Кустодиев Чаепитие Купчихи

Русское чаепитие на картинах художников

Богатое бездумное существование купчихи вызывает у художника беззлобную усмешку. Работ с изображениями заводских рабочих, матросов, бойцов Красной Армии было большинство. Кустодиев нарочито крупным планом выделяет фигуру купчихи и детали натюрморта.

Интересно, что эту картину Маковский написал уже на склоне жизни — в 75 лет. Савинского, И. Е. В 1964 году в фильме «Женитьба Бальзаминова» режиссёра Константина Воинова по трилогии пьес А. Н. Островского актриса Нонна Мордюкова сыграла избалованную изнемогающую от праздности купчиху Белотелову5556, которая, как отмечали кинокритики, будто сошла с картин Кустодиева57, перевоплотилась в «кустодиевскую купчиху», могущую коня на скаку остановить58.

Появилось даже выражение «кустодиевские красавицы». Чем же была для Кустодиева данная работа. Мы предлагаем Вам проследить ее в картинах русского художника Бориса Кустодиева.

На этот раз художник решил сделать центром новой работы женщину, такую крупную, как «Красавица» (Государственная Третьяковская галерея) и такую же монументальную, чинно сложившую руки и стоящую над городом, как «Купчиха» (Государственный Русский музей) 1915 годов151718. Кот, мурлыча и изогнув хвост от удовольствия, ластится к сдобному плечу.

В 1925 году «Купчиха за чаем» была передана из отдела изобразительных искусств Наркомпроса в Государственный Русский музей25, где она и находится в настоящее время, экспонируясь в Зале 71-м Корпуса Бенуа9. Русское чаепитие за самоваром – частый сюжет его картин о провинциальной, купеческой, народной жизни россиян конца XIX, начала XX веков. В этом он находил свое спасение. Впечатление социальной драмы усиливает орден героя Крымской войны на груди старика.

Большую смысловую нагрузку несут в полотне детали: трущийся о плечо хозяйки толстый ленивый кот, купеческая чета, пьющая чай на соседнем балконе изображенный на заднем плане город с церквами и торговыми рядами и, в особенности, великолепный «гастрономический» натюрморт. Но тем живее работало воображение. «Купчихой» оказалась баронесса Галина Адеркас, представительница древнего дворянского рода из Астрахани, в ту пору студентка медицинского факультета1021.

Кем на самом деле 
была кустодиевская 
купчиха

Кем на самом деле была кустодиевская купчиха

По большому счету картина представляет собой групповой портрет собравшихся за утренним самоваром гостей и хозяев дома: Елены Поленовой (сидит спиной), Натальи Поленовой (изображена лицом к зрителю), ее сестры художницы Марии Якунчиковой и приятеля семьи Вячеслава Зиборова. Член Союза русских художников (1907-1910), Мира искусства (с 1911), Ассоциации художников революционной России и других. Многим в те годы казалось, что Россия под гнётом советской власти погибла и уже никогда не возродится. 25-летняя вдова старалась прививать детям любовь к живописи, театру, музыке и литературе. На картине «За самоваром» Петров-Водкин изобразил обыденную семейную сцену за столом.

Картина была написана в проблемный для России год. Также высоко он оценил и «Купчиху за чаем» как работу, утверждающую красоту человеческую522953. Занимался также скульптурой.

Ее крепкое тело дышит здоровьем. В этом он находил свое спасение. Катерина Львовна насилу прокинулась и ну кота ласкать. Контрастные затёки краски напоминают полуявные акварельные разводы.

Преподавал в своей частной художественной школе (Новая художественная мастерская, Петербург, 1913). И пользовалась спросом публики. «Волжские серии» он продолжал писать и после того, как в 1916 году паралич приковал его к креслу.

  • История одного шедевра: «Купчиха за чаем» Кустодиева
  • Загадка самой известной картины Кустодиева: кем на самом деле была «Купчиха за чаем»
  • Купчиха за чаем, 1918, Кустодиев – описание картины
  • Загадка самой известной картины Кустодиева: кем на самом деле была Купчиха за чаем
  • Загадка самой известной картины Кустодиева «Купчиха за чаем»
  • «Купчиха за чаем» картина Кустодиева

Репина (1896-1903). Купчихи в творчестве Кустодиева— это богини, выразительницы мечтаний народа о счастье, сытости и достатке2. Картина «Купчиха за чаем» уникальна по своей впечатляющей силе и гармонической цельности. «Картины в моей голове сменяются, как кино», – говорил Кустодиев.

Русское чаепитие также не лишено философской составляющей. Спустя несколько лет, в 1923 году, Кустодиев написал схожую по композиции картину под названием «Купчиха, пьющая чай» (Нижегородский государственный художественный музей)2324. Впервые публика увидела «Купчиху» 13 апреля 1919 года на первой свободной выставке произведений искусства во Дворце искусств (такое название после революции получил Зимний дворец).

Участвуя в художественном объединении «Мир искусства», Кустодиев интересовался не только образами дворянской культуры, но и провинциальным бытом— он был настоящим поэтом купечества1.

  • Описание картины «Купчиха за чаем»
  • Купчиха за чаем — Борис Кустодиев
  • Русский музей Дополненная реальность
  • Купчиха за чаем (Борис Кустодиев)

Там тоже есть полная женщина, блюдце с чаем, самовар и арбуз. Константин Сомов, в то же самое время как-то зашедший к Кустодиеву домой, отмечал, что выставка эта в целом скверная и никуда не годится, оговорившись, правда, что к «Купчихе за чаем» это не относится42. «Осень в провинции.

При взгляде на героиню Кустодиева неизбежно вспоминаются лесковские купчихи, жизнь которых в богатых имениях текла тоскливо и однообразно. Потеряв возможность двигаться, Кустодиев удивительным образом сохранил способность писать задушевные и колористически богатые, светоносные картины, во многом благодаря тому, что у него в памяти осталась «чудесная страна воспоминаний». С тех пор, по словам художника, его миром стала его комната. Учился у П. А. Чем хуже становилось его физическое состояние, тем ярче и жизнерадостнее были его работы. Занимался живописью в мастерской Ильи Репина.

На самом деле «Купчиха за чаем» была вовсе не купчихой, а настоящей баронессой. Примечательно, что атласное тело купчихи даже светлее неба3032. Выше них лишь мальчик на крыше, гоняющий голубей, юная душа, стремящаяся в порыве к небу. Но тем живее работало воображение. Лишь сине-лиловые тонкие тени подчёркивают контуры облаков.

  • Борис Михайлович Кустодиев (1878—1927)
  • Описание картины Бориса Кустодиева «Купчиха за чаем»
  • Загадка известной картины Кустодиева: кем на самом деле была "Купчиха за чаем"
  • Картина Кустодиева Купчиха за чаем

Сам Маковский вспоминал: «Лучшие красавицы наперебой позировали мне. Власова (Астрахань, 1890-е), в Высшем художественном училище при Академии художеств у В. Е. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.

Над столом возвышается пышущий жаром, величавый и красивый, сверкающий своими начищенными до блеска медными боками огромный пузатый ведёрный самовар исполненный в столь любимой среди купечества форме «ваза». Две купчихи, разряженные, разрумяненные, довольные пьют неспешно чай. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.

А кот. Купчиха за чаем — замечательный и характерный пример такого образного воспоминания о сочных пышных красавицах, о приближающихся лазоревых вечерах, о монументально торжественных чаепитиях, о неторопливой и, кажется, неизбывной жизни с ее мерным укладом. Кустодиев Борис Михайлович (1878, Астрахань – 1927, Ленинград)Художник, график, театральный художник. Академик Императорской Академии художеств (с 1909). Родился в Астрахани. Все остальное, что ее окружает – лишь дополнительное повествование, пояснение к образу.

  • Самое интересное в виде мозаики
  • Картина «Купчиха за чаем» Кустодиев
  • Получайте самые главные и обсуждаемые статьи дня на свой электронный адрес
  • Тыквенный суп с имбирем и сливками
  • Рождественские Святки: история и традиции

С тех пор, по словам художника, его миром стала его комната. Моделями для его купчих часто были представительницы интеллигенции, дородные женщины.

1918 – это время революционных настроений, когда пролетарии были против подобного богатства и всячески боролись против купечества, кулачества, царизма и так далее. Однако лица людей мало интересуют художника, главное для него — передать общее настроение летнего утра, легкого, спокойного и гармоничного. Именно в ней и жили сюжеты и люди из того, уже ушедшего мира, не утратившего своего терпкого аромата9. Выше них лишь мальчик на крыше, гоняющий голубей, юная душа, стремящаяся в порыве к небу.

  • Братья Березуцкие: «Символ России – не икра, а грибы и ягоды»
  • Коллекция Государственного Русского музея
  • Сайт о жизни и творчестве художника
  • Сочинение по картине Кустодиева «Купчиха за чаем»
  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

Атмосфера особого купеческого быта, достатка и богатства читается во всём: и в пышных нарядах купчих и в щедро убранном к чаепитию застолье. Весной 1920 года в трёх комнатах квартиры Нотгафта в здании петроградского Дома искусств состоялась первая и единственная прижизненная персональная выставка Кустодиева, на которую он представил около 170 разных с художественной точки зрения произведений, выполненных в основном в 1915—1920 годах, в число которых вошла и «Купчиха за чаем».

Стремление окружить себя красивыми вещами отразилось и в творчестве художника: он написал немало жанровых сцен в «русском стиле», а также портретов красавиц в старинных русских костюмах, как, например, на известной всем картине «За чаем». Интенсивность звучания цвета достигается виртуозным использованием техники лессировок. Ее движения плавны и неторопливы – под стать замедленному провинциальному ритму жизни. Холст, масло. Да вот только вместо широких просторов за спиной – холодная стена.

Картину «Купчиха за чаем» можно считать одним из наивысших достижений Кустодиева в послереволюционный период его творчества38, программной работой художника29. А последними работами мастера стали иллюстрации к книгам о Ленине. Начав набрасывать фон для новой картины, Кустодиев поделился своими раздумьями о женщине пышной и цветущей натуры с женой, попросив её помочь с поиском модели15.

История одного шедевра: 
«Купчиха за чаем» 
Кустодиева

На нижнем уровне находятся люди, отдыхающие от повседневных забот. И действительно от его выразительных и красочных женских портретов сложно оторваться. Средний, основной план выписан менее подробно, условно.

В живописной структуре картины проявляется своеобразие кустодиевского метода: здесь все совершенно убедительно и «правдиво», все построено на тщательнейшем изучении натуры, хотя художник и не повторяет природу, а пишет «от себя», как требует замысел, не останавливаясь перед самыми рискованными красочными сочетаниями и отношениями тонов (так, тело женщины оказывается светлее неба. ). Летом 1918 года Кустодиев приступил к воплощению на полотне своего давнего замысла, связанного с картиной «Чаепитие» (частное собрание) 1913 года, на которой изображено застолье дебелых купчих во главе с чинным купцом— отцом семейства, в котором художнику виделся действительный тайный советник, сенатор-правовед Николай Таганцев141516. «Картины в моей голове сменяются, как кино», – говорил Кустодиев. В связи с этим Кустодиев отмечал, что «худые женщины на творчество не вдохновляют»3619. Это души, достигающие зрелости и мудрости, начинающие ценить жизненный покой.

Особую известность завоевал картинами из жизни российской провинции. Однако некоторые моменты из первоначального эскиза Кустодиев всё же перенёс на картину30. На нижнем уровне находятся люди, отдыхающие от повседневных забот.

Чаепитие» написана масляными красками, но полотно рождает эффект акварельной зарисовки. Яркая и изобильная картина Кустодиева «Купчиха за чаем» была написана художником в голодный 1918 год, время разрухи и революционной смуты. То были сюжеты и люди уже ушедшей, но не утратившей свой терпкий аромат жизни. Облаченная в дорогое парчовое платье с глубоким декольте, обнажающим впечатляющую округлость белосахарных плеч, в шелковой чалме, короной венчающей голову, с янтарными серьгами в ушах, эта русская богиня «царит» над всем миром, вбирая в себя его соки и краски. Огромный начищенный до блеска самовар, сочный алый арбуз, налитые спелостью яблоки, прозрачный виноград, румяная сдоба и даже кот, что мурлыча, ластится к хозяйскому плечу, – все это символы достатка купеческого дома.

Михаил Нестеров, посетивший вместе с Всеволодом Воиновым в марте 1923 года квартиру Кустодиева в Петрограде, высоко оценил его работы на тему купечества, особенно задержавшись возле картины «Купцы», написанной ещё в 1918 году (известна также как «Гостиный двор», «Торговые ряды»). Их позы, неспешное чаепитие, — распространяют на всю картину ощущение умиротворенности, покоя и уюта. Стоит заметить, что Кустодиев иронично наделил мордочку кота чертами хозяйкиного лица26. Чаепитие стало традицией в русской семье с XVIII века. 1918.

Картина «Чаепитие в Мытищах» была написана Перовым в 1862 году по заказу администрации города. Конечно, основной темой выставки стала революционная. Очень часто моделями для купчих Кустодиеву служили представительницы интеллигентной среды.

Он показал на выставке 11 картин, в том числе впервые «Купчиху за чаем», которую разместили в центре одной из стен, целиком предоставленной в пользование художнику39404123. Вместе с тем, творчество Кустодиева более оптимистично, жизнерадостно и национально, что роднит его с искусством таких московских мастеров, как К. Ф. Юои и И. Э. Грабарь. Этот мир был уничтожен вихрем революции с приходом к власти большевиков. Но «Купчиха за чаем» занимала центральное место в одном из залов.

Со времен посещения Мытищ Екатериной II, пить чай там считалось хорошим тоном.

Женщина красива. Фактура письма ровная, гладкая, напоминающая эмаль. Из-за нужды семье Кустодиева пришлось продавать личные вещи, сам художник из-за отсутствия заказов занялся оформлением улиц Петрограда к годовщине революции, а на жену его легло ведение всего хозяйства, включая колку дров1213. Плавные, неторопливо-спокойные пластические ритмы, формы, линии направляют зрительское внимание от периферии холста к его центру, словно стягиваются к нему, совпадающему со смысловым ядром композиции: обнаженные плечи – рука с блюдцем – лицо – небесно-голубые глаза и (в самом центре, как «ключ композиции») – алые губки бантиком. Чем хуже становилось его физическое состояние, тем ярче и жизнерадостнее были его работы.

К тому же в это время у художника были серьезные проблемы со здоровьем – еще в 1911 г. ему поставили диагноз «костный туберкулез», позже в позвоночнике образовалась опухоль, болезнь прогрессировала и к моменту написания «Купчихи за чаем» Кустодиев уже три года был прикован к инвалидному креслу. Пышная, полная, сытая белотелая, румяная, голубоглазая и русоволосая молодая женщина, в общем, довольная и весёлая купчиха, удобно устроившись, вальяжно сидит за столом на балконе деревянного особняка, в своём «домашнем раю». Наконец кухарка подошла и в дверь постучала: «Самовар, — говорит, — под яблонью глохнет».

На прогрессивную публику того времени картина «Чаепитие в Мытищах» произвела огромное впечатление, а Василий Перов только лишний раз подтвердил данное ему современниками «звание» сатирика-жанриста, глубоко понимающего русскую жизнь. И такие молодцы проглядели революцию. Это души, достигающие зрелости и мудрости, начинающие ценить жизненный покой. Эта картина сейчас хранится в Нижегородском государственном музее.

Купчиха спокойна и величава в сознании своей красоты и женского обаяния. Одна из известнейших — «За чайным столом». Я зарабатывал громадные деньги, жил с царственной роскошью» Большой интерес проявлял художник и к «красивой старине» — он коллекционировал предметы русского быта. Даже наоборот, образ русской купчихи кажется немного ироничным, добрым и даже невинным. Да и сам Кустодиев в 1923 году нарисовал еще одну похожую картину – «Купчиха, пьющая чай». Многие традиционные чайные церемонии не обходятся лишь вкушением аромата напитка.

Примечательно, что для реальной жизни у Кустодиева был один вкус, а для живописи— другой. Правда их в этом провела интеллигенция Крепкий и цельный народ— купечество». Борис Михайлович Кустодиев родился в семье преподавателя духовной семинарии.

Купчиха выглядит старше и внушительней самой модели, более миловидной и в реальности обладавшей пышными, но всё же гораздо меньшими формами10122113. Над ними возвышается фигура девушки в окне, словно душа, поднимающаяся над землей в любовном порыве. К тому же в это время у художника были серьезные проблемы со здоровьем – еще в 1911 г. ему поставили диагноз «костный туберкулез», позже в позвоночнике образовалась опухоль, болезнь прогрессировала и к моменту написания «Купчихи за чаем» Кустодиев уже три года был прикован к инвалидному креслу. Можно сказать, что «Купчиха за чаем» является вдохновенной поэмой о русской красоте, прощальным памятником старой России, замечательным и характерным образом, своего рода апофеозом воспоминаний о сочных пышных красавицах, о приближающихся лазоревых вечерах, о монументально торжественных чаепитиях, о неторопливой, будто неизбывной и безмятежной жизни с её размеренным укладом, сытым и бездумным существованием.

А за балконом медленно течет уличная жизнь. Баронесса обладала пышными формами и была вполне в художественном вкусе Кустодиева, признававшегося, что «худые женщины на творчество не вдохновляют». В 1910 удостоился чести дать автопортрет в галерею Уффици (Флоренция), где собраны автопортреты величайших художников за несколько столетий. Автор жанровых картин, портретов, книжных иллюстраций. И это показательно. В июне 1924 года на XIV Международной выставке в Венеции Кустодиев представил несколько своих работ, в том числе «Купчиху за чаем», а также «Большевика»2554.