Купчиха За Чаем Кустодиев
Сегодня – «Купчиха за чаем» Бориса Кустодиева, ведь 26 мая – день его памяти. Картина «Купчиха за чаем» заключает в себе все своеобразие творческого метода художника Бориса Михайловича Кустодиева. Картина Бориса Кустодиева Купчиха за чаем: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. «купчиха за чаем» — одна из самых известных картин великого русского художника Бориса Михайловича Кустодиева (1878 – 1927).
История одного шедевра: «Купчиха за чаем» Кустодиева
Стоит заметить, что Кустодиев иронично наделил мордочку кота чертами хозяйкиного лица26. Чаепитие стало традицией в русской семье с XVIII века. В 1910 удостоился чести дать автопортрет в галерею Уффици (Флоренция), где собраны автопортреты величайших художников за несколько столетий. Автор жанровых картин, портретов, книжных иллюстраций.
Участвуя в художественном объединении «Мир искусства», Кустодиев интересовался не только образами дворянской культуры, но и провинциальным бытом— он был настоящим поэтом купечества1. Савинского, И. Е. Возможно, зримой целью её чувственных мечтаний является молодой человек, пытающийся за забором обуздать белую лошадь37.
Загадка самой известной картины Кустодиева: кем на самом деле была «Купчиха за чаем»
Конечно, основной темой выставки стала революционная. Михаил Нестеров, посетивший вместе с Всеволодом Воиновым в марте 1923 года квартиру Кустодиева в Петрограде, высоко оценил его работы на тему купечества, особенно задержавшись возле картины «Купцы», написанной ещё в 1918 году (известна также как «Гостиный двор», «Торговые ряды»). На самом деле «Купчиха за чаем» была вовсе не купчихой, а настоящей баронессой.
Купчих художник писал множество раз — в интерьере и на фоне пейзажа, обнаженными и в нарядных платьях. Примечательно, что они из разных сервизов, но хорошей русской работы, что не лишает зрителя ощущения приятного для глаз разнообразия.
Трудно представить, что душевно и колористически щедрое, светоносное искусство Кустодиева сохранило свои удивительные качества даже в ту пору, когда болезнь лишила его возможности двигаться. Купчиха выглядит старше и внушительней самой модели, более миловидной и в реальности обладавшей пышными, но всё же гораздо меньшими формами10122113. В голодный 1918 год, в холод и разруху больной художник мечтал о красоте, полнокровной яркой жизни, обилии. А последними работами мастера стали иллюстрации к книгам о Ленине.
В 1907-1917 посетил многие европейские страны. В последние годы жизни, будучи прикован к инвалидному креслу, продолжал неутомимо работать. Там тоже есть полная женщина, блюдце с чаем, самовар и арбуз. Баронесса обладала пышными формами и была вполне в художественном вкусе Кустодиева, признававшегося, что «худые женщины на творчество не вдохновляют». 25-летняя вдова старалась прививать детям любовь к живописи, театру, музыке и литературе. Он показал на выставке 11 картин, в том числе впервые «Купчиху за чаем», которую разместили в центре одной из стен, целиком предоставленной в пользование художнику39404123. В связи с этим Кустодиев отмечал, что «худые женщины на творчество не вдохновляют»3619.
Весной 1920 года в трёх комнатах квартиры Нотгафта в здании петроградского Дома искусств состоялась первая и единственная прижизненная персональная выставка Кустодиева, на которую он представил около 170 разных с художественной точки зрения произведений, выполненных в основном в 1915—1920 годах, в число которых вошла и «Купчиха за чаем». Кот, мурлыча и изогнув хвост от удовольствия, ластится к сдобному плечу. Кустодиев Борис Михайлович (1878, Астрахань – 1927, Ленинград)Художник, график, театральный художник. Академик Императорской Академии художеств (с 1909). Родился в Астрахани. Трудно представить, что душевно и колористически щедрое, светоносное искусство Кустодиева сохранило свои удивительные качества даже в ту пору, когда болезнь лишила его возможности двигаться. Чем же была для Кустодиева данная работа.
Ее крепкое тело дышит здоровьем. «Картины в моей голове сменяются, как кино», – говорил Кустодиев. В живописной структуре картины проявляется своеобразие кустодиевского метода: здесь все совершенно убедительно и «правдиво», все построено на тщательнейшем изучении натуры, хотя художник и не повторяет природу, а пишет «от себя», как требует замысел, не останавливаясь перед самыми рискованными красочными сочетаниями и отношениями тонов (так, тело женщины оказывается светлее неба. ). «Волжские серии» он продолжал писать и после того, как в 1916 году паралич приковал его к креслу.
Купчиха за чаем, 1918, Кустодиев – описание картины
При отсутствии постепенного перехода от переднего плана к дальнему, пространство передано неторопливо-спокойными и пластически-плавными ритмическими линиями, сливающимися от периферии в центр композиции, что заостряет внимание зрителя на купчихе как символе старой России и чаепитии как концентрации всего уклада её жизни, в то время как остальные окружающие детали, в том числе кот, купеческая чета, городская панорама и наконец притягивающий внимание зрителя красным пятном арбуз, кажутся лишь приложением к образу, дополнительным повествованием, не лишённым однако большой смысловой нагрузки. Потеряв возможность двигаться, Кустодиев удивительным образом сохранил способность писать задушевные и колористически богатые, светоносные картины, во многом благодаря тому, что у него в памяти осталась «чудесная страна воспоминаний». К тому же в это время у художника были серьезные проблемы со здоровьем – еще в 1911 г. ему поставили диагноз «костный туберкулез», позже в позвоночнике образовалась опухоль, болезнь прогрессировала и к моменту написания «Купчихи за чаем» Кустодиев уже три года был прикован к инвалидному креслу. Все остальное, что ее окружает – лишь дополнительное повествование, пояснение к образу.
И такие молодцы проглядели революцию. И пользовалась спросом публики.
Загадка самой известной картины Кустодиева: кем на самом деле была Купчиха за чаем
1918. Учился у П. А.
Приэтом жизнь самого Бориса Михайловича была далека отсозданного имобраза. И это показательно. Работ с изображениями заводских рабочих, матросов, бойцов Красной Армии было большинство. Власова (Астрахань, 1890-е), в Высшем художественном училище при Академии художеств у В. Е. А за балконом медленно течет уличная жизнь. Примечательно, что атласное тело купчихи даже светлее неба3032.
К тому же в это время у художника были серьезные проблемы со здоровьем – еще в 1911 г. ему поставили диагноз «костный туберкулез», позже в позвоночнике образовалась опухоль, болезнь прогрессировала и к моменту написания «Купчихи за чаем» Кустодиев уже три года был прикован к инвалидному креслу. В июне 1924 года на XIV Международной выставке в Венеции Кустодиев представил несколько своих работ, в том числе «Купчиху за чаем», а также «Большевика»2554. Картина была написана в проблемный для России год. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Интенсивность звучания цвета достигается виртуозным использованием техники лессировок. «Купчихой» оказалась баронесса Галина Адеркас, представительница древнего дворянского рода из Астрахани, в ту пору студентка медицинского факультета1021.
Летом 1918 года Кустодиев приступил к воплощению на полотне своего давнего замысла, связанного с картиной «Чаепитие» (частное собрание) 1913 года, на которой изображено застолье дебелых купчих во главе с чинным купцом— отцом семейства, в котором художнику виделся действительный тайный советник, сенатор-правовед Николай Таганцев141516. Также высоко он оценил и «Купчиху за чаем» как работу, утверждающую красоту человеческую522953. Чем хуже становилось его физическое состояние, тем ярче и жизнерадостнее были его работы.
Занимался живописью в мастерской Ильи Репина. В 1925 году «Купчиха за чаем» была передана из отдела изобразительных искусств Наркомпроса в Государственный Русский музей25, где она и находится в настоящее время, экспонируясь в Зале 71-м Корпуса Бенуа9. Появилось даже выражение «кустодиевские красавицы». Именно в ней и жили сюжеты и люди из того, уже ушедшего мира, не утратившего своего терпкого аромата9.
Описание картины «Купчиха за чаем»
Этот мир был уничтожен вихрем революции с приходом к власти большевиков. В этом он находил свое спасение. Из-за нужды семье Кустодиева пришлось продавать личные вещи, сам художник из-за отсутствия заказов занялся оформлением улиц Петрограда к годовщине революции, а на жену его легло ведение всего хозяйства, включая колку дров1213.
Но тем живее работало воображение. Над столом возвышается пышущий жаром, величавый и красивый, сверкающий своими начищенными до блеска медными боками огромный пузатый ведёрный самовар исполненный в столь любимой среди купечества форме «ваза». Борис Михайлович Кустодиев родился в семье преподавателя духовной семинарии. На этот раз художник решил сделать центром новой работы женщину, такую крупную, как «Красавица» (Государственная Третьяковская галерея) и такую же монументальную, чинно сложившую руки и стоящую над городом, как «Купчиха» (Государственный Русский музей) 1915 годов151718. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Ее движения плавны и неторопливы – под стать замедленному провинциальному ритму жизни.
Эта картина сейчас хранится в Нижегородском государственном музее. Купчиха спокойна и величава в сознании своей красоты и женского обаяния. Очень часто моделями для купчих Кустодиеву служили представительницы интеллигентной среды. Аждухзахватывает, если представить изображенное наяву.
«Купчиха за чаем» картина Кустодиева
Член Союза русских художников (1907-1910), Мира искусства (с 1911), Ассоциации художников революционной России и других. С тех пор, по словам художника, его миром стала его комната.
Чем хуже становилось его физическое состояние, тем ярче и жизнерадостнее были его работы. Спустя несколько лет, в 1923 году, Кустодиев написал схожую по композиции картину под названием «Купчиха, пьющая чай» (Нижегородский государственный художественный музей)2324. Пышная, полная, сытая белотелая, румяная, голубоглазая и русоволосая молодая женщина, в общем, довольная и весёлая купчиха, удобно устроившись, вальяжно сидит за столом на балконе деревянного особняка, в своём «домашнем раю».
С тех пор, по словам художника, его миром стала его комната. Примечательно, что для реальной жизни у Кустодиева был один вкус, а для живописи— другой.
Но тем живее работало воображение. Плавные, неторопливо-спокойные пластические ритмы, формы, линии направляют зрительское внимание от периферии холста к его центру, словно стягиваются к нему, совпадающему со смысловым ядром композиции: обнаженные плечи – рука с блюдцем – лицо – небесно-голубые глаза и (в самом центре, как «ключ композиции») – алые губки бантиком. Но «Купчиха за чаем» занимала центральное место в одном из залов.
Загадка самой известной картины Кустодиева «Купчиха за чаем»
Даже наоборот, образ русской купчихи кажется немного ироничным, добрым и даже невинным. Картину «Купчиха за чаем» можно считать одним из наивысших достижений Кустодиева в послереволюционный период его творчества38, программной работой художника29. Устроителем выставки выступил Фёдор Нотгафт, состоявший в 1919—1921 годах секретарём художественного отдела Дома искусств.
Однако некоторые моменты из первоначального эскиза Кустодиев всё же перенёс на картину30. Большую смысловую нагрузку несут в полотне детали: трущийся о плечо хозяйки толстый ленивый кот, купеческая чета, пьющая чай на соседнем балконе изображенный на заднем плане город с церквами и торговыми рядами и, в особенности, великолепный «гастрономический» натюрморт. Моделями для его купчих часто были представительницы интеллигенции, дородные женщины. Константин Сомов, в то же самое время как-то зашедший к Кустодиеву домой, отмечал, что выставка эта в целом скверная и никуда не годится, оговорившись, правда, что к «Купчихе за чаем» это не относится42. Облаченная в дорогое парчовое платье с глубоким декольте, обнажающим впечатляющую округлость белосахарных плеч, в шелковой чалме, короной венчающей голову, с янтарными серьгами в ушах, эта русская богиня «царит» над всем миром, вбирая в себя его соки и краски. Огромный начищенный до блеска самовар, сочный алый арбуз, налитые спелостью яблоки, прозрачный виноград, румяная сдоба и даже кот, что мурлыча, ластится к хозяйскому плечу, – все это символы достатка купеческого дома.
Купчиха за чаем — Борис Кустодиев
Преподавал в своей частной художественной школе (Новая художественная мастерская, Петербург, 1913). То были сюжеты и люди уже ушедшей, но не утратившей свой терпкий аромат жизни. Картина «Купчиха за чаем» уникальна по своей впечатляющей силе и гармонической цельности.
Женщина красива. В этом он находил свое спасение.
Картина Кустодиева Купчиха за чаем
Впервые публика увидела «Купчиху» 13 апреля 1919 года на первой свободной выставке произведений искусства во Дворце искусств (такое название после революции получил Зимний дворец). Кустодиев нарочито крупным планом выделяет фигуру купчихи и детали натюрморта. Правда их в этом провела интеллигенция Крепкий и цельный народ— купечество».
Репина (1896-1903). Занимался также скульптурой. Однако во многих его жанровых полотнах на тему купечества народный, русский идеал женской красоты при гиперболизированных формах обретал особую монументальность, одновременно сочетая в себе восхищение иронию и гротеск, современность и прошлое, реальность и вымысел123. «Картины в моей голове сменяются, как кино», – говорил Кустодиев.
Описание картины Бориса Кустодиева «Купчиха за чаем»
Да и сам Кустодиев в 1923 году нарисовал еще одну похожую картину – «Купчиха, пьющая чай». Холст, масло. Свои самые известные полотна онписал попамяти: прикованный кпостели, оннемогвыезжать напленэры илиискать натуру погородам ивесям страны, которая, кстати сказать, была вреволюционном чаду. В залах, где еще два года назад жила царская семья, развесили картины трех сотен художников всех возможных направлений. «Русский Рубенс» Борис Кустодиев, чьикартины вразные времена поворачивали товзащиту купеческого сибаритства, топротив, насамом деле, просто любил жизнь— сочные краски, вкусную еду, дородные формы.
Особую известность завоевал картинами из жизни российской провинции. Можно сказать, что «Купчиха за чаем» является вдохновенной поэмой о русской красоте, прощальным памятником старой России, замечательным и характерным образом, своего рода апофеозом воспоминаний о сочных пышных красавицах, о приближающихся лазоревых вечерах, о монументально торжественных чаепитиях, о неторопливой, будто неизбывной и безмятежной жизни с её размеренным укладом, сытым и бездумным существованием. В 1964 году в фильме «Женитьба Бальзаминова» режиссёра Константина Воинова по трилогии пьес А. Н. Островского актриса Нонна Мордюкова сыграла избалованную изнемогающую от праздности купчиху Белотелову5556, которая, как отмечали кинокритики, будто сошла с картин Кустодиева57, перевоплотилась в «кустодиевскую купчиху», могущую коня на скаку остановить58. Да вот только вместо широких просторов за спиной – холодная стена.
Загадка известной картины Кустодиева: кем на самом деле была "Купчиха за чаем"
Фактура письма ровная, гладкая, напоминающая эмаль.