Картины Художника Рубенса
«совершеннолетие Людовика XIII» (1622-1625) – картина, входящая в серию фламандского художника барокко Питера Пауля Рубенса о жизни Марии Медичи. За все время художественной работы Питер Пауль Рубенс написал более 3000 картин, многие из них оказали влияние на творчество последующих поколений художников. «христос в доме Марфы и Марии» (1628) – картина фламандских художников Яна Брейгеля Младшего и Питера Пауля Рубенса. «воспитание Марии Медичи» (1622-1625) является частью серии картин фламандского художника барокко Питера Пауля Рубенса о жизни Марии де Медичи.
Рубенс Питер, картины с описанием и биография (на фото: Автопортрет)
Путь из Рима в Антверпен занял у Рубенса 5 недель.
Называя готический стиль «варварским», он агитировал богатых нидерландцев строить дома с просторными холлами и лестницами, а внушительные размеры алтарей в новоманерных церквях, кессонные своды и просторные простенки могли быть наилучшим образом заполнены картинами из его мастерской148. Это событие ознаменовало новый этап его жизни, наполнив идиллическим семейным счастьем. Биографы и исследователи творчества Рубенса единодушно отмечают его необычайную свободу в живописи.
У него было три учителя: Т. Ферхахт, А. ван Норт и О. Вениус. От Изабеллы словно исходит невидимый свет. Красавица Европа гуляла с подругами по берегу моря, где ее увидел Юпитер, бог-громовержец.
Питер Пауль Рубенс: жизнь и творчество художника
Франциска, Христа с апостолами— и множество иных религиозных сюжетов.
Жизнелюбцу Рубенсу незнаком «разлад мечты и действительности». Рубенс был чрезвычайно плодовитым художником. Например, в полотне «Венера, Вакх и Арея» поза Ареи заимствована у присевшей Афродиты Дедалса, а Венера, вероятно, восходит к Леде Микеланджело. Впоследствии это стало причиной того, что в Брюгге лев укротителя сожрал137. Фромантен считал, что Рубенса «восхваляют, но не смотрят»233. Шляпа – столь характерная деталь в данном произведении, что часто из его названия вообще опускается слово «дама».
В этом городе его отец отбывал ссылку за связь с супругой принца Оранского Анной Саксонской. Детство будущего художника проходило в Зигене, затем в Кёльне и только после смерти отца семья вернулась на родину – в Антверпен (Фламандский регион Бельгии). Получил юридическое образование, но живописью стал заниматься очень рано. Испания в то время оставалась сильной морской державой (мужчина держит в руках трезубец, символ владыки морей), но уже начала терять свое могущество.
Помимо законченного триптиха с поклонением семейства Гонзага Св. За оформление отвечали Якоб Йорданс, Корнелис де Вос, Эразм Квеллин III, Лукас Файдербе. Там же были выставлены готовые произведения хозяина дома, которые гости могли обозревать и с деревянного балкона.
После передачи ему дел и бумаг 6 марта Рубенс покинул английскую столицу199. Ферма в Экерене приносила 400 флоринов в год. Однако во второй половине XVII века во Франции, где он впервые столкнулся с неприятием, началось противостояние «рубенсистов» и «пуссенистов». Однако, когда ван Дейка пригласили в Англию, Рубенс не стал его удерживать. Только после смерти отца, в 1589, вместе с матерью вернулся на родину. 10 апреля 1609 года Рубенс писал Иоганну Фаберу в Рим: «Я до сих пор не знаю, какое принять решение— остаться ли на родине или навсегда возвратиться в Рим, куда меня приглашают на самых благоприятных условиях»67.
Однако критики обрушились на картоны для шпалер с историей Константина, обвинив Рубенса в нарушении анатомии (у равноапостольного императора якобы ноги были изображены кривыми). Она писала, что полотно «выглядит впечатляюще монументально», а персонажи отличаются скульптурностью форм, почти как у Веронезе. Голландцы раскрывают скромную, незаметную красоту, присущую природе в ее обычном, хочется сказать «повседневном», состоянии.
Питер Пауль Рубенс – биография и картины
В Мадриде написал многочисленные портреты испанской знати. Этот жанр Рубенс популяризировал в середине своей карьеры художника. Собор Богородицы в Антверпене объявил конкурс на Успенский алтарь в 1611 году. По этой причине достаточно сложно определить, откуда заимствованы образы. Род Колонна (покровители Караваджо) не заинтересовался фламандцем, но Шипионе Боргезе рекомендовал его ордену ораторианцев для оформления храма Кьеза Нуова.
В 1622 году Рубенс опубликовал альбом «Дворцы Генуи» в двух томах, первый из которых был посвящён античности, второй— его времени. Дипломатическая миссия Рубенса завершилась полным провалом202. Питер Пауль Рубенс (нидерл. Pieter Paul Rubens, МФА: 28 июня 1577, Зиген— 30 мая 1640, Антверпен)— нидерландский (фламандский) художник, один из основоположников искусства барокко, дипломат, коллекционер.
Питер Пауль Рубенс, картины и творчество художника
Картины, тщательно уложенные и запакованные мною самим в присутствии Его Светлости, досмотренные в присутствии таможенников в Аликанте и найденные в прекрасном состоянии, были вынуты из ящиков в доме господина Аннибале Иберти в таком испорченном виде, что я почти отчаиваюсь их поправить. Это произведение не парадное, оно подчеркнуто камерное и простое по композиции.
Антверпенский период. Питер Пауль Рубенс (на местном диалекте «Петер Паувел Рюббенс»2) происходил из почтенного антверпенского семейства ремесленников и предпринимателей, упоминавшегося в документах с 1396 года. Никаких следов его ранней графики не сохранилось17. Один из охотников лежит без сознания с зажатым в руке ножом. После возвращения Рубенса они продолжили сотрудничество, причём, по мнению Анны Воолетт, «это было соавторство редкостного сорта— не просто между художниками равными по статусу, но и между живописцами, чьи стилевые искания были направлены в разные области— многофигурные и аллегорическо-исторические сцены у Рубенса и атмосферные эффекты в пейзажах и натюрмортах у Брейгеля»101.
Неизвестные факты об известных художниках 7 часть
Это не мольба, это именно вопрос. Лицо и платье маркизы четко выписаны, создан цельный образ аристократки. Быстрота работы мастера поражала современников. Она была выдана замуж за капитана Спинола, главнокомандующего испанскими войсками. В 18 веке она вошла в коллекцию короля Пруссии Фридриха II, а в 1830 году стала частью коллекции музея Берлинеса. Письма домой и брату Филиппу написаны на живом и богатом итальянском языке и подписаны «Pietro Pauolo»— в форме, которой он придерживался до конца жизни.
Рубенс без колебаний использовал в религиозных сюжетах обнажённую натуру. Изображая человеческие фигуры, Рубенс разработал собственный подход. По каталогу М. Джаффе насчитывается 1403 аутентичных полотна1. Портрет необыкновенной красавицы Марии де Тассис прибыл в Москву во второй раз.
Дело тут не в страданиях распятого, а в усилиях распинающих108. Конечно же, это роскошная фетровая шляпа, модная в XVII веке. И как пишут историки, Фландрия была экономически развитой областью. Он усиливает во много раз поэтическое очарование увиденного, возводя его в мир искусства. 8 декабря 1635 года художник сообщал Пейреску, что тяжба так и не закончена.
Колористическую задачу Рубенс выполнил на контрасте светлой гаммы одежд и тёмного фона (особенно в «Домицилле»), который скупым стилем может напомнить Караваджо, но без его световых эффектов. Композиция центральной фигуры была выполнена под впечатлением античной скульптурной группы изображающей Лаокоона с сыновьями, а падающая диагональ рук мёртвого Христа придавала сцене законченную безысходность и трагизм109. «Он терпеть не мог злоупотребления вином и обжорства, как и азартных игр»82. Здесь же воспроизводились гравюры – живописные оригиналы Рубенса и его окружения. Обучение в его мастерской продлилось четыре года по мнению Мари-Анн Лекуре, самым важным уроком для Питера стала любовь и внимание к «Фландрии, чьи пышные красоты позже предстанут перед нами на картинах Рубенса»21.
В этой двусветной зале шла работа над крупномасштабными заказами— в первую очередь для церквей85. 11 января 1630 года в Лондон прибыл испанский посланник— дон Карлос Колома.
В январе 1611 года Рубенс приобрёл большой участок на улице де Ваппер. Друг Рубенса, Николас Рококе, являлся одним из руководителей этой гильдии (Рубенс, кстати, позже тоже стал ее членом). 9-дневная поездка оказалась крайне неудачной. Стоящая рядом женщина – аллегория Франции, дает ему совет следовать влечению сердца. Книга включала 139 вставных таблиц с иллюстрациями, выполненными на основе рисунков и обмеров Рубенса и Деодата дель Монте 15-летней давности.
Рубенс, как и все его современники, считал недосягаемым образцом античную древность.
Петер Пауль Рубенс и его картины (16)
Картина «Водружение Креста» была заказана для церкви святой Валъпургии, в то время как картина «Снятие с креста» всегда находилась в Кафедральном соборе. Содержание предстает проясненным как высокая героическая трагедия. В 1626 году умерла жена художника и он очень тяжело переживал эту потерю.
Начинающих художников Рубенс именовал «аспирантами», каждый из них имел определённую специализацию. Триумфальное шествие кардинала-инфанта длилось целый день, который закончился в соборе. На выставке «Рубенс, Ван Дейк, Йорданс Шедевры фламандской живописи из собраний Князя Лихтенштейнского» было представлено 55 картин выдающихся фламандских живописцев XVII века из них 19 картин принадлежали кисти Питера Пауля Рубенса.
В разгар приготовлений Рубенса отозвали в Мантую, но вмешался Шипионе Боргезе и художнику разрешили остаться до следующей весны. Ночью торжества продолжались при свете 300 бочек со смолой.
Рубенс исполнял и частные заказы: написал цикл «Двенадцать апостолов», портреты членов семьи герцога Лермы и герцога Инфонтадо, которому был представлен поверенным Иберти49. Что-то странное в этой картине. Пейреск в письме от 10 мая 1623 года рекомендовал Рубенсу предпринять ряд дипломатических шагов, в частности, подарить картину Ришельё. Отличительная черта его творчества – несколько тяжеловесные «рубенсовские» женские формы. Все персонажи этой картины также наделены красотой, здоровьем молодости, ловкостью, силой и жаждой жизни. В 1610-е гг. Несмотря на оскорбительность этого приказа (король не доверял аналитическим способностям художника), Рубенс решился лично отвезти архив в испанскую столицу. Художник увлекся новым жанром — портретом. В Троицын день, 5 июня 1629 года уполномоченный Рубенс был уже в Лондоне191.
Рубенс создал большое количество картин на библейские сюжеты. В первых работах (особенно в картине «Поклонение пастухов») фигуры и их одеяния по полированной жёсткости более напоминали скульптуры, складки одежды в академической манере были уложены правильным порядком или даже изображались летящими по ветру, хотя это не предусматривалось сюжетом. Архитектура этой страны стала развиваться по другому, более интересному пути. В июне Рубенс промыл холсты в горячей воде, просушил на солнце и занялся реставрацией в одиночку.
Галерея картин Питера Пауля Рубенса
Духу, он исполнил две копии с картин Корреджо в дар для императора Рудольфа II.
Картина Рубенса Два сатира продолжает тему мифологических существ. Единственным свидетельством их свадьбы осталась латинская эпиталама Филиппа Рубенса, полная «игривых сальностей» (по выражению Э. Мишеля) и не слишком изысканная по стилю74. Вы помните, что император Август приказал провести перепись населения, вот таким образом Мария и Иосиф должны были отправиться в родной город Иосифа Вифлеем, где в хлеву Мария родила Иисуса. Великий художник изобразил жизнерадостные и в чем-то даже стихийные народные праздники («Крестьянский танец», «Кермесса»). В старости Рубенс сильно страдал от подагры. Давид соблазнил ее, а Урия отправил на верную гибель.
Скопировал он и голову носорога работы Дюрера. Выглядит он довольно непривлекательно, можно сказать, мерзко. Иными словами, он готовил для себя запас сюжетов, моделей и технических решений. По К. Кларку, «он настолько полно реализовал выразительные возможности женской наготы, что на протяжении всего следующего века художники, не являвшиеся рабами академизма, смотрели на него глазами Рубенса изображая пышные тела жемчужного цвета».
За первое десятилетие самостоятельной работы Рубенс написал семь картин на сюжет Распятия, пять— снятия с креста, три— воздвижения Креста, пять Святых Семейств, шесть поклонений Младенцу Христу (волхвов и пастухов), множество изображений св. "В двадцати с лишним больших картинах он должен был представить различные эпизоды жизни и правления королевы, – пишут М. В. Однако художник любил писать Елену и просто как любимую жену и мать своих детей.
Напротив, в колорите центральной сцены преобладают белый, чёрный и красный тона. Цветовая гамма палитры Рубенса была воссоздана в 1847 году гентским художником Ж. Ренье.
Известные картины Питера Пауля Рубенса
Он считается родоначальником нового стиля в живописи – барокко. Однако это не сказалось на развитии Рубенса как художника: он всё более работал «для себя», что привнесло в его живопись непосредственные, глубоко личные переживания220. Рубенс, попытавшийся участвовать в испано-савойских переговорах (герцог Карл-Эммануил был готов поддержать испанскую сторону против Франции), был отстранён личным приказом короля. Однако к тому времени мастерская Рубенса почти развалилась, а «аспиранты» разбежались201. Эта картина считается «портретом брака» – молодая женщина доверчиво положила свою правую руку на руку мужа. Пейзажный фон кажется реальной средой местонахождения персонажей картины.
Питер Пауль Рубенс родился 28 июня 1577 года в Зигене (Германия), в состоятельной и знаменитой семье ремесленников и торговцев. Он находил удовольствие в поездках на испанском коне, чтении, а также – изучении медалей и резных камней (агатов и сердоликов) прекрасным собранием которых располагал. Картина Рубенса Союз Земли и Воды, написанная в 1618 году, находится в Государственном Эрмитаже (Санкт-Петербург).
Клоду Пейреску он писал, что 12-летний сын неплохо успевает в греческой литературе. В дневнике Делакруа Рубенс— «Гомер живописи»— упоминается 169 раз230.
Гвидо Рени ещё в Италии говорил, что «Рубенс подмешивает в свои краски кровь», подчёркивая, насколько реалистично тот научился изображать человеческую плоть. По мнению М. Лекуре, постройка особняка означала окончательный отказ от итальянских планов, а размеры дома намекали и на карьерные амбиции его хозяина: Рубенсу было 35 лет и он «знал, что и как будет писать, а также знал, как будет жить»83. Он называл Рубенса «самым мифологическим» из живописцев своего века, поскольку миф у него реализуется как естественная форма первичного жизнеощущения. Композиция картины многопланова и может быть прочтена различными способами.
20 августа 1631 года король Филипп IV удовлетворил просьбу о титуле. Основная тематика, конечно, – образ юной жены. Критик Э. Фромантен отмечал прежде всего воздействие стиля Тинторетто с его подчёркнутой театральностью, а также Микеланджело— монументальность фигур и тщательная проработка каждой группы мышц106.
В 1635 г. он приобрёл поместье Элевейт неподалёку от Мехелена. По браку Елена приходилась родственницей Изабеллы Брандт: её сестра Клара Брандт была замужем за Даниэлем Фоурменом-младшим (1592—1648), братом Елены. Во-первых, она построена на симметричном расположении братьев Рубенсов с левого края картины и противопоставленных этой группе Липсия и Воверия справа.
Эти речные божества показаны отдыхающими под пологом, окруженные вниманием нагих женщин. Рубенс похоронил жену возле матери и украсил надгробие изображением Богоматери с младенцем и эпитафией собственного сочинения. Рубенс понял, что такое пламенное художническое выражение полностью соответствует его творческим убеждениям.
Галерея картинПитера Пауля Рубенса
Сам Питер Пауль также был хорошо знаком с философией неостоицизма, но в то же время, видимо, ему был близок эразмовский образ разумного и добродетельного «христианского воина»129. Как минимум один натюрморт с цветами для Борромео Рубенс и Брейгель исполнили совместно. Вальбурги, посредником при сделке выступил философ и коллекционер Корнелис ван дер Гест. Только в последнюю очередь на холсте или на дереве исполнялся весь портрет.
Вставал художник в четыре часа и шёл к заутрене, а далее занимался живописью. Несмотря на чувственность его творчества, «следует принять как данность искреннее целомудрие художника»35. Полотно с изящным названием Три грации хранится в испанском Музее Прадо. Скончался он в 1657 году, его сын— внук Рубенса— умер искусанный бешеной собакой.
Но дочери царя Аттики Кекропа нарушили запрет и тайна была раскрыта. Текущая из амфоры вода, похоже изображает реку, впадающую в море (несомненно, это река Шельда). Если девушка изображает Фландрию (намек на ее богатства и важность для испанской короны – жемчуг в косах и в ушах), а мужчина – испанских Габсбургов, то картина – аллегория соглашения 1617 года, по которому Антверпен (Фландрия) получил мирную жизнь, следовательно и возможность процветания. Полотно датируется именно по возрасту детей, определяемому визуально (даты их рождения хорошо известны).
Описание картины Питера Пауля Рубенса «Персей и Андромеда»
Рубенс прекратил свою дипломатическую деятельность, перестал интересоваться карьерой придворного и целиком отдался живописи. Рубенс интенсивно занимался изучением флорентийского искусства, в частности, скопировал картон фрески Леонардо да Винчи «Битва при Ангиари»3435.
Были и более изысканные сюжеты: в картине «Сад любви» Рубенс представил картину светских забав, позднее развитых Ватто в целый жанр221. Там не было ни слова о статусе Пфальца и примирении между Фландрией и Голландией.
Женитьба на Елене Фоурмен резко изменила образ жизни Рубенса. Доброклонский и Н. Н. В картине «Большой Страшный суд» вытянутые руки и тела персонажей образуют некое подобие арки, на вершине которой Господь.
Описание картины Питера Пауля Рубенса «Поклонение волхвов»
На заднем плане в окне виден пейзаж. В этой стране Рубенс прожил восемь лет, переезжая из одного города в другой. Для него мечта реальна, а реальность сказочно прекрасна. Один из его величайших поклонников, французский колорист XIX века Эжен Делакруа, писал о Рубенсе: «Его главное качество, если предпочесть его многим другим, — это пронзительный дух, то есть поразительная жизнь без этого ни один художник не может быть великим Тициан и Паоло Веронезе кажутся рядом с ним ужасно смирными». Обустройство дома по вкусам хозяина затянулось до 1616 года и потребовало немалых расходов.
Особенно это заметно в письме декоративных драпировок. За это Зевс (отец Диоскуров) поразил Идаса перуном.
Порой сцены на его полотнах имеют весьма условный характер («Охота на крокодила и гиппопотама», «Охота на кабана», «Охота на львов») иногда приближенный к реальности, часто анималистический жанр сочетается с пейзажем («Охота на кабана). Невероятным жизнелюбием и оптимизмом проникнуты полотна Рубенса на античные темы с образами, обладающими грузноватой плотью – «Статуя Цереры, «Венера и Адонис», «Союз Земли в Воды», «Возвращение Дианы с охоты», «Венера перед зеркалом». В 1620-е годы на «художника королей» посыпались заказы от величайших королевских дворов Европы. Для понимания представленной здесь работы необходимо знать библейский рассказ, причем поражает изобретательность художника в передаче его деталей. Кроме того, Рубенс активно интересовался нумизматикой и археологией, в частности, будучи в Генуе, выполнял архитектурные зарисовки дворцов. Читайте здесь и вы многое узнаете о коллекции Княжества Лихтенштейн и о «Портрете Марии де Тассис».
В самих фигурах точно выписана каждая ямочка плоти. По мнению М. Лебедянского, трактовка Рубенсом своего образа напоминает рафаэлевский «Портрет Бальдассаре Кастильоне». В этот венок вплетена пальмовая ветвь, что говорит о Мудрости – Победительнице. О подаренном ему небольшом полотне Рубенса он писал, что установил его в своей мастерской словно «в святилище для поклонения». Европа села на его спину и бык увез красавицу на Крит. У него тоже есть выражение, хотя лицо только обозначено частью профиля.
В настоящее время картина хранится в мюнхенской Старой Пинакотеке. Художник в письмах жаловался, что французский двор его утомил. Рубенс не осуждал чужих произведений и находил «нечто хорошее в любой манере». Они похитили дочерей царя Левкиппа – Гилаиру и Фебу. Дочь Клара-Серена родилась в 1611 году и умерла 12-летней от болезни. О двойственности барокко и творчества Рубенса писал Е. И. Ротенберг.
Его появление вызвало серьёзную озабоченность у папского нунция Джованбаттиста Памфили. Он побывал в Делфте и Утрехте, вызвал подозрения британского посла и переговоры оказались на грани срыва. В Нидерландах он оставил эту практику, вот таким образом не существует прямых свидетельств, как Рубенс понимал трактовку тех или иных философских постулатов и религиозных таинств, человеческих страстей и прочего9091. Заверив завещание 28 августа, Рубенс на следующий день отбыл в Испанию183. Как отмечал В. Лазарев, второй брак наполнил жизнь Рубенса абсолютно новым содержанием.
Кроме того, «рубенсисты» желали отображать натуру, тогда как «пуссенисты» стремились подчинить её абстрактному идеалу227. Изгиб его спины переводит взор зрителя кверху. Коленопреклоненные святые жены готовы помочь Иоанну, а Богоматерь (изображенная слева) с белым, как мел, лицом приближается к Христу, протягивая ладонь, чтобы принять тело сына. Рубенс создал собственную школу, считавшуюся лучшей в Европе.
Поскольку в Антверпен вернулась чума, в октябре 1625 года Рубенс вывез семью в Лаэкен. В живописи Рубенса (1577-1640) соединились экспрессия, драматизм и бьющая через край полнота жизни. Соперничество кончилось трагедией.
Описание картины Питера Пауля Рубенса «Похищение дочерей Левкиппа»
После четырёхлетнего обучения у ван Веена, Рубенс был принят свободным мастером в антверпенскую гильдию Святого Луки, а позже, по установившемуся обычаю нидерландских живописцев, отправился заканчивать своё художественное образование в Италию. Ниточка к этому заложена в приведенном комментарии: «Художник изобразил союз города Антверпена с рекой Шельдой, то есть союз торговли и морских дорог – залог и символ процветания Фландрии». Борромео, ценитель фламандского искусства, делал заказы Брейгелю в 1606—1621 годах102.
Венеция не случайно стала первым итальянским городом, который посетил Рубенс. Рубенсу нравилась жизнь сельского аристократа. Фасадные скульптуры также ваялись по моделям Рубенса. В «Четырёх философах» Питер Пауль Рубенс изобразил себя отдельно, вероятно, обозначая необходимость продолжать жизнь уже без брата и его стоицизма135. При постройке дома была предусмотрена отдельная купольная зала с верхним освещением, в которой разместили вывезенные из Италии скульптуры и камеи.
Барокко рассматривается М. Лекуре как искусство мира, утратившего свою незыблемость. Своей личной палитры Рубенс ещё не изобрёл. В трактате «Теория человеческой фигуры», приписываемом Рубенсу, утверждается, что базовым элементом женской фигуры является круг. 3 июня они взошли в Дюнкерке на борт военного судна, отправленного королём Карлом.
Королева и герцог Ришельё добрались до Рубенса только в середине июня, по сообщению Роже де Пиля, королева была равно очарована картинами и манерами Рубенса, а кардинал «с восхищением смотрел на полотна и никак не мог ими налюбоваться». В то же время выполненные Рубенсом копии, скорее, следует рассматривать как вариации на тему оригинала, поскольку он неизменно— хотя и в разной степени— прибегал к переделке оригинала. И вот теперь любопытно сравнить ее с картиной того же библейского сюжета кисти Хендрика ван Балена (1575-1632). Первые годы жизни мальчик провел в Кёльне.
На заседании Верховного совета в Брюсселе недовольство фламандского дворянства испанской политикой озвучил именно Рубенс178. Пьедестал Меркурия украшен гражданским венком из зелени дуба ибо охранять граждан – такова цель послов (их можно узнать по ветвям Оливы Счастливой, которые они держат перед собой), успешно ведущих государственные дела. Рубенс, прикованный к постели приступом, не смог принять участия в церемонии, но Фердинанд Австрийский лично нанёс ему визит домой.
создал свою мастерскую. Изабелла Брант еле заметно улыбается, что намекает на испытываемые ею чувства радости и счастья. Питер и Бальтазар сохранили дружбу на всю оставшуюся жизнь. Она находится в Берлинской картинной галерее, Германия. Если мужская – то почему такая мощная фигура.
Описание картины Питера Пауля Рубенса «Союз Земли и Воды»
Лицо его искажено приступом боли, пальцы плотно сжаты, все мышцы тела напряжены. Несмотря на постоянную занятость, художник жил очень размеренно. Считается, что эта картина не совсем характерна для творчества Рубенса – в ней очевидно обращение к жанру психологического портрета. Некоторые исследователи даже сомневаются в авторстве Рубенса (работа автором не подписана), а иные предполагают, что художник на полотне изобразил свою старшую дочь Клару Серену, которая умерла ко времени создания полотна. Это погрудный портрет девушки.
«Никакой преувеличенной аффектации чувств, всё сдержанно и достойно». На свою свадьбу Рубенс написал двойной портрет «В жимолостной беседке» («Автопортрет с Изабеллой Брант»). Южные нидерландские провинции (иначе называемые Фландрией) во главе с Антверпеном оказались под властью Испанской монархии.
После 4-летнего обучения у ван Веена, Рубенс был принят свободным мастером в антверпенскую гильдию Святого Луки (1598), а в 1600 г. отправился заканчивать своё художественное образование в Италию. На королевской аудиенции Филипп IV не выразил особенного восторга работами Рубенса, 28 сентября предстояло заседание королевского совета по вопросу, следует ли давать ход переговорам с англичанами. К. Кларк писал: «Даже если бы он не испытывал естественного влечения к толстым женщинам, он считал бы складки пышной плоти необходимыми для лепки формы».
Это была Вирсавия, жена Урии Хеттеянина. Большое значение он придавал архитектурному обрамлению своих произведений. В акте указаны «большой каменный дом в виде замка», пруд и ферма в 4 бония и 50 вержей, «вокруг лес». Возможно, художник это передал именно таким выражением лица девушки. На острове Юпитер превратился в прекрасного юношу и овладел Европой.
Описание картины Питера Пауля Рубенса «Суд Париса»
При этом никто не мог упрекнуть его в нарушении канонов или дерзости. В каком-то смысле Рубенс этим изданием создавал себе работу на будущее. Однако в период господства авангарда критики открыто нападали на наследие Рубенса и даже Эрвин Панофский по поводу его пейзажей дословно высказался: «Это всего лишь живопись». Беломраморное решение фасада символизировало Небесный Иерусалим, спустившийся на землю143.
У маленького Эрихтония вместо ножек был змеиный хвост. Откровенность собственного чувства и завораживающее мастерство живописца являет образ обнаженной Елены с накинутой на плечи меховой накидкой в картине «Шубка». Пейзажи позднего Рубенса – опоэтизированная чувственно-материальная красота природы Фландрии («Радуга», «Возвращение с поля»). Рубенс помещал портретируемых на нейтральном фоне или перед драпировкой. Рубенсовские обнажённые тела были результатом огромной аналитической работы.
Да и после сравниться с ним в этом мог только Рембрандт. Эти особенности барочного искусства отразились и в его картине «Сусанна и старцы» на сюжет из Книги пророка Даниила. Кисть Рубенса (1577-1640), обычно широко и активно создающая форму, здесь мягко касается создаваемого портрета. Для нас не суть важно, кто и что получил – установился мир, началась нормальная жизнь. Старший сын Ян Баптист навсегда уехал в Италию (там он и скончался), вскоре от болезней умерли ещё трое детей.
Описание картины Питера Пауля Рубенса «Тайная вечеря»
Он был погребен в церкви святого Иакова, его могилу украшает скульптура Девы Марии, выполненная архитектором и скульптором из Мехелена Лукасом Фейдхербе, который в последние годы жизни художника работал в его мастерской. Без сомнений, творчество Рубенса – основополагающее в развитии национального искусства Фландрии (и не только ее), ставшее символом в борьбе с безжизненными академическими догмами. Достаточно быстро Рубенс получил должность попечителя картинной галереи герцога, но, в общем, крупных заказов почти не было (единственное исключение— оформление церкви иезуитов в 1603 году) и даже в 1607 году в одном из писем он сетовал, что его работы почти не представлены в коллекции Гонзага. Остается неизвестным, почему Рубенс не закончил эту картину, которая, возможно, была обрезана уже после его смерти для того, чтобы выглядела более «завершенной». Возможно, это труды Сенеки. С особым мастерством и виртуозностью создавал этот мастер живописи и портреты величественных особ.
Однако новый этап в творчестве Рубенса оказался связан с заказом настоятеля церкви Св. С Веласкесом они смогли найти общий язык и занимались верховой ездой.
Описание картины Питера Пауля Рубенса «Юпитер и Каллисто»
Должность предполагала контроль над исполнением испанского законодательства5. Соглашаясь писать портрет, Рубенс не скрывал, что делает большое одолжение. Посетил Венецию, Мантую, Рим и Геную. Благоприятным для Рубенса оказался и римский период его жизни и творчества (1605-1608). 1750). Кто изображает реку – женская фигура или мужская.
Оно осталось незаконченным и первоначально превышало по ширине нынешний вариант. Именно в этом стиле Рубенс создал свои знаменитые картины: «Союз Земли и Воды», «Вакх», «Три грации», «Воздвижение Христа», «Портрет Инфанты Изабеллы» и многие другие. В коллекции оказалось 13 работ Питера Брейгеля Старшего— преимущественно пейзажей.
Описание картины Питера Пауля Рубенса «Адам и Ева»
Порваны все земные связи между тремя распятыми и живыми людьми. В частности, были убраны бойницы. Жениху было 32 года, невесте— 18 лет их венчание состоялось 8 октября 1609 года. После возвращения он ужинал с избранными друзьями.
Описание жизни Рубенса в Испании оставил тесть Веласкеса— Пачеко187. Незадолго до кончины Рубенс набросал её портрет. В марте 1571 года Ян Рубенс был арестован за незаконную связь и провёл два года в заключении в Дилленбурге, а после суда был сослан в небольшой городок Нассауского герцогства, Зиген. Однако величина фигур угнетает динамику композиции.
- Рубенс Питер ПаульКартины и биография
- 10 шедевров Питера Пауля Рубенса
- Питер Пауль Рубенс: биография и лучшие работы
- Прибытие Марии Медичи в Марсель Питер Пауль Рубенс
- Елена Фоурмен со своими детьми Питер Пауль Рубенс
- Осенний пейзаж с замком Стен Питер Пауль Рубенс
- Похищение дочерей Левкиппа Питер Пауль Рубенс
Мощный старец стоит к зрителю спиной.
Но Рубенс, однако, не ограничивается ими. Светлая блондинка стоит в светлой части пейзажа на фоне неба, шатенка, наоборот изображена на фоне деревьев, а между ними, на рубеже света и тьмы, гармонично выписалась рыжеволосая богиня. Им было нужно такое представление об окружающем мире, которое напоминало бы изречение из Библии: «И увидел Бог все, что Он создал и вот, хорошо весьма». Многие жители покидали разоренную войной страну. Живопись «Воздвижения креста» знаменовала и сильное итальянское влияние и начало освобождения от него.
- Снятие с креста Питер Пауль Рубенс
- Питер Пауль Рубенс – фламандский художник (601 работ)
- Картины и репродукции Питера Пауля Рубенса
- Рубенс, Ван Дейк, Йорданс Шедевры фламандской живописи
- Питер Рубенс: последние новости
- ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ РУБЕНСА
Д. Веджвуд на примере картины «Три грации» также демонстрировал, как Рубенс трансформировал стандартную форму и позу античных скульптур в своих собственных целях120. Напротив, женщины отличаются крайней рыхлостью форм. Винсент Ван Гог выражал в отношении Рубенса особое мнение.
Рубенс много сил потратил на передачу выражения своего лица и супруги. При помощи Питера ван Веена— брата его учителя — и Дадли Карлтона, посла Англии в Гааге, Рубенс 24 февраля 1620 года получил «привилегию» на 7 лет.
- Получайте самые главные и обсуждаемые статьи дня на свой электронный адрес
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- Картины Питера Пауля Рубенса (с названием)
- Музыкальные пиктограммы Виктора Херца
- Карма — скульптура, уходящая высоко в небо
- Лучшие работы Питера Пауля Рубенса
В первую очередь это относилось к мировосприятию139. Вследствие болезни он был практически парализован. Триптих Снятие с креста (можно увидеть выше) создавался уже конкретно для Собора, в котором находится по сей день, с 1612 по 1614 год. Рубенс воспользовался моментом, чтобы, как и в молодости, скопировать интересовавшие его работы Тициана— всего 32 картины.
Когда посольство 28 января проследовало через Антверпен, Рубенс не стал встречаться с его членами и отправил главе посольства письмо, в ответ получив записку с фразой «мы не нуждаемся в художниках», которая быстро стала анекдотической206. Или бегемот. Они были размещены в его домашней ротонде «с порядком и симметрией» 153. Возможно, это мальчик и девочка (если судить по длине волос). И еще один персонаж – тигр. В отличие от тициановского портрета Карла V, Рубенс придал композиции больше динамики, направив всадника прямо на зрителя. Внимание Рубенса привлек и колоризм Тициана, Тинторетто и Веронезе, а также «люминизм» Караваджо и все эти впечатления чудесным образом переплавлены у него в живописный язык, проникнутый большой чувственной теплотой, с наполненным светом и блеском колоритом, где формы обозначены крепким рисунком, уже включенным в композиции барочного типа, но еще дышащим классическим равновесием и эпическим духом. Иосиф Аримафейский, стоя на лестнице, поддерживает тело под руку.
- Возвращение Дианы с охоты, 1615
- Аллегория – Четыре Континента, 1615
- Самое интересное в виде мозаики
- Творчество Питера Пауля Рубенса
- Женский портал о красоте и стройности
- Женские образы в живописи Питера Пауля Рубенса
Первое время художник квартировал в доме матери на улице Куван. Но на этом профиле можно прочитать какой-то вопрос, какое-то напряжение.
Если это союз города с рекой – то где город, а где река. Его зрительная память не уступала памяти на тексты. Перенося в картину изображение живой модели, художник освобождал ее от всего случайного. По завещанию, серебро и драгоценности были поделены между вдовой и её пятью детьми и двумя сыновьями от первого брака. Губерта, Диану на охоте и подобное. (Рубенс жил в Антверпене. )Рассмотрим эту версию. Рубенс стал больше писать «для себя», создавая с жены десятки зарисовок и портретов, причём высокого эротического стиля («Подножка» и «Шубка»)212.
- Гардеробная комната в современном интерьере
- Дизайн интерьера и межкомнатные двери с витражными вставками
- Профессиональный фотограф и особенности человеческого восприятия
Был возведён в дворянское достоинство испанским королём Филиппом IV (1624) и пожалован рыцарством английским королём Карлом I (1630) со включением геральдического льва в личный герб. В этом сюжете Рубенс проявил свои возможности художника в изображении пластики человеческих тел. Сильными руками юноши подхватывают нагих женщин, чтобы посадить их на коней. Супруга последовала за ним, сохранились два её письма, которые, по мнению В. Н. Лазарева, «являются замечательными документами возвышенной женской любви и самоотверженной преданности»8. В браке с Изабеллой Брант у Рубенса было трое детей.
Инфанта Исабель даже удостоилась порицания в личном письме от Филиппа IV175. Первые упоминания об этом произведении относятся только к началу XVIII века. Осталось несколько полотен с изображением Альберта. В переписке сохранились замечательные образцы стиля общения художников, когда Брейгель мог назвать коллегу в письме к миланскому кардиналу Федерико Борромео «мой секретарь Рубенс». Ошибка в названии возникла в XVIII веке во Франции, где в одном из каталогов работ художника полотно было записано: «Le Chapeau de Paille» («Соломенная шляпа»). Никулин.
Повреждения касаются не поверхности живописи— это не плесень или пятно, которое можно снять, — но самих холстов они были покрыты листами жести, завёрнуты в двойную провощённую ткань и уложены в деревянные сундуки и, несмотря на это, холсты испорчены и разрушены двадцатипятидневным непрерывным ливнем— неслыханная в Испании вещь. Такие его работы, как данный пейзаж, – наилучшее тому подтверждение. Рубенс был принят фаворитом короля графом Карлайлом и вновь взялся за кисть, следуя пожеланиям Жербье и светского общества. С 1610 по 1620 год художник был увлечен написанием охотничьих сюжетов. Я хотел иметь жену, которая бы не краснела, видя, что я берусь за кисти и, сказать по правде, мне показалось жестоким потерять драгоценное сокровище свободы в обмен на поцелуи старухи». Высокие доходы Рубенса позволили ему приобрести поместье с замком Стен, давшим название этому периоду – «стеновский».
По-лисьи лукаво смотрят на зрителя зеленоватые глаза девушки. Персы оставили лагерь с запасом вина, который обороняла неспособная часть, а основные войска отошли назад к реке. Питер Пауль Рубенс родился в 1577 г. в Зигене (Германия) в семье адвоката Яна Рубенса.
Свою первую совместную работу они исполнили ещё до отъезда Рубенса в Италию в 1598 году, это была «Битва с амазонками»97. Картины Питера Пауля Рубенса не оставляют равнодушным ни одного зрителя.
Два главных шедевра Рубенса в этой области — «Похищение дочерей Левкиппа» и «Три грации». Увидеть полотно можно во флорентийском Палаццо Питти. Творческое содружество плавно перешло в личное: Рубенс писал Яна Брейгеля со всей семьёй и исполнил картину «Апостол Пётр с ключами» для надгробия Питера Брейгеля-старшего в брюссельском соборе Нотр-Дам-де-ла-Шапель. Ее очаровательные черты возникают в целом ряде религиозных и мифологических картин Рубенса, где Елена предстает перед нами в образах Венеры и Девы Марии. Ходили слухи, что он сумел внушить «известные чувства» Изабелле Брант. Помимо его гонораров, доход семье по-прежнему приносила сдача комнат внаём9.
Особой лиричностью и романтизмом обладали написанные им интимные портреты. Прямым «наследником» пасторальной линии в его искусстве стал Антуан Ватто, родившийся спустя 44 года после кончины Рубенса. В них начисто отсутствует мистика. Первый успех у эрцгерцога привлёк внимание герцога Гонзага к своему придворному художнику.
Для работы над эскизами и графикой предназначалась особая комната, в ней же принимались натурщики. Краски помутнели, они вздулись и отстали от холстов, так как долго впитывали воду во многих местах остаётся только снять их ножом и затем снова наложить на холст45. Лекуре, «доходило до угодничества». Она стала персонажем картины «Сад любви», наполнив ее своим естеством. Он сравнивал собственное творчество с философским камнем.
Это же подчёркивалось достоинством жестов, позой, тщательной отделкой мельчайших деталей. На сцену покровительственно смотрят сверху Юпитер и Юнона.
Марк Морфорд сопоставлял «Четырёх философов» с падуанским «Автопортретом с друзьями» 1606 года, посвящённым кончине Липсия в том же году. Знаменитый английский художник XVIII в. сэр Джошуа Рейнолдс (1723-1792) писал: «Это одна из самых прекрасных его фигур. В переписке восхищение Питером, по выражению М. -А. Это зависит и от нее. Причиной тяжбы была дата изготовления гравюры «Распятие»: до продления авторских прав или после.
Слева два путта играют с Пегасом, крылатой лошадью Персея. Рубенс объединил сцены начала жизни и её земного завершения. На знаменитой картине «Охота на гиппопотама», одной из четырех, заказанных Рубенсу герцогом Баварским Максимилианом для одного из своих дворцов изображена просто невероятная схватка между крокодилом, разъяренным гиппопотамом, тремя гончими, тремя лошадьми и пятью мужчинами. Расцвет творчества Рубенса пришёлся на пик развития барокко138.
В Древней Греции этих богинь звали харитами. Женат он был на дочери Деодато дель Монте— первого студента своего отца. Далее он перешёл к Адаму ван Ноорту18. Уже три десятилетия шла война с Испанией, стремившейся вернуть северные провинции Нидерландов, объявившие себя «Свободной, независимой республикой Голландией».
Теперь обе работы, прославившие Рубенса, находятся в Кафедральном соборе Антверпена.
Впрочем, он продолжал исполнять поручения мантуанского двора: приискал резиденцию в Риме для герцогского сына, назначенного кардиналом и приобрёл для коллекции «Успение Богородицы» Караваджо55. В этот период состоялось очное знакомство с Пейреском. Возвращение интереса к барокко после 1950-х годов оживило интерес к Рубенсу, в том числе и на рынке искусства. К. Кларк писал, что вопрос о портрете ещё более осложняется при работе в жанре ню. И опять же – зачем тигр.
Мужские фигуры Рубенса всегда подтянуты, широкоплечи, с развитой мускулатурой рук и ног. Этот образ мастер начал создавать гораздо раньше, чем Елена вошла в его жизнь. А рядом с ним плещутся путти (путти – декоративные изображения маленьких детей, характерные для искусства барокко и ренессанса). Иезуиты этим преследовали абсолютно конкретную цель: Рубенсу была заказана «Библия бедных», в которой чередовались ветхозаветные и новозаветные сюжеты.
В изображении Рубенса «Вознесение Девы Марии» хор ангелов поднимает её в спиралевидном движении к вспышке божественного света. В свою очередь, через Монтальто Рубенс был представлен Шипионе Боргезе— племяннику папы Сикста V, который был официальным покровителем немецких и фламандских художников в Риме. Впоследствии, вернувшись на родину, он передал эти работы своему приятелю Н. Рейкельмансу, который награвировал их и в 1622 году выпустил двухтомник «Дворцы Генуи». Или буйвол.
КОНТИНЕНТЫ. Тигрица представляет реку Тигр, а путти играют с крокодилом, символом Нила. В 13 лет, благодаря семейным связям, Питер Пауль был устроен на должность пажа к бельгийской графине де Лален.
Нет традиционных для этого сюжете воинов и палачей, нет горюющих последователей Христа. В барочной композиции «Персей освобождает Андромеду» из собрания Эрмитажа фигура Андромеды восходит к одной из античных статуй Venus Pudica (Венеры Целомудренной). После свадьбы молодые, согласно обычаю, поселились у родителей жены, в деловом квартале73.
Пользуясь невнимательностью герцога к своей персоне, уже в 1601 году Рубенс отправился в путешествие по Италии из письма брату Филиппу в декабре того же года следует, что он объехал «почти все крупнейшие итальянские города»37. Во время засады, устроенной Диоскурами, Идас убил Кастора, а Полидевк – Линкея. Их пышные, но легкие, местами прозрачные кроны, крепкие и стройные стволы окутаны этим сиянием, как фантастически прекрасным нарядом. 15 сентября художник прибыл в Мадрид.
Рубенс специализировался на религиозной живописи (в том числе алтарных образах), писал картины на мифологические и аллегорические сюжеты, портреты (от этого жанра он отказался в последние годы жизни), пейзажи и исторические полотна, делал также эскизы для шпалер и книжных иллюстраций. Среди портретов великого фламандского живописца это полотно занимает особое место. Таким был великий фламандский художник XVII века Петер Пауль Рубенс. «Снятие с креста» – центральная панель триптиха Рубенса. 11 июня Питер Пауль Рубенс прибыл в Брюссель и на следующий день— в родной Антверпен159.
Таким образом, Рубенс добивается разнообразия форм на своей картине, которые, соединяясь и сливаясь, усиливают разыгрывающуюся на глазах у зрителя драму, перенося все его внимание не на жизнь, а на смерть этих животных в самом центре картины. Благодаря рисунку Рубенса сейчас можно представить себе исчезнувшую композицию Леонардо «Битва при Ангиари». В написанном Рубенсом эскизе «Голгофа» исчезли смятение и беспокойство ранней вещи. Его сухощавое лицо и стекающие по чарке излишки свидетельствуют об этом. По бокам от Иисуса выделяются Дева Мария и Моисей со святыми скрижалями в руках.
В готическом по стилю Антверпене особняк производил впечатление «дворца эпохи Ренессанса»80. Он был написан вслед за близким по масштабу и теме «Водружением креста» (1610-11).
Он не только восстановил копии с картин Рафаэля исполненные в Риме Пьетро Факкетти, но и самостоятельно исполнил «Демокрита и Гераклита». «Вознесение Девы Марии» или «Успение Пресвятой Богородицы» – картина Питера Пауля Рубенса, завершённая в 1626 году в качестве запрестольного образа для главного алтаря Собора Богоматери в Антверпене, где она хранится. Приступ апреля 1638 года поразил правую руку, лишив его возможности писать. Меркурий держит яблоко, которое станет наградой победительнице. В частности, старейшина Гильдии святого Луки художник-маньерист Абрахам Янсенс (1575—1632), также проработавший три года в Италии, предложил Рубенсу «дуэль», в рамках которой художникам предстояло написать по картине на один и тот же сюжет.
В каждой из этих стран, его авторитет был весьма высок. По-видимому, он считал достоинством картины обилие изображённых персонажей. За работы, полностью исполненные самостоятельно, он удваивал цену98. Среди его собеседников и корреспондентов были Гуго Гроций и Корнелис Дреббель, причём, общаясь с последним, Рубенс заинтересовался не только оптикой, но и проблемой «вечного двигателя». Картина была подписана обоими художниками104.
Рубенс любил затемнённый задний план, на котором ярко изображался план передний. Семья воссоединилась в Троицын день 1573 года, в 1574 году родился сын Филипп. Ему предстояло написать «Мадонну» для главного алтаря.
Она предназначалась для капеллы Гильдии аркебузиров, своеобразного стрелкового клуба того времени (аркебуза в качестве огнестрельного оружия имела тогда широкое хождение). Из-за этих качеств всеми любима и оплакиваема всеми после смерти». К январю 1623 года работа над галереей картин была практически завершена. Другая версия висит на правом алтаре замковой церкви Св.
По словам Ч. Веджвуда, «Рубенс был хорош, но он не был вундеркиндом», подобным ван Дейку. Это, конечно же, описка: вместо «paille» должно быть «poil» (с французского – «фетр»). Служанка то ли расчесывает, то ли просто перебирает красивые золотые волосы своей госпожи. Все полотна посвящены жизни Марии Медичи.
И в дальнейшем основным языком иностранной переписки Рубенса оставался итальянский38. В основе его картины «Нахождение младенца Эрихтония» лежит повествование Овидия из «Метаморфоз». Выполнив миссию, в 1604—08 вернулся в Италию к мантуанскому двору. Причины, по которым художник избрал торговую Геную, а не Рим, Флоренцию или Венецию, лежали на поверхности. Игнатия (ныне посвящённой св.
Коллекция медалей и гемм, а также библиотека досталась старшему сыну Альберту. В сентябре 1626 года, 15 лет спустя, он закончил произведение. Только Тициан из его предшественников и Ренуар из преемников могли сравнится с ним в изображении женских форм114. Это руки третьего ребенка Елены, Изабеллы Елены, родившейся в мае 1635 года. Здесь для алтаря мантуанской церкви создал картину «Преображение» — произведение, отошедшее от ренессансных традиций.
Портрет изображает придворную даму Изабеллы Клары Евгении. Детство художника прошло в Кельне, куда переехала семья через два года после его рождения. Реализм и барокко, зрелищность, скрупулёзность и творческий размах.
Естественно, что букет фруктов и ягод символизирует изобилие. Рубенс живо продолжал интересоваться не только теоретической наукой, но и прикладной. Король вернулся в Вальядолид в первых числах июля. По всей видимости, он собирался вернуться в Италию.
На своем могильном камне в церкви святого Якова в Антверпене он распорядился выбить надпись: «Лорд Стен». Эти слова как нельзя точнее отражают поразительную универсальность творчества мастера ибо жанровый диапазон его искусства вместил почти все многообразие тем и сюжетов, получивших распространение во фламандской и европейской живописи XVII века. Назвали его также в честь крёстного— генуэзского банкира Никколо Паллавичини. 13-летнего Питера Мария Рубенс устроила пажом к графине де Лален (урождённой принцессе де Линь) в Ауденарде, где он за счёт патронов продолжил образование, приобрёл навыки каллиграфии и красноречия, а также обрёл вкус к изяществу одежды, в частности, научившись эффектно запахивать плащ141516.
В известном смысле дом Рубенса превратился в «приёмную» Брюссельского двора: у него квартировали посланники Лотарингии и Англии перед официальными приёмами. Впрочем инфанта Исабель в апреле 1632 года разрешила Рубенсу оставить французские дела. Луки214. Разве шляпка здесь соломенная, тем более с таким пером. В 1610— 14 он создал знаменитые — «Водружение креста» и «Снятие с креста» (Антверпен. Место, где плещутся дети и тритон, – очевидно, море.
Противостояние человеческого оружия и сил диких животных ярко показано в смелом противостоянии двух мускулистых львов семи охотникам, половина из которых атакуют верхом на лошадях. Гуго Гроций даже сообщал Дюпюи, что Рубенс был выслан штатгальтером204.
За 10 лет брака родилось пятеро детей: дочь Клара-Иоганна, сын Франциск, Изабелла-Елена, Питер Пауль и посмертная дочь Констанция Альбертина (она родилась через 8 месяцев после смерти отца)219. Был и другой мотив: в одном из писем Рубенс откровенно сообщал, что в преддверии большой войны беспокоится лишь о «сохранности своих колец и своей персоны»173. Герцог стремился собирать лучшие произведения искусства, в его дворце Рубенс впервые увидел работы Тициана, Веронезе, Корреджо, Мантеньи, Джулио Романо.
Отпевание состоялось 2 июня. Тело его в тот же день было перенесено в Синт-Якобскерк, в склеп семьи Фоурмен. Также на полотно попал Мопс – любимый пес Липсия, преклонивший голову на коленях Воверия.
Питер Брейгель младший (1564-1638) в своем искусстве полностью перенял наследие отца Питера Брейгеля старшего и картина «Перепись в Вифлееме» является копией. Художник объединил в рамках одного произведения три разновременных события. Речь шла о «Воздвижении креста». В глазах Рубенса и его окружения античность была эпохой наивысшего расцвета цивилизации, с которой надо соразмеряться и подражать ей.
Это отвечало эстетическим потребностям самого Рубенса, который не хотел жертвовать разнообразием фигур и колористических сопоставлений. Однако Рубенс создал столь смелое произведение, что заказчики его не приняли. И даже с какой-то угрозой. У ног мужчины – тритон гудит в раковину. Предложение было рассмотрено на Тайном совете 16 августа и отвергнуто203. В ноябре, совершив краткую поездку в Париж, Рубенс отправился вручать проданное Бэкингему художественное собрание.
С приобретением в 1635 году замка Стеен в Элевейте Рубенс получил титул сеньора. Очень немногие великие художники с большей проникновенностью и уверенностью выражали на своих полотнах поразительную щедрость природы и заключенное в человеке потенциальное счастье. По объяснению самого Рубенса, дети – символ процветания. Помимо перечисленных, на полотне запечатлен автопортрет его автора— отдельно от учёных слева— и (справа внизу) любимый пёс Липсия по кличке Мопс. Рубенс тщательно проработал детали своего костюма, особенно пурпуэн— род камзола с высоким воротником, коричневые чулки и туфли вместе с дорогим нарядом супруги композиция близка типичному барочному портрету.
В мастерской он обыкновенно оставался до пяти часов пополудни. До конца XIX века только восемь иностранных художников удостаивались рыцарского звания200. Как правило, портрет был только началом большого заказа, например, для украшения дворца или надгробия. В древнегреческой мифологии сатирами называли спутников Диониса – бога виноделия, жизнерадостных лесных демонов с козлиными ногами и рогами. Заниматься живописью Рубенс стал очень рано. Портреты членов семьи достались тем, кто для них позировал.
Очевидно именно Рококе и предоставил Рубенсу заказ на этот алтарный образ. 29 июня 1577 года родился их шестой ребёнок— Питер Пауль. Точные маршруты странствий Рубенса сложно реконструировать, документально подтверждается его многократное пребывание в Венеции, Флоренции, Генуе, Пизе, Падуе, Вероне, Лукке и Парме, возможно в Урбино и в Милане, где он скопировал «Тайную вечерю» Леонардо. Прежд е всего: Антверпен был во Фландрии. Карлу Борромео). В гуманитарной области он всё более и более интересовался средневековой и современной ему французской историей (в том числе «Хрониками» Фруассара), даже выписал себе мемуары Оссата— посредника обращения Генриха IV в католическую веру— и собирал документы о царствовании этого короля и его наследника Людовика XIII.
В этот же период Рубенс создает новый жанр европейского парадного барочного портрета, который явно указывает на социальную значимость персонажа (портреты Марии Медичи и камеристки инфанты Изабеллы). Успехи в искусстве омрачает смерть любимой жены от чумы в 1622 году. Работы Рубенса безоговорочно принимались как светскими, так и церковными заказчиками и он практически не подвергался критике при жизни.
Художник скончался в 1640 году. Получив первоначальные навыки и отточив их, в 1595 году Рубенс перешёл в мастерскую самого знаменитого антверпенского живописца того времени— Отто ван Веена (Вениуса), получившего образование в Италии и привнёсшего во Фландрию дух маньеризма14. В настоящее время полотно хранится в венском музее Коллекции Лихтенштейнов.
Эта же комната служила и личным кабинетом. В феврале 1639 года состояние художника уже вызывало опасения222. Из Рима Рубенс проехал к старшему брату в Верону, где изобразил себя с братом их коллегу Иоганна Вовериуса и учителя Юста Липсия, а также своего ученика Деодато дель Монте на фоне мантуанской реки Минчо.
Из Антверпена он вдоль Рейна последовал во Францию, посетил Париж, а далее направился в Венецию. Рубенс заботился о своих авторских правах. Цвет пейзажей отличается блеском и яркостью, его очертания приглушены, смягчены.
И думать, что «Союз Земли и Воды» представляет какую-то абстрактную композицию, было бы в корне неверно. Вот что пишет сам художник о некоторых символах, которые он использовал в своих картинах: «Пьедестал Минервы украшает масличный венок, отличительный знак сей Богини некогда на Народном собрании греки присудили такой венок Фемистоклу как признание его мудрости. Он любуется богинями, стоящими перед ним в разных ракурсах. Елена стала любимой моделью художника в последние годы его жизни. Они мало выделяются среди окружающих их жителей деревни. Парис решил похитить Елену. Известно, что знаменитую картину «Поклонение волхвов» (Антверпен, музей) высотой в пять метров он написал в 1624 году за одиннадцать дней.
Сила и страстность его творений и по сей день внушают зрителям благоговейный трепет. В версии, которая перед нами (1639), Парис изображен в пастушеском наряде, пристально разглядывающим трех великолепных нагих женщин, которых он попросил снять одежды, чтобы ничто не мешало судить об их красоте.
Темой его творчества в основном были сцены на мифологические и библейские темы, но также были исторические полотна и портреты, где скрупулёзно и тщательно он передавал все тонкости лица и интерьера комнаты — кресла, люстры, посуду. Он отказался от национальной фламандской традиции (значимость которой признавал ещё Микеланджело), но так и не смог органично воспринять итальянскую школу26. Почему именно тигр. И все же в 1611–1618 годах в Антверпене было построено одно здание, напоминавшее строения Генуи, — дом Рубенса (в 1947 году в нем был открыт Музей Рубенса).
Также Рубенс создал множество портретов. А над ним сияющая богиня славы. Уникальные свойства этой манеры письма наглядно продемонстрированы в его ранней переходной работе «Святой Георгий, поражающий дракона». Откровенно негативно к наследию художника относился Пабло Пикассо, который в одном из интервью сообщил, что это «талант, но талант бесполезный ибо употреблён во зло»230.
Впрочем, Н. А. Дмитриева утверждала, что в основе «Воздвижения креста»— напряжённая схватка людей с тяжёлым крестом, который они с великим усилием поднимают вместе с телом распятого. На переднем плане изображены Мария, завернутая в голубой плащ и идущий перед ней Иосиф с пилой. Работая с античными памятниками, Рубенс ставил перед собой различные задачи. Выехав из Мадрида 28 апреля, 11 мая Рубенс был в Париже и уже через два дня в Брюсселе. Наиболее поразительна во всей работе фигура мертвого Христа. Ян Квеллин II с 1637 года занимался исключительно заказами плантеновского издательства.
Спустя десять лет он напишет картину «Битву греков с амазонками», где постарается достичь выразительности картины Леонардо в сложной многофигурной композиции. «Персей освобождает Андромеду» – картина фламандского художника Питера Пауля Рубенса, выполненная в 1622 году. Рубенс любил свой труд и старался жить так, чтобы работа была в радость. Считается, что женщинами на картине являются Мария Магдалина и две сестры Девы Марии.
Елена была десятым ребёнком в семье и Рубенс впервые запечатлел её в 11-летнем возрасте для полотна «Воспитание Богородицы». Минерва (Афина) изображена с совой (ее доспехи лежат рядом), Венеру (Афродиту) сопровождает ее сын Купидон, а Юнону (Геру) – павлин. После постройки замка Рубенс всё реже появлялся в мастерской на Ваппере. Любимов).
Филипп Рубенс держит перо, готовый записывать, а Воверий открывает ещё одну книгу. Петра и Павла в Кирххайм-ин-Швабен, Германия.
Справа (прямо над сиденьем стула) намечена еще одна пара рук. Греки, угрожая Трое войной, потребовали вернуть ее. В то время, когда он работал, наёмный чтец читал ему вслух античных классиков, чаще всего Плутарха, Тита Ливия или Сенеку. Длительное нахождение в Италии (1600-1608) с поездками в Венецию, Мантую, Рим и Геную стало решающим этапом в художественном формировании Рубенса: он получил опыт непосредственного знакомства с классической античностью и с ренессансным классицизмом, равно как и со всем разнообразием современных ему явлений в культуре.
Письма Питера Пауля к нему не сохранились, но остались послания старшего брата младшему. Портрет девушки выполнен по рисунку, написанному с натуры.
Николя де Пейреск восхищался точностью изображений сандалий римских солдат для серии шпалер о подвигах императора Константина. Н. А. Дмитриева даже утверждала, что луврский портрет Елены Фоурмен «поражает лёгкостью и свежестью кисти: кажется, он мог бы быть написан Ренуаром»213. Таким образом, суд Париса стал причиной Троянской войны, окончившейся разрушением Трои.
В 1550 году Ян Рубенс перешёл в Падуанский университет, а в 1554 году— в Римский на отделение гражданского и канонического права. Не менее выдающийся художник Антонис ван Дейк (1599-1641) прославился как прекрасный мастер портрета, он был лучшим учеником Рубенса и ведущим придворным художником Англии. Умер Питер Пауль Рубенс 30 мая 1640 года.
В 1611 году художник приобрел для себя и семьи огромный дом-мастерскую и с этого момента начался особенно плодотворный период его творчества. Но, технике фрески он предпочитал масляную живопись. Но Идас камнем сразил Полидевка. За конный портрет короля Рубенс удостоился стихотворной похвалы от Лопе де Веги, назвавшего его «новым Тицианом»186.
Гардероб покойного и другие вещи, включая глобусы, были распроданы. Его первым известным наставником стал художник Отто ван Веен. Удостоверение придворного живописца Питер Пауль Рубенс получил 9 января 1610 года68. Автор фокусирует внимание на лице и внутреннем мире девушки. Эти мотивы оказались выражены в портрете известном под названием «Четыре философа». Многие из них Рубенс копировал, оттачивая своё мастерство. Рубенс никогда не стеснялся подражать художникам, которые восхищали его (Тициану, Питеру Брейгелю Старшему) и др.
«Его довольно грузные композиции и грузные тела в подлиннике такими не кажутся: они выглядят лёгкими исполненными своеобразной грации»94. В королевском собрании он скопировал для себя серию «Триумф Цезаря» Мантеньи, которая когда-то находилась в собрании герцога Мантуанского и была приобретена королём Карлом196. Личных дневников художник не вёл, да и письма его содержат почти одну деловую информацию. Сделка была совершена и художник сделался обладателем 21 крупной, 8 «детских» и 4 поясных скульптур, 57 бюстов, 17 пьедесталов, 5 урн, 5 барельефов и набора прочих предметов. Но она воплотила идеал в действительность. Рубенс писал Елену в виде библейской Вирсавии, богини Венеры («Суд Париса), одной из трех граций.
Триптих «Снятие с креста» для городского собора Антверпена был заказан Рубенсу в 1611 году антверпенской гильдией стрелков. «Союз земли и воды» был написан в 1618 году, через год после заключения мира. Вопрос на лице мужчины – не праздный: Фландрия может быть и немецкой. Рубенс был одним из подписчиков только что появившихся газет, в том числе «Рейнской газеты» и «Итальянских хроник», последние он решительно рекомендовал всем своим знакомым, а также пересылал Пейреску151. Эти работы, а также многочисленные изображения вакханалий, в том числе «Вакханалию» (1615–1620, ГМИИ, Москва), можно считать переходными от первого ко второму этапу. Не было ещё и виртуозной лёгкости владения кистью, которую он приобрёл в Италии28.
28 июня 1577 года родился знаменитый фламандский художник Питер Пауль Рубенс. Был придворным художником мантуанского герцога Винченцо Гонзага.
Ещё на полпути он получил известия, что его мать скончалась 14 ноября. Хозяйка этой ангельской, едва заметной улыбки умеет хранить дворцовые секреты. Теперь в жизни художника начался новый творческий период, который многие называли стеновским. М. Лекуре утверждала, что «создаётся впечатление, что при работе над женской фигурой Рубенс раз и навсегда запретил себе использовать угол»112. На лондонском аукционе Christies картина Рубенса «Избиение младенцев» в 2002 году была продана за 75 миллионов евро, а «Лот с его дочерьми»— за 52 миллиона евро в 2016 году, что делает его одним из самых дорогих старых мастеров.
Фигуры объединяют близкие цветовые тона, особенно золотистые. О чем он ее спрашивает. Однако еще более совершенны собственноручные эскизы мастера, в частности, поразительный по живости композиции изысканности цветового решения, виртуозной свободе исполнения эскиз "Коронация королевы Марии Медичи" (1622-1625)". Его полотна производят впечатление откровения, полученного им от самого Творца. М. Лекуре не слишком высоко оценивала триптих для церкви Кьеза Нуова (центральная часть— Богородица, боковые части— святой Григорий и святая Домицилла). Его талант был сразу же замечен.
Царь Давид однажды «прогуливался на кровле царского дома и увидел с кровли купающуюся женщину а та женщина была очень красива». Впрочем, первый свой официальный заказ Рубенс получил на родине— в 1602 году.
Ярким примером такой работы являлся портрет маркизы Вероники Спинола-Дориа64. Напротив, создавая копии привлёкших его произведений, Рубенс преследовал две задачи. Здесь он часто бывал в последние годы своей жизни. Картина исполнена в сдержанных тонах, построена на неуловимых тончайших переходах цветов. Войны истощали всех и вся.
Переходы света и теней едва заметны, причём тени легки и холодны по тону. Рубенс избегал излишеств в вине, пище и игре. Письма художник чаще всего диктовал, не отрываясь от кисти.
Символический смысл картины раскрывался в трёх книгах, лежащих перед изображёнными. Вторым учителем Рубенса был Адам ван Ноорт.
Уроженец купеческого Антверпена в предисловии к книге писал, что отдал предпочтение генуэзским домам, «более подходящим для обычных семейств, чем для двора владетельного князя»146147. 10-летнего Питера отдали в обучение в иезуитскую школу, хотя до того он не выделялся особыми способностями11. Существует анекдот, согласно которому Рубенс, работая над картиной «Охота на львов», пригласил в мастерскую укротителя с его питомцем и был так захвачен зрелищем распахнутой пасти, что снова и снова заставлял укротителя раззадоривать льва.
В реестр не вошли созданные им произведения искусства, а также коллекция античных гемм. Он писал: «Я глубоко преклоняюсь перед величием античного искусства, по следам которого я пытался следовать, но сравниться с которым я не смел и помыслить». Почему не лев. Брак был заключён с большой поспешностью. Луки. Художник узнал обо всём лично от инфанты и был глубоко удручён.
Церемония была назначена на 17 апреля 1635 года и подготовка заняла более года.
Большую долю его творчества заняли и различные пейзажи. Рубенс выявлял движение в морщинках и складках натянутой или расслабленной кожи121. Сохранилась обширная переписка Рубенса, преимущественно дипломатическая. Расстались они, впрочем, вполне мирно: ван Дейк подарил бывшему патрону портрет Изабеллы Брант, «Ecce Homo» и «Гефсиманию», а Рубенс отдарился лучшим испанским жеребцом из своих конюшен100.
Он мог использовать некоторые из них для фона своих больших картин (как и другие художники его времени, он не носил с собой мольберт, чтобы рисовать непосредственно пейзаж перед глазами). Во время своих прогулок верхом по сельской местности Рубенс часто останавливался, чтобы сделать набросок привлекших его внимание ворот или моста или куста куманики, которые казались ему интересными и достойными его внимания. Собственных работ Рубенса этого периода сохранилось очень мало. До ноября 1605 года Рубенс оставался в Мантуе исполняя заказы герцога Винченцо. Сколько поколений зрителей слышало, читало в книгах, рассматривало картину с этим названием, не «спотыкаясь» о его несуразность.
Официальным поводом для поездки стал королевский заказ на писание парадного портрета. Она отражает более мягкую, более рефлексивную манеру зрелого художника. По мнению Ч. Веджвуда, «Рубенс был лучше подготовлен, чем большинство молодых художников, пересекавших Альпы до него». По его поручению в 1603 посетил Испанию. Это обошлось ещё в 7000 флоринов.
Перед нами, вероятно, самый знаменитый из поздних пейзажей Рубенса. Главный идейный противник Делакруа— мэтр французского академизма Жан-Огюст Энгр — в композицию своей программной картины «Апофеоз Гомера» отказался включить Рубенса, обозвав его «мясником»231. Может быть, этому Рубенс должен быть благодарен тому, что ещё в ранней юности всецело посвятил себя живописи. Однако в следующий раз его пригласили в Париж лишь 4 февраля 1625 года157. По поручению испанского короля были куплены четыре картины за 42 тысячи флоринов.
Все фигуры переплетены и образуют композиционный круг. «Если бы Рубенсу удалось решить все эти задачи, он уничтожил бы в зародыше Тридцатилетнюю войну»190. По И. Е. Прусс, живописи Рубенса свойственна особая воздушность. Его коллекцию антиков Рубенс оценил в 6850 золотых флоринов и предложил оплатить их 12-ю своими картинами, поклонником которых был Карлтон.
Рубенс числился его учеником до 23-летнего возраста, хотя ещё в 21 год получил удостоверение «свободного художника»23. В столицу Франции Рубенс прибыл в январе 1622 года. Антонис Ван Дейк и Франц Снайдерс продолжили его славу. Его осведомителем в делах Соединённых Провинций выступал двоюродный брат жены— Ян Брант. Эрцгерцог Брюссельский Альбрехт Австрийский заказал заалтарный образ обретения Истинного Креста, который поручил исполнить в Риме, причём художник должен был быть фламандцем, «при условии, что сумма расходов не превысит 200 золотых экю».
После его смерти осталось семнадцать его ландшафтов. Характерно, что Рубенс перед отъездом составил завещание на обоих своих сыновей. Вся картина пропитана волнующей подвижностью стиля барокко. Контраст похотливой старости и цветущей молодости привносит в картину оттенок драматизма.
Семейство жило поблизости от резиденции Вильгельма Оранского, с женой которого— Анной Саксонской— Рубенс-старший вступил в близкие отношения, что закончилось нежелательной беременностью. Его друг Якоб Зандрарт писал: «Не в силах более сопротивляться внутреннему порыву, который влёк его к живописи, он испросил у матери позволения целиком посвятить себя этому искусству». Художник потребовал подготовить для него две комнаты в Люксембургском дворце и готовился представить картины в Париже. Если наоборот – те же вопросы. Кажется, что свет исходит из самой картины из глубины.
Четыре континента часто изображались в произведениях художников эпохи барокко. Из этих последних следует, что Рубенс задумал сооружение как «фламандскую Сикстину»: как и в Ватикане, каждое из 39 полотен было вписано в отдельный свод. Прибытие французского посла с большими финансовыми возможностями означало выбытие Рубенса из «дипломатической гонки»197. С наслаждением писал местные пейзажи. Рубенс, как и мастера эпохи Ренессанса, стремился придать фигурам полновесную материальность.
Однако этот проект так и остался неосуществлённым182. Именно Филипп ввёл брата в высшее общество Испанских Нидерландов.
16 февраля того же года Рубенс представил духовенству модель. В целом судьба Альберта Рубенса более напоминала судьбу его покойного дяди Филиппа— он не увлекался живописью (как и все остальные потомки Рубенса), совершил путешествие в Италию в 1634 году.
Своеобразие женских изображений Рубенса таково, что К. Кларк подчёркивал в своей монографии о наготе в искусстве (1956), что даже в среде художественных критиков считается признаком хорошего вкуса критиковать Рубенса как «художника, писавшего жирных голых баб» и, более того, употреблять определение «вульгарный»113. Он правил даже работы Микеланджело и Рафаэля, не говоря о своих современниках50. В 1598 году Рубенс вступил в гильдию св.
На нем тоже венок победителя. В этом отношении Рубенс получил одобрение у представителей романтизма XIX века. Для приёма посетителей была предназначена ещё одна зала, оформленная в тёмных тонах.
Весной 1600 года будущий гений отправляется навстречу солнцу живописи, сияющему из Италии. Он как бы полуприсел на пенек, на котором лежит исторгающий пресную воду кувшин. Поездка в Испанию стала первым официальным дипломатическим поручением Рубенса, который имел необходимые полномочия из Брюсселя и ехал по вызову из Мадрида184. В инвентарном списке учтено 314 картин, не считая незаконченных или почти законченных произведений самого Рубенса225.
Рубенсу было 53 года, а его жене— 16, она была ровесницей его сына Альберта. Его духовное искусство начисто лишено духовности»111. На этой должности он получил особую привилегию посещать дома самых богатых и знатных дворян.
Чаще всего он цитировал сатиры Ювенала, поэмы Вергилия и труды Плутарха и Тацита. Первая распродажа имущества Рубенса принесла 52 тысячи флоринов, вторая— более 8 тысяч.
Наконец и герцог Бэкингем лично посетил Рубенса и купил его коллекцию за 100 000 флоринов. Новая поездка в Париж оказалась неудачной. Первый раз я им любовалась на выставке «Воображаемый музей».
В 1594 году Рубенс попадает в мастерскую придворного живописца Отто Вениуса – одного из крупнейших в то время нидерландских романистов. Когда будущему художнику было 8 лет, семья Рубенс переехала в Кельн (Германия), где юноша обучался гуманитарным наукам сначала в иезуитской школе, а затем в богатой светской изучал греческий язык и проявлял способности феноменальной памяти.
Из документов и переписки удаётся, как правило извлекать только финансовую информацию. Основоположником этого жанра фламандской живописи тоже стал Рубенс. В первую очередь сюжет олицетворяет божественную связь женского и мужского начал, так как для художника полная обнаженная женщина всегда была символом земного, плодородного, естественного. В завещании, составленном перед смертью, он писал, что «его труды пригодятся тому из наследников, кто пойдёт по его стопам». Для исполнения 24 картин был приглашён именно Рубенс.
Фламандский художник был удивительной личностью, сочетающей в себе качества, необходимые для успеха и создания гениальных достижений — сильным умом, мощной энергией, красивой наружностью, гармоничной душой и светлой головой, необходимой для творчества и предпринимательства. Если признать, что из-под его кисти вышло около 1300 картин, в том числе гигантского размера (не считая почти 300 эскизов, рисунков и гравюр), можно рассчитать, что за 41 год активной творческой деятельности он писал в среднем по 60 картин в год, то есть 5 картин в месяц. Липсий указывает на некий пассаж в четвёртом, раскрытом томе. Если женская – то какая связь между плодами и рекой.
Когда-то я рассказывала вам о работе Валентина Серова «Похищение Европы». Рубенс использовал белый гладкий грунт и по старой нидерландской традиции писал на полированной доске, благодаря чему придавал цвету особую интенсивность, а красочный слой образовывал гладкую эмалевую поверхность. В этой картине Рубенс использовал миф о братьях Диоскурах (сыновья Зевса и Леды).
Драгоценности покойной Изабеллы Брант были оценены в 2700 флоринов. Денег для передачи маршалу Субизу Рубенс также не получил.
Этот дом современники единогласно провозгласили самым красивым зданием в городе. Первая из них, фрагмент которой представлен выше, была написана в 1617 году. В алтарных работах драпировки стали выглядеть естественно, художник научился передавать движение ткани в соответствии с естественными движениями человека, носящего эту ткань.
Контрастные поверхности доведенных до блеска лат, шерсть и кожа лошадей, шелковые ткани и женская обнаженная плоть оживляют картину своей почти осязаемой текстурой. Это одна из самых известных мифологических картин Рубенса. Он ещё продолжал учиться и как профессионал созрел поздно.
Соответственными были и его доходы, он мог зарабатывать до 100 гульденов в неделю, а за большие полотна получал гонорары от 200 до 500 гульденов86.
Античное искусство помогало найти должную меру между жизненным и идеальным началом. Различные аспекты творчества Рубенса привлекали самых разных художников. Но быть придворным юноша не хотел и уже через год начал обучаться живописи. Венки на головах главных персонажей – символы побед и мира, символы мудрости правителей воюющих стран. Вся композиция картины Рубенса мастерски сосредоточена на фигуре гиппопотама.
Примером служит огромная потолочная фреска Тьеполо АПОЛЛОН и четыре континента (ок. Мантуанский герцог Винченцо Гонзага сделал его своим придворным живописцем. В этом доме родился седьмой ребёнок— сын Бартоломеус, проживший недолго. Мастерство позднего Рубенса воплотилось в полотнах, созданных им собственноручно. В качестве примера он приводил картину «Три грации», отмечая, что пышность этих фигур— не что иное, как гимн благодарности за изобилие земных благ, воплощающий «то же бесхитростное религиозное чувство, которое воплощают снопы пшеницы и груды тыкв, украшающие деревенскую церковь во время праздника урожая».
В 1629 году он побывал в Англии. Его творчество стало связующим звеном двух художественных культур — возрождения и барокко.
В Мантуе он обосновался с лета 1601 года, но не собирался сидеть на одном месте. Рубенс обладал талантом заводить светские знакомства. Сюжет для него позаимствован из греческой мифологии. Питер Рубенс картины которого украшали множество дворцов знати. Слаженная команда выполняла множество заказов от аристократов, включая работу «История Марии Медичи» для королевского дворца Франции.
Они всегда уступают Рубенсу в отношении стихийной чувственности и здоровой эротики. В 1610 году Николас Рококс заказал для городской ратуши «Поклонение волхвов», причём уже в 1612 году картина была подарена Родриго Кальдерону, графу дОлива. Усилия палачей, поднимающих крест, резкие ракурсы фигур, проработка бликов света и теней способствуют демонстрации драмы, объединяющей человека и природу. Художник сделал рисунки с различных ракурсов с аллегорической статуи «Ночь», стремясь научиться свободному выявлению выразительности и красоты человеческого тела. Попробуем подойти с другой стороны. Он побывал в Венеции, Мантуе, Флоренции, Риме, Генуе. Ян Рубенс продолжал исполнять обязанности юриста, не оставлял он и симпатий к кальвинизму, что выражалось, в частности, в том, что он не ходил к мессе.
Современники оставили воспоминания о том, как распределялась работа в мастерской Рубенса. Свои интимные переживания он претворял в ценности эстетического порядка. Не только художники, но и скульпторы и гравёры обучались у Мастера. Рубенс и себя не раз писал в ней.