Картины Антуана Ватто

«картина художника Антуана Ватто «Затруднительное предложение» – поэтический рассказ о тихой беседе на лоне природы и внезапном прерывании отношений, без какого-либо театрального пафоса и возвышенных страстей. » (Автор неизвестен).

Антуан Ватто, биография и картины

Картины Ватто отличаются законченностью в целом, завершенностью каждой детали. Они суховаты и по живописному исполнению. «Я всегда была ценительницей созданий столь исключительного таланта», — писала о Ватто Розальба Каррьера. Справа, за столом — другая пара покупателей, расположившаяся рядом с владельцем лавки и его супругой (возможно, это изображение Марии Луизы Сируа). В той же поэтической манере «галантных сцен» исполнил Жан-Антуан Ватто картины с названиями: «Затруднительное положение» и «Капризница» (ГЭ), «Урок любви», «Вид между деревьями», «Общество в парке», «Любовная песня», Венецианский праздник».

На картинах Ватто красота есть красота: это то, что окутывает женщину облаком привлекательности, ее очарование, самая суть физической красоты. Внутренние стены антикварной лавки сплошь завешаны картинами, на переднем плане слева слуги укладывают в ящик портрет «покидающего сцену великого монарха»— недавно умершего Людовика XIV. На рентгеноснимке он выглядит много тяжелей и приземистей, чем сейчас. Однако затишье между военными действиями всегда оставалось здесь кратковременным явлением. Ватто изображает эту уличную сцену из спектакля без иронии. Владельцы богатых особняков Лондона охотно покупали его работы (некоторые он привез с собой. — Е. Ф. ), многие полотна навсегда остались в Англии.

С раннего детства он пристрастился к рисованию и отец отдал его в ученики местному живописцу Жаку-Альберу Жерену (1640—1702), мастеру незначительного дарования. Он ничуть не портит подлинника, сам же высоко ценится наравне с ним. Около 1704 года Ватто обрел первых покровителей в лице Пьера Мариэтта (1630—1716) и его сына Жана, граверов и коллекционеров, владельцев крупной фирмы, торговавшей гравюрами и картинами.

Антуан Ватто: самые 
популярные картины 
 (топ 12)

Антуан Ватто: самые популярные картины (топ 12)

Следует отметить, что второй этюд той же гитаристки Ватто использовал в другой своей картине – «Радости жизни», принадлежащей галерее Уоллес в Лондоне. Беспокойство пронизывает всю картину. Также мало нам известно о живописной «кухне» художника.

Практически все исследователи отмечают существенное влияние живописи Рубенса на становление художественного стиля Ватто. Но все это не любовь, а игра в любовь, театр. Современники не просто ценили картины Ватто. Adhemar.

Здесь, по-видимому, была написана картина Актеры итальянского театра (1719–1720), а парная к ней — Актеры французского театра (1720–1721, Музей Метрополитен, Нью-Йорк)— завершена по возвращении на родину. Путешествовал по Италии и Греции в поисках предметов классической древности. Содержание этого самого известного «галантного празднества» художника вызывает различные мнения. В начале XVIII века, действительно, существовала мода на ведение беседы на различные темы. При посредничестве Сируакомм. Ценивший колористический талант Ватто, Делакруа несколько свысока отмечал его манеру «словно по трафарету» писать деревья, делая сравнение с фламандцами не в пользу Ватто. С его именем, как с именем любого другого большого мастера, ассоциируется понятие «манера Ватто».

Все свои наброски (выполненные, как правило, мелом – черным, красным и белым) Ватто аккуратно сохранял, подшивая в альбомы. Произведения Ватто уже привлекли внимание любителей искусства. Жан де Жульен, унаследовавший почти все работы Ватто, фактически сохранил их для истории. Как в операх его великого современника Ж. -Б.

Антуан Ватто – картины 
с названиями и описанием 
по алфавиту

Антуан Ватто – картины с названиями и описанием по алфавиту

И это подкрепляло свойственное Ватто ощущение жизни как игры, а характеров как масок. Его коллекция голландской живописи поразила Ватто. Изящными абрисами линии черного мела и сангины переданы закругленные формы тел лежащей Вакханки (Музей Коньяк-Жё, Париж) и обнаженной Женщины с вытянутой рукой (Лувр, Париж).

Это последний шедевр, который Ватто писал холодеющими пальцами. Полученные при анализе рентгеном и под микроскопом данные, а также привлечение рисунков Ватто позволили мне восстановить историю создания картины. (Шарден, Ланкре, Патер, Буше, Фрагонар и др. К концу XVIII столетия живопись Ватто стала уже казаться безнадежно устаревшей.

1710), Рекруты, догоняющие полк (ок. Как и в своих ранних парных композициях Любовь на итальянской сцене (1712–1715) и Любовь на французской сцене (1712–1715), он снова словно попытался сравнить мир актеров французского и итальянского театров импровизационную свободную игру итальянцев и более скованные классицистические правила игры соотечественников.

Беспокойство пронизывает всю картину. Ватто не был однообразным художником. Учение закончилось довольно скоро и было абсолютно бесполезным.

Но незадолго до его появления на свет эта провинция была завоевана французами. Работы Ватто, созданные в Париже, были отражением эпохи. Как отмечает Н. Л. Художник умел гармонично объединять фигурки дам и кавалеров в пейзаже, уподобив «сцены собеседования» некоему музыкальному спектаклю.

С 1707-08 работает у Клода Одрана, резчика по дереву. Нелепая поза делает его фигуру мешковатой и скованной. соч., стр. Центральное место здесь занимал знаменитый цикл из 24 монументальных полотен Рубенса «Жизнь Марии Медичи».

Karlekslectionen av Watteau. Возможно, это интерпретация известной со времен Ренессанса темы «садов любви», которая привлекала в свое время Рубенса и других мастеров Фландрии и Италии. Из всех художников начала XVIII в. лишь Ватто можно поставить в один ряд с великими мастерами первой половины XVII в. Стилистика произведений Ватто в целом соответствует требованиям стиля рококо. Фигура юноши не прослеживается на снимке.

Antoine Watteau. А. С. Пушкина), бродячего шарманщика с сурком («Савояр», 1716, Санкт-Петербург, Эрмитаж), эпизодов из солдатской жизни («Бивуак», ок. 1717), которая очень нравилась Ренуару.

Краткая информация 
о художнике и его 
картинах

Краткая информация о художнике и его картинах

1710, Музей изобразительных искусств им. Вот таким образом эмоциональнолирическое содержание каждого «галантного празднества» у него индивидуально, как в каждой балетной пасторали, в нем существует своя внутренняя логика композиции, заставляющая ощутить руку умелого «хореографа», придающего каждой картине особую пластическую выразительность. Жизнь Ватто прошла в постоянных переездах – кажется, что он словно боялся укорениться где-нибудь на одном месте, привыкнуть к нему. К этому времени талант и редкостное трудолюбие Ватто настолько отшлифовали его рисунок и живопись, что Одран, по словам Жерсена, оценивший «легкость и проворство кисти юного живописца, создал ему лучшие условия, в соответствии с той прибылью, которую он извлекал из его труда»5.

Оно подчеркнуто освещением и светлыми одеждами двух главных персонажей и более темными — остальных (Меркурия, Минервы, Юноны. — Е. Ф. ), не безучастных, а заинтересованных свидетелей происходящего. Ватто впервые воссоздал в искусстве мир тончайших душевных состояний («Капризница», «Затруднительное предложение»), нередко окрашенных иронией и горечью. Несколько лет ученичества у Жилло сыграли важную роль в становлении Ватто. Совсем иное впечатление создается при шести и особенно двенадцатикратном увеличении. На картинах Ватто красота есть красота: это то, что окутывает женщину облаком привлекательности, её очарование, самая суть физической красоты. К сожалению их состояние действительно необратимо. Искусство Ватто навсегда осталось поэтическим рассказом о Франции, ее истории, ее людях.

  1. Ватто АнтуанКартины и биография
  2. Творчество Антуана Ватто в контексте искусства рококо
  3. Антуан Ватто, Жан-Батист Патер в ГМИИ
  4. Курсовая работа: Творчество Антуана Ватто
  5. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  6. Краткие сведения о наследстве живописца
  7. Берлин, «Вывеска лавки Жерсена»

Нет, не может быть. Как и не волнуют их остальные персонажи второго плана. В портрете передан сильный волевой характер этого немолодого человека. Paris, 1879, p. 430). В них Ватто вновь обратился к теме театра, любимому им миру кулис, масок, превращений.

Ватто открыл художественную ценность хрупких нюансов, чувств, едва уловимо сменяющих друг друга. Ранние небольшие жанровые картины — с изображением забавной уличной сценки («Сатира на врачей», ок. И декоративные работы и крупные полотна— «Паломничество на остров Киферу» (1717) и прославленную «Вывеску Жерсена» (1720) отличают типичные для Ватто черты: изумительная живопись, трепетная и нежная тончайшая гамма мимолетных настроений виртуозное композиционное мастерство— мастерство режиссёра, внезапно остановившего превосходно продуманное театральное действие в самый важный момент драматического развития взаимоотношений и характеров персонажей. И хотя Ватто обладал очень непокладистым характером и долго не держал учеников, выгонял их, считал их непонятливыми, тупыми, говорил, что они не могут понять его задач и только по причине того, что отец Жана-Батиста Патера был другом детства Ватто, этот ученик сумел дважды побывать в мастерской Антуана Ватто.

7. Но этого не случилось. Живопись художника была красива и нежна, хотя не особенно закончена в деталях. Круг известных Ватто людей, возможно, запечатлен им и в «галантных праздниках».

Это тот род композиции, который в XVIII веке почти непереводимо назывался «Partie carree» – «Партия вчетвером». Персонажи картин Ватто – постоянно повторяющиеся типы, но за их галантной игрой кроется бесконечное многообразие оттенков поэтического чувства ("Венецианский праздник"). Этого художника можно назвать основоположником данного стиля.

  • Картина Праздник любви Антуана Ватто 1717 года
  • Картина Общество в парке Антуана Ватто 1716-1719 года
  • Картина Итальянские комедианты Антуана Ватто 1720 года
  • Картина Паломничество на остров Киферу Антуана Ватто 1717 года
  • Картина Капризница Антуана Ватто 1718 года

Ehlins Stockholm». Sa vie-son oeuvre. У него имелись щегольские и комические (театральные. ) костюмы, в которые он наряжал лиц обоего пола, в зависимости от того, кого он находил для позирования. По словам самого Жерсена, «написана она была за неделю, да и то художник работал только по утрам хрупкое здоровье не позволяло ему работать дольше». Рисунки. Вместо одной гитаристки появилась другая, которую мы хорошо знаем.

Друг художника Н. Флейгельс изображен в полотнах «Шарм жизни» (Лондон, Коллекция Уоллес) в образе гитариста и «Венецианский праздник» (1717, Эдинбург, Национальная галерея Шотландии) — танцора. Они изображали фигуры в интерьерах и пейзажах, объединяя их совместным действием. Catalogue complet de son oeuvre dessine, t. t.

I-II. Вскоре Ватто сменил наставника. Третья пара стоит. Живопись Ватто несет в себе отзвук празднеств, проводимых в парках дворцов эпохи «Grand sicle» Короля-Солнце — Людовика XIV и отклик на кардинальные изменения в мироощущении и предназначении художника нового начавшегося столетия — века Просвещения.

  1. Картина Савояр с сурком Антуана Ватто 1716 года
  2. Картина Меццетен Антуана Ватто 1718-1720 года
  3. Картина Жиль Антуана Ватто 1717-1719 года
  4. Картина Равнодушный Антуана Ватто
  5. Декор интерьера, архитектура и художественные традиции раннего средневековья

– "Тягости войны" и "Военный роздых" относятся к числу лучших картин этой серии. Однако Ватто наполняет их чувством тоски по недостижимому миру мечты. Более традиционен образ скульптора А. Патера (1709, Валансьенн, Музей изящных искусств), отца ученика Ватто Ж. -Б. Смысл искусства художника не ограничивается лишь достоинствами его картин. Ведь до него французская живопись знала только высокие чувства классических трагедий.

Парис избравший Красоту в образе Венеры, предстает в живом диалоге с богиней. 20 Братья Гонкур писали о художнике: «Ватто— великий поэт восемнадцатого века. Одно из самых больших своих произведений. Оба они – наиболее близкие друзья Ватто, который даже жил в их доме.

Возможно, не желая пополнить число рекрутов на военную службу и мечтая учиться живописи, он уезжает в Париж. Огромную палитру чувств представил художник в этой процессии — томность, кокетство, жеманность, нежность, придав несколько печальную окраску происходящему, а, быть может, даже чуть иронично оценивая театральность выражения подлинных человеческих чувств, скрытых за масками внешней галантности пар. Любопытно, что он не повесил в Музее Наполеона (так переименовали Лувр) даже Паломничество на остров Киферу — картину, которая была конфискована в числе прочих почетных произведений упраздненной Королевской Академии. Трудно определить истоки подобных сценок в творчестве художника. Под его началом Ватто сделал первые шаги в работе над полюбившимися ему сельскими видами, театральными и так называемыми галантными сюжетами.

Ватто располагает их, как на подиуме сцены в полотнах Любовь в итальянском театре, (после 1716, Берлин, Государственные музеи), Актеры французского театра (ок. 1712), Искательница приключений (ок. Впоследствии художник переехал в Париж и жил там до конца своих дней. Сируа, по-видимому, помогал художнику в продаже его произведений.

На гравюре Н. А. Тардье по рисунку Ватто «С тобою рядом сидя под этой дивной сенью» Жан де Жульен и художник изображены во время летней прогулки в саду особняка его друга. Вот собственно и все, что есть на картине. Порой и в рисунках на библейские сюжеты жест является для художника словно лишь поводом для воссоздания поэтической атмосферы единения фигур в пейзаже, как, например, в рисунке Нахождение Моисея (Школа изящных искусств, Париж) исполненном, возможно, под впечатлением от рисунка Паоло Веронезе из собрания Кроза.

  • Общееколичествопросмотровстраницы
  • Мастера галантного жанра – Антуан ВАТТО и Франсуа БУШЕ
  • Наброски, рисунки Антуана Ватто
  • «Затруднительное предложение» Антуана Ватто и что в нем скрыто от глаз зрителя

Около 1702 приехал в Париж, работал как копиист. Мягкое освещение летнего дня подчеркивает спокойствие обстановки".

Ватто АнтуанКартины 
и биография

Этот факт вызвал большую путаницу с определением сюжетов его произведений. Шедевры мечты и поэзии, сотворенные его разумом, до краев заполнены необыкновенным жизненным изяществом Ватто, словно вновь возрождает красоту. Размещение фигур их позы, жесты продумывались художником достаточно тщательно. И если сравнить работу Ватто с картиной Нотье «Битва при Лесной», то там битва разыгрывается по всем правилам батального искусства, там есть полководец, действие, враг.

Последнее обстоятельство дало молодому Ватто возможность познакомиться с шедеврами мирового искусства – в частности, с рубенсовской "галереей Медичи" ("Жизнь Марии Медичи"). Этюды и картина позволяют судить о блестящем колористическом таланте Ватто. Жиль стоит на переднем плане в забавном костюме. В жанровой галантной сцене «Капризница» ничто не отвлекает внимания от двух персонажей: молоденькой девушки и ее опытного в любви спутника.

Всё представляется, как некая игра. 18 июля 1721 года Антуан Ватто скончался в возрасте 36 лет. Праздник любви (1717), как и другие картины Ватто, содержит в себе богатую гамму эмоциональных оттенков, которым вторит лирическое звучание пейзажного фона.

Художник часто бывал неудовлетворен своими работами.

14, а доктору Миду достались «Итальянские актеры»комм. Паломничество на остров Киферу, быть может, не самое лучшее произведение Антуана Ватто. У Жерсена Ватто жил по возвращении из Англии, для него написал знаменитую «Вывеску Жерсена». Они направлены с легким наклоном влево и вверх, создавая нечто вроде части арки. Совсем заново была написана фигура полулежащего на траве юноши.

16., он зарисовывал их в естественных позах, предпочитая более простые более сложным. 1712, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Портрет его родственника, короля Испании Филиппа IV, висит высоко в левом углу. Сюжетные ситуации и переживания героев даются в органической связи с природой.

В приступах уныния и недовольства художник иногда уничтожал свои работы. Немилова.

Не повторил ли он где-нибудь эту, только впоследствии разонравившуюся и стертую даму. Сохранились гравюры с изображением сюжетов исполненных им вместе с Одраном. В полотне Перспектива (ок. Есть только настроение, есть чувства, может быть, «малые», а может быть и нет, есть тихие аккорды гитары, случайные, бездумные. Произведения Ватто как нельзя лучше демонстрируют всю прелесть того, что итальянцы называют dolce far niente – сладкого безделья.

Классицизм сдавал свои позиции, с ним уходили в прошлое тенденции и мода. Между персонажами "Капризницы" – кавалером и дамой, по-видимому, произошла размолвка. Картина не имеет повествовательного сюжета. В XVIII столетии художники всех европейских школ, стремившиеся приблизиться к правдивой передаче действительности, обратились к написанию «сцен собеседования». В течение этих пяти лет он несколько раз просил отсрочки и был неоднократно вызываем в Академию «для дачи объяснений о причинах запоздания»23.

Он же представлен в роли танцора в полотне Венецианские празднества (1719, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург). Антуан-Жан будет особо цениться Бодлером, Верленом. Сюжетные ситуации и переживания героев даются в органической связи с природой. Сам жанр «галантных праздников» мог быть навеян работами фламандцев XVII столетия, но они переданы кистью французского художника, тонко чувствующего «шарм» реальной французской жизни начала XVIII столетия.

Искусству ампира и академизма оказались чужды и жанр «галантных сцен» и утонченный колоризм камерной живописи Ватто. Здоровье Ватто ухудшалось. Ватто Антуан Картины и биография Антуан Ватто Ватто Антуан (Watteau Antoine, 1684–1721), французский художник и рисовальщик.

Такой отпечаток с полной точностью повторяет оригинал. Они не были переписаны полностью, хотя какие-то изменения претерпели. При воспоминании о работах французского художника XVIII века Антуана Ватто (1684–1721) в памяти оживают его чарующие небольшие картины с изображением «галантных празднеств», как когда-то современники назвали тот жанр живописи, в котором работал художник. Но не все произведения Ватто потемнели. Шарль Бодлер, тоже признававший его исключительное дарование, неожиданно сопоставлял его с неоклассицистом Энгром: «Если бы господин Энгр получил заказ с острова Киферы, его картина была бы не игривой и проказливой, как у Ватто, а мощной и полнокровной, как любовь во времена античности». К шедеврам Ватто относится и исполненный сангиной Портрет Антуана де Ла Рок (Музей Фитцуильям, Кембридж). Зритель начинает бегать взглядом по композиции и улавливать течение жизни.

Наконец и обе разобранные нами картины в отношении техники — бесподобные жемчужины. Они рождают радость, ощущаемую и самим художником и зрителем, которому она передается. 172. ). Знаменитые братья Гонкуры писали о художнике в 1856 году: "Ватто – великий поэт восемнадцатого века.

Произведения Ватто рассказывают о времени, в котором он жил, о нем самом как о тонком и искреннем художнике, они «открывают» век Просвещения во Франции, в них сфокусированы многие непростые эстетические проблемы, стоящие перед искусством и пленительная смелость в попытке их решения. Adhemar. Ему принадлежит ряд полотен на религиозные (Святое Семейство, 1716—1717, Париж, Лувр) и мифологические сюжеты (Юпитер и Антиопа, ок. Так же жизненно конкретна Помона в картине Вертумн и Помона (до 1715), напоминающая, скорее, театральную героиню-простушку или рыжеволосую красавицу служанку, которая часто позировала ему. 1716), Мецетен (1717–1719) выглядят величественно, хотя эти полотна невелики по размеру.

Paris. Вдохновленный живописью Ватто, композитор К. Дебюсси создал фортепианную пьесу по мотивам картины мастера «Паломничество на остров Киферу».

12, Ватто получил возможность общения с шедеврами его знаменитой коллекции и, по словам Жерсена, «жадно набросился на них и не знал иных радостей, как только без конца рассматривать и даже копировать рисунки великих мастеров»21. Однако сюжеты, наиболее полно отвечающие вкусу самого Ватто, – это образы персонажей итальянской комедии (Жиль, Лувр Мецетен, Нью-Йорк, музей Метрополитен) и галантные празднества. Давно не плетут здесь знаменитых кружев, которыми во времена Ватто славился его родной город. А, быть может, воспроизведение сцены из прециозного романа Поля Таллемана Езда в остров любви (1663), популярного в аристократических кругах, ставшего своего рода учебником игры в чары любви.

Еще больше чем картин, Ватто расписал дамских вееров, крышек клавикордов и другой мебели он был салонный художник. Ватто словно вновь возрождает красоту. В Париж Жан Антуан прибыл в 1700 году и в первые месяцы балансировал на грани нищеты. «Посмертная судьба» Ватто была переменчива.

Сведения почерпнуты из издания Archives de l Art frangais. В отличие от мира «галантных празднеств», где фантазия художника талантливо объединяла мир реальности и театра, сцены в картинах 1719–1720 годов выглядят просто эпизодами из пьес, ставившихся в это время. Его никто никогда не связывал с ней по той простой причине, что на рисунке она изображена в зеркальном отражении относительно картины и положение ее головы не соответствует тому, которое мы видим сейчас. За «Паломничество на остров Киферу» Ватто был принят в члены Французской Академии (1717-18, Лувр, Париж поздняя версия — Шарлоттенбург, Берлин).

Для художника важно акцентировать в данной сцене какое-то одно чувство, подчинить его выражению «игру» всех персонажей. Именно с этого момента пейзаж начинает занимать все более важное место в картинах Ватто. Поэты XIX века откроют картины Ватто. Жизнь художника, однако, оказалась короткой, он скончался от чахотки на 37 году жизни. Он сумел выразить в этом полотне все то, к чему шел всю свою жизнь. Полагаю, что это была галантная сценка, может быть, театральная, в которой участвовало четыре человека.

Костюм всегда будет играть большую роль в его работах. В его рисунках исполненных сангиной или в технике «трех карандашей» (сангина, уголь и мел) или бистром с размывкой кистью, чувствуется утонченная культура рисовальщика XVIII столетия. Это типичные образцы стиля рококо. Возможно, работая над этим циклом, Ватто думал о скульптурных образах Флоры, Цереры, Бахуса (в Лувре хранится его прекрасный рисунок Вакх с чашей, связываемый с циклом), которые украшают парк Версаля. Между действующими лицами появилась определенная внутренняя связь.

Это сказано не то в шутку, не то всерьез. Он постоянно искал возможности перебрасываться от сюжета к сюжету.

Как мастер века Просвещения Ватто верил в самое высокое предназначение своего ремесла. 11.

Он утверждал, что Ватто писал исключительно быстро, так что знаменитая «Вывеска Жерсена» была завершена в восемь дней. При соскабливании пострадала ступня кавалера, написанная затем заново. 9. Рисунки — абсолютно особая грань дарования Антуана Ватто. А. С. Пушкина «Рекруты, догоняющие полк», ок. В основе поэтики художника – его предельно личностное отношение к миру, сочетающее мечтательность иронию, нотки грусти и разочарования, сплавленные воедино светлым поэтическим чувством.

Чувственная сторона сюжета приглушена и смягчена. 1717 Неосмотрительность, 1716–1718, Лувр, Париж) или вчетвером (Партия вчетвером, ок. Прекрасный пейзажист XIX века Джон Констебл копировал пейзажи Ватто и говорил об одном из его «галантных празднеств» (Сельский праздник. — Е. Ф. ), что картина написана «так легко, что, кажется, написана медом». Вот примерно и все, что удалось установить по поводу работы Ватто над «Затруднительным предложением». Или это авторские изменения.

Простому глазу кажется, что она написана широко, мягкими и крупными мазками. Оно имеет и другое название — «Что я вам сделал, проклятые убийцы. ». Видно, как художник возвращался к тем же образам с любовью и удовольствием. Финетта восхищала Ренуара и он считал эту картину лучшей в собрании Лувра.

Ценя красочную возможность рисунка, Ватто часто использовал тонированную бумагу. Там же, в гостях у Мариэтта, Жан Антуан встретил своего наставника Клода Жилло. Иногда в его рисунках встречаются формы, которые будут привлекать внимание мастеров рококо — орнаментальный картуш для веера (с него гравировал Ф. Буше) или изображение раковины, от которой и происходит слово «рококо» или «рокайль». Ватто любит объединять изображения в любовном диалоге попарно (Робкий влюбленный, ок. Живописные полотна Ватто создавал без этюдов, пользуясь лишь рисунками.

Он начал творить в то время, когда т. н. Ватто написаны такие известные картины, как «Савояр с сурком», «Затруднительное предложение», «Капризница», «Жиль», «Отдых на пути в Египет», «Квартет» и др. Отметил, однако, что «картины очень знамениты, но и очень черны». Вскоре их дороги с Жилло разошлись, как полагали современники из-за профессиональной ревности и нетерпимости Ватто к критике.

Для Виван-Денона Ватто был художником, к которому он питал сугубо личное отношение. Такой широкий успех следует отнести к тому, что художник иначе посмотрел на «галантные сцены», которые к этому времени были известны. Существует еще гравюра Л. Крепи (1727, Школа изящных искусств, Париж) исполненная с утерянного оригинала, где полуфигура художника изображена в костюме героя комедии дель арте. Был избран почетным членом Академии живописи в 1739 году.

Огорченный отказом, он на время покинул Париж. Он живет в доме своего последователя — живописца Филиппа Мерсье. Особенное негодование художника вызвал, очевидно, левый край изображения. К этому времени Ватто уже обрел известность и даже славу – заказы сыпались на него один за другим (возможно, вот таким образом он так долго писал "академическую работу"). Передняя стена «снята» художником и зритель видит, что происходит в бутике и также брусчатую парижскую мостовую.

Однако в отличие от парковых идиллий рококо «сады любви» Ватто олицетворяют не просто праздник прекрасной природы, в красочно утонченных полотнах зыбкая поэзия чувств и размышлений о человеческом бытии на земле окрашена в проникновенно печальные лирические интонации. Но действительно необычайный сюрприз ожидает нас в том месте, где на картине изображена гитаристка: там, за частой сеткой борозд счистки, рентгенограмма дает изображение дамы с гитарой, но совсем не той, которая нам хорошо известна по «Затруднительному предложению». Одновременно он продолжает копировать и изучать произведения старых мастеров. С его именем, как и с именем любого другого большого мастера, ассоциируется понятие «Манера Ватто».

Иначе он работал редко. » (Н.

1712) и Обольститель (ок. Есть и такие, которые сохраняют всю свежесть, нежность и яркость его палитры. Результат не вполне гарантирован, рентген упрямится, если картина переведена на другой холст, когда ее оборот покрыт краской, содержащей металлические белила и в ряде других случаев, но в «Затруднительном предложении» как будто все идет благополучно. 1709, Музей изящных искусств, Нант), Савояр (1711), Отдых военных (ок. Не случайно жизненно правдив образ Антиопы в полотне Юпитер и Антиопа (ок. Вернемся к правой стороне картины и посмотрим, что делается там. Но это всегда костюм, сотворенный фантазией Ватто.

Легкие и изящные фигурки персонажей Ватто кажутся почти бестелесными. Декоративная изысканность произведений Ватто послужила основой сложения рококо как стилевого направления (хотя в целом творчество художника далеко выходит за его рамки), а его поэтические открытия были подхвачены уже после смерти Ватто французскими живописцами середины – второй половины XVIII века. В невидимую дверь словно входят дама и галантно протягивающий ей руку кавалер.

В сборнике «En konstbok National Museum. – "Тягости войны" и "Военный роздых" относятся к числу лучших картин этой серии. Фламандская традиция навсегда останется важнейшим источником искусства Ватто.

Это нечто едва уловимое, что кажется улыбкой черт, душой форм, духовным лицом материи". Обращаясь к мотивам, почерпнутым из современной ему жизни (Бивак, 1710, Музей изобразительных искусств, Москва Савояр с сурком, 1716, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), Ватто вносил в них особую интимность и лирическую взволнованность. Три стены сверху донизу увешаны картинами разных размеров. Наиболее эффектен образ золотоволосой Цереры, олицетворяющей Лето (1717—1718, Вашингтон, Национальная галерея искусства) из серии полотен на сюжеты Времен года исполненных по заказу П. Кроза.

В полотнах «Актеры французского театра» (ок. Перед ним – зрители, позади-актеры, но он абсолютно одинок. Ватто пробовал взяться и за историческую живопись, но не имел с ней успеха. Перу Жюльенна принадлежит лучшее жизнеописание Ватто. ), любитель искусства и друг Ватто и знаменитый торговец картинами Жерсен (Эдм-Франсуа Жерсен (1669-. ) – торговец картинами, наследник своего тестя Сируа, также торговца картинами, рамами, багетом. Фигуры стоящей пары относятся к раннему варианту.

Тончайшие нюансы человеческих переживаний — иронии, печали, тревоги, меланхолии — раскрываются в его маленьких картинках с изображением одной или нескольких фигур в пейзаже («Лукавница», 1715, Лувр «Капризница», ок. Известно, что художники в дальнейшем старались даже не упоминать имен друг друга. Паре, доставшей гирлянду, на одну ночь достаётся титул короля и королевы. Он постоянно становится жертвой проделок ловкого Арлекино.

Дух театрального перевоплощения присущ и портретам Ватто. С самых юных лет он обнаруживал склонность к искусству и обучался у Дерена (Derin), лучшего учителя в его родном городе. Один из щёголей смотрит на своего приятеля и что-то ему говорит, взгляд другого обращен немного в сторону.

Однако точнее будет сказать, что не стиль рококо повлиял на творчество Ватто, а Ватто силой своего таланта создал идеал, которому стремились подражать мастера живописи рококо. Французский просветитель, написавший свое эссе уже после смерти художника, тоже пытался решить эту проблему, призывая актеров в их игре к большей жизненности и естественности: «Приобретайте грацию и свободу, делайте все ваши поступки простыми, естественными и легкими, не будьте симметричны, безжизненны, пригвождены, размеренны и расставлены кругом», — назидательно советовал он им. Теперь уже не существующая, но хорошо видимая на рентгене дама с гитарой позволяет уточнить, что эта композиция ранняя в творчестве художника. Рисунки тоже имели большой успех у маршанов и высоко ценились. Кроме портретных набросков, мастер часто делал пейзажные зарисовки.

По-видимому, прежде чем ввести избранную им фигуру в композицию, он ее долго мысленно «пригонял» к отведенному ей месту.

В 1719-20 тяжело больной художник посетил Англию (возможно, надеясь на советы английских врачей), где пользовался большим успехом впоследствии искусство Ватто оказало значительное влияние на английскую живопись середины — второй половины 18 века. Watteau. Последователями Ватто были Жан-Батист Патер и Никола Ланкре. Воплощению тончайшей гаммы чувств в каждом из полотен Ватто способствует пейзаж.

Загадку для исследователей составляет, возвращение это с острова или отплытие на него. Сохранились лишь расписанные художником панели кабинета. Антуан Ватто родился во фламандском городе Валансьенне, вскоре отошедшем к Франции, в восемнадцать лет пешком пришел в Париж, без денег, без работы, без покровителей. В великолепном графическом портрете Дочери Сируа (Британский музей, Лондон) Ватто сопоставил два характера, два человеческих темперамента использовав прием, к которому потом будут прибегать романтики, стремившиеся раскрыть разнообразный и изменчивый внутренний мир человека. Беседа считалась искусством в высшем свете. В полотне Похищение Европы (Париж, Школа изящных искусств, сохранилась гравюра) он изобразил не сцену похищения Европы быком, а сцену с героями, резвящимися на берегу моря среди нимф.

1716, Дворец Сан-Суси, Потсдам). Это была еще одна попытка обращения к «большому стилю», в трактовку которого художник привнес мироощущение мастера века Просвещения. Они напоминают капризные восточные безделушки из фарфора, входившие в моду. 1716–1717), Безмятежная любовь (ок. Приобретена картина для Екатерины II, вероятно, на распродаже собрания г-жи Жюльен в 1778 г. Военный роздых (Les delasse ments de la guerre) написана в пару к Тягостям войны. Исходя из результатов анализов, можно твердо сказать, что на холсте, на котором сейчас мы видим «Затруднительное предложение», еще до его создания имелась какая-то композиция.

Не заметили их и знаменитые бытописатели – «малые голландцы» и веселые фламандские жанристы. 1710. 1950, p. 171. ). Он был очень сложной, во многом противоречивой натурой: человеком имевшим, по словам современников, тяжелейший характер и одновременно обладавшим множеством друзей, мрачным меланхоликом и творцом такого нового жанра в живописи, как «галантные празднества», художником, пользующимся запущенными, засоренными палитрой и кистями и создающим картины, сияющие чистотой цвета как драгоценные камни.

Затем переехал в его же, Кроза, загородное поместье. Но есть и нечто, принципиально новое: там, где без увеличения был виден один одноцветный мазок, возникают десятки мелких разноцветных, близко друг к другу расположенных мазочков. К моей радости, поиски увенчались полным успехом: удалось найти просто-напросто рисунок ныне не существующей дамы. Удалось уловить разработки композиций в рисунке, но не более того. За эти труды был принят почетным членом в Академию живописи. Греза итальянцев П. Лонги и С. Риччи и многих других европейских мастеров.

Здесь же началась и его трепетная любовь к природе. Что же такое произошло с картиной. Глядя на полотна Шарм жизни (ок. В стиле Ватто чувствуются все эти источники, однако, в очень оригинальном сплаве.

Центр решен в розово-золотистых тонах, которые выделяются на фоне пышной парковой зелени. Его боль и сострадание стремятся спрятаться за карнавальным домино, за внешней циничной и чуть сентиментальной усмешкой, с которой смотрят на жизнь его умные, но стремящиеся как можно меньше задумываться герои. Среди картин коллекции Ватто также встречался с мифологическими пейзажами Пуссена, а выходя из дворца, попадал в почти всегда пустынный пейзаж паркакомм. Вряд ли, они все равно остались бы лишь повторениями пройденного художником пути. Он жил недолго, много скитался, оставил небольшое художественное наследие и многие музеи мира завидуют Пушкинскому из-за небольшого полотна Патера «Праздник майского дерева». Исходя из этого, я заключила, что девушка была написана последней.

Из воспоминаний его друга, торговца рамами и стеклом, владельца лавки у моста Нотр Дам Сируа известно, что Ватто давал следующий совет Никола Ланкре, своему будущему ученику: «Обучение у какого-либо мастера — пустая трата времени надо ставить себе смелые задачи, руководствуясь Учителем всех Учителей — Природой сам я поступал именно так». 23, 0 X 29, 0. Они представляют существенную часть его художественного наследия. Как отмечает Н. Л. Очаровательна по своему зеленоватому дождливому тону п. рная к Роздыху картинка Тягости войны. Об его любовных делах ничего не известно, но едва ли был он в них удачником.

Одним из первых он сумел оценить самостоятельную значимость рисунков Ватто и опубликовал завещанные ему листы в сборнике Фигуры разных характеров (1726). Это редкий случай переработки одной композиции в другую.

«За ним навсегда сохранится слава величайшего и искуснейшего рисовальщика, которого когда-либо явила Франция», — писал Э. Ф. Жерсен. Королевский музей, Амстердам. ). Неожиданно для художника картина на военную тематику не только была успешно реализована, но и последовал заказ на следующую, её Ватто написал уже по приезде в Валансьен («Бивуак». Ватто увлекает написание сцен из театральной жизни. Но вовсе не это мешает встрече с Ватто. Да, действительно, театр— это вторая жизнь, а жизнь— подобие сцены. Изысканность и рафинированность отличают «Паломничество», которое было создано в 1717 году.

Высоко поднятые волосы открывают изящную шейку модели. Скептицизм персонажей Ватто поистине универсален.

Однако мне удалось проследить некоторое сходство фигуры и позы этой дамы и героинь еще двух картин Ватто: «Влюбленного Арлекина» известного по гравюре Кошена и «Ревнивцев», гравированных Скотэном. Элементы модной «китайщины» (распространенной также в украшении мебели и фарфора. — Е. Ф. ) свидетельствуют о том, что Ватто использовал характерные мотивы эпохи, но проявлял фантазию и вкус, предвосхищая поиски мастеров рококо. Люлли, Ватто продумывает действие «ритмически» и «мелодически», если под последним понимать исключительно тонкую организацию цветовой гармонии каждого полотна. Ватто писал "взахлеб".

Так называемые галантные сцены Ватто — «Радость жизни» (ок. В Валансьене он уделял ему много времени и остался верен ему всю жизнь. Полотна Бивак (1709–1710), Бивак (ок. В доме Сируа Ватто знакомится с его зятем Эдм-Франсуа Жерсеном (1694—1750), торговцем произведениями искусства, вскоре ставшим близким другом художника. Сюжет картины незамысловат. В этой работе была показана жизнь Антуана Ватто, как одного из крупнейших художников рококо и создателя своего типа картин «галантное празднество».

Антуан Ватто сумел достичь славы и признания при жизни. Полон высокой поэзии печальный и добрый образ наивного простака, героя ярмарочного театра Жиля в костюме Пьеро в полотне «Жиль» (Париж, Лувр). 1712 Купание Дианы, 1716 Суд Париса, 1720 все — Париж, Лувр).

Так, пара персонажей из полотна Гамма любви введена в картину Праздник любви (ок. Весьма любопытны обстоятельства приема Ватто в "полные члены" Королевской академии. Одна из них, «Капризница», была куплена в Лондоне и долгое время служила украшением коллекции семьи Уолполовкомм. Актеры перебрасывались репликами с партнером, выходили в зрительный зал. Свои мысли об искусстве Антуан Ватто выразил в полотне Жиль (1718–1719) исполненном до отъезда в Англию.

Полотно Сатира на врачей (начало 1710-х), написанное, по-видимому, в Валансьене, еще не достаточно самостоятельная работа. Кавалер также претерпел некоторые изменения при переработке картины. Уйдя в отставку, начал изучать историю искусства. В зрелый период творчества Антуан Ватто разрабатывает новый тип сюжетов – театральные сцены и галантные празднества (картины Праздник любви, Общество в парке, около 1720, – обе в дрезденской картинной галерее Затруднительное предложение, около 1716, Капризница, около 1718 – обе в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург Меццетен, 1719, в музее Метрополитен, Нью-Йорк Паломничество на остров Киферу, 1717-1718, Жиль в костюме Пьеро – обе в Лувре, Париж), в которых за галантной игрой постоянно повторяющихся персонажей, под маской актера кроется бесконечное разнообразие оттенков поэтического чувства, целый мир тончайших душевных состояний, нередко окрашенных иронией и горечью, порожденной столкновением мира мечты с реальностью.

Церера, олицетворяющая лето, (Флора — весну, Бахус — осень, Сатурн — зиму. — Е. Ф. )— обычный персонаж подобных циклов в общепринятой в те времена иконографии их изображения. Опять насмешки судьбы – обе картины утеряны, остались лишь гравюры. Пробыв в Валансьене менее года, Ватто возвращается с ученикомкомм. Пройдет время и его работы будут надолго забыты.

Живопись картины, говоря словами влюбленного в искусство Ватто Александра Бенуа, "искристая, нежная по оттенкам, прозрачная по колерам, ласковая и гибкая по письму". Они не верят вполне не только в хорошее, но и в дурное, они ничему не способны чистосердечно радоваться, но они не способны и по-настоящему тревожиться, ни одно чувство не реализуется у них до конца. Впервые в его портрете-маске столь сильно и обнаженно была выражена глубокая внутренняя сущность образа. Возможно, его побегу в Париж способствовало знакомство в Валансьене с художником-декоратором Метейекомм. Француз Антуан Ватто одним из первых в начале XVIII века создал свой тип «сцен собеседования», соединив в нем столь ценимые в век Просвещения увлечение театром, мастерством ведения беседы превратившимся в высшем свете в моду, натурные наблюдения.

Указ. На полотнах «Перспектива» (1715, Бостон, Музей изящных искусств), «Елисейские поля» (Лондон, Коллекция Уоллес), «Общество в парке» (Берлин, Государственные музеи) вряд ли изображены статисты, как утверждал один из биографов художника. Три самых крупных собрания рисунков Ватто (Стокгольм Британский музей Лувр) свидетельствуют о виртуозном владении сангиной и углем, которые в большинстве случаев накладывались на тонированную бумагу. В них проявились фантазия, свобода рисунка, редкое колористическое дарование мастера. Наряду с этим Ватто очень привлекал театр. Энергичные акценты линий сангины и черного мела придают живую выразительность и тонкую эмоциональность его ранним графическим образам — фигурам солдат в дозоре или на отдыхе, бродячих актеров итальянской комедии, рекрутов, зарабатывающих на жизнь гаданием савояров (беженцев из беднейшего района — Савойи. — Е. Ф. ). Adhemar.

1715, Лондон, Галерея Уоллес), «Итальянские комедианты» (1716-19, Вашингтон, Национальная галерея) он использовал зарисовки понравившихся поз, жестов, мимики актеров, которые делал в театре, ставшем для него пристанищем живых чувств. Однако вряд ли можно судить по произведениям Ватто о подлинном быте, нравах, повседневности и праздниках французского общества начала XVIII века. Для приема в кандидаты на Римскую премию нужно было представить рекомендацию одного из членов Академии и эскиз на заданный библейский или мифологический сюжет. Лавка Жерсена стала завещанием Ватто последующим поколениям мастеров. Он состоял из платья с прямыми, тяжело падающими складками. Четвертый ребенок в небогатой семье, Жан Антуан мог и не проявить своих талантов.

И почти все дома в нём выстроены заново. Он покинул дом Жерсена. Его кисть так верна, так легка, так воздушна, а когда надо, так весома и энергична, что просто диву даешься этому удивительному мастерству, знаменующему одну из высших точек в развитии peinture pure»40. Юбка была значительно уже, нежели на картине. Была полностью уничтожена фигура мужчины, стоящего за спиной музыкантши. Итак, «Затруднительное предложение». соч., стр.

Ватто написал картину-вывеску на двух отдельных и затем вставленных в единую раму холстах. Жерсен оставил одно из наиболее полных (после биографии Жюльенна) жизнеописаний Ватто. ), наиболее близкий человек к художнику, отмечают необыкновенную напряженность, с которой работал Ватто, напряженность, которая, по их мнению, приводила его к меланхолии. Герой смотрит на зрителя с щемящей грустью и какой-то странной серьезностью.

Это гораздо более важно для него, чем мимика лиц, которые словно в тени. Жан-Батист Патер очень редкий мастер. В бело-розовом личике гитаристки есть частицы синего, фиолетового, коричневого цветов, в ее пепельных припудренных волосах присутствуют и розовые и голубые и синие. В роздыхе все носит еще характер веселого фламандского кермесса (сам Ватто был наполовину фламандец, будучи родом из Валенсиена, лишь к концу XVII века доставшегося французам) веселость и непринужденность царят на этой крошечной картинке изображающей обедающих под открытым шатром солдат.

Это и беженка с младенцем и щёголи, беседующие между собой и отдыхающие солдаты и т. д. и есть, как и всегда у Ватто, прекрасная природа, немного сказочная или театральная. К позднему творчеству художника относится Портрет скульптора Антуана Патера (1720, Музей изящных искусств, Валансьен). Это не просто воспроизведение кокетки, красавицы, физической красоты.

Рентгеноснимки показывают и их первичное состояние. Дама играла на гитаре, за ней стоял склонившийся, может быть, говорящей ей что-то кавалер, а справа находилась сохранившаяся в «Затруднительном предложении» пара. Клод Одран был хранителем коллекции Люксембургского дворца, благодаря чему Ватто мог познавать здесь прекрасные произведения искусства, среди которых особое место принадлежало полотнам Питера Пауля Рубенса из серии История правления королевы Франции Марии Медичи. К сожалению, автопортреты Антуана Ватто сохранились лишь в рисунках и гравюрах. Являются ли реставрационными чинками все эти необъяснимые неровности и борозды. Перед нами редкий случай, когда Ватто тут же, на холсте, перерабатывал свой замысел.

Экзотичны, как и графические образы Рубенса, листы Ватто с изображением голов трех молодых негров (Лувр, Париж) или Персиянин (Музей Тайлера, Гарлем), напоминающий героя Персидских писем Шарля де Монтескье — Узбека. Для Ватто в его «галантных празднествах» важна была прежде всего общая выразительность мизансцен. Щемящий меланхолический мотив звучит в картине Жиль. В некоторых из них сказалось увлечение фламандской живописью, знание работ французских мастеров «большого стиля».

Это нечто едва уловимое, что кажется улыбкой черт, душой форм, духовным лицом материи». Мне, однако, не удалось отыскать эти эскизы. У этих и последующих картин серии нет единой сквозной фабулы, «это разные вариации одной и той же темы, объединенные, пожалуй, лишь отсутствием собственно военного сюжета— никто не стреляет, не бежит в атаку и не размахивает саблями»15.

Его герои почти никогда не смотрят на зрителя. 1716–1717), Общество в парке (ок. Рассмотрим это произведение. Этот этюд не был использован ни в одном мне известном произведении художника. 1712, Эрмитаж), «Любовь на итальянской сцене» (Берлин, Художественные музеи), «Арлекин и Коломбина» (ок.

1718, Эрмитаж «Меццетен», 1717-19, Нью-Йорк, Метрополитен-музей). Театр являлся для него источником постижения возвышенных чувств и прозы жизни, того, что так тонко он сумеет соединить в своем искусстве. Автопортреты Ватто, быть может, лучшее, что было создано им в этом жанре. 1712) или в несохранившихся и известных лишь по гравюрам (гравюра Л. Жакоба Изгнание итальянских комедиантов из Парижа в 1697 году) он изображает актеров, превращая сценки в некую разыгрываемую ими пантомиму. Иногда это целые пикантные сценки с изображением настойчивого кавалера и сопротивляющейся дамы (Соблазнитель), в которых угадываются сюжеты его будущих картин.

но вскоре вновь попросил о помощи— в Париже ему было трудно дышать. Живопись рококо — необычное явление в истории культуры. А. С. Пушкина)14.

Мы опять вернулись к этой картине. Все три наброска блестяще передают движение, характер, настроение. К ранним произведениям Ватто, по-видимому, относятся и две парные картины — Обезьяна-скульптор (или Скульптура, Новый Орлеан, Художественный музей) и Обезьяна-художник (или Живопись, утеряна). Первыми получают свое объяснение борозды по краям картины. Братья Гонкур будут считать, что картины Ватто Антуан писал, создавая образцы поэзии и мечты. Картины Ватто Антуан-Жан писал не просто как праздник искусств и любви.

Отъезду, однако, предшествовало знаменательное событие. 1712), Маскарад (Итальянские комедианты, ок. Ватто принимал участие в выполнении декоративных заказов Одранакомм.

На спине ее корсажа заметны две продольные складки и полосы. Оба эти момента объясняются очень просто: Ватто, как он это часто делал использовал в картине не сам этюд, а его контрэпрев, то есть обратный отпечаток с рисунка, легко получающийся, если сам набросок выполнен каким-нибудь мягким материалом – сангиной, мягким карандашом, углем. Известно только, по другим источникам, что многие его вполне законченные произведения были им уничтожены. 1716), рассказывая о сюрпризах и нечаянностях любви. Ватто считается основоположником рококо в живописи. Влажный климат Англии усилил болезнь.

Она олицетворяет галантный XVIII век. Сейчас трудно определить, какой точно смысл вкладывал он в сюжет этого полотна. Девушки и юноши, которые должны в этом году обвенчаться, прыгают через костёр. Мужской силуэт стал стройнее, жест руки – выразительнее. И хотя Ватто не прошёл академической школы— не рисовал мраморов и гипсов, не изучал античных декоративных композиций— он на ходу усваивал принципы прихотливо-изысканной одрановской орнаментики и под руководством нового учителя сочинял сцены для стенных росписей.

Но француз Ватто воспринимался как нечто недостойное славы Франции. Или следами повреждений. Патер был единственным учеником Ватто. Ему посвятит стихотворение Т. Готье.

1716 Гамма любви, ок. Ватто избрал тот, который, с его точки зрения, наиболее подходил к картине. 1720). Это было последнее временное улучшение. Вновь интерес к произведениям Ватто пробудился во второй трети XIX века, но сперва не у художников, а у французских поэтов: образам Ватто посвящены стихотворения Готье «Ватто» (из сборника «Комедия смерти», 1838), Бодлера «Поездка на Киферу» (из сборника «Цветы Зла», 1857) и сборник Верлена «Галантные празднества» (1869). Мир реальности и мир искусства сопоставлен теперь по-иному.

Далее мои исследования принимают уже почти неправдоподобный характер: в одном из аукционных каталогов удается найти контрэпрев (Контрэпрев рисунка фигурировал на распродаже собрания барона Швиттера 1883 года, 179. ) использованный для картины. Дама оборачивается назад и с сожалением смотрит на место, где она была счастлива. В статье «Философия Ватто», позднее включенной в первый том сборника «Искусство XVIII века»43комм.

Следы повреждений и их чинок или записи выглядели бы совсем иначе. Часто он начинал композицию и уставал, завершив ее лишь наполовину» (H. Не случайно его «галантными празднествами» восхищались импрессионисты и, особенно, Ренуар, которого тоже интересовала передача особого неуловимого ритма жизни природы и человека, но уже в новой эпохе. В частности, он всегда делал прекрасные, очень точные наброски. Его первым учителем был, возможно, Ж. А.

Небольшие фигурки людей как будто не могут противостоять непогоде. 15. Затем увлекся гравированием рисунков художников прошлого и некоторых современных мастеров. Существенно бльшая по размерам, чем другие произведения мастера, «Вывеска лавки Жерсена» отличается от них ещё и тем, что действие в ней перенесено из пейзажа в интерьер. Наш герой закончил свою работу только через пять лет. В тридцать три года Ватто становится популярнейшим живописцем Парижа. Фигуры комедиантов в картинах Лукавица (Финетта) (ок. Надо помнить, что уже через 4 года его жизнь оборвет болезнь.

Одран был не только преуспевающим художником, но и хранителем Люксембургского дворца. Найденное движение было последней чертой, завершившей картину. Автопортрет сангиной (1722, Музей Конде, Шантийи) считается работой или самого художника или копией с него исполненной Ф. Буше в год смерти Ватто по заказу Жана де Жульена для издания Фигуры разных характеров. Никакого элемента случайности в его выборе не было. Доказательства моих предположений сами шли в руки. Этюд к ней мне не удалось найти среди рисунков Ватто.

Именно под таким названием в 1717 году было зарегистрировано в академическом реестре знаменитое полотно Ватто Паломничество на остров Киферу (1717), за которое он получил звание действительного члена Королевской Академии живописи и скульптуры. Вряд ли справедлив был в своей оценке Делакруа, писавший, что «каждая маленькая фигурка у него (Ватто. — Е. Ф. ) изолирована и слишком уж заметно, что она была написана на досуге, абсолютно независимо от соседних с ней фигур».

«Праздник любви» (1717), как и другие картины Ватто, содержит в себе богатую гамму эмоциональных оттенков, которым вторит лирическое звучание пейзажного фона. Да и впоследствии многие мастера и критики не всегда были справедливы к нему. 1708, Москва, Музей изобразительных искусств им.

Немилова. Неожиданно в 1709 году Ватто покидает мастерскую Одрана и уезжает в Валансьен, где проводит несколько лет (до 1711 года). Но при этом он не испытывал обычных для дилетантов (даже и для очень талантливых дилетантов) затруднений.

Известно, что эта картина должна была служить вывеской в кафе.

Становление Ватто как художника относится к 26 годам, а расцвет творчества – к 32-м. В ранних полотнах Искательница приключений (ок. Другие борозды идут под его ногами, одна из них даже пересекает его левую щиколотку. Он любит создавать костюмированные портреты, как в картине В костюме «Меццетена» (Лондон, Коллекция Уоллес), на которой изображен Сируа в окружении супруги и хорошеньких дочерей, головки которых часто встречаются рисунках Ватто, особенно Марии Луизы, ставшей супругой Жерсена — автора первого каталога произведений Ватто (1736). Ватто был блестящим рисовальщиком.

Жан де Жюльенн (Жан де Жюльенн (1686-1767) – сын крупного коммерсанта, занимавшегося продажей сукон и родственник крупных мастеров-красильщиков, работавших на знаменитой шпалерной мануфактуре Гобелен. «В его очень небольших, подчеркнуто камерных картинах мы видим переход войск в непогоду, краткий отдых солдат, опять переход под дождем и ветром, усталую толпу новобранцев, – пишет И. С. В Валансьене Антуан Ватто впервые начинает самостоятельно работать. В ней нет определенного действия – ни его начала, ни конца. Жан-Антуан Ватто родился в провинции в бедной семье. Вокруг дерева разводят костры.

Как ни странно, первым тягу отпрыска к прекрасному обнаружил его отец, Жан Филипп. Уже на распродаже 1783 года, (Vente Blondel dAzaincoutt), на которой были работы мастера, в том числе «Елисейские поля», художник Пьер обсуждал возможность их покупки для короля. 1716), Беспечный (1717), Капризница (ок. Друг художника Э. Ф. Жерсен купил антикварную лавку «Великий монарх» и обратился к Ватто с просьбой написать для нее вывеску. На рубеже 1720-х годов Антуан Ватто посетил Великобританию.

Композиция «Паломничества» лишена устойчивости — герои то группами устремляются вглубь картины, то расходятся парами, то вдруг обращаются к зрителю жестами или взглядом. Удри заимствовал его театральные сюжеты (декорации для Фагона 1725: Итальянские комедианты в парке частное собрание). Антуан-Жан вызывал у них восторг. По возвращении в Париж для лавки «Великий монарх», принадлежащей Жерсену, у которого измученный болезнью Ватто попросил приюта, он написал одно из самых знаменитых своих произведений и единственное, которым он был доволен, «Вывеску лавки Жерсена» (1720, Берлин, Художественные музеи). При этом у Ватто было немаловажное преимущество: академики не стали давать ему конкретный сюжет (что было обычным правилом для вступающих), а оставили выбор на усмотрение художника. В этом ощущении, в этой застылости затаена бесконечно грустная мысль об одиночестве человека, запертого в самого себя, как в клетку.

Как правило, он пользовался сангиной и сочетал её со свинцовым или итальянским карандашом (черным мелом), что позволяло и в рисунке добиться живописных эффектов (сангина дает теплый тон, а карандаш— холодный) и особо трепетной фактуры в сочетаниях тонкой силуэтной линии и подчеркнуто рельефной растушевки. Не видно, что он от этого страдает. Писал исследования, посвященные античному искусству.

Ватто не датировал свои картины, но, очевидно, его живопись эволюционировала от сравнительно тёмной гаммы ранних сцен солдатской жизни (около 1709 года и позже) к просветлённому золотистому колориту "Паломничества на остров Киферу" (рис. 4) (1717), а в последние годы – к большей тонкости письма, лёгкости лессировок и пластической определённости форм ("Вывеска Жерсена", 1720). У творческой молодежи появились новые ориентиры (например, героические полотна Давида) и почтения к старым мастерам она не испытывала. Вывод может быть только один: она чем-то очень не понравилась художнику. Расцвет творчества Ватто был непродолжителен. 2.

К их числу относятся все картины Эрмитажа. Гонкуры сравнивали его «галантные празднества» с музыкой, гармонией танца. Я начала листать все издания картин и рисунков Ватто, не выпуская из рук нужной мне для сравнения рентгеноскопии «затруднительного предложения». У ног ее спутника стоит собачка, которая олицетворяет верность. Следя за его взглядом, зритель приходит к беженке, она смотрит ещё куда-то и т. д.

Должно ли оно было прозвучать как ностальгическое воспоминание об ушедшем прошлом «Grand sicle», галантные нравы которого пародировались в романах Мариво. С именем Ватто (1684 — 1721) связано представление о каких-то прогулках, о маскарадах, об играх, танцах, комедиях, о какой-то сказочной беспечности. Обыкновенно на написание такой картины отпускалось два года.

В 1735 году он издал свод гравюр исполненных с его живописных произведений. Указ. В Англии подобные «сцены собеседования» получили название «conversation pieces», в Италии — «conversazioni».

Parker et J. Mathey. Что же все-таки хотел изобразить художник. Продолжателем колористических традиций Ватто стал Шарден, а Фрагонар дал жанру галантных сцен новое лицо, «не столь богатое оттенками чувств, как у Ватто, но более подвижное»42.

Paris, -1958, 57. ). Кроме приведенного свидетельства Жерсена есть иной документ. Однако, в конце XVIII— первой трети XIX века в эпоху Давида и Энгра Ватто был почти забыт. Небольшие фигурки людей как будто не могут противостоять непогоде. 1716, частное собрание, Париж). Завершив работу над всеми этими персонажами, Ватто приступил к созданию еще одной фигуры в этой группе – подруги гитаристки.

О его полотнах можно сказать тоже словами Дидро: «В этом есть что-то от сна, но это не сон». 13.

Одна из самых знаменитых картин Ватто, выдающийся пример взаимопроникновения и перевоплощения театра и реальности, – Паломничество на остров Киферу (1717), одна версия которой находится в Лувре, а другая – в Берлине, в замке Шарлоттенбург. Такие же борозды есть и у левого края картины. Что еще заставило художника покинуть Париж, несмотря на успех и признание, осталось неизвестным. В начале XVIII столетия Ватто стал одним из мастеров, предвосхитивших новую концепцию пейзажа — пейзажа «на мотиве», основанного на передаче конкретного вида, эффектов освещения, красок реальной природы. Зарисовки с натуры служили Ватто основой для его будущих живописных композиций.

Опущенной рукой она не подбирала юбку, а держала платочек. Де Ларок (1672—1744), литератор и будущий редактор «Французского Меркурия»16 вскоре становится одним из близких друзей художника. В период 1712-19 гг. Историческая живопись, занимавшая высшее положение в иерархии жанров, не увлекала Ватто. Ватто множество раз механически копировал одни и те же популярные картины (например «Старушку» Герарда Доу8), а все свободное время отдавал рисованию с натуры, что свидетельствовало о его исключительном трудолюбии.

Учился Ватто у таких мастеров, как К. Жилло и К. Одран. Эти мазочки очень жидки и полупрозрачны. ГМИИ им. – Именно последнее. Парис выбирает Афродиту, 1720Любовная гамма 1717Грубая ошибка 1716-1718Вывеска лавки Жерсена 1720Одевание 1717 Радости бала 1718Итальянская комедия дель арте, 1716Пасторальные танцы 1720-еМузыкальное парти в летнем театре, 1717Полная гармония 1721 Поэтическое очарование отличает и рисунки Ватто выполненные обычно сангиной либо в три цвета (мел, сангина итальянский карандаш) и запечатлевшие разнообразные типы французского общества начала XVIII века легкие штрихи и волнистые линии воссоздают в них нюансы пластической формы, движение света, эффекты воздушной среды.

Эта живописная элегия Ватто строится не на коллизии, действии (неясно даже, отплытие или возвращение изображено на полотне), но лишь на едва уловимых оттенках настроения, общей поэтической и эмоциональной атмосфере. Очевидно, что этот жанр не отвечал дарованию Ватто, в них не заключено то очарование, которое рождают его сценки биваков и «галантных праздников» изображения актеров французской и итальянской комедий, жанровые портреты. Чрезвычайно интересный материал о картине дает ее исследование при помощи микроскопа. Эдм Франсуа Жерсен, владелец антикварной лавки на мосту Нотр Дам, которую он унаследовал от своего тестя Сируа, оказывал ему большую поддержку при жизни, а в 1736 году издал каталог его картин. 1716, Эрмитаж) — обнаруживают остроту и оригинальность восприятия мира, художник, несомненно ищет ценности не в претенциозном искусстве эпохи Людовика XIV. Граф де Кейлюс (Анн Клод Филипп де Кюбиер, граф Кейлюс (1692-1765), принадлежал к дворянской военной семье, служил в мушкетерском полку до 1714 года.

Трудно предположить, что что-то одно явилось источником рождения его «галантных празднеств». Наибольшая кривизна их находится на уровне локтя стоящего юноши. Искусство быть приятным в обществе запечатлел художник на упомянутом выше произведении. Он исполнил ее за неделю, так как уже имел опыт подобной работы, ранее сделав для бывшего владельца лавки некоего Дьё вывеску со сценой «Людовик XIV, преподносящий орден дофину».

Важную роль в творческом методе Ватто играло поэтическое воображение. При этом у него развивается серьезная болезнь, туберкулезкомм. «Сцены собеседования» Ватто с изображением развлекающихся в парижских парках дам и кавалеров получили название «галантные празднества».

В следующей паре нетерпеливый спутник подает руки даме, которая неподвижно сидит на земле. Для Ватто в данном случае он и сыграл роль подготовительного этюда к картине. Не только своему таланту, но и этим людям художник обязан сохранившимся сведениям о нем.

1710), Въезд в Валансьен (ок. Ватто покинул родной город между 1700–1702 годами, когда Валансьен отошел Франции. Братья Гонкуры писали о ней так: «Грация Ватто — подлинная грация.

Учение у живописцев Клода Жилло (1703–1707/08) и Клода Одрана (1708–1709) способствовало пробуждению интереса Ватто к театру и декоративному искусству. Осенью 1719 года Антуан Ватто уезжает в Англию. На протяжении меньше чем десятилетия возникли картины "Венецианский праздник" (Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), "Праздник любви" и "Общество в парке" (Картинная галерея, Дрезден), "Радости жизни" (собрание Уоллес, Лондон), "Жиль" (Лувр, Париж), "Мецетен" (Метрополитен-музей, Нью-Йорк), "Вывеска лавки Э. Ф. Жерсена" (Картинная галерея, Берлин-Далем). Искусство Ватто получило широкое распространение и в других странах: в Англии благодаря Мерсье (приблизительно до 1740) в Испании благодаря Кийару, не считая многочисленных подделок создававшихся в середине XVIII в Париже для прусского двора. Она надула губки и уже подбирает пышную юбку. В картине Ватто видится синтез мечты и реальности, мифа и современности, но, какой смысл вкладывал в него сам художник, навсегда останется тайной «манеры Ватто», особое обаяние которой именно в этой недосказанности всего изображаемого им. Персонажи словно подчиняются «видимой» музыке — волнами подымающиеся и падающие линии, объединяющие все шествие, почти танцевальные движения пар, паузы, чередования цветовых пятен создают ощущение слышимой мелодии.

Жерен, автор алтарных образов в местных церквях. В 1717 г. он был удостоен звания члена Парижской академии. Полотно имело огромный успех и Ватто исполнил его повторение (1718, Дворец Шарлоттенбург, Берлин), за которым закрепилось название Отплытие на остров Киферу (1718–1719).

При этом любопытно то, что герои Ватто очень маленькие, крошечные создания этого мира. Недоговоренностью и тягой к неуловимому, некоей полумаской искусства Ватто были увлечены русские мастера объединения «Мир искусства», для которых оно олицетворяло наивысшие достижения в европейском художественном наследии. Что это была за композиция, можно лишь догадываться.

Персонажи левой стороны картины оказались переделанными еще капитальнее. И единственная фигура (у Ватто часто появляются такие фигуры) которая СМОТРИТ на зрителя и не только на него, но и в себя тоже и будто погружёна в какую-то грустную релаксацию – это фигура повара.

Ватто был, по большому счету, самоучкой. По-видимому изменение колорита картин началось рано, так как в каталогах XVIII века есть указания на почернение его произведений (К подобным картинам из числа наиболее знаменитых относятся «Общество в парке» (Лувр, Париж) «Хотите ли вы покорить красавиц» (галерея Уоллес, Лондон) «Чаровник» (музей в Труа) «Гамма любви» (галерея Уоллес, Лондон) «Елисейские поля» того же собрания и другие. В мире грез художника нет места пошлости реальной жизни. В начале 1721 года Ватто был ещё на ногах: переехавшая недавно в Париж по приглашению Пьера Кроз художница Розальба Каррьера отмечала в дневнике, что 9 февраля была у Ватто «с ответным визитом».

Об эскизах Ватто все же существуют сведения в каталогах XVIII века. Картина эта принадлежала другу Ватто — Жюльену и на распродаже коллекции последнего в 1767 г. была оставлена за собой его вдовой (Жюльен женился незадолго до возвращения Ватто). В этой работе Ватто вновь выразил свое представление о роли художника. Он станет «рубенсистом», как те французские художники, которые еще в конце XVII столетия оспаривали со сторонниками Никола Пуссена («пуссенистами») первенство колорита над рисунком, приоритет чувства над рассудочностью классицистов.

Воздействие Рубенса на «галантные празднества» Ватто весьма значительно и прежде всего проявляется в том живописном подходе, который охарактеризовал В. Н. Лазарев, описывая эскизы Рубенса: «Художнику достаточно двух-трех едва заметных прикосновений кисти к поверхности загрунтованного холста, чтобы вызвать из небытия нужную форму. А в картине Безмятежная любовь светлая цветовая гамма призвана передать ослепительную красочность летнего дня, аромат цветущего луга, на котором яркими пятнами смотрятся розовые платья дам. 181. ). И какая живопись.

В конце 1719 года он уезжает в Англию (по приглашению своего поклонника и подражателя Филиппа Мерсье) в надежде справиться с туберкулезом с помощью известного лондонского врача Ричарда Мида и берет с собой несколько картин. Он составлял их группы, чаще всего в соответствии с пейзажным фоном, который он заранее придумал или подготовил.

Из записок Жерсена известно, что первую из своих батальных сцен «Выступление войск» Ватто писал не на заказ и решил продать её, чтобы ехать в Валансьен не с пустыми руками. «придворное» направление эпохи Людовика XIV практически изжило себя. Впрочем, зрителю дается возможность увидеть этот интерьер непосредственно с улицы, «сквозь стену»комм. Шекспировское «какая-то в державе датской гниль» ощущается в оранжерейном мире героев Ватто, но не с гамлетовским трагизмом, а с оттенком насмешливого фатализма.

Иногда Ватто вводил сценки с двумя фигурами в «галантные празднества» с большим количеством фигур, тем самым позволяя себе варьировать мизансцены, придавать им большую живость. Друзья называли его "холодным" и "бесстрастным". Ватто был создателем своеобразного жанра, традиционно называемого галантными празднествами. Уголь, свинцовый карандаш и сангина. 1712), похожей на спящую девушку.

Слова о «хрупкости мира Ватто», давно ставшие трюизмом, не утеряли справедливости: это своеобразный искусством созданный мир, соединивший два исторических периода, соединивший связью, которую так легко принять за нарядную рокайльную гирлянду, но за которой ощутимо напряжение туго натянутой, готовой порваться струны. Это работа с интерьером магазина, а не с природой. Однако столь же популярны были и диалоги театральных актеров, которые тоже могли вдохновлять художника, самозабвенно любившего театр.

Он просто один и все. Эту мелодичность в движении уловили братья Гонкуры, писавшие: «кажется, что процессия движется в определенном ритме и ее движение напоминает гармонию танца». Это нечто едва уловимое, что кажется улыбкой черт, душой форм, духовным лицом материи». "Посмертная судьба" Ватто сложилась довольно удачно. Свое преклонение перед прекрасным Ватто выразил в полотне Суд Париса (ок. 1715, Лондон, Галерея Уоллес), «Венецианский праздник» (Эдинбург, Национальная Галерея Шотландии) изображают мир мечты с оттенком грусти.

Что же мы видим на картине. Второй вариант «Паломничества на остров Киферу», «Вывеска лавки Жерсена» и немало других картин Ватто были приобретены для художественного собрания короля Пруссии Фридриха Великого, большого почитателя его искусства.

Давно и далеко, в XVII веке, работали Караваджо, Рембрандт, Веласкес, великие художники-реалисты, посвятившие свое творчество Человеку. «Надо посмотреть еще нескольких Ватто, чтобы изучить его приемы маленький Ватто, которого я повесил, окончательно убедил меня в превосходстве светлых тонов», — запишет в своем Дневнике Эжен Делакруа. Причём исследователи говорят, что Ватто запечатлел в нём свои собственные черты. Созданный Ватто образ актера полон человечности, беззащитной доброты.

Название гравюры происходит от строк стихотворной подписи под ней. Ватто создавал свои «галантные празднества» на основе рисунков с натуры, которые потом объединял. Ближе, с творчеством его главного представителя, Жана Антуана Ватто (Watteau)можно познакомиться, совершив тур во Францию. Род его живописи был определен Академией художеств, куда он был принят в 1717 г. Ваттородился в Валансьенне отец его был работник и подрядчик.

1718). Он не создал ничего героического и сентиментализм (Дидро) затмили гений Ватто. В его картинах часто встречаются одни и те же лица, хотя загадок с выяснением имен изображенных лиц осталось еще немало. В 1712 году Ватто предпринял попытку вступления в Королевскую академию художеств и, по свидетельству Жерсена, Лафосс способствовал принятию его в число «причисленных»комм.

Город был наводнен солдатами. Это авторские счистки старого красочного слоя, какой-то невидимой сейчас картины, которая существовала на холсте до «Затруднительного предложения». Удалось найти этюд и к этой девушке (Две сидящие женщины. И, хотя истоки подобных жанровых сценок следует искать в творчестве фламандских мастеров, в этих небольшого размера картинах чувствуется «французская ирония и чувствительность», которую подметил в творчестве Ватто поклонник его живописи Александр Бенуа. Перейдя в мастерскую Жилло (Gillot), он и там оставался недолго и перешел к декоративному живописцу Одрану и украшал своими фигурами его орнаментальные произведения. Затем, Ватто стал писать декорации для оперы. 3, владелец которой организовал серийное изготовление дешевых копий картин в «простонародном вкусе» для оптовых покупателей7. Стоящий актер – это Жиль, как называли во Франции грустного Пьеро из комедии масок.

Вероятно, в 1714 году Ватто принял предложение Кроза поселиться в его парижском особняке.

1713), Арлекин и Коломбина (Хотите покорять красавиц. ), 1712–1715 Две кузины, ок. Жан Антуан Ватто родился 10 октября 1684 года в городке Валансьенн на границе Франции и Фландрии. Говорил он мало, но хорошо он любил читать, это было его единственным развлечением, которое он позволял себе на досуге не получив хорошего образования, он недурно судил о литературе Конечно, его постоянное усердие в работе, слабость здоровья и жестокие страдания, которыми была полна его жизнь, портили его характер и способствовали развитию тех недостатков, которые ощущались в нем, когда он еще бывал в обществе» (Жерсен). Искрящиеся легкие мазки придают особую переливчатость краскам, рождают колористическое обаяние каждого полотна исполненного тем «изяществом кисти», которое отмечали современники у Ватто. Ватто был создателем своеобразного жанра, традиционно называемого «галантными празднествами».

1963, p. 61. ), но это уже другой случай, более обычный, когда художник использует для картины старый и ненужный ему холст. Патера, тоже уроженца Валансьенна. Сангина, 20, 0 X 34, 0. И, наконец, еще одно качество – это ритм произведения. Как и в орнаментальных мотивах, он ищет четкости в изображении фигурок молодой, уверенной в себе особы и юноши-гитариста в картине Искательница приключений и горбоносого гитариста-обольстителя и слушающих его серенаду двух дам (Обольститель).

В этих сценках проявились фантазия и смелость молодого художника, обратившегося к созданию абсолютно нового для французского искусства рубежа веков жанра, которого не было в напыщенном искусстве эпохи Людовика XIV, где ценились апофеозы, парадные портреты, композиции на библейские и мифологические сюжеты. Дворец Ла Мюэтт во времена Ватто принадлежал королевскому егермейстеру дАрменонвилю, который, по-видимому, заказал Ватто росписи (не сохранились) и декор кабинета.

Результат исследования есть и какой результат. В обращении его чувствовалась холодность и связанность, что порою стесняло его друзей, а иной раз и его самого, единственными его недостатками были равнодушие да еще любовь к переменам» (Жан де Жюльен). Но эта же стремительность придавала его работам и неповторимое очарование. Он родился во фламандской провинции. Остальные картины на стенах представляют натюрморты, пейзажи, мифологические сцены.

Отныне фламандский художник — его самый любимый художник. Иконография «галантных празднеств» («fetes galantes») восходит к «садам любви» известным еще с эпохи средневековья. Обе фигуры были также соответственно изменены. 1718), Елисейские поля (ок.

Ученики и продолжатели занялись затем распространением этого нового рода. Однако это не та красота античности, что заключена в совершенстве мраморной Галатеи или материальном воплощении обольстительных Венер и не средневековое очарование строгости и твердости. Глядя на эти диалоги влюбленных в картинах Вертумн и Помона или Похищение Европы, вспоминаются слова П. К. Мариво: «Ну и сюрпризы преподносит нам любовь. » В этих полотнах живет отзвук театральной травестии, нарушающей традиционные строгость и чопорность академической картины на мифологический сюжет.

В 1707 или 1708 году Ватто, у которого довольно рано стал проявляться ранимый и неуживчивый характер, ушел от Жилло и перешел в ученики и помощники к известному художнику-декоратору Клоду Одрану (1658—1734), хранителю художественной коллекции Люксембургского дворца. 1714) Ватто запечатлел уголок парка около особняка Пьера Кроза в Монморанси. При исследовании поверхности картины мы увидим какие-то неровности. В рисунках Ватто часто встречается изображение дочерей Сируа, позировавших художнику.

Ватто смело нарушает традиционную иконографию в трактовке известных сюжетов. Эту жизненность и естественность по-своему искал и Ватто, создав свой тип «сцен собеседования», в которых проблема соединения идеализации и натурности обрела наивысшую гармонию. Рука его покоится на мраморной голове, что указывает на ремесло ваятеля.

Этот «жанр» создан его воображением, впечатлениями от реальной действительности — мира человеческих чувств, театра, музыки, в нем живут воспоминания о произведениях старых мастеров. Он вкладывал в них глубину, которая позже была недоступна его последователям. Сохранилось 563 листа исполненных в характерных для него техниках — «в два цвета» (сангиной и черным мелом сангиной и свинцовым карандашом), «в трех карандашах» (сангина, черный и белый мел), пастелью, гуашью. Элемент театральности привносят в «галантные праздники» парковые скульптуры нимф и Венер, трактованные, порой, гротескно и напоминающие фигуры живых людей, наблюдающих за происходящим.

«Ватто никогда не бывает удовлетворен своими картинами, что не мешает ему быть одним из нынешних королей кисти», — писал один из его биографов. В картинах — Актеры итальянского театра (ок. 1709, Нант, Музей изящных искусств «Военный роздых», ок. В период 1712–1716 годов Ватто создал ряд станковых полотен на мифологические и религиозные сюжеты.

Смог ли Ватто после Лавки Жерсена вновь возвратиться к написанию своих «галантных празднеств». 1716), Наслаждение балом (ок.

Богатство эмоциональных оттенков в этих картинах Антуана Ватто подчеркивается пейзажем, окрашенным тонким лирическим чувством изящной выразительностью поз и жестов изысканностью нежных цветовых сочетаний, трепетной игрой красочных нюансов и как бы вибрирующих мазков. Почти все картины Ватто небольшого размера. Сюжет полотна Ватто исключительно прост. Ее спутник вальяжно расположился за ее спиной и совсем не стремится уговорить ее остаться.

Его «галантные празднества» всегда охотно раскупались, так как удивительно гармонировали с интерьерами особняков знати. Можно предположить, что в вытянутой руке он держал какой-то неразличимый теперь предмет (может быть, снятую маску. ). 1717), — художник писал со своего друга Сируа. Предмет, который он видел некоторое время перед собой, надоедал ему. Весной Ватто стало хуже.

В орнамент вкраплены фигурки кавалеров и дам, циркачей, восточных богинь, обезьянок. Особенным спросом пользовались изображения Николая Чудотворца.