Картины Дейнека С Названиями

Но за свою творческую жизнь Дейнека создал немало и других замечательных и жизнеутверждающих картин, фото которых с названиями и описаниями мы и представляем далее.

Дейнека Александр Александрович

Огромное значение в этом случае имеет провенанс (история бытования) и если вещь не экспонировалась, не публиковалась в серьезных изданиях, т. е. Когда в 1931 году "Октябрь" принимает его рисунки на выставку с большим количеством оговорок, художник покидает общество и переходит в РАПХ ("Российская ассоциация пролетарских художников"). Он сам рассказал «о времени и о себе» в большой фундаментальной книге «Жизнь искусство, время» и других литературных произведениях. ВХУТЕМАС в начале 1920-х годов — отдельная история. Предельная обобщенность образов превращает их в символы. В 1935 году художник посещает США, Францию и Италию.

Бескомпромиссное отвержение новаторства – ее главная черта» 10. успешно работал в журнальной графике (для журналов «У станка», «Прожектор» и др. ), книжной иллюстрации (к басням И. А. Крылова, 1922 кн. Настоящим ударом стал для Дейнеки прорыв немцами обороны Севастополя. Он осознавал окружающий мир как совокупность множества элементов. Вместе с тем он не прекращает писать в хорошо знакомых стилях на привычные темы исторические и спортивные (Коммунисты на допросе (в штабе белых), Безработные в Берлине, 1933, Крестьянское восстание, Бегуны, Вратарь, 1934).

Равно как и карикатуры на тех, кто считался классовым врагом победившего пролетариата: на кулаков интервентов, нэпманов, мещан и манерных дам, сожалеющих о дореволюционных временах ("Тоска по изящной жизни", 1927). Недоработка была «исправлена» созданием в 1942-м своего рода живописно-идеологического шедевра «Оборона Севастополя», с содержанием весьма далеким от исторической правды. Строг и суров ритм картины. Как говорил автор, «искусство выше правдоподобия жизни, оно должно быть самой жизнью». Начавшаяся война все изменила: мозаики «Павелецкой» стали не нужны из 14 мозаик, героически собранных в блокадном Ленинграде 70-летним мозаичистом Владимиром Фроловым (умер от голода в 1942 году, едва закончив и отправив по «дороге жизни» в Москву последний ящик с мозаиками), удалось сохранить только семь, установив их на соседней «Новокузнецкой». Немногие картины, созданные до «Обороны Петрограда», можно расценивать только как эксперимент, но не как свершение («Перед спуском в шахту» 1925, «На стройке новых цехов» 1926) в них много по тем временам нового и дерзкого – в построении условного пространства, в столь же условном цвете, в нарочито резкой экспрессивности жестов и поз, – но в целом работы эти схематичны и «сочинение» полностью преобладает в них над реальным знанием и реальным чувством жизни.

Дейнека, Александр 
Александрович

Дейнека, Александр Александрович

В 1939–1940 годах Дейнека расписал плафон в Центральном театре Красной Армии в Москве и получил заказ на эскизы 14 мозаик для нынешней станции «Павелецкая». Снова, как и всегда, успех пришел к Дейнеке прежде всего потому, что он создал в этой картине полнокровные и живые человеческие образы. В начале 1930-х художник пережил еще одно графическое увлечение — плакатом: создал около 20 агитационных плакатов, многие из которых были очень популярны («Механизируем Донбасс», «Работать, строить и не ныть. », «Китай на пути освобождения от империализма» и др. ). Художники нового общества принимают решение совмещать новейшие европейские течения (в частности, экспрессионизм) с советской тематикой, провозглашают ориентацию на художественную молодежь.

Как позже писал Дейнека о «Текстильщицах», он «обрабатывал поверхность, делая ее гладкой, лакированной, смутно желая найти единство поверхности с фактурой полированных, светлых, еще не существующих стен, для которых он мечтал писать картины». В суровых, непреклонных лицах, в крепко сжатых кулаках, в тяжелой поступи людей выражена уверенность стойко и непоколебимо защищать достижения революции. Ведущий представитель идеологии казенной Ассоциации художников революции искусствовед Фрида Рогинская выступила на страницах журнала «Искусство в массы» со статьей, очень характерной для полемических выпадов конца 1920-х – начала 1930-х. Годы обучения в училища совпали с трагическими революционными событиями 1915-1917 годов. Большую выставку его работ, устроенную в 1969 году, он увидеть уже не смог. В 1936 году им были выполнены два панно для Дома Красной Армии в Минске (уничтожены в годы войны). Конечно, картина далеко вышла за рамки простой иллюстрации.

Между тем во ВХУТЕМАСе к середине 1920-х годов образовалась художественная группа ОСТ — «Общество станковистов». Сходите в музеи, посмотрите альбомы, не ориентируйтесь на Интернет (некоторые, мягко говоря, сомнительные работы считаются там подлинными).

В нем, правда, тоже пробыл недолго. Многие графические приемы перешли потом в живопись художника. В послевоенный период искусство Дейнеки было очень неровным. В 1942 Дейнека создал наполненное героическим пафосом полотно «Оборона Севастополя» (1942), которое явилось своего рода гимном мужеству защитников города.

Я очень мало писал станковых картин – в год две картины. Через год, Дейнека основывает Общество станковистов. Впоследствии ему ещё раз предложат поработать в оформлении метро, но планы будут прерваны войной и лишь в 1943 году откроется станция "Новокузнецкая" с расписанными Дейнекой плафонами наружного и подземного вестибюлей. Это были панно и росписи для фабрики-кухни в Филях (1932), эскизы панно для клуба Наркомзема, увы, так и не реализованные (1933).

Дейнека Александр Александрович, российский художник, график, скульптор, народный художник СССР (1963), действительный член Академии художеств СССР (1947 вице-президент в 1962-1966). Тема спорта была одной из любимых у художника на протяжении всей жизни.

Но удивительнее всего не это (по первой профессии Дейнека железнодорожник), а то, что такие паровозы сохранились в виде памятников по сейдень. Попы и знахари, обличаемые кистью Дейнеки ("Сам батюшка пожаловал", "Святые прозорливцы", "Чудодейница", 1925) пришлись в этом журнале ко двору. Тогда же, в начале 1930-х, страна, воодушевленная призывом «отца всех народов» «летать выше всех, дальше всех, быстрее всех» переживала авиационный восторг. Это качество особенно впечатляюще развернулось в севастопольских и заграничных работах Дейнеки. Уже первое произведение Дейнеки «Окраина Москвы.

Александр Александрович 
Дейнека

Александр Александрович Дейнека

По сути дела, по моей природе ОСТ мне не был родственным. Наробраз Курска привлек художника к агитационной работе, поручил иллюстрировать стихи Маяковского плакатами по типу «Окон РОСТа». Типичными живописными произведениями остовского периода стали полотна Перед спуском в шахту (1925 г. ), На стройке новых цехов (1926 г. ), Текстильщицы (1927 г. ). Дейнека вспоминает: "Сквозь вьюгу, снег, который сечёт лицо и рвёт с плеч плащ-палатки, мчался танк с людьми на нём, в масле, копоти, обледенелыми, с обожженными морозом лицами и заснеженными бровями и ресницами.

В 1928-29 гг. Его картины и панно отражают приметы современности и дух эпохи (коллективизация индустриализация, военная тематика, антирелигиозный пафос, новый быт) в стилистике, близкой конструктивизму и «новой вещественности». Прежде всего в сфере производства и закупок вооружений (причём даже во время гражданской войны в Испании, когда итальянские и советские военные друг друга убивали). Журнал "Безбожник", в 1923-1932 гг. Живописные работы Дейнеки 1920-х годов напоминали многократно увеличенные рисунки.

Как и у других членов ОСТ, множество картин раннего периода творчества Дейнеки посвящены изображению "примет XX столетия", воспеванию мирной советской действительности: промышленного производства индустриализации, жизни современного города и горожан, физической культуры и массового спорта ("В Донбассе", 1925, "Перед спуском в шахту", "На стройке новых цехов", "Лыжники", 1926, "Текстильщицы", 1927). Чуть отставший раненый только подчеркивает драматизм и напряжение ситуации. Журнальной графикой художник активно занимался до начала 1930-х. Ее кульминацией можно считать один из лучших советских плакатов «Физкультурница» (1933).

Многие из этих задач ОСТ очень весомо и сильно решил за время своего короткого существования – именно отсюда среди других работ вышла первая подлинно монументальная, несущая в себе обобщенный и глубоко действенный образ советская историко-революционная картина – «Оборона Петрограда» Дейнеки (1927). В нескольких листах начала 1930-х годов под общим названием «Кросс» в бегущих крепких голубоглазых блондинах определенно просматривается увлечение арийской эпикой. Вместе с тем тяга к красивому была в мальчике всегда: прогулки по окрестным полям и лесам воспитывали любовь к природе иллюстрации из журнала «Нива» и лубочные картинки знакомили с искусством.

Дейнека Александр: 
творчество, самые 
известные картины

Дейнека Александр: творчество, самые известные картины художника

Он что-то все-таки жалеет, к какой-то стороне изображаемого относится снисходительно» 9. Встречи эти окажут на художника огромное воздействие. С началом 1930-х годов тематика работ Дейнеки начала меняться. Можно даже образно назвать Дейнеку Маяковским в живописи. Чтобы собрать материал, он даже едет на передовую линию фронта в действующую армию под Юхнов и своими глазами наблюдает наступательные бои.

А летающие лодки фирмы SIAI (известные под брендом «Savoia-Marchetti» и активно закупавшиеся СССР в 20-е и 30-е гг. ) оставили яркий след в истории авиации: итальянцы осуществили два массовых трансатлантических перелёта на двухфюзеляжных S. 55. Эту работу (и некоторые последующие) нельзя полностью охарактеризовать как произведение живописи. Происходит кристаллизация режима., Китай на пути освобождения от империализма, Механизируем Донбасс. Тема спорта как культа сильного и здорового тела никогда не оставляла Дейнеку, художник постоянно обращался к ней в рисунках («У финиша», 1926 «Лыжники», 1927 «Хоккей», «Футбол», оба – 1928, «Рабочая окраина», 1929).

Насколько к концу войны была глубока эта «разрядка» в настроении художника, наглядно говорит его большая картина «Раздолье» (1944) – радостная, полная жизнеутверждающей праздничной яркости, звучащая как песня благодаря ясному, прозрачному, легкому ритмическому и колористическому строю. Попы и знахари, обличаемые кистью Дейнеки (Сам батюшка пожаловал, Святые прозорливцы, Чудодейница, 1925) пришлись в этом журнале ко двору. Исчезает конструктивность, характерная для ранних работ художника. Учился в Харьковском художественном училище (1915-1917), во Вхутемасе в Москве (1920-1925) у В. А. Фаворского. путь зигзагообразный, путь колебаний. Через несколько лет крымские впечатления выльются в одну из самых романтичных работ Дейнеки— «Будущие летчики» (1938). Искусство должно быть выше правдоподобия жизни, оно должно быть самой жизнью.

Дейнека Александр 
АлександровичКартины 
и биография

Дейнека Александр АлександровичКартины и биография

За ней следует ряд других городских пейзажей военного времени (Площадь Свердлова в декабре 1941 года, Манеж, 1941).

То же самое можно сказать и о картине «Левый марш», написанной на тему известного стихотворения В. Маяковского. Более остовскую вещь сложно себе представить, однако на четвертой выставке объединения в 1928 году «Текстильщицы» показаны не были. Нередко поэтические портреты конкретных мест перерастают рамки своего жанра, становясь обобщениями целых пластов времени, целых исторических эпох. Тем не менее, за последующие два десятка лет он создаёт ещё множество шедевров ("У моря. Жизнь СССР бьет полным пульсом круглые сутки».

Дейнека Александр 
Александрович (1899-1969)

Дейнека Александр Александрович (1899-1969)

У финиша, 1927). На второй выставке Общества станковистов в 1926 году наиболее сильное впечатление на зрителей произвела картина Дейнеки «На стройке новых цехов», не просто продолжавшая графическую манеру двух упомянутых композиций, но углубившая и поднявшая ее настолько, что можно было говорить о возникновении оригинального монументального стиля. Много было и в советский период художников выдающихся и великих.

Среди художников самых разных радикальных направлений выставлялось «Объединение трех», состоявшее из студентов полиграфического факультета Вхутемаса Андрея Гончарова, Александра Дейнеки и Юрия Пименова. Картина даже сближается со скульптурой, настолько мощно выписаны защитники города. Советский Союз действительно находился на передовых подступах к современной авиации. Типичными живописными произведениями «остовского» периода стали полотна Перед спуском в шахту (1925), На стройке новых цехов (1926), Текстильщицы (1927). Специфика работы в периодических изданиях (поточность, ограниченность по времени, невысокое качество печати) заставляли приспосабливаться, работать быстро, упрощать рисунок и вкладывать максимум смысла в форму и композицию.

Самым сильным и самым совершенным воплощением этого перелома (или, по существу, полной художественной зрелости мастера) стала картина «Мать» (1932), бесспорно принадлежащая к числу вершин советского искусства. «Она поражала многих зрителей своей жизненностью, большой образной собирательностью, пластической силой и конкретностью в изображении нового человека», – вспоминал Костин. Его книга «Проблема формы в изобразительном искусстве» была издана в России в 1914 году в переводе Владимира Фаворского и Николая Розенфельда. В период Великой Отечественной войны Дейнека жил в Москве и выполнял политплакаты для мастерской военно-оборонного плаката «Окна ТАСС». Резкая и яркая, зорко наблюденная характеристика изображенных людей скупой отбор минимальных необходимых примет места и времени смелая, вольная, даже причудливо отстраненная композиция цвет, сдержанный и полностью отвечающий эмоциональному состоянию, – все это говорило о настоящей взволнованности и действенном гуманизме создателя этих картин, очень далеких от элементарной, чисто внешней «современности», какую часто только и хотели видеть в искусстве Дейнеки. Живописный стиль Дейнеки к тому времени уже вполне сформировался.

Вернувшись, художник соединяет свои впечатления с воспоминаниями о прежнем довоенном городе и создаёт знаменитое героическое полотно Оборона Севастополя (1942), страшное и величественное. Кстати, этому самолёту своим рождением обязан Комсомольск-на-Амуре. И все же можно сказать, что «монументализм» искусства Дейнеки нигде не проявился в таком последовательном и чистом виде, как в станковой живописи и акварелях, – именно здесь большой стиль менее всего оказался предвзятой, заранее намеченной формой, а стал органически целостным и естественным выражением чувства реального времени в его наиболее прогрессивном и действенном осмыслении, стал верным эхом истинных и вечных человеческих ценностей. Дейнека действительно был большим мастером. И так же подлинно звучат «Набережная Сены» или «Дорога в Маунт-Вернон» в парижских и американских акварелях и этюдах маслом. Этим годом датируется Мать – одна из самых значительных его картин. Даже в работах 1940 – 1950-х годов, отшлифовав «стиль соцреализма» до полного соответствия критериям «партийности и народности», художник довел его почти до соответствующего «идеала» и тем самым до состояния абсурда в силу исчерпывающе обозначенных имманентных соцреализму качеств. «Окраина Москвы» (1941) передает пустоту и тревогу. В 1924 году Дейнека принял активное участие в создании Общества художников-станковистов.

А в это «жизнерадостное» время ведущие советские авиаконструкторы во главе с Андреем Туполевым находились в Бутырской тюрьме. Входит в так называемую «Группу трех», вместе с художниками Андреем Гончаровым и Юрием Пименовым.

Послушайте знающих людей, особенно тех, кто сомневается. В живописных работах Дейнека сохранил стилистику и тематику ранних графических произведений. Во второй половине 1930-х годов в искусство Дейнеки широко входят новые темы. Всё это создает идеальные условия для фальсификаторов. Это особенно ощущается, например, в «Портрете художника К. А. Его перепады из одного состояния в другое преподносятся как закономерная эволюция. На смену ей и ее носителям пришла «советская культура» и «великий советский народ».

Дейнека Александр 
Александрович (602 
работ)

Дейнека Александр Александрович (602 работ)

Я знал Дейнеку много лет и очень близко. Дейнека был расстроен, ведь на новые краски придется снова копить целый месяц. Итальянцы нам— Караваджо, а мы им— Дейнеку. Он являлся членом президиума (с 1958 года), вице-президентом (1962—1966), академиком-секретарем (1966—1968) отделения декоративных искусств АХ СССР. 1941 год» (1941) стало почти символом тревоги за столицу и вместе с тем обобщенным образом неприступной Москвы военных лет.

Набережная Сены", "Париж. Миром машин сын железнодорожника Дейнека был пленен, как мы помним, еще с детства.

Художник академической выучки, М. Р. Пестриков муштровал ученика в классическом рисунке. Опыт «Обороны Петрограда» и лучших рисунков конца 1920-х годов дал свои плодотворные результаты очень скоро. За довольно долгую жизнь Александр Александрович попробовал себя в живописи, графике (в том числе журнальной, книжной, плакатной и театральной), монументальном искусстве (панно, фрески, мозаики), скульптуре. Сменяясь, проходит ряд картин: стройки страны, тракторы и комбайны идут по необъятным колхозным полям, цветут сады, зреют плоды, небеса день и ночь заняты самолетами, молодежь героически работает и замечательно отдыхает, готовя себя к труду и обороне.

Но возникла проблема с проведением испытаний — для них не хватало лётчиков. Победа вдохновляет его на серию акварелей с видами на взятый Берлин (под общим названием Берлин.

Теперь старые места предстают в новом, драматичном и зловещем антураже. На родине Дейнеку потом долго ругали за этот эксперимент. «Живописное полотно Футбол 1924 года, – пишет Татьяна Малова, – своеобразный манифест нового объединения» 3. У его рисунков и картин появляется новая интересная особенность. Для ранних работ Дейнеки характерны аскетизм колорита, повышенная роль силуэта и контура, монтажность композиции («На стройке новых цехов», 1926, ГТГ «Текстильщицы», 1927, ГРМ) в картине «Оборона Петрограда» (1928, Центральный музей Вооружённых Сил РФ, Москва) с её обострённым ритмом, героической монументализацией образов заметно влияние Ф. Ходлера. Работа была выполнена по заказу РВС СССР и, что интересно, всего за одну неделю.

Мерно и стройно шагает отряд. 1945), на изображение освобождённых просторов родной земли (Под Курском. Ноябрь 1941 года» (1941)— первая в этом ряду. Таков прелестный рисунок «Теннис» (1926) – четыре легкие изящные фигурки девушек-спортсменок.

Полная трагизма, ярости, героики, «Оборона Севастополя» по праву считается одним из лучших произведений, посвященных Великой Отечественной войне. Несколько месяцев назад в Facebook состоялась интересная дискуссия: пользователь Сергей Сигачёв опубликовал картину «Бегущие девушки» и остроумно доказал, что, во-первых, девушки на картине — не главное, а во-вторых, паровоз на заднем плане картины — не просто «я-художник-я-так-вижу» паровоз, а редкая модификация паровоза «ЭУ», у которой тендер для воды и угля был конструктивно интегрирован с самим локомотивом. Новое испытание Дейнека, как обычно, с честью проходит и мозаичные панно по сей день украшают станцию.

носивший название "Безбожник у станка" (т. к. Их получилось около 300. Художественная «критика» зачастую носила характер политического доноса. Большое влияние на Дейнеку оказали немецкие экспрессионисты (Отто Дикс, Эмиль Нольде, Оскар Кокошка, Георг Гросс), работы которых привезли на выставку в Москву осенью 1924 года. Фигуры, при всей своей уплощенности и некоторой графичности, тем не менее обладают «чисто живописной весомостью в духе Микеланджело», как выразилась ведущая западная исследовательница творчества Дейнеки Кристина Кьер. После нескольких работ с мучительно тревожными образами гибели и страдания (например, «Сгоревшая деревня», 1942) Дейнека создал «Оборону Севастополя» (1942) – одну из самых сильных своих картин и одну из самых драматических работ всего советского искусства того времени – скорбную и величественную героическую эпопею о подвиге защитников Севастополя. За ней последовали другие работы: В обеденный перерыв в Донбассе (1935), Никитка—первый русский летун (1940), Будущие летчики (1937).

В целом в его искусстве прошлое переплетается с будущим. «Будущие летчики» – это еще одна, всем известная работа художника. Это «Спящий мальчик с васильками», «Полдень» (обе – 1932), «Ночной пейзаж с лошадьми и сухими травами», «Купающиеся девушки» (обе – 1933).

Дейнека Александр 
– художник монументального 
стиля

Дейнека Александр – художник монументального стиля

С 1920-х гг. Дейнека много и плодотворно работал над темой о спорте. От города художник переходит к сельской местности, с глубоким страданием запечатлевает изуродованную землю родной страны (Сгоревшая деревня, 1942).

В конце 1940-х— 1950-е Дейнеку начали все больше критиковать за «формализм» и «схематизм». И это издание (пользовавшееся покровительством Бухарина) и сам художник все чаще подвергались критике в печати. В этот же период, одной из значимых тем для художника, становиться авиация.

Художник Александр 
Дейнека (1899–1969)

Художник Александр Дейнека (1899–1969)

Герой Социалистического Труда (1969). Такая популярность привела к часто встречающейся фальсификации работ художника. Как уже было сказано, в рисунках Дейнеки вырабатывался его «большой стиль». 2009–2011». Насмотревшись на модные «измы» во время столичных командировок, Дейнека принялся «насаждать на курских ухабах яркий кубизм». Одновременно с фотографичными, жизненными и где-то игривыми полотнами (На балконе, 1931) он пишет идейные и трагические картины (Наёмник интервентов, 1931) и вместе с тем продолжает рисовать плакаты (Построим мощный советский дирижабль Клим Ворошилов, Дадим пролетарские кадры Урало-Кузбассу, 1931).

и сравнить их с картинами Дейнеки того же времени. Даже в тяжёлое военное время Дейнеке удаётся написать несколько картин (часть из которых была начата ещё до июня 1941) на мирные темы (Раздолье, Портрет Мирель Шагинян, 1944). По наблюдениям Костина, особенностью живописи Дейнеки был графический подход, основанный на контрасте белого и черного, а также противопоставление изображения и фона и почти монохромного цветового решения. Одна из лучших картин Дейнеки получит то же название, что и известное стихотворение Маяковского — «Левый марш» (1941).

Александр Александрович 
Дейнека биография

Александр Александрович Дейнека биография

А зимой 1938 года в стремительном темпе начинается работа над мозаичным циклом "Сутки советского неба" (на котором, по замыслу, должна быть запечатлена жизнь советского народа в течение одних суток) будущей станции московского метрополитена "Маяковская", всего за шесть месяцев до её открытия. «Не вопрос», — ответил фашист 2. В том же 1937 году художник получил заказ на эскизы 35 мозаик для украшения строящейся станции метро «Маяковская». Площадь согласия, Парижанка, Сен-Жермен, Тюильри, Стадион в Риме, Площадь в Риме, Юноша-негр, Негритянский концерт, 1935, Скука, 1936). Такова замечательная акварель «Тюильри» (1935) с изображенной на ней скульптурой стремительно бегущей девушки и с неподвижно застывшей фигурой человека – бродяги или безработного – на садовой скамейке.

Если они представляют лирическую линию в творчестве Дейнеки, то общественно-политическую, а также художественно-публицистическую сторону его искусства не менее сильно представляют картина «Безработные в Берлине» (1933) и обостренно-драматические, дышащие гневом рисунки к книге «Огонь» А. Барбюса (1934). Одна из лучших картин Дейнеки получит то же название, что и известное стихотворение Маяковского – "Левый марш" (1941). Именно в журналах во многом сформировался уникальный дейнековский стиль. За посредственные мозаики «Хорошее утро» и «Хоккеисты» (обе 1959 – 1960) в 1964-м Дейнека удостаивается Ленинской премии. Согласно постановлению ЦК ВКП (б) 1932 года «О перестройке литературно-художественных организаций», художники с целью более эффективного ими управления были коллективизированы в едином хозяйстве под названием «Союз советских художников». Дейнека родился в Курске в семье рабочего.

Сюжетная живопись 
Александра Дейнека

Сюжетная живопись Александра Дейнека

Уже на Первой дискуссионной выставке 1924 года, где Дейнека, студент Вхутемаса, фигурировал в составе особой «группы трех» (вместе с Г. Пименовым и А. Гончаровым), он имел ясно выраженный творческий облик и очень отчетливо проступающие склонности и стремления. Некоторые рисунки были созданы на основе ранее написанных картин (например, "Краснокрылый гигант", 1938). Исследования, книги, выставки. А Фаворский, правда, учил его классической гравюре — полезно, но не так актуально. В 1944 году он создал наполненную оптимизмом картину «Раздолье». Нередко при всей незрелости формальных исканий (ведь в 1924 году Дейнеке было двадцать пять, Пименову и Гончарову – двадцать один год от роду) эта тогдашняя художественная молодежь ставила себе весьма серьезные и важные задачи. Фон дан скупой линией отдаленного города.

Четкую грань между этими двумя творческими периодами провести сложно: спортсменов Дейнека писал и в 1920-х, а к темам Гражданской войны и техники (особенно авиации) художник обращался и в 1930-х. С наступлением «оттепели» оттаяли чиновники и в отношении к Дейнеке. Первой значительной работой становится Окраина Москвы. Все эти работы – от картины «Мать» до произведений, выполненных в Америке, – отличаются особенным живописным богатством, необычайно изысканной колористической гармонией, неисчерпаемой изобретательностью композиционного построения, неизменно оставаясь проникнутыми жизненной правдой, обостренной психологической выразительностью. Творческий облик Дейнеки ярко и отчетливо проявился на первой же крупной выставке в 1924 (Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства), в которой он участвовал в составе «Группы трех» (совместно с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым).

Где советский художник 
Дейнека почерпнул 
композицию своей

Где советский художник Дейнека почерпнул композицию своей картины

Защищал родной город Курск от белых.

В 1942 году совместно с художником Г. Г. Нисским совершил поездку на фронт под город Юхнов. Однако работа художника в Безбожнике и других журналах отнюдь не ограничивалась сатирой. Талантлив он был и в литературном творчестве. Художественный образ предельно величав и обобщен. В 1919-1920 гг. Авиационные картины Дейнеки разнятся по настроению – от изобразительности (Бомбовоз, 1932, Гидропланы, 1934) до героической патетики (Парашютист над морем, 1934, Краснокрылый гигант, 1938).

Александр Дейнека: 
самые популярные 
картины (топ 12)

Александр Дейнека: самые популярные картины (топ 12)

Но враг не пройдет. Также в этот период он иллюстрирует басни Крылова ("Кот и повар", "Крестьянин и смерть", 1922). Написанные в 1925 году, они тогда же экспонировались на первой выставке ОСТа.

С другой стороны, опыт работы над этими иллюстрациями позволит позднее создать такое монументальное произведение как Никитка – первый русский летун (1940), где Дейнека неожиданно решит вернуться к истокам и запечатлеть образ первого русского авиатора. Картина Эстафета по кольцу Б (1947), мозаика Лыжники (1950), скульптуры Стометровка, Бегущая спортсменка и многие другие — убедительное тому подтверждение. Дейнека абсолютно по-особому чувствовал прелесть и очарование русского пейзажа. В передаче и глубоко трагического («Наемник интервентов») и светлого, радостного, личного («На балконе», «Девочка у окна.

Александр Дейнека 
– картины с названиями 
и описанием по алфавиту

Александр Дейнека – картины с названиями и описанием по алфавиту

Ещё один принципиально новый вид работы для Дейнеки – настенная роспись. Критика охарактеризовала работы «Объединения трех» как «экспрессионистический урбанизм». В послевоенный период Дейнека сохраняет прежний уровень работоспособности и мастерства, однако возвращается к старым, проверенным жанрам (мирные трудовые будни, спорт, духовно и физически здоровая натура), практически перестаёт расширять границы своего творчества. Но если судить в целом, общее настроение работ художника в 1930-х очевидно изменилось. Важную роль в творчестве Дейнеки играет и другая командировка – заграничная.

Началом этой многочисленной серии можно считать монументальное панно Гражданская авиация (1932). Его товарищ по ОСТу, один из самых блистательных живописцев ХХ века Александр Лабас писал о том времени, о «мелких и консервативных» людях, окружавших Дейнеку: «Незаметно Дейнека сам приобрел их черты Как вам наверняка стало понятно из биографии художника Дейнека Александра Александровича. В своих картинах остовцы воспевали индустриальный, урбанистический мир, технический прогресс, людей производства. Это многокрасочные, пронизанные светлым оптимизмом и радостью бытия картины «У моря» и «В Донбассе» (обе 1956 г. ).

Краткая информация 
о художнике и его 
картинах

Краткая информация о художнике и его картинах

Вы как бы только что поутру вышли из холодной реки. Это полотно обозначило резкий перелом в искусстве Дейнеки. Можно даже образно назвать Дейнеку Маяковским в живописи.

В 1924 году художник съездил в Донбасс. Что писать— он понимал, а вот как— пока не очень. Таков трогательный и нежный «Негритянский концерт» (1935), где словно схвачен самый звук музыки и пения, самый образ и стиль американской музыки середины XX века. роман «Мастер и Маргарита» Булгакова). Это, так же как и работа «Оборона Петрограда», хрестоматийная картина.

В послевоенный период Дейнека сохраняет прежний уровень работоспособности и мастерства, однако возвращается к старым, проверенным жанрам (мирные трудовые будни, спорт, духовно и физически здоровая натура), практически перестаёт расширять границы своего творчества. Художник старался видеть пейзажи глазами не стороннего наблюдателя, но моряка или летчика. Особое впечатление на художника произвела Сикстинская капелла: рассматривая роспись Микеланджело, художник убедился, что «темперамент заключается не в размашистом мазке, а в более глубоких проявлениях». Его персонажи — рослые юноши и девушки, пышущие здоровьем, атлетически сложенные. В своих литературных произведениях Дейнека не раз указывал на необходимость связи теории с практикой.

Биография Александра 
Дейнеки: детство 
и юность

Биография Александра Дейнеки: детство и юность

Надо сказать, что интерес к искусству Германии не был случайным. (Через год и ОСТ и РАПХ прекратят своё существование). Парадокс утверждающейся литературы бросается в глаза: она вещает о новом человеке – возвращается к старой, обветшалой эстетике. Этому драматическому и вместе с тем убежденно спокойному пафосу картины во многом содействует ее колорит – почти монохромный, отливающий металлическими отблесками.

Многим картинам и правда, предшествовали журнальные иллюстрации. В этой тематике художником были созданы ряд живописных, романтических картин, самой значимой из которых можно назвать, «Будущие летчики», 1937 года. Но там Дейнеку подвергают ещё большей критике – за не изжитые недостатки стиля ОСТ, с которым РАПХ враждовала, за обилие безыдейной спортивной тематики, за формализм и индивидуализм. Но все эти пути для Дейнеки были мелковаты.

Самый плодотворный 
период в творчестве 
Дейнеки

Самый плодотворный период в творчестве Дейнеки

Сложился круг основных тем, к которым он будет обращаться на протяжении всей своей творческой деятельности: воспевание героического труда, спорт индустриализация, техника. Самый интересный из них— «Скука» (1935), портрет госпожи Снайдер. Пожалуй, самой выразительной и значимой работой этого периода можно назвать работу «Мать», выполненную в 1932 году. Оставим в стороне мозаики для фойе актового зала МГУ (1956) и Дворца съездов Московского Кремля (1961), где проявился технический профессионализм мастера, заключенный в прокрустово ложе государственного заказа. Набережная Сены, Париж. Панно не сохранились, но по их эскизам можно видеть, сколько труда и усилий потратил Дейнека на поиски строгой и упорядоченной организации этих многофигурных композиций.

С переломом к победе изменились и образы все еще обостренно-напряженных произведений художника: «Сбитый ас» (1943), с его безжалостно-суровой и в то же время великодушно-человечной правдой художественного образа и акварель «Берлин. В конце 20-х годов Советский союз сделал заказ на постройку в Италии 50-ти S. 62 и купил лицензию на их производство. При всей правдоподобности, смешного в них было меньше, чем у тех же Кукрыниксов. Это было самое прогрессивное художественное объединение 1920-х годов, состоявшее из молодых художников, вчерашних студентов, что сказалось на содержании устава – «Платформы» ОСТа. На ключевой выставке «Художники РСФСР за пятнадцать лет» (1933) работы Дейнеки демонстрировались как наиболее близкие, задающие верное направление в сторону соцреализма, в противовес работам авангардистов. И все.

Художник, как бы разрывается, между пейзажными зарисовками и обнаженной натурой. Глубоким страданием проникнуто другое произведение— «Сгоревшая деревня» (1942). Итальянские зарисовки отличны от американских или французских. Важную роль в творчестве Дейнеки играет и другая командировка – заграничная.

Военные и послевоенные годы Александра Дейнеки

В начале 1950-х гг. Многочисленные акварельные иллюстрации к ним отражают первозданное величие бесконечных льдов Севера или просторов заснеженного Подмосковья. Дейнека, в частности, демонстрировал картины «Футбол» и «Две фигуры» (1923). После окончания училища Дейнека работал в Уголовном розыске, фотографом. Дейнека с детства был увлечен спортом, закалял свое тело и дух.

Ноябрь 1941». И тогда Дейнека решил: раз он пишет картину о том, чего никто раньше не изображал, то он должен изобрести для нее новую композицию — «игра натолкнула меня на свой самостоятельный язык».

Творческие периоды 
в работе Дейнеки

Творческие периоды в работе Дейнеки

Более того, Дейнека уже не был указан в списке участников ОСТа. Где остальные мозаики — неизвестно. Река Тускорь, 1945). Встречи эти окажут на художника огромное воздействие.

Дейнека постепенно отходил от графической работы в журналах. В своей поэтизации физического труда художник достиг невиданных ранее высот. Меняются лица исчезают образованные люди, упрощается язык, уплощается мышление. Эта замечательная картина, показанная в феврале 1928 года на выставке к десятилетию Красной Армии, – одно из сильнейших воплощений в искусстве образа Революции, могущее с полным правом и честью стоять в одном ряду с «Клятвой сибирских партизан» С. Герасимова и «Октябрем» А. Матвеева. В 1935 году художник посещает США, Францию и Италию.

Особенности работы 
над картиной

Особенности работы над картиной

Весной 1924 года в Москве открылась вошедшая в историю мировой культуры «Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства». Одновременно с фотографичными, жизненными и где-то игривыми полотнами ("На балконе", 1931) он пишет идейные и трагические картины ("Наёмник интервентов", 1931) и вместе с тем продолжает рисовать плакаты ("Построим мощный советский дирижабль Клим Ворошилов", "Дадим пролетарские кадры Урало-Кузбассу", 1931). Художники нового общества принимают решение совмещать новейшие европейские течения (в частности, экспрессионизм) с советской тематикой, провозглашают "ориентацию на художественную молодежь".

", "Китай на пути освобождения от империализма", "Механизируем Донбасс. В творчестве Дейнека потом очень далеко ушел от сатиры. На форуме AI время от времени разворачиваются бурные обсуждения работ Дейнеки из тех, что появляются на аукционах (подробнее — здесь и не поленитесь дочитать до конца). Студент Дейнека зимой жил при пяти градусах тепла, работал по ночам, но задора не терял. Таким видит город Дейнека Александр. Они создают компиляции из элементов разных работ художника (вот таким образом даже «насмотренному» зрителю подделка кажется уже виденной), в иных случаях они пишут нечто совсем новое, но пытаются подражать стилистике автора. К юбилейным выставкам Александр Дейнека создал два знаковых произведения — картины «Текстильщицы» и «Оборона Петрограда». Успех картины был такой, что в том же 1928 году ее послали на Венецианскую биеннале, а впоследствии «Оборона Петрограда» была выкуплена государством (сейчас входит в собрание ГТГ).

Лаконично, в суровом, мужественном тоне рассказывает картина об одном из эпизодов гражданской войны — защите родного Питера рабочими отрядами красногвардейцев от наступающей армии генерала Юденича. Он все больше стал работать в живописи, а потом и в монументальном искусстве.

Рекорды продаж, 
стоимость картин 
Дейнеки

Рекорды продаж, стоимость картин Дейнеки

Октябрьские события определяют судьбу живописца – ему предстоит стать певцом революции и новой жизни. В конце тридцатых Дейнека иллюстрирует книги об авиации, написанные для детского чтения известными лётчиками (Г. Байдуков Через полюс в Америку, 1938, И. Мазурука Наша авиация, 1940). Эта работа, которая производит впечатление и сегодня, несомненно, результат долгих раздумий и поисков художника.

Ещё один принципиально новый вид работы для Дейнеки – настенная роспись. А кроме того, ОСТовцы всё больше замыкались на производственной тематике. Рыбачки» (1956), «Москва военная», «В Севастополе» (1959), а также мозаики для фойе актового зала МГУ имени М. В. Ломоносова (1956), мозаику для фойе Дворца съездов в Московском Кремле (1961). Это был не первый его полет (летал однажды в Курске), но на этот раз он сумел запомнить и после передать на холсте необъятность воздушной среды, перевернутый с ног на голову мир. Однако карикатурами рисунки Дейнеки все-таки назвать сложно.

У его рисунков и картин появляется новая интересная особенность. Тем не менее, Италия и Советский Союз вовсю сотрудничали. Художник много работает в области монументально-декоративного искусства. Созданные Дейнекой мифические города, полные «света и воздуха» (любимая формула конструктивистов), населены выстроенными в колонны и дружно марширующими народными массами. Такие картины, как «Донбасс» (1947), «На просторах подмосковных строек» (1949), «Тракторист», «В Севастополе», «У моря. Поездка в Севастополь в 1934 году даёт художнику почву для написания ряда новых пейзажей.

Западноевропейская 
и антикварная живопись

Западноевропейская и антикварная живопись

В 1921 году, получив первоначальное образование в Курском первом высшем начальном училище и в Харьковском художественном училище (1916 – 1917), Дейнека был принят во Вхутемас, где чрезвычайно разнообразные процессы обучения зависели от самых разных творческих воззрений преподавателей. Командиром трансатлантичесего перелёта 1933 года был Итало Бальбо, министр авиации Италии и второй после дуче фашист страны (ему даже дали прозвище «наследник Муссолини»). Отдушиной в этот период для Дейнеки стала скульптура (работал в дереве, майолике, бронзе, фарфоре, цементе) и камерная живопись— портреты близких, натюрморты, пейзажи. Его давний (от Фаворского) интерес к философии и теории искусства, особенно к проблеме пространства, заставлял искать почти научный метод в построении картинной архитектоники.

А зимой 1938 года в стремительном темпе начинается работа над мозаичным циклом Сутки советского неба (на котором, по замыслу, должна быть запечатлена жизнь советского народа в течение одних суток) будущей станции московского метрополитена Маяковская, всего за шесть месяцев до её открытия. В томе, посвященном живописи, опубликованы все известные и выявленные в ходе последних исследований живописные работы. Некоторые рисунки были созданы на основе ранее написанных картин (например, Краснокрылый гигант, 1938). Когда в 1931 году Октябрь принимает его рисунки на выставку с большим количеством оговорок, художник покидает общество и переходит в РАПХ (Российская ассоциация пролетарских художников).

Плафон тем не менее был выполнен в первоначальном варианте. Живые наблюдения самоотверженного труда горняков стали основой для монументальных полотен «Перед спуском в шахту» и «На стройке новых цехов». Благодаря этому, хоть и косвенно, его знают даже люди, далекие от живописи. На склоне лет, в конце 1950-х— 1960-е, Дейнеку начали осыпать почестями и наградами: стал народным художником РСФСР (1959) и СССР (1963), был избран вице-президентом АХ СССР (1962–1966), получил орден Трудового Красного Знамени (1962) и др. В день подписания декларации» (1945), написанная Дейнекой с натуры и поднятая до символического обобщения, – это превосходные свидетельства всеобщности тех чувств, что владели всем советским народом на исходе войны.

Декоративно-прикладное 
искусство

Декоративно-прикладное искусство

Он не показывает непосредственно боя с противником. И сразу же по возвращении на родину он пишет наполненную солнечным светом картину из жизни советских детей — «Будущие летчики» (1938, Государственная Третьяковская галерея). Увиденное отразилось в драматичных полотнах «Сгоревшая деревня», «Тревожные ночи» и др.

Александр Дейнека (по другой версии, Дейнеко) родился 8 (20) мая 1899 года в семье железнодорожного слесаря в уездном Курске. В 1946 году по зарисовкам Дейнека создал серию акварелей «Москва военная», где зорко увидена и достоверно передана жизнь столицы в годы войны, но передана она уже с эпическим спокойствием, без напряжения и тревоги. Пустынная «Площадь Квиринала» или причудливая «Испанская лестница» передают неповторимый «дух местности», атмосферу улочек Рима.

Серьезные люди все эти игры не берут во внимание. С 1923 года помимо учебы Дейнека начал сотрудничать с журналом «Безбожник у станка» чуть позже — с изданиями «У станка», «Прожектор», «Даешь», «Красная нива», «Смена». В нем среди других значились следующие «линии» : революционная современность и ясность в выборе сюжета стремление к совершенному мастерству в области предметной станковой живописи, рисунка, скульптуры в процессе дальнейшего развития формальных достижений последних лет стремление к законченной картине ориентация на художественную молодежь. Яркие порывы, титанические размахи пролетариата хочется писать тысячью самоцветных каменьев, запечатлеть эту героическую борьбу пролетарских масс» Дейнека собирался писать, ни много, ни мало, «красоту заводов» и «работу коллективных созиданий» для «храмов современности». Этого не допустят защитники столицы, которые здесь незримо присутствуют.

Как и у других членов ОСТ, множество картин раннего периода творчества Дейнеки посвящены изображению примет XX столетия, воспеванию мирной советской действительности: промышленного производства индустриализации, жизни современного города и горожан, физической культуры и массового спорта (В Донбассе, 1925, Перед спуском в шахту, На стройке новых цехов, Лыжники, 1926, Текстильщицы, 1927). Дейнека перешел в созданное в том же году объединение «Октябрь». Произведения Дейнеки становятся лиричнее, человечнее и в то же время смелее индивидуальнее (Полдень, 1932, Ночной пейзаж с лошадьми и сухими травами, Купающиеся девушки, 1933). История изображённой на «Будущих летчиках» «савойи» связана с министром самым непосредственным образом. Эта, казалось бы, чисто техницистская идея соединяется в его работах с живым, волнующим восприятием природы как, например, в картинах «Дождь и самолеты над морем» (1932) или «Будущие летчики» (1938).

Журнал "Безбожник", в 1923-1932 гг. В подаренном бабушкой тайком от родителей альбоме появились первые рисунки — солдаты, шарманщики, птицеловы, дамы, разные животные (рисунки, увы, не сохранились). Вялова» (1923) Дейнеки с явным налетом посткубизма, чем-то напоминающем живопись Натана Альтмана. Впоследствии и Дейнеке досталось за «формалистские» эксперименты 1920-х годов с цветом, формой и композицией, но в первой половине 1930-х он пока был в фаворе.

В них заметны черты надуманности или рассудочной нарочитости. Одним из первых шагов становится работа над книгой Про лошадей для самых маленьких. Дейнековскому образу матери с ребёнком на руках предстоит стать классическим.

«В огне» А. Барбюса, 1927 и 1935), плакате, станковой графике (серия «Севастополь», акварель, гуашь, 1932-1934, ГТГ и ГРМ). Представленная на выставке к 10-летию Октября картина «Текстильщицы» решена в светлой, почти белой гамме с оттенками красных охр на лицах и руках девушек. В первый год войны в центре внимания Дейнеки находится прифронтовая жизнь Москвы. Картина Оборона Петрограда была первым живописным произведением художника.

Попы и знахари, обличаемые кистью Дейнеки ("Сам батюшка пожаловал", "Святые прозорливцы", "Чудодейница", 1925) пришлись в этом журнале ко двору. Графическое искусство он находил самым полезным для агитационных целей. Настоящим шедевром в этом ряду становятся Будущие лётчики (1937), одна из самых романтических картин Дейнеки, на которой изображены трое подростков, они сидят спиной к зрителю и мечтательно смотрят вслед улетающему самолёту. Потребность продолжать обучение чувствовалась и в 1921 году Дейнеку направили повышать квалификацию во ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские). В тридцатые годы колорит в работах художника светлеет, становится мягче, портреты и пейзажи наполняются одновременно реализмом и романтизмом, появляется много женских образов.

Мозаики Дейнеки украшают станции московского метро «Маяковская» (1938) и «Новокузнецкая» (1943). Они захватили воображение художника в связи с работой над иллюстрациями к детским книгам «Через полюс в Америку» Г. Байдукова и «Наша авиация» И. Мазурука (вышли в свет в 1938 и 1940 годах). Был одним из лучших в боксерской секции ВХУТЕМАСа (говорят, даже дрался с чемпионом Градополовым, чей портрет впоследствии написал). Зимой 1942 года Дейнека был командирован на фронт под Юхнов.

«Весь путь ОСТ –. Творческая направленность «Объединения трех» во многом послужила созданию Общества станковистов. Однако работа художника в "Безбожнике" и других журналах отнюдь не ограничивалась сатирой.

Годы Великой Отечественной 
войны

Годы Великой Отечественной войны

Как и у других членов ОСТ, множество картин раннего периода творчества Дейнеки посвящены изображению "примет XX столетия", воспеванию мирной советской действительности: промышленного производства индустриализации, жизни современного города и горожан, физической культуры и массового спорта ("В Донбассе", 1925, "Перед спуском в шахту", "На стройке новых цехов", "Лыжники", 1926, "Текстильщицы", 1927). Художники нового общества принимают решение совмещать новейшие европейские течения (в частности, экспрессионизм) с советской тематикой, провозглашают "ориентацию на художественную молодежь". Усвоенные теории стали для Дейнеки руководством в творческих поисках. В этот же период, художником создается первая, подлинно монументальная, хрестоматийная, советская историко-революционная работа – «Оборона Петрограда». Но картина не была одинокой удачей. Тем не менее, за последующие два десятка лет он создаёт ещё множество шедевров (У моря.

Капитолий, Танцоры в Гарлеме, Нью-Йорк, Париж. Италия на них яркая и солнечная по ней ездят на велосипедах рабочие, ходят загадочные монахи, а мраморные римские статуи взирают на всех со своих пьедесталов. Дома тревожно притихли. носивший название "Безбожник у станка" (т. к. Встречи эти окажут на художника огромное воздействие.

Бесплатно получать 
новые статьи на 
свою почту

Бесплатно получать новые статьи на свою почту

Картина «Первая пятилетка» (группа идущих рабочих, со строгими, серьезными, напряженными лицами, а за ними вверху, на фоне неба, греческая статуя Ники Самофракийской – гордое олицетворение победы) еще раз доказала одно из важнейших свойств Дейнеки: умение создать живые человеческие образы, полные психологической сложности и обостренной выразительности. О «программных» произведениях 1920-х напоминают только их большие размеры. И художник вновь справляется с вызовом. Художник пытался приспособиться, укрощал свой авангардный стиль и писал все более в духе академического реализма. Бронзой и сталью отливает сдержанный колорит картины. В картине «Парашютист над морем» (1934) не сразу различаешь, где небо, вода и суша фигура парашютиста показана в неожиданном ракурсе — вниз головой все это создает ощущение полета, бескрайнего неба.

Размещенные в куполах мозаики рассказывали об одном дне из жизни Страны Советов: «. Первая выставка ОСТа сразу же принесла художнику большую популярность. Проходит изящный Петя Вильямс с молодым белобрысым Сергеем Образцовым. Один из немногих— эскиз росписи плафона Челябинского театра оперы и балета— приемная комиссия признала «низкого качества» и даже призывала художника исправить росписи.

  1. АЛЕКСАНДР ДЕЙНЕКА: ХУДОЖНИК ВО ВРЕМЕНИ
  2. АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ ДЕЙНЕКА
  3. Лирика на полотнах этого периода

Поездка в Севастополь в 1934 году даёт художнику почву для написания ряда новых пейзажей. Но и в пейзажах Дейнека остается мастером необычайной живописной экспрессии и динамики. Творцами таких «текстов», оседлавших полуофициальные, выражавшие казенную точку зрения журналы «Искусство в массы» и «Пролетарское искусство», были забытые впоследствии «деятели искусства» Борзятов, Вязьменская, Цирельсон, Четыркин (см.

АЛЕКСАНДР ДЕЙНЕКА: 
ХУДОЖНИК ВО ВРЕМЕНИ

В картине практически нет никаких примет быта. В этих работах со все большей силой стала проявляться тяга художника к монументальности.

Другие члены ОСТа тоже отличались графичностью, сухим письмом в противовес рыхлой импрессионистической манере. Рыбачки» (все 1956), такие мозаики, как «Парашютист» (1957), «Красногвардеец», «Доярка» (обе 1962), такие рисунки, как «Обнаженная девушка» (1951), являются созданиями большого художника, влюбленного в жизнь, преклоняющегося перед нравственной и физической красотой и достоинством человека. Одним из последних был журнал «Даешь», где также трудились Родченко и Маяковский. К числу значительных работ послевоенного времени можно отнести полотна «Эстафета по кольцу Б» (1947), «У моря.

Особенно характерны для этого времени две: авиация и история. Но в целом «журнально-плакатная работа» (таким объединяющим термином художник обозначил свои графические труды) Дейнеку порядком утомила. Не знаю, хорошая эта картина или плохая, но кажется, что настоящая».

Уже только эта «мадонна двадцатого века» могла бы дать Дейнеке право на одно из первых мест в советском искусстве. В работах, показанных на первой выставке ОСТа, Дейнека находил свой стиль. На следующий год участники этой выставки вместе с другими выпускниками ВХУТЕМАСа основывают Общество станковистов (ОСТ), Дейнека – один из членов-учредителей. В такой же манере, сдержанной по колориту и лаконичной, но полной внутренней динамики, пишет Дейнека в 1928 г. картину «Оборона Петрограда», запечатлевшую героические события гражданской войны и непреклонное мужество защитников Петрограда, полных решимости отстоять завоевания революции.

Он тоже работает на создание драматической ситуации, в которую с полным спокойствием погрузились уверенные в себе люди – защита революции для них священна. Байдуков "Через полюс в Америку", 1938, И. Мазурука "Наша авиация", 1940). Одна из лучших картин Дейнеки получит то же название, что и известное стихотворение Маяковского – Левый марш (1941). Это был Микеланджело, барочное буйство человека и природы" Вернувшись, художник соединяет свои впечатления с воспоминаниями о прежнем довоенном городе и создаёт знаменитое героическое полотно "Оборона Севастополя" (1942), страшное и величественное. Однако у современного инвестора, который пожелает приобрести работы Дейнеки, есть некоторые преимущества. Один из авторитетнейших критиков 1920-х годов Абрам Эфрос отмечал, что ОСТ является единственной группировкой, которая сумела переработать и ввести в дальнейший обиход все то, что было значимого в самых разных «измах».

И вместе с тем дается образ неприступной для врага столицы. «Сколько себя помню, я всегда рисовал», — вспоминал Дейнека. В 1925 Дейнека стал одним из основателей Общества станковистов (ОСТ). К тому времени у него уже имелся опыт иллюстрирования книг, например, романа А. Барбюса "В огне" в 1926 (впрочем, более известно повторное в 1934). С другой стороны, опыт работы над этими иллюстрациями позволит позднее создать такое монументальное произведение как "Никитка – первый русский летун" (1940), где Дейнека неожиданно решит вернуться к истокам и запечатлеть образ первого русского "авиатора". Я думаю, что в период между 1935 и 1941 годами Дейнека не писал ничего более значительного и ответственного, чем «Первая пятилетка» и последовавший за нею «Левый марш».

Как верно сказал один из участников форума, «экспертиза экспертизой, но мозги нужно иметь свои», вот таким образом к работам Дейнеки, как, впрочем и любого другого «музейного» художника, нужно относиться с повышенным вниманием и бдительностью. Дейнеку пленил залитый солнцем Севастополь с его «презагорелыми, с фиолетовым отливом» мальчишками, отдыхающими, строгими набережными и конечно морем.

После Февральской революции занятия в училище прекратились. У финиша", 1927). Участник «Объединения трёх» (1924, с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым), член художественных объединений ОСТ (1925-1927, один из учредителей), «Октябрь» (1928-1930), Российской ассоциации пролетарских художников (1931-1932). И художник вновь справляется с вызовом.

Дейнека ездил по стране и постоянно рисовал он проникся культурой афроамериканцев: «Они поют такие грустные песни, в моленьях приходят в экстаз, по-особенному бешено и ритмично танцуют, а главное они— рабочие». Тематика работа, в основном, социальная и агитационная. Полетико. На юбилейной выставке к 10-летию РККА одним из центральных произведений стала дейнековская «Оборона Петрограда». В это время он создал напряженные и драматичные произведения. Тогда ее планировали назвать «Донбасской» и восьмигранные мозаики были объединены темой «Донбасс — всесоюзная кочегарка».

Результатом поездки стало создание картин «В штреке» и «Перед спуском в шахту», в которых предпринята попытка сформулировать «типовой» облик современного пролетария. «Истинным спартанцем» называли современники и самого художника. «Группа трех» принимает участие в 1924 году в Первой дискуссионной выставке объединений активного революционного искусства, где очень ярко заявляет о себе. Особое место занимает в искусстве Дейнеки спорт.

Дейнека преподавал в Москве во ВХУТЕИНе (1928—1930), в Московском полиграфическом институте (1930—1934), в МГАХИ имени В. И. Сурикова (1934—1946, 1957—1963), в Московском институте прикладного и декоративного искусства (1945—1953, до 1948 директор), в МАРХИ (1953—1957). Заслуживают внимания всего лишь три картины этого периода: «Первая пятилетка» (1936), «Никитка – первый русский летун» (1940), «Левый марш» (1941). Тогда же происходят события, которые сам художник считал основополагающими в своей карьере – начинается период его сотрудничества с рядом журналов: "Безбожник у станка", "У станка", "Прожектор", "Красная Нива". Учился в Харьковском художественном училище. Причем свойственная прежнему Дейнеке живописная экспрессия в «Обороне Севастополя» была подменена экспрессией жестов и поз.

Дейнека идеализировал советский мир еще тогда, когда понятие соцреализм не изобрели. Не забыта тема авиации, но теперь картины несут совсем другие настроения, чем в тридцатые (Сбитый ас, 1943, Парашютный десант на Днепре, 1944). По воспоминаниям Дейнеки, роль агитационного плаката, журнального рисунка сводилась в ОСТе на нет, в то время как сам художник чувствовал себя в ту пору больше графиком, нежели живописцем (писал всего несколько картин в год). Возможно, они до сих пор лежат под землей (во время бомбежек их прятали во временное хранилище, местонахождение которого не установлено). Раньше всего, в 1930 году, он с большим блеском сказался в плакатах Дейнеки («Механизируем Донбасс», «Физкультурница»), где очень счастливо использованы приемы строго продуманной и построенной композиции, полной стремительной динамики, с чеканно четким силуэтом и условным, распластанным пространством, а главное – с живыми, хотя и обобщенно типизированными человеческими образами.

Пафос советской действительности, революционная романтика созидания социалистического общества сразу же завладели Дейнекой, когда он после окончания московского Вхутемаса (Всесоюзных художественно-технических мастерских) в 1924 г. выехал в творческую командировку в шахтерский Донбасс. За комплекс мозаичных работ «Красногвардеец», «Доярка», «Хорошее утро», «Хоккеисты» Дейнека в 1964 г. был удостоен Ленинской премии. Поначалу художник тяготел почти к монохромности и в целом к темному, мрачному колориту.

Они занесены снегом. На следующий год участники этой выставки вместе с другими выпускниками ВХУТЕМАСа основывают "Общество станковистов" (ОСТ), Дейнека – один из членов-учредителей. Одним из первых шагов становится работа над книгой "Про лошадей" для самых маленьких. Обращают на себя внимание его наиболее известные послевоенные картины: «Эстафета по кольцу Б» (1947), «На просторах подмосковных строек» (1949), «Открытие колхозной электростанции» (1954), в которых сложился удивительный симбиоз присущего Дейнеке монументализма с натуралистическо-иллюстративными тенденциями и фальшивым восторгом персонажей, полотно «Покорители космоса» (1961) с игрушечными ракетами. (Через год и ОСТ и РАПХ прекратят своё существование). Конечно, совершенно застраховаться нельзя (известно, что на фальшивом Дейнеке «прокалывались» даже опытные коллекционеры).

Картина «Окраина Москвы., Превратим Москву в образцовый социалистический город пролетарского государства, 1930). В кафе", "Париж. Во Вхутемасе он читал «теорию композиции». Рыбачки", 1956, "Москва военная", "В Севастополе", 1959), продолжает заниматься украшением залов. Но была и противная сторона. Новое испытание Александр Александрович, как обычно, с честью проходит и мозаичные панно по сей день украшают станцию. Но самое главное, что в рамках проекта вышли в свет три отдельных исчерпывающих исследования по графике (том 1), живописи (том 2) и монументальным работам (том 3) художника.

Это самый полный на сегодняшний день живописный каталог Дейнеки. Так и статья Рогинской, хотя и в малой степени, не лишена этого оттенка. Много работает в качестве иллюстратора и плакатиста для советских периодических изданий. Тем, кто судил о нем издали, он представлялся человеком простым, элементарно однолинейным, да и в художнике нередко видели прежде всего изобразителя бросающихся в глаза примет, характерных для двадцатого века, связанных с индустрией, спортом, авиацией.

Но государственных заказов в этот период ему все равно почти не давали. Капитолий", "Танцоры в Гарлеме", "Нью-Йорк", "Париж. Вот таким образом в ОСТе он стал одним из основных участников (до тех пор, пока не покинул объединение). Можно даже образно назвать Дейнеку Маяковским в живописи.

Одной из лучших работ военного периода Дейнеки стала «Окраина Москвы. Некоторые из них особенно выделяются своей смелой новизной и поэтической прелестью. Равно как и карикатуры на тех, кто считался классовым врагом победившего пролетариата: на кулаков интервентов, нэпманов, мещан и манерных дам, сожалеющих о дореволюционных временах (Тоска по изящной жизни, 1927). Увидев на фотографии в немецкой прессе милый сердцу город в руинах, представив, как отчаянно защищали Севастополь его «будущие летчики», Дейнека решил написать картину именно об этом эпизоде войны, хотя и не видел его своими глазами.

В эти годы у Дейнеки были удачи и в монументально-декоративном искусстве – в мозаиках для фойе актового зала Московского университета (1956), для Дворца съездов в Московском Кремле. Плакат «Механизируем Донбасс» – сегодня пример классического плакатного искусства, а в момент создания, в 1930 году, плакат становиться почти новаторским, как в отношении цвета, так и в отношении композиционной выразительности.

В кафе, Париж. На следующей выставке ОСТа, в 1926 году Дейнека поразил всех картиной «На стройке новых цехов». С задачей он, впрочем, все равно справился.

В 1937 Дейнека создал панно «Знатные люди Страны Советов» для советского павильона на Всемирной выставке в Париже. При небольшом размере они отличаются монументальной широтой. Уезжающий на фронт грузовик, пустые глазницы сожженных домов, ощетинившиеся заградительные ежи наполняют внутренней тревогой этот военный пейзаж. 1932 года считается годом начала нового творческого этапа в жизни Дейнека.

После службы молодого талантливого курянина командируют в Москву, где он получает возможность продолжить художественное образование во ВХУТЕМАСе, на полиграфическом отделении, у самых именитых учителей – известного живописца, графика и театрального декоратора Игнатия Нивинского и другого, ничуть не менее прославленного художника, сценографа, книжного иллюстратора, основателя советской ксилографии и теоретика живописи – Владимира Фаворского.

К этому времени было окончательно покончено с остатками гуманистической русской культуры. Последние два года жизни из-за тяжелой болезни Дейнека был не в состоянии работать. Цвет и линии в работе «Мать» становятся мягкими и плавными. Художник к тому же очень любил изображать море и небо. Она – первая в целом ряду отличных работ того же, 1932 года и ближайших последующих лет.

На Первой дискуссионной выставке (1924), предшествовавшей образованию ОСТа, Дейнека в компании с Юрием Пименовым и Андреем Гончаровым выставил свою картину «Футбол». Также в этот период он иллюстрирует басни Крылова (Кот и повар, Крестьянин и смерть, 1922). В эти годы им была создана первая советская подлинно монументальная историко-революционная картина «Оборона Петрограда» С (1928). Ноябрь 1941 года (1941).

Просто сейчас они все объединены одной идеей и ничему личному в данный момент нет места. Картина произвела колоссальное впечатление на зрителей и идеей и тем, какими художественными средствами эта идея была раскрыта. Большевистские руководители Советской России рассматривали ее как наиболее «слабое звено» в системе мирового империализма, где посредством коминтерновской агентуры должна начаться следующая после «октябрьской» революция (планировавшаяся на 1925 год). Поодиночке, не зная еще друг друга, бредут будущие Кукрыниксы. Здесь ломать копья бессмысленно. Если в «Обороне Петрограда» превалировала формально-художественная сторона, то теперь сугубо политическая концепция была выражена гипертрофированным языком батального жанра.

Художник умел молниеносно схватывать силуэты спортсменов, ловить их характерные движения его постоянно видели на стадионах за такими «снайперскими» зарисовками.