Картины Ярошенко
В конце 1880-х годов появилась одна из самых популярных картин Ярошенко «Всюду жизнь» (1888, ГТГ): за решеткой окна в арестантском вагоне томятся несчастные жертвы социальной действительности, а не преступники, – как бы утверждает художник. Немного смущённая, но уверенная в своём решении девушка на картине Ярошенко, художника чуткого к народным волнениям, стала олицетворением нового поколения. Картины Ярошенко Николая Александровича, представленные на этой страницы, объединяет демократизм, честность, свободолюбие. За свою короткую жизнь Ярошенко создал более двух тысяч картин, совмещая занятия живописью со службой на военном заводе.
Ярошенко Николай Александрович (1846-1898) – знаменитый русский художник второй половины XIX века, выдающийся портретист, автор жанровых картин, ученик И. Н. Крамского и его верный соратник по Товариществу передвижных художественных выставок. Изображая на своих картинах простых людей, живущих тяжелой и безрадостной жизнью, Ярошенко следовал реалистическим традициям передвижников – таковы его «Кочегар» и «Заключенный».
История картины и жизни «Курсистки» Николая Ярошенко
Но студент 70-х годов – ведь это очень часто не только человек без предрассудков, будущий ученый-испытатель, но и член тайного революционного общества. Короленко, Вс. В музее находятся документы, связанные с жизнью и деятельностью русского художника-передвижника Н. А. Ярошенко (1846—1898).
Характерно, что его моделями всегда являются люди, духовно ему близкие (портреты художников И. Н. Крамского, 1876 В. М. Максимова, 1878 И. К. Зайцева, 1886 Н. Н. Ге, 1890 писателей Г. И. Успенского, 1884 М. Е. Салтыкова-Щедрина, 1886 А. Н. Плещеева, 1887 В. Г. Короленко, 1898 и др. ). В 1892 году уже в чине генерал-майор Ярошенко вышел в отставку. Калина, сирень и спиреи сплетаются с другими кустарниками в непрерывно цветущий сад. В разработке проекта надгробия принимали участие художники Н. Дубовской и П. Брюллов.
«Совестью художников» называли его современники. Похоронили художника в Кисловодске близ Собора Николая Чудотворца, недалеко от «Белой Виллы». Илья Репин писал: «Следовало бы Ярошенко вместо того, чтобы писать картины и портреты, переключиться на пейзажи. », хотя и переживал, что искусство теряет Ярошенко-портретиста. Имя художника приобрело известность в связи с созданием им картины «Кочегар», на которой он первым среди русских живописцев представил реалистический образ рабочего, показав его не только жертвой тяжелого труда, но и новой могучей социальной силой. А портрет М. Е. Салтыкова-Щедрина, сделанный Ярошенко за три года до смерти писателя, показывает пожилого больного человека, тяжело потрясенного закрытием журнала «Отечественные записки», которым он руководил 15 лет. Значительное место в творчестве Ярошенко занимает портрет.
«Всюду жизнь» Ярошенко: история картины
Учился в различных военных училищах Петербурга. Тонкой лиричностью проникнуты жанровые картины Ярошенко 1880-90-х гг. Художник создает выразительную характеристику тюремного быта.
Крамского, 1876, ГРМ Л. Н. После национализации все картины из усадьбы были переданы в музеи. Северный Кавказ для большинства жителей средней полосы был тогда краем неизведанным.
В то время Полтавский художественный музей им. Наболевшие вопросы русской действительности тех лет, волновавшие их, находили отражение в творчестве Ярошенко. Имя художника приобрело известность в связи с созданием им картины Кочегар (1878). Значительное место в творчестве Ярошенко занимает портрет.
Николай Ярошенко: самые популярные картины (топ 12)
Период расцвета его творчества попадает на 1880-е годы. Тем же стремлением был движим и Ярошенко. Дубовского, Н. А. Это невольно приходит на ум относительно студента Ярошенко.
Ярошенко обнажил популярную на тот момент тему. Но в 1888 году появилась картина «Всюду жизнь» — и оказалась высшей точкой в творчестве Ярошенко. Стрепетовой, 1884, ГТГ И. Н. Ярошенко получил образование военного инженера, но испытывая непреодолимую тягу к творчеству, к живописи и имея к тому призвание, начал посещать Рисовальную школу при ОПХ, где занимался у И. Н. Крамского, а затем стал вольнослушателем АХ (1867-74). Туржанский, П. И.
Великолепно раскрыт образы в портретах И. Крамского и Н. Ге. Широко известна картина Ярошенко «Всюду жизнь» (1888). В работах есть раскованность и свобода художественного воплощения гармонии природы и человека. Вступать в разговоры со старшими по этикету не полагалось. Картина «Летом» ранее входила в собрание Полтавского художественного музея и была утрачена во время Великой Отечественной войны.
В Академии художеств он сблизился с передвижниками и писателями, группировавшимися вокруг прогрессивного журнала «Отечественные записки». Их ждёт счастливая, но непростая жизнь. Всем твоим общественным преимуществом ты пользуешься в долг» Чувство долга перед народом, определявшее умонастроение русской демократической интеллигенции в эпоху Ярошенко и побудило художника к созданию «Кочегара». На заводе Ярошенко много общался с рабочими.
Очень часто люди заглядывают на усадьбу просто посидеть, отдохнуть, полюбоваться природой. Он стал знаменитым русским художником. Вслед за Пушкиным и Лермонтовым Ярошенко открыл красоты Кавказа для соотечественников, заслужив, с легкой руки критика Владимира Стасова, прозвище «портретиста гор». Своего кочегара он «увидел» в одной из мастерских своего завода и созданный им образ стал одним из первых в череде портретов рабочих в истории русского искусства.
– На качелях (1888), В теплых краях (1890), Песни о былом (1894). Картина изображает мрачную камеру одиночного заключения. «Кочегар», «Заключенный», «Курсистка», портреты кисти Ярошенко — все это часто воспроизводится, знакомо людям с детства, по букварям, по школьным учебникам, по календарным картинкам и репродукциям из массовых журналов, но все же для многих, для большинства зрителей Ярошенко — это «Всюду жизнь», более того, «Всюду жизнь» — это Ярошенко: картина как бы исходная точка, с которой начинается интерес к художнику и познание его. У них были две воспитанницы их приемные дочери, — Голубева, позднее народная учительница. На территории усадьбы три экспозиционных здания. В 1875 году на Четвертой передвижной выставке экспонировались несколько портретных этюдов и первая его картина «Невский проспект ночью» (картина погибла во время Великой Отечественной войны).
Он был близок с Крамским, Шишкиным и другими художниками-передвижниками. Одной из наиболее ярких, типичных и одновременно своеобразных фигур передвижничества является Николай Александрович Ярошенко (1846–1898). В один год с «Кочегаром» появилась еще одна картина Ярошенко – «Заключенный» (1878), в которой получила косвенное отражение тема политической борьбы. Касаткина украшают залы музея. В 1876 году за картину «Невский проспект ночью» (не сохранилась) он был единогласно принят в члены Товарищества Передвижных Выставок и избран в состав правления, где более десяти лет вместе с И. Н. Крамским руководил ТПВХ, а после смерти последнего стал его идейным преемником. Начальник штамповальной мастерской Петербургского патронного завода штабс-капитан Ярошенко по вечерам продолжал посещать классы Академии художеств еще на протяжении четырех лет.
Музею принадлежит вся территория усадьбы, силами сотрудников музея, горожан и «спонсоров» восстановлены здания, собрана обширная коллекция. Мне было приятно такое предложение художника и я охотно согласилась. Начиная с Кочегара Ярошенко создает ряд произведений, рисующих различные социальные типы его времени: революционной интеллигенции (Заключенный, 1878 Старое и молодое, 1881), передовой учащейся :молодежи (Студент, 1881 Курсистка, 1883). «Картина, – говорил Ярошенко, – имеет смысл только в красках, когда видно, что на дворе сыро, холодно и моросит дождь, словом такая погода, что хороший хозяин собаку во двор не выгонит». И в 1886 году Анна выйдет замуж за Черткова. В подобревших лицах этих людей, кормящих через решетку слетевшихся голубей, в печальном облике молодой матери на первом плане заключен основной смысл произведения – показать высокую человечность в людях, отвергнутых обществом.
Не случайно Крамской сравнивал «Кочегара» Ярошенко по его весомости с «Протодиаконом» Репина. Картина поступила в музей в 1919 году вместе с другими полотнами Ярошенко из усадьбы Степановское-Павлищево (Юхновский район, ранее –Мещевский уезд), где до революции жил родной брат художника. Вот таким образом, когда художник привёз в Петербург картину «Шат-гора (Эльбрус)» (1884), многие посчитали изображённую там панораму Кавказского хребта фантазией автора. Художник написал не только выразительные портретные образы, он создал символы эпохи, в которых красноречиво отразилась действительность. Куинджи, Ф. А. Постоянно осуждал тех, кто хвалил себя».
Николай Ярошенко – картины с названиями и описанием по алфавиту
На одном из Антикварных салонов в ЦДХ внимание посетителей привлекало полотно Николая Ярошенко «Девушка у стога» — яркое, насквозь пронизанное солнечным светом, написанное легко, на одном дыхании, возвышенно-романтическое по настроению. Зритель безошибочно угадывает в заключенном «политического», а в его позе ясно ощущает тоску по воле, по людям, по делу. Лучшим в портретной галерее Ярошенко является Портрет актрисы П. А. Стрепетовой (1884). Имя Ярошенко получило известность в связи с созданием им картины «Кочегар» (1878).
Он дал мне такого друга как Чертков», — говорил Толстой. Яркая и динамичная героиня этой картины неизменно привлекает внимание посетителей музея и не случайно среди «оживленных картин» музея всегда присутствует и «Цыганка» Николая Ярошенко. Относящиеся к начальному этапу ее создания живописные и графические материалы (рисунки, наброски, этюды) в собраниях российских музеев практически не представлены. С лёгкой руки критика Владимира Стасова художник Ярошенко получил прозвище «портретиста гор»11. Знаменитая картина «Курсистка» яркий пример изображения в русском искусстве девушки- студентки. К этому произведению возникал особый интерес.
Краткая информация о художнике и его картинах
В конце XIX века Белая вилла стала одним из главных культурных центров на юге России. Я также была их гостьей. Родился в Полтаве 1 (13) декабря 1846 в семье военного. Васильев, А. М. Васнецов, А. А.
Было жутко. За Тополевой аллеей, у шоссе, были построены станция дилижансов и почта. Николай Ярошенко родился в 1864 году в Полтаве в семье отставного генерал-майора. Одной из самых известных работ раннего периода Ярошенко стала картина «Невский проспект ночью», написанной в 1874 году. Характерно, что его моделями всегда являются люди, духовно ему близкие (портреты художников И. Н. Крамского, 1876 В. М. Максимова, 1878 И. К. Зайцева, 1886 Н. Н. Ге, 1890 писателей Г. И. Успенского, 1884 М. Е. Салтыкова-Щедрина, 1886 А. Н. Плещеева, 1887 В. Г. Короленко, 1898 и др. ).
Таким образом, возникла форма публикации, при которой выделена информация, указанная во всех трех заключениях, — выставки и библиографические источники, в которых упоминается работа и отдельно приведены цитаты из заключений с авторством консультантов и экспертов. В 1896 году на 24-й выставке ТПХВ Н. А. Ярошенко (1846–1898) представил двенадцать полотен: портреты, несколько произведений, запечатлевших виды Кавказа и серию работ «Из окрестностей Кисловодска», в том числе картину «Летом». Значительное место в его творчестве занимает пейзаж (Клухорский перевал, 1882 Судакская бухта в Крыму, 1882, обе – в ГТГ). Художественный критик того времени А. Праков так рассказывал о впечатлении, произведенном на него «Кочегаром»: «У меня не было долгов, а тут мне все кажется, как будто я кому-то задолжал и не в состоянии возвратить моего долга.
- Ярошенко Николай АлександровичКартины и биография
- Ярошенко, Николай Александрович
- Картины Николая Александровича Ярошенко
- Как художник Николай Ярошенко совместил несовместимое – дослужился до генерала и стал всемирно известным живописцем
- Картины — Ярошенко, Николай Александрович
- Картина Ярошенко Иуда (Искушение Иуды, Совесть)
Толстого, 1894, ГРМ). Ба, да это «кочегар», вот кто твой кредитор, вот у кого ты в неоплатном долгу. К ним толкало писателей и живописцев стремление глубже вникнуть в народное горе. Изображая их, передавая их напряженную внутреннюю жизнь, художник раскрывает и свой душевный мир. Лучшим в портретной галерее Ярошенко является Портрет актрисы П. А. Стрепетовой (1884).
Первые выразительные по образному решению портреты Ярошенко появляются в 1870-х годов. Он писал лица людей, стараясь передать не столько портретное сходство, сколько характер человека. О работе над картиной «Летом» известно крайне мало. В 1885 году Ярошенко приобрел усадьбу в Кисловодске, где жил летом и осенью.
Вот таким образом, когда художник привёз в Петербург картину «Шат-гора (Эльбрус)» (1884), многие посчитали изображённую там панораму Кавказского хребта фантазией автора. живописи – около одной тысячи. Изображенная в глубине картины и повернутая спиной к зрителю, эта фигура выделена светом.
- Художник-передвижник Николай Ярошенко
- Художник Николай Александрович Ярошенко
- Всюду жизнь, Николай Александрович Ярошенко, 1888
- Биографии великих и известных людей
- История одного шедевра:«Всюду жизнь» Ярошенко
- Русские художники: Ярошенко Николай Александрович
- Биография художника Николая Александровича Ярошенко
- Картины художника Николая Александровича Ярошенко
Я должна была сидеть с соломинкой во рту, прислонившись к стогу сена. Удивительные по красоте горные пейзажи Кисловодска радуют глаз свежей, насыщенной палитрой и мастерством кисти. Оставив там молодую жену, художник месяц писал этюды в Сванетии. Северный Кавказ для большинства жителей средней полосы был тогда краем неизведанным.
Отсутствие подписи автора может объясняться незавершенным характером картины. Сегодня это единственный в своем роде музей на юге России, сопоставимый по исторической и культурной значимости с толстовской Ясной поляной и репинскими Пенатами. По характеру изобразительного мотива и особенностям его общего композиционного воплощения полотно имеен очевидные аналогии с картиной «Летом» (х., м., 107 х 134), представленной Н. А. Ярошенко в 1896 году. С самого детства Николая готовили к военной карьере. Волкова, занимался у И. Н. Молодожёны посетили Полтаву, потом уехали в Пятигорск на Северный Кавказ.
- Художник Илларион Прянишников (1840 – 1894)
- Серия портретов Николая Ярошенко
- Самое интересное в виде мозаики
- Мы в перечне библиотечных блогов
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
Брал уроки рисования у A. M. Мне тоже за эти годы посчастливилось найти буквально одну строчку, которая не вошла в заключения (произведение «Летом» экспонировалось в 1900 году на ХXVII выставке передвижников в Варшаве). Мне было тогда 16 лет.
Член ТПХВ. Известно, что именно Крамской дальновидно и мудро посоветовал Ярошенко не оставлять военной службы, поскольку, оставив ее, он вынужден был бы писать на заказ, чтобы прокормиться: «Лучше будет, если ты продолжишь военное дело, а картины будешь писать для души. » Ярошенко последовал совету старшего товарища. Его фигура и обращенное к зрителю лицо выхвачено из темноты отсветом горящей топки.
Его работы имеются также в музеях Архангельска, Барнаула, Екатеринбурга, Казани, Калуги, Кирова, Костромы, Н. Новгорода, Омска, Плеса, Самары, Серпухова, Уфы, Челябинска, Полтавы, Ташкента и других. Ярошенко вошел в историю русского искусства как талантливый портретист. Часто из дома Ярошенко слышалось пение, музыка и оживленные разговоры.
- ексуальные скандалы и гибель батальонов в ВСУ
- Кто виноват или Гадание на майданной гуще
- Статистика осадила пыль от томосочёса
- Показания экзарха, свидетельствующие о спецоперации «ПЦУ-СЦУ»
- Стамбульский церковный приход Украины: трудные времена впереди
Все это сказалось на социальной направленности искусства Н. А. Ярошенко. Словом, морально-этические проблемы авторов были понятны и казались неразрешимыми. В ее страдании мы чувствуем нечто большее, чем выражение личного горя. Художником была создана целая галерея портретов представителей русской культуры и интеллигенции :«И. Н. Крамской», «Н. Н. Ге», «М. Е. Салтыков-Щедрин», «П. А. Стрепетова», - всего за свою творческую жизнь он написал около ста портретов.
Начиная с Кочегара Ярошенко создает ряд произведений, рисующих различные социальные типы его времени: революционной интеллигенции (Заключенный, 1878 Старое и молодое, 1881), передовой учащейся :молодежи (Студент, 1881 Курсистка, 1883). За это время он сблизился с художниками-передвижниками и писателями, объединившимися вокруг журнала «Отечественные записки». Спустя два года с «отличными успехами в науках» он заканчивает военную академию, продолжая успешно заниматься искусством. Художника привлекали люди интеллектуального труда: прогрессивные писатели, ученые, художники, актеры, лучшие представители современности, писать которых Ярошенко считал общественным долгом.
Это был тот редкий случай, когда тексты консультационных и экспертных заключений (а их было три) дополняли друг друга, привнося новую информацию. Огорчало одно — право публикации не было предоставлено, не получилось ввести работу в научный оборот, вот таким образом сложно передать словами радость от следующей встречи с «Девушкой у стога», против публикации которой владелец не возражал. – "На качелях" (1888), "В теплых краях" (1890), "Песни о былом" (1894). Ярошенко жил среди увлеченной передовыми идеями молодежи, великолепно чувствовал время и точно передавал дух своей эпохи.
- Видеоканал Александра Колпакиди
- В ДНР рассказали о попытках диверсантов проникнуть в республику
- Аваков рассказал о нарушениях кандидатов в президенты Украины
- Митрополит Онуфрий освятил Днепр в присутствии тысячи прихожан
- Иезуитский закон о переписи «врагов народа»
Друг Ярошенко, художник Остроухов вспоминал, что «Чернышевский и Добролюбов сделались его руководителями, а передовые журналы – любимым чтением». Ярошенко проводили лето именно здесь. В написанных Н. А. Ярошенко портретах И. Н. Крамского (1876, ГРМ), Г. И. Успенского (1884, Екатеринбургская картинная галерея), Менделеева (1885, музей Д. И. Менделеева при Петербургском университете), Ге (1890, ГРМ), В. Г. Короленко (1898, не сохранился) и других раскрыто духовное богатство этих людей. Дом-музей художника остается центром культурной жизни региона. Такие имена, как И. И. Среди его творческих работ— эскизы и рисунки. – На качелях (1888), В теплых краях (1890), Песни о былом (1894).
Выставляя ее на XIV выставке передвижников, Ярошенко скромно назвал ее этюдом. Нестерова, Н. Н. Характерно, что его моделями всегда являются люди, духовно ему близкие (портреты художников И. Н. Крамского, 1876 В. М. Максимова, 1878 И. К. Зайцева, 1886 Н. Н. Ге, 1890 писателей Г. И. Успенского, 1884 М. Е. Салтыкова-Щедрина, 1886 А. Н. Плещеева, 1887 В. Г. Короленко, 1898 и др. ). Смятая койка, непокрытый стол, на нем котелок с пищей и Евангелие.
- БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА НИКОЛАЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА ЯРОШЕНКО
- КАРТИНЫ ХУДОЖНИКА НИКОЛАЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА ЯРОШЕНКО
Под потолком – крохотное оконце, слабо освещающее одну из стен и на этой стене надписи, сделанные бывшими обитателями камеры. Следуя передовым тенденциям времени, Ярошенко писал картины, в которых искал образ положительного героя (как знаменитый «Кочегар», «Заключенный», обе 1878, «Курсистка», 1883), развивал темы революционной борьбы русской интеллигенции («У Литовского замка», «Старое и молодое», обе 1881) и социальной несправедливости («Всюду жизнь», 1888), писал жанровые картины («На качелях», 1888). Среди жанровых работ Ярошенко наиболее известной стала картина Всюду жизнь (1888). Музей живет яркой насыщенной жизнью.
Именно тогда он создал самые знаменитые портреты современников. Сразу же. Впоследствии сочетал военную службу с занятиями искусством. Среди жанровых работ Ярошенко наиболее известной стала картина "Всюду жизнь" (1888). Гаршин, Н. Михайловский.
Другая известная работа художника – «Студент», отличающаяся тем же одухотворенным настроением, что и предыдущая работа. Окончил Михайловскую артиллерийскую академию в Петербурге (1870), служил в Арсенале, в 1892 вышел в отставку в чине генерал-майора. Вот таким образом, когда художник привез в Петербург картину «Шат-гора (Эльбрус)» (1884), многие приняли изображенную там панораму Кавказского хребта за плод фантазии автора. Сам художник в течение недели находился под домашним арестом и, более того, к нему пожаловал «на беседу» министр внутренних дел Лорис-Меликов. Ее отец женился на терской богачке и Надя, в силу сложившихся тяжелых обстоятельств, вынуждена была уйти. Мягкий по внешности – он кремень духом». Он положил начало созданию фондов, собранию коллекций, постепенно, по крохам, накапливая произведения живописи, графики, скульптуры.
Ярошенко скончался 26 июня (7 июля) 1898 года от сердечного приступа на следующий день после того, как пробежал до дома под дождём более 10 км с горы Большое седло, где писал с натуры. Ярошенко был скромен, требователен к себе, сдержан и в то же время тверд. Она выдвинута на передний план и трактована крупными, обобщенными формами. Крамского, учился в Академии художеств как вольнослушатель (1867-1874). Не установлено местонахождение эскиза картины, экспонированного на посмертной выставке произведений И. И. Ендогурова, И. И. Шишкина и Н. А. Ярошенко» в 1898 году и Выставке картин, этюдов и рисунков Н. А. Ярошенко в 1899 году (сведения в каталогах этих выставок даны без воспроизведения и указания размеров). Учился живописи в Рисовальной школе Общества поощрения художеств у И. Н. Крамского и в Академии художеств (18671874).
Позднее произведение «Летом» экспонировалось на посмертных выставках Н. А. Ярошенко, которые прошли в 1898 (Посмертная выставка произведений И. И. Ендогурова, И. И. Шишкина и Н. А. Ярошенко) и в 1899 году (Выставка картин, этюдов и рисунков Н. А. Ярошенко) и как равнозначное произведение наряду с картиной выставлялся «Летом» (эскиз). В этих работах художник стремится представить обобщенный образ нового поколения – мыслящего, целеустремленного, деятельного. Был членом (с 1876) и одним из руководителей «Товарищества передвижников». Писал Николай Александрович с жаром и увлечением. Помню также хорошо Надю Волженскую, ставшую Ярошенко.
Левитан, Б. М. На этой станции семья Ярошенко часто встречала своих гостей, среди которых было немало русских знаменитостей. К ним стали приезжать многочисленные друзья и гости – писатели, артисты, ученые, часто бывавшие в Петербурге на «ярошенковских субботах», – Сергей Рахманинов, Федор Шаляпин и Леонид Собинов, Константин Станиславский и Глеб Успенский, Иван Павлов и Дмитрий Менделеев. Однако скоропостижная смерть не дала осуществиться замыслам художника. Это был эскиз картины «Летом». Глядя на Стрепетову в этом портрете, мы видим не столько знаменитую актрису, о которой Крамской говорил, что она может быть «замечательно красивой и привлекательной», сколько простую, русскую женщину с скромно зачесанными назад волосами и с выражением страдания на лице. Среди жанровых работ Ярошенко наиболее известной стала картина Всюду жизнь (1888). Однако скоропостижная смерть не дала осуществиться замыслам художника.
«Студент» Ярошенко – это один из характернейших представителей русского общества эпохи 70–80-х годов. Начиная с "Кочегара" Ярошенко создает ряд произведений, рисующих различные социальные типы его времени: революционной интеллигенции ("Заключенный", 1878 "Старое и молодое", 1881), передовой учащейся :молодежи ("Студент", 1881 "Курсистка", 1883). Росписью дома в технике фресок Помпеи занимались гости дачи.
Значительное место в творчестве Ярошенко занимает портрет. Киселев, Л. В. Стрепетовой» (1884).
Наряду с картинами, подобными «Кочегару» и «Студенту», в которых художник ставил перед собой задачу создания обобщенно-типических образов, Ярошенко писал и портреты. Обогатил живопись новыми темами (Кочегар, 1878 Всюду жизнь, 1888, обе – в ГТГ Курсистка, 1883, ГРМ) и глубокими психологическими образами (портреты П. А. Эти сюжеты встречались не менее часто и в русской литературе того времени. В Серпуховском историко-художественном музее посетители могут увидеть картину Николая Ярошенко -«Цыганка». Он написал там множество этюдов и портретов молодой жены и друзей.
Весной сад расцвечивается яркими пятнами тюльпанов, незабудок. После свадьбы супруги переедут в Ржевск, где будут вместе заниматься издательством знаменитого «Посредника», готовить к печати книги Толстого, Чехова, Короленко, Гаршина, Лескова, Эртеля и других классиков русской литературы, встречаться с известными писателями-единомышленниками, сделав Ржевск очагом русской культуры конца XIX века. И вроде бы сама собой. Когда Ярошенко был переведен в Петербургский военный корпус, для Ярошенко открылись не только новые грани военной профессии, но и возможность более серьезно заняться живописью.
С 1875 г. – экспонент, с 1876 г. – член Товарищества передвижных художественных выставок. Русский художник, мастер социального жанра и портрета в духе «передвижников». Один из лучших – портрет П. А. Стрепетовой (1884, ГТГ), актрисы, выразившей в сценических образах трагедию бесправной женщины. 11 марта 1962 года усилиями художника Владимира Секлюцкого в «Белой Вилле» в Кисловодске открыли дом-музей Н. А. Ярошенко. «Бог дал мне высшее счастье.
Для большинства жителей средней полосы юг России был землей неизведанной. В полотне «Всюду жизнь» есть сильные образы, например, образ молодой матери. На картине изображена одна лишь человеческая фигура, взятая вне какого-либо события. Но в целом картина не лишена оттенка сентиментальности. Начиная с «Кочегара», Ярошенко создает ряд произведений, рисующих различные социальные типы его времени. Однако возникли сложности: оказалось, что заказать статью не так-то просто.
«Всюду жизнь» — высшая точка в творчестве Ярошенко потому, что — вне зависимости от рассуждений и доводов биографического, общественного искусствоведческого порядка — именно эта картина стала для большинства зрителей, современников и потомков, главной картиной художника. Похоронили художника в Кисловодске близ Собора Николая Чудотворца, недалеко от «Белой Виллы». Был очень сдержан и необычайно скромен. Существует описание этого образа, сделанное Ю. М. Тонкой лиричностью проникнуты жанровые картины Ярошенко 1880-90-х гг.
Перед нами человек не только мысли, но и дела. Размеры и степень живописно-пластической завершенности красочного слоя на различных участках композиции (подробно проработанные лицо и фигура девушки при решенном крайне обобщенно пейзажном фоне) позволяют с большой долей вероятности считать исследуемое полотно первоначальным неоконченным вариантом картины «Летом» и с учетом особенностей художественного решения датировать его первой половиной 1890-х годов. Усадьбу назвали Белой виллой.
Кустодиев, А. И. Художник представил ее на IV Передвижной выставке, на которой она имела успех у публики. По своему внешнему виду студент Ярошенко удивительно схож со студентом Мелузовым из пьесы Островского «Таланты и поклонники» в исполнении знаменитого русского актера П. М. Садовского на сцене Малого театра.
В разработке проекта надгробия принимали участие художники Н. Дубовской и П. Брюллов. Но конца картины я не видела, так как должна была ехать учиться. И многие из тех, кто однажды побывал на Белой вилле, возвращаются в музей вновь и вновь. Об этом же писали в своих романах Ф. М. Достоевского и В. Крестовский в повести «Петербургские трущобы».
Профессиональный военный, в 1892 г. вышел в отставку в чине генерал-майора. Однако скоропостижная смерть не дала осуществиться замыслам художника. Пожалуй, самыми значительными произведениями художника 1870-х годов и наиболее яркими образами для творчества Ярошенко стали «Кочегар» и «Заключенный». Носил традиционный короткий черный сюртук, мягкую темную фетровую шляпу – «пушкинскую», а на плече непременный традиционный клетчатый плед, принадлежность каждого бедного студента». Все это окутано зеленоватой мглой тюремного воздуха.
Лучшим из портретов Ярошенко является «Портрет актрисы П. А. Сюжет картины «У Литовского замка» (1881, не сохранилась) связан с покушением Веры Засулич на петербургского градоначальника. В 1885 году чета Ярошенко обосновалась на Северном Кавказе. На втором этаже в постоянной экспозиции Калужского музея изобразительных искусств находится одна из самых известных жанровых картин русского живописца и портретиста Николая Ярошенко «Курсистка» (1880 год). Ежегодно его посещают до 20 тысяч человек.
Ярошенко навещал его, писал в усадьбе свои картины и нередко оставлял их в имении. С лёгкой руки критика Владимира Стасова художник Ярошенко получил прозвище «портретиста гор».
Тонкой лиричностью проникнуты жанровые картины Ярошенко 1880-90-х гг. Белая вилла – произведения Н. А. Не забывали своего коллегу и художники – Репин, Нестеров, Ге, Дубовской, Касаткин, Куинджи. Вот небольшой этюд «Старый еврей» (1896), картина «Мальчик» (1892), для которой с удовольствием позировал соседский мальчишка или «Женский портрет» (1880), на котором, как полагают изображена жена художника, – все они притягивают зрителя своей выразительностью и яркостью характеров. Значительное место в творчестве Ярошенко занимают портреты.
Н. А. Ярошенко не суждено было стать военным офицером, он остался им в душе, верный и преданный своему делу интеллигентный, мыслящий, артистичный, философски относящийся к жизни. Кисловодск станет любимым местом художника, а приобретенный там дом – замечательной творческой дачей художника. Жил преимущественно в Петербурге и Кисловодске. Полицейские власти запретили экспонировать эту картину на Передвижной выставке, открывшейся в день убийства Александра II. Николай Александрович Ярошенко — известный портретист, жанрист, пейзажист. Они приобрели небольшое имение в слободе Кисловодской, где тогда было всего семь улиц.
В ряду этих произведений одно из интереснейших – «Студент» (1881). Крамской оценил портрет как один из «самых замечательных» портретов времени и видел в нем обобщенный образ, «мысль художника», написанную по «поводу Стрепетовой». Спешно запирались ворота, закрывались ставни, двери, гасили свечи и керосиновые лампы. В основном – это были образы из народа: «Старик с табакеркой», «Крестьянин», «Старый еврей», «Украинка».
Умер в Кисловодске 26июня (8июля)1898 года от сердечного приступа, на следующий день после того, как пробежал до дома под дождём более 10км с горы Большое седло, где писал с натуры11. В этих длинных волосах, мягкой шляпе и пледе выражалось стремление противопоставить свою «партикулярность» казенному, чиновничьему, официальному стилю, подчеркнуть свою принадлежность к мыслящему, независимому, трудовому разночинству. Автор скульптурного портрета – друг художника Л. В. Позен. Автор скульптурного портрета— друг художника Л. В. Позен13. Юрьев указывает далее, что «все эти атрибуты представляли собой как бы добровольную общепринятую форму большинства тогдашних студентов» и что «только в середине 80-х годов эта своеобразная «форма» была вытеснена из обихода», когда для студентов был введен мундир. Работы М. В.
Юрьевым: «Шатен с небольшой редкой бородкой, он носил, как тогда было принято среди интеллигентной молодежи, длинные волосы («длиноволосый студент» – так тогда их называли). Ежегодно музей посещают до 20 тысяч человек11. Именно там, в Академии, он познакомился и сблизился с будущими художниками -«передвижниками» и вскоре сам вступил в это товарищество. Слышала позднее, что картина «Лето» получилась хорошей, экспонировалась на передвижной выставке и была приобретена, но кем — неизвестно. Николай Александрович, несмотря на свой огромный талант, никогда не превозносил себя.