Купание Красного Коня Описание
Описание картины Кузьмы Петрова-Водкина «Купание красного коня»
Былинная мощь огненного коня, нежная хрупкость и своеобразная изысканность бледного юноши, резкие разводы волн в небольшом заливе, плавная дуга розового берега – вот из чего складывается эта необычайно многогранная и по-особому обостренная картина. В 1912 году Петров-Водкин жил на юге России, в Хвалынске. Низко висело стылое небо, голые деревья раскачивали ветки над бурой землей.
Дальнейшая судьба картины была весьма интересной. Только после окончания Второй мировой войны начались переговоры о возвращении ее на родину, хотя директор шведского музея предлагал вдове художника продать «Купание красного коня». Лето. 1917. Нарождалась новая, неведомая, безбожная власть— ией нужны были другие герои. Солнце то выглядывало, то пряталось, а по небу рассыпались первые удары грома. Превращение старой гнедой лошаденки в величественного красного коня происходило постепенно. Это полотно художник создал в 1912 году, когда ему было около 34 лет.
История одного шедевра: «Купание красного коня» Петрова-Водкина
Ядаже придумал, что ему дать читать. В ней даже намека нельзя было увидеть на образ гордого коня. Лошади прядали ушами и осторожно, как на цирковой арене, перебирали передними ногами.
Элина Свенцицкая, писатель, доктор филологических наук, анализируя героев «Песен», отмечает: «Сами по себе герои этого произведения— герои свободы иволи. Это было этапное произведение в творчестве художника. Вобразе его комиссара («Смерть комиссара», 1928) нет ни капельки того «фанфарного» геройского пафоса, скаким обычно изображали вте годы «фанатичных» красных командиров— защитников новой жизни. Уже от неё картина попала в коллекцию собирательницы К. К.
Написанное в 1912 году, оно было показано на выставке «Мир искусства», причем устроители выставки повесили картину не в общей экспозиции, а над входной дверью — поверх всей выставки, «как знамя, вокруг которого можно объединиться». Художник – это тот, кто слушает мировой оркестр и вторит ему, не фальшивя. На выставке представлено 236 произведений живописи и графики (160 произведений из коллекции Русского музея) из собраний ГТГ, Саратовского художественного музея им. Он словно не считает себя причастным ко всему варварскому, что тогда происходило. Картина поражает драматизмом и нежной трогательной гармонией.
Описание картины «Купание красного коня»
Картина «Купание красного коня» принесла славу Кузьме Петрову-Водкину, сделала его имя известным на всю Россию и вызвала много споров. Однако ни то, ни другое предприятие не увенчалось успехом.
Мария Федоровна отказалась и только в 1950 году полотно было возвращено в Советский Союз (вместе с десятью другими произведениями К. Петрова-Водкина). Это тот Свет, что отделен от тьмы, Свет горнего мира.
9 любопытных фактов о картине «Купание красного коня»
Насыщенный алый цвет животного кажется ещё ярче по сравнению с прохладным цветом пейзажа и светлым телом мальчика. Вместе с однокашниками он организовал артель вывесочников. В первом, уничтоженном варианте картины образ мальчика еще сохранял этот характер.
Написана в 1912 году, стала этапной для художника и принесла ему мировую известность. Он служит ей, не человечеству. Именно это было главным упреком, который слышал в свой адрес Петров-Водкин. Неслучайно прижилось именно второе название картины— «Петроградская мадонна». Это был полезный опыт, но существенных знаний он не дал.
Известный критик 1910-х годов Всеволод Дмитриев, печатавший рецензии в «Аполлоне», едва ли не самом знаменитом журнале того времени, назвал ее «высоко поднятым знаменем, вокруг которого можно сплотиться». Долгое время полотно хранилось в Швеции ввиду нестабильной мировой обстановки (шли боевые действия). Потом в композиции картины появляется всадник (судя по эскизам, в первом варианте его не было). Вот таким образом конь на переднем плане – красный, другие кони вдали – розовый, буланый и белый. Жизнь в«клоповниках-деревнях» он знал не понаслышке.
Впервые «Купание красного коня» представили в 1912 году на выставке «Мир искусства», полотно имело ошеломляющий успех. Останься он в рамках ремесла, мы бы никогда не увидели ни его шедевра «Купание красного коня», ни других выразительнейших живописных работ. А. А. Бахрушина в Москве, Государственного Эрмитажа, региональных художественных музеев, частных коллекций Петербурга и МосквыПоказаны этапные работы художника, освещающие все периоды его творческой биографии, произведения как известные, так и забытые, находящиеся в собраниях различных музеев и частных коллекциях. В 1912 году Петров-Водкин жил на юге России, в Хвалынске.
Охватить взглядом всю землю просто невозможно, настолько она огромна. Художник смотрит на поля, холмы, реки и перелески с большой высоты, кажется, что он парит вместе с птицами. Из Самары он на лето перебрался в родной Хвалынск. Среди соотечественников купающихся коней и людей писали Аркадий Пластов, Петр Кончаловский, Валентин Серов и другие художники. Только по окончании второй мировой войны начались переговоры о возвращении картины на родину.
Цвета, которые задействованы в картине, не смешиваются между собой, такова задумка автора. Коня Петров-Водкин писал с реального жеребца по имени Мальчик, обитавшего в имении. К. Петров-Водкин, конечно же, учел широкую философскую обобщенность этого образа (пушкинское «Куда ты скачешь, гордый конь. », гоголевскую птицу-тройку, блоковское «Летит, летит стальная кобылица. » и др. ) и стремился тоже «возвысить» своего коня, дать его идеальный, пророческий образ. Это было этапное творение в творчестве великого художника. Петров-Водкин запечатлел Ленина вгробу итогда уже задумал написать вождя революции, каким он представлялся ему при жизни: «Мне хотелось дать Владимира Ильича живым— дать уютную обстановку, где он сам ссобой.
Здесь ценилась усидчивость и аккуратность, живопись же практически не преподавалась. Юрий Михайлович Лотман, русский литературовед икультуролог, отметил сущность любого портрета: «портрет постоянно колеблется на грани художественного удвоения имистического отражения реальности». У Петрова-Водкина вбарском доме все цело— иковры ифарфор ипортрет на месте.
Картина «Купание красного коня»
Тогда немалая часть творческой интеллигенции видела революцию не только как путь социальных преобразований, но как некий «вселенский переворот» из которого пускай вмуках, но родится обновленный человек. А потом перед его глазами возникло великолепное, голубовато-зеленое озеро. Салтыкова-Щедрина, «Холстомера» Л. Н. Толстого, картину В. Перова «Проводы покойника», васнецовских «Богатырей» и другие произведения. Вот таким образом конь на переднем плане — красный, другие кони вдали — розовый, буланый и белый.
Но вэтих глазах, отчужденно-холодных— смысловая доминанта портрета. «Купание красного коня» – образец того, как смысловое решение картины выражается языком цвета. Снаружи из-под обрыва доносятся удары оплетень волжской волны.
Первые этюды художник начал писать на хуторе Мишкина пристань в Саратовской губернии. Этот холст тоже дополняет картины Третьяковской галереи (фото расположено ниже). Второй вариант картины, вероятно, был написан в начале августа 1912 года. Можно лишь допустить, что «надмирный» всадник— это надежда, что вреволюционной «перетасовке человечества» стихийной мощью красного коня будет управлять не грубая, давящая сила, аначало светлое, надмирное.
Почему этим былинным конем управляет «надмирный», ушедший всебя, тонкий юноша вовсе не богатырской стати. Иконы были признаны произведениями живописи удивительной красоты и духовной чистоты. Всего известно три варианта картины. Петров-Водкин). Недаром искусствовед В. Липатов подчеркивал, что «конь величав, монументален исполнен могучей силы, помчись он – и не удержать его неукротимый бег».
Сергей Калмыков с 1910 года учился у К. С. Петрова-Водкина. Коня Петров-Водкин писал с реального жеребца по имени Мальчик, обитавшего в имении.
«Богоматерь»— ответ Петрова-Водкина на весь ужас ихаос военных лет. «Купание красного коня» сравнивали, как уже говорилось выше, «со степной кобылицей», отождествляющей у А. Блока Россию, его истоки находили в русском фольклоре, считая прародителями его карающих коней Георгия-Победоносца, а самого К. Петрова-Водкина называли древнерусским мастером, каким-то чудом попавшим в будущее. Художнику позировал племянник Шура. Есть и еще два претендента на роль прототипа всадника. Дальнейшая судьба картины «Купание красного коня» полна самых разнообразных приключений.
Первая мировая война, потом начавшаяся революция и гражданская война привели к тому, что картина на долгое время осталась в Швеции. С этой целью был приглашен придворный архитектор, которого поразили рисунки Кузьмы. Но всамой атмосфере этого новоселья чувствуется что-то маскарадное. Окончив среднее городское училище, Кузьма стал работать в судоремонтных мастерских и готовился поступать в железнодорожное училище.
Вот собственно и все смысловое описание картины «Купание красного коня». Толстого, картина В. Перова Проводы покойника, Коняга М. Е. Спустя два года в Швеции прошла «Балтийская выставка», где Петров-Водкин получил за картину медаль и грамоту. После чего перекочевала к К. К. Этот холст тоже дополняет картины Третьяковской галереи (фото расположено ниже). После начала Первой мировой войны он начинает постигать смысловую полноту своей картины: «Так вот почему написал яКрасного коня».
Однако из-за военных событий полотно осталось в Швеции, вплоть до 1950 года. Он буквально излучает мощь. Дальнейшая судьба картины Купание красного коня полна самых разнообразных приключений. Именно тогда им были сделаны первые наброски для картины.
Петров-Водкин, несомненно, знал традиции иконописи исам писал иконы, расписывал храмы. Именно она наводит ужас на всю эту семью. И хотя рука его держит поводья, сам он подчиняется уверенной поступи коня. В отечественной литературе XIX века этот образ был использован многими русскими мастерами, достаточно вспомнить «Конягу» М. Е. На ней почти всю плоскость холста заполняет огромная, могучая фигура красного коня с сидящим на нем юным всадником.
Позже, в Петербурге, Петров-Водкин заново написал картину. Герои его существуют словно вином измерении, вдругой системе координат, которую принято называть бытийной. Салтыкова-Щедрина, васнецовские Богатыри и другие произведения. Вэтом плане наиболее интересен его портрет Владимира Ильича Ленина (1934). Бачевич, увлекающейся коллекционированием картин лучших авторов.
«Купание красного коня» – символы и смысл
В 1914 картину отправили на выставку в Швецию, город Мальмё. Толстого, картину В. Перова «Проводы покойника», васнецовских «Богатырей» и другие произведения. А потом перед его глазами возникло великолепное, голубовато-зеленое озеро. С этой целью был приглашен придворный архитектор, которого поразили рисунки Кузьмы.
Лошади прядали ушами и осторожно, как на цирковой арене, перебирали передними ногами. Был ли Ленин для Петрова-Водкина человеком, который, заваривая кашу кровавой революции вРоссии, опирался «лишь на собственное разумение», будучи при этом уверенным, что «иначе поступить невозможно». Кроме того, у слова «красный» в русском языке есть ещё одно значение — «красивый». «Купание красного коня» – образец того, как смысловое решение картины выражается языком цвета.
Ему страстно хочется все объять, познать законы вселенной. Мальчишки гикали, ерзали на лоснящихся спинах коней, били их голыми пятками в бока. У меня было три варианта. На переднем плане – красного цвета конь с уверенно и грациозно восседающим всадником. Критиков не устраивал красный цвет лошади.
Посмертная судьба Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина косвенно дает некий итог всего его творчества. Картина представляла собой произведение скорее бытовое, чем символическое, как это произошло со вторым вариантом, на ней были изображены просто несколько мальчиков с конями. Это было этапное произведение в творчестве художника. Увидеть этот Свет, обратиться кнему, стать причастным ему— есть вечный путь «умиления злых сердец». Лицо Богоматери светится изнутри светом тихой красоты икротости.
(Ср. Огненная лошадь привлекает свое внимание размером. Существует мнение, что первый вариант картины Купание красного коня (он не сохранился) был создан в имении знакомого генерала, куда художника с женой пригласили радушные хозяева. Это было то пророческое предчувствие, даром которого наделены истинные художники.
Часто его образ используется и в живописи и в литературе. Главным инициатором объединения «вольных философов» стали публицист иисторик общественной мысли Р. В. Иванов-Разумник, проповедник идеи «вечной духовной Революции, вкоторой единый путь кчаемому Преображению» (Иванов-Разумник), Александр Мейер, философский ирелигиозный общественный деятель, утверждавший идею мистериальной жертвенности— иными словами, это были люди разных мировоззренческих взглядов, такая идейная полифония.
От повествовательности он идет к созданию монументально значимого произведения, обобщенного образа коня-символа, коня-олицетворения. Горение красного цвета тревожно и радостно-победно и вместе с тем зрителя томит вопрос: «Что же все это значит. » Почему так тягостно неподвижно все вокруг: плотные воды, розовый берег вдали, кони и мальчики в глубине картины, да и сама поступь красного коня. Тревога – одно из последних значительных произведений Петрова-Водкина. (1934 г. ) На ней передано стойкое ощущение страха, тревоги, чего-то угрожающего.
Вскованности поз, в«приглушенности звука», вкакой-то театральной постановочности самого действа читается внутренняя неуверенность новых хозяев всвоем праве здесь находиться. В 1914 году ее отправили в русский отдел «Балтийской выставки» в шведский город Мальмё. Он дан так крупно, что его уши и ноги ниже колен обрезаются рамой картины. Пришедший вискусство из низов, он прошел долгую ученическую школу. Идет гражданская война.
Мария Федоровна отказалась и только в 1950 году полотно было возвращено в Советский Союз (вместе с десятью другими произведениями К. Петрова-Водкина). По контрасту с конем хрупким и слабым кажется юный всадник – обнаженный мальчик-подросток.
«Купание красного коня»: почему бытовую картину назвали предвестником грядущих перемен
И действительно, произведение это воспринималось современниками как своего рода знамение, метафорическое выражение послереволюционной (1905) и предреволюционной (1917) эпохи, как своеобразное предвидение и предчувствие грядущих событий. Сергей Калмыков с 1910 года учился у К. С. Петрова-Водкина. Именно в русле этой традиции К. Петров-Водкин и создает свою картину «Купание красного коня».
Это ничуть не умалило решимости юноши заниматься рисованием. Существует и мнение, что художнику позировал Владимир Набоков (так считает Александр Семочкин, бывший директор музея писателя в Рождествено). До революции его образы материнства (картины «Мать» 1913 и1915годов) были полны трепетности инежности, вних читался фольклорный слой, слышался широкий разлив русской песни иотголоски далекого уюта детства, где «веретено мягко скоблит деревянную чашку.
петров водкин купание красного коня (история создания и само описание картины)
Все члены семьи в оцепенении застыли и ждут чего-то страшного. Он, конечно, читает Пушкина, азатем ляжет спать. Фигура Ленина струдом вписывается вограниченное кабинетное пространство ивэтом композиционном решении попытка передать масштаб личности— это образ не кабинетного мечтателя, ачеловека громадного исторического значения, который, по выражению самого Петрова-Водкина «спел свою песню на свой лад, апо земле она каждому своей стала». «Да, этот художник талантлив. » — произнес, стоя перед картиной, Илья Репин. Почему Петров-Водкин выбрал именно их.
Обнаженное атлетично-мускулистое тело мальчика, которое мы видим в картине «Купание красного коня», – тоже в русле художественных пристрастий начала прошлого века. Мария Федоровна отказалась и только в 1950 году полотно было возвращено в Советский Союз (вместе с десятью другими произведениями К. Петрова-Водкина). Тема материнства— сквозная втворчестве Петрова-Водкина. В отечественной литературе XIX века этот образ был использован многими русскими мастерами, достаточно вспомнить «Конягу» М. Е. Вот что вызывает их тревогуи закономерно воспринимается как предчувствие сталинского «большого террора» с его ночными арестами.
После кончины учителя Петров-Водкин попытался устроиться на работу иконописцем. Набатный красный цвет звучит энергично, как призыв к новой жизни. Сергей Калмыков с 1910 года учился у К. С. Петрова-Водкина. Превращение старой гнедой лошаденки в величественного красного коня происходило постепенно.
В картине Петрова-Водкина красный цвет аллегоричен. Написанное в 1912 году, оно было показано на выставке «Мир искусства», причем устроители выставки повесили картину не в общей экспозиции, а над входной дверью – поверх всей выставки, «как знамя, вокруг которого можно объединиться». Летом 1912 года Петров-Водкин писал двоюродному брату Александру Трофимову: «Картину пишу: посадил тебя на лошадь. ». у Б. Пастернака в стихотворении Гамлет: Гул затих. Коня Петров-Водкин писал с реального жеребца по имени Мальчик, обитавшего в имении.
Центральной частью полотна был огненно – пылающий конь, который напоминал коня Михаила Архангела с древнерусских икон. И действительно, произведение это воспринималось современниками как своего рода знамение, метафорическое выражение послереволюционной (1905) и предреволюционной (1917) эпохи, как своеобразное предвидение и предчувствие грядущих событий. Образ коня в русском искусстве с древних времен воспринимался многозначительно. В России эта тематика, купание коней, была популярна. В этом произведении К. Петров-Водкин стремился еще не столько передать цвет того или иного предмета, сколько через цвет выявить смысл изображаемого.
Картина была написана художником в 1912 году. В 1914 году ее отправили в русский отдел «Балтийской выставки» в шведский город Мальмё. В искусстве XIX века этот образ был использован многими русскими мастерами: Холстомер Л. Н. Но если одни воспринимали «Купание красного коня» как программный манифест, как знамя, для других это полотно было мишенью.
Сергей Калмыков вдохновил мастера в качестве модели для главного персонажа. От«косноязычного пришепетывания красок на неопрятных самодельных холстах» (как писал он сам осебе) Петров-Водкин вырос вбольшого самобытного мастера, создавшего свою художественную систему. По другой версии, Красный конь и есть сама Россия, отождествляемая с блоковской «степной кобылицей».
Существует мнение, что картина была написана в селе Гусевка. Ярко-красный цвет коня прозвучал как призыв к новой жизни, неведомой и прекрасной. Отношение квере унего было таким же— доморощенно-бунтарским. Это было этапное произведение в творчестве художника. Одним из символом России всегда был конь.
Но если современники только чувствовали пророческий характер «Купания красного коня», то потомки уже уверенно и убежденно заявляли о значении картины, объявив ее «буревестником революции в живописи». Он самоуверенно отвергал все, что ему не нравилось— обряды, правила, уставы Церкви. В ней и намека нельзя было увидеть на образ гордого коня. Новая страница жизни начинающего художника – переход в Московское училище живописи, в котором к преподавательской деятельности тогда приступили кумиры молодежи – Валентин Серов, Исаак Левитан, Константин Коровин, Мартирос Сарьян.
История создании картины «Купание красного коня»
Коня Петров-Водкин писал с реального жеребца по имени Мальчик, обитавшего в имении. Картина 1919 год. Именно это было главным упреком, который слышал в свой адрес Петров-Водкин. За спиной уИльича изображены географические карты СССР: перед нами человек государственного ума— «в огромный лоб— огромная мысль», — думающий осудьбах всей страны.
«Купание красного коня», работа, вызвавшая столько же споров, сколько восхищенных откликов, явно навеяна и ранними впечатлениями, которые художник получил некогда в иконописной мастерской. Картина «Купание красного коня» принесла славу Кузьме Петрову-Водкину, сделала его имя известным на всю Россию и вызвала много споров. Однако революционный пафос картины отчасти стихает, когда мы переводим взгляд на всадника. В 1950 картина возвратилась жене Петрова-Водкина.
Салтыкова-Щедрина, Холстомера Л. Н. В славянской мифологии конь был советчиком и спасителем человека, провидцем, это был конь-судьба, каждый шаг которого многое значил. Первый вариант (впоследствии уничтоженный самим автором) композиционно в целом был уже близок к окончательному решению. Октябрьскую революцию Петров-Водкин поначалу принимает своодушевлением: «Земле нужна перетасовка человеческая». Художник мог вспоминать обо всех мальчиках, создавая символический образ юного всадника. Но его цвет ни в коем случае не относится к большевикам, пришедшим к власти в 1917 году. Большая часть искусствоведов, в их числе и Ирина Анатольевна Вакар, являющаяся старшим научным сотрудником Государственной Третьяковской Галереи, склоняются ко мнению о нижеописанном конфликте.
Дальнейшая судьба картины Купание красного коня полна самых разнообразных приключений. Обнаженное атлетично-мускулистое тело мальчика, которое мы видим в картине «Купание красного коня», – тоже в русле художественных пристрастий начала прошлого века. Среди соотечественников купающихся коней и людей писали Аркадий Пластов, Петр Кончаловский, Валентин Серов и другие художники. Публика впервые увидела «Купание красного коня» в 1912-м на выставке объединения «Мир искусства». Исмерть эта не бездумна ислучайна— комиссар умирает исполняя долг итема жертвенности придает смерти ивсей картине особое возвышенное звучание. К. Петров-Водкин, конечно же, учел широкую философскую обобщенность этого образа (пушкинское «Куда ты скачешь, гордый конь. », гоголевскую птицу-тройку, блоковское «Летит, летит стальная кобылица» и др. ) и стремился тоже «возвысить» своего коня, дать его идеальный, пророческий образ.
Богемная троица: 9 любопытных фактов о картине «Купание красного коня»
У меня в жизни длиннее». Горение красного цвета тревожно и радостно-победно и вместе с тем зрителя томит вопрос: «Что же все это значит. » Почему так тягостно неподвижно все вокруг: плотные воды, розовый берег вдали, кони и мальчики в глубине картины, да и сама поступь красного коня. В лице стройного юноши, сидящего верхом на коне, угадываются черты ученика художника.
Мальчишки гикали, ерзали на лоснящихся спинах коней, били их голыми пятками в бока. Потом в композиции картины появляется всадник (судя по эскизам, в первом варианте его не было). Но если современники только чувствовали пророческий характер «Купания красного коня», то потомки уже уверенно и убежденно заявляли о значении картины, объявив ее «буревестником революции в живописи».
В образе томного юноши на этом знамени изображен я собственной персоной». Здесь присутствует глубочайший итончайший метафизический момент— миг между жизнью исмертью человека, его взгляд не гаснущий, аскорее преображенный, устремлен куда-то дальше, глубже, «за земные пределы». Их вполне точно подметил философ Н. А. Бердяев всвоих «Размышлениях орусской революции»: «Появился молодой человек вфренче, гладко выбритый, военного типа, очень энергичный, дельный, одержимый волей квласти ипроталкивающийся впервые ряды жизни, вбольшинстве случаев наглый ибеззастенчивый. В 1912 году Петров-Водкин жил на юге России, в Хвалынске. В этом случае нельзя не отметить провидческий дар художника, символически предсказавшего своей картиной «красную» судьбу России ХХ века. Под впечатлением он самостоятельно начал писать иконы и пейзажи масляными красками. А также написан первый, несохранившийся вариант полотна известный по чёрно-белой фотографии.
«Купание красного коня» Кузьма Петров-Водкин
Картина поражает драматизмом и нежной трогательной гармонией. Недаром искусствовед В. Липатов подчеркивал, что «конь величав, монументален исполнен могучей силы, помчись он — и не удержать его неукротимый бег». Художник передал в своей картине ощущение каких-то самому ему еще не вполне ясных, но томивших его предчувствий перемен во всей жизни России. Огненно-красный, кроваво-красный конь на этой картине делает ее абсолютно нереальной.
Сильнейшее воздействие на творчество художника оказало знакомство с русскими иконами. Мы же поговорим о картине «Купание красного коня», совместившей традиционные и новые подходы и прекрасно отразившей свое время. И только маленький ребенок безмятежно и сладко спит в своей кровати. Осенью он уехал в Самару, экзамена не выдержал и тогда всецело отдался своему увлечению. Здесь ценилась усидчивость и аккуратность, живопись же практически не преподавалась.
В новой революционной стихии жизни его «Красный конь» ассоциировался свеличием, масштабом грядущих перемен— встране, на земле, всознании людей. через две недели после приезда на Мишкину Пристань, Кузьма Сергеевич сообщает Шуре о работе уже над картиной, где он «посадил» всадника на коня «Мальчик называется» (2 августа 1912). Но если современники только чувствовали пророческий характер Купания красного коня, то потомки уже уверенно и убежденно заявляли о значении картины, объявив ее буревестником революции в живописи.
Купание красного коня, автор Петров-Водкин, описание картины
Начало XX века довольно неоднозначное время в плане искусства. Напряженное ожидание прислушивающегося к гулу мира юноши вполне естественно, он как бы ловит отголоски грядущих событий. В образе томного юноши на этом знамени изображен я собственной персоной». Это полотно художник создал в 1912 году, когда ему было около 34 лет.
Потом в композиции картины появляется всадник (судя по эскизам, в первом варианте его не было). Фигура красного жеребца занимает весь передний план картины практически полностью. В ней и намека нельзя было увидеть на образ гордого коня.
Все находится в стремительном движении, но неизбывны вечная материнская любовь и красота. Мощь коня, его сдержанная сила и огромная внутренняя энергия как раз и подчеркиваются хрупкостью всадника, его мечтательной отрешенностью, словно он пребывает в особом внутреннем мире. В лице стройного юноши, сидящего верхом на коне, угадываются черты ученика художника. В тот же год Петров-Водкин поступил в Центральное училище технического рисования барона Штиглица, выпускавшее из своих стен мастеров прикладного творчества. Лошади прядали ушами и осторожно, как на цирковой арене, перебирали передними ногами.
Особенности «Купания красного коня»
Народ живет и трудится именно на этой необъятной земле. Сама Богоматерь, кажется, смотрит на земной мир истощенный ввойнах, «путаной злобе», варварском разгуле, Ее взгляд проникает всамую глубь людской скорби. Здесь совсем нет «певучести», метафоричности, характерной для живописного языка Петрова-Водкина.
По ней шли темные толпы людей с красными стягами, а навстречу им другие – с ружьями. Существует мнение, что картина была написана в селе Гусевка.
«Купание красного коня» в ряду других работ Петрова-Водкина
На этомграндиозном полотне художник смог изобразить современную ему крестьянскую Россию. Сергей Калмыков вдохновил мастера в качестве модели для главного персонажа. Он будто сознательно позволяет наезднику на себе удержатся. Он демонстрирует материнство, любовь, быт людей, смерть.
Кто из трех претендентов отображен на финальной версии картины, неизвестно. «Купание красного коня» – известная картина художника Кузьмы Петрова-Водкина. Как раз все эти приемы используются в иконописи.
и др. ) и стремился тоже возвысить своего коня, дать его идеальный, пророческий образ.
«Купание красного коня» сравнивали, как уже говорилось выше, «со степной кобылицей», отождествляющей у А. Блока Россию, его истоки находили в русском фольклоре, считая прародителями его карающих коней Георгия-Победоносца, а самого К. Петрова-Водкина называли древнерусским мастером, каким-то чудом попавшим в будущее. В России всегда полдень. Легендарный дед по отцовской линии был сапожником ипил «как сапожник», отсюда кродовой фамилии Петровы— приклеилось «Водкины». Всего на картине изображено три коня и три мальчика – один на первом плане верхом на красном коне, два других сзади.
Там, в частности, экспонируется полотно Смерть комиссара, созданное в 1928 году. Все находится в стремительном движении, но неизбывны вечная материнская любовь и красота. В ней и намека нельзя было увидеть на образ гордого коня. Мария Федоровна отказалась и только в 1950 году полотно было возвращено в Советский Союз (вместе с десятью другими произведениями К. Петрова-Водкина).
Затем мой муж изменил первоначальное расположение фигур на картине». Работами Петрова-Водкина владеет не только Московская «Третьяковка», картины живописца представлены в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.
Молодая женщина существует словно вдругом пространстве, возвышаясь над городом ибытом. Петрова-Водкина завораживали баночки с красками: «Они сияли девственной яркостью, каждая стремилась быть виднее и каждая сдерживалась соседней. Сам художник опасался и сомневался до последнего момента, что картину не станут выставлять для публичного просмотра, так как уже тогда догадывался, каковы могут быть толкования этого произведения, связывающие образ красного коня и судьбы России. В окончательном же решении образа акценты сильно смещены. Об этом принципе использовавшемся в иконописи, художник узнал в юности, когда наблюдал за работой иконописца-старовера.
Старуха зевает мягким беззубым ртом Я укутываюсь вшубенку бабушки на полатях, улыбаюсь от моего внутреннего геройства идущего от сна иот бабушкиного уюта Ко мне, засыпающему, доносится спола прерывистый шепот имягкие удары поклонов» (К. Образ коня в русском искусстве с древних времен воспринимался многозначительно. Петров-Водкин). Многочисленные споры изначально ходили вокруг этого полотна. Художник учится играть на скрипке, постигает азы физики и химии, пишет рассказы и пьесы.
Позже, в Петербурге, Петров-Водкин заново написал картину. В лице стройного юноши, сидящего верхом на коне, угадываются черты ученика художника. Эти стихи Ивана Есаулкова передают содержание картины Петрова-Водкина Полдень. Юноша, недавно начавший жизнь, укрощает дикую стихию. Купание красного коня стало кульминацией всего предшествующего пути К. С. Он предложил устроить юношу на учебу в столице. Дальнейшая судьба картины «Купание красного коня» полна самых разнообразных приключений. Замечательно сочетается и контрастирует в картине цвет.
Каждый узнает всебе человека, уважать всебе его будет, авот таким образом идругих будет уважать. Сюжетным, цветовым и композиционным центром картины безусловно является конь. Двойственна по внутреннему звучанию икартина «Новоселье». Его можно повсюду узнать, он повсюду господствует».
«Купание красного коня»: история создания и значение
Именно в русле этой традиции К. Петров-Водкин и создает свою картину Купание красного коня. Картина передает ощущение не вполне ясных, но обнадеживающих предстоящих очистительных перемен. И это ожидание явно читается на лицах матери и старшего ребенка, дочки. Низко висело стылое небо, голые деревья раскачивали ветки над бурой землей.
По контрасту с конем хрупким и слабым кажется юный всадник — обнаженный мальчик-подросток. Так или иначе, но спортрета вобразе Ленина на нас смотрит предсказанный Ницше «сверхчеловек», познавший ницшеанскую свободу исвое право распоряжаться жизнями миллионов людей, не оглядываясь на волю свыше. Выходец из социальных низов, Петров-Водкин объяснимо поддержал революционный переворот.
Сергей Калмыков вдохновил мастера в качестве модели для главного персонажа. Мальчишки гикали, ерзали на лоснящихся спинах коней, били их голыми пятками в бока. Позже, в Петербурге, Петров-Водкин заново написал картину.
В 1914 году ее отправили в русский отдел Балтийской выставки в шведский город Мальмё. Приезд в Хвалынск петербургского архитектора Р. Ф. Мельцера изменил жизнь мальчика. Эту систему изображения мира на плоскости холста Петров-Водкин разработал в 1910-х годах, он назвал ее «наука видеть».
Описание картины Кузьмы Петров-Водкина «Купание красного коня»
Поповоду самих «властителей»— вего личном дневнике, вжалобах на тогдашнее бытовое неустройство нет-нет да имелькнет порой ироничная ремарка: «Пролетариат был занят кормежкой— где тут мыться, не подохли бы граждане передового политически государства» (запись от 13марта 1927года). Сама по себе тема купания коней была всегда очень популярна в русской живописи. Низко висело стылое небо, раскачивали ветки голые деревья над бурой землей.
молящаяся). Впоследствии она подарила это произведение Московской Третьяковской галереею.
Петрова-Водкина. Только после окончания Второй мировой войны начались переговоры о возвращении ее на родину, хотя директор шведского музея предлагал вдове художника продать «Купание красного коня». 2 августа, т. е.
«Таких коней не бывает» – именно это было главным упреком, который слышал в свой адрес Петров-Водкин. Картина висела над дверью зала.
Напишите отзыв о статье Купание красного коня
Сам К. Петров-Водкин до последнего момента опасался, что картину не выставят для публичного обозрения, так как уже тогда догадывался, какие возможны трактовки, связывающие образ красного коня и судьбы России. Усердный и заинтересованный ученик Кузьма Петров-Водкин мог бы достичь больших высот в ремесле, но дарование влекло его дальше – молодому человеку не хватало сочных и свободных красок живописи. Задний план картины представляет берег, тоже выполненный округлыми правильными линиями. Это необходимо для отражения противоборства и коварности. Именно в русле этой традиции К. Петров-Водкин и создает свою картину «Купание красного коня».
Картину «Купание красного коня» художник создал в 1912 году, когда ему было около 34 лет. Отец художника, продолжатель «сапожничьей» династии, наставлял юного Кузьму: «Ты прежде Петров, апотом уж Водкин». Былинный богатырский конь задает энергетический центр всей композиции.
Фигура мальчика в Купании красного коня проделала значительный путь от рисунка к картине. Художник считал иначе. Осваиваясь вновой реальности, он становится членом Вольной философской ассоциации (сокращенно Вольфил), которая была организована в1919году группой писателей, художников идеятелей культуры именовавших себя «скифами»: А. Белым, А. Мейером, А. Блоком, В. Мейерхольдом, самим Петровым-Водкиным. Именно вэтот период возвращается вискусство иПетров-Водкин, потому как искусство для него всегда было «творчеством, направленным кпостижению верховных запросов бытия» (К. Кузьма Петров-Водкин «Купание красного коня» (1912) Холст, масло.
В 1914 году ее отправили в русский отдел Балтийской выставки в шведский город Мальмё. И хотя рука его держит поводья, сам он подчиняется уверенной поступи коня. Первый вариант (впоследствии уничтоженный самим автором) композиционно в целом был уже близок к окончательному решению. Ився земля, данная Петровым-Водкиным срезами, холмами, пересечениями сфер— живым, дышащим космосом, пронизана этим неземным прозрачным свечением, «покрывающим» всю мирскую смятенность, надрыв, злобу. Оттуда Петров-Водкин созерцает Русь.
Отрывок, характеризующий Купание красного коня
Жалкие клоповники-деревни зацветут садами илюбовью ктруду свободному. Художник разворачивает в этом шедевре необъятную тему России. А. Н. Радищева, Художественного музея г. Хвалынска, Петербургского театрального музея, Музея театрального искусства им. Это время, когда вобществе возрождается интерес кдревнерусскому искусству, в1966году на экраны выходит историческая кинодрама «Андрей Рублев» режиссера Тарковского— иными словами, прорывается интерес кжизни истинной, ане кее идеологическому суррогату.
И действительно, произведение это воспринималось современниками как своего рода знамение, метафорическое выражение послереволюционной (1905) и предреволюционной (1917) эпохи, как своеобразное предвидение и предчувствие грядущих событий. А потом перед его глазами появилось великолепное, зелено – голубоватое озеро. Кпримеру, своей матери он советовал не слишком усердствовать всоблюдении поста, так как «в нем особой святости нет». Первые зарисовки картины были сделаны на российском юге в 1912.
Вся эта группа, включая центрального мальчика на коне, создает движение кружения, подчеркнутое медленным круговоротом озерной воды. Он кажется одним из своеобразных лесковских героев-богоискателей. Петров-Водкин, написав картину, похоже, смутно сознавал, ккаким символам подобрался, он угадывал их скорее по наитию. Врага один вдругом не увидят— недоверия не будет друг другу». Прямого идеологического вызова впослереволюционном творчестве Петрова-Водкина нет, напротив, он отдает дань многим конъюнктурным, актуальным «темам дня» изображая икрасных комиссаров ипетроградских работниц.
Но если одни воспринимали «Купание красного коня» как программный манифест, как знамя, для других это полотно было мишенью., гоголевскую птицу-тройку, блоковское Летит, летит стальная кобылица. На картине Петрова-Водкина образ красного коня используется в том же контексте. Салтыкова-Щедрина, «Холстомера» Л. Н. В 1924году по решению комиссии ЦИКа (Центрального Исполнительного Комитета) всего нескольких художников, включая Кузьму Петрова-Водкина, пригласили делать зарисовки похорон Ленина.
Автор «Купания красного коня» начинал как иконописец
Задний план картины представляет берег, тоже выполненный округлыми правильными линиями. И действительно, произведение это воспринималось современниками как своего рода знамение, метафорическое выражение послереволюционной (1905) и предреволюционной (1917) эпохи, как своеобразное предвидение и предчувствие грядущих событий. Красный, почти багровый цвет здесь используется в качестве символа агрессии и силы.
Многих смущали ипоражали глаза Ленина на картине— неожиданно, неправдоподобно широко расставленные. Ленин читает пушкинские «Песни западных славян». Он предложил устроить юношу на учебу в столице.
Акогда началась революция, то говорили, что она была предугадана мной». Замечательно сочетается и контрастирует в картине цвет. Образ коня в русском искусстве с древних времен воспринимался многозначительно. Оно залито цельным, не раздробленным плакатно плоским пятном огненного цвета. Там, в частности, экспонируется полотно «Смерть комиссара», созданное в 1928 году. Она возникает словно из какой-то чудесной дымки.
Известно, что основной посыл «Песен»— мысли освободе иответственности личностного выбора. Только всередине 1960-х закономерно происходит его «второе рождение» для публики. Это было этапное произведение в творчестве художника. Я вышел на подмостки. Визображении вождя смутно чувствовалась некая «идеологическая неправильность». Когда началась Первая мировая война, Петров-Водкин сказал: «Так вот почему я написал «Купание красного коня». ».
«Купание красного коня» стало выставочным хитом
Солнце то выглядывало, то пряталось тучи, а по небу рассыпались первые удары грома. Богородица изображена фронтально споднятыми вверх руками— очевидная отсылка кодному из основных иконографических типов изображения Божьей Матери— «Оранта» (от лат. Еще вразгар Первой мировой войны, колоссально тяжелой для русского народа, в1914–1915годах он написал картину «Богоматерь Умиление злых сердец».
Послереволюционный Петроград запечатлен без казенного плакатного героизма. Работа над картиной началась еще зимой (или ранней весной) 1912 года. С большим, кажется, основанием он мог бы сказать это спустя еще три года – с наступлением кроваво-красной революции 17-го года.
Вглазах Ленина мистически отражается душа «фанатика схолодной кровью», жреца идеи. В ней, как считает Ю. А.
Замечательно сочетается и контрастирует в картине цвет. Русская интеллигенция после сотрясения всех основ привычной жизни пыталась найти новую опору для своего духовного существования. К. С. Я начал писать купание вообще.
Еще одной не менее колоритной и символичной работой мастера стало созданное в 1920 году полотно «1918 год в Петрограде», прозванное «Петроградской мадонной». Эту систему изображения мира на плоскости холста Петров-Водкин разработал в 1910-х годах, он назвал ее «наука видеть». После посещения первых христианских катакомб вРиме вписьме матери он делится нахлынувшими размышлениями: «Исчезли тайные богослужения под землей, выстроились огромные блестящие золотые храмы сжирными, озверевшими попами иничего не осталось вних от прячущихся под землю красот человеческой души Собираются невежественные попы, спорят, ругаются из-за каких-то перстосложений, одежды иХристос все дальше, туманнее скрывается от людей, загороженный торгашами, непонятный, печальный, одинокий остается Христос».
Ощущение нереальности происходящих событий, несмотря на типичный для русского быта сюжет – купание коней, создается художником при использовании особого приема «вид сбоку и сверху» и подчеркнутом выделении изогнутой линии горизонта. Прослеживается перекличка мотивов картины сиконным образом Георгия Победоносца, который не физической силой поражает дракона, атонким, словно игла, копьем— таким образом подчеркнуто преобладание духовных сил над плотскими, физическими. Коня Петров-Водкин писал с реального жеребца по имени Мальчик, обитавшего в имении.
Иконопись, Возрождение и символизм
Только ноги коротки от бедра. Солнце то выглядывало, то пряталось, а по небу рассыпались первые удары грома. В картине он прозвучал как символ могучей воли, благородства и энергии.
Он олицетворяет волю и стремительность, бескомпромиссность и жажду нового, к чему так рвалась предреволюционная Россия. При том что вроде бы художник отдает должное многим банальностям официозной ленинианы инеотъемлемые черты «великого вождя» очевидно прочитываются впортрете. Никакой сознательной хулы на вождя нового режима со стороны мастера, думается, не было. Яркий цвет коня доминирует над фоном и бледным подростком. Именно тогда им были сделаны первые наброски для картины.
Существует мнение, что первый вариант картины «Купание красного коня» (он не сохранился) был создан в имении знакомого генерала, куда художника с женой пригласили радушные хозяева. Звучит как ретроспективный комментарий кпортрету Петрова-Водкина.
- КУПАНИЕ КРАСНОГО КОНЯ Кузьма Петров-Водкин
- Для Вашего удобства мы предлагаем три способа доставки
- От бытовой зарисовки до символа эпохи
- Как развивался стиль Петрова-Водкина
- Истоки творческой индивидуальности
- Жадный интерес к науке и искусству
- Путешествие, перевернувшее сознание
В образе томного юноши на этом знамени изображен я собственной персоной». Всвоем молитвенном предстоянии за людей Она незримо, вдругом плане бытия, всегда рядом— ивэтой разрухе, воголенной безбытности города ощущается ее тихое незримое присутствие. На переднем плане – красного цвета конь с уверенно и грациозно восседающим всадником. Находившийся у художника жеребец стал моделью.