Летящие Над Городом Шагал

История одного шедевра: «Над городом» Шагала

Свободой впрок не надышаться. Живой в памяти Шагала, он стерся бы из нее, стал бы фантазией, бредом посети он его вновь. В 1922-м году Марк Шагал уехал в Берлин и более уже в Россию не вернулся, всю оставшуюся жизнь художник буде жить во Франции, сначала в Париже, позже на юге Франции.

Для начала перестал рисовать раввинов. Марк Шагал «Над городом» (1918) Холст, масло. В 1916 году у них с Беллой родилась дочь Ида. «Избито» значит проверено. Город внизу маленький, нереальный. Образы и объекты на холсте не детализированы. Одежда ее вполне в духе того времени, винтажной женственности: длинная «учительская» юбка с пеной кружев и блузка с манжетами и воротником, которая олицетворяет молодость.

Её черты узнаваемы во всех женщинах и ангелах. Увы, она была обыкновенной женщиной и не устояла перед парижскими соблазнами. «Полеты с ангелом. Он заставляет нас воспринимать Христа уснувшим, а не умершим.

А художник и его супруга в своей реальной нереальности сна. Великий испанец спросил его, почему Марк не выставляется в советской России. Многоликость формальна – ни притворства, но и не перевоплощения. А еще «Прогулка» стала частью триптиха.

«Горящие свечи» — так называлась книга воспоминаний Беллы – музы и ангела Шагала (эту роль, как и роль Ангела исполняет Анна Гарнова). Любовь вошла в творчество Шагала в образе Беллы. Большие, выпуклые, чёрные. Все четыре года разлуки жених с невестой переписывались.

В Париже он впервые начал использовать личное имя Марк. Принимал участие в художественном оформлении театра: сначала рисовал настенные картины для аудиторий и вестибюля, а затем костюмы и декорации, в том числе «Любовь на сцене» с портретом «балетной пары»1. И это было поразительно, так как Белла была красавицей, а Марк не слишком хорош собой. Официальные, как правило. И всё же сюжеты его картин не изменились. Через год после знакомства Белла и Марк были женихом и невестой.

Описание картины 
Марка Шагала «Над 
городом»

Описание картины Марка Шагала «Над городом»

В беседе с Соломоном Михоэлсом Константин Станиславский как-то заметил: «Птице для полета прежде всего необходимо свободное дыхание, птица набирает воздух в грудную клетку, становится гордой и начинает летать». Её звали Белла Розенфельд. Там – маленькие домики, маленькие сценки из жизни городка. В 1921году Марк Шагал работал преподавателем в подмосковной еврейской трудовой школе-колонии «III Интернационал» для беспризорников в Малаховке. Его дочь Ида все время повторяла: «Надо что-то сделать иначе он покончит с собой. Жил Марк на улице Данциг, неподалёку от бульвара Монпарнас, в круглом кирпичном здании — это было общежитие художников под названием «Улей».

Ее не закрасить, не стереть, не вытравить, — восстает как феникс из пепла. В пьесе не берутся отвечать за Шагала, но ответ очевиден: город умер раньше, чем его сын. Обратите внимание на белый луч – он пересекает картину сверху вниз.

Отдельных зрителей подобный прием завораживает. Что именно — вы можете увидеть на моей картине «Над городом»», — писал Марк Шагал в своих мемуарах. В мае 1911года Шагал на полученную от Максима Винавера стипендию поехал в Париж1, где продолжил учиться и познакомился с жившими во французской столице художниками и поэтами-авангардистами (с супругами Соня и Робер Делоне, А. Лот, Г. Аполлинер, М. Жакоб, Р. Канудо и др. ). «Полеты» Шагал на своих полотнах сравнял людей с ангелами, подарив им способность летать. Это был небывалый, уникальный праздник, совсем не похожий на те, которые когда-либо где-либо устраивала советская власть: дома покрашены белым, а по белому разбегаются зелёные круги, оранжевые квадраты, синие прямоугольники (дело рук Малевича, которого Шагал пригласил из Москвы). Решено.

«С ней, не с Теей, а с ней должен быть я— вдруг озаряет меня. На стиль Шагала повлияли, конечно, годы, которые он провел в Париже до Первой мировой войны. Художник необычайно счастлив история взаимной любви представлена картиной. Союз с Беллой означал для художника не просто один из аспектов человеческой жизни. /Лежат в лесу за городом, в овраге, / И руки простирают к небесам», — говорит Шагалу в спектакле его мать (блистательное исполнение Натальи Теняковой). Пламени в спектакле довольно. Человеческого пепла миллионов сожженных и обожженных сердец.

Тея вмиг стала мне чужой и безразличной. К моменту завершения «Над городом» они уже были супругами и родителями. Здесь стараниями Людмилы Дребневой выведена и громогласная пылающая Революция, сокращенно Люция, а короче Лушка, прозвавшая «мазню» Шагала карикатурами и «Сожженная картина» исполняющая песню на манер немецкого кабаре 30-х годов о том, как ее, признанную дегенеративной и опасной для арийской нации, осквернили и предали огню. Имя Шагала становится известным после выставки «1915 год» в Москве, где он показал 25 произведений из «Витебской серии». На сцене –единственный холст на подрамнике, который так и не будет развернут к залу. Только свет и тень.

«С любимыми не расставайтесь», но разлуками движим спектакль. В своей книге «Моя жизнь», Шагал описывает этот период так: «Захватив двадцать семь рублей — единственные за всю жизнь деньги, которые отец дал мне на художественное образование, — я, румяный и кудрявый юнец, отправляюсь в Петербург вместе с приятелем. Семь – число, которое не может быть случайным.

Описание картины 
«Над городом» Марка 
Шагала

Описание картины «Над городом» Марка Шагала

Роль супруги мастера невозможно переоценить. Вошла, чтобы остаться навсегда, наполняя картины и жизнь новым смыслом. «Теперь ни синагог, ни тех, / Кто в них молился. А она сама хранила спокойствие. Не сойдутся, не составят дома, полной чаши.

И снова он рисовал себя и свою Беллу летящими в небе, свободными и влюблёнными. Картины Шагала противоречат правилам перспективы. Часто он так её и рисовал — безмятежно парящей в небе.

Над городом, Марк 
Захарович Шагал

Над городом, Марк Захарович Шагал

На этой почве Шагал рассорились с Пикассо. Он изображает не людей, а их души, не предметы, а их суть. Известен и Шагал – иллюстратор. Вечный покой для не обретшего его в жизни художника. Но есть в спектакле и иное пламя – пламя свечей. В пьесе всего два действующих лица – Художник и Ангел. Сегодня в городе действует мемориальный музей – как свидетельство смерти и Шагала и города и эпохи.

Художественно оформить спектакль о Художнике – это весьма и весьма. Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое Семейство», 1910, Музей Шагала «Посвящение Христу» /«Голгофа»/, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк, «Белое распятие», 1938, Чикаго)— принцип, которому он остался верен до конца жизни32. Изображенная на картине пара – это сам художник и его невеста Белла Розенфельд, которые встретились после долгой разлуки. На свободе. К ней летят в спектакле стихи вечным лейтмотивом: «Вечер, сад.

Пьесу, которой можно навесить ярлык «эмигрантская» (не потому, что автор ее эмигрант, а потому, что эмиграция и странствия Шагала в ней – главная тема) – отличная основа для гастрольного спектакля. Не брала в расчет, что он – сын простого еврея, который разгружал селёдку. «Прогулку» трактовали и как побег от реальности, которую собой тогда представляла революция. Мовша Хацкелевич (впоследствии Моисей Хацкелевич и Марк Захарович) Шагал родился 24июня (6июля)1887 года в районе Песковатика на окраине Витебска, был старшим ребёнком в семье приказчика Хацкеля Мордуховича (Давидовича) Шагала (1863—1921)1011 и его жены Фейги-Иты Менделевны Черниной (1871—1915)11213. На сцене, впрочем, всем «места хватит», но искренне обидно, что притчевость и магия, ощущение сокровенности и задушевности, к которому располагает линия Юрского-актера, меркнет под звуки живого оркестра одинаково скучно играющего что клезмер, что мелодии на манер французских, заземляется многократно опробованными гастролерами «номерами».

Марк Шагал, летящие 
над городом

Марк Шагал, летящие над городом

У художника появились последователи. Правый верхний угол декорации кажется обгоревшим, обожженным. В 1920году Шагал уехал в Москву и поселился в «доме со львами» на углу Лихова переулка и Садовой. И я понял: это моя жена. Вот что писала в 1951 году подруга семьи Шагалов — Марина Антоновна Деникина (дочь знаменитого белого генерала): «Ирландка вдруг сбежала от Шагала с художником — то ли шведом, то ли норвежцем — и сына захватила с собой. Странствия как поиск свободного дыхания — таким рисует пьеса путь Шагала.

Это и не нужно, в вечер спектакля на сцене театра им. Но он вернется», — объясняла она. На бледном лице сияют глаза. В сегодняшних энциклопедиях пишут: «русский и французский художник еврейского происхождения» или так – «русский, затем французский художник». В ту же серию попали картины «Двойной портрет» и «Над городом». Родители поженились в 1886 году и приходились друг другу двоюродными братом и сестрой1516.

напишите описание 
картины Марка Шагала 
Над городом

напишите описание картины Марка Шагала Над городом

Так как стипендии хватало, в первой половине 1912 года Шагал переехал в знаменитый «Улей»— дом в котором находились жилые помещения и мастерские художников. Полет влюбленных продолжается уже за пределами комнаты. Так, художник создал очень выразительные иллюстрации для книги «Мертвые души» Николая Васильевича Гоголя и для книги «Басни» Жана де Лафонтена. Старый друг Марка Захаровича Яаков Бааль-Тшува рассказывает о том времени: «Мы беседовали между собой на идише, но стоило нам на улице поравняться с кем-нибудь из французов, как Шагал тут же переходил на французский».

Он мечтал вернуться в Париж с женой, но Первая мировая война разрушила его планы. Большие, выпуклые, чёрные. А когда в 1916 году родилась дочь Ида, стал рисовать и её. Две эти картины – «Над городом» и «Прогулка» – которые чаще всего и ассоциируются с творчеством Шагала, относятся к периоду времени между 1914 и 1918 гг.

Город то помнил, то забывал, — у разных властей были свои любимые художники. Белла стала главной женщиной в жизни Шагала и главной музой. Теперь, в 1914-м, он как будто бы заново влюбился в неё — и во сто крат сильнее прежнего. Может показаться, что «Полеты с ангелом. Но каждый раз на мгновенье. У Шагала есть «Автопортрет с семью пальцами». Искусствоведы считают, что эта деталь олицетворяет самого бога, но это неточно. А сам Шагал написал: «Художнику надо иногда быть в пеленках» – видимо имея ввиду, что внешний мир не должен рубить творцу его мирный полет фантазии.

Над городом (марк 
шагал)Философская 
лирика / Читателей:

Над городом (марк шагал)Философская лирика / Читателей: 3Инфо

Он и Шагал от мала до велика и старый фотограф Шмерц, под началом которого художник учился дорисовывать и ретушировать фотопортреты и парижский поэт Сандрар и суетливый сват – бадхен и набожный дядя Исроэл и даже Луначарский, назвавший Шагала «Гофманом околовитебских трущоб». В отличие от нее, самого себя он нарисовал угловатым и неловким. В «Двойном портрете» Белла сидит на плечах мужа и готовится к прыжку, а в картине «Над городом» они уже парят в небе вдвоем. На сцене и художник и худо все вокруг. Это как бы одно существо. На сцене – творческий поиск в режиме реального времени. Гид, будто вышедшая из «греческого зала» М. Жванецкого, сыплет «измами» и эпитетами о художнике, от человека оставляя лишь: «Родился Жил Любил Творил Страдал И умер».

Графин, бокал вина, узорчатая скатерть подчёркивают праздничное настроение. Но этот рассказ не был бы возможен без его прекрасной (bella) Беллы. Это всё, что я могу наскрести.

Но запомни: денег у меня больше нет. У него был один брат и пять сестёр14. Белла отвечала ему взаимностью сразу. Уже в середине 20-го века авторитет Шагала художника и графика получил мировое признание. Её черты узнаваемы в лицах почти всех изображённых им женщин. «Его позвал в дорогу какой-то таинственный инстинкт. Палитру держит в руках режиссер и исполнитель главной роли Сергей Юрский.

Все почти как на одноименной картине («Революция»), — хаотично и устрашающе. К излюбленному Шагалом фиолетовому примешивается в стихах лиловый Пастернака: « что в грозу лиловы глаза и газоны/ И пахнет сырой резедой горизонт». Хотя исполнитель по отношению к Юрскому слово неверное. Они наконец-то воспарили на своем счастье, вместе, вдвоем. «Твоих работ в России тоже не видно, — ответил Шагал, — а ведь ты как-никак коммунист. » Пикассо рассмеялся: «Я знаю, почему ты не выставляешься в России: ведь там нельзя заработать. » Насчёт России Пикассо был не прав — через несколько лет Шагал поехал туда и подарил Пушкинскому музею 75 своих бесценных литографий, чего с ним долгие годы не случалось (раньше-то Марк Захарович много работ раздаривал, но Вава считала это непростительным мотовством).

95 лет назад Марк 
Шагал завершил картину 
Над городом

95 лет назад Марк Шагал завершил картину Над городом

У Шагала всегда был город, но не было дома. Цветовая палитра картины «Над городом» на первый взгляд имеет некий диссонанс. «Полеты с ангелом. Можешь не рассчитывать». Она молчит, я тоже. Шагал даже издавал декреты.

«Перелётной птице» будто подрезали крылья — поселившись с Вавой на вилле Коллин в небольшом средиземноморском городке Сен-Поль-де-Васе километрах в двадцати от Ниццы, он больше никогда никуда не переезжал (если, конечно, не считать рабочих поездок). «Полеты с ангелом. Ощущение Витебска стало главным в декорациях Марии Рыбасовой. Для Шагала это была большая драма, он даже подумывал о самоубийстве. «Над городом» значит под облаками, между небом и землей, в пограничном «ничейном» пространстве. После смерти возлюбленной, встречая иных женщин, художник неизменно рисовал для неё. Высылать ничего не буду.

Там его окружали, в основном, поэты-символисты. Я не закончил ни одной картины и ни одной гравюры, не спросив у нее: да или нет». Большие, выпуклые, чёрные. Прогремел художник уже после возвращения на родину.

  • Народныя навны ВцебскаНародные новости Витебска
  • 10 шикарных картин Марка Шагала изучив которые, вы станете более образованным человеком
  • Другие картины Марка Захаровича Шагала
  • Топ-10 самых ходовых и непопулярных товаров в беларуском секс-шопе
  • Ирина Стрельникова СовсемДругойГород
  • По теме: методические разработки, презентации и конспекты
  • Парижские картины на ночных рубашках
  • Шагал — основатель Витебского художественного училища

Факты биографии составили коллаж пьесы, а сквозь него проступил и портрет. В гамме спектакля куда больше красок. В начале 1913 года состоялась первая персональная выставка Шагала в «Академии Марии Васильевой», а в сентябре его картины выставляются в Первом Немецком Осеннем Салоне в Берлине, откуда Шагал уехал в Россию. В своей книге «Моя жизнь» художник писал: «Вся в черном или белом она пролетала сквозь мои холсты, направляя мое искусство. Шагал здесь не в полетах, в летах. Так во всяком случае считали его друзья.

Девушка поражает своей геометрической структурой и хрупкостью. Шагал» не столько на тему Шагала, сколько по темам его творчества. В этот период началась его дружба с поэтом Блезом Сандраром (он говорил по-русски) когда спустя много лет Шагала попросили назвать самые значительные события в его жизни, он ответил: «Моя встреча с Сандраром и русская революция»26. Те, кто знал их с Беллой, пришли в изумление. Ермоловой только «живые» картины, освободившиеся от рам, говорящие больше, чем таблички с их названиями.

И, что поразительно, тех же нескольких дней хватило, чтобы Шагал подчинился ей полностью. Художник предложил три своих полотна: «Моей невесте посвящается», «Голгофа» и «России, ослам и другим». Вот один из них, от 16 октября 1918 года: «Всем лицам и учреждениям имеющим мольберты, предлагается передать таковые во временное распоряжение Художественной комиссии по украшению г. Витебска к первой годовщине Октябрьской революции».

  • Иллюстратор Гоголя, Лонга, Лафонтена
  • Монументальное искусство Марка Шагала

Марк Шагал (Мойше Сегал) родился в еврейском пригороде Витебска 6 июля 1887 года. Художник-Шагал отображал жизнь красками, художник-Юрский отображает (а не изображает. ) жизнь Шагала «красками» Театра. Как Макаренко, наравне со всеми пёк хлеб, дежурил на кухне, качал воду из колодца. Она смотрит— о, её глаза.

Витебск навсегда останется для Шагала местом действия. Как грача или журавля осенью. Слёзы и гордость душили меня, когда я подбирал с пола деньги — отец швырнул их под стол. Через несколько лет автор «Чёрного квадрата» вытеснит Шагала из Витебска, обвинив его в консерватизме. «Мои русские картины были без света, — писал Шагал из Парижа.

В 1921 году театр Грановского открылся спектаклем «Вечер Шолом Алейхема» в оформлении Шагала. Это мои глаза, моя душа», – пишет Шагал в книге «Моя жизнь». Несмотря на некоторое влияние кубизма на Шагала (он занимался в «Academie de la Palette», где доминировало это художественное направление) уже критик Я. А. Тугендхольд, который жил в тот период в Париже, отметил отличие шагаловских работ от «надуманных» полотен других кубистов: «Среди русской молодежи внимание останавливают на себе работы Шагала. Артист (а вернее режиссер), как и его герой, кажется, не смог расправить крылья в этом спектакле.

Народныя навны ВцебскаНародные 
новости Витебска

Умерший город обязан своей бессмертной славе Шагалу. Его картины выставлялись с работами современных художников из разных стран. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. — В России всё сумрачно и имеет серовато-коричневый оттенок. Она молчит, я тоже. В Петербурге в течение двух сезонов Шагал занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. К. Рерих (в школу его приняли без экзамена на третий курс).

Сагалов в пьесе не стал препарировать это триединство души Шагала. Неизвестно, чем бы все это кончилось, если бы необъяснимые «внутренние часы» Марка Захаровича не показали, что пришло время совершить новый «перелет». Тем временем Белла потихоньку распродала все свои фамильные драгоценности, чтобы прокормить пятилетнюю Иду — в стране свирепствовал голод. «И погасили мы Луну, И свечек пламя заструилось, И лишь к тебе моя стремилась Любовь избрав тебя одну» — написал Шагал вскоре после свадьбы.

Наше в том числе: те, кто на виду, мельчают и мельчат. Главная тема творчества Шагала – «время человека». Даже изображая влюбленных, парящих над городом и бытом, художник не забывает о деталях.

Свадебные свечи превратятся в спектакле в поминальные. По свидетельству И. Г. Эренбурга: «Это было время расцвета кубизма, влияние которого было настолько велико, что даже Шагал, этот поэт местечек Белоруссии, много взявший у маляров, расписывавших вывески парикмахерских или фруктовых лавчонок, на короткий срок заколебался»28. В спектакле разыграна импровизированная экскурсия по Лувру. Способность сочетать высокое с обыденным – индивидуальное качество творчества Шагала. На бледном лице сияют глаза. Марк Шагал – не только талантливый художник, но и одарённый поэт. Вся жизнь показана как сочетание высокого и низкого.

Именно эти глаза смотрят на нас почти со всех картин Шагала. Марк Шагал один из тех, кто опроверг этот урок, опровергло его и время. Финансово обеспеченная девушка полюбила обычного парня, выступила музой.

Целый год после этого Марк Захарович ещё проживет в России, с увлечением работая учителем рисования в детских трудовых колониях «Малаховка» и «III Интернационал». Может быть, вот таким образом я постоянно испытываю потребность куда-то уехать». «Плетни и крыши, срубы и заборы и все, что открывалось дальше, за ними, восхищало меня. Художник показан в духовно-пластическом единстве со своей подругой. Глаза летуньи лучатся чистотой и невинностью, но их черный цвет, «жгучий и прекрасный», приковывает своей таинственностью. Просто в Витебске ему не у кого было по-настоящему учиться живописи.

Он давно уже творец, о какой бы роли не шла речь. Творение Шагала, в котором воплощено видение художником современного для него мира. Сам знаешь. Они – это сама реальность, счастливая реальность, а все остальное – где-то там. /Сказка, ласка /Резеды».

Город в спектакле – один из безмолвных его персонажей. А над официальными учреждениями развевается знамя с изображением человека на зелёной лошади и надписью: «Шагал — Витебску». Здесь не до полетов: одни стоят на руках, другие валяются, третьи наваливаются. С 14 лет он обучался рисованию у витебского художника Юделя Пэна.

Я вошел в новый дом и он стал моим навсегда» (Марк Шагал, «Моя жизнь»). «Прогулка» написана, когда молодые сочетались законным браком, семью пополнила дочь Ида. Это мои глаза, моя душа». В строфах пьесы (написана она белым стихом) «видны» приметы и призраки картин Шагала и фрагменты малоизвестных его стихов. Сорок лет Белла была рядом с Шагалом. Приехав в Париж, я был потрясен переливами света». – я тоже.

А ещё Белла была одухотворенной и воздушной. «Люди уменьшаются в размерах / По мере удаления от нас», — это урок о перспективе, а не о роли личности в истории. От отправки на фронт художника спасла служба в петроградском Военно-промышленном комитете. Впрочем, Сергей Юрский – актер многоликий и в спектакле «не одну играет роль». Их здесь трое – он, его жена Белла и родной Витебск.

Это был первый объект классической архитектуры, который украсил художник-авангардист. На сцене – безликая толпа, а по Шагалу – «Толпа всегда погром/ Толпа всегда расправа». Над сценой — те самые «плетни и крыши», пляшущие избы, накренившиеся дома.

141 х 197 см Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия В картине «Над городом» Шагал и его супруга Белла словно летят над Витебском, оставляя в пространстве земного притяжения его покосившиеся домики. Черты ее лица прорисованы довольно четко, а прическа естественна и легка. В библиографии Зиновия Сагалова, автора пьесы, много произведений о героях с «говорящими фамилиями». Что сам Марк только отучился в Витебской школе живописи и рисунка.

Любовная тема в творчестве Шагала неизменно связана с образом Беллы. В спектакле ее узнаешь еще до того, как звучит ее имя: фиолетовое платье с белым воротничком, сирень — этот портрет запечатленный многократно («Над городом», «Любовники в сирени», «Венчание» и др. ), раз увиденный – не забудется. Затем Шагал поступил в Витебское четырехклассное училище. Дополняли сценические сюжеты силуэты Эйфелевой башни и витебских домов.

Оторвавшись от палитры, я умчался в Питер». Если и была чаша, то, которую лучше «мимо пронести». И я понял: это моя жена. Здесь хорошо просматривается отношение Марка Шагала к жене. — я тоже. Дед художника, Довид Еселевич Шагал (в документах также Довид-Мордух Иоселевич Сагал, 1824—. ), происходил из местечка Бабиновичи Могилёвской губернии1718, а в 1883 году поселился с сыновьями в местечке Добромысли Оршанского уезда Могилёвской губернии, так что в «Списках владельцев недвижимого имущества города Витебска» отец художника Хацкель Мордухович Шагал записан как «добромыслянский мещанин» мать художника происходила из Лиозно1920. Потом Ваве, хоть она и сама принадлежала к «избранному народу», захотелось, чтобы творчество Шагала перестало ассоциироваться с еврейством.

В дневнике он записал: «я понял: это моя жена глаза. Одну из квартир там занимал в то время Амедео Модильяни, другую — Фернан Леже Все обитатели «Улья», как и положено настоящим художникам, бедствовали и даже голодали. Печально, однако, разглядеть среди этих красок оттенки антрепризы. «Ты помнишь ль меня, мой город», — писал Шагал.

Белла — главная женщина жизненного пути творца. Надо ему кого-то подыскать». Благодаря этой картине слова «парить в небесах» и «взлететь от счастья» обрели зримое воплощение. Ничего суицидального и мистического. С полотен всех периодов его творчества, включая позднейший (после смерти Беллы), на нас смотрят её «выпуклые чёрные глаза».

Горожане в широкополых шляпах, с бантами в петлицах несут плакаты: «Да здравствует революция слов и звуков. » Какие-то дамы вышли на парад на ходулях. Семье Шагалов с 1890 года принадлежал деревянный дом на Большой Покровской улице в 3-й части Витебска (значительно расширенный и перестроенный в 1902 году с восемью квартирами на сдачу)21. Забор тянется черной лентой, с ним соседствуют дома приглушенных оттенков – Витебск спит. Автор отталкивается не от сухой фактуры (впрочем, ей не противоречит), но от ключевых для художника образов и символов. «Париж, ты мой Витебск. » — это, по мнению Шагала, было лучшим комплиментом.

Осенью 1909 года во время пребывания в Витебске Тея познакомила Марка Шагала со своей подругой Бертой (Беллой) Розенфельд, которая в то время училась в одном из лучших учебных заведений для девушек— школе Герье в Москве. 25 Эта встреча оказалась решающей в судьбе художника. Общество и критики очень высоко оценили представленные работы. Любовь художника кроется в изящных ее линиях, стройности стана, нежности лица. Ползал и подбирал. Разрушенные и выпотрошенные дома, переименованные улицы, где из знакомых лиц только тени. И его картины – это удивительный сплав живописи и поэзии.

Город не оставит его даже тогда, когда Шагал оставит город. Вместе с ним уехала в эмиграцию, где к Шагалу пришла всемирная слава. Вместе с ним переносила тяготы Гражданской войны: голод, холод, бытовую неустроенность. Родила ему дочь.

Жена была его музой. Внешне она была очень похожа на самого Шагала. Это мои глаза, моя душа.

/Месяц, ты. Не Шагал на сцене, но Актер, ведущий диалог «как художник с художником». Экспозиция включала 34 картины на холсте и 160 рисунков на бумаге.

Выражение лиц выдаёт счастье, полную безмятежность, радость преодоления земной гравитации. И художник подчинился. Седьмая свеча, как и седьмой день творения, будет означать покой.

За ними скрывается биография мастера, его мироощущение. Вдалеке на горизонте белый, подобно «фата моргане», собор.