Ленин Картина
Благодаря своей точности и скромности картина «Ленин в Смольном» — одно из самых популярных и любимых народом изображений Владимира Ильича. Картина «Ленин в Смольном» написана в 1930 году. В этом же направлении устремляются творческие искания Д. Налбандяна, начавшего освобождаться от внешней патетики, помпезности (свойственных ранее многим его работам), в таких картинах, как В. И. Ленин в 1919 году (1956), В. И. Ленин у А. М. Горького в 1919 году (1954 – 1956).
«ленин в Смольном» – картина известнейшего русского живописца И. Бродского, написанная в 1930 году. «ленин в Кремле» (English: Lenin in Kremlin) – картина известного ленинградского художника Николая Николаевича Баскакова (1918—1993), написанная автором в 1960 году. «в. и. ленин в Смольном»— картина известного советского живописца И. И. Бродского исполненная художником в 1930 году и изображающая В. И. Ленина в момент работы над запиской в одном из помещений Смольного в первые недели советской власти.
В конце 1920 — начале 1930-х годов картину «Ленин у прямого провода» создает Игорь Грабарь, Александр Моравов пишет полотно «Ленин в вагоне финляндской железной дороги», «поэтическим, взволнованным полотном» удивляет критиков той поры Аркадий Рылов — «Ленин в Разливе» (1934 года). Известен также авторский вариант картины Н. Баскакова «Ленин в Кремле», хранящийся в Санкт-Петербурге в собрании Музея истории города. В дальнейшем сотни картин, героем которых был Владимир Ленин, писались по фотографиям и канонических образам, созданным художниками под личным надзором вождя. Искусствоведы подобрали картины, написанные художниками по поводу смерти Ленина. Картина «Ленин в Смольном» становится самым популярным и любимым народом изображением вождя.
Владимир Ильич Ленин на картинах художников
Недаром люди так крепко держат повитые крепом красные знамена. Снова момент беседы, Ленин улыбается. При жизни Ленина его изображения практически не тиражировались — он сам был против этого. Я не знаю лица прекраснее, чем лицо Владимира Ильича.
Вот таким образом большинство эскизов обнаруживало стремление подчеркнуть ленинскую простоту, демократичность, дать образ Ленина в единстве с народом (проекты М. Аникушина, А. Кибальникова и П. Бондаренко и другие). Уже самый первый этюд 1920 года поражает остротой и силой образа.
Фигура В. И. Ленина с выразительным характерным жестом, его искрящееся острой мыслью и душевной теплотой лицо – центр картины. Зато коллекционную ценность они имели огромную — ведь их можно пересчитать по пальцам. 19), созданы еще в 1924 году). Но содержание образа здесь иное. Революционный народ хотел видеть образ своего великого вождя.
Описание картины Исаака Бродского «Ленин в Смольном»
Статуя великолепно объединена с постаментом, в простых архитектурных формах которого выражена идея энергичного роста, взлета, подъема (архитектор В. Витман). Мотив беседы повторен в рисунках много раз. Известно, что рабочий кабинет Ленина располагался на 3 этаже здания Сената, площадь его была 50 кв.
Лишь к середине 1940-х годов работы других авторов — Томского, Вучетича и других — кладут конец «периоду Меркурова».
21) и другие (первые варианты которых были созданы в 1951 году, а значительно более глубокие и законченные – в 1959 году), многочисленные рисунки Н. Жукова, который стал в эти годы с большим творческим подъемом работать над образом Ленина, обращая особое внимание на живые черты Ленина-человека, разносторонне одаренного, чуткого к людям, простого и близкого всем трудящимся не только по образу мыслей, но и по всей скромной обстановке, естественному укладу своей жизни (Аппассионата (илл.
Критика с пафосом говорит о недостатке «революционной романтики», она требует «величия исторического», которыми должен быть «овеян образ вождя». Известен, например, выразительный рисунок Б. Кустодиева (1924), запечатлевший Ленина в гимназические годы, где создан образ пытливого, умного, живого подростка, в котором чувствуются незаурядные духовные силы. 13).
Это продолжается в так называемом свободном западном мире по сей день. Ленина-оратора запечатлели рисунки Г. Верейского и Л. Пастернака (1920), сделанные ими в зале заседания II конгресса Коминтерна. Оба полотна были выставлены на Всесоюзной выставке 1950 года.
Описание картины Исаака Бродского «Владимир Ильич Ленин в Смольном»
Обе они появились на Всесоюзной выставке 1950 года. Добросовестно выписывает он морщинистые шеи и лица людей труда их простую, неяркую одежду.
Ошеломительный успех у зрителей имеют «скромное, но искреннее, прочувствованное полотно» Михаила Девятова «Свежий октябрьский ветер», картина Владимира Хитрякова «Беседа с Ильичом», скульптурная группа Заира Азгура «Ленин с девочкой». 18) и другие мастера живописи и графики. Они-то и регулируют ход маятника в механизме Ленинианы. В другом месте взгляд испытующий, резкий. Сдержанность и внутренняя сила человека, знающего все трудности пути, но и ясно видящего цель – главная мысль образа.
«Красный Ленин», Энди Уорхол — описание картины
«Забыли дух образа», — сокрушенно говорят официальные контролеры творческих работ. В ночь с 24 на 25 января была издана специальная марка, а следом увидела свет однодневная газета «Ленин» — ее выпустили ограниченным тиражом. На посмертном плакате, где были собраны разные изображения Ленина, есть очень интересные снимки, на которых впоследствии появились искусственно созданные «белые пятна». Это была большая творческая удача всего творческого коллектива и удача его руководителя. Три полуфигуры в размере больше натуры (Ленин готовится к выступлению, записывая тезисы на маленьком клочке бумаги Ленин стоящий, с руками, заложенными за края жилета Ленин слушающий), законченные в 1929 году, были высоко оценены комиссией Совнаркома.
В этот же период Ленин становится элементом интерьера – при постройке зданий его профиль часто появляется в виде мозаики, маркетри. 6). Честь такая выпала, например, Науму Аронсону и Александру Магараму. 16).
Культ Ленина, его образы в картинах художников
«Оттепель» для Ленинианы ничего не меняет в глобальном идеологическом плане. Различные национальные школы советского изобразительного искусства, профессионально вполне окрепшие к тому времени, выдвигают талантливых интерпретаторов образа Ленина.
Ленин-оратор показан в единстве со своей аудиторией (илл. Труд Андреева был единодушно одобрен Совнаркомом, а сам автор назван автором Ленинианы. 15), скульптурные портреты Ленина, принадлежащие руке белорусского мастера 3. Не обошел своим вниманием советского Вождя и эпатажный сюрреалист Сальвадор Дали. Многочисленные альбомы быстро заполнялись то беглыми набросками, то более законченными рисунками изображающими Ленина в самые разнообразные моменты его напряженного трудового дня.
Для «Ильича» же — и при столь суровых и требовательных судьях, как его близкие друзья, — нужен художник имеющий, помимо способности портретиста, еще и багаж живых наблюдений и «стенографических» набросков, ему лишь понятных». Забегая вперед, скажем, что задачу свою художник не просто выполнил, а даже перевыполнил. Большое значение в истории развития тематической картины в искусстве советской Прибалтики сыграло полотно О. Скулме В. И. Ленин на конгрессе социал-демократов Литовского края в Брюсселе в 1914 году, законченное в 1952 году. Шесть явлений Ленина на рояле». Образ Ленина здесь – как бы воплощение творческих сил революции. Среди таких работ нужно отметить особенно проникновенный, психологически острый портрет В. И. Ленина времени создания Искры, выполненный известным грузинским скульптором Я. Николадзе (илл.
Напишите отзыв о статье Ленин в Смольном (картина)
Отчетливая ясность замысла была немаловажным условием, обеспечившим творческую удачу. На протяжении более чем полувека многочисленные идеологи и последователи этого единственного в своём роде жанра в искусстве — Ленинианы — стремились как можно точнее донести до потомков «необолганный», выражаясь языком Маяковского, образ вождя.
Спокойная поза выдает, однако, большое внутреннее волнение, напряженность. Образ этот очень жизнен, ярок и типичен. Правая рука крепко держит перо, готовясь занести на бумагу мгновенно возникшие мысли. Исключительно популярен был в свое время силуэтный портрет В. И. Ленина исполненный С. Чехониным (1920) на основе своих зарисовок и тщательных наблюдений во время выступления Ленина на конгрессе Коминтерна, о чем художник позднее рассказывал: Внешность его (Ленина) производила впечатление огромной волевой сосредоточенности. На другом листе он изображен разговаривающим.
В 1939 году в город приехал другой известный скульптор, также подвизавшийся на ниве Ленинианы —С. Д. Меркуров, занимавший в то время пост главы всесоюзной Комиссии по проверке состояния памятников Ленину. Образ Ленина – трибуна революции – вдохновлял и скульптора В. Козлова при создании интересного монумента, установленного перед Смольным дворцом. 20). Здесь можно назвать серьезную картину В. Серова Вести из деревни, яркую, но несколько эскизную работу В. Цыплакова В. И. Ленин беседует с крестьянами. Показательно с этой точки зрения творчество Сергея Меркурова. Речь идет о картине Валентина Серова «Ходоки у Ленина» и картине «Выступление Ленина на III съезде комсомола» исполненной творческим коллективом молодых художников — Соколовым, Тегиным, Файдыш-Крандиевской и Чебаковым во главе с их мэтром — художником Борисом Иогансоном. На крупнейших выставках того времени — «Советская Россия», «Советская Прибалтика» и «Советская Украина» — приоритетной становится тема «Ленин и народ».
Лучше этих словесных клише о происходящем и не скажешь. 1). В дореволюционном искусстве изредка появлялся мотив оратора, трибуна. В большом дореволюционном искусстве его образ не отражен.
Отрывок, характеризующий Ленин в Смольном (картина)
Ленин». В этом направлении шла и творческая эволюция Н. Андреева в его работе над Ленинианой. Крайняя подвижность его позы и лицевой мускулатуры делали его весьма трудною моделью для художника. Среди них на первое место по праву следует поставить законченный, цельный в своем скульптурно-архитектурном решении памятник В. И. Ленину на родине Владимира Ильича – в Ульяновске (1940) работы М. Манизера.
Он пишет. Так в 1952 году (за год до смерти Сталина. ) во время реконструкции ВСХВ в Москве был демонтирован самообрушающийся памятник Иосифу Виссарионовичу работы Меркурова. Так сказать, монополии на ее скульптурную часть он не получил, но вот на партбилетах члена КПСС и члена нынешней КПРФ (внешне абсолютно одинаковых) размещен профиль Ленина работы именно Николая Андреева.
Ленин в Смольном (картина) Информацию О
Правдивая и поэтичная кисть художника запечатлела характерные виды великолепного парка, озаренные незримым присутствием глубоко чувствующего природу, любящего жизнь человека. Главное, что придает картине Бродского свежесть и силу подлинного новаторства – это отражение в ней нового периода истории, создание образа нового трудящегося человека – свободного, сознательного, дисциплинированного. Сам Владимир Ильич, будучи чрезвычайно скромным человеком, всегда решительно выступал против какого бы то ни было возвеличивания его личности и не любил позировать ни фотографам, ни художникам, но требование народа было настолько сильным, что он был вынужден согласиться на то, чтобы мастера фотографии (Оцуп и Наппельбаум) начали систематически работать над его фотопортретами, а несколько художников получило возможность наблюдать и зарисовывать его во время работы – в зале заседаний правительства и в рабочем кабинете.
Образ вождя волнует своей правдивостью, внутренней силой. Сосредоточенность, собранность – в лице и во всей его чуть согнутой фигуре. А вот после смерти вождя «ленинизация» страны приняла поистине грандиозный масштаб. Плодом напряженных творческих исканий явилась замечательная скульптура Ленин – вождь (1930 – 1932).
Это выражено в художественном образе картины. Образ Ленина – государственного деятеля мы видим и в монументе, созданном Н. Томским в 1940 году для Воронежа (после войны, во время которой монумент был разрушен фашистами, скульптор восстановил его в прежнем виде). Он на ходу записывает что-то в памятную книжку. Образ Ленина широко тиражируется в плакатах.
Благодаря этому портрету десятки современников Андреева, «художников самых разных направлений», в конце двадцатых уже четко знают, в каком основном направлении должна течь Лениниана. Но лучшие произведения Меркурова, посвященные Ленину (а к ним следует также отнести памятник Ленину в Ереване, статую 1939 года в зале заседания Верховного Совета СССР), – достойный и ценный вклад в Лениниану советского искусства. Ленин изображен во весь рост. Склоненная голова, крутой высокий лоб, перечеркнутая резкой складкой переносица. Начинает все более энергично работать над ленинской темой Петр Васильев, который еще в 1922 году, представив на ученическую выставку свои первые рисунки, посвященные образу Ленина, получил только благосклонные (а какие же еще) отзывы критиков и публики: «Только после выставки, — рассказывал художник, — я почувствовал, как нужны народу рисунки и картины о Ленине». Особо приветствуют критики «эмоциональные» работы, — в Лениниане входит в моду своего рода импрессионизм — но, конечно, не в технике, чего доброго, а в названиях и композиции картин.
Художник исключительно точно передал всю обстановку, окружающую работающего Ленина. Отчасти веяния времени (рубеж 1950-60-х – особый период в отечественном изобразительном искусстве), отчасти собственные представления художника обусловили особенности замысла картины. Выше: что вы искали.
Советское искусство уже в первые годы своего развития обращалось к образу Ленина-юноши. 22). Важная роль в этом принадлежит красиво написанному, сверкающему огнями белокаменному залу Смольного дворца, множеству красных стягов и плакатов. И вот уже «произведение синтетического плана» водружают рядом с гидроэлектростанцией — памятник Ленину по проекту Ивана Шадра установлен в 1927 году на ЗАГЭСе в Грузии.
Другой распространенный мотив – Ленин за работой, пишущий. Ему принадлежит первенство в создании трех самых гигантских по размерам памятников: один в Ереване высотой 49 метров (вместе с постаментом) другой в Дубне — памятники Ленину и Сталину по обе стороны от входа в Канал имени Москвы и третий на ВСХВ (ВДНХ) в Москве. Вспомним, например, Выставку к сорокалетию Советской власти в 1957 году. вы можете запросить все в системе с коробкой. Со временем архивы позволят уточнить обстоятельства создания картины «Ленин в Кремле». Ленин смело встречает натиск бурь, в прямом и переносном смысле — рядом с новыми ГЭС и на главных городских площадях. Но с лейтмотивом уже начинается игра, вариации: все настойчивей слышна тема простоты, теплоты и демократизма Ильича.
И. Бродский, создав картины Выступление В. И. Ленина на Путиловском заводе в 1917 году (1926) и Выступление В. И. Ленина на проводах частей Красной Армии, отправляющихся на польский фронт (1932), положил начало чрезвычайно плодотворной традиции советской тематической живописи: строить композицию картины с изображением выдающейся исторической личности при широком введении народного активного фона – условие, которое Маркс и Энгельс считали обязательным во всяком серьезном, правдивом, художественном образе исторического события. Рядом с ЗАГЭС есть маленький поселок с таким же названием, внизу течет бурлящая река Кура. Спиной сидит ничего не выражающий человек, с белой повязкой на рукаве. Таким я старался показать его на моем полотне.
- Владимир Ильич Ленин в живописи
- Разный Ленин: хрестоматийные портреты и неизвестные образы
- Советская реалистическая живопись – 3
- Ленины в Разливе: при параде и не очень
- Картина «Ленин вСмольном» художника Исаака Бродского
- Образ великого Ленина в произведениях советского изобразительного искусства
Портретов Ленина до революции было написано крайне мало, а до нас дошли и вовсе единицы. Так это было или нет – упоминания достоверного об этом эпизоде сейчас найти не удалось. Безусловно Баскаков внимательно изучил исторические материалы, относящиеся к теме. К многочисленным переименованиям в свою честь Ильич относился равнодушно. Главным героем становится рояль, на котором в перспективе клавиатуры возникают шесть светящихся ликов Ленина.
Этот детский тип художник впоследствии неоднократно использовал и в более поздних работах. Образ Ленина здесь овеян подлинной революционной романтикой (илл. Уловлен его ласковый и в то же время острый взгляд. К сожалению, большая часть статуй Меркурова не сохранилась.
- Фото Ленина с большим разрешением (фотопортрет Владимира Ленина)
- Единственный до 1917 года портрет Ленина в кафе, 1910, другие портреты
- История в фотографиях — города и страны, события и люди
- Коллекция Государственного Русского музея
Все налаживается, Пора и другие, созданные в 1959 году). На лице Ленина отпечаток глубокой мысли, волевой собранности. Последующая работа шла в плане уточнения отдельных сторон образа. Сама задача вела «к углублению в творчестве реалистических начал». Множатся на холстах, затвердевают в мраморе и бронзе вечные мотивы: Ленин — трибун (авторы: художник Герасимов, скульпторы Евсеев и Щуко), Ленин — мыслитель (Андреев), Ленин за работой, Ленин — вдохновитель масс (Шадр).
Как и установить, с кого Баскаков писал девочку в кресле. Труд скульптора к тому времени получил широкое общественное признание.
Отдельные случайные зарисовки и фотографии не могли его удовлетворить. Но Уорхол никогда не связывал свои произведения с политикой или религией. Затем маятник, как ему и положено, возвращается назад.
Но они не всегда смогли отрешиться от элемента ненужной схематизации. Рисовал я его в профиль, который все время находился в движении (илл. Он настойчиво ищет синтетический, обобщенный образ вождя.
фронтиспис). Очень скоро в систему будут добавлены новые языки. Призы и премии, как вы догадываетесь, этим авторам были гарантированы.
Большой силой обобщения отличаются два рисунка 1922 года. Многие явления в искусстве словно предвосхищают события политические.
Много и успешно работали в этом плане Д. Архангельский, И. Соколов (илл. Одним из первых Ленина изобразил французский неоимпрессионист Эмиль Бернар. Но самое главное – присутствующие здесь представители революционного народа – красногвардейцы и солдаты, рабочие и крестьяне – все озарены светлой радостью победы.
Он прежде всего заботится о точности и простоте. В ней с большой силой скульптор воплотил образ Ленина как решительного, непреклонного полководца армии революции, мыслителя, взор которого смело проникает в будущее. Страна возвращается к мирной жизни, эти планы всецело занимают «кремлёвского мечтателя», в руках которого сосредоточены нити управления огромной страной. Тем не менее, вплоть до перестройки Меркуров был известен в истории советской скульптуры как непревзойдённый «мастер образа Ленина».
Это – одно из закономерных проявлений мнимой свободы творчества в условиях буржуазного строя, одно из проявлений его чудовищной несправедливости и антигуманизма самое прекрасное в жизни, с точки зрения общественной ценности для данной эпохи и с точки зрения абсолютных человеческих качеств, предано буржуазией поруганию и забвению, поставлено вне сферы эстетического. Таинственная болезненная композиция с мрачноватой комнатой. Он весь – порыв, но порыв целеустремленный, направляемый ясным разумом и железной волей (цветная вклейка). Ни тени спешки, небрежности, – говорил он, приступая к работе. 25). Вот Ленин внимательно читает, держа перед собой какую-то бумагу.
Они с революцией, с Лениным. метров, в два окна. Тема Ленин – глубоко интернациональная, Ленин близок и дорог не только советским людям. Ленин изображен сидящим в кресле у небольшого круглого столика. В 1924 году была создана специальная комиссия, которая в рекордно короткие сроки организовала траурное оформление всего советского государства.
B. И. Ленина. Одной из наиболее удачных скульптур такого рода является та, где Ленин изображен слушающим доклад (1926). Из них в Москве сохранилось два памятника — в Парке искусств «Музеон» и во дворе Третьяковской Галереи в Лаврушинском переулке. Сразу видно, что говорит он с другом, единомышленником. Вперемежку идут штудии глаз, носа, уха. К моменту написания картины Бродский уже имел большой опыт работы над образом Ленина, начиная от натурных зарисовок до создания таких полотен, как «Ленин на фоне Кремля» (1923), «Ленин на трибуне» (1925), «Ленин на фоне Смольного» (1925), «Выступление Ленина на митинге рабочих Путиловского завода в мае 1917 года» (1929) и других, став признанным мастером этой темы в молодом советском искусстве.
Он изображен задушевно беседующим с делегатами. В то же время здесь нет места чувству безысходности. Два выразительных наброска Ленина в его кабинете сделал в 1921 году художник И. Пархоменко. В работе над образом Ленина самым сложным, на мой взгляд, является воссоздание не физического облика, а его духовного мира, воплощение идей Ленина – открывателя новых путей в истории развития человечества, – говорит Перахим.
Эпизод, запечатлённый Баскаковым, восходит к лету 1921 года. 4). Ведь то были борцы против этого общества, против всех его основ и принципов. Характерно, что и ландшафтное окружение скульптуры – горы, река, а также индустриально-архитектурные формы плотины и гидростанции активно включены в образ, повышают его романтический пафос.
Горки», картину лирического плана «Снегири» Вадима Буланкина изображающую Ленина с детьми, любующегося природой на аллее усыпанного снегом парка, полотно Семена Гуецкого «В. И. На основе этой многообразной, подробнейшей графической документации были созданы законченные портретные листы. Благодаря такому упрощению, образ Ленина превращается в сюжет массового производства.
Советские искусствоведы с почтением отмечали «ассиро-вавилонскую» мощь в стиле Меркурова, о количестве никто не говорил — Ленина не могло быть слишком много. И Ленин сам охвачен радостным волнением. Однако достигнутый ими эффект оказался ровно противоположным поставленной цели. Это стало проникать и в область монументального искусства. Азгура.
Так «стоящий» Ленин в центре Уфы превратился в «сидящего», каковым остается и по сей день. Естественно, органично единство оратора и слушателей. В советском искусстве этого времени реалистическое направление решительно побеждало. В будущем, – писал он, – талантливый художник, даже не видевший и не знавший Владимира Ильича, сможет дать портрет первого председателя Совнаркома и вождя пролетарской революции и, хороший для тех, кто также не видел живого Владимира Ильича (фотографии и маски не дают о нем полного представления). Первой индивидуальной особенностью, бросающейся в глаза даже человеку, наблюдающему за деятельностью В. И. Ленина со стороны, – вспоминал М. Ольминский, – является его необычайная трудоспособность.
В массе копий разошлись эти скульптуры Андреева по всей стране. Не все в этой работе скульптора может нас сегодня удовлетворить. Хотя она напоминает «Надю» с портрета 1955 года. Так же достоверно и тщательно изображен кабинет.
В качестве символа берется профиль вождя. Андреев осознавал, что его работа — вопрос репутации и благоразумно отказался от оплаты до того, как портрет будет утвержден и одобрен партией. «В будущем, — писал он, — талантливый художник, даже не видевший и не знавший Владимира Ильича, сможет дать портрет первого председателя Совнаркома и вождя пролетарской революции для тех, кто не видел живого вождя (фотографии и маски не дают о нем полного представления). Было высказано пожелание, чтобы портрет изображал Ленина таким, каким его видели всегда на заседаниях правительства: простым, энергичным, воодушевленным, часто улыбающимся. Здесь можно назвать картину Валентина Серова «Вести из деревни», работу Виктора Цыплакова » Ленин беседует с крестьянами.
11). Баскаков хочет показать, что помыслы Ленина устремлены в будущее. Об этом говорят распахнутое окно кабинета и девочка, рисующая в кресле. Но в таком решении несколько сниженным оказывалось историческое величие Ленина.
Это очень точно подмечено. Так были вытравлены лица Зиновьева, Каменева, Бухарина и других «врагов народа» со всех коллективных снимков.
Произведение, созданное для Рокфеллер-центра в Нью-Йорке было названо «Человек на распутье». Второй начался уже после смерти Владимира Ильича. На выставке значительное число работ посвящено образу В. И. Ленина.
Шелкографии «Черный Ленин» и «Красный Ленин» не несут в себе политических призывов. Так начинает проявляться страшный, неизлечимый недуг советской эпохи: исчезновение с фотографий (и не только) лиц, ставших вдруг неугодных властям. Кажется, будто этот человек никогда не знает отдыха и не нуждается в отдыхе. 3). 17), П. Митурич (илл. 8), картину В. И. Ленин в вагоне финляндской железной дороги пишет А. Моравов.
Импульсивный художник раскрыл эту тему как противопоставление капитализма и коммунизма. Конкурс на памятник Ленину в Москве утверждает в качестве требований к работам «величественность и монументальность», «дух высшего подвига» — и оказывается провальным. Но ведь самое главное — тенденция и она выражена товарищами художниками правильно: «прочувствован и углублен» простой, близкий, по-настоящему демократичный образ любимого вождя. А уже через четыре года, в эпоху хрущёвской «оттепели», статуи Сталина и те, в которых Ленин и Сталин напоминали сиамских близнецов (а таких, конечно, было предостаточно) было приказано демонтировать и уничтожать.