Левитан Озеро Русь
«озеро» — картина русского художника Исаака Левитана (1860—1900), над которой он работал в 1899—1900 годах.
Картина «Озеро» написана большими, широкими мазками, которые подчёркивают весомость и материальную ощутимость изображённого41. Все предметы обобщены, так как Левитан пишет картину широкими мазками. После его смерти в мастерской осталось около 40 неоконченных картин (включая «Озеро»), а также около трёх сотен этюдов.
Хочется оказаться на дальнем берегу и прыгать, резвиться на солнышке. Среди них находилось большое полотно под названием «Озеро. В письме к писателю Антону Чехову от 23 июня 1898 года Левитан сообщал: «Живу я здесь в великолеп месте: на берегу очень высоко громадного озера, кругом меня леса, а в озере кишит рыба»21. Левитан хотел назвать картину «Русь», но сомневался и говорил одному из своих учеников: «.
- Описание картины Озеро (Русь) Левитана: анализ, материалы для сочинения
- Описание картины Левитана Озеро
В 1894 году Левитан закончил картину «Над вечным покоем» (холст, масло, 150 206см, ГТГ), на которой изобразил широкое водное пространство, хотя было не вполне понятно, озеро это или река (над этим полотном художник работал на озере Удомля близ Вышнего Волочка). Незадолго до смерти Левитан приступает к работе над большим, монументальным произведением — «Озеро» («Русь», 1899-1900, ГРМ). Свежесть передана художником в импрессионистической непосредственности. Ж-552). Летом 1898 года Левитан жил в имении Богородское, расположенном в Московской губернии, недалеко от железнодорожной станции Подсолнечное (ныне— в черте города Солнечногорск), на берегу озера Сенеж.
Большая картина "Озеро" является главным произведением позднего Левитана. В мастерской Тимирязев увидел множество неоконченных полотен, среди которых была большая картина «Озеро». Данная картина заражает своей лиричностью. «Озеро Русь» — основное произведение живописца поздней поры.
Озеро» (бумага на картоне, масло, 17, 6 26, 2см, 9117, поступил в 1927 году через Государственный музейный фонд из Государственного музея нового западного искусства до этого был в собрании И. А. Морозова) и «Ясный осенний день» (дерево, масло, 12, 5 27, 3см, Ж-123, приобретён в 1961 году у московского коллекционера А. В. Гордона, до этого был в собрании Н. А. Соколова). По его словам, в картине «Озеро» Левитан «бессознательно воспроизводил С сентября 1898 года Левитан преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), где возглавлял пейзажный класс. По рассказам современников Левитана, уже через десять лет после смерти художника картина «Озеро» «потемнела, местами пожухла и в большой мере утратила изначальные осиянность и яркость». Деревня» и «Тишина». Композиция построена по трём планам.
По светло-зеленому лугу движется темно-зеленая тень. В настоящее время картина «Озеро» выставлена в зале 40 флигеля Росси, где, кроме неё, находятся другие произведения Исаака Левитана, среди которых «Золотая осень. Тема озера присутствует в ряде произведений, которые он написал по итогам своего пребывания у озера Комо в северной Италии, включая картину «Озеро Комо» (холст, масло, 1895, 96 128см, ГРМ).
В то же время Алексей Фёдоров-Давыдов не соглашался с утверждением Липкина о том, что левитановский эскиз был тематически связан с пушкинской «Тучей». Можно окунуться в прохладное озеро, а потом бежать домой, не смотря под ноги. В собрании Нижегородского государственного художественного музея находится одноимённый эксиз Исаака Левитана к картине «Озеро» (холст, масло, 189847 или 1898—189948, 48, 6 69, 7см)47. Волга», относится к произведениям Левитана, наполненным «радостью и счастливым ощущением жизни»53.
Русь» была очень высоко оценена критиками. Русь». Сложно и богато цветовое решение картины. Кроме того, она перекликается с другими его поздними работами, в первую очередь со знаменитым полотном «Над вечным покоем». Искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов относил картину «Озеро» к «замечательным творениям Левитана» и писал, что это полотно производит на зрителей «непосредственно большое и сильное впечатление, как могучая и прекрасная картина русской природы». И только на границе озера и неба видна зеленая полоса земли, где расположились небольшие домики с белок церквушкой.
Летом 1898 года Левитан жил в имении Богородское, расположенном в Московской губернии, недалеко от железнодорожной станции Подсолнечное (ныне— в черте города Солнечногорск), на берегу озера Сенеж1819. Озеро имеет извилистую форму. По воспоминаниям Липкина, Левитан сказал ему: «Я давно работаю над этой темой, хотел назвать эту вещь Русью, только, пожалуй, немного претенциозно, лучше попроще как-нибудь». Она – важная часть пейзажного образа и средство его выразительности. Художник соединяет в одном пейзаже все, чем богаты лето и осень, чтобы выразить то, что он вкладывал в понятие «Русь». По словам Мальцевой, «наличие в творчестве Левитана такого мажорного произведения закономерно», поскольку «оно органично сливается со многими его пейзажами последнего периода»52.
От него не скрывали серьезности положения. Мальцева отмечала, что, несмотря на некоторую живописную незавершённость левитановского пейзажа, он «сам собой ещё больше закрепляет за созданным образом предполагавшееся художником второе, более расширительное название» (имеется в виду альтернативное название «Русь»). достаточно редкие минуты ее подлинного счастья. Глядя на эту картину, невольно испытываешь радость и чувство гордости за свой край.
Это полотно стало "лебединой песнью" Мастера – художник умер, оставив его незаконченным. Он писал, что «образ картины ни в коей мере не напоминает это стихотворение», поскольку художник изобразил не тучу, не состояние природы после грозы, а светлые облака. Именно в конце 1890-х годов художник работал над иллюстрациями к произведениям Александра Сергеевича Пушкина и прочитав его стихотворение «Последняя туча рассеянной бури», в фантазиях художника зародился новый пейзажный мотив. В 1893 году он написал относительно большую по размеру картину «На озере» (холст, масло, 109 163см, ).
В письме к писателю Антону Чехову от 23 июня 1898 года Левитан сообщал: «Живу я здесь в великолеп месте: на берегу очень высоко громадного озера, кругом меня леса, а в озере кишит рыба». Особую выразительность, а так же масштабность и широту придают эти плывущие облака. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Художник возвратился в Москву, но излечиться ему не удалось— он скончался 22 июля (4 августа) 1900 года. На втором плане изображено освещённое солнцем водное пространство большого озера. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.
Впоследствии, признавая сложный и синтетический характер образа, представленного Левитаном на полотне «Озеро» и сочинённость изображённого на нём пейзажа искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов писал, что этот пейзаж «кажется гораздо более натурным», чем в картине «Над вечным покоем». В Государственной Третьяковской галерее хранится первый вариант картины «Озеро» (холст, масло, 1898—1899, 27 36, 5см инв.
Писателю была отправлена телеграмма: «Сегодня жди знаменитого академика». Летом ученики Левитана выезжали на этюды. Одновременно основная для позднего периода Левитана. Левитан в своей работе хочет соединить монументальность с легкостью и декоративностью.
Сюжет озера интересовал Левитана с начала 1890-х годов. В том же году, при подготовке к ученической выставке, Левитан показал Липкину большой эскиз, выполненный для картины «Озеро», отметив, что он относится к той же теме, по которой он дал задание. В картине все подчеркнуто весомо, материально ощутимо. Это Россия, какой она может быть в счастливые минуты и какой она должна и достойна быть. На высоком берегу заметны колокольни белого цвета. Для изображения воды используется голубой цвет с синей рябью и разноцветными отражениями.
Искусствовед Владимир Петров отмечал, что в полотне «Озеро» Левитан добивался «монументального лиризма образа», пытаясь соединить в нём «почти импрессионистическую непосредственность свежести и яркости солнечного дня» и декоративно-монументальное начало, которое связывает эту картину с традициями старинной фресковой живописи. В настоящее время картина «Озеро» выставлена в зале 40 флигеля Росси, где, кроме неё, находятся другие произведения Исаака Левитана, среди которых «Золотая осень. По словам Мальцевой, «наличие в творчестве Левитана такого мажорного произведения закономерно», поскольку «оно органично сливается со многими его пейзажами последнего периода». По воспоминаниям Липкина, Левитан сказал ему: «Я давно работаю над этой темой, хотел назвать эту вещь Русью, только, пожалуй, немного претенциозно, лучше попроще как-нибудь»27.
В Государственной Третьяковской галерее есть три этюда для картины «Озеро» — «Ветреный день» (бумага на холсте, масло, 1898—1899, 14 18см, 5341, поступил в 1917 году из собрания семьи М. А. Морозова и М. К. Морозовой), «Последние лучи. Пейзаж, по выражению Фёдорова-Давыдова, «менее всего иллюстративен» и он «смотрится как реальная натура прежде всего». В Ялте встретились два совсем не старых, но очень больных человека. Облака далеко не просто белые. Звание академика Академии художеств Левитан получил около года назад.
Он называет это пронизанное солнечным светом полотно «Русью», трактуя его как синтетический образ родной страны, утверждая в нем свою веру в торжество светлых начал жизни. На этом новом творческом подъеме и обрывается его жизнь. Деревня» и «Тишина»40. Ещё один этюд, «Озеро.
Русь» и экспонируется в Государственном Русском музее. Я, например, нахожу эту картину романтичной. Одна ты несёшься по ясной глазури»)2728.
Одна ты несёшься по ясной глазури»). На написание данной картины было потрачено много времени. На картине изображена белая колокольня, стоящая на высоком берегу реки. После его смерти в мастерской осталось около 40 неоконченных картин (включая «Озеро»), а также около трёх сотен этюдов33.
Ещё один этюд, «Озеро. Учёному особенно понравился этюд к этой картине, который выделялся «богатой, радужной гаммой красок»3132. Работа «Озеро. По словам Манина, в этом произведении «желание уловить меняющееся состояние атмосферы, переменчивость красок мира, подвижность воздуха, равно как и эскизная манера фиксации чувств и переживаний, явили собой результат иного метода осмысления мира», а «былой масштаб мышления заменился зорким восприятием природных явлений, улавливанием их погодных состояний».
Искусствоведы отмечали синтетичность изображённого на картине пейзажа, которая проявляется не только в том, что он был «сочинён» из нескольких натурных этюдов, но и в «собирательном, обобщающем характере самого образа, его идейной синтетичности», в том, что он представляет образ целой страны, — именно вот таким образом Левитан изначально хотел назвать его «Русью». На картине так же изображены деревья и сочные луга. По его словам, в картине «Озеро» Левитан «бессознательно воспроизводил С сентября 1898 года Левитан преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), где возглавлял пейзажный класс1826.
Болезнь сердца, давно беспокоившая Левитана, начала быстро прогрессировать. Возможно, художник намеренно выбрал день «бабьего лета», когда «торжественность осени сохраняет ещё очарование лета». Художник Константин Юон писал, что картина «Озеро», так же как и «Март» и «Свежий ветер. Натурой послужило озеро в Тверской губернии, куда часто ездил художник. Художник возвратился в Москву, но излечиться ему не удалось— он скончался 22 июля (4 августа) 1900 года.
Аналогичное описание можно найти в письме Левитана к художнице Елене Карзинкиной от 5 июля 1898 года: «Живу я в очень милом месте: озеро большое, горы, лес, полная тишина, даже слишком (впрочем, скоро нарушится всё это— приедут владельцы, Оленины), но всё-таки очень хорошо здесь». На берегу виднеются колокольни ярко белого цвета, сочные зеленые луга, осенние деревья. Чехова. Ветреный день», находится в собрании.
Волга», относится к произведениям Левитана, наполненным «радостью и счастливым ощущением жизни». Изображая природу в ее осеннем «очей очаровании», в золотом уборе деревьев и сжатых полей, Левитан помещает в картине небольшие кучевые облака, которые характерны для летней поры. Озеро» (бумага на картоне, масло, 17, 6 26, 2см инв.
На картине изображен солнечный осенний день. Имение принадлежало семье Олениных— Владимиру Александровичу (правнуку Алексея Оленина— государственного секретаря и президента Академии художеств) и его жене Елизавете Дмитриевне, урождённой Скарятиной. 9117, поступил в 1927 году через Государственный музейный фонд из Государственного музея нового западного искусства до этого был в собрании И. А. Морозова) и «Ясный осенний день» (дерево, масло, 12, 5 27, 3см инв. Впоследствии, признавая сложный и синтетический характер образа, представленного Левитаном на полотне «Озеро» и сочинённость изображённого на нём пейзажа искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов писал, что этот пейзаж «кажется гораздо более натурным», чем в картине «Над вечным покоем». В том же году, при подготовке к ученической выставке, Левитан показал Липкину большой эскиз, выполненный для картины «Озеро», отметив, что он относится к той же теме, по которой он дал задание. В 1901 г. прошла посмертная выставка произведений Левитана в Петербурге и Москве. Тема озера присутствует в ряде произведений, которые он написал по итогам своего пребывания у озера Комо в северной Италии, включая картину «Озеро Комо» (холст, масло, 1895, 96 128см, ГРМ)121516.
В этой картине Левитан особенно сближает идею чистого пейзажа с земной жизнью человека. По словам Алексея Фёдорова-Давыдова, «тема облаков с их движением, тенями от них и отражениями начинает занимать в общем строе пейзажа существенное, если не равноправное с изображением покрытых полями и оживлённых постройками берегов и глади озера место» эта тема является немаловажной частью пейзажного образа и «средством его выразительности». Также в этой связи упоминаются пастель 1895 года под названием «Хмурый день» (48 62см, ГРМ) и картина «Лесное озеро» (холст, масло, 1890-е, 48 80см, Ростовский областной музей изобразительных искусств)1217. «Озеро» – эскиз последней картины Исаака Ильича Левитана, которая называется «Озеро. Для изображения воды используется голубой цвет с синей рябью и разноцветными отражениями. Несмотря на то, что эта работа Левитана до конца не закончена, полотно «Озеро.
Возможно, художник намеренно выбрал день «бабьего лета», когда «торжественность осени сохраняет ещё очарование лета»44. Она вселяет в нас надежду в то, что впереди у России радостное и светлое будущее. только, пожалуй, немного претенциозно, лучше попроще как-нибудь». На всем его протяжении видно четкое отражение небесных объектов. Картина «Озеро» написана широкими, большими мазками, уже знакомым нам образом обобщающими формы предметов. В то же время Алексей Фёдоров-Давыдов не соглашался с утверждением Липкина о том, что левитановский эскиз был тематически связан с пушкинской «Тучей».
Последняя работа художника. Размер и широкий размах пейзажной перспективы наполнен философским смыслом. Однажды в мастерскую Исаака Ильича зашел Антон Павлович Чехов. В Государственной Третьяковской галерее есть три этюда для картины «Озеро» — «Ветреный день» (бумага на холсте, масло, 1898—1899, 14 18см инв. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией. Аналогичное описание можно найти в письме Левитана к художнице Елене Карзинкиной от 5 июля 1898 года: «Живу я в очень милом месте: озеро большое, горы, лес, полная тишина, даже слишком (впрочем, скоро нарушится всё это— приедут владельцы, Оленины), но всё-таки очень хорошо здесь»22.
В мастерской Тимирязев увидел множество неоконченных полотен, среди которых была большая картина «Озеро». Художник Константин Юон писал, что картина «Озеро», так же как и «Март» и «Свежий ветер. Одним из наиболее прославленных художников-пейзажистов был И. Левитан. Он писал, что «образ картины ни в коей мере не напоминает это стихотворение», поскольку художник изобразил не тучу, не состояние природы после грозы, а светлые облака. Искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов относил картину «Озеро» к «замечательным творениям Левитана» и писал, что это полотно производит на зрителей «непосредственно большое и сильное впечатление, как могучая и прекрасная картина русской природы». Русь» считается одной из самых крупных картин художника. В целом художник старался использовать яркие и чистые цвета, при этом даже белые облака были написаны им в разных тонах — желтоватых в освещённых местах и фиолетовых в затенённых.
Русь» даже в таком виде бесспорно принадлежит к наиболее значимым произведениям художника. Художник вкладывал в это полотно свою выстраданную, благословляющую любовь к жизни и стране, природа которой столь «широко по лицу земли в красе царственной развернулася» (И. В своей книге «Русский пейзаж» искусствовед Виталий Манин отмечал, что в последней незавершённой картине Левитана «Озеро. По голубому небу плывут облака, которые отражаются в озёрной воде. Небо также превосходное.
На втором плане изображено освещённое солнцем водное пространство большого озера. По воспоминаниям одного из учеников Левитана, художника Бориса Липкина, в начале 1899 года он дал им задание: написать иллюстрацию к стихотворению Александра Пушкина «Туча» («Последняя туча рассеянной бури. Картина написана в 1895году. Зритель видит замысловатые облака, плывущие по голубому бездонному небу. В картине «Озеро. Радостный, полный солнечного света, воздуха пейзаж картины с ее торжественными просторами земли и неба кажется олицетворением праздничного дня в деревне.
Конечно же, художник вкладывал в это полотно свою выстраданную, благословляющую любовь к жизни и стране, природа которой столь «широко по лицу земли в красе царственной развернулася» (Иван Никитин) и именно вот таким образом особенно добивался монументального лиризма образа, соединения в живописном решении почти импрессионистической непосредственности ощущения свежести и яркости солнечного дня ранней осени с декоративно-монументальным началом, роднящим «Озеро» с традициями старинной фресковой живописи. Русь» «с очевидностью проявились живописные поиски художника, как бы начинающие в России пластику искусства нового века». Русь» (1900). И только потом понимаешь, что это отражение неба мерцает на рябе воды.
Синтезом всех впечатлений и наблюдений Левитана над природой родной земли стало его последнее монументальное произведение – «Озеро Русь». Левитан (1860-1900) начал работать над этим полотном в 1899, но путь к окончательному воплощению образа лежал через многие предшествующие годы размышлений и наблюдений, выраженные в десятках этюдов, эскизов и вариантов будущей картины. Мастер вложил в полотно свою любовь к природе родной страны, пронесенную через всю жизнь. Имение принадлежало семье Олениных— Владимиру Александровичу (правнуку Алексея Оленина— государственного секретаря и президента Академии художеств) и его жене Елизавете Дмитриевне, урождённой Скарятиной20.
С. Никитин) и именно вот таким образом особенно добивался монументального лиризма образа, соединяя в её живописном решении почти импрессионистической непосредственности ощущения свежести и яркости солнечного дня и – декоративно- монументального начала, роднящего «Озеро» с традициями старинной фресковой живописи. Цвета художник использовал очень яркие и сочные. По совету врачей он ездил на лечение в Италию, Швейцарию, Германию.
Также в этой связи упоминаются пастель 1895 года под названием «Хмурый день» (48 62см, ГРМ) и картина «Лесное озеро» (холст, масло, 1890-е, 48 80см, ). Картина открывает нам торжествующую и величественную мощь природы. «Озеро. Художник так и не завершил это творение, так как умер.
Русь» стало итогом его многолетних исканий в изображении родной страны. Искусствовед Владимир Петров отмечал, что в полотне «Озеро» Левитан добивался «монументального лиризма образа», пытаясь соединить в нём «почти импрессионистическую непосредственность свежести и яркости солнечного дня» и декоративно-монументальное начало, которое связывает эту картину с традициями старинной фресковой живописи3454. Чем дольше он смотрел, тем яснее для него становилось, что вода в озере, с синей крупной рябью, дрожала, чуть колебался золотистый тростник, качались в обманчивой глубине вод пронизанные солнцем белые облака, мерцала над озером теплая бездонная синь. По рассказам современников Левитана, уже через десять лет после смерти художника картина «Озеро» «потемнела, местами пожухла и в большой мере утратила изначальные осиянность и яркость»3435. Картина «Озеро» написана большими, широкими мазками, которые подчёркивают весомость и материальную ощутимость изображённого.
Облака не просто плывут по нему, они как будто вообще выходят за рамки картины. По словам Фёдорова-Давыдова, в этом полотне — «лебединой песне» Левитана — художник «вновь утвердил те идеалы, которыми было проникнуто его искусство и оставил его как завещание, вместе с теми новыми художественными проблемами, над решением которых его настигла смерть»49. По голубому небу плывут облака, которые отражаются в озёрной воде. Они выкрашены в золотистый цвет. В начале 2000-х годов искусствовед Фаина Мальцева писала, что за столетие, минувшее со времени создания картины «Озеро», она не потеряла «своей высокой художественности и эстетической действенности». Русь» «с очевидностью проявились живописные поиски художника, как бы начинающие в России пластику искусства нового века». Большое разлогое озеро омывает берега небольшой деревушки.
По словам Алексея Фёдорова-Давыдова, «тема облаков с их движением, тенями от них и отражениями начинает занимать в общем строе пейзажа существенное, если не равноправное с изображением покрытых полями и оживлённых постройками берегов и глади озера место» эта тема является немаловажной частью пейзажного образа и «средством его выразительности»43. Русь» отличается отсутствием композиционной структуры, как другие полотна художника. Мастер хочет передать нам идеальное состояние природы, когда она счастлива. Композиция построена по трём планам.
До последних дней он был членом Товарищества передвижников, неизменно участвовал в его выставках. Над окончательным вариантом картины Левитан работал в Москве. Именно вот таким образом на полотне заметны следы переделок и переработок. Однако, даже в своем незаконченном виде, она производит огромное впечатление. Некоторая его часть на картине не видна, она скрывается за правым берегом.
За озером, на дальнем берегу, панорама деревень, пашен, лесов. Левитан работал очень вдохновенно. Небо изображенное Левитаном, несет в себе особый смысл. Слободка», «Лунная ночь. «Озеро» – не реальный, а сочиненный образ природы.
Искусствоведы отмечали синтетичность изображённого на картине пейзажа, которая проявляется не только в том, что он был «сочинён» из нескольких натурных этюдов, но и в «собирательном, обобщающем характере самого образа, его идейной синтетичности», в том, что он представляет образ целой страны, — именно вот таким образом Левитан изначально хотел назвать его «Русью». Левитан умер 22 июля 1900 г., прожив почти сорок лет. Голубизна воды настолько яркая и чистая, что даже, кажется, видно дно.
Весна» (холст, масло, 1898, 91 59см, ), которую исследователи творчества художника рассматривают как одно из подготовительных произведений для будущей картины «Озеро». Мальцева отмечала, что, несмотря на некоторую живописную незавершённость левитановского пейзажа, он «сам собой ещё больше закрепляет за созданным образом предполагавшееся художником второе, более расширительное название» (имеется в виду альтернативное название «Русь»). По словам Манина, в этом произведении «желание уловить меняющееся состояние атмосферы, переменчивость красок мира, подвижность воздуха, равно как и эскизная манера фиксации чувств и переживаний, явили собой результат иного метода осмысления мира», а «былой масштаб мышления заменился зорким восприятием природных явлений, улавливанием их погодных состояний»51. «Озеро.
Мне, несомненно, нравится эта картина. В начале 2000-х годов искусствовед Фаина Мальцева писала, что за столетие, минувшее со времени создания картины «Озеро», она не потеряла «своей высокой художественности и эстетической действенности». Это -Россия, какой она может быть в счастливые минуты и какой она должна и достойна быть.
Это полотно стало лебединой песнью Левитана. Картина «Озеро» принадлежит к замечательным творениям Левитана, хотя он сам и остался ею не удовлетворенным.
В своей «лебединой песне» Левитан вновь утвердил те идеалы, которыми было проникнуто его искусство на протяжении всей жизни. Картина «Озеро. Во всем – красота изобилие, спокойная и свободная мощь.
По воспоминаниям одного из учеников Левитана, художника Бориса Липкина, в начале 1899 года он дал им задание: написать иллюстрацию к стихотворению Александра Пушкина «Туча» («Последняя туча рассеянной бури. Учёному особенно понравился этюд к этой картине, который выделялся «богатой, радужной гаммой красок». В его мастерской осталось около 40 неоконченных картин и около 300 этюдов. Над окончательным вариантом картины Левитан работал в Москве.
По словам Фёдорова-Давыдова, в этом полотне — «лебединой песне» Левитана — художник «вновь утвердил те идеалы, которыми было проникнуто его искусство и оставил его как завещание, вместе с теми новыми художественными проблемами, над решением которых его настигла смерть». Пейзаж, по выражению Фёдорова-Давыдова, «менее всего иллюстративен» и он «смотрится как реальная натура прежде всего»30. В своей книге «Русский пейзаж» искусствовед Виталий Манин отмечал, что в последней незавершённой картине Левитана «Озеро. Он ходил, тяжело опираясь на палку, задыхался, говорил о своей близкой смерти.
Весна» (холст, масло, 1898, 91 59см, Пензенская областная картинная галерея имени К. А. Савицкого), которую исследователи творчества художника рассматривают как одно из подготовительных произведений для будущей картины «Озеро»2324. Слободка», «Лунная ночь. Зритель видит, как по небу плывут великолепные золотистые облака, причудливо отражаясь в озере. Не зря Левитан очень любил свою родину и воспевал ее в своих пейзажах.
Левитан соединил буйство летних красок с осенними оттенками родной природы. Это позволяет передать ощущение полноты и расцвета жизни. Его голубизна просто ослепляет даже без солнечных лучей.
Художник умер, не успев завершить данную работу.