Картины Домье
Наиболее знаменитыми картинами Домье стали: «Восстание», «Мельник, его сын и осел», «Дон-Кихот, отправляющийся на свадьбу», «Прачка». Наследие, доставшееся нам от Домье – это около 4000 литографий, свыше 900 рисунков для гравюр, более 700 картин и акварелей, а также более 60 скульптур. В серии картин, посвященных «Дон Кихоту», реализм Домье достигает особенной обобщающей силы. Бальзак однажды заметил, что было что-то от Микеланджело в Домье из-за скульптурного моделирования некоторых его картин. Вы можете приобрести репродукции картин художника Домье Оноре маслом в интернет-магазине Твой Постер.
«На концерте», Оноре Домье — описание картины
Одной из вершин творчества Домье (да и всего искусства XIX в. ) стала большая литография Улица Транснонен 14 апреля 1834 г., также изданная Ежемесячной литографической ассоциацией. Но я не думаю, чтобы даже Адемар сумел рассказать, что же именно веселое мог отыскать король Луи-Филипп в литографиях Домье, где король был выведен в виде китайского болванчика, в виде клоуна, задергивающего занавес над закончившейся комедией Палаты депутатов, в виде грабителя, хладнокровно отрезающего головы целому индюшатнику, в виде тюремного лекаря, констатирующего смерть политического заключенного, в виде груши (что стало широко распространенным прозвищем Луи-Филиппа в революционной печати), облаченной в королевскую мантию и прикрывающей ею целую толпу преступников, в виде отвратительного разбухшего толстяка, дрыхнущего на королевском троне из-под которого во все стороны торчат пушечные дула (литография Покой Франции, 1834) и т. д. Нет такого острейшего и грубейшего издевательства, которое Домье не позволил бы себе по адресу ненавистного всему французскому народу (за исключением банкиров и лавочников – по определению Маркса) и в полной мере заслужившего эту ненависть короля-буржуа Луи-Филиппа. А. С. Пушкина в Москве и изображающую Камилла Демулена, призывающего народ к восстанию. С тех пор, как написаны эти строки, прошло более тридцати лет из молодого энтузиаста я успел превратиться в старого (все еще и несмотря ни на что энтузиаста), с тех пор столько по дороге растеряно, забыто, столько отцвело, устарело, а вот Домье держится, он держится, несмотря даже на злоупотребление его именем на то, что он превратился в своего рода жупел на то, что культ мастера, при жизни не знавшего признания толпы (зато получившего признание Делакруа, Коро, Бальзака, Бодлера и Мишле), грозит ныне перейти в какое-то изуверство (в результате чего чрезвычайно возросла подделка под него). Добиньи рекомендовал Домье одному богатому американцу, скупавшему в Европе картины.
При кажущейся простоте композиция строго продумана. Только в условиях высокого революционного подъема и дальнейшей ожесточенной и резкой борьбы с реакцией развернулись и вспыхнули ярким светом его самые сильные и лучшие качества. Найти это помогла ему Февральская революция 1848 года и особенно июньское рабочее восстание того же года.
Художник Оноре Домье картины и карикатуры
Подрабатывая в журналах, Оноре с 1830 года начинает сотрудничать в сатирическом издании Шарля Филипона «Карикатюр», где работали лучшие рисовальщики той поры: Монье, Гранвиль, Травье, Шарле, Декам. башнями на главном фасаде, по композиции поразительно напоминают готические. Домье.
При взгляде на нее испытываешь скорее чувство тревоги, беспокойства. В литографии «Империя – это мир» изображено поле с крестами и надгробными памятниками. одним словом, создавать живое искусство — такова моя цель».
Для Домье наступила одна из самых мрачных полос в его жизни. Объемы и формы даны крупными монолитными массами, придавая образу монументальность, недаром Бальзак сказал о Домье: «В этом молодце сидит Микеланджело». Напротив, Домье милый, старый шутник – это он сам и есть, но только, разумеется, старым он стал лишь к концу жизни, ничего при этом не утратив от своей вечной молодости, а милым он был всегда и за эту самую милость он был удостоен тесной дружбы другого милого и не менее, нежели Домье, гениального художника – Коро.
Ведь даже о кузнецах Гойи можно было еще думать как о художественном воплощении деревенской жизни, - не говоря уж о шлюзовщиках или возчиках щебня Джона Констебля, а в первом городском (в полном смысле слова) пейзаже – в Печи для обжигания извести Жерико – не было людей. Пожалуй, только одна литография этого периода представляет исключительный интерес, хотя и она была явно сделана еще на высоком разгоне 1848-1851 гг. В Бесплатном спектакле (1840-е, частное собрание) зрители галерки захвачены зрелищем, но каждый реагирует по-своему: от вдохновенного волнения до спокойного созерцания. Шедеврами мирового графического искусства стали такие литографии Домье, как «Законодательное чрево», «Свобода печати», серии «Знаменитости золотой середины», «Люди юстиции», «Робер Макер». В этих сериях, печатавшихся в Шаривари нередко одновременно (т. «Я крестьянин и ничего больше, кроме как крестьянин», — скромно говорил он о себе.
Оноре Домье: самые популярные картины (топ 12)
Каждый месяц Домье выпускал около ста литографий. «литое» — «камень» и «графо» — «пишу», «рисую»).
Особенно трагична одна из последних композиций изображающая одинокого Дон Кихота среди мрачной пустыни под темным небом (1868—1870, Мюнхен, Новая пинакотека). Всеми способами он издевается над Тьером, вплоть до представления его в виде кокетливого голого амура, поворачивающего свой зад к зрителям или над доктором Вероном, редактором и издателем реакционной газеты Constitutionel – его увенчанная ночным колпаком грузная, жирная туша обыгрывается Домье в самых смехотворных ситуациях особенно противен он и особенно хорош (с точки зрения мастерства карикатуры) в роли святого Себастьяна, проткнутого стрелами Шаривари. Сгибаясь под тяжестью ноши, она заботливо поддерживает ребенка.
какой-либо жанровой живописью, тем более со спокойной лирической настроенностью. Цензура не обратила своего внимания на это весьма сомнительное, с точки зрения общественных верхов Второй империи изображение, обманутая безобидным названием серии, в которую был включен этот лист (Современные художники), так же как и явным портретным сходством с Моннье. За эти карикатуры Домье, обвиненный в «оскорблении члена королевской фамилии», приговаривается к тюремному заключению.
Коро, восхищавшийся его гением, спас старого мастера от конфискации имущества по суду. «К циклу Прачек относится и картина известная под названием Ноша, – пишет Н. Н. и Свободы, ведущей народ Делакруа и даже Умирающего Марата Давида. Линия контура мягко обтекает формы, объединяя обе фигуры в единое целое.
За редчайшими исключениями, это бессодержательные, равнодушные, часто сделанные как попало листы, в которые никакой душевной и творческой заинтересованности художником вложено не было. Его жизненные наблюдения и зарисовки составляли богатейший материал для работы, а ранние картины на крестьянские темы, «Веятель» (один из вариантов находится в Лувре»), «Сеятель» (1849—1850, один из вариантов — Бостон, Музей изящных искусств другой — Нью-Йорк, Метрополитен-музей), поэтизируют и возвышают крестьянский труд. Домье умел быть, когда нужно и тем и другим.
В эти годы он еще дважды выставлял свои работы в Салоне: в 1849 г. там появилась большая картина Мельник, мальчик и осел, написанная на сюжет басни Лафонтена (ныне в Музее Глазго), представляющая трех, крупно данных на первом плане, смеющихся крестьянских девушек, а вдали – мелкие фигуры героев этой басни, смущенных насмешками. Впрочем, его живопись шла своими и очень сложными путями. Лишь после того, что, кроме карикатур, я здесь познакомился и с его картинами и рисунками, – я понял вполне, кого и за что я обожал уже многие годы. Короткому сидению Домье в этой тюрьме незачем придавать патетический и драматический оттенок.
С революцией 1830 года и в еще большей мере с революцией 1848 года было связано творчество Оноре Домье (1808—1879), художника цельного, последовательного в своих убеждениях, непримиримого борца с буржуазными порядками. Неоконченная работа Вагон третьего класса (Нью-Йорк, музей Метрополитен) дает прекрасную возможность для изучения живописной манеры Домье. Сильные, концентрированные лучи как бы выхватывают и озаряют главных действующих лиц. О. Домье «Улица Транснонен» Домье чутко и эмоционально отозвался на террор, наступивший после Июльской революции. Была ли Республика Домье его первой живописной работой.
Домье стал национальным монументом (слава богу, еще не удостоившись рукотворного памятника на площади), он стал мировой ценностью. В этом аллегорическом изображении запечатлена только что пережитая трагедия Франции.
Оноре Домье – картины с названиями и описанием по алфавиту
Их фигуры выявлены плотным силуэтом на фоне ярко освещенной набережной Сены. Он сразу лишился возможности безудержно фантазировать изобретать необыкновенные метафорические и аллегорические образы, дерзко сопоставлять реальность и воображение, не говоря уже о самом смысле сатирического обличения и о пафосе революционной борьбы. При жизни Домье его живопись была мало известна и лишь посмертная выставка 1901 года заново открыла её, так же как и скульптуру («Ратапуаль», около 1851 года, музей Орсе). Вдали в воздушной дымке растворяются очертания города.
или, еще более, Вам предоставляется слово, объяснитесь. Улица Транснонен была выполнена всецело в духе Давида, Жерико и Делакруа – в высоком трагическом духе, чуждом какой бы то ни было карикатуре. Бодлер выделял Домье, которого уже в 1845 году поставил в один ряд с Энгром и Делакруа: «Домье поднялся до больших высот, сделал карикатуру жанром серьезного искусства, он великий карикатурист.
«Этого можно освободить, он больше не опасен», — гласит подпись под листом, усиливая ноту боли, горечи и гнева. У меня есть основания думать, что Домье мог сделать все эти вариации восстаний и вне всякой связи с Революцией 1848 года, через десять или двадцать и больше лет, может быть в связи уже с Коммуной 1871 года. И как современен старик Домье. Действительно, только Домье и было заботы, как веселить царствующего монарха Франции. Вы свободны. Вдали в воздушной дымке растворяются очертания Парижа.
Краски положены сочным плотным слоем. Во Франции нарастала революционная ситуация. Он обличал и высмеивал продажность и взяточничество буржуазного суда, фальшь адвокатов, притворство подзащитных, напыщенность судей (серия «Люди юстиции», 1845).
Сгибаясь под тяжестью ноши, прачка заботливо поддерживает ребенка. Свидетель неоднократных революционных выступлений народа, Домье вслед за Делакруа создает пламенный образ восставшей Франции в картине «Семья на баррикаде» (1848—1849, Прага, Национальная галерея), пронизанной пафосом революционного порыва, стремительной динамикой ритма.
Фактически даже и сам Шанфлери, как и Курбе, не был в состоянии строго следовать собственным ригористическим декларациям. Домье может выдержать такие сравнения. приобрели необычайную живописную свободу и колористическую тонкость. Общий итог этого периода художественной биографии Домье не становится от этого меньше.
Краткая информация о художнике и его картинах
Ни сколько-нибудь ясно выраженного индивидуального характера художника, ни сколько-нибудь значительной художественности в этой более описательной, чем выразительной карикатуре не было, она вполне походила и на работы Гранвилля и на работы Травьеса, а вернее – на средний и общий тип тогдашней сатирической графики, еще не очень сильный и не слишком глубокий по своему образному строго. Это были годы напряженной борьбы французского народа с реакцией.
В каждом лице с беспощадной точностью передано портретное сходство. Домье. В решительную борьбу вступил Курбе с салонным искусством.
Известно ведь, что уже в эти годы им была написана одна (неизвестно которая) из его картин на сюжет, взятый из Дон Кихота. В 1850 г. Домье дал на выставку картину Нимфы, преследуемые сатирами (Художественный музей в Монреале) и красивый большой подцвеченный гуашью рисунок Шествие Силена (ныне находящийся в музее в Калэ). Литографии 1844-1847 гг. В картине «Возвращение с конференции» (1863, не сохранилась) художник сатирически показывает пьяных церковников, которые едва держатся на ногах, вызывая насмешки крестьянина — свидетеля этой сцены.
Эти смешные античные персонажи получились у Домье очень живыми: и Прекрасный Нарцисс, тощий, как сушеная рыба и лохматый Пигмалион со своей нюхающей табак Галатеей и грузный Геракл, удрученный количеством навоза в Авгиевых конюшнях и томный Александр, великодушно передающий восторженно павшему на колени лысому и тощему Апеллесу толстую и уродливую Кампаспу. Под рисунком подпись: «Бедная Франция, ствол сломлен, но корни еще крепки». И хотя бы то, что Лебедев избрал своим прототипом именно Домье (тогда как его товарищи учились на Гаварни, на Каме и на Гревене), – одно это показывает своеобразность и отменность его вкуса, одно это требует, чтобы Лебедев был спасен от забвения.
Однако в большинстве случаев Домье не удавалось осуществить продажу.
Описание картины Оноре Домье «Улица Транснонен»
Уверенным, размеренным шагом идет крестьянин по вспаханной ниве. Рисункам часто предшествовало изображение фигур в глине (первые гротескные бюсты исполнены в 1832 году после смерти Домье многие работы переведены в бронзу) – этим, в частности, объясняется умение Домье компоновать массы и добиваться объёмности изображения в графике.
Мы требуем от него правдивости ибо, чтобы быть понятным, он должен быть близким к жизни». Ряд лиц — участников сцены — носит следы мещанской ограниченности, бессердечия, лицемерия. Юристы, врачи и политики тоже часто становились жертвами колкого остроумия художника.
Вместе с тем капиталистический способ производства вызвал к жизни неразрешимые в его рамках противоречия между общественным характером массового индустриального производства и частной формой присвоения его плодов, обнажил до предела все пороки и уродства, присущие Этой стадии общественного развития человечества. В журнале «Карикатюр» художник помещает рисунки, высмеивающие Луи-Филиппа изображенного то в виде груши (по-французски слово «пуар» означает одновременно и «груша» и «дуралей»), форму которой напоминает голова правителя Франции, то в виде великана Гаргантюа, поглощающего золото. Вот таким образом она очень смешна и те же самые приемы безмерно утрированной физиологической экспрессии получили в ней несколько иное и в целом гораздо более многозначительное звучание. Он продолжает работать среди других изгнанников-коммунаров. И там и здесь, осмотрев то, что на стенах и в витринах, попробуйте со стороны поглядеть на толпу обозревателей, к которой вы сами только что принадлежали. Крестьянин-труженик становится героем его произведений.
Несмотря на естественное преобладание в графике Домье 1848-1851 гг.
Описание картины Оноре Домье «Вагон третьего класса»
Склонность же его к изображению страстных, порывистых движений – опять напоминает Микеланджело в его скульптурах. Таковы Бодлер, поэт и тонкий критик, поглощенный работой, (1848, Монпелье, Музей Фабр), композитор Берлиоз, сидящий за роялем в глубокой задумчивости (1850, Париж, Лувр). Таким образом достигается эффект скульптурности масс. Написанный в широкой манере «Автопортрет с черной собакой» (1842, Париж, Пти Пале) и другие ранние произведения проникнуты настроениями мечтательности, раздумья и свидетельствуют о романтических устремлениях художника.
Окончательное же ознакомление с моим кумиром произошло на Столетней выставке 1900 года, где Домье-живописцу была отведена целая стена и тогда же в Мире искусства я поделился с русским читателем тем впечатлением, которое произвели на меня эти вещи. Тесно переплетаются здесь темы семьи и труда. Я постараюсь показать дальше, в чем здесь дело. Но как и тогда, скульптура стала для него источником целого ряда первоклассных литографий.
Описание картины Оноре Домье «Законодательное чрево»
Реализм в искусстве 19 в. представляет собой качественно новую ступень в истории развития реалистического метода. Листы Домье трагично выразительны. Словно здесь выносится приговор всему человеческому роду, позволившему себе в эти отвратительные годы Июльской монархии впасть в почти скотоподобное состояние. Его захватил и увлек за собой революционный пафос победившей революции, а после июня 1848 года – не менее напряженная и трагическая защита революции от наступающей со всех сторон реакции. Но и в эти годы он не сдает своих позиций страстного борца за реализм. Он более не опасен.
Домье умер в полной нищете в пригороде Парижа Вальмондуа 10 февраля 1879. В тот день, 14 апреля, армия (даже не полиция. ) Луи-Филиппа свирепо расправилась с обитателями рабочих кварталов Парижа, где находился центр восстания, не щадя ни стариков, ни детей в домах по улице Транснонен не осталось ни одной живой души. Скромный, застенчивый, любивший уединение Домье первый запротестовал бы против такого он, потешавшийся над всякими проявлениями балаганного парада, был бы бесконечно смущен и раздосадован, если бы его вытащили перед всемирной толпой и стали демонстрировать, как некое чудо природы, под грохот барабанов риторики. Домье подчеркнул контраст между этой немного нескладной и угловатой, простецкой и одновременно величавой фигурой парижского рабочего и данными на дальнем плане невзрачными, мелкими, почти что призрачными, похожими на деревянных марионеток фигурами врагов свободной печати – уже сбитого с ног Карла X, вокруг которого суетятся другие монархи и грозно машущего своим зонтиком Луи-Филиппа, которого Гизо благоразумно пытается удержать от излишней опрометчивости.
Описание картины Оноре Домье «Прачка»
С первых же творческих шагов обнаруживаются политические симпатии и резкая оппозиция Домье по отношению к монархическому режиму. В 1833-1835 гг. Литографии Домье наполняются отныне неистовой ожесточенностью. Подлинная пропасть отделяет его работы 1832-1835 гг. Домье я знаю с детства, так как у отца в библиотеке было несколько альбомов с чудесными его литографиями и, кроме того, разрозненные выпуски журнала Шаривари из которых редкий не содержал его карикатур. Пусть даже так: Микеланджело и Домье из одной семьи, – семьи титанов из той же семьи из которой были Донателло, Тинторетто, Рубенс, Гомер, Данте, Шекспир, Бах и Бетховен, – но на этом мистическом родстве не годится настаивать ибо это ведет к недоразумениям, к пустому фразерству.
То мое детское обожание Домье было именно детским. При этом сам уклад социального быта, социальные условия жизни народа служат тем непосредственным жизненным материалом, на котором и создаются типические обобщенные образы. Домье видел и знал не меньше и умел с величайшей прозорливостью видеть очень далеко. Открытое столкновение Курбе с официальными кругами произошло в 1855 г., когда, отвергнутый Салоном, он устроил выставку своих произведений в бараке, построенном невдалеке от Всемирной выставки. Но порой Домье прибегает к другому эффекту: полутьма заднего плана как бы рассеивается к переднему и интенсивно начинают звучать белые, голубые, желтые цвета (Выход из школы, около 1853–1855 один из вариантов Вагона третьего класса, около 1862).
Он писал уличные сценки, бродячих акробатов, простых людей («Любитель эстампов», музей Пти-Пале, Париж «Вагон третьего класса», около 1862-1864 годы, Метрополитен-музей, Нью-Йорк и другие собрания серия «Прачки», около 1860-1863 годы, музей Орсе и другие) иногда обращается к мифологическим сюжетам излюбленными образами Домье надолго остаются Дон Кихот и Санчо Панса (серия картин – музей Орсе, Новая пинакотека, Мюнхен, Метрополитен-музей, музей Крёллер-Мюллер, Оттерло). Домье делал эти литографии для заработка, но все его мысли были где-то очень далеко от такой явно нудной и томительной повседневной работы. Столь же материальны, как натюрморты и жанровые картины, пейзажи Курбе. Домье не позабыл свое сатирическое оружие, когда дважды, в последний раз изобразил с величайшим презрением свергнутого короля Луи-Филиппа (Луи-Филипп, последний король Франции и Все потеряно, кроме кассы) или когда ему пришлось весной и летом 1848 г. представлять в полных шутливой иронии рисунках (очень малокарикатурных) растерянных национальных гвардейцев или напуганных буржуа-обывателей, шипящих на новые порядки. В «Любителе эстампов» художником дан образ поглощенного страстью к искусству героя. С глубиной и трогательной нежностью показывает он жизнь трудящихся большого города. Яркий свет безжалостно вырывает из темноты голову убитой старухи.
- Биография и творчество Оноре Домье
- Творчество Домье (живопись, скульптура)
- Картины Оноре Домье: от графики к живописи
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- Гротескная карикатура и бытовая сатира от художника Оноре Домье
Постепенно к концу 19 — началу 20 в. критика капитализма начинает вестись в искусстве (особенно в русском) уже не только и не столько с позиций буржуазной или крестьянской демократии, как это было раньше, а с позиций зарождающегося и крепнущего мировоззрения революционного пролетариата. Привычны их движения, проникнутые строгим ритмом. Он породил эксплуатируемый класс нового типа, формально «свободный», а на деле — полностью «освобожденный» от какой-либо собственности на орудия труда — пролетариат.
Литография доказывает, что художник верил в силу Франции, в ее мужественный народ. Из жизни Домье навсегда ушло одиночество, приносившее ему немало горьких минут. Литографии 1844-1847 гг.
От случайных французских типов, повадок, костюмов (как аннонсировал эти литографии Шаривари в конце 1835 г. ) Домье перешел теперь к длинной серии похождений одного и того же героя – жулика и проходимца Робера Макэра, давно известного парижанам по театральной пьесе, ему посвященной и по блистательному исполнению этой роли знаменитым Леметром.
- Словари и энциклопедии на Академике
- О знаменитости:Французский график, художник и скульптор
Но Домье не только рисует сцены расправы с рабочими. Разумеется, трибун ошибался ибо портретных шаржей Домье в этот период жизни не делал. Иногда это иронически данная «поэтичность» общих мест романтического пейзажа, но и тогда еще более оттеняется мещанское убожество, тупость буржуазной морали — серии «Пасторали», «Лучшие дни жизни», «Супружеские нравы». Первым листом, в котором все эти новые качества развернулись (и причем вдруг, сразу. ) с удивительным блеском, был не входящий ни в какую серию лист 1844 г. Между одиннадцатью часами и полночью. С этого времени слагается творческий облик художника-демократа, поэта крестьянского труда. Его адвокаты и судьи (чей облик он изображает с особенным блеском и эффектностью благодаря их длинным черным мантиям) – это самые нормальные деловые люди, в которых нет ничего демонического и такие же стяжатели, как и разные другие представители среднего класса (по выражению Голсуорси), другие добрые буржуа, по определению самого Домье.
Иногда его портреты кажутся этюдами к жанровым картинам. Н. Н. Таким образом достигается эффект скульптурности масс. Их близость особенно ощутима при взгляде на безликий городской пейзаж второго плана. Чтобы эта классификация не выглядела излишне педантической или попросту ненужной, я приведу только один пример совсем иной оценки хода развития искусства Домье, естественно и основанной на абсолютно иных взглядах на этого художника.
И далее: Иные сравнивают Домье с Микеланджело и положительно это сравнение (оно принадлежало Бальзаку) не так утрировано, как оно сразу может показаться. Для Домье так же не могло быть никаких колебаний и сомнений. В период революции 1848 года Домье вновь обращается к политической карикатуре.
Эмоционально насыщенная, монументальная, обобщенная живопись Домье всегда выражает характер его творческих исканий и когда он пишет сцены современной жизни и когда создает композиции на сюжеты бессмертного «Дон-Кихота», образ которого приобретает особую трагичность во времена Второй империи. Его наблюдения касались не отдельных личностей, а как бы всего рода человеческого. На первом памятнике надпись: «Погибшие на бульваре Монмартра 2 декабря 1851 года», на последнем – «Погибшие у Седана 1870 года», то есть Домье утверждает, что империя Наполеона III с начала до конца приносила французам смерть. Домье сотрудничал в прогрессивных сатирических журналах «Карикатюр» и «Шаривари». Но теперь его дар анализа и обобщения словно проходил стороной мимо всей бестолковой, крикливой и шумной жизни официального буржуазного Парижа новоявленной Второй империи, почти не затрагивая ее подлинного существа.
В своих картинах Домье высмеивал недостатки и слабости мелкой буржуазии, атаковал врагов прогресса, обращался к политическим темам, если это допускала цензура. Оноре Домье (Honore-Victorin Daumier, 1808 — 1879) — французский художник-график, художник и скульптор, крупнейший мастер политической карикатуры XIX века. Каждый месяц Домье выпускал около ста литографий и у него оставалось очень мало времени для занятий живописью, к которой он, несмотря на полный провал у критиков Салона его живописных произведений испытывал все больший интерес. Литографии 1852-1855 гг. Домье начал публиковать свои литографии в этом журнале под псевдонимом Рожлен.
Так, наиболее серьезная из его политических карикатур, сколько бы их ни превозносили поклонники, уступает его просто смешным бытовым сатирам и точно так же в его аллегорической картине Республика 1848 (в которой он явно подражает Милле) Домье далеко не представляется на том же уровне, нежели в других его живописных произведениях, – там, где он совсем самобытен иначе говоря, смеется или улыбается, где он шутит. Вместе с коммунарами в числе героических борцов Парижской коммуны был возглавивший Федерацию художников Гюстав Курбе (1819—1877). Не случайно похождения Робера Макэра изображенные Домье, так понравились совсем тогда еще молодому Теккерею, который и сам делал в то время нечто похожее: ему было еще далеко добираться до собственного Пенденниса или Ярмарки тщеславия и, например, его ранние Записки Барри Линдона (или, вернее, Счастье Барри Линдона) при всей их благородной обличительной резкости читать, по правде сказать, так же противно, как и смотреть на листы Карикатураны.
Домье не был (несмотря на большую распространенность его карикатур) по заслугам оценен своими современниками. В этих литографиях, полных сдержанной, точной, безотказной экспрессии, понятной каждому без всяких подписей и объяснений и где карикатура смело совмещена с суровой и строгой жизненной правдой, Домье окончательно сформулировал и отчеканил тот язык высокой и благородной сатиры, которому следовали потом и великие художники, обращавшиеся к критике буржуазного общества, - Манэ или Дега, Тулуз-Лотрек или Руо, - и выдающиеся рисовальщики разных стран, до американских художников Клуба Джона Рида (таких, как Роберт Майнор или Фил Бард) включительно.
Графика Домье «рождает идею цвета» (по выражению Ш. Бодлера), вот таким образом закономерным представляется его обращение к живописи с середины 1830-х годов в 1848 году он участвовал в объявленном правительством конкурсе на тему «Республика» («Аллегория Республики», 1848 год, музей Орсе, Париж).
Никакой материальной обеспеченности у родителей Домье не было и ему пришлось с 12 лет зарабатывать на хлеб, служа рассыльным у судебного исполнителя (что дало ему богатый, хотя и весьма мало приятный жизненный опыт), а затем, уже с 14 или 15 лет, работая продавцом в книжной лавке у Делоне или рисовальщиком и шлифовальщиком камней для предпринимателей-литографов Беллиара и Рикура. Самые сильные листы конца 1834 и начала 1835 г. посвящены французским революционерам. В 1841–1843 годах он создает серию «Древняя история», в которой смело пародирует сюжеты и образы античной мифологии, ставя в положение древних героев и богов современных буржуа. Его главным и единственным серьезным увлечением была живопись. Художник даст целый ряд антимилитаристских сатир, как, например, «Мир проглатывает шпагу». В своих литографиях (а у него их около 4 тыс. ) художник, прибегая то к обличительному гротеску, то к острой реалистической характеристике ситуаций и типажей, разоблачает пороки современного буржуазного общества, лицемерие правящих кругов их продажность и жестокость.
Эти смешные картинки я обожал наравне с потешными историями Доре, Буша и (что уже покажется менее лестным для моего тогдашнего вкуса) с Гошей долгие руки и с Машей разиней прелестного, как-никак, Берталя. Не каждый понимает замысел художника, который пытается выразить какие-либо черты человека в иронической форме. В других литографиях Домье разоблачает продажность суда («Деятели правосудия», 1845–1849), буржуазную благотворительность («Современная филантропия», 1844–1846). Я думаю, что на создание такой иронической и злой серии литографий, показывающих в самом глупом и смешном виде античных богов и героев, Домье был вдохновлен не Давидом (чьим достойным потомком был он сам), а только что законченным (в 1841 году. ) Полукружием Делароша в Школе изящных искусств с его нелепыми и чудовищно вульгарными фигурами голых девиц, олицетворяющих, пo замыслу художника изящные искусства и великих древнегреческих мастеров, с бесхитростным натурализмом списанных с безобразных, тупых и безнадежно прозаических натурщиков. В героическом плане решена композиция «Дробильщики камней».
Впрочем, Бальзак уже задолго до этой Республики предвидел микельанджеловскую силу Домье и внимательный глаз мог бы тогда уже, в 1848 г., подтвердить, что слова великого писателя не были пустой шуткой. Меня занимало и то, что в русских сатирических журналах, в Стрекозе и Будильнике, я находил рисунки, которые мне казались совсем похожими на рисунки Домье и которые принадлежали карандашу даровитого русского художника А. И. Лебедева, хоть и бывшего лишь подражателем великого (тогда еще вовсе не считавшегося великим) француза, но все же показавшего абсолютно исключительный дар сатирика и рисовальщика. Вскоре он получает известность как мастер хлесткой сатирической графики. Он сумел поднять карикатуру до уровня острого, художественно абсолютного гротеска, создав знаменитые серии, ставшие своего рода панорамой современной ему французской общественной жизни («Робер Макер», 1839 год «Олимпийские боги», 1841 год «Физиологии», 1841-1842 годы «Служители правосудия», 1845-1849 годы «Добрые буржуа», 1846-1849 годы и другие). Около 4 тысяч литографий Домье выходили сериями: например, серия Древняя история (1841–1843) высмеивала ставший уже банальным классицизм в духе Давида, а в серии Карикатюрана главный герой популярной мелодрамы Робер Макер выставлялся типичным шарлатаном.
Я не вижу необходимости связывать эти работы (за исключением превосходного Портрета мятежника) непременно с 1848 годом. Еще более лаконичен лист «Улица Транснонен» (1834), поразительный по силе обличающий документ, который призывает к отмщению. Домье — блестящий рисовальщик.
Политическую карикатуру Домье первый сделал подлинным искусством. Они дали Домье материал для нескольких самых совершенных сатирических творений., 1840) или где большую роль играет реально и тонко переданный пейзаж (Зрение, 1839 или Снег идет того же года). Это ли не чудо. В 1830 и 1832 годах прогрессивный издатель Филипон основал сатирические листки «Карикатюр» и «Шаривари», куда привлек лучших писателей, среди них Бальзака и рисовальщиков — Домье, Травьеса, Гранвиля и других, которые вели яростную борьбу с правительством уже тогда Домье отличался от товарищей глубиной замыслов и зрелым мастерством исполнения.
В 1873 из-за почти полной потери зрения Домье лишился и этого средства к существованию. Он — городской человек, умеющий мастерски передавать движение толпы, ее настроение. Перед нами также прачка с ребенком, но в ее облике меньше спокойной уверенности, величия. Свои картины Домье редко выставлял на суд публики.
Домье знал Капричос и Бедствия войны Гойи, а может быть и его картины. Надо принадлежать своему времени – написал Оноре Домье на книге, подаренной другу. Это литографии Действительно, стоило труда убивать нас. В этой гравюре дарование Домье проявилось наиболее полно.
Согнувшись идут две женщины, подбирая колосья, третья на мгновение остановилась, с трудом разгибая спину. По моим предположениям, к этому времени зато вполне могли бы относиться различные варианты так называемых Беглецов или Эмигрантов – смятенные толпы бегущих или устало бредущих людей, устремленных в одном общем порыве к какой-то неведомой цели. В этом плане Домье создал и другие серии: «День холостяка» (1839), «Супружеские нравы» (1839–1842), «Пасторали» (1845–1846), «Лучшие дни жизни» (1843–1846). Правительство Июльской монархии тогда еще побаивалось слишком круто расправляться со своими врагами и тюремный режим не был очень уж тяжелым: сидевшие в этой Сент-Пелажи в большом числе карлисты и республиканцы собирались на тюремном дворе под своими знаменами и пели Марсельезу и Са ira или соответствующие бурбонские песни, принимали посетителей, даже издавали собственную газету. Борьбе парижан посвящена «Семья на баррикадах» (ок.
Но и не все друзья Домье вели себя одинаково в этот час испытания. Вспыхнувшее в июне 1848 г. мощное рабочее восстание было жестоко разгромлено войсками республиканского правительства под командованием генерала Кавеньяка (этого человека не нужно путать с умершим к тому времени благородным революционером, с которым Домье сидел вместе в свое время в тюрьме Сент-Пелажи).
Нужно сказать также, что постоянное присутствие в литографиях 1844-1847 гг. Он пишет в чаще леса животных—«Косули у ручья» (1866, Париж, Лувр), к концу жизни — море, то величественное, спокойное и торжественное — «Море у берегов Нормандии» (1867, Москва, ГМИИ), то вздымающееся могучими гребнями волн — «Волна» (1870, Париж, Лувр), но всегда прекрасное, манящее переливами красок, просторами далей, осязаемостью влаги. В картине «Мастерская художника» (1855, Париж, Лувр), этой своеобразной «реальной аллегории», он представил свои модели и тех, кого писал и кого собирался писать в будущем: своих друзей Бодлера и Прудона, охотника с собакой, торговца, священника, обнаженную модель и самого себя, сидящего за мольбертом. Министр Гизо выбрасывает лозунг «Обогащайтесь. » На это Домье откликается, создавая образ Робера Макэра – афериста, проходимца, спекулянта, умирающего и вновь воскресающего (серия «Карикатюрана», 1836–1838). Это приносит успех – фигуры на его листах тридцатых годов предельно объемны, пластичны.
А. В. Щусева, Научно-исследовательскому музею Академии художеств СССР и персонально — Э- Н. Ацаркиной, Е. Б. Георгиевской, А. Л. Кагановичу, B. И. Касияну, И. Коталику (Чехословакия), С. Козакевичу (Польша), У. Кухирту (ГДР), И. М. Левиной, К. М. Малицкой, Г. Опреску (Румынии), Г. Погань (Венгрия), Ф. С. Рогинской. он впервые обратился к ним не как робкий ученик, а как равный им большой мастер. Но только его наблюдения никогда не были мелочными, а созданные им типы (кроме его политических шаржей в начале его деятельности) не были персональными пасквилями. Прямое подтверждение моей догадки можно увидеть в одной из литографий этой серии Домье, где изображен Телемак перед судьями – точь-в-точь такими же, как древнегреческие персонажи Делароша.
В живописи Домье важную роль играют светотень, которая усиливает эмоциональное звучание образа и динамичный мазок колорит – сдержанный, лишь иногда вспышки ярких тонов подчёркивают драматизм и напряжение сюжета («Криспен и Скапен», около 1860 года, музей Орсе «Восстание», 1840-е годы Национальная галерея, Прага). У обоих любая композиция имеет какой-то сверхъестественный, титанический и универсальный характер. Иногда взгляд художника останавливается на отдельном человеке, отдельной судьбе.
Такова литография «Законодательное чрево» (1834), где перед зрителем на скамьях, расположенных амфитеатром, можно видеть министров и членов парламента Июльской монархии. В тени распласталась женщина. Они символичны, но символ идейно насыщен и убедителен.
Каждый из участников события написан с натуры. В лучах солнца выявляется мощная пластика их фигур. Домье еще никак не выглядит в этих литографиях особенно и необычно одаренным художником.
В Германии в конце XVIII в. был изобретён новый вид графики — литография (от греч., где судья любезно обращается к подсудимому, у которого завязан рот и которого со всех сторон держат дюжие судебные чиновники, в то время как в глубине зала один из судей деловито засучивает рукава, чтобы отрубить голову другому подсудимому, уже уложенному на плаху наконец – А все-таки она движется. Тематическая картина продолжает занимать видное место в творчестве Курбе в 1860-е гг.
На революционные годы или, точнее, на годы Второй республики (1848-1851) приходится один из высших подъемов творчества Домье. И вот откуда его общечеловеческое (а вовсе не только национальное) значение, вот откуда и глубина, – несмотря на всю шутливость формы, посредством которой он ее выражал. Когда Домье было 8 лет, отец переселился в Париж, надеясь на литературный успех.
Но эта вынужденная депрессия отразилась, по-видимому, лишь на его журнальной графике. Таков, например, лист «Все же очень лестно видеть свой портрет на выставке» (из серии «Салон 1857 года»).
Следом за тем, с 1832 г., Домье стал работать и во втором журнале Филипона – Шаривари. В период Парижской коммуны Курбе становится ее активным участником и как художник и как общественный и политический деятель, президент федерации художников, «блюститель всех видов искусств и музеев Парижа». 1862, Чикаго, частное собрание) — любопытство переданы все его степени: от всепоглощающего, жадного, до простой заинтересованности. «Так начинают и так кончают», — написал Курбе в объяснении к этой картине. К этому времени относится его пейзаж «Хижина в горах» (1870-е годы, Москва, ГМИИ).
Таковы, например, картины Перед купанием (около 1852), Любопытствующие у витрины (около 1860). Большая фигура рабочего-печатника, стоящего на защите свободы печати (что прямо указано надписью у него под ногами), всем своим непринужденно естественным обликом и в то же время крепкой, убежденной силой ведет свое происхождение от Кузнецов Гойи или от героев картин Жерико.
Передаче острой характерности и пластичности форм Курбе уделял особое внимание. Прачка и ребенок с трудом идут по пустынной набережной навстречу ветру. Он виртуозно использовал многочисленные серые оттенки и резкие контрасты чёрного и белого. Более сложны по построению композиции с несколькими фигурами, как, например, «Прививка дерева» (Нью-Йорк, частное собрание).
Оттиски выполнялись переносом краски под давлением с плоской поверхности камня на бумагу. стоит серия Древняя история (1842), отличающаяся от других прежде всего своим откровенно пародийным характером. Всю жизнь художник терпел лишения. Хотя однажды, за карикатуру на короля он был вынужден полгода отсидеть в тюрьме. Монументальная сила и благородная тонкость Республики Домье поражают воображение сейчас несомненно глубже и больше, чем они могли это делать тогда, в 1848 г. И хотя в бурных событиях того времени из конкурса ничего не вышло, картина Домье осталась не только свидетельством гениального дара Домье и прекрасным памятником революционной эпохе, но и одной из самых лучших и сильных картин (и не только французского искусства) из тех, что ныне Хранятся в Лувре.
Но образы карикатур Домье 1833-1835 гг. И хотя он обладает своими специфическими художественно-идейными границами и исторически обусловленной эстетической ограниченностью, он являет более развитую и более программно-последовательную фазу утверждения этого метода. Король играет здесь свою грязную роль, как и министр юстиции Персиль и другие реакционные деятели тех лет, но Домье больше был озабочен тем, чтобы показать, против кого направлены были все силы монархической и буржуазной реакции. Никакой тюремной идиллии 1832 г. не осталось и в помине. Друзья пытались помочь, направляя к нему некоторых покупателей.
У него осталась лишь одна ветка, которая сопротивляется буре. Но все же до переезда в Париж я не сознавал всего величия Домье. Тема картины «У продавца эстампов» (ок. Такой отвлеченно рационалистической метафизикой он явно никогда в жизни не увлекался.
Первые откровенно политические карикатуры 1830-1831 гг. «Я делаю в моих картинах то, что солнце делает в природе», — писал художник. Но все же самым важным для Домье было теперь создание больших положительных образов, по-настоящему возвышенных и героических.
В этом он, пожалуй, похож па своего соотечественника и друга Оноре Бальзака. Домье не довольствуется первыми достижениями. Рамки и возможности литографии были явно тесны для таких намерений, да и Шаривари не был подходящей платформой для героических исканий.
Оноре Викторьен Домье, сын стекольщика, родился 26 февраля 1808 года в Марселе. После 1835 года, с усилением цензуры и запрещением политической сатиры, когда журнал «Карикатюр» был закрыт, Домье продолжал сотрудничать в журнале «Шаривари».
Известность художника выходит далеко за пределы Франции. В Пасторалях есть лист, где изображена смешная пожилая буржуазная чета, сидящая во ржи и плетущая венки из васильков, явно не подозревая, что представляет собой комическую пародию на пастушескую идиллию, - и все же Домье недвусмысленно заставляет ощутить жалость и сочувствие к этим нелепым горожанам, столь неуклюже (и вероятно, вполне чистосердечно. ) старающимся вернуться к природе и найти какое-то с ней согласие. Литография «Улица Транснонен» изображает трагический финал рабочих восстаний в 1834 г. На улице Транснонен солдаты королевской армии ворвались в один из домов и перебили всех жильцов, включая женщин и детей. Американца вполне удовлетворила требуемая сумма и он пожелал посмотреть другие работы. Но достаточно было Плота Медузы и Хиосской резни, чтобы верно найти главную дорогу большого искусства Франции идущую от Давида-якобинца.
Сухой, однообразный рисунок литографий 1836-1843 гг. Именно в живописи воплощал он чаще всего образы положительные.
Отныне Домье навсегда связал свою судьбу с политической прессой, подписываясь псевдонимом, затем «H. D» и, наконец, полным именем и фамилией. Убежденный республиканец, он остается верен своим идеалам и в годы франко-прусской войны и в дни Парижской коммуны.
В этой жанровой картине художник, по существу, дает свое представление о жизненном назначении человека, о его связи с природой, его долге перед потомками.
Напротив, Шарль Бодлер сражался на июньских баррикадах на стороне рабочих. В литографии «Это убило то» он показывает, что избрание Наполеона III было началом всех бедствий. 1848, Прага, Национальная галерея).
Мятая, рваная, угловатая экспрессия этой зловещей фигуры (отлитой Домье из гипса, а в XX в. переведенной в бронзу) не сравнима буквально ни с чем в мировой скульптуре: только Паоло Трубецкой в своем Александре III использовал по-своему некоторые приемы уникальной в своем роде скульптурной карикатуры. 1860-х, Прага, Национальная галерея) убежденный республиканец Домье участвовал в конкурсе 1848 года на тему Республика, которую он представляет в виде могучей фигуры Матери всей нации, заботящейся о своих детях (Париж, Музей Орсэ). Неразрывными узами был связан Милле с крестьянством из среды которого вышел.
В портреты он вводит элементы пейзажа или интерьера. 1863, Париж, Музей Орсэ). Он сполз с кровати и придавил собой малыша. В Салоне 1831 г. он видел Свободу, ведущую народ Делакруа, которая была демонстративно приобретена игравшим тогда в либерализм правительством Июльской монархии, а когда начались рабочие волнения и восстания – поспешно убрана в запасник Лувра.
В 1833 г. политическая ситуация во Франции стала быстро и резко меняться. Не знаю.
Вероятно, он чувствовал себя, как лев, которому вырвали все зубы и остригли когти. Бестолковые, нередко уродливые и грубые взаимоотношения родителей и детей вызывают у Домье не один лишь гнев, но и горечь и с абсолютно открытым сочувствием (хотя и без всякой сентиментальности) изображена им плачущая и вытирающая слезы публика галерки в литографии Пятый акт в Ла-Гэтэ или сидящая на парковой скамейке старушка, застывшая в ужасе при виде того, как какой-то оборванец подымает за хвост ее пуделя (в литографии Это Ваша собака. ).
На полу распростерты трупы убитых во время сна рабочего, его жены, старика и ребенка. Зато она стала ему верным товарищем, умела не падать духом в трудные минуты. Домье родился в Марселе в семье ремесленника. Художник постоянно использует свет для усиления эмоциональной насыщенности произведения.
Даже по духу эти два мастера похожи. Когда в 1835 «Карикатюр» был запрещен, Филипон основал другой юмористический журнал – «Шаривари» и Домье постоянно публиковал в нем свои литографии в течение почти сорока лет.
Министры и члены парламента сидят амфитеатром, уподобляясь редкостной коллекции чудовищ. В непосредственной близости к барбизонцам проходила деятельность одного из самых замечательных художников-реалистов Франции — Франсуа Милле (1814—1875). Рука Домье овладела поистине виртуозной стремительной точностью и экономностью выражения. В некоторых живописных работах ощутимо влияние мастеров фламандского барокко – П. П. Рубенса, Я. Йорданса («Мельник, его сын и осёл», около 1849 года, Художественная галерея, Глазго «Триумф Силена», 1850 год, Музей изобразительного искусства и кружев, Кале). Огромная пластическая выразительность фигур подчеркнута контрастами света и тени.
Разгром июньского восстания резко переломил настроение Домье. По этой причине в 1832 году за карикатуру на короля «Гаргантюа» Домье был арестован и полгода просидел в тюрьме. Подпись под этим рисунком, гласящая: Никогда моя дочь не будет женой какого-то писаки. Он изображает трудящихся в обычной для них обстановке, на улицах и набережных города, во время работы, переездов или кратких часов отдыха: «Прачка» (Париж, Лувр), «Вагон 3-го класса» (Оттава, Национальная галерея), «Любитель эстампов» (1857 —1860, Париж, Пти Пале).
На использовании уничтожающе разоблачающих портретов строит художник Домье одну из самых прославленных литографий — «Законодательное чрево» (1834). Подлинным откровением была картина «Похороны в Орнане», где в крупных масштабах исторической композиции предстали во весь рост простые люди Франции, современники художника. Его прачка, поднимающаяся от реки с тюком белья, — женственна и человечна.
После июньского восстания 1848 года этой романтике пришел конец. Вас поразит, что все типы из Домье. Основываясь только на сюжете, относят к 1848 г. несколько композиций Домье изображающих восстание или группы и отдельные фигуры парижских рабочих (Восстание из б. коллекции Герстенберг, так называемая Семья на баррикадах в Пражском музее и др. ).
к однообразной и поверхностной развлекательности. Свободу печати. » (1834), полный боевой готовности, энергии, при виде которого приходят в смятение монархи и правители.
Из вереницы этих первых послереволюционных сатирических изображений не выделяется также и та, сделавшая имя Домье широко известным, - карикатура Гаргантюа (декабрь 1831 г. ), за которую в августе следующего года Домье был посажен в тюрьму Сент-Пелажи. Все тело женщины полно огромного напряжения – с усилием несет она тяжелую корзину». Словно в противоположность геометрии и статике Законодательного чрева изданный той же Ассоциацией в марте 1834 г, большой лист, названный Не суйтесь (Ne vous у frottez pas. ), оказался пронизанным вольной и свободной динамикой. Их фигуры выявлены плотным силуэтом на фоне ярко освещенной набережной Сены.
Домье жил на набережной острова Сен-Луи и каждый день мог наблюдать женщин с тяжелыми узлами мокрого белья, поднимающихся на набережную. Значителен вклад Курбе в развитие натюрморта, подчас объединенного с пейзажем. Свои картины Домье редко выставлял на суд публики. Винить при этом некого.
Критиковать позволялось некоторые (не все, конечно) иностранные государства и правительства. Таков рабочий-печатник в литографии «Руки прочь.
На полотне зрители видят зверски убитую семью. Современники (О.
Интерес к эффектам освещения, усиливающим драматизм действия, заставляет Домье обращаться к изображению театра Он показывает психологию зрителей, возбужденных представлением (Мелодрама, 1856–1860) или актеров с ярко выраженной мимикой (Криспен и Скапен, 1858–1860). Яворская. – Его любимый эффект – это контражур, когда первый план затемнен, а фон светлый.
Домье-художника отличает прежде всего уверенность. Это ли не доказывает, что Домье был острым и точным наблюдателем. Нелепый, неестественный мир, в котором живут действующие лица литографий серии Добрые буржуа (да, впрочем и других, близких к ней по своему существу, серий – как Прекрасные дни жизни, Пасторали и др. ), во всем противоречит естественной природе человека и не только той идеальной природе, о которой думали и мечтали Жан-Жак Руссо или утопические социалисты, но и гораздо более конкретной и реальной, какую Домье видел и в Бланки и его Обществе времен года и в обитателях небуржуазных кварталов Парижа от Монмартра до Сент-Антуанского предместья и в самом себе и своих друзьях писателях и художниках. Таков цикл «Прачки» (1850—1860). Портретное сходство ясно обнаруживается в литографии «Мы все честные люди, обнимемся» (1834), где изображены видные политические деятели Июльской монархии во главе с Луи-Филиппом.
Центральное место в творчестве Милле занимает картина «Сборщицы колосьев» (1857, Париж, Лувр), отличающаяся монументальностью, эпичностью, силой образного решения. Теперь у него был свой дом, согретый присутствием веселой и ласковой Александрии.
в подавляющем большинстве не представляют интереса ни с какой точки зрения. В схематических и наивно догматических книгах об искусстве XIX в. (например, у Мутера) эта серия была абсолютно фантастически расценена как прямой выпад против классицизма Давида и его школы: такой классицизм ко времени создания серии Древняя история представлял собою в полном смысле слова плюсквамперфектум и воевать с ним не было никакой надобности. Журнал Карикатюр быстро стал одним из ведущих органов революционной оппозиции режиму Июльской монархии и резкость его выступлений стремительно возрастала с каждым годом. В ряде литографий 1870–1872 годов Домье разоблачает виновников бедствий Франции.
Свою волнующую силу она сохранила навсегда. По сравнению с мрачным и пессимистическим историческим фатализмом Битвы при Тайбуре или Крестоносцев Делакруа (возникших на рубеже 1830-х и 1840-х годов) Камилл Демулен, призывающий народ к восстанию явился новым и очень важным шагом в развитии исторической живописи XIX в. Но сам Домье не воспользовался непосредственно и прямо этим своим собственным открытием. Я настаиваю на таком благодушном тоне в характеристике Домье.
Скорее всего, Домье не занимался в 1852-1855 гг. Предательство этого болота не было для него неожиданностью.
Сложные пути художественной эволюции и ее результаты в данном случае не так совершенно очевидны и ясны, как это было с литографиями 1833-1835 гг. Домье, всегда и неизменно избиравший современные сюжеты, на этот раз – первый и последний раз в своем творчестве – обратился к отдаленной истории Франции. Особняком по своему сюжетному содержанию среди литографий 1839-1843 гг., приветствуя пышный смотр в Булонском лесу приверженцев будущего Наполеона III. Все свои силы он собрал теперь для борьбы против взявшей верх реакции.