Картинки Симон Ушаков

Государственная Третьяковская галерея (Москва). Когда атеистический угар прошел, экспедиции музеев начали собирать уцелевшие иконы. ту азбуку искусства, которая заключает в себе все члены человеческого тела.

С 1648 находился в качестве художника на царской службе. Однако вскоре она превратилась в огромную художественную мастерскую. Алфавиту мы обязаны, например, болгарам.

Хранится икона с 1925 года в Русском музее, куда поступила из Гатчинского дворца. Этот сюжет волновал многих художников: от Леонардо да Винчи до Сальвадора Дали. Иметь два имени было в те времена традицией – одно «потаенное», полученное при крещении, посвящалось богу. Ушаков и его соратники искали то же самое, но только в искусстве.

  1. Симон Ушаков: биография и лучшие работы иконописца (фото)
  2. Симон Ушаков: государев иконописец
  3. Троица Ветхозаветная, Симон Ушаков, 1671
  4. Картинки на тему «Симон Ушаков»

Лучше других сохранились иконы Благовещения (церковь Грузинской Божьей Матери в Москве), Владимирской Богоматери с московскими угодниками (там же), св. С первых лет самостоятельного творчества Симон Ушаков проявил интерес к изображению человеческого лица. При этом для своих работ Ушаков чаще всего выбирал простой фон, например, светло-голубой: иконы «Богоматерь Киккская», «Преподобный Сергий Радонежский», «Архангел Михаил, попирающий дьявола». Им было создано более 12 образов «Спаса Нерукотворного». Деталь иконы «Насаждение древа государства Российского»От древа, произросшего в центре Московского государства идут побеги в виде виноградных лоз с листьями, цветами роз и гроздьями плодов. Ее мастера подновляли и расписывали дворцовые палаты и церкви, писали иконы и миниатюры.

Во дворе располагалась его иконописная мастерская, в которой занимались его ученики. Столь безжалостныи приговор надолго обесценил искусство Ушакова.

  • Симон Федорович Ушаков иконописец
  • Третьяковская галерея открыла выставку Симона Ушакова, царского изографа
  • Придворныи изограф Симон Ушаков, реформатор и государственник
  • Выставка «Симон Ушаков — царский изограф»

— С. Л. ) иконного писания», мастер говорит о превосходстве изобразительного искусства над прочими видами художеств, а также о личной ответственности художника за свои работы: «Многие из нас, владеющие искусством живописи, пишут то, что скорее достойно смеха, чем благоволения и умиления, этим они вызывают гнев Божий и осуждению иностранцев и великому посрамлению от честных людей». которое повелевает одною формою, смутно и темновидно святые лица писать. Из обширного художественного наследия Ушакова до нас дошло около полусотни подписных икон (бльшая часть которых представлена на выставке), что достаточно много даже по меркам XVII столетия, не говоря уже о более ранних временах.

chikvala Валентина, Cпасибо за информацию. Не буду с Вами спорить, но согласитесь, насколько Иоанн условен. Плоскостное изображение, условный объём, фон (везде и нигде). Я копировала этот "портрет", когда училась в Палехе. А Ушаков пытался передать объём путём множественного наложения от самого тёмного к последней выпуклой светлой точке на лике. Яичная темпера, которой с тех пор пишут иконы позволяет настолько плавно передавать переход от тёмного к светлому, что, порой и не скажешь сколько слоёв цвета положил мастер. Все иконописные Московско-Владимирско-Суздальские школы изначально выработали и иконографию и приёмы иконописания. Конечно отличия были, но до Ушакова каноны очень сильно сдерживали. Лично я считаю Его новатором на то время. На спине он несет две корзины с различными животными — эмблемами семи смертных грехов. Третий образ – знаменитая икона «Похвала иконе Богоматери Владимирской» или «Древо Государства Московского» 1663 года. За стенами Московского Кремля изображен Успенский собор из которого произрастает древо. – Все познается в сравнении.

  • Произведение – историческая эпопея
  • Симон Ушаков – крупнейший русский художник века
  • Значение творчества Симона Ушакова
  • Художник Симон Фёдорович Ушаков

Часть ранних икон, относящихся к 1650-м — началу 1660-х годов, выполнена в традиционной манере, однако среди них есть и первые образцы «живоподобного» стиля, созданные для московской церкви Троицы в Никитниках. Ему также принадлежат многочисл. и работал в Москве. Большои авторитет отечественного искусствознания Игорь Грабарь назвал Симона Ушакова «злым гением русскои иконописи».

Бесполезно искать в Петербурге иконостас или росписи в иконописном стиле. Оставаясь на почве исконного русско-византийского иконописания он писал и по древним «пошибам» и в новом так называемом «фряжском» стиле изобретал новые композиции, присматривался к западным образцам и к натуре, стремился сообщать фигурам характерность и движение. Благочестивыми работниками Христа как хозяина виноградника являются митрополит Петр (1308-1326) и Иван Калита (1325-1340), с именами которых традиционно связывается возвышение Москвы. Так это принципиальная разница — икона в древнерусском стиле и в стиле Ушакова.

  1. «Писал Симон Ушаков, государев иконописец»
  2. Спас Нерукотворный и поиски «живоподобия»
  3. ИКОНОГРАФИЯ ПРАЗДНИКА ПЯТИДЕСЯТНИЦЫ
  4. Ушаков Симон Фёдорович, русский художник
  5. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  6. КРАСОТА МИРА И МИР КРАСОТЫВсе фотографииСимон Ушаков72

Культуру этого периода иногда называют «переходной» от Средневековья к Новому времени и сравнивают то с западноевропейским Ренессансом, то с эпохой барокко. Действительно, она была довольно пёстрой: создавались великолепные постройки, фрески, но одновременно шли споры о стиле и качестве православных икон. – С одной стороны, ответить на этот вопрос в отношении Ушакова значительно проще, чем когда мы говорим о Рублеве или Дионисии, поскольку подписывать иконы в их времена было не принято и мы устанавливаем их авторство либо только по стилю, либо по косвенным историческим свидетельствам (в исключительных случаях – по владельческим или вкладным надписям, содержащим имя художника). В тридцать лет ему поручили поновлять росписи в кремлевском дворце. Во всей полноте новая тенденция выражена в Ярославских фресках. В некоторых случаях уточнить датировки и авторство.

Справа – патриархи Иов и Филарет. Рисунок Симона Ушакова. А вот если взяться за ум, учиться, делать все хорошо и «по-настоящему», ориентироваться на правильные образцы, все снова станет так, как было в древности, как завещали святые отцы. Все они трудились над строительством и росписью кремлевских палат. Однако и там в последние годы образованные священнослужители стали заказывать иконостасы и росписи храмов в иконописном стиле. Здесь изображен грешник, ползущий на четвереньках, с руками и ногами, скованными цепями.

  1. Симон Ушаков «Благовещение» 1673
  2. Вернуться к странице — Выставка «Симон Ушаков – царский изограф»
  3. О знаменитости:московский иконописец
  4. Комментарии к выставке «Симон Ушаков — царский изограф»

Потерю этих идеалов Иосиф Владимиров объяснял просто: «живоподобие» было утрачено потому, что художники стали писать плохо. Гравюра Афанасия Трухменского (1681)Тайная вечеря является сюжетом множества икон и картин из которых самое известное произведение – это «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи. – Ну, одного мастерства, как вы понимаете, недостаточно.

Положим, Никон был известным реформатором имевшим огромное влияние на царя. Главный пафос «Троицы» Ушакова состоит в создании видимости материального, предметного мира. В этой связи художником была разработана новая методика письма – мелкие, едва различимые мазки, делающие цветовой переход незаметным, они назывались «плави» и были многослойными. Эту сторону новшества ярко формулировал протопоп Аввакум в своей знаменитой филиппике против богомерзких икон: А все то писано по плотскому умыслу, понеже сами еретицы возлюбиша толстоту плотскую и опровергоша долу горняя.

Симон Ушаков: биография 
и лучшие работы 
иконописца (фото)

картины религиозного содержания, которые россияне в простоте душевной считали шедеврами, поскольку святые и прочие персонажи были «как живые».

Их родство состоит в том, что все они – святые Русской земли. Кремлевские стены и башни написаны очень точно.

Все эти приемы Ушаков оттачивал на своих любимых образах – Спаса и Богородицы. Для россиян христианство — вера иностранная, заимствованная. Интересно, что Иуда повторяет позу Иоанна – любимого ученика Иисуса, склонившегося к Учителю.

Что говорить: это Московское древо выдумано хорошо — вернее, хорошо применена к данному случаю старая идея древа Иессеова, но надо сознаться, что самая выдумка скорее литературного, нежели художественного порядка. В центре иконы находится Лик Владимирской Божьей Матери с младенцем Иисусом на руках. Этот соблазн «похожести» многих увлек не в ту сторону. Брюсовой "Симон Ушаков и его время". Они и между собой не похожи, а к Ушакову вообще ни с какого боку.

Это означает, что Симон был не просто современником, но и фактически ровесником Алексея Михайловича, в период царствования которого были созданы самые знаменитые работы Ушакова. У подножия Успенского собора изображены насаждающий древо князь Иван Калита и поливающий корни растения из кувшина митрополит Петр. Все ли святые смуглые и тощие были. Соответственно, все правила и каноны брались у византийцев.

Куски живописи в них слабее всего. К сожалению, оба замысла остались нереализованными, однако вступление к предполагавшейся «Азбуке» все-таки было создано, являя нам великолепный трактат об искусстве живописи. Так что в церквях глухих деревень давно уже ничего нет. Главным Художником Ушаков называет Творца, создавшего и благоукрасившего мир.

предисловие). «Нарышкинское бароккко» — последний её всплеск. Причем он указал в прошении, что еще до этого времени уже работал «безпрестанно у царского дела», видимо, привлекаясь к каким-то отдельным художественным проектам. Прежде всего, это не натурализм в европейском смысле этого слова, не работа с натурой.

Но в том-то и дело, что он такой задачи не ставил. В Москве тоже новые храмы стали расписывать и украшать иконами в стиле «а ля Ушаков». Большинство работ отреставрировано к выставке, авторство некоторых пересмотрено. Которым, возможно, захочется прочесть более понятные экспликации к иконам и тексты, объясняющие, в чем же заключается «живоподобность» икон Ушакова.

Все это символизирует процесс венчания на царство земного владыки небесным царем. Знаменитый "Звенигородский чин" Андрея Рублева (см. Новгородский Спас был грозным Богом, новый Спас бесконечно ласковее: он Богочеловек.

И вдруг обнаружилось, что есть мастер изображения на иконах которого можно не просто разглядеть (тем более что олифа с XVII века не так потемнела, как с XV столетия), но и увидеть в них качество, ни в чем не уступавшее лучшим образцам европейской живописи и понятное тем людям, которые на этой живописи были воспитаны. Икона «Похвала Владимирской иконе Божией Матери» («Насаждение древа государства Российского»). Кроме того, мы почти никогда не знаем, какова была мера личного участия того или иного иконописца в том или ином художественном проекте, какие обязанности выполнял руководитель художественной артели, какая часть работы доставалась именно ему. Ушаков очень рано получил основательную подготовку к своей специальности, так как в 22 года был принят в царские «жалованные» мастера Серебряной палаты при Оружейном приказе. Хотя одна из подписанных им самим икон (как отмечалось выше, он первым стал обозначать свои работы) противоречит этому – иконописец называет там себя «московским дворянином». Икона Владимирской Божией Матери писана в 1668 г., как видно из надписи на ней.

О внутренней, духовной стороне иконописания он говорит, что иконопись — «это жизнь памяти, памятник прежде жившим, свидетельство прошлого, возглашение добродетелей изъявление силы, оживление мертвых, бессмертная хвала и слава, возбуждение живых к подражанию, воспоминание о прошедших делах». парсуны, миниатюры, художественно выполненные карты и планы. Любая работа была ему по плечу. Образ был написан для иконостаса церкви Троицы в Никитниках, рядом с которым художник жил и прихожанином которого являлся. За стенами Московского Кремля изображен Успенский собор из которого произрастает древо.

и решил их вырезать на медных досках». Кроме того, в 1660-х — начале 1670-х годов мастер стал использовать в интерьерах и пейзажах элементы линейной перспективы, что хорошо заметно на иконе «Святая Троица» 1671 года (ГРМ), созданной по заказу греческого купца Николая Николеты. И вот таким образом образ Нерукотворного Спаса для Симона Ушакова – вечный вызов и вечный поиск.

Тот медленный, почти незаметный в своей постепенности ущерб, который судьба готовила великому древнерусскому искусству и который привел новгородскую икону к раннемосковским и строгановским письмам, теперь в работах царских иконописцев и живописцев сразу обозначился абсолютно ясно. Но это — нечто исключительное. Он жил в каменных палатах в Ипатьевском переулке, напротив церкви Живоначальной Троицы. В русской живописи третьей четверти XVII в. Ушаков выступил как художник-реформатор: используя традиционные иконографические схемы, он одновременно стремился к светотеневой моделировке формы, к объёмности изображаемых ликов, добиваясь впечатления их реальности (Троица, 1671, ГРМ Благовещение, 1673, ГТГ), Проблему жизненного правдоподобия произведений иконописи Ушаков рассмотрел в трактате Слово к люботщательному иконного писания (около 1666 см. Выполнена она в зрелом возрасте – в 1671 году.

А Симон Ушаков его, выходит, нарушил. Стилистика живописи уже далека от плоскостной манеры древнерусских иконописцев. Однако в итоге именно поиск наиболее адекватных средств выражения приводил к реформированию изобразительного языка, к появлению тех самых новых приемов, которые определили своеобразие не только индивидуальной творческой манеры Ушакова, но и стиля мастеров Оружейной палаты в целом. Их родство состоит в том, что все они — святые Русской земли.

Беседа Варлаама с царевичем Иоасафом. Он был также талантливым писателем – создал трактат об искусстве живописи «Слово к люботщательному (любителю) иконного писания», в котором говорит о том, что Главный Художник – это сам Творец, создавший и благоукрасивший мир: «Не сам ли Господь учит нас искусству иконописания. ». В книге он воспевает «принцип зеркала», говорящий о стремлении к точности изображения. Симон Ушаков – адресат Послания некоего изуграфа.

Попытка смешать духовное и душевное всегда безрезультатна. Вторая половина XVII века прошла в борьбе двух непримиримых направлений в иконописи. Лики, детали одежды написаны полуобъемно, с использованием светотени. Все это скорее работа головы, чем глаз, — все от мозга, а не от сердца. Он занимался подновлением, то есть реставрацией картин.

Так происходило возвышение Москвы, превращение ее в первопрестольный град. Они относятся, по всей вероятности, к 1680-м или даже 1690-м годам. Ещё как умели.

И в XVII же веке русское искусство и закончилось. Изображения детализированы, небольшие фигуры переплетаются с орнаментом. Оно несет функцию декоративного убранства.

Общая композиция произведения восходит к сербским изображениям родословной правителей Неманичей, которая, в свою очередь, опирается на иконографию родословной Христа, называемую «Древо Иессеево». А после выхода в свет книги Вл. Дата указана и от Адама и от Рождества Христова.

Симон Ушаков пишет древо – виноградную лозу, которая является символом жизни. Разучились и обленились (надо сказать, что в своем трактате он употребляет значительно более суровые выражения). Вслед за учителем они пытаются найти новые формы для создания иконописного образа. Сложным остается положение на юге России и Украине, кроме Киева там практически не сохранилось древних икон и фресок, экспозиции икон в музеях очень скудные, народ привык к живописным изображениям. Мы привыкли считать художника новатором, революционером в древнерусском иконописании, но нужно понимать, что в русской культуре XVII столетия отсутствовало само понятие «новаторства».

Вот почему многие памятники в музейных собраниях имеют статус «невыездных» и никогда не участвуют в выставках. В историю искусства он так и вошел под названием «Васильевский чин». В своем трактате «Слово к любителю иконного писания» он настоятельно советует иконописцу держаться правдивого изображения — «как в жизни бывает». Он хорошо был знаком с мастерами западных школ и иногда заимствовал задний фон для своих икон у таких крупных художников, как Веронезе. Главными же его плодами являются святые русской земли изображенные в двадцати медальонах со свитками-молениями в руках. На ветвях дерева Симон Ушаков расположил медальоны, в которых находились портреты людей – царей (Федор Иванович, Михаил Федорович, царевич Дмитрий) и святых с молельными свитками в руках, сделавших все для укрепления Московского государства и его столицы Москвы – политического и духовного центра.

Перед картинами невозможно молиться, невольно начинаешь их разглядывать и оценивать, приходится закрывать глаза и молиться не с ПОМОЩЬЮ иконы, а ВОПРЕКИ ее «слишком художественному» РАССЕИВАЮЩЕМУ воздействию. Становилось понятно, что древнее искусство не было несовершенным или варварским, а просто строилось на совсем других эстетических принципах и именно эта прекрасная и одухотворенная древность теперь завораживала и вызывала восхищение. Улучшение качества и приемов иконного письма, стремление к «живоподобной» передаче ликов и фигур святых в глазах мастеров этого времени не были новшеством, а воспринимались как возвращение к идеалу, освященному преданием и канонами Церкви. был государевым иконописцем.

Между тем, официальное придворное делопроизводство XVII столетия фиксировало каждый шаг «государевых людей», к числу которых принадлежал «государев иконописец» Симон Ушаков. Доличное, то есть изображение фона и одежд, он часто поручал писать своим ученикам. Вслед за учителем они пытаются найти новые формы для создания иконописного образа. Справа от иконы Богоматери представлены святители (митрополиты Иона, Алексий, Киприан, Филипп, Фотий, патриархи Иов и Филарет), а также цари Федор Иванович, Михаил Федорович и царевич Димитрий.

В экспозиции собраны все лучшие работы Симона Ушакова. Обратился к этой теме и Ушаков.

Это Кремль, каким он был триста лет назад. По сторонам от них представлена здравствующая царская семья: государь Алексей Михайлович, его супруга Мария Ильинична, сыновья Алексей и Федор.

В XVII веке отношение к подписям было уже иным: те служили своеобразными «удостоверениями качества», свидетельствовали о личной ответственности мастера за свою работу. Самая идеологически значимая работа на выставке – «Древо государства Московского», где в высях Царь Небесный, внизу царь Алексей Михайлович с супругой, посредине Богородица, а вокруг нее московские святые. Свет в его иконах идет изнутри образа, а не извне. В облаках ангелы принимают из рук Спаса атрибуты власти для Алексея Михайловича.

Ученики недоуменно и испуганно смотрят друг на друга. И конечно, есть еще одно важное обстоятельство, которое делает для нас образ Ушакова более определенным, чем образы его великих предшественников, – подписи и даты на исполненных им иконах: «Писал Симон Ушаков, государев иконописец, в таком-то году». искусства", М., 1874). Ушаков Симон Федорович, знаменитый московский иконописец XVII века считается ярким представителем последнего периода искусства Московской Руси, начало которому положило возведение Кремля, ставшего символом объединенной страны. А Симон Ушаков как «официальныи художник», служащии при дворе, последовательно выполнял госзаказ, что, впрочем, не отменяет его заслуг в становлении реалистическои живописи. «Он не был в сущности ни иконописцем, ни живописцем, – писал Грабарь, – отстав от первых, он не пристал ко вторым».

Симон Ушаков. Что такое живоподобие. зарубежная), фильмы, альбомы.

Причем эта цветоненевая лепка очень робкая, недосказанная. Протопоп Аввакум разразился гневным опусом на «толстоту плотскую». Несмотря на социальные восстания, бунты и церковные реформы, приведшие к расколу в Церкви именно вторая половина XVII в. ознаменовалась небывалым по масштабу расцветом поздней русской средневековой архитектуры, монументального искусства и иконописи. Годом рождения мастера традиционно принято считать либо 1625 (после сентября), либо 1626 (до сентября), основываясь на надписи на иконе, некогда находившейся в церкви Троицы в Никитниках и позднее пропавшей, которую упоминает Тромонин (Тромонин 1845:88): Лета 7166 году написал государев иконник Симон Федоров сын Ушаков 32 лета возраста своего. При митрополите Алексии князем Димитрием были построены стены Кремля, а при митрополите Киприане в Успенский собор из Владимира была перенесена икона Богоматери (в 1395 году), ставшая его главной святыней.

Иконописцы работали по заказу Царя вот в этом и ответ на Ваш вопрос, все творчество, вероятно, контролировалось, после Андрея Рублева, кто воплотил в своих произведениях понимание духовной красоты человека и его нравственной силы, вероятно, власть поняла, что удержать единство нации можно только через, пропаганду Христианских ценностей с помощью иконографии, на то время эффективный способ начала эпохи Возрождения в России/ После многократных Ваших постов это невозможо не заметить, правда о их трехмерности не упомянул, а это и есть их отличие, но в каком Чине они были, в какой церкви и есть ли таковые в церквях того времени. На стене под деревом стоят царь Алексей Михайлович, царица с сыновьями. В итоге в творчестве Ушакова и его современников стали усматривать не только отказ от традиционных приемов, но даже некоторое «предательство» по отношению к великому прошлому, переориентацию на внешнее, блестящее, но пустое, уход от того сокровенного духовного содержания, которое хранят в себе древние шедевры.

Елена, должен быть. На окладе внизу имелась серебряная пластинка с надписью: Лета 7167 (1659) июня писал образ Государев иконописец Симон Федоров сын Ушаков. Но берегись, лукавый завистник, перестань клеветать на благообразное иконописание. ». На его ветвях, как плоды, - круглые портреты людей, которые укрепляли Русское государство, приносили ему своими трудами силу и славу. В житии Иллариона сообщается, что когда царь, узнав о прибывании Иллариона в Москве, приказал найти и пригласить его к себе, – то посланнии обретоша преподобнаго в дому царскаго иконописца Симона Ушакова, понеже тамо, приехав к Москве, пребывал, зане в родстве той иконописец преподобному бяше.

Исключением можно считать одну из самых известных икон Ушакова «Похвала Владимирской иконе Божией Матери» (1668, Государственная Третьяковская галерея, она же носит название «Насаждение древа государства Российского»), блестящий иконографический замысел которой можно приписать гению художника. Диалог неба и земли. Богродица, увидев свое изображение на иконах, вспомнила прежнее пророчество: «Отныне ублажат Мя все роды» и добавила: «Благодать Рождшагося от Меня и Моя с сими иконами да будет. » Вскоре от этих икон начало происходить множество чудес.

Москва находилась в более отдаленном и более выгодном месте. Ничто еще не предвещает здесь пути, по которому вскоре направился Ушаков.

Становилась устойчивее экономика, расширялись зарубежные контакты. За Кремлевской стеной, возле Успенского собора, посажено высокое дерево. Впоследствии «Богоматерь Киккская» оказалась в Третьяковке, а «Христос Вседержитель» – в Историческом музее. Ибо чем даровитее и сильнее был Ушаков, тем горше было для древнерусского искусства. А несколько выставленных на одной стене «Спасов Нерукотворных» (любимый сюжет Ушакова) можно рассматривать как образец возможных вольностей в строгих рамках канона.

Он был талантливым педагогом и умелым организатором. До последнего времени икона Спаса из церкви Троицы в Никитниках находилась под частичной записью XVIII–XIX веков, однако к выставке она была раскрыта, причем в процессе раскрытия удалось обнаружить фрагменты оригинальной авторской надписи с датой: 1661 год (а не 1658-й, который читался в надписи XIX века). Он ищет как можно более точные и адекватные, подлинные, живые черты Христа. Книга дополнена статьей В. Г. в "Вестнике общества древнерус.

Смотреть, например, на «Богоматерь Киккскую», написанную в 1668 г., большое удовольствие. Собственно, большинство его работ подписано. Его живописный метод опирался не на западноевропейский опыт, а на изучение традиции.

Его работоспособность и энергия поразительны. И царь с царицей написаны как в жизни. У Иисуса есть ресницы, глаза блестят, как будто от слезинки.

При митрополите Алексии князем Димитрием были построены стены Кремля, а при митрополите Киприане в Успенский собор из Владимира была перенесена икона Богоматери (в 1395 году), ставшая его главной святыней. Человеку свойственно ценить прекрасное.

Тайная вечеря – это последняя трапеза Иисуса Христа с его двенадцатью ближайшими учениками (апостолами), во время которой Он установил таинство евхаристии, преподал заповеди о смирении и христианской любви, предсказал предательство одного из учеников и будущие судьбы христианской церкви и всего мира. Благочестивыми работниками Христа как хозяина виноградника являются митрополит Петр (1308-1326) и Иван Калита (1325-1340), с именами которых традиционно связывается возвышение Москвы. Для него идеалом стало не каноническое изображение, а зеркальное отражение (см. Это происходит из-за перенасыщения полотна тщательно выписанными предметами быта.

Уникальность иконы «Насаждение древа государства Российского» состоит в том, что она отображает единую историю Руси и Русской Православной Церкви. Ушакова прежде всего интересовали приемы написания ликов святых. Послание не имеет точной даты. Симона Ушакова она интересовала всегда. И одновременно XVII столетие — одно из самых противоречивых в русской истории. И тем интересней и значимей парсуна на иконе, так как автор старался придать ей полное сходство с оригиналом.

е. получавшие постоянное содержание) мастера Серебряной палаты при Оружейном приказе. Правда, была ещё великая русская литература XIX века. Ушаков был сильной личностью, он организовал труд огромной мастерской и находил при этом время для своего творчества.

На ветвях древа размещены медальоны с изображениями русских святых.

При этом под «живоподобием» подразумевалась отнюдь не работа с натуры, которая уже практиковалась в то время в европейском искусстве, а возвращение к тем классическим идеалам красоты, которые художники древности умели сочетать с максимальной одухотворенностью. Здесь можно вспомнить и Серафимо-Дивеевскую икону Божией Матери и икону «Спорительница хлебов» и образ Божией Матери «Державная». Они отличаются смелостью в передаче пространства, построенного несколькими планами. Но как велико различие между этими двумя образами. Симон Ушаков был одним из любимых мастеров царя.

Виноградная лоза покрывает всю икону и прорастает сквозь Успенский собор. Возможно им недостает одухотворенности икон XIV-XV веков, но это искупается стремлением художника к изображению правдоподобного человеческого лица. 4. Д. А. Ровинский в своём «Подробном словаре русских граверов» указывает на два офорта исполненных им самим. В своем начальном этапе это направление выразилось в «Строгановской школе», к которой следует отнести не только иконы, написанные по заказу именитых купцов Строгановых, но также иконы московских — царских и патриарших — изографов, таких как Прокопий Чирин, Никита, Назарий, Феодор. К тому же поверх высветлений Ушаков кладет чуть более темный полупрозрачный слой.

Когда-то, в 1325 году, митрополит Петр предсказал Ивану Даниловичу, что нужно перенести кафедру, столицу из Владимира в Москву: «Сам прославишься и дети твои прославлены будут». Писал иконы, парсуны, миниатюры, руководил росписями в Архангельском и Успенском соборах (1660) и Грановитой палате (1668) в Московском Кремле, чертил географические карты, создавал рисунки для гравёров и сам занимался офортом (Семь смертных грехов, 1665). Род. Душа человека нуждается в красоте.

Сложно представить себе все обилие и разнообразие визуального материала, окружавшего Ушакова в Оружейной палате. Духа (там же) икона-портрет царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича (в Архангельском соборе). Произведения Ушакова свидетельствуют о том, что он был талантливым художником, прекрасно владел средствами техники того времени. Излюбленной темой становится Спас Нерукотворный (например иконы «Христос Эммануил», 1668, «Спас Нерукотворный», 1678).

Иконы Ушакова не превращаются в религиозную картину, но остаются истинными православными образами. Но был канон исходящий из понимания иконы как носителя некоей духовности. Полотно подписано, как и остальные работы Симона Ушакова. В церковной жизни есть немало примеров, когда икона, написанная в другой, нетрадиционной манере, становилась чудотворной. В Оружейной палате более двадцати лет трудился Симон Ушаков.

– Ни на одной выставке не получается собрать «всё», так как часто произведения искусства, в особенности древние иконы, находятся в сложном состоянии сохранности и далеко не всегда могут путешествовать, перемещаться с места на место. Этот образ также человечнее прежних, но в то же время это одно из самых неприятных произведений Ушакова, в котором он подает руку скучнейшим палеховским и мстерским иконописцам-промышленникам. Не все современники Ушакова были в восторге от нового стиля. Свои взгляды на искусство, на ответственность авторов за свои работы, на реальность изображаемого предмета просветитель отобразил в своей книге «Слово к люботщательному иконного писания», увидевшей свет в 1666 году, написанную, возможно, в ссылке.

Произведения У. высоко ценились его покровителем царем Алексеем Михайловичем. Иконы Ушакова остаются истинными православными образами. Стиль письма Ушакова получил название «живоподобие»: несмотря на большую анатомическую точность и наметившийся физический объем иконы, созданные им, обладают отстраненностью, эмалевой гладкостью и светоносной силой, характерных для «горнего мира». Ушаков был разносторонней личностью, он руководил огромной мастерской, при этом и сам много работал. В верхей части иконы помещено изображение Спасителя с Архангелами. В сочинении, названном «Слово к люботщательному (то есть к любителю.

Митрополит и князь. И среди этих противоборствующих сторон — Симон Ушаков. Слева – Сергий и Никон Радонежские и другие столпы православия. Ты один, злозавистный Плешкович (сербский архидиакон, сторонник канонического иконописания, к которому обращено послание Владимирова — автор), мятешься и растравляешь развращенное сердце твое. Иконы Ушакова приблизились к портрету.

Так что кичиться нечем.

Московский Кремль символизирует устроенный Господом вертоград. Иллюстрация к книге «История о Варлааме и Иоасафе» Симеона Полоцкого. Как на сохранившиеся лучше других и особенно любопытные, можно указать на иконы: Благовещения, в которой главное изображение окружено композициями на темы акафиста Пресвятой Богородицы (находится в церкви Грузинской Божьей Матери, в Москве), Владимирской Богоматери с московскими угодниками (там же), святого Феодора Стратилата (у могилы царя Фёдора Алексеевича, в Архангельском соборе), Нерукотворного Спаса (в соборе Троице-Сергиевой лавры), Сошествие Святого Духа (там же) и на икону-портрет царей Михаила Фёдоровича и Алексея Михайловича (в Архангельском соборе). Но в каталог мы включили практически все его бесспорные работы. В России был свой путь, талантливых художников «приписывали» к оружейной палате, обеспечивали всем необходимым, платили мало, это извечное русское отношение к людям творческих профессий. Расширенные подписи часто делались на лицевой стороне полотна.

Таким образом, новая концепция «живоподобия» рождалась из стремления не нарушить традицию, а следовать ей возможно более точно. Его (искусство) и так кренило к западу, а после Ушакова понесло на всех парусах. Ушаков Симон Фёдорович (Пимен) (1626-1686), русский художник. Вместе с тем он не оставался чужд и иконографическим поискам, самым ярким примером которых стала уникальная программа иконы «Древо государства Московского» — своеобразной аллегории богоустроенного православного царства, прославленного многочисленными святыми и находящегося под непосредственным покровительством Христа и Богоматери. Написан для Троице-Сергиевой лаврыЕго ученики тиражировали образы «Нерукотворного Спаса» в манере мастера, но никому из них не удалось добиться присущей его кисти изобразительности и виртуозности. Его искусство было новаторским в части техники письма, в поиске новых изобразительных средств и нового взгляда на иконопись, вот таким образом его искусство навсегда останется актуальным для тех живописцев, кто постоянно находится в поисках нового художественного языка, кто не ограничивается шаблонным копированием древних образов, а ищет новые творческие пути. Деревянные храмы большей частью сгорели, а в каменных остались голые стены и земляной пол.

Те 12 семивершковых иконок-клейм, которые окружают центральную большую икону Благовещения иллюстрируя слова отдельных кондаков из акафиста Богородице, до сих пор считаются лучшими созданиями Ушакова и — после Рублевской Троицы — едва ли не величайшими шедеврами всего древнерусского искусства. Именно тогда Ушаков написал прошение о своем производстве в государевы иконописцы. Владимир часто подвергался набегам и, конечно, многие от этого страдали. Даже Софрино коснулся дух перестройки, стали печатать наряду с живописными иконы в каноническом стиле.

В области православной иконографии Ушаков не был новатором, за исключением иконы «Похвала Владимирской иконе Божией Матери» или, как её ещё называют, «Насаждение древа государства Российского». Симон Ушаков «Спас Нерукотворный» (1658). Примечательно, что новая дата написания иконы оказалась значительно ближе к представлениям об эволюции творческой манеры мастера, сложившимся в процессе исследований.

Мне встречались иллюстрированные византийские рукописи. Первое ратовало за сохранение исконных традиций древнерусского иконного письма. В этом вялом, усталом облике нет ничего поднимающегося над землей, нет и намека на тот вдохновенный полет ввысь, в нездешние края, которым так сильно искусство древнего Новгорода: то было горнее, это — плотское там светлый праздник, торжественный перезвон, здесь — унылые, серые будни. И именно благодаря тому, что постройки когда-то принадлежали столь выдающемуся деятелю искусства, они уцелели во время революционных событий и в советскую эпоху, скорую на разнообразные «расчеты с прошлым». Ему принадлежит образ Царь Царем в московском Успенском соборе, приписываемый обыкновенно святому Алимпию Печерскому.

Так происходило возвышение Москвы, превращение ее в первопрестольный град. Точная дата рождения не известна, как и происхождение. Около венца надпись: «Буди мне верен до смерти и дам ти венец живота». Композиции картин скомбинированы из различных западных гравюр рисунок вял и беспомощен.

Сложные чувства вызывает у меня творчество Симона Ушакова. Солоухина "Черные доски" по деревням прокатились "экспедиции" спекулянтов иконами.

В нем появляются реалистичные черты, он тщательно и объемно выписан. Единственный свиток, Алексея Михайловича, обращен не к Богоматери, а к Спасу, которого мы видим на самом верху с предназначенными для Алексея Михайловича венцом и ризой.

Верхом на грешнике сидит бес, погоняющий его плетью. В центре, в овале, список с Владимирской иконы — святыни земли Русской. Слева представлены преподобные Андроник Московский, Сергий и Никон Радонежские, Пафнутий Боровский, а также московские юродивые Василий Блаженный, Максим Блаженный и Иоанн Большой Колпак.

В Оружейной палате впервые писались портреты (парсуны, еще имевшие много черт иконописи) царя, патриарха и бояр. О Симоне Ушакове все слышали, но мало кто видел в таком обьеме. Самые чтимые монастыри и соборы (из сохранившихся) украшены живописью 18 – начала 20 веков. В данном случае — у Византии. На ней была медная дощечка с надписью: 7180 (1671/72) года писал сей образ на Москве государев иконописец Пимин Федоров по прозванию Симон Ушаков в великий Нижний Новгород по обещанию в соборную церковь Боголепнаго Преображения Господня при первоначальнике великом господине преосвященнейшем Филарете, митрополите Нижегородском и Алаторском, а отпущен сей образ с ним великим господином, егда первее иде прияти свой святительский престол. Абсолютно современный рисунок, созданный словно вчера.

Григория Неокесарийского на Большой Полянке (1668). В годы перестройки (после 1000-летия крещения Руси) положение начало стремительно меняться, появилась литература (в т. ч. Начинаются они со слова «радуйся». Мастерство, трудолюбие, удивительная работоспособность обратили на себя внимание начальства и в 1664 году его переводят в Оружейную палату, где определяют на хорошо оплачиваемую должность «жалованный изограф».

Он не просто выбирает древний чудотворный образ, он воспроизводит его «мерою и подобием». Если эти сведения не мистификация, то, учитывая имя, данное Ушакову при крещении и тот факт, что в XVII в. память всех святых, носивших это имя, отмечалась только 27 августа, можно уточнить год рождения мастера как 1626. Главным художественным открытием Ушакова было так называемое живоподобие — сложная система живописных приемов, позволявших передавать объем, фактуру и цвет лиц, причем сам мастер и его современники создали особую теоретическую концепцию, объяснявшую эти нововведения. Другое, «зовомое», каждодневное, предназначалось для жизни. Благодаря этому его еще при жизни называли «российским Рафаэлем».

Иконописцы стали специалистами «широкого профиля», напишут все, что угодно и портрет и религиозную картину и мифологический сюжет и обнаженную натуру, могли написать и иконы (алтарь), но средствами светской живописи, не стесняясь каноном. В круг занятий Ушакова входило изготовление рисунков для гравёров. Симон Ушаков. Таким образом, нет ничего действительно нового в деталях акафиста, окружающего Благовещение.

История сюжета такова: в 1625 году в Москву из Персии шахом Аббасом была прислана прославленная реликвия – риза Господня, которую торжественно положили в Успенском соборе Московского Кремля. Как известно по документам, он стремился открыть собственную иконописную школу, для которой планировал написать «Азбуку художеств», своего рода книгу образцов, анатомический атлас. Симон Ушаков, создав схему духовнои преемственности московских цареи, от Ивана Калиты до Алексея Михаиловича, деиствовал как настоящии государственник.

Но если Ушаков не был тем Рафаэлем русского искусства, которого в нем видели увлекавшиеся любители и археологи, то отсюда все же не следует, чтобы он был человеком заурядным и малодаровитым. Как и патриарх Никон, он основывал свои нововведения на изучении греческих образцов. Его почерк мы уже достаточно хорошо узнаем и можем отличить от всех остальных. У. писал иконы и фрески для кремлевских соборов, Оружейной и Грановитой палат.

В основу иконы положена композиция преподобного Андрея Рублева.

У нас есть все основания полагать, что Ушаков, например, почти всегда сам подписывал свои иконы: «Писал государев иконописец Симон Ушаков в лето такое-то». Это все хорошо, высокохудожественно, но не молитвенно. Спас Нерукотворный. 1670 г. Ушаков Симон. Происходит из московского Новодевичьего монастыря. Ушаков Симон (Пимен) Феодорович (1626-1686) – знаменитый русский иконописец и график. Из многочисленных вариантов Спаса Нерукотворенного особенной славой пользуются два, находящиеся в Троице-Сергиевой лавре. Так что Алексей Михайлович, действительно, мог оказаться реформатором поневоле. Выставка «Симон Ушаков – царский изограф» способна произвести впечатление и на зрителей в иконописи не искушенных.

По мере раскрытия ранних икон художественные вкусы начали постепенно меняться. Иконостасы 15 – 16 веков распиливали и отправляли в бедные храмы. Можно даже сказать, создатель новой концепции иконного образа. Грабарь критиковал Ушакова за компромиссность – желание соединить древнерусскую традицию и реализм, «тлетворное» влияние которого проникло за стены Оружеинои палаты благодаря европеиским мастерам. Симон Ушаков.

Уже в возрасте 22-х лет был принят в царские «жалованные» (т. И нарушать его было нельзя. Тогда-то и появились первые латинские и Лютеровы поганые образа, вызвавшие в Москве бурю.

Древнерусское искусство — понятие своеобразное. Даже Ушаков, воспитанный на древней иконописи, не устоял перед этим соблазном. Названия эти поздние и более или менее условные, поскольку оригинального ее названия мы не знаем, а в описях XIX века она называлась «Образ Владимирской с московскими чудотворцами».

При других обстоятельствах и в другую эпоху он сделал бы больше. Однако уже в трудах ученых XIX — начала XX веков наметились две противоположные оценки его творчества: одни считали его выдающимся художником, создателем нового стиля, реформатором, боровшимся с низким качеством ремесленного производства икон, другие — чуть ли не главным виновником гибели «священных традиций», проводником европейских влияний, в конечном счете уничтоживших эстетическое и духовное своеобразие русской иконописи. Наиболее показательна в этом отношении «Троица Ветхозаветная».

Ушакова прежде всего интересовали приемы написания ликов святых. иконописец и график.

В феврале 1661 г. Ушаков вместе с оружейного дела мастерами Григорием Вяткиным и Василием Титовым был командирован из Оружейного приказа в Казенный к боярину Илие Даниловичу Милославскому для заводу монетнаго дела (возможно, Ушаков изготовлял рисунки для монет). Пятикупольная церковь, например. Это скорей греческое искусство, византийское. На выставке кроме икон самого Симона Ушакова экспонируются наиболее известные работы его прямых учеников (среди которых были такие мастера как Георгий Зиновьев, Михаил Милютин и, возможно, Феодот Ухтомский). 2.

Государственная Третьяковская галерея (Москва)Эту копию Ушаков сделал с Киккской (или Кипрской) иконы Богоматери, восходящей к чудотворному образу монастыря Хиландар на Афоне и чтимой на всем греческом Востоке в XVI-XVII вв. По рисункам Ушакова было выполнено множество гравюр. Вверху иконы изображен Христос в облаках, который передает ангелам венец и ризу.

Здесь прямыми его обязанностями было «знаменить», то есть делать рисунки для разных предметов церковной утвари и дворцового обихода, преимущественно для золотых, серебряных и эмалированных изделий, расписывать знамёна, сочинять узоры для рукоделий, чертить карты, планы и т. д. Усердно исполняя подобные работы, он Писал образа для двора, церквей и частных лиц. С одной стороны, это время победы над польской интервенцией, время, которое консолидировало все силы русского общества, вызвало небывалый патриотических подъем, а с другой стороны, XVII век — это время «медного» и «соляного» бунтов, время крестьянских войн под предводительством Ивана Болотникова и Степана Разина. Справа от иконы Богоматери представлены святители (митрополиты Иона, Алексий, Киприан, Филипп, Фотий, патриархи Иов и Филарет), а также цари Федор Иванович, Михаил Федорович и царевич Димитрий. Или всхлип. На практике настоятель решает все, тут своя рука владыка.

В центре, среди его ветвей и цветов, — медальон с образом Владимирской иконы Богоматери. Вот стояли рядом друг с другом, по обе стороны от Царских врат, в церкви Григория Неокесарийского на Большой Полянке «Богоматерь Елеуса Киккская» и «Христос Вседержитель», написанные в одном и том же 1668 году одним и тем же изографом – Симоном Ушаковым. Возникшая при государевом дворе еще в начале XVII в. как хранилище оружия, она уже в середине столетия превращается в большую художественную мастерскую, куда стягиваются лучшие иконописцы из разных городов Руси, где рядом с ними работают приглашенные иноземные мастера. В то время, когда в Византии расцветал «палеологовский ренессанс» (14 – п. п.

«Не сам ли Господь учит нас искусству иконописания. » — вопрошает он. Зримым образом такого единения являются князь Иван Калита и митрополит Петр, представленные у корней «генеалогического древа» Московского государства и другие светские и духовные правители, соединенные на его ветвях. В житии Иллариона, между прочим, сообщается о следующем случае. Настойчиво повторяя эту тему, художник стремился избавиться от условных канонов иконописного изображения и добиться телесного цвета лица, сдержанной, но отчетливо выраженной объемности построения и почти классической правильности черт. Это не означает, что монахи в Византии не умели толком рисовать. Икона 1668 года «Насаждение древа государства Российского» — символ торжества русской государственности.

Сейчас он хранится в Оружейной палате. Блестящими образцами зрелой «живоподобной» манеры мастера являются две местные иконы из иконостаса церкви Григория Неокесарийского на Большой Полянке — «Христос Вседержитель» (ГИМ) и «Богоматерь Киккская» (ГТГ), созданные в 1668 году, а также небольшой образ Спаса Нерукотворного 1673 года (ГТГ), находившийся в ризнице Троице-Сергиевой лавры, — он тоже был расчищен к выставке от слоя потемневшей олифы. Но, вглядевшись, понимаешь, насколько икона противоречива. Собственно, «Троица» является ступенью перехода от иконописи к изобразительному искусству в чистом виде. Увы — для нас он злой гений русской иконописи. Все святые держат свитки, обращенные в центр, к Богоматери.

Икона Божией Матери «Кикская» из церкви свт. По сторонам от них представлена здравствующая царская семья: государь Алексей Михайлович, его супруга Мария Ильинична, сыновья Алексей и Федор. Ушаков, судя по всему, был незаменим при дворе.

«Насаждение древа государства Российского» — уникальная икона, отображавшая единую историю Руси и Русской Православной Церкви и имевшая государственную и политическую актуальность. Причём сделал это явно с соизволения Никона и царя. Если икона Архиерей Великий имеет еще отдаленную, хотя бы только внешне техническую связь с предшествующей иконописью, то все последующие произведения Ушакова теряют и это призрачное родство с нею и тут с особенной ясностью вскрывается основной грех всего его творчества, a вместе с тем и грех всей Ушаковской эпохи. Эта традиция имела огромное значение и для Ушакова. Симон Ушаков написал несколько икон по заказу купцов Никитниковых для церкви Грузинской Богоматери (Троицы в Никитниках), в приходе которой он проживал: Спас Великий Архиерей, Спас Нерукотворный, а также написанная совместно с Яковом Казанцем и Гаврилой Кондратьевым икона Благовещение, с клеймами Акафиста. В их числе самая ранняя икона Спаса Нерукотворного (ГТГ) — это любимая тема, к которой художник обращался много раз на протяжении всей своей жизни.

От древа, произросшего в центре Московского государства идут побеги в виде виноградных лоз с листьями, цветами роз и гроздьями плодов.

Изображение фона и одежд он часто поручал писать своим ученикам. Стоят на своем месте они и теперь – островок древней старины среди обезличенных бетонных «коробок». На него была повальная мода, все «прогрессивные» архиереи и протоиреи хотели иметь у себя иконы и росписи в этом модном стиле. Его нельзя было произносить всуе.

К портретным работам можно отнести и его самую знаменитую икону, которую считают самым великим произведением XVII века, художественной и политической программой эпохи – «Древо государства Московского» известную еще и под названием «Восхваление Богоматери Владимирской» или просто ««Богоматерь Владимирская», существуют и другие названия. Московский Кремль. Реставрационные исследования позволили уточнить датировку еще одной иконы из церкви Троицы в Никитниках — знаменитого «Древа государства Московского» (ГТГ), которое, как оказалось, было создано не в 1668-м, а в 1663 году. Его работоспособность и энергия поразительны. На сегодняшний день известны 50 икон, которые подписал сам Симон Ушаков. Симон Ушаков возглавил мастеров палаты и все живописные работы. Как на сохранившиеся лучше других и особенно любопытные, можно указать на иконы: Благовещения, в которой главное изображение окружено композициями на темы акафиста Пресвятой Богородицы (находится в церкви Грузинской Божьей Матери, в Москве), Владимирской Богоматери с московскими угодниками (там же), святого Феодора Стратилата (патрональная икона у могилы царя Фёдора Алексеевича, в Архангельском соборе), Нерукотворного Спаса (в соборе Троице-Сергиевой лавры), Сошествие Святого Духа (там же) и на парсуны царей Михаила Фёдоровича и Алексея Михайловича (в Архангельском соборе).

Так знаменитый иконостас Андрея Рублева и Даниила Черного, написанный для Успенского собора во Владимире (высота деисисных икон 3, 15 метра), был распилен и перенесен в некое село Васильево, где и был обнаружен археологической экспедицией. Фресковая живопись этого времени утрачивает черты монументальности. Он рисовал надгробный портрет Скопина-Шуйского, ряд других парсун московской знати. Вне своих служебных обязанностей в 1657-1659 гг. Митрополиты Иона, Алексий, Киприан, Филипп и Фотий.

Даже если там есть подпись, мои сомнения не рассеются. Предатель указан: Иуда в красных одеждах наклонился, протягивая руку к столу. Часто культуру этого периода называют «переходной» от средневековья к Новому времени и сравнивают то с западноевропейским Ренессансом, то с эпохой барокко. «Троица» достойна отдельного описания. Царица Мария Ильинична с сыновьями Алексеем и Федором.

УШАКОВ Симон (Пимен) Федорович (1626—86), рус.

Этими светскими подробностями некоторые иконы больше напоминают живопись. Так как первый портрет Симона Ушакова, вернее его кисти или парсуна (произошло слово от латинского термина persona – личность) – тоже новое слово в искусстве. С точки зрения, например, Рублёва, ушаковские иконы — вовсе не иконы. И не напрасно.

Персонажи икон XVII века деиствительно обрели приятную округлость по сравнению с бесплотными древними образами, причем «толстота» эта явно была не просто данью моде, но в некотором роде государственнои программои на обмирщение культуры. Церковные писатели и художники ориентировались, прежде всего, на традицию. И, несмотря на это, церковь приняла икону. Художник имел большое число учеников, образовавших "ушаковскую" школу иконописи. Свиток Алексея Михайловича, обращенный к Спасу, гласит: «Спаси Господи люди своя и благослови достояние свое». При этом для своих работ Ушаков чаще всего выбирал простой фон, например светло-голубой, как в иконах «Богоматерь Киккская», «Преподобный Сергий Радонежский», «Архангел Михаил, попирающий дьявола».

Однако, это в светской живописи, а в церковной всё по-другому. Неизвестно, где и у кого Симон учился искусству иконописания. В отличие от принятого в то время правила «писать иконы по древним образцам», Ушаков не относился равнодушно к западному искусству, веяние которого вообще уже сильно распространилось в XVII веке на Руси. Представители школы Ушакова, по его собственному выражению, старались «писать яко живо», то есть приближаясь в своем творчестве к реальности, за что подвергались жесткой критике со стороны старообрядцев (Аввакум вообще сказал, что Ушаков, рисуя Христа, богохульствует). Справа изображен вечный огонь, а сверху и слева размещены выписки из апокалипсиса. Где какое указание.

Именно в связи с сугубой увлеченностью Ушакова техникой и приемами личного письма им было создано более двенадцати образов «Спаса Нерукотворного». Феодора Стратилата (у могилы царя Федора Алексеевича, в Архангельском соборе), Нерукотворенного Спаса (в соборе Троицко-Сергиевской лавры), Сошествия Св. 11 июля 1656 г. Ушаков вместе с иконописцами Федором Козловым, Иваном Матвеевым и Иваном Владимировым (Большим) вновь вызывался к царю, находившемуся тогда в Полоцке. Ушаков (Симон или Пимен) Федорович (1626-1686) предположительно происходил из посадских людей. Алексей Михайлович ценил его талант, заказывая ему мерные иконы с изображением небесных покровителей своих детей. Вскоре известность лучшего на Москве иконописца. 1668 г. Государственная Третьяковская галерея (Москва)Владимирская икона изображена здесь как главная святыня всей Руси.

То, что Ушаков избирает на раннем этапе своего творчества именно прославленную чудотворную византийскую икону, присланную на Русь еще в начале XII века, очень ясно обозначает для нас один из главных стержней его творчества. Двенадцать ликов Христа складываются в художественныи манифест. Имя Симона Ушакова привлекало внимание многих поколений исследователей. Едва ли это так.

Более ранний из них хранится в ризнице и датирован 1673 годом.