Картины Добужинского

Своеобразие таланта Добужинского особенно проявилось в картине «Провинция 30-х годов» (19071909), созвучной «Мертвым душам» Гоголя.

Описание картины Мстислава Добужинского «Кукла»

Этим занималась Остроумова, отчасти Бенуа и Лансере». В 1938 году он получает приглашение от М. А. Чехова участвовать в постановке спектакля «Одержимые» по роману Ф. М. Достоевского «Бесы», над которым работает в Англии весной 1939 г. В июле того же года для продолжения работы в Театре-студии М. А. Чехова Добужинский уезжает в США. Например, в акварели «Старый домик» контраст старых и новых домов воспринимаются, как контраст старого и нового, одухотворенного и бездушного, причем, симпатии художника принадлежат уходящему, более человечному времени.

Художник писал в своих воспоминаниях о своем интересе к «изнанке» города, особенно Петербург поразил его после двухлетнего пребывания за границей, Мстислав Валерианович учился в Мюнхене, тогда этот город был одним из крупнейших европейских центров художественного образования: «я рисовал Питер, его «уголки», — писал Добужинский, – «красотами Петербурга любовался, но рисовать их не подмывало. На ней были представлены портреты детей, жены, наброски домашних интерьеров. Большое место в творчестве Добужинского занимает работа в театре, которая начинается с 1907 года. Умер Добужинский в Нью-Йорке 20. 11. 1957. Несмотря на то, что рисунки выполнены в различных графических манерах (силуэт, острая перовая линия, граттография), все они внутренне связаны с пушкинской художественной стилистикой быстрого пера (росчерка).

Мстислав Добужинский: 
самые популярные 
картины (топ 12)

Мстислав Добужинский: самые популярные картины (топ 12)

В 1926 – 1929 жил в Париже, в 1938 – 1939 в Лондоне. Живёт в Нью-Йорке.

После «Ночного принца» в области иллюстрации Добужинский долгие годы, вплоть до 1917 года, не создавал ничего подобного не только в смысле удачности, но и в отношении значительности задания. В это же время он создает графический цикл к «Евгению Онегину» А. С. Пушкина. На них обычно запечатлены неброские домишки, старые дворики. Как и многие художники «Мира искусства» Добужинский оформлял спектакли труппы Дягилева.

Участвует в выставках с 1902. Они навсегда остаются в памяти. И опять-таки городу посвящен альбом литографий «Петербург в 1921 г. ». Но лишь восемь лет спустя после своей первой большой удачи в области иллюстрации («Ночной принц»), во всеоружии накопленного опыта в деле интерпретации чужих замыслов (декорации к пьесам драматургов разных времен и народов) и много поработав для искусства книги, он принялся за акварели к «Свинопасу». В декорациях к инсценировке романа Ф. М. Достоевского «Бесы» Добужинский подчеркнул драматизм и напряженность образов, созданных писателем. Работы, как правило, выполнены в стиле символизма или модерна. Остановимся хотя бы на рисунке «Крестьянин и Смерть» 1908 г. Невольно при этом вспоминается силуэт Нарбута исполненный три года спустя к той же басне и повторяющий ту же композицию, но повернутую наоборот и с некоторыми изменениями (смерть иначе держит косу и левую руку песочные часы с крыльями нетопыря помещены отдельно внизу). К тому же ему не всегда дается хорошо изобразить человеческую фигуру, особенно в движении.

Мстислав Добужинский 
– картины с названиями 
и описанием по алфавиту

Мстислав Добужинский – картины с названиями и описанием по алфавиту

Читатель любовно всматривается во все «мелочи», что так просто и четко изображены внутри небольших квадратов, являющихся фоном для буквы, вместе с тем внимательней воспринимает самый текст книги. И потому так много мы можем ждать от него в области чисто литературной иллюстрации. Эпизоду с подаренной табакеркой — сама табакерка, очаровательной формы и с силуэтом на крышке (как сказано у Кузмина: охотник целится в утку, а из воды вылезает купальщица) из которой выпадают ожерелье и футлярчик с банковыми билетами. Работал в области станковой и книжной графики (оформлял журналы «Мир искусства», «Золотое руно», «Аполлон»).

Замечательны сами приемы графики. Быть может, это не совсем уместно там, где на передний план сильно выдвинуты какие-либо предметы (решетки канала, фигуры), от которых видна лишь верхняя часть. На шмуцтитуле и заглавном листе надписи и их орнаментации вычерчены «под готику». Правда, его трудно назвать певцом парадного Петербурга. Много и плодотворно работал Добужинский в книжной графике. Рядом – равнодушные прохожие, бедный шарманщик со своей обезьянкой, какая-то нелепая афиша, зазывающая горожан, кафешантан, глухие и мрачные здания, в которых обитают несчастливые люди. В рисунках к «Барышне-крестьянке» (1919) художник использовал характерное для пушкинского времени увлечение силуэтом.

Долгое время его домом был Петербург. В 1925 работал для Рижского театра, с 1926 по 1929 – для парижского театра Никиты Балиева «Летучая мышь». Для творчества Д. характерны стилизация, декоративность. Перед нами действительно «книжка с картинками», честь создания которой в равной мере принадлежит и художнику и писателю. С 1897 года рисовал для журналов, сотрудничал в журналах «Жупел», «Адская почта» (1905 – 1906).

Краткая информация 
о художнике и его 
картинах

Краткая информация о художнике и его картинах

В этот период художник создает такие шедевры книжной графики, как иллюстрации к сказкам Г. Х. Андерсена «Свинопас» (1922 г. ) и К. Чуковского «Бармалей» (книга вышла в 1925 году), повести Ф. М. Многого в рисунке, предназначенного для столь миниатюрного издания, не воспроизведешь. Постепенно иллюстрации Добужинского становятся более контрастными, усиливается роль пятна. Кое-какие из них разбросаны по разным изданиям, кое-что осталось не опубликованным (рисунки 1913 г. к стихотворениям Лермонтова). Самое удачное в «Тупейном художнике» — это заглавные буквы.

Оформляет спектакли и для «Метрополитен-опера», других театров Америки и Европы, работает для кинематографа. Участвовал в оформлении постановок Русских сезонов СП. Систематически это сделано в графике 1918 г. к «Жизни графа Калиостро» М. Кузмина.

Оставил книгу мемуаров (Нью-Йорк, 1976, Москва, 1987). Список постановок, оформленных Добужинским в эти годы, включает более семидесяти названий. Иллюстрации здесь просто украшают самую книгу. Дмитриева-Кавказского (1895-1898) и у В. В.

Во всей манере рисунка какая-то особая чистота, свежесть, простота, быть может, несколько деланая, но вполне соответствующая «духу» жеманного сентиментализма. Одной из картин на эту тему является «Кукла», которая написана в 1905 г. Взгляд, направленный в окно полуразрушенного дома, падает на куклу. Учился: в Рисовальной школе Общества поощрения художеств (1885 – 1887), на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета (1895 – 1899), в мастерской Л. Е. Дмитриева-Кавказского (1896 – 1899), в Школе Ш. Холлоши (Мюнхен, 1899 – 1901). Но уже примерно с 1916-1917 гг. Вершиной этого сотрудничества стали декорации к спектаклю «Николай Ставрогин» (1913) по роману Ф. М. Достоевского «Бесы».

При этом в иллюстрациях отражены все характерные черты рассказа Ауслендера. Более близок художнику был «Станционный смотритель» Пушкина, к которому еще раньше, в 1905-1906 годах, были выполнены им шесть рисунков сепией, подправленных пером. С тех пор прошло более двадцати лет напряженного и все время совершенствующегося труда. Эскизы декораций к «Месяцу в деревне» могли бы быть с большим успехом помещены среди текста пьесы, понимание которой они бы существенно дополнили. На обложке — сплошной узор из шлемов, стрел, гербов и скрещенных под черепами мечей.

И этот мотив использован в очаровательном рисунке, замыкающем первую главу. Работая в «Мире искусства», Добужинский творил не только в области книжной графики, он писал и исторические картины, как, например, «Петр Великий в Голландии». Но и сказка Андерсена далеко не вполне для детей.

Описание картины 
Мстислава Добужинского 
«Витебск»

Описание картины Мстислава Добужинского «Витебск»

Важное место в творчестве Добужинского занимала урбанистическая тема. Сотрудничал с Московским художественным театром, оформляя спектакли «Месяц в деревне» по Тургеневу, «Николай Ставрогин» по Достоевскому и другие. Коллекция Русского музея обладает значительным собранием произведений мастера. Что здесь иллюстрировать.

Евгении — о создании серии графических работ, посвященных петербургским пейзажам. Типичные приемы графики, обнаруживающие немецкие влияния. В этом рисуночке — вся поэма Лермонтова. Вскоре по приглашению режиссера Михаила Чехова он уезжает в США оформлять спектакль «Бесы».

На стене висит листовка с текстом манифеста 17 октября, поверх которого наклеен приказ генерал-губернатора Д. Ф. Трепова: «Патронов не жалеть». Но уже первые выступления принесли ему известность. Конечно, не всегда в своей основной теме «Город» Добужинский повествует.

С 1901 года Добужинский входит в «Мир искусства». С 1939 жил и работал в США. Достоевского, 1923). Внизу — песочные часы и черные крылья. К тем же годам относятся и первые поездки за границу – в Германию и Швейцарию.

Все равно где: на родине в Вильно, на месте ли постоянного его пребывания — в Ленинграде, в других ли русских городах (Витебск, Псков, Москва) или во время его многочисленных путешествий по чужим странам. Как и всякая интерпретация, она принадлежит к наиболее «смертным» видам художественного творчества. Пожалуй, эта ирония неуместна в книге для детей. И так очаровательна буква «А», сложенная из прутиков, в руках Алексея. Обычные «кривизна» линий и эскизность очертаний утратили некоторую прежнюю нарочитость.

А. Сидоров метко определил его как «одного из лучших читателей среди художников Петербурга». Какой-то немецкой кажется вся книжка. Впрочем, в самом характере своих восприятие и способе их передачи он остается верным «мир-искусником». В 1924 году Добужинский уезжает на родину своих предков – в Литву. Перед нами мелькают маски, плети и цепи, пистолеты и червонцы, а то и целые сценки. Господствует линия, строго вычерченная, замкнутая. Характерно для вкусов того времени, что в конце 1906 г. журнал «Золотое Руно» объявил конкурс для поэтов, прозаиков и художников на тему «Дьявол».

Затем он стал ведущим художником в литовском Государственном театре (г. Он создает иллюстрации к сказкам Андерсена, «Бедной Лизе» Карамзина, «Белым ночам» Достоевского, «Тупейному художнику» Лескова. Особенно изысканны тончайшие белые силуэты на черном фоне, рисующие даже целые пейзажи. Что же касается «Казначейши», выпущенной Кружком любителей изящных изданий в 1914 г. (подготовлена в 1913 г. ), то и здесь Добужинский преимущественно декоратор этой прекрасно «сделанной» книги.

Линия здесь законченная, четкая, определенная, очерчивающая контуры целиком. Она напоминает о далеких годах прошедшего детства, когда маленькому Мстиславу приходилось разрывать свое детское сердечко и сыновнюю любовь между разошедшимися родителями. Сотрудничал с «Метрополитен-опера» (Нью-Йорк). В этих рисунках есть что-то жуткое, но нет опять-таки действия, драматического напряжения. Общество прошло к этому времени сложный организационный период Добужинский оказался в нем самым молодым и менее опытным художником. На второй — та же хижина, уже разрушенная, под облачным небом.

Описание картины 
Мстислава Добужинского 
«Человек в очках»

Описание картины Мстислава Добужинского «Человек в очках»

Так же усердно, как и для театра, художник работает в области книжной графики, но преимущественно орнаментальной. Принцесса изображена жеманной отцветающей девушкой. Вся фигура словно бы не имеет объема, распластана, зажата в немыслимо тесном пространстве. Иногда книга орнаментируется рисунками, воспроизводящими лишь характерные детали («Жизнь Калиостро»). Обычно в заключительном рисунке повторяется тот образ, которым выразительно завершается какой-либо отрывок или все повествование (в «Тупейном художнике», в «Западне» и во втором акте «Скупого рыцаря»). Но в других случаях достигнуты необычайные эффекты, например в изображении светлеющего неба (утро четвертой ночи) или водной глади (вторая ночь — Екатерининский канал у церкви Николы Мокрого). А Добужинский, видимо, в своих иллюстрациях стремился не дополнить конкретными зрительными образами то, что дано у Пушкина, а интерпретировать все, что есть в повести, сохраняя то же соотношение отдельных элементов (психологического и описательного) и закрепляя в шести рисунках все самые существенные моменты повествования.

Например, картина богатых похорон, где наряженные факельщики идут под дождем. Каунас). Плоскость листа строго блюдется. Моцарта, «Гамлет» и «Король Лир» Шекспира.

В «Октябрьской идиллии» ощущается, скорее, не протест, а скорбное чувство, горькая авторская ирония. В 1925 принял литовское гражданство и переехал в Каунас. Особенно ярко творческая индивидуальность Добужинского видна в его городских пейзажах.

В 1927 году Добужинский исполнил эскизы оформления гоголевского «Ревизора». Создаёт цикл воображаемых пейзажей блокадного Ленинграда (1943). В 1920-х наибольших успехов достиг в книжной графике – рисунках к «Свинопасу» Х. К. Андерсена (1917), «Бедной Лизе» Н. М. Карамзина, «Тупейному художнику» Н. С. Лескова (1922) и к «Белым ночам» Ф. М. Достоевского (1925) – шедевру русской книжной графики. Но драматическое напряжение пушкинской трагедии, ее монументальные и в то же время такие человечные образы остались невоплощенными, несмотря на всю «содержательность» иллюстраций.

Но его особенно привлекал другой Петербург. В 1947 выполнил графическое оформление к прозаическому переводу «Слова о полку Игореве» (Нью-Йорк, 1950). В 1925-ом художник работал в Рижском театре, оформляя спектакли, а в 1926 – 29 годах – в Парижском театре Балиева Н. Ф. «Летучая мышь». В своих работах для театра он в сущности так же — это заметил уже цитированный нами Н. Н. Врангель — «иллюстрирует» замыслы писателя.

Еще в 1927 г., вступив в парижскую масонскую ложу «Юпитер», называемую Великой Ложей Франции, он прошел путь до степени мастера (1929) и оставался членом этого религиозно-этического движения до 1938 г. Его привлекала утопическая цель масонства – создание тайной всемирной организации, которая бы объединила человечество в братском союзе. Широко использованы сопоставления черного и белого линии утратили прежнюю сухость, стали свободнее, гибче и выразительнее.

Занимался также офортом и литографией, пробовал свои силы и в живописи маслом. Большое внимание уделял Добужинский и малым формам книжной графики. Однажды художник просто договорил то, на что лишь намекнул писатель. Большую часть жизни Мстислав Валерианович Добужинский прожил в России, где он и родился. Пожалуй, содержательнее всего маленькие концовки.

В 1909 году он исполняет одну из лучших своих театральных работ – декорации к пьесе И. С. Тургенева «Месяц в деревне» в постановке К. С. Станиславского. С тех пор его творческие успехи связаны с театром. Благодаря экспозиции в галерее «На Ленивке», уходит привычный отстраненно-холодноватый образ художника, появляется возможность гораздо лучше понять его внутренний мир. Учился в Петербурге в Рисовальной школе Общества поощрения художеств (1885 – 1887), в школе Антона Ашбе и у Шимона Холлоши (Мюнхен, 18991901). Он охватывает своими щупальцами человеческий муравейник, кишащий вокруг него. Но было бы несправедливо не упомянуть об этом альбоме. Выполнил иллюстрации к «Трем толстякам» Ю. К. Олеши (1928), к «Евгению Онегину» А. С. Пушкина (1936).

Галереи, серии картин, 
портретов

Галереи, серии картин, портретов

В этой новой манере сделаны весьма примечательные иллюстрации 1917 г. к «Свинопасу» Андерсена. Добужинский занимается в знаменитой школе Ашбе, а затем переходит в мастерскую Холоши. Душевный мир одинокого мечтателя невыразим, внешние события мало интересны и так однообразны. Главные свои силы за это время художник отдает декорационной живописи. В созданных в 1903 годустаринных картинах«Двор», «Город», в 1904 — «Вырубленный сад», «Уголок Петербурга» уже видна неповторимая манера художника, его взгляд на город, в котором объединялась и любовь к Петербургу и отображение его жесткой и суровой силы.

загадочных приключений «Ночного принца». Но как не простить это отступление от текста, тем более, что оно вполне в духе повести. Сливаясь с текстом, дополняют, обогащают его.

Художник писал: «Во мне по-новому утвердилось и жившее с детства какое-то родное чувство к монотонным казенным зданиям, удивительным петербургским перспективам, но еще острее меня теперь уколола изнанка города». Добужинский по-прежнему ограничивается композициями на отдельных листах одна единственная концовка в счет не идет.

Имеются еще два рисунка в тексте из которых второй играет роль концовки и, повторяя тему предпоследней строфы (гусар уносит казначейшу среди предутренней тишины провинциального города), выразительно завершает текст. Так или иначе, но возле этого окна со старой куклой можно предаться воспоминаниям. Все же его детство было беззаботным по сравнению с взрослой жизнью, вот таким образом так отчетливо звучат в картине «Кукла» ностальгические нотки. В 1957 году Добужинский ушел из жизни. Его принцесса — совсем немецкая мещаночка, поет «Augustin» и очень интересуется, что у соседей на ужин. Лермонтова, 1913 Белые ночи Ф. М. Член объединения «Мир искусства».

Описание картины 
Мстислава Добужинского 
«Домик в Петербурге»

Описание картины Мстислава Добужинского «Домик в Петербурге»

Великий русский график, театральный художник. Таким образом, огромное значение приобретают «характерные детали», столь выразительные не нагромождением их, а удачным сопоставлением. Он остро ощущал своеобразную эстетику северной столицы, которая заключалась в присущей только этому городу цветовой атмосфере, удивительной графичности архитектуры. В 1907-1908 годах он оформил спектакли в Театре Комиссаржевской и Старинном театре, его декорации очень понравились и вскоре его пригласили в МХАТ оформить спектакль по пьесе Тургенева «Месяц в деревне». Здесь яснее показана зима, смерть страшнее, выразительнее старик с седою бородой и растерянно вытянутой рукой в теплой рукавице. Вот и все самое характерное из известного нам об его первоначальном развитии.

А. А. Последнее интервью у него взял корреспондент радио «Свобода» Борис Оршанский за день до смерти художника. Но вот художник берется за работу над «Белыми ночами» Достоевского. Ведь и у Пушкина описания внешней обстановки хотя и очень тщательны, все-таки всегда даны мимоходом. После рождения сына родители разошлись и мать, артистка, певица и либералка уехала. Родился 2 (14)августа1875 в Новгороде.

Раскрываем книжку и сразу воочию видим все то, о чем повествуется в первых же строках. «Человек в очках» (1906, ГТГ) – одно из самых откровенных высказываний художника о своем современнике. Добужинский вне конкурса дал своего «Дьявола», помещенного в 1 «Золотого Руна» за 1907 г. Это — идеальная сюжетная символико-аллегорическая композиция. Оформляет книги: «Поэмы» М. Ю. Лермонтова (1941, не издана), «Левша» («The Steel Flea») Н. С. Лескова (1943), «Граф Нулин» А. С. Пушкина (1943, не издана), «Ночной трактир» И. А. Бунина (1946), «Слово о полку Игореве» (1950). Заграничная жизнь Добужинского не особенно богата художественными достижениями.

  • Добужинский Мстислав Валерьянович
  • Картины — Добужинский, Мстислав Валерианович
  • Добужинский Мстислав Валерианович
  • Добужинский, Мстислав Валерианович
  • Добужинский Мстислав Валерианович (1875 – 1957)

Родился в семье офицера. Наивно-элегический тон выдержан здесь до конца с исключительной последовательностью. Порой концовка воспроизводит какую-либо случайную, но характерную деталь. Но вместо этого там виден совсем не городского вида старый, покосившийся сарай. Плодотворной для него была связь с МХАТ, где художник оформляет двенадцать спектаклей. Прежде всего любование бытом 20-х годов XIX в., когда и развертывается описанное событие.

Портрет города и горожан», «Неоклассицизм в России», «Дягилев и его эпоха», «Два века русской литографии», «Издания Общины святой Евгении», «Дягилев. Для открытых писем издаваемых Общиной св. Уже неоднократно говорилось о том, что Добужинский прежде всего — изобразитель города. На первой (начальной) изображена при лучах солнца перед Симоновым монастырем хижина из трубы которой весело подымается дым. Неподдельной жутью веет от этого листа, от одного сопоставления серых и темных пятен.

  1. Художник Мстислав Добужинский (1875 — 1957)
  2. ДОБУЖИНСКИЙ Мстислав Валерианович
  3. Городские пейзажи художника Мстислава Добужинского
  4. Мстислав Валерианович Добужинский (1875–1957)
  5. Художник Мстислав Добужинский и художник Алексей Васильев
  6. ДОБУЖИНСКИЙМстислав Валерианович

Добужинский как будто хотел это передать и в самой манере графики (только можно ли здесь говорить о книжной графике. ) : линией капризной, гротескной, кривой формами шаржированными, упрощенными раскраской простодушно-яркой и вместе с тем нежной. На переднем плане — огромные причудливые синие вазы с подарками. Но так как внешних событии почти нет, то первый и третий фронтисписы малосодержательны и по существу излишни. Но не только как обстоятельный «рассказчик» Добужинский близок маленьким читателям, его роднит с ними простота восприятия, острая наблюдательность соединенная с изобретательностью, редкая памятливость на мелочи и трогательная любовь к вещам, словно к живым существам. Н. Тынянова «Подпоручик Киже» и использовал для балета музыку Прокофьева.

В 1941 году Добужинский совместно с выдающимся русским балетмейстером М. Фокиным ставит балет «Русский солдат» с посвящением: «Храбрым русским солдатам второй мировой войны». Впрочем, художник не ограничивается одними «эмблемами» иногда он не может удержаться от того, чтобы не показать нам того или другого героя, а то и изобразить целую сцену. Даже названия его графических работ говорят об этом интересе: «Окно парикмахерской», «Лавка спирита», «Гримасы города», «Старый домик». Впрочем Добужинский, оставаясь верен себе, конечно, не только «декорирует». Словно перед нами какая-то «конденсированная» иллюстрация к сочинениям этого писателя, прекрасно выполняющая свое назначение быть школьным пособием. По характеру службы отца семье довольно часто приходилось переезжать. Начавшаяся война не дала художнику возможности вернуться в Каунас.

Но дух Ремизова, его народность и своеобразная ребячливость взрослого человека Добужинским не выражены. В СССР были изданы оба оформительских варианта «Евгения Онегина» в 1947-ом (представлено в экспозиции) и 1949-ом годах. Были иллюстрированы и кой-какие из басен Крылова (для хрестоматий «Живое слово» и «Цветничок») и при этом с большой обдуманностью и тщательностью. Именно в них всегда особенно проявлялись вся зоркость и изобретательность Добужинского. Оформил несколько спектаклей в Старинном театре и Театре В. Ф. Комиссаржевской (1907 – 1908). В 1901 году Добужинский стал членом художественного объединения «Мир искусства».

Несмотря на подписи, столь старательно выведенные, мы в изображениях отдельных сцен преимущественно любуемся рядом деталей, в обилии нагроможденных помимо указаний текста (например обстановка комнаты Лизы) или красотой силуэта. Он искренне верил в эту идею и делал все, от него зависящее, для ее воплощения. Художник хотел передать свое чувство ужаса перед трагической безысходностью жизни.

  1. Картины ДОБУЖИНСКОГО Мстислава Валериановича, 1875, Новгород – 1957, Нью-Йорк
  2. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  3. Картины художника Мстислава Валериановича Добужинского
  4. Западноевропейская и антикварная живопись
  5. Декоративно-прикладное искусство

Иллюстрации же рисует редко. В Париже проходят его персональные выставки. много путешествует, бывает в Каунасе, Берлине, Париже, Амстердаме, Копенгагене. В последнее время работы Добужинского участвовали в выставках Русского музея и опубликованы в каталогах, в том числе: «Символизм в России», «Санкт-Петербург. Образ города, враждебного человеку, предстает в композициях «Двор» (1903, Третьяковская галерея, Москва), «Домик в Петербурге» (1905, Третьяковская галерея, Москва).

В 1924 году при содействии Юозаса Балтрушайтиса художник принял литовское гражданство и уехал из России. Несколько особняком среди работ для «Жупела» стоит «1905-1906 гг. ». Учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств в Петербурге (1885-1887), мастерской живописи и рисования Л. Е. Сотрудничал в юмористических и сатирических журналах. Большой успех декораций к пьесе И. С. Тургенева «Месяц в деревне» (МХТ, 1909) положил начало тесному сотрудничеству художника с театром. За окном по логике вещей должен находиться пейзаж крупного города, каким был Петербург.

  1. Русская живописьВсе фотографииДобужинский, Мстислав Валерианович168
  2. Рисунок акварелью собирателя открыток
  3. СОВЕТСКИЕ ХУДОЖНИКИ часть третья
  4. Общееколичествопросмотровстраницы
  5. Коллекция Государственного Русского музея
  6. Книжная графика и театрально-декорационные работы Добужинского
  7. МВ Добужинский Городской рисунок

Работал для театров Санкт-Петербурга и Москвы (с 1907). Гимназию окончил в Вильне. Его иллюстрации — настоящие шедевры отечественной книжной графики. Тут художник, видимо, не совладал с соблазном показать жизнь тогдашней Москвы. Правда, у Пушкина сказано, что Лиза училась грамоте по буквам, рисуемым на бумаге.

Добужинский Мстислав 
Валерьянович

С 1924 г. жил в эмиграции. Мстислав Валерианович Добужинский принадлежит по возрасту к младшим членам группы художников «Мир Искусства». Символом страшной действительности является его «Дьявол», где изображен огромный паук с выпученными, горящими глазами. (Кстати и в приемах раскраски обнаруживаются скорее искания новой акварельной техники, чем забота о возможно лучшем воспроизведении рисунка при помощи печатного станка. ) Все герои сказочные, но трактованы иронически, подчас карикатурно.

В 1895 году окончил Виленскую 2-ю гимназию. Большие рисунки даны в характерном архитектурном обрамлении. Остальные четыре рисунка воспроизводят основные моменты истории Лизы и Эраста. Только два рисунка вдвинуты в текст (заглавная виньетка и концовка), три остальных помещены на отдельных страницах.

С 1939 года Добужинский работает в Америке в театре М. П. Чехова. Конечно, в тексте нет ни слова, да и не могло быть, о каких-либо деталях жанра. Член Союза работников искусств (с 1918).

Скупой рыцарь» усердно украшен. Умер Добужинский в 1957 году. На выставках с 1902 г. Входил в объединение Мир искусства (с 1904 по 1910 – член Союза русских художников). Она лежит в правом углу подоконника, небрежно брошенная и забытая своей хозяйкой. И так много о снисходительном любовании «ретроспективного мечтателя» прошлым говорит обложка, на которой две гирлянды вокруг надписи сплетаются в форме сердца.

Над оформлением повести художник работал в 1922 году, когда, по свидетельству его биографа Э. Голлербаха, увлекался особым приемом «граттографией», суть которого состоит в том, что рисунок делается на грунтованном картоне и все тонкие белые штрихи выцарапывают иглой, достигая этим такой четкости, которая недоступна ни перу, ни кисти. Подтверждением этому как раз и служит забытая или умышленно оставленная кукла. Иллюстрациями же только к ненаписанной поэме, воспевающей некий коллектив промышленного города, мнятся рисунки «Будни» и «Праздник» 1906 г. И совсем как рассказы-гротески нами «прочитываются» «Гримасы города», появившиеся на страницах «Сатирикона» в 1908-1911 гг. Эффектное воспроизведение мерцающих очертаний падающих хлопьев снега, отражение в зеркале, отсветы свечи на стене лишь усиливают впечатление чего-то таинственного и жуткого. На обложке принцесса и свинопас, между ними — волшебный котелок. Дело еще в том, что эти рисунки и силуэты выполнены в старой «классической» графической манере. Ведь и в повести его душевная драма — главная тема.

Сопротивление местных шовинистов лишило его возможности заниматься преподаванием, к чему он очень стремился. Сын генерал-лейтенанта Валериана Петровича Добужинского. Небольшой альбомчик в украшенной нехитрым узором папке.

Значителен лишь второй, дающий образ безумца-скупца среди его сокровищ. Иллюстрации к этому роману – творческая победа художника. Таким образом создается редкая по органической цельности вызываемых переживаний иллюстрированная книга. Начало».

Таким видел Добужинский современный ему Петербург. Фигуры героя и героини сравнительно мало заметны. График, художник, художник театра, педагог. Родился в Новгороде. Здесь Добужинский дает образец столь распространенного тогда условно-символического рисунка определенно иллюстративного задания. Еще в 1909 г. Александр Бенуа не в хулу, а лишь свидетельствуя наличное направление творческих сил, отметил, что «в нем гораздо больше «рассказчика», нежели «художника формы».

В 1934 выполнил эскизы декораций и костюмов к постановке оперы А. П. Бородина «Князь Игорь». Через год художник написал либретто балета на музыку Седьмой (Ленинградской) симфонии Шостаковича, выполнил эскизы декораций к балету, а также иллюстрации-фантазии к музыке Шостаковича. Преподавал: в школе Е. Н. Званцевой (1906 – 1910), в Новой мастерской (1911 – 1917), в Витебском училище (1918 – 1919), в Высшем институте фотографии и фототехники (1919, профессор), в Высших государственных художественно-технических мастерских и Училище Штиглица (1918 – 1923). Тема города стала одной из главных в творчестве Добужинского, который в пейзажах сумел передать свое восприятие Петербурга. Первой книжкой иллюстрированной Добужинским, была сказка Алексея Ремизова Морщинка». Внимательный «читатель» и опытный «рассказчик», он умеет остановиться на самых существенных моментах повествования, наиболее ярких образах, выразительных «мелочах», столь любовно им подмечаемых. Под ней — сердце между белых крыльев.

На фоне окна, за которым виден городской пейзаж, стоит человек. Их издательство собиралось использовать для воспроизведения на художественных открытках. В 1939 выехал в США для работы с актером и режиссером М. А. Чеховым над спектаклем «Бесы», в Литву не вернулся. Так всегда.

В 1935 с труппой каунасского театра уехал в Англию. Петербург в этих рисунках получает обобщенный образ капиталистического города и Добужинского начинают называть «художником города». В 1923–1924 гг. Матэ, а также в Мюнхене. у Добужинского начинают вырабатываться новые приемы. Двумя счастливыми исключениями стали иллюстрации к "Трем толстякам" Ю. К. Олеши (1928) исполненные еще по заказу из Москвы, а также к "Евгению Онегину" (1936), в которых он реализовал свой давний замысел глубоко оригинального прочтения романа А. С. Пушкина.

Участник выставок (с 1902): «Мир искусства» (1902 – 1906, 1911 – 1924), Союз Русских художников (1904 – 1910), «Жар-Цвет» (1924). С искусством гравюры молодой художник познакомился в студии В. В. Матэ. Он с большим успехом занимается оформлением спектаклей в Каунасском театре. После заключительной фразы пушкинской «Барышни-крестьянки»: «Читатели избавят меня от излишней обязанности описывать развязку» — нарисовано, как оба отца благословляют Лизу и Алексея. Преподавал в частной художественной школе, сотрудничал в литовских изданиях. Сейчас они являются предметом «охоты» многих любителейантикварной живописи.

Затем учился в Санкт-Петербурге в Императорской школе общества поощрения художеств (1885—1887), в школе Антона Ажбе (Мюнхен, 1899—1901) и у Ш. Холлоши (Надьбанья, Венгрия). В октябре 1918 г. его избирают учёным хранителем Эрмитажа. Сказка иллюстрирована вся, в буквальном смысле — от начала до конца.

И прежде всего это хочется сделать по отношению к М. В. Добужинскому. Мы видим типичные арки желтого Гостиного двора, купцов с картузами, зазывающих покупателей, огромную лужу, спящего алебардщика, чешущуюся о столб свинью, рожицу, нарисованную мелом на этом столбе и т. д. и т. д. и переносимся, действительно, в «Город николаевскик времен». Бахрушина, музеях Вологды, Иркутска, Кирова, Козьмодемьянска, Краснодара, Севастополя, Саратова, Смоленска, Твери, Хабаровска, зарубежных музеях. В 1935 г. в составе труппы каунасского театра Добужинский уехал в Европу, в Англию. И потому так много прелести и подлинной детскости в его изображениях приключений двух озорников — куклы Нолли и паяца Пшика (к рассказу Саши Черного в сборнике «Жар-Птица», 1911 г).

Первый рисунок играет роль фронтисписа. Необходимо отметить еще значение концовок. К форме силуэта Добужинский обращается снова год спустя, в 1919 г., работая над «Барышней-крестьянкой».

Контрастов черного и белого нет. Кое-что было сделано для «Детского альманаха». Достоевского «Белые ночи» (1923 г. ). Перелистываем страницу, — перед нами слева большое изображение тронного зала. Здесь использован старый прием, уже знакомый нам по «Калиостро», — воспроизведения каких-нибудь деталей повествования.

Четыре больших рисунка воспроизводят основные моменты этого «рассказа на могиле», повествующего о трагической судьбе крепостной актрисы и ее возлюбленного. Рисунки раскрашены, вернее, слегка подкрашены.

Наибольшее внимание уделено станционному смотрителю. Его иллюстрации к рассказу С. Ауслендера «Ночной принц» (1909) исполненные пером, тонко передают зыбкость и полуфантастичность сюжета. Удивительно подходит «чувствительной» повести Карамзина быть изданной в виде небольшого томика в плотной зеленой обертке с наклейкой, на которой наивно-узорчатыми буквами выведено заглавие.

Это как-то сразу делает его более близким духу современности и отличает от других ленинградских «ретроспективных мечтателей». Местами кое-где введены небольшие пятна черного. Юный художник много рисует, развивается его наблюдательность.

Различны и системы иллюстрирования. В Нью-Йорке же были изданы две последние книги с иллюстрациями Добужинского, это «Левша» Лескова и «Слово о полку Игореве». Кажется, что здесь ко всякой мелочи можно подыскать у Гоголя соответствующую цитату. Это больше похоже на сельский пейзаж, чем на городской вид из окна. В 1905 году в журнале «Жупел» появился его рисунок «Октябрьская идиллия». Во всей картине сквозит заброшенность, неухоженность, опустелость. Не все в графике к «Белым ночам» одинаково удачно.

Художник любил его и посвятил ему многие из своих городских пейзажей. Рисунки к «Белым ночам» – это подлинная классика русской иллюстрации. Вернувшись в 1901 в Петербург, сблизился с объединением «Мир искусства». Оригинально, с большим мастерством оформляет в этот период оперы Мусоргского и Прокофьева.

Добужинский по характеру своего творчества обещал стать прекрасным «детским художником». Работал в области архитектурного пейзажа (Уголок Петербурга, 1904, ГТГ) исторической живописи, портрета (Человек в очках, 1906), а также как иллюстратор (Казначейша М. Ю. Удачны контрасты белого, черного, серого (дан штриховкой). Оформлял спектакли в Каунасском театре (1925 – 1935). Начиная с 1902 г., Добужинский начал участвовать в художественных выставках, вступил в творческое объединение «Мир искусства», практиковал собственную живопись и графику, писал критические статьи о художественном творчестве.

В 1901 году изучал гравюру под руководством Василия Матэ. Дягилева. Точно так же и некоторые эскизы к постановке «Николая Ставрогина» воспринимаются определенно как иллюстрации к «Бесам». Но вот нарастает конфликт: король увидел свою дочь, целующую свинопаса.

Конечно, здесь немало привлекательной казалась задача воссоздания внешнего быта начала XIX в. Но Добужинский, обдуманно и любовно воспроизводя ряд характерных мелочей (типичная карета, верстовой столб, дамская шляпка корзинкой, овальные портреты на стенах и т. п. ), не выдвигает их на первый план, как то бывало у иных чрезмерно увлеченных стариной ретроспективистов и не затемняет ими существенного. Это как бы иллюстрация к лирическому вступлению ко всей повести. В 1939 г. Мстислав Добужинский уехал в США, с тех пор он уже не покидал Штаты. Появились эти черты и в одной из лучших работ художника – оформлении сказки Андерсена «Свинопас» (1917).

Наарт-рынкеособым успехом пользуются эскизы Мстислава Валериановича к театральным постановкам, а поклонники творчества Добужинского могли с 28. 03. 12 по 31. 05. 12 в московской галерее «На Ленивке» видеть двести работ художника, объединенных под названием «Семейный альбом». Лишь квартиру Дуни художник показал во всей прелести «ампира», но и здесь он следовал тексту, указывающему на особо пышную обстановку. В 20-е годы Мстислав Валериевич особенно плодотворно работает в книжной графике.

Но особенно характерны две виньетки, окаймляющие все повествование.

Оформлял театральные спектакли Московского художественного театра («Месяц в деревне» И. С. Тургенева, 1909 «Николай Ставрогин» по Ф. М. Достоевскому, 1913), антрепризы С. П. Дягилева и др. Иногда в виньетках даются лишь вольные парафразы на мотивы текста («Месяц в деревне»). С 1929 Добужинский – ведущий художник литовского Государственного театра (Каунас). Лучшие из них – русская и европейская классика: «Пиковая дама» и «Евгений Онегин» П. И. Чайковского, «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, «Дон Жуан» В. -А. Характерно, что очень много внимания уделено пейзажу, как это и у самого Карамзина.

Он ничего не изображает, а просто поверх пяти букв «конец» надписывает характерным размашистым почерком те слова, что навсегда остаются в памяти читателя: «помните и любите вашу Настеньку». Пушкина «Евгений Онегин», над которыми он работал несколько лет с 1931 по 1936 год.