Картины Рубенса Женщины Фото
Кто такие рубенсовские женщины: описание, картины и интересные факты
Наиболее раскрепощенной юная жена художника предстаёт перед зрителями на картине «Шубка» (другое название: «Венера в мехах»). Игнатия (ныне посвящённой св. В реестр не вошли созданные им произведения искусства, а также коллекция античных гемм.
Такие его работы, как данный пейзаж, – наилучшее тому подтверждение.
Рубенс Питер, картины с описанием и биография (на фото: Автопортрет)
Помимо очаровательных и целомудренных портретов Елены Фоурмен, он создает другие – откровенные, нежные и чувственные – ее образы (в «Пастушеской сцене», «Вирсавии»). С исключительным мастерством и чувственной убедительностью воссоздавал Рубенс физический облик и особенности характера модели в парадных портретах этого периода (Марии Медичи, около 1625, Прадо, графа Т. Эренделя, 1620, Старая пинакотека, Мюнхен).
Денег для передачи маршалу Субизу Рубенс также не получил. В Троицын день, 5 июня 1629 года уполномоченный Рубенс был уже в Лондоне191. Барокко рассматривается М. Лекуре как искусство мира, утратившего свою незыблемость. 28 июня 1577 года родился знаменитый фламандский художник Питер Пауль Рубенс. А первой – Изабелла Брандт.
Женщины в картинах знаменитых зарубежных художников (более 100 картин)
Эти особенности барочного искусства отразились и в его картине «Сусанна и старцы» на сюжет из Книги пророка Даниила. Семейство жило поблизости от резиденции Вильгельма Оранского, с женой которого— Анной Саксонской— Рубенс-старший вступил в близкие отношения, что закончилось нежелательной беременностью. Композиция картины многопланова и может быть прочтена различными способами. До ноября 1605 года Рубенс оставался в Мантуе исполняя заказы герцога Винченцо. Удостоверение придворного живописца Питер Пауль Рубенс получил 9 января 1610 года68.
Эрцгерцог Брюссельский Альбрехт Австрийский заказал заалтарный образ обретения Истинного Креста, который поручил исполнить в Риме, причём художник должен был быть фламандцем, «при условии, что сумма расходов не превысит 200 золотых экю». Меркурий держит яблоко, которое станет наградой победительнице.
Его ню лишены исторически-воспитательного или метафизического подтекста в одном из писем Рубенс рассуждал, что если человек состоит из плоти и крови, то таким его и следует изображать112. Невыгодным стало его положение после прибытия посланника Франции де Шатонёфа, поскольку француз обладал правом принятия решений на месте, а Рубенсу приходилось за каждый шаг отчитываться перед Оливаресом. Шляпа – столь характерная деталь в данном произведении, что часто из его названия вообще опускается слово «дама».
8 знаменитых девушек с рубенсовскими формами
Герцог Ришельё заказал ему две картины и решил вопрос с триумфальной галереей Генриха IV165. Питер Пауль Рубенс (на местном диалекте «Петер Паувел Рюббенс»2) происходил из почтенного антверпенского семейства ремесленников и предпринимателей, упоминавшегося в документах с 1396 года. Но быть придворным юноша не хотел и уже через год начал обучаться живописи.
Как-то актриса призналась, что старается держать себя в форме, но никогда не станет издеваться над собой и худеть до изнеможения только чтобы быть похожей на «рядовую доску». Если признать, что из-под его кисти вышло около 1300 картин, в том числе гигантского размера (не считая почти 300 эскизов, рисунков и гравюр), можно рассчитать, что за 41 год активной творческой деятельности он писал в среднем по 60 картин в год, то есть 5 картин в месяц. Самой известной оригинальной работой Рубенса, выполненной в Испании, стал парадный конный портрет герцога Лерма, открывший в его творчестве жанр парадного портрета.
Петер Пауль Рубенс и его картины (16)
Таким образом, суд Париса стал причиной Троянской войны, окончившейся разрушением Трои. Должность предполагала контроль над исполнением испанского законодательства5. Скончался он в 1657 году, его сын— внук Рубенса— умер искусанный бешеной собакой.
Среди портретов великого фламандского живописца это полотно занимает особое место. Когда посольство 28 января проследовало через Антверпен, Рубенс не стал встречаться с его членами и отправил главе посольства письмо, в ответ получив записку с фразой «мы не нуждаемся в художниках», которая быстро стала анекдотической206. Ошибка в названии возникла в XVIII веке во Франции, где в одном из каталогов работ художника полотно было записано: «Le Chapeau de Paille» («Соломенная шляпа»). 27 мая 1640 года Рубенс составил завещание, а 30 мая его постиг приступ такой силы, что не выдержало сердце: незадолго до полудня художник скончался. В столицу Франции Рубенс прибыл в январе 1622 года. Луки214. Вся композиция картины Рубенса мастерски сосредоточена на фигуре гиппопотама.
Неужели она была настолько скромна. На знаменитой картине «Охота на гиппопотама», одной из четырех, заказанных Рубенсу герцогом Баварским Максимилианом для одного из своих дворцов изображена просто невероятная схватка между крокодилом, разъяренным гиппопотамом, тремя гончими, тремя лошадьми и пятью мужчинами. В самих фигурах точно выписана каждая ямочка плоти. Считается, что женщинами на картине являются Мария Магдалина и две сестры Девы Марии.
Он ещё продолжал учиться и как профессионал созрел поздно. Контраст похотливой старости и цветущей молодости привносит в картину оттенок драматизма.
Увидеть полотно можно во флорентийском Палаццо Питти. Картина Рубенса Союз Земли и Воды, написанная в 1618 году, находится в Государственном Эрмитаже (Санкт-Петербург). Современники отмечали, что ко времени поступления к нему Рубенса талант Вениуса клонился к упадку, он чрезмерно увлёкся аллегориями и символами, превращая собственную живопись в подобие ребуса25. В Мантуе он обосновался с лета 1601 года, но не собирался сидеть на одном месте.
Впрочем, он продолжал исполнять поручения мантуанского двора: приискал резиденцию в Риме для герцогского сына, назначенного кардиналом и приобрёл для коллекции «Успение Богородицы» Караваджо55. Рубенс начинает пажескую службу в графском доме и скоро проявляет такой горячий интерес к рисованию, что его матери приходится уступить ему, несмотря на собственные планы образования сына. Борромео, ценитель фламандского искусства, делал заказы Брейгелю в 1606—1621 годах102. Заверив завещание 28 августа, Рубенс на следующий день отбыл в Испанию183. Слева два путта играют с Пегасом, крылатой лошадью Персея.
Четыре континента часто изображались в произведениях художников эпохи барокко. Рубенс, точнее Рюбенс (Rubens) Питер Пауль, великий фламандский художник. Рано посвятив себя живописи, учился (с 1591) у Тобиаса Верхахта, Адама ван Ноорта, Отто ван Веениуса. М. Лекуре замечала, что Леонардо да Винчи за всю жизнь создал около 20 картин, а Вермеер Делфтский— 36, причём не продал ни одной. Иными словами, он готовил для себя запас сюжетов, моделей и технических решений.
Женщины в картинах знаменитых зарубежных художников
По-лисьи лукаво смотрят на зрителя зеленоватые глаза девушки. Гвидо Рени ещё в Италии говорил, что «Рубенс подмешивает в свои краски кровь», подчёркивая, насколько реалистично тот научился изображать человеческую плоть. Один из его поклонников, французский художник XIХ в. Эжен Делакруа говорил: «Его главное качество – это пронзительный дух, то есть поразительная жизнь».
Беломраморное решение фасада символизировало Небесный Иерусалим, спустившийся на землю143.
Липсий указывает на некий пассаж в четвёртом, раскрытом томе. В те времена почта из Лондона в Мадрид шла 11 суток, а принятие решений занимало много времени192. При этом никто не мог упрекнуть его в нарушении канонов или дерзости. Инициатива натолкнулась на противодействие короля Филиппа, который пошёл на затягивание всяких решений Спинола был отправлен наместником в Милан, где скончался в 1630 году179.
Рубенс любил затемнённый задний план, на котором ярко изображался план передний. Это произведение не парадное, оно подчеркнуто камерное и простое по композиции. М. Лекуре не слишком высоко оценивала триптих для церкви Кьеза Нуова (центральная часть— Богородица, боковые части— святой Григорий и святая Домицилла).
Семья воссоединилась в Троицын день 1573 года, в 1574 году родился сын Филипп. В «Четырёх философах» Питер Пауль Рубенс изобразил себя отдельно, вероятно, обозначая необходимость продолжать жизнь уже без брата и его стоицизма135. На лондонском аукционе Christies картина Рубенса «Избиение младенцев» в 2002 году была продана за 75 миллионов евро, а «Лот с его дочерьми»— за 52 миллиона евро в 2016 году, что делает его одним из самых дорогих старых мастеров. Соглашаясь писать портрет, Рубенс не скрывал, что делает большое одолжение. По этой причине достаточно сложно определить, откуда заимствованы образы.
По мнению Ч. Веджвуда, «Рубенс был лучше подготовлен, чем большинство молодых художников, пересекавших Альпы до него». Живого человека так изображать было не принято, этого не мог не знать художник. Его сухощавое лицо и стекающие по чарке излишки свидетельствуют об этом.
Рубенс любил рисовать женщин с широкими бедрами
Рубенс был одним из подписчиков только что появившихся газет, в том числе «Рейнской газеты» и «Итальянских хроник», последние он решительно рекомендовал всем своим знакомым, а также пересылал Пейреску151. «Если бы Рубенсу удалось решить все эти задачи, он уничтожил бы в зародыше Тридцатилетнюю войну»190. почему этот фрагмент не стал полномерной картиной. Обучение в его мастерской продлилось четыре года по мнению Мари-Анн Лекуре, самым важным уроком для Питера стала любовь и внимание к «Фландрии, чьи пышные красоты позже предстанут перед нами на картинах Рубенса»21. По поручению испанского короля были куплены четыре картины за 42 тысячи флоринов.
Колонны, обрамляющие окно, похожи на сохранившиеся на Палатинском холме в Риме и отсылают к портику-стое, перекликающемуся с портретным бюстом Сенеки132. Конечно, певица опровергает эту информацию. Его появление вызвало серьёзную озабоченность у папского нунция Джованбаттиста Памфили. До конца XIX века только восемь иностранных художников удостаивались рыцарского звания200.
Женская красота в картинах Рубенса
Ферма в Экерене приносила 400 флоринов в год. С 1589 жил в Антверпене, где получил всестороннее гуманитарное образование. Среди его собеседников и корреспондентов были Гуго Гроций и Корнелис Дреббель, причём, общаясь с последним, Рубенс заинтересовался не только оптикой, но и проблемой «вечного двигателя». В них начисто отсутствует мистика.
Голова ребенка (1616 г. ) портрет Клары Серены Рубенс. Он правил даже работы Микеланджело и Рафаэля, не говоря о своих современниках50.
Новая поездка в Париж оказалась неудачной. Напротив, создавая копии привлёкших его произведений, Рубенс преследовал две задачи. Кроме того, «рубенсисты» желали отображать натуру, тогда как «пуссенисты» стремились подчинить её абстрактному идеалу227. После свадьбы молодые, согласно обычаю, поселились у родителей жены, в деловом квартале73. Фромантен считал, что Рубенса «восхваляют, но не смотрят»233.
Несколько неприличных картин Рубенса в Эрмитаже
Собственных работ Рубенса этого периода сохранилось очень мало. Рубенс обладал талантом заводить светские знакомства. Переходы света и теней едва заметны, причём тени легки и холодны по тону. В 1581 году Рубенсы смогли вернуться в Кёльн, сняв большой дом на Штернегассе, который впоследствии был резиденцией Марии Медичи. Эрцгерцогиня не хотела содержать королеву-мать в Брюсселе и прикомандировала к ней Рубенса, который встретил её в Монсе 29 июля.
Скопировал он и голову носорога работы Дюрера. При помощи Питера ван Веена— брата его учителя — и Дадли Карлтона, посла Англии в Гааге, Рубенс 24 февраля 1620 года получил «привилегию» на 7 лет. Тело его в тот же день было перенесено в Синт-Якобскерк, в склеп семьи Фоурмен.
Галерея картинПитера Пауля Рубенса
Главный идейный противник Делакруа— мэтр французского академизма Жан-Огюст Энгр — в композицию своей программной картины «Апофеоз Гомера» отказался включить Рубенса, обозвав его «мясником»231. Другая версия висит на правом алтаре замковой церкви Св. Греки, угрожая Трое войной, потребовали вернуть ее.
Особой виртуозностью и лиричностью отличаются интимные портреты Рубенса, в том числе Портрет камеристки инфанты Изабеллы (около 1625, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в котором он с помощью прозрачных цветовых переходов и мягких рефлексов передает поэтическое обаяние и трепетную жизненность модели. О ней – в биографии Рубенса. Например, в полотне «Венера, Вакх и Арея» поза Ареи заимствована у присевшей Афродиты Дедалса, а Венера, вероятно, восходит к Леде Микеланджело. Губерта, Диану на охоте и подобное. Она была выдана замуж за капитана Спинола, главнокомандующего испанскими войсками. В написанном Рубенсом эскизе «Голгофа» исчезли смятение и беспокойство ранней вещи.
Лицо его искажено приступом боли, пальцы плотно сжаты, все мышцы тела напряжены. Эффект, производимый на зрителя его картинами, вполне можно сравнить с охапками цветов в то же время ему удалось избежать эффекта вызывающе-ярких тонов, чего вполне резонно можно ожидать от такого буйства красок»228229. К. Кларк писал: «Даже если бы он не испытывал естественного влечения к толстым женщинам, он считал бы складки пышной плоти необходимыми для лепки формы». К январю 1623 года работа над галереей картин была практически завершена. долларов. Изображая человеческие фигуры, Рубенс разработал собственный подход. Они были размещены в его домашней ротонде «с порядком и симметрией» 153.
«Рубенсовские женщины» : созданные из молока и крови
Царь Давид однажды «прогуливался на кровле царского дома и увидел с кровли купающуюся женщину а та женщина была очень красива». Описание жизни Рубенса в Испании оставил тесть Веласкеса— Пачеко187. Характерно, что Рубенс перед отъездом составил завещание на обоих своих сыновей. Рубенс был чрезвычайно плодовитым художником. Голландцы раскрывают скромную, незаметную красоту, присущую природе в ее обычном, хочется сказать «повседневном», состоянии. Чертами Изабеллы Брандт и Елены Фоурмен наделены женские персонажи на многих картинах Рубенса. Один из львов готов растерзать поверженного наземь охотника с кинжалом, другой зубами стащил охотника с коня, вцепившись когтями в тело животного.
Д. Веджвуд на примере картины «Три грации» также демонстрировал, как Рубенс трансформировал стандартную форму и позу античных скульптур в своих собственных целях120. Он усиливает во много раз поэтическое очарование увиденного, возводя его в мир искусства.
Катерину называют «бой-бабой», которая с легкостью сможет и «коня на скаку остановить» и в «горящую избу войти». Примером служит огромная потолочная фреска Тьеполо АПОЛЛОН и четыре континента (ок. В переписке Рубенса много латинских цитат, причём как точных, приводимых по памяти, так и собственных афоризмов. На «Портрете Изабеллы Брант», написанном около 1626 года, художник приоткрыл все-таки хоть немножко прелестей своей первой жены. Его зрительная память не уступала памяти на тексты. В переписке восхищение Питером, по выражению М. -А. Ночью торжества продолжались при свете 300 бочек со смолой.
В изображениях юной супруги художник не был столь сдержан. Художник в письмах жаловался, что французский двор его утомил. Впрочем инфанта Исабель в апреле 1632 года разрешила Рубенсу оставить французские дела. Сохранилась обширная переписка Рубенса, преимущественно дипломатическая.
Галерея картин Питера Пауля Рубенса
Рубенс изобразил два противоположных типажа сатиров – тот, который находится на заднем плане, явно больше предпочитает алкоголь. Существует анекдот, согласно которому Рубенс, работая над картиной «Охота на львов», пригласил в мастерскую укротителя с его питомцем и был так захвачен зрелищем распахнутой пасти, что снова и снова заставлял укротителя раззадоривать льва. Достаточно быстро Рубенс получил должность попечителя картинной галереи герцога, но, в общем, крупных заказов почти не было (единственное исключение— оформление церкви иезуитов в 1603 году) и даже в 1607 году в одном из писем он сетовал, что его работы почти не представлены в коллекции Гонзага. Он сравнивал собственное творчество с философским камнем. Порваны все земные связи между тремя распятыми и живыми людьми. В браке с Изабеллой Брант у Рубенса было трое детей.
в грудь. Триптих «Снятие с креста» для городского собора Антверпена был заказан Рубенсу в 1611 году антверпенской гильдией стрелков. Но не будем о грустном. Полотно с изящным названием Три грации хранится в испанском Музее Прадо. Может она и в самом деле была чрезвычайно скромна. Тело женщины не должно быть слишком худым или толстым. Фигуру Анны называют феноменальной, а мужчины готовы весь мир положить к ее ногам.
Художник узнал обо всём лично от инфанты и был глубоко удручён. Может быть, потому Рубенс выбрал Елену, что она так напоминала ему Изабеллу в юности. Предложение было рассмотрено на Тайном совете 16 августа и отвергнуто203.
Но это не для Адель. Вставал художник в четыре часа и шёл к заутрене, а далее занимался живописью. Питер Пауль Рубенс (нидерл. Pieter Paul Rubens, МФА: 28 июня 1577, Зиген— 30 мая 1640, Антверпен)— нидерландский (фламандский) художник, один из основоположников искусства барокко, дипломат, коллекционер. Соответственными были и его доходы, он мог зарабатывать до 100 гульденов в неделю, а за большие полотна получал гонорары от 200 до 500 гульденов86.
Уникальные свойства этой манеры письма наглядно продемонстрированы в его ранней переходной работе «Святой Георгий, поражающий дракона». Но что-то дрогнуло во мне. Теперь этот образ получил живое воплощение – нежное, добродетельное, сияющее. Рубенс любил и классические автопортреты и наделение собственным лицом какого-нибудь героя сюжетной картины. Около 1611-1618 Рубенс выступил и в качестве архитектора, построив отмеченный барочной пышностью собственный дом в Антверпене.
В трактате «Теория человеческой фигуры», приписываемом Рубенсу, утверждается, что базовым элементом женской фигуры является круг. Чаще всего он цитировал сатиры Ювенала, поэмы Вергилия и труды Плутарха и Тацита. Особенно это заметно в письме декоративных драпировок. Рубенс заботился о своих авторских правах. Один из его величайших поклонников, французский колорист XIX века Эжен Делакруа, писал о Рубенсе: «Его главное качество, если предпочесть его многим другим, — это пронзительный дух, то есть поразительная жизнь без этого ни один художник не может быть великим Тициан и Паоло Веронезе кажутся рядом с ним ужасно смирными».
Там не было ни слова о статусе Пфальца и примирении между Фландрией и Голландией. Сделка была совершена и художник сделался обладателем 21 крупной, 8 «детских» и 4 поясных скульптур, 57 бюстов, 17 пьедесталов, 5 урн, 5 барельефов и набора прочих предметов. Точные маршруты странствий Рубенса сложно реконструировать, документально подтверждается его многократное пребывание в Венеции, Флоренции, Генуе, Пизе, Падуе, Вероне, Лукке и Парме, возможно в Урбино и в Милане, где он скопировал «Тайную вечерю» Леонардо.
С «Портрета Изабеллы Брант» (примерно 1610 год) на нас смотрит очаровательная женщина с красивыми и умными глазами. «Вознесение Девы Марии» или «Успение Пресвятой Богородицы» – картина Питера Пауля Рубенса, завершённая в 1626 году в качестве запрестольного образа для главного алтаря Собора Богоматери в Антверпене, где она хранится. Символический смысл картины раскрывался в трёх книгах, лежащих перед изображёнными. «Никакой преувеличенной аффектации чувств, всё сдержанно и достойно». «Он терпеть не мог злоупотребления вином и обжорства, как и азартных игр»82.
Давид соблазнил ее, а Урия отправил на верную гибель. Творческое содружество плавно перешло в личное: Рубенс писал Яна Брейгеля со всей семьёй и исполнил картину «Апостол Пётр с ключами» для надгробия Питера Брейгеля-старшего в брюссельском соборе Нотр-Дам-де-ла-Шапель. Глядя на одну из его обнаженных красавиц, восхищенный Гвидо Рени однажды сказал, что, должно быть, фламандец подмешивает настоящую кровь в свои краски – настолько изображенные тела полны жизниПодробнее о картине Рубенса «Шубка» – читайте здесь. Елена была второй женой Рубенса.
Со страстным языческим жизнелюбием Питер Пауль Рубенс воссоздает полнокровную красоту обнаженного человеческого тела, воспевает чувственную радость земного бытия (Союз Земли и Воды, около 1618, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Похищение дочерей Левкиппа, около 1619-1620, Старая пинакотека, Мюнхен). После общения с королевой и инфантой Рубенс 1 августа написал Оливаресу, предлагая ему вмешаться в династическую распрю. Да и после сравниться с ним в этом мог только Рембрандт.
Напротив, в колорите центральной сцены преобладают белый, чёрный и красный тона. В феврале 1639 года состояние художника уже вызывало опасения222. Однако к тому времени мастерская Рубенса почти развалилась, а «аспиранты» разбежались201. В этом отношении Рубенс получил одобрение у представителей романтизма XIX века.
Это, конечно же, описка: вместо «paille» должно быть «poil» (с французского – «фетр»). В переписке сохранились замечательные образцы стиля общения художников, когда Брейгель мог назвать коллегу в письме к миланскому кардиналу Федерико Борромео «мой секретарь Рубенс».
Елене Фоурман было 16, когда она вышла замуж за 53-летнего Рубенса, дипломата, дворянина одновременно испанского и фламандского, самого знаменитого художника страны. Лицо и платье маркизы четко выписаны, создан цельный образ аристократки. Страдая подагрой, Рубенс обедал умеренно, а после еды совершал верховую прогулку, которая могла быть совмещена с деловыми визитами по городу.
Известные картины Питера Пауля Рубенса
В мастерской он обыкновенно оставался до пяти часов пополудни. Называя готический стиль «варварским», он агитировал богатых нидерландцев строить дома с просторными холлами и лестницами, а внушительные размеры алтарей в новоманерных церквях, кессонные своды и просторные простенки могли быть наилучшим образом заполнены картинами из его мастерской148. Карлу Борромео). О двойственности барокко и творчества Рубенса писал Е. И. Ротенберг. В частности, были убраны бойницы.
Знаменитые рубенсовские женщины
Питер и Бальтазар сохранили дружбу на всю оставшуюся жизнь. На заднем плане в окне виден пейзаж.
Марк Морфорд сопоставлял «Четырёх философов» с падуанским «Автопортретом с друзьями» 1606 года, посвящённым кончине Липсия в том же году. Получив первоначальные навыки и отточив их, в 1595 году Рубенс перешёл в мастерскую самого знаменитого антверпенского живописца того времени— Отто ван Веена (Вениуса), получившего образование в Италии и привнёсшего во Фландрию дух маньеризма14. Гуго Гроций даже сообщал Дюпюи, что Рубенс был выслан штатгальтером204. В первых работах (особенно в картине «Поклонение пастухов») фигуры и их одеяния по полированной жёсткости более напоминали скульптуры, складки одежды в академической манере были уложены правильным порядком или даже изображались летящими по ветру, хотя это не предусматривалось сюжетом. В этом доме родился седьмой ребёнок— сын Бартоломеус, проживший недолго.
- Женщины Рубенса: обнаженная натура в творчестве художника
- 10 шедевров Питера Пауля Рубенса
- 28 июня, 435 лет назад, родился фламандский художник эпохи барокко – Питер Пауль Рубенс
- Рубенс Питер ПаульКартины и биография
С приобретением в 1635 году замка Стеен в Элевейте Рубенс получил титул сеньора. Внешность обоих мужчин на картине также напоминает более ранние автопортреты Рубенса – у обоих испанские бородки и вьющиеся волосы.
В картине «Большой Страшный суд» вытянутые руки и тела персонажей образуют некое подобие арки, на вершине которой Господь. Жениху было 32 года, невесте— 18 лет их венчание состоялось 8 октября 1609 года. Перевернутые урны являются атрибутами древних богов, обитавших в реках 4 континентов мира: Африки, Азии, Европы, Америки. Первая распродажа имущества Рубенса принесла 52 тысячи флоринов, вторая— более 8 тысяч.
- Питер Пауль Рубенс: жизнь и творчество художника
- Картины и репродукции Питера Пауля Рубенса
- Самое интересное в виде мозаики
- Женский портал о красоте и стройности
Его полотна производят впечатление откровения, полученного им от самого Творца. Богатство декоративной фантазии исключительная свобода и тонкость живописи присущи циклу проектов триумфальных арок, выполненному Рубенсом по случаю въезда в Антверпен нового правителя Фландрии инфанта Фердинанда (1634-1635, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). И конечно же, этим «ноу хау» Рубенс не замедлили воспользоваться наиболее продвинутые художники того времени. Винсент Ван Гог выражал в отношении Рубенса особое мнение.
Выехав из Мадрида 28 апреля, 11 мая Рубенс был в Париже и уже через два дня в Брюсселе. Однако величина фигур угнетает динамику композиции. Слишком скудно.
Весной 1600 года будущий гений отправляется навстречу солнцу живописи, сияющему из Италии. По словам Ч. Веджвуда, «Рубенс был хорош, но он не был вундеркиндом», подобным ван Дейку. Антверпенские работы 1609—1611 годов демонстрируют быструю эволюцию Рубенса в техническом отношении. В качестве примера он приводил картину «Три грации», отмечая, что пышность этих фигур— не что иное, как гимн благодарности за изобилие земных благ, воплощающий «то же бесхитростное религиозное чувство, которое воплощают снопы пшеницы и груды тыкв, украшающие деревенскую церковь во время праздника урожая». 3 июня они взошли в Дюнкерке на борт военного судна, отправленного королём Карлом. Елена появляется в жизни Рубенса в то время, когда он уже научился писать женщин.
- Женские образы в живописи Питера Пауля Рубенса
- ИнфоМания Информационно-развлекательный новостной сайт
- Шедевры, выставленные в Эрмитаже
- Возвращение Дианы с охоты, 1615
- Аллегория – Четыре Континента, 1615
Цвет пейзажей отличается блеском и яркостью, его очертания приглушены, смягчены. В королевском собрании он скопировал для себя серию «Триумф Цезаря» Мантеньи, которая когда-то находилась в собрании герцога Мантуанского и была приобретена королём Карлом196.
Питер Пауль Рубенс родился 28 июня 1577 года в Зигене (Германия), в состоятельной и знаменитой семье ремесленников и торговцев. Королева и герцог Ришельё добрались до Рубенса только в середине июня, по сообщению Роже де Пиля, королева была равно очарована картинами и манерами Рубенса, а кардинал «с восхищением смотрел на полотна и никак не мог ими налюбоваться». За первое десятилетие самостоятельной работы Рубенс написал семь картин на сюжет Распятия, пять— снятия с креста, три— воздвижения Креста, пять Святых Семейств, шесть поклонений Младенцу Христу (волхвов и пастухов), множество изображений св.
- Получайте самые главные и обсуждаемые статьи дня на свой электронный адрес
- Женские образы в живописи (в искусстве)
- Питер Рубенс: последние новости
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ РУБЕНСА
- Женские портреты великих мастеров
В сентябре 1626 года, 15 лет спустя, он закончил произведение. Но самое важное, чтобы черты, контуры, манера, мышцы, движения и позы передавались так, чтобы ничего в них не напоминало мужчину.
Рубенс специализировался на религиозной живописи (в том числе алтарных образах), писал картины на мифологические и аллегорические сюжеты, портреты (от этого жанра он отказался в последние годы жизни), пейзажи и исторические полотна, делал также эскизы для шпалер и книжных иллюстраций. В свои 27 лет певица может похвастаться толпой поклонников, жаждущих услышать ее невероятный голос. Назвали его также в честь крёстного— генуэзского банкира Никколо Паллавичини.
Если он соглашался на заказ, то ему позировали непременно представители высшей аристократии, как это было в Генуе со Спинола и Дориа, а также герцогом Брабанта и антверпенскими буржуа. Отпевание состоялось 2 июня. Нет традиционных для этого сюжете воинов и палачей, нет горюющих последователей Христа. Также на полотно попал Мопс – любимый пес Липсия, преклонивший голову на коленях Воверия. В итоге — плюс 10 кг на весах, большая часть из которых ушла.
В Древней Греции этих богинь звали харитами. По К. Кларку, «он настолько полно реализовал выразительные возможности женской наготы, что на протяжении всего следующего века художники, не являвшиеся рабами академизма, смотрели на него глазами Рубенса изображая пышные тела жемчужного цвета». Первая из них, фрагмент которой представлен выше, была написана в 1617 году. Буквально накануне отъезда, 3 марта 1630 года король Карл I посвятил художника в рыцари, добавив ему в герб английского королевского льва на красном фоне в верхнюю левую четверть блазона. Ходили слухи, что он сумел внушить «известные чувства» Изабелле Брант.
Исполненное страстного жизнелюбия, многогранное и виртуозное по мастерству творчество Рубенса оказало огромное воздействие на фламандских живописцев, на множество художников XVIII-XIX веков (Антуан Ватто, Жан Оноре Фрагонар, Эжен Делакруа, Огюст Ренуар и другие художники). Осталось несколько полотен с изображением Альберта. Церемония была назначена на 17 апреля 1635 года и подготовка заняла более года. Она находится в Берлинской картинной галерее, Германия. 13-летнего Питера Мария Рубенс устроила пажом к графине де Лален (урождённой принцессе де Линь) в Ауденарде, где он за счёт патронов продолжил образование, приобрёл навыки каллиграфии и красноречия, а также обрёл вкус к изяществу одежды, в частности, научившись эффектно запахивать плащ141516.
В настоящее время картина хранится в мюнхенской Старой Пинакотеке. Лицо персонажа, однако, выглядит отдельным от всех остальных деталей картины и представлено абсолютно безэмоциональным. За это ее осуждали все знатные лица консервативной Европы. Для приёма посетителей была предназначена ещё одна зала, оформленная в тёмных тонах. Из этих последних следует, что Рубенс задумал сооружение как «фламандскую Сикстину»: как и в Ватикане, каждое из 39 полотен было вписано в отдельный свод. Но в общем портрет отличается необычайной, нехарактерной для Рубенса скромностью.
И слава Богу. Петра и Павла в Кирххайм-ин-Швабен, Германия.
Только в последнюю очередь на холсте или на дереве исполнялся весь портрет. Последнюю попытку вернуться к дипломатической деятельности Рубенс предпринял в 1635 году, но она закончилась, не успев начаться: художнику не выдали транзитного паспорта для посещения Голландии через Англию207. Для сравнения: семья Филиппа— жена, двое детей и двое слуг— издерживали в год примерно 400 флоринов78. В известном смысле дом Рубенса превратился в «приёмную» Брюссельского двора: у него квартировали посланники Лотарингии и Англии перед официальными приёмами. В 1610 году Николас Рококс заказал для городской ратуши «Поклонение волхвов», причём уже в 1612 году картина была подарена Родриго Кальдерону, графу дОлива.
Рубенс выявлял движение в морщинках и складках натянутой или расслабленной кожи121. Первый успех у эрцгерцога привлёк внимание герцога Гонзага к своему придворному художнику. После его смерти осталось семнадцать его ландшафтов.
Казалось бы — современные стандарты красоты диктуют знаменитостям (да и не только им) обладать точеной фигуркой.
Рубенс интенсивно занимался изучением флорентийского искусства, в частности, скопировал картон фрески Леонардо да Винчи «Битва при Ангиари»3435. Вальбурги, посредником при сделке выступил философ и коллекционер Корнелис ван дер Гест.
Рубенс живо продолжал интересоваться не только теоретической наукой, но и прикладной. Свои интимные переживания он претворял в ценности эстетического порядка.
В первую очередь это относилось к мировосприятию139. В 1612-1620 складывается зрелый стиль Рубенса.
Служанка то ли расчесывает, то ли просто перебирает красивые золотые волосы своей госпожи. По этому праву незаконное воспроизведение гравюр Рубенса в Голландии каралось конфискацией тиража и штрафом в 100 флоринов. 1750). После постройки замка Рубенс всё реже появлялся в мастерской на Ваппере. Был возведён в дворянское достоинство испанским королём Филиппом IV (1624) и пожалован рыцарством английским королём Карлом I (1630) со включением геральдического льва в личный герб. Личных дневников художник не вёл, да и письма его содержат почти одну деловую информацию.
Рубенс не считается мастером психологического портрета. Письма Питера Пауля к нему не сохранились, но остались послания старшего брата младшему. Не было ещё и виртуозной лёгкости владения кистью, которую он приобрёл в Италии28. Инфанта Исабель даже удостоилась порицания в личном письме от Филиппа IV175.
Это была Вирсавия, жена Урии Хеттеянина. С Веласкесом они смогли найти общий язык и занимались верховой ездой. В первые десять лет Рубенс создал около 200 полотен, преимущественно религиозного содержания, не считая немногих картин мифологического содержания и двух десятков портретов. Старший сын Ян Баптист навсегда уехал в Италию (там он и скончался), вскоре от болезней умерли ещё трое детей. Женитьба на Елене Фоурмен резко изменила образ жизни Рубенса. Гардероб покойного и другие вещи, включая глобусы, были распроданы.
Рубенсу было 53 года, а его жене— 16, она была ровесницей его сына Альберта. На заседании Верховного совета в Брюсселе недовольство фламандского дворянства испанской политикой озвучил именно Рубенс178. В готическом по стилю Антверпене особняк производил впечатление «дворца эпохи Ренессанса»80. Иезуиты этим преследовали абсолютно конкретную цель: Рубенсу была заказана «Библия бедных», в которой чередовались ветхозаветные и новозаветные сюжеты.
В январе 1611 года Рубенс приобрёл большой участок на улице де Ваппер. Но Рубенс, однако, не ограничивается ими. 16 февраля того же года Рубенс представил духовенству модель.
Откровенно негативно к наследию художника относился Пабло Пикассо, который в одном из интервью сообщил, что это «талант, но талант бесполезный ибо употреблён во зло»230. Рубенс объединил сцены начала жизни и её земного завершения.
Однако это не сказалось на развитии Рубенса как художника: он всё более работал «для себя», что привнесло в его живопись непосредственные, глубоко личные переживания220. Этот дом современники единогласно провозгласили самым красивым зданием в городе. Официальным поводом для поездки стал королевский заказ на писание парадного портрета.
Королева современной комедии обладает невероятной самоиронией. Однако в следующий раз его пригласили в Париж лишь 4 февраля 1625 года157. Эти речные божества показаны отдыхающими под пологом, окруженные вниманием нагих женщин. За работы, полностью исполненные самостоятельно, он удваивал цену98. Графические и живописные портреты родственников или людей, вызывавших симпатию, многочисленны в рубенсовском наследии.
Предполагается, что на самом деле на полотне изображен образ в зрелом возрасте умершей в 1623-м дочери художника Клары Сирены. В древнегреческой мифологии сатирами называли спутников Диониса – бога виноделия, жизнерадостных лесных демонов с козлиными ногами и рогами.
Вскоре от Рубенса потребовали выслать эскизы картин для ознакомления, что его оскорбило как признак недоверия к его мастерству исполнять это требование он не собирался. Помимо его гонораров, доход семье по-прежнему приносила сдача комнат внаём9. По всей видимости, он собирался вернуться в Италию. Пронизанные ощущением могущества стихийных сил природы или, напротив, поэзии мирного бытия, отличающиеся смелой динамичной игрой светотени, свежестью и сочностью приглушенных красок, они воспринимаются как обобщенный поэтический образ фламандской природы (Возчики камней, около 1620, Пейзаж с радугой, около 1632-1635, – оба в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург).
29 июня 1577 года родился их шестой ребёнок— Питер Пауль. Настоящие чудеса света и цвета, эти картины часто носят личностый характер, они гораздо сильнее прочувствованы им, чем многие крупные сцены, написанные прежде. Она может запросто посмеяться над собой и никогда не обижается на оскорбления, связанные с ее фигурой (да и какому нормальному человеку придет в голову обидеть этого «божьего одуванчика». ). Начинающих художников Рубенс именовал «аспирантами», каждый из них имел определённую специализацию. – Рисовать дородных дам – большое удовольствие, – делился с учениками Рубенс. Несмотря на чувственность его творчества, «следует принять как данность искреннее целомудрие художника»35.
Это обошлось ещё в 7000 флоринов. К концу 1610-х годов Питер Пауль Рубенс получил широкое признание и известность. Сила и страстность его творений и по сей день внушают зрителям благоговейный трепет.
Драгоценности покойной Изабеллы Брант были оценены в 2700 флоринов. На свою свадьбу Рубенс написал двойной портрет «В жимолостной беседке» («Автопортрет с Изабеллой Брант»). Он не только восстановил копии с картин Рафаэля исполненные в Риме Пьетро Факкетти, но и самостоятельно исполнил «Демокрита и Гераклита».
После возвращения Рубенса они продолжили сотрудничество, причём, по мнению Анны Воолетт, «это было соавторство редкостного сорта— не просто между художниками равными по статусу, но и между живописцами, чьи стилевые искания были направлены в разные области— многофигурные и аллегорическо-исторические сцены у Рубенса и атмосферные эффекты в пейзажах и натюрмортах у Брейгеля»101. Картина исполнена в сдержанных тонах, построена на неуловимых тончайших переходах цветов. Связь с античностью проявлялась не только в строе художественной мысли Рубенса, но и во множестве конкретных деталей. Женат он был на дочери Деодато дель Монте— первого студента своего отца.
Минерва (Афина) изображена с совой (ее доспехи лежат рядом), Венеру (Афродиту) сопровождает ее сын Купидон, а Юнону (Геру) – павлин. Незадолго до кончины Рубенс набросал её портрет. Она писала, что полотно «выглядит впечатляюще монументально», а персонажи отличаются скульптурностью форм, почти как у Веронезе. Бодлер спустя 200 лет был в восхищении от того, что на официозном полотне Рубенс обул Генриха IV в неопрятный сапог и мятый чулок161.
портрет прекрасен, девочку в ее дальнейшей судьбе очень жаль. Именно Филипп ввёл брата в высшее общество Испанских Нидерландов. Содержание предстает проясненным как высокая героическая трагедия. Прямым «наследником» пасторальной линии в его искусстве стал Антуан Ватто, родившийся спустя 44 года после кончины Рубенса.
Тигрица представляет реку Тигр, а путти играют с крокодилом, символом Нила. Все это я вычитала в аннотации к картине.
В 1622 году Рубенс опубликовал альбом «Дворцы Генуи» в двух томах, первый из которых был посвящён античности, второй— его времени. Заниматься живописью Рубенс стал очень рано. Картины Питера Пауля Рубенса не оставляют равнодушным ни одного зрителя.
Франциска, Христа с апостолами— и множество иных религиозных сюжетов. С каждым годом тренироваться бы становилось все тяжелее и тяжелее. Обширная мастерская художника, в которой работали такие крупные художники, как Антонис ван Дейк, Якоб Йорданс, Франс Снейдерс, выполняла по заказам европейской аристократии многочисленные монументально-декоративные композиции, в том числе цикл картин История Марии Медичи (около 1622-1625, Лувр, Париж) для французского королевского двора, в котором Рубенс мифологические и аллегорические фигуры совместил с реальными историческими персонажами.
Конечно же, это роскошная фетровая шляпа, модная в XVII веке. Певица просто игнорирует нелестные замечания о своем весе и фигуре.
Свою первую совместную работу они исполнили ещё до отъезда Рубенса в Италию в 1598 году, это была «Битва с амазонками»97. Помимо законченного триптиха с поклонением семейства Гонзага Св. Его друг Якоб Зандрарт писал: «Не в силах более сопротивляться внутреннему порыву, который влёк его к живописи, он испросил у матери позволения целиком посвятить себя этому искусству». Письма домой и брату Филиппу написаны на живом и богатом итальянском языке и подписаны «Pietro Pauolo»— в форме, которой он придерживался до конца жизни. Филипп Рубенс держит перо, готовый записывать, а Воверий открывает ещё одну книгу.
В настоящее время полотно хранится в венском музее Коллекции Лихтенштейнов. «Отличие Рубенса от любого другого художника, жившего до него, сильнее всего чувствуется в цвете. Эта же комната служила и личным кабинетом. Филипп Рубенс отмечал, что эрцгерцогская чета в буквальном смысле привязала его брата к себе золотыми цепями: Питеру Паулю была пожаловала золотая цепь с портретом эрцгерцога и его супруги стоимостью в 300 флоринов71. Рубенс, как и все его современники, считал недосягаемым образцом античную древность.
Первое время художник квартировал в доме матери на улице Куван. Черты Изабеллы Брандт (первой супруги Рубенса, умершей в тридцатичетырехлетнем возрасте от чумы) и Елены Фоурмен (второй его жены, бывшей значительно моложе супруга) проступают во всех женских персонажах его картин. Напротив, женщины отличаются крайней рыхлостью форм. Рубенс и себя не раз писал в ней.
Рубенс рисовал ее античной богиней, библейской Мадонной, волшебной нимфой. Поскольку в Антверпен вернулась чума, в октябре 1625 года Рубенс вывез семью в Лаэкен. Его духовное искусство начисто лишено духовности»111. Помимо перечисленных, на полотне запечатлен автопортрет его автора— отдельно от учёных слева— и (справа внизу) любимый пёс Липсия по кличке Мопс. Он отказался от национальной фламандской традиции (значимость которой признавал ещё Микеланджело), но так и не смог органично воспринять итальянскую школу26.
Женщина должна быть круглая, нежная, гибкая – абсолютный контраст к грубой мужской фигуре. 15 сентября художник прибыл в Мадрид. 11 января 1630 года в Лондон прибыл испанский посланник— дон Карлос Колома. Однако, когда ван Дейка пригласили в Англию, Рубенс не стал его удерживать. Один из охотников лежит без сознания с зажатым в руке ножом.
Когда будущему художнику было 8 лет, семья Рубенс переехала в Кельн (Германия), где юноша обучался гуманитарным наукам сначала в иезуитской школе, а затем в богатой светской изучал греческий язык и проявлял способности феноменальной памяти. Различные аспекты творчества Рубенса привлекали самых разных художников.
Картина была подписана обоими художниками104. В барочной композиции «Персей освобождает Андромеду» из собрания Эрмитажа фигура Андромеды восходит к одной из античных статуй Venus Pudica (Венеры Целомудренной). В живописи Рубенса (1577-1640) соединились экспрессия, драматизм и бьющая через край полнота жизни. Цветовая гамма палитры Рубенса была воссоздана в 1847 году гентским художником Ж. Ренье.
В целом судьба Альберта Рубенса более напоминала судьбу его покойного дяди Филиппа— он не увлекался живописью (как и все остальные потомки Рубенса), совершил путешествие в Италию в 1634 году. Речь шла о «Воздвижении креста». По И. Е. Прусс, живописи Рубенса свойственна особая воздушность.
А уж почему нам не известно ни одно изображение Изабеллы в стиле «ню» – тайна сия велика есть. По браку Елена приходилась родственницей Изабеллы Брандт: её сестра Клара Брандт была замужем за Даниэлем Фоурменом-младшим (1592—1648), братом Елены. Своеобразие женских изображений Рубенса таково, что К. Кларк подчёркивал в своей монографии о наготе в искусстве (1956), что даже в среде художественных критиков считается признаком хорошего вкуса критиковать Рубенса как «художника, писавшего жирных голых баб» и, более того, употреблять определение «вульгарный»113. По каталогу М. Джаффе насчитывается 1403 аутентичных полотна1.
К. Кларк писал, что вопрос о портрете ещё более осложняется при работе в жанре ню. Приступ апреля 1638 года поразил правую руку, лишив его возможности писать. Сам Питер Пауль также был хорошо знаком с философией неостоицизма, но в то же время, видимо, ему был близок эразмовский образ разумного и добродетельного «христианского воина»129.
В студию на улице де Ваппер он попал в 20-летнем возрасте, когда уже два года состоял в гильдии на правах свободного мастера. Хозяйка этой ангельской, едва заметной улыбки умеет хранить дворцовые секреты. После брака с Еленой художник начал рисовать с особым вдохновением.
Мужские фигуры Рубенса всегда подтянуты, широкоплечи, с развитой мускулатурой рук и ног. Отчим Яна Рубенса— Ян Лантметер— держал бакалейную торговлю и определил пасынка на юридический факультет Лувенского университета. Елена была десятым ребёнком в семье и Рубенс впервые запечатлел её в 11-летнем возрасте для полотна «Воспитание Богородицы».
Умер Рубенс в Антверпене 30 мая 1640 года. В одной из ее глав в греческом переводе Ветхого Завета рассказывается, как два старейшины увидели благочестивую женщину во время купания и, угрожая обвинением в прелюбодеянии, стали добиваться ее любви.
Не только художники, но и скульпторы и гравёры обучались у Мастера. Причиной тяжбы была дата изготовления гравюры «Распятие»: до продления авторских прав или после. Однако этот проект так и остался неосуществлённым182. «Его довольно грузные композиции и грузные тела в подлиннике такими не кажутся: они выглядят лёгкими исполненными своеобразной грации»94. Несмотря на оскорбительность этого приказа (король не доверял аналитическим способностям художника), Рубенс решился лично отвезти архив в испанскую столицу.
На боковых створках показаны встреча Марии с Елизаветой и Обрезание Господне, которые решены в праздничных тонах.
Он подолгу работал в приобретенном им замке Стен в Элевейте, где писал поэтически одухотворенные портреты своей второй жены, Елены Фаурмент (Шубка, около 1638-1640, Музей истории искусства, Вена) иногда в образе мифологических и библейских персонажей (Вирсавия, около 1635, Картинная галерея, Дрезден), сцены деревенских празднеств (Кермесса, около 1635-1636, Лувр, Париж) исполненные грубоватого реализма и бурной захватывающей жизнерадостности, вызывающие в памяти аналогичные композиции Питера Брейгеля Старшего. В частности, старейшина Гильдии святого Луки художник-маньерист Абрахам Янсенс (1575—1632), также проработавший три года в Италии, предложил Рубенсу «дуэль», в рамках которой художникам предстояло написать по картине на один и тот же сюжет.
Рубенс исполнял и частные заказы: написал цикл «Двенадцать апостолов», портреты членов семьи герцога Лермы и герцога Инфонтадо, которому был представлен поверенным Иберти49. Она отражает более мягкую, более рефлексивную манеру зрелого художника. Однако во второй половине XVII века во Франции, где он впервые столкнулся с неприятием, началось противостояние «рубенсистов» и «пуссенистов». Сколько поколений зрителей слышало, читало в книгах, рассматривало картину с этим названием, не «спотыкаясь» о его несуразность. Разве шляпка здесь соломенная, тем более с таким пером.
Были и более изысканные сюжеты: в картине «Сад любви» Рубенс представил картину светских забав, позднее развитых Ватто в целый жанр221. От Изабеллы словно исходит невидимый свет. Его цвет должен напоминать смесь оттенков лилии с розой. Однако новый этап в творчестве Рубенса оказался связан с заказом настоятеля церкви Св. «Персей освобождает Андромеду» – картина фламандского художника Питера Пауля Рубенса, выполненная в 1622 году.
За свою жизнь этот великий художник написал множество картин. Финансовое и репутационное процветание Рубенса могло быть поставлено под вопрос в 1621—1622 годах, когда в Нидерландах закончилось 12-летнее перемирие между католиками и протестантами, а в соседней Германии началась Тридцатилетняя война144.
Он любуется богинями, стоящими перед ним в разных ракурсах. По мнению М. Лебедянского, трактовка Рубенсом своего образа напоминает рафаэлевский «Портрет Бальдассаре Кастильоне». КОНТИНЕНТЫ. По-видимому, он считал достоинством картины обилие изображённых персонажей. Сверх того: 9 статуй из металла, 2 статуи из слоновой кости, 2 мраморные статуи и 12 ящиков с геммами170.
8 декабря 1635 года художник сообщал Пейреску, что тяжба так и не закончена. По бокам от Иисуса выделяются Дева Мария и Моисей со святыми скрижалями в руках. Дело тут не в страданиях распятого, а в усилиях распинающих108. Они всегда уступают Рубенсу в отношении стихийной чувственности и здоровой эротики.
Для него мечта реальна, а реальность сказочно прекрасна. И в дальнейшем основным языком иностранной переписки Рубенса оставался итальянский38. Возможно, это труды Сенеки. 10 апреля 1609 года Рубенс писал Иоганну Фаберу в Рим: «Я до сих пор не знаю, какое принять решение— остаться ли на родине или навсегда возвратиться в Рим, куда меня приглашают на самых благоприятных условиях»67.
Клоду Пейреску он писал, что 12-летний сын неплохо успевает в греческой литературе. Расстались они, впрочем, вполне мирно: ван Дейк подарил бывшему патрону портрет Изабеллы Брант, «Ecce Homo» и «Гефсиманию», а Рубенс отдарился лучшим испанским жеребцом из своих конюшен100. Подобно академистам и импрессионистам XIX века, они противопоставляли линию и рисунок цвету. Дочь Клара-Серена родилась в 1611 году и умерла 12-летней от болезни. Им было нужно такое представление об окружающем мире, которое напоминало бы изречение из Библии: «И увидел Бог все, что Он создал и вот, хорошо весьма». С 1610 по 1620 год художник был увлечен написанием охотничьих сюжетов.
Рубенс помещал портретируемых на нейтральном фоне или перед драпировкой. Да, чувственность и пылкость Рубенса в полной мере проявились в восторженном любовании его второй женой, пусть не обладавшей изысканностью и тонкостью Изабеллы, но такой прелестной и соблазнительной. Он называл Рубенса «самым мифологическим» из живописцев своего века, поскольку миф у него реализуется как естественная форма первичного жизнеощущения. В изображении Рубенса «Вознесение Девы Марии» хор ангелов поднимает её в спиралевидном движении к вспышке божественного света.
Ярким примером такой работы являлся портрет маркизы Вероники Спинола-Дориа64. Был и другой мотив: в одном из писем Рубенс откровенно сообщал, что в преддверии большой войны беспокоится лишь о «сохранности своих колец и своей персоны»173. Парис решил похитить Елену. Впрочем, первый свой официальный заказ Рубенс получил на родине— в 1602 году.
Заказные портреты генуэзской аристократии стали эталоном барочного портрета и надолго определили развитие этого жанра в Италии, Фландрии, а затем и Франции и Испании. После передачи ему дел и бумаг 6 марта Рубенс покинул английскую столицу199. Как отмечал В. Лазарев, второй брак наполнил жизнь Рубенса абсолютно новым содержанием. Современникам казалось неуместным помещение олимпийских богов там, где было бы достаточно авторитета церкви.
Рубенсовские обнажённые тела были результатом огромной аналитической работы. Обустройство дома по вкусам хозяина затянулось до 1616 года и потребовало немалых расходов. В акте указаны «большой каменный дом в виде замка», пруд и ферма в 4 бония и 50 вержей, «вокруг лес».
Дипломатическая миссия Рубенса завершилась полным провалом202. Портреты членов семьи достались тем, кто для них позировал. Коллекция медалей и гемм, а также библиотека досталась старшему сыну Альберту. Картина Рубенса Два сатира продолжает тему мифологических существ. Мир Рубенса был закрыт для всех остальных». Этот жанр Рубенс популяризировал в середине своей карьеры художника.
Рубенс создал собственную школу, считавшуюся лучшей в Европе. Ей комфортно в своем теле и меняться ради общественного мнения она не собирается. Ян Квеллин II с 1637 года занимался исключительно заказами плантеновского издательства.
Из документов и переписки удаётся, как правило извлекать только финансовую информацию. Портрет девушки выполнен по рисунку, написанному с натуры. Эти мотивы оказались выражены в портрете известном под названием «Четыре философа».
Не раз звезда Comedy Woman признавалась, что ей комфортно в своем теле и, что красота «это не торчащие кости, а женственные пропорции», а если она решится на похудение, то этот результат будет умеренным. Далее он перешёл к Адаму ван Ноорту18. В первую очередь сюжет олицетворяет божественную связь женского и мужского начал, так как для художника полная обнаженная женщина всегда была символом земного, плодородного, естественного. Елена позировала обнаженной как мужу, так и 20 его ученикам. Аспирантов Рубенс более не брал, а в мастерской работали только состоявшиеся художники— в том числе Я. Йорданс, К. де Вос, сыновья ван Балена— Ян и Каспар — и многие другие.
За конный портрет короля Рубенс удостоился стихотворной похвалы от Лопе де Веги, назвавшего его «новым Тицианом»186. Его первым известным наставником стал художник Отто ван Веен.
Однако в период господства авангарда критики открыто нападали на наследие Рубенса и даже Эрвин Панофский по поводу его пейзажей дословно высказался: «Это всего лишь живопись». Мужчины на его картинах всегда крепко сложены, даже великомученики, статус которых виден только по бледности кожи.
Собор Богородицы в Антверпене объявил конкурс на Успенский алтарь в 1611 году. Для исполнения 24 картин был приглашён именно Рубенс. Никаких следов его ранней графики не сохранилось17. Реализм и барокко, зрелищность, скрупулёзность и творческий размах. Наконец и герцог Бэкингем лично посетил Рубенса и купил его коллекцию за 100 000 флоринов.
За оформление отвечали Якоб Йорданс, Корнелис де Вос, Эразм Квеллин III, Лукас Файдербе. 20 августа 1631 года король Филипп IV удовлетворил просьбу о титуле. Рубенс без колебаний использовал в религиозных сюжетах обнажённую натуру. Но судьба распорядилась иначе. В его копиях Тициана, особенно в волосах персонажей, заметна фламандская техника наложения краски густым слоем49.
Впрочем, Н. А. Дмитриева утверждала, что в основе «Воздвижения креста»— напряжённая схватка людей с тяжёлым крестом, который они с великим усилием поднимают вместе с телом распятого. За 10 лет брака родилось пятеро детей: дочь Клара-Иоганна, сын Франциск, Изабелла-Елена, Питер Пауль и посмертная дочь Констанция Альбертина (она родилась через 8 месяцев после смерти отца)219. После возвращения он ужинал с избранными друзьями. Он мог использовать некоторые из них для фона своих больших картин (как и другие художники его времени, он не носил с собой мольберт, чтобы рисовать непосредственно пейзаж перед глазами). Во время своих прогулок верхом по сельской местности Рубенс часто останавливался, чтобы сделать набросок привлекших его внимание ворот или моста или куста куманики, которые казались ему интересными и достойными его внимания.
Это же подчёркивалось достоинством жестов, позой, тщательной отделкой мельчайших деталей. Но самые известные среди них – триптихи, которые находятся в Соборе Антверпенской Богоматери. В имении он перестал чуждаться сельских празднеств, оставил и воздержанный образ жизни и однажды жаловался Л. Файдербе, что в его замке иссякли запасы вина. На почти парадном «Автопортрете с супругой» без излишнего пафоса, мило, по-семейному изображена благочинная супружеская пара.
Кажется, что свет исходит из самой картины из глубины. Нептун и Кибела заключают союз, нежно держась за руки и глядя друг на друга их венчает Виктория, а сын Нептуна Тритон, поднявшись из морской глубины, трубит в раковину. Вся картина пропитана волнующей подвижностью стиля барокко. В 1630-е годы начался новый период творчества художника. Кисть Рубенса (1577-1640), обычно широко и активно создающая форму, здесь мягко касается создаваемого портрета.
Колористическую задачу Рубенс выполнил на контрасте светлой гаммы одежд и тёмного фона (особенно в «Домицилле»), который скупым стилем может напомнить Караваджо, но без его световых эффектов. По мнению М. Лекуре, постройка особняка означала окончательный отказ от итальянских планов, а размеры дома намекали и на карьерные амбиции его хозяина: Рубенсу было 35 лет и он «знал, что и как будет писать, а также знал, как будет жить»83. Прибытие французского посла с большими финансовыми возможностями означало выбытие Рубенса из «дипломатической гонки»197. В 1598 году Рубенс был принят свободным мастером в антверпенскую гильдию Святого Луки, но остался у Вениуса и не стал открывать собственную студию.
Как минимум один натюрморт с цветами для Борромео Рубенс и Брейгель исполнили совместно. Так или иначе, отрицать факт аппетитных округлостей на теле Лопес пока никто не осмелился. Высокие цены объясняются и тем, что некоторое количество полотен Рубенса доступно для перепродажи, в отличие от его младших современников Рембрандта или Веласкеса, чьи картины находятся в государственных музеях234. Художник дважды был женат. Род Колонна (покровители Караваджо) не заинтересовался фламандцем, но Шипионе Боргезе рекомендовал его ордену ораторианцев для оформления храма Кьеза Нуова.
Живопись «Воздвижения креста» знаменовала и сильное итальянское влияние и начало освобождения от него. Духу, он исполнил две копии с картин Корреджо в дар для императора Рудольфа II.
Два главных шедевра Рубенса в этой области — «Похищение дочерей Левкиппа» и «Три грации». Путь из Рима в Антверпен занял у Рубенса 5 недель. Ещё на полпути он получил известия, что его мать скончалась 14 ноября. Все это тайна велика есть.
Король вернулся в Вальядолид в первых числах июля.
Зрачки женщины на картине расположены не по центру радужной оболочки. Останется ли Скулкина в своем новом теле или решит вернуть все на свои места, тем более, что друзья и родные всегда требовали «вернуть все как было, так как хорошего человека должно быть много. ». 9-дневная поездка оказалась крайне неудачной. 11 июня Питер Пауль Рубенс прибыл в Брюссель и на следующий день— в родной Антверпен159. Брак был заключён с большой поспешностью. Рисуя портреты или обсуждая заказы на монументальные декоративные украшения стен дворцов, Рубенс одновременно с этим зачастую вел с королями и принцами секретные переговоры.
Антонис Ван Дейк и Франц Снайдерс продолжили его славу. Рубенс, попытавшийся участвовать в испано-савойских переговорах (герцог Карл-Эммануил был готов поддержать испанскую сторону против Франции), был отстранён личным приказом короля. Ему предстояло написать «Мадонну» для главного алтаря.
Единственным свидетельством их свадьбы осталась латинская эпиталама Филиппа Рубенса, полная «игривых сальностей» (по выражению Э. Мишеля) и не слишком изысканная по стилю74. Своей личной палитры Рубенс ещё не изобрёл. Изгиб его спины переводит взор зрителя кверху. В этот период состоялось очное знакомство с Пейреском.
Уроженец купеческого Антверпена в предисловии к книге писал, что отдал предпочтение генуэзским домам, «более подходящим для обычных семейств, чем для двора владетельного князя»146147. Но сказать открыто – боялись: никто не хотел ссориться с Рубенсом. Пользуясь невнимательностью герцога к своей персоне, уже в 1601 году Рубенс отправился в путешествие по Италии из письма брату Филиппу в декабре того же года следует, что он объехал «почти все крупнейшие итальянские города»37. М. Лекуре утверждала, что «создаётся впечатление, что при работе над женской фигурой Рубенс раз и навсегда запретил себе использовать угол»112.
Однако критики обрушились на картоны для шпалер с историей Константина, обвинив Рубенса в нарушении анатомии (у равноапостольного императора якобы ноги были изображены кривыми).
Его осведомителем в делах Соединённых Провинций выступал двоюродный брат жены— Ян Брант. Художник объединил в рамках одного произведения три разновременных события. В версии, которая перед нами (1639), Парис изображен в пастушеском наряде, пристально разглядывающим трех великолепных нагих женщин, которых он попросил снять одежды, чтобы ничто не мешало судить об их красоте. В середине 1630-х годов небольшое поместье в Экерене, принадлежавшее Рубенсу, пострадало из-за прорыва дамбы, вдобавок, оно располагалось в прифронтовой полосе и подвергалось грабежам.
В дневнике Делакруа Рубенс— «Гомер живописи»— упоминается 169 раз230. В гуманитарной области он всё более и более интересовался средневековой и современной ему французской историей (в том числе «Хрониками» Фруассара), даже выписал себе мемуары Оссата— посредника обращения Генриха IV в католическую веру— и собирал документы о царствовании этого короля и его наследника Людовика XIII. Письма художник чаще всего диктовал, не отрываясь от кисти.
Фасадные скульптуры также ваялись по моделям Рубенса. Триумфальное шествие кардинала-инфанта длилось целый день, который закончился в соборе. Рубенс много сил потратил на передачу выражения своего лица и супруги.
В коллекции оказалось 13 работ Питера Брейгеля Старшего— преимущественно пейзажей. Рубенс стал больше писать «для себя», создавая с жены десятки зарисовок и портретов, причём высокого эротического стиля («Подножка» и «Шубка»)212. Единственной отрадой было то, что его допустили к коллекциям Фонтенбло и он смог снять копии с полотен Приматиччо и Джулио Романо. Рубенс создал большое количество картин на библейские сюжеты. Лекуре, «доходило до угодничества». В каком-то смысле Рубенс этим изданием создавал себе работу на будущее.
Супруга последовала за ним, сохранились два её письма, которые, по мнению В. Н. Лазарева, «являются замечательными документами возвышенной женской любви и самоотверженной преданности»8. Н. А. Дмитриева даже утверждала, что луврский портрет Елены Фоурмен «поражает лёгкостью и свежестью кисти: кажется, он мог бы быть написан Ренуаром»213. Тогда же Рубенс выполнил несколько парадных портретов в духе нидерландских традиций 16 века (Автопортрет с женой Изабеллой Брант, 1609, Старая пинакотека, Мюнхен), отличающихся интимной простотой композиции, любовной тщательностью воссоздания облика модели и нарядных одеяний, сдержанным изысканным колоритом. Расцвет творчества Рубенса пришёлся на пик развития барокко138.
Виртуозностью живописи, строгостью и лаконизмом художественных средств отмечены поздние работы художника – Елена Фаурмент с детьми (около 1636, Лувр, Париж, работа не завершена), Три грации (1638-1640, Прадо, Мадрид), Вакх (около 1638-1640, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), автопортрет (около 1637-1640, Музей истории искусств, Вена). Триптих Снятие с креста (можно увидеть выше) создавался уже конкретно для Собора, в котором находится по сей день, с 1612 по 1614 год. Жизнелюбцу Рубенсу незнаком «разлад мечты и действительности». О подаренном ему небольшом полотне Рубенса он писал, что установил его в своей мастерской словно «в святилище для поклонения». В завещании, составленном перед смертью, он писал, что «его труды пригодятся тому из наследников, кто пойдёт по его стопам».
Рубенс числился его учеником до 23-летнего возраста, хотя ещё в 21 год получил удостоверение «свободного художника»23. Впоследствии это стало причиной того, что в Брюгге лев укротителя сожрал137.