Купчиха За Чаем Кустодиев Описание
Картина Бориса Кустодиева Купчиха за чаем: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
Купчиха за чаем, 1918, Кустодиев – описание картины
«Купчихой» оказалась баронесса Галина Адеркас, представительница древнего дворянского рода из Астрахани, в ту пору студентка медицинского факультета1021. Однако автор и не преследовал цели портретного сходства – это скорее собирательный образ, который становится олицетворением всего уездного городка. Даже наоборот, образ русской купчихи кажется немного ироничным, добрым и даже невинным.
Картина была написана в проблемный для России год. В 1925 году «Купчиха за чаем» была передана из отдела изобразительных искусств Наркомпроса в Государственный Русский музей25, где она и находится в настоящее время, экспонируясь в Зале 71-м Корпуса Бенуа9. Занимался также скульптурой. Борису Кустодиеву удалось очень точно передать образ купчихи. «Волжские серии» он продолжал писать и после того, как в 1916 году паралич приковал его к креслу. Вот таким образом не стоит удивляться тому, что на эту тему создавали полотна такие мастера живописи, как Коровин, Куликов и Маковский.
Однако некоторые моменты из первоначального эскиза Кустодиев всё же перенёс на картину30. К тому же в это время у художника были серьезные проблемы со здоровьем – еще в 1911 г. ему поставили диагноз «костный туберкулез», позже в позвоночнике образовалась опухоль, болезнь прогрессировала и к моменту написания «Купчихи за чаем» Кустодиев уже три года был прикован к инвалидному креслу. Член Союза русских художников (1907-1910), Мира искусства (с 1911), Ассоциации художников революционной России и других. В 1964 году в фильме «Женитьба Бальзаминова» режиссёра Константина Воинова по трилогии пьес А. Н. Островского актриса Нонна Мордюкова сыграла избалованную изнемогающую от праздности купчиху Белотелову5556, которая, как отмечали кинокритики, будто сошла с картин Кустодиева57, перевоплотилась в «кустодиевскую купчиху», могущую коня на скаку остановить58. Чем же была для Кустодиева данная работа. Кустодиев нарочито крупным планом выделяет фигуру купчихи и детали натюрморта.
С тех пор, по словам художника, его миром стала его комната. И пользовалась спросом публики. В залах, где еще два года назад жила царская семья, развесили картины трех сотен художников всех возможных направлений. Летом 1918 года Кустодиев приступил к воплощению на полотне своего давнего замысла, связанного с картиной «Чаепитие» (частное собрание) 1913 года, на которой изображено застолье дебелых купчих во главе с чинным купцом— отцом семейства, в котором художнику виделся действительный тайный советник, сенатор-правовед Николай Таганцев141516. Но тем живее работало воображение.
Спустя несколько лет, в 1923 году, Кустодиев написал схожую по композиции картину под названием «Купчиха, пьющая чай» (Нижегородский государственный художественный музей)2324. Кустодиев Борис Михайлович (1878, Астрахань – 1927, Ленинград)Художник, график, театральный художник. Академик Императорской Академии художеств (с 1909). Родился в Астрахани. Борис Михайлович Кустодиев родился в семье преподавателя духовной семинарии.
Да и сам Кустодиев в 1923 году нарисовал еще одну похожую картину – «Купчиха, пьющая чай». В 1910 удостоился чести дать автопортрет в галерею Уффици (Флоренция), где собраны автопортреты величайших художников за несколько столетий. Автор жанровых картин, портретов, книжных иллюстраций. А последними работами мастера стали иллюстрации к книгам о Ленине.
«Купчиха за чаем» картина Кустодиева
На этот раз художник решил сделать центром новой работы женщину, такую крупную, как «Красавица» (Государственная Третьяковская галерея) и такую же монументальную, чинно сложившую руки и стоящую над городом, как «Купчиха» (Государственный Русский музей) 1915 годов151718. Конечно, основной темой выставки стала революционная. Все в образе купчихи говорит о спокойствии, умиротворенности. Ее движения плавны и неторопливы – под стать замедленному провинциальному ритму жизни. Однако смакование сытого, бездумного существования сопровождается здесь, как и в других произведениях Кустодиева, легкой иронией и беззлобной усмешкой. Большую смысловую нагрузку несут в полотне детали: трущийся о плечо хозяйки толстый ленивый кот, купеческая чета, пьющая чай на соседнем балконе изображенный на заднем плане город с церквами и торговыми рядами и, в особенности, великолепный «гастрономический» натюрморт.
Правда их в этом провела интеллигенция Крепкий и цельный народ— купечество». Интенсивность, сочность их достигнута виртуозным владением техникой лессировок в сочетании с гладкой и ровной фактурой письма, напоминающей эмаль или русские лаки301135122729. К тому же в это время у художника были серьезные проблемы со здоровьем – еще в 1911 г. ему поставили диагноз «костный туберкулез», позже в позвоночнике образовалась опухоль, болезнь прогрессировала и к моменту написания «Купчихи за чаем» Кустодиев уже три года был прикован к инвалидному креслу. Примечательно, что для реальной жизни у Кустодиева был один вкус, а для живописи— другой.
Участвуя в художественном объединении «Мир искусства», Кустодиев интересовался не только образами дворянской культуры, но и провинциальным бытом— он был настоящим поэтом купечества1. Этот мир был уничтожен вихрем революции с приходом к власти большевиков. Над столом возвышается пышущий жаром, величавый и красивый, сверкающий своими начищенными до блеска медными боками огромный пузатый ведёрный самовар исполненный в столь любимой среди купечества форме «ваза». В этом он находил свое спасение. Пейзаж городка отличается спокойствием и умиротворённостью непрекращающейся бытовой и повседневной, медленно текущей уличной жизни, будто сошедшей с полотен Шагала или воплощённой в пьесах Островского1130151331012272831. В связи с этим Кустодиев отмечал, что «худые женщины на творчество не вдохновляют»3619.
Загадка самой известной картины Кустодиева: кем на самом деле была «Купчиха за чаем»
Чем хуже становилось его физическое состояние, тем ярче и жизнерадостнее были его работы. Там тоже есть полная женщина, блюдце с чаем, самовар и арбуз. Можно сказать, что «Купчиха за чаем» является вдохновенной поэмой о русской красоте, прощальным памятником старой России, замечательным и характерным образом, своего рода апофеозом воспоминаний о сочных пышных красавицах, о приближающихся лазоревых вечерах, о монументально торжественных чаепитиях, о неторопливой, будто неизбывной и безмятежной жизни с её размеренным укладом, сытым и бездумным существованием. В июне 1924 года на XIV Международной выставке в Венеции Кустодиев представил несколько своих работ, в том числе «Купчиху за чаем», а также «Большевика»2554. Также высоко он оценил и «Купчиху за чаем» как работу, утверждающую красоту человеческую522953.
Примечательно, что сам Кустодиев на время проведения выставки, то есть с 15 до 28 мая, проживал на квартире у Нотгафта, где ему была выделена отдельная комната434438. Все остальное, что ее окружает – лишь дополнительное повествование, пояснение к образу. Занимался живописью в мастерской Ильи Репина. Купчиха спокойна и величава в сознании своей красоты и женского обаяния.
История одного шедевра: «Купчиха за чаем» Кустодиева
Пышная, полная, сытая белотелая, румяная, голубоглазая и русоволосая молодая женщина, в общем, довольная и весёлая купчиха, удобно устроившись, вальяжно сидит за столом на балконе деревянного особняка, в своём «домашнем раю». На самом деле «Купчиха за чаем» была вовсе не купчихой, а настоящей баронессой. Она молода, красива, хорошо одета.
Полусонная атмосфера картины является олицетворением богатства и благополучия, однако богатство и беззаботность купчихи показаны иронично, беззлобно. Картину «Купчиха за чаем» можно считать одним из наивысших достижений Кустодиева в послереволюционный период его творчества38, программной работой художника29. Она является частью экспозиции Государственного Русского музея. С тех пор, по словам художника, его миром стала его комната.
Описание картины «Купчиха за чаем»
Эта картина сейчас хранится в Нижегородском государственном музее. Баронесса обладала пышными формами и была вполне в художественном вкусе Кустодиева, признававшегося, что «худые женщины на творчество не вдохновляют». 1918. И такие молодцы проглядели революцию. Холст, масло.
Это они населяют особый сказочный мир, в котором сохранился разрушившийся прямо на глазах у Кустодиева старый патриархальный уклад с купчихами, чаепитиями, гуляньями и ярмарками в тихих провинциальных городах. Савинского, И. Е.
Появилось даже выражение «кустодиевские красавицы». 25-летняя вдова старалась прививать детям любовь к живописи, театру, музыке и литературе. Репина (1896-1903). Чаепитие стало традицией в русской семье с XVIII века.
Стоит заметить, что Кустодиев иронично наделил мордочку кота чертами хозяйкиного лица26.
Работ с изображениями заводских рабочих, матросов, бойцов Красной Армии было большинство. В этом он находил свое спасение. «Картины в моей голове сменяются, как кино», – говорил Кустодиев. Особую известность завоевал картинами из жизни российской провинции. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.
Да вот только вместо широких просторов за спиной – холодная стена. Примечательно, что атласное тело купчихи даже светлее неба3032. На столе перед ней стоят фрукты, большой самовар. То были сюжеты и люди уже ушедшей, но не утратившей свой терпкий аромат жизни. Аждухзахватывает, если представить изображенное наяву. При этом он получился у него настоящим, а не нарочито иллюзорным.
«Русский Рубенс» Борис Кустодиев, чьикартины вразные времена поворачивали товзащиту купеческого сибаритства, топротив, насамом деле, просто любил жизнь— сочные краски, вкусную еду, дородные формы. Облаченная в дорогое парчовое платье с глубоким декольте, обнажающим впечатляющую округлость белосахарных плеч, в шелковой чалме, короной венчающей голову, с янтарными серьгами в ушах, эта русская богиня «царит» над всем миром, вбирая в себя его соки и краски. Огромный начищенный до блеска самовар, сочный алый арбуз, налитые спелостью яблоки, прозрачный виноград, румяная сдоба и даже кот, что мурлыча, ластится к хозяйскому плечу, – все это символы достатка купеческого дома. Но тем живее работало воображение. Моделями для его купчих часто были представительницы интеллигенции, дородные женщины. Преподавал в своей частной художественной школе (Новая художественная мастерская, Петербург, 1913).
«Картины в моей голове сменяются, как кино», – говорил Кустодиев. Власова (Астрахань, 1890-е), в Высшем художественном училище при Академии художеств у В. Е. Картина «Купчиха за чаем» уникальна по своей впечатляющей силе и гармонической цельности. Очень часто моделями для купчих Кустодиеву служили представительницы интеллигентной среды. Желающие украсить свой дом копией полотна «Купчиха за чаем» могут у нас заказать печать постеров на холсте или бумаге.
Он показал на выставке 11 картин, в том числе впервые «Купчиху за чаем», которую разместили в центре одной из стен, целиком предоставленной в пользование художнику39404123. Весной 1920 года в трёх комнатах квартиры Нотгафта в здании петроградского Дома искусств состоялась первая и единственная прижизненная персональная выставка Кустодиева, на которую он представил около 170 разных с художественной точки зрения произведений, выполненных в основном в 1915—1920 годах, в число которых вошла и «Купчиха за чаем». Картина в настоящее время находится в Санкт-Петербурге.
Потеряв возможность двигаться, Кустодиев удивительным образом сохранил способность писать задушевные и колористически богатые, светоносные картины, во многом благодаря тому, что у него в памяти осталась «чудесная страна воспоминаний». В ту небывалую кустодиевскую Русь, наполненную жизнью, светом и силами изобилием и музыкой, красками и весельем и бежал от обыденности художник, прикованный к инвалидной коляске из-за опухоли спинного мозга и проведший последние 15 лет своей жизни с парализованными ногами456738.
И это показательно. На своей картине мастер изобразил дородную, пышущую здоровьем женщину. Но «Купчиха за чаем» занимала центральное место в одном из залов. Михаил Нестеров, посетивший вместе с Всеволодом Воиновым в марте 1923 года квартиру Кустодиева в Петрограде, высоко оценил его работы на тему купечества, особенно задержавшись возле картины «Купцы», написанной ещё в 1918 году (известна также как «Гостиный двор», «Торговые ряды»).
Учился у П. А. Приэтом жизнь самого Бориса Михайловича была далека отсозданного имобраза. Чем хуже становилось его физическое состояние, тем ярче и жизнерадостнее были его работы.
Константин Сомов, в то же самое время как-то зашедший к Кустодиеву домой, отмечал, что выставка эта в целом скверная и никуда не годится, оговорившись, правда, что к «Купчихе за чаем» это не относится42. Впервые публика увидела «Купчиху» 13 апреля 1919 года на первой свободной выставке произведений искусства во Дворце искусств (такое название после революции получил Зимний дворец).