Кустодиев Художник Картины
Однажды, гуляя по берегу Волги, Кустодиев увидел женщину, красота, стать и величие которой просто потрясли его и художник написал эту картину. Особенности творчества художника Бориса Кустодиева: любил жанр портрета-картины, когда характер героя раскрывается через окружающий его пейзаж интерьер или даже служащую фоном жанровую сцену не жалел для бытовых сцен декоративности и зрелищности с большой симпатией писал жизнь провинции. Художник Борис Кустодиев в течение всей своей жизни написал большое количество картин. Картина художника Кустодиева Японская кукла была написана в 1908 году, она изображает маленькую Ирину Кустодиеву в момент игры с экзотической японской куклой.
Примерно за год до своей смерти Борис Кустодиев закончил работать над своей сокровенной картиной «Русская Венера» — художник сильно болел, мог работать всего несколько часов в день и потому писал картину целый год.
Лучшие картины русского художника Бориса Кустодиева
Он родился в Астрахани 23 февраля 1878 года. С тех пор, как врачи диагностировали у Кустодиева опухоль в спинномозговом канале, операции следовали одна за другой, но приносили лишь временное облегчение.
Он с гордостью телеграфирует в Астрахань, что «начал зарабатывать искусством» – эскиз «В мастерской художника», выставленный в помещении Общества поощрения художеств, принес ему целых 16 рублей. Детство Бориса Кустодиева не было беззаботным. Это было время первых побед и больших надежд: у художника родился сын, ему выплатили гонорар в 3, 5 тысячи за работу над «Торжественным заседанием Государственного совета», все границы были перед ним открыты. Сначала Борис учился в духовном училище, а затем и в духовной семинарии. Зашел с мороза прямо в шубе. Но что еще более важно отметить – это общая (что для Кустодиева, что для Брейгеля) любовь к обыденным радостям простых людей искреннее восхищение жизнью и ее поэзией.
Как признание заслуг, в 1907 году его принимают в Союз русских художников. Он — смысл жизни семьи, радость бытия, слагаемая из кровной привязанности матери и ребенка. Затащил мужика с базара — и писал при народе.
Первыми значительными работами Кустодиева стали реалистичные и одухотворенные портреты современников (художника И. Я. Билибина, скульптора Д. С. Стеллецкого, гравера В. В. Матэ и др. ) Эти портреты, показанные на выставках в Петербурге (1896, 1897, 1900, 1901), Мюнхене (1901) и Вене (1901), принесли молодому художнику, еще не окончившему академию, широкую известность. Искусство требует всей жизни. В 1905 году близ Кинешмы был построен дом-мастерская, который художник любя называл «Теремом». Высота комнат необычная.
Домашние рады его успехам, впрочем, Екатерина Прохоровна предостерегает сына, чтобы тот «не слишком восхищался натурщицами». И Репину отводилась роль эдакого «прожектора перестройки». В письме матери он пишет: «Скоро Великий пост, весна, а Питер как будто не думает о ней. На глубоко реалистичной основе Кустодиев создавал поэтическую мечту, сказку о провинциальной русской жизни. Картину представили на выставке общества «Мир искусства». После октября 1917 года в исторической живописи появились новые темы и герои.
Борис Кустодиев: картины с названиями, описание работ, фото
Обучался сначала в мастерской В. Е. Савинского, со второго курса— у И. Е. Репина. Эти его работы похожи на красочные сны о старой России. В воде играют солнечные зайчики, с которых малыш не сводит глаз, неуклюже пытаясь поймать.
В Париже художник успел присмотреться к французской живописи и с толком использовать впечатления в прекрасной картине «Утро» (1904), но менее чем через полгода вернулся в Россию, соскучившись по родине. Принимал участие в работе над картиной Репина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, Русский музей, Санкт-Петербург). Выполнил серию из 20 акварелей «Русские типы» (1920) и воскресил с максимальной достоверностью собственное детство в ряде картин, а также в серии «Автобиографические рисунки» (1923) – подобной Пушкинским зарисовкам. Она была его музой, подругой, помощницей и советчицей (а позже много лет и медсестрой и сиделкой).
Здесь зритель видит и катание на санях и балаган и ледяные горки – типичные «дореволюционные» развлечения на Масленицу. Параллельно комнатам огромный коридор где мы с Кириллом носились на роликах. Певец этот – русский гений и его облик должен сохраниться для потомков. В Испании художник делал копии с картин знаменитого Д. Веласкеса.
Художник Кустодиев – биография и описание картин
В Париже он пишет лирическую картину «Утро», где изображает свою жену и купающегося в корыте сына-первенца. Энергия и жизнелюбие Кустодиева были поразительны. Отца своего он почти совсем не помнил. В Кустодиеве обнаружился дар портретиста и, еще будучи студентом, он выполнил ряд первоклассных портретов – Даниила Лукича Мордовцева, Дмитрия Семеновича Стеллецкого, Ивана Яковлевича Билибина (все 1901), Василия Матэ (1902).
После возвращения Кустодиев очень удачно испробовал силы в книжной графике, в частности проиллюстрировав «Шинель» Николая Гоголя (1905), а также в карикатуре, сотрудничая в сатирических журналах периода первой русской революции. Первая – гостиная с зелеными полосатыми обоями. В его творчестве находят отражение новые идеи, а картины Бориса Кустодиева высоко оценивают критики.
Кустодиев: самые яркие картины написал в инвалидном кресле
Репин привлекает молодое дарование к соавторству в работе «Заседание Государственного Совета». Революцию Кустодиев воспринял карнавально, в духе народного лубка. Словно средневековые цеховые мастера во время торжественной церемонии. Мать нежно придерживает руками спинку и ножки ребенка, который хлопает ручонками по воде.
Особо часто он посещал такие города и сёла, как Кострома, Кинешма, Романов-Борисоглебск (Тутаев), Нижний Новгород и др. Большое значение в этих работах придаётся линии, рисунку, цветовому пятну, формы обобщаются и упрощаются— художник обращается к гуаши, темпере.
Некоторое время спустя наставником Бориса стал знаменитый мастер кисти Илья Репин, высоко оценивший дарование молодого художника и пригласивший его принять участие в совместном написании группового портрета «Торжественное заседание Государственного Совета». «Московский трактир» — одна из тех картин, чьи малые размеры не мешают, а удивительным образом способствуют монументальности. В глазах огромного большевика холод, как знак необратимости перемен. «Адскую почту» постигла участь «Жупела» : тираж был конфискован, а журнал закрыт. Совсем еще молодая мать, Екатерина Прохоровна, осталась одна с четырьмя детьми.
В том же году он венчается с Юлией Евстафьевной Прошинской, бывшей «смолянкой». В 1906 году Кустодиев выступает с работами новыми по своей концепции— сериями полотен на темы ярко-праздничного крестьянского и провинциального мещанско-купеческого быта («Балаганы», «Масленицы»), в которых видны черты модерна. Восторженно встретив революцию 1917 года, он вскоре разуверился в большевиках. Кустодиев, так же как и Иванов использует прием фрагментарности, в результате чего изображение приобретает вид кадра, момента, выхваченного из прошлого. Свет переливается в мыльной пене (которую художник одной рукой взбивал в тазу, другой писал) мокрый потолок, на котором отразились клубы пара, вдруг стал подобен небу с пышными облаками.
Здесь семья проводила каждое лето и это время для нее было самым счастливым. Несмотря на это, последнее десятилетие его жизни оказалось необычайно продуктивным. Бегали в прятки.
Борис Кустодиев – биография, фото, картины, личная жизнь художника
Всякую возможность он использует, чтобы вырваться из гранитных объятий Санкт-Петербурга. Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России. В 1909 году у Бориса Михайловича была обнаружена серьезная опухоль спинного мозга.
Он учился в духовном училище, потом в семинарии, но увлекся искусством, в 1896 году, оставив семинарию, уехал в Петербург и поступил в Академию художеств (АХ). В период с 1916 по 1922 год Кустодиев создал несколько полотен изображающих масленичные забавы («Масленица», 1916, Третьяковская галерея, Москва).
В 1916 году наступил полный паралич ног. Любуясь чувственной красотой своих героинь их тяжеловесной грацией, автор в то же время слегка иронизирует над ними, осуждая их самодовольство и ленивое равнодушие. После революции создал лучшие свои вещи в сфере книжной иллюстрации ("Леди Макбет Мценского уезда" Н. С. Лескова "Русь" Е. И. Замятина обе работы – 1923 и др. ) и сценографии ("Блоха" Замятина во 2-м МХАТе, 1925 и др. ).
Он разворачивал увлекательные рассказы, полные занимательных подробностей, в многофигурных композициях «Ярмарка» (1906, 1908), «Деревенский праздник» (1910) и воссоздавал характерные русские женские типы в картинах «Купчиха», «Девушка на Волге», «Красавица» (все 1915), окрашенных восхищением и мягкой авторской иронией. Художник – без рук.
Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева – портретиста (И. Однако, за «Жупелом» последовал журнал «Адская почта», в котором Борис Михайлович Кустодиев отличился шаржами на графа Игнатьева, обер-прокурора Синода Победоносцева и многих других героев репинской картины «Торжественное заседание Государственного совета». Борис поступает в Академию художеств в Петербурге, учится блестяще.
Загадка самой известной картины Кустодиева: кем на самом деле была «Купчиха за чаем»
Но интересовала Кустодиева только живопись. Репин говорит: «Глаз свой воспитывайте еще пуще руки». Большую смысловую нагрузку несут в полотне детали: трущийся о плечо хозяйки толстый ленивый кот, купеческая чета, пьющая чай на соседнем балконе изображенный на заднем плане город с церквами и торговыми рядами и, в особенности, великолепный «гастрономический» натюрморт. Ведь коммунистическая революция в России, оседлавшая народный стихийный бунт, уничтожившая быт и бытие интеллигентных чеховских семей (еще раз посмотрите на оборотную сторону баньки), была в той же степени, если не в большей, направлена против вот этого купеческого, нерационального, несправедливого быта и бытия, воплощенного «Русской Венерой».
Это одна из первых больших работ Кустодиева после пережитых операций на позвоночнике. С семи лет Борис посещает церковноприходскую школу, потом переходит в гимназию. Ну не смогла отказать себе в удовольствии-- --это один из моих самых любимых художников. Прикованный последнее десятилетие жизни к инвалидной коляске испытывающий постоянные мучительные боли, часто работающий лежа под установленным над ним холстом, художник именно в эти годы создал особенно много полных красочности и жизнелюбия полотен.
Борис сначала учился в церковно-приходской школе, потом в гимназии. Там он занимался в мастерской Ильи Репина и настолько преуспел, что руководитель пригласил его к себе в помощники для работы над картиной «Заседание Государственного совета». В академии Кустодиев начал писать картины с исторической тематикой. Мне кажется, что в этом он был похож на А. П. Чехова – и тот и другой «уважали» животных и изображали их в своих произведениях как равноправных «членов общества». К этому времени у них уже родился сын.
Борис Кустодиев: самые популярные картины (топ 12)
Картины, посвященные любимому народному празднику, необыкновенно динамичны и многолюдны. Масленичное гулянье» (1921) и даже в своем замечательном портрете Федора Шаляпина фоном сделал все то же гулянье. Солнце бросает свои лучи на крыши домов, образуя голубые тени. Он говорил своему ученику: «Научился немного рисовать — все равно что ничему не научился.
Мать осталась вдовой в 25 лет и содержала четверых детей. Над толпой и домами шагает большевик с красным знаменем в руках. В своих рисунках мастер выступает не только сатириком-обличителем, но и свидетелем знаменательных исторических событий начала XX столетия. Именно в это время он начал поиск собственного неповторимого стиля в живописи. Из Франции мастер едет в Испанию, которая вызывает у него двойственные чувства. Популярность художника растет, о нем все чаще пишут в прессе.
Особенно хорошо у него получались импрессионистические портретные этюды. Тогда этот необычный «диптих», эту замечательную «двойчатку» стоило бы назвать: «Попарились» А можно дать и другое толкование — гораздо более оптимистическое, если можно так выразиться. По окончании Академии у них уже родился сын Кирилл.
Борис Кустодиев – картины с названиями и описанием по алфавиту
Сюжеты произведений живописца также становились своеобразным отражением смутной народной мечты о сытости и довольстве, о бесконечном светлом празднике, где нет и не может быть места грубой реальности. Картина «Купчиха за чаем» уникальна по своей впечатляющей силе и гармонической цельности. Будто впервые. Так, в военные 1940-е годы Павел Дмитриевич Корин написал свой знаменитый триптих «Александр Невский», а Александр Павлович Бубнов — картину «Утро на Куликовом поле».
Несмотря на все трудности и невзгоды, мать смогла привить своим детям любовь к искусству. В послереволюционные годы Борис Кустодиев трудился над произведениями на новые для него темы.
Но интересы Кустодиева выходили за рамки портрета: не случайно он выбрал для своей дипломной работы жанровую картину («На базаре» (1903), не сохранилась). Комнат пять, все они располагались анфиладой. Власов многому научил будущего художника и Кустодиев всю жизнь был благодарен ему. Сияет небо. В 1903 году Кустодиев закончил Академию Художеств, получив за дипломную картину «Базар в деревне» золотую медаль и право на заграничную поездку – Кустодиев выбрал Париж.
Одинаковая одежда выдает в них извозчиков, устроивших себе чайный перерыв. За гостиной – мастерская в два окна, столовая, детская и спальня родителей. Когда ему было девять лет, в город привезли выставку художников-передвижников.
Я. Билибин, 1901). Иногда надевал ролики и папа: он вообще любил кататься на роликах. Творчество великих художников Борис Кустодиев изучал в поездках по Германии, Франции и в других странах. В центре трактира за одним столом разместилась очень колоритная группа. Главной темой творчества художника стала семья.
Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане –«русские венеры»). А шуба. Его болезнь, впервые заявившая о себе еще в 1907-м, прогрессирует. Он настолько любим и известен, что, возможно и не стоило мне приносить это сюда. Литографские иллюстрации в сборнике «Шесть стихотворений Некрасова» (1922), рисунки к повестям Николая Лескова «Штопальщик» (1922) и «Леди Макбет Мценского уезда» (1923) стали гордостью отечественной книжной графики, а среди оформленных им спектаклей блистала «Блоха» Евгения Замятина, поставленная МХАТом 2-м в 1925 году и тотчас же повторенная ленинградским Большим драматическим театром.
Краткая информация о художнике и его картинах
Кустодиев тоскует по провинции, ему отчаянно недостает ее безыскусности, сочных красок, «реки с зелеными берегами и крыльями парусов». За 2–3 часа надо сделать приличный этюд Пишу бабу покладистую — хоть неделю будет стоять. Итогом стала «Масленица» (1916) – идиллическая панорама праздника в русском провинциальном городе. В 1916 году он написал «Масленицу», которую высоко оценил Репин.
Нельзя не отметить как сходство в композиции, обилии мелких деталей и сцен, так и особенности ракурса всех картин – взгляда на происходящее с высокой точки, словно «в полете», позволяющего одновременно показать и красоту пейзажа и дать множество «театральных» планов для действия персонажей. Он исполнил ряд портретов, среди которых выделялся «Портрет Р. И. Нотгафт» (1909), а также «Портрет священника и дьякона» (1907) и «Монахиня» (1908), превратившиеся в обобщенные социально-психологические типы. В это время Кустодиев писал так много, как не писал будучи совершенно здоровым.
Дело в том, что он любил свою Родину во всех проявлениях, принимая исторические события как данность. Кустодиев никогда не скрывал, что все его образы рождены художественной фантазией. Он варьировал на разные лады темы масленицы в картинах «Балаганы» (1917), «Масленица» (1919), «Зима. Вместе с семьей отправляется в Париж. Старейшина уважаемого собрания сидит под иконой. Ребенок изображен в центре картины неслучайно.
Темой своего первого рисунка «Вступление» он выбрал подавление восстания на Красной Пресне. Под его началом Борис Кустодиев быстро растет – в первую очередь, как портретист. К этому же времени относится увлечение художника темой Масленицы. Париж восхищал его, а вот выставки не очень понравились.
Несмотря на это, художник продолжал с увлечением работать. Кустодиев твердо решает стать художником. Какова шуба на нем.
Сайт о жизни и творчестве художника
Через полгода вернувшись на родину, он плодотворно работает. И все же жизнь в Петербурге его тяготит. Вместе с семьей Кустодиев выехал в Париж. Среди графических работ Кустодиева — «Манифестация» (1906), «Первомайская демонстрация у Путиловского завода» (1906). Кустодиеву не было и пятидесяти лет, когда его не стало. Алое знамя трепещет на ветру, захватывая своим пламенем весь город.
Он, как это принято говорить мистиками, взыскан Если в отношении другого прославленного паралитика, начавшего писать как раз в то время, когда Кустодиев умер, уместно применить название его же собственного романа «Как закалялась сталь», то для Кустодиева просится название другого рода: «Как пишутся жизнерадостные полотна». Яркие краски придают картине мажорное звучание. В связи с этим Шаляпин заехал к художнику домой. Так, все новые и новые версии создаются в 1917 и 1919 годах, а в 1921 году Кустодиев пишет портрет Федора Шаляпина вновь на фоне масленичных гуляний.
Чертовски трудно. Он жить не сможет». Болезнь прогрессировала. Борис Кустодиев родился 7 марта 1878 года в Астрахани.
Что касается Кустодиева, власти закрыли глаза на его «оппозиционные шалости» : слишком уж очевиден и ценен был его талант. Работы зрелищные, декоративные раскрывают русский характер через бытовой жанр. С другой – бой быков («Как все это странно и дико: убийства с кровью – ужасно и безжалостно. ») и Музей современного искусства («Что-то ужасное по своему безобразию и бездарности. »). К тому времени отец Бориса уже умер, а своих средств на учебу у Кустодиевых не было, ему оказал помощь дядя, брат отца. Анатомию человека не знаешь — не пытайся обнаженную натуру писать, не дастся она тебе.
Настоящий мастер – художник Борис Михайлович Кустодие
Увидеть эту прекрасную картину можно в Государственном Русском музее Санкт-Петербурга. Потом ездил (уже один) в Испанию, там познакомился с испанской живописью, с художниками, в письмах делился с женой впечатлениями (она его ждала в Париже). Свою дачу-мастерскую он называл «Теремом». Папа внимательно следил за их «личной жизнью», любил наблюдать за ними, с удивительным мастерством имитировал их повадки. Живописал тихую жизнь провинции в «Голубом домике», «Осени», «Троицыном дне» (все 1920). А может быть именно вот таким образом и стоило.
Денег было очень мало и семья часто жила впроголодь. Свои уроки мастерства получал В Петербургской академии художеств у И. Е. Репина. Молодой студент много пишет с натуры и увлекается портретом. Тогда же вступил в объединения известные как: Мир искусства и Союз русских художников. Отца, преподавателя духовной семинарии, не стало, когда мальчику было чуть больше года.
Когда старый приятель – Иван Билибин – предложил художнику войти в редколлегию сатирического журнала «Жупел», тот согласился с энтузиазмом. В 1896 году поступил в Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств. Художники стремились запечатлеть бурные события, свидетелями которых они стали. Родившийся в небогатой семье, Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) готовился стать священником.
Он побывал в Париже, где учился в частной студии Р. Менара. По узким улочкам Москвы льется вязким потоком толпа. Одна из наиболее известных жанровых картин художника — «Ярмарка» (1906, Третьяковская галерея, Москва). Журнал вскоре закрыли, Билибин был арестован. Только щеки да нос краснеют». Кроме своей художественной деятельности Борис Михайлович пробовал себя, весьма небезуспешно, в скульптуре (1908 г).
- Кустодиев Борис МихайловичКартины и биография
- Кустодиев Борис Михайлович (1878 – 1927)
- Художник Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927)
- Картины — Кустодиев, Борис Михайлович
- Борис Михайлович Кустодиев (1878–1927)
Столько в его работах жизни, такая мощная энергетика. Помню квартиру около Калинкина моста, на Мясной улице, 19. Он, в своем инвалидном кресле, бывал на премьерах в театрах и даже совершал дальние поездки по стране. Живопись его делалась все более красочной, приближаясь к народному искусству. Ах, если бы я обладал сверхчеловеческой способностью все это запечатлеть.
Жена Кустодиева Юлия (сам художник был под наркозом) решила: «Руки оставьте, руки. Кустодиев редко высказывал свои политические воззрения. Неудивительно, что от Парижа он пришел в восторг. В «Масленицах» наиболее полно отразилось увлечение Кустодиева живописью старых нидерландских мастеров, в первую очередь, Питера Брейгеля Старшего. Картина вызывает страх и тревогу.
- Кустодиев Борис Михайлович (Россия, 1878-1927)
- Смотреть галерею Смотреть галерею Кустодиева Бориса Михайловича
- Борис Михайлович Кустодиев и круг его интересов
- «Вот уж кто чудит, так это Кустодиев»
- Астраханское детство Бориса Кустодиева
В картинах «Купчиха за чаем» (1918), «Купчиха с зеркалом» (1920), «Русская Венера» (1925-26) продолжил галерею женских типов, начатую в давней «Купчихе». За свою программную работу «На базаре» (картина не сохранилась, остался только ее этюд) художник получил золотую медаль и право на заграничную поездку. Угадывается даже некоторое сходство образа на этой иконе со строгим и торжественным лицом председателя чаепития.
В этих композициях отразилось увлечение мастера народным творчеством, а также искусством Питера Брейгеля Старшего, произведениями которого («Битва Масленицы и Поста», 1559, Музей истории искусства, Вена «Фламандские пословицы», 1559, Государственные музеи, Берлин) Кустодиев всегда восхищался. И. Шаляпин». Просто московский трактир, где купцы дуют чай. Спустя два года обучения в общих классах, его принимают в мастерскую И. Репина.
«Я помню отца еще молодым, необычайно подвижным, элегантным, веселым, ласковым. Тот умер, когда мальчику было всего лишь несколько лет. Он написал две большие картины с изображением праздника в честь открытия II Конгресса Коммунистического Интернационала исполнил множество графических и живописных портретов, делал эскизы праздничного оформления Петрограда, рисунки и обложки для книг и журналов разного содержания изготовлял настенные картинки и календарные «стенки», оформил 11 театральных спектаклей. Здесь он без устали впитывает в себя европейскую культуру и много рисует сам.
Кустодиев одновременно работал над изображением своего идеала русской красоты в «Руси ушедшей» и над пропагандистскими плакатами, картиной «Большевик» и обложкой журнала «Коммунистический интернационал». Казалось бы и брови незаметные, белесые и глаза блеклые, серые, а красавец.
- Картины Бориса Михайловича Кустодиева
- Банкет для экипажа Эдварда Йорка
- Весь организм его, кроме мозга, сердца и рук, был поражен
- Книги, графика, плакат, календари, декорации
Но главным делом для него все равно продолжала оставаться живопись. Из этой чайной хочется вырваться, в ней недолго и с ума сойти. В 1903 году Кустодиев отправился в Европу.
Вот кого рисовать-то. Чего было вдоволь у них, так это доброты, нежности, материнской любви. Несмотря на то, что молодой художник снискал широкую известность как портретист, для своей конкурсной работы Кустодиев выбрал жанровую тему («На базаре») и осенью 1900 года выехал в поисках натуры в Костромскую губернию. Несмотря на запреты врачей, Кустодиев начал работать вскоре после операции. Мы жили на третьем этаже.
- Западноевропейская и антикварная живопись
- Декоративно-прикладное искусство
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- Самое интересное в виде мозаики
А музыкальное сопровождение обеспечивают певчие птицы в клетках под потолком. Кустодиеву удалось обобщить собственные впечатления о революции используя аллегорию. Но остался на родине и продолжал исступленно работать. Увидеть эту картину можно в петербургском Государственном Русском музее.
Чинно и с достоинством вкушают чай извозчики. Свою судьбу Кустодиев встретил еще в 1900 году во время путешествия по Волге. Материал для них он черпал из воспоминаний детства и впечатлений от частого пребывания в Заволжье, в Кинешемском уезде, где в 1905 году построил дом-мастерскую.
- Записки переводчика с Андреем Десницким
Жанр и портрет русской провинции известен поклонникам творчества этого художника по картинам «Купчиха», «Купчиха за чаем», «Ф. На самом деле тем, кто знаком с личностью Бориса Михайловича, это совсем неудивительно. Зритель как будто слышит разноголосый гомон, музыку гармоники в руках молодого парня.
Борис Кустодиев во многих своих лучших полотнах сумел показать такую иллюзию. Лечение не помогло и Борис Михайлович вернулся на родину. Репин привлек молодого художника к соавторству в картине Заседание Государственного Совета (1901–1903, Русский музей, Петербург).
В 1903 году Кустодиев награждается золотой медалью и правом на заграничную пенсионерскую стажировку на один год за дипломную работу «Базар в деревне». Действие этих работ всегда происходит в городе, пейзаж которого – собирательный образ из многих провинциальных и столичных мест, а сюжет практически всегда разбивается на множество мизансцен, в которых участвуют самые разные «народные» типы – крестьяне, купцы, разносчики, торговцы, офицеры и гармонисты. Его эскизы «Бунт против бояр на старой Руси» (1897) и «У кружала стрельцы гуляют» (1901, Русский музей, Санкт-Петербург), предназначенные для академических конкурсов, немного напоминают исторические полотна С. В. Иванова. В том же 1906-м Борис Михайлович получил госзаказ: к 100-летию Финляндского полка художнику было поручено написать портреты его основателя Александра I, а также Николая II.
Кустодиев Борис Михайлович – русский художник, который родился в Астрахани в 1878 году. Во время одного из таких «побегов» – в поместье Высоково в Костромской губернии – он знакомится со своей будущей женой Юлией Прошинской. Ю. Е. Прошинская была самым верным другом художника. Незадолго до поступления Кустодиева, Александр III задумал реформу художественного образования, которою сформулировал просто: «Выгнать всех, передвижников позвать. ».
Первые три картины «Масленица» написаны в 1916 году и эта тема не оставляет художника вплоть до 1922 года. Впоследствии художник выполнил несколько живописных портретов любимой жены. Уже в эти время проявляется виртуозный талант Кустодиева. Человек, последние десять лет жизни (с 1917 по 1927й) проведший недвижимым и рисовавший веселые картины — будь то декорации к «Блохе» или обнаженные бабы, про которых не скажешь, что это французские «ню», это — русские «нннууу», — этот человек удостоен судьбой иметь сюжет своей жизни.