Кустодиев Купчиха За Чаем

Кустодиев Купчиха за чаем (1918) «Купчиха за чаем» одна из самых известных картин Кустодиева из серии «Купчихи». Сегодня – «Купчиха за чаем» Бориса Кустодиева, ведь 26 мая – день его памяти. Картина Бориса Кустодиева Купчиха за чаем: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.

Картина «Купчиха за чаем» была написана Борисом Кустодиевым в 1918 году. «купчиха за чаем» — одна из самых известных картин великого русского художника Бориса Михайловича Кустодиева (1878 – 1927). Картина «Купчиха за чаем» заключает в себе все своеобразие творческого метода художника Бориса Михайловича Кустодиева.

История одного шедевра: «Купчиха за чаем» Кустодиева

Я. Билибин, 1901). Все остальное, что ее окружает – лишь дополнительное повествование, пояснение к образу. К тому же в это время у художника были серьезные проблемы со здоровьем – еще в 1911 г. ему поставили диагноз «костный туберкулез», позже в позвоночнике образовалась опухоль, болезнь прогрессировала и к моменту написания «Купчихи за чаем» Кустодиев уже три года был прикован к инвалидному креслу.

С тех пор, по словам художника, его миром стала его комната. Однако некоторые моменты из первоначального эскиза Кустодиев всё же перенёс на картину30. В 1964 году в фильме «Женитьба Бальзаминова» режиссёра Константина Воинова по трилогии пьес А. Н. Островского актриса Нонна Мордюкова сыграла избалованную изнемогающую от праздности купчиху Белотелову5556, которая, как отмечали кинокритики, будто сошла с картин Кустодиева57, перевоплотилась в «кустодиевскую купчиху», могущую коня на скаку остановить58.

Она молода, красива, хорошо одета. Словно средневековые цеховые мастера во время торжественной церемонии. Работ с изображениями заводских рабочих, матросов, бойцов Красной Армии было большинство. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Чаепитие стало традицией в русской семье с XVIII века.

Желающие украсить свой дом копией полотна «Купчиха за чаем» могут у нас заказать печать постеров на холсте или бумаге. Кустодиевские купчихи перекликаются с героинями пьес Островского, рассказов Н. А. Купчиха необыкновенно хороша и воплощает в себе народный идеал: алые губки бантиком, прямой нос, чёрные соболиные брови дугой, небесно-голубые глаза263029. Но «Купчиха за чаем» занимала центральное место в одном из залов. Борис Михайлович Кустодиев родился в семье преподавателя духовной семинарии. Большую смысловую нагрузку несут в полотне детали: трущийся о плечо хозяйки толстый ленивый кот, купеческая чета, пьющая чай на соседнем балконе изображенный на заднем плане город с церквами и торговыми рядами и, в особенности, великолепный «гастрономический» натюрморт.

Загадка самой известной 
картины Кустодиева: 
кем на самом деле

Загадка самой известной картины Кустодиева: кем на самом деле была «Купчиха за чаем»

25-летняя вдова старалась прививать детям любовь к живописи, театру, музыке и литературе.

Картина в настоящее время находится в Санкт-Петербурге. Даже наоборот, образ русской купчихи кажется немного ироничным, добрым и даже невинным. В 1925 году «Купчиха за чаем» была передана из отдела изобразительных искусств Наркомпроса в Государственный Русский музей25, где она и находится в настоящее время, экспонируясь в Зале 71-м Корпуса Бенуа9. Он показал на выставке 11 картин, в том числе впервые «Купчиху за чаем», которую разместили в центре одной из стен, целиком предоставленной в пользование художнику39404123.

Учился у П. А. Лескова, ленивыми купчихами народных сказок и картинок. Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане –«русские венеры»). Конечно, основной темой выставки стала революционная.

И такие молодцы проглядели революцию. Но тем живее работало воображение. Очень часто моделями для купчих Кустодиеву служили представительницы интеллигентной среды. Примечательно, что атласное тело купчихи даже светлее неба3032. В роскошном натюрморте трапезы, сверкающем величии самовара, в вывесочной красочной яркости сахарного арбуза, мраморной белизне плеч купчихи, в живописной красоте и выразительности каждой детали господствует звучное многоцветье.

Купчиха за чаем, 
1918, Кустодиев 
– описание картины

Купчиха за чаем, 1918, Кустодиев – описание картины

В июне 1924 года на XIV Международной выставке в Венеции Кустодиев представил несколько своих работ, в том числе «Купчиху за чаем», а также «Большевика»2554. Этот мир был уничтожен вихрем революции с приходом к власти большевиков.

Преподавал в своей частной художественной школе (Новая художественная мастерская, Петербург, 1913). Чем хуже становилось его физическое состояние, тем ярче и жизнерадостнее были его работы.

Они олицетворяют сытую, сонную, застывшую купеческую Россию. Однако, несмотря на это, Кустодиев создал картину далёкую от идеалов новой власти и новой идеологии – коммунизма.

Загадка самой известной 
картины Кустодиева: 
кем на самом деле

Загадка самой известной картины Кустодиева: кем на самом деле была Купчиха за чаем

Приэтом жизнь самого Бориса Михайловича была далека отсозданного имобраза. А музыкальное сопровождение обеспечивают певчие птицы в клетках под потолком. Чинно и с достоинством вкушают чай извозчики. То были сюжеты и люди уже ушедшей, но не утратившей свой терпкий аромат жизни. На столе перед ней стоят фрукты, большой самовар. Занимался также скульптурой.

Старейшина уважаемого собрания сидит под иконой. Большую смысловую нагрузку несут в полотне детали: трущийся о плечо хозяйки толстый ленивый кот, купеческая чета, пьющая чай на соседнем балконе изображенный на заднем плане город с церквами и торговыми рядами и, в особенности, великолепный «гастрономический» натюрморт. Чем же была для Кустодиева данная работа. Кот, мурлыча и изогнув хвост от удовольствия, ластится к сдобному плечу.

«Русский Рубенс» Борис Кустодиев, чьикартины вразные времена поворачивали товзащиту купеческого сибаритства, топротив, насамом деле, просто любил жизнь— сочные краски, вкусную еду, дородные формы. Да вот только вместо широких просторов за спиной – холодная стена. Правда их в этом провела интеллигенция Крепкий и цельный народ— купечество». И пользовалась спросом публики.

Описание картины 
«Купчиха за чаем»

Описание картины «Купчиха за чаем»

В связи с этим Кустодиев отмечал, что «худые женщины на творчество не вдохновляют»3619. Потеряв возможность двигаться, Кустодиев удивительным образом сохранил способность писать задушевные и колористически богатые, светоносные картины, во многом благодаря тому, что у него в памяти осталась «чудесная страна воспоминаний». В живописной структуре картины проявляется своеобразие кустодиевского метода: здесь все совершенно убедительно и «правдиво», все построено на тщательнейшем изучении натуры, хотя художник и не повторяет природу, а пишет «от себя», как требует замысел, не останавливаясь перед самыми рискованными красочными сочетаниями и отношениями тонов (так, тело женщины оказывается светлее неба. ).

Стоит заметить, что Кустодиев иронично наделил мордочку кота чертами хозяйкиного лица26. Весной 1920 года в трёх комнатах квартиры Нотгафта в здании петроградского Дома искусств состоялась первая и единственная прижизненная персональная выставка Кустодиева, на которую он представил около 170 разных с художественной точки зрения произведений, выполненных в основном в 1915—1920 годах, в число которых вошла и «Купчиха за чаем». Примечательно, что для реальной жизни у Кустодиева был один вкус, а для живописи— другой.

С тех пор, по словам художника, его миром стала его комната. На самом деле «Купчиха за чаем» была вовсе не купчихой, а настоящей баронессой. Кустодиев Борис Михайлович (1878, Астрахань – 1927, Ленинград)Художник, график, театральный художник. Академик Императорской Академии художеств (с 1909). Родился в Астрахани. Пышная, полная, сытая белотелая, румяная, голубоглазая и русоволосая молодая женщина, в общем, довольная и весёлая купчиха, удобно устроившись, вальяжно сидит за столом на балконе деревянного особняка, в своём «домашнем раю». Особую известность завоевал картинами из жизни российской провинции.

«Купчиха за чаем» 
картина Кустодиева

«Купчиха за чаем» картина Кустодиева

В этом он находил свое спасение. По другую сторону – тяжелые ворота синего соседского дома, на балконе которого старик купец и его жена, сидя за самоваром, также с блюдечка, не спеша потягивают чай: так уж принято – пить чай, встав от послеобеденного сна. Также высоко он оценил и «Купчиху за чаем» как работу, утверждающую красоту человеческую522953.

Репина (1896-1903). Это всевозможные блюда с фруктами и овощами («Купчиха»), булки и виноград, арбуз и синие с золотом чашки («Купчиха за чаем»), ожерелья, кольца и шелк («Купчиха с зеркалом»). Широкая во всех смыслах этого слова купчиха предаётся упоению чаепития, за довольно гедонистической атмосферой которого скрыта реальная жизнь этой чувственной и полной загадочности женщины, довольно эротичной и соблазнительной, но вместе с тем и наделённой улыбкой Моны Лизы3336. Аждухзахватывает, если представить изображенное наяву. Власова (Астрахань, 1890-е), в Высшем художественном училище при Академии художеств у В. Е.

Да и сам Кустодиев в 1923 году нарисовал еще одну похожую картину – «Купчиха, пьющая чай». На своей картине мастер изобразил дородную, пышущую здоровьем женщину. Эта картина сейчас хранится в Нижегородском государственном музее. Савинского, И. Е. Картина «Купчиха за чаем» уникальна по своей впечатляющей силе и гармонической цельности. При этом он получился у него настоящим, а не нарочито иллюзорным. Кустодиев использовал всего лишь несколько цветов, все из которых собраны на овальной броши купчихи, как на палитре— фиолетовый, голубой, зелёный, жёлтый, красный.

Загадка самой известной картины Кустодиева «Купчиха за чаем»

В 1910 удостоился чести дать автопортрет в галерею Уффици (Флоренция), где собраны автопортреты величайших художников за несколько столетий. Автор жанровых картин, портретов, книжных иллюстраций. На этот раз художник решил сделать центром новой работы женщину, такую крупную, как «Красавица» (Государственная Третьяковская галерея) и такую же монументальную, чинно сложившую руки и стоящую над городом, как «Купчиха» (Государственный Русский музей) 1915 годов151718. Над столом возвышается пышущий жаром, величавый и красивый, сверкающий своими начищенными до блеска медными боками огромный пузатый ведёрный самовар исполненный в столь любимой среди купечества форме «ваза». Начав набрасывать фон для новой картины, Кустодиев поделился своими раздумьями о женщине пышной и цветущей натуры с женой, попросив её помочь с поиском модели15.

Интенсивность звучания цвета достигается виртуозным использованием техники лессировок. Рядом с самоваром стоит покрытый расшитым полотенцем расписной деревянный ларец с рукоделием, но он понадобится уже после чаепития. Занимался живописью в мастерской Ильи Репина. Но тем живее работало воображение.

Купчиха за чаем 
— Борис Кустодиев

Купчиха за чаем — Борис Кустодиев

Член Союза русских художников (1907-1910), Мира искусства (с 1911), Ассоциации художников революционной России и других. Спустя несколько лет, в 1923 году, Кустодиев написал схожую по композиции картину под названием «Купчиха, пьющая чай» (Нижегородский государственный художественный музей)2324.

А за балконом медленно течет уличная жизнь. Картину «Купчиха за чаем» можно считать одним из наивысших достижений Кустодиева в послереволюционный период его творчества38, программной работой художника29. Впервые публика увидела «Купчиху» 13 апреля 1919 года на первой свободной выставке произведений искусства во Дворце искусств (такое название после революции получил Зимний дворец). К тому же в это время у художника были серьезные проблемы со здоровьем – еще в 1911 г. ему поставили диагноз «костный туберкулез», позже в позвоночнике образовалась опухоль, болезнь прогрессировала и к моменту написания «Купчихи за чаем» Кустодиев уже три года был прикован к инвалидному креслу. Репин привлек молодого художника к соавторству в картине «Заседание Государственного Совета» (1901–1903, Русский музей, Петербург). Женщина красива.

Там тоже есть полная женщина, блюдце с чаем, самовар и арбуз. «Купчихой» оказалась баронесса Галина Адеркас, представительница древнего дворянского рода из Астрахани, в ту пору студентка медицинского факультета1021.

Художник изображает их с мягким юмором, томно и бездумно смотрящими на окружающий мир. Ее крепкое тело дышит здоровьем. Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева — портретиста (И. Кустодиев нарочито крупным планом выделяет фигуру купчихи и детали натюрморта.

Картина Кустодиева 
Купчиха за чаем

Картина Кустодиева Купчиха за чаем

Баронесса обладала пышными формами и была вполне в художественном вкусе Кустодиева, признававшегося, что «худые женщины на творчество не вдохновляют». Одинаковая одежда выдает в них извозчиков, устроивших себе чайный перерыв. Вот таким образом не стоит удивляться тому, что на эту тему создавали полотна такие мастера живописи, как Коровин, Куликов и Маковский.

Летом 1918 года Кустодиев приступил к воплощению на полотне своего давнего замысла, связанного с картиной «Чаепитие» (частное собрание) 1913 года, на которой изображено застолье дебелых купчих во главе с чинным купцом— отцом семейства, в котором художнику виделся действительный тайный советник, сенатор-правовед Николай Таганцев141516. Она является частью экспозиции Государственного Русского музея. Все в образе купчихи говорит о спокойствии, умиротворенности. Участвуя в художественном объединении «Мир искусства», Кустодиев интересовался не только образами дворянской культуры, но и провинциальным бытом— он был настоящим поэтом купечества1.

Картина «Купчиха за чаем» уникальна по своей впечатляющей силе и гармонической цельности. Картина была написана в проблемный для России год. «Картины в моей голове сменяются, как кино», – говорил Кустодиев. В этом он находил свое спасение.

А последними работами мастера стали иллюстрации к книгам о Ленине. Можно сказать, что «Купчиха за чаем» является вдохновенной поэмой о русской красоте, прощальным памятником старой России, замечательным и характерным образом, своего рода апофеозом воспоминаний о сочных пышных красавицах, о приближающихся лазоревых вечерах, о монументально торжественных чаепитиях, о неторопливой, будто неизбывной и безмятежной жизни с её размеренным укладом, сытым и бездумным существованием. Борису Кустодиеву удалось очень точно передать образ купчихи. Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России.

Мечтая и тоскуя о яркой красоте и полнокровном обилии в 1918 году при разрухе, голоде и холоде, Кустодиев, однако, не лишил картину лёгкой иронии и беззлобной усмешки, которой наполнена вся русская классическая литература от Гоголя до Лескова и которая характерна для многих дореволюционных полотен художника, когда люди ещё и представить не могли себе мысли о том, как достать полагающуюся пайку хлеба, но скучали от тоскливого и однообразного купеческого существования30111532912. В том числе и за эту роль Мордюкова получила в 1973 году Государственную премию РСФСР имени братьев Васильевых60. И это показательно.

Появилось даже выражение «кустодиевские красавицы». «Волжские серии» он продолжал писать и после того, как в 1916 году паралич приковал его к креслу.

Описание картины 
Бориса Кустодиева 
«Купчиха за чаем»

Описание картины Бориса Кустодиева «Купчиха за чаем»

Плавные, неторопливо-спокойные пластические ритмы, формы, линии направляют зрительское внимание от периферии холста к его центру, словно стягиваются к нему, совпадающему со смысловым ядром композиции: обнаженные плечи – рука с блюдцем – лицо – небесно-голубые глаза и (в самом центре, как «ключ композиции») – алые губки бантиком. «Картины в моей голове сменяются, как кино», – говорил Кустодиев. В центре трактира за одним столом разместилась очень колоритная группа. Чем хуже становилось его физическое состояние, тем ярче и жизнерадостнее были его работы. Михаил Нестеров, посетивший вместе с Всеволодом Воиновым в марте 1923 года квартиру Кустодиева в Петрограде, высоко оценил его работы на тему купечества, особенно задержавшись возле картины «Купцы», написанной ещё в 1918 году (известна также как «Гостиный двор», «Торговые ряды»). Фактура письма ровная, гладкая, напоминающая эмаль. Константин Сомов, в то же самое время как-то зашедший к Кустодиеву домой, отмечал, что выставка эта в целом скверная и никуда не годится, оговорившись, правда, что к «Купчихе за чаем» это не относится42.

Моделями для его купчих часто были представительницы интеллигенции, дородные женщины. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.