Китагава Утамаро Картины

Китагава Утамаро (Kitagawa Utamaro) – японский художник периода Эдо, один из признанных мастеров стиля Укиё-э (Ukiyo-e) и традиционной японской эротической гравюры «весенняя картинка» Сюнга (Shunga).

Описание картины Китагава Утамаро «Красавица»

Он начинал путь с театральной гравюры и иллюстраций к дешевым популярным изданиям. Пожалуй, только немного более орлиный нос и менее выгнутые брови у одной их них. Виртуозно обыгрывал декоративный эффект белой поверхности бумаги. Как по-разному эти женщины читают, шьют, занимаются с детьми играют на музыкальных инструментах. Когда умирает отец художника он решает покинуть родную провинцию Мусаси и переезжает в Эдо, (известное сегодня как Токио), где он начинает учиться в мастерской Торияма Сэкиэн, который придерживался живописи школы Кано. После этого печатник, подбирая нужные оттенки, на особой бумаге делал оттиски. К сожалению, судьба была неблагосклонна к талантливому художнику.

Его стихи включены во многие классические антологии, как «Кокинвакасю» (XII век). В отличие от других мастеров укиё-э, художник рисовал не только полнофигурные сцены, но и композиции окуби-э («большие головы»), позволявшие сосредоточить внимание исключительно на лице и прическе и вошел в историю старинной японской гравюры как создатель жанра портрета. Весьма разнообразный в своих выразительных приемах, он то удлиняет пропорции тел, то создает модные простонародные женские типы изображая сцены повседневного труда Женщины за шитьем (середина 1790-х Шелководство (первая половина 1790-х), показывая красоту крепкого обнаженного тела, по-новому интерпретируя образы легендарных героинь японских мифов. Портрет куртизанки Коносуми — наглядный образец окуби-э (погрудного изображения), распространенного в творчестве Утамаро. Вначале, он учился у Эйсэсина Мисинобу, мастера школы Кано (отсюда и происхождение псевдонима Эйси), был придворным художником сегуна Иэхару Токугава, но в 30 лет бросил живопись и увлекся укиё-э. В каждой гравюре он играет с разными видами изображения.

Репродукции картин 
Китагава Утамаро

Репродукции картин Китагава Утамаро

Тулуз-Лотрек, кстати, был большим поклонником Утамаро. Их строгое, но одновременно чувственное изящество, это изысканное удовольствие для глаз. Культивируемый им образ во многом воплощал самурайский идеал женщины. Художник использовал здесь прием «картина в картине»: девушка держит в руках веер оги, украшенный изящной росписью. Он создавал и такие полнолистные серии картин, как «Гейши, участвующие в празднике Нивака в квартале сивара», где героини изображались в полный рост, а также продолжал делать и бидзинга в форме окуби-э («большие головы»), отличающиеся великолепной техникой, например, «Цветущие красавицы современности», «Изображение времени по женским занятиям», «Пять оттенков туши в Северном квартале» и так далее.

Утамаро использует едва уловимые полутона. Одна из его работ была трактована как насмешки над правящим сегуном. Уникальные гравюры Утамаро Китагавы не подчинялись моде, они ее создавали. в ряде случаев использовал в женских портретах погрудные композиции (впервые в японской ксилографии). Этот район располагался на берегу реки Сумида, протекающей на окраине столицы. Первые художники укиё-э изображали разномастных обитателей этих «веселых кварталов» – прекрасных гейш, суровых борцов сумо, актеров театра Кабуки с их масками и костюмами, а потому само слово изменило значение и стало обозначать «мир, полный любви».

Его дед занимал высокий пост в Министерстве финансов сёгуната. Наверное, образы этих красавиц— незначительные вариации в его представлениях о красоте. В годы, близкие к его смерти, мастер навлёк на себя гнев властей.

Сочинение-описание 
картины Китагава 
Утамаро «Красавица»

Сочинение-описание картины Китагава Утамаро «Красавица»

С помощью новых технических приемов Утамаро создал образ идеала женской красоты. Иногда их было больше тридцати. Занимался по преймуществу иллюстрациями книг кёка (буквально, сумасшедшие стихи, пародии на классические формы вака). Именно здесь в конце XVII—XVIII веках расцвело принципиально новое, противостоящее официальным канонам и полностью ориентированное на вкусы и интересы горожан направление «укиё-э» (картины повседневного мира), отражающее жизнь обитателей Эдо изображающее сцены спектаклей театра Кабуки, портреты актеров, ремесленников за работой.

Принципы укиё-э достигли наиболее полного выражения в цветной гравюре на дереве. В ней отражался быт городского люда, фиксировались его будничные занятия. Толпы людей приходили посмотреть на девушек на их рабочих местах. Крупнейший представитель направления укиё-э. В правом верхнем углу листа, в длинном узком картуше, расположено название серии левее, в квадратном — имя поэта и одно из его стихотворений.

К сожалению, после освобождения, Утамаро прожил недолгую жизнь. Работал в Эдо. За это Утамаро вынужден был отсидеть под заключением в тюрьме. 1790-х Дни и часы женщин, 1792—1793). Его произведения стали известны в Европе и оказали влияние на творчество импрессионистов.

Фотобанк картин 
Китагавы Утамаро

Фотобанк картин Китагавы Утамаро

Одно из важных достижений мастера — гармоничное соединение внутренней духовной красоты и обаяния внешнего облика. Гравюра называлась Хидэёси и его пять наложниц, где был изображен сёгун Тоетоми Хидэёси. Гравюра «Ночной дождь в Хасиба» — наглярный пример жанра бидзинга в творчестве Бунтё Иппицусая.

Историки исследующие жизнь и творчество японского гравера называют Киото, Токио и Осака. Утамаро постепенно ищет свою манеру исполнения, которая вскоре принесла ему славу лучшего художника Японии. Художник словно наблюдает за ними.

Найдена картина 
Китагава Утамаро

Найдена картина Китагава Утамаро

В это время Утамаро избавился от влияния Китао Сигэмаса и Тории Киёнага и создал в качестве произведений, выражающих его собственный стиль, такие обладающие высокой законченностью и свежестью работы в жанре бидзинга (портреты красавиц), как «Развлечения цветущих красавиц» и «Красавицы в окружении четырех сезонов». Пребывание в тюрьме так потрясло художника, что он заболел и умер 31 октября 1806 года. Хасиба был районом в Эдо, где жили и обучались гейши (или майко, как назывались молоденькие гейши) перед тем, как начать работать в Есивара. Буйство плоти, видимое во входящих в серию «Пять оттенков туши в Северном квартале» работах «Речной берег», «Ружье», в картине «Распутная женщина» из серии «Воспитание через призму родительского взгляда», а также в «сокровенных картинах» никак не может быть граничит со стремлением к моральной чистоте и создается ощущение, что глаз Утамаро доходит до самой реальности мира, до его грязи, плотской составляющей, его горячего дыхания.

Контуры её подбородка и его, кажется, слились в один силуэт лица. И у него получилось нечто такое, чего еще не было до него в японской гравюре. Старинная гравюра посвящена Фунъя-но Ясухидэ, одному из лучших поэтов IX века. Приехав с матерью из провинции в Эдо, он жил и работал в столице до конца своих дней.

Для современного зрителя практически незаметны различия между ними (Утамаро иногда изображал их вместе). Он создал эстетизированный образ красавиц своего времени, ставший впоследствии архетипическим выражением национальных представлений о женской красоте. Это сочетание иероглифов обычно читается как «Утамаро», однако в «сокровенных книгах» (эротических произведениях мастера) оно читается как «Утамару». Через речку ходили паромы. На улице идет дождь, люди в маленьких лодочках стремятся быстрее пересечь реку. Вместе с вот таким образом и издателем Цутая Дзюдзабуро входил в поэтическую «группу сивара». После смерти своего сюзерена, Бунтё стал ронином (вассалом без господина) и перебрался в Эдо, где обучался в живописной школе Кано, но позже увлекся искусством укиё-э.

Китагава Утамаро: 
самые популярные 
картины (топ 12)

Китагава Утамаро: самые популярные картины (топ 12)

Отмеченные чертами идеализации, женские образы Китагавы Утамаро вместе с тем не лишены жизненной достоверности, особенно явственно выступающей в композициях на темы повседневного женского труда (серия Женщины за шитьём, середина 90-х гг. ). Во время работы и учебы в студии Сэкиен внимание Утамаро было сосредоточено (его ранние работы) главным образом на иллюстрациях пьес и стихов, а чуть позже на портретах актеров. Кроме того, с 1788 года (6-й год Тэммэй) до начала периода Кансэй мастер начал с помощью издателя Цутая Дзюдзабуро выпускать иллюстрированные книги и атласы с шуточными стихами кёка, в частности, «Сто тысяч птиц», «Иллюстрированное собрание насекомых», «Корзина моллюсков» и так далее. Результатом совместной работы с Сюнсё Кацукава стало издание трехтомной книги «Иллюстрированная энциклопедия для любителей сцены» (1770 г. ), в которой были представлены лучшие портреты актеров театра Кабуки, выполненные обоими мастерами. Отвергнув традиционно господствовавшую в этом жанре стилистику школы Тории, художники представили новый тип театральной гравюры — портретный набросок, в основу которого был положен принцип сходства («нигао»). Акт проникновения завуалирован у женщины прозрачным шифоном, а у мужчины — поднятым веером.

Известно, что он был придворным невысокого ранга. Но некоторые работы Утамаро были противоречивы. Кроме того, в этот период он создал значительное количество иллюстрированных книг и так называемых никухицу-э (название, употребляемое непосредственно для картин жанра укиёэ, написанных художником, а не гравюр).

Китагава Утамаро 
– картины с названиями 
и описанием по алфавиту

Китагава Утамаро – картины с названиями и описанием по алфавиту

Изысканные картины Китагава Утамаро способствовали появлению интереса к японской гравюре. Примерно в 1790-м году Утамаро бросил заниматься иллюстрацией книг и сосредоточился на создании одиночных поясных портретов женщин, а не в группах, как в печатных изданиях. Но, лица их были бесстрастны, эмоционально невыразительны, а позы статичны, они скорее напоминали «живых кукол», чем реальных живых существ. Начав с произведений, носящих характер натурных штудий (альбом Книга насекомых), затем обратился к жанру бидзин-га (изображения красавиц), создав с помощью плавной, текучей линии изысканно-поэтический образ красавицы, представленной подчас погрудно или по пояс на листах большого формата с применением слюдяного порошка, дающего эффект серебристого мерцающего фона (серия Большие головы, 1790). Пользовавшиеся особым успехом портреты Бунтё изображавшие как красоток, обитательниц «веселых кварталов» Есивара, так и простых горожанок, отличали реалистичность и изысканность.

Особую популярность ему принесли начатые примерно в 1790 (2-й год Кансэй) или в 1791 году (3-й год Кансэй) работы в форме окуби-э («большие головы»): «Десять типов женских лиц», «Десять уроков исследования женщин» и так далее. В качестве своих первых псевдонимов он взял имя «Тоёаки» и написанное разными сочетаниями иероглифов имя «Утамаро». На одном из своих портретов Утамаро изобразил героя японской истории Тоётоми Хидэёси «в неподобающем виде» за что был арестован.

Краткая информация о художнике и его картинах

Бунтё Иппицусай — мастер укиё-э, жизнь которого окутана неизвестностью. Узкие лица, высокие лбы, чуть заостренные носы, выразительные глаза придавали особое очарование женским образам, а строгие линии и удлиненные пропорции — изящество и нежность (серии «36 избранных куртизанок», «Свернутые любовные послания», «Восемь портретных видов»). Гравюра Эйси Тёбунсая относится к жанру митатэ-э (пародия или подражание). Утамаро стал подлинным певцом женской красоты. Его настоящая фамилия – Китагава («Северная река»), однако в дальнейшем он поменял составляющие ее иероглифы на другие по значению, но такие же по звучанию – Китагава («Река обильного счастья»).

В этот период он создавал иллюстрированные книги и изображения актеров в форме «узких книжек» – хособан. Подобной девушкой из чайного дома была и красавица Коносуми. Первыми работами Эйси стали цветные иллюстрации к произведениям классической литературы, в частности к «Гэндзи моногатари» («Повесть о принце Гэндзи») и театральные гравюры. Утамаро обучался живописи в мастерской художника Торияма Сэкиэна. Его первая профессиональная художественная работа появилась на свет, когда ему было 22 года и это были портреты актеров кабуки, загримированных для сборника пьес художественного движения Тойоаки. Сфера интересов художника — мир чувств и эмоций, определенное состояние человека.

Сам термин первоначально означал «бренный мир» или «юдоль скорби», однако гравюры укиё-э вовсе не печальны. Так он стал одним из величайших мастеров направления японского искусства известного как бидзин-га (bijin-ga).

Эффект тумана и вуали создаётся с помощью мелко помолотой слюды. Сложился жанр «бидзин-га» (красавицы), в котором художники стремились выявить различные типы красоты гейш, обитательниц «веселых кварталов». Вскоре Китагава стал гордиться своим мастерством до такой степени, что стал подписывать свои работы «Подлинный Утамаро», показывая этим, что открыл в жанре бидзинга новую «эру Утамаро». Для этого резчик накладывал на специально подготовленную доску продольного распила (из древесины груши, вишни или японского самшита) кальку с рисунком и вырезал необходимое количество печатных досок в зависимости от цветового решения гравюры. Изображая женщин, Утамаро сумел выявить множество нюансов в характеристике человеческих эмоций. Отныне, главной темой его творчества стали изображения красавиц. Следуя своему творческому стилю, Бунтё выполнял портреты актеров в амплуа «оннагата» (исполнители женских ролей), а Сюнсё Кацукава изобразил их в ролях злодеев (ката кеяки). Утамаро учился под руководством мастера Торияма Сэкиэн, проживая в то время в Нэдзу.

Начав с работ, носящих характер подробных натурных штудий, таких как альбомы «Книга насекомых», «Песни раковин» (1780), он обратился к жанру «бидзин-га», выработав к концу 1780-х годов свой особый, абсолютно самостоятельный почерк. На нем изображена гавань Синагава в Эдо. Пожалуй, только немного более орлиный нос и менее выгнутые брови у одной их них. Утамаро обращался к сюжетам из жизни ремесленников, создавал пейзажи изображения фауны и флоры (альбомы гравюр «Книга о насекомых», 1788 и др. ), однако прославился произведениями, посвященными гейшам квартала сивара (альбом гравюр «Ежегодник зелёных домов сивара», 1804). Утамаро стал подлинным певцом женской красоты. Девушка, стоящая на балконе дома, показана наблюдающей за переправой.

С давних пор и по сей день, репродукции Утамаро Китагавы – это признак прекрасного вкуса. Для современного зрителя практически незаметны различия между ними (Утамаро иногда изображал их вместе). Видимо, этой работой было создание обложки для альбома актера Томи Мотофуси из театра Кабуки «Накамура-дза» под названием «Сорок восемь самых известных любовных сцен». Сначала гравюра была однотонной и её раскрашивал от руки сам художник или покупатель. Часто для изображения одной детали он употреблял несколько десятков досок. Два полуобнажённых тела сближаются в порыве, сминая одежды.

Толпы людей приходили посмотреть на девушек на их рабочих местах. Китагава Утамаро, Торияма-Симби (1753/1754 – 1806), японский мастер цветной ксилографии и художник.

Художник создал целую галерею женских образов: не только обитательниц «зеленых кварталов» Есивара, но и героинь классической литературы и мифологии. Наверное, образы этих красавиц — незначительные вариации в его представлениях о красоте. Свою первую работу в 1775 году (4-й год Анъэй) он подписал «Китагава Тоёаки». Утагава работал у Дзюзабуро главным художником.

Каждая героиня мастера — воплощение какого-либо качества. Серия «Шесть бессмертных поэтов» представляет собой портреты женщин, каждая из которых отождествляется с одним из известных поэтов прошлого. Взрослое его имя было Нобукадзу.

Часто использовал бесконтурную технику письма, киноварь и слюдяную краску в печати. Он происходил из самурайского рода. Карьера Утамаро неожиданно оборвалась на самом взлете. Красавицы Эйси отличались статностью и изяществом, утонченностью пропорций, наглядно воплощая термин «ики» (подразумевавший изысканный стиль поведения).

Обитательницы «веселого квартала» часто становились героинями гравюр Утамаро. Героинями произведений Утамаро становились абсолютно неизвестные в то время женщины – проститутки, гейши-ойран, девушки-служанки из чайных домиков (одна из них, Микава-но Дэнотака, позже даже обмывала тело умершего Утамаро перед похоронами) и благодаря его работам эти модели постепенно приобретали все большую славу по всему городу Эдо. Знаменитый японский художник и график Китагава Утамаро жил и работал в столице Эдо (современный Токио). После конфликта с цензурой в отношении одного триптиха, опубликованного 1804 году, Утамаро провел 50 дней под домашним арестом со связанными руками (по другим источникам в тюрьме).

Художник изобразил девушку из чайного дома в Хасиба. Тщательная прорисовка лица помогали зрителю мгновенно узнать любимого актера не по фамильным гербам (монам) на кимоно или надписям на старинной гравюре, а непосредственно по портретному сходству.