Кустодиев Картины С Названиями

Лучшие картины русского художника Бориса Кустодиева

Картина экспонируетсяв Санкт-Петербурге, в музее-квартире И. Бродского. Какова шуба на нем. Несмотря на запреты врачей, Кустодиев начал работать вскоре после операции. Но большой удачей художника эту его работу все же назвать нельзя.

«Московский трактир» — одна из тех картин, чьи малые размеры не мешают, а удивительным образом способствуют монументальности. Движение праздника можно почувствовать по залихватски мчащимся саням. Будто впервые.

Но тяга к рисованию, проявившаяся с детства, не оставляла надежды учиться профессии художника. Национальный колорит Кустодиев использовал и при написании портретов используя его в качестве фона холста для раскрытия внутреннего мира человека. И все же жизнь в Петербурге его тяготит. Он, как это принято говорить мистиками, взыскан Если в отношении другого прославленного паралитика, начавшего писать как раз в то время, когда Кустодиев умер, уместно применить название его же собственного романа «Как закалялась сталь», то для Кустодиева просится название другого рода: «Как пишутся жизнерадостные полотна». Связи с вятскими издателями сохранились и в 1902 году Б. М. Кустодиев впервые обращается к гоголевской теме профессионально 151 иллюстрирует «Мертвые души» для задуманного вятским издательством трехтомного собрания сочинений Н. В. Гоголя. Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане –«русские венеры»).

Обо всем этом мы уже рассказывали читателям3. Кроме своей художественной деятельности Борис Михайлович пробовал себя, весьма небезуспешно, в скульптуре (1908 г).

Одной из лучших работ раннего творчества стала «Ярмарка». Она была его музой, подругой, помощницей и советчицей (а позже много лет и медсестрой и сиделкой).

Словно средневековые цеховые мастера во время торжественной церемонии. Богатое разноцветье билибинских книг для Государственного издательства было неподъемным. Инициативу «Шиповника» подхватило петербургское издательство «Общественная польза», выпустившее в 1910 году хрестоматию «Детский альманах». Уже в эти время проявляется виртуозный талант Кустодиева. В своей автобиографической книге «Маска и душа» Шаляпин так пишет о своих встречах с художником: «Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей. Он писал дородных купеческих жен 151 как одетых, так и обнаженных.

Здесь была опубликована «Сказка о попе и его работнике Балде», мотивы которой были положены в основу иллюстрации, помещенной на обложке. Зашел с мороза прямо в шубе. Свет переливается в мыльной пене (которую художник одной рукой взбивал в тазу, другой писал) мокрый потолок, на котором отразились клубы пара, вдруг стал подобен небу с пышными облаками. Репин привлек молодого художника к соавторству в картине Заседание Государственного Совета (1901–1903, Русский музей, Петербург). Так, начав год с провокационных карикатур, Кустодиев окончил его в статусе придворного портретиста.

Борис Кустодиев: 
картины с названиями, 
описание работ,

Борис Кустодиев: картины с названиями, описание работ, фото

Первым 151 в 1919 году 151 был подготовлен сборник, в который вошли «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о золотом петушке». Из этой чайной хочется вырваться, в ней недолго и с ума сойти. Первый опыт иллюстрирования был предпринят в 19011511902 годах, когда в провинциальной Вятке вышла в свет очень плохо напечатанная книга «Тарас Бульба». Искусствоведы отмечают, что в парижский период палитра картин художника Кустодиева заметно светлеет.

Кустодиеву не было и пятидесяти лет, когда его не стало. Художник обратился к близкому для него жанру портрета, что применительно к «Мертвым душам» уже делал П. М. Боклевский. Когда старый приятель – Иван Билибин – предложил художнику войти в редколлегию сатирического журнала «Жупел», тот согласился с энтузиазмом. Власов многому научил будущего художника и Кустодиев всю жизнь был благодарен ему. Живопись его делалась все более красочной, приближаясь к народному искусству.

Чинно и с достоинством вкушают чай извозчики. Чертовски трудно. Просто московский трактир, где купцы дуют чай.

Выполнил серию из 20 акварелей «Русские типы» (1920) и воскресил с максимальной достоверностью собственное детство в ряде картин, а также в серии «Автобиографические рисунки» (1923) – подобной Пушкинским зарисовкам. Затащил мужика с базара — и писал при народе. Незадолго до поступления Кустодиева, Александр III задумал реформу художественного образования, которою сформулировал просто: «Выгнать всех, передвижников позвать. ». Работа была заказной. Кустодиев редко высказывал свои политические воззрения. Анатомию человека не знаешь — не пытайся обнаженную натуру писать, не дастся она тебе. Эти его работы похожи на красочные сны о старой России. Вместе с семьей Кустодиев выехал в Париж.

Кустодиев Борис 
МихайловичКартины 
и биография

Кустодиев Борис МихайловичКартины и биография

Начинал он как портретист и именно в этом жанре получил известность. В 1903 году Кустодиев закончил Академию Художеств, получив за дипломную картину «Базар в деревне» золотую медаль и право на заграничную поездку – Кустодиев выбрал Париж. Репин говорит: «Глаз свой воспитывайте еще пуще руки». с реди предков художника преобладали купцы и представители духовного сословия. А незадолго до смерти была создана знаменитая «Русская Венера» 151 гимн во славу женской красоты, увиденной через сугубо национальную исконно русскую призму.

Кустодиев твердо решает стать художником. На переднем плане дети катаются на санках. За 2–3 часа надо сделать приличный этюд Пишу бабу покладистую — хоть неделю будет стоять. В начале 1900-х Кустодиев несколько лет подряд выезжает на натурные работы в Костромскую губернию, после чего выступает с работами новыми по своей концепции – сериями полотен на темы народной жизни, в которых художнику удалось передать неиссякаемую силу и красоту русской души «Балаганы», «Масленицы», «Ярмарки», «Деревенские праздники» и «Гулянье на Волге». Словно само солнце вошло вместе с героиней картины в темноватую обычно баню – и все здесь озарилось.

Журнал вскоре закрыли, Билибин был арестован. Кустодиев тоскует по провинции, ему отчаянно недостает ее безыскусности, сочных красок, «реки с зелеными берегами и крыльями парусов». Он с гордостью телеграфирует в Астрахань, что «начал зарабатывать искусством» – эскиз «В мастерской художника», выставленный в помещении Общества поощрения художеств, принес ему целых 16 рублей.

Революцию Кустодиев воспринял карнавально, в духе народного лубка. Восторженно встретив революцию 1917 года, он вскоре разуверился в большевиках. Несмотря на это, последнее десятилетие его жизни оказалось необычайно продуктивным.

Картины — Кустодиев, 
Борис Михайлович

Картины — Кустодиев, Борис Михайлович

В 1916 году он написал «Масленицу», которую высоко оценил Репин. Портрет государя создан по той же авторской схеме, что и «Автопортрет»: задний план картины имеет не меньший смысл, чем передний, т. к. Родившийся в небогатой семье, Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) готовился стать священником. Неудивительно, что от Парижа он пришел в восторг. Обучался сначала в мастерской В. Е. Савинского, со второго курса— у И. Е. Репина.

Главная героиня полотна смотрит чуть в сторону – либо задумавшись, либо внимательно слушая собеседника, не попавшего на полотно. Он варьировал на разные лады темы масленицы в картинах «Балаганы» (1917), «Масленица» (1919), «Зима. Разрисованные сани, птицы, взвивающиеся ввысь, катание с горок.

Он жить не сможет». Тем не менее в эти годы были написаны многие большие и жизнерадостные картины. Борис Кустодиев родился 7 марта 1878 года в Астрахани. Произведение художника на тему зимы наполнено неподдельной радостью. Свою дачу-мастерскую он называл «Теремом».

Специальное образование будущий художник получил в Академии художеств, где его учителем был Илья Ефимович Репин (1844 151 1930). Борис поступает в Академию художеств в Петербурге, учится блестяще. Всякую возможность он использует, чтобы вырваться из гранитных объятий Санкт-Петербурга. Здесь он без устали впитывает в себя европейскую культуру и много рисует сам. Энергия и жизнелюбие Кустодиева были поразительны.

Популярность художника растет, о нем все чаще пишут в прессе. Ведь коммунистическая революция в России, оседлавшая народный стихийный бунт, уничтожившая быт и бытие интеллигентных чеховских семей (еще раз посмотрите на оборотную сторону баньки), была в той же степени, если не в большей, направлена против вот этого купеческого, нерационального, несправедливого быта и бытия, воплощенного «Русской Венерой». Портрет изображает одновременно и конкретного человека (Николая Александровича Романова) и собирательный образ (царя). Он настолько любим и известен, что, возможно и не стоило мне приносить это сюда. Но храм изображен светлым и расположен между красивыми деревьями.

Масленичное гулянье» (1921) и даже в своем замечательном портрете Федора Шаляпина фоном сделал все то же гулянье. Домашние рады его успехам, впрочем, Екатерина Прохоровна предостерегает сына, чтобы тот «не слишком восхищался натурщицами». Париж восхищал его, а вот выставки не очень понравились.

Художник Кустодиев 
– биография и описание 
картин

Художник Кустодиев – биография и описание картин

Так что самостоятельной эту работу назвать трудно. Певец этот – русский гений и его облик должен сохраниться для потомков. Возможно.

После операции Борису Михайловичу стало легче, но вскоре болезнь вернулась. Заканчивалась Масленица сжиганием соломенного чучела, символизирующего зиму. Картина экспонируетсяв Нижнетагильском художественном музее изобразительных искусств. Проживая в столице, Кустодиев часто выезжает в живописные уголки провинции, чаще всего в городки и села Верхней Волги, в которых из под кисти художника выходили знаменитые образы русского быта и красочные народные типажи.

Кустодиев одновременно работал над изображением своего идеала русской красоты в «Руси ушедшей» и над пропагандистскими плакатами, картиной «Большевик» и обложкой журнала «Коммунистический интернационал». Великий художник менторски сформулировал задачи своего ученика: «Не нужно отступать от выработанных и установившихся типов и свое дать только в самом выполнении, трактовке»2. н а «галантный» XVIII век с напудренными маркизами Бориса Михайловича никогда не тянуло, да и современных ему властителей жизни и их красивых, роскошно наряженных жен Кустодиев не писал.

Принимал участие в работе над картиной Репина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, Русский музей, Санкт-Петербург). Только щеки да нос краснеют». Это было началом становления нового синтетического портрета и «типичной» линии творчества художника. Это одна из первых больших работ Кустодиева после пережитых операций на позвоночнике. В центре трактира за одним столом разместилась очень колоритная группа.

Кустодиев Борис 
Михайлович (1878 
– 1927)

Кустодиев Борис Михайлович (1878 – 1927)

Особенно хорошо у него получались импрессионистические портретные этюды. Тогда же вступил в объединения известные как: Мир искусства и Союз русских художников. Во время одного из таких «побегов» – в поместье Высоково в Костромской губернии – он знакомится со своей будущей женой Юлией Прошинской. Жанр и портрет русской провинции известен поклонникам творчества этого художника по картинам «Купчиха», «Купчиха за чаем», «Ф. А если так, то надо спешить поделиться этой радостью с другими.

Старейшина уважаемого собрания сидит под иконой. А год спустя появилась книга «Русские народные песни, собранные А. С. Пушкиным» (М., 1922), предисловие к которой написал Валерий Яковлевич Брюсов (1873 151 1924). Здесь вам и лихая тройка лошадей в центре полотна, ее догоняет упряжка запряженная двумя лошадьми, а на переднем плане слева скромно но весело рассекает по переулку купеческая семейная пара на санях с запряженным конем белого окраса.

Кустодиев: самые 
яркие картины написал 
в инвалидном кресле

Кустодиев: самые яркие картины написал в инвалидном кресле

Его привлекал прежде всего Николай Васильевич Гоголь. Особо часто он посещал такие города и сёла, как Кострома, Кинешма, Романов-Борисоглебск (Тутаев), Нижний Новгород и др. В 1906 году Кустодиев выступает с работами новыми по своей концепции— сериями полотен на темы ярко-праздничного крестьянского и провинциального мещанско-купеческого быта («Балаганы», «Масленицы»), в которых видны черты модерна.

Говорили о костном туберкулезе, но берлинский нейрохирург поставил другой диагноз: опухоль спинного мозга. Но главным делом для него все равно продолжала оставаться живопись. Но если я когда-либо видел в человеке действительно великий дух, так это в Кустодиеве. С другой – бой быков («Как все это странно и дико: убийства с кровью – ужасно и безжалостно. ») и Музей современного искусства («Что-то ужасное по своему безобразию и бездарности. »). Однако в итоге получилось так, что некрасовский однотомник изданный лишь в 1920 году, вышел вообще без иллюстраций.

Фотобанк картин Кустодиева Бориса

Но остался на родине и продолжал исступленно работать. Ах, если бы я обладал сверхчеловеческой способностью все это запечатлеть. Особо выделяются изображения русских купчих, олицетворяющих собой своеобразных русских «богинь» — картины «Красавица», «Купчиха за чаем». Автор выбирает яркие цвета: ярко-красный или зеленый узор расписных саней, фасад домов. Художник – без рук.

Здесь была опубликована серия иллюстраций Кустодиева 151 к «Неточке Незвановой» Ф. М. Достоевского, к «Дедушке Мазаю» Н. А. Некрасова, к рассказам А. П. Чехова. В центре любого населенного пункта устраивались веселые гулянья. Картина «Купчиха за чаем» уникальна по своей впечатляющей силе и гармонической цельности.

С 1896 года художник обучается в Академии Художеств у Ильи Репина, который доверил ему написать этюды для картины «Заседание Государственного совета». Что касается Кустодиева, власти закрыли глаза на его «оппозиционные шалости» : слишком уж очевиден и ценен был его талант. И. Шаляпин». Б. М. Кустодиеву в работе над «Мертвыми душами» удалось найти новые нотки, в основном сатирические.

В Париже художник успел присмотреться к французской живописи и с толком использовать впечатления в прекрасной картине «Утро» (1904), но менее чем через полгода вернулся в Россию, соскучившись по родине. Бородатые, угрюмые худощавые люди сидят с гвардейской какой-то суровой выправкой, отвернулись от снеди, которой завален прилавок, — чай и баранки. Шаляпин тоже высоко ценил искусство Б. Кустодиева, которого называл «замечательным» и «бессмертным».

А музыкальное сопровождение обеспечивают певчие птицы в клетках под потолком. Вот таким образом кустодиевские иллюстрации чернобелые. Одинаковая одежда выдает в них извозчиков, устроивших себе чайный перерыв. А шуба. Фон картины – это символ мира, в котором существует человек изображённый на портрете. В 1909 году у Бориса Михайловича была обнаружена серьезная опухоль спинного мозга.

Книжная графика 
Бориса Кустодиева

Книжная графика Бориса Кустодиева

Первое советское издательство 151 Литературноиздательский отдел Наркомпроса 151 начало выпускать многотиражную «Народную библиотеку». Вот кого рисовать-то. Беззаботное веселье, а поодаль видны купола небольшой церкви – символ православия. Это было время первых побед и больших надежд: у художника родился сын, ему выплатили гонорар в 3, 5 тысячи за работу над «Торжественным заседанием Государственного совета», все границы были перед ним открыты. Там он занимался в мастерской Ильи Репина и настолько преуспел, что руководитель пригласил его к себе в помощники для работы над картиной «Заседание Государственного совета».

В связи с этим Шаляпин заехал к художнику домой. Казалось бы и брови незаметные, белесые и глаза блеклые, серые, а красавец. Я. Билибин, 1901).

Человек, последние десять лет жизни (с 1917 по 1927й) проведший недвижимым и рисовавший веселые картины — будь то декорации к «Блохе» или обнаженные бабы, про которых не скажешь, что это французские «ню», это — русские «нннууу», — этот человек удостоен судьбой иметь сюжет своей жизни. Картина эта, к сожалению, завершена не была. И Репину отводилась роль эдакого «прожектора перестройки». В 1896 году поступил в Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств. Живописал тихую жизнь провинции в «Голубом домике», «Осени», «Троицыном дне» (все 1920).

Несмотря на то, что молодой художник снискал широкую известность как портретист, для своей конкурсной работы Кустодиев выбрал жанровую тему («На базаре») и осенью 1900 года выехал в поисках натуры в Костромскую губернию. Тогда этот необычный «диптих», эту замечательную «двойчатку» стоило бы назвать: «Попарились» А можно дать и другое толкование — гораздо более оптимистическое, если можно так выразиться. Свои уроки мастерства получал В Петербургской академии художеств у И. Е. Репина.

Шумно выдохнул – белый пар остановился в холодном воздухе – в доме не топили, не было дров. После революции создал лучшие свои вещи в сфере книжной иллюстрации ("Леди Макбет Мценского уезда" Н. С. Лескова "Русь" Е. И. Замятина обе работы – 1923 и др. ) и сценографии ("Блоха" Замятина во 2-м МХАТе, 1925 и др. ). Один такой праздничный день изображен в очередной картине Кустодиева в 1919 году. Кустодиев родился 23 февраля (7 марта) 1878 года в Астрахани в семье преподавателя местной женской гимназии. От полутонов художник отказался и решал все штрихом в технике пера и туши. Борис Кустодиев любил этого гениального артиста.

Школа была прекрасная и въевшийся в душу реализм стал и единственно возможной манерой творчества и жизненной основой, которой художнику изменять не хотелось, хотя перед глазами был пример других участников объединения «Мир искусства», также учившихся у Репина. Картину представили на выставке общества «Мир искусства». Но интересы Кустодиева выходили за рамки портрета: не случайно он выбрал для своей дипломной работы жанровую картину («На базаре» (1903), не сохранилась). Но Волга стала неотъемлемой частью посмертной судьбы художника: приезжающие в Астрахань туристы прямо с теплохода спешат в Картинную галерею имени Б. М. Кустодиева, а в Нижнем Новгороде 151 в Художественный музей, в где собраны замечательные картины, среди которых знаменитая «Купчиха, пьющая чай» и соблазнительная «Русская Венера». Веселье охватывает всех.

Русские художники 
– Борис Кустодиев

Русские художники – Борис Кустодиев

Впоследствии художник выполнил несколько живописных портретов любимой жены. Итогом стала «Масленица» (1916) – идиллическая панорама праздника в русском провинциальном городе. На самом деле тем, кто знаком с личностью Бориса Михайловича, это совсем неудивительно. Потом ездил (уже один) в Испанию, там познакомился с испанской живописью, с художниками, в письмах делился с женой впечатлениями (она его ждала в Париже). Видно, что идет соревнование, кто быстрее, звонче, удалее. Цветы подсолнуха, листья и бутоны здесь только угадываются.

Легко читаемые надписи выполнены письмом, внешне похожим (но лишь похожим) на древнерусскую скоропись. Когда ему было девять лет, в город привезли выставку художников-передвижников. М. Г. На обложке ее указано: «С 9 рисунками Б. М. Кустодиева, проредактированными академиком И. Е. Репиным».

Под его началом Борис Кустодиев быстро растет – в первую очередь, как портретист. Из Франции мастер едет в Испанию, которая вызывает у него двойственные чувства. Картина Кустодиева Масленица 1916 года значительно выделяется относительно работ других русских мастеров, своей необычной красочностью письма. Восприятиекрасочной идиллии праздника в русской провинции очень легкое и понятное, что соответственно поднимает настроение. Литографские иллюстрации в сборнике «Шесть стихотворений Некрасова» (1922), рисунки к повестям Николая Лескова «Штопальщик» (1922) и «Леди Макбет Мценского уезда» (1923) стали гордостью отечественной книжной графики, а среди оформленных им спектаклей блистала «Блоха» Евгения Замятина, поставленная МХАТом 2-м в 1925 году и тотчас же повторенная ленинградским Большим драматическим театром. В 1912 году Б. М. Кустодиев начал работу над большим живописным портретом художников общества «Мир искусства», которая заняла шесть лет. Увидеть эту картину можно в петербургском Государственном Русском музее.

Народный идеал красоты: 
пышнотелые русские 
красавицы на картинах

Народный идеал красоты: пышнотелые русские красавицы на картинах Бориса Кустодиева

На заседании завязалась дискуссия о роли иллюстраций. В Кустодиеве обнаружился дар портретиста и, еще будучи студентом, он выполнил ряд первоклассных портретов – Даниила Лукича Мордовцева, Дмитрия Семеновича Стеллецкого, Ивана Яковлевича Билибина (все 1901), Василия Матэ (1902). Да и задача «Народной библиотеки» была другой: дать стране простую и прежде всего предельно дешевую книгу. «Адскую почту» постигла участь «Жупела» : тираж был конфискован, а журнал закрыт.

Посетив в возрасте девяти лет выставку передвижников мальчик остается потрясен картинами настоящих живописцев. Искусство требует всей жизни. После возвращения Кустодиев очень удачно испробовал силы в книжной графике, в частности проиллюстрировав «Шинель» Николая Гоголя (1905), а также в карикатуре, сотрудничая в сатирических журналах периода первой русской революции.

Он учился в духовном училище, потом в семинарии, но увлекся искусством, в 1896 году, оставив семинарию, уехал в Петербург и поступил в Академию художеств (АХ).

Смотреть галерею 
Смотреть галерею 
Кустодиева Бориса

Смотреть галерею Смотреть галерею Кустодиева Бориса Михайловича

Для этого были свои причины и, надо сказать, очень грустные 151 художник тяжело заболел. Ну не смогла отказать себе в удовольствии-- --это один из моих самых любимых художников. Однако, за «Жупелом» последовал журнал «Адская почта», в котором Борис Михайлович Кустодиев отличился шаржами на графа Игнатьева, обер-прокурора Синода Победоносцева и многих других героев репинской картины «Торжественное заседание Государственного совета». Жена Кустодиева Юлия (сам художник был под наркозом) решила: «Руки оставьте, руки. Зритель словно наблюдает действо с высоты птичьего полета. Кустодиев интересовался книжной графикой еще в пору учебы в Академии художеств. Мать осталась вдовой в 25 лет и содержала четверых детей.

Но такова необъяснимая с точки зрения «здравого смысла» природа человеческой души: радость внутри человека, а не во внешних проявлениях. А может быть именно вот таким образом и стоило. В картинах «Купчиха за чаем» (1918), «Купчиха с зеркалом» (1920), «Русская Венера» (1925-26) продолжил галерею женских типов, начатую в давней «Купчихе». А участие в написании парадного «Торжественного заседания Государственного совета», к работе над которым молодого художника привлек И. Е. Репин, осталось не более чем эпизодом в его наполненной до краев жизни.

Парадокс. Борис сначала учился в церковно-приходской школе, потом в гимназии. Репин привлекает молодое дарование к соавторству в работе «Заседание Государственного Совета».

Пышнотелые красавицы 
Бориса Кустодиева

Пышнотелые красавицы Бориса Кустодиева

Столько в его работах жизни, такая мощная энергетика. В 19071511909 годах издательство «Шиповник» выпустило в свет имевшую широкий общественный резонанс трехтомную хрестоматию произведений русской литературы «Живое слово», составленную А. Н. Острогорским. Кустодиев. В том же 1919 году, когда увидел свет «Дубровский», Б. М. Кустодиев сделал обложку иллюстрации и небольшой портрет А. С. Пушкина для книги «Руслан и Людмила», которая вышла в Петрограде в 1921 году. К некрасовскому стихотворению Кустодиев еще вернется 151 уже в послереволюционные годы. Это удивительная, яркая, многоцветная и праздничная зарисовка, перекликающееся с лубочным народным искусством.

Большую смысловую нагрузку несут в полотне детали: трущийся о плечо хозяйки толстый ленивый кот, купеческая чета, пьющая чай на соседнем балконе изображенный на заднем плане город с церквами и торговыми рядами и, в особенности, великолепный «гастрономический» натюрморт. Первые признаки болезни появились еще в предвоенные годы. Работы зрелищные, декоративные раскрывают русский характер через бытовой жанр. Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) был учеником И. Репина в Петербургской Академии художеств и даже соавтором репинской картины «Заседание Государственного совета», в которой он написал всю правую сторону, принимал участие в международных выставках, сам побывал в Германии, Испании, Италии, где изучал работы старых мастеров. Он разворачивал увлекательные рассказы, полные занимательных подробностей, в многофигурных композициях «Ярмарка» (1906, 1908), «Деревенский праздник» (1910) и воссоздавал характерные русские женские типы в картинах «Купчиха», «Девушка на Волге», «Красавица» (все 1915), окрашенных восхищением и мягкой авторской иронией. Не помогла и вторая операция, сделанная в марте 1916 года. Увидеть эту прекрасную картину можно в Государственном Русском музее Санкт-Петербурга.

Отца, преподавателя духовной семинарии, не стало, когда мальчику было чуть больше года. Сначала Борис учился в духовном училище, а затем и в духовной семинарии. Кустодиев Борис Михайлович – русский художник, который родился в Астрахани в 1878 году. Темой своего первого рисунка «Вступление» он выбрал подавление восстания на Красной Пресне.

Кустодиев проиллюстрировал для этого издания басню И. А. Крылова «Хозяин и работник». Именно в это время он начал поиск собственного неповторимого стиля в живописи. Творчеству каждого из них мы собираемся в будущем посвятить отдельные статьи цикла «Художники книги ХХ века». Его болезнь, впервые заявившая о себе еще в 1907-м, прогрессирует. Он говорил своему ученику: «Научился немного рисовать — все равно что ничему не научился. Ярко расписные сани, которые мчит пара лошадей вдоль улицы. Он исполнил ряд портретов, среди которых выделялся «Портрет Р. И. Нотгафт» (1909), а также «Портрет священника и дьякона» (1907) и «Монахиня» (1908), превратившиеся в обобщенные социально-психологические типы.

По окончании Академии у них уже родился сын Кирилл. Он написал две большие картины с изображением праздника в честь открытия II Конгресса Коммунистического Интернационала исполнил множество графических и живописных портретов, делал эскизы праздничного оформления Петрограда, рисунки и обложки для книг и журналов разного содержания изготовлял настенные картинки и календарные «стенки», оформил 11 театральных спектаклей. Зимний пейзаж, который служил Кустодиеву фоном для его работ, создает атмосферу карнавала. Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева – портретиста (И. В это время Кустодиев писал так много, как не писал будучи совершенно здоровым.

Борис Кустодиев: 
самые популярные 
картины (топ 12)

Борис Кустодиев: самые популярные картины (топ 12)

Солнце близится к закату, но его лучи, словно задержались, чтобы посмотреть на веселое гулянье. Эткинд так говорит о новой русской портретной школе, пришедшей на смену традиции XIX в. : «Модель подается напористо, крупным планом, занимает изрядную часть холста сохраняется импрессионистическая свежесть первого впечатления, живость непосредственного восприятия». В 1920 году из под кисти Кустодиева выходит еще одна Картина «Масленица» – это быт народа России и его многовековая история. Сам Б. Кустодиев так говорил о своём творчестве: «Любовь к жизни, радость и бодрость, любовь ко всему русскому – это всегда было единственным «сюжетом» моих картин». Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России.

В письме матери он пишет: «Скоро Великий пост, весна, а Питер как будто не думает о ней. Задача была не из легких: к гоголевской поэме обращались многие, начиная с А. А. Агина и Е. Е. Бернардского и кончая коллективом художников, проиллюстрировавших только что вышедший в издательстве А. Ф. Маркса большой импозантный том «Мертвых душ».