Кустодиев Купальщицы
Купить картину или постер Купальщица, художника Кустодиева Бориса Михайловича вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге. Как же мы жрали, как пили, какие бабы были, а теперь В 1921 году Кустодиев пишет «Купальщицу». Как же мы жрали, как пили, какие бабы были, а теперь В 1921 году Кустодиев пишет «Купальщицу».
Картина Бориса Кустодиева Купальщица: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
Болезнь не сломила Бориса Михайловича. Тогда этот необычный «диптих», эту замечательную «двойчатку» стоило бы назвать: «Попарились» А можно дать и другое толкование — гораздо более оптимистическое, если можно так выразиться. «Красавица» экспонировалась среди других работ Кустодиева и эскизов к «Пазухину» на выставках «Мир искусства» в Петрограде и Москве, организованных Константином Кандауровым. Старейшина уважаемого собрания сидит под иконой. Ах, если бы я обладал сверхчеловеческой способностью все это запечатлеть.
Такой типаж был любимым у художника, отмечавшего, что «худые женщины на творчество не вдохновляют». Несмотря на запреты врачей, Кустодиев начал работать вскоре после операции. Зимой 1920-го года Федор Шаляпин как режиссер решил поставить оперу Вражья сила, а декорации поручили выполнить Кустодиеву. Одинаковая одежда выдает в них извозчиков, устроивших себе чайный перерыв.
- Народный идеал красоты: пышнотелые русские красавицы на картинах Бориса Кустодиева
- Пышнотелые красавицы Бориса Кустодиева
- Картина Купальщица Бориса Кустодиева
- Кустодиев Борис Михайлович (1878 – 1927)
- Кустодиев Борис Михайлович (1878 -1927)
- Загадка самой известной картины Кустодиева «Купчиха за чаем»
- Лучшие картины русского художника Бориса Кустодиева
- Художник: Кустодиев Борис МихайловичКупальщица
А в чем состояло понятие красоты у русского народа. Затащил мужика с базара — и писал при народе. Вот такие они – «кустодиевские красавицы». Узрел я её прелесть и ласковость и забыл посты и бдения.
Однако, уже в мастерской узнав о сюжете картины, она воскликнула— «Ну что вы. До 1926 года она хранилась в семье художника, затем в частных собраниях, а в 1938 году поступила в Третьяковку от Ленинградской закупочной комиссии после, предположительно, конфискации имущества арестованных во время репрессий 1937 года10. Купчихи и крестьянки Кустодиева были полной противоположностью этим идеалам. Революцию Кустодиев воспринял карнавально, в духе народного лубка.
Борис поступает в Академию художеств в Петербурге, учится блестяще. Из проема двери выглядывает отец, который наглядеться не может на красавицу дочку. Жанр и портрет русской провинции известен поклонникам творчества этого художника по картинам «Купчиха», «Купчиха за чаем», «Ф. По окончании Академии у них уже родился сын Кирилл. А в чем состояло понятие красоты у русского народа. В центре трактира за одним столом разместилась очень колоритная группа. Какова шуба на нем.
Большинство жанровых картин показывают церковные праздники, народные гуляния. Вместе с семьей Кустодиев выехал в Париж. Он, как это принято говорить мистиками, взыскан Если в отношении другого прославленного паралитика, начавшего писать как раз в то время, когда Кустодиев умер, уместно применить название его же собственного романа «Как закалялась сталь», то для Кустодиева просится название другого рода: «Как пишутся жизнерадостные полотна». Позже этот тип русской Венеры назовут «кустодиевские женщины».
Еще ценилась толстая, в руку, коса. Быт купеческого города на Волге навсегда запечатлеется в его памяти и картины Кустодиева, даже если на них показаны иные места, например, «Ярмарка» или «Гуляние», будут напоминать родные места. И голодные 20-е годы привели на его картины тот тип женщин, которых называют «кустодиевские женщины». Я, актриса Художественного театра, буду голая сидеть. Словно средневековые цеховые мастера во время торжественной церемонии.
Ведь коммунистическая революция в России, оседлавшая народный стихийный бунт, уничтожившая быт и бытие интеллигентных чеховских семей (еще раз посмотрите на оборотную сторону баньки), была в той же степени, если не в большей, направлена против вот этого купеческого, нерационального, несправедливого быта и бытия, воплощенного «Русской Венерой». С 1896 года шесть лет Кустодиев учился у И. Репина. «Красавица» была написана Кустодиевым на пике болезни— опухоли спинного мозга, по причине которой он провёл последние 15 лет своей жизни с парализованными ногами11. Занимая первый план картины, она возвышается над окружающей действительностью. По словам сына, «в начале августа он закончил Красавицу.
Репин привлек молодого художника к соавторству в картине «Заседание Государственного Совета» (1901–1903, Русский музей, Петербург). «Волжские серии» он продолжал писать и после того, как в 1916 году паралич приковал его к креслу.
- Кустодиев Борис Михайлович (Россия, 1878-1927)
- Картины — Кустодиев, Борис Михайлович
- «Кустодиевские женщины»: песнь русской красоте
- Кустодиев Борис Михайлович (Купальщица)
- Кустодиев Борис МихайловичКартины и биография
За 2–3 часа надо сделать приличный этюд Пишу бабу покладистую — хоть неделю будет стоять. Мать осталась вдовой в 25 лет и содержала четверых детей. Репин привлек молодого художника к соавторству в картине Заседание Государственного Совета (1901–1903, Русский музей, Петербург).
А шуба. Болезнь прогрессировала. Сам Кустодиев не был поклонником такого типажа, да и жена его, Юлия, не обладала пышными формами, будучи хрупкой, неброской внешности. В 2005 году в прессе появились сообщения о том, что на лондонском аукционе Christies была продана атрибутированная Кустодиеву и датированная 1919 годом картина «Одалиска» (35 50см), за которую неизвестный русский арт-дилер отдал 1, 5 млн фунтов стерлингов (2, 9 млн долларов), превысив эстимейт более чем в семь раз505152. Смотришь на нее и удивляешься – какая статность.
Казалось бы и брови незаметные, белесые и глаза блеклые, серые, а красавец. Будто впервые. «Московский трактир» — одна из тех картин, чьи малые размеры не мешают, а удивительным образом способствуют монументальности. Старейшина уважаемого собрания сидит под иконой. А музыкальное сопровождение обеспечивают певчие птицы в клетках под потолком.
Отец умер рано, но мальчик, кончая гимназию, стал учиться живописи у местного художника. Мало кому столько доставалось от художественной критики и коллег-живописцев, сколько Кустодиеву. При этом портятся здоровье, кожа, характер. После революции 1917 года, которую он принял в духе народного лубка, Кустодиев создал лучшие свои произведения в сфере книжной иллюстрации.
- Фотобанк картин Кустодиева Бориса
- Самое интересное в виде мозаики
- Молодая купчиха в клетчатом платочке, 1919
- Наиболее известные картины Бориса Кустодиева
- Кустодиев Борис Михайлович, 1878
Борис Кустодиев родился 7 марта 1878 года в Астрахани. Позднее он создал ещё три картины, отличающихся незначительными вариациями в композиции. Пасха, церковь и вера в творчестве Бориса Кустодиева занимает основное место.
Тогда этот необычный «диптих», эту замечательную «двойчатку» стоило бы назвать: «Попарились» А можно дать и другое толкование — гораздо более оптимистическое, если можно так выразиться. Состоя в близких отношениях с Шевченко, Шаляпин очень любил свою «Красавицу» и в 1922 году увез её с собой в Париж, в эмиграцию1739. Игравшая как по-колдовски удалых красавиц, так и бесстыдно разъевшихся баб, бурно и плотоядно скучающих на перинах, Шевченко наделяла свои характерные роли своеобразной размашистой живописностью и была, по определению театрального критика П. А. Маркова, «ослепительная по простоте, яркая, внутренне наполненная, с могучим темпераментом и открытым сердцем»1214. Борис Кустодиев во многих своих лучших полотнах сумел показать такую иллюзию. Это мы видим на картине «Купчиха» (1918).
Несмотря на запреты врачей, Кустодиев начал работать вскоре после операции. Оно стало очень близко больному живописцу, которому отказали ноги. Быт купеческого города на Волге навсегда запечатлеется в его памяти и картины Кустодиева, даже если на них показаны иные места, например, «Ярмарка» или «Гуляние», будут напоминать родные места. За 2–3 часа надо сделать приличный этюд Пишу бабу покладистую — хоть неделю будет стоять.
Париж восхищал его, а вот выставки не очень понравились. Замужняя женщина обладала особой красотой, которая связывалась с плодородием. Как члена объединения «Мир искусства», Кустодиева интересовали не только образы дворянской культуры, но и провинциальный быт— он был настоящим поэтом купечества12. Борис Михайлович Кустодиев родился в семье преподавателя семинарии в Астрахани. Власов многому научил будущего художника и Кустодиев всю жизнь был благодарен ему. Из этой чайной хочется вырваться, в ней недолго и с ума сойти.
Состоя в близких отношениях с Шевченко, Шаляпин очень любил свою «Красавицу» и в 1922 году увез её с собой в Париж, в эмиграцию1739. Из проема двери выглядывает отец, который наглядеться не может на красавицу дочку. А потом меня тысячи людей увидят, позор-то какой. » После уговоров Кустодиева «искусства ради» Шевченко всё же согласилась раздеться для собирательного образа русской женщины, возможно, не без помощи самого Лужского10151918.
Иду в монастырь, где и буду замаливать грехи свои»3591536. Ибо муж, полный творческих планов, не мог существовать без живописи. Она полна спокойной уверенности в своей красоте. Революцию Кустодиев воспринял карнавально, в духе народного лубка. Певец этот – русский гений и его облик должен сохраниться для потомков.
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- «Вот уж кто чудит, так это Кустодиев»
- Народное представление о красоте
По-видимому, Кустодиев считал «Красавицу» своего рода программной работой и итогом исканий своего художественного стиля. Надо сказать, что Юлия Евстафьевна стойко перенесла болезнь мужа. Картину представили на выставке общества «Мир искусства». Среди предков художника – купцы и представители духовного сословия. Несмотря на это, художник продолжал с увлечением работать.
В 2009 году данная работа под номером первым вошла в изданный Росохранкультурой пятый и последний том списка каталога поддельных произведений искусств «Внимание: возможно, подделка. », будучи признанной искусной фальшивкой кисти знатока творчества Кустодиева на основании заключений трёх независимых друг от друга экспертов Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея и Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени И. Э. Грабаря58596061. Вот такие они – «кустодиевские красавицы». Свет переливается в мыльной пене (которую художник одной рукой взбивал в тазу, другой писал) мокрый потолок, на котором отразились клубы пара, вдруг стал подобен небу с пышными облаками. Несмотря на непубличность самого акта сделки, довольно скоро стало известно, что новым владельцем работы оказался российский олигарх Виктор Вексельберг, а точнее принадлежащий ему американский фонд «Аврора», через который миллиардер активно скупает за рубежом русское искусство в «патриотических» и «социально ориентированных» целях535455.
Ведь коммунистическая революция в России, оседлавшая народный стихийный бунт, уничтожившая быт и бытие интеллигентных чеховских семей (еще раз посмотрите на оборотную сторону баньки), была в той же степени, если не в большей, направлена против вот этого купеческого, нерационального, несправедливого быта и бытия, воплощенного «Русской Венерой». В 1916 году он написал «Масленицу», которую высоко оценил Репин. Словно сама провинциальная, сонная, купеческая Россия, бездумно улыбаясь, смотрела на зрителя с полотен Бориса Михайловича.
Лечение не помогло и Борис Михайлович вернулся на родину. Зашел с мороза прямо в шубе. Интерьер, выполненный в типичном «купеческом стиле», украшен всевозможными изображениями пышных и распустившихся роз, символами оживания красоты и цветения, созвучными утреннему пробуждению этой прекрасной цветущей купчихи, находящейся в самом расцвете женской красоты. В связи с этим Шаляпин заехал к художнику домой. В 1916 году наступил полный паралич ног. Одну он подарил Максиму Горькому28, а другую написал специально для Фёдора Шаляпина изобразив героиню со спины в довольно театрализованном стиле151939 (примечательно, что именно Горький познакомил Шаляпина с Кустодиевым)40.
Другое дело, если заниматься для удовольствия и гибкости йогой. Некоторое время спустя наставником Бориса стал знаменитый мастер кисти Илья Репин, высоко оценивший дарование молодого художника и пригласивший его принять участие в совместном написании группового портрета «Торжественное заседание Государственного Совета». Будто впервые. В 2009 году данная работа под номером первым вошла в изданный Росохранкультурой пятый и последний том списка каталога поддельных произведений искусств «Внимание: возможно, подделка. », будучи признанной искусной фальшивкой кисти знатока творчества Кустодиева на основании заключений трёх независимых друг от друга экспертов Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея и Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени И. Э. Грабаря58596061. Борис Михайлович Кустодиев родился в семье преподавателя духовной семинарии. По окончании Академии у них уже родился сын Кирилл.
А потом меня тысячи людей увидят, позор-то какой. » После уговоров Кустодиева «искусства ради» Шевченко всё же согласилась раздеться для собирательного образа русской женщины, возможно, не без помощи самого Лужского10151918. При этом портятся здоровье, кожа, характер. Они просто иные. Борис сначала учился в церковно-приходской школе, потом в гимназии. Он настолько любим и известен, что, возможно и не стоило мне приносить это сюда.
Репин говорит: «Глаз свой воспитывайте еще пуще руки». В «Красавице» Кустодиев обратился к редкому для русского искусства жанру обнажённой натуры— роскошная сомлевшая ото сна купчиха, привстав со своего пышного ложа средь пены белых пуховых подушек и кружев, появляется из-под атласного одеяла как Афродита из перламутровой раковины. Свою дачу-мастерскую он называл «Теремом». В связи с этим Кустодиев отмечал, что «худые женщины на творчество не вдохновляют»81012.
Моделями для его купчих часто были представительницы интеллигенции, дородные женщины. Кустодиев впервые увидел юную, румяную и пышнотелую Шевченко в августе 1914 года на репетиции спектакля «Смерть Пазухина» по роману Салтыкова-Щедрина, к которому он делал декорации и увлёкся ею10151617. Вместе с семьей Кустодиев выехал в Париж. Замужняя женщина обладала особой красотой, которая связывалась с плодородием. Анатомию человека не знаешь — не пытайся обнаженную натуру писать, не дастся она тебе.
Все по сравнению с ней мелко, незначительно. Игравшая как по-колдовски удалых красавиц, так и бесстыдно разъевшихся баб, бурно и плотоядно скучающих на перинах, Шевченко наделяла свои характерные роли своеобразной размашистой живописностью и была, по определению театрального критика П. А. Маркова, «ослепительная по простоте, яркая, внутренне наполненная, с могучим темпераментом и открытым сердцем»1214. Кустодиев одновременно работал над изображением своего идеала русской красоты в «Руси ушедшей» и над пропагандистскими плакатами, картиной «Большевик» и обложкой журнала «Коммунистический интернационал». Оригинальная «Красавица» 1915 года находится в Государственной Третьяковской галерее346. Известная как «Невеста» (также «Купчиха у сундука»)41, в том же году картина выставлялась в галерее на Унтер-ден-Линден в Берлине, где критик Георгий Лукомский назвал Кустодиева Тицианом Российским, а саму работу— Данаей Ярославской4243. Когда ему было девять лет, в город привезли выставку художников-передвижников. Может быть, костюмы, одежда переменились, но ведь быт – это нечто живое, текучее» И далее Воинов пишет: «Моё определение искусства Кустодиева как «бытовой фантазии» очень ему понравилось.
Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Тогда и походка и осанка и взгляд на себя изменится. Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России. Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева – портретиста (И.
Париж восхищал его, а вот выставки не очень понравились. Занимался живописью в мастерской Ильи Репина. Вот кого рисовать-то. Еще ценилась толстая, в руку, коса. Свою дачу-мастерскую он называл «Теремом».
Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане –«русские венеры»). Потом ездил (уже один) в Испанию, там познакомился с испанской живописью, с художниками, в письмах делился с женой впечатлениями (она его ждала в Париже). Анатомию человека не знаешь — не пытайся обнаженную натуру писать, не дастся она тебе. Я. Билибин, 1901). Для реальной жизни у Кустодиева был один вкус, а для живописи— другой.
Затащил мужика с базара — и писал при народе. Как члена объединения «Мир искусства», Кустодиева интересовали не только образы дворянской культуры, но и провинциальный быт— он был настоящим поэтом купечества12. Борис сначала учился в церковно-приходской школе, потом в гимназии. Судебные заседания состоялись лишь в 2012 году6267: спустя 20 дней слушаний судья Гай Ньюи постановил, что «Одалиска», скорее всего, не принадлежит кисти Кустодиева и таким образом вынес решение в пользу фонда «Аврора», признав за ним право расторгнуть сделку с Christies и вернуть лишь затраченные на покупку картины деньги686970717273.
Быта не убить, так как быт – это человек, это то, как он ходит, ест, пьёт и так далее. Изобильная красота эдакой купеческой, русской «Венеры Урбинской» Тициана— алые губки-вишенки, румяные щёки, персиковый подбородок, бирюзовые глаза, золотисто-пшеничные волосы, лебединая шея, пышный стан и округлые плечи, холёное и гладкое тело— как «кровь с молоком». После революции создал лучшие свои вещи в сфере книжной иллюстрации ("Леди Макбет Мценского уезда" Н. С. Лескова "Русь" Е. И. Замятина обе работы – 1923 и др. ) и сценографии ("Блоха" Замятина во 2-м МХАТе, 1925 и др. ). Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева — портретиста (И. Интерьер, выполненный в типичном «купеческом стиле», украшен всевозможными изображениями пышных и распустившихся роз, символами оживания красоты и цветения, созвучными утреннему пробуждению этой прекрасной цветущей купчихи, находящейся в самом расцвете женской красоты.
Словно средневековые цеховые мастера во время торжественной церемонии. Она была его музой, подругой, помощницей и советчицей (а позже много лет и медсестрой и сиделкой). Именно в мастерской Репина был написан портрет русского художника Ивана Билибина, принёсший Кустодиеву европейскую известность и во многом определивший судьбу великолепного портретиста. Зашел с мороза прямо в шубе.
Да, «кустодиевские женщины» именно такие. Кустодиев одновременно работал над изображением своего идеала русской красоты в «Руси ушедшей» и над пропагандистскими плакатами, картиной «Большевик» и обложкой журнала «Коммунистический интернационал». Декаденты считали его искусство "безнадежно ортографическим", "Солидные" критики из больший печати десятых годов называли работы Кустодиева "Лубочными". Ну не смогла отказать себе в удовольствии-- --это один из моих самых любимых художников. Вот кого рисовать-то.
Борис Михайлович Кустодиев родился в семье преподавателя семинарии в Астрахани. Искусствоведы отмечали, что «Одалиска» имеет стилистическое сходство с кустодиевским циклом «Красавиц», однако лишь «представляет собой продуманное повторение излюбленной кустодиевской темы»62. Он создавал рисунки для календарей иллюстрации к книгам, эскизы оформления улиц, занимался изготовлением марок, дизайном почтовой бумаги, пропагандистскими плакатами. Позже его начнет вдохновлять славянский тип женщины, то, что называют «кровь с молоком» : черные брови вразлет, огромные глаза, белоснежная кожа с нежным румянцем во всю щеку, яркие губы. Вариант 1918 года находится в Тульском музее изобразительных искусств47, является гордостью коллекции отдела русского искусства48, куда был передан в качестве дара от Г. П. Маликова в 1959 году23.
Кустодиев сам разработал схему развески картин и установил на них цены, наиболее высоко оценив «Красавицу»— в 4 тысячи рублей четыре работы были куплены Игорем Грабарём для Третьяковской галереи33. Все по сравнению с ней мелко, незначительно. Каждый уголок этого холста наполнен событиями и праздничным весельем. Она была его музой, подругой, помощницей и советчицей (а позже много лет и медсестрой и сиделкой). На выставке Кустодиев и Шевченко встретились снова модель заметила— «Очень толстая. », художник ответил— «Какая есть»— и поцеловал её руку15. Для реальной жизни у Кустодиева был один вкус, а для живописи— другой. А чем же хуже «кустодиевские женщины».
Чинно и с достоинством вкушают чай извозчики. Это мы видим на картине «Купчиха» (1918). Появилось даже выражение «кустодиевские красавицы», которые населяют особый сказочный мир, в котором сохранился разрушавшийся прямо на глазах старый уклад патриархальной России с купчихами и народными гуляньями в тихих провинциальных городах. Искусство требует всей жизни. А может быть именно вот таким образом и стоило. Именно в это время он начал поиск собственного неповторимого стиля в живописи.
Некоторое время спустя наставником Бориса стал знаменитый мастер кисти Илья Репин, высоко оценивший дарование молодого художника и пригласивший его принять участие в совместном написании группового портрета «Торжественное заседание Государственного Совета». В связи с этим Кустодиев отмечал, что «худые женщины на творчество не вдохновляют»81012. В картине «Троицын день» запечатлены колоритные мотивы русской лубочной традиции. Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России.
Полотно «Масленица» показывает зрителям отличный праздник дореволюционной России. Портал Проза. ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Древние понятия о небожителях тут резко меняются. Он настолько любим и известен, что, возможно и не стоило мне приносить это сюда. В России в народе (в отличие от дворянства) сложился свой идеал красоты: высокая, статная, плотная, крепкая, с округлыми полными плечами, с широкими бедрами и тонкой талией женщина.
Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России. Просто московский трактир, где купцы дуют чай. Шаляпинская «Красавица» 1919 года была продана в 2003 году на так называемых «русских торгах» аукциона Sothebys в Лондоне неизвестному русскому покупателю по телефону за рекордные для произведения искусства 845 тысяч фунтов стерлингов (1 миллион 200 тысяч долларов)39404445. Несмотря на непубличность самого акта сделки, довольно скоро стало известно, что новым владельцем работы оказался российский олигарх Виктор Вексельберг, а точнее принадлежащий ему американский фонд «Аврора», через который миллиардер активно скупает за рубежом русское искусство в «патриотических» и «социально ориентированных» целях535455.
В 2005 году в прессе появились сообщения о том, что на лондонском аукционе Christies была продана атрибутированная Кустодиеву и датированная 1919 годом картина «Одалиска» (35 50см), за которую неизвестный русский арт-дилер отдал 1, 5 млн фунтов стерлингов (2, 9 млн долларов), превысив эстимейт более чем в семь раз505152. Ей это сделать значительно труднее, чем физически крепкой женщине. Я. Билибин, 1901). Вот и появляется на полотне Кустодиева «Купчиха перед зеркалом».
Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане –«русские венеры»). Я, актриса Художественного театра, буду голая сидеть. Это чепуха.
Появилось даже выражение «кустодиевские красавицы», которые населяют особый сказочный мир, в котором сохранился разрушавшийся прямо на глазах старый уклад патриархальной России с купчихами и народными гуляньями в тихих провинциальных городах. Ей это сделать значительно труднее, чем физически крепкой женщине. Потом ездил (уже один) в Испанию, там познакомился с испанской живописью, с художниками, в письмах делился с женой впечатлениями (она его ждала в Париже). Герои будущих картин Кустодиева вырастали из семейных традиций и детских впечатлений. Из этой чайной хочется вырваться, в ней недолго и с ума сойти.
Позже его начнет вдохновлять славянский тип женщины, то, что называют «кровь с молоком» : черные брови вразлет, огромные глаза, белоснежная кожа с нежным румянцем во всю щеку, яркие губы. По-видимому, Кустодиев считал «Красавицу» своего рода программной работой и итогом исканий своего художественного стиля. Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России. Столько в его работах жизни, такая мощная энергетика.
А музыкальное сопровождение обеспечивают певчие птицы в клетках под потолком. Ничем. В «Красавице» Кустодиев обратился к редкому для русского искусства жанру обнажённой натуры— роскошная сомлевшая ото сна купчиха, привстав со своего пышного ложа средь пены белых пуховых подушек и кружев, появляется из-под атласного одеяла как Афродита из перламутровой раковины.
Борис Кустодиев родился 7 марта 1878 года в Астрахани. В постановке Василия Лужского Шевченко играла супругу статского советника Настасью Ивановну Фурначеву, «даму очень полную», по Салтыкову-Щедрину, бездумную, ленивую и постоянно скучающую дочь купца-старообрядца, тридцати лет, так и сыплющую перлами— типаж, вероятно, привлёкший Кустодиева и навлёкший его на мысль о создании картины18. В постановке Василия Лужского Шевченко играла супругу статского советника Настасью Ивановну Фурначеву, «даму очень полную», по Салтыкову-Щедрину, бездумную, ленивую и постоянно скучающую дочь купца-старообрядца, тридцати лет, так и сыплющую перлами— типаж, вероятно, привлёкший Кустодиева и навлёкший его на мысль о создании картины18. Сначала Борис учился в духовном училище, а затем и в духовной семинарии. Примерка будет продолжаться.
По словам сына, «в начале августа он закончил Красавицу. Изобильная красота эдакой купеческой, русской «Венеры Урбинской» Тициана— алые губки-вишенки, румяные щёки, персиковый подбородок, бирюзовые глаза, золотисто-пшеничные волосы, лебединая шея, пышный стан и округлые плечи, холёное и гладкое тело— как «кровь с молоком». Оно стало очень близко больному живописцу, которому отказали ноги.
И голодные 20-е годы привели на его картины тот тип женщин, которых называют «кустодиевские женщины». Узрел я её прелесть и ласковость и забыл посты и бдения. Человек, последние десять лет жизни (с 1917 по 1927й) проведший недвижимым и рисовавший веселые картины — будь то декорации к «Блохе» или обнаженные бабы, про которых не скажешь, что это французские «ню», это — русские «нннууу», — этот человек удостоен судьбой иметь сюжет своей жизни. Он говорил своему ученику: «Научился немного рисовать — все равно что ничему не научился. Он, как это принято говорить мистиками, взыскан Если в отношении другого прославленного паралитика, начавшего писать как раз в то время, когда Кустодиев умер, уместно применить название его же собственного романа «Как закалялась сталь», то для Кустодиева просится название другого рода: «Как пишутся жизнерадостные полотна». Лечение не помогло и Борис Михайлович вернулся на родину.
А шуба. Искусство требует всей жизни. «В своих работах хочу подойти к голландским мастерам, к их отношению к родному быту Говорят, что русский быт умер, что он «убит» революцией.
Вот и появляется на полотне Кустодиева «Купчиха перед зеркалом». Картина «Купчиха за чаем» уникальна по своей впечатляющей силе и гармонической цельности.
Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане –«русские венеры»). Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане –«русские венеры»). Картина «Русская Венера», созданная 1926-го, поразила искусствоведов. Известная как «Невеста» (также «Купчиха у сундука»)41, в том же году картина выставлялась в галерее на Унтер-ден-Линден в Берлине, где критик Георгий Лукомский назвал Кустодиева Тицианом Российским, а саму работу— Данаей Ярославской4243. Большую смысловую нагрузку несут в полотне детали: трущийся о плечо хозяйки толстый ленивый кот, купеческая чета, пьющая чай на соседнем балконе изображенный на заднем плане город с церквами и торговыми рядами и, в особенности, великолепный «гастрономический» натюрморт.
С особой силой талант Кустодиева проявился в портрете Ф. И. Шаляпина. Судебные заседания состоялись лишь в 2012 году6267: спустя 20 дней слушаний судья Гай Ньюи постановил, что «Одалиска», скорее всего, не принадлежит кисти Кустодиева и таким образом вынес решение в пользу фонда «Аврора», признав за ним право расторгнуть сделку с Christies и вернуть лишь затраченные на покупку картины деньги686970717273. На выставке Кустодиев и Шевченко встретились снова модель заметила— «Очень толстая. », художник ответил— «Какая есть»— и поцеловал её руку15. Его биограф Всеволод Воинов записал в дневнике: «Кустодиев мечтает о создании типично русской картины, как есть картина голландская, французская». С 1896 года шесть лет Кустодиев учился у И. Репина. Оригинальная «Красавица» 1915 года находится в Государственной Третьяковской галерее346. Кустодиев сам разработал схему развески картин и установил на них цены, наиболее высоко оценив «Красавицу»— в 4 тысячи рублей четыре работы были куплены Игорем Грабарём для Третьяковской галереи33. «Красавица» очень понравилась и Константину Сомову, которому Кустодиев подарил специально написанную для него миниатюрную картину со спящей купчихой и смотрящим на неё домовым37, созданную в 1922 году и названную соответственно— «Купчиха и домовой»38.
Каждый большой мастер кисти оставляет после себя свой уникальный мир, застывший в красках его произведений. В это время Кустодиев писал так много, как не писал будучи совершенно здоровым. Истинно русская женщина. На ней изображена высокая пышногрудая девушка (у замужней был бы на голове платок) в ярком атласном платье. Чертовски трудно.
Действительно, все его картины говорят о жизнеутверждающей красоте России, русского быта. Отец умер рано, но мальчик, кончая гимназию, стал учиться живописи у местного художника. Только щеки да нос краснеют».
Надо сказать, что Юлия Евстафьевна стойко перенесла болезнь мужа. Репин привлек молодого художника к соавторству в картине Заседание Государственного Совета (1901–1903, Русский музей, Петербург). Она полна спокойной уверенности в своей красоте. «Красавица» была написана Кустодиевым на пике болезни— опухоли спинного мозга, по причине которой он провёл последние 15 лет своей жизни с парализованными ногами11.
Узнав о произошедшем, главный режиссёр МХТ Константин Станиславский разгневался и назвал Шевченко «распутницей», но поняв, что талантами не разбрасываются, сменил гнев на милость и дал актрисе новые роли101215. Человек, последние десять лет жизни (с 1917 по 1927й) проведший недвижимым и рисовавший веселые картины — будь то декорации к «Блохе» или обнаженные бабы, про которых не скажешь, что это французские «ню», это — русские «нннууу», — этот человек удостоен судьбой иметь сюжет своей жизни. Мать осталась вдовой в 25 лет и содержала четверых детей. Певец этот – русский гений и его облик должен сохраниться для потомков. Отца, преподавателя духовной семинарии, не стало, когда мальчику было чуть больше года.
Шаляпинская «Красавица» 1919 года была продана в 2003 году на так называемых «русских торгах» аукциона Sothebys в Лондоне неизвестному русскому покупателю по телефону за рекордные для произведения искусства 845 тысяч фунтов стерлингов (1 миллион 200 тысяч долларов)39404445.