Куинджи Лунный Свет
В 1868 г. на академическую выставку он представил картину «Татарская сакля», за которую получил звание неклассного художника и в этом же году его приняли вольнослушателем в Академию. Куинджи понял, что Клодта не исключат из Товарищества, вот таким образом решил уйти сам. Знают, как он после неслыханного успеха прекратил выставлять работал для себя. Сам Куинджи знал всю тяготу борьбы за правду. О пагубном влиянии морского путешествия на состояние картины беспокоился не только её автор.
При созерцании этого творения вживую (все-таки сильнее всего эффект света проявляется при непосредственном знакомстве) неменуемо возникают мысли о чем-то вечном и устойчивом. Ранние пейзажи Куинджи (На острове Валааме, 1873 Чумацкий тракт, 1875) следуют канонам романтического и романтико-передвижнического пейзажа, однако уже в них проявляется высокое мастерство поэтических обобщений. Вдохновляемый красотой морской волны, он искал все новые и новые способы передачи ее качеств в изображении и всю жизнь посвятил совершенствованию художественного стиля, позволяющего схватить необходимые для почти физического ощущения изображаемого мира детали. Архип Иванович Куинджи родился на окраине Мариуполя в семье грека, бедного сапожника.
В 60-е начинающий художник 2 раза «провалил» экзамен и поступил в петербургскую Академию художеств лишь с третьего раза. Если внимательно присмотреться, можно также заметить извилистые тропинки между хатками. Но это не могло остановить упорного и настойчивого юношу. Напомним: Архип Иванович дружил с Менделеевым и часто бывал в его лаборатории. Полотно «Лунная ночь на Днепре» было создано в 1880 году, вскоре после разрыва Архипа Куинджи с Товариществом передвижных художественных выставок (ТПХВ), поводом для которого послужила анонимная статья, содержавшая резкую критику пейзажей Куинджи, — как выяснилось впоследствии, эта статья была написана одним из членов-учредителей организации художников-передвижников Михаилом Клодтом23.
- Список картин Архипа Ивановича Куинджи
- «Лунная ночь на Днепре»: мистическая сила и трагическая судьба картины Архипа Куинджи
- Архип Куинджи: история жизни впяти картинах
- 11 фактов о картине Архипа Куинджи «Лунная ночь на Днепре»
- История одного шедевра: «Лунная ночь на Днепре» Куинджи
- Более 120 сияющих картин Архипа Куинджи выставят в Третьяковской галерее
- Штрихи к портрету: 6 забавных историй об Архипе Куинджи
- «Лунная ночь на Днепре» Архипа Куинджи
- Картина «Лунная ночь на Днепре», Куинджи, 1880
Тем не менее художник учтиво пригласил посетителя в мастерскую и показал ему свою картину. В его прощальной картине «Днепр утром» (последней показанной на выставке при его жизни) нет ни луны, ни багрового заходящего солнца – ничего, кроме поросшего выгоревшей травой, полевыми цветами и чертополохом берега да заречных далей, окутанных мглистой дымкой. Несмотря на свою молодость (ему в то время шёл 22-й год), Константин Константинович к тому моменту уже успел поучаствовать в русско-турецкой войне, получить чин лейтенанта флота и звание флигель-адъютанта, а также орден Святого Георгия 4-й степени3031. Знают его как друга молодежи и печальника обездоленных. Оригинал ещё до своего первого показа был продан великому князю Константину Константиновичу (1858-1915).
«Художник света» скончался в Петербурге 11 июля 1910 года. Однако, Куинджи долго увлекался живописью мариниста. А. Куинджи «Днепр утром» (1881). Вначале обучался искусству самостоятельно, подрабатывая как ретушер у фотографа. Знают, какими личными лишениями это состояние было составлено. Весь день потом, когда я закрывал глаза, мне виделась эта картина»1032.
Архип Иванович КУИНДЖИ родился 27 января 1842 года в семье бедного сапожника. Дни, недели Куинджи почти не выходил из мастерской. Картину «Украинская ночь» Архип Куинджи представил на V выставке передвижников, которая прошла в 1876 году в залах Академии наук. Обрушившаяся на Куинджи слава после «Лунной ночи на Днепре» едва ли не «раздавила» художника. Для многочисленных эскизов характерен его общий творческий подход к живописной работе – домысливание, досочинение того, что он видит или пишет зачастую по памяти.
За год до смерти он создал Общество имени Куинджи (творческое объединение художников Петербурга, просуществовало до 1930 года). По разъезженному тракту, утопая в грязи, томительно медленно тянутся обозы, вырисовываясь темными силуэтами в туманной мгле. Полонский, И. Н. 10. Он говорил мне: Подойди ближе, я скажу им, чтобы они не боялись тебя. По мнению Манина, несмотря на кажущееся подобие интерпретации мироздания в полотнах Куинджи и Фридриха, это сходство является чисто внешним: в отличие от произведений Фридриха, в куинджиевской «Лунной ночи на Днепре» нет ничего магического80. Дмитрий Иванович как средневековый алхимик искал в красках «душу» света, подобно тому, как Паганини искал в музыке «душу» звука.
- Лунная ночь на Днепре: мистическая сила и трагическая судьба картины Архипа Куинджи
- Описание картины Архипа Куинджи «Лунная ночь на Днепре»
- «Лунная ночь на Днепре» картина Куинджи
- Самое интересное в виде мозаики
Даже лично уговаривал князя оставить картину, но тот был непреклонен. Манера художника помогала создавать совершенные пейзажи. Художнику надо выступать на выставках, пока у него, как у певца, голос есть. Неужели это художественное впечатление.
Тем не менее полностью восстановить картину не удалось. Крамской, П. П. Чистяков. – восклицал Репин. Кажется, что русло реки берет своё начало где-то далеко за горизонтом. и А. М.
- Описание Картины Куинджи Лунная ночь
- Картина Куинджи «Лунная ночь на Днепре»
Есть прибор-измеритель чувствительности глаза к тонким нюансам тонов. Однако художник не опустил руки – он продолжал учиться самостоятельно, наблюдая за природой. Композиционное построение пейзажа выполнено с большой простотой и лаконичностью5. Куда уж проще. К этой картине он шел давно.
Но самое большое впечатление оставляет свет луны, вышедшей из-за облаков. Менделеев, Я. П. В октябре — ноябре того же года13 «Лунная ночь на Днепре» экспонировалась в здании Общества поощрения художников, расположенном на Большой Морской улице в Санкт-Петербурге, причём это был первый случай в истории российского искусства, когда на выставке демонстрировалась единственная картина14. Широкая река — Днепр — спокойно течёт среди мягких по рельефу берегов. Он совсем не ожидал, что тот согласится.
Старался размещать их так, чтобы они были достаточно освещены и не мешали друг другу. Васнецовых. Работы Архипа Ивановича Куинджи очень редко появляются на аукционах. А потом упорно из года в год все делал новые попытки.
Своему детищу – Обществу им. Перед нами стоял человек небольшого роста, но крупный, плотный, плечистый его большая красивая голова, с черной шапкой длинных волнистых волос и курчавой бородой, с карими блестящими глазами, походила на голову Зевеса.
По словам Бюрти, «нисходящая градация света, который отчётливо бьёт только в стены хаток, расположенных по откосам берега силуэты высокого репейника тишина, царящая над огромным пространством, суровость голого, безлесого пейзажа — всё создаёт настроение меланхолическое и величавое, на редкость удачно выраженное»7778. В фигуре Христа краски вдруг загорались голубыми, желтоватыми, розоватыми оттенками. Инежалел ради этой утопической задачи ниденег, нивремени, низдоровья. Несмотря на то, что картина «Лунная ночь на Днепре» экспонировалась в Париже только десять дней, она успела привлечь к себе внимание французских критиков. Критик отмечал, что, несмотря на то странное впечатление, которое возникает у зрителя при первом взгляде на картину, «мало-помалу воля художника вас покоряет и переносит вас в изображённую им местность».
Мысль, как озарение: А если. В этот период постепенно начали меняться основы классического искусства. Куинджи же сам объяснял так:. По словам Боулта, в «Лунной ночи на Днепре» Куинджи не отказался от основных стилистических принципов написанной годом ранее «Берёзовой рощи» (таких как фокусирование на центре полотна и быстрая смена тонов), но при этом осуществил радикальное изменение построения пространства картины изобразив вид с высоты птичьего полёта. При этом картина была освещена направленным на неё лучом света лампы.
В Киевской картинной галерее (до 2017 года — Киевский музей русского искусства) есть вертикально-ориентированный вариант под названием «Ночь на Дону» (холст, масло, 165 115см, 1882 инв. О судьбе жены Куинджи известно не так много.
Слава о «Лунной ночи на Днепре» разошлась по Москве ещё до окончания работы над картиной. Куинджи первым устроил«выставку одной картины». Картина Север продолжала серию северных пейзажей, начатых Ладожским озером.
Это стала первая в России выставка одной картины. Но поучиться у прославленного мастера ему не довелось. Выставка 1882 года была последней для художника. Работая над картиной, Куинджи искал прежде всего наиболее выразительную композицию. Онвпервые использовал искусственное освещение.
В дальнейшем краски с таким эффектом яркости (правда не настолько эффектно, как у Куинджи) встречались достаточно часто, даже в цветах женской одежды. Один из самых знаменитых его учеников – Николай Рерих. Ему хотелось видеть свою мастерскую единой семьей, объединенной общим интересом к искусству. Эти рассуждения и легли в основу упомянутой статьи «Перед картиною Куинджи», в которой великий химик отметил, в частности, существующую связь искусства с наукой. Куинджи с огромным вдохновением воспевает в ней красоту и поэзию природы, ослепительную яркость солнечных лучей, несущих радость людям. В 1880 году в Петербурге на Большой Морской была открыта необычайная выставка: демонстрировалась одна картина — «Лунная ночь на Днепре».
Согласно его дневнику, «Тургенев рассказывал про последнюю, ещё не совсем оконченную, картину Куинджи он так художественно её описал, что мне захотелось непременно самому сличить рассказ с оригиналом»10. На следующий, 1881 год Куинджи точно так же показал новый вариант «Березовой рощи», а через год — еще три картины. Искусствовед Фаина Мальцева отмечала, что в картине «Лунная ночь на Днепре» удачей Куинджи может считаться не только «мастерски переданный эффект лунного света», но и живопись верхней части пейзажа, правдиво воссоздающая образ ночного неба, затянутого лёгкими перистыми облаками. Краски были обычные, необычен живописный приём Эффект достигался благодаря многослойной живописи, световому и цветовому контрасту., тем самым углубляя пространство, а менее темные мазки в освещенных местах создавали ощущение вибрирующего света.
Учёный-естествоиспытатель Дмитрий Менделеев изложил свои мысли о полотне «Лунная ночь на Днепре» в статье «Перед картиною А. И. Куинджи», опубликованной в номере петербургской газеты «Голос» от 13 ноября 1880 года. Обсуждая успех и популярность, сопутствующие картине «Лунная ночь на Днепре» искусствовед Виталий Манин сопоставлял творчество Куинджи и его немецкого предшественника Каспара Давида Фридриха, в произведениях которого «люди томятся, завороженные созерцанием магического лика природы».
Его ученик Николай Рерих так писал о своём учителе: «Вся культурная Россия знала Куинджи. По воспоминаниям друзей художника, в начале 1900-х годов Куинджи пригласил их к себе в мастерскую и показал картины «Вечер на Украине», «Христос в Гефсиманском саду», «Днепр» и «Березовая роща», которыми они были восхищены. Сюжет картины решался художником пейзажными средствами. Заинтересовавшись, великий князь навестил художника в его мастерской (запись об этом событии в его дневнике датирована 14 марта 1880 года). Искусствоведы, признают, что «Куинджи открывает цветность воздуха изучает слабо пульсирующую вибрацию воздушных струй, преодолевает свою же тональную систему живописи». В 1880 году Куинджи изумил Санкт-Петербург уникальной выставкой одной картины «Лунная ночь на Днепре». Но её не было.
Даже те цветовые зоны дальнего плана, которые на первый взгляд кажутся «плоскими», в действительности представляют собой наложенные в несколько слоёв лессировки, способствующие «углублению» пространства. На этот раз все картины были показаны при дневном освещении53. Картина «Лунная ночь на Днепре» была написана Архипом Куинджи в то время, когда он окончательно вышел из Товарищества передвижных выставок: необходимость вписываться в определенную программу этого объединения сковывала художника. Даже нападки делали это имя еще более значительным. Он достиг этого эффекта в результате многослойной лессировки и умением использовать световые и цветовые контрасты. Лессировка – тонкие прозрачные или полупрозрачные слои красок, которые наносятся на просохшие или полупросохшие красочные слои, чтобы изменить колорит, добиться его усиления, ослабления. Когда через год Куинджи выставил свою новую картину «Днепр утром», её сухо встретили зрители – она была написана без ярких световых эффектов.
И. Е. Событие стало настоящей сенсацией. В расцвете своих творческих сил великий творец совершил неожиданный шаг. Моросит дождь.
И все поверили. Картина Куинджи заинтересовала Менделеева ещё тогда, когда он в первый раз увидел её в мастерской художника, но написать о ней он собрался только после того, как его «с разных сторон» попросили об этом73. Впрочем, Айвазовский доверил ему покрасить свой забор. Он мечтал о товарищеском и духовном единении. Узнав об этом, И. Тургенев пришел в ужас: «Нет никакого сомнения, что картина вернется абсолютно погубленной, благодаря соленым испарениям воздуха».
Куинджи участвовал в выставках ТПХВ в 1874—1879 годах последней выставкой с его участием стала 7-я, состоявшаяся в 1879 году, на которой он представил получившее широкую известность полотно «Берёзовая роща»24. По небу плывёт прозрачная дымка облаков. Искрится легкая рябь на воде. Вполне возможно, что именно после одобрительных отзывов многих художников Павел Третьяков поручил своему брату Сергею, приехавшему в Петербург, приобрести картину «На острове Валааме». В своих воспоминаниях «Менделеев в жизни», отрывок из которых мы поместили в этом сборнике. Таким образом, автор стремился показать мощность и непостижимость Вселенной.
Полотно «Лунная ночь на Днепре» неоднократно повторялось и варьировалось Архипом Куинджи. Ранее эта картина считалась «неоконченным повторением». Говоря окартине«Украинская ночь», Крамской писал вписьме Репину:«Я— совершенный дурак перед этой картиной. Фамилия Куинджи была дана ему по прозвищу деда, что по-татарски означает «золотых дел мастер».
Но, вот тучи слегка разошлись и выглянула яркая луна. Краска потрескалась и поблекла. Да и кто мог ожидать, что такую большую вещь потащат с собой в морское путешествие»16. Так вот я же не хочу так, а чтобы навсегда остался один Куинджи». Однако его допустили только к покраске заборов и приготовлению красок. Испытал особое влияние И. К. Айвазовского.
Искусствовед Владимир Андреев подробно объясняет, в чём, по его мнению, состоит ошибочность подобного домысла. 2. Страхов отмечал, что, несмотря на яркий свет исходящий от луны и освещающий облака и поверхность реки, «всё-таки и в этом отношении, в отношении освещения, картина, разумеется, не успела вполне подделаться под действительность». Полон жизни, движения, ощущения свежести омытой дождем природы пейзаж После грозы.
Разные по мотивам, они объединены большим поэтическим чувством. Известно, что к картине «Лунная ночь на Днепре» приценивался предприниматель и коллекционер Козьма Солдатёнков. Был членом «Товарищества передвижников».
А. И. Картина «Лунная ночь на Днепре» выставлялась в зале Общества поощрения художников на Большой Морской улице в Петербурге. Причем картина эта трактовала не какой-нибудь необычный исторический сюжет, а была весьма скромным по размеру пейзажем (105 x 144).
Художнику надо выступать на выставках, пока у него, как у певца, голос есть. Он проводил эксперименты с красочными пигментами и применял битум. Архип Куинджи ответственно подошел к выставке своей картины. На этих уроках ученый знакомил живописцев с физическими свойствами красок.
Холст, масло. На 8-й выставке передвижников, открывшейся в Санкт-Петербурге в марте 1880 года, а в мае переехавшей в Москву25, работ Куинджи представлено не было. По словам искусствоведа Дмитрия Сарабьянова, «сам по себе это был беспрецедентный факт ибо вообще персональные выставки практиковались в то время редко, не говоря уж о выставке одной картины»37. Впрочем, Куинджи неподозревал отом, что онгениальный промоутер. В его ликующем сиянии все принимает призрачные очертания, неузнаваемо преображается. Избрав традиционнный жанр, он пытался расширить его выразительные возможности.
Небо высокое, волнующее, как всегда у Куинджи, занимает более половины холста. Но Романов просил оставить картину за ним. На дочери Лемоха был женат старший сын Менделеева от первого брака Владимир, морской офицер, который в прошлом веке составил проект «азовской запруды», то есть перекрытия плотиной Керченского пролива, что, по мнению автора проекта изменило бы к лучшему судьбу Азовского моря вообще и Мариуполя в частности.
Художник Иван Крамской в письме к журналисту и издателю Алексею Суворину от 15 ноября 1880 года подробно рассказывал о впечатлении, произведённом на него картиной Куинджи и писал, что «его Ночь на Днепре вся наполнена действительным светом и воздухом, его река действительно совершает своё течение и небо — настоящее бездонное и глубокое». Куинджи, творя в такой атмосфере, как и многие двигался по направлению к новому. Что же открывалось испытующему взору ценителей. Хозяева невозражали идаже приглашали«навернисаж» соседей.
Ее главным действующим лицом был наполненный поэзией лунный свет. 15129). Для конца XIX века такое представление картины было уникальным и производило сильное впечатление. Одиноко стоящие сосны устремлены к небу.
Весь Гефсиманский сад покрыт непроглядной тьмой. – Коренастая фигура с огромной головой, шевелюрой Авессалома и очаровательными очами быка. Вот таким образом на картине прекрасно читается передний план: хатки, мельница извивы реки, узкие тропинки, залитые мерцающим, таинственным светом луны Мистерия продолжается Не случайно Репин говорил: «Иллюзия света была его богом и не было художника, равного ему в достижении этого чуда живописи». С этих работ, по существу, начинается новый этап творчества вполне сложившегося художника. Вся природа словно погрузилась в сон, объятая чернотой ночи. Греко-русский художник всегда трепетно относился к экспонированию своих картин.
И я поверила. Газеты наперебой писали о невероятно реалистичном пейзаже, вся столица обсуждала картину и секрет художника, в попытках объяснить «светопись» выдвигались самые экстравагантные версии, вплоть до сговора с нечистой силой. По мнению Мальцевой, среди всех полотен Куинджи подобного творческого направления именно этот пейзаж «заслуженно принёс Куинджи полное торжество» — никогда ещё не достигал он «такой поэтической цельности в изображении пейзажа, такой согласованности в соподчинённости всех его элементов»22. 3. Так вот я же не хочу так, а чтобы навсегда остался один Куинджи.
Пожалуй, завсю свою жизнь онпроиграл лишь одно сражение— смироустройством. Во время работы над картиной Куинджи приглашал в свою мастерскую друзей и знакомых. Оставляю за собой». «Все пейзажисты говорят, что эффект Куинджи — дело нехитрое, а сами его сделать не могут», — писал художник Павел Чистяков.
Сам Суворин тоже чрезвычайно высоко оценивал полотно Куинджи. Но на долгие годы его единственными зрителями стали Господь и жена Вера. Ранние работы художника написаны под влиянием манеры Айвазовского.
Если онвидел цель, тонеостанавливался, пока недобивался своего: повыражению Репина, «буравил землю насквозь». В мастерской художника побывали И. С. Когда выставлялась знаменитая «Ночь на Днепре», почти каждый из посетителей пытался заглянуть за холст, ожидая увидеть там лампочку, подсвечивающую лунное сияние. В 1880г художник устроил необыкновенную выставку в зале Общества поощрения художников. Даже чуткий и дальновидный И. Н.
Однако такая краска нередко темнеет в результате внешних воздействий. И Куинджи и Менделеев регулярно посещали «вторники» Лемоха, на которых собирались передвижники, профессора Академии художеств и люди из мира ученых. Из разговора Куинджи и великого князя Константина Константиновича следует, что картина была выставлена на продажу, то есть она была написана не по заказу.
Вершиной этих находок была маленькая картина «Пятна лунного света в лесу. Впечатление от мерцающего лунного света было настолько невероятным, что некоторые зрители заглядывали за картину, не подсвечивается ли холст лампой, а другие заявляли, что в краски подмешан фосфор. Загадка «светящихся» картин была не в особом составе красок. Этим светом очерчены фигуры идущих за Христом, его продолжателей. Там он познакомился и сблизился с И. Е. Репиным, В. М. Васнецовым, И. Н. Крамским, В. Е. Маковским. В период с 1870 г. по 1873 г. Куинджи часто выезжает на остров Валаам и создает картины «Ладожское озеро» и «На острове Валаам».
В октябре — ноябре 1880 года13 в здании Общества поощрения художников (дом 38 по Большой Морской улице в Санкт-Петербурге) проходила необычная экспозиция — это был первый случай в истории российского искусства, когда на выставке демонстрировалась единственная картина14. Выяснилось, что этот критик – художник Михаил Клодт из ревизионной комиссии Товарищества передвижников. Совет Академии удостоил Куинджи звания свободного художника. Оставшись сиротой, был вынужден пойти в люди.
Редкие огоньки в них усиливают ощущение покоя. На картине изображена широкая река — Днепр — в летнюю лунную ночь5. Эдакий молодец-прелесть. Художник утверждал в них красоту природы, восхищался живительной силой солнечного тепла.
Не имея сил подняться с кровати, он лёжа рисовал карандашные эскизы. «С точки зрения анализа материалов, которые он применял, они достаточно традиционные, они не выходят за рамки той практики, которая была в его время. Толпы людей часами простаивали у этого полотна. Однажды он продемонстрировал «ученикам» прибор для количественного измерения чувствительности глаза к тонким нюансам цветовых оттенков и предложил им «испытать себя». Знают о Куинджи – о большом, самобытном художнике. Как писал знаменитый критик Владимир Стасов, «.
Это был прямой ибесхитростный человек. Со времени создания и до смерти Куинджи это полотно хранилось в его мастерской. При помощи грамотно расставленных цветовых оттенков зритель буквально ощущает этот пейзаж вокруг себя.
Полотно «Лунная ночь на Днепре» экспонировалось в полутёмном зале, окна которого были задрапированы14. В этом тестировании ему не было равных – по словам Репина «он побивал рекорд чувствительности до идеальных точностей». По словам Менделеева, перед «Днепровской ночью» «забудется мечтатель, у художника невольно явится своя новая мысль об искусстве, поэт заговорит стихами, в мыслителе же родятся новые понятия — всякому она даст своё»74. Там в полумраке на стене висела одна-единственная картина, притом что «сольно» в то время могли выставить разве что монументальное историческое полотно, но никак не пейзаж. Не вняв уговорам Тургенева, великий князь Константин Константинович вместе с картиной продолжил путешествие на фрегате «Герцог Эдинбургский», который, покинув Шербур, вошёл в Средиземное море. От влажности, морской воды, смены температур картина действительно потемнела. Зачарованные посетители стояли в молитвенной тишине, словно участники некого действа, подобного древнегреческим мистериям.
По его мнению именно с этим была связана возникавшая у зрителей иллюзия, что это не настоящая картина, созданная маслом на холсте, а «писано на стекле и освещено сзади»76. В ней предстает словно олицетворение величия природы, ее загадочности и непостижимости. Константин Константинович в своём дневнике (запись от 14 марта 1880 года) так описывал свои впечатления и ощущения: «Я как бы замер на месте.
Облик природы в произведениях художника лишен обыденности, в нем есть нечто торжественное, несколько театральное, даже в том случае, когда мотив пейзажа вполне классический («Дубы»). Деньги ислава его неслишком интересовали. Его мастерская была лабораторией исследователя. Эффект был ошеломительный. Архип работал настроительстве церкви инекоторое время жил накухне своего нанимателя.
Великого князя онпопросту неузнал, лампы использовал, так как боялся, что при солнечном свете здание изкрасного кирпича напротив даст«нетот рефлекс». Пресса неистовствовала, публика валила валом. От эскиза к эскизу уточнялись расположение деревьев, размеры поляны. Свет, пришедший в мир, чтобы всякий верующий в Него не оставался во тьме. Художник с особенной тщательностью подошел к выставке.
Картины Куинджи были необыкновенно популярны. И с этими задачами он справился блестяще. Совсем иные по настроению Степь вечером и Степь в цвету. Эффект от такого экспонирования получился необычайный. Существует три картины Архипа Ивановича Куинджи с таким же названием.
Так же как и в «Берёзовой роще», в «Лунной ночи на Днепре» пространство картины «организуется световым потоком, струящимся в глубину картины». Однако и первая и вторая попытки сдать экзамены в Академию оказались неудачными. В 1868 г. Куинджи выставляет картину «Татарская сакля в Крыму» на академическую выставку и. в результате, с третьей попытки становится вольнослушателем Академии художеств. Британско-американский славист и искусствовед Джон Эллис Боулт полагал, что Архипа Куинджи можно рассматривать как наиболее видного представителя русской школы люминизма8384, а его картину «Лунная ночь на Днепре» — как шедевр среди произведений живописи, основанных на световых эффектах.
Во время работы над картиной «Лунная ночь на Днепре» Куинджи приглашал в свою мастерскую (расположенную на Малом проспекте Васильевского острова) друзей и знакомых для того, чтобы проверить на них силу воздействия полотна. Но именно после «Украинской ночи», по словам Стасова, он «пошел по своей собственной, крайне оригинальной дороге». Всё в природе замерло, словно заколдованное лунным сиянием. Куинджи окрестили «Чародеем света». Колористические приемы художника стали для современников откровением.
Серебристой лентой распластался по равнине широкий полноводный Днепр. Его учениками были А. Рылов, Н. Рерих, К. Богаевский.
Видимо, не без влияния Менделеева Куинджи уже во второй половине 70-х годов утвердился в мысли, что надо использовать новые химические и физические открытия для совершенства живописных эффектов. Французская пресса не обошла их вниманием — критик Эдмон Дюранти, защищавший импрессионистов, писал: «Куинджи, бесспорно, самый любопытный, самый интересный между молодыми русскими живописцами. Работая над картиной, Куинджи искал прежде всего наиболее выразительную композицию. Она не понята была даже Крамским. Ни дарование, ни желание творить никуда не исчезли. 105 144 см. Ну вот и скажут: был Куинджи и не стало Куинджи. Он разместил полотно на своей яхте и отправился в мореплавание.
Серебристо-голубоватый тон картины сообщает ей особую эмоциональную приподнятость. Куинджи работал над этой картиной. Она стала настоящей сенсацией. Рериха. 105 167 см. Короче, я не совсем понимаю Куинджи.
Тишина царит над миром. «Лунную ночь. » еще до выставки приобрел племянник царя Александра II великий князь Константин Константинович (он же поэт К. Р. ) и, будучи не в силах расстаться с картиной, взял ее с собой в кругосветное плавание, в результате пейзаж потускнел и потемнел. Я вижу, что самый свет на белой избе так верен, что моему глазу так же утомительно на него смотреть, как на живую действительность через 5 минут у меня в глазу больно, я отворачиваюсь, закрываю глаза и не хочу больше смотреть. Вера Леонтьевна Куинджи умерла через десять лет в Петрограде в 1920 году от голода.
Искусствовед Ирина Шувалова называла «Лунную ночь на Днепре» самой прославленной картиной Куинджи7, крупнейшим творческим достижением художника8 и, несмотря на потускневшие краски, «одним из украшений экспозиции Русского музея». Свой поступок он объяснил так: «Художнику надо выступать на выставках, пока у него, как у певца, голос есть. Куинджи в основном использует два цвета — чёрный и фосфорический зелёный. Знают его как друга молодежи и печальника обездоленных. Больше всего пространства в пейзаже занимает небо. Так, например, «Лунную ночь на Днепре», завораживавшую зрителей серебристым лунным сиянием, автор показывал зимой 1881 года всем желающим прямо в своей мастерской, открывая ее на два часа по воскресеньям.
Мощный Куинджи был не только великим художником, но также был великим Учителем жизни. В письме к Якову Полонскому от 10 (22) декабря 1880 года Тургенев писал: «Сюда приехала на несколько дней картина Куинджи — и мы постараемся показать её французам»44.
Дмитрий Иванович любил живопись, был ее тонким знатоком и ценителем. Один из самых влиятельных художественных критиков того времени Владимир Стасов оценил значение этой работы так: «Если бы он написал только свой «Вид Финляндии», «Забытую деревню», «Степь», «Чумацкий тракт», — он был бы только хороший пейзажист, каких можно указать еще несколько». Одни эти имена уже обостряли язык клеветы. Друзья не понимали причин, волновались.
Например, философ, публицист и критик Николай Страхов, отдавая должное мастерству Куинджи и называя его картину истинным чудом, как по силе света, так и по «схваченным с изумительной верностью оттенкам неба, на протяжении между луной и горизонтом», полагал, что «свет луны слишком натурален, слишком бросается в глаза своей натуральностью и этим портит гармонию картины». В 1874 г. за картину «Снег» он удостаивается бронзовой медали международной выставки в Лондоне. В 1877 г. художник становится членом Товарищества передвижников, а в 1879 г. – покидает его. В 1880 г. Куинджи устраивает в Обществе поощрения художеств выставку одной своей картины: «Лунная ночь на Днепре» имевшую огромный успех. Очевидно, что вопросы цвето- и световосприятия также обсуждались Куинджи и с Д. И. Бездонное и величавое распростерлось над землей небо.
Рано лишился родителей и жил в большой бедности. Он с глубочайшим тщанием выбирал необходимые цвета, самостоятельно подбирал нужные для создания красок вещества изобретал новые составы, смешивал и все время экспериментировал. И художник упорно искал в науке средства добиться долговечной комбинации красок. В дальнейшем, переехав в Петербург, частенько наведывался в знаменитое кафе «Доминик», посетители которого, помимо всего прочего имели возможность сыграть партию в шахматы.
В 1915 году, после смерти Константина Константиновича, Мраморный дворец перешёл к его сыновьям, «с предоставлением в пожизненное пользование вдове покойного»18. Знают, как он после неслыханного успеха прекратил выставлять работал для себя.
В истории русской культуры широко известны менделеевские «среды», на которых собиралась творческая интеллигенция столицы, цвет русской культуры. А. Куинджи «Лунная ночь на Днепре» (1880). «Молоденький офицер» оказался великим князем Константином Константиновичем, картину он, разумеется, купил. Большинство горных пейзажей выполнены по памяти, но обладают редкой достоверностью, создаваемой чисто условными средствами – преувеличенными контрастами света и цвета, обобщением форм и силуэтов (Эльбрус вечером, Дарьяльское ущелье). В 1873 году Куинджи работал над картиной «На острове Валааме», слухи о которой до ее завершения стали распространяться среди петербургских художников. Он закрыл двери своей мастерской и прекратил выставочную деятельность. Он писал, что «Ночь на Днепре» — это не просто движение живописи вперёд, а огромный скачок.
Окна в зале были задрапированы, а сама картина освещалась лучом электрического света. Куинджи же сам объяснял так: «. Благодаря своему таланту изображать простые вещи в точно выверенной композиции, Куинжи, сам того не подозревая, встал у истоков гиперреализма. Затем, по завещанию художника, оно поступило в собственность Общества имени А. И. Куинджи.
Художник греческого происхождения Архип Куинджи родился в Мариуполе (сейчас Донецкая область Украины) в семье бедного сапожника. Выставка проходила в доме Солодовникова на Кузнецком мосту505152. Столкновение добра и зла художник передал, противопоставляя свет и тень.
А. И. Куинджи родился в семье сапожника в селении Каросу, близ Мариуполя. Но офицер ответил: «Хорошо. Крамской предлагал составить специальный «протокол», в котором было бы зафиксировано ошеломляющее воздействие на зрителей картин Куинджи в их первоначальном состоянии. Но Куинджи был недоволен этими работами и на выставку их не представил. «Ночное» — одно из последних произведений заставляет вспомнить лучшие картины Куинджи времени расцвета его таланта. Больше не было никаких выставок, даже друзьям после этого много лет не показывал новых работ.
Именно в период этого творческого «молчания» и была написана картина «Христос в Гефсиманском саду». Русский писатель И. И. Владелец картины — великий князь Константин Константинович — настолько привязался к ней, что по окончании выставки взял её с собой в длительное морское путешествие, которое он совершал в 1880—1882 годах на фрегате «Герцог Эдинбургский»16. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.
Из-за слабой художественной подготовки он дважды не выдерживал экзамен в Академию художеств. Вся культурная Россия знала Куинджи. Прямо из мастерской, еще до выставки, «Лунная ночь на Днепре» за огромные деньги была куплена великим князем Константином Константиновичем. Работа захватила настолько, что даже обед, как затворнику, жена приносила ему наверх. Куинджи-пейзажист остается верен себе. Государственная Третьяковская галерея (Москва)Поверхность реки изображена в мягких тонах. Тем более это относится к серии «гор».
Что касается Менделеева, то известно, что с шахматами он познакомился еще в детские годы. Его творчество вызывало бурный восторг зрителей. Однако «Лунная ночь. » стоила таких почестей: луна и ее отражение на холсте как будто испускали настоящий свет, у зрителей даже в глазах резало.
За последние 20 лет на Sotbeys и Christies было продано не более 10 его картин. Фамилия Куинджи была дана ему по прозвищу деда, что по-татарски означает «золотых дел мастер». Даже нападки делали это имя еще более значительным. Портрет художника Архипа Ивановича Куинджи (1877)Архип Иванович Куинджи родился 27 января 1842 г. в Мариуполе в семье бедного сапожника-грека.
Просто дьявольщина какая-то»15. Менделеев ввел Куинджи (как и многих передвижников) в круг ученых, познакомил его с выдающимся физиком, профессором Петербургского университета Федором Фомичом Петрушевским. 8.
Лето 1872 года Куинджи провел на Ладожском озере, на острове Валаам. Решено было в знак заслуг Архипа Ивановича присвоить Обществу его имя.
Ну вот и скажут: был Куинджи и не стало Куинджи. В окончательном варианте нет ничего случайного, списанного с натуры. С 1917 года оно находилось в Доме с атлантами на Солянке, в собрании А. Н. Ляпунова и Е. В. Ляпуновой, родителей известного математика А. А. Ляпунова5960 (согласно сохранившимся документам, А. Н. Ляпунов приобрёл пейзаж у Общества имени Куинджи 20 ноября 1917 года59).
4. С написанной в 1876 г. «Украинской ночи», вызвавшей всеобщее восхищение, начался романтический период в его творчестве. Поверили в Свет.
Он так увлекся живописью, что стал покупать картины и собрал значительную коллекцию. Ах, как живо помню я его за этим процессом. Он дважды держал экзамены и оба раза безрезультатно. Но реакция маститых художников была более чем сдержанной. Публика валила валом, у картины собирались толпы восхищенных зрителей.
Статья «Перед картиной А. И. В конце 1880 года, после того, как выставка была завершена, великий князь Константин Константинович отправился в морское путешествие на фрегате «Герцог Эдинбургский», взяв с собой картину «Лунная ночь на Днепре»16. Зрители, входя в полутемное помещение, не верили, что с помощью красок можно было создать такой свет от серебристо-зеленоватого диска луны. Но со своими учениками он продолжал заниматься частным образом, а на следующий год устроил им на собственные средства поездку в Западную Европу.
Небесный свет, ниспадающий на радугу, дает надежду на лучшее и веру в светлое будущее. После невероятного успеха картины «Лунная ночь на Днепре» все ждали от Куинджи новых шедевров. Возможно, путаница могла возникнуть из-за того, что у самого Крамского (который в то время нуждался в деньгах) была датированная тем же годом картина «Лунная ночь», которую он продал другому Третьякову — Сергею Михайловичу33. В Феодосии он познакомился с Айвазовским, чьи морские пейзажи пленили его и вдохновляли всю жизнь. Ясинский, посмотрев картину «Христос в Гефсиманском саду» на единственном показе, писал: «Опять собрался в складки черный коленкор – и мы увидели темный густолиственный кедровый и масленичный сад на горе Елеонской с ярко-темно-голубой прогалиной посредине, по которой, облитый темным лунным светом, шествовал Спаситель мира.
Он отмечал «невиданное ещё нигде могущество красок» и волшебное впечатление, будто бы это не картина, а сама природа в миниатюре, перенесённая художником на полотно. Тёмное небо покрыто легкими облаками. Архип ванович Кундж, (15 (27) января 1841, по другой версии 1842, местечко Карасу (Карасёвка), ныне в черте Мариуполя, Российская империя — 11 (24) июля 1910, Санкт-Петербург, Российская империя) — русский художник греческого происхождения, мастер пейзажной живописи. Первые две попытки оказались неудачными. Не впадая в восторженное славословие (столь для него не характерное), ученый, в который уже раз, опережая время, выходит на глубокие обобщения и задается вопросом: в чем причина того, что картиной восхищаются даже те, кто остался бы равнодушным при созерцании самой лунной ночи. Люди часами стояли в очереди, чтобы увидеть произведение Куинджи. 20-21).
Устремление художника к реализму, непосредственно связанное с демократическими взглядами на жизнь, проявилось в следующей большой картине Забытая деревня (1874 г. ), которая по остроте социального звучания, беспощадной правде показа пореформенной русской деревни перекликалась с картинами передвижников. Вскоре уже весь Петербург гудел, что Куинджи готовит произведение невероятной красоты. Он волновался: «Долговечна ли та комбинация красок, которую открыл художник. ».
Помнят его громкую речь и смелые доводы, заставлявшие иногда бледнеть окружающих. В частности, в рецензии, опубликованной в конце 1880 года в газете «La Rpublique franaise», Филипп Бюрти писал, что главный эффект полотна Куинджи состоит «в передаче, поистине чудесной, бледного и искрящегося света на водной поверхности, раздробленной и взволнованной течением». В 1930 году полотно было приобретено Третьяковской галереей у Е. В. Ляпуновой.
А виной всему – особое отношение к полотну его владельца, великого князя Константина. А ведь биография Куинджи не менее удивительна, чем его произведения. Это полотно художник писал на протяжении пяти лет – с 1900 по 1905 годы. Вы, вероятно, уже слышали. Если бы он написал только свой Вид Финляндии, Забытую деревню, Степь, Чумацкий тракт, – он был бы только хороший пейзажист, каких можно указать еще несколько». «В иллюзии лунного света Куинджи пошел дальше всех, даже Айвазовского» – писали газеты.
2. Все как в жизни, но красивее, возвышеннее. Айвазовский был маринист.
Ровно в полдень он восходил на крышу дома своего и, как только гремела полуденная крепостная пушка, тысячи птиц собирались вокруг него. А как только голос спадет – надо уходить, не показываться, чтобы не осмеяли». Считается шедевром позднего периода творчества Куинджи. В том числе две с одним названием.
Зависть сплетала о нем самые нелепые легенды. Полотно «Лунная ночь на Днепре» выставляется в зале 35 Михайловского дворца, где также находятся картины «Ночное», «Дубы» и другие произведения Архипа Куинджи55. Однако со многими художниками-передвижниками у Архипа Ивановича остались дружеские отношения. Крамской писал Репину: «Какую бурю восторгов поднял Куинджи. А как только голос спадет надо уходить, не показываться, чтобы не осмеяли. После революции в составе собрания Мраморного дворца картина перешла в Российскую академию истории материальной культуры (РАИМК с 1926 года — Государственная академия истории материальной культуры, ГАИМК), а в 1928 году была передана в Государственный Русский музей1920.
По словам искусствоведа Виталия Манина, «Куинджи использовал свойство тёплых цветов возгораться от лампового света, а холодных — поглощаться им»38. Менделеев. Илья Репин писал Павлу Третьякову о еще не законченной работе Куинджи: «всем она ужасно нравится и еще не дальше как сегодня заходил ко мне Крамской – он от нее в восторге». Позднее он использовал аналогичное построение в ряде других полотен85. Ощущение холода, сырости усиливается колористическим решением полотна.
Менделеевым – хорошим знакомым художника. Он писал, что в этом произведении Куинджи сопоставил «великие стихии природы: землю и небо, свет и тень в таком едином созвучии, которого он ещё не находил раньше». Противоположный берег тонет во мраке ночи. Полноформатное повторение-вариант картины, под названием «Ночь на Днепре», хранится в Государственной Третьяковской галерее (холст, масло, 104 143см, 1882 инв. В начале 90-х годов у Куинджи начинается период «молчания» и почти 30 лет он рисует «в стол».
Передний же план написан эскизным, протяжным мазком. Этому способствовало его общение с университетским профессором физики Ф. Ф. Искусствовед Ольга Атрощенко отмечала, что «подобную роль выполняли и гребни процарапанной сухой кистью лунной дорожки на воде», так что «разная степень отражения света на её приподнятых частях и в углублениях приумножала эффект светового мерцания и одновременно создавала иллюзию колебания водной глади». Архип Куинджи искренне недоумевал: «Это это что же такое. Крамским – идеологом передовых русских художников. Обсуждая эффект, производимый картиной «Лунная ночь на Днепре» на зрителей искусствовед Владислав Зименко называл его «совсем сверхъестественным»79. По словам Крамского, при первом знакомстве с полотном он «не мог отделаться от физиологического раздражения в глазу, как бы от действительного света» и это чувство возникало у него всякий раз, когда он опять видел картину, попутно принося «наслаждение ночью, фантастическим светом и воздухом»21.
Задуманная картина – мерцающая, живая стояла у художника перед глазами. Государственный Русский музей (Санкт-Петербург)А когда картина была выставлена, её успех превзошел все ожидания и превратился в настоящую сенсацию. Лагорио, написавшего Лунную ночь на Неве в 1882 году, затем Клодт, Ю. Ю. Клевер.
В совершенной темноте на картину также был направлен электрический луч. Архип Иванович назвал невероятную по тем временам сумму – 5 тысяч рублей. Хватило бы на десяток-другой популярных художников. Он писал Д. В. Гигоровичу: «Нет никакого сомнения, что картинавернется абсолютно погубленной».
Толпы людей часами простаивали у этого полотна. Интересны воспоминания жены Куинджи: Куинджи проснулся ночью. Рассказывают, что однажды Д. И. Но именно после «Украинской ночи», по словам Стасова, Куинджи «пошел по своей собственной, крайне оригинальной дороге». В просвет между ними выглянула луна и осветила Днепр, хатки и тропинки на ближнем берегу.
Кроме этого, Неведомский сообщал, что под личным руководством Куинджи «Лунная ночь на Днепре» была воспроизведена в олеографии, «разошедшейся в огромном количестве экземпляров»54. художнику надо выступать на выставках, пока у него, как у певца, голос есть. В 1882 г. художник создал две авторские копии этой картины. Небу отдано явное предпочтение, мазок здесь динамичен и прерывист.
Почти все художники встретили картину с недоверием, настороженностью и отрицанием. Гостем мастерской был и Великий князь Константин Романов.
У чёрного цвета, который применялся при написании неба и равнины, практически невозможно найти одинаковые оттенки точно так же нет их и у зелёного использованного для передачи лунного света. Чтобы убедиться в том, что одна картина – это достаточно для выставки, Куинджи приглашал в свою мастерскую друзей, среди которых были Иван Сергеевич Тургенев, Яков Полонский, Иван Крамской, Дмитрий Иванович Менделеев, а также корреспондентов, на которых проверял силу воздействия «Лунной ночи на Днепре». Куинджи был удивительно бескорыстен, занимался благотворительностью. Особым успехом пользовался портрет местного церковного старосты. В настоящее время находится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге. За 30 лет «молчания» не было и дня, чтобы художник не взял в руки кисть или карандаш.
Впоследствии картина «Лунная ночь на Днепре» хранилась в собрании великого князя Константина Константиновича в Мраморном дворце18. А как только голос спадет — надо уходить, не показываться, чтобы не осмеяли». Этой организации он передал свои деньги, земли и картины. Впервые выставленная «Лунная ночь на Днепре» шокировала даже искушенную петербургскую публику.
Зритель вдыхает свежий запах земли после дождя, чувствует легкий прохладный ветер. С передвижниками Архип Куинджи был непродолжительное время. Оказалось, что природа одарила Куинджи уникальными глазами.
Холст, масло. Тургенев, приехавший в Россию из Франции и проживший там пять месяцев в первой половине 1880 года, был одним из первых, кто увидел новое полотно Куинджи и, по свидетельству Якова Полонского, «пришёл в восторг»9.
«Днепр утром» – была спокойной и простой и уже не вызывала тех восторгов, что «Ночь». Высказывались предположения, что изначально картина «Лунная ночь на Днепре» создавалась по заказу Павла Третьякова, а потом, поскольку Третьяков был в отъезде, а Куинджи нуждался в деньгах, он продал её другому покупателю. Как достиг художник такого эффекта. Знают о Куинджи – о большом, самобытном художнике. Асфальтовая краска. Картина «Лунная ночь на Днепре» была написана в 1880 году, холст, масло.
Сам же Полонский, задаваясь вопросом, картина ли это или действительность, писал: «В золотой раме или в открытое окно видели мы этот месяц, эти облака, эту тёмную даль, эти дрожащие огни печальных деревень и эти переливы света, это серебристое отражение месяца в струях Днепра, огибающего даль, эту поэтическую, тихую, величавую ночь»285. Вот до чего доползла змея клеветы. Благодаря лунному сиянию на ближнем берегу реки видны невысокие хаты с мерцающими окнами, ведущие к реке тропинки, а также силуэт ветряной мельницы5.
По словам искусствоведа Виталия Манина, «Куинджи практически как бы претворял теоретические суждения романтиков о пространстве»58. Так в1868 году 28-летний художник, наконец, был зачислен вольнослушателем в Академию. Даже перед самой смертью он оставался верен делу всей своей жизни. Посетители выставки напрасно думали, будто хитрость Куинджи в том, что он пишет светящимися фосфорными красками или некими таинственными «лунными».
Только после ухода морского офицера Куинджи узнал, что у него побывал великий князь11. Зима» (1898 – 1908). Предусматривалось также строительство выставочных помещений. Работа над полотном была завершена в сентябре 1880 года12.
Под «Выставкой» подразумевался Парижский салон 1881 года, который открывался в мае во Дворце промышленности на Елисейских полях44. Друзья не понимали причин, волновались. По словам Суворина, в этом произведении всё выглядит, как в действительности: настоящая луна, которая действительно светит и настоящая река, которая светится и блестит так что, вглядываясь в эту рябь, зритель почти угадывает, в какую сторону несёт свои воды Днепр «тени, полутени, огни, воздух, чуть заметный пар — всё это передано так, что удивляешься, как могли краски это передать»72.
Но Куинджи был недоволен этими работами и на выставку их не представил. Архип Иванович учил живописи Н. К. Безнадежный идеалист Куинджи верил, что мир можно сделать лучше. Надо сказать, что картины Куинджи всегда вызывали (и продолжают вызывать) непреходящее удивление. Картина выглядит по-настоящему чарующе и необыкновенно реалистично. В. М.
Опасения подтвердились: за время путешествия полотно серьёзно пострадало. В отзывах о пейзаже даже прозвучал специальный термин — «куинджевское пятно». В стенах «Доминика» началась блестящая карьера Михаила Ивановича Чигорина – основоположника русской шахматной школы. Захватывает дух, не можешь оторваться от ослепляющей, волшебной картины, душа тоскует»1032.
Но красота, глубина и мощь картины до сих пор ощущается зрителем. Получив известие о том, что император Александр III удовлетворил его просьбу об увольнении с флотской службы, к середине 1882 года Константин Константинович вернулся в Россию48. Художники искали новые пути развития. Архип Иванович Куинджи (при рождении Куюмджи укр. На картине изображена летняя ночь.
Репин. Картина была выставлена на Большой Морской улице в Петербурге. Там зажег еще лампу, поставил их обе на пол по краям картины. Картина обрела поистине легендарную славу. В картине нет ярких световых эффектов. В результате появились картины: Ладожское озеро (1872), На острове Валаам (1873). От эскиза к эскизу уточнялись расположение деревьев, размеры поляны.
Она стала первым произведением Куинджи в собрании будущей Третьяковской галереи. УКуинджи была железная хватка. По словам Зименко, то, как Куинджи изображает природу, выступающую «в фантастическом великолепии своего ночного убора», может сравниться только со словами Николая Гоголя: «Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои»6. Художник Илья Репин вспоминал, что творилось на Большой Морской улице во время выставки: «непрерывная масса карет запружала всю улицу длинным хвостом стояла публика и на лестнице, в ожидании впуска и с улицы, в обе стороны тротуара терпеливо и долго ждали целые массы, строго наблюдая порядок приближения к заветной двери, куда пускали только сериями, так как зрители могли бы задохнуться и задавиться от тесноты и недостатка воздуха»4115. «С детства привык, что я сильнее и помогать должен», – говорил Архип Иванович.
Лунную ночь на Днепре показывать в темной комнате. Куинджи» посвящена тому потрясающему впечатлению, которое произвел на Менделеева пейзаж «Лунная ночь на Днепре». Я совершенный дурак перед этой картиной. Атмосферу зависти уловил П. П. Чистяков: «Все пейзажисты говорят, что эффект Куинджи -дело нехитрое, а сами сделать его не могут». Критики отмечали «новость и невиданной силы эффект В иллюзии лунного света Куинджи пошел дальше всех, даже Айвазовского».
Художник путешествовал в вагонах третьего класса, останавливался в недорогих гостиницах. На картине изображено одно из красивейших явлений природы – радуга после сильного дождя. Он попросил закрыть в зале все окна, а на картину направить луч света. После своей последней прижизненной выставки в 1882 году – той самой, на которой великий князем Константин Романов купил картину «Лунная ночь на Днепре», Архип Куинджи удалился от общества.
В 1868 году на академическую выставку он представил картину «Татарская сакля», за которую получил звание неклассного художника, откоторого Куинджи отказался, попросив взамен разрешения быть вольнослушателем. Кроме этого, от тех частей холста, где слой краски был нанесён рельефно (окна хаток, а также луна и лунная дорожка на воде), падающий луч света отражался сильнее, чем от более гладких светлых участков. Но отец картину всё-таки взял и никакого процесса не было»16. 105 144 см.
Оригинальная национальность чувствуется у него еще более, чем у других». Наступили долгие годы молчания. Чтобы избежать давки, людей в зал запускали группами.
Образы природы на картинах Куинджи этого периода полны созерцательности, тишины, покоя. Он любил людей не на словах, а на деле. Другие варианты-повторения полотна хранятся в Симферопольском художественном музее («Ночь на Днепре», холст, масло, 111 147см, 1882), Астраханской картинной галерее имени П. М. Догадина («Ночь на Днепре», холст, масло, 110 146см, 188262, поступил из коллекции Гучкова63) и Национальном художественном музее Белоруссии («Ночь над Днепром», 1880-е)61. Свой поступок объяснял так: «. Кое-где видны тропинки, ведущие к Днепру. Тургенев, Я. Полонский, И. Крамской, П. Чистяков и даже знаменитый химик Д. И.
Казалось, все птицы столицы слетались к нему и покрывали его плечи, руки и голову. Побывал там и Куинджи — романтические виды Русского Севера появились в его картинах «Ладожское озеро» и «Валаам». Но, несмотря на это, картина по-прежнему завораживает зрителя.
В 1868–1870 посещал занятия в петербургской Академии художеств в качестве вольнослушателя. В своём дневнике (запись от 31 мая 1881 года) он так описывал этот эпизод: «Передаю вещи, любуясь великолепной картиной Южной ночи художника Куинджи, принадлежащей великому князю Константину Константиновичу»46. В 1882 году Куинджи устроил ещё одну персональную выставку, на которой экспонировались три картины: авторский вариант-повторение полотна «Ночь на Днепре» (возможно, тот, который ныне хранится в Государственной Третьяковской галерее), второй вариант картины «Берёзовая роща», а также новое произведение «Днепр утром» (ныне в ГТГ)4922. В статье, посвящённой картине Куинджи, Менделеев также обсуждал более общий вопрос о связи между достижениями в области пейзажной живописи и прогрессом в естествознании75.
Куинджи побивал рекорд в чувствительности до идеальных тонкостей, а у некоторых товарищей до смеху была груба эта чувствительность». Стех пор все жители поселка (кроме, разумеется, церковного старосты) раскланивались спарнишкой, как сознаменитостью. Рисовал с детства, где только мог. В окончательном варианте нет ничего случайного, «списанного» с натуры.
В каталоге изданном в 2001 году, отмечается, что «нынешнее представление о степени завершённости произведения и имеющиеся различия в картинах позволяют считать произведение из собрания ГТГ повторением-вариантом»61. «Берёзовая роща» за 102 000 долларов США (20. 11. 2005, Christies) и «Берёзовая роща» за 3 065 000 долларов США (15. 04. 2008, Sotbeys). Архип Куинджи был гениальным промоутером. Его картины«продвигались нарынок» вполном соответствии сзаконами маркетинга ирекламы, втегоды еще несформулированными. Оставляю за собой».
Диск луны фосфоресцирует и создаёт иллюзию таинственного света. После возвращения из морского путешествия полотно «Лунная ночь на Днепре» хранилось в собрании великого князя Константина Константиновича в Мраморном дворце. Критик и публицист Михаил Неведомский, автор изданной в 1913 году биографии художника, писал, что после московской выставки 1882 года картина «Ночь на Днепре» также экспонировалась в Петербурге, а также отмечал, что «позднее, получив два заказа на повторения (по 5 тысяч рублей за каждое), Куинджи долго работал над ними, но так и не отдал их заказчикам: оба повторения остались в его мастерской и, вместе с остальными последними его произведениями, завещаны им в собственность Общества его имени». В 1909 году Куинджи организовал Общество Художников. Отсутствие его произведений было отмечено публикой. Эффект Куинджи – не что иное, как результат огромной работы художника, длительных поисков.
А. Куинджи «Осенняя распутица» (1872)С 1870 г. художник неоднократно бывал на острове Валаам, любимом месте петербургских пейзажистов и создал два замечательных пейзажа «На острове Валааме» (Государственная Третьяковская галерея, Москва) и «Ладожское озеро» (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), которые уже отличались от пейзажей передвижников: художник искал свой путь в пейзажной живописи и постепенно отходил от реализма. И. С. Тургенев пришёл от этого в ужас. Кроме как бы самосвечения картины поражали эффектом объемности изображения. Когда выставлялась его знаменитая картина «Лунная ночь на Днепре» (1880), то для правильного размещения картины была отдана целая стена а художник распорядился занавесить все окна в зале и осветить только картину. Ведь всё равно не купите: она дорогая». Все свое имущество он завещал Обществу, жене назначил ежемесячную пенсию в 2500 рублей. После ухода из Товарищества Архип Куинджи около полугода работал над картиной «Лунная ночь на Днепре».
Решение великого князя не было спонтанным: ещё 31 октября он записал в своём дневнике: «В 3 ч. поехал в город в Общество поощрения художников, где выставлена моя картина Куинджи Ночь на Днепре, хочу взять её с собою в море»43. Он был так привязан к этой картине, что взял ее с собой в кругосветное путешествие. Куинджи интерпретировал евангельский сюжет соответственно своему переживанию смысла бытия: фигура освещенного лунным сиянием Христа действительно являет в его картине «свет от света» и запечатлена в резком контрасте с окружающей тьмой, с которой сливаются подступающие к Христу носители зла. По словам Манина, «небесные пространства у Куинджи испытывают земное притяжение», а «магия завораживания относится не к мистическим силам небес, а к грандиозному реальному миру, перед которым человек испытывает удивление и восторг»81.
Ездил на Днепр, быть может именно за этим сюжетом. Вид яркой, светящейся радуги дает чувство радости и восхищения. Опять острейший луч волооких на холст опять долгое соображение и проверка на расстоянии опять опущенные на палитру глаза опять еще более тщательное мешание краски и опять тяжелые шаги к простенькому мольберту. Но без подготовки не смог выдержать экзамен.
В 1868 году художник принял участие в академической выставке. Само собой, стены кухни были сплошь расписаны углем. Среди подражателей, порожденных эффектом Лунной ночи на Днепре, это прежде всего Л. Ф. Слухи оботзывчивости мэтра оказались преувеличенными: учить Куинджи онотказался.
А как только голос спадет надо уходить, не показываться, чтобы не осмеяли. Мазанки, прилепившиеся на спуске к реке, выделяются в темноте белизной стен.
Его частная жизнь была необычна, уединенна и только ближайшие его ученики знали глубины души его. Когда «Герцог Эдинбургский» готовился к отплытию из Яффы, архимандрит зашёл на палубу фрегата, чтобы попрощаться с великими князьями и имел возможность увидеть полотно «Ночь на Днепре». Картина создаёт впечатление простора и бескрайней широты. Газета «Русские ведомости» писала, что у картины постоянно стоит толпа, чьим восторгам нет конца. Шувалова отмечала точность найденных художником образных средств: «декоративных цветовых пятен их контрастов, модуляции света, пространственного разворота композиции»12.
Этакий молодец — прелесть»42. Для русского искусства это стало новаторством. Успех был огромный и после этого Куинджи решил сделать две копии полотна. По свидетельству художника Игоря Грабаря, впоследствии в собрании Боткина в самом деле была картина Куинджи «Ночь на Днепре»36.
В конце 1880 г. в Обществе поощрения художеств состоялась выставка одной картины Куинджи «Лунная ночь на Днепре», эта выставка имела небывалый успех. С большой поэтической силой Куинджи передал очарование глубокой бархатной южной ночи, сохранив величавую простоту изображения. Написав свою знаменитую«Лунную ночь наДнепре», Куинджи показывал еепублике всвоей мастерской— всего подва часа вдень. Архип Иванович Куинджи (1841-1910) родился в Мариуполе в семье бедного сапожника-грека. И. Н. Крамской восклицал: Какую бурю восторгов поднял Куинджи. Сначала оно находилось в «Царской комнате» на втором этаже, а затем великий князь переместил его в свой кабинет — «Ореховую гостиную».
Но наибольший успех на выставке выпал на долю картины Березовая роща. Работы Архипа Куинджи продолжали вызывать восхищение у посетителей его выставок. Одет он был совсем по-домашнему, в поношенный серый пиджак из которого будто вырос.
Важную роль в исполнении замысла художника играет колорит. По её словам, «тёмные участки неба и земли заметно поглощали искусственный свет, усиливая глубину тона и способствуя эффекту бархатистости живописной поверхности»39. Присмотревшись, мы различим фигуры трех взрослых и ребенка. По её словам, в этом полотне художник достиг «до иллюзорности верного и фантастического эффекта освещения», в результате чего ему удалось создать впечатление реальности лунного света, как на небосводе с грядами облаков, так и на чуть колеблющейся поверхности спокойно текущей реки.
В ней нет игры света, яркой декоративности, она привлекает спокойной величавостью, внутренней мощью, могучей силой природы. Эта работа попала на академическую выставку в 1868 году. Город погружён в сладкую дремоту. Когда ученики задумали создать Общество имени А. И. Заговорили о возрождении романтизма. Какое-то ослепительное, непостижимое видение». Родился в Мариуполе в январе 1841 в семье сапожника-грека.
Его мастерская была лабораторией исследователя. В ответном письме Чистяков не дал прямого ответа на вопрос о покупке картины (возможно, зная, что она уже продана), но при этом сообщил Солдатёнкову о намерении коллекционера Дмитрия Боткина приобрести авторскую копию полотна Куинджи за пять тысяч рублей3335.