Картина Задонщина

Репродукция картины Задонщина, художник Маторин Виктор

Если в Слове жены русских воинов упомянуты в общей массе, как поэтический образ, который должен характеризовать тяжесть утрат (Жены руския въсплакашась, аркучи: Уже намъ своихъ милыхъ ладъ ни мыслию смыслити, ни думою сдумати, ни очима съглядати, а злата и сребра ни мало того потрепати), то привыкший к деловой точности и чинопочитанию московской бюрократии XIV – XVI вв. Настоящее переплетается с воспоминаниями о прошлом. «И ударили копья каленые о доспехи татарские, загремели мечи булатные о шлемы хиновские. » Черная земля усеяна «костями татарскими», «а кровью их земля залита». Он переосмысляет текст «Слова» в соответствии с событиями Куликовской битвы и многое вносит от себя. В число действующих лиц из публицистических соображений автор мог ввести митрополита Киприана, хотя это и противоречило исторической действительности (формально Киприан являлся в это время митрополитом всея Руси).

Автор «Задонщины» особенно внимательно относится в своем произведении к устно-поэтическим элементам «Слова о полку Игореве», но у него они предстают в облике более близком к их изначальной устной форме. Сам этот мотив был широко распространен в воинских повестях, где воплощался в формулах Божьего гнева или покровительства одной из сторон. Горестная весть о том, что многие полегли у Дона, дошла и до Москвы. краткий отрывок — самое начало произведения) 5) К-Б, 1470-е гг. Имеется в виду Куликовская битва, в которой татары были побеждены.

  1. Задонщина — памятник героизму русских воинов
  2. «Задонщина» – поэтическая повесть о Куликовской битве
  3. Куликовская битва в «Задонщине» и истории
  4. ОПИСАНИЕ КУЛИКОВСКОЙ БИТВЫ В «ЗАДОНЩИНЕ»
  5. «Задонщина» : год создания, общие сведения
  6. Краткое содержание произведения

Никакими сведениями о Софонии Рязанце, кроме упоминания его имени в «Задонщине» и в «Сказании о Мамаевом побоище», мы не располагаем. чувства, с ним связанные.

Выше: что вы искали. (обозначается также как Синодальный — ГИМ, собр. Несмотря на значительный налет риторичности, «Сказание о Мамаевом побоище» имеет ярко выраженный сюжетный характер.

  • Художественные средства в «Задонщине»
  • (для чтения и изучения в 7, 9-м классах)
  • Задонщина и «Слово о полку Игореве»
  • Напишите отзыв о статье Задонщина
  • Отрывок, характеризующий Задонщина
  • Стиль «Слова о полку Игореве», отраженный в «Задонщине»

В конце XIX века французский славист Луи Леже выдвинул гипотезу, согласно которой «Слово о полку Игореве» создано мистификатором XVIII века по образцу «Задонщины» (а не наоборот). Материалом для пластикового багета служит вспененный полистирол (пенополистирол). ева жена Волуевич Федосья та плакася аркучи: Уже веселе понич въ славн. Другое его название – список Ефросина. Он был прекрасно осведомлен о жизни высших московских кругов. Она выступает в произведении как сила, сочувствующая русским.

даже не находился в пределах Руси, а из-за «замятни» на митрополии (см. Несмотря на значительный налет риторичности, «Сказание о Мамаевом побоище» носит ярко выраженный сюжетный характер. Л., 1982 Памятники Куликовского цикла. Церковно-книжный характер носит целый ряд образов и сравнений «Задонщины». А. А. Зимин, Б. М. Клосс, Л. Ф. Кузьмина, В. А. Кучкин (издание текста по Кирилло-Белозерскому списку и по спискам Пространной редакции – Синодальному, В. М. Ундольского и Государственного Исторического музея). Характер имеющихся списков также не был удовлетворительным.

  • Преемственность князей Московских от князей Киевских

Встречаются перечневые перечисления: имен воевод, возглавляющих части войска бояр, погибших в первой половине битвы потерь воинов из разных земель в конце сражения. Главный герой «Сказания» – Дмитрий Донской. А посечено от бзбожнаго Мамая полтретья ста тысящь и три тысечи", т. е. XVв. «ЗАДОНЩИНА», памятник древнерусской литературы конца 14 века.

Наступили самые драматические минуты побоища. Происхождение «Задонщины» соотносится им с авторством Софония иерея, рязанца, названного в одном списке брянским боярином. И оттоля Руская земля седит невесела, а от Калатьския рати (Калкской битвы) до Мамаева побоища тугою и печалию покрышася». Конечно, можно предполагать ошибку в исчислении времени, но ничто не мешает нам видеть в этом и определенный датирующий признак, относящий составление памятника к 1384 г. «Задонщина» впитала в себя многие черты московской жизни XIV в. Вот таким образом в ней Северо-Восточная Русь носит название Залесской земли, как и в других памятниках того времени. «И бесстрашно вплети две силы великиа, — говорит летописец, — сонимающеся на кровопролитие, на скорую смерть но татарьскаа бяше сила видети мрачна потемнена, а русская сила видети в светлых доспехах, аки некая великая река лиющеся». XIVв.

Автор был образованным человеком, с поэтическим складом ума. Да Ондр. Прежде всего, он объединитель сил русских князей и в этом плане, бесспорно, продолжает традицию образа Святослава Всеволодовича Киевского в «Слове о полку Игореве». Значит, первоначальный текст «Задонщины» составлен не позднее этого года.

Весь текст «Задонщины» – своеобразное противопоставление тексту «Слова о полку Игореве». Год создания наиболее позднего варианта повести также не установлен (приблизительно XVII век) и там произведение обозначено как «Слово о. князе Дмитрии Ивановиче». Ясно была подчеркнута им перспектива падения ига («переменит Бог Орду»). «Задонщина» в списке XVII векa была впервые опубликована в 1852 году В. М. Ундольским и сразу была воспринята как литературное подражание «Слову о полку Игореве» : отдельные её выражения, образы, целые фразы повторяли и переделывали соответствующие образы, пассажи и выражения «Слова», применяя их к рассказу о победе русских войск над татарами за Доном на Куликовом поле. Особенно язвительны их слова: Видно, тебя князья русские крепко попотчевали.

Синодальное, 790). В 1393 г. возглавлял московскую рать в походе па Новгород. Славный памятник словесности, высокохудожественное творение. «Сильный», «славный», «каменный» город Москва, быстрая река Москва стоят в центре внимания автора. М. – Л., 1966 Памятники литературы Древней Руси: XIV – середина XV века.

СПб., 1999. (Житие Стефана Пермского, Житие Сергия Радонежского, Русский Хронограф), характерной чертой которых является «экспрессивно-эмоциональный стиль». 12см. Год создания этой воинской повести точно неизвестен (что для древнерусской литературы неудивительно).

Задонщина — памятник 
героизму русских 
воинов

В московских летописях обычно принимали вторую дату (см. Эти элементы связаны с традицией воинских повестей. (текст в реконструкции Л. А. Дмитриева).

В жанровом отношении это больше слава, чем плач. Источники: Повести о Куликовской битве. А между тем ряд штрихов, разбросанных в «Задонщине», говорят о том, что автор писал ее в годы, близкие к Куликовской битве. Принято считать, что «Задонщина» была написана Софонием Рязанцем: это имя, как имя ее автора, названо в заглавии двух произведения.

В этом проявляется, по словам Д. С. Приведем лишь один пример. Поэтический стиль плача резко диссонирует с делопроизводственной точностью. Ундольского, 632) 2) И-1, конца XVI — начала XVIIв. М. А. Сопоставление прошлого с настоящим, событий, описанных в «Слове», с событиями 1380г. идет с самого начала и на протяжении всего текста. 15в.

В Слове – дети бесови (половцы) кликом поля перегородиша в Задонщине – русские сынове широкие поля клином огородиша. Ничего этого не описывается в «Задонщине». В Задонщине – черна земля под копыты костями татарскими была посеяна. 380).

(БАН, 1. 4. 1. Якобсон в 1963 году, а затем советские текстологи Р. П. Несмотря на героическую, бесстрашную борьбу русских, «начата татарове одолевати». В завещании Дмитрий Донской передал сыну княжество как свою «вотчину», не упоминая в этой связи Орду. был временем собирания русских земель вокруг Москвы. Смятение и страх были так сильны, что татары скрежетали зубами и раздирали лица свои.

Иногда думают, что "Задонщина" обозначает место за Доном (по аналогии с такими топонимами, как Замоскворечье — район за Москвой-рекой), однако Д. С. Литовским союзником Мамая в Сказании назван князь Ольгерд. Пространная "Задонщина", по мнению А. А. Дмитрий Иванович «повелел полкам своим выступати». Произведение «Задонщина» очень неоднородно по стилю. Напротив, нынешняя победа представлена как «эхо» великих деяний стародавних князей. Растерянность и беспомощность врагов автор изображает такими художественными деталями: татары бегут, прикрывая головы свои руками, спасаясь от мечей, князья их падают с коней. Кто написал ее – вопрос спорный и вряд ли решаемый.

«Задонщина» дошла до нас в шести списках, которые сохранились частично. Краткая "Задонщина" возникла примерно в 10—20-е годы XV века. Кирилло-Белозерского монастыря, 9/1086) 6) С, XVIIв. Героический характер события изображенного в Сказании, обусловил обращение автора к устным преданиям о Мамаевом побоище, к эпическим рассказам об этом событии. В расположении русского войска стояла тишина («и бысть тихость велия»), В стане врага слышались крики, «стук великий», как будто там передвигались обозы, строились укрепления, звучали трубы.

Упоминание «Слова. » дает ясно понять, что исключительно несогласие князей повлекло за собой беды на землю Русскую. В повести сопоставляются события прошлого и настоящего. до начала XVIв. «Сказание» – не только рассказ о Куликовской битве, но и своеобразный панегирик великому князю московскому. Лихачев отмечает далее однообразие стилистич.

В особом положении оказались два памятника идейно и художественно связанные между собой, -- «Слово о полку Игореве» и «Задонщина». Так создается композиционное «кольцо»: и во вступлении и в этом фрагменте содержится воспоминание о прежних временах, когда Русь была завоевана монголо-татарами и прошлому противопоставлено нынешнее время, когда монголо-татары терпят от русских сокрушительное поражение. Настоящее переплетается с воспоминаниями о прошлом. На него и ориентировался неизвестный автор из-под пера которого вышла «Задонщина».

Другие 5 списков содержат текст т. н. Например, Дмитрию Донскому на пути перед началом сражения светит солнце – так повествует «Задонщина». Большой поэтичностью проникнуты картины природы в «Сказании».

По обоим флангам протянулись глубокие овраги и густые леса, что не могло не затруднить маневренные возможности мамаевой конницы. В сводном тексте С. К. Шамбинаго интересующий нас отрывок, переставленный им на другое место, звучит так: «Шибла слава к морю, чу и к Кафе и ко Царю граду, что Русь поганых одолеша». Повествователь вспоминает искусного певца («горазна гудца») Бояна. А татарские сторожевые отряды уже столкнулись с русской сторожей. Когда к нему после боя подъехал Владимир Андреевич, Дмитрий едва смог подняться на ноги.

Эпическая основа ощущается в рассказе об «испытании примет» Дмитрием Волынцем — опытный воевода Дмитрий Волынец с великим князем в ночь накануне боя выезжают в поле между русскими и татарскими войсками и Волынец слышит, как земля плачет «надвое» — о татарских и русских воинах: будет много убитых, но все же русские одолеют. Отдельные из этих «ошибок» настолько очевидны, что в развернутом повествовании об историческом событии они не могли иметь места, если бы автор не преследовал этим какой-то определенной цели. Это произведение даже и в сгоревшем мусин-пушкинском списке читалось лишь в копии не старше конца XV в. За три столетия, отделяющие эту копию от авторского текста, не дошло ни одного списка, а в довершение всего и мусин-пушкинская рукопись сгорела и единственными свидетельствами ее существования остались издание 1800 г., Екатерининская копия и переводы конца XVIII в. Описание начала похода князя Игоря не сразу выливается в «Слове» в свою окончательную форму: автор размышляет -- как бы начал этот рассказ Боян и потому обращается мыслию к этому старому певцу: «О Бояне, соловию старого времени, абы ты сиа плъкы ущекотал». 253 тыс.

Микулу Василевич. Вместе с тем нужно признать, что «Пространная летописная повесть» и "Сказание о Мамаевом побоище" рисуют образ главного героя более многосторонне и детализированно, обращая пристальное внимание на его личность и внутренний мир. XIVв., В. С. Мингалев — к 30–40-м гг. В 1363 г. разбил татарские войска у Синих Вод.

Интерес этот прослеживается и в искусстве (реставрируются Успенский собор во Владимире, обновляется храм в Переяславле-Залесском и др., возводятся новые храмы, причем с явным учетом архитектурных традиций домонгольского периода, восстанавливаются росписи) и в фольклоре (в былинах воспеваются киевские богатыри и князь Владимир) и в политической мысли. Л. А. Дмитриев, О. П. Лихачева. Повесть состоит из двух частей. В "Задонщине", несмотря на ее художественную вторичность, немало поэтических находок. Это же относится и ко всем остальным вариантам литературного памятника.

То ти наехали руские князи на силу татарскую». События 1380 г. (подготовка татар к походу на Русь, переговоры Мамая с его союзниками – литовским князем Ягайло и рязанским князем Олегом, сборы русского войска, сама битва, возвращение Дмитрия Донского в Москву, гибель Мамая) описаны в летописях середины XV в. – Софийской первой и Новгородской четвертой. Сторона Б 40см.

Принято считать, что «Задонщина» была написана Софонием Рязанцем. Ряд устно-эпических по своему характеру эпизодов передан в «Сказании» в книжно-риторической манере. Это вторая по важности деталь оформления картины после самого изображения. – А. Р. ) быть, нежели полоненым от поганых татар».

5 списков (наиболее ранний относится к концу 15 – началу 16 вв., остальные составлены в конце 16 и в 17 вв. ) содержат текст так называемой Пространной редакции Задонщины в трех из этих пяти списков текст сохранился полностью, в двух – только отрывки. Во-первых, в Задонщине упомянута столица Болгарского царства город Торнава (Тырново), до которого доходит весть о славной победе, одержанной Дмитрием Донским. Лихачев. Русское войско подошло к Дону 6 сентября. " же он звучит лишь в одном фрагменте. Трепетали на ветру знамена.

Настолько мужественно и грозно сражались воины, что растоптаны холмы и луга, «а реки, потоки и озера замутились». В более позднее время такая перемена имен не имела никакого смысла. Железные ворота – это, скорее всего, Дербент, но что значит Которному. В описании похода и сражения доминируют речи и диалоги.

В «З» встречаются образы и приёмы, характерные для нар. Автором произведения был рязанский священник Софоний, происходивший из брянских бояр. Метафорическому эпитету Бояна в «Задонщине» соответствует реальный образ жаворонка, к которому автор обращается с просьбой воспеть славу великому князю и его брату: «О жаворонок птица, красных дней утеха, возлети под синии небеса, посмотри к силному граду Москве, воспой славу».

«В 1389 г. умер великий князь московский Дмитрий, еще только 39 лет от рождения. Созвучие произведений имеет свои серьезные причины и неправомерно рассматривать действия автора Задонщины лишь как «литературное подражание», то есть вписывать их в систему эстетических координат. Обращение автора «Задонщины» к «Слову» носит творческий характер: «Автор Задонщины имел в виду не бессознательное использование художественных сокровищ величайшего произведения древней русской литературы — Слова о полку Игореве, не простое подражание его стилю (как это обычно считается), а вполне сознательное сопоставление событий прошлого и настоящего, событий изображенных в Слове о полку Игореве, с событиями современной ему действительности. М., 1959 «Слово о полку Игореве» и памятники Куликовского цикла. Иную гипотезу предложил американский ученый Р. О. XIV в., поскольку в 1392 г. два города, упомянутые в ней – Тырново и Орнач, – были захвачены и разорены: один – турками, другой – татарами.

Все шесть ныне известных списков «Задонщины» дают крайне искажённый текст и точное восстановление первоначального вида произведения – сейчас задача едва ли возможная. Эти незначительные хронологические нарушения текста не меняют самого принципа повествования, близкого к воинской повести. Нет никакого сомнения, что «Задонщина» имеет в виду битву на Калке, с которой была спутана битва на Каяле, прославленная в «Слове о полку Игореве». Обстоятельства, время возникновения "Задонщины" и соотношение семи известных списков этого памятника вызывают споры среди ученых.

В «Задонщине» перед нами не описание перипетий Куликовской битвы (все это мы найдем в «Сказании о Мамаевом побоище»), а поэтическое выражение эмоционально-лирических чувств по поводу события. Когда великий князь Василий Дмитриевич оставлял Москву для участия в сражениях (в 1395 г. против Тимура и в 1408 г. против Едигея), он доверяв управление ею Владимиру. Русские воины сравниваются с соколами и кречетами, русские побивают врагов «аки лес клоняху, аки трава от косы постилается».

И такое сопоставление и противопоставление мы можем проследить по всему тексту. В «Слове о полку Игореве» выступление войск Игоря в поход сопровождается солнечным затмением («Тогда Игорь възре на светлое солнце и виде от него тьмою вся своя воя прикрыты»). Главный герой Сказания — Дмитрий Донской. У места переправы князь Дмитрий оставил Тимофея Васильевича — он должен был встретить и привести еще не подошедшие «пешиа рати или конныа». И вместе с тем о новгородцах (которые, по-видимому, участия в Куликовской битве не принимали) автор «Задонщины» пишет, что они, слишком поздно узнав о походе Мамая и уже не надеясь поспеть «на пособь» к великому князю, тем не менее «аки орли слетешася» и выехали из Новгорода «на пособе» (с.

Троицкую, Львовскую и др. ). Очень скоро в систему будут добавлены новые языки. Самый ранний из них, содержащий сокращённый текст произведения (т. н. 12см.

То ти ступишася руские удалцы с погаными татарами за свою великую обиду. Приводимые М. А. Салминой аргументы в пользу текстуальной зависимости «Задонщины» от пространной летописной повести неубедительны. Этим повесть существенно отличается от претекста. Другой случай перемещения по времени фрагментов не может быть объяснен однозначно. Дмитрий — старший среди русских князей, все они — его верные вассалы, его младшие братья.

СПб, 1998 Библиотека литературы Древней Руси, т. 6, XIV – начало XV века. Все это делало «Сказание о Мамаевом побоище» не только историко-публицистическим повествованием, но и произведением, которое могло увлечь читателя своим сюжетом и характером развития этого сюжета. Чувствуя приближение смерти, Дмитрий, по словам сочинителя жития, дал сыновьям следующее наставление: «Бояр своих любите, честь им достойную воздавайте против их службы, без воли их ничего не делайте». князей и воинов с соколами и орлами и др. ). Это глубокое заблуждение.

Для конца 14 и начала 15 вв. Подг. Все остальные персонажи группируются вокруг Дмитрия Донского. Влияние устной народной поэзии на Сказание обнаруживается в использовании автором отдельных изобразительных средств, восходящих к приемам устного народного творчества.

Драматична эта метаморфоза. Русское войско расположилось в северной части Куликова поля в тылу позиции шумели воды Дона, с правого фланга протекала неширокая, но быстрая река Непрядва с ее притоком, с левого — речка Смолка. Зимина с Р. П.

В "Слове. Так же уровень зависит от содержания изображения. Ярко изображена автором сама Куликовская битва: «. Его рассказ (как и в «Слове о полку Игореве») переносится из одного места в другое: из Москвы на Куликово поле, снова в Москву, в Новгород, опять на Куликово поле.

Напомним, что в «Слове» войско Игоря выходит в момент солнечного затмения («Тогда Игорь възре на светлое солнце и виде от него тьмою вся своя воя прикрыты»). (поля двух паспрату с каждой стороны по 3см. ) 8см. Но обращение автора «Задонщины» к «Слову о полку Игореве» носит творческий характер. Позднейшие списки пространной редакции вновь подверглись фольклоризации — вторичному влиянию устной стихии.

В «Задонщине» имеется немало самостоятельных поэтических образов. Так как связь «Задонщины» со «Словом» вне сомнений, то версию Леже приняли все без исключения последующие сторонники версии о поддельности «Слова» (А., уж не вижу своег государя Тимофея Волуевича в живот. Памятник относится к группе произведений конца 14 – 15 вв. Но автор Задонщины не упоминает о смерти Мамая, он лишь приводит язвительную, насмешливую речь фрягов (генуэзцев), сотканную из фольклорных образов. Точное время создания «Сказания о Мамаевом побоище» неизвестно.

От «Слова» зависит план «Задонщины», целый ряд поэтических образов «Задонщины» – повторение поэтических образов «Слова», отдельные слова, обороты, большие отрывки «Задонщины» повторяют соответствующие «Слова о полку Игореве». Но «Задонщина» не просто переписывает, переиначивает «Слово» на свой лад. официальной московской бюрократии". Поэтика «Задонщины» во многом определяется ее сходством со «Словом. ».

Для нас важен прежде всего вопрос: когда была написана «Задонщина». XVв. Особый подражательный характер «Задонщины» и ее небольшие размеры не дали ее автору возможности широко развернуть московские мотивы, но и без того «Задонщина» может считаться памятником московской литературы по преимуществу, каково бы ни было происхождение автора. Его со всех сторон обступили враги, доспехи Дмитрия были избиты, самого его «много по голове и по плечам и по животу били и кололи и секли, но не спасся он от смерти». Мы считаем наиболее вероятным датировать возникновение Сказания первой четвертью XVв. Это своеобразие памятника обусловлено его эмоциональным характером.

В списках встречались многочисленные описки и даже ошибки (на основании чего выдвигалась гипотеза, что памятник имеет устное происхождение, И. И. Срезневский, высказавший эту мысль первым, утверждал, будто Задонщина – особого рода народная поэма). Рассказывая, например, о прощании уходящих из Москвы на битву воинов с женами, автор пишет, что жены «в слезах и въсклицании сердечнем не могуще ни слова изрещи» и добавляет, что «князь же великий сам мало ся удръжа от слез, не дав ся прослезити народа ради» (с. Причины подражания, в первую очередь, культурно-исторические. Широко пользовался автор «Сказания» поэтическими образами и средствами «Задонщины». 14в.

И те и другие символически противопоставлены в Задонщине». русских, — Л. Д. ). После полемики А. А. «Задонщина».

Это не могло не отразиться в творчестве, в памятниках литературы. 382) к московскому князю. «Поганых татар» одолели «русские сыновья», которые бились так, что «непрерывно молнии сверкали и гремели громы великие». Русские князья быстро и стремительно, как соколы, кречеты и ястребы, напали на «силу татарскую» — «несметные стада гусиные и лебединые».

«Сказание о Мамаевом побоище» представляло для читателей интерес уже тем, что оно подробно описывало все обстоятельства Куликовской битвы. Отличие двух исходных гипотез состоит в том, что А. А. Кирилло-белозерский список — плач ("жалость") о воинах, "положивших головы свои у быстрого Дона за Русскую землю".

Название «Задонщина» встречается только в заглавии списка К-Б и принадлежит автору этого списка Ефросину (о Ефросине и его книгописной деятельности см. Весь текст «Задонщины» соотнесен со «Словом о полку Игореве» : тут и повторение целых отрывков из «Слова» и одинаковые характеристики и сходные поэтические приемы. его переписчик и вероятный редактор– монах Кирилло-Белозерского мон. Мазон и его группа, А. А. Зимин, К. Трост и его группа, Э. Кинан). Прежде всего "Задонщине" свойственны документальные элементы, отсутствующие в произведении XII в. и выражающиеся в широком использовании цифровых данных, например в речи литовских князей: "А храбрые литвы с нами 70 ООО окованые рати" указывается число новгородских воинов: "А с ними 7000 войска" и др.

Его рассказ, как и в Слове о полку Игореве, переносится из одного места в другое: из Москвы на Куликовское поле, снова в Москву, в Новгород, опять на Куликово поле. Запричитали по убитым жены их плач сравнивается с жалостным пением птиц. средств из «Слова о полку Игореве», соединив их с элементами т. н. Этим сопоставлением автор «Задонщины» давал понять, что несогласие в действиях князей (как было в «Слове») ведет к поражению, объединение же всех для борьбы с врагом — залог победы.

Они также дефектны, но позволяют литературоведам реконструировать первоначальный текст. Не случайно вот таким образом уже в ранний период литературной истории памятника в некоторых редакциях Сказания имя Ольгерда заменяли в соответствии с исторической правдой именем Ягайла. Не вполне ясно и текстологическое соотношение сохранившихся списков Задонщины: спорят о том, представляет ли собой «краткая редакция» (отражённая в Кирилло-Белозерском списке) изначальную версию или, напротив, впоследствии сокращённую. и принадлежит перу известного книжника того времени Ефросина.

Значение нового списка понятно само собой, если принять во внимание, что из известных списков этого произведения два относятся к XVII в., один (неполный) – к XV в. Наш список середины XVI в. самый полный и исправный, в основном сходный со списком Ундольского. Прославляет победу русских войск в Куликовской битве 1380 года. Наш вывод можно подтвердить и другим соображением. Одному из величайших для русского народа событий — Куликовской битве, которая произошла в 1380 году и ознаменовала собой начало противостояния Руси Орде, посвящено несколько произведений древнерусской литературы. В полных списках «Задонщины» показано от Калатския рати до Мамаева побоища 160 лет.

Читатель сталкивается с теми же антропоморфными образами, эпитетами имеющими явно фольклорное происхождение. Моисеева и В. А. В построении текста автор переплетает черты воинской повести и «Слова. ». Так как связь «Задонщины» со «Словом» вне сомнений, то версию Леже приняли все без исключения последующие сторонники версии о поддельности «Слова» (А. Метафора битвы в речи Дмитрия Донского – пир: «Брате князь Владимер Андреевич, тут, брате испити медвяна чара, наеждяем, брате, своими полки силными на рать татаръ поганых».

Лихачева, пафос исторического замысла. Краткую редакцию), датируется 1470-мигг. Их доказательства таковы.

В последнее время вопрос о датировке Сказания привлек к себе много внимания. Не сумев одержать верх в центре, Мамай перенес главный удар на правый фланг русского войска, но и здесь не удалось сломить русских воинов Наконец, яростная и страшная атака мамаевой конницы смерчем обрушилась на полк левой руки. Новый список «Задонщины» включен в состав Новгородской 4-й летописи типа списка Дубровского (рукопись музейского собрания 2060). В «Слове» этот пассаж соотнесен с выступлением в поход русских сил. Новое время сказалось в «Задонщине» не только в том, что иначе освещены события, даны новые герои, но и в том, что выражена новая политическая идеология. В этом отношении знаменательно, что в «Задонщине» ничего не говорится о союзниках Мамая Олеге Рязанском и Ягайле Литовском. Ургенч не перестал существовать в 1388 году: вскоре он был отстроен Тимуром и продолжал переходить из рук в руки от сарайских ханов к Тимуридам. Как подражательное произведение «Задонщина» по сравнению со «Словом о полку Игореве», разумеется, уступает своему образцу.

Часам к 11 утра туман, наконец, рассеялся. Время создания текста остается спорным. В 1380 году русские войска под предводительством великого князя московского Дмитрия Ивановича (1350-1389) нанесли сокрушительный удар по полчищам правителя Золотой Орды Мамая. Совпадения текста двух произведений очень значтельны. Сравнительно со Словом о полку Игореве Задонщина гораздо более «абстрагирует» и «психологизирует» действие, многие из речей, произносимые действующими лицами, носят условный характер это не реально произнесенные речи, как в Слове о полку Игореве.

«Сказание о Мамаевом побоище». (ширина профиля багета по 4 см. XIIв. ) с 80-ми гг. Появление этого жанра в "Задонщине" граничит с тем, что в тексте проводится мотив Божьего покровительства русскому войску, звучащий в авторских репликах и в рефрене, взятом из «Слова о полку Игореве», но видоизмененном.

Ефросин. Более того, текстологический сравнительный анализ «Задонщины» и летописной повести, с учетом бесспорной зависимости «Задонщины» от «Слова о полку Игореве», дает основание утверждать, что летописная повесть в том виде, в каком она читалась в своде 1408г. испытала на себе влияние «Задонщины». Сравнительно со Словом о полку Игореве Задонщина гораздо более «абстрагирует» и «психологизирует» действие, многие из речей, произносимые действующими лицами, носят условный характер это не реально произнесенные речи, как в Слове о полку Игореве. гради Москв. Для "Задонщины" характерен радостный, мажорный настрой.

Устное предание, вероятно, лежит и в основе сообщения Сказания о том, что Дмитрий перед сражением надел княжеские доспехи на любимого воеводу Михаила Бренка, а сам в одежде простого воина с железной палицей первым ринулся в бой. В книге С. К. Шамбинаго изображается приезд южного уроженца в Рязань, куда привозится рукопись «Слова о полку Игореве», а может быть, целая библиотека. Когда Дмитрий выступает в поход, то «солнце ему ясно на встоце сияет и путь поведает» (с. Однако некоторые литературоведы (прежде всего О. В. Творогов) отмечали, что пассажи в «Задонщине», параллельные «Слову», не всегда логично вписываются в повествование и содержат много несообразностей, легко объяснимых при традиционном подходе, но маловероятных при версии о вторичности «Слова».

В пути с ними соединились «остаточные» отряды. Конечно, не позднейшему автору принадлежат и такие слова, описывающие грозную русскую рать: «Имеем под собою борзыя комони, а на себе золоченыя доспехы, а шеломы черкасьские, а щиты московскые, а сулицы ординские, а чары франьския, мечи булатныя». Незначительные отступления от хронологического порядка в «Задонщине» могут объясняться разными причинами. Неоспоримое доказательство подлинности «Слова. » – все эти характеристики применимы к воинской повести под названием «Задонщина». То ти ступишася руские удалцы с погаными татарами за свою великую обиду. «Задонщина» —поэтический пересказ этих событий. (текст в реконструкции Л. А. Дмитриева).

Повесть представлена шестью списками. Далее собирание полков: «Кони ржут на Москве, бубны бьют в Коломне». XIVв. За это же высказались и основные полководцы.

Последнее ставится под сомнение не только потому, что до внезапного обнаружения памятника Мусиным-Пушкиным в 1795 году «Слово. » в глаза никто не видывал, но и из-за необыкновенной художественной ценности поэмы. Левый фланг медленно отступал к Непрядве, вражеская конница устремилась вперед, не устоял и резервный полк. е. русских).

Нашим выводам как будто противоречит указание на Софония Рязанца как на автора сказания. Автор «Задонщины» многие из таких образов упрощает, его поэтические средства, восходящие к поэтике устного творчества, ближе к своим прообразам, ряд оригинальных по сравнению со «Словом о полку Игореве» эпитетов «Задонщины» явно народно-устного характера (типичное для былинного стиля словосочетание «таково слово», «быстрый Дон», «сырая земля» и некоторые другие). ". (Житие Стефана Пермского, Житие Сергия Радонежского, Русский Хронограф), характерной чертой которых является «экспрессивно-эмоциональный стиль».

М. А. Салмина, сопоставлявшая «Задонщину» с летописной повестью о Куликовской битве, пришла к выводу, что автор «Задонщины» пользовался текстом пространной летописной повести, время возникновения которой она датирует 40-ми гг. Но в конце фрагмента устанавливается время события («А от Калатьские рати до Момаева побоища 160 лет») аналогии чему нет в "Слове. В. Творогов) отмечали, что пассажи в «Задонщине», параллельные «Слову», не всегда логично вписываются в повествование и содержат много несообразностей, легко объяснимых при традиционном подходе, но маловероятных при версии о вторичности «Слова». На этом основании предлагается датировать "Задонщину" началом 80-х годов XIV века. далее, с. 192), в других списках памятник назван «Словом» о великом князе Дмитрии Ивановиче и брате его князе Владимире Андреевиче или «Похвалой» этим князьям. Автор проникнут идеей защиты Русской земли и у него понятие «Русская земля» уже отождествляется с Московским княжеством. Метафора битвы в речи Дмитрия Донского – пир: «Брате князь Владимер Андреевич, тут, брате испити медвяна чара, наеждяем, брате, своими полки силными на рать татаръ поганых».

В ней появляется ряд новых данных исторического характера. Возможно, был создан между 1380 и 1393 по некоторым версиям, автор «3адонщины» использовал текст так называемой Пространной летописной повести (создана в 1440-х годах) и, соответственно, «3адонщина» могла быть написана не ранее середины 15 века. А в них сияли сильные доспехи злаченые, а гремели князи русские мечьми булатными Окончание рассказа о битве в Задонщине – сетования татар, бегущих с поля сражения и упоминание о бегстве Мамая, который укрывается в генуэзском городе Кафе (ныне Феодосия) в Крыму выходцы из Генуи, населяющие Кафу, укоряют Мамая за поражение и бесславие, противопоставляя ему победоносного хана Батыя, покорившего Русскую землю. Поэтическая «Задонщина», фактографическая первоначальная краткая летописная повесть и остропублицистическая пространная летописная повесть, наполненное воинской героикой, отзвуками фольклора, подробно освещающее все события «Сказание о Мамаевом побоище» — таков состав памятников Куликовского цикла. Враги подрубили древко великокняжеского знамени.

Усилена экспрессивность изложения. Различны все эти произведения и по своему характеру и стилю. Для «Задонщины» характерно также механич. далее, с. 197). Выражения крепко попотчевали, сильно упились на траве-ковыле (то есть до смерти) вновь возвращают к образу битвы-пира и чаши медовой, но теперь в ироническом значении.

Однако за персонификацией толпы (воинской массы и плачущих женщин) стоит и другое – намечающийся процесс открытия ценности человеческой личности, внимание к частной жизни конкретного человека. В 1358 г. умер старший брат Владимира, Иван и пятилетний Владимир cmaл князем. Утром на Куликовом поле расстилался сильный туман — «мгла великая по всей земле, как тьма». Однако в некоторых списках Софоний обозначен и как автор «Сказания о Мамаевом побоище». По мнению Д. С. Лихачева, "это почти официальная реляция о плаче жен.

М. Н. Памятник сочетает в себе черты похвального слова (прославление князей Дмитрия Ивановича Донского и Владимира Андреевича Храброго) и плача по убитым ратникам. Некоторые фрагменты из Слова о полку Игореве, очевидно, не были поняты автором Задонщины и превратились под его пером в не вполне ясные или в неточные по смыслу фразы.

Но в то же время на него переносятся черты отважного воина и полководца, свойственные Игорю автор прямо заимствует характеристику этого героя, давая ее Дмитрию и Владимиру. При зачине похода дается характеристика Дмитрия с братом фразеологией «Слова о полку Игореве», но вместо воззвания к соловьиному щекоту Баяна здесь читаем: «Жаворонок птица, в красные дни уже – ха. Тимоф.

Имя Софония Рязанца упоминается и в самом тексте «Задонщины» и характер этого упоминания таков, что в Софонии Рязанце следует скорее всего видеть не автора «Задонщины», а автора какого-то не дошедшего до нас поэтического произведения о Куликовской битве, которым, независимо друг от друга, воспользовались и автор «Задоншины» и автор «Сказания о Мамаевом побоище». Не случайным является обращение автора к искусному киевскому гусляру, вещему Бояну: «Но устремимся мыс-лию над землями и вспомним первых лет времена и похвалим вещего Бояна», который «возлагал свои персты на живые струны и пел князьям русским славы». русских воинов.

Неуклюже смотрится картина большого размера обрамленная в узкую раму. (Подробнее об этой летописной повести см. Вместе с тем автор «З» заимствовал ряд приёмов и выразит. В нем находим слова: «А слава шибла к Железным вратам, к Караначи, к Риму и к Сафе, по морю и к Которнову и оттоле к Царюграду».

Между списками есть серьезные разночтения. В этом списке яснее ощущаются черты устного происхождения. Беря за образец для своего произведения «Слово», он, как пишет Д. С. Лихачев имел в виду не простое подражание стилю своего образца, «а вполне сознательное сопоставление событий прошлого и настоящего, событий изображенных в «Слове о полку Игореве», с событиями современной ему действительности. А. Кучкин), согласно которой битва происходила на левом ее берегу.

Например, если изображение содержит множество мелких объектов (пейзаж), то минимальный уровень стилизации будет вторым. Эта услуга особенно актуальна, при заказе фото-коллажей (вставки лиц) в портреты, оригиналы которых были написаны маслом. Прилил.

Функцию багетной рамы трудно переоценить. (подробнее об этом см.

Бесславному концу и одиночеству Мамая автор Задонщины противопоставляет духовное единение русских князей и воинов. Идейно и тематически близки к циклу жития Дмитрия Донского и Сергия Радонежского. " Русская земля уподобляется автором "Задонщины" ребенку, которого мать (Бог) то строго наказывает, то милует и ласкает.

Влияние деловой письменности в "Задонщине" проявляется даже в плаче русских жен по убитым. Это не поэтический плач, а официальное сообщение о плаче (своего рода коммюнике).

Неудачно, однако, обращение к его пению в сентябре. Каждый из этих памятников посвящен точно датируемому событию -- походу Игоря Святославича на половцев 1185 г. и Куликовской битве 1330 г. Но в то время как «Задонщина», хотя и неизвестная в авторском или близком к нему списке, все же дошла в рукописи 1470-х годов и в более поздних, а потому датировка ее не вызывала больших споров, судьба «Слова о полку Игореве» дала скептикам дополнительный повод усомниться в его близости к описанному в нем событию. Салмина считает, что на "Задонщину" повлияла Пространная летописная повесть (М. А. Полный размер картины складывается из размера изображения, паспарту (если оно добавлено) и ширины багета.

Переклички со «Словом. » обнаруживаются и на уровне отдельных приемов (перенесения в один миг повествователя из одной географической точки в другую) и сюжетных составляющих. Ни в одной из рукописей не сохранен исходный, авторский текст произведения. 20 августа войско двинулось северным берегом Оки на запад к устью Лопасни. Чернец Пересвет, посланный на битву игуменом Сергием Радонежским, призывает не сдаваться на милость врага: «Лучше нам убитыми быть, чем полоненными быть погаными». Д. С. Лихачев так характеризует его особенности: «Черты нового стиля могут быть отмечены в Задонщине, живописующей события Куликовской битвы «буйными словесы». Между списками есть серьёзные разночтения. ева жена Марья да Михаилова Окс.

С. Лихачёв). Характер своего произведения он сам определил как «жалость и похвалу великому князю Дмитрею Ивановичю и брату его, князю Владимеру Ондреевичю». 3 уровень стилизации под живопись включает обработку всех объектов изображения. Летописная повесть о Куликовской битве.

От начала и до конца текст «Задонщины» связан с текстом «Слова о полку Игореве». «Задонщина» отличается пестротой стиля: поэтические части текста перебиваются прозаическими, напоминающими по своему характеру деловые документы. В «Задонщине» высокий поэтический стиль переплетается с образами, выражениями, фразами, носящими сухой прозаический, почти документально-деловой характер.

Уже во введении это сопоставление выражено ярко и имеет глубокий смысл. Их эмоциональное состояние передает и монолог-плач: Уже нам, братья, в земле своей не бывать и детей своих не видать и жен своих не ласкать, а ласкать нам сырую землю, а целовать нам зеленую мураву, а в Русь ратью нам не хаживать и даней нам у русских князей не прашивать4. Например, если вы выбрали размер изображения 30х40см., 2 паспарту по 3см. Автор пространной летописной повести, взяв за основу краткую, значительно расширил ее (возможно, воспользовавшись для этого «Сказанием о Мамаевом побоище» либо какими-то другими источниками), вставил в свой текст резкие обличения Олега Рязанского. И уже многие русские воины лежат поверженные на поле боя, что передается с помощью отрицательного параллелизма: «Не туры рычат на поле Куликовом, побежденные у Дона великого застонали побитые князья русские. » Но не сломлен дух русский. XVIв., М. А. Салмина — к периоду с 40-х гг. Автор «Задонщины» вопреки исторической правде стремился показать полное единение всех русских земель в борьбе с Мамаем. Дмитриева и другие настаивают на близости "Слова" и исходного текста "Задонщины".

Начало «Задонщины» славословие великому князю Дмитрию Ивановичу, брату его, князю Владимиру Андреевичу, возвеличивание земли Русской. нья рано плакашас: Се уж нам обема солнце померкне на славн. «Задонщина» «стилистически неоднородна» : наряду со «стилистическим слоем, близким к Слову о полку Игореве и буквально повторяющим его отдельные элементы», в ней присутствуют иные, чуждые Слову стилистические слои – «делопроизводственного характера» и «фольклорный, связанный с позднемосковским фольклором». Но большинство русских воинов были за переправу через Дон и решительную борьбу с врагом.

Это жалость — плач по погибшим и похвала — слава мужеству и воинской доблести русских. Сын Гедимина, в 1345 г. стал великим князем Литовским. с каждой стороны) 50см.

Однако Софоний Рязанец называется и автором «Сказания о Мамаевом побоище» в целом ряде списков основной редакции «Сказания». К тому же каждый из четырех плачей во много раз короче плача Ярославны использует один какой-либо образ его, часто добавляя к нему стилистические обороты из других отрывков «Слова. ». Изд. «Задонщина» дошла до нас в 6 списках, за которыми прочно утвердились краткие условные обозначения, часто употребляемые в научной литературе: 1) У, середины XVIIв.

(обозначается также как Исторический второй — ГИМ, собр. Но, несмотря на тяжелые потери, большой полк не дрогнул, стоял насмерть. Автор «Задонщины» в победе, одержанной за Доном над ордынцами, увидел реальное воплощение призыва своего гениального предшественника: объединенные силы русских князей смогли разгромить монголо-татар, считавшихся до этого непобедимыми. Иными сведениями о Рязанцеве литературоведы не располагают.

Взаимоотношения между старшими и младшими князьями, которые представляются автору идеальными и которым должны следовать все русские князья, показаны в памятнике на примере отношений между Дмитрием Ивановичем и его двоюродным братом Владимиром Андреевичем Серпуховским. Разворачивается «борьба за киевское наследство», которую ведут московские князья. 380). Известно 6 списков Задонщины. Дата создания Задонщины неизвестна.

(обозначается также как Кирилло-Белозерский или Ефросиновский — ГПБ, собр. Эта мысль является основной в Сказании.

Также для нее характерна логически-смысловая непоследовательность текста. У Н. К. Гудзия автором «Задонщины» является также брянский боярин, «видимо, приверженец Дмитрия Брянского, участника коалиции против Мамая, а потом рязанский священник». Самый ранний из них, содержащий сокращённый текст произведения (так называемую Краткую редакцию), датируется 1470-ми годами его переписчик и вероятный редактор – монах Кирилло-Белозерского монастыря Ефросин. Во-вторых, в тексте произведения есть указание, что от битвы на реке Калке (1223), первого столкновения русских с монголо-татарами, до победы на Куликовом поле прошло 160 лет.

XIV в. «Задонщиной» названо рассматриваемое произведение в списке Ефросина. «Прозаизм» «Задонщины» ярко бросается в глаза в ряде конкретизаций описываемого, в фактологических уточнениях. Основной идейный смысл «Слова» заключался в призыве автора к русским князьям забыть междоусобные распри и объединить свои силы для борьбы с внешними врагами Руси. Дмитриева, О. В.

Правильно подобранная рама может многократно увеличить восприятие от картины в целом, как и наоборот, неграмотно подобранный багет может на корню испортить весь вид работы и убить весь художественный замысел. Совершил три неудачных похода на Москву – в 1368, 1370 и 1372 гг. Творогов, Л. А. Отрывок, предсказывающий победу русских князей в начале битвы («Шибла слава к Желчным Вратам. »), хотя и использует образы «Слова. », но следует воинской летописной традиции, которая допускала предсказания исхода битвы до ее начала, преимущественно в виде упоминания Божественного покровительства одной из сторон. (ширина профиля багета по 4 см.

Изд. После победы над Мамаем наступил перелом в судьбе Русской земли: «Снидемся, братия и друзи и сынове рускии, составим слово к слову, возвеселим Рускую землю и возверзем (отбросим, закинем) печаль на восточную страну». Описывая выступление Дмитрия Донского в поход, автор «Задонщине» говорит, что «солнце ему ясно на встоце (востоке) сияет и путь поведает». Наиболее вероятное время создания «Задонщины» – 80-е – самое начало 90-х гг. Кстати, только в списке Ефросина употребляется название «Задонщина».

Название песни-повести о Куликовской битве было обнаружено исследователями в заголовке древнейшего кирилло-белозерского списка. Рассказывает о победе русских войск, возглавляемых великим князем Московским Дмитрием Ивановичем (Донским) и его двоюродным братом Владимиром Андреевичем, над монголо-татарскими войсками правителя Золотой Орды Мамая. Его брат, брянский князь Дмитрий Ольгердович командовал резервом. Вот таким образом в «Задонщине» на первом плане стоят Москва и московский князь. Зимин связывает "Слово о полку" с одним из списков пространной (и, по его мнению, позднейшей) "Задонщины", а Р. П.

Повесть посвящена прославлению победы русских войск над монголо-татарскими полчищами. Автор «Задонщины» многие из таких образов упрощает, его поэтические средства, восходящие к поэтике устного творчества, ближе к своим прообразам. Обычно они объясняются поздним происхождением памятника. В то же время они не во всем подобны «Слову. ». Ученые XIX века перенесли термин "Задонщина" на само произведение о Куликовской битве. 2 уровень стилизации включает прорисовку крупных и средних деталей изображения. и моего государя къ мн.

В «Задонщине», по сравнению со «Словом», чаще употребляются образы церковной поэтики («за землю, за Рускую и за веру крестьяньскую», «воступив во златое свое стремя и взем свой мечь в правую руку и помолися богу и пречистой его матери» и т. п. ). Самый ранний из них, содержащий сокращенный текст произведения (так называемую Краткую редакцию), датируется 1470-ми его переписчик и вероятный редактор – известный древнерусский книжник, монах Кирилло-Белозерского монастыря Евфросин. Эпическая основа ощущается в рассказе об «испытании примет» Дмитрием Волынцем -- опытный воевода Дмитрий Волынец с великим князем в ночь накануне боя выезжают в поле между русскими и татарскими войсками и Волынец слышит, как земля плачет «надвое» -- о татарских и русских воинах: будет много убитых, но все же русские одолеют. По известиям 16 века, его дважды сбивали с коня.

Идеально, когда текстура рамы перекликается с основными линиями изображения. бились с утра до полудня в субботу на Рождество святой Богородицы». Борьба с половцами здесь осмысливается как борьба за национальную независимость.

(обозначается также как Исторический первый — ГИМ, собр. Чувствовалось, что оба противника — русские и ордынцы — приготовились к кровопролитному и беспощадному сражению из которого многие не вернутся живыми. Пространной редакции «З» в трёх из них текст сохранился полностью, в двух– только отрывки. Музейское, 3045 отрывок текста без начала и конца) 4) Ж, вторая половина XVIIв. Князья в «Задонщине» согласны и послушны, притом безымянны, за исключением Дмитрия с братом и двумя Ольгердовичами. Однако в «Задонщине» есть и более близкая параллель к образу Бояна-соловья, хотя также лишенная метафорического значения. Большинство исследователей интересовались вопросом о подражательности этого памятника, связанного со «Словом о полку Игореве».

Обе произнесены Дмитрием Ивановичем перед битвой. Но большинство ученых не поддержали эту гипотезу. в следующей главе, с. 197). В целом образ главного героя сходен с летописными произведениями той эпохи и лишь отдельные стилистические средства связывают его со «Словом. ».

Соответственно, автор Задонщины мог заимствовать из Слова о полку Игореве, а не наоборот. Наружность Дмитрия описывается таким образом: «Бяше крепок и мужествен и телом велик и широк и плечист и чреват вельми и тяжек собою зело, брадою ж и власы чернь, взором же дивен зело». Москвич не писал себя москвитином в Москве, а звал себя так в другом месте. Вместе с тем автор «3адонщины» заимствовал ряд приёмов и выразительных средств из «Слова о полку Игореве», соединив их с элементами так называемого делового стиля (подробные указания места и времени сражения, числа воинов, длинный перечень убитых князей и бояр), что дало основание определить «3адонщину» как «нестилизационное подражание» «Слову о полку Игореве» (Д.

вы можете запросить все в системе с коробкой. Ратники увидели перед собой низменную равнину (здесь в болотцах обитали кулики, отсюда — Куликово поле), несколько поднимавшуюся к югу, в направлении Красного (т.

Попытка заключить союз с ханом Джанибеком против Москвы в 1349 г. была неудачной. «И выидоша в поле чисто на усть реки Непрядвы исполчнвея» — русские воины во главе со своими воеводами, как говорит летопись, стали готовиться к сражению. Музейский список дает понять текст списка Ундольского: надо читать «ко Торнову» (в Музейском списке – «к Торнаву»). Автор Задонщины мог воссоздать структуру Слова о полку Игореве: воспоминание о певце Бояне и его песнях – выступление русского войска в поход – ободряющая речь князя – зловещие природные явления (знамения) – битва – плач (Ярославны в Слове о полку Игореве, русских жен в Задонщине) – укоризна чужих народов предводителю, проигравшему битву.

Соображения историков литературы о происхождении Софония ничего не меняют в московском характере произведения. По мнению большинства исследователей, Слово о полку Игореве было написано в конце 12 в. (возможно, в 1187). Здесь и точные хронологические выкладки ("А от Калатьские рати до Момаева побоища прошло 160 лт") и реалии топографического порядка ("У Дону стоят татаровя поганые и Момай царь на реки на Мечи, межу Чюровым и Михайловым. Автор же «Слова. » (кстати, тоже безымянный) упоминает затмение в качестве дурного предзнаменования.

и багет с шириной профиля 4см., то полный размер картины будет равен: Сторона А 30см. Им предшествует вступление, с помощью которого автор настраивает читателя на особый, торжественный лад, а также сообщает ему истинные цели, которые преследует создание «Задонщины». И те и другие символически противопоставлены в «Задонщине». Так оно и случилось в «похвале», когда враги бросились наутек, а русичи получили богатую добычу.

386). Произведение создано под впечатлением битвы, в которой русские князья одержали победу. Автор «Задонщины» обратился к «Слову» как к образцу с целью сопоставить и противопоставить политическую обстановку на Руси времени «Слова о полку Игореве» (80-е гг. 386). Во вступлении также подчеркивается оптимистический лад повести, указывается, что Москва – как нынешний центр государственности – является продолжением Киева и т. д. Первая часть произведения – это «жалость». Памятник относится к группе произведений конца 14– 15 вв.

Мазон и его группа, А. А. Зимин, К. Трост и его группа, Э. Кинан). Пространной летописной повести (создана в 1440-хгг. ) и, соответственно, «З» могла быть написана не ранее сер. Вслед за этим идет фрагмент, который также открывается обращением к русским людям. Вот таким образом прозвище Рязанец нисколько не противоречит тому, что Софоний был москвичом, если только имя его не было надписано на «Слове о полку Игореве», которым воспользовался автор «Задонщины», приписав ему составление этого произведения (а также взяв оттуда гусленые и буяные словеса).

Таково было расположение русского войска на правом берегу Непрядвы. XVв. Есть предположения, что автором был Софоний Рязанцев.

Он призывает жаворонка и соловья воспеть славу князьям, одолевшим врагов-иноплеменников: «О жаворонок, летняя птица, красных день утеха, возлети под синее небеса, посмотри к силному граду Москве, воспои славу великому князю Дмитрею Ивановичю и брату его князю Владимеру Андреевию» «О соловеи, летняя птица, что бы, соловеи, вощекотал славу великому князю Дмитрею Ивановичю и брату его князю Владимеру Андреевичю и земли Литовскои дву братом Олгордовичем, Андрею и брату его Дмитрею, да Дмитрею Волыньскому». Так, делопроизводственность проникает даже в плач московских жен. Это, конечно, не ошибка автора Сказания, а литературно-публицистический прием. В Задонщине зловещие знамения предвещают поражение не русским, как в Слове о полку Игореве, а татарам горе распространяется не по Русской земле, а в татарском войске иноземцы (генуэзцы из Кафы) корят за поражение не князя Игоря, а Мамая. Значит, в первоначальном виде "Задонщины" вряд ли содержались названия Тырнова и Ургенча.

Чешский славист Я. Фрчек в 1939 году и советский исследователь А. А. Жаворонок – залесская птица.

Бросается в глаза пестрота стиля «Задонщины» по сравнению со строго выдержанным единством стиля в «Слове». е. красивого) холма. Его поддержали владимирские, суздальские дружины воеводы Тимофея Васильевича Вельяминова. Ее упоминание в «Задонщине» должно было поставить точку в споре, но.

Однако некоторые литературоведы (прежде всегоО. Однако не только в этом привлекательность произведения. Мамай, некогда грозный завоеватель, бежит в Кафу. В Задонщине выражено поэтическое отношение автора к событиям Куликовской битвы. На это имя указывает текст «Задонщины» и другого произведения – «Сказания о Мамаевом побоище».

войск в Куликовской битве 1380. Автор «Слова о полку Игореве» обращался к средствам устной народной поэтики и перерабатывал их творчески, создавая свои оригинальные поэтические образы на фольклорном материале. Называя союзником Мамая Ольгерда, автор Сказания тем самым усиливал и публицистическое и художественное звучание своего произведения: против Москвы выступали самые коварные и опасные враги, но и они потерпели поражение. «Задонщине» посвящен и новый труд на французском языке А. Мазона, который восхваляет ее с целью доказать, что она была источником «Слова о полку Игореве», рассматриваемого А. Мазоном как подложное произведение, составленное в конце XVIII в. В настоящее время вопрос о происхождении «Задонщины» все более привлекает к себе исследователей, тем более что найден еще новый список этого сочинения.

«Сказание о Мамаевом побоище» – наиболее обширный памятник Куликовского цикла. В 1362 г., восьми лет, принимает участие в походе к Переяславлю. В «Задонщине» значительно больше, чем в «Слове», образов церковно-религиозного плана: «За землю за Рускую и за веру крестьяньскую», «воступив во златое свое стремя и взем свой мечь в правую руку и помолися богу и пречистой его матери» и т. п. Автор «Слова о полку Игореве» обращался к средствам устной народной поэтики и перерабатывал их творчески, создавая свои оригинальные поэтические образы на фольклорном материале.

И «Русь великая одолела рать татарскую на поле Куликовом, на речке Непрядве». Ряд оригинальных эпитетов «Задонщины» явно народно-устного происхождения: типичное для былинного стиля словосочетание «таково слово», «быстрый Дон», «сырая земля» и некоторые другие. Следовательно, по Салминой, «Задонщина» не могла возникнуть ранее конца 40-х гг. В Слове – черна земля под копыты была посеяна костями русских.

Плохая сохранность текста «Задонщины» в дошедших списках вынуждает пользоваться реконструированным текстом произведения. Видно, сильно упились у быстрого Дона на поле Куликовом, на траве-ковыле. Упоминаются также воеводы: коломенский, владимирский, юрьевский, костромской, переяславский бояре: московские, серпуховские, переяславские, дмитровские, можайские, звенигородские, углические, владимирские, суздальские, ростовские паны литовские. С момента Мамаева побоища наступил перелом в судьбе Русской земли: «Снидемся, братия и друзи и сынове рускии, составим слово к слову, возвеселим Рускую землю и возверзем печаль на восточную страну» (с. Под таким названием нельзя видеть иной город, кроме Тырново, столицы Болгарии.

Затрубили трубы, заиграли зурны, забили барабаны. Самый ранний, дошедший до нас, ученые датируют 1470-ми годами. Тихомиров, Г. Н. Добавим, что наиболее вероятное место возникновения новой редакции — Москва, митрополичья канцелярия, где создавалась Никоновская летопись. В других списках оно называется «Словом о великом князе Дмитрии Ивановиче и брате его князе Владимире Андреевича». Дмитриев и Д. С.

гради Москв. Это обширная летописная повесть «Задонщина» и «Сказание о Мамаевом побоище», написанное, вероятно, в начале XV века. Он любил свою землю, воевал за нее, был, наверное, в числе приближенных князя. Героический характер события изображенного в «Сказании», обусловил обращение автора произведения к устным преданиям и легендам о Мамаевом побоище. Ундольским и сразу привлек внимание ученых своими параллелями со "Словом о полку Игореве".

с каждой стороны) 60см. Он храбро сражался и пал в бою. Это наводило мысль о подделке (причем прецеденты были).

Возникли предположения, что это «Слово. » было создано по примеру якобы последующего памятника. Во всех делах ему помогал брат Кейстут. В «Задонщине» выражено поэтическое отношение автора к событиям Куликовской битвы.

М. Н. Тихомиров, В. Ф. Ржига, Л. А. Дмитриев. Но это осталось в прошлом, сейчас же была одержана победа над завоевателями. Сост.

Автор при этом сознательно проводит параллель со «Словом. », однако обращение к великому памятнику объясняется отнюдь не слепым подражательством, а намеренным сопоставлением настоящего и прошлого (причем не в пользу последнего). Обращение к эпохе независимости русского государства было созвучно историческому моменту: противостояние Польше и Литве в борьбе за русские земли, а также Орде переводили «борьбу за киевское наследство» в новое качество – за свободу и национальную независимость. ". Принимал участие в битвах с Тевтонским орденом при р. Стреве (к западу от Тракай, 1348) и при Рудвее (1370). Сама природа выражает сочувствие к погибшим – деревья от печали к земле склонились.

«Задонщина» вся основана на тексте «Слова о полку Игореве» — тут и повторение целых отрывков из «Слова» и одинаковые характеристики и сходные поэтические приемы. «ЗАДОНЩИНА», памятник др. -рус. литературы кон. (обозначается также как список Ундольского — ГБЛ, собр.

— В. Б. ), нежели, при-шед и ничто же сотворив, возвратиться вспять. Она рвалась в тыл к переправам, чтобы отрезать русским путь к отступлению. Д. С. Лихачев так характеризует его особенности: «Черты нового стиля могут быть отмечены в Задонщине, живописующей события Куликовской битвы «буйными словесы». Загадочным представлялось и то, что к Слову о полку Игореве наиболее близок не самый ранний из известных списков Задонщины (как было бы логично предположить), а более поздние, относящиеся к 16 и 17 вв. Так, в слове появляются московские «болярыни», жены погибших воевод: жена Микулы Васильевича – Марья, жена Дмитрия Всеволожского – тоже Марья, Федосья – жена Тимофея Валуевича, Марья – Андрея Серкизовича, Оксенья (или, по списку Ундольского, Анисья) – жена Михаила Андреевича Бренка. В тексте Сказания встречаются анахронизмы и ошибки (на некоторых из них мы остановимся подробнее ниже).

54). Пространная летопись в несколько раз больше краткой. поэзии (метафоры битвы-пира и битвы-засевания земли, сравнение рус. Прославление победы русских войск над неприятелем – такую сюжетную канву имеет «Задонщина». Усилена экспрессивность изложения.

Все прочие списки относятся уже к позднейшей, пространной редакции памятника. Вопрос этот весьма гипотетичен и считать его решенным нельзя. В эту эпоху наступил великий этап общественного самосознания». Участвовал в битве на р. Воже «Куликовской битве.

С. К. Шамбинаго так и пишет: «Это произведение, носившее обычные названия Слова или Сказания, но получившее потом название Поведания, было написано в подражание «Слову о полку Игореве», с сохранением не только его образов и выражений, но и плана». Другая развернутая метафора сражения в Задонщине – засевание и поливание земли: «Черна земля под копыты, а костми татарскими поля насеяша, а кровию ихъ земля пролита бысть». Похвала – слава мужеству и воинской доблести русских, считает один из современных ученых.

В Коломне, на Девичьем поле, согласно «Сказанию», Дмитрий на смотре войска назначил в полки князей и воевод. Известно 6 списков «3адонщины». Как уже было сказано, «Задонщина» ценна еще и тем, что является доказательством подлинности «Слова». Они прорвались к тому месту, где в богатом великокняжеском одеянии стоял Михаил Бренк. Различия между кирилло-белозерским списком и другими списками "Задонщины" столь велики, что можно говорить о существовании двух разных трактовок Куликовской битвы, то есть о выделении двух редакций "Задонщины" — краткой и пространной. делового стиля (подробные указания места и времени сражения, числа воинов, длинный перечень убитых князей и бояр), что дало основание определить «З» как «нестилизационное подражание» «Слову о полку Игореве» (Д. С. А в них сияли сильные доспехи злаченые, а гремели князи русские мечьми булатными».

Отметим некоторые черты поэтики «Задонщины», характерные для нее и отличающие ее от «Слова о полку Игореве». Внимание историков литературы давно было обращено на «Задонщину» и тем не менее нельзя сказать, чтобы итоги изучения ее были вполне удовлетворительными. Навстречу русскому войску направились полки Мамая. Другая развернутая метафора сражения в Задонщине – засевание и поливание земли: «Черна земля под копыты, а костми татарскими поля насеяша, а кровию ихъ земля пролита бысть». Наиболее обоснована точка зрения, согласно которой "Задонщина" была написана в 80-е гг.

Жалость – это плач по погибшим. Ведь во всех русских городах прозвища «рязанец», «володимерец» и т. д. давались тем людям, которые осели в чужом городе.

Отомстили русские татарам «За свою великую обиду»: «. Поэтическую образность в произведении "заземляет" обилие подробностей. ранее) в Москве вообще не было в это время митрополита. Известно 6 списков «З».

Победа великого князя московского над силами Мамая воспринимается автором «Задонщины» как реванш за поражение, понесенное войсками Игоря на Каяле. Вступление ориентировано главным образом на поэтический памятник XII в., здесь упоминается Боян известный до этого лишь по тексту "Слова. Несколько особняком в цикле повестей о Куликовской битве стоит произведение, кратко называемое «Задонщиной» имеющее по спискам различные заглавия. Дмитрий Донской смотрел в будущее.

Между списками есть серьёзные разночтения. В более позднее время такая перемена имен не имела никакого смысла. Музейское, 2060) 3) И-2, конца XV — начала XVIв. В «3адонщине» встречаются образы и приёмы, характерные для народной поэзии (метафоры битвы-пира и битвы-засевания земли, сравнение русских князей и воинов с соколами и орлами и др. ).

Прославляет победу рус. Другие 5 списков содержат текст так называемой Пространной редакции «3адонщины» в трёх из них текст сохранился полностью, в двух – только отрывки. Этот всплеск совместных усилий «Власти» и общинной «Земли» был вплотную связан с освободительными устремлениями русских людей.

Лихачёв). В него входят две летописные повести (краткая и пространная), "Задонщина", "Сказание о Мамаевом побоище". А. Д. Седельников написал интересную статью, в которой связывает «Задонщину» с псковской письменностью, но доказательства его шатки и стоят далеко от самого текста «Задонщины». гремели князья русские мечами булатными о шлемы хиновские». Предполагают так: произведение представляло собой непосредственный отклик на события, а значит, время создания «Задонщины» приходится на рубеж 80 – 90-х годов XIV века.

Анахронизмы и «ошибки» Сказания объясняются публицистической направленностью произведения. (поля двух паспрату с каждой стороны по 3см. ) 8см. Это обращение – своеобразный рефрен во вступлении к основному тексту Задонщины. Находившийся среди воинов передового полка Дмитрий Иванович «прежде всех стал на бой и впереди с татарами много бился». подг.

Исследователи говорят о Куликовском цикле, куда входит и интересующее нас произведение. Памятник сочетает в себе черты похвального слова (прославление князей Дмитрия Ивановича Донского и Владимира Андреевича Храброго) и плача по убитым ратникам. Начало бед Русской земли автор «Задонщины» ведет с злополучного сражения на Каяле и битвы на Калке: « поганые татаровя, бусормановя на реке на Каяле одолеша род Афетов (т. е.

Главный герой «Задонщины», князь Дмитрий Иванович, представлен, как в летописных повестях и в «Сказании о Мамаевом побоище» идеальным героем. приемов «Задонщины», так как ее автор без чувства меры повторяет привлекшие его внимание «элементы стиля оригинала». В «Задонщине», что совсем не характерно для «Слова о полку Игореве», широко представлена церковно-религиозная фразеология.

Непонятное в списке Ундольского – «Караначи» (в Синодальном – «к Ворнавичом») обозначает «к Орначу», под которым надо понимать Ургенч в Средней Азии. Автор «Задонщины» не ставил перед собой задачи описать в их последовательности все события героической битвы за Доном. Замена южнорусского соловья «Слова» жаворонком очень удачна. Дмитрий Донской призывает брата и воинов не посрамить своей чести и славы, пролить кровь «за землю за Рускую и за веру крестьяньскую». Сам автор охарактеризовал свое произведение как «жалость и похвалу великому князю Дмитрею Ивановичю и брату его, князю Владимеру Ондреевичю», «Жалость» – это плач по погибшим, «Похвала» – слава мужеству и воинской доблести русских. С тех пор принимал участие во всех походах Дмитрия Донского, в Куликовской битве командовал запасным полком (вступление в бой которого решило исход сражения).

Практически нет оснований считать его автором «Задонщины». М., 1981 Сказания и повести о Куликовской битве. В рассказе «Задонщины» о движении сил Мамая к Куликову полю приводится картина зловещих явлений природы: «А уже беды их пасоша птицы крылати, под облакы летают, вороны часто грают, а галици свои речи говорять, орли хлекчют, а волцы грозно воют, а лисицы на кости брешут» (с. Князя видели, когда он бился то с двумя, то с тремя ордынцами. В основном в «Задонщине» сохраняется хронологический принцип повествования, свойственный воинской повести, в то время как в "Слове. «Задонщина» (в рукописях имеет заглавия «Задонщина великого князя господина Дмитрия Ивановича и брата его князя Владимира Андреевича», «Слово о великом князе Дмитрии Ивановиче и о брате его, князе Владимире Андреевиче, как победили супостата своего царя Мамая» и др. ) – памятник древнерусской литературы конца XIV – начала XV вв. Однако природа подсказывают: скоро «поганые» будут побеждены.

Впрочем имеется точка зрения (В. Именно так часто обозначались даты событий в летописных повестях. Стоимость данной услуг зависит от уровня стилизации. Постановка новых политических проблем повлекла за собой и новые подходы к их решению. Возможно, был создан между 1380 и 1393 по некоторым версиям, автор «З» использовал текст т. н.

Боевой призыв Дмитрия Ивановича и его обращение к князю Владимиру Андреевичу строятся на образе чаши (чары), восходящем к символическому сравнению битвы с пиром. Памятник был открыт в 1852 г. В. М.