Картина Врубеля К Ночи

В созданной в 1900 году картине «к ночи», Врубель проявил свой редчайший дар колориста. Купить картину или постер "К ночи", художника Михаила Врубеля вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге.

Описание картины Михаила Врубеля «К ночи»

Это еще один опыт чуткого прислушивания к «голосам» природы в творчестве художника. «Принцесса Грёза» – вечная мечта художников о прекрасном. Михаил Врубель начал метаться, пить, увлекся какой-то заезжей танцовщицей. Из-за службы отца семья часто переезжала. Но сценическая условность преображена натиском врубелевской кисти, претворена в сказочную.

Репин, – и какие есть перлы его гениального таланта". В нем нет примирения и в душе собираются силы для нового восстания. Он не следовал анатомической правильности. Эту картину Врубель написал вслед за «Сиренью» – на у же известном нам хуторе Н. Ге в Черниговской губернии. Именно в это время в его творчестве впервые возник образ духа зла-Демона.

Болезнь Михаила Александровича загадочна. Не все из них согласились. После эйфорического подъема работы Врубель впадает в тяжелую депрессию. Для него работа во Владимирском соборе была «путем к свету», путем постижения великих ценностей. Реализм был не важен для него.

Академическое жюри работы Врубеля не приняло. Не все из них согласились. Врубель отличался редкой многогранностью дарования.

На глазах зрителя совершается чудо превращения морского прибоя в крылья Царевны-Лебедь. Вдохновенную речь на похоронах произнес А. Блок, назвав художника "вестником иных миров". А. В те годы молодой художник так изощрил и натренировал глаз, что различал «грани» не только в строении человеческого тела или головы, где конструкция достаточно ясна и постоянна, но и в таких поверхностях, где она почти неуловима, например в скомканной ткани, цветочном лепестке, пелене снега. И, наконец, появился последний, «Демон поверженный» — в нем уже лишь злоба и холод.

В картине художник отказывается от конкретных реалий места и времени. Особое влияние на Врубеля оказали живопись венецианского Возрождения (из современников – испанец М. Фортуни и английские прерафаэлиты). Атмосфера волшебной сказки, характерная для картин Пан (1899), Царевна-Лебедь, К ночи, Сирень (все 1900), пронизана характерным для символизма чувством темного хаоса, таящегося за внешними покровами мироздания. И «Микула Селянинович» – сила земли русской.

Сочинение по картине 
Врубеля «К ночи»

Сочинение по картине Врубеля «К ночи»

И когда в 1905 году на выставке Союза русских художников появилась пастель Врубеля Жемчужная раковина (Жемчужина), ее назвали непередаваемым чудом, волшебством. Врубель потрясает нас. Рвал, зарисовывал сделанное и начинал все с начала. Тех миров, которые видели они, мы не видим". Из мемуаров известно, что Врубель выступал в самых разных образах.

Когда он познакомился с Надеждой Забелой, разразился скандал по поводу панно «Принцесса Грёза» и «Микула Селянинович». Застыли вокруг горы, превратились в камни облака и цветы. Приглашенный для реставрации Кирилловской церкви (12 век), Врубель в ряде случаев должен был исполнить новые композиции (в частности, Сошествие Святого Духа, 1884) тогда же художник написал и икону Богоматерь с младенцем (Киевский музей русского искусства).

Почему-то на протяжении всей своей творческой жизни Врубель возвращался к этому образу. Потом делал эскизы росписей нового Владимирского собора в Киеве, которые, однако, не были приняты (в этом храме Врубелем сделаны только орнаменты). В 1901 году у Врубеля родился сын Савочка.

Он продолжает свою тяжбу с Богом, с миром, с людьми. Позднее, в 1899 г., Врубель написал панно (незавершенное) «Демон летящий», а в 1902 г. — «Демон поверженный» (ГТГ). В тупик зашло и его чувство к жене Прахова. Он критически относился к современному искусству.

Но с 1906 года Михаил Александрович почти не покидает клинику. На вопрос, что же это, Михаил Александрович ответил, что резал себя ножом. Врубель жениться на Е. Х. В 1906 художник ослеп.

Он все мои картины исказил». Картина «Демон сидящий» написана в 1890 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Эта картина была задумана ещё в Киеве. Семья все время переезжала, жила то в Астрахани, то в Петербурге, то в Саратове, потом в Одессе.

Многие люди узнают в картинах Врубеля виды природы, которые видят каждый день. Брюсов вспоминал эти сеансы в больнице. Я страдал, а когда резал себя, страдания уменьшались». Но в общей сонной атмосфере тех лет рождалось новое, живое, одухотворенное искусство.

Демоны: как Врубеля 
свели в могилу его 
собственные картины

Демоны: как Врубеля свели в могилу его собственные картины

Окончив Петербургский университет и пройдя военную службу М. А. Сын священника, он хорошо понимал, за что берется. Врубель пытался как можно более полно объять демоническую тему, воплощая её в скульптуре, графике и живописи (к сожалению, ранние опыты не сохранились).

Критики утверждали: «декадентское уродство». Очарование родной природы, гордая и нежная душевность сказочной девушки-птицы. Сестра Анна осталась для него ближайшим другом на всю жизнь.

"Что за бедствие вся жизнь этого многострадальца, – вспоминал И. Е. художник исполнил серию иллюстраций к произведениям М. Ю. Лермонтова, в том числе к поэме «Демон». В Одессе мальчик учиться рисованию в школе Общества изящных искусств. Церковь находится на территории больницы, подобной той, где испустил дух Мастер. Эта трагическая судьба просвечивает в написанном Врубелем акварельном портрете сына. Необычайная красота и присутствующая мистика приковывают к себе взгляды.

В киевский период оформляется индивидуальный стиль Врубеля. Он продолжает свою тяжбу с Богом, с миром, с людьми. Его вывернутое изломанное тело — метафора пережитых внутренних мучений, борений духа.

Рвал, зарисовывал сделанное и начинал все с начала. Ничего демонического во Врубеле не было и все же, почему именно Демон. Казалось, ничего демонического в Михаиле Александровиче Врубеле не было.

У Врубеля сложились близкие отношения с другим русским художником в Академии – В. Серовым. Он редко делал этюды, а тем более не писал свои картины с натуры. Позднее Врубель создал ряд акварельных эскизов на темы «Воскресение» и «Надгробный плач» для росписей Владимирского собора в Киеве, оставшихся неосуществленными. Речь шла об Эмилии Праховой.

Отчизна пращуров. Он умер в Петербурге 1 (14) апреля 1910 года в больнице для душевнобольных доктора Бари, умер от воспаления легких. Багровые цветы чертополоха, рыжий конь — все будто несет следы ушедшего солнца. Врубель очень редко придает человеческим силуэтам эластичность и мягкость кожных покровов. Об этом напоминает и спина пастуха, она похожа на слиток меди. В образе Пана-Лешего, представленного на фоне сумеречной северной природы, Врубель пытался уловить «интимнейшую национальную ноту»3.

Он очень надеется, что в Москве у него все сложится по-другому. Несколько позже Врубель вылепил скульптурную голову Демона, более жестокого и даже исступленного, с вышедшими из орбит глазами. Отношения Врубеля младшего с мачехой сложились хорошо и благодаря её призванию (она была пианисткой) художник вырос на классической музыке. Неверный свет заката трансформирует реальность, делает ее зыбкой и многозначительной. Ему дана власть, за то, что я будучи не достоин, писал Богоматерь и Христа.

Ничего демонического во Врубеле не было и все же, почему именно Демон. Тогда он переехал в Москву. Этот человек затравлен, повергнут, но не сломлен. По словам художника А. Головина, все, что бы ни сделал Врубель, было классически хорошо. Его фантастический реализм оказался провидческим.

«Русский стиль» этих вещей находит выражение и в его сценографии, связанной с Московской частной русской оперой Саввы Ивановича Мамонтова, в том числе в оформлении Садко (1897) и Сказки о царе Салтане (1900) Николая Андреевича Римского-Корсакова. Для него работа во Владимирском соборе была «путем к свету», путем постижения великих ценностей. В нем господствует пластически-скульптурный объемный рисунок, своеобразие которого — в дроблении поверхности формы на острые, колкие грани. И кажется, ему это удалось. В свои девять лет М. Врубель по памяти копировал Микеланджело.

Михаил Александрович 
Врубель (1856—1910)

Михаил Александрович Врубель (1856—1910)

В свое время он пытался занять позицию «над схваткой», отстраниться от социальных и политических проблем, уйти от действительности, замкнуться в очерченном им круге чувств и образов. Врубель сходится с абрамцевским кружком и как-то быстро вписывается в московскую жизнь. Незадолго до этого он написал страшную в своей обречённости картину – «Демон поверженный».

На картине изображён Пан— персонаж древнегреческой мифологии. Тогда он делал десятки разных набросков и чувствовал – не то. Почему этот образ всю жизнь не дает ему покоя. И каждый раз на холсте являлся другой, не похожий на предыдущего: в его лице то одиночество и тоска, то отчаяние.

Состояние Врубеля менялось и менялся исступленно, много раз переписываемый им его Демон. — Эти сеансы были сплошным издевательством и дразнением. Врубель Михаил Александрович (Mikhail Vrubel), русский художник, крупнейший представитель символизма и модерна в русском изобразительном искусстве. Самобытная манера Врубеля – особого рода кристаллический рисунок, мерцающий тонами «сине-лилового мирового сумрака» – окончательно сформировалась в его киевские годы (1884–1889), причем в русле церковного искусства.

Экспрессивно-драматичны и портреты (К. Врубель, в 1880 году становится студентом Академии художеств. Осенью 1889 года Врубель переезжает из Киева в Москву. На картине изображён Пан— персонаж древнегреческой мифологии. Бенуа даже обвинял Врубеля в том, что он ломается и нарочито гениальничает. Родился в Омске 5 (17) марта 1856 года.

Впервые экспонировалось полотно под названием «Лошади». На небе виднеется луна, приближается ночь. Потом это легко запоминается и легко исполняется».

Он перекликается с опустошённостью души. Сильное, возвышенное в человеке-творце давится, попирается тяжеловесными устоями общества. Он выходит из больницы, живет в Петербурге, пишет и рисует. Нижняя часть его тела покрыта чёрными волосами, которые в нижней части картины сливаются с землёй (из-за чего создаётся впечатление, что он вырастает из пня или прямо из земли). Первая дошедшая до нас на эту тему картина Демон (сидящий) (1890). Искусство Врубеля — реальность, в которую мы верим так же безоговорочно, как и в окружающую нас повседневность, но реальность особая, существующая лишь в линиях и цвете художника.

Образ пастуха расплывчат, он сливается с пейзажем степи, как возникающий из его недр. Даже решил вылепить Демона из глины: «вылепленный, он только может помочь живописи». На вопрос, что же это, Михаил Александрович ответил, что резал себя ножом. «При всей страсти к событиям, — писал о нем А. Блок, — в мире ему не хватало событий и события перенеслись во внутренний мир, — судьба современного художника. »126. Ему предлагают заказы, он с большим вдохновением иллюстрирует произведения Лермонтова и опять вплотную подходит к воплощению образа Демона, который видится ему то ангелом, то жестоким, даже исступленным духом зла. Данный образ заставляет задаться вопросом: кто же изображен перед нами.

Подспудный трагизм достигает кульминации в тех врубелевских образах, которые восходят к его иллюстрациям к поэме Лермонтова Демон (акварель, белила, 1890–1891, Третьяковская галерея и Русский музей, Санкт-Петербург), – в картинах Демон (1890) и Демон поверженный (1902 обе работы – Третьяковская галерея). Его последние работы: «Видение пророка Иезекииля» и портрет поэта Брюсова. Или это было самоубийство. В этом он имеет в виду обращение живописи к литературе. Даже решил вылепить Демона из глины: «вылепленный, он только может помочь живописи».

В своей трактовке образа Демона он значительно отступает от литературного прототипа, ослабляя настроения бунта, гордыни, презрения к миру и выделяя лирическое начало образа: для него Демон — «дух страдающий, но не злобный». Это дьявол делает с моими картинами. Работал над картиной Врубель уже в Москве, в доме Мамонтова, в предоставленной студии. Был в нем большой талант, а в душе бушевали большие страсти. Родился будущий художник в Омске в марте 1856 года, художественному мастерству обучался в Петербурге в Академии художеств. Однако художественное воспитание отец прививал сыну лишь для общего развития.

"Врубель, – пишет Головин, – идеально выражал свою мысль. Скорбь и тревога – вот два мотива, уловленных Врубелем и выраженных в цветовой гармонии. В 1890 году свет увидела его картина – «Демон сидящий». В 1884 году Врубель уходит из Академии. Изменились и вкусы.

Однако он изображён на фоне типичного северороссийского пейзажа (равнина, кривая берёза, лес, река), что роднит его с образом лешего3. В 1890—1891 гг.

Еще одна "тайна 
Демона" в жизни 
и творчестве Михаила

Еще одна "тайна Демона" в жизни и творчестве Михаила Александровича Врубеля

В 1903 году умирает малолетний сын Врубебя, через год после написания его портрета. Он выходит из больницы, живет в Петербурге, пишет и рисует. Осенью 1889 года Врубель переезжает из Киева в Москву. Как он это делал, можно видеть на примере его картины «Натурщицы в обстановке Ренессанса». Пан представлен в виде морщинистого лысоватого старика с голубыми глазами, небольшими рогами, кучерявой бородой и узловатыми пальцами он сидит, согнув левое колено, держа в правой руке свой неизменный атрибут— флейту Пана.

Но он постоянно и неутомимо всматривался. Казалось, ничего демонического в Михаиле Александровиче Врубеле не было. Демон. Но в глазах у его Демона нет ненависти, только глубокая, непреодолимая тоска. Его последние работы: «Видение пророка Иезекииля» и портрет поэта Брюсова. Брюсов вспоминал эти сеансы в больнице.

Один их моих любимых 
художников-Михаил 
Врубель

Один их моих любимых художников-Михаил Врубель

Чертополохи в картине «К ночи» — живые красные факелы: они переговариваются, шепчутся, кажутся одушевленными детьми земли. Но с 1906 года Михаил Александрович почти не покидает клинику. И вновь ассоциации с Мастером. Сильное, возвышенное в человеке-творце давится, попирается тяжеловесными устоями общества.

Образованные люди читали Ибсена и Метерлинка интересовались творчеством Дега и Моне. Для художника Пан – воплощение чуткой, поэтической души. Врубельский «демон» сочетает в себе красоту, ум, величие, мощь и в то же время – бессилие, беспомощность (что видно из его безнадёжно сцепленных рук). В какой бы области ни работал художник, он создавал первоклассные произведения. А. М. Посмотрите на спину пастуха в ночном — она словно слиток меди.

ВРУБЕЛЬ Михаил Александрович (1856-1910)

Времена обострения психического расстройства сменяются у художника спокойными периодами. Его вывернутое изломанное тело – метафора пережитых внутренних мучений, борений духа. Времена обострения психического расстройства сменяются у художника спокойными периодами. Врубель сходится с абрамцевским кружком и как-то быстро вписывается в московскую жизнь. Искусство Врубеля трудно ограничить четкими рамками какого-либо одного направления. Теперь отреставрированная работа находится в запасниках. Его персонажи больше от растительного царства, от скал, минералов и металлов.

Скорбь и тревога – вот два мотива, уловленных Врубелем и выраженных в цветовой гармонии. В начале 1902 года В. Бехтерев обнаружил у него неизлечимую болезнь (сухотка спинного мозга), которая грозила сумасшествием. Запечатлен процесс, а не результат мироздания. Тогда он делал десятки разных набросков и чувствовал — не то. Он огромен, его фигура будто вырублена из камня. Так в 1874 году М. Врубель учиться на юриста в Петербургском университете.

Врубель Михаил Александрович 
 (1856—1910)

Врубель Михаил Александрович (1856—1910)

Он сделался, по выражению Константина Коровина, «птенцом Москвы». Приближается ночь.

Они лишены покоя, обладают собственной энергией. Врубель шел к этой мечте, но, осознав несбыточность ее в этой жизни, неосуществимость своих идеалов, он на крутом повороте оборвался в пропасть — «Демон поверженный» русского искусства. Гармоническое соединение фантастического и реального видим и в картине "Царевна-Лебедь" (1900, ГТГ). Это дьявол делает с моими картинами.

Михаил Александрович в невероятном нервном исступлении работал над этой картиной. Художник прекрасно построил композицию картины — фигура кажется устойчивой глыбой. Михаил Александрович был прекрасно образован, закончил Петербургский университет, два факультета – юридический и историко-филологический, причем оба с золотой медалью, говорил на восьми языках. В 1889 году художник переехал в Москву, где познакомился с Саввой Мамонтовым.

Так Врубель превращается в постоянного обитателя психиатрических клиник. Сам художник не однократно упоминал, что демон с греческого переводится как «душа». То он «вельможный пан» с иголочки одетый (отец его был поляком), то он одет в чёрный бархатный костюм, панталоны и чулки как венецианец с картины Тициана, то окружает себя странными людьми: снобами, кутилами, цирковыми артистами итальянцами, бедняками, алкоголиками (так говорил друг Коровин). Безмолвие сумерек нарушают только печальный крик ночной птицы, да храп коней. В апреле 1902 года Врубель попадает в психиатрическую больницу.

Влияние его искусства было универсальным: в той или иной мере его испытали практически все крупные мастера русского искусства 20 века. А в 1886 году он знакомится с К. Коровиным. Картина К ночи – симфония тревоги, той тревоги, которую Врубель подмечал не однажды, выражая её в глазах Анны Карениной, богоматери из Надгробного плача, Демона, Валькирии, пророка и в автопортретах. Знобит от его взгляда. Он сделался, по выражению Константина Коровина, «птенцом Москвы». Ведь в ночи всякое померещиться может.

Картина К ночи – 
Врубель Михаил

Картина К ночи – Врубель Михаил

Достаточно просто повнимательнее присмотреться к вещам. Критики утверждали: «декадентское уродство». Конгломерат искрящихся форм в последней картине близок уже к беспредметному искусству. Есть какая-то безошибочность во всем, что он сделал".

Прислушиваясь к шорохам ночного леса, журчанию ручья, шепоту листвы, он вбирает в себя все звуки и вибрации с тем, чтобы излить их в своих грустных незатейливых мелодиях. " (с). Это одни из самых любимых картин Художника. Перламутровый колорит картины словно порожден музыкой. Демон (сидящий) был окончен в 1890 году. Врубель Михаил Александрович, выдающийся русский художник, ярчайший представитель символизма и модерна в искусстве России (конец 19 – начало 20 столетия).

В 1913 году рядом похоронили его жену, Н. И. Но это все тот же Пан. В 1902 году Врубеля поражает тяжелый душевный недуг, но и в поздний свой период (проведенный в основном в частных клиниках Москвы и Петербурга) он создает немало работ, отмеченных изысканным мастерством (Жемчужина, 1904 Портрет Валерия Яковлевича Брюсова, 1906), – работ, переходных от модерна к авангарду. О своей картине Врубель написал отцу: «Демон – дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбящий, при всём этом дух властный, величавый». Данная трактовка образа героя как некоей самостоятельной, хтонической силы, тесно связанной с природой, характерна и для других картин «сказочного цикла» Врубеля1. Он не следовал анатомической правильности. Рассудок художника не выдерживает невероятного творческого напряжения.

Очевидцы рассказывали, что на хуторе Ге (где Врубель проводил почти каждое лето) по вечерам всем обществом ходили на ближний курган смотреть закат — и узнавали фоны сказочных картин Врубеля, восхищались, как верно переданы у него эффекты вечернего неба. Врубелю хотелось быть универсальным художником и он в 90-е годы создавал и монументально-декоративные панно и декоративную скульптуру, занимался витражами, театрально-декорационной живописью и даже архитектурой. Реализм был не важен для него. Вместе с семьей Мамонтова Врубель ездил во Францию, Италию, Грецию. Однако, он изображён на фоне типичного северо-российского пейзажа (равнина, кривая берёза, лес, река), что роднит его с образом лешего.

Сквозь жесткие черные волосы цыгана-пастуха, виднеются рога. И «Микула Селянинович» — сила земли русской. Он очень надеется, что в Москве у него все сложится по-другому. Редчайший дар колориста проявил Михаил Александрович в своей картине «К ночи», созданной в 1900 году. Врубель ответил: «Если бы вы знали, сколько я работал с натуры.

Материал из Википедии 
— свободной энциклопедии

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Так, как Врубель написал «демона», не мог писать ни один из его современников. В нем нет примирения и в душе собираются силы для нового восстания. Он все мои картины исказил». Сын священника, он хорошо понимал, за что берется. Ему дана власть, за то, что я будучи не достоин, писал Богоматерь и Христа.

Здесь художник пишет ряд лучших своих картин, работает в майолике – скульптуры Царь Берендей, Лель, Волхова, – все в Третьяковской галерее, Москва, обращаясь к дизайну исполняет эскизы керамической печи, вазы, скамьи (Музей в Абрамцеве). Весь мир как бы отторгает его. Данная трактовка образа героя как некоей самостоятельной, хтонической силы, тесно связанной с природой, характерна и для других картин «сказочного цикла» Врубеля.

Портрет старушки 
Кнорре за вязанием

Портрет старушки Кнорре за вязанием

Художник в периоды помрачения впадал то в манию величия, то в полное самоуничижение. Ее образ он воплотил в образе Богоматери, образе бесконечно трогательном и печальном. Академическое жюри работы Врубеля не приняло.

Сидящий демон — словно исполин. Это козлоногое существо с цевницей в руке – бог природы, но природы северной. Всё тело Демона составлено из металлических мускулов. Фон только на этой картине реалистичен. «Принцесса Грёза» — вечная мечта художников о прекрасном. Талант Врубеля-декоратора проявляется и в его огромном панно Принцесса Грёза, заказанном для Нижегородской ярмарки (1896, Третьяковская галерея). Его преподавателями были П. Чистяков и И. Репин. Лицо пастуха не разглядеть, поскольку он стоит спиной к ценителям искусства.

  1. Последние номеранаших изданийв вашем планшете
  2. Работа сайта временно приостановлена
  3. Поздний период творчества Врубеля

В Академии он работал по классу П. П. Чистякова. Ему очень нравились живописные возможности радужной игры покрытых люстром (специальной пленкой из сплавов металлов) глиняных скульптур. Сестре художник писал так: «Поиски мои – исключительно в области техники. Михаил Александрович Врубель родился 5 марта 1856 года в Омске/в семье военного юриста. Разгневанный Мамонтов строит для этих панно отдельный павильон. Был в нем большой талант, а в душе бушевали большие страсти.

Не только это единит картину со сказкой, вся ее концепция фантастична. Глубокий смысл заложен всего в двух словах. «Верится, что Князь мира позировал ему, — говорил Александр Бенуа. В то же время он как будто театральный – фантастичный, неподвижный, декоративный. Я страдал, а когда резал себя, страдания уменьшались».

Последние номеранаших 
изданийв вашем планшете

Умер Врубель в Петербурге 1 (14) апреля 1910. Жена художника, Н. Завела, называла его – «Степь», – как бы отмечая источник вдохновения Врубеля. Феерическое великолепие врубелевского колорита в полной мере проявилось в картине Девочка на фоне персидского ковра (1886, там же). Забелу-Врубель. Когда художник писал демона, в начале работы, тот вполне умещался на холсте.

Последними его словами были: "Хватит лежать, собирайся, Николай, поедем в Академию. Когда-то она экспонировалась в Русском музее в Ленинграде. Речь шла об Эмилии Праховой. В 1899 году Врубель потерял отца, а в 1901 году у него родился сын Савва, с врождённым дефектом – «заячьей губой», – что произвело на художника тягостное впечатление.

Александр Блок писал о «Демоне поверженном»: «закат озолотил небывалые сине-лиловые горы. Но в 1928 году какой-то душевно неуравновешенный посетитель разбил скульптуру. Нижняя часть его тела покрыта чёрными волосами, которые в нижней части картины сливаются с землёй (из-за чего создаётся впечатление, что он вырастает из пня или прямо из земли). Разгневанный Мамонтов строит для этих панно отдельный павильон. Ему было отведено прожить всего два года.

Этот человек затравлен, повергнут, но не сломлен. " Хоронили Врубеля на Новодевичьем кладбище. К примеру, говорил учителю Репину, в глаза, что тот не умеет рисовать. "Царевна-Лебедь". И вновь превратятся в обычных животных.

Эта картина, по сути, сценический портрет его жены, Забелы надежды Ивановны. Остальное сделано уже до меня, только выбирай». Почему этот образ всю жизнь не дает ему покоя. Именно так написана картина «Демон» (1890, ГТГ). Чтобы писать настоящие иконы, нужна подлинность веры.

Вессель. И все же вспомним слова А. Блока: «В этой борьбе золота и синевы уже брезжит иное». Художник написал эту картину в 1890 г., выразив в ней всю программу своего творчества. Вот наверно это и хотел передать Мастер. Константин Коровин рассказывал: как-то летом они с Врубелем пошли купаться и Коровин увидел у приятеля на груди большие белые полосы, как шрамы.

Художнику удалось передать такой переход из одного мира в другой. Михаил Александрович в невероятном нервном исступлении работал над этой картиной. Учился Врубель в Петербургской Академии художеств (1880–1884) у Павла Петровича Чистякова уроки акварели брал у Ильи Ефимовича Репина. Жизнь и творчество Михаила Врубеля стали легендой еще при жизни. Когда он познакомился с Надеждой Забелой, разразился скандал по поводу панно «Принцесса Грёза» и «Микула Селянинович».

Его торс могуч, словно выкован из меди. В. Васнецов так же чутко изображал литературные произведения в своих картинах. Плоть врубелевских персонажей, как в известной арии варяжского гостя, «от скал тех каменных», от минералов и металлов, от растительного царства. Вогнутость и неровность спины, слегка навеивает страх. Блок видел в «демоне» – «Юношу в забытье Скуки».

В небе слегка мерцает молодой месяц, гудящая тишина обнимает степные просторы. Каждому, кто бывал в Третьяковской галерее в Москве, наверное, запомнился «Демон» Врубеля. Величавая фигура Демона возникает среди вспышек и мерцаний света, словно в брожении и бурлении остывающей магмы. Чтобы писать настоящие иконы, нужна подлинность веры.

Природа, кажется, только обретает свои очертания, формы и краски зыбки и изменчивы. В образе Пана-Лешего, представленного на фоне сумеречной северной природы, Врубель пытался уловить «интимнейшую национальную ноту». Пан по-гречески означает всепроникающий, вездесущий. Конечно, ночь побеждает, конечно, сине-лиловые миры рушатся и затопляют окрестность.