Крамской Толстой

В одном из своих писем к известному философу и публицисту Н. Н. Страхову Толстой пишет: «Уже давно Третьяков подсылал ко мне, но мне не хотелось, а нынче приехал этот Крамской и уговорил меня». Тогда Крамской предложил написать два портрета: один для семьи Толстого, другой — для галереи Третьякова. Портрет, написанный Крамским, очень понравился Толстому. Проработав более недели в Ясной Поляне над портретами Толстого, Крамской заметил, что Толстой начинает тяготиться сеансами и не столько от утомления, сколько от неодолимого тяготения к охоте. Из двух портретов Толстого, сделанных в 1873 г. Крамским в Ясной Поляне, Толстые из чувства деликатности выбрали наименее законченный и именно тот, какой и Крамской считал наиболее слабым.

Эти доводы Крамского и глубоко-серьезный тон, которым они были произнесены, так подействовали на Толстого, что он даже как бы сконфузился и начал спускать натянутую струну. Толстой долго не соглашался позировать для портрета, наконец, Крамской его уговорил. Мечтою Крамского было написать не портрет графа Л. Н. Толстого, а близкого всякой живой душе Толстого. Это особенное душевное состояние в связи с личностью Толстого осталось у Крамского и после его отъезда из Ясной Поляны. И вот, очутившись летом 1873 г. невдалеке от Ясной Поляны, Крамской и решил сделать все усилия с своей стороны, чтобы написать портрет Толстого.

Толстой сравнил первый портрет со вторым и с горячей убежденностью заявил Крамскому, что считает первый портрет превосходным. Портрет Толстого, по мнению исследователей творчества Крамского, принадлежит к числу лучших произведений художника. Крамской до конца дней своих не мог спокойно думать о Толстом.

После первых же сеансов и бесед с Толстым Крамскому стало ясно, что хозяин Ясной Поляны сделает с своей стороны все, чтоб у художника не было ни малейшего довода раскаиваться в своем продолжительном пребывании в Ясной Поляне. Несомненно, однако, что Крамскому удалось запечатлеть на полотне с большим сходством не только внешние черты Толстого, но и милый образ писателя, любящая душа которого светится в его произведениях, согревая и умиляя всякое человеческое сердце. Но кроме отрицательного отношения Толстого к сеансам перед художниками, Крамскому пришлось наткнуться летом 1873 г. на новое непредвиденное, непреодолимое препятствие: Толстой с своей семьей уехал на все лето в Самарскую губернию.

И в интимных беседах с друзьями и на товарищеских собраниях и в своих письмах Крамской постоянно загорался мыслью о Толстом. Сам Крамской, по обыкновению, не особенно был доволен своей работой и писал в одном из своих писем о толстовских портретах, что они «очень далеко не кончены, ни в сходстве, ни в живописи, а только решительно подмалеваны». Особый договорПеред тем, как Крамской взялся писать портрет Толстого, писатель поставил ему жесткое условие: если изображение ему не понравится, оно будет немедленно уничтожено. И щурясь и впиваясь взглядом в черты Толстого, Крамской напрасно искал в них отражения духовной личности.

Позже, в письме к писателю от 29 января 1885 г., Крамской признавался: «О чем бы речь ни шла, Ваше суждение поражало своеобразною точкою зрения. Он зачитал перед советом и ректором Академии требования и, получив отказ, покинул экзамен. Оно скорее похоже на картину. К тому же докучали непрошеные гости. За это же критиковали в свое время полотно Крамского «Христос в пустыне», написанное им в 1872 году. Прежде чем создать это произведение Иван Михайлович много путешествовал, чтобы изучить признанные шедевры на библейские темы. глядят вдаль и глубину, словно прямо в твое сердце и душу».

Письма. Крамской рисовал два портрета – для галереи Третьякова и семьи писателя. Она откинулась на спинку экипажа, обитого темно-желтой кожей. Сюжет у нее евангельский, но, как говорит один из героев романа Голенищев «Христос в ней представлен со всем реализмом новой школы». В старости, оглядываясь на прожитую жизнь. Полотно отличает лаконичность и простота, ни на йоту не умаляющая его величия.

В яснополянском (для семьи) варианте — углубленный в свой внутренний мир человек как бы прислушивается к тому, что зреет в глубине души в третьяковском варианте поражает выражение глаз Толстого: в испытывающем, устремленном на зрителя взгляде удивительно передана сила его духа и проницательность. Портрет на фоне розового дивана тоже необычайно хорош. Не знаю, который из них будет лучший, но, как видите, я не преувеличиваю своих ожиданий. Кстати, семье не все рисунки нравились, особенно босой и пашущий классик.

Немного присмотревшись, можно разглядеть в углу картины часть ноги писателя. А 1906 году он нарисовал портрет углем. Набросок головы Лаокоона стал его вступительной работой. Одним из первых репинский портрет Толстого увидел Стасов.

  • Портрет Льва Николаевича Толстого, Крамской, 1873
  • Как Иван Крамской рисовал Льва Толстого
  • Только одна картина – Иван Николаевич Крамской "Лев Толстой" (1873)
  • Только одна картина — Иван Николаевич Крамской «Лев Толстой» (1873)
  • Крамской Иван Николаевич (1837 – 1887)

Я провел с ним несколько дней и был все время в возбужденном состоянии.

Глаза. У него самая большая серия портретов писателя. Крамской настаивал на том, чтобы художники получали хорошее образование: «Чтобы критиковать массу, нужно стоять выше массы и знать и понимать общество во всех его интересах и проявлениях». Немного видно спинку стула, на котором сидит мыслитель.

Прозорливость художника способствовала успешной работе. Наша страна богата изображениями великого соотечественника. Они удивительные и искристые.

Произведение Крамского, конечно, больше чем портрет. Я же во время сидений обращаю его из петербургской в христианскую веру и, кажется, успешно» (ПСС, т. 62, с. 50). Зрителя приковывает пронзительный взгляд писателя, проникающий в самую глубину души. В числе этих четырнадцати художников были: И. Н. Крамской, Б. Б. Вениг, Н. Д. Дмитриев-Оренбургский, А. Д. Литовченко, А. И. Корзухин, Н. С. Шустов, А. И. Морозов, К. Е. Маковский, Ф. С. Журавлёв, К. В. Лемох, А. К. Григорьев, М. И. Песков, В. П. Крейтан и Н. П. Петров. Не знаю, который из них будет лучший, но, как видите, я не преувеличиваю своих ожиданий2. Граф изъявляет сомнение, чтобы его можно сделать так же, но я продолжаю работать и вчера наконец мне удалось и первый поправить настолько, что он, по общему их отзыву, стал лучше второго.

Брюки коричневого цвета и пошиты с грубой ткани. «В 50—70 годы ХIХ века большое общественное значение приобретает Малый театр (был открыт в 1824 г. ), который современники называли за плодотворную просветительскую и воспитательную деятельность вторым университетом России. Именно так и достигается неимоверная схожесть портрета с оригиналом.

Хотела бы и я там присутствовать, слушать о чем они говорят. Он словно доверчиво следует за природой, вложившей могучий и тонкий интеллект в грубоватую «мужицкую» оболочку. Статьи, т. II. Портрет, кажется, очень простым. граф Толстой, которого я писал, — интересный человек, даже удивительный.

  1. Сочинение по картине Крамского «Портрет Толстого»
  2. Лев Николаевич Толстой в живописи
  3. Портрет Толстого Льва Николаевича – величайшее произведение русской живописи
  4. Описание картины Крамского «Портрет Толстого»
  5. Лев Толстой в русском искусстве
  6. Как Толстой увековечил Крамского в романе «Анна Каренина»
  7. Другие картины Ивана Николаевича Крамского

Однако уговорить писателя позировать было непросто и Крамской должен был заинтересовать своей личностью человека, в те годы очень далекого от христианского смирения – крутого, властного и даже жесткого: «Описывать Вам мое свидание с ним я не стану, слишком долго: разговор мой продолжался с лишком 2 часа, 4 раза я возвращался к портрету и все безуспешно никакие просьбы и аргументы на него не действовали». Героиню полотна — красивую даму, одетую по последней моде, — обсуждали и критики и публика. Работа над двумя портретами Толстого заняла около месяца. В итоге на полотне возник образ огромной силы эмоционального воздействия, образ-прозрение, первое изображение человека, при жизни признанного гением не только земли русской, но и всего человечества. Цвета полотна очень сдержанны. Как невероятно потрясающе, что два великих гения, каждый в своей творческой школе собрались вместе, чтобы создать еще один шедевр. Хотела бы и я там присутствовать, слушать о чем они говорят. Наверное, это время, пока писалась картина, предназначалось для более глубокого знакомства. Именно так и достигается неимоверная схожесть портрета с оригиналом. Художник метко передает искристость глаз, когда Толстой описывает ему свою задумку на новое произведение. Говоря о знакомых и привычных вещах, литератор принимает естественную расслабленную позу, грациозность и величие которой сразу подмечается художником и передается на полотно. Простая обстановка мастерской действует расслабляющее. Ничего лишнего и отвлекающего, даже цвет шторы, служившей фоном, гармонирует с желанием мастера передать теплое настроение от работы.

«Все сговорились, чтобы меня отвлекать» Писатель начал работать над «Анной Карениной» в 1873 году. Я провел с ним несколько дней и, признаюсь, был все время в возбужденном состоянии даже. В письмах этой поры – почти растерянность автора перед своим творением.

Работ очень много. Они проникают в самую глубь души. Это не парадный потрет, в нем нет ни тени пафоса.

О своих впечатлениях он написал Репину: «. В его образе больше земного, человечного, чем небесного. Работа давалась Репину нелегко. Толстой был готов к преодолению человеческих слабостей. Леонид Пастернак много рисовал писателя. Второй портрет рождается как прозрение, как образ, увиденный теми «духовными очами», о которых писал Ф. М. Достоевский в одной из своих ранних критических статей.

  • О жизни и творчестве выдающихся художников
  • Основатель Товарищества передвижников

Лев Николаевич изображен в его любимой «рабочей» блузе, как будто лишь на минуту отвлекся от повседневных дел. Перед лицом смерти раскрывается истинное лицо человека. У нее необыкновенно живые, блестящие черные глаза. Тогда работу, действительно, поняли не все. Вот таким образом ей приходится всем – и хозяйством и изданиями – заниматься самой. Критик видел заслугу Репина в том, что он, глубоко понимая и любя Толстого, сумел простыми средствами передать суть личности писателя: «Весь портрет делает впечатление проповедника, сеятеля, мыслителя.

В сентябре Толстой сетовал в послании к критику Николаю Страхову: «Все сговорились, чтобы меня отвлекать: знакомства, охота, заседания в суде в октябре и я присяжный и еще художник Крамской, который пишет мой потрет по поручению Третьякова» Наш земляк тогда жил в деревне неподалеку от Ясной поляны и убедил Льва Николаевича уделить ему время. И это внимание концентрируется на прекрасном своей одухотворенностью и выражением творческого состояния лице Некрасова, которое контрастирует с физической немощью больного тела, утонувшего в простынях (голова Некрасова написана Крамским с натуры и бережно вшита им в новый холст). В них он прощался с читателями, с жизнью. Впервые эти глаза для России написал И. Н. Крамской.

Простая обстановка мастерской действует расслабляющее. Немного видна на полотне художника и комната, в которой находится писатель. Картина строга и проста. Но больному было очень тяжело сидеть перед художником. Есть полотно, где в рабочей комнате (комнате под сводами) за столом изображен пишущий Л. Толстой.

Но в начале нового века Толстой для всей России был гением мирового значения и его, по определению В. И. Ленина, «мировое значение, как художника, его мировая известность, как мыслителя и проповедника», были осознаны многими людьми отечества. Я очень хорошо понимал, что сделать один портрет графа Толстого, с тем чтобы копию для Вас или оставить оригинал у графа на неопределенное время, значит сделать дело вполовину. На нейтральном коричневом фоне сидящая фигура писателя. Во время реформы 1861 года, уничтожившей крепостное право, Толстой становится «мировым посредником». В 1863 году Академия художеств присудила ему малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы». Этот замечательный портрет Толстого Льва Николаевича находится в Третьяковской галерее.

Портрет Льва Николаевича 
Толстого, Крамской, 
1873

Характерной особенностью портретного творчества Л. Пастернака (а создал он много портретов своих современников: М. Горького, Ф. Шаляпина, С. Рахманинова, А. Скрябина и др. ) была потребность постоянно делать наброски в альбомах. Сам же Илья Ефимович Репин, великий мастер портретного жанра, рисовал «великого Льва» не один раз. Из-под широкой синей куртки видно воротник и манжеты белой рубашки. Надо сказать, этому предшествовала целая эпопея. В 1872 году Крамской закончил полотно «Христос в пустыне».

Последний он прятал от любопытных глаз под обшивку старого кресла или за голенище сапога. Толстой очень дорожил искренностью своих записей. Толстой поразил и покорил Крамского.

Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. На Крамского беседы с Толстым произвели большое впечатление. Последующие события вошли в историю русского искусства как «Бунт четырнадцати». Последний факт биографии писателя тоже запечатлен великим Репиным, картина так и называется – «Пахарь».

Кроме того – у них 23 внука. Крамской любил Некрасова как поэта-гражданина и восхищался его стихотворениями. Очень много зарисовок ко всем картинам. Но Крамскому удалось убедить писателя.

Художник мастерски передает сложный внутренний мир великого писателя. В печати о картине писали как о «русской Джоконде», критик Владимир Стасов назвал полотно «Кокотка в коляске». И. Н. Он погружён в работу и ничего не замечает.

Этому персонажу отведена особая миссия в произведении. На гения смахивает» («Переписка И. Н. Крамского», т. 2, М., 1954, с. 301). «На гения смахивает» На работу ушло около месяца. В ней чувствуется что-то властное и энергичное.

В комнате сумрак. Иван Михайлович трудился над двумя портретами сразу. Слово учителя.

Она пишет записки «Моя жизнь», в сущности, биографию Л. Н. Она довела ее уже до 1892 года. Первое, чему он научился (или от рождения умел), — это говорить себе правду без утайки. На гения смахивает». Н. Крамской.

Крамской назвал ее "Некрасов в период "Последних песен". Может быть, впервые Крамской получает результат, непредвиденный заранее. Художник в основном писал портреты, хотя у него были и сюжетные полотна. На нее всегда ссылаются, говоря о простоте графа: ходил босиком, пахал землю.

Он мечтал, чтобы в его коллекции были представлены изображения всех «выдающихся умов» России, но на Льва Николаевича не действовали никакие аргументы. Портрет как бы получает вечное, вневременное звучание. У М. В. Стихи, которые он сочинял во время болезни, называл "Последние песни". Но весь его облик поражает своей значительностью, фундаментальностью. Затем сказала, что, вероятно, мы о ней слышали много дурного всюду распространено мнение, что Л. Н. – небо, а она – земля.

Крамской монументализировал невысокого Толстого и зрители, знавшие писателя по этому портрету (в их числе Репин), нередко поражались тому, как мало соответствовал сложившийся в их представлении образ писателя первому жизненному впечатлению. Совет Академии им отказал, а профессор Тон отметил: «Если бы это случилось прежде, то всех бы вас в солдаты. » 9 ноября 1863 года Крамской от лица товарищей заявил совету, что они, «не смея думать об изменении академических постановлений, покорнейше просят совет освободить их от участия в конкурсе». Именно шторы являются основным фоном для всего портрета. Самое удивительное, что большую часть этой обширной про граммы Л. Н. Толстой выполнил.

Создается впечатление острого, пронизывающего взора. Тот, что художник выполнил по заказу Софьи Андреевны, получился более «домашним». Светотенью, мазком по форме Крамской лепит лицо, не сглаживая грубоватости форм, «разлапистости» широкого носа, не пытаясь спрятать большое оттопыренное ухо. Самое удивительное в его внешности. Поэт знал, что дни его сочтены.

В 1884 году Крамской закончил полотно «Неутешное горе», на котором была изображена скорбящая мать у детского гроба. Скупая и строгая гамма красок сразу же приковывает взгляд зрителя к лицу и рукам писателя. Я постараюсь, разумеется, никого не обидеть и если мне не удастся уже сделать оба портрета одинакового достоинства, то ручаюсь Вам за то, что лучший будет Ваш.

Иван Крамской не только писал полотна, но и публиковал критические статьи. Однако ценители искусства отдавали должное мастерству Крамского, который тонко выписал и лицо неизвестной дамы и ее изысканную одежду.

Совет Академии художеств определил Ивана Крамского в ученики к профессору Алексею Маркову. Весь день поглощена она этим.

В итоге тот сдался. Ушедшие из Академии художники образовали «Петербургскую артель художников», просуществовавшую до 1871 года.

Иван Крамской был «депутатом» от группы четырнадцати. Начинающий художник учился не только писать, но и готовил картоны к росписи храма Христа Спасителя в Москве. С тех пор художники еще не раз изображали Льва Николаевича, но они не оставили «в тени» первое его изображение. Одет он в простую, даже, кажется, деревенскую одежду, что доказывает нам его близость с народом.

Картину купил Павел Третьяков за большие деньги — 6000 рублей. По ночам же – до 3-х час. Картину с трагическим сюжетом Крамской подарил Павлу Третьякову.

«Я много думал, молился и страдал» В романе символом этого поиска выступает картина Михайлова «Увещание Пилатом». Очень известна работа Н. Н. Толстой изображен в рабочей блузе, в спокойной, сдержанной позе. Нестерова – две работы, датированные 1907-м и 1918 годами.

«Я сам слишком хорошо его (портрет) знаю, чтобы судить, – пишет художник Третьякову, – чувствую, что он какой-то странный. 14 из 15 претендентов на Большую золотую медаль отказались писать конкурсные полотна на мифологический сюжет. Чтобы сохранить чистоту и неприкосновенность этой своей исповедальни Толстой начинает вести «Тайный дневник» (1908) и «Дневник для одного себя» (1910).

Портрет написан в московской квартире классика в тот момент, когда Лев Николаевич трудился над трактатом «В чем моя вера. ». Портретная галерея, созданная Л. Пастернаком, отличается разнообразием техник: здесь портреты, написанные и пастелью и углем и итальянским карандашом. Но это только на первыйвзгляд. Нейтральный фон полотна позволяет художнику сконцентрировать внимание зрителя на персонаже произведения. Художник стремится к подлинной достоверности изображения. Куртка очень большая и массивная, вот таким образом непонятно какого он телосложения.

Есть фотография Льва Толстого, позирующего Репину. Вспоминая о встрече с Толстым весной 1905 года, А. И. Куприн писал: «Помню поразившую меня неожиданность: вместо громадного маститого старца, вроде микельанджеловского Моисея, я увидел среднего роста старика, осторожного и точного в движениях». Голенищеву такая неканоническая трактовка не по нраву.

Виден стол с исписанными листами бумаги, сосредоточенное лицо и руки писателя. В письме от 1 августа, обращаясь к Третьякову с просьбой выслать деньги умирающему в Крыму Васильеву, художник обещает ему в счет этого долга употребить «все старания, чтобы написать портрет графа Толстого». История создания такова.

Зато споры и разговоры об искусстве всякий день» (Дневники С. А. Толстой, I, с. 36). – Как я боялся, что потащат моего «Христа» на всенародный суд и будут тыкать в него пальцами» Боялся он не напрасно. Совет Академии предложил ученикам конкурс на тему из скандинавских саг «Пир в Валгалле». На ней Христос усталый измученный, сосредоточенный на своих мыслях.

Жена считала такое поведение графа интимной, не подлежащей афишированию стороной жизни. Книга давалась ему нелегко. «Вот уже пять лет неотступно Он стоял передо мной я должен был написать Его, чтобы отделаться», — писал он своему другу, художнику Федору Васильеву. Не удивляйтесь, что я пишу так уверенно, это происходит оттого, что я, начавши работать и более ознакомившись с графом, вижу, что и он чувствует себя как бы обязанным не стеснять меня выбором. Это как бы портрет-картина.

Репин об этой работе Крамского написал, что автору удалось «выразить всю суть великого Льва». Толстой записывал в дневнике: «Счастливые периоды моей жизни были только те, когда я всю жизнь отдавал на служение людям». При разрешении споров между помещиками и мужиками, он, как правило, на стороне последних. Товарищи последовали его примеру.

Не знаю, который из них будет лучший, но, как видите, я не преувеличиваю своих ожиданий. На нем Толстой спокойный, расслабленный.

Он рисовал Толстого пашущим и играющим на рояле одного и вдвоем с дочерью А. Л. Толстой. Он был настолько поражен удачей художника, что посвятил этой работе специальную статью. М., «Искусство», с. 170). В портрете Толстого ярко проявился талант Крамского — психолога.

А вот Толстой после того, как увидел полотно, назвал его «великой вещью», которая пробуждает от сна ум и совесть. Глаза мыслителяПришлись по душе Льву Николаевичу и его портреты, созданные Крамским. Я провел с ним несколько дней и, признаюсь, был все время в возбужденном состоянии даже. На гения смахивает». Некоторые из них обращались к этому образу неоднократно.