Кустодиев Шаляпин Описание Картины
Помогите с описание По картине Кустодиева Портрет Шаляпина
Знаменитого артиста рисовали часто (В. А. Тяжелаяболезнь позвоночника, начавшаяся в 1911 году, все более давала о себе знать. Великолепная шуба Федора Шаляпина нарочно распахнута, чтобы показать, что она вся – а не только воротник и шапка – на бобровом меху мизинец руки отставлен, чтобы был виден перстень с драгоценным камнем. его яркая Россия, звенящая бубенцами и масленой. По неизвестной причине у него отнялись ноги.
М. Г. А если так, то надо спешить поделиться этой радостью с другими. Париж, «Современные записки».
Описание картины «Портрет Шаляпина»
Сеансы позирования проходили в небольшой комнате, которая Кустодиеву служила мастерской. Я отправился к нему с этой просьбой. Недаром Федор Шаляпин говорил:. Акварельный портрет Марфы и Марины Шаляпиных хранится в Екатеринбургском музее изобразительных искусств80.
Позднее художник сам с трудом верил, что картина будет удачно завершена. Образ этого волжанина, начавшего свой путь на ярмарках и в балаганах провинциальных городов, выглядит у художника олицетворением силы и одаренности русской натуры. Сам артист до самой своей смерти не расставался с этой картиной и ценил ее выше всех других своих портретов – за широту, размах и русский дух. Сейчас кустодиевский Портрет Ф. И. За широкой спиной в жемчужном уборе раскинулась русская красавица – зима.
Коровин, И. Е. Репин и др. ), так что создалась целая галерея шаляпинских портретов. Таким образом, Б. Кустодиев работал, глядя вверх, как при росписи плафонов. На этой картине изображен великий русский оперный певец – Федор Иванович Шаляпин. Кустодиев Б. «Портрет Федора Шаляпина»2017Известность и признание пришли к Борису Михайловичу Кустодиеву, когда он ещеучился в Академии художеств в Петербурге. Этот выдающийся человек показан не в хоромах, а на небольшом пригорке. Спектакль был представлен всеми нами старательно и публике понравился»30. Но если я когдалибо видел в человеке действительно великий дух, так это вКустодиеве.
С удовольствием сделаю вам эскизы, займусь костюмами. Пастернак, К. А. С Шаляпиным у Кустодиева установились добрые отношения14. Холст наклоняли так, чтобы больной Кустодиев, сидя в кресле, мог его писать.
Преданно смотрит на хозяина белый породистый мопс Ройка. С ее помощью можно было приближать холст к креслу самому, без посторонней помощи, наклоняя его к себе настолько, что можно было кистью доставать до его поверхности или удалять от себя для того, чтобы проверить написанное. А Федор Шаляпин прилагал все усилия, чтобы подбодрить Б. Кустодиева во время сеансов. Композиционное построение портрета является любимым для Кустодиева— центральная фигура, укрупнённый первый план, за которым далеко и внизу развёрстывается большое пространство, прямо как на картине «Купчиха»24749. Двое суток без еды и воды отсиживался в каком-то сарае, боясь выйти.
Чем нарушил этикет. На ногах знаменитого певца— явно концертные туфли.
Из-за кулис ему подсказывали, потом кричали — тщетно. — Я рад, что могу быть вам полезным в такой чудной пьесе. Однако этот город и знаком ему — по своим типичным чертам, по облику и быту русской жизни, которая была так близка Ф. Шаляпину. Быстро написал он также эскизы декораций и костюмов к «Вражьей силе». Сын художника потом вспоминал об одной смешной подробности в работе над портретом. Дебютировал на сцене Федор Шаляпин в драматическом спектакле «Бродяги», ему была поручена роль жандарма Роже.
Позже в автобиографической книге «Маска и душа» Федор Иванович напишет: «Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей, но если я когда-либо видел в человеке действительно высокий дух, так это в Кустодиеве». Он пишет чаепития, гостиные ряды, трактиры. Наверное, певец задумался о чём-то. Но если я когда-либо видел в человеке действительно великий дух, так это в Кустодиеве. Посмотрев спектакль, Александр Блок, поражённый силой художественного обобщения, записал в своём дневнике, что «Шаляпин в Еремке («Вражья сила» Серова) достигает изображения пьяной наглости, хитрости, себе на уме, кровавости, ужаса русского кузнеца.
его яркая Россия, звенящая бубенцами и масленой. В Свердловской картинной галерее находится портрет Марфы и Марины Шаляпиных (этюд к «Портрету Ф. И. Шаляпина», акварель). Шаляпин тоже высоко ценил искусство Б. Кустодиева, которого называл «замечательным» и «бессмертным». Только неимоверная любовь к России могла одарить художника.
Портрет Шаляпина (картина Кустодиева)
Пастернак, К. А. Она была такой маленькой, что картину приходилось писать по частям. Будучи придирчивым даже к самым малейшим деталям, такое же серьёзное значение он придавал и художественному оформлению оперы, чтобы все её элементы приобрели бы единую художественную целостность1027. Кто лучше его почувствует и изобразит мир Островского. Но потом жизнь художника сложилась очень трудно.
Изо всех сил старался я каждый раз доставать моторный грузовик и каждый раз с помощью его сына или знакомых мы выносили Кустодиева с его креслом, усаживали в мотор и затем так же вносили в театр. Сам артист до самой своей смерти не расставался с этой картиной и ценил ее выше всех других своих портретов — за широту, размах и «русский дух». Кустодиев воспринимал Шаляпина, как воплощение национального духа и характера. И начались репетиции. И в ней работа Бориса Кустодиева занимает, пожалуй, самое первое и почетное место.
Интересна история создания этой картины. Таким образом, Б. Кустодиев работал, глядя вверх, как при росписи плафонов. Шаляпин перелез через забор, бежал куда глаза глядят. Это картина покорила меня своей величественностью и простотой – и подарила надежду. Болезнь прогрессировала.
Сочинение по картине Портрет Шаляпина Кустодиева 8 класс
Он не выходил из дома. Здесь состоялось его первое вокальное выступление. Певец рассказывал: «Шуба-то хороша, да возможно — краденая. Целиком его Борису Кустодиеву так и не удалось увидеть в нужном отдалении. Он переделал строчки в арии Гремина в «Евгении Онегине» и вместо положенных «Онегин, я скрывать не стану, безумно я люблю Татьяну» спел «Онегин, я клянусь на шпаге, безумно я люблю Торнаги».
Во всей этой декоративной шири не потух, не стерся Человек, Артист. такою аппетитною сочностью краски в неутомимом его изображении русских людей». На ногах певца —начищенная обувь, которая будто противопоставлена белому снегу. Именно от Репина молодой художник получил самое важное в своем творчестве – «стремление к содержательности в живописи и к созданию картины как логически завершенного целого». — Шуба-то хороша, да возможно — краденая. — Как краденая.
Описание картины Кустодиева «Портрет Шаляпина»
Живой, праздничный, реалистичный и наполненный сказкой. В свою очередь и ФедорШаляпин высоко ценил искусство Б. Кустодиева, которого называл "замечательным" и"бессмертным".
— Пришли, предложили спеть концерт в Мариинском театре для какого-то, теперь уже не помню какого, «Дома» и вместо платы деньгами али мукой предложили шубу. Занимался также живописью, графикой и скульптурой, снимался в кино.
Но король был так растроган, что певцу это сошло с рук. Он словно оглядывает этот городок с высоты. И в ней работаБориса Кустодиева занимает, пожалуй, самое первое и почетное место.
Ему казалось, что весь город знает о его позоре. Родители волновались: как бы не покинул этот свет некрещеным. Но не только большого мастера ценил в художнике Федор Шаляпин: он видел в нем человека недюжинного, достойного преклонения.
Сочинение по картине Кустодиева Портрет Шаляпина 8 класс (описание)
Ходить в них по снежным склонам трудно и Шаляпин опирается на дорогую трость. Федор Иванович был настолько огромен, что мастерская была для него мала. С кустодиевским портретом Шаляпин не расставался до самой смерти361. Нельзя без волнения думать о величии нравственной силы, которая жила в этом человеке и которую иначе нельзя назвать, как героической и доблестной. Когда возник вопрос о том, кто может создать декорации и костюмы для «Вражьей силы», заимствованной из пьесы Островского «Не так живи, как хочется, а так живи, как бог велит», — само собой разумеется, что решили просить об этом Кустодиева. Работа над оперой «Вражья сила» шла, несмотря на сложнейшие условия войны и революции из за которых труппа театра значительно поредела, а новонабранную молодёжь приходилось учить элементарным основам актёрского мастерства и даже нотному письму.
Создается впечатление, что в судьбе этого талантливого человека все стабильно хорошо. Который, правда, тогда еще не пел по-итальянски. Но этот удар судьбы не сломил сильного духом художника и он продолжал работать.
– а под ней находится «парадно-выходной» костюм, так контрастирующий с пестрым народом. Недаром Федор Шаляпин говорил, «. Когда возник вопрос о том, кто может сделать декорации и костюмы для Вражьей силы. И художник не мог охватить фигуру целиком. Тем же образом Шаляпин и отвозил Кустодиева домой, а затем прощался5142416.
Позднее художник сам с трудом верил, что картина будет удачно завершена. В этом году для Кустодиева единственной заказной работой оказался именно этот «светский» портрет, на котором он изобразил Шаляпину, с её милости, на фоне парка — романтического пейзажа, эффектно оттенявшего черты заказчицы23. На первом представлении Кустодиев сидел в директорской ложе и радовался. Особое место в жизни Кустодиева занимала дружба с Ф. И. Шаляпиным. 1921 год, акварель, цветные карандаши.
Сочинение по картине «Портрет Шаляпина» Кустодиева
Не мог выбрать похуже — выбрал получше. — Вот мы ее, Федор Иванович и закрепим на полотне. Первоначальное название картины — «Новый город», в который приехал на гастроли знаменитый артист (об этом возвещает афиша внизу). Как и каждое кустодиевское полотно, «Портрет Шаляпина» невозможен без ярмарки. Кустодиев. Распахнутую полу шубы с выбившимся и развевающимся на ветру шарфом Шаляпин придерживает своей правой рукой, холёной и зависшей в манерном жесте с отставленным мизинцем, на котором словно напоказ выставлен великолепный перстень с драгоценным камнем. На потолке был укреплен блок, через который была пропущена веревка с привешенным на ее конце грузом.
Я занялся актерами. А скорее это даже не город, а «страна Кустодия» — место обитания и веселья русского народа. Шаляпина находится в Париже, а в Русском музее выставлен портрет-повторение 1922 года. Дворищина. Это было началом становления нового синтетического портрета и «типичной» линии творчества художника.
Федор Шаляпин озирается, для него это незнакомый город. Кустодиев пожелал присутствовать на всех репетициях. Примечательно, что подобная композиция характерна и для «Купчихи» – высота главного персонажа над остальным миром. В этот период были написаны самые яркие и жизнерадостные полотна художника.
Преданно смотрит на хозяина белыйпородистый мопс Ройка. Предложили мне выбрать.
Дирижёр сел в гостиной за рояль, под аккомпанемент которого Шаляпин спел почти все арии оперы «Вражьей силы». Он пишет чаепития, гостиные ряды, трактиры. А на самом переднем плане высится величественная фигура Ф. И. Борис Кустодиев окончил Академию Художеств.
сочинение – описание портрета Ф И шаляпина картина художника Кустодиева
Портрет изображает одновременно и конкретного человека (Николая Александровича Романова) и собирательный образ (царя). На ногах модные ботинки на пуговках — серая замша и черный лак. Кустодиев, увидев артиста, непременно захотел написать его именно в этой шубе. Сейчас кустодиевский Портрет Ф. И. Шаляпин становится центром, вершиной этого русского мира.
Думаю, этого мы уже никогда не узнаем. В своей автобиографической книге «Маска и душа» знаменитый певец так рассказывает о своих встречах с художником: «Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей. На руках у Марины обезьянка. Шаляпин был достаточно влюбчивым человеком и до первого брака пережил несколько романов.
Сочинение по картине Кустодиева «Портрет Шаляпина»
Наряду с «Вражьей силой» в том же году художник был занят созданием декораций к опере Римского-Корсакова «Царская невеста», которую ставил режиссёр Виктор Раппопорт с коллективом Большого театра в петроградском Народном доме26. Огромная фигура в шапке и меховой шубе нараспашку возвышается над праздничным гуляньем «над горами». Эту картину Кустодиев писал, прикованным к инвалидному креслу. Еще в 1911 году у него врачи обнаружили туберкулёз позвоночника.
Сам Б. Кустодиев так говорил о своём творчестве: «Любовь к жизни, радость и бодрость, любовь ко всему русскому – это всегда было единственным «сюжетом» моих картин». В такой оценке творчества художника Воинову вторил и редактор сборника «Утренники» Долмат Лутохин, отметивший, что если кто и «царит на выставке — так это Кустодиев Как он знает и любит Россию. Первоначальное название картины «Новый город» также говорит о том, что Кустодиев изобразил Шаляпина прибывшим на гастроли в незнакомый городок.
Сразу же после написания портрет был приобретён Шаляпиным34. В 1924 году полотно экспонировалось на выставке русского искусства в Гранд-Сентрал-Паласе в Нью-Йорке64, для которой Кустодиев написал картину-плакат «Извозчик-лихач» и несколько других работ, охотно раскупавшиеся посетителями, как и репродукции65.
Федор Шаляпин озирается, для него это незнакомый город. Для контраста Шаляпин изображен более темными красками. Глубоко я был поражен известием о смерти, скажу – бессмертного Кустодиева.
Сочинение по картине Кустодиева Портрет Шаляпина 8 класс
После них будущий великий бас научился читать ноты и скоро попал в церковный хор. Первоначально вид народного творчества. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Целиком его Борису Кустодиеву так и не удалось увидеть в нужном отдалении. Портрет мой был написан им в 1921 году зимой, а в 1922 году я уехал из Петербурга.
Сеансы позирования проходили в небольшой комнате, которая Кустодиеву служила мастерской. Весь наряд Шаляпина говорит о том, что он любит отнюдь не дешевые вещи. Он уверенно идет вперед, его любят и ждут им восхищаются. Все нарядно, празднично, ярко и даже деревья в снежных кружевах.
Его Портрет художника И. Я. Как писал Шаляпин, «недолго мне пришлось любовно глядеть на этого удивительного человека. На картинах Бориса Кустодиева перед зрителем предстают изумительные зимы с веселым катанием на санях, балаганами, каруселями, праздничными народными гуляниями, яркость и красочность, которая противопоставлена серости и скуке прозаической жизни.
Сочинение по картине Кустодиева Портрет Федора Шаляпина
Оригинал хранился в семье Шаляпина, но в 1968 году был передан его дочерьми в дар Ленинградскому театральному музею и с 1985 года выставляется в Большой гостиной в доме-музее Ф. И. Шаляпина в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). У Кустодиева был приятный тенор, он любил русские народные песни, особенно «Вниз по матушке по Волге». Репин и др. ), так что создалась целая галерея шаляпинских портретов.
Портрет Шаляпина, а также портрет его супруги вместе с некоторыми другими работами Кустодиев показал на выставке объединения «Мир искусства», открывшейся 14 мая 1922 года в Аничковом дворце58. В то время — послереволюционное, неустроенное, голодное — готовилась к постановке опера Серова «Вражья сила». Художник Борис Кустодиев (1878—1927) к этому времени был очень болен.
Но в театре приняли условия русского баса. Экий я мерзавец—буржуй. Но этот удар судьбы не сломил сильного духом художника и он продолжал работать. Пастернак, К. А. Все это, однако, барство показное, которое не заслоняет размаха широкой натуры великого певца, в котором сильно выразилась творческая стихия русского народа. В эффектной, нарочито театральной позе стоит огромная, все подавляющая своими размерами фигура Ф. Шаляпина.
Таким образом портрет был написан дважды — в 1921 и 1922 годах4947.
Ходить в них по снежным склонам трудно и Шаляпин опирается на дорогую трость. Ходить в них по снежным склонам трудно и Шаляпин опирается на дорогую трость. Но если я когда-либо видел в человеке действительно великий дух, так это в Кустодиеве.
Сочинение по картине кустодиева портрет шаляпина
Пришли, предложили спеть концерт в Мариинском театре для какого-то, теперь уже не помню какого, «Дома» и вместо платы деньгами али мукой предложили шубу. Просто в глубине души русские – это чистые и светлые люди. Серов, Л. О. Наугад и ощупью Кустодиев создал удивительное полотно, по сути не видя ни разу его целиком при достаточном отдалении. На пальце— перстень.
Изящная трость и французский бульдог у его ног усиливают это впечатление. Тяжелая болезнь позвоночника, начавшаяся в 1911 году, все более давала о себе знать. И когда понял, что все серьезно, его не разыгрывают, страшно испугался. Все эти фигуры были введены в портрет по просьбе самого Шаляпина523544454628394749. Кустодиеву удалось передать изобразить на полотне биографию, сам творческий, по-национальному глубоко своеобразный дух Шаляпина исполнителя народных песен, волжанина, прошедшего большой путь от театриков и балаганов на провинциальных ярмарках до лучших оперных сцен мира. Может рассматривает новый город или просто размышляет о чём-то личном. Целиком его Борису Кустодиеву так и не удалось увидеть в нужном отдалении.
И он рисовал, рисовал много. Певец всем своим обликом показывает, что не бедствует, что он этакий «нэпман», олицетворение ленинской «новой экономической политики», нацеленной на введение элементов капитализма в советскую экономику для восстановления страны из руин гражданской войны46. Он запечетлён вполоборота, с чуть откинутой назад головой. На ногах модные ботинки напуговках серая замша и черный лак.
По эскизам Б. М. Кустодиева декорации выполнены П. Дамбиным. Репин и др. ), так что создалась целая галерея шаляпинских портретов. Возможно. такою аппетитною сочностью краски в неутомимом его изображении русских людей.
Сочинение-повествование с элементами описания по портрету Шаляпина (автор картины Кустодиев)
Кустодиев рисует ярмарочное гуляние более чем подробно – он заполняет людьми все полотно. Пластические качества картины превосходны. Недаром Федор Шаляпин говорил:. Словарь Флигель (от нем.
Борис Кустодиев любил этого гениального артиста. Его Портрет художника И. Я. Когда Шаляпин вышел на сцену Панаевского сада в Казани, то впал в ступор. В своей автобиографической книге «Маска и душа» Шаляпин так пишет о своих встречах с художником: «Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей.
Краткое описание Портрет Шаляпина
Ходить в них по снежным склонам трудно иШаляпин опирается на дорогую трость. А на самом переднем плане высится величественная фигура Ф. И. Всем известна его удивительная яркая Россия, звенящая бубенцами и масленой.
Премьера «Вражьей силы» прошла 7 ноября 1920 года, по свидетельству сына Кустодиева, Кирилла, блестяще, да так, что «домой вернулся отец возбужденный, говорил, что Шаляпин — гений и что для истории необходимо написать его портрет»24. Парадокс. Его «Портрет художника И. Я. Шаляпина, силуэт которого четко вырисовывается на фоне зимнего пейзажа – яркого, лубочного, условно изображающего ярмарку.
Описание настроения картины Портрет Шаляпина
Федор Шаляпин вскоре уехал за границу и увез портрет с собой. Стосковался по людям, по театру, по музыке — всего этого я лишен»1920. У ног хозяина белый породистый мопс Ройка. Работа подходила к концу, однако вместе с тем, загруженный Шаляпин никак не мог выделить время на позирование Кустодиеву, обещая приехать «как-нибудь после премьеры», но художник всё же успел сделать несколько беглых зарисовок певца для будущего портрета2324. По оценке художника Евгения Климова, в повторном портрете Шаляпина «из-за уменьшения формата почти в два раза потерялась величественность и значительность фигуры знаменитого артиста»63.
О чём он думает. В эффектной, нарочито театральной позе стоит огромная, все подавляющая своими размерами фигура Ф. Шаляпина. Шаляпин обут в не предназначенные для зимней прогулки ботинки из серой замши и чёрного лака на пуговках— по последней моде, да явно не по погоде.
По свидетельству Всеволода Воинова, Петров-Водкин раздосадовал Кустодиева бесцеремонностью нападения на «Мир искусства» и своим отношением к нему «как бы покровительственно, с сожалением»: «Конечно, мол, ты бедненький, сидишь в своем кресле, ничего не видишь: отстал от века. Неразрывно связанный с народом, олицетворяющий его дух и мощь, широту и размах, Шаляпин остался в душе русским человеком, он плоть от плоти этих широких просторов, чего не заслоняет даже показное барство. Оказал большое влияние на мировое оперное искусство. Он был поражен русским басом и передал приглашение певцу зайти в королевскую ложу. Борис Кустодиев любил этого гениального артиста с юных лет.
Интересные сочинения по картинам
Шаляпина нельзя было назвать очень религиозным человеком, но интерес к пению пришел к нему после того, как он однажды случайно зашел на вечернее богослужение в церковь и услышал церковный хор. Шаляпина" находится в Париже, а в Русскоммузее выставлен портретповторение 1922 года. Фон картины становится ярче по нарастающей: отливает розовато-голубыми отблесками снег, желтеют шатры из досок, золотятся солнечными лучами холмы снега, краснеют и синеют вдалеке воздушные шарики, вспыхивают разным цветами «мигали» 20-х годов. Вершиной творчества художника является Портрет Федора Шаляпина. Она была такой маленькой, что картину приходилось писать по частям.
Преданно смотрит на хозяина белый породистый мопс Ройка. Коровин, И. Е. Ведь как оригинально: и актер и певец, а шубу свистнул. Посмеялись и условились работать. Лубок (лубочная картинка, лубочный лист, потешный лист, простовик) — вид графики изображение с подписью, отличающееся простотой и доступностью образов. Первоначальное название картины – Новый город, в который приехал на гастроли знаменитый артист (об этом возвещает афиша внизу). На одном из спектаклей в зале присутствовал король Англии.
решили просить об этом Кустодиева. Как писал тогда организатор экспозиции Игорь Грабарь, «ходчее всех идет русский товар, все, что по представлению американцев очень русское Больше всех покупают Шаляпина кустодиевского, его же Лихача»66. Но такова необъяснимая с точки зрения «здравого смысла» природа человеческой души: радость внутри человека, а не во внешних проявлениях. Борис Кустодиев посмеялся вместе с Шаляпиным над этой историей, но от намерения запечатлеть певца именно в этом одеянии не отказался. Но этот удар судьбы не сломил сильного духом художника и он продолжал работать. Природа наделила Бориса Кустодиева необыкновенно острой наблюдательностью и феноменальной зрительной памятью. Роскошная шуба из бобра распахнута – истинно русский жест.
Он смотрится очень солидно в своем костюме и роскошном пальто. Но потом жизнь художника сложилась очень трудно.
Сочинение описание по картине Кустодиева "Портрет Федора Шаляпина"
Он создает впечатление серьезного, степенного человека. На ней показан гениальный человек всех времен и народов – Шаляпин. Тяжелая болезнь позвоночника, начавшаяся в 1911 году, все более давала о себе знать. Только неимоверная любовь к России могла одаритьхудожника. Вдали видны постройки старинного русского городка, навеянные Кустодиеву прежними его живописными циклами пейзажей Костромы и Кинешмы 1910-х годов, а также декорациями к «Вражьей силе»362354533394628504749. Фон картины – это символ мира, в котором существует человек изображённый на портрете.
У меня хотя и была тататка кенгуровая и шубы мне, пожалуй, брать не нужно было бы, но я заинтересовался. Внутренний мир портретного Шаляпина сложен— он кажется озабоченным, задумавшимся о чём-то своём, мысли артиста обращены куда-то в сторону на то, что не заметно стороннему наблюдателю, а может он просто удивляется текущему мимо празднику и думает не вернуться ли обратно, как в юности на ярмарке в Нижнем Новгороде, где «просторно, весело, разгульно текла жизнь великого торжища»525348. Как драгоценнейшее достояние, я храню в моем парижском кабинете мой знаменитый портрет его работы и все его изумительные эскизы к «Вражьей силе». Отрывок из книги Ф. И. Шаляпина «Маска и душа (Мои сорок лет на театрах)». Писал Кустодиев портрет, отлого наклоняя полотно над собою, неподвижным в кресле. Тяжелая болезнь позвоночника, начавшаяся в 1911 году, все более давала о себе знать. Экий я мерзавец — буржуй.
- Шаляпин и Кустодиев — два гения иодин портрет
- Картина Бориса Кустодиева «Портрет Шаляпина»
- КАРТИНА ИЗВЕСТНОГО ХУДОЖНИКА БОРИСА КУСТОДИЕВА ПОРТРЕТ ШАЛЯПИНА
- ПОРТРЕТ ФЕДОРА ШАЛЯПИНА Борис Кустодиев
- Федор Шаляпин: робкий великан, ставивший втупик королей
Федор Шаляпин озирается, для него это незнакомый город. Коровин, И. Е. А пока что, ну-ка, вот позируйте мне в этой шубе.
В 1920 году благодаря Шаляпину Кустодиев так дважды посетил Мариинский театр, где увидел оперу Глюка «Орфей и Эвридика», а также спектакль из трёх одноактных балетов — «Павильон Армиды», «Карнавал» и «Шопениана»25. Способ объяснения ей в любви Федор Иванович придумал весьма остроумный. 1932. Предложили мне выбрать.
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- О жизни и творчестве выдающихся художников
- Сайт о жизни и творчестве художника
Только неимоверная любовь к России могла одарить художника. Находится в собрании семьи Ф. И. Шаляпина в Париже. Кустодиев скончался в 1927 году, а Шаляпин — в 1938-м. Элегантный силуэт громадной фигуры певца обобщен. На ногах модные ботинки – серая замша и черный лак. Но это было такое целое, которое позволило некоторым современникам говорить о некоем «городе Кустодиевске», сконцентрировавшем в себе все русское.
Но потом жизнь художника сложилась очень трудно. Художник А. Н. Бенуа сказал про его творчество: «настоящий Кустодиев— это русская ярмарка, пестрядина, глазастые ситцы, варварская драка красок, русский посад и русское село, с их гармониками, пряниками, расфуфыренными девками и лихими парнями». Б. Кустодиеву приходилось работать, глядя вверх, как при росписи плафонов. Преданно смотрит на хозяина белый породистый мопс Ройка. Фёдор Иванович Шаляпин (1873 —1938) — русский оперный и камерный певец (высокий бас), в разное время солист Большого и Мариинского театров, а также театра Метрополитен Опера, первый народный артист Республики (1918—1927, звание возвращено в 1991), в 1918—1921 годах — художественный руководитель Мариинского театра.
Он даже отправил встречную телеграмму в театр с просьбой продублировать первую. Шутите, Федор Иванович. — Да так, — говорю, — недели три назад получил ее за концерт.
Уехал в Швейцарию. С ее помощью можно было приближать холст к креслу самому, без посторонней помощи, наклоняя его к себе настолько, что можно было кистью доставать до его поверхности или удалять от себя для того, чтобы проверить написанное». Недаром ФедорШаляпин говорил: ". которая была так близка Ф. Шаляпину.
Серов, Л. О. Он смотрится величествено, будто возвыщается над всеми, но лице его не гордое. В свою очередь и Федор Шаляпин высоко ценил искусство Б. Кустодиева, которого называл замечательным и бессмертным. Приятно ее написать. — Ловко ли. Борис Кустодиев открыл ее другую сторону: в его картинах нет показа тяжести народной жизни изображенная им Русь — радостная, где во всем чувствуется материальный достаток, царят звонкие краски и яркие узоры.
Эткинд так говорит о новой русской портретной школе, пришедшей на смену традиции XIX в. : «Модель подается напористо, крупным планом, занимает изрядную часть холста сохраняется импрессионистическая свежесть первого впечатления, живость непосредственного восприятия». — говорю я ему. С удовольствием сделаю вам эскизы, займусь костюмами.
Шуба у вас больно такая богатая. Пошел в магазин. Таким образом, Б. Кустодиев работал, глядя вверх, как при росписи плафонов. Не совсем только, не хватает заурядности, он слишком «Шаляпин», слишком «Мефистофель» вообще местами, а не заурядный русский дьявол»27.
Все это, однако, барство показное, которое не заслоняетразмаха широкой натуры великого певца, в котором сильно выразилась творческаястихия русского народа. В эффектной, нарочито театральной позе стоит огромная, все подавляющая своимиразмерами фигура Ф. Шаляпина. его яркая Россия, звенящая бубенцами и масленой. Рядом— церковь, подпись Кустодиева, по его же признанию.
— Да как же это случилось. Скорее всего он на гастролях. Комната, где они находились, названная красивым словом «мастерская», была столь маленькая, что картину художник вынужден был писать по частям: «На потолке был укреплен блок, через который была пропущена веревка с привешенным на ее конце грузом.
И в ней работа Бориса Кустодиева занимает, пожалуй, самое первое и почетное место. БорисКустодиев любил этого гениального артиста с юных лет. На ногах модные ботинки на пуговках – серая замша и черный лак.
Портрет Шаляпина занимает особое место в творчестве художника. Не мог выбрать похуже — выбрал получше». Борис Кустодиев любил этого гениального артиста с юных лет. Но потом жизнь художника сложилась очень трудно. Досталась она ему вместо гонорара за один из концертов в Мариинском театре. Заливающее все радостное, бодрящее зимнее солнце, нарядные кроны инея, голубые и розовые тени на сверкающем снегу.
Первоначальное название картины — «Новый город». Точнее, дебют этот не состоялся. Но если я когда-либо видел в человеке действительно великий дух, так это в Кустодиеве.
В этом и состояла способность Кустодиева решать труднейшую задачу в живописи создавать образ человека в пленэре. Шаляпин высоко оценил портрет. Писать с натуры эту удивительно красочную Русь во всей щедрости и довольстве Борис Кустодиев не мог. Его "Портрет художника И. Я. Твой, мол, портрет Шаляпина слаб, это литература»59. Все культурные русские люди знают, какой это был замечательный художник. Шаляпин даже брал портрет с собой в разъезды14. Он пишет чаепития, гостиные ряды, трактиры.
Как вспоминал Шаляпин, портрет Кустодиев «написал быстро»16. Федору Шаляпину в младенчестве поменяли фамилию. Имеет репутацию артиста, соединившего в своём творчестве «прирождённую музыкальность, яркие вокальные данные, необыкновенное актёрское мастерство». Певецизображен на фоне типичной для кустодиевских картин ярмарочной, разгульной жизни.
Аккуратная трость и небольшой перстень подчеркивают статус этого человека. Шаляпин был очень доволен портретом5, ценил его особенно и чрезвычайно высоко3622, ставя выше других работ о себе — за широту, размах и «русский дух»2. А на самом переднем плане высится величественная фигура Ф. И. 1 Портрет исполнен в 1920—1921 годах. В 1911 году у Бориса Кустодиева появились симптомы туберкулеза позвоночника.
В свою очередь и Федор Шаляпин высоко ценил искусство Б. Кустодиева, которого называл «замечательным» и «бессмертным». «На потолке был укреплен блок, через который была пропущена веревка с привешенным на ее конце грузом. Вершиной творчества художника является «Портрет Федора Шаляпина». Глубоко я был поражен известием о смерти — скажу — бессмертного Кустодиева.
Занавес опустили, режиссер сорвал с актера-неудачника костюм. После операции ему было запрещено рисовать. Пошел в магазин.
Она была такой маленькой, что картину приходилось писать по частям. Федор Шаляпин вскоре уехал за границу и увез портрет с собой. Его учителем был И. Репин. Написал быстро1.
Борис Кустодиев любил этого гениального артиста с юных лет. Колоритная шуба Шаляпина имеет сомнительную историю. Выставляется в зале 70 Корпуса Бенуа77.
Это была работа наугад, на ощупь. У него есть семья и поклонники, у него есть Россия. Это незнакомый город, куда он только что прибыл на гастроли. Позднее художник сам с трудом верил, что картина будет удачно завершена.
Наверное, Федор Иванович приехал выступать. Художник перешел к декоративной расцветке, к подражанию живописи на подносах. Непостижимо, как это смогла понять Иола, не знавшая тогда русского языка, но согласие на брак было получено.
Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) был учеником И. Репина в Петербургской Академии художеств и даже соавтором репинской картины «Заседание Государственного совета», в которой он написал всю правую сторону, принимал участие в международных выставках, сам побывал в Германии, Испании, Италии, где изучал работы старых мастеров. Начинал он как портретист и именно в этом жанре получил известность. Как писал впоследствии Шаляпин, Кустодиев «быстро написал эскизы декораций и костюмов к Вражьей Силе»16.
его яркая Россия, звенящая бубенцами и масленой. Рисовал тайком от мед персонала, в больнице.
Портрет – эскиз Федора Шаляпина. Портрет государя создан по той же авторской схеме, что и «Автопортрет»: задний план картины имеет не меньший смысл, чем передний, т. к. Костюмы и бутафория — по эскизам К. Б. Кустодиева. Артист стоит в театральной позе. Наступил паралич ног, с 1916 года прикован к креслу.
Праздничная феерия кустодиевской ярмаркиразворачивается за его спиной: балаганы, скоморохи, мчащиеся кони, веселыеизвозчики, гармоники, подвыпившие мастеровые, связки воздушных шаров. И в дополнение к созданному образу— модная в те годы трость. Вот и на картине он задумался, охватывая взглядом бурлящее народное гуляние. Первоначальное название картины – Новый город, в который приехал на гастроли знаменитый артист (об этом возвещает афиша внизу). Но этот удар судьбы не сломил сильного духом художника и он продолжалработать.
В 1916году у него случился паралич ног и с тех пор Кустодиев навсегда был прикован ккреслу.
В 1977 году он экспонировался на выставке русского и советского искусства в музее Метрополитен в Нью-Йорке63. Серов, Л. О. На ногах модные ботинки на пуговках – серая замша и черный лак. Написанный в 1922 году авторский (уменьшенный) вариант-повторение — в ГРМ. 2 Премьера спектакля «Вражья сила» состоялась 7 ноября 1920 года в б. Мариинском театре. Больше всего его поразили мальчики — его ровесники, певшие по нотам. В целом, атмосфера картины крайне оптимистичная и доброжелательная. Ходить в них по снежным склонам трудно и Шаляпин опирается на дорогую трость.
Сейчас артист на прогулке, ему еще предстоит покорить своим талантом этот пока не знакомый город. Шаляпин не застегнул пальто, от чего зритель видит белоснежный воротничок рубашки, бабочку и яркий шарф. Вот и на картине он задумался, охватывая взглядом бурлящее народное гуляние. В своей автобиографической книге Маска и душа знаменитый певец так рассказывает о своих встречах с художником: Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей. На домах и лавках виднеются живописные вывески «Трактир», «Пряники» с изображением калачей или баранок, запрещённые приказом петербургского градоначальника Драчевского в 1914 году как «аляповатые» и оттого сохранившиеся лишь в провинции2251. Подготовительные рисунки к портрету хранятся в Третьяковской галерее (уголь, сангина, акварель, гуашь), Картинной галерее Армении (акварель и карандаш) и частных собраниях в Москве. На первом представлении Кустодиев сидел в директорской ложе и радовался. Однако эта картина стала прекрасным исключением из этого ряда.
Торопился и церковный писарь, который допустил ошибку в спешке, написав в церковной книге «младенец Федор Шляпкин» исказив фамилию Шаляпина. Только неимоверная любовь к России могла одарить художника. Занимался Б. Кустодиев и скульптурой, его бюсты-портреты отличаются большим сходством с оригиналом.
Он пишет чаепития, гостиные ряды, трактиры.