Кустодиев Купчихи

«купчиха за чаем» — одна из самых известных картин великого русского художника Бориса Михайловича Кустодиева (1878 – 1927). 7 марта 1878 года родился Борис Михайлович Кустодиев, обеспечивший белотелым русским купчихам место в мировом пантеоне красавиц, среди рубенсовских богинь, запакованных в парчу инфант Веласкеса и очаровательных паpижанок Ренуаpа. А мне эти пышечки нравятся – уютные такие, мягкие А одна моя знакомая очень удачно сфотографировалась в стиле кустодиевского портрета купчихи за чаем – у неё как раз скатерть есть подходящая, чашки и самовар.

Картина «Купчиха за чаем» заключает в себе все своеобразие творческого метода художника Бориса Михайловича Кустодиева. Сегодня – «Купчиха за чаем» Бориса Кустодиева, ведь 26 мая – день его памяти. Выше на фото самая знаменитая картина Кустодиева под названием Купчиха за чаем, которую он создал в 1918 году.

Кустодиева часто называют русским Рубенсом, а выражение «кустодиевские красавицы» прочно вошло в обиход и в учебники, вместе с репродукциями его «купчих». Картина Бориса Кустодиева Купчиха за чаем: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Образ купчихи у Бориса Кустодиева был излюбленным.

Свою самую знаменитую купчиху Борис Кустодиев писал со своей землячки, астраханской баронессы Галины Адеркас.

В 1964 году в фильме «Женитьба Бальзаминова» режиссёра Константина Воинова по трилогии пьес А. Н. Островского актриса Нонна Мордюкова сыграла избалованную изнемогающую от праздности купчиху Белотелову5556, которая, как отмечали кинокритики, будто сошла с картин Кустодиева57, перевоплотилась в «кустодиевскую купчиху», могущую коня на скаку остановить58. Уже в нач. Тонкий рисовальщик, владевший уверенным, чётким штрихом, К. иллюстрировал произведения рус. получил известность как портретист (портреты И. Я. С 1894 года член Товарищества передвижных художественных выставок. Замятина по Н. С.

Летом 1918 года Кустодиев приступил к воплощению на полотне своего давнего замысла, связанного с картиной «Чаепитие» (частное собрание) 1913 года, на которой изображено застолье дебелых купчих во главе с чинным купцом— отцом семейства, в котором художнику виделся действительный тайный советник, сенатор-правовед Николай Таганцев141516. Зашел с мороза прямо в шубе. Какова шуба на нем.

  1. Загадка самой известной картины Кустодиева: кем на самом деле была «Купчиха за чаем»
  2. История одного шедевра: «Купчиха за чаем» Кустодиева
  3. Купчиха за чаем, 1918, Кустодиев – описание картины
  4. Загадка самой известной картины Кустодиева «Купчиха за чаем»
  5. Описание картины «Купчиха за чаем»

Картина была написана в проблемный для России год. Однако к своим вымышленным персонажам он подходит с иной меркой. Увидеть эту картину можно в петербургском Государственном Русском музее. Лансере, М. В.

Свою дачу-мастерскую он называл «Теремом». Примечательно, что для реальной жизни у Кустодиева был один вкус, а для живописи— другой. Он показал на выставке 11 картин, в том числе впервые «Купчиху за чаем», которую разместили в центре одной из стен, целиком предоставленной в пользование художнику39404123. журналах «Жупел» и «Адская почта». ирония – средство самозащиты. С 1894 года член Товарищества передвижных художественных выставок. Чаепитие стало традицией в русской семье с XVIII века.

  1. «Купчиха за чаем» картина Кустодиева
  2. Кустодиев Борис Михайлович (1878 – 1927)
  3. Картина Кустодиева Купчиха за чаем
  4. Купчиха за чаем — Борис Кустодиев

Будто впервые. 5. Красиво – лепота.

Баронесса обладала пышными формами и была вполне в художественном вкусе Кустодиева, признававшегося, что «худые женщины на творчество не вдохновляют». Чл. 1911Бумага на картоне, угольный карандаш, пастель, 65, 5 х 48, 5Государственный Русский музей работы В. Серова Серов Валентин Александрович Великий русский художник, мастер портрета, автор исторических полотен. Чинно и с достоинством вкушают чай извозчики. Отца, преподавателя духовной семинарии, не стало, когда мальчику было чуть больше года. В 1915-м он закончил портрет Александра Анисимова, в 1922 — знаменитый портрет Федора Шаляпина.

Перова), затем в петерб. не как самостоятельный характер, а как тип, олицетворяющий определенный бытовой уклад. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. После революции 1917 года, которую он принял в духе народного лубка, Кустодиев создал лучшие свои произведения в сфере книжной иллюстрации.

  • Описание картины Бориса Кустодиева «Купчиха за чаем»
  • Загадка известной картины Кустодиева: кем на самом деле была "Купчиха за чаем"
  • Борис Михайлович Кустодиев (1878—1927)
  • Лучшие картины русского художника Бориса Кустодиева
  • Русский музей Дополненная реальность
  • Загадка самой известной картины Кустодиева: кем на самом деле была Купчиха за чаем

Работал в плакате и в книжной графике. – персонаж, созданный воображением. Я. Билибин, 1901). Сначала Борис учился в духовном училище, а затем и в духовной семинарии.

Учился в Высшем. Действительный член Академии художеств с 1903. Она была его музой, подругой, помощницей и советчицей (а позже много лет и медсестрой и сиделкой). Картину представили на выставке общества «Мир искусства».

  1. КУСТОДИЕВ Борис – Купчиха за чаем
  2. Кустодиев Борис Михайлович (Россия, 1878-1927)
  3. Борис Кустодиев: картины с названиями, описание работ, фото
  4. Самое интересное в виде мозаики
  5. Картина «Купчиха за чаем» Кустодиев
  6. «Вот уж кто чудит, так это Кустодиев»
  7. Коллекция Государственного Русского музея

Таковы правила хорошего тона. Борис Кустодиев родился 7 марта 1878 года в Астрахани.

Билибиным, Е. Е. В ее полном лице с тяжелым округлым подбородком в «нарисованности» бровей, в четкой обведенности губ есть что-то от деревянной расписной матрешки, от куклы. К тому же в это время у художника были серьезные проблемы со здоровьем – еще в 1911 г. ему поставили диагноз «костный туберкулез», позже в позвоночнике образовалась опухоль, болезнь прогрессировала и к моменту написания «Купчихи за чаем» Кустодиев уже три года был прикован к инвалидному креслу. Участвуя в художественном объединении «Мир искусства», Кустодиев интересовался не только образами дворянской культуры, но и провинциальным бытом— он был настоящим поэтом купечества1. предпочтения, находя органич.

Примечательно, что атласное тело купчихи даже светлее неба3032. Спасибо. Определения понятия иронии различны, но в значительной степени они сходятся к приведенному в Большой Советской Энциклопедии: «Ирония – от греческого – притворство, насмешка – стилистический прием, преднамеренное, явно насмешливое изображение явления в положительном виде, на самом деле имеющее целью с особой остротой подчеркнуть его недостатки». Такие купидонистые, сочные.

  • Загадка самой известной картины Кустодиева
  • Рождественские Святки: история и традиции
  • Братья Березуцкие: «Символ России – не икра, а грибы и ягоды»
  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

Головина). Репин, пригласив его участвовать в создании огромной композиции «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года» (1901–03, ГРМ К. написал 25 портретных этюдов и правую часть холста). Учился в Астраханском кружке любителей живописи и рисования (1893–96) у П. А. В 1909 году у Бориса Михайловича была обнаружена серьезная опухоль спинного мозга.

Загадка самой известной 
картины Кустодиева: 
кем на самом деле

Анатомию человека не знаешь — не пытайся обнаженную натуру писать, не дастся она тебе. На этой картине художник уделил большое внимание мелким деталям: кот, лениво трущийся о плечо женщины, стол с угощением, нарядное переливающееся платье, балкон на заднем плане, где супружеская чета тоже пьёт чай, — всё это создаёт образ спокойной, благоустроенной жизни, прямо противоположной всему тому, что окружало художника в послереволюционные годы. Член Союза русских художников (1907-1910), Мира искусства (с 1911), Ассоциации художников революционной России и других. Правда их в этом провела интеллигенция Крепкий и цельный народ— купечество». Работал в плакате и в книжной графике.

Чем хуже становилось его физическое состояние, тем ярче и жизнерадостнее были его работы. Он делает это изысканно. Там тоже есть полная женщина, блюдце с чаем, самовар и арбуз. Михаил Нестеров, посетивший вместе с Всеволодом Воиновым в марте 1923 года квартиру Кустодиева в Петрограде, высоко оценил его работы на тему купечества, особенно задержавшись возле картины «Купцы», написанной ещё в 1918 году (известна также как «Гостиный двор», «Торговые ряды»).

Несомненно, художник с улыбкой воспринимает чопорную важность своей героини. быта (циклы «Ярмарки», «Деревенские праздники», «Масленицы», «Балаганы», «Гулянья»). Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане –«русские венеры»).

материалом. своего рода канон. Однако некоторые моменты из первоначального эскиза Кустодиев всё же перенёс на картину30. Спасибо еще раз, что напомнили о Кустодиеве. С тех пор, по словам художника, его миром стала его комната.

Париж восхищал его, а вот выставки не очень понравились. АХ (1896–1903) у В. Е. Потом ездил (уже один) в Испанию, там познакомился с испанской живописью, с художниками, в письмах делился с женой впечатлениями (она его ждала в Париже). К. переносил на сцену свои тематич.

Островского), МХАТа 2-го («Блоха» Е. И. Певец этот – русский гений и его облик должен сохраниться для потомков. Картина Б. Кустодиева, название которой Большевик, порой вводит в замешательство тех, кто пытается определить для себя политические взгляды художника. «Замыслы, один другого заманчивее, так и теснились в голове, – писал Кустодиев – Руки работают. Потеряв возможность двигаться, Кустодиев удивительным образом сохранил способность писать задушевные и колористически богатые, светоносные картины, во многом благодаря тому, что у него в памяти осталась «чудесная страна воспоминаний». В то же время линейно-плоскостное, декоративное решение композиций игра разномасштабными фигурами и планами сближают работы К. с живописью рус.

Нестерову, выходцу из купеческой семьи, это полотно особенно понравилось и при виде его у него невольно вырвалось: «Ведь это монументы. Учился в Высшем. Занимался живописью в мастерской Ильи Репина. На этот раз художник решил сделать центром новой работы женщину, такую крупную, как «Красавица» (Государственная Третьяковская галерея) и такую же монументальную, чинно сложившую руки и стоящую над городом, как «Купчиха» (Государственный Русский музей) 1915 годов151718. Монолитный силуэт купчихи уравновешен самоваром.

С 1894 года член Товарищества передвижных художественных выставок., «восхваляя», разоблачает. Ему все это родное. Она граничит с издевкой. На самом деле тем, кто знаком с личностью Бориса Михайловича, это совсем неудивительно. Купчиха выглядит старше и внушительней самой модели, более миловидной и в реальности обладавшей пышными, но всё же гораздо меньшими формами10122113.

Продолжая жанр портрета-картины (портрет в интерьере или пейзаже), К. создавал произведения интимно-лирич. Оформлял спектакли МХТ («Смерть Пазухина» М. Е. Как супружеская чета, они степенно соучаствуют в священном ритуале. Картина написана маслом на холсте в стиле импрессионизма, позволяющим ощутить сиюминутность момента. АХ (1909).

Действительный член Академии художеств с 1903. К тому времени отец Бориса уже умер, а своих средств на учебу у Кустодиевых не было, ему оказал помощь дядя, брат отца. КУСТОДИЕВ Борис Михайлович, рос. Она ведет себя как полагается «на людях». А тут какой-то русский бренд – как после баньки тела.

В центре трактира за одним столом разместилась очень колоритная группа. Борис поступает в Академию художеств в Петербурге, учится блестяще. Работ с изображениями заводских рабочих, матросов, бойцов Красной Армии было большинство. Вот кого рисовать-то.

Чем же была для Кустодиева данная работа. Кажется, что кожа на мясах такая теплая. соприкасается с явлением реальной действительности.

Кустодиев одновременно работал над изображением своего идеала русской красоты в «Руси ушедшей» и над пропагандистскими плакатами, картиной «Большевик» и обложкой журнала «Коммунистический интернационал». Работал в плакате и в книжной графике. Словно средневековые цеховые мастера во время торжественной церемонии.

Мать осталась вдовой в 25 лет и содержала четверых детей. Когда ему было девять лет, в город привезли выставку художников-передвижников. Это великолепное полотно – как в плане сюжета, так и в плане исполнения – было написано в 1916 году. Константин Сомов, в то же самое время как-то зашедший к Кустодиеву домой, отмечал, что выставка эта в целом скверная и никуда не годится, оговорившись, правда, что к «Купчихе за чаем» это не относится42. Репин говорит: «Глаз свой воспитывайте еще пуще руки». Впервые публика увидела «Купчиху» 13 апреля 1919 года на первой свободной выставке произведений искусства во Дворце искусств (такое название после революции получил Зимний дворец).

Картину «Купчиха за чаем» можно считать одним из наивысших достижений Кустодиева в послереволюционный период его творчества38, программной работой художника29. В это время Кустодиев писал так много, как не писал будучи совершенно здоровым. Учился в Высшем. Перед купчихой раскинулся роскошный натюрморт богатой трапезы, отличающийся звучным многоцветьем, художественной красотой и выразительностью92713.

«Картины в моей голове сменяются, как кино», – говорил Кустодиев. Действительный член Академии художеств с 1903. Старейшина уважаемого собрания сидит под иконой. жизни, крестьянского и провинц. иск-ва, Киев «Красавица», 1915, ГТГ «Купчиха за чаем», 1918, ГРМ серия «Русские типы», 1920-егг. ).

Сологуба, 1912, все– гипс, ГРМ также фарфоровые статуэтки). Репин привлек молодого художника к соавторству в картине «Заседание Государственного Совета» (1901–1903, Русский музей, Петербург). Власова (Астрахань, 1890-е), в Высшем художественном училище при Академии художеств у В. Е.

А музыкальное сопровождение обеспечивают певчие птицы в клетках под потолком. Учился в Высшем. Художник уделяет большое внимание фактуре изображаемых предметов. Ершова, 1909, М. В. Задуманный К. «Групповой портрет художников Мира искусства» остался лишь в этюдах (1910–16, ГРМ) и эскизе (1916–20, там же).

Автор серий картин о провинциальном и крестьянском быте, создавал композиционные портреты, вписывая своих героев в окружающий пейзаж или интерьер. Несмотря на запреты врачей, Кустодиев начал работать вскоре после операции. Над столом возвышается пышущий жаром, величавый и красивый, сверкающий своими начищенными до блеска медными боками огромный пузатый ведёрный самовар исполненный в столь любимой среди купечества форме «ваза». мещанско-купеч. В июне 1924 года на XIV Международной выставке в Венеции Кустодиев представил несколько своих работ, в том числе «Купчиху за чаем», а также «Большевика»2554. Только щеки да нос краснеют». И такие молодцы проглядели революцию.

Добужинским и др. ), сотрудничал в сатирич. Гоголя, 1919), Петроградского (Ленингр. ) акад. В 1903–04 пенсионер АХ в Париже (посещал студию Р. Менара), путешествовал по Испании. Репина (1896-1903). Именно в это время он начал поиск собственного неповторимого стиля в живописи. Можно сказать, что «Купчиха за чаем» является вдохновенной поэмой о русской красоте, прощальным памятником старой России, замечательным и характерным образом, своего рода апофеозом воспоминаний о сочных пышных красавицах, о приближающихся лазоревых вечерах, о монументально торжественных чаепитиях, о неторопливой, будто неизбывной и безмятежной жизни с её размеренным укладом, сытым и бездумным существованием.

Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева — портретиста (И. Да и сам Кустодиев в 1923 году нарисовал еще одну похожую картину – «Купчиха, пьющая чай». Откровенно любуясь материально-телесным изобилием, пёстрым узорочьем изображаемого мира иногда идеализируя его, К. в то же время относится к нему иронически, даёт почувствовать его самодовольство и косность («Купчихи», 1912, Киевский музей рус. Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России. Кустодиевская героиня свято чтит обычаи того мира, порождением которого она является. Казалось бы и брови незаметные, белесые и глаза блеклые, серые, а красавец. Словно само солнце вошло вместе с героиней картины в темноватую обычно баню – и все здесь озарилось.

Свет переливается в мыльной пене (которую художник одной рукой взбивал в тазу, другой писал) мокрый потолок, на котором отразились клубы пара, вдруг стал подобен небу с пышными облаками. И это показательно. Толстого, 1922, пьесы А. Н. Воиновым, следует определить не как насмешку, а скорее как усмешку. Приговор художника имеющий точный адрес, безапелляционен. Чертовски трудно. Кустодиев предлагает посмотреть на обычный день из купеческой жизни глазами обычного наблюдателя, а не завистника или противника.

художник, график, скульптор, сценограф, чл. писателей, детские книги (стихотворения С. Я. Он любит то, что изображает пусть оно может кому-то прийтись и не по вкусу. Очень часто моделями для купчих Кустодиеву служили представительницы интеллигентной среды.

Эта картина сейчас хранится в Нижегородском государственном музее. Также высоко он оценил и «Купчиху за чаем» как работу, утверждающую красоту человеческую522953. В годы Революции 1905–07 К. участвовал в создании «Календаря русской революции» (вместе с И. Я. Ах, если бы я обладал сверхчеловеческой способностью все это запечатлеть.

В связи с этим Шаляпин заехал к художнику домой. Действительный член Академии художеств с 1903. Мастерство К. -портретиста высоко оценил И. Е. – снисходительная, семейная.

Пышная, полная, сытая белотелая, румяная, голубоглазая и русоволосая молодая женщина, в общем, довольная и весёлая купчиха, удобно устроившись, вальяжно сидит за столом на балконе деревянного особняка, в своём «домашнем раю». С 1894 года член Товарищества передвижных художественных выставок. Власова (ученика В. Г. А. Я.

Моделями для его купчих часто были представительницы интеллигенции, дородные женщины. Весной 1920 года в трёх комнатах квартиры Нотгафта в здании петроградского Дома искусств состоялась первая и единственная прижизненная персональная выставка Кустодиева, на которую он представил около 170 разных с художественной точки зрения произведений, выполненных в основном в 1915—1920 годах, в число которых вошла и «Купчиха за чаем». Если говорить о его иронии, то ее, соглашаясь с В. В. Автор серий картин о провинциальном и крестьянском быте, создавал композиционные портреты, вписывая своих героев в окружающий пейзаж или интерьер. Борис сначала учился в церковно-приходской школе, потом в гимназии.

Учился в Высшем. «Купчихой» оказалась баронесса Галина Адеркас, представительница древнего дворянского рода из Астрахани, в ту пору студентка медицинского факультета1021. Рубенс, Тициан тоже мясных писали, а подсветки такой у них не было. Эта усмешка – веселая, добродушная. Большое спасибо за статью. Но «Купчиха за чаем» занимала центральное место в одном из залов.

Да вот только вместо широких просторов за спиной – холодная стена. То были сюжеты и люди уже ушедшей, но не утратившей свой терпкий аромат жизни. 1900-хгг. Показывая внешний «парад», художник вскрывает пустую претенциозность особ высшего света. 25-летняя вдова старалась прививать детям любовь к живописи, театру, музыке и литературе. Салтыкова-Щедрина, 1914 и др. ), Малого драматич.

В 1910 удостоился чести дать автопортрет в галерею Уффици (Флоренция), где собраны автопортреты величайших художников за несколько столетий. Автор жанровых картин, портретов, книжных иллюстраций. Шаляпина, 1921, Музей театрального и музыкального иск-ва, С. -Петербург и др. ). Он захотел уйти от репинского реализма, больше не подражать учителю, писать не с натуры, а исходя из собственных представлений о русской красоте. Мне Кустодиев очень нравится и даже вопросов нет, что он был огромный талант.

Она ступает чинно, с достоинством, сложив руки и держа на виду кружевной платочек. Даже наоборот, образ русской купчихи кажется немного ироничным, добрым и даже невинным. эмоциональную связь с драматургич.

театра драмы («Посадник» А. К. Нового об-ва художников (с 1904), Союза русских художников (1907–10), возобновлённого «Мира искусства» (с 1910), АХРР (с 1923). Особенно хочу сказать о великой картине Большевик. Одной из ведущих тем творчества К. с 1906 становится изображение праздничной нар.

С 1894 года член Товарищества передвижных художественных выставок. Интересно. Но тем живее работало воображение. Учился у П. А. Увидеть эту прекрасную картину можно в Государственном Русском музее Санкт-Петербурга. Искусство требует всей жизни. Это одна из первых больших работ Кустодиева после пережитых операций на позвоночнике.

и стилистич.

Матэ, 1902, жены художника– Ю. Е. А последними работами мастера стали иллюстрации к книгам о Ленине. модерна. язвительна, ядовита. Одинаковая одежда выдает в них извозчиков, устроивших себе чайный перерыв.

Работал в плакате и в книжной графике. петерб. петерб. На самом деле «Купчиха за чаем» была вовсе не купчихой, а настоящей баронессой. Савинского и И. Е. 1918.

Автор серий картин о провинциальном и крестьянском быте, создавал композиционные портреты, вписывая своих героев в окружающий пейзаж или интерьер. В этом он находил свое спасение. Вместе с семьей Кустодиев выехал в Париж. В 1916 году он написал «Масленицу», которую высоко оценил Репин.

Учился в Высшем. Когда этот тупой гигант шагает по крышам домов города, давя всех и всё, делается страшно. Конечно, основной темой выставки стала революционная. Кажется, совершая прогулку, купчиха и спиной чувствует, что на нее смотрят.

Облаченная в дорогое парчовое платье с глубоким декольте, обнажающим впечатляющую округлость белосахарных плеч, в шелковой чалме, короной венчающей голову, с янтарными серьгами в ушах, эта русская богиня «царит» над всем миром, вбирая в себя его соки и краски. Огромный начищенный до блеска самовар, сочный алый арбуз, налитые спелостью яблоки, прозрачный виноград, румяная сдоба и даже кот, что мурлыча, ластится к хозяйскому плечу, – все это символы достатка купеческого дома. Таков обычай. Возможно, зримой целью её чувственных мечтаний является молодой человек, пытающийся за забором обуздать белую лошадь37.

В 1925 году «Купчиха за чаем» была передана из отдела изобразительных искусств Наркомпроса в Государственный Русский музей25, где она и находится в настоящее время, экспонируясь в Зале 71-м Корпуса Бенуа9. Билибина, 1901, В. В. Купчиха спокойна и величава в сознании своей красоты и женского обаяния. И пользовалась спросом публики.

насмехается над избранницей своего воображения. Картина «Купчиха за чаем» уникальна по своей впечатляющей силе и гармонической цельности. Ремизова, 1910, Ф. К. Савинского, И. Е.

Анисимова, 1915, ГРМ Ф. И. Кустодиев Борис Михайлович (1878, Астрахань – 1927, Ленинград)Художник, график, театральный художник. Академик Императорской Академии художеств (с 1909). Родился в Астрахани. Серов Серов Валентин Александрович Великий русский художник, мастер портрета, автор исторических полотен. Ее движения плавны и неторопливы – под стать замедленному провинциальному ритму жизни.

Появилось даже выражение «кустодиевские красавицы». Спустя несколько лет, в 1923 году, Кустодиев написал схожую по композиции картину под названием «Купчиха, пьющая чай» (Нижегородский государственный художественный музей)2324. Стоит заметить, что Кустодиев иронично наделил мордочку кота чертами хозяйкиного лица26. В сидящей на балконе за столом, уставленным яствами, дебелой, необъятной толщины русской красавице, образ купчихи приобретает подлинно символическое звучание. театра в Петрограде («Ревизор» Н. В. А шуба.

Это была дейсвительно хорошая мина при плохой игре. склада («Утро», 1904, ГРМ), детские портреты, также работы, сходные по общей концепции и манере исполнения с его бытовым жанром (автопортрет, 1912, галерея Уффици, Флоренция портреты А. И. Сам Кустодиев не был поклонником такого типажа, да и жена его, Юлия, не обладала пышными формами, обладала хрупкой, неброской внешности. Лескову, 1925 вариант– 1926, БДТ) и др. Занимался также скульптурой. Преподавал в своей частной художественной школе (Новая художественная мастерская, Петербург, 1913). Он говорил своему ученику: «Научился немного рисовать — все равно что ничему не научился. «Волжские серии» он продолжал писать и после того, как в 1916 году паралич приковал его к креслу.

Достаточно взглянуть на тупую, бесчеловечную рожу этого великана и все становится ясно. Власов многому научил будущего художника и Кустодиев всю жизнь был благодарен ему. За 2–3 часа надо сделать приличный этюд Пишу бабу покладистую — хоть неделю будет стоять. В связи с этим Кустодиев отмечал, что «худые женщины на творчество не вдохновляют»3619.

Действительный член Академии художеств с 1903. Работал в плакате и в книжной графике. По окончании Академии у них уже родился сын Кирилл.

Холст, масло. Россию. Репина. Работал в плакате и в книжной графике. Добужинского, 1909, А. М.

Пробовал себя в скульптуре (портреты И. В. Маршака) работал в технике литографии и гравюры на линолеуме. Орловой. Затащил мужика с базара — и писал при народе. Борис Михайлович Кустодиев родился в семье преподавателя духовной семинарии.

Он «ощетинивается» иронией, которая эстетически разоблачает то или иное конкретное лицо. Когда я написал роман Белая кость об офицере царской армии, то у меня была идея поставить на обложку именно эту картину, так как она, на мой взгляд, лучше всех картин в живописи показала, насколько страшен большевизм. Кустодиевой, 1903, все– в ГРМ). Большую смысловую нагрузку несут в полотне детали: трущийся о плечо хозяйки толстый ленивый кот, купеческая чета, пьющая чай на соседнем балконе изображенный на заднем плане город с церквами и торговыми рядами и, в особенности, великолепный «гастрономический» натюрморт. Особую известность завоевал картинами из жизни российской провинции. Этот мир был уничтожен вихрем революции с приходом к власти большевиков.