птицы.

Он продолжает свою тяжбу с Богом, с миром, с людьми. Когда он познакомился с Надеждой Забелой, разразился скандал по поводу панно «Принцесса Грёза» и «Микула Селянинович». Его персонажи больше от растительного царства, от скал, минералов и металлов. Ему дана власть, за то, что я будучи не достоин, писал Богоматерь и Христа. Об этом напоминает и спина пастуха, она похожа на слиток меди.

«Принцесса Грёза» — вечная мечта художников о прекрасном. Он воспроизвел главную сцену своей росписи «Сошествие Святого Духа» на своде хор без картонов, по маленькому эскизу, действуя как старый мастер, неведомо откуда обретая уверенность и силу ренессансного художника. Позднее, в 1899 г., Врубель написал панно (незавершенное) «Демон летящий», а в 1902 г. — «Демон поверженный» (ГТГ). И лишь после приобщения к монументальному византийскому и древнерусскому искусству экспрессия Врубеля становится величавой – исчезает психологический нажим, появляется характерно врубелевское выражение духовной напряженности в сосредоточенном взоре огромных глаз (большие глаза – также черта византийской живописи), при позах как бы оцепеневших, скупом жесте, в атмосфере глубокой тишины.

Учился Врубель в Петербургской Академии художеств (1880–1884) у Павла Петровича Чистякова уроки акварели брал у Ильи Ефимовича Репина. Он говорит, что здесь, то есть в Италии, можно учиться, а творить – только на родной почве что творить – значит чувствовать, а чувствовать – значит «забыть, что ты художник и обрадоваться тому, что ты прежде всего человек». Он рисует сцены больничного быта, портреты врачей, пейзажи.

«. художник исполнил серию иллюстраций к произведениям М. Ю. Лермонтова, в том числе к поэме «Демон». Одна из центральных картин, в которых эта тенденция проявилась особенно последовательно — «Пан» (1899).

Почему этот образ всю жизнь не дает ему покоя. На картине изображён Пан— персонаж древнегреческой мифологии. Чистяков разглядел необыкновенную одаренность ученика и выделял его среди других. Никаких следов киевского «Демона» до нас не дошло – художник его уничтожил, все ныне известные «Демоны» сделаны значительно позже.

Пришлось даже пойти в гувернеры. К восстановлению старых фресок по сохранившимся фрагментам он относился с большой бережностью как вспоминал Н. А. Прахов (сын А. В. Прахова), «не выдумывал ничего от себя, а изучал постановку фигур и складки одежды по материалам, сохранившимся в других местах». Для Терещенко Врубель взялся написать картину «Восточная сказка», но сделал только эскиз акварелью, да и тот порвал, когда Э. Л. Прахова отказалась принять его в подарок. Рассказывают, что однажды летним днем 1884 года, зайдя в киевский ресторанчик, Врубель не смог расплатиться за обед, заявив официанту: "Денег у меня нет, а вот извольте предложить хозяину эту акварель". — Эти сеансы были сплошным издевательством и дразнением.

Однако он изображён на фоне типичного северороссийского пейзажа (равнина, кривая берёза, лес, река), что роднит его с образом лешего3. «Демон поверженный» (1902) — последнее законченное полотно Врубеля — завершает его «демониану».

Сквозь жесткие черные волосы цыгана-пастуха, виднеются рога. В чертах и выражении лица мелькает какое-то сходство с типом русской крестьянки, вроде тех многотерпеливых женских лиц, что встречаются на картинах Сурикова. Но сам по себе этот укор был свидетелем истинной нравственности художника.

Оно как бы входит в замысел художника избавляет его от описания конкретных условий пространства и времени. Гармоническое соединение фантастического и реального видим и в картине "Царевна-Лебедь" (1900, ГТГ). Образ не может быть исчерпан, он остается открытым. Наконец, в конце десятилетия возвращается к «Гамлету и Офелии», делая при этом Гамлета родным братом своего пока еще не состоявшегося Демона. Представим себе художника на пределе сил, упорно остающегося с глазу на глаз с «духом зла» им созданным, но уже от него отделившимся, зажившим отдельной от него жизнью представим, как он каждое утро вступает с ним в борьбу кистью, стараясь подчинить его своей воле, - это ли не материал для трагической легенды. Как и другие евангельские сказания, сюжет «Сошествия» имел в церковном искусстве свою иконографическую схему, закрепленную многовековой традицией.

Он продолжает свою тяжбу с Богом, с миром, с людьми. Вместе с семьей Мамонтова Врубель ездил во Францию, Италию, Грецию. Одной из первых полноценных и завершенных живописных работ Врубеля стала «Девочка на фоне персидского ковра» (1886). Сильное, возвышенное в человеке-творце давится, попирается тяжеловесными устоями общества.

Позднее, в 1899 г., Врубель написал панно (незавершенное) «Демон летящий», а в 1902 г. – «Демон поверженный» (ГТГ). Через два дня его не стало. Вскоре у художника снова начались приступы болезни. Потом это легко запоминается и легко исполняется». Движение руки становилось прямым выражением душевного движения. Безмолвие сумерек нарушают только печальный крик ночной птицы, да храп коней. Род.

Его художественные способности проявились очень рано. Интересно живописно-пластическое решение, с помощью которого художник воплотил свои идеи. Римского-Корсакова (Морская царевна, Тридцать три богатыря и др. ).

Но Москва его затянула и навсегда оторвала от Киева. Ничего демонического во Врубеле не было и все же, почему именно Демон. Уже с 5 лет он увлеченно занимался в рисовальной школе. В картине художник отказывается от конкретных реалий места и времени. Все здесь подвержено метаморфозам.

Журнал "Мир искусства" стал помещать репродукции его произведений. Софии, книгами, цветными таблицами и фотографиями из богатой библиотеки Прахова. Чтобы писать настоящие иконы, нужна подлинность веры. В рисунках к «Моцарту и Сальери» (1884 год) Сальери выглядит мелодраматическим злодеем. Этот человек затравлен, повергнут, но не сломлен.

Любовь, зашедшая в тупик, – вот это было серьезно. портреты С. И. Весной 1905 года Врубель снова ощутил симптомы приближения недуга.

Через окно лечебницы художник рисовал пейзажи. М. А. Но в общей сонной атмосфере тех лет рождалось новое, живое, одухотворенное искусство.

Когда впервые увидел Врубелевского Демона, мне тотчас стало ясно: это он вдохновил М. Булгакова на фантасмгорическое превращение в финальных главах Мастера и Маргариты гаденького кривляку, похмельного бывшего регента Коровьева в сумрачного всадника Фагота – рыцаря из свиты Воланда. Состояние Врубеля менялось и менялся исступленно, много раз переписываемый им его Демон. Многие люди узнают в картинах Врубеля виды природы, которые видят каждый день. Единственное, что из эскизов Врубеля было осуществлено, это проекты его орнаментов, составленные из элементов органического мира цветов, листьев, птиц, женских ликов.

В 80-е гг. В 1902 году Врубеля поражает тяжелый душевный недуг, но и в поздний свой период (проведенный в основном в частных клиниках Москвы и Петербурга) он создает немало работ, отмеченных изысканным мастерством (Жемчужина, 1904 Портрет Валерия Яковлевича Брюсова, 1906), – работ, переходных от модерна к авангарду. В «Демоне поверженном» соединяется реальное и фантастическое, реальность преодолевается деформацией фигуры. Так, в рисунке «Свидание Анны Карениной с сыном», сделанном в начале 80-х годов, Анна с преувеличенной пылкостью чуть ли не душит в объятиях ребенка. Тарабукин писал об умении Врубеля сопоставлением цветовых пятен заставить играть полотно, как драгоценность, а цвет порождал форму. Рвал, зарисовывал сделанное и начинал все с начала.

Переселение было внезапным, почти случайным. Они обнаруживают тягу к востоку – цветистому, волшебному, пряному.

Ни теплого одеяла, ни теплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нем (засаленный сюртук и вытертые панталоны), я не видал. Реализм был не важен для него. Оттуда писал сестре: «Перелистываю свою Венецию (в которой сижу безвыездно, так как заказ на тяжелых цинковых досках, с которыми не раскатишься), как полезную специальную книгу, а не как поэтический вымысел. Когда он познакомился с Надеждой Забелой, разразился скандал по поводу панно «Принцесса Грёза» и «Микула Селянинович». Его торс могуч, словно выкован из меди. Он никогда не сидел на зноем выжженных холмах Аттики и его не мог видеть ни один из жителей Аркадии или Арголиды. Но кризис прошел, его поместили в частную лечебницу доктора Ф. А.

Забелу-Врубель. – Эти сеансы были сплошным издевательством и дразнением.

Он был одним из самых ярких художников конца XIX – начала XX века. Автопортреты не лишены известной доли самолюбования. Не только это единит картину со сказкой, вся ее концепция фантастична.

Она была пианисткой, так будущий художник близко познакомился с классической музыкой. И, наконец, появился последний, «Демон поверженный» — в нем уже лишь злоба и холод. Его вывернутое изломанное тело — метафора пережитых внутренних мучений, борений духа.

Он выходит из больницы, живет в Петербурге, пишет и рисует. Для художника Пан – воплощение чуткой, поэтической души. (1906), необычайно выразительный. Он жаждал свершений, сильных впечатлений, больших событий.

На картине изображён Пан— персонаж древнегреческой мифологии. Как он это делал, можно видеть на примере его картины «Натурщицы в обстановке Ренессанса». Потом Прахов абсолютно отошел от критической деятельности, перестал заниматься современным искусством (характерный симптом 80-х годов. ) и вернулся к изучению древностей.

Осенью 1886 года А. М. Врубель сам приехал в Киев проведать сына и его опасения подтвердились: «Миша здоров (по его словам), но на вид худ и бледен. Больные, санитары позировали ему и тогда возникали портреты-зарисовки. Но они получились такими необычными, что испугали заказчиков. В характере последнего художник подчеркнул демонизм, мятущуюся страсть. Содержание его символа невозможно определить с исчерпывающей точностью.

Вы художник. Образ пастуха расплывчат, он сливается с пейзажем степи, как возникающий из его недр. Те, кто видел историю его болезни, свидетельствуют: все было очень страшно.

"Демон поверженный" был скорбной вехой в биографии Врубеля. Это чувствуется в портретах 1897 г. — К. Д. Арцыбушева, С. И. Мамонтова. Он редко делал этюды, а тем более не писал свои картины с натуры. На вопрос, что же это, Михаил Александрович ответил, что резал себя ножом.

После эйфорического подъема работы Врубель впадает в тяжелую депрессию. Прахов с просьбой рекомендовать кого-либо из способных студентов для реставрации древних фресок в храме Кирилловского монастыря (XII в) под Киевом, Чистяков без колебаний представил ему Врубеля со словами: "Лучшего, более талантливого для выполнения твоего заказа я никого не могу рекомендовать". Экспрессивно-драматичны и портреты (К. Последними его словами были: "Хватит лежать, собирайся, Николай, поедем в Академию. Достаточно просто повнимательнее присмотреться к вещам. Он сделался, по выражению Константина Коровина, «птенцом Москвы».

Ничего демонического во Врубеле не было и все же, почему именно Демон. Врубель был феноменальным наблюдателем реальности, на этой основе произрастает его фантастика можно сказать, что это фантастика самой природы. Как художник Врубель сформировался стремительно. Багровые цветы чертополоха, рыжий конь — все будто несет следы ушедшего солнца.

Последней работой Врубеля стал Портрет В. Я. Тот вариант «Демона поверженного», на котором оборвался отчаянный поединок и дух художника изнемог, не принадлежит – нужно признать – к вершинам творчества Врубеля. Он не следовал анатомической правильности. Тогда он делал десятки разных набросков и чувствовал — не то.

Причем "все, что ни сделал Врубель, было классически хорошо", – писал художник А. Головин. В знаменитой картине "Демон сидящий" (1890, ГТГ) Врубель пишет "молодую, уныло-задумчивую фигуру" среди фантастического лилово-терракотового ландшафта, кристаллических, драгоценных цветов. Но в трактовке фигур и лиц он проявил себя как художник современный, как психолог. Данная трактовка образа героя как некоей самостоятельной, хтонической силы, тесно связанной с природой, характерна и для других картин «сказочного цикла» Врубеля1.

Он чрезвычайно сложен и многогранен. В марте 1902 года В. Бехтерев обнаружил у него неизлечимую болезнь (сухотка спинного мозга), которая грозила сумасшествием. Тех миров, которые видели они, мы не видим". – Ничего нельзя понять, – пожала плечами она.

Лицо пастуха не разглядеть, поскольку он стоит спиной к ценителям искусства. Последние лучи солнца играют на белоснежном оперении, переливаясь радужными красками. Реализм был не важен для него. Потом делал эскизы росписей нового Владимирского собора в Киеве, которые, однако, не были приняты (в этом храме Врубелем сделаны только орнаменты). Цветы часто фигурируют и в картинах мастера. И когда в 1905 году на выставке Союза русских художников появилась пастель Врубеля Жемчужная раковина (Жемчужина), ее назвали непередаваемым чудом, волшебством.

Атмосфера волшебной сказки, характерная для картин Пан (1899), Царевна-Лебедь, К ночи, Сирень (все 1900), пронизана характерным для символизма чувством темного хаоса, таящегося за внешними покровами мироздания. Почему-то на протяжении всей своей творческой жизни Врубель возвращался к этому образу. На фоне каменистых заснеженных вершин – голова с шапкой черных кудрей. В работе над ними художник уже не копировал старинные образцы. Тогда же у Врубеля складываются и другие средства преображения реальности.

Вы не сердитесь, я это потому сказал, что вижу вашу ошибку». Запечатлен процесс, а не результат мироздания. Вероятно, «Демон» был не причиной заболевания Врубеля, но стал катализатором, ускорителем: совпадение окончания картины с началом болезни едва ли случайно. В образе Пана-Лешего, представленного на фоне сумеречной северной природы, Врубель пытался уловить «интимнейшую национальную ноту»3. Первая дошедшая до нас на эту тему картина Демон (сидящий) (1890).

Демон замер в позе ожидания и созерцания. ун-та и посещал вечерние классы Академии художеств. Невысокого роста, очень пропорционального сложения, одет. И все же он нетерпеливо ждал возвращения.

Это состояние неподвижности может продлиться долго. Это не борьба добра и зла. В конце XIX в. художественная культура России переживала период формирования нового стиля (в России он получил название «модерн»).

Врубеля тут. Меня сильно поразила картина "Пан". Болезнь Михаила Александровича загадочна. В 1889 году художник переехал в Москву, где познакомился с Саввой Мамонтовым. В апреле 1902 года Врубель попадает в психиатрическую больницу. «Принцесса Грёза» – вечная мечта художников о прекрасном.

Их малоискусными руками фрески прописывались сверху по сохранившимся контурам (по «графьям») теперь такой способ был бы сочтен варварским. Художник-творец упивался этой красотой, поднимаясь к вершинам творческого экстаза. И вновь превратятся в обычных животных. «Верится, что Князь мира позировал ему, — говорил Александр Бенуа.

Трагическое чувство освобождается от перенапряжения. вылепленный, он только может помочь живописи». Он страшно эффектен, конечно и был еще более эффектен, пока не потускнели, не пожухли его краски, но С. Яремич справедливо заметил, что здесь «близка к нарушению высшая художественная сдержанность». Дико и жалко лицо падшего с мучительно искривленным ртом, хотя в его венце еще горит розовый отблеск.

Вдохновенную речь на похоронах произнес А. Блок, назвав художника "вестником иных миров". Вообрази, ни одного стола, ни одного стула.

Его вывернутое изломанное тело – метафора пережитых внутренних мучений, борений духа. Скорбь и тревога – вот два мотива, уловленных Врубелем и выраженных в цветовой гармонии.

Рядом с портретом Мамонтова можно поставить последнее произведение Врубеля – графическое изображение Валерия Брюсова (1906), нарисованное углем и сангиной. Пан по-гречески означает всепроникающий, вездесущий. В 1890 году, через год после приезда Врубеля в Москву, будет написан "Демон Сидящий". Но с 1906 года Михаил Александрович почти не покидает клинику. Для него работа во Владимирском соборе была «путем к свету», путем постижения великих ценностей.

Живой предстает страна, в которой кипят пылкие чувства, сильны и любовь и ненависть. Фигуры словно парят в безвоздушном пространстве. Вот таким образом, когда к Чистякову обратился его старый друг профессор А. В. "Что за бедствие вся жизнь этого многострадальца, – вспоминал И. Е. В 1874, окончив гимназию, поступил на юридический ф-т Петербург. Моделью художника была выбрана дочь владельца антикварной лавки. Врубель был едва ли не первым среди деятелей русской художественной культуры, кто начал движение к символизму.

Ему дана власть, за то, что я будучи не достоин, писал Богоматерь и Христа. Чертополохи в картине «К ночи» — живые красные факелы: они переговариваются, шепчутся, кажутся одушевленными детьми земли. Жизнь и творчество Михаила Врубеля стали легендой еще при жизни.

Тот обед 28-летнего Врубеля стоил всего два рубля.

Византийская традиция насыщается здесь острым, трагически-напряженным психологизмом нового времени. Нижняя часть его тела покрыта чёрными волосами, которые в нижней части картины сливаются с землёй (из-за чего создаётся впечатление, что он вырастает из пня или прямо из земли). Особенно примечательна акварель Голова Демона. В Академии он работал по двенадцать часов в день. Александр Блок писал о «Демоне поверженном»: «закат озолотил небывалые сине-лиловые горы.

Впервые экспонировалось полотно под названием «Лошади». Художник обращается к сцене ночного, которая в сельской является обыденностью. И впервые стал искушать Врубеля и завладевать его воображением сумрачный образ богоборца – Демона. Я страдал, а когда резал себя, страдания уменьшались». Не все из них согласились.

Одну из самых интересных его статей, посвященную Шестой передвижной выставке 1878 года (собственно, двум экспонатам – «Кочегару» Ярошенко и «Протодьякону» Репина), не пропустила цензура. Родился в Омске 5 (17) марта 1856 года. Круги, расходившиеся от его внутреннего напряжения, достигали не только всех обыденных обстоятельств бытия, но проникали в плоть каждого произведения.

Тех миров, которые видели они, мы не видим. Врубель писал картины на темы pyc.

На небе виднеется луна, приближается ночь. Ковальский расположился писать этюд на высоком холме с видом на Днепр и дальние луга. Врубель Михаил Александрович (Mikhail Vrubel), русский художник, крупнейший представитель символизма и модерна в русском изобразительном искусстве. Приближается ночь.

Их бесплотность подчеркнута холодным светом, преображающим сцену. Там Врубель начал писать портрет В. Брюсова (1906, ГРМ), но болезнь неотвратимо обострялась, в 1906 году художник ослеп, портрет остался незавершенным. Врубель Михаил Александрович, выдающийся русский художник, ярчайший представитель символизма и модерна в искусстве России (конец 19 – начало 20 столетия). Брюсова. А. В. Прахов, в тесном общении с которым (и с его семьей) Врубель провел пять киевских лет, был известен в художественных кругах. Все эти чувства скрыты некоей формой отчуждения.

К началу 1904 года он почти умирал. В этом гимне что-то торжественное, возвышающее. Так в Киеве никто не одевался и это-то и произвело на меня должное впечатление. И «Микула Селянинович» – сила земли русской. В своей трактовке образа Демона он значительно отступает от литературного прототипа, ослабляя настроения бунта, гордыни, презрения к миру и выделяя лирическое начало образа: для него Демон — «дух страдающий, но не злобный».

На поверхности этот индивидуальный стиль легко узнаваем: это манера трактовать видимые формы в виде мозаики мазков, кубизированная орнаментация объемной формы. Цвет в картинах Врубеля – это окрашенный свет, пронизывающий изнутри грани кристаллической формы. Хозяин, даже не взглянув на рисунок, поднял скандал. Он умер в Петербурге 1 (14) апреля 1910 года в больнице для душевнобольных доктора Бари, умер от воспаления легких. Чередование света и тени еще более усилило эту динамику.

Это дьявол делает с моими картинами. Более всего он работал над двумя сюжетами — «Надгробный плач» и «Воскресение» (1887). Холодный лиловый цвет борется с теплым оранжево-золотистым. Но в 1928 году какой-то душевно неуравновешенный посетитель разбил скульптуру. После переезда в Москву Врубель становится одним из самых активных членов художественной группы Саввы Мамонтова.

Нижняя часть его тела покрыта чёрными волосами, которые в нижней части картины сливаются с землёй (из-за чего создаётся впечатление, что он вырастает из пня или прямо из земли). «Демон поверженный» захватывает не столько своей живописью, сколько зримым воплощением трагедии художника: мы чувствуем – «здесь человек сгорел». Почему этот образ всю жизнь не дает ему покоя. Врубель рано испытал то, что через два десятилетия Блок называл «наплывом лиловых миров», лилового мрака, одолевающего золотой свет. Но летом 1884 года художник остался в чужом городе без всяких средств. В этом взгляде – жажда познанья и свободы, мятежный дух сомнения.

И падения с этих вершин были сопряжены с отчаянием, тоской и меланхолией. Первый биограф Врубеля А. П. Иванов писал о них: «Пластическая музыка этих икон построена в величавых и ясных ладах Дж. Беллини и Карпаччо, а в глубине ее, как доминанта в органном пункте, звучит красочное волшебство мозаик Сан Марко». Они лишены покоя, обладают собственной энергией. Демон. Знобит от его взгляда.

Редчайший дар колориста проявил Михаил Александрович в своей картине «К ночи», созданной в 1900 году. Брюсов вспоминал эти сеансы в больнице. В три года у Врубеля умерла мать, но мачеха оказалась доброй и любящей и детство болезненного мальчика было счастливым.

Блестяще образованный, всегда со вкусом одетый, Врубель был принят везде. В России Врубеля можно считать родоначальником этого стиля. Речь шла об Эмилии Праховой. Когда не было моделей, он рисовал себя.

Сестра Анна осталась для него ближайшим другом на всю жизнь. В те годы молодой художник так изощрил и натренировал глаз, что различал «грани» не только в строении человеческого тела или головы, где конструкция достаточно ясна и постоянна, но и в таких поверхностях, где она почти неуловима, например в скомканной ткани, цветочном лепестке, пелене снега. Его отвезли сначала в Ригу, потом перевели в клинику Сербского в Москву. Осенью 1889 года Врубель переезжает из Киева в Москву. Необычайная красота и присутствующая мистика приковывают к себе взгляды.

Это находит отражение и в станковом характере рисунков. Михаил Врубель не имел ни учеников, ни последователей, составивших школу. Иногда получались целые сцены — играющие в шахматы, беседующие. На глазах зрителя совершается чудо превращения морского прибоя в крылья Царевны-Лебедь.

Он как раз и работал над «Демоном», когда неожиданно приехал отец.