Картины Кранаха
Лютер не хотел быть пойманным, поэтому о месте своего нахождения сообщил в письме только Кранаху, вдохновив его тем самым на создание известной картины. Среди поздних и несколько однообразных работ Лукаса Кранаха Старшего выделяется картина «Рай». Среди приобретенных полотен была и знаменитая картина Венера и Амур Кранаха, которая до того момента находилась в частной коллекции одного из немецких ценителей искусства.
Предлагаю посмотреть видео об одной из картин Кранаха, на которой в образе библейской героини он изобразил Сибиллу. Картины Лукаса Кранаха Старшего являются бесспорными шедеврами живописи эпохи Возрождения. Кранах изображая обнаженное женское тело, будто желая оправдаться, помещает на фоне картины двустишие в назидание зрителю: "Всеми силами гони сладострастие Купидона, чтобы твоей ослепленной душой не овладела Венера".
К счастью, все картины Кранаха в Эрмитаже принадлежат к эпохе его расцвета.
Художник Лукас Кранах Старший, картины и биография
«Распятие» – картина 1501 года, сюжет которой был взят из Священного Писания. В картине «Венера и Амур» (1509, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) в отличие от предшествующих произведений живопись почти монохромна: она словно апеллирует не к цветовому многообразию живой действительности, а к принципам «музейной» античной пластики. В 1493 году молодой человек отправился на Святую землю— Палестину. После этой поездки в творчестве Кранаха в большом количестве появляются алтарные образы изображения Мадонны. С сочной зеленью отлично гармонируют насыщенные красные тона одежд.
Надпись на латыни предупреждает зрителя: «Всеми силами гони купидоново сладострастие иначе твоей ослепленной душой овладеет Венера». Среди них – выглядящее необычайно современным полотно Кранаха Старшего Христос и Дева Мария (или Мария Магдалина) 500-летней давности из Готы, Мистическое обручение Святой Екатерины Александрийской, со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой из будапештского Музея изящных искусств и два портрета, женский и Рыжеволосого мужчины с бакенбардами 1526 года, поступившие в ГМИИ из Германии. Он возглавлял художественную мастерскую, в которой было больше десяти помощников издавал книги, совмещая эти занятия с книжной торговлей. Затем женщины направляются к накрытым столам, танцуют и предаются любовным утехам.
Возможно, у него была одна модель, с которой он их писал. Со временем слава мастерской Кранаха росла, а с ней и число заказов напортреты. Лукас Кранах (ок. 1472-1553) родился в городе Кронах (административный округ Верхняя Фракония, расположенный в южной части Германии) в семье художника Ганса Малера (Hans Mller), который, вероятно и был его первым учителем живописи. С 1500 г. по 1504 г. Лукас живет в Вене и начинает подписывать свои работы как «Лукас Кранах».
Лукас Кранах Старший: картины в Эрмитаже и Дрезденской картинной галерее
В ином несколько роде Мадонна в винограднике, странную композицию которой нужно, кажется, объяснить тем, что перед нами лишь вырезок из большой картины. Живописи он учился у своего отца. По сравнению с мужскими портретами Кранаха женские слабее и однообразней.
Там художник создает мастерскую, с 1519 многократно становится членом Городского совета и бургомистром. На склоне лет Кранах написал уже вместе с сыном Лукасом Кранахом Младшим схожую Охоту в честь императора Карла близ замка Торгау (1544, Мадрид, Прадо). Он неоднократно доказывал свою преданность герцогам Саксонии. Еще одна интересная деталь – почти все женские персонажи у Кранаха рыжеволосые. Весьма показательно, что этот тип почти полностью повторен в картине «Юдифь с головой Олоферна» (ок. Фридрих Мудрый, мечтающий сделать Виттенберг крупным культурным центром, высоко ценит художника. Такая разбросанная и усиленная деятельность, вдали от главных культурных центров Германии (в Нюрнберге он был лишь в молодых годах, а всю жизнь провел в Саксонии), не могла не сказаться в дурном смысле на его творчестве. Произведения, проданные на Sothebys и Christies.
Лукас Кранах Старший: самые популярные картины (топ 12)
Ученики Кранаха Старшего либо писали в манере своего наставника, либо повторяли многие его картины. Венера, 1529. Он выполнял огромное количество заказов от княжеских и придворных особ, а также многих представителей католической церкви (Альберта Бранденбургского, архиепископа Майнца, герцога Альба и др. ). В подобном поручении нет ничего удивительного: в то время придворные художники нередко чередовали творчество с дипломатией и добивались успеха на обоих поприщах (хрестоматийный пример— дипломатическая карьера Рубенса). Примечание. В основу созданного полотна легла следующая легенда.
В 1500 году Кранах приезжает в Вену, где знакомится со многими учёными-гуманистами. В Виттенберге у художника была большая мастерская, среди его учеников были и его сыновья. Отец художников Ганса Кранаха и Лукаса Кранаха Младшего.
Он создал ряд картин в «лютеранской» манере, где изображал Христа традиционно, а апостолы без ореола и с лицами лидеров-реформаторов. Лукас Кранах стал наставником его сына, принца Иоганна Фридриха, впоследствии будущего курфюрста Саксонского Великодушного. Так, мы знаем, что художник начал свой «марафон» в Баварии, где под влиянием местных мастеров написал первые работы.
Лукас Кранах Старший – картины с названиями и описанием по алфавиту
Как у всех живописцев, у Лукаса Кранаха был свой идеал женской красоты. В 1532 году Лукас получил от Фридриха III заказ на 60 портретов. В то время как Италия уже давно открыла для себя прелести древнегреческой мифологии, на родине Кранаха написать языческую богиню было смелым жестом, возможным, пожалуй, только в передовом городе Виттенберге. Однако лицо выполнено совсем в другой манере.
Его руке принадлежат также пропагандистские гравюры, направленные против папства и католического духовенства. В этом наивном и милом приеме так же, как в хитро придуманном эффекте резко темнеющего кверху неба (вследствие чего дали кажутся более прозрачными и сияющими), есть что-то северное. Эта поездка оказалась удачной и для европейской политики (свадьба состоялась в 1527 году) и особенно для истории мирового искусства: Кранах создал множество портретов Сибиллы. В ранних произведениях Кранах выступал как смелый новатор: дерзкая правдивость образов, резкая асимметрия композиции, напряженное и экспрессивное цветовое решение как бы предвосхищают грядущие общественные потрясения в Германии (Распятие, 1503, Старая пинакотека, Мюнхен).
Но в отсутствие родной традиции это давалось непросто. Дерево, масло, 3822 см. Один из основателей «Дунайской школы живописи» выработал утончённый стиль с гармоничным соединением фигур и пейзажа. Смерть курфюрста Фридриха Мудрого и курфюрста Иоанна не изменила положения Кранаха при дворе, при Джоне Фридрихе I художник дважды становился бургомистром Виттенберга (в 1531 и 1540 гг. ).
Краткая информация о художнике и его картинах
Верный своему воспитаннику до конца, Лукас Кранах в 1550 году отправился в Аугсбург к находившемуся там в плену курфюрсту Иоганну Фридриху и, через два года, вместе с последним, переехал в Веймар, где и скончался 16 октября 1553 года. Картина «Отдых на пути в Египет», написанная в 1504 году, показывает идеальное времяпрепровождение семейства, разместившегося на лужайке среди берез и елей. Все они небольшого размера и вряд ли предназначались для публичной демонстрации.
В 1508году Кранаху пожаловано дворянство и личный герб: на щите — змея (дракон) с крыльями летучей мыши, затем превратившаяся в дракона с крыльями птицы. Как ни странно, в Кранах ввел моду на небольшие картины с мифологическими сюжетами. Он рисовал Мартина Лютера, его жену и детей.
Однако это приносит и неожиданные результаты. Картины духовной тематики отражали развитие и становление протестантской Реформации. Искусствоведы продолжают спорить. В первую очередь бросается в глаза пестрая декоративность их роскошных костюмов.
Венчает картину двусмысленная надпись: «Всеми силами гони сладострастие Купидона, чтобы твоей ослеплённой душой не овладела Венера». Впоследствии Кранах не раз обращался к изображению обнаженной женской фигуры, но ее трактовка со временем существенно меняется. Творение Лукаса Кранаха достойно заняло свою нишу в религиозной тематике. Его супруга как будто бы светится изнутри. Пятью персонажами на сцене жизни разыграна настоящая драма.
Сюжетные картинки как дань моде
Интересно, что его аптека действовала до 1871 г., после чего сгорела во время пожара. Спустя несколько лет Максимилиан I поручил Кранаху (а также Альбрехту Дюреру) проиллюстрировать свой молитвенник. Прелестен также пейзаж позади Мадонны, на котором так красиво выделяется листва и улыбающиеся, крепкие, зардевшие яблочки.
В его работах подобного рода прослеживается ясный эротический подтекст. Основными фигурами на полотне выступают ведущие беседу Иоанн и Мария, позы и взгляды которых направляют взор зрителя на ассиметрично расположенные распятия – собственное нововведение художника.
С ранней юности он странствовал по Германии в поисках призвания. Смею предположить, что решению отправиться в Веймар с Иоганном Фридрихом способствовало романтическое чувство художника к супруге курфюрста Сибилле Клевской. В 1501 году художник приехал в Вену, где пробыл до 1504 года.
Описание картины Лукаса Кранаха Старшего «Лукреция»
Бурная эпоха сподвигает художника на эксперименты. В полной мере насладиться макабром позволяет картина «Грехопадение изгнание из рая и искупительная жертва Христа». Кранах Лукас Картины и биография Лукаса Кранаха Старшего Лукас Кранах Старший (Lucas Cranach Elder) (1472-1553), немецкий художник и график эпохи Возрождения. Произведения, созданные с 1528 г. по 1558 г. Раздел 3. Лувр, Париж. Лукас Кранах Старший (нем. Lucas Cranach der ltere 4 октября 1472, Кронах, Верхняя Франкония— 16 октября 1553, Веймар)— немецкий художник и график эпохи Ренессанса, мастер живописных и графических портретов, жанровых и библейских композиций, синтезировавший в своём творчестве готические традиции с художественными принципами Возрождения.
Затем Иисус тут же в реке окрестил Репрева и нарек его Христофором (в переводе с греческого – «несущий Христа»). Если во время работы над Венерой Кранаху пришлось изрядно «покраснеть» изображая нагие фигуры, то при написании портретов скромный художник отводил душу и детально рисовал пышные наряды своих натурщиков. Ему грозила смертная казнь. Словно шаловливые дети, ангелочки играют с маленьким Христом, музицируют и собирают цветы. Учился, вероятно, у отца в 1509 посетил Нидерланды.
Онпознакомился и подружился с Мартином Лютером.
Описание картины Лукаса Кранаха Старшего «Адам и Ева»
Лукас Кранах Старший родился в 1472 году в небольшом городке Кронах (Северная Бавария). Источник молодости, 1546. Здесь необычно всё: обнажённые тела, хулигански прикрытые прозрачной тканью (один из любимых приёмов мастерской Кранаха), экзотическая внешность и даже фирменная монограмма художника с дракончиком изображённая на как бы парящем в воздухе листке бумаги с заломами — похожие спецэффекты любил Альбрехт Дюрер.
Год спустя художник скончался в Веймаре.
На рубеже 1510-х годов в искусство Кранаха впервые входят образы античной мифологии. В том числе 35, проданных на Sothebys и Christies. Раздел 1. Приняв учение Лютера, Лукас становится «живописцем реформации»: создает картины и гравюры, выражающие идеи Реформации иллюстрирует сочинения Лютера, пишет его портреты («Портрет Мартина Лютера»). Опушки леса с лужайками, куда бравые конные охотники выгоняют целые стада оленей извилистые речки, виднеющиеся вдали замки и крепости — весь этот реальный природный мир полон жизни и движения. Лукас Кранах Старший (1472–1553) обучался живописи предположительно у своего отца.
Описание картины Лукаса Кранаха «Венера»
Вместе с тем простота позы, певучая линия контура, спокойное выражение лица лишает образ какой-либо чувственности и эротизма. Недаром спустя 400 лет работами Кранаха вдохновлялись Альберто Джакометти и Пабло Пикассо. В 1509году он пишет «Венеру и Амура»— первое в Северной Европе изображение обнаженной античной богини (до него так писали только Еву). Он писал алтари, разрабатывал монеты, занимался гравюрами и ксилографией. Самое знаменитое портретное полотно живописца было посвящено саксонскому герцогу Генриху Благочестивому и его жене Катерине Мекленбургской.
Так, на картине «Христос игрешница» «флорентийские» лица сочетаются с типажами Иеронима Босха иСеверное Возрождение наконец встречает южное. Известно, что у художника было еще три дочери. Помимо портретов, он начинает писать заказные кабинетные картины небольшого формата.
С 1520 года был тесно связан с Мартином Лютером, запечатлев его во многих живописных и графических портретах. Картины религиозной тематики отражали развитие протестантской Реформации. Настоящей революцией в немецком искусстве стало полотно «Венера и Амур» 1509 года — именно оно занимает центральное место на выставке в ГМИИ. Для них он написал портреты. И если внимательно изучить работы Кранаха Старшего, то можно составить оригинальную «карту» его творческого маршрута.
Картины художника «Покаяние святого Иеронима» и «Распятие» привлекают внимание курфюста Саксонии Фридриха Мудрого и он приглашает Кранаха в Виттенберг в качестве придворного живописца. В 1505 г. художник принимаем приглашение и переезжает в Виттенберг. Она предстает перед зрителем во всей своей женственной прелести. На темном нейтральном фоне светится обнаженное тело богини. В 1508 году Кранах был пожалован в дворяне и в том же году побывал в Нидерландах. Об этом говорит и жест рук, словно выхватывающих меч из ножен. В нем ощущается упорный волевой характер человека эпохи Возрождения. К источнику, принадлежащему Венере и Купидону, приезжают пожилые женщины, которым даруется преображение они купаются и выходят из него молодыми и прекрасными.
Герб стал его личной подписью и позднее маркой его мастерской. На следующем этапе творчества его основными работами стали портреты. Не только техника, но и стиль Кранахов — своего рода коллаж.
Вдохновлённый опытом итальянского Ренессанса, он изучает законы перспективы. Вместе с тем это – один из лучших видов природы в европейском искусстве. Произведения, созданные с 1501 г. по 1527 г. Раздел 2.
Описание картины Лукаса Кранаха «Юдифь с головой Олоферна»
Но мастер делал беспроигрышную ставку на изображение природы, считая, что ее уникальность заключается в скрытых в ней тайнах мироздания. У художника имелось еще три дочери. В 1505году Кранах поступает на службу к курфюрсту Саксонскому Фридриху Мудрому, при дворе которого в Виттенберге он проведет большую часть своей жизни (около 45лет) в качестве придворного художника. Ряд произведений был создан в лютеранской манере. Зато многочисленные гравюры на дереве исполненные в его мастерской, пользовались широким успехом у немецкой знати и бюргеров. Мужчины тоже могут омолодиться, вступив с ними в союз.
Картину, кстати, приписывают то младшему, то старшему Лукасу Кранаху. Такой же прием можно проследить и в картинах на библейские темы. Благожелательность власть имущих, высокие гонорары и немалые доходы от лавок, полученных в приданое за женой, к сорока годам превращают в прошлом странствующего безродного живописца в состоятельного уважаемого родовитого гражданина, владельца земельных участков, домов, собственной мастерской (откуда выходят картины сыновей и последователей художника, созданные по его мотивам и подписанные его монограммой— крылатым драконом) и типографии, где тиражируются гравюры с его работ. Не случайно Кранах выбирает для них такие темы, как «Венера», «Лукреция», «Суд Париса», «Неравная пара», соответствующие вкусам высокопоставленных заказчиков. Многие люди, увидев такое чудо, обратились в веру.
После смерти Фридриха Мудрого, не имеющего прямых наследников, Кранах остается при дворе его брата, Иоганна Твердого и даже становится наставником его сына, Иоганна Фридриха, впоследствии получившего прозвище Великодушный. Из-под его кисти, все более утонченной и манерной в угоду многочисленным заказчикам, сходят бесконечные «Адам и Ева», «Юдифь», «Магдалина», «Вирсавия»— сюжеты, где можно было изобразить обнаженное тело изысканные одежды и фоны. В 1550 году курфюрст Иоганн Фридрих, впавший в немилость императора Карла V, был взят в плен, а затем отправлен в ссылку.
Описание картины Лукаса Кранаха «Мадонна с младенцем»
Сегодня достаточно тяжело определить истинное авторство некоторых из них. Но еще менее, нежели у итальянцев, мы не найдем у немца ничего античного. Сильная сторона этих «охот» — пейзажное окружение. Работал в Австрии (около 1500-1504), в Виттенберге при дворе курфюрста Саксонского Фридриха Мудрого и его преемников (1505-1550), в Аугсбурге (1550-1552) и Веймаре (1552-1553). В 1508 г. он с дипломатической службой курфюрста отправился в Нидерланды, где он встретился с императором Священной Римской империи Максимилианом I на церемонии присяги его преемника восьмилетнего эрцгерцога Карла (впоследствии ставшего Карлом V).
В 1505 году он был приглашен в Виттенберг ко двору саксонского курфюрста Фридриха Мудрого. Образы Святого Христофора в разные времена писали многие художники. Затем он поступил на службу к Саксонскому курфюрсту Фридриху Мудрому. Такую же манеру можно проследить и в картинах на библейские сюжеты.
Одна из лучших — Охота на оленей курфюрста Фридриха Мудрого (1529, Вена, Музей истории искусства). Дерево, масло, 122, 5186, 5 см. Кранах, следуя вкусам высшего света, ограничил тему исключительно мирскими аспектами. Под властью женщин в этих произведениях подразумевается сила красоты. Иеронима» об идеальном перспективном построении не шло и речи.
Именно к венскому периоду относятся его первые известные картины, подписанные «Лукас Кранах». Будучи просвещённым и богатым бюргером, Кранах поддерживает Лютера не только морально — он финансирует издание переводной Библии и рисует иллюстрации к протестантским памфлетам. Женская натура, тонкая и вытянутая, в основном изображена в больших головных уборах, в стиле «ню» либо прикрыта слегка драпированной тканью. 1530, Вена, Музей истории искусства). Преобладает некий общий тип: миловидное лицо с заостренным подбородком и несколько раскосыми глазами (Женский портрет, 1526, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж).
В Белом зале Пушкинского музея два произведения Кранаха Старшего из Готы – Грехопадение изгнание из рая и искупительная жертва Христа (1529 г. ) и ныне находящееся в ГМИИ Адам и Ева. Часто аксессуары и одежду людей на портретах писали его ученики – будущие немецкие художники, в том числе и младший сын.
В Нидерландах Кранах вплотную знакомится с творчеством Иеронима Босха (и даже пишет копию его известнейшего произведения «Страшный суд») испытывает влияние Гертген Тотта и Ван Дер Гуса. На этой довольно еще готической по манерному изяществу картине Кранах сочинил и прелестный, ему лишь свойственный аккорд красок. Картинная галерея, Берлин. Особенно явственно эти черты сказываются в работах конца 1520-х — начала 1530-х годов: Суд Париса (1528, Базель, Художественный музей), Лукреция (последняя тема известна в многочисленных вариантах).
Описание картины Лукаса Кранаха «Мартин Лютер»
Лукас Кранах Старший оставил грандиозное творческое наследие, в котором явственно просматриваются все основные черты того явления, которое позднее искусствоведы назовут «дунайской школой», а самого Кранаха— одним из ее основателей. Очень немногочисленные гравюры Кранаха на меди (например, портреты курфюрстов, Мартина Лютера и святого Иоанна Богослова) свидетельствуют об отсутствии у художника склонности к работам подобного рода. Безусловно, в годы создания полотен «Распятие», «Стигматизация Св. Из-под его кисти вышло несколько портретов Мартина Лютера (католического священника инициатора движения в Церкви, названного Реформацией), его жены и детей, придворных и княжеских персон, многих духовных лиц католической церкви. Благодаря ему мы сейчас знаем, как выглядели лидеры Реформации. Такими были его многочисленные библейские (Ева, Юдифь, Мария), житийные (Лукреция) и мифологические (Венера) персонажи.
Пытался ли Кранах оправдать откровенный эротизм своей картины назидательной надписью. Придворный художник саксонских курфюрстов Виттенберга Фридриха Мудрого (1505—1525), Иоганна Твёрдого и Иоганна Фридриха Великодушного, глава крупной мастерской, сторонник идей Реформации и друг Лютера. Оттуда Лукас переехал в Австрию, а чуть позднее оказался в Вене, горные ландшафты, озера и долины которой остались навсегда запечатленными на полотнах художника. Грехопадение (1527 г. ) символически размещены рядом.
Среди них есть парадные изображения, как, например, парный свадебный портрет саксонского герцога Генриха Благочестивого и его жены Катарины Мекленбургской (1514, Дрезден, Картинная галерея). И что вообще значит «гнать сладострастие» — умерщвлять плоть или удовлетворять желания вовремя, дабы сохранить трезвость рассудка. Лукасу великолепно удавались пейзажные работы. В поздних работах мастера в стиле «ню» просматривается воздействие итальянского искусства той эпохи: обольстительные позы, пышная грудь и высокая талия, узкие плечи и маленькая голова.
Тангейзер должен был находиться именно в объятиях Кранаховой Венеры (и отнюдь не в объятиях Праксителевой Венеры) и ласки этой неуклюжей, пухлой богини с китайским лицом могли обладать, быть может, большей силой дурманящего прельщения, нежели прелесть правильной, холодной красавицы. Ведь языческие кумиры стали именно тогда входить в моду, даже в Германии.
Описание картины Лукаса Кранаха Старшего «Святая Екатерина»
По старому обычаю здесь одновременно изображено множество библейских сцен. Это не мешало ему создавать живописные и графические шедевры, среди которых особое место занимают женские образы. В ней просматривается абсолютно новый подход Лукаса Кранаха к теме распятия Христа. Художник получал заказы от курфюрстов, королей и императоров. За время проживания в Виттенберг Лукас Кранах стал уважаемым гражданином и разбогател.
Франциска» и «Покаяние Св. В центре композиции – младенец Христос, поддерживаемый Богоматерью.