Картины Дайнеко

Дейнека Александр: творчество, самые известные картины художника

Более того, Дейнека уже не был указан в списке участников ОСТа. С наступлением «оттепели» оттаяли чиновники и в отношении к Дейнеке. Картина Эстафета по кольцу Б (1947), мозаика Лыжники (1950), скульптуры Стометровка, Бегущая спортсменка и многие другие — убедительное тому подтверждение. Дейнека абсолютно по-особому чувствовал прелесть и очарование русского пейзажа. Критика охарактеризовала работы «Объединения трех» как «экспрессионистический урбанизм». Происходит кристаллизация режима. В такой же манере, сдержанной по колориту и лаконичной, но полной внутренней динамики, пишет Дейнека в 1928 г. картину «Оборона Петрограда», запечатлевшую героические события гражданской войны и непреклонное мужество защитников Петрограда, полных решимости отстоять завоевания революции.

Исследования, книги, выставки. Крутящийся мяч неправильной формы с «намотанными» мазками практически осязаем. Уже в детстве у мальчика появляется два непохожих интереса, живопись и техника. Особенно характерны для этого времени две: авиация и история.

Копии картин маслом 
Дейнека Александр

Копии картин маслом Дейнека Александр

На склоне лет, в конце 1950-х— 1960-е, Дейнеку начали осыпать почестями и наградами: стал народным художником РСФСР (1959) и СССР (1963), был избран вице-президентом АХ СССР (1962–1966), получил орден Трудового Красного Знамени (1962) и др. Во Вхутемасе он читал «теорию композиции». Он все больше стал работать в живописи, а потом и в монументальном искусстве.

Равно как и карикатуры на тех, кто считался классовым врагом победившего пролетариата: на кулаков интервентов, нэпманов, мещан и манерных дам, сожалеющих о дореволюционных временах (Тоска по изящной жизни, 1927). Прежде всего в сфере производства и закупок вооружений (причём даже во время гражданской войны в Испании, когда итальянские и советские военные друг друга убивали). Это завершающая точка композиции, от которой она начинает свое обратное прочтение. Дейнеке нравилась статика, он находил её везде: линии, параллельные краю картинной плоскости, железнодорожные мосты, рельсы, подиумы. Это полотно обозначило резкий перелом в искусстве Дейнеки. Но все эти пути для Дейнеки были мелковаты. А зимой 1938 года в стремительном темпе начинается работа над мозаичным циклом Сутки советского неба (на котором, по замыслу, должна быть запечатлена жизнь советского народа в течение одних суток) будущей станции московского метрополитена Маяковская, всего за шесть месяцев до её открытия.

Советский Союз действительно находился на передовых подступах к современной авиации. Даже облака порой приобретали какую-то особую геометрическую упорядоченность. Капитолий, Танцоры в Гарлеме, Нью-Йорк, Париж.

Всё это создает идеальные условия для фальсификаторов. В эти годы им была создана первая советская подлинно монументальная историко-революционная картина «Оборона Петрограда» С (1928). В 1925 Дейнека стал одним из основателей Общества станковистов (ОСТ). Оно объединило как приверженцев свободной и яркой живописности – поклонников французских картин, представленных в Музее нового западного искусства, так и сторонников строгой графической формы.

В 1928-29 гг. У его рисунков и картин появляется новая интересная особенность. Живые наблюдения самоотверженного труда горняков стали основой для монументальных полотен «Перед спуском в шахту» и «На стройке новых цехов». Как и у других членов ОСТ, множество картин раннего периода творчества Дейнеки посвящены изображению примет XX столетия, воспеванию мирной советской действительности: промышленного производства индустриализации, жизни современного города и горожан, физической культуры и массового спорта (В Донбассе, 1925, Перед спуском в шахту, На стройке новых цехов, Лыжники, 1926, Текстильщицы, 1927). Дейнека, в частности, демонстрировал картины «Футбол» и «Две фигуры» (1923). Вместе с тем тяга к красивому была в мальчике всегда: прогулки по окрестным полям и лесам воспитывали любовь к природе иллюстрации из журнала «Нива» и лубочные картинки знакомили с искусством.

Картина «Окраина Москвы. Дейнека вспоминал: «Как будто сегодня, сижу на барьере сухого фонтана в небольшом дворике с садиком и смотрю на шумный народ, толпящийся вокруг. И тогда Дейнека решил: раз он пишет картину о том, чего никто раньше не изображал, то он должен изобрести для нее новую композицию — «игра натолкнула меня на свой самостоятельный язык». Можно даже образно назвать Дейнеку Маяковским в живописи.

«Не вопрос», — ответил фашист 2. Авиационные картины Дейнеки разнятся по настроению – от изобразительности (Бомбовоз, 1932, Гидропланы, 1934) до героической патетики (Парашютист над морем, 1934, Краснокрылый гигант, 1938). А кроме того, ОСТовцы всё больше замыкались на производственной тематике. Но самое главное, что в рамках проекта вышли в свет три отдельных исчерпывающих исследования по графике (том 1), живописи (том 2) и монументальным работам (том 3) художника.

Это особенно ощущается, например, в «Портрете художника К. А. В картине «Парашютист над морем» (1934) не сразу различаешь, где небо, вода и суша фигура парашютиста показана в неожиданном ракурсе — вниз головой все это создает ощущение полета, бескрайнего неба. Увлеченный авиацией не меньше чем спортом, Дейнека создал посвященный ей цикл картин, в которых душа человеческая парит над бездной. Бескомпромиссное отвержение новаторства – ее главная черта» 10.

С 1923 года помимо учебы Дейнека начал сотрудничать с журналом «Безбожник у станка» чуть позже — с изданиями «У станка», «Прожектор», «Даешь», «Красная нива», «Смена». Многие из этих задач ОСТ очень весомо и сильно решил за время своего короткого существования – именно отсюда среди других работ вышла первая подлинно монументальная, несущая в себе обобщенный и глубоко действенный образ советская историко-революционная картина – «Оборона Петрограда» Дейнеки (1927). Попы и знахари, обличаемые кистью Дейнеки (Сам батюшка пожаловал, Святые прозорливцы, Чудодейница, 1925) пришлись в этом журнале ко двору. Дейнеку пленил залитый солнцем Севастополь с его «презагорелыми, с фиолетовым отливом» мальчишками, отдыхающими, строгими набережными и конечно морем. Однако работа художника в Безбожнике и других журналах отнюдь не ограничивалась сатирой.

Александр Дейнека: 
самые популярные 
картины (топ 12)

Александр Дейнека: самые популярные картины (топ 12)

Причем свойственная прежнему Дейнеке живописная экспрессия в «Обороне Севастополя» была подменена экспрессией жестов и поз. Я очень мало писал станковых картин – в год две картины. Художники нового общества стали совмещать новейшие европейские течения (в частности, экспрессионизм) с советской тематикой, а главным героем их картин стала советская художественная молодежь. Предки его, по всей вероятности, происходили из среды малороссийских крестьян. Когда в 1931 году "Октябрь" принимает его рисунки на выставку с большим количеством оговорок, художник покидает общество и переходит в РАПХ ("Российская ассоциация пролетарских художников").

Такая популярность привела к часто встречающейся фальсификации работ художника. Поначалу художник тяготел почти к монохромности и в целом к темному, мрачному колориту. Как говорил автор, «искусство выше правдоподобия жизни, оно должно быть самой жизнью». Если они представляют лирическую линию в творчестве Дейнеки, то общественно-политическую, а также художественно-публицистическую сторону его искусства не менее сильно представляют картина «Безработные в Берлине» (1933) и обостренно-драматические, дышащие гневом рисунки к книге «Огонь» А. Барбюса (1934). Его перепады из одного состояния в другое преподносятся как закономерная эволюция.

Александр Дейнека 
– картины с названиями 
и описанием по алфавиту

Александр Дейнека – картины с названиями и описанием по алфавиту

Встречи эти окажут на художника огромное воздействие. Участник «Объединения трёх» (1924, с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым), член художественных объединений ОСТ (1925-1927, один из учредителей), «Октябрь» (1928-1930), Российской ассоциации пролетарских художников (1931-1932). ВХУТЕМАС в начале 1920-х годов — отдельная история.

Огромное значение в этом случае имеет провенанс (история бытования) и если вещь не экспонировалась, не публиковалась в серьезных изданиях, т. е. 1941 год» (1941) стало почти символом тревоги за столицу и вместе с тем обобщенным образом неприступной Москвы военных лет. Нередко при всей незрелости формальных исканий (ведь в 1924 году Дейнеке было двадцать пять, Пименову и Гончарову – двадцать один год от роду) эта тогдашняя художественная молодежь ставила себе весьма серьезные и важные задачи.

В 1924 году художник съездил в Донбасс. Самый интересный из них— «Скука» (1935), портрет госпожи Снайдер. Первая выставка ОСТа сразу же принесла художнику большую популярность.

Краткая информация 
о художнике и его 
картинах

Краткая информация о художнике и его картинах

«Окраина Москвы» (1941) передает пустоту и тревогу. Он родился в Курске, в семье железнодорожного рабочего. Творческий облик Дейнеки ярко и отчетливо проявился на первой же крупной выставке в 1924 (Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства), в которой он участвовал в составе «Группы трех» (совместно с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым). Глубоким страданием проникнуто другое произведение— «Сгоревшая деревня» (1942). Ноябрь 1941 года» (1941)— первая в этом ряду.

В 1921 году, получив первоначальное образование в Курском первом высшем начальном училище и в Харьковском художественном училище (1916 – 1917), Дейнека был принят во Вхутемас, где чрезвычайно разнообразные процессы обучения зависели от самых разных творческих воззрений преподавателей. Результатом поездки стало создание картин «В штреке» и «Перед спуском в шахту», в которых предпринята попытка сформулировать «типовой» облик современного пролетария. Журнальной графикой художник активно занимался до начала 1930-х. Но и в пейзажах Дейнека остается мастером необычайной живописной экспрессии и динамики.

  • Дейнека, Александр Александрович
  • Александр Александрович Дейнека
  • Дейнека Александр Александрович
  • Дейнека Александр АлександровичКартины и биография
  • Дейнека Александр Александрович (1899-1969)
  • 10 неизвестных: мозаики Александра Дейнеки на "Маяковской"
  • АЛЕКСАНДР ДЕЙНЕКА: ХУДОЖНИК ВО ВРЕМЕНИ
  • Дейнека Александр Александрович (602 работ)
  • Дейнека Александр – художник монументального стиля

Научные и исторические статьи, атеистическая публицистика сочетались с безжалостной сатирой: памфлетами на библейские темы, антирелигиозными частушками и, конечно, рисунками и карикатурами. носивший название "Безбожник у станка" (т. к.

Проходит изящный Петя Вильямс с молодым белобрысым Сергеем Образцовым. Уже первое произведение Дейнеки «Окраина Москвы. Представленная на выставке к 10-летию Октября картина «Текстильщицы» решена в светлой, почти белой гамме с оттенками красных охр на лицах и руках девушек.

  • АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ ДЕЙНЕКА
  • Русский художник Дейнека Александр Александрович
  • Биография Александра Дейнеки: детство и юность
  • Самый плодотворный период в творчестве Дейнеки

Но зритель чувствует всю трудность и серьезность положения не только благодаря введенному Дейнекой мотиву раненых, но еще в большей степени благодаря нарастающему мужественному ритму марша уходящих на фронт бойцов и выражению строгой сосредоточенности и подтянутости, которые видны в их лицах. Поодиночке, не зная еще друг друга, бредут будущие Кукрыниксы. Сходите в музеи, посмотрите альбомы, не ориентируйтесь на Интернет (некоторые, мягко говоря, сомнительные работы считаются там подлинными). Резкая и яркая, зорко наблюденная характеристика изображенных людей скупой отбор минимальных необходимых примет места и времени смелая, вольная, даже причудливо отстраненная композиция цвет, сдержанный и полностью отвечающий эмоциональному состоянию, – все это говорило о настоящей взволнованности и действенном гуманизме создателя этих картин, очень далеких от элементарной, чисто внешней «современности», какую часто только и хотели видеть в искусстве Дейнеки. Дейнека постепенно отходил от графической работы в журналах. Это был Микеланджело, барочное буйство человека и природы" Вернувшись, художник соединяет свои впечатления с воспоминаниями о прежнем довоенном городе и создаёт знаменитое героическое полотно "Оборона Севастополя" (1942), страшное и величественное.

И сразу же по возвращении на родину он пишет наполненную солнечным светом картину из жизни советских детей — «Будущие летчики» (1938, Государственная Третьяковская галерея). На родине Дейнеку потом долго ругали за этот эксперимент. Некоторые рисунки были созданы на основе ранее написанных картин (например, "Краснокрылый гигант", 1938). У финиша, 1927).

  • Военные и послевоенные годы Александра Дейнеки
  • Западноевропейская и антикварная живопись
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Лирика на полотнах этого периода
  • Годы Великой Отечественной войны

Уже только эта «мадонна двадцатого века» могла бы дать Дейнеке право на одно из первых мест в советском искусстве. Одновременно с фотографичными, жизненными и где-то игривыми полотнами ("На балконе", 1931) он пишет идейные и трагические картины ("Наёмник интервентов", 1931) и вместе с тем продолжает рисовать плакаты ("Построим мощный советский дирижабль Клим Ворошилов", "Дадим пролетарские кадры Урало-Кузбассу", 1931). Педагоги разглядели в мальчике талант и посоветовали ему ехать в Харьковское художественное училище, куда Дейнека успешно поступил в 1916 году в класс М. Р. Пестрикова. К тому времени у него уже имелся опыт иллюстрирования книг, например, романа А. Барбюса "В огне" в 1926 (впрочем, более известно повторное в 1934).

Герой Социалистического Труда (1969). По воспоминаниям Дейнеки, роль агитационного плаката, журнального рисунка сводилась в ОСТе на нет, в то время как сам художник чувствовал себя в ту пору больше графиком, нежели живописцем (писал всего несколько картин в год). Насмотревшись на модные «измы» во время столичных командировок, Дейнека принялся «насаждать на курских ухабах яркий кубизм». Одновременно с фотографичными, жизненными и где-то игривыми полотнами (На балконе, 1931) он пишет идейные и трагические картины (Наёмник интервентов, 1931) и вместе с тем продолжает рисовать плакаты (Построим мощный советский дирижабль Клим Ворошилов, Дадим пролетарские кадры Урало-Кузбассу, 1931)., Китай на пути освобождения от империализма, Механизируем Донбасс. Одним из них стал Александр Дейнека. Рыбачки» (1956), «Москва военная», «В Севастополе» (1959), а также мозаики для фойе актового зала МГУ имени М. В. Ломоносова (1956), мозаику для фойе Дворца съездов в Московском Кремле (1961).

  1. Направление, стиль и тематика произведений
  2. Бесплатно получать новые статьи на свою почту
  3. Невероятной красоты натюрморты от румынской художницы (Анка Булгару)

В конце 1940-х— 1950-е Дейнеку начали все больше критиковать за «формализм» и «схематизм». Началом этой многочисленной серии можно считать монументальное панно Гражданская авиация (1932). Они организованно занимаются спортом и привержены культу здоровья, чтобы рождать бодрых и жизнерадостных строителей социализма. Специфика работы в периодических изданиях (поточность, ограниченность по времени, невысокое качество печати) заставляли приспосабливаться, работать быстро, упрощать рисунок и вкладывать максимум смысла в форму и композицию.

Дейнека, Александр 
Александрович

Как выразился тогда некий остроумец, к руководству искусством пришли серые молодые люди в черных костюмах. Тем не менее, Италия и Советский Союз вовсю сотрудничали. Он что-то все-таки жалеет, к какой-то стороне изображаемого относится снисходительно» 9. Как вам наверняка стало понятно из биографии художника Дейнека Александра Александровича. Некоторые из них особенно выделяются своей смелой новизной и поэтической прелестью.

Дейнека был расстроен, ведь на новые краски придется снова копить целый месяц. Одна из лучших картин Дейнеки получит то же название, что и известное стихотворение Маяковского – "Левый марш" (1941). Для ранних работ Дейнеки характерны аскетизм колорита, повышенная роль силуэта и контура, монтажность композиции («На стройке новых цехов», 1926, ГТГ «Текстильщицы», 1927, ГРМ) в картине «Оборона Петрограда» (1928, Центральный музей Вооружённых Сил РФ, Москва) с её обострённым ритмом, героической монументализацией образов заметно влияние Ф. Ходлера.

Сегодня мы предлагаем 10 мозаик мастера, которые можно увидеть в подземке. Написанные в 1925 году, они тогда же экспонировались на первой выставке ОСТа. Особое впечатление на художника произвела Сикстинская капелла: рассматривая роспись Микеланджело, художник убедился, что «темперамент заключается не в размашистом мазке, а в более глубоких проявлениях». В 1924 году Дейнека принял активное участие в создании Общества художников-станковистов.

Байдуков "Через полюс в Америку", 1938, И. Мазурука "Наша авиация", 1940). Благодаря этому, хоть и косвенно, его знают даже люди, далекие от живописи.

роман «Мастер и Маргарита» Булгакова). Она – первая в целом ряду отличных работ того же, 1932 года и ближайших последующих лет. В первый год войны в центре внимания Дейнеки находится прифронтовая жизнь Москвы. Но враг не пройдет.

Дейнека вспоминал, что подготовительный эскиз был утвержден загодя, а за большое полотно он все никак не мог взяться. 2009–2011». За ней последовали другие работы: В обеденный перерыв в Донбассе (1935), Никитка—первый русский летун (1940), Будущие летчики (1937).

Но и в этом сказывался талант Дейнеки, способность найти для искомой задачи нужное решение. В творчестве Дейнеки в полной мере воплотились идеи и художественные принципы мастеров ОСТа (общества станковистов) – "техницистов", вдохновленных новой жизнью, прежде всего ее индустриальными и спортивными аспектами и стилистически тяготеющих к немецкому экспрессионизму. Набережная Сены, Париж. В них заметны черты надуманности или рассудочной нарочитости.

Строг и суров ритм картины. В 1942 году совместно с художником Г. Г. Нисским совершил поездку на фронт под город Юхнов. К юбилейным выставкам Александр Дейнека создал два знаковых произведения — картины «Текстильщицы» и «Оборона Петрограда».

Весной 1924 года в Москве открылась вошедшая в историю мировой культуры «Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства». Так же «монтажно» в строго отведенном месте подвешен мяч. путь зигзагообразный, путь колебаний. Можно даже образно назвать Дейнеку Маяковским в живописи.

Мозаики Дейнеки украшают станции московского метро «Маяковская» (1938) и «Новокузнецкая» (1943).

В нескольких листах начала 1930-х годов под общим названием «Кросс» в бегущих крепких голубоглазых блондинах определенно просматривается увлечение арийской эпикой. Дейнека преподавал в Москве во ВХУТЕИНе (1928—1930), в Московском полиграфическом институте (1930—1934), в МГАХИ имени В. И. Сурикова (1934—1946, 1957—1963), в Московском институте прикладного и декоративного искусства (1945—1953, до 1948 директор), в МАРХИ (1953—1957). После Февральской революции занятия в училище прекратились.

Это были панно и росписи для фабрики-кухни в Филях (1932), эскизы панно для клуба Наркомзема, увы, так и не реализованные (1933). Важную роль в творчестве Дейнеки играет и другая командировка – заграничная. В картине практически нет никаких примет быта. Первоначальное образование получил в Харьковском художественном училище (1915-1917). Равно как и карикатуры на тех, кто считался классовым врагом победившего пролетариата: на кулаков интервентов, нэпманов, мещан и манерных дам, сожалеющих о дореволюционных временах ("Тоска по изящной жизни", 1927).

Наробраз Курска привлек художника к агитационной работе, поручил иллюстрировать стихи Маяковского плакатами по типу «Окон РОСТа». Размещенные в куполах мозаики рассказывали об одном дне из жизни Страны Советов: «. Картина «Первая пятилетка» (группа идущих рабочих, со строгими, серьезными, напряженными лицами, а за ними вверху, на фоне неба, греческая статуя Ники Самофракийской – гордое олицетворение победы) еще раз доказала одно из важнейших свойств Дейнеки: умение создать живые человеческие образы, полные психологической сложности и обостренной выразительности. В это время он создал напряженные и драматичные произведения.

Также в этот период он иллюстрирует басни Крылова ("Кот и повар", "Крестьянин и смерть", 1922).

Ведущий представитель идеологии казенной Ассоциации художников революции искусствовед Фрида Рогинская выступила на страницах журнала «Искусство в массы» со статьей, очень характерной для полемических выпадов конца 1920-х – начала 1930-х. Дейнека с детства был увлечен спортом, закалял свое тело и дух. Это многокрасочные, пронизанные светлым оптимизмом и радостью бытия картины «У моря» и «В Донбассе» (обе 1956 г. ).

Это «Спящий мальчик с васильками», «Полдень» (обе – 1932), «Ночной пейзаж с лошадьми и сухими травами», «Купающиеся девушки» (обе – 1933). При всей правдоподобности, смешного в них было меньше, чем у тех же Кукрыниксов. Одним из первых шагов становится работа над книгой Про лошадей для самых маленьких.

Типичными живописными произведениями «остовского» периода стали полотна Перед спуском в шахту (1925), На стройке новых цехов (1926), Текстильщицы (1927). Такие картины, как «Донбасс» (1947), «На просторах подмосковных строек» (1949), «Тракторист», «В Севастополе», «У моря. Потребность продолжать обучение чувствовалась и в 1921 году Дейнеку направили повышать квалификацию во ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские). В 1939–1940 годах Дейнека расписал плафон в Центральном театре Красной Армии в Москве и получил заказ на эскизы 14 мозаик для нынешней станции «Павелецкая».

Но если судить в целом, общее настроение работ художника в 1930-х очевидно изменилось. Усвоенные теории стали для Дейнеки руководством в творческих поисках. Он вспоминал, что как-то раз на кровно скопленные деньги купил дорогой набор красок и так берег и жалел его, что старался наносить краску тонким слоем. В передаче и глубоко трагического («Наемник интервентов») и светлого, радостного, личного («На балконе», «Девочка у окна. Пафос советской действительности, революционная романтика созидания социалистического общества сразу же завладели Дейнекой, когда он после окончания московского Вхутемаса (Всесоюзных художественно-технических мастерских) в 1924 г. выехал в творческую командировку в шахтерский Донбасс. Работа была выполнена по заказу РВС СССР и, что интересно, всего за одну неделю.

Но удивительнее всего не это (по первой профессии Дейнека железнодорожник), а то, что такие паровозы сохранились в виде памятников по сейдень. Творческая направленность «Объединения трех» во многом послужила созданию Общества станковистов. С переломом к победе изменились и образы все еще обостренно-напряженных произведений художника: «Сбитый ас» (1943), с его безжалостно-суровой и в то же время великодушно-человечной правдой художественного образа и акварель «Берлин.

Предприятие существует и сегодня. Динамичный ритм, подчеркнутая предметность и любовь к резким ракурсам становятся своего рода визитной карточкой художника – по этим признакам безошибочно узнается не только его книжная графика (Кутерьма Н. Асеева, 1930), плакаты разных лет, монументальные работы (мозаики московских станций метро Маяковская, 1939, Новокузнецкая, 1943), но и более поздняя живопись (Окраина Москвы, 1941 Оборона Севастополя, 1942 У моря, 1956-57), казалось бы уже далекая от законов остовской эстетики. Один из авторитетнейших критиков 1920-х годов Абрам Эфрос отмечал, что ОСТ является единственной группировкой, которая сумела переработать и ввести в дальнейший обиход все то, что было значимого в самых разных «измах». После нескольких работ с мучительно тревожными образами гибели и страдания (например, «Сгоревшая деревня», 1942) Дейнека создал «Оборону Севастополя» (1942) – одну из самых сильных своих картин и одну из самых драматических работ всего советского искусства того времени – скорбную и величественную героическую эпопею о подвиге защитников Севастополя. Тогда же, в начале 1930-х, страна, воодушевленная призывом «отца всех народов» «летать выше всех, дальше всех, быстрее всех» переживала авиационный восторг. На Первой дискуссионной выставке (1924), предшествовавшей образованию ОСТа, Дейнека в компании с Юрием Пименовым и Андреем Гончаровым выставил свою картину «Футбол».

Ещё один принципиально новый вид работы для Дейнеки – настенная роспись. К числу значительных работ послевоенного времени можно отнести полотна «Эстафета по кольцу Б» (1947), «У моря. На следующей выставке ОСТа, в 1926 году Дейнека поразил всех картиной «На стройке новых цехов». Даже в тяжёлое военное время Дейнеке удаётся написать несколько картин (часть из которых была начата ещё до июня 1941) на мирные темы (Раздолье, Портрет Мирель Шагинян, 1944).

Это самый полный на сегодняшний день живописный каталог Дейнеки. Именно в журналах во многом сформировался уникальный дейнековский стиль. В целом в его искусстве прошлое переплетается с будущим. Таков прелестный рисунок «Теннис» (1926) – четыре легкие изящные фигурки девушек-спортсменок. «Истинным спартанцем» называли современники и самого художника.

Первой значительной работой становится Окраина Москвы. Рыбачки» (все 1956), такие мозаики, как «Парашютист» (1957), «Красногвардеец», «Доярка» (обе 1962), такие рисунки, как «Обнаженная девушка» (1951), являются созданиями большого художника, влюбленного в жизнь, преклоняющегося перед нравственной и физической красотой и достоинством человека. Его книга «Проблема формы в изобразительном искусстве» была издана в России в 1914 году в переводе Владимира Фаворского и Николая Розенфельда.

Конечно, картина далеко вышла за рамки простой иллюстрации. Увидев на фотографии в немецкой прессе милый сердцу город в руинах, представив, как отчаянно защищали Севастополь его «будущие летчики», Дейнека решил написать картину именно об этом эпизоде войны, хотя и не видел его своими глазами. На следующий год участники этой выставки вместе с другими выпускниками ВХУТЕМАСа основывают Общество станковистов (ОСТ), Дейнека – один из членов-учредителей. Учился в Харьковском художественном училище.

Послушайте знающих людей, особенно тех, кто сомневается. Одной из лучших работ военного периода Дейнеки стала «Окраина Москвы.

На переднем плане сбитая и крепкая женщина в темном платье с легкостью толкает вагонетку с углем левее и выше— более юная и легкая, но такая же крепкая девушка в небесно-голубом платье. Фигура футболиста написана неанатомично просто, на грани фигуративности. Поездка в Севастополь в 1934 году даёт художнику почву для написания ряда новых пейзажей. В этих работах со все большей силой стала проявляться тяга художника к монументальности. Они создают компиляции из элементов разных работ художника (вот таким образом даже «насмотренному» зрителю подделка кажется уже виденной), в иных случаях они пишут нечто совсем новое, но пытаются подражать стилистике автора.

Между тем, став членом ОСТа (1925) именуемого самой левой среди правых группировок, Дейнека оказался в ряду защитников станковой картины и, следовательно, противником авангардистской программы производственного искусства. В послевоенный период Дейнека сохраняет прежний уровень работоспособности и мастерства, однако возвращается к старым, проверенным жанрам (мирные трудовые будни, спорт, духовно и физически здоровая натура), практически перестаёт расширять границы своего творчества. Этого не допустят защитники столицы, которые здесь незримо присутствуют. Не забыта тема авиации, но теперь картины несут совсем другие настроения, чем в тридцатые (Сбитый ас, 1943, Парашютный десант на Днепре, 1944).

Биплан И-15 изображенный на этом панно, производился серийно с 1934 по 1939 год. В подаренном бабушкой тайком от родителей альбоме появились первые рисунки — солдаты, шарманщики, птицеловы, дамы, разные животные (рисунки, увы, не сохранились). Немногие картины, созданные до «Обороны Петрограда», можно расценивать только как эксперимент, но не как свершение («Перед спуском в шахту» 1925, «На стройке новых цехов» 1926) в них много по тем временам нового и дерзкого – в построении условного пространства, в столь же условном цвете, в нарочито резкой экспрессивности жестов и поз, – но в целом работы эти схематичны и «сочинение» полностью преобладает в них над реальным знанием и реальным чувством жизни. Картина Оборона Петрограда была первым живописным произведением художника. Настоящим ударом стал для Дейнеки прорыв немцами обороны Севастополя.

(Через год и ОСТ и РАПХ прекратят своё существование). Я знал Дейнеку много лет и очень близко. На юбилейной выставке к 10-летию РККА одним из центральных произведений стала дейнековская «Оборона Петрограда». Настоящим шедевром в этом ряду становятся Будущие лётчики (1937), одна из самых романтических картин Дейнеки, на которой изображены трое подростков, они сидят спиной к зрителю и мечтательно смотрят вслед улетающему самолёту. Отдушиной в этот период для Дейнеки стала скульптура (работал в дереве, майолике, бронзе, фарфоре, цементе) и камерная живопись— портреты близких, натюрморты, пейзажи. Итальянские зарисовки отличны от американских или французских. Согласно постановлению ЦК ВКП (б) 1932 года «О перестройке литературно-художественных организаций», художники с целью более эффективного ими управления были коллективизированы в едином хозяйстве под названием «Союз советских художников». И все же можно сказать, что «монументализм» искусства Дейнеки нигде не проявился в таком последовательном и чистом виде, как в станковой живописи и акварелях, – именно здесь большой стиль менее всего оказался предвзятой, заранее намеченной формой, а стал органически целостным и естественным выражением чувства реального времени в его наиболее прогрессивном и действенном осмыслении, стал верным эхом истинных и вечных человеческих ценностей.

Вот таким образом в ОСТе он стал одним из основных участников (до тех пор, пока не покинул объединение). Возможно, они до сих пор лежат под землей (во время бомбежек их прятали во временное хранилище, местонахождение которого не установлено). В 1944 году он создал наполненную оптимизмом картину «Раздолье».

Надо сказать, что интерес к искусству Германии не был случайным. На ключевой выставке «Художники РСФСР за пятнадцать лет» (1933) работы Дейнеки демонстрировались как наиболее близкие, задающие верное направление в сторону соцреализма, в противовес работам авангардистов. От города художник переходит к сельской местности, с глубоким страданием запечатлевает изуродованную землю родной страны (Сгоревшая деревня, 1942).

Такова замечательная акварель «Тюильри» (1935) с изображенной на ней скульптурой стремительно бегущей девушки и с неподвижно застывшей фигурой человека – бродяги или безработного – на садовой скамейке. Большевистские руководители Советской России рассматривали ее как наиболее «слабое звено» в системе мирового империализма, где посредством коминтерновской агентуры должна начаться следующая после «октябрьской» революция (планировавшаяся на 1925 год). Один из немногих— эскиз росписи плафона Челябинского театра оперы и балета— приемная комиссия признала «низкого качества» и даже призывала художника исправить росписи. Однако работа художника в "Безбожнике" и других журналах отнюдь не ограничивалась сатирой. Четкую грань между этими двумя творческими периодами провести сложно: спортсменов Дейнека писал и в 1920-х, а к темам Гражданской войны и техники (особенно авиации) художник обращался и в 1930-х.

Дейнека ездил по стране и постоянно рисовал он проникся культурой афроамериканцев: «Они поют такие грустные песни, в моленьях приходят в экстаз, по-особенному бешено и ритмично танцуют, а главное они— рабочие». Его давний (от Фаворского) интерес к философии и теории искусства, особенно к проблеме пространства, заставлял искать почти научный метод в построении картинной архитектоники. На второй выставке Общества станковистов в 1926 году наиболее сильное впечатление на зрителей произвела картина Дейнеки «На стройке новых цехов», не просто продолжавшая графическую манеру двух упомянутых композиций, но углубившая и поднявшая ее настолько, что можно было говорить о возникновении оригинального монументального стиля. Особое место занимает в искусстве Дейнеки спорт. С началом 1930-х годов тематика работ Дейнеки начала меняться.

Типичными живописными произведениями остовского периода стали полотна Перед спуском в шахту (1925 г. ), На стройке новых цехов (1926 г. ), Текстильщицы (1927 г. ). В начале 1930-х художник пережил еще одно графическое увлечение — плакатом: создал около 20 агитационных плакатов, многие из которых были очень популярны («Механизируем Донбасс», «Работать, строить и не ныть. », «Китай на пути освобождения от империализма» и др. ). Что писать— он понимал, а вот как— пока не очень. Был одним из лучших в боксерской секции ВХУТЕМАСа (говорят, даже дрался с чемпионом Градополовым, чей портрет впоследствии написал).

Дейнековскому образу матери с ребёнком на руках предстоит стать классическим. Он являлся членом президиума (с 1958 года), вице-президентом (1962—1966), академиком-секретарем (1966—1968) отделения декоративных искусств АХ СССР. Окончив ВХУТЕМАС, Дейнека вместе с другими выпускниками основывают Общество станковистов (ОСТ). Тем не менее, за последующие два десятка лет он создаёт ещё множество шедевров ("У моря.

Они занесены снегом. Если в «Обороне Петрограда» превалировала формально-художественная сторона, то теперь сугубо политическая концепция была выражена гипертрофированным языком батального жанра. Как верно сказал один из участников форума, «экспертиза экспертизой, но мозги нужно иметь свои», вот таким образом к работам Дейнеки, как, впрочем и любого другого «музейного» художника, нужно относиться с повышенным вниманием и бдительностью. Художественная «критика» зачастую носила характер политического доноса.

У его рисунков и картин появляется новая интересная особенность. У финиша", 1927). Недоработка была «исправлена» созданием в 1942-м своего рода живописно-идеологического шедевра «Оборона Севастополя», с содержанием весьма далеким от исторической правды. Вернувшись, художник соединяет свои впечатления с воспоминаниями о прежнем довоенном городе и создаёт знаменитое героическое полотно Оборона Севастополя (1942), страшное и величественное.

В 1942 Дейнека создал наполненное героическим пафосом полотно «Оборона Севастополя» (1942), которое явилось своего рода гимном мужеству защитников города. Кстати, металлические арки, которые поддерживают своды станции, были изготовлены на заводе Дирижаблестрой так как только там была освоена технология производства крупномерных металлических конструкций для дирижаблей.

Живописные работы Дейнеки 1920-х годов напоминали многократно увеличенные рисунки. И вместе с тем дается образ неприступной для врага столицы. Опыт «Обороны Петрограда» и лучших рисунков конца 1920-х годов дал свои плодотворные результаты очень скоро. Во второй половине 1930-х годов в искусство Дейнеки широко входят новые темы.

Эта, казалось бы, чисто техницистская идея соединяется в его работах с живым, волнующим восприятием природы как, например, в картинах «Дождь и самолеты над морем» (1932) или «Будущие летчики» (1938). Дейнека действительно был большим мастером. Это был не первый его полет (летал однажды в Курске), но на этот раз он сумел запомнить и после передать на холсте необъятность воздушной среды, перевернутый с ног на голову мир. Большую выставку его работ, устроенную в 1969 году, он увидеть уже не смог. Одним из последних был журнал «Даешь», где также трудились Родченко и Маяковский.

Предельная обобщенность образов превращает их в символы. Положительным следствием этого членства является то, что в 1929 году выходит в печать новый рабочий журнал "Даёшь", в котором Александр Александрович становится одним из основных художников и работает вместе со старыми знакомыми из "Безбожника". А в это «жизнерадостное» время ведущие советские авиаконструкторы во главе с Андреем Туполевым находились в Бутырской тюрьме.

Художник старался видеть пейзажи глазами не стороннего наблюдателя, но моряка или летчика. Жизнь СССР бьет полным пульсом круглые сутки». Многим картинам и правда, предшествовали журнальные иллюстрации.

По сути дела, по моей природе ОСТ мне не был родственным. Встречи эти окажут на художника огромное воздействие. Художники нового общества принимают решение совмещать новейшие европейские течения (в частности, экспрессионизм) с советской тематикой, провозглашают ориентацию на художественную молодежь. В журнале работает ряд блестящих фотографов и художник заимствует у них неожиданные угловые ракурсы, оригинальные точки зрения. Из армии был командирован учиться в Москву, во ВХУТЕМАС на полиграфическое отделение, где его педагогами были В. А. Фаворский и И. И. Нивинский (1920—1925).

успешно работал в журнальной графике (для журналов «У станка», «Прожектор» и др. ), книжной иллюстрации (к басням И. А. Крылова, 1922 кн. Журнал "Безбожник", в 1923-1932 гг. «Живописное полотно Футбол 1924 года, – пишет Татьяна Малова, – своеобразный манифест нового объединения» 3. Более остовскую вещь сложно себе представить, однако на четвертой выставке объединения в 1928 году «Текстильщицы» показаны не были. В конце тридцатых Дейнека иллюстрирует книги об авиации, написанные для детского чтения известными лётчиками (Г. Байдуков Через полюс в Америку, 1938, И. Мазурука Наша авиация, 1940).

Даже после распада объединения (в 1931 г. ) художник во многом остается верен его направленности. Однако у современного инвестора, который пожелает приобрести работы Дейнеки, есть некоторые преимущества.

Я думаю, что в период между 1935 и 1941 годами Дейнека не писал ничего более значительного и ответственного, чем «Первая пятилетка» и последовавший за нею «Левый марш». И все. Оставим в стороне мозаики для фойе актового зала МГУ (1956) и Дворца съездов Московского Кремля (1961), где проявился технический профессионализм мастера, заключенный в прокрустово ложе государственного заказа. В 1936 году им были выполнены два панно для Дома Красной Армии в Минске (уничтожены в годы войны). Тогда ее планировали назвать «Донбасской» и восьмигранные мозаики были объединены темой «Донбасс — всесоюзная кочегарка». Александр Дейнека, прекрасный русский художник, представал в совсем разном свете тем, кто знал его мало и тем, кто знал его близко.

За ней следует ряд других городских пейзажей военного времени (Площадь Свердлова в декабре 1941 года, Манеж, 1941). Насколько к концу войны была глубока эта «разрядка» в настроении художника, наглядно говорит его большая картина «Раздолье» (1944) – радостная, полная жизнеутверждающей праздничной яркости, звучащая как песня благодаря ясному, прозрачному, легкому ритмическому и колористическому строю. А зимой 1938 года в стремительном темпе начинается работа над мозаичным циклом "Сутки советского неба" (на котором, по замыслу, должна быть запечатлена жизнь советского народа в течение одних суток) будущей станции московского метрополитена "Маяковская", всего за шесть месяцев до её открытия. На следующий год участники этой выставки вместе с другими выпускниками ВХУТЕМАСа основывают "Общество станковистов" (ОСТ), Дейнека – один из членов-учредителей. Одним из первых шагов становится работа над книгой "Про лошадей" для самых маленьких.

Зимой 1942 года Дейнека был командирован на фронт под Юхнов. В работах, показанных на первой выставке ОСТа, Дейнека находил свой стиль. И это издание (пользовавшееся покровительством Бухарина) и сам художник все чаще подвергались критике в печати.

«Она поражала многих зрителей своей жизненностью, большой образной собирательностью, пластической силой и конкретностью в изображении нового человека», – вспоминал Костин. Когда в 1931 году Октябрь принимает его рисунки на выставку с большим количеством оговорок, художник покидает общество и переходит в РАПХ (Российская ассоциация пролетарских художников). В послевоенный период Дейнека сохраняет прежний уровень работоспособности и мастерства, однако возвращается к старым, проверенным жанрам (мирные трудовые будни, спорт, духовно и физически здоровая натура), практически перестаёт расширять границы своего творчества. Художник умел молниеносно схватывать силуэты спортсменов, ловить их характерные движения его постоянно видели на стадионах за такими «снайперскими» зарисовками. Это было самое прогрессивное художественное объединение 1920-х годов, состоявшее из молодых художников, вчерашних студентов, что сказалось на содержании устава – «Платформы» ОСТа. Командиром трансатлантичесего перелёта 1933 года был Итало Бальбо, министр авиации Италии и второй после дуче фашист страны (ему даже дали прозвище «наследник Муссолини»).

Попы и знахари, обличаемые кистью Дейнеки ("Сам батюшка пожаловал", "Святые прозорливцы", "Чудодейница", 1925) пришлись в этом журнале ко двору. Фон дан скупой линией отдаленного города. А летающие лодки фирмы SIAI (известные под брендом «Savoia-Marchetti» и активно закупавшиеся СССР в 20-е и 30-е гг. ) оставили яркий след в истории авиации: итальянцы осуществили два массовых трансатлантических перелёта на двухфюзеляжных S. 55.

Вы как бы только что поутру вышли из холодной реки. В 1946 году по зарисовкам Дейнека создал серию акварелей «Москва военная», где зорко увидена и достоверно передана жизнь столицы в годы войны, но передана она уже с эпическим спокойствием, без напряжения и тревоги. 1945), на изображение освобождённых просторов родной земли (Под Курском. Таким видит город Дейнека Александр. Александр Дейнека (по другой версии, Дейнеко) родился 8 (20) мая 1899 года в семье железнодорожного слесаря в уездном Курске. Как уже было сказано, в рисунках Дейнеки вырабатывался его «большой стиль».

Александр Александрович родился 20 мая 1899 года в Курске, в семье железнодорожника. Даже в работах 1940 – 1950-х годов, отшлифовав «стиль соцреализма» до полного соответствия критериям «партийности и народности», художник довел его почти до соответствующего «идеала» и тем самым до состояния абсурда в силу исчерпывающе обозначенных имманентных соцреализму качеств. Они захватили воображение художника в связи с работой над иллюстрациями к детским книгам «Через полюс в Америку» Г. Байдукова и «Наша авиация» И. Мазурука (вышли в свет в 1938 и 1940 годах). Успех картины был такой, что в том же 1928 году ее послали на Венецианскую биеннале, а впоследствии «Оборона Петрограда» была выкуплена государством (сейчас входит в собрание ГТГ).

Его персонажи — рослые юноши и девушки, пышущие здоровьем, атлетически сложенные. Дома тревожно притихли. Художники нового общества принимают решение совмещать новейшие европейские течения (в частности, экспрессионизм) с советской тематикой, провозглашают "ориентацию на художественную молодежь". На форуме AI время от времени разворачиваются бурные обсуждения работ Дейнеки из тех, что появляются на аукционах (подробнее — здесь и не поленитесь дочитать до конца). Уже на Первой дискуссионной выставке 1924 года, где Дейнека, студент Вхутемаса, фигурировал в составе особой «группы трех» (вместе с Г. Пименовым и А. Гончаровым), он имел ясно выраженный творческий облик и очень отчетливо проступающие склонности и стремления. И художник вновь справляется с вызовом.

Его сдержанность в известной степени определяет суровую героическую патетику творения Дейнеки. Журнал "Безбожник", в 1923-1932 гг. В 1935 году художник посещает США, Францию и Италию.

На смену ей и ее носителям пришла «советская культура» и «великий советский народ». Набережная Сены", "Париж. Капитолий", "Танцоры в Гарлеме", "Нью-Йорк", "Париж. Тогда же происходят события, которые сам художник считал основополагающими в своей карьере – начинается период его сотрудничества с рядом журналов: "Безбожник у станка", "У станка", "Прожектор", "Красная Нива". Вместе с тем он не прекращает писать в хорошо знакомых стилях на привычные темы исторические и спортивные (Коммунисты на допросе (в штабе белых), Безработные в Берлине, 1933, Крестьянское восстание, Бегуны, Вратарь, 1934). То же самое можно сказать и о картине «Левый марш», написанной на тему известного стихотворения В. Маяковского.

Дейнека родился в Курске в семье рабочего. Художественный образ предельно величав и обобщен. К этому времени было окончательно покончено с остатками гуманистической русской культуры.

Таков трогательный и нежный «Негритянский концерт» (1935), где словно схвачен самый звук музыки и пения, самый образ и стиль американской музыки середины XX века. Попы и знахари, обличаемые кистью Дейнеки ("Сам батюшка пожаловал", "Святые прозорливцы", "Чудодейница", 1925) пришлись в этом журнале ко двору. Искусствовед Владимир Костин вспоминал: «Дейнека полностью игнорировал прочно сложившееся у многих из нас, в то время начинающих художников и искусствоведов, представление о живописи как об искусстве верных и тонких цветовых гармоний, передающих красочное богатство натуры. За комплекс мозаичных работ «Красногвардеец», «Доярка», «Хорошее утро», «Хоккеисты» Дейнека в 1964 г. был удостоен Ленинской премии. В послевоенный период искусство Дейнеки было очень неровным.

Дейнека много и плодотворно работал над темой о спорте. Дейнека перешел в созданное в том же году объединение «Октябрь». Студент Дейнека зимой жил при пяти градусах тепла, работал по ночам, но задора не терял. Важную роль в творчестве Дейнеки играет и другая командировка – заграничная. При небольшом размере они отличаются монументальной широтой.

Живописный стиль Дейнеки к тому времени уже вполне сформировался. Все эти работы – от картины «Мать» до произведений, выполненных в Америке, – отличаются особенным живописным богатством, необычайно изысканной колористической гармонией, неисчерпаемой изобретательностью композиционного построения, неизменно оставаясь проникнутыми жизненной правдой, обостренной психологической выразительностью. (Через год и ОСТ и РАПХ прекратят своё существование). Между тем во ВХУТЕМАСе к середине 1920-х годов образовалась художественная группа ОСТ — «Общество станковистов». Созданные Дейнекой мифические города, полные «света и воздуха» (любимая формула конструктивистов), населены выстроенными в колонны и дружно марширующими народными массами.

Как заметил современный исследователь творчества художника Андрей Ковалёв, талант Дейнеки вполне мог бы развиться в лоне американских социальных реалистов, мексиканских муралистов или даже итало-немецких фашистов. В 1937 Дейнека создал панно «Знатные люди Страны Советов» для советского павильона на Всемирной выставке в Париже. Как и у других членов ОСТ, множество картин раннего периода творчества Дейнеки посвящены изображению "примет XX столетия", воспеванию мирной советской действительности: промышленного производства индустриализации, жизни современного города и горожан, физической культуры и массового спорта ("В Донбассе", 1925, "Перед спуском в шахту", "На стройке новых цехов", "Лыжники", 1926, "Текстильщицы", 1927). «В огне» А. Барбюса, 1927 и 1935), плакате, станковой графике (серия «Севастополь», акварель, гуашь, 1932-1934, ГТГ и ГРМ).

Пустынная «Площадь Квиринала» или причудливая «Испанская лестница» передают неповторимый «дух местности», атмосферу улочек Рима. В кафе, Париж. И так же подлинно звучат «Набережная Сены» или «Дорога в Маунт-Вернон» в парижских и американских акварелях и этюдах маслом.

Река Тускорь, 1945). Художник хотел быть оракулом, предсказав своим творчеством счастливое будущее, однако оказался лишь романтическим мечтателем. Кстати, этому самолёту своим рождением обязан Комсомольск-на-Амуре.

Мазки, лепящие объем перемежаются с совершенно плоскими участками одежды и местами, где просвечивается подмалевок – «небо». Большое влияние на Дейнеку оказали немецкие экспрессионисты (Отто Дикс, Эмиль Нольде, Оскар Кокошка, Георг Гросс), работы которых привезли на выставку в Москву осенью 1924 года. Занятость мастера трудоемкими монументальными работами привела во второй половине 1930-х годов к резкому снижению числа новых станковых картин и акварелей. За довольно долгую жизнь Александр Александрович попробовал себя в живописи, графике (в том числе журнальной, книжной, плакатной и театральной), монументальном искусстве (панно, фрески, мозаики), скульптуре. Художник академической выучки, М. Р. Пестриков муштровал ученика в классическом рисунке. «Весь путь ОСТ –.

Московский метрополитен – тоже своего рода музей и архитектурный памятник, недаром он считается одним из самых красивых в мире. Фигуры, при всей своей уплощенности и некоторой графичности, тем не менее обладают «чисто живописной весомостью в духе Микеланджело», как выразилась ведущая западная исследовательница творчества Дейнеки Кристина Кьер. Через несколько лет крымские впечатления выльются в одну из самых романтичных работ Дейнеки— «Будущие летчики» (1938). Последние два года жизни из-за тяжелой болезни Дейнека был не в состоянии работать. Дейнека идеализировал советский мир еще тогда, когда понятие соцреализм не изобрели.

Поездка в Севастополь в 1934 году даёт художнику почву для написания ряда новых пейзажей. Художник много работает в области монументально-декоративного искусства. Любая работа Дейнеки на торгах— событие, будь то картина, рисунок или карандашный набросок.

Также в этот период он иллюстрирует басни Крылова (Кот и повар, Крестьянин и смерть, 1922). За это время им были созданы сотни рисунков, многие из которых послужили основой для будущих картин. Прежде всего, Дейнека не был скован живописной традицией, как таковой. Этим годом датируется Мать – одна из самых значительных его картин.

А Фаворский, правда, учил его классической гравюре — полезно, но не так актуально. С задачей он, впрочем, все равно справился. Как позже писал Дейнека о «Текстильщицах», он «обрабатывал поверхность, делая ее гладкой, лакированной, смутно желая найти единство поверхности с фактурой полированных, светлых, еще не существующих стен, для которых он мечтал писать картины». Эту работу (и некоторые последующие) нельзя полностью охарактеризовать как произведение живописи. Тема спорта как культа сильного и здорового тела никогда не оставляла Дейнеку, художник постоянно обращался к ней в рисунках («У финиша», 1926 «Лыжники», 1927 «Хоккей», «Футбол», оба – 1928, «Рабочая окраина», 1929). Творцами таких «текстов», оседлавших полуофициальные, выражавшие казенную точку зрения журналы «Искусство в массы» и «Пролетарское искусство», были забытые впоследствии «деятели искусства» Борзятов, Вязьменская, Цирельсон, Четыркин (см.

Эпическая монументальность образов не отменяет того, что у каждого человека имеется свой, личный характер. Художники нового общества принимают решение совмещать новейшие европейские течения (в частности, экспрессионизм) с советской тематикой, провозглашают "ориентацию на художественную молодежь". Раньше всего, в 1930 году, он с большим блеском сказался в плакатах Дейнеки («Механизируем Донбасс», «Физкультурница»), где очень счастливо использованы приемы строго продуманной и построенной композиции, полной стремительной динамики, с чеканно четким силуэтом и условным, распластанным пространством, а главное – с живыми, хотя и обобщенно типизированными человеческими образами. Учился в Харьковском художественном училище (1915-1917), во Вхутемасе в Москве (1920-1925) у В. А. Фаворского. В начале 1950-х гг. В кафе", "Париж.

Но была и противная сторона. Для создания этой композиционной мозаики автор использовал монтажное построение. С другой стороны, опыт работы над этими иллюстрациями позволит позднее создать такое монументальное произведение как Никитка – первый русский летун (1940), где Дейнека неожиданно решит вернуться к истокам и запечатлеть образ первого русского авиатора. В 1919-1920 гг. В эти годы у Дейнеки были удачи и в монументально-декоративном искусстве – в мозаиках для фойе актового зала Московского университета (1956), для Дворца съездов в Московском Кремле.

Графическое искусство он находил самым полезным для агитационных целей. В период Великой Отечественной войны Дейнека жил в Москве и выполнял политплакаты для мастерской военно-оборонного плаката «Окна ТАСС». Ее кульминацией можно считать один из лучших советских плакатов «Физкультурница» (1933). Самым сильным и самым совершенным воплощением этого перелома (или, по существу, полной художественной зрелости мастера) стала картина «Мать» (1932), бесспорно принадлежащая к числу вершин советского искусства. Искусство должно быть выше правдоподобия жизни, оно должно быть самой жизнью.

С той поры Дейнека смело и весьма удачно экспериментировал с размещением своих героев на поверхности холста изображал их в неожиданных ракурсах, передавал динамику поз. Современность Дейнеки много раз была предметом рассуждений критиков, она была очевидна, даже, пожалуй, чересчур очевидна, заслоняя для многих возможность, а, скорее всего и надобность более пристального внимания к большому мастеру, к очень сложной сущности его искусства. Проработка лица соседствует с едва намеченной кистью руки. Мерно и стройно шагает отряд. Он учился на полиграфическом отделении Вхутемаса у В. А. Фаворского и И. И. Нивинского работал в плакатной и журнальной графике (в журналах Безбожник у станка, У станка, Прожектор) и в свою живопись привнес чисто графическое понимание формы. Его картины не красочны – динамическая выразительность композиций строится на точно выверенном линейном ритме, обретающем в лучших работах знаково-плакатную и одновременно монументальную лаконичность (На стройке новых цехов, 1926 Оборона Петрограда, 1928 Лыжники, Бег, обе 1934).

Как и у других членов ОСТ, множество картин раннего периода творчества Дейнеки посвящены изображению "примет XX столетия", воспеванию мирной советской действительности: промышленного производства индустриализации, жизни современного города и горожан, физической культуры и массового спорта ("В Донбассе", 1925, "Перед спуском в шахту", "На стройке новых цехов", "Лыжники", 1926, "Текстильщицы", 1927). Конечно, совершенно застраховаться нельзя (известно, что на фальшивом Дейнеке «прокалывались» даже опытные коллекционеры).

Их получилось около 300., Превратим Москву в образцовый социалистический город пролетарского государства, 1930). Где остальные мозаики — неизвестно. Чуть отставший раненый только подчеркивает драматизм и напряжение ситуации. Теперь старые места предстают в новом, драматичном и зловещем антураже. Радость от торжества индустриализации и прогресса техники, вера в здоровый дух в здоровом теле – это ощущение мира отразилось в его живописи и графике с совершенной полнотой и достоверностью. До того, как стать студентом Вхутемаса (1920-25), Дейнека учился в Харьковском художественном училище (1915-17), работал фотографом в угрозыске (1918), оформлял агитпоезда и делал плакаты для курских Окон РОСТА. Жизненный опыт и принадлежность к новому поколению, казалось бы, диктовали ему радикальную художественную позицию. В день подписания декларации» (1945), написанная Дейнекой с натуры и поднятая до символического обобщения, – это превосходные свидетельства всеобщности тех чувств, что владели всем советским народом на исходе войны. Итальянцы нам— Караваджо, а мы им— Дейнеку.

Увиденное отразилось в драматичных полотнах «Сгоревшая деревня», «Тревожные ночи» и др. Картина даже сближается со скульптурой, настолько мощно выписаны защитники города. Ноябрь 1941 года (1941). ", "Китай на пути освобождения от империализма", "Механизируем Донбасс.

В нем, правда, тоже пробыл недолго. Некоторые рисунки были созданы на основе ранее написанных картин (например, Краснокрылый гигант, 1938). Ещё один принципиально новый вид работы для Дейнеки – настенная роспись. В 30-е годы А. А. Дейнека снова сливает воедино две свои давние страсти – живопись и технику, пишет картины на тему авиации.

Заслуживают внимания всего лишь три картины этого периода: «Первая пятилетка» (1936), «Никитка – первый русский летун» (1940), «Левый марш» (1941). носивший название "Безбожник у станка" (т. к. Полетико.

Фигура получилась формально очень статичной, но с огромной скрытой смысловой динамикой. Однако карикатурами рисунки Дейнеки все-таки назвать сложно. С другой стороны, опыт работы над этими иллюстрациями позволит позднее создать такое монументальное произведение как "Никитка – первый русский летун" (1940), где Дейнека неожиданно решит вернуться к истокам и запечатлеть образ первого русского "авиатора". Бронзой и сталью отливает сдержанный колорит картины. Ноябрь 1941».

Дейнека Александр Александрович, российский художник, график, скульптор, народный художник СССР (1963), действительный член Академии художеств СССР (1947 вице-президент в 1962-1966). Но картина не была одинокой удачей. В том же 1937 году художник получил заказ на эскизы 35 мозаик для украшения строящейся станции метро «Маяковская». и сравнить их с картинами Дейнеки того же времени. С 1920-х гг. Так и статья Рогинской, хотя и в малой степени, не лишена этого оттенка. Но государственных заказов в этот период ему все равно почти не давали.

«Вход» в композицию происходит слева-направо вдоль правой руки футболиста. Но возникла проблема с проведением испытаний — для них не хватало лётчиков. История изображённой на «Будущих летчиках» «савойи» связана с министром самым непосредственным образом.

Меняются лица исчезают образованные люди, упрощается язык, уплощается мышление. Произведения Дейнеки становятся лиричнее, человечнее и в то же время смелее индивидуальнее (Полдень, 1932, Ночной пейзаж с лошадьми и сухими травами, Купающиеся девушки, 1933). Александр Александрович Дейнека (20. 05. 1899 – 1969) – выдающаяся личность. Он не показывает непосредственно боя с противником. Не знаю, хорошая эта картина или плохая, но кажется, что настоящая».

Он осознавал окружающий мир как совокупность множества элементов. В нем среди других значились следующие «линии» : революционная современность и ясность в выборе сюжета стремление к совершенному мастерству в области предметной станковой живописи, рисунка, скульптуры в процессе дальнейшего развития формальных достижений последних лет стремление к законченной картине ориентация на художественную молодежь. Одна из лучших картин Дейнеки получит то же название, что и известное стихотворение Маяковского – Левый марш (1941).

Яркие порывы, титанические размахи пролетариата хочется писать тысячью самоцветных каменьев, запечатлеть эту героическую борьбу пролетарских масс» Дейнека собирался писать, ни много, ни мало, «красоту заводов» и «работу коллективных созиданий» для «храмов современности». В творчестве Дейнека потом очень далеко ушел от сатиры. Но в целом «журнально-плакатная работа» (таким объединяющим термином художник обозначил свои графические труды) Дейнеку порядком утомила. Многие графические приемы перешли потом в живопись художника. Миром машин сын железнодорожника Дейнека был пленен, как мы помним, еще с детства.

Среди художников самых разных радикальных направлений выставлялось «Объединение трех», состоявшее из студентов полиграфического факультета Вхутемаса Андрея Гончарова, Александра Дейнеки и Юрия Пименова. Дейнека, абсолютно закономерно пришел к монументальной живописи, но результат остался в те годы далеким от совершенства. Его товарищ по ОСТу, один из самых блистательных живописцев ХХ века Александр Лабас писал о том времени, о «мелких и консервативных» людях, окружавших Дейнеку: «Незаметно Дейнека сам приобрел их черты Несколько месяцев назад в Facebook состоялась интересная дискуссия: пользователь Сергей Сигачёв опубликовал картину «Бегущие девушки» и остроумно доказал, что, во-первых, девушки на картине — не главное, а во-вторых, паровоз на заднем плане картины — не просто «я-художник-я-так-вижу» паровоз, а редкая модификация паровоза «ЭУ», у которой тендер для воды и угля был конструктивно интегрирован с самим локомотивом.

Вялова» (1923) Дейнеки с явным налетом посткубизма, чем-то напоминающем живопись Натана Альтмана. Тема спорта была одной из любимых у художника на протяжении всей жизни. Художник к тому же очень любил изображать море и небо. В своей поэтизации физического труда художник достиг невиданных ранее высот.

За посредственные мозаики «Хорошее утро» и «Хоккеисты» (обе 1959 – 1960) в 1964-м Дейнека удостаивается Ленинской премии.

«Сколько себя помню, я всегда рисовал», — вспоминал Дейнека. Его картины и панно отражают приметы современности и дух эпохи (коллективизация индустриализация, военная тематика, антирелигиозный пафос, новый быт) в стилистике, близкой конструктивизму и «новой вещественности». Впоследствии и Дейнеке досталось за «формалистские» эксперименты 1920-х годов с цветом, формой и композицией, но в первой половине 1930-х он пока был в фаворе.

Плафон тем не менее был выполнен в первоначальном варианте. Просто сейчас они все объединены одной идеей и ничему личному в данный момент нет места. Обращают на себя внимание его наиболее известные послевоенные картины: «Эстафета по кольцу Б» (1947), «На просторах подмосковных строек» (1949), «Открытие колхозной электростанции» (1954), в которых сложился удивительный симбиоз присущего Дейнеке монументализма с натуралистическо-иллюстративными тенденциями и фальшивым восторгом персонажей, полотно «Покорители космоса» (1961) с игрушечными ракетами. Он учится в Курском железнодорожном училище и одновременно ходит в небольшую студию.

В 1935 году художник посещает США, Францию и Италию. Начавшаяся война все изменила: мозаики «Павелецкой» стали не нужны из 14 мозаик, героически собранных в блокадном Ленинграде 70-летним мозаичистом Владимиром Фроловым (умер от голода в 1942 году, едва закончив и отправив по «дороге жизни» в Москву последний ящик с мозаиками), удалось сохранить только семь, установив их на соседней «Новокузнецкой». И художник вновь справляется с вызовом. Тем не менее, за последующие два десятка лет он создаёт ещё множество шедевров (У моря.

О «программных» произведениях 1920-х напоминают только их большие размеры. Полная трагизма, ярости, героики, «Оборона Севастополя» по праву считается одним из лучших произведений, посвященных Великой Отечественной войне. Эта замечательная картина, показанная в феврале 1928 года на выставке к десятилетию Красной Армии, – одно из сильнейших воплощений в искусстве образа Революции, могущее с полным правом и честью стоять в одном ряду с «Клятвой сибирских партизан» С. Герасимова и «Октябрем» А. Матвеева.