Картины Матиас Грюневальд

Матиасу Грюневальду удалось изобразить сюжет об искушениях святого Антония на третьей развёртке Изенгеймского алтаря настолько пластично и убедительно, что картина вызывает содрогание даже у современного зрителя. Вне связи со всеми вышеназванными предположениями существует также версия, что Матиас Грюневальд изобразил себя на центральном панно Ашаффенбургского алтаря — на картине известной под наззванием Штуппахская мадонна.

Маттиас Грюневальд — биография и картины

В нем отсутствует важнейший представитель родословной Христа — Авраам, который, возможно изображен на тимпане правых ворот «балдахина», через которые шествует беременная Мария. В центре на троне восседает патрон монастыря Св. Справа от нее мы находим существо в ночном колпаке, с сопливым носом, олицетворяющее грех именуемый acedia (уныние).

Он больше не защищает солдата, а превращает его в слепца. В одноимённой симфонии Хиндемита «Ангельский концерт», «Положение во гроб» и «Искушения Св. Зелёный цвет служил для изображения Рая и вечной жизни.

Антония (и больных Антониевым огнём), воплощение различных грехов и пороков. Искусствоведы предполагают, что тем самым художник хотел сказать, что некогда известная всему городу блудница внутренне переменилась, так что тёмная одежда является символом ее стыда и скорби. С определенностью можно сказать, что в первой группе растений художник изобразил подорожник большой (Plantago major), вербену лекарственную (Verbena officinalis) и подорожник ланцетолистный (Plantago lanceolata). Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои.

Сохранились документы этого процесса, в котором Мастер Матиас именуется «Мастером Матиасом Нитхартом из Вюрцбурга» (Meister Mathis Nithart von Wrtzburg). Но это была не бессмысленная смерть. Покровителем Галле считался св. Если это действительно так, то не исключено, что мы видим на Марии Магдалине «ризы спасения», в которые Господь облекает обратившихся к нему людей и что Мария носит его под старым платьем грешницы. Он ссылается на Книгу пророка Иезекииля (Иез., 16, 8-11): «И проходил Я мимо тебя и увидел тебя и вот, это было время твое, время любви и простер Я воскрилия Моих на тебя и покрыл наготу твою и поклялся тебе и вступил в союз с тобою, говорит Господь Бог, — и ты стала Моею.

  1. Картины — Грюневальд, Матис Готхарт
  2. Искушение Святого Антония, Матиас Грюневальд (1 фото)
  3. Маттиас Грюневальд «Изенгеймский алтарь»
  4. Грюневальд, Маттиас — Википедия
  5. Сообщество «Клуб интеллектуалов»
  6. Картины Маслом Маттиас Грюневальд
  7. Грюневальд, Матиас – Малое Распятие
  8. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

Речь, очевидно идет о так называемой дорожной книге (Beutelbuch) из тех, что бродячие монахи обычно носили с собой привязанными к поясу. Известно, что во Франкфурте действительно существовала семья художников по фамилии Грюн (Grn/Grien). В свою резиденцию в Галле он перенес мощи св. Антония на второй боковой створке являются сознательным намёком художника на две огромных медных колонны Яхин и Боаз, стоявшие по обе стороны от входа в Иерусалимский Храм (храм Соломона), о котором рассказывается в Третьей книге Царств.

Хищную птицу, которая наносит святому Антонию удары своей дубиной, этот исследователь отождествляет с грехом гордости (гордыни). И такие страшные, обезображенные трупы были частой картиной. Здесь же ему встретилось упоминание о живописце и резчике «Матиасе Грюне из Изенаха» (Mathys Grn von Isenach). Антония — покровителя больных «Антониевым огнём».

Эмоциональный контраст обоих живописных произведений их сочетание с сияющим золотом фигурами средней, скульптурной части, определяют завершающую тональность всего алтаря — победу божественного добра и нравственного начала над силами зла. Огромный камень, таким образом, символизирует окончательную победу Царствия Божьего. Будучи эпитафией, эта картина должна была примирить людей со смертью и скорбью. Набедренная повязка (perizonium) чудесным образом стала целой. Эти подписи размещены на мечах, которые держат в лапах эти чудовища.

Обратим внимание на красную накидку в одеянии ангела. Они застыли в моментальной оторопи, будто заколдованные. Дорическая колонна, которая виднеется за спиной св. Указывается, в частности, на то, что вызывающая эту болезнь спорынья содержит алкалоиды (в том числе лизергиновую кислоту из которой получают ЛСД) — отсюда расстройства психики у больных эрготизмом: галлюцинации, бред, судорожные движения.

На боковых створках показаны два ключевых эпизода истории Спасителя: «Благовещение» и «Воскресение». Другой исследователь, Эмиль Шпат (Emil Spath), предлагает собственную интерпретацию этих фантастических существ. Себастьян. Господь приходит к человеку с даром любви через возвещение о рождении своего Сына.

Первоначально Мария стояла прямо и, сложив руки, смотрела на своего умершего сына. Четыре расписных медальона на четырех ячейках свода в передней части помещения, возможно, символизируют четыре недели Адвента. Зандрарт одним из многих принял эти домыслы за чистую монету. Художник изобразил светлое тело распятого Христа на фоне темного ночного мрака и очертил эту центральную фигуру двумя почти незаметными красными полукругами (эти круги хорошо видно на следующей иллюстрации источник).

  1. О знаменитости:Немецкий художник и скульптор
  2. Изенгеймский алтарь: краткая история и описание
  3. Матиас Грюневальд: позднее признание
  4. Матиас Грюневальд: имя художника, документальные свидетельства
  5. Матиас Грюневальд: биография и творчество
  6. Матиас Грюневальд: предполагаемые портреты художника
  7. Первая развёртка Изенгеймского алтаря (закрытый алтарь)

Исследователь Эмиль Шпат видит в одежде Марии Магдалины свадебный наряд и считает, что она олицетворяет «обращенный Израиль». За ней находится фигура Марии Магдалины, которая в отчаянии ломает руки, демонстрируя иное отношение к страданию. Он должен был работать в довольно строго заданных границах.

Искаженные кисти распятого странно вывернуты и простерты к небу. Оба человека преподносят св. Маврикий словно предлагает свою помощь, своё оружие. Это же мы видим и на картине Грюневальда. Здесь же Агнец Божий — символ Христа.

Наряду с Агнцем у его ног, Иоанн Креститель относится не к«историческим» персонажам (которые представлены по другую сторону Распятия), а к знаковым, «символическим» фигурам. Последняя изображена на картине дважды (если считать обе половины центральной композиции, «Ангельский концерт» и «Рождество», единой картиной, а именно так их и задумывал Грюневальд). За ним мы видим четвертого стражника в экзотическом облачении. Ты — это золотая голова. Этот божественный Христос уже ничем не напоминает больного измученного человека, каким он представлен в сцене Распятия.

Антония. По мнению некоторых ученых, юный ангел олицетворяет Новый Завет, а темный, престарелый — Ветхий Завет. На его глазах прошло восстание «Башмака», Великая Крестьянская война, Реформация — первая революция в Европе, потрясшая сознание людей и весь феодальный мир и вместе с тем он стал свидетелем кровавых расправ с восставшим людом.

  • Вторая развёртка Изенгеймского алтаря (промежуточная конфигурация)
  • Третья развёртка Изенгеймского алтаря (открытый алтарь)
  • Словари и энциклопедии на Академике
  • Напишите отзыв о статье Грюневальд, Маттиас

Мы видим на картине двух ангелов, светлого (цвета утренней зари) и тёмного у одного юношеские черты лица, другой с бородой — исключительно необычный для христианского искусства тип изображения.

Деревянная кадка (большая часть которой изображена на соседней левой створке) и ночной горшок дополнительно показывают, что Иисус — не полубог, а самое настоящее человеческое дитя со всеми обычными потребностями, указывают на его смирение. В 2002 г. были опубликованы результаты исследования искусствоведа Карла Арндта, в соответствии с которыми художник носил имя Готхарт и фамилию Нитхардт. Покровителем Галле считался св.

  • Отрывок, характеризующий Грюневальд, Маттиас

Некоторые исследователи, например, указывают на то, что на картине Антонию непосредственно угрожают именно восемь демонов, что может являться намёком на учение о восьми грехах (восьми помыслах), которое сформировалось еще в IV в. Список этих восьми грехов существует в различных вариантах. В то же время ее взор и слух обращены к ангелу, а руки сложены в жесте, которым она, сам не понимая, обозначает свое согласие, смирение (вспомним руки Богоматери в сцене Распятия): «се, Раба Господня да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1:38). Теперь, когда Мария произнесет слова согласия («се, Раба Господня да будет Мне по слову твоему») и произойдет непорочное зачатие ею Иисуса Христа. Мать бережно держит младенца на руках. В то же время красная занавеса напоминает о том, что, по одной из версий, во время явления ангела Мария работала над красной пряжей для храмовой занавесы (символ того, что Мария избрана одеть Святыню Божества багряницей своей плоти, образ «прядения» младенческого тела Иисуса из «пурпура» материнской крови в утробе Марии). Центральную ярко освещенную фигуру он определяет как Еву, Адамом называет желтоватого мерцающего крылатого персонажа слева внизу (желтый цвет, возможно, намекает на то, что Адам был сотворен из глины), справа внизу от Евы он видит жену Авраама Сарру и рядом с ней ее сына Исаака и перед ним, в красноватом отблеске, его жену Ревекку справа от Адама, в виде корня изображен будто бы их третий с Еврой сын Сиф за спиной Евы — Агарь (служанка Сарры во время бездетности последней, ставшая наложницей Авраама и родившая ему сына Измаила) над Евой — жена Иакова Лия (таким образом, три женщины, Сарра, Ева и Лия изображены в один ряд) прямо перед Лией — ее сыновья Симеон и Леви непосредственно перед Евой, в сиянии, — еще один сын Лии и Иакова, Иуда (из его племени в Библии ведётся родословная Иисуса Христа) фигурка в желтом свете под образами Евы и Сарры (будто в платье из колосьев) — праведница Руфь (жена Вооза и прабабка царя Давида в своей книге она описала, как собирала колосья на жатве богатого Вооза). Если снова обратиться к Книге пророка Даниила, то окажется, что образ срубленного дерева имеет прямое отношение к помрачению от одержимости властью.

Как описано в «Золотой легенде», в возрасте 20 лет Антоний продал и раздал бедным всё свое имущество и уединился в египетской пустыне, став отшельником. Ангел парит в воздухе и возникает впечатление, что он возник перед Марией как вихрь. Ниже можно разглядеть существо с неким подобием хобота или клюва, являющееся олицетворением гнева. Время замерло. Центром композиции первой развёртки является крест с распятым на нем Христом. Валтасар отвечал и сказал: господин мой. И все, живущие на земле, ничего не значат по воле Своей Он действует как в небесном воинстве, так и у живущих на земле и нет никого, кто мог бы противиться руке Его и сказать Ему: «что Ты сделал. » В то время возвратился ко мне разум мой и к славе царства моего возвратились ко мне сановитость и прежний вид мой тогда взыскали меня советники мои и вельможи мои и я восстановлен на царство мое и величие мое еще более возвысилось.

Картины — Грюневальд, 
Матис Готхарт

В 1509, после бесконечных отсрочек, во Франкфурт прибыла большая алтарная картина Альбрехта Дюрера «Вознесение Марии». Маврикий, второй главный персонаж картины. Так, в одну ночь, когда Антоний пpоводил вpемя во бдении, вpаг посылает на него звеpей. Именно в этом состоит «послание» Изенгеймского алтаря: Христос принял на себя страдания и принес их Господу в качестве жертвы. Кроме того, учитываются положения распространенной в то время гуморальной патологии — учения, согласно которому необходимым условием здоровья является баланс четырех соков (жидких сред) организма, причем соки эти (гуморы) имеют разное качество: один холодный и сухой, другой горячий и сухой, третий холодный и влажный, четвертый горячий и влажный. Христос здесь как будто взлетает из гроба и парит в воздухе.

Ладони будто лежат на перекладине креста. твоим бы ненавистникам этот сон и врагам твоим значение его. Это спиленное дерево является символом оборвавшейся жизни. Авторство этих резных фигур, украшающих третью развёртку Изенгеймского алтаря, приписывается скульптору Николасу Хагенауэру (Niclas Hagenauer), которого также называют Николасом из Хагенау.

Если придерживаться этой трактовки, то рогатый демон примерно по центру картину символизирует блуд (Unkeuschait) хвостатый монстр с огромной пастью олицетворяет уныние (Trgheit) (обратите внимание на сходство этих двух чудовищ у обоих художников) рогатое существо с колючим воротником слева, которое схватило и тянет на себя кусок плаща святого Антония, очевидно, символизирует зависть (Neid) (вновь бросается в глаза множество идентичных черт в изображении этого монстра у Грина и у Грюневальда) по центру картины, слева от олицетворения блуда, вероятно, представлен демон, символизирующий грех гнева (Zorn) (в данном случае параллели с гравюрой Грина не столь явные, хотя определенное сходство всё же имеется) хищная птица у правого края картины (на гравюре Грина она, напротив изображена слева) символизирует гордыню, высокомерие (Hochmut) рядом с чудовищем, олицетворяющим зависть, представлен, очевидно, грех чревоугодия (Fresserei) наконец, в виде покрытого панцирем отвратительного существа, отбирающего у святого четки, представлена алчность (Geitikat/Geiz) (здесь сходство образов у Грина и Грюневальда особенно поразительное). Церковное помещение, в котором первоначально находился этот алтарь — церковь госпиталя антонитов в Изенгейме, —в 1831 году было полностью уничтожено пожаром.

Еще и вот таким образом фата кажется прозрачной. С 1512 по 1515/16 гг. Возможно, всё дело в том, что в фамилии Nithart художнику явно слышался намек на такой страшный порок, как зависть (Neid) и он, как богобоязненный человек, выбрал себе более благочестивую фамилию Готхарт (Gothart, то есть «исполненный Бога» впервые она встречается в документах 1516 года). Антония. Пауль Хиндемит написал оперу и симфонию под названием «Художник Матис», главным действующим лицом которых является художник Матиас Грюневальд.

Ангелы-серафимы изображены в оттенках красного (одно из значений слова «серафим» — пылающий, огненный), херувимы (следующий после серафимов ангельский чин) окрашены в синие и голубые тона. Однако на тот момент Гвидо Гверси почему-то предпочел ему Мастера Матиаса (Грюневальда). Это уникальное свидетельство сложной эпохи, отмеченной глубокими религиозными (Реформация), социальными (крестьянские восстания), экономическими и политическими потрясениями. Грюневальд переписывал и этот образ в ходе работы, вписывая в новое композиционное решение с Марией. Ныне я, Навуходоносор, славлю, превозношу и величаю Царя Небесного, Которого все дела истинны и пути праведны и Который силен смирить ходящих гордо» (Дан., 4:16-34).

Это светлый гимн радости, воспевающий приход в мир Спасителя. Птица, впрочем, не очень похожа на ворона. Надежда достигла своей цели.

В свою резиденцию в Галле он перенес мощи св. Некоторые исследователи видят в этом символ внутренне совершившегося в блуднице поворота. Себастьян был начальником преторианской стражи при римском императоре Диоклетиане. Антоний уразумел, что его посетил Господь и воскликнул: «Где был Ты, милосердный Иисусе. Согласно этим документам, художник Мастер Матиас (Meister Mathis maler) предоставлял ссуду некому портному по имени Ганс Рукус (Hans Ruckus).

Почему св. Крылатый Гавриил сообщает ей благую весть в торжественном церковном помещении, точнее говоря, в сакристии или ризнице — в отдельной части храма, где хранятся разнообразные принадлежности культа (священные сосуды, литургические книги, богослужебные облачения священников). К сожалению, во время этих перемещений часть деталей алтаря была утеряна и в настоящее время его развёртки выставлены по отдельности. И нарядил тебя в наряды и положил на руки твои запястья и на шею твою ожерелье». Свиной жир (сало) также часто использовался в больницах антонитов для приготовления бальзама для лечения Антониева огня и других заболеваний. Мы видим, что Павел находится в гармонии со всем Божьим миром.

Историк Эмиль Шпат предполагает, что здесь художник имел в виду следующую строфу из Книги пророка Исайи: «Радостью буду радоваться о Господе, возвеселится душа моя о Боге моем ибо Он облек меня в ризы спасения, одеждою правды одел меня, как на жениха возложил венец и, как невесту, украсил убранством». Пауль Хиндемит написал оперу и симфонию под названием «Художник Матис», главным действующим лицом которых является художник Матиас Грюневальд. Кровь стекает по скрученным стопам и судорожно искривленным пальцам на крест. После революции, в 1792 году, алтарь был перевезен в Кольмар и хранился в Национальной библиотеке (Bibliothque Nationale du District) (ныне лицей Бартольди). Ясно, что для средневекового человека (и прежде всего, для монахов ордена антонитов) сама собой напрашивалась параллель с демонами искушающими отцов церкви.

Этот рисунок (именуемый «эрлангенским автопортретом», Erlanger Selbstbildnis) был сильно изменен уже после смерти Грюневальда, тогда же была добавлена монограмма MG и предполагаемая дата смерти художника (1529). Тут надо сказать, что вообще ворон (из-за своего цвета, пронзительного карканья и питания падалью) обычно считается символом чего-то дурного: смерти, несчастья и т. п. Например, в облачении второго солдата некоторые исследователи усматривают черты, характерные для русских доспехов (чешуйчатый шлем) и возможный намёк на империю на Востоке. Задача медицины виделась в том, чтобы с помощью определенных лекарств (средств обратного действия) восстановить равновесие соков организма. Так что, наверное, это большая удача, что во время Французской революции в 1793-94 гг. Согласно евангельским свидетельствам, в рождественскую ночь пастухи «содержали ночную стражу у стада своего».

Опираясь на меч, св. Еще до выхода в свет двухтомника Зандрарта в ряде источников XVI – начала XVII вв. Пророчество Даниила свершается у нас на глазах. Когда известный покровитель искусств император Рудольф II задумался о приобретении алтаря для своей коллекции картин в Праге, единственное, что он отметил, так это то, что алтарный образ в Изенгейме «выполнен с особым искусством незаурядным мастером».

По правую руку от Антония (слева по отношению к зрителю) располагается фигура св. Что касается приведенного выше портрета «Матиаса Грюневальда в юности» из книги Йоахима фон Зандрарта, то доказано, что в действительности это портрет неизвестного, созданный по образцу рисунка австрийского художника Вольфа Губера (1522), чья подпись WH в XVII в. была стерта и заменена поддельной дюреровской, AD. Тёмно-синее платье Марии почти полностью ее покрывает. Впоследствии эта теория (учение Евагрия Понтийского) легла в основу учения о семи смертных грехах. На том же сундуке, под книгой пророка, лежит другая, закрытая книга. Он вспомнил о своем союзе с ней и облек ее «одеждою правды». Фигура слева в нижней части правой створки — больной «антониевым огнём».

Именем Матиас Грюневальд, под которым Готхарт Нитхардт вошёл во всемирную историю искусства, художник обязан биографу Иоахиму фон Зандрарту, который в сочинении «Немецкая академия», по всей видимости, спутал Готхарта Нитхардта с другим художником, работавшим на рубеже XIV – XV вв. Речь идет о современных воинах, представителях мощных держав, которые во время Матиаса Грюневальда и Гвидо Гверси играли наиболее заметную роль в мире. Эразма и популяризировал культ святого. Во-первых, ничто не связывает его с Дюрером и он абсолютно самостоятельный мастер.

Грюневальд смог красками передать неистовое духовное горение мистических видений святой. Во время пребывания в пустыне подвижник подвергался многочисленным искушениям злых духов. Но в небе за окном над Вогезскими горами хлопотливо летят ангелы с мученическим венцом св. На это указывает и его монограмма «M. G. N» (Mathis Gothart Nithart). Наряду с наукой его волновали проблемы религии, философии и общественного устройства. Не сохранилось ни одного достоверного изображения этого выдающегося художника.

Первый полукруг начинается у плаща апостола Иоанна и проходит через платье Марии Магдалины к плащу Иоанна Крестителя. О происхождении этих воинов судить довольно трудно. Антония» Матиаса Грюневальда особый интерес представляет гравюра Ганса Бальдунга Грина «Семь смертных грехов», появившаяся в сборнике проповедей Иоганна Гейлера фон Кайзерберга (Johann Geiler von Kaysersberg), опубликованном в Страсбурге в 1511 году. Однако к тому времени у историка на руках уже была настоящая разгадка. Вторая створка, наоборот, лишена покоя: Св.

Ведь ради них Господь воплотился в человека, ради них страдал и принял смерть. Тело Христа уже не так изранено, как на кресте. Короб обрамляют живописные створки исполненные Грюневальдом. Совсем иначе представлен образ Павла Отшельника. Также святого окружают две небольших человеческих фигуры, которых некоторые исследователи определяют как «кающихся грешников», «новообращенных».

Антоний с двумя фигурами у его ног (по центру), св. 44:1-3). Фигуры ангелов буквально растворяются в лучистом сиянии божественного света.

Жест пророка Иезекииля на картине Грюневальда можно также трактовать как указание на закрытые ворота на правой половине картины. Быт., 14:18). Так и Бригитта Шведская по-своему связывает события Страстной пятницы с простыми материнскими заботами Девы Марии: сменой пелёнок.

Существо не устояло перед искушениями и теперь терпит омерзительное наказание. «Свиньи св. Именно оттуда пришел к Марии ангел Благовещения. Болезни, смерти, эпидемии, нужда — всё это сообщало Рождеству большую серьезность и, радуясь светлому образу Младенца в яслях, верующие не забывали о крестных муках Иисуса.

У ног Мадонны находятся обычные предметы обихода: деревянная кадка, горшок и кровать. Антония так часто изображают в окружении домашней скотины и особенно свиней. Пророк Иезекииль в средние века считался одним из символов Девы Марии, поскольку в описании своего видения храма пророк, говоря о восточных вратах его, предзнаменует тайну Богоматери: «И сказал мне Господь: ворота сии будут затворены, не отворятся и никакой человек не войдет ими ибо Господь, Бог Израилев, вошел ими и они будут затворены» (см.

Искусствоведы называют появление архангела стремительным, ангел парит в воздухе, его одежды развеваются под порывом ветра. Антония. Себастьяном — это столп Яхин, символизирующий Древо Жизни. В этом историческом анализе ученым помогают, например, такие книги, как лечебник «Сад здравия» (Gart der Gesundheit) (1485). Себастьяна автопортретом Грюневальда уже по этой причине. Антония» содержались на общественные средства (средства верующих) их хлев часто находился рядом с храмом, они свободно бегали вокруг и носили опознавательный знак – колокольчик на шее.

Антонии и симптомами болезни Антониевым огнём. Себастьяна и св. Дело в том, что в те времена практически во всех деревнях выращивали поросят, специально предназначенных для ордена антонитов (за это антониты брали на себя обязанность лечить больных Антониевым огнём).

В заключение историк пишет: «Вот и всё, что мне на сегодня известно об этих выдающихся произведениях немецкого искусства, за исключением того, что художник этот в основном работал в Майнце, вел уединенную меланхоличную жизнь и был неудачно женат». Св. Он приготовился улетать. Ряд исследователей приписывают этому образу символическое значение.

Справа от креста — Иоанн Предтеча с указующим перстом. Это последнее известное произведение Матиаса Грюневальда и единственная его работа, посвященная современной проблематике (искусствоведы считают, что в этом карикатурном рисунке Грюневальд дал аллегорическое изображение распутства, алчности и чванства— трех пороков католических священников, высмеиваемых в памфлете-диалоге Ульриха фон Гуттена «Вадиск или Римская троица» (Vadiscus sive Trias Romana) (1520). Уже в конце XVI в. об этом художнике все забыли. Покровителем Галле считался св. Вот таким образом правильнее называть эту картину именно «Оплакивание Христа». Острота трагедии здесь постепенно ослабевает, в картине чувствуется определенная усталость (возможно, художник написал ее последней из всех частей Изенгеймского алтаря). Оба замковых камня, несомненно, являются символами Христа (см., например, Послание к Ефесянам: «. Возможно, мотив «кормления» отшельников Антония и Павла, послуживший основой для данной картины Изенгеймского алтаря, навеян именно этим библейским сказанием.

Также панно соединяет ряд общих деталей (например, деревянная кадка, которая видна целиком только при рассмотрении обеих створок вместе). Также было добавлено изображение сцены оплакивания Христа на пределле. Иероним со львом (справа), а также центральная фигура Христа на пределле и резной орнамент на коробе (что касается фигур апостолов на пределле, то их приписывают не Хагенауэру, а некому Дезидерию Байхелю (Desiderius Beychel/Sbastien Beychel). Специалисты признают, что «подобной картины еще не встречалось в немецкой живописи предшествующих эпох, она полностью выходит за рамки традиционной немецкой иконографии».

Он будет питаться молоком и мёдом, доколе не будет разуметь отвергать худое и избирать доброе» (Ис., 7:14-15) (у Грюневальда первая часть пророчества повторяется дважды: Ecce virgo concipiet et pariet filium et vocabitur nomen ejus emanuel). У подножия креста, справа от Иисуса, Матиас Грюневальд изобразил Богоматерь, апостола Иоанна и Марию Магдалину, а слева (справа от зрителя)— Иоанна Крестителя с Агнцем. Эта невеста, согласно Книге Иезекииля, вероломная и распутная. Второй полукруг идет от плаща св.

Он единственный из изображённых, кто не смотрит на распятого Иисуса. Распятие часто встречается на готических алтарных образах. Немецкий искусствовед Йоахим фон Зандрарт (Joachim von Sandrart) (1606-1688) первым вспомнил о Матиасе Грюневальде после полуторавекового посмертного забвения, включив биографический очерк об этом мастере в свою двухтомную работу Teutsche Academie der Edlen Bau-, Bild- und Mahlerey-Knste (1675-79) и назвав его одним из самых выдающихся живописцев. Возможно также, что историки по какой-то причине смешали биографию «Грюневальда» с биографией работавшего во Франкфурте-на-Майне в начале XVI в. скульптора и художника по имени Матиас Грюн (Mathis Grn). То есть это символ Воплощения Христа.

Вообще на развёртках Изенгеймского алтаря довольно часто встречаются символы Причастия (евхаристии). Скорее всего, это был Мартин Шонгауэр. Вот сон. В свою резиденцию в Галле он перенес мощи св. Эразма и популяризировал культ святого. Центральную часть второй развёртки Изенгеймского алтаря образует композиция, посвященная Воплощению Бога.

Сверху изображена как раз книга пророка Исайи. Антоний, а по сторонам от него — Святые Августин и Иероним. Не будем забывать, что художник, вероятно испытывал симпатии к лютеранству.

Антонием Павла Отшельника» мы видим хлеб в клюве ворона — явная отсылка к телу Христову. (1Кор., 15:22-26). Верхняя часть платья Марии Магдалины абсолютно другая, тёмная. Изенгеймский алтарь принадлежит одновременно поздней Готике и раннему Возрождению.

Очерк этого авторитетного искусствоведа содержал, увы, массу пробелов и неточностей. Был ли Грюневальд женат, точно не известно. Дева Мария изображена с длинными непокрытыми волосами (символ девственности). Чтобы лучше понять смысл изображенного Грюневальдом образа, следует в первую очередь обратить внимание на заломанные руки рыдающей женщины. быв утверждены на основании Апостолов и пророков имея Самого Иисуса Христа краеугольным» (Еф., 2, 20).

ГРЮНЕВАЛЬД, Матис (Grnewald, Mathis), наст. были опубликованы результаты исследования искусствоведа Карла Арндта, в соответствии с которыми художник носил имя Готхарт и фамилию Нитхардт. Но возможно ли, что Матиас Грюневальд написал эту деталь (лоскут абсолютно особой, дорогой материи, которая большей частью скрыта под обычным платьем) исключительно из «технических» соображений — чтобы добавить фигуре устойчивости. (Ср.

Наконец, существо в нижней части картины, которое наполовину является панцирной жабой, а наполовину василиском, рассматривается как олицетворение зависти: оно яростно завидует старцу и с жадностью пытается вырвать у него четки и костыль (символ тесной связи антонитов со своими пациентами). Человек может этому противиться. И когда во время панихиды по умершим звучало песнопение «День гнева» (Dies irae), каждый человек, больной или здоровый, мог видеть слова этого Реквиема запечатленными в живописных образах перед своими собственными глазами: Qui Mariam absolvisti, et latronem exaudisti, mihi quoque spem dedisti («Ты освободил Марию и внял разбойнику, а мне дал надежду»). Фоном служит унылый пейзаж со скалами, деревьями и далекой рекой. Как Христос прошел через и вышел победителем, как св.

Как и вышеупомянутый графин, такой сосуд мог использоваться во время Причастия, а именно служить дарохранительницей, куда помещались освященные гостии (облатки). Ореолы вокруг ангельских образов напоминают нам о бесплотности этих небесных существ. Речь идет о так называемом алтаре Геллера, заказанном Якобом Геллером (Хеллером) (Jakob Heller) для доминиканской церкви во Франкфурте-на-Майне.

Вероятно, при выборе типа помещения художник опирался на апокрифы и основанную на них знаменитую средневековую книгу «Золотая легенда» (Legenda Aurea), в которой говорилось, что детство Марии прошло в храме, где она читала писания о приходе Мессии. Скажем пред царем и значение его. в городе Зелигенштадт недалеко от Франкфурта.

Таким образом, картина изображает переход от Ветхого Завета к Новому. Как известно (см. Маврикий, второй главный персонаж картины. В пределле третьей развёртки находятся скульптурные изображения Христа и апостолов. В документах указывалось, что этот Грюн в конце жизни находился на службе у графов Эрбаха, а поскольку на ашаффенбургской «Пьете», которая является последним произведением мастера Изенгеймского алтаря изображен герб Эрбахов, Цюльх поначалу решил, что загадка личности Матиаса Грюневальда раскрыта. Св.

Антоний, в руках у которого жезл с характерным тау-крестом. Её неприкрытые волосы говорят о том, что это незамужняя женщина. Очевидно, что перед нами не скромный дом Марии в Назарете.

В этой фигуре Матиас Грюневальд воплотил как библейский образ Марии Магдалины, так и черты, приписываемые ей многочисленными легендами, рисующими ее блудницей и кающейся грешницей. Мы видим ангелов, которые собрались, чтобы музицировать для Девы Марии. Зандрарт упорно называет его Матиасом Грюневальдом (Matthus Grnewald von Aschaffenburg) и это необоснованное прозвище прижилось и используется по сей день, несмотря ни на какие опровергающие его документальные свидетельства. В обычные дни молящиеся видели перед собой мрачную картину Распятия. Царь начал говорить и сказал: Валтасар. Один из главных ангелов на переднем плане изображен в оттенках зелёного.

Любопытно, что художник изобразил на груди и на спине у чертёнка женские груди, так что это, несомненно, не дьявол, а дьяволица. Может быть именно его зовет с собой «домой» темный бородатый ангел. И он приносил свое страдание в жертву Господу. Историк Эмиль Шпат (Emil Spath) идет еще дальше. Антония, спасшегося молитвой, больные взывали к помощи Господа через своего святого заступника».

Хранитель музея Унтерлинден в Кольмаре Пантшика де Пепе (Pantxika De Paepe) отмечает: «Обглоданная гангреной, его правая рука превратилась в культю. Первоначально предложенное Карлом Цюльхом «решение загадки Грюневальда» оказалось тупиковым.

Антонием Павла Отшельника, правая створка описывает искушения св. Картина на крайней правой створке второй развёртки алтаря продолжает историю Христа после его Распятия на кресте и Оплакивания. Антония. Это наиболее лаконичный по композиции, самый поздний вариант.

Третье состояние алтаря, когда еще раз раскрываются створки центральной части (а это бывало крайне редко и только для избранных), вызывает опять новое впечатление. Основой лечения выступало здоровое питание пациентов: хлеб из чистой (не зараженной спорыньей) муки и свинина для восстановления сил. В замечательном музее Унтерлинден в Кольмаре, относящемся к числу самых посещаемых во Франции, находится один из главных шедевров западноевропейского искусства: Изенгеймский алтарь (Retable dIssenheim/Isenheimer Altar), созданный живописцем Матиасом Грюневальдом и скульптором Николасом из Хагенау в 1512-1516 гг. Что касается существа в нижнем левом углу картины, то Эмиль Шпат видит в этом образе не демона, а больного. С точки зрения трактовки «Искушений св. Серафим изображён в оттенках красного, Херувим — синего.

Грюневальд выбрал для картины «Воскресение» такие цвета и формы, которые подчеркивают ее полную противоположность скорбному сюжету крестной смерти. В ряде лечебников вербена также описывается как лекарство против Антониева огня. «Teutsche Academie der Edlen Bau-, Bild- und Mahlerey-Kunste» и, по всей видимости, спутал Готхарта Нитхарта с другим художником, работавшим на рубеже XIV—XV вв. Исследователь обращает внимание на симптомы гангрены при отравлении спорыньей, а также на раны, которые он называет «сифилитическими»: Матиас Грюневальд изобразил здесь грешника во всей его наготе. Страдание Христа своим примером снимало остроту душевной боли.

Антония ещё на самой первой створке алтаря. Рассмотрим вторую развёртку Изенгеймского алтаря. На пределле помещены скульптурные изображения Христа и двенадцати апостолов.

По прошествии двенадцати месяцев, расхаживая по царским чертогам в Вавилоне, царь сказал: это ли не величественный Вавилон, который построил я в дом царства силою моего могущества и в славу моего величия. Комтурство ордена антонитов (антонианцев) в Изенгейме к тому времени достигло эпохи наивысшего процветания. Вместе с пальцами они образуют странное обрамление головки гвоздя. Левее изображен зверь с острыми рогами, который хватает святого Антония за вихор, — олицетворение греха зависти (тут Ниссен не совсем точен и объединил двух монстров в одного: на самом деле лапа принадлежит другому существу, размахивающему поварешкой непосредственно над головой святого). Руки Богородицы говорят нам об ином отношении к страданию. На самом деле фамилия мастера Матиаса была Нитхардт (Nithart/Neithardt), но сам он чаще называл себя Готхартом (Gothart).

В руках ребёнка розарий. Не исключено также, что Матиас Грюневальд изобразил вовсе не ворона, а какую-то другую птицу, поскольку в Эльзасе ворон считался нечистым существом, приносившим смерть. Не такой уж широкий простор предоставлялся инициативе самого художника.

Как выглядел Матиас Грюневальд, точно неизвестно. С другой стороны из-за поразительного сходства черт св. В центральной части короба восседает на троне св. Этот шлем более не является символом власти. Искусство Маттиаса Грюневальда в этом плане — нечто абсолютно уникальное.

Никогда еще до этого в истории искусства не было создано настолько трагического образа. Одному только проходу перед алтарем уже приписывалось целительное действие. Но мы уже знаем, что Грюневальд впоследствии прославился как инженер-гидравлик и, вероятно, умер как раз в тех краях (в Галле), а значит, не исключено, что это историческое свидетельство касается именно его личности. На эту роль Иоанна Крестителя указывает и надпись, которую Грюневальд поместил над его указующей рукой: Illum oportet crescere, me autem minui («Ему должно расти, а мне умаляться»). се, Дева во чреве приимет и родит Сына и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог» (Мф., 1, 23). Ученый Генрих Фойерштайн (Heinrich Feuerstein) первым указал на параллели между живописными образами Изенгеймского алтаря и мистическими видениями святой Бригитты Шведской (XIV век), в первую очередь видениями из ее книги «Слово ангела» (Sermo angelicus).

Вдруг предстал им Ангел Господень и слава Господня осияла их и убоялись страхом великим. И не только примириться с ней, но и принесnи ее Богу в качестве жертвы. Сам Господь прошел через смерть. Что касается трех остальных фигур — Богородицы, апостола Иоанна и Марии Магдалины, — то они, согласно евангельским текстам, присутствовали на Голгофе при казни Христа и могут, таким образом, считаться в какой-то мере «историческими образами», свидетелями Распятия. Особенно поражают грюневальдовские монстры на створке с картиной «Искушения св.

Если это сосуд для воды, то вместе с деревянной кадкой он является символом Крещения. Рядом с крестом — падающая без чувств Богоматерь, которую поддерживает Св. Самая знаменитая работа Грюневальда — громадный многостворчатый алтарь церкви монастыря Святого Антония в Изенхейме (1512—1515, Кольмар, Музей Унтерлинден). Фигура Иисуса снова изображена заметно более крупной, чем фигуры остальных участников. Всего перед Марией лежат две книги, одна открытая, другая закрытая. Антония, что свидетельствует о большом мастерстве скульптора. Антония» музыкальным языком описывают три развёртки «Изенгеймского алтаря».

Линия её обмякшего в обмороке тела параллельна линии вытянутой руки Иисуса. Всего было возможно три варианта развёртки (а не две, как обычно) или, как принято говорить, три конфигурации, включая основную (внешнюю, которая видна, когда алтарь полностью закрыт). Он видит в этой рождественское сцене особое «послание» художника, предназначенное как пациентам госпиталя антонитов, так и самим монахам и обслуживающему персоналу изо дня в день сталкивающемуся со смертью и страданиями. Антония, на которые намекает бесёнок за спиной св. От глубочайшего потрясения скорбящая мать и сама выглядит почти мертвой.

Мать Иисуса, как и Мария Магдалина, пережила сильнейшее потрясение в жизни. Есть голубь и на картине Грюневальда: он приближается из глубины готической часовни. Архангел Гавриил возникает в жизни Девы Марии и сообщает ей о том, что она зачнет во чреве своем Сына Божия. Смерть в госпитале антонитов в Изенгейме присутствовала повсюду.

Корни средневекового искусства в Германии были слишком мощными и разветвленными, чтобы Возрождение (в итальянском понимании этого явления) могло легко привиться на немецкой почве. Маврикий, второй главный персонаж картины. Все они лежат на земле. Фигуры св. Именем Матиас Грюневальд, под которым Готхарт Нитхардт вошёл во всемирную историю искусства, художник обязан биографу Йоахиму фон Зандрарту, который в сочинении «Немецкая академия», по всей видимости, спутал Готхарта Нитхардта с другим художником, работавшим на рубеже XIV—XVвв.

На его глазах прошло восстание «Башмака», Великая Крестьянская война, Реформация – первая революция в Европе, потрясшая сознание людей и весь феодальный мир и вместе с тем он стал свидетелем кровавых расправ с восставшим людом. Она смиренно сложила руки, как и в сцене Распятия. В 1527 г. по этому поводу было начато судебное разбирательство. И верен этот сон и точно истолкование его. Однако ренессансное начало часто у Грюневальда подчиняется акцентированной напряженности всех чувств и эмоций — будь то радость или страдание. Кто знает, возможно, художнику позировала обычная эльзасская крестьянка.

Антонию — о жизни святого повествуют боковые створки алтаря. Смысл изображённых предметов — предмет споров среди искусствоведов. Антоний в юности (о чем повествует «Золотая легенда») с мучениями, которые он пережил в последние 50 лет своей жизни на горе в пустыне. Слева изображен пустой гроб. В то же время сосуд с притираниями играет на картине еще и символическую роль. Соответственно, весь этот призрачный ореол может толковаться как «плеяда первых людей». Кроме того, после смерти Грюневальда у него в доме было найдено придворное платье и несколько драгоценностей, а также материалы для живописи (интересно, что городской художник Ханс Хальбергер (Hans Halberger), нанятый для проведения экспертизы, так и не смог установить состав некоторых обнаруженных у покойного красок). Опираясь на меч, св.

Олицетворение алчности ученый видит в рогатом монстре (слева по центру картины), который тянет на себя плащ Антония. На Иисусе теперь преображенная пелена, которая заиграла всеми цветами радуги. Им завладел дьявол.

Св. Ужасающе детальное изображений страданий Иисуса было сознательной художественной «программой» Матиаса Грюневальда. Аналогично, хлебу в «Посещении св.

Никто его не заметил. Шедевр мировой живописи, Изенгеймский алтарь завершает собой серию полиптихов, начатую другим знаменитым произведением— Гентским алтарем братьев Яна и Хуберта Ван Эйков «Поклонение агнцу» (1432), находящимся в соборе Св. На это указывает и его монограмма «M. G. N» (Mathis Gothart Nithart).

Огромная торжественная картина исполнена особого, праздничного церковного пафоса. Приблизительно тогда же, в 1525 г., был нарисован тройной портрет Trias Romana.

Второй же ангел обращается ко второму пастуху и призывает его продолжить свой путь. Вероятно, композиция служила пределлой не сохранившегося алтарного образа. Во-вторых, он еще более готик, нежели Дюрер и в нем мы никаких следов ренессанса не найдем, не найдем даже тех проблематических следов, которые встречаются у Дюрера. Таким образом, кусочек золотой материи будто ее поддерживает, не давая упасть. Себастьян). Что может быть страшнее для матери, чем потеря собственного ребёнка.

Однако многие из изображенных Грюневальдом фигур трудно идентифицировать. Рядом с этим «шелудивым козлом» представлен красно-черный от злобы образ гнева, который дергает ненавистного отшельника за волосы. Вся поза Марии выражает скорее не воодушевление, а смущение, неуверенность. По сюжету оперы художнику в его видениях одна за другой являются фигуры будущего огромного алтарного образа — «Изенгеймского алтаря».

Поскольку как произведения искусства алтари в ту эпоху не рассматривались, главным было целительное и душеспасительное предназначение Изенгеймского алтаря: дать людям надежду и утешение, вызвав у них «визуальный и терапевтический шок». имя Нитхарт-Готхарт (Neithardt-Gothardt) Нитхардт, Нитхарт (Nithardt, Nithart) или Нейтхардт, Нейтхарт (Neithardt, Neithart), около 1505 назван Готхардт, Готхарт (Gothardt, Gothart), Матис (около 1470 – 75, Вюрцбург, Бавария, – 31. 8. 1528, Галле, Саксония-Анхальт) – немецкий художник эпохи Возрождения. Отождествление ашаффенбургского мастера с «Матиасом Грюном из Изенаха» возникло предположительно из-за их общего имени, а также из-за произведения, над которым, возможно, работали оба художника. Весь облик Павла излучает спокойствие, гармонию.

А что царь видел Бодрствующего и Святаго, сходящего с небес, Который сказал: «срубите дерево и истребите его, только главный корень его оставьте в земле и пусть он в узах железных и медных, среди полевой травы, орошается росою небесною и с полевыми зверями пусть будет часть его, доколе не пройдут над ним семь времен», — то вот значение этого, царь и вот определение Всевышнего, которое постигнет господина моего, царя: тебя отлучат от людей и обитание твое будет с полевыми зверями травою будут кормить тебя, как вола, росою небесною ты будешь орошаем и семь времен пройдут над тобою, доколе познаешь, что Всевышний владычествует над царством человеческим и дает его, кому хочет. Отдаленная часть помещения — это ожидание «полноты времени» (Гал., 4:4-5), надежда, обещание ближняя, более тёмная, часть — это приготовление, Мессия уже в пути, он готовится воплотиться в человеческую плоть (обратите внимание, что замковый камень здесь не глухой, а имеет отверстие по центру: земле открылась благая весть, время ожидания завершилось). Антония, другую — справа, около Павла Отшельника. Далее из этих документов мы узнаём, что Матиас был живописцем и инженером и даже заслужил славу инженера-гидротехника — «водяных дел мастера» (Wasserkunstmacher), так что городской совет Магдебурга в начале 1527 года даже обращался к бургомистру Франкфурта с просьбой о предоставлении чертежа, составленного Мастером Матиасом для водяной мельницы на Майне (Магдебург хотел использовать этот проект для строительства собственной мельницы).

Антония на второй боковой створке. Антоний стоял посpеди них и каждая зияла на него и угpожала ему угpызением. Ликующую, звенящую музыку символизируют в картине необыкновенно светоносные краски.

Выступающий спереди краешек этого платья играет, по мнению специалистов, «поддерживающую», «балансирующую» роль. Поскольку в церкви ордена антонитов Изенгеймский алтарь находился за алтарной перегородкой, то паломники и обычные верующие практически не могли его видеть. С левой стороны от аллегории прелюбодеяния, на тёмном фоне, можно заметить равнодушную собачью морду — образ высокомерия (тщеславия), полной поглощенности мирскими благами. Историк искусства Эвальд Мария Феттер по этому случаю ссылается на текст проповеди Августина, который назвал день рождения Христа самым тёмным днём года, после которого день начинает «расти».

Исполненная по заказу молодого майнцского архиепископа Альбрехта Бранденбургского большая картина «Встреча Святых Эразма и Маврикия» (1520—1524, Мюнхен, Старая пинакотека) являет собой портретное изображение в натуральную величину самого архиепископа в образе Святого Эразма. Имеются в виду фигуры третьей развёртки алтаря: сидящий св. Деткая кроватка, стоящая рядом с Богородицей, тоже была привычна тогдашним зрителям.

Антония и св. Антония жестоко истязают отвратительные демоны — порождения жутчайших кошмаров. Немногое мы знаем и о заказчиках первых его картин. На центральной картине развёртки дева Мария появляется дважды.

На это указывает и его монограмма «M. G. N» (Mathis Gothart Nithart). Самого Воскресения не видела ни одна живая душа. Перепонки на лапах, возможно, служат намеком на озноб конечностей. Все это сбылось над царем Навуходоносором.

Грюневальд отказался от традиционной символики, его «Благовещение» отличается большой динамичностью. На створках святые — целители Лаврентий, Кириак, Елизавета и Люция. В центре открытого алтаря мы видим деревянную скульптуру восседающего на троне св.

Справа от распятого Иисуса изображён Иоанн Креститель. Существует множество трактовок того, что представляют собой изображенные на картине демоны: кто-то говорит о призраках нечистых духов, кто-то видит в этих образах фантастического бестиария олицетворение разнообразных пороков и смертных грехов. «В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Пределла этой развёртки («Положение во гроб») посвящена сцене оплакивания Христа. На боковых створках — патроны церкви Св.

Изменив позу Марии, Грюневальд использовал композиционный приём известный по «Снятию с креста» Рогира ван дер Вейдена, где положение рук Марии повторяет положение рук Иисуса. В то же время некоторые ученые интерпретируют этот горшок как простой черпак, сосуд для воды, который вместе с деревянной кадкой должен рассматриваться как символ крещения. Колонна с ренессансной капителью рядом со св. Таким образом, Изенгеймский алтарь содержал в себя послание не только пациентам, но и здоровым монахам, которые регулярно собирались перед ним на молитву (первых алтарь утешал, вторых предостерегал).

После этого начался «благочестивый спор», в котором каждый из старцев утверждал, что другой более достоин благословить и преломить хлеб. Лица Богоматери мы почти не видим из-за покрывающего ее голову платка. Обе части помещения отличаются по цвету нервюр и оформлению замкового камня. Работал в Ашаффенбурге (Бавария), Франкфурте-на-Майне и Майнце (Гессен).

Кроме того, немалую часть больных в госпитале, как предполагают, составляли пациенты на последней стадии сифилиса — болезни, причины которой уже в ту эпоху были хорошо известны и которая по понятным причинам относилась к числу венерических, названных так по имени богини любви Венеры. Если это ночной горшок, то он является символом Воплощения Иисуса. На переднем плане нетрудно заметить три наиболее крупных фигуры музицирующих ангелов. Антонии.

Антония находится св. Красный и синий ангелы витают в небе над Марией и на правой половине картины. В других обнаруженных Цюльхом документах также встречались варианты «Матиас Готхарт» (Mathes Gothart) и «Матиас Нитхарт или Готхарт» (Mathis Nithart oder Gothart). Земная власть подошла к концу. «Посмотри на него, — говорит жест Иоанна Крестителя. Так что, наверное, неслучайно Грюневальд дважды привел начальные слова пророчества Исайи.

Подорожник ланцетолистный в целом обладает теми же (хотя и менее выраженными) свойствами, что и подорожник большой. Современники чаще всего и называли его «мастер Матис из Ашаффенбурга», но нотариальный акт, документ, должный быть безукоризненно точным, говорит о «Матисе Нитхарте из Вюрцбурга». Также ворон часто выступал в христианском искусстве как хитрая, пронырливая птица. В 1508 – 25 (или 1526) придворный художник, художественный советник, архитектор и специалист-гидротехник майнцских архиепископов и курфюрстов.

Тем самым до больных, которые видели этот алтарь, доносилась мысль о том, что нет больше смысла сопротивляться болезни, она возобладала над телом и, возможно, скоро приведет к смерти осталось лишь сохранять смирение и душевный покой (как в известной молитве: «Господи, дай мне спокойствие принять то, чего я не могу изменить. »).

Художник пишет его мертвым, едва испустившим дух после мучительной агонии. К примеру, его последователем называл себя Отто Дикс. Однако для монастыря антонитов свиное стадо имеет абсолютно особое значение: известно, что так называемые «Антониевые свиньи» служили для монахов вознаграждением за их богоугодную деятельность в области ухода за больными и превратились вот таким образом в традиционный атрибут святого Антония.

Матиас Грюневальд, повторяем, – страшная фигура. Два самых крупных ангела спешат к святому с наградой — мученическим венцом. Таким образом, страдания больных отчасти ассоциировались с бесами из легенды о св. Каждый художественный образ являлся неким посланием к верующим.

Не факт, что выбранная в итоге структура соответствует изначальному порядку створок и исходному расположению алтаря в пространстве. Омыл Я тебя водою и смыл с тебя кровь твою и помазал тебя елеем. В передней части сакристии, напротив, доминирует красный цвет, символизирующий любовь. Осторожно окутывая ручки и ножки своего маленького сына, она уже представляла себе, как жестоко они будут прибиты железными гвоздями к кресту». С 17 в. ошибочно назывался Грюневальд (Grnewald). В 1793 году в бывшей прецептории была произведена инвентаризация.

На это указывает и его монограмма «M. G. N» (Mathis Gothart Nithart). Предполагают, что именно в Нюрнберге в 1503 году Грюневальд выполнил оборотную сторону Линденхардтского алтаря (Lindenhardter Altar). Здесь также сказывается влияние св. Об этом и повествует боковая створка с изображением св.

В посмертной описи имущества Нитхарта упоминается жалованная грамота о дворянстве. Один из возможных перечней выглядит следующим образом: чревоугодие, блуд, алчность (сребролюбие), гнев, печаль, уныние, тщеславие и гордость. Сохранилось небольшое число рисунков Н., служивших большей частью подготовительными штудиями (Кающаяся Магдалина, рисунок чёрным мелом, Собрание О. Рейнхарта, Винтертур). Оно говорит о том, что всему прошел конец и жизни больше нет. Как следует из изображения запертых ворот в левой части картины, Дева Мария изображена в огороженном саду (Hortus conclusus) — традиционном символе ее девственности.

Это было чрезмерным, было ужасным. Мария изображена в образе царицы небесной, ее коронуют два ангела. в городе Зелигенштадт недалеко от Франкфурта. Одним из примеров такой трактовки может служить Третья книга царств, в которой описывается, как пророку Илии вороны приносили пищу в пустыню («И вороны приносили ему хлеб и мясо поутру и хлеб и мясо по вечеру, а из потока он пил» (17, 6).

Согласно этим документам, основную часть времени, что шел процесс, художник отсутствовал. Вряд ли оно могло служить в качестве нижней юбки. Алтарь был заказан Альбрехту Дюреру, но над ним трудились и другие жившие во Франкфурте художники того времени. Вот таким образом некоторые другие ученые видят в этих двух персонажа просто неких «праотцов».

Матиас Грюневальд приступил к работе над Изенгеймским алтарем предположительно в 1512 году. Вероятно, это было одним из условий договора между Матиасом Грюневальдом и заказчиком, настоятелем изенгеймского монастыря. Обратимся теперь к образу Девы Марии. Тем более что некоторые биографические детали, обнаруженные им в архиве, напоминали очерк Зандрарта. Едва ли не все гиены этой пустыни, вышедши из ноp, окpужают его.

Не напрямую, а своеобразным эзоповым языком Матиас Грюневальд выражает свое критическое отношение к таким «пастырям». В заключение Бригитта пишет: «Так великая радость о будущем рождении Богоматери была дарована сначала ангелам, затем первому человеку, а после него и праотцам». художника называли Матиасом из Ашаффенбурга (Mathis von Aschenburg, Matthes von Aschaffenburgk), что, в общем, соответствует действительности, поскольку мастер выполнил ряд заказов для тамошних церквей.

Бубоны на животе выдают сифилис. Это и было главное «послание» Матиаса Грюневальда всем страждущим, которые представали перед Изенгеймским алтарем. Есть мнение, что сооружение напоминает упоминавшийся выше собор в Брейзахе. В последнее десятилетие XV века антониты занялись убранством главного алтаря. Наконец, первый солдат слева на переднем плане. Исследователь Райнер Маркард (Reiner Marquard) придерживается иной позиции.

Антонием размещалась в музее Унтерлинден с левой стороны от «Распятия», а со св. В картине много трогательных деталей, например, лань, ласкающаяся к ногам Павла. На первой развёртке, в сцене Распятия, этому графину соответствует чаша с кровью Христовой, стоящая у ног Агнца. Этот рисунок хранится сегодня (правда, в очень плохом состоянии) в библиотеке университета Эрлангена — Нюрнберга и, как утверждают современные исследователи изображает евангелиста Иоанна Богослова. Таким образом, «послание», которое несет в себе Изенгеймский алтарь, предназначалось именно им, а также больным «Антониевым огнём», которые поступали в изенгеймский госпиталь.

Едва Антоний сказал это, гиены бежали, как бы гонимые бичом слова». Себастьяна, а значит, это не простой пейзаж, а преображенный — своего рода «небесный Эльзас» иное измерение реальности, которое открыто теперь больным, ведь они предстанут пред Господом искупившими свои грехи. Антония с двумя сопровождающими его фигурами.

Матиас Грюневальд сделал это сознательно. В этом проявилось отождествление Марии Магдалины с легендарной раскаявшейся грешницей V века: преподобной Марии Египетской (как и Мария Египетская, Мария Магдалина часто изображается отшельницей, покрытой только волосами), а также в первую очередь отсылка к эпизоду с омовением ног Иисусу миром, когда совершившая помазание женщина омывала их слезами и отирала своими роскошными волосами (Лк. 7:37-48). Грюневальд изображает сцену Рождества как момент славы и наивысшей радости Девы Марии. Однако его учеником он точно не был, хотя длительное время так и считалось.

в городе Зелигенштадт недалеко от Франкфурта. Другие говорят, что это просто один из ангелов. За ней видна голова еще одного загадочного персонажа, который, возможно, олицетворяет Еву («мать Природы», в отличие от Марии, «матери Благодати»). Однако характерно, что художник написал здесь не овец, а свиней. Из всех его произведений остался всего десяток картин и несколько рисунков.

Таким образом алтарь приобрел три вышеупомянутые развёртки. А если посланы вы демонами, то не медлите и удалитесь, так как я — pаб Хpистов».

Писатель Гюисманс даже предполагает, что слова «Где был Ты, милосердный Иисусе. » могут рассматриваться как отчаянный призыв о помощи этого израненного человека-жабы. Откровенно мистический образ Христа, как бы растворяющегося во вспышке яркого света (Воскресение), уступает место образам внутренне просветлённым, гармоничным, проникнутым гуманистическим началом (Св.

Вот таким образом не было опасности, что истинный смысл праздника скроется за мишурой. Опираясь на меч, св. Исходя из этого, ученые-искусствоведы предполагают, что на заднем плане картины «Воскресение» Матиас Грюневальд изобразил расколотого истукана как намек на этот сон Навуходоносора.

Примерно в 1525 году Грюневальдом была написана картина «Оплакивание Христа» (Пьета), находящаяся ныне в церкви Ашаффенбурга. Его полный скорби и сочувствия взгляд обращён к Богоматери. Образ запертых врат является указанием на всегдашнее девство Матери Божией. Антония». Самка оленя положила голову к нему на колени.

Стеклянный сосуд с миром у ее ног, вероятно, указывает на Христа как Помазанника. Антония. Одна из тем, к которой Грюневальд обращался не раз. — изображение распятого Христа.

Грюневальд изобразил не одного ангела, но в то же время и не целое небесное воинство. Обращаясь к примеру св.

Второй приводимый Зандрартом предполагаемый портрет Грюневальда в пожилом возрасте действительно был создан на основе рисунка работы Грюневальда (1512-16), который длительное время считался его автопортретом. Она оставалась видна зрителям и после того, как первые створки алтаря открывали, то есть является одновременно и пределлой второй развёртки. Ослепленные неземным светом, солдаты бросаются ничком, припадая к земле. В 2002г. Его присутствие придаёт смысл всей картине.

Современные историки, основываясь на ряде признаков (прежде всего, направлению взгляда и отсутствию прямого контакта со зрителем), пришли к выводу, что это вообще не портрет реальной личности и уж тем более не автопортрет художника, а, скорее всего, пишущий евангелист Иоанн Богослов (обратите внимание на сходство этого «портрета» с образом Иоанна на центральном панно Иоганновского алтаря кисти Ганса Бургкмайра (Hans Burgkmair) («Иоанн Богослов на Патмосе», 1518, Старая пинакотека, Мюнхен) Ганс Бургкмайр учился у Мартина Шонгауэра в Кольмаре и, вероятно, они с Грюневальдом были знакомы). Антония»). Его время миновало. Антонием Павла Отшельника» здесь, вероятно, соответствует сосуд с притираниями. Это он предрек появление Спасителя, который жертвенной смертью искупит грехи человечества. Антония.

Видения Бригитты Грюневальд, вероятно, учитывал и при изображении креста, который, по ее описаниям, состоял из четырех видов дерева (например, табличка с надписью INRI (Iesus Nazarenus Rex Iudaeorum, «Иисус Назарянин, Царь Иудейский») у Грюневальда явно из липы, причем шрифт использован современный, готический, что подчеркивает актуальность картины более того, табличка сильно напоминает средневековый приговор с красной сургучной печатью (интересно, что при раскрытии створок алтаря разлом проходит точно через сломанную печать, которой смертный приговор Христа крепится к деревянной табличке: смерть не имеет над Иисусом власти, никакая печать и никакая земная власть не в силах ему помешать). Он состоял из деревянного короба и двух пар подвижных створок. Неслучайно после смерти у него было найдено 27 проповедей Лютера и много прочей лютеранской литературы, а также манифест крестьянского восстания — так называемые «Двенадцать статей», вышедшие в 1524 году. Себастьяном — с правой (по отношению к зрителю), эти две колонны обрамляли центральную часть развёртки, а фигуры святых были развёрнуты к сцене Распятия однако сегодня доказано, что такое расположение створок было ошибочным и принято обратное расположение, хотя фигуры святых в таком варианте развёрнуты в стороны от центральной композиции).

Соответственно, вряд ли будет несправедливо увидеть в монстрах, которые терзали св. Начинается время Нового Завета. Искусствоведы указывают на то, что колонны за спиной св. Бавона в Генте. Обычный пейзаж превращается в землю обетованную.

алтарь перевезли в Кольмар. Он взял на себя грехи всего мира и спас всё человечество». Напыщенная хищная птица, щеголяющая своим нарядным оперением, символизирует высокомерие (гордыню). Прочие исследователи расшифровывали монограмму MGN исходя из того, что N означает «Нюрнберг». 1475-1480 г. в Вюрцбурге, Бавария.

Грюневальду принадлежат здесь две боковые створки: «Искушение Святого Антония» бесами, принявшими вид фантастических чудищ, напоминающих излюбленные образы Босха и «Посещение Святым Антонием Павла Пустынника» — беседа двух старцев среди мирной природы. (Во время Второй мировой войны из-за угрозы бомбардировки, алтарь хранился в подвалах замка Высокий Кенигсбург, после чего был возвращен в Кольмар). То, что действие разворачивается не в жилой комнате (не в опочивальне Марии), а в церковном помещении — одна из нескольких иконографических особенностей, отличающих картину Грюневальда от произведений современников (например, Рогира ван дер Вейдена).

Затем Грюневальд решил изменить ее позу и использовал при этом композиционный приём, встречающийся в картине фламандского художника Рогира ван дер Вейдена «Снятие с креста», основными фигурами которой также являются распятый Христос и Дева Мария, упавшая в обморок, причем положение рук и всей фигуры Марии повторяет положение тела Иисуса и символизирует мистическую преданность матери. В центре композиции находятся истерзанная фигура распятого Христа, это доминанта всей картины (в действительности она чуть смещена вправо, так что основная часть фигуры Иисуса помещается на правой от зрителя створке). Это цитата из Евангелия от Иоанна, которая переводится как «Ему должно расти, а мне умаляться».

Августина, считавшего, что Мария услышала слово Божье через веру. Мария читает священную книгу, которая в ее время могла быть лишь книгой Ветхого Завета. В закрытом состоянии центральная часть алтаря являет Голгофу с распятым Христом. Мы знаем о его жизни меньше, чем о ком-либо из его великих современников. Имя Грюневальда было найдено в труде «немецкого Вазари» — художника и автора жизнеописаний немецких живописцев — Иоахима Зандрарта и посвятившего «мастеру Матеусу из Ашаффенбурга», которого он дважды назвал «Матеус Грюневальд», целую главу своей «Немецкой Академии».

Однако этот ряд предков неполон. Антония: слева — посещение Антонием Павла Отшельника, справа — искушение Св. Вполне вероятно, что этот труд был известен среди монахов ордена антонитов.

Реальная, опирающаяся на факты биография Матиса Нитхарта, начинается с 1504 года. Лишь с 1873 года Изенгеймский алтарь был окончательно признан работой Матиаса Грюневальда.

Под ее платьем проглядывает драгоценное одеяние из прошитой золотой канителью ткани. Обернутые в тряпки и сено фрагменты были погружены на повозки и отправлены в Кольмар. Исследователь Бернхарт (Joseph Bernhart) трактует эту сцену как встречу Авраама с благословившим его Мелхиседеком (см. Во времена Грюневальда музыка не играла особой роли в церковных обрядах. Антония неподалеку от Кольмара. Однако он успел сделать лишь немногое, поскольку уже в конце лета 1528 года скончался. Августина, у ног которого изображен коленопреклоненный Жан дОрлье (Иоганн Орлиако) — возможный заказчик Изенгеймского алтаря (или, по крайней мере, его резного короба).

Это вполне возможно, учитывая, что в средние века детальное прописывание плана предполагаемой работы (вплоть до количества фигур на картине) было нормой в отношениях художников и резчиков с их заказчиками. Под закрытыми теперь веками Марии полностью прорисованы глаза. В живописи жаба обычно передает омерзительность греха и предстает как животное используемое ведьмами для приготовления зелья. Зандрарт в своем биографическом очерке как раз упоминает, что «Матиас Грюневальд из Ашаффенбурга» занимался росписью четырех наружных створок этого алтаря. Закладка Марии вложена чуть дальше— возможно, в том месте книги (глава 11), где говорится о корне Иессееве, «который станет, как знамя для народов».

Огромная торжественная картина исполнена особого, праздничного церковного пафоса. Маврикий словно предлагает свою помощь, своё оружие. Павел сидит у источника милости и этот источник приносит ему богатые плоды. (Дан., 7:13-14).

Антонию свои дары: один петуха, а другой — свинью. По другой версии, это кувшин с водой, который является символом чистоты Девы Марии, а согласно видениям Бригитты Шведской, «благословенное тело Марии было подобно вазе из чистого хрусталя, она, казалось, горела, как огонь, от любви к Господу». На основании этих видений Бригитты историк Генрих Фойерштайн (Heinrich Feuerstein) делает вывод о том, что смутный женский образ в причудливой короне является не Сивиллой, а прообразом Девы Марии, то есть Евой. На эту фамилию, в частности, натолкнулся историк-искусствовед Вальтер Карл Цюльх (Walther Karl Zlch) во время работы в городском архиве Франкфурта в 1917 году.

Гораздо реже ворон является символом чего-то доброго, посланцем Господа. Наряду с наукой его волновали проблемы религии, философии и общественного устройства. Сияние исходило от этой истерзанной главы, неземное светилось в измученном теле, в лике искаженном страданием» (полностью роман «Бездна» или «Там, внизу» можно скачать тут).

Также предпринимаются попытки установить реальный прототив этого храма. для монастыря (прецептории) антонитов в эльзасской деревне Изенхайм (Изенгейм), что в 20 км к югу от Кольмара. Маврикий словно предлагает свою помощь, своё оружие. Над облаками возвышается сияющая фигура Бога Отца в окружении сонма ангелов.

Уже само название местечка Изенах напоминало об Изенгейме. По словам Гюисманса, «это светловолосая девица с пухлыми щечками и раскрасневшимся от готовки лицом», «неряха с глуповатой улыбкой на полных губах» (пристрастие Грюневальда к простым деревенским лицам иногда рассматривают как доказательство его близости идеологии лидеров крестьянского восстания). Но все теории эти остаются в области догадок и предположений. С левой стороны от зрителя находится створка с иконографически необычным изображением «Благовещения».

Последний же враг истребится — смерть». Иероним со своим традиционным атрибутом — львом. Из автобиографии Зандрарта известно, что фамилия «Грюневальд» была знакома ему еще во время юношеской поездки в Рим в 1629 году и он почему-то отождествлял этого «Грюневальда» с Матиасом из Ашаффенбурга, так и родилось прозвище. Это символ того, что Себастьяну теперь открыт путь на Небеса. Грюнвальд выказал себя беспощаднейшим реалистом. В поздних произведениях Н. вновь обратился к теме страстей христовых и к языку позднеготической живописи (Таубербишофсхеймский алтарь, 1523 – 24, Кунстхалле, Карлсруэ Оплакивание Христа, 1524 – 25, приходская церковь, Ашаффенбург). По сюжету оперы художнику в его видениях одна за другой являются фигуры будущего огромного алтарного образа – «Изенгеймского алтаря». Изображение св.

Возможно, это представитель мусульманских стран империи на Юге. Этот образ должен был напоминать средневековому зрителю (пациенту) о том, что он не случайно попал в госпиталь антонитов. Изначально стоящая Мария со сложенными в мольбе руками смотрела на своего умершего сына. Слева от него художник изобразил зубастое чудовище, напоминающее гиппопотама: это образ чревоугодия, обжорства. Сияние ангелов напоминает об их бестелесности.

Эразма и популяризировал культ святого. Августин с коленопреклоненным Жаном дОрлье (слева от зрителя) и св. Последнее касается в первую очередь имени художника.

Токующий глухарь может даже считаться птицей любви, птицей новой жизни. Вся программа алтарного ансамбля была откликом именно на эту религиозную славу обители. Нашествие жаб упоминается в числе египетских казней. 1500 года он некоторое время жил в Нюрнберге, что, впрочем, не имеет документальных подтверждений.

Себастьяна — и уносят их в небо, как захваченные военные трофеи (символы победы святого, его преданности христианской вере). Эпитеты «таинственный» и «загадочный» стали неотъемлемой принадлежностью имени Грюневальда. В Страсбурге у них было свое представительство.

Работа была заказана Нитхарту новым Майнцским архиепископом, молодым Альбрехтом Бранденбургским и исполнена, вероятно, между 1520/21 и 1524 гг. Здесь же мы видим смоковницу (инжир, фиговое дерево), являющуюся символом Церкви (также может рассматриваться как символ плодородия, жизни, мира, процветания кроме того, при разломе ветки смоковницы из нее изливается «молоко», что отсылает к идее материнства). Но он присутствует здесь не случайно. Сам отшельник сидит у источника, а над ним — одинокая и не подходящая к остальному эльзасскому ландшафту — растёт пальма (кстати, считается, что именно из пальмовых листьев была сделана одежда Павла Отшельника).

В пределле находятся скульптурные изображения Иисуса Христа и двенадцати апостолов. Это растение Грюневальд изобразил на картине дважды: в левом и правом углу. Тогда царь Навуходоносор пал на лице свое и поклонился Даниилу и велел принести ему дары и благовонные курения» (Дан., 2:31-46).

Иез. К сожалению, Грюневальд – сплошная загадка. Изенгеймский алтарь раскрывался на третьей развёртке только 17 января, в день св. Антония». Великий Бог дал знать царю, что будет после сего. Это ветхозаветное пророчество всегда трактовалось в христианстве как указание на второе пришествие Христа, который придет «с облаками небесными» в конце времён судить живых и мёртвых.

Распятие Таубербишофсхаймского алтаря является одной из четырех сохранившихся картин Грюневальда на этот сюжет (включая, разумеется, Распятие на первой створке Изенгеймского алтаря). Эта развёртка полностью посвящена св. В правой руке у него атрибут — ворот с намотанными кишками, в левой золотой посох. Эразма и Маврикия, около 1518, Старая пинакотека, Мюнхен).

Антония». В правой руке у него атрибут — ворот с намотанными кишками, в левой золотой посох. В 2002 г. были опубликованы результаты исследования искусствоведа Карла Арндта, в соответствии с которыми художник носил имя Готхарт и фамилию Нитхарт. По композиции Изенгеймский алтарь являлся створчатым (сейчас, после того как полиптих разобрали, развёртки, как уже говорилось, можно наблюдать лишь разрозненно).

У Него в руках все нити от происходящего, всё свершается по Его воле. В одноимённой симфонии Хиндемита «Ангельский концерт», «Положение во гроб» и «Искушения Св. Возможно, при этом также имелось в виду древнее символическое отождествление Богоматери с Церковью (Ecclesia), то есть Новым Заветом. Скажем, на третьей развёртке алтаря, в сцене «Посещение св. В правой руке у него атрибут – ворот с намотанными кишками, в левой золотой посох.

Возможно, это солдат Северной империи. У подножия креста слева — скорбные фигуры Богоматери, Марии Магдалины, Иоанна Евангелиста. Падающую Марию подхватывает апостол Иоанн. В Галле он и скончался (по-видимому, от чумы) в 1528 году. В то же время она сложила руки в характерном жесте, символизирующем принятие, смирение.

Край накидки при этом заворачивается вверх и указывает на Святого Духа в виде голубя, который едва заметно парит над зелёным занавесом и зримо олицетворяет то, что Христос был зачат (принял плоть) от Духа Святого. Себастьяна с лицом юноши изображенном на приписываемом Грюневальду«Портрете юного художника в мастерской» с инициалами MN, некоторые исследователи стали считать изображение св. Однако взгляд её направлен на ангела, его слова внимает её ухо. Св. Два ангела изображенных снизу, собирают лук и стрелы — символы страданий св. По-настоящему известным и популярным художником Грюневальд стал лишь в начале XX века. Таким образом, Матиас Грюневальд адресовал свое «послание» не в последнюю очередь именно этим страждущим, которые беспрестанно задавались вопросом о том, за что им послана эта неизлечимая болезнь и как им теперь быть.

Антония, — это Боаз, Древо Познания и, следовательно, символ мудрости. да не смущает тебя этот сон и значение его. Бог взял его с собой в награду за преданность. Таким образом, пределла служила как бы связующим звеном между этими двумя развёртками. Вероятно, это представитель империи на Западе (например, Франции). Будто в испуге, она отклоняется и отворачивается от ангела.

Он сделал это в том числе и ради тебя. Начнем с того, что Грюневальд переносит действие в другое место. Таким образом, вполне возможно, что это именно изображение больного, причем, скорее всего, больного эрготизмом или Антониевым огнём: исследователи указывают на изображенные Грюневальдом характерные симптомы Ergotismus gangraenous (землистый цвет туловища, раздутый и покрытый волдырями живот, «пергаментная» кожа на руках, гнойные язвы и сыпь).

Реликвии, хранившиеся и почитавшиеся в изенгеймском монастыре, также считались чудотворными. «Teutsche Academie der Edlen Bau-, Bild- und Mahlerey-Knste» и, по всей видимости, спутал Готхарта Нитхарта с другим художником, работавшим на рубеже XIV—XV вв. Гвоздь на самом деле ничего не держит. У третьего солдата доспехами покрыто всё тело. Исследователи отмечают, что в периоды покаяния на протяжении литургического года (в первую очередь имеется в виду время поста и Адвент) перед закрытым алтарём со сценой Распятия стояла исповедальня. But (y)rum et mel comedet, ut sciat reprobare malum et eligere bonum («Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына и нарекут имя Ему: Еммануил.

По другую сторону от св. В романе «Бездна» или «Там, внизу» (1891) известный французский писатель Гюисманс так описал это Распятие: «Конечно, никогда не изображал в таком натурализме Божественное Тело художник, не опускал своей кисти в такую глубину терзания, в такую гущу кровавых пыток. Однажды на него обрушилось целое полчище бесов.

Огромная торжественная картина исполнена особого, праздничного церковного пафоса. На левой половине картины Мадонна изображена в храме с нимбом как Царица небесная. (До 1960-х годов, когда створка со св. Св. Предполагалось, что это усиливает целительное действие лекарств.

Сам Господь вмешался в происходящее и поднял своего мёртвого сына из могилы. Это пример безбожника, пример, которому люди не должны следовать. Христос улетает в невесомость, не подчиняясь более земным законам. Именно от Бога Отца, как мы уже видели, тянется незримый луч к ангелу Благовещения.

В своеобразных складках на рукавах Марии Магдалины историк видит намёк на золотые браслеты, которые принадлежали к числу украшений свадебного платья в Израиле («положил на руки твои запястья») (они будто бы выделяются под рукавами ее платья), а полотняная фата Марии, кажется, пропитана маслом, которым было принято мазать голову невесты. Антония» музыкальным языком описывают три развёртки «Изенгеймского алтаря». Слева в ажурном орнаменте изображен пророк Иезекииль (его можно узнать по характерной остроконечной иудейской шляпе), справа — пророк Иеремия.

Бригитты Шведской, написанные в XIV веке. В правом нижнем углу картины можно заметить пень. В этой сцене будто представало их собственное страдание.

Но Господь вновь обратил свою милость к раскаявшейся Марии Магдалине (возвратившемуся к Богу Израилю). Ее сын умер на кресте. В центральных произведениях Н. – 9 частях Изенхеймского алтаря (1512 – 15, Музей Унтерлинден, Кольмар, Франция) – полные спиритуализма, трагические напряжения и безысходного отчаяния сцены страстей христовых (Распятие) сменяются картинами, пронизанными экстатической радостью и ликованием жизни, пантеистическим восприятием природы (Рождество). Там истерзанный болью и ранами отшельник продолжил молиться и доказывать свою стойкость.

Она понимала их даже лучше, чем сами пророки. необходимо, однако, абсолютно выделить Матиаса Грюневальда. К примеру, его последователем называл себя Отто Дикс.

в городе Зелигенштадте недалеко от Франкфурта. Например, в 1510 году, как инженер-гидравлик, он занимался починкой колодца (фонтана) в замке города Бинген-на-Рейне. Известно, что Мартин Шонгауэр сделал наброски не только для короба и резных фигур алтаря, но, вероятно, разработал также проект прочего убранства (в первую очередь живописного оформления). Боковые створки были выполнены его же учениками в Нюрнберге.

Кроме того, в справочнике La Piazza universale изданном близким знакомым Зандрарта Маттеусом Мерианом еще в 1641 году, также упоминается некий Матиас Грюн из Ашаффенбурга (Matheus Grn von Aschaffenburg), а в 1657/67 г. базельский коллекционер Ремигий Фэш (Remigius Faesch) «расшифровал» монограмму MG как Mathe Grn von Aschaffenburg. Не меньшее значение придавалось и религиозным обрядам. Взоры всех ангелов обращены к этой Марии. Собственную интерпретацию предлагает Вильгельм Ниссен (Wilhelm Nyssen), опирающийся на опыт изучения многочисленных средневековых гравюр, на которых разнообразные животные изображались в качестве символов основных искушений. Время Нового Завета начнется с события, о котором пришел возвестить ангел. Пытаясь разгадать загадку этих призрачных образов историки опираются на вышеупомянутую книгу видений святой Бригитты Шведской (XIV век) «Слово ангела» (Sermo angelicus). Он почти лежит на ладони, как будто его можно без усилий вынуть, как из некой оболочки. Обратите также внимание на дымку или облако, окружающее этот мощный камень.

Это предостережение. В таком случае имеет особый смысл то, что это праздничное, дарованное Господом платье предохраняет Марию Магдалину от падения (в прямом и переносном смысле). Уpазумев в этом хитpость вpага, он сказал гиенам: «Если имеете власть надо мною, то я готов быть пожpан вами.

В монастырь, посвященный Святому Антонию, считавшемуся целителем, стекались многочисленные паломники, жаждущие исцеления.