Картина За Завтраком

На картине «За обедом», другое название «За завтраком» Зинаида Серебрякова изобразила собственных детей. «за завтраком» (или «За обедом») — картина русской художницы Зинаиды Серебряковой (1884—1967), написанная в 1914 году. Картина "За завтраком" создает теплое впечатление семейного очага. Конспект занятия по внеурочной деятельности Музей в твоём классе по картине З. Серебряковой За завтраком. Картина За завтраком не исключение.

В 1955 году картина За завтраком была приобретена Третьяковской галереей у Лидии Руслановой, знаменитой певице русских народных песен и известной собирательнице картин русских художников и антиквариата. В картине За завтраком столько простой, родной и милой прелести, что трудно остаться равнодушным, глядя на нее. Картина Зинаиды Серебряковой За завтраком: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.

Картина Зинаиды Серебряковой «За завтраком» подкупает своей искренностью, трогательностью и одухотворенностью. Так картина и называется «За завтраком». Свидетельством тому – картина За завтраком, написанная в 1914 году, в которой запечатлен трогательный образ детства.

В настоящее время картина «За завтраком» находится в экспозиции Государственной Третьяковской галереи. Картина «За завтраком» является одной из самых запоминающихся работ Зинаиды Серебряковой — художницы, занявшей достойное место в истории российского изобразительного искусства. «за завтраком» (или «За обедом»)— картина русской художницы Зинаиды Серебряковой (1884—1967), написанная в 1914 году.

Посетители Государственной Третьяковской галереи часто задерживаются перед картиной Зинаиды Серебряковой «За завтраком» (1914). «за завтраком» (или «За обедом») — картина русской художницы Зинаиды Серебряковой (1884—1967), написанная в 1914 году.

Описание картины Зинаиды Серебряковой «За завтраком»

На нём изображена естественная сценка в детской комнате: няня занята маленькой Татьяной (Татой), а мальчики – Евгений (Женя) и Александр (Шура) – увлечены игрой. Сверхъестественно чуткие пальцы слепого, ощупывающие кувшин, вступают с этим обыкновенным предметом в «контакт». В книге о жизни и творчестве Серебряковой изданной в 2008 году в серии «Жизнь замечательных людей» искусствовед Алла Русакова называла картину «За обедом» («За завтраком») «одним из самых интимных, душевных и обаятельных произведений» художницы8. Впоследствии картина «За завтраком» экспонировалась на ряде выставок, в том числе на выставке 1975 года «Портрет в русской живописи конца XIX — начала XX века» (Государственный Русский музей, Ленинград), выставке русской живописи 1890—1917 годов, проходившей в 1976—1977 годах во Франкфурте-на-Майне, выставке произведений художников объединения «Мир искусства», состоявшейся в 1981—1982 годах в Неаполе и Турине19, выставке 1992 года «Дети в мифах и жизни» (Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва), а также в выставке 2002 года «Искусство женского рода. И, наконец, не изображённая на картине Екатерина Серебрякова (1913—2014) тоже стала художницей, жила во Франции, была основателем и почётным президентом Фонда Зинаиды Серебряковой2223.

Наверное и фарфоровая супница – не ежедневный гость на сегодняшних обедах. Искусствовед Алла Русакова называла картину «одним из самых интимных, душевных и обаятельных произведений» художницы и писала, что в области детского портрета эта картина осталась «классическим образцом не только живописного, но и человеческого – материнского мироощущения». На нём изображена естественная сценка в детской комнате: няня занята маленькой Татьяной (Татой), а мальчики— Евгений (Женя) и Александр (Шура)— увлечены игрой13.

Зимние месяцы Серебрякова, как правило, проводила в Санкт-Петербурге6 (в августе 1914 года в связи с началом Первой мировой войны город был переименован в Петроград). Вот таким образом и супница изображенная на картине, совершенно оправданна. Его волосы немного взъерошены, что также выдает его активный характер.

Вся картина наполнена ощущением чистоты, мира и спокойствия, царивших в семье художницы. Все очень чисто и аккуратно, сразу видно что в этой семье порядок и достаток. По воспоминаниям Ромашковой, «сама Русланова согласилась официально передать нам часть своей коллекции», в которую входили такие картины, как «Ратник XVII века» Ильи Репина, «Портрет неизвестной в белом платье» Фёдора Рокотова, «Портрет неизвестного офицера» Павла Федотова и «За завтраком» Зинаиды Серебряковой8. Впоследствии картина «За завтраком» экспонировалась на ряде выставок, в том числе на выставке 1975 года «Портрет в русской живописи конца XIX— начала XX века» (Государственный Русский музей, Ленинград), выставке русской живописи 1890—1917 годов, проходившей в 1976—1977 годах во Франкфурте-на-Майне, выставке произведений художников объединения «Мир искусства», состоявшейся в 1981—1982 годах в Неаполе и Турине115, выставке 1992 года «Дети в мифах и жизни» (Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва), а также на выставке 2002 года «Искусство женского рода. Александр Серебряков (1907—1995) стал художником, работал во Франции, писал акварельные и темперные пейзажи иллюстрировал книги20.

Необычность полотну придают низко срезанные стены композиция «импрессионистски обрезана и будто спонтанна», но «эта спонтанность – кажущаяся, подчёркивающая лишь временность действия, моментальность поворотов и взглядов персонажей». А затем, в 1953 году, те же «органы» вдруг сообщили о реабилитации Руслановой и сказали, что «всё конфискованное должно быть немедленно возвращено семье» и вычеркнуто из каталогов. Женщины-художницы России XV – XX веков» (Третьяковская галерея, Москва).

Картина Серебряковой 
За обедом или «За 
завтраком»

Картина Серебряковой За обедом или «За завтраком»

По её словам, сначала «в галерею пришли люди из НКВД и передали несколько десятков полотен», не сказав, кто был владельцем этих картин и как те попали к ним в руки, — о том, что это были произведения из коллекции Руслановой, сотрудники галереи догадались гораздо позже по слухам. Таня начала заниматься живописью и, спустя годы, стала известным художником-декоратором в Московском Художественном Театре. В 1924 году художница покинет страну и навсегда уездет во Францию. Тарелка малышки Танечки пустая и она терпеливо ждёт, пока бабушка нальёт ей суп. В монографии о Серебряковой изданной в 1979 году искусствовед Валентина Князева писала, что групповой портрет детей изначально известный под названием «За обедом», — «это не просто портрет, а портрет-картина». Художница написала своих детей, сидящих за столом в ожидании еды. Пожилой человек и юноша заняты беседой.

Героями полотен этого периода становились нищие, убогие, калеки, странствующие. Самой матери не видно, только руки как символ материнской ласки и заботы. Самой маленькой годовалой Кати нет за столом.

Отмечая тщательную проработку натюрмортных деталей – ещё в большей мере, чем в автопортрете «За туалетом» (1909) и «Портрете О. К. Лансере» (1910), Князева писала, что в полотне «За обедом» Серебрякова «стремится к лепке формы светом и тенью, к передаче тончайших оттенков света, к чёткому рисунку» картина несёт в себе «поэзию повседневного, земного». Но за этой легкостью стоят месяцы кропотливого труда. Темы такого рода не открытие Серебяковой.

Колористическое решение картины построено на контрастном соотношении синего цвета (часть стены и одежда детей), различных оттенков коричневого цвета (продолжение кухонной стены и стулья), а также белого цвета (скатерть и передник девочки)27. Правда, Таня сначала собиралась быть балериной и даже училась в балетной школе в Петрограде. Пожалуй, самой известной картиной замечательной русско-французской художницы Зинаиды Серебряковой является «За завтраком» или, как ещё её называют «За обедом».

Что касается собственно завтрака, то он являет собой пример великолепного натюрморта. Видно, что его не столько мучает жажда, сколько просто интересует содержимое стакана. Сюжет картины Зинаиды Серебряковой «За завтраком» необычайно прост: трое детей сидят за накрытым столом в ожидании еды. Одним из лучших произведений в жанре детского портрета стала картина За завтраком. По воспоминаниям Ромашковой, «сама Русланова согласилась официально передать нам часть своей коллекции», в которую входили такие картины, как «Ратник XVII века» Ильи Репина, «Портрет неизвестной в белом платье» Фёдора Рокотова, «Портрет неизвестного офицера» Павла Федотова и «За завтраком» Зинаиды Серебряковой. Евгений Серебряков (1906—1990) окончил ВХУТЕИН, работал архитектором и реставратором19. Путаница в названии связана с изменением привычек и распорядка дня.

По словам искусствоведа Павла Павлинова, групповой портрет детей «За завтраком», «восхищающий посетителей Третьяковской галереи», является самым необычным из портретов исполненных Серебряковой в 1914—1917 годах34. Мальчики изображённые на полотне, погодки, сестрёнка младше их на несколько лет. В это время бабушка (на картине изображёны только её руки) наливает в его тарелку половником суп. Мальчики в темно-синих костюмах, а на девочке такого же цвета платье покрыто белым сарафаном. Оно также было одним из экспонатов ретроспективной выставки работ Зинаиды Серебряковой, проходившей в апреле – июле 2017 года в Инженерном корпусе Третьяковской галереи. А кем стали все эти дети (и Катя, которая была слишком мала в момент написания картины и вот таким образом не сидит за столом).

Описание картины 
«За завтраком»

Описание картины «За завтраком»

Ковер на полу, полированный столик изящное кресло, картины на стене, античная ваза — этот минимум «аксессуаров» обеспечивает ему видимость роскошной жизни. Заботливые мамины руки разливают суп по тарелкам. Все ребята ведут себя естественно, не позируя, а просто наблюдая за происходящим. Некоторые подробности этой истории были описаны в статье главного хранителя Третьяковской галереи Лидии Ромашковой, опубликованной в 1998 году в «Комсомольской правде». Картина наполнена спокойствием и безмятежностью. В больших и выразительных глазах детей читается любопытство.

Выше: что вы искали. Это не милая сердцу клеенка, а белоснежная скатерть. На картинах меняется облик персонажей их взаимоотношения, окружающая среда и даже эпоха. С того момента, как у Серебряковой появились собственные дети, они стали её «постоянными моделями»2.

Сочинение по картине 
Серебряковой За 
обедом (За завтраком)

Сочинение по картине Серебряковой За обедом (За завтраком) (описание)

Но случилась неприятность: она сломала ногу и после выздоровления танцевать уже не могла. По распоряжению императора Наполеона III ее вместе с другими «неформатными» картинами поместили в специальный зал, позже получивший название «Салон отверженных». В картине «Завтрак аристократа» (второе название «Не в пору гость») он высмеивает ничтожество молодого аристократа, промотавшего целое состояние, но все еще стремящегося к внешнему блеску. Одежда на тетях очень красивая.

В поисках подходящего фона Мане вспомнил о картине Джорджоне «Сельский концерт», а саму композицию подсмотрел на гравюре Марка Раймонди «Суд Париса». В конце 1914 года она написала групповой портрет своих детей «За обедом», который позднее получил известность под названием «За завтраком»5. Некоторые подробности этой истории были описаны в статье главного хранителя Третьяковской галереи Лидии Ромашковой, опубликованной в 1998 году в «Комсомольской правде». Создать детский (да еще и групповой) портрет задача не из легких, ведь дети не могут долго сидеть на одном месте их настроение быстро меняется и портретисту нужно мгновенно запечатлеть выражение лиц детей их душевное состояние. Бабушка, мать Серебряковой, разливает суп из фарфоровой супницы.

Зимние месяцы Серебрякова, как правило, проводила в Санкт-Петербурге (в августе 1914 года в связи с началом Первой мировой войны город был переименован в Петроград). Главной задачей картины Зинаиды Евгеньевны была передача характеров детей из нравов. Как и многие другие работы Серебряковой, это не просто портрет, а портрет-картина. Но Серебрякова сумела рассказать о семье удивительно искренне и поэтично. В книге о жизни и творчестве Серебряковой изданной в 2008 году в серии «Жизнь замечательных людей» искусствовед Алла Русакова называла картину «За обедом» («За завтраком») «одним из самых интимных, душевных и обаятельных произведений» художницы.

Сочинение по картине 
Серебряковой За 
обедом (За завтраком)

Сочинение по картине Серебряковой За обедом (За завтраком) 2 класс

Холст, масло. Необычность полотну придают низко срезанные стены28 композиция «импрессионистски обрезана и будто спонтанна», но «эта спонтанность— кажущаяся, подчёркивающая лишь временность действия, моментальность поворотов и взглядов персонажей»9. По словам Князевой, выбор жанрового мотива позволил Серебряковой «показать детей в активном состоянии, выявить их разные психологические состояния избежать позирования», а тонкое понимание особенностей детской психологии дало художнице возможность передать индивидуальный характер каждого ребёнка3. Детские портреты занимали значительное место в творчестве Зинаиды Серебряковой (урождённой Лансере).

Заботливые руки, наливающие суп в тарелки – это руки бабушки детей, мамы художницы. Зинаида Серебрякова «За завтраком» (1914). Внимание зрителей привлекает также красота убранства обеденного стола. В конце 1914 года она написала групповой портрет своих детей «За обедом», который позднее получил известность под названием «За завтраком».

Искусствовед Елена-Флоренс Васютинская писала, что картину «За завтраком», созданную в 1914 году «художницей искромётного таланта» Зинаидой Серебряковой, можно считать «апофеозом изображения счастливого детства» того времени, которое было «началом конца не только двухвековой эпохи русского детства, но и великой страны»31. В итоге в «Завтраке» показана целая гамма чувств и характеров. По её словам, сначала «в галерею пришли люди из НКВД и передали несколько десятков полотен», не сказав, кто был владельцем этих картин и как они попали к ним в руки, — о том, что это были произведения из коллекции Руслановой, сотрудники галереи догадались гораздо позже по слухам. Кроме того, Зинаида Евгеньевна была многодетной мамой, но это не мешало ей активно заниматься творчеством: в одной из известнейших картин "За завтраком" (другое название "За обедом") художница изобразила своих детей.

Сочинение-описание 
картины Серебряковой 
«За завтраком»

Сочинение-описание картины Серебряковой «За завтраком»

Каждый ребёнок не похож на другого и имеет свои особенности поведения. С того момента, как у Серебряковой появились собственные дети, они стали её «постоянными моделями»3. Исследователи считают, что здесь Франсуа Буше изобразил собственную семью: жену (справа), сестру (слева), двоих детей и себя самого.

Он хотел изобразить некую «увеселительную прогулку» — то ли «купание», то ли «завтрак на траве». Искусствовед Елена-Флоренс Васютинская писала, что картину «За завтраком», созданную в 1914 году «художницей искромётного таланта» Зинаидой Серебряковой, можно считать «апофеозом изображения счастливого детства» того времени, которое было «началом конца не только двухвековой эпохи русского детства, но и великой страны». Но главное на картине, конечно, не стол, а дети.

Стол накрыт очень просто, на нем нет каких-то особых блюд. Один из этюдов, представляющих собой групповой портрет детей, – «В детской» (бумага, акварель, темпера, 46, 4 55, 8 см, ныне в ГТГ) – был создан художницей в 1913 году. По её словам, сначала «в галерею пришли люди из НКВД и передали несколько десятков полотен», не сказав, кто был владельцем этих картин и как те попали к ним в руки, – о том, что это были произведения из коллекции Руслановой, сотрудники галереи догадались гораздо позже по слухам.

В картине «Завтрак слепого» внимание главным образом сосредоточено на слепом человеке и стоящем на столе кувшине. Он решил запечатлеть обнаженную натуру и предложить картину в стиле ню Парижскому салону.

На картине изображены дети художницы:восьмилетний Женя, в задумчивости сидящий у дальнего края стола со стаканом воды, семилетний Шура, повернувшийся к зрителю и Таня (Тата), которой скоро исполнится три года23.

Вкусные картины: "За завтраком" (Зинаида Серебрякова)

Какая же трапеза без хлеба. Искусствовед Гульназ Амирова отмечала, что в детских портретах Серебряковой, к которым относится и картина «За обедом» («За завтраком»), отчётливо видны отзвуки традиций живописи Алексея Венецианова и его последователей, в которой «уютный домашний интерьер и натюрморт являются неотъемлемыми элементами образа»33. Атмосфера теплоты и нежности передана с помощью композиции, «объединяющей трогательную группу детей в единое целое», а также выдержанного в спокойных тонах колорита24. Детские портреты занимали значительное место в творчестве Зинаиды Серебряковой (урождённой Лансере).

Среди них находится много раз воспроизводившийся и хорошо знакомый портрет детей – «За завтраком» (1914)». Возвратившись в семейное имение Нескучное, с июля по сентябрь Серебрякова работала над этюдами к картине «Жатва», а также над первым вариантом этого полотна, который она впоследствии уничтожила, оставив лишь ряд фрагментов5. По словам Русаковой, в области детского портрета эта картина осталась «классическим образцом не только живописного, но и человеческого – материнского мироощущения» и она открыла «целое направление в последующем творчестве Серебряковой». Русакова писала, что это полотно является не только хорошо исполненным групповым портретом, но и «подлинной картиной»— как с точки зрения композиции и колористического решения, так и «по удивительно искреннему и безусловному образному воплощению Детства»2.

Возвратившись в семейное имение Нескучное, с июля по сентябрь Серебрякова работала над этюдами к картине «Жатва», а также над первым вариантом этого полотна, который она впоследствии уничтожила, оставив лишь ряд фрагментов. Одежда на детях по-домашнему скромная, но видно, что одеты они с любовью и вниманием. Мы видим, как аккуратно сервирован стол, значит женщины с любовью заботятся о детях. Серебрякова ведёт рассказ о своих детях с теплотой искренностью и поэтичностью. Дети завтракают. Доподлинно известно, что свою картину «Завтрак гребцов» Пьер-Огюст Ренуар написал во французском ресторане Maison Fournaise («Дом Фурнез») в Шату.

Он, не стесняясь, «процитировал» шедевры старых мастеров, только вместо «невидимых» нимф и богинь на фоне пейзажа изобразил реальных людей, занятых своими привычными делами. Пикассо прежде всего интересовали сюжетно-смысловые трансформации оригинала. Именно он и показан на полотне. На дальнем плане изображен первый сын – Женя. Чего только стоят удивительные блики, оживляющие бутылки, стекло и фрукты.

Заметим, как сервирован стол. По словам Васютинской, это полотно представляет собой «действительно полнокровный и полноценный образ счастливого детства, согретого родительской любовью»32, а «преображению столь бесхитростного уголка жизни в подлинную драгоценность» в значительной мере способствовало «ярко выраженное женское начало» творчества Серебряковой. На переднем плане мы видим любопытного и любознательного Сашу. Искусствовед Елена-Флоренс Васютинская писала, что картину «За завтраком», созданную в 1914 году «художницей искромётного таланта» Зинаидой Серебряковой, можно считать «апофеозом изображения счастливого детства» того времени, которое было «началом конца не только двухвековой эпохи русского детства, но и великой страны»21.

В 1955 году она была приобретена у Руслановой Третьяковской галереей7. вы можете запросить все в системе с коробкой. На полотне мы видим трех ребят: два мальчика и маленькая девочка. По словам искусствоведа Павла Павлинова, групповой портрет детей «За завтраком», «восхищающий посетителей Третьяковской галереи», является самым необычным из портретов исполненных Серебряковой в 1914 – 1917 годах. Ложь, надувательство, скрывающиеся за видимым благополучием, — одни из любимых тем художника.

Не признанная современниками, в ХХ веке картина не оставила равнодушными некоторых великих мастеров: в своем стиле не раз «переписывали» картину Пабло Пикассо и Йин Ксин. Зимние месяцы Серебрякова, как правило, проводила в Санкт-Петербурге8 (в августе 1914 года в связи с началом Первой мировой войны город был переименован в Петроград). Замысел картины Эдуарда Мане «Завтрак на траве» сложился во время прогулки. Колористическое решение картины построено на контрастном соотношении синего цвета (часть стены и одежда детей), различных оттенков коричневого цвета (продолжение кухонной стены и стулья), а также белого цвета (скатерть и передник девочки). Вся картина наполнена ощущением чистоты, мира и спокойствия, царивших в семье художницы26.

Разгадка этого «несоответствия» кроется в жизни семьи Серебряковой, где придерживались французского режима питания. Женя стал архитектором, все остальные – художниками. Стол покрыт белоснежной скатертью на нём стоит фарфоровая супница и показаны руки женщины, разливающей суп по тарелкам (согласно описанию самой Серебряковой, на картине изображены дети «с рукой бабушки, наливающей суп»). Цикл вариаций включал 26 полотен (14 из них — в музее Орсэ в Париже), шесть линогравюр, 140 рисунков и ряд скульптурных композиций.

На картине художница изобразила троих своих детей в ожидании второго завтрака. Стол покрыт белоснежной скатертью на нём стоит фарфоровая супница и показаны руки женщины, разливающей суп по тарелкам2 (согласно описанию самой Серебряковой, на картине изображены дети «с рукой бабушки, наливающей суп»25). Эта картина идентична другому полотну художника, выполненному годом позже – Крестьянскому завтраку (Музей изобразительных искусств, Будапешт). Все дети художницы связали свои жизни с искусством.

Остальные ребятишки внимательно смотрят в сторону зрителя. Перед Шуриком стоит тарелка, наполненная супом. Каждый ребёнок на картине по своему уникален, у каждого свой взгляд и выражение лица. Картина За завтраком (1914) как бы продолжает линию, начатую в Автопортрете. Сам художник считал голубой цвет «цветом всех цветов».

Картина Зинаиды 
Серебряковой За 
обедом (За завтраком)

Картина Зинаиды Серебряковой За обедом (За завтраком)

А вывернутый наизнанку кошелек, кусок хлеба, нелепое выражение лица героя — предательски раскрывают всю «правду жизни». Татьяна Серебрякова (1912 – 1989) окончила Ленинградское хореографическое училище, работала театральным художником. Русакова писала, что это полотно является не только хорошо исполненным групповым портретом, но и «подлинной картиной» – как с точки зрения композиции и колористического решения, так и «по удивительно искреннему и безусловному образному воплощению Детства».

Женя задумчиво пьёт воду. Женщины-художницы России XV—XX веков» (Третьяковская галерея, Москва)110. Очень скоро в систему будут добавлены новые языки. С того момента, как у Серебряковой появились собственные дети, они стали её «постоянными моделями».

Описание картины 
Серебряковой «За 
завтраком»

Описание картины Серебряковой «За завтраком»

Также разнообразно и изобразительное решение завтраков. «Завтрак гребцов» — это групповой портрет и участники его — реальные люди. По словам Русаковой, в области детского портрета эта картина осталась «классическим образцом не только живописного, но и человеческого— материнского мироощущения» и она открыла «целое направление в последующем творчестве Серебряковой»9. Евгений Серебряков (1906 – 1990) окончил ВХУТЕИН, работал архитектором и реставратором.

Отмечая тщательную проработку натюрмортных деталей— ещё в большей мере, чем в автопортрете «За туалетом» (1909) и «Портрете О. К. Лансере» (1910), Князева писала, что в полотне «За обедом» Серебрякова «стремится к лепке формы светом и тенью, к передаче тончайших оттенков света, к чёткому рисунку» картина несёт в себе «поэзию повседневного, земного»7. Возвратившись в семейное имение Нескучное, с июля по сентябрь Серебрякова работала над этюдами к картине «Жатва», а также над первым вариантом этого полотна, который она впоследствии уничтожила, оставив лишь ряд фрагментов5. В 1940-х годах картина «За завтраком» была частью коллекции певицы Лидии Руслановой. В этом смысле завтрак (и неважно, русский он или французский) — время благодатное, время относительного покоя в стремительном ритме жизни. Его друзья специально приезжали в Шату и позировали ему по отдельности. По словам Васютинской, это полотно представляет собой «действительно полнокровный и полноценный образ счастливого детства, согретого родительской любовью»22, а «преображению столь бесхитростного уголка жизни в подлинную драгоценность» в значительной мере способствовало «ярко выраженное женское начало» творчества Серебряковой. На картине нарисованы трое детей за столом в ожидании трапезы.

Картина «Завтрак слепого» была написана Пабло Пикассо в ранний период его творчества, который позже критики назвали «голубым» — по господствующему цвету его картин. Некоторые подробности этой истории были описаны в статье главного хранителя Третьяковской галереи Лидии Ромашковой, опубликованной в 1998 году в «Комсомольской правде». По словам Васютинской, это полотно представляет собой «действительно полнокровный и полноценный образ счастливого детства, согретого родительской любовью», а «преображению столь бесхитростного уголка жизни в подлинную драгоценность» в значительной мере способствовало «ярко выраженное женское начало» творчества Серебряковой. Девочка внимательно устремила взгляд в ту же точку, что и её брат. Как писал Александр Бенуа в 1932 году, «в детских и женских портретах Серебрякова не знает себе соперников».

Картина За завтраком 
Зинаиды Серебряковой

Картина За завтраком Зинаиды Серебряковой

И, наконец, не изображённая на картине Екатерина Серебрякова (1913 – 2014) тоже стала художницей, жила во Франции, была основателем и почётным президентом Фонда Зинаиды Серебряковой. В монографии о Серебряковой изданной в 1979 году искусствовед Валентина Князева писала, что групповой портрет детей изначально известный под названием «За обедом», – «это не просто портрет, а портрет-картина». Девочку зовут Тата, мальчик с водой – Женя и, по-видимому, самый голодный – Шурик.

Впоследствии картина «За завтраком» экспонировалась на ряде выставок, в том числе на выставке 1975 года «Портрет в русской живописи конца XIX – начала XX века» (Государственный Русский музей, Ленинград), выставке русской живописи 1890 – 1917 годов, проходившей в 1976 – 1977 годах во Франкфурте-на-Майне, выставке произведений художников объединения «Мир искусства», состоявшейся в 1981 – 1982 годах в Неаполе и Турине, выставке 1992 года «Дети в мифах и жизни» (Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва), а также на выставке 2002 года «Искусство женского рода. Вся картина наполнена ощущением чистоты, мира и спокойствия, которое царило в этой семье. В фильме «Амели» сосед главной героини Рамон Дюфаэль («стеклянный человек») на протяжении 10 лет делает копии этой картины, пытаясь понять суть каждого персонажа.

В конце 1914 года она написала групповой портрет своих детей «За обедом», который позднее получил известность под названием «За завтраком»5. Татьяна Серебрякова (1912—1989) окончила Ленинградское хореографическое училище, работала театральным художником21. В 1940-х годах картина «За завтраком» была частью коллекции певицы Лидии Руслановой. Атмосфера теплоты и нежности передана с помощью композиции, «объединяющей трогательную группу детей в единое целое», а также выдержанного в спокойных тонах колорита. В сравнении с оригиналом их «Завтраки на траве» выглядят карикатурно. По словам Князевой, выбор жанрового мотива позволил Серебряковой «показать детей в активном состоянии, выявить их разные психологические состояния избежать позирования», а тонкое понимание особенностей детской психологии дало художнице возможность передать индивидуальный характер каждого ребёнка. На картине изображены дети художницы: восьмилетний Женя, в задумчивости сидящий у дальнего края стола со стаканом воды, семилетний Шура, повернувшийся к зрителю и Таня (Тата), которой скоро исполнится три года.

А ведь ее присутствие более красиво, чем кастрюля, поставленная прямо на стол. Александр Серебряков (1907 – 1995) стал художником, работал во Франции, писал акварельные и темперные пейзажи иллюстрировал книги. В 1940-х годах картина «За завтраком» была частью коллекции певицы Лидии Руслановой. Один из этюдов, представляющих собой групповой портрет детей, — «В детской» (бумага, акварель, темпера, 46, 4 55, 8см, ныне в ГТГ)— был создан художницей в 1913 году.

Здесь та же кристальная чистота внутренних отношений, душевность. Несколько особняком в его творчестве стоит Завтрак (Лувр, Париж). По воспоминаниям Ромашковой, «сама Русланова согласилась официально передать нам часть своей коллекции», в которую входили такие картины, как «Ратник XVII века» Ильи Репина, «Портрет неизвестной в белом платье» Фёдора Рокотова, «Портрет неизвестного офицера» Павла Федотова и «За завтраком» Зинаиды Серебряковой14. У каждого ребенка иное выражение лица. Все дети художницы связали свои жизни с искусством. Искусствовед Валентина Князева писала, что картина «За завтраком» («За обедом») несёт в себе «поэзию повседневного, земного», отмечая, что тонкое понимание особенностей детской психологии дало Серебряковой возможность передать индивидуальный характер каждого ребёнка.

Стоит отметить, что завтрак на картине напоминает современному зрителю о времени обеда. А затем, в 1953 году, те же «органы» вдруг сообщили о реабилитации Руслановой и сказали, что «всё конфискованное должно быть немедленно возвращено семье» и вычеркнуто из каталогов. Искусствовед Гульназ Амирова отмечала, что в детских портретах Серебряковой, к которым относится и картина «За обедом» («За завтраком»), отчётливо видны отзвуки традиций живописи Алексея Венецианова и его последователей, в которой «уютный домашний интерьер и натюрморт являются неотъемлемыми элементами образа». Кажется, что «Завтрак гребцов» написан легко и даже несколько небрежно.

Женщины-художницы России XV—XX веков» (Третьяковская галерея, Москва)116. После её ареста, в 1949 году, картина была передана в Государственную Третьяковскую галерею. Не случайно кувшин изображен четким, глянцевым, фактурным. А затем, в 1953 году, те же «органы» вдруг сообщили о реабилитации Руслановой и сказали, что «всё конфискованное должно быть немедленно возвращено семье» и вычеркнуто из каталогов.