Картинки Репин

Труд — вот что определяет и украшает человека. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140.

К примеру, полотно «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», более известное под названием «Иван Грозный убивает своего сына», которое было представлено на выставке передвижников, появилось на свет после того, как художник посетил концерт Римского-Корсакова. Он выделен из полумрака избы красным цветом своей рубахи. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213.

На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. В последние годы он обратился к библейским сюжетам. Репин считал сам эту картину красивой. Его черный, наглухо застегнутый сюртук усиливает это впечатление. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей.

  1. Творчество художника в фотографиях
  2. Персоны и личности (интересное о известных)
  3. Илья Ефимович Репин – биография и картины
  4. 7 знаменитых картин Ильи Репина
  5. Илья Репин: биография и факты из жизни
  6. Картины Репина с названиями история создания, сюжет

В «Протодиаконе» еще больше, чем в «Бурлаках», выразился пафос искусства Репина. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему. В «Протодьяконе», несомненно, сказалось влияние Рембрандта, даже и в композиции портрета Репин шел от известного шедевра Рембрандта «Ян Собесский». Репин был очень дружен с Мамонтовым. Портрет производит яркое и сильное впечатление. Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман.

Для молодого художника эта сумма представлялась просто огромной. Написан портрет вдохновенно. Запорожец с повязкой словно представляет себе грядущие бои с турками, грядущие потери. Образ революционера еще раз был показан Репиным в картине «Отказ от исповеди» (1879–1885).

Портрет Третьякова поразительно прост и глубок. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. Этот мужчина слыл в городе колдуном. Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми.

  • Илья Репин: картины исторические, портреты, парадные полотна
  • Илья Ефимович Репин – биография и картины (1844- 1930)
  • РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ Репин Илья Ефимович (1844-1930), часть 1
  • Известные люди на портретах кисти Репина и на фотографиях (11 фото)

Эту тему, уезжая на Волгу, художник разрабатывал в течение ряда лет. Для создания группового портрета Репин привлек учеников – Б. М. Кустодиева (исполнившего преимущественно всю правую часть полотна) и И. С. Куликова (соответственно работавшего над левой). «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. Несмотря на все трудности, Репин упорно учился.

Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. Третьякову. Это вы сами. В 1884-1886 годах он написал полотно «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве». Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра.

  • Загадочный Репин — 10 интересных фактов
  • Илья Репин: самые популярные картины (топ 12)
  • Илья Репин – картины с названиями и описанием по алфавиту
  • Краткая информация о художнике и его картинах

В те времена доля солдатской жены была нелегкой. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. В 70-е годы Репин создал несколько картин, посвященных теме революционного народничества. Выходом в 1937 году монографии Грабаря, посвящённой творчеству художника, ознаменовался новый виток культа Репина.

Художник создал множество изображений своих выдающихся современников. Стрепетовой. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. И вот уже перед нами не царь, а отец. Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь.

Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын. Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. 1887 год стал для И. Е. Репина переломным.

  • «Отступничество» в картинах Ильи Репина
  • Топограф иконописец, студент Академии художеств
  • Жанровые и исторические полотна Ильи Репина
  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  • Путешествие по России: Самарская область
  • «Отказ от исповеди перед казнью» (1879-1885)

Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. Центральная группа словно недовольна своей ролью. В 1870 году он совершил путешествие по Волге, где сделал множество эскизов и зарисовок, включая «совершеннейшего бурлака», списанного с волжанина по фамилии Канин и впоследствии изображенного на картине в первой тройке. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых».

Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий.

Однажды Крамской попросил его показать самостоятельные домашние работы. Ей предрекали провал, но Репин мастерски сумел реализовать навязанное ему задание – заказ последовал от императора и вряд ли художник мог от него отказаться. Они словно противопоставлены друг другу. Может быть доносчиком и тот человек, который стоит у окна и, заложив руки за спину, смотрит на пропагандиста, – это, вероятно, хозяин избы.

Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. В апреле 1873 года, когда старшая дочь немного подросла, семья Репина имевшего право на заграничную поездку в качестве пенсионера Академии, отправилась в вояж по Европе. В 1876 году Репин возвращается в родной город, а затем переезжает в Москву. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. Здесь изображён революционер, который наконец вернулся домой из ссылки. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198.

  1. «Крестный ход в Курской губернии» (1880-1883)
  2. «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1880-1891)
  3. «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1903)
  4. Картины Репина (фото) с названиями
  5. Краткая характеристика творчества
  6. Биография художника Ильи Репина

Однако в умных, спокойных глазах Третьякова читается духовная одаренность. Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь. После смерти Крамского Репин написал воспоминания, в которых назвал художника своим учителем19. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. Взгляд отрешенный, нейтральный, устремленный вдаль, он словно пронзает зрителя, проходит сквозь него.

Творчество художника 
в фотографиях

Эта тема была подсказана ему самой жизнью. В центре пожилая пара (родители жены Репина) и девушка с рукоделием (сестра жены Репина). По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет.

Америка—Франция—Россия. Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским). Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. Уже на пороге XX века Репиным было создано замечательное, единственное в своем роде полотно – грандиозный групповой портрет «Заседание Государственного совета», написанный по официальному правительственному заказу.

Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу. И действительно, «Протодиакон», создавая необычайно живой индивидуальный образ, одновременно является типом, настолько все элементы его характеристики подчинены раскрытию социальной сущности этого образа. Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой. Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. За окном летний день.

Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. — И. Г. ) посидеть мне смирно.

Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет.

Рисунок уверенный, лепка твердая. К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже. По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226.

Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» — глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. Повторное посещение Академии завершилось успешной сдачей экзамена, однако после вступительных испытаний Репина вновь ожидали сложности: за право присутствовать на занятиях вольнослушатель должен был заплатить 25 рублей. Репин дважды подавал прошения об отставке.

Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. Комната небогатой интеллигентной семьи. На ней изображена лодка с монахами, причалившая к берегу, где купаются обнажённые женщины.

Сюжетом для этой картины послужило историческое предание о том, как запорожцы на предложение турецкого султана Магомета IV перейти к нему на службу ответили письмом, полным самых острых насмешек и «соленых» словечек. Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств. В 1880 году Репин, по заказу Третьякова исполнил портрет популярнейшего в то время писателя А. Ф. Писемского.

Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. Унылый осенний пейзаж составляет выразительный фон для изображенной на переднем плане телеги, запряженной тремя тощими лошадьми, на которой увозят в далекую ссылку политического «преступника». Изображая лицо Мусоргского, художник стремился показать его характерную особенность – мягкость, открытость. В 1901-1903 годах он написал картину изображающее заседание Государственного совета. Она ушла из жизни в 1931 году55. Картины художника на данную тематику были наполнены особенным драматизмом.

Гаршин также отзывался о художнике с симпатией.

Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. Репин писал Мусоргского незадолго до смерти композитора, когда Мусоргский находился на излечении в военном госпитале. Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица.

Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы.

С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. В результате Репин создал большое значительное произведение, в котором с исключительной экспрессией была раскрыта идея свободы народа, его независимости, гордого казацкого характера и его отчаянного духа. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него».

Но в «Протодьяконе», кроме влияния Рембрандта, мы видим нечто такое, чего раньше у Репина не было и что отныне явится характерной чертой его живописной манеры, его языка. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33.

В течение десяти лет он работает еще над одним своим шедевром – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Работал весь день, не замечая времени. В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. А вот Иван Тургенев остался ею недоволен.

Над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках. Вся эта небольшая группа на фоне безлюдного пространства вызывает у зрителя то же чувство затерянности, одиночества, тоски, от которого ежится сидящий в телеге человек, одетый в серую арестантскую одежду, а ямщик с какой-то отчаянной удалью погоняет лошадей. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости.

Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241.

В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. Почти со всеми его связывали дружеские отношения. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. Это художник, который всецело отдавался творчеству итогом его многолетних трудов, большого количества эскизов, набросков, стали «Бурлаки на Волге» – одна из известнейших картин Репина.

Изображая больного измученного жизнью Мусоргского, художник не переставал ощущать в нем огромную, несломленную болезнью духовную силу, яркую колоритность характера. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года.

Самое лицо Третьякова иконописно правильное, обрамленное окладистой бородой, вызывает представление о нем, как о человеке почти аскетического склада. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202.

Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году.

Герарда», «Портрет С. Ю. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств.

Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126.

В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. Репина привлекала тема революционно-настроенной России. На одном из вечеров было зачитано письмо XVII века, написанное запорожскими казаками турецкому султану Мохаммеду IV.

Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму».

В этот период он нарисовал картину Крестный ход в Курской губернии, которую тут же купил Третьяков в свою галерею за огромные деньги. Сочиняющими это знаменитое послание они и предстают в картине Репина. А, может, это рассказ о человеке, не готовом признать свою вину, не желающем раскаяться, несмотря на нарушенную христианскую мораль «не убий». Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть.

Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. Султан предлагал всей Сечи стать турецкими подданными.

Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана. Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи. Скромный человек, старающийся занимать как можно меньше места, уступая его картинам. Творчество Репина 1870-1900-х являлось знаковым для современников и стало иллюстрацией этого времени для потомков.

И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал. Рассмотрим "ближний круг". В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. Портретную галерею Репина отличает огромная широта социального охвата. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111.

Опираясь обеими руками на палку, больной, желчный, он смотрит неприветливо на зрителя, словно выражая ему свое недоумение и недовольство. Картина вызвала живейший интерес у Достоевского и Перова, а между тем некоторые называли ее «величайшей профанацией искусства». Возвращается в Россию летом 1876 года. Параллельно молодой мастер кисти продолжал работу над первым из самых значительных полотен — «Бурлаки на Волге».

Верно построенные, слегка по-монгольски поставленные глаза обнаруживают основательное знакомство с теорией и практикой «перспективного строения головы», культивировавшегося в академии со времен Брюллова и развитого впоследствии П. П. Чистяковым в целую систему. Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше. Еще секунда и новая строка послания будет придумана.

В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. Так отнеслись к нему и сановники изображенные на картине. К числу лучших произведений этих лет принадлежит «Протодиакон» (1877).

О чем эта история. Стасов присылает ему все, что он просит. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). В композиции этого портрета ярко обнаруживается черта, особенно типичная для всего портретного искусства Репина в дальнейшем: постоянные поиски, «как взять» на холсте данного человека, как дать его в наиболее ему присущем и характерном движении. Угодливо склонился над приставом сыщик, за ним другой – с торжеством протягивает руку со связкой книг.

А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской. Тема человека в его отношении к природе особенно интересует Репина. Он дал лицу прямой поворот и почти прямое освещение, написал его, как говорил Стасов, «все в свету», то есть без сколько-нибудь резких теней. В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США).

Обладатель первого развернут к зрителю лицом, обладатель второго – стоит спиной. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину.

Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». Однако, тревога и скепсис в явном меньшинстве здесь. Он потрясает глубиной человеческого содержания, внутренним трагизмом образа. Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью.

Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». Русский боярин, уверенно сидящий в старинном кресле. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). На время Репин перестал творить и впал в депрессию.

Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. Витте», 1903). Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером.

В его взгляде осуждение и тревога. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100.

Благодаря введенному Репиным контрасту вереницы невольников и раскинувшемуся простору широкой, полнокровной Волги с белым парусником на заднем плане (бессознательно ассоциирующимся у зрителя со свободой) мастеру удалось вынести приговор современному обществу, жестоко порабощающему бесправных. Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником.

Репин забыл о конкурсе, об Академии. Автор внес большой вклад в развитие реализма в отечественной живописи. А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140.

Оно во многом вобрало в себя проблемы второй половины XIX века. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением.

Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году.

Его внимание привлекли две работы— портреты сторожа и продавца назначенную Репиным цену предприниматель снизил вдвое и ушёл, пообещав прислать за этюдами посыльного108. Высокий лоб, печальные темные глаза идеально ровный нос, ухоженная борода. В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». Убедившись, что слушателям очередная история действительно интересна, Репин записывал её, сохраняя разговорную интонацию отсюда— сказовая стилистика его книги200. Там он написал картину «Мужик с дурным глазом».

Его облик, пылающий взор на измождённом лице, противопоставлены облику другого персонажа— человека грубого и приземлённого. -— И. Г. ), они много смеялись». Все заняты. Одни зрители ругали ее, другие – восторгались. Благодаря повороту, найденному художником для головы Мусоргского, лоб оказался наиболее освещенной частью лица. Рассказы острогожцев послужили стимулом для резких жизненных перемен: осенью, собрав все заработанные за летние месяцы деньги, Илья Ефимович отправился в Петербург12. Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237.

Вместе с большой золотой медалью за «Воскрешение дочери Иаира» Репин получил право на творческую «командировку» за границу. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. Первым произведением в цикле революционных жанров явился эскиз «Под конвоем» (1876).

Репин Илья Ефимович – великий русский художник. Этот заказ привлек художника новой возможностью показать представителей народа. Тяготение к портрету у художника проявилось в ранние детские годы. Репин никуда не делся. Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце.

Это лучше всех ваших академических работ. Это был только сырой, черновой материал, который в дальнейшем переплавлялся, перерабатывался до неузнаваемости в творческой лаборатории живописца. М. Бунакову. Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года.

Каждый – со своим характером, своей историей, додумать, «дорисовать» которую может зритель. Крестьянство не пошло за народниками. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. «Портрет композитора М. П. Мусоргского» (1881) явился значительным достижением художника.

В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. Казалось, она спит.

С поразительной естественностью Репин передал одутловатое от болезни лицо, помутневшие, словно выцветшие глаза, мягкие спутавшиеся волосы. Она из последних сил сдерживает бессильный гнев и ярость, переполнившие ее, написанные на ее грубоватом, некрасивом лице. На самом деле картина, которую все имеют в виду, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название «Монахи (Не туда заехали)». Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции). Священник пришел сюда к заключенному, чтобы исповедать его перед казнью.

Картины-портреты художника передают его симпатии к тем людям, которые ему позировали. Человек – творческая натура и это творчество должно развиваться всесторонне. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. Так ли это – судить зрителям.

Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». Музыка переносила его в мастерскую, к картине. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. Однако в процессе работы замысел картины претерпел существенные изменения. Одной из самых значительных полотен на эту тему является Не ждали.

На лицах священнослужителей так и написано: «Вот приплыли. ». Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Известно, что из-за постоянных переутомлений у знаменитого живописца начала болеть, а потом и вовсе отказала правая рука.

Каждый персонаж переживает что-то своё. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). «Вы неверно называете этюдом портрет диакона – это даже более, чем портрет, – это тип, словом, это картина», – писал Репин П. М. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246.

В этом проявилась глубина репинского проникновения в жизнь. Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. По ярко-желтому берегу безмятежной Волги бредут те, кто не понаслышке знает, что значит «тянуть лямку». На время Репин перестал творить и впал в депрессию.

О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. Первый раз он изобразил ее в роли Лизаветы из драмы Писемского «Горькая судьбина» (1881). В портрете Хлобощина художник сделал дальнейший шаг на пути овладения формой. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».

Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. Кроме нескольких ярких характеристик главнейших бюрократов, большинство их, при полном портретном сходстве, дано в виде общей безличной массы украшенных лентами и звездами «Действительных тайных советников». Судьбы детей Репина сложились по-разному.

От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Репин прекрасно уловил свойственную Третьякову строгую манеру держаться. Между тем, когда эту картину выставили в Третьяковской галерее многие из зрителей начинали рыдать, других картина вводила в ступор, а с некоторыми и вовсе случались истерические припадки. Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена. Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое».

Прекрасно написано и подводное царство – морские растения, чудища, рыбы, зеленоватая вода, вся пронизана солнечным светом. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная. Однако портрет вышел очень похожий и, когда вернулась маменька с Устей (сестра Репина. Он создал множество изображений этого автора, однако, наиболее известен портрет под названием «Пахарь Лев Толстой на пашне», который он написал в 1887 году. Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения.

Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». Перед нами скорее философ-мыслитель, нежели предприниматель. В 1878 году Репиным был написан первый вариант картины «Арест пропагандиста», второй, основной вариант которой датируется 1880–1892 годами. Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры. Они охраняют процессию от простого народа, той голодной и нищей толпы, которая с искренней верой ждет милости и чуда от «явленной иконы». Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды.

Горемыкина и Н. Н. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. «Во французской стороне» Илья Ефимович тесно познакомился с работами импрессионистов, под влиянием которых позднее написал «Искушение», «Тайную вечерю» и ряд других картин. В Третьяковской галерее представлен эскиз картины «Запорожцы». Одной из самых известных работ является картина «Иван Грозный и сын его Иван», созданная в 1885 году.

И одновременно этот взгляд раскрывает для нас трагедию Мусоргского. Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. Рыжеватые краски, данные в букете осенних цветов и в пейзаже, повторены в одежде девушки. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв.

Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. К тому же и погода благоприятствовала работе.

Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. Работа над картиной протекала в исключительно трудных условиях. И лишь вдали красноречиво виднеется буксир, ещё неведомый простому народу в те времена.

На переднем плане – девушка и парень увлеченно отплясывают гопак. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора.

И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена. Мужчина справа (муж сестры жены Репина) – принял картинную позу, его отношение к процессу снисходительно-несерьезное. Мы видим Мусоргского именно таким, каким он был в последние дни своей жизни: с отекшим от болезни лицом, всклокоченными волосами, одетым в серый больничный халат. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем.

Много учился на написании портретов близких и друзей. Уже никто, наверное, не сможет вспомнить, когда в обиход вошла крылатая фраза – «Картина Репина «Приплыли», тем самым спутав все факты в истории. Он изображен в минуту обдумывания очередного изысканного бранного слова в адрес Мохаммеда. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141.

Окончательный вариант картины изображает только ватагу бурлаков, тянущих бечевой судно. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. Непосредственно в Париже в 1876 году Репин создал необычное полотно «Садко», беспощадно раскритикованное искусствоведами, зато принесшее автору звание академика.

Близко наблюдая бурлаков (Репин дважды ездил на Волгу, где изучал их жизнь), знакомясь с их биографиями, Репин открыл в них целый мир, сам по себе достойный изображения. Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. Общение с прежними друзьями было только заочным.

Программной работой Репина была картина на тему «Воскрешение дочери Иаира», небольшой эскиз которой представлен в Третьяковской галерее. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63.

В 80-е годы начинается самый плодотворный период его жизни. Эта картина, называющаяся «Бурлаки на Волге», находится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247.

м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901 – 1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. «Протодьякон» является важнейшей вехой в творчестве Репина, тем трамплином, с которого только и можно было совершить пры-Яок к будущим, еще более совершенным его созданиям. Совершая однажды прогулку по Неве, Репин увидел группу бурлаков, тянувших баржу. Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами.

Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. Он рисовал картины используя самые разные сюжеты и полотна неизменно ему удавались. Первый факт.

Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. Репин принес голову старушки, написанную на маленьком картончике. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. — Да это превосходно. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225.

Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. В «Запорожцах» очень сильно проявилось одно из важнейших качеств репинского искусства: яркое ощущение художником богатства человеческой натуры, разнообразия характеров, красоты сильно выраженной индивидуальности. Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры. Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку».

На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. Внимание художника тяготит их. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152.

Но, несмотря на тяжелую жизнь, мать И. Е. Репина, будучи образованной женщиной, смогла приобщить детей к книгам. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». Картина исполнена суровой трагической сосредоточенности. Удивительно лирически-притягательны портреты Репина.

Действие происходит в тюремной камере. Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко. Завершает картину тонкая, нервная рука с обручальным кольцом на безымянном пальце, деталь, способная рассказать о человеке больше, чем обширная монография. Уже через несколько месяцев художник представил публике отдельные портреты позировавших ему чиновников: на зрителя смотрели напыщенные, надменные, порой, не блещущие умом «герои» торжественного заседания. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185.

Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. Публике картина понравилась. И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке. Из-за близкого соседства картин народ приписал её более известному на тот момент Репину. Этот период был самым плодотворным в творчестве художника.

Из родной Харьковской губернии Илья Ефимович с семьей и огромным грузом «художественного добра» переехал в Москву, где вступил в славное Товарищество передвижников. Татьяна Степановна разбиралась в живописи и воспитала в сыне любовь к искусству. Третьяков»109. «Как.

Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. Они очищают его душу, возвышают ее над мелкими, недостойными человека страстями, послужившими причиной его гибели. Репин отлично сумел передать глубокий и сложный характер своего героя. Но по своему значению это больше, чем индивидуальный портрет.

Убийство свершилось. Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же). При внимательном рассмотрении, далеко не все казаки поддались радости и веселью. Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина. Оно называется по имени артистки «Актриса Пелагея Антиповна Стрепетова» и имеет в подзаголовке слово «этюд».

Он сидит между двумя жандармами с шашками наголо. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). Перед нами очевидно серьезно больной человек: нездоровая краснота лица, блестящие глаза.

За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. Члены совета оценили «момент из своей жизни» благосклонно, друзья же живописца искренне недоумевали: куда подевался «их» Репин.

Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. А вот Ларька в розовой драной рубахе – нетерпеливый, озорной мальчишка, который чуть не потонул, когда с братом Репина попал под колесо парохода. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. А у Репина появился шанс выбраться из многолетней нужды. Девушка взята жизненно, естественно посажена на кушетку. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209.

Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы. Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158.

Она была закончена только в 1891 году. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. К 1871 году Репин уже обрел некоторую известность в столице – его картина «Воскрешение дочери Иаира» была очень благосклонно принята публикой и критиками, слух о молодом талантливом художнике дошёл и до Первопрестольной. Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» – глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают" Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. Он подошел к ложу, на котором покоится девочка. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80.

Одно из лучших его произведений 90-х годов картина «Осенний букет» (1892) изображает дочь художника В. И. Репину на фоне осеннего сада, с букетом цветов в руках. Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки. На передвижных выставках к этой картине было практически невозможно подойти, так как вокруг толпился народ. На лицах грязных и оборванных бурлаков, впряженных в кожаные лямки, нет отчаяния или горя.

Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242.

Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме. Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». В здоровье Мусоргского наступило некоторое временное улучшение. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек. После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость.

Чего стбит одна шеренга великокняжеских кукол, с царем в центре или ханжеская фигура «обер-прокурора святейшего синода» Победоносцева, молитвенно скрестившего руки или умная, лукавая голова Витте. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Налитое кровью, мясистое лицо протодиакона, украшенное синим носом и бровями, которые Стасов сравнивал с пиявками, растопыренная пятерня, лежащая на животе, самый колорит картины, насыщенный горячими оттенками и как бы передающий жар тучной плоти, – все создает необычайно яркий образ «льва духовенства», в котором «ни на одну йоту не имеется ничего духовного», который весь «плоть и кровь, лупоглазие, зев и рев бессмысленный, но торжественный и сильный» (Стасов). В портрете В. А. Шевцовой Репин сделал опять огромный шаг вперед. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. Произошла банальная путаница: в Сумском художественном музее выставлялись работы Ильи Ефимовича и рядом оказалась работа художника Льва Соловьёва «Не туда заехали». Глаза ясные и добрые.

Поставленная перед художником задача была очень трудной. В Третьяковской галерее представлен небольшой эскиз картины и ее вариант «Бурлаки идущие вброд» (1872). Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным.

Репин создал замечательные крестьянские портреты («Мужик с дурным глазом», 1877) и великолепные по характерности портреты царских сановников (этюды к картине «Заседание Государственного совета»: «Портрет И. Л. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. Одновременно с этим, это глаза энергичного и сильного человека.

Еще один момент народной жизни Репин «подсмотрел» в крестьянской избе, где собрались разгоряченные всеобщим празднованием люди. Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. Тут больше любви к делу, — пояснил он. Отдавая многие годы на создание таких значительнейших и сложных по содержанию картин, как «Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали», «Иван Грозный и сын его Иван», Репин одновременно с этим на протяжении всей своей жизни уделял очень много внимания и времени портрету.

За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. Судя по всему, это один из главных вдохновителей запорожцев. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. Репин писал Стрепетову дважды.

Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. Берег Волги. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. Он идет прямо к матери. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. Лучшее в картине – образ самого пропагандиста.

Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу. Идея сформировалась после его путешествия по Волге в 1870 году и посещения села Ширяева (Самарская область) близ Жигулёвских гор. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв.

Но едва ли не самой большой выразительностью обладают глаза Мусоргского. В вояж по Европе он отправился уже с первой женой Верой Алексеевной, когда и «Бурлаки на Волге» увидели свет и дочка немножко подросла. Лишь парочка играющих на траве детей (Вера и Надя – дочки Репина) ведет себя естественно и органично.

Александр Пороховщиков, хозяин гостиницы «Славянский базар», заказал молодому художнику картину «Собрание русских, чешских и польских композиторов» за 1500 рублей. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Долго и мучительно работал Репин над этой картиной. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. О работе молодого Репина «Бурлаки на Волге» упоенно писали газетчики. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185.

Пятый факт. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Мистики связывают эти два факта из биографии художника с тем, что написанная им картина была проклята. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99.

Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Чуть ленивому выражению ее глаз отвечает безвольное движение рук, держащих поникшие цветы. В народе известна эмоциональная, оценочная реплика: «Картина Репина «Приплыли. ». Репин встречал их по средам. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы.

К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. В галерее репинских портретов особое место занимает изображение знаменитой актрисы П. А.

И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. Посещая множественные заседания совета, спустя всего пару лет он представляет готовое полотно «Государственный совет». Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. Репин его изобразил в халате с малиновыми бархатными отворотами, с наклоненной немного головой, что-то глубоко обдумывающим.

Написал её Соловьёв Лев Григорьевич. Портрет был сделан всего за четыре сеанса. Л. Н. Толстого». Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы.

А вот женщина (Вера Алексеевна Репина – жена художника), сидящая слева, от позирования получает удовольствие. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика. Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца.

В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. Вся центральная часть написана самим Репиным. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. Почти двадцать лет дружил с писателем Л. Толстым Репин Илья Ефимович. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана.

Увиденные молодым Репиным (1844-1930) в 1869 бурлаки, которые тащили неподъемную грузовую баржу, взволновали его душу. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. То тут, то там изображены тревожные, серьезные испуганные лица. Жил в Италии и Франции (1873–1876). Тоже можно сказать и о позе, в которой изображен Третьяков. Этюд получился превосходный.

А свеча становилась ниже и тени менялись. По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. Портрет Мусоргского поражает нас жизненностью образа. Черты пореформенной России, несбывшиеся чаяния и надежды русской интеллигенции отразились в искусстве и литературе в ставшей популярной теме социального неравенства, критике общественного и политического строя страны.

Вегетарианцем стал и сам Репин. Простая черная одежда, сливаясь с таким же черным креслом, визуально увеличивает фигуру героя. Он портретировал всех: от бурлаков и русских мужиков до царских сановников.

Картина теперь писалась легко, вдохновенно. В эту минуту в комнату вошел Христос.

Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко. Но при всей широте репинского интереса к человеку на первом месте для него стояли «люди, дорогие нации», –выдающиеся деятели русской культуры.

Они жили в Пенатах в течение двух недель. Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка. Он так описывает свои первые опыты в портретном искусстве: «Я отводил душу в рисовании и однажды вечером, когда маменьки не было дома, попросил Доняшу (двоюродная сестра Репина. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью.

Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Оставаясь членом этого общества, Репин создает полотна «Крестный ход в Курской губернии» (работа 1883 года), «Не ждали» (работа 1884) и «Иван Грозные и его сын Иван» (работа 1885 года). — сказал Крамской. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899).

Илья Репин родился в Чугуеве близ Харькова в 1844 году. Репин лично присутствовал на юбилейном торжественном заседании и даже получил разрешение на то, чтобы члены совета позировали ему в свободное от заседаний время и именно в той позе, которой требовала композиция картины. Итак, творчество художника было многообразно и разнопланово. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3.

Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Мы должны изучать мир вокруг нас, стремиться улучшить общество и свои качества. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. Однако картина поражает в первую очередь именно великолепно прописанными характерами.

А вот дидок широко открыл рот, сморщился от смеха молодой бурсак протиснулся сквозь толпу, ухмыляется, заглядывает в письмо за ним богатырь в черной бурке с повязкой на голове. Не доносчик ли. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. Выдающийся портретист, мастер исторического и бытового жанров, И. Е. Репин представил масштабное полотно «Крестный ход в Курской губернии» – произведение, далеко выходящее за рамки бытового жанра, – на Одиннадцатой передвижной выставке.

Случайно увиденная Репиным сценка сельского крестного хода явилась отправной точкой для создания монументальнейшего полотна художника «Крестный ход в Курской губернии», картины, запечатлевшей не только лицо всех классов царской России, но и давшей глубокое раскрытие их взаимоотношений как угнетателей и угнетенных. Мужа постоянно отправляли в далекие походы, а Татьяна Степановна, живя с детьми в военном поселении, чтобы прокормить семью, была вынуждена много трудиться на самых тяжелых и грязных работах. После окончания «Бурлаков» Репин провел три года (1873– 1876) вне России, преимущественно в Париже, в качестве пенсионера Академии художеств. Выступающее из мрака бледное лицо приговоренного выражает гордую непреклонность, сознание своей правоты и нежелание «смириться». А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану. Во Франции Репин создал ряд произведений, рисующих природу и быт этой страны. В его глазах читается печаль, тоска.

В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. Художник хотел контрастно противопоставить бурлаков господскому обществу. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. Репин просит своего друга Стасова прислать ему из России былину о Садко, книгу о костюмах разных эпох, как можно больше рисунков морских растений и рыб.

На этой основе Репин строит характеристики действующих лиц в своих портретах и картинах. Художник, чья фамилия постоянно на слуху благодаря картине, которую он не написал.