Левитан Серов

Шедевр русской живописи, работа Серова, картина, фото – художники передвижники, знаменитые живописцы России, галерея живописи, картины художников, фотография репродукции, Левитан и Саврасов, общество ТПХВ, Серов и Нестеров, фото. Исаак Левитан дружил и общался с очень многими талантлевейшими художниками: Алексеем Саврасовым, Михаилом Нестеровым, Валентином Серовым, Александром Бенуа, Константином Коровиным и другими. Вэтот период Серов рисовал портреты деятелей искусства— итальянских певцов Анджело Мазини иФранческо Таманьо, художников Константина Коровина, Ильи Репина, Исаака Левитана, писателя Николая Лескова икомпозитора Николая Римского-Корсакова. Валентину Серову часто позировали художники и артисты: Константин Коровин (1891), Исаак Левитан (1893), певцы Анджело Мазини (1890), Франческо Таманьо (1891).

Лучший прижизненный портрет Левитана, выполненный в его мастерской его другом и соратником Валентином Серовым, знаменитым русским портретистом. Серов был хорошо знаком с Левитаном — они неоднократно встречались в Абрамцево, вместе писали этюды, в вопросах искусства они во многом были единомышленниками. Такой, каким и был сам Левитан, каким и был сам Серов.

описание картины валентина серова портрет левитана

Константин Коровин — близкий друг Левитана в те годы — вспоминал, как Саврасов, «этот величайший, проникновенный артист с умным и добрым лицом, любил учеников своих всем своим сердцем». Важное место здесь занимает цикл портретов семьи Юсуповых. Из Национальной галереи Армении привезен портрет Марии Акимовой (1908), который сам Серов считал одной из лучших своих картин. 1898 год— на открывшейся в январе, в Санкт-Петербурге, в музее барона Штиглица, выставке русских и финских художников, организованной С. П. Дягилевым, Серов был представлен 15 работами на XXVI Передвижной выставке были показаны портреты М. Ф. Морозовой и Ф. Таманьо 23 марта на общем собрании Академии художеств, по предложению Матэ, Репина и Чистякова, В. А. Серов был удостоен звания академика. Позднее Серов писал, что «в Академии ценил лишь мнение одного П. П. Чистякова».

В мастерской К. Коровин наталкивал нас на понимание сути живописи. Вот через эту «березовую рощу» я ходила от станции на дачу. Летом вместе с матерью посетил Вагнеровский фестиваль в Байрейте. Сила молодости брала свое и мы не погибли.

  • Описание картины Серова «Портрет Левитана»
  • Почему гений русского пейзажа Исаак Левитан дважды пытался свести счеты с жизнью
  • Валентин Серов — Портрет Левитана, 1893
  • Портрет художника Исаака Ильича Левитана

Домотканово». Ты просто глупость делаешь. А искусство — в нем есть что-то небесное — музыка147» (из воспоминаний К. Коровина о Левитане). 1887 год— в феврале серьёзно заболел: у Серова было воспаление предстательной железы. Небольшая, но в три окна, светлая, чистенькая. С Левитана написал прекрасный, очень похожий портрет Серов.

Особый интерес вызовет привезенный из Дании портрет императора Александра III (1899, Офицерский фонд Королевской лейб-гвардии), подаренный императором Николаем II офицерам Королевской лейб-гвардией, шефом которой был Александр III. Выполнил эскизы к неосуществленному панно «После Куликовской битвы», заказанному Серову для Исторического музея в Москве. Здесь можно увидеть еще один портрет«девушки, освещенной солнцем», – двоюродной сестры художника Марии Симонович, но уже в более старшем возрасте, замужней женщиной, у которой теперь фамилия Львова. И, конечно, Левитан был первейшим из первых певцом-поэтом в живописи природы. Левитан запечатлён неким мрачным графом или принцем датским, благородным, но как будто «каменногрудым» и обжигающе холодным.

А когда наступало время «золотой осени», мы с отцом собирали подосиновики в этом леске — слева, за которым проходит железная дорога, а за ней старое деревенское кладбище, а дальше соседняя деревня — там, в изумрудном поле, где земля сходится со студеным, лазурным осенним небом. Посинели снега ипоследние лучи солнца втемном лесу были таинственны. Он не только определил развитие стиля модерн в России, но и стал предтечей авангарда.

В. Якунчиковой (Мориц), а также пейзаж «Татарская деревня», который был сразу приобретён П. М. Третьяковым за 300 рублей. Коровин с горечью писал впоследствии: «Отец, мать ничуть не заботились дать мне какое бы то ни было направление» 1. Весь ямогу принадлежать только моей тихой бесприютной музе, все остальное— суета сует»Только вработе он очищается от этой «суеты сует», от темных страстей, от черной тоски. Позднее Серов писал, что «в Академии ценил лишь мнение одного П. П. Чистякова».

  1. Левитан в кругу своих современников
  2. Описание картины Валентина Серова «Портрет художника Левитана»
  3. Серов Валентин Александрович (художник)
  4. Добавить комментарий Отменить ответ
  5. «Взмахивал карандашом решительно исмело»
  6. «Все, чего ядобивался, — это свежести»

Он назвал ее по-своему— «молитвой немой души». Как долго иногда годами, бился он над иным простейшим мотивом, переиначивая все снова, недовольный тем или другим еле заметным диссонансом, меняя иногда всю композицию, если ему казалось, что его поэтичная или живописная мысль недостаточно «очищена». Часто его картины называли этюдами, «талантливыми, но недоделанными набросками», словом, говорили, что картины его – не картины. Предлагали мне поступить сюда (в Москве) в школу живописи преподавателем— я отказался». Самой значительной своей работой Серов считал картину «Девушка, освещенная солнцем». В сентябре получил заказ на исполнение портрета императора, «поколенного размера, в парадной форме 80-го Кабардинского генерал-фельдмаршала князя Барятинского полка» за заявленную художником цену в 4 тысячи рублей.

В своей педагогической деятельности он продолжал развивать традиции лирического пейзажа настроения, заложенные А. К. Саврасовым, – самым дорогим, по выражению Коровина, человеком, открывшим для них с Левитаном «неведомое, как райское блаженство» 4. Соперничество между матерью идочерью очень тяжело переживал виновник этой драмы. При этом проявлял замечательную твердость. Так, в одном из писем Поленова сообщает: «Сегодня получила два этюда от Левитана и один Третьякова» 18.

  1. Иллюстратор, преподаватель, художник Русских сезонов
  2. Пейзажи Левитана ближе к музыке, чем к живописи
  3. Самое интересное в виде мозаики
  4. Исаак Левитан: последние новости
  5. Записки переводчика с Андреем Десницким

1896 год— В начале года был получен выгодный заказ на выполнение акварели «Миропомазание Государя Императора» для художественного альбома коронования Николая II в связи с этим он получил право присутствовать на коронации 26 мая, «на правом клиросе или же в самом алтаре» Успенского собора, а завершить работу он должен был до 1 мая 1897 года. Домотканово» (1888). Поленов очень любил эти этюды, полагая, что «ни Айвазовский, ни Лагорио, ни Шишкин, ни Мясоедов не дали таких правдивых и характерньгх изображений Крыма, как Левитан» 19.

Описание картины 
Серова «Портрет 
Левитана»

потому, что слишком уважаю её— я только не понимаю всех этих обрядов. Таких других глубоких, темных, задумчиво-грустных глаз я, кажется, никогда не видел.

Как долго иногда годами, бился он над иным простейшим мотивом, переиначивая все снова, недовольный тем или другим еле заметным диссонансом, меняя иногда всю композицию, если ему казалось, что его поэтичная или живописная мысль недостаточно «очищена». 1894 год— был избран членом Товарищества передвижных художественных выставок. Константин Коровин – близкий друг Левитана в те годы – вспоминал, как Саврасов, «этот величайший, проникновенный артист с умным и добрым лицом, любил учеников своих всем своим сердцем». Часто его картины называли этюдами, «талантливыми, но недоделанными набросками», словом, говорили, что картины его — не картины. Его дружескому суду мыверили иссорившиеся протягивали друг другу руки».

Там из рассветного тумана мне навстречу вышли лосиха и лосенок И меня совсем не смущает, что «Золотая осень» написана не в «моей» деревне. Над образом Александра III Серов работал пофотографии. А. Н. Радищева).

Здесь мальчик учился рисованию у немецкого художника Кеппинга. Декоративное панно «Похищение Европы» (1910, ГТГ) представляет идеальный образ мира архаики и его героев. Больше всего их восхищала простота выполнения: «взял бы вот эти цветные палочки и сам сейчас все так и написал». Им нужно все или ничего. Через год Серов пишет «Девушку освещенную солнцем», натурой для которой была его двоюродная сестра. 132Как странно все это. А вскоре покинул академию. За свою недолгую жизнь – Левитан прожил неполных 40 лет – он создал более тысячи картин.

У генерала (отца модели) в доме висело два портрета дочери, писанных одновременно – Репина и Серова. В нем отразились поиски Серовым идеала, гармонии, полноты бытия. Наиболее известны картины «Оттепель» (1871) и «Мокрый луг» (1872 обе в Третьяковской галерее), где постоянный интерес художника к переходным, неопределенно-зыбким состояниям натуры претворяется в образы озарения сквозь меланхолическую мглу.

В знаменитой картине «Пётр I» (1907, ГТГ) Серов проявил себя как вдумчивый исследователь. Картине свойственен поистине волшебный эффект узнаваемости, «уже виденного» (deja-vue, говоря языком психологии) — причем не только где-то близ Волги, где писались «Грачи», а чуть ли не в любом уголке страны. 1897 год— в 1-й половине года были написаны портреты великого князя Павла Александровича и великой княжны Марии Павловны («Портрет девочки с собакой»), а также М. Ф. Морозовой— матери С. Т. Морозова.

Новой и хорошей струйкой пахнуло от этого элемента» 17. Репин вспоминал: «Первую свою картину он начал в Москве, живя у меня в 1878—1879 году. Но над всем этим словно слышится христианский вздох об утешении. за этюд с натуры». То же самое мы видим в картине Левитана. Ищите около себя, но внимательно и вы обязательно найдете и новое и интересное» (И.

Следовательно, волновался он не опосмертной участи души. Событием станет показ портрета двоюродной сестры художника Марии Львовой (1895, Музей Орсе), той самой Маши Симонович, которая изображена в знаменитой «Девушке, освещенной солнцем». И это выражено в игре света на корке «осевшего» снега, в контрасте глубокой синевы тени от деревьев, на сверкающем снеге, в темно-зеленой, почти черной тени ветвей сосен на фоне освещенного леса третьего плана картины. После банкротства С. И. Мамонтова журналу «Мир искусства» шесть месяцев оказывали помощь И. С. Остроухов и С. С. Боткин, а затем, ставшему «придворным портретистом», Серову удалось выхлопотать у императора субсидию на три года. Окончить картину иногда очень трудно. В этом году появился целый ряд портретов деятелей искусства.

Так мы на том и расстались» 23. Ищите около себя, но внимательно и вы обязательно найдете и новое и интересное» (И. Если мастер не был увлечен личностью персонажа, окружение портрета, его живописная «оркестровка» начинали доминировать в работе. О том, что «рисовали и писали его красивую голову», вспоминали почти все участники этих собраний. Если бы вы были художником, то написали бы так же. Даже внешне Василий Дмитриевич выделялся среди преподавателей училища. Искать и верить в красоту форм, в красоту искусства изображения.

Нет конца, никто никогда не поймет этой тайны, как не поймут и смерть. И когда я возвращался домой, контраст с моей комнатой в Сущеве был велик и резок» 7. Выбор техники и основы рисунка диктовался характером самой натуры. Мало того, что видели, вы пережили то же самое ощущение.

За свою недолгую жизнь — Левитан прожил неполных 40 лет — он создал более тысячи картин. А только художнику присуще особое видение себя и мира вокруг. После окончания и представления картины «Александр III с семьёй», два месяца до конца сентября вместе с К. А. Коровиным он ездил по Русскому Северу, написав множество этюдов. Левитан — это пронзительное чувство Родины, моей маленькой родины. По заказу тульских помещиков Селезнёвых сделал роспись плафона «Феб лучезарный»9 и, получив деньги за заказ (тысячу рублей), в мае с друзьями (Илья Остроухов, Михаил и Юрий Мамонтовы) отправился в Италию с августа по октябрь— в Абрамцеве, где написал знаменитый портрет В. С. Мамонтовой «Девочка с персиками» в конце года— в Ярославле, где писал портреты Чоколовых и начал, по просьбе А. И. Мамонтова, делать иллюстрации к детской Библии (проект не состоялся).

Не есть ли прекрасное, как говорил Данилевский, духовное начало вматерии. Осенью Серов выслал А. В. Прахову эскиз росписи «Рождества Христова» для Владимирского собора в Киеве, однако срок предоставления работы уже истёк и контракт был подписан с М. В. Нестеровым. Поленицы» (1897, Музей-заповедник В. Д. Поленова) с трогательной подписью «от преданного Левитана». Левитан). Там, дальше, нет ничего.

При этом на картине нет ни красок, ни кистей, ни картин, написанных Левитаном. Создав несколько самостоятельных эскизов и написав некоторые картины по эскизам В. М. Васнецова к опере А. С. Даргомыжского «Русалка», пейзажист практически не возвращался к этому делу, хотя постановка имела потрясающий успех, впервые за всю историю оперы публика аплодировала именно декорациям11. Как в античном фризе, движение развивается вдоль плоскости, язык художника скуп и выразителен изумительно богатство серых тонов. Свои исторические картины художник создал в основном в последние годы: «Юный Петр на псовой охоте», «Выезд Екатерины на охоту», «Кубок большого орла», «Петр Великий на работах», «Петр I в Монплезире» (1911). Вместе с женой Ольгой Федоровной (урожденной Трубниковой) они воспитывали шестерых детей (из них четыре мальчика).

В1892 году харьковское дворянство заказало художнику картину «Император Александр IIIс семьей»— вчесть спасения царской семьи при крушении поезда настанции Борки. Этим произведением Серов приблизился к стилистике экспрессионизма. Левитан в этом отношении не был похож на Константина Коровина. Какая тайна мира— земля инебо. Для молодежи Серов оставался признанным мастером, она ориентировалась на его стилистические поиски, равно как и на его огромное трудолюбие. Многие замыслы Серова остались незавершенными.

Не годится. Художник – это серьёзный, красивый, благородный человек. Замечательной «поэзией при натуральности впечатления» (по словам И. Н. Крамского, близкого друга Васильева, о коренном свойстве его творчества в целом) проникнута уже картина «Перед дождем» (1869, Третьяковская галерея). Неслучайно он почти не писал жаркие летние дни, предпочитая мягкую игру света. Выполнил эскизы к неосуществленному панно «После Куликовской битвы», заказанному Серову для Исторического музея в Москве. Стога».

Кроме этого, в начале года был закончен портрет И. И. Левитана, который вместе с «портретом г-жи О. Ф. Т» представил на XXI выставке ТПХВ. Как это хорошо. О развитии дарования сына позаботилась мать. Иными словами, не заслоняет своим творческим «я» изначальную гармонию творения. А только художнику присуще особое видение себя и мира вокруг. В это же время от Н. И. Кутепова Серову поступило предложение иллюстрировать книгу «», два тома которой уже были изданы.

Они — благоразумие. Онзанимался организацией выставок искал деньги наиздание журнала «Мир искусства». С той поры Верхняя Волга, заштатный городок Плес прочно вошли в его творчество.

— говорил он мне, — и как хорошо небо и никто не смотрит. По заказу тульских помещиков Селезнёвых сделал роспись плафона «Феб лучезарный»7 и, получив деньги за заказ (тысячу рублей), в мае с друзьями (Илья Остроухов, Михаил и Юрий Мамонтовы) отправился в Италию с августа по октябрь— в Абрамцеве, где написал знаменитый портрет В. С. Мамонтовой «Девочка с персиками» в конце года— в Ярославле, где писал портреты Чоколовых и начал, по просьбе А. И. Мамонтова, делать иллюстрации к детской Библии (проект не состоялся). Коровин писал масляными красками (покуда он один), а Левитан сделал акварель – разовую голову, – прелесть что такое. Далеко не обеспеченный материально (свои юные годы он провел буквально в голоде и нищете), он не отступал ни на пядь от своих убеждений, предпочитая остаться со своим произведением на руках, нежели пойти на малейший компромисс. Неслучайно он почти не писал жаркие летние дни, предпочитая мягкую игру света. Левитан запечатлён неким мрачным графом или принцем датским, благородным, но как будто «каменногрудым» и обжигающе холодным.

Хотя, по словам Чехова, он «не верил ни во что тамошнее». Серов считал его мнение даже авторитетнее мнения Репина. Константин Коровин — близкий друг Левитана в те годы — вспоминал, как Саврасов, «этот величайший, проникновенный артист с умным и добрым лицом, любил учеников своих всем своим сердцем». Крамской боролся против так называемого «чистого искусства». В связи с выполнением заказного портрета Александра III выезжал в Данию. В конце года по просьбе Дягилева занимался устройством выставки «Мир Искусства» в Москве.

Как писал Александр Ростиславов, «как бы внасмешку над национализмом именно бедному еврейскому юноше открылась тайна самой сокровенной русской красоты». Александр Бенуа замечал, что «лишь споявлением картин Левитана» он поверил вкрасоту, ане в«красоты русской природы». Свой художественный дар Левитан действительно отдал русской природе. По словам Нестерова, Левитан, «красивый своей серьезной восточной красотой», неоднократно служил моделью на поленовских рисовальных вечерах. При этом проявлял замечательную твердость. В евреях видели людей, обреченных на скитания, не имеющих родины, вних видели людей, которые распяли Христа иосквернили «завет сБогом». В. Якунчиковой (Мориц), а также пейзаж «Татарская деревня», который был сразу приобретён П. М. Третьяковым за 300 рублей.

На частной выставке в Мюнхене (Сецессион) впервые за границей демонстрировались работы В. А. Серова в результате в конце года Серову поступили предложения участвовать в заграничных выставках— в Мюнхене, Стокгольме, Копенгагене. Сколько труда было положено Левитаном, этим в высшей степени честным и строгим к себе мастером, на некоторые из таких «неоконченных эскизов». А. Ростиславов). Художник особое внимание обращает на психологическую характеристику человека. Весной были написаны также портреты М. А. Морозова, А. П. Лангового и И. С. Остроухова. Иногда боишься испортить одним мазком.

Итак, в первых рядах оказался художник Валентин Серов. Девочка на фоне персидского ковра написана за год до Девочки с персиками. Онговорил: «В нынешнем веке пишут все тяжелое, ничего отрадного. 1886 год— в начале года были написаны этюды «Зима в Абрамцеве», портрет певицы Марии Ван Зандт в мае у Симоновичей, в Едимоново Тверской губернии, Серов встретился со своей невестой Ольгой Трубниковой и написал её портреты у открытого окна летом этого года его друг В. Д. Дервиз, обвенчавшись с Надеждой Симонович, приобрёл неподалёку обширное поместье Домотканово, куда позже неоднократно будет приезжать Валентин Серов. Рафинированно-изысканный образ — свидетельство изменения эталона красоты в искусстве. И когда я возвращался домой, контраст с моей комнатой в Сущеве был велик и резок» 7. Особое внимание они уделяли возрождению и новой оценке наследия прошлых эпох (XVIII – начала XIX в. ), а также популяризации западноевропейского искусства.

Кроме того, по верному замечанию Остроухова, опытный педагог открыл «русскому художнику тайну новой красочной силы и пробуждал в нем смелость такого обращения с краской, о которой он раньше не помышлял» 5. Речь идет окартине «Над вечным покоем». Только плохие подделки под Левитана"». Эти работы оказались настоящим прорывом, кардинальным поворотом в русском искусстве.

Серов первым, как отмечают современники, уловил интеллигентность и мягкость характера императора. По словам С. А. Виноградова, «последнее десятилетие сердечная болезнь очень подавляюще влияла на него», по этой причине он работал «хотя ежедневно, но не больше двух часов» 12. «Как бы в насмешку над национализмом именно еврейскому юноше открылась тайна самой сокровенной русской красоты» (А. Он с ранних лет любил бродить по полям и лесам, подолгу созерцать закат или восход, а когда наступала весна, абсолютно преображался и суетился, волновался, его тянуло за город, куда он убегал всякий раз, как на это выдавалось хоть полчаса.

Слава Богу, рана от пули оказалась не смертельной. «Как бы в насмешку над национализмом именно еврейскому юноше открылась тайна самой сокровенной русской красоты» (А. Возьмем хотя бы такие шедевры, как «Ранняя весна» (1898, Русский музей) или «Весна – большая вода» (1897, Третьяковская галерея). Они работали одновременно и оба – по первоисточникам венецианского Возрождения.

Это не просто физическая тишина. Левитан родился вбедной семье, вЛитве, вместечке Кибартай. Скажем, необъятное поле ржи с раскидистым дубом на холме или же лесные дали с огромной перспективой, уходящей в голубизну «за далью даль» или же мачтовый сосновый бор, раскинувший свою громаду. И ещё множество таких же примет, дат и переброшенных мостиков от одного события к другому.

Серов писал портрет именно в мастерской изображенного художника. Только любя природу, учась у нее, можно найти себя». В это же время от Н. И. Кутепова Серову поступило предложение иллюстрировать книгу «», два тома которой уже были изданы. Его образ уравновешен с виду, неудержим и богат внутренне.

«Летом Левитан мог лежать на траве целый день и смотреть в высь неба. Более 1000 картин оставил нам Исаак Левитан. Чтобы закончить иногда нужно два-три мазка, а вот каких, не сразу решишь» (И. Есть вего пейзажах то особое чувство, которое философ Иван Ильин называл христианским «мироприятием имироблагословением». В конце года последовали заказы портретов от царствующей династии Романовых. Какая тайна мира – земля и небо. Всякий раз, когда мне удается в марте быть на природе или же сидеть в городе на бульваре в солнечное мартовское утро, то в мыслях мелькает шуточный парадокс: «Как удивительно природа подражает «Марту» Левитана». Мысль эта старая иболезнь эта старая, но, тем не менее, уменя трещит череп от нее.

Яхочу, хочу отрадного ибуду писать только отрадное». И здесь великая тайна общения Бога ичеловеческой души— вприкосновении ккрасоте Божественного мира душа «просветляется». Художник Коровин, приятель Левитана, вспоминает совместные походы на этюды: «Мы остановились. Заказывают у него портреты и другие известные личности: князья Юсуповы (1893), мультимиллионер Морозов (1902), банкир Гиршман (1911). Одни восхищаются эффектами освещения, закатами, силою солнечного света, эффектом «лунного серебра» играющего длинною дорожкою на необъятной шири Днепра. Осенью, передав мастерскую в МУЖВЗ Ап. Вот и стоят они дозревают, повернутые к стене.

В легенде об Агасфере вкакой-то мере отразилось иотношение средневековых христиан кевреям. Форму лейб-гвардии Преображенского полка Николай носил вбудни. Глаза слишком живые, слишком сильная мысль в них затаилась. Он был необыкновенно трудоспособен. Завершает экспозицию выдающаяся работа позднего Серова — портрет Иды Рубинштейн. Мария Симонович должна была позировать художнику несколько часов вдень ипри этом— думать оприятном, чтобы сохранять задумчивое ирасслабленное выражение лица.

По воспоминаниям Серова, он писал портрет Веры «с упоением» и сделал его всего за месяц. Следом за этой картиной в 1888 году Серов пишет другой свой шедевр — «Девушка, освещенная солнцем». В девяностые годы все больше растет и крепнет мастерство Серова портретиста. Вернувшись в Москву, в 1886-м художник рисует этюд «Зима в Абрамцево», а также несколько портретов, включая и портрет Трубецкой. В октябре 1889 года Серов одновременно с Репиным, в его мастерской, писал портрет восемнадцатилетней Софьи Михайловны Драгомировой, дочери генерала М. И. Драгомирова немного не закончив портрет, Серов уехал в Москву и Репин, передавая его работу Драгомировой8, «сделал несколько мазков на костюме и аксессуарах, не трогая лица»— это вмешательство так возмутило Серова, что он направил своему бывшему учителю резкое письмо, на некоторое время омрачившее их отношения9. Пара, надо сказать, контрастна во всём: ночной, сумрачный, траурный колорит, роскошь с переизбытком, статика в восточной пышности против ясного мотива чисто пленэрной живописи, серебристого света, живости и радости как в характере девочки, так и в движении кисти. Это он ходит в лесу и слушает свирели звук унылый и простой.

Хотя и кроме портрета, ему, казалось, было подвластно все. В то же время старшая дочь Анны Николаевны, двадцатилетняя Варя, полюбила Левитана. У него и правда всё шло хорошо – даже в личной жизни, что редкость. Сам Серов, ученик И. Е. Репина и П. П. Чистякова, признавал лучшими свои ранние пленэрные картины — «Девочка с персиками» и «Девушка, освещенная солнцем» (1888, ГТГ). Без этого чувства не может быть истинный художник.

Это глаза и взгляд художника. Это он ходит в лесу и слушает свирели звук унылый и простой. Летом Серовым была выполнена одна из лучших его работ, картина «Дети», на которой изображены сыновья художника, Саша (справа) и Юра, стоящие на балконе дачи Василия Матэ в Териоках. По словам С. А. Виноградова, «последнее десятилетие сердечная болезнь очень подавляюще влияла на него», по этой причине он работал «хотя ежедневно, но не больше двух часов» 12. Онзанимался организацией выставок искал деньги наиздание журнала «Мир искусства».

Свидетельством тому служит изящный изразец «Осень» (1880-е, Музей-заповедник В. Д. Поленова). По всей вероятности, Елена Дмитриевна имеет в виду левитановскую акварель «Еврейка в восточном покрывале», эту модель она писала вместе с Левитаном (обе – 1884, Музей-заповедник В. Д. Поленова). Ты просто глупость делаешь. Галерея «высочайших особ» пополнилась портретом великого князя Георгия Михайловича, однако в конце года, после вмешательства в работу Серова (когда он писал очередной портрет Николая II) императрицы Александры Фёдоровны, он прекратил работать для царского двора. Позднее он создает портреты Остроухова, Горького, Чехова, Шаляпина, Федотовой, Ермоловой. О тонком своеобразии серовского портрета ярко свидетельствуют портреты художников Коровина и Левитана (1893-го года). Пейзажам Серова того времени присущ лаконизм. Нестеров испытывавший к Левитану особую любовь и духовное родство, считал, что талантливый художник «показал нам то скромное и сокровенное, что таится в каждом русском пейзаже, – его душу, его очарование» 22 Не менее интересную характеристику творчества мастера дал Ф. А. Малявин. «Портрет Портретыч», как ласково называл свои работы автор, не только талантливо воссоздает внешний облик, но и передает внутренний мир изображаемой личности, чем привлекает ценителей настоящего искусства.

Самому Левитану портрет очень понравился, а Серову – не очень. С 1897-го по 1909-й год он преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Одно окно меня приводит всегда в восторг, оно все почти сплошь заполнено готической киркой очень милой архитектуры, стрельчатые окна, контрфорсы, флораны, шпиль, одним словом, готика» в письме Е. Г. Мамонтовой Валентин Серов признавался, что рисунки с натурщиков доставляют ему большое удовольствие: «хотя я уже их третью зиму рисую, но все же с удовольствием именно теперь». В это же время он выполнил для усадьбы Юсуповых Архангельское копию «портрета покойного царя» Александра III. 1888 год— в начале года окончил портрет М. Ф. Якунчиковой летом жил у Дервиза в Домотканово, где кроме ряда пейзажей была написана «Девушка, освещённая солнцем», которую приобрёл за 300 рублей П. И. Третьяков. В сентябре вместо занятий в Академии уехал в Одессу, чтобы встретиться с невестой и в имении Н. Д. Кузнецова весь октябрь писал этюд «Волы» и к концу года вернулся в Москву.

Его прямо-таки преследовали смешливые племянницы хозяина, особенно Машенька Ярунчикова. Художник пишет портреты представителей крупной буржуазии, высшей знати, в том числе Мамонтова, Бахрушина, Победоносцева, Морозова, Витте, князя Голицына, Нобеля, Морозова, Гиршман, членов царской фамилии. Один из первых парадных портретов, «Портрет великого князя Павла Александровича» (1897-го года), принес художнику золотую медаль «Гран при» на Парижской всемирной выставке 1900-го года. Серов также создал галерею светских полотен: Боткиной, Сумарокова Эльстон, Гиршман, Позднякова, Морозовой, Олив, Ливен, Иды Рубинштейн. К числу подлинных шедевров мастера следует отнести портреты детей: «Саша Серов», «Мика Морозов», графические листы — «Дети Боткины», «Юра Морозов», «Девочки Касьяновы». У Серова была большая семья. Я снял шерстяную блузу имне было неловко, что уменя есть рубашка». Тогда Левитану пришлось уехать вподмосковную деревню Салтыковку. 1901 год— созданы портреты четырёхлетнего «Мики Морозова», сына М. А. Морозова, С. С. Боткина, П. М. Романова, П. И. Харитоненко, И. Е. Репина. Под впечатлением этих событий Серов написал картины «Солдатушки, бравы ребятушки» и «Разгон демонстрации казаками в 1905 году»15. Ответ всамом духе левитановской живописи. Нужно работать быстро, но не спешить заканчивать.

1889 год— 29 января в церкви Семёновского полка в Санкт-Петербурге состоялось венчание Валентина Серова с Ольгой Трубниковой (шафером Серов попросил быть Сергея Мамонтова, свидетелем был приглашён И. Е. Репин). Вышел царский указ, запрещавший евреям жить встолице. Одно из наиболее сильных произведений Крамского — картина «Христос в пустыне». «Многие в поисках новых тем едут далеко и ничего не находят. «Многие в поисках новых тем едут далеко и ничего не находят. В 19 лет Левитана первый раз выселили из Москвы.

Однако как пейзажист Левитан не останавливается на уровне лирика. Исаак Левитан и Константин Коровин оказались в училище по примеру старших братьев. Пейзажу, батенька, крышка. Здесь описано более длительное состояние природы и человека – явный постимпрессионизм. На частной выставке в Мюнхене (Сецессион) впервые за границей демонстрировались работы В. А. Серова в результате в конце года Серову поступили предложения участвовать в заграничных выставках— в Мюнхене, Стокгольме, Копенгагене.

Особенно радовался Серов, когда ему удалась улыбка моей матери, которую он очень любил. Поражает своим драматизмом, безысходной скорбью одна из лучших картин Перова — «Проводы покойника», которая рассказывает о трагической судьбе семьи, оставшейся без кормильца. Масса вариантов пограничных техник — важнейшая особенность этой выставки.

В 1891 году Поленов закончил замечательный портрет Левитана (частное собрание), о котором в письме к родным упоминает Нестеров20. Может ли быть что трагичнее, как чувствовать бесконечную красоту окружающего, подмечать сокровенную тайну, видеть Бога во всем и не уметь, сознавая свое бессилие, выразить эти большие ощущения» (И. Серия «Царских охот» близка историко-бытовому жанру, который культивировался художниками объединения «Мир искусства». Ходил за грибами по ковру осени, пережидал под дубом дождь. В 1874 году мать и сын переехали в Париж.

Был чужд он и всему чрезмерному, кричащему. Левитан все переписал и так написал, как ни тебе, ни другому ни за что не написать. В этой мастерской были написаны почти все лучшие картины художника, потом составившие его славу. В феврале родилась дочь Ольга. Для русского искусства Серов стал формообразующим художником.

Висели старые восточные материи, какие-то особенные кувшины, оружие, костюмы. Это одинаковая вера и понимание «сути» живописи, которая и есть непременное качество, решающее качество великих художников. «Девочка сперсиками», полотна счленами императорской семьи, афиша сАнной Павловой ипортрет обнаженной Иды Рубинштейн— вспоминаем творчество известного русского художника. Портретов Репина у Серова очень много, вот этот – один из самых известных. Свидетельством тому служит изящный изразец «Осень» (1880-е, Музей-заповедник В. Д. Поленова).

В поленовской семье яркий и самобытный талант Левитана приводил всех в восхищение. Что может быть «проще» картин Левитана. 1903 год— 15 февраля Серов присутствовал на собрании участников выставок «Мира искусства», на котором было решено прекратить деятельность этого художественного объединения 21 апреля был избран «профессором-руководителем» мастерской Высшего художественного училища при Петербургской Академии художеств, но отказался от должности 30 октября был избран в число действительных членов Академии художеств. Вот эту черту и запечатлел так блистательно В. А. 1903 год— 15 февраля Серов присутствовал на собрании участников выставок «Мира искусства», на котором было решено прекратить деятельность этого художественного объединения 21 апреля был избран «профессором-руководителем» мастерской Высшего художественного училища при Петербургской Академии художеств, но отказался от должности 30 октября был избран в число действительных членов Академии художеств. Левитан).

Архипа Ивановича Куинджи (1841 —1910) привлекала живописная игра света и воздуха. На открывшейся в самом конце года, IX выставке МОЛХ были выставлены две его работы: Портрет юноши (1885)— копия с картины Веласкеса в Старой пинакотеке и портрет М. Ф. Якунчиковой (1888). На открывшейся в самом конце года, IX выставке МОЛХ были выставлены две его работы: Портрет юноши (1885)— копия с картины Веласкеса в Старой пинакотеке и портрет М. Ф. Якунчиковой (1888). Одновременно с Серовым в училище стал преподавать И. И. Левитан, — руководил пейзажной мастерской. В конце года по просьбе Дягилева занимался устройством выставки «Мир Искусства» в Москве. Был, впрочем, Валентин тогда совсем ребенком. Осиновый лес» ив лунном свете вкартине «Сумерки. И рисунок и колорит и светотень и характерность и чувство цельности и композиция — все это, по мнению Чистякова, было в работах молодого художника в превосходной степени. Почувствовав в себе достаточно сил, чтобы начать самостоятельное творчество, Валентин в 1885 году покинул академию.

Не тратить времени, а писать, творить. Вот таким был Валентин Серов. Пожалуй именно вэтом суть творчества Левитана. Вот и стоят они 132дозревают147, повернутые к стене.

И сложно даже назвать другого художника его эпохи (за исключением, разве, Левитана), чье наследие и творческие достижения имели бы такое большое значение и влияние на все последующее русское искусство. Валентин Александрович Серов родился 19 января 1865 года в Петербурге, в семье известного композитора и музыкального деятеля Александра Николаевича Серова. Третьяковская галерея представляет самый ожидаемый проект года — выставку произведений Валентина Александровича Серова (1865–1911), одного из наиболее любимых русских художников, крупнейшей и ключевой фигуры своего времени. Какая тайна мира — земля и небо. Во многих графических работах начала 1880-х годов он с «шишкинской» скрупулезностью изучал и фиксировал подробности пейзажа: прослеживал рисунок древесной коры, формы листьев различных растений, «мелодику» природы. И вновь упадочные настроения ипопытка разрешить все спомощью выстрела.

Через пейзаж художник говорит ио жизни ио смерти. Левитан боялся смерти. 1897 год— в 1-й половине года были написаны портреты великого князя Павла Александровича и великой княжны Марии Павловны («Портрет девочки с собакой»), а также М. Ф. Морозовой— матери С. Т. Морозова. Вы это в природе видели точь-в-точь своими глазами. По всей вероятности, Елена Дмитриевна имеет в виду левитановскую акварель «Еврейка в восточном покрывале», эту модель она писала вместе с Левитаном (обе – 1884, Музей-заповедник В. Д. Поленова). Но дни его уже сочтены.

Вот и стоят они 132дозревают147, повернутые к стене. И такие молодые, свежие, верующие в будущее. Начал выполнять гуашью композицию «Набор» («Новобранец»), которая позже была воспроизведена в красках на почтовых открытках.

С Левитана написал прекрасный, очень похожий портрет Серов. В изобразительном искусстве появились новые направления. " я почти всегда думаю о Левитане. Спустя много лет уже зрелый Левитан запутался вчеловеческих отношениях. Портрет меланхоличен, в нём есть что-то закрытое, навсегда тайное.

Многие не поймут, назовут, пожалуй, романтическим вздором – пускай. Чистяков увидел в Серове большой талант. В самом конце года в Санкт-Петербург приехала невеста Серова, Ольга Фёдоровна Трубникова. Почему женщины, бывшие вмоей жизни, не принесли мне покоя исчастья. Его портреты— незначительная часть его наследия, можно сказать, «художественная периферия». Левитан – певец русской природы, глубоко национальный, русский художник. Здесь Серов познакомился с Ильёй Репиным, ставшим его подлинным учителем.

Золотой плес», «Вечерний звон», «Тихая обитель». Одно окно меня приводит всегда в восторг, оно все почти сплошь заполнено готической киркой очень милой архитектуры, стрельчатые окна, контрфорсы, флораны, шпиль, одним словом, готика» в письме Е. Г. Мамонтовой Валентин Серов признавался, что рисунки с натурщиков доставляют ему большое удовольствие: «хотя я уже их третью зиму рисую, но все же с удовольствием именно теперь». Левитан). «Видно, агасферовское проклятие тяготеет инадо мною, но так идолжно быть— ятоже семит», — пишет он Чехову.

А в 1900-м он рисует портрет Николая II. Известный пейзажист даже внешне, как отмечали его современники, «жил так красиво, как никто из художников его поколения» 14. «Летом Левитан мог лежать на траве целый день и смотреть в высь неба. Сейчас трудно поверить, что появление русского лирического пейзажа, пейзажа «настроения» связано исключительно с именем Левитана. Картина синтезирует не только эволюцию живописного и графического языка мастера.

Осенью Серов выслал А. В. Прахову эскиз росписи «Рождества Христова» для Владимирского собора в Киеве, однако срок предоставления работы уже истёк и контракт был подписан с М. В. Нестеровым. Мария Симонович не смогла вернуться в Россию, какие уж возвращения после революции. Деление экспозиции на живописную и графическую части является основной интригой выставки. Видимо, под одним из левитановских этюдов подразумевается его ранняя работа «Въезд в деревню» (1884), представленная вместе с другими произведениями из Музея-заповедника В. Д. Поленова на выставку, приуроченную к 150-летию со дня рождения выдающегося пейзажиста.

Любовь к природе и особая чувствительность к ее состояниям были присущи ему с детства. Я так не могу. Тогда же Серов писал интерьеры особняка в Белкине, один из которых лёг в основу картины «Зал старого дома». Как странно все это– говорил он мне, – и как хорошо небо и никто не смотрит. Чтобы закончить иногда нужно два-три мазка, а вот каких, не сразу решишь» (И. Свое отношение к событию 9 января он отразил и в рисунках, носящих политическую окраску.

Каждому свое. А в 1887 году в Абрамцево появляется полотно «Девочка с персиками», на котором изображена 12-ти летняя дочка Мамонтовых Вера. Как долго иногда годами, бился он над иным простейшим мотивом, переиначивая все снова, недовольный тем или другим еле заметным диссонансом, меняя иногда всю композицию, если ему казалось, что его поэтичная или живописная мысль недостаточно «очищена». В 1898 году для Русской частной оперы Мамонтова он создал декорации к опере своего отца Александра Серова «Юдифь». Вся недолгая творческая жизнь Левитана была наполнена поисками.

Любовь к природе и особая чувствительность к ее состояниям были присущи ему с детства. Это очень ровный художник, почти каждая его работа может по праву считаться шедевром. Этот особый печальный русский колорит есть ив картинах «Весна. С подачи Репина, Серов впервые участвовал в выставке ТПХВ (очередной, XVIII-й)— с портретом отца и получил лестный отзыв критика В. В. Стасова. И. И. С начала года по заказу С. И. Мамонтова писал портрет А. Мазини и вместе с К. Коровиным работал в московской мастерской на Долгоруковской улице— они получили заказ: написать для церкви Космы и Дамиана в Костроме, в приходе фабрики П. М. Третьякова и В. Д. Коншина, картину «Христос на Гефсиманском озере (Хождение по водам)» к ним присоединился и М. Врубель всю весну работал в Костроме (на картине Серов писал только фигуры) и Ярославле летом жил с женой и дочерью в Домотканово, переехав осенью в Москву— в Малый Гнездниковский переулок (дом Крумбюгеля на углу со Шведским тупиком). Художник работает преимущественно над образом русской деревни.

Левитан утверждал, что только вРоссии может быть настоящий пейзаж. До конца донести и выполнить своё призвание. Валентин Серов был наделен огромным актерским талантом. В последующие годы Серовым были написаны «Сестры Боткины», портрет Мики Морозова, также поражающие глубоким пониманием и точной передачей детского характера. Так началась целая серия портретов императорской семьи.

Особенно полюбилась ему средняя полоса России, которую он отобразил в картинах: «Октябрь», «Баба в телеге», «Зимой», «Баба с лошадью», «Полосканье белья», «Стригуны на водопое». Возросшая популярность и радует художника и огорчает. Большая вода», «Деревня», «Ветхий дворик», «Половодье»: эти оголенные беззащитные березки на фоне нежно-голубого неба бедные избы под соломенной крышей— здесь все пронизано сердечной тихой печалью, щемящим чувством земного сиротства. В результате живого прикосновения к античности появились такие произведения, как «Одиссей и Навзикая», «Похищение Европы». В ней, в окружающей жизни художники черпали свое вдохновение.

Лучший прижизненный портрет. Но это мое прозрение для меня источник глубоких страданий. Вся недолгая творческая жизнь Левитана была наполнена поисками. Картина «Тихая обитель» принесла Левитану славу. Увезла ее сама модель, которая вышла замуж во Франции.

Приобретя известность, художник поступает в «общее пользование», принимает заказы от «всяких людей». Во всей русской живописи лишь три-четыре художника обладали этим даром. Ему принадлежит один из лучших портретов Льва Толстого. Конечно, это школа целой жизни. Солдаты выкололи штыками глаза на портрете императора. Среди них выделяется «Петр I». А интерес к рисованию проявился у Тоши, как его звала Валентина Семеновна, очень рано. В октябре 1889 года Серов одновременно с Репиным, в его мастерской, писал портрет восемнадцатилетней Софьи Михайловны Драгомировой, дочери генерала М. И. Драгомирова немного не закончив портрет, Серов уехал в Москву и Репин, передавая его работу Драгомировой10, «сделал несколько мазков на костюме и аксессуарах, не трогая лица»— это вмешательство так возмутило Серова, что он направил своему бывшему учителю резкое письмо, на некоторое время омрачившее их отношения11.

Сейчас трудно поверить, что появление русского лирического пейзажа, пейзажа «настроения» связано исключительно с именем Левитана. Все его картины сами по себе явление в живописи: не по сюжету, не по «содержанию», но по своему внешнему виду, как живопись, как краски, как сочетание форм. К концу XIX в. влияние передвижников упало. А когда наступало время «золотой осени», мы с отцом собирали подосиновики в этом леске – слева, за которым проходит железная дорога, а за ней старое деревенское кладбище, а дальше соседняя деревня – там, в изумрудном поле, где земля сходится со студеным, лазурным осенним небом. Лучший прижизненный портрет.

Окончить картину иногда очень трудно. На выставке сделан значительный акцент на светском парадном портрете. Вероятно, к 1887-му следует отнести поленовский этюд, в котором Левитан написан в повороте головы Христа для картины «Мечты» (1894, Саратовский государственный художественный музей им. На этом портрете Левитан признанный, любимый художник, достигший вершины славы. Не смотрите на меня, Костя. «Как бы в насмешку над национализмом именно еврейскому юноше открылась тайна самой сокровенной русской красоты» (А. В шесть лет его постигла первая утрата – умер горячо любимый отец.

И так благостно смотреть на такие портреты – душа радуется. Они предназначались для дальнейшего написания семейного портрета императора. Яхочу, хочу отрадного ибуду писать только отрадное». В сентябре принято окончательное решение оставить Академию и, забрав документы, он был вынужден решать возникший вопрос с отбыванием воинской повинности, в связи с чем переехал в Москву, — к Мамонтовым.

В поленовской семье считалось, что поездка молодого художника в Крым была осуществлена отчасти на средства Василия Дмитриевича. Саврасов был замечательным, вдумчивым, душевным педагогом. К 35-летию артистической деятельности М. Н. Ермоловой по заказу Литературно-художественного кружка выполнил её ростовой портрет, который был представлен на устроенной Дягилевым в Таврическом дворце в Петербурге Историко-художественной выставке русских портретов (в основном— русское портретное искусство XVIIIв. ). Нередко в училище их приводил счастливый случай: неожиданная встреча с кем-нибудь из преподавателей (как, например, у М. В. Нестерова с инспектором МУЖВЗ К. А. Трутовским, обратившим внимание на способности юноши в рисовании) или, как в жизни А. Е. Архипова и А. П. Рябушкина, с бывшими воспитанниками, сумевшими за короткий срок подготовить их к поступлению в прославленное учебное заведение. Получил в Академии «серебряную второго достоинства медаль от 27 апреля 1885г.

Особенно радовался Серов, когда ему удалась улыбка моей матери, которую он очень любил. Это создает пространство и величайшее разнообразие оттенков цветов. Художник, по рассказам дочери, работал над портретами с творческим горением. Тогда Чехов увез его ксебе на дачу на реке Истре.

Наиболее острой оказалась пастель «Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава». В последние годы жизни Серов был увлечен поисками большого стиля. Учил тому, «что искусство и ландшафты не нужны, где нет чувства Только любя природу, учась у нее, можно найти себя». Во всей русской живописи лишь три-четыре художника обладали этим даром. Был написан портрет императора Николая II. 1896 год— В начале года был получен выгодный заказ на выполнение акварели «Миропомазание Государя Императора» для художественного альбома коронования Николая II в связи с этим он получил право присутствовать на коронации 26 мая, «на правом клиросе или же в самом алтаре» Успенского собора, а завершить работу он должен был до 1 мая 1897 года.

Во многих графических работах начала 1880-х годов он с «шишкинской» скрупулезностью изучал и фиксировал подробности пейзажа: прослеживал рисунок древесной коры, формы листьев различных растений, «мелодику» природы. Мне показалось это каким-то чудом. – В 90-х годах Серова как портретиста рвали на части. Но какая грусть влучах, впоследних лучах».

Саврасов был замечательным, вдумчивым, душевным педагогом. Универсализмом и парадоксальностью своего таланта он предвосхитил архетип творческой личности ХХ века. Была печаль ввечернем свете. — Что свами.

Широко демонстрируются портреты царственных особ. После банкротства С. И. Мамонтова журналу «Мир искусства» шесть месяцев оказывали помощь И. С. Остроухов и С. С. Боткин, а затем, ставшему «придворным портретистом», Серову удалось выхлопотать у императора субсидию на три года. Левитан отходил душой среди многолюдного, веселого чеховского семейства. Не годится. Но как трудно о них говорить. Сколько труда было положено Левитаном, этим в высшей степени честным и строгим к себе мастером, на некоторые из таких «неоконченных эскизов». В 1886 году он пишет тонкую по настроению картину «Осенний вечер.

В этих полотнах он сумел сформулировать то, к чему стремилось новое поколение художников. Далеко не обеспеченный материально (свои юные годы он провел буквально в голоде и нищете), он не отступал ни на пядь от своих убеждений, предпочитая остаться со своим произведением на руках, нежели пойти на малейший компромисс. На картине «Дети» (1889 г. ) изображены два его сына, которые охотно позировали отцу. Словно внезапно, после грохочущего, сумасшедшего ритма вступает человек втишину. Левитан).

О том, что «рисовали и писали его красивую голову», вспоминали почти все участники этих собраний. Учил тому, «что искусство и ландшафты не нужны, где нет чувства. За исключением авангарда XX века. Видимо, под одним из левитановских этюдов подразумевается его ранняя работа «Въезд в деревню» (1884), представленная вместе с другими произведениями из Музея-заповедника В. Д. Поленова на выставку, приуроченную к 150-летию со дня рождения выдающегося пейзажиста. На этом портрете Левитан признанный, любимый художник, достигший вершины славы.

Летом начал обустраивать приобретённую дачу в Ино17. 1889 год— 29 января в церкви Семёновского полка в Санкт-Петербурге состоялось венчание Валентина Серова с Ольгой Трубниковой (шафером Серов попросил быть Сергея Мамонтова, свидетелем был приглашён И. Е. Репин). Посмотри, что за пейзажи сейчас на выставках. Он был совершенно самодостаточным пейзажистом, почти не обращался кдругим жанрам.

Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Его живопись вся из одного куска — цельная, могучая и гармоничная. Всегда подтянутый, корректный, опрятно одетый, обращавшийся к ученикам на «Вы», – он, по словам А. Я. Головина, располагал к себе как человек «всесторонне образованный, культурный, внимательный и сердечный» 6. Посмотри, что за пейзажи сейчас на выставках. Поленов преподавал в классе пейзажа и натюрморта в 1882 – 1895 годах, успев за этот период, по словам Левитана, создать московскую школу живописи3. Там, над полем, по утрам всходит солнце. Также вёл художественно-декоративную часть постановки оперы своего отца, «Юдифь», в частной опере Мамонтова13.

Нужно работать быстро, но не спешить заканчивать. «У Поленова в большой комнате, – писал Коровин, – было особенно нарядно. Они – благоразумие Но это мое прозрение для меня источник глубоких страданий.

Спустя годы Константин Коровин писал обэтом портрете: «Серов первым изхудожников уловил изапечатлел наполотне мягкость интеллигентность ивместе стем слабость императора». я почти всегда думаю о Левитане. Солдаты выкололи штыками глаза на портрете императора. Галерея «высочайших особ» пополнилась портретом великого князя Георгия Михайловича, однако в конце года, после вмешательства в работу Серова (когда он писал очередной портрет Николая II) императрицы Александры Фёдоровны, он прекратил работать для царского двора. ВойтиПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииВойтиМузеиПерсоныХудожникПерсонаВалентин СеровГоды жизни: 19 января 1865 — 05 декабря 1911Страна рождения: РоссияСфера деятельности: ХудожникВалентин Серов писал портреты ипейзажи, рисовал иллюстрации ивыпускал журнал «Мир искусства», преподавал живопись исостоял всовете Третьяковской галереи.

были связаны крепким духовным, художественным родством. А уж время для его жизни выпало на события чрезвычайно богатое. Мать художника Валентина Семеновна Серова была пианисткой и автором нескольких опер.

Так он не мог на нее смотреть без дрожи – не принял девиз коммуны «Долой предрассудки. ». Кроме того, по верному замечанию Остроухова, опытный педагог открыл «русскому художнику тайну новой красочной силы и пробуждал в нем смелость такого обращения с краской, о которой он раньше не помышлял» 5. При этом на картине нет ни красок, ни кистей, ни картин, написанных Левитаном. Летом вместе с матерью посетил Вагнеровский фестиваль в Байрейте.

Любовь к природе и особая чувствительность к ее состояниям были присущи ему с детства. 1900 год— в январе—марте работал над заказными портретами царской семьи. Через два года в этом же имении Серов создал один из лучших своих пейзажей «Заросший пруд. А искусство – в нем есть что-то небесное – музыка» (из воспоминаний К. Коровина о Левитане). Говорили, что только ему Саврасов передал «тайну мотива».

В этом же году он создал первую небольшую картину «Волы». Помимо Абрамцева, Серов очень любил Домотканово — имение в Тверской губернии своего товарища по Академии художеств Дервиза. На XXIII Передвижной выставке представил портреты Н. С. Лескова и 3. Графическая часть экспозиции уникальна по-своему. Валентин Серов был членом Товарищества передвижных художественных выставок.

Нет конца, никто никогда не поймет этой тайны, как не поймут исмерть». Есть эта тайна ипечаль внеподвижной дреме бескрайней Волги вкартине «Вечер на Волге» ив преддверии ночной мглы впейзаже «Последние лучи солнца. Без этого чувства не может быть истинный художник. Поленицы» (1897, Музей-заповедник В. Д. Поленова) с трогательной подписью «от преданного Левитана». Картина Саврасова «Грачи прилетели» положила начало новому отношению к родному, русскому. Форму лейб-гвардии Преображенского полка Николай носил вбудни.

Был чужд он и всему чрезмерному, кричащему. Нередко в училище их приводил счастливый случай: неожиданная встреча с кем-нибудь из преподавателей (как, например, у М. В. Нестерова с инспектором МУЖВЗ К. А. Трутовским, обратившим внимание на способности юноши в рисовании) или, как в жизни А. Е. Архипова и А. П. Рябушкина, с бывшими воспитанниками, сумевшими за короткий срок подготовить их к поступлению в прославленное учебное заведение. Серов хотел вот такой беззаботности, лёгкости. На XXII Передвижной выставке были показаны портрет С. А. Толстой и пейзаж «В Крыму». Прошло около 25 лет с последней монографической выставки художника.

Безусловно, творческая атмосфера с особым «культом рыцарства и красоты», которую создавали вокруг себя Поленов и Мамонтов, благотворно влияла на молодых художников. Летом родился старший сын О. Ф. и В. А. Серовых— Александр. Выставленный на конкурс МОЛХ «Портрет В. М» («Девочка с персиками») в декабре был удостоен единственной премии в номинации портрет в сумме 200 рублей, а «Заросший пруд», выставленный на том же конкурсе под названием «Сумерки», хотя и не смог конкурировать с пейзажами Левитана (2-ю премию получил левитановский пейзаж «Вечереет»), однако был приобретён с выставки В. В. и М. Ф. Якунчиковыми. Вероятно, к 1887-му следует отнести поленовский этюд, в котором Левитан написан в повороте головы Христа для картины «Мечты» (1894, Саратовский государственный художественный музей им.

Неслучайно он почти не писал жаркие летние дни, предпочитая мягкую игру света. И меня совсем не смущает, что «Золотая осень» написана не в «моей» деревне. Весной 1901 года в Училище живописи был создан объединённый портретно-жанровый класс, который возглавил В. Серов вторым преподавателем был принят К. Коровин одновременно он преподавал в школе-мастерской Е. Н. Званцевой, в которой позировали обнаженные модели. Я всегда как зачарованный стою перед этим «чудом». Содержать их и большую квартиру, где художник мог бы творить, было трудно.

1899 год— в начале года работы Серова, два портрета и несколько пейзажей, показывались на первой выставке объединения «Мир искусства». – А на Западе Серова знают. Все его картины сами по себе явление в живописи: не по сюжету, не по «содержанию», но по своему внешнему виду, как живопись, как краски, как сочетание форм. «Многие в поисках новых тем едут далеко и ничего не находят. В конце года на конкурсе МОЛХ представил портрет А. Мазини, который получил первую премию. Летом жил с семьёй в Крыму, где написал массу этюдов и портрет хозяйки дачи, где они жили, Розалии Соломоновны Львовой (её сын, врач Соломон Кеселевич Львов, женился на Марии Симонович, двоюродной сестре Серова, которую он изобразил на картине «Девушка, освещённая солнцем»).

На уроки по наукам ему надо было ходить почти от Девичьего поля (Зубово) к Каменному мосту на Замоскворечье. Левитан). Сколько труда было положено Левитаном, этим в высшей степени честным и строгим к себе мастером, на некоторые из таких «неоконченных эскизов».

А искусство — в нем есть что-то небесное — музыка147» (из воспоминаний К. Коровина о Левитане). Летом Серовым была выполнена одна из лучших его работ, картина «Дети», на которой изображены сыновья художника, Саша (справа) и Юра, стоящие на балконе дачи Василия Матэ в Териоках. В1896 году Серов получил право присутствовать накоронации Николая II вУспенском соборе— оннаписал акварель «Миропомазание Государя Императора». Иногда боишься испортить одним мазком. Но сохранил своё видение жизненных ценностей художник Валентин Серов. Он сильно увлекся Анной Николаевной Турчаниновой, женой питерского сенатора Ивана Турчанинова. Левитан).

Некоторые работы Перова проникнуты подлинным трагизмом («Тройка», «Старики-родители на могиле сына»). Мне ужасно тяжело, как никогда». Намерение Серова писать «только отрадное» вместо отображения «язв общества» обозначило изменение вектора актуального в живописи. В1898 году появилось новое объединение художников— «Мир искусства», вэту группу вошел иСеров. Его натурщицей стала двоюродная сестра художника Мария Симонович. В Харькове им были написаны три пастельных портрета: два— жены профессора Харьковского университета К. Д. Хрущева и один— его дочери.

Он писал камерные, парадные, психологические, почти гротескные портреты. Часто вписьмах Левитана кЧехову звучит этот стон: «Вновь язахандрил изахандрил без меры играни, захандрил до одури, до ужаса», «Господи, когда же не будет уменя разлада, когда ястану жить владу ссамим ссобой. Задача настоящего проекта, впервые в истории музея развернувшегося на трех этажах выставочных залов на Крымском Валу, — выявить новые смыслы и обозначить новые акценты в понимании творчества и личности самого значительного художника эпохи. Неслучайно люди по несколько раз возвращались на выставку, где была представлена картина Левитана «Тихая обитель». Говорили, что только ему Саврасов передал «тайну мотива». Художник давно мечтал написать портрет всаду, где играют солнце итень листвы.

«Летом Левитан мог лежать на траве целый день и смотреть в высь неба. Душа всвоей неизбывной раздвоенности между высшим инизшим поднимается ввысь. Незримо зримая «душа», настроение животворит и последующие вещи Саврасова: замечательные московские пейзажи, органично сочетающие бытовую простоту переднего плана с величавыми далями («Сухарева башня», 1872, Исторический музей, Москва «Вид на Московский Кремль, Весна», 1873, Русский музей), виртуозный по передаче влаги и светотени «Проселок» (1873, Третьяковская галерея), сентиментальную «Могилу над Волгой» (1874, Алтайский краевой музей изобразительных искусств, Барнаул), светозарную «Радугу» (1875, Русский музей), меланхолическую картину «Зимний пейзаж.

Любил он и её подвижность лица и её грацию» А. Н. Бенуа отметил, что «в последнем из своих больших портретов, в портрете княгини Юсуповой, Серов встал вровень с величайшими мастерами женской красоты». Он также увлеченно пишет детские портреты. Серов. Здесь художник создал немало интересных произведений. Работа над полотном шла три месяца.

Так же проста и поэтична пастель «В деревне. Это было время пика, наивысшего расцвета идеи передвижничества. Эту работу особо выделял иЛев Николаевич Толстой. Константин Коровин позднее написал про этот портрет: «Серов первым из художников уловил и запечатлел на полотне мягкость интеллигентность и вместе с тем слабость императора» В октябре 1917 года после штурма Зимнего дворца ученики-художники увидели, как из дворца выходят солдаты, волоча этот взятый в спальне императрицы портрет. 1893 год— Конец предыдущего года и первая половина текущего прошла в неоднократных сеансах позирования членов царской семьи для семейного портрета Александра III были написаны портреты его детей. Полюбила как-то ошалело, безудержно. Все это он привез с Востока.

Впоследствии в своей педагогической деятельности Левитан во многом опирался на его опыт. Левитан был художником, хотя по его портрету этого не скажешь. Однако лучший живописный образ пейзажиста был создан В. А. Серовым (1893, ГТГ). В его глазах нет радости, они наполнены тоской. Я видел, что унего не было рубашки. «Дать недоговоренные картины на выставку составляет для меня страдание.

Отец умер, когда мальчику было шесть лет. В это же время Серов организовал «подписной лист» с ходатайством о назначении И. С. Остроухова попечителем Третьяковской галереи20. Баба с лошадью» (1898г. ), в которой Серов объединил свои дарования портретиста, анималиста и пейзажиста в живой сценке, выхваченной из деревенской жизни. Его натурщицей стала двоюродная сестра художника Мария Симонович. Это он – певец любви, певец печали. Работа растянулась на месяц и Веруша сердилась, что Антон (так по-домашнему звали Серова) заставляет ее часами сидеть в столовой.

При этом на картине нет ни красок, ни кистей, ни картин, написанных Левитаном. А. Ростиславов). В поздний период мастерство Саврасова резко слабеет. В этом году появился целый ряд портретов деятелей искусства.

Быть может, потому, что даже лучшие из них— собственники. Спустя месяц Серов продолжил писать галерею портретов Юсуповых. Художник (судя по его переписке с Крамским) мечтает о создании каких-то невиданных произведений, о символических пейзажах-откровениях, которые могли бы исцелить человечество, отягощенное «преступными замыслами». По словам И. Э. Грабаря, «Серов-рисовальщик, быть может, даже сильнее Серова-живописца». Илья Ефимович сразу оценил недюжинные способности своего ученика. Он был необыкновенно трудоспособен.

В конце года последовали заказы портретов от царствующей династии Романовых. Все лучшие его работы хранятся в русских музеях. Летом родился старший сын О. Ф. и В. А. Серовых— Александр. 1892 год— после крушения 17 октября 1888 года императорского поезда харьковское дворянство, чтобы увековечить чудесное спасение императорской семьи, решило построить на месте трагедии (станции Борки) церковь и объявило конкурс на создание картины Александра III с семьёй— Серов с Коровиным, выполнив эскиз будущего полотна, выиграли в начале года конкурс эскизные портреты для картины писать пришлось по фотографиям. Его дружескому суду мыверили иссорившиеся протягивали друг другу руки».

— говорил он мне, — и как хорошо небо и никто не смотрит. Только очень счастливый человек так глубоко чувствует внутренний мир ребёнка. Нестеров испытывавший к Левитану особую любовь и духовное родство, считал, что талантливый художник «показал нам то скромное и сокровенное, что таится в каждом русском пейзаже, – его душу, его очарование» 22 Не менее интересную характеристику творчества мастера дал Ф. А. Малявин. Родился сын Георгий.

Эти слова — прекрасная эпитафия жизни и творчеству великого живописца – Валентина Серова. Его моделями часто были художники и артисты: Константин Коровин (1891), Исаак Левитан (1893), певцы Анджело Мазини (1890), Франческо Таманьо (1891, все — ГТГ). Многие не поймут, назовут, пожалуй, романтическим вздором — пускай. Над образом Александра III Серов работал пофотографии. В самом деле, какое глубокое впечатление могли производить низвергающиеся среди скал громогласные, величественные «романтические» водопады, которые в большинстве своем зритель не видел в натуре или же вершины гор, освещенные малиновым светом, который зритель тоже не видал. Но нехватка денег не сделала художника их рабом, не смогла заставить раболепствовать перед заказчик — его полотна всегда были честны и правдивы. Серова до глубины души потряс расстрел 9 января 1905 года безоружной толпы идущей к царю «искать правды».

В сентябре супруги Серовы отправились в Париж, на Всемирную выставку. В 1889 году ему удалось побывать на Всемирной парижской выставке. Биография его тем не менее поворотными событиями не богата. И вот, представьте себе, вы, обыкновенный советский труженик, в часы отдыха, возможно, охотник, рыболов, вы не раз стояли на весенней «тяге», переходили шумные весенние ручьи, бродили по лесу во все времена года, сидели у реки и на заре и в полдень и на закате – попали на художественную выставку или в картинную галерею.

Кроме этого, в начале года был закончен портрет И. И. Левитана, который вместе с «портретом г-жи О. Ф. Т» представил на XXI выставке ТПХВ. Иначе говоря, они были колористами. Летом поселился в Домотканове, где выполнил ряд пейзажей и портретов, в том числе портрет жены: «Летом». 1886 год— в начале года были написаны этюды «Зима в Абрамцеве», портрет певицы Марии Ван Зандт в мае у Симоновичей, в Едимоново Тверской губернии, Серов встретился со своей невестой Ольгой Трубниковой и написал её портреты у открытого окна летом этого года его друг В. Д. Дервиз, обвенчавшись с Надеждой Симонович, приобрёл неподалёку обширное поместье Домотканово, куда позже неоднократно будет приезжать Валентин Серов.

1879год— в начале апреля, после рождения дочери Надежды, мать Валентина Серова с двумя младшими детьми уехала в имение Сябринцы Новгородской губернии, оставив старшего сына, который был отчислен за неуспеваемость из прогимназии, — в Москве, где жила семья тётки по линии матери, Софьи Семёновны Колль. Кисти Перова принадлежит ряд портретов его знаменитых современников (Островского, Тургенева, Достоевского). Но зато практика ежедневного писания с натуры углубляла познание «сути» живописи, вырабатывала мастерство». Эти поиски привели его к созданию прекрасных картин на мифологические и исторические темы. В 1907-м году Серов осуществил свою давнишнюю мечту — он поехал в Грецию, где его пленило «удивительное ощущение от света, легкого легкого ветра, близости мраморов, за которыми виден залив и зигзаги холмов».

Но что соединяло трех художников – Левитана, Серова и К. Коровина. Левитан, Серов, Коровин и Нестеров – вот мастера, сумевшие передать истинную красоту русской природы до них – одинокая картина Саврасова да некоторые «фоны» в картинах Венецианова. В 1889 году ему удалось побывать на Всемирной парижской выставке. Его живопись вся из одного куска – цельная, могучая и гармоничная. С Левитана написал прекрасный, очень похожий портрет Серов.

Баржи» (1870, Русский музей) и другие работы, отмеченные тонкостью световоздушных эффектов, мастерством передачи речной и воздушной влаги. Художник – это серьёзный, красивый, благородный человек. В 1893-м художником были созданы портреты дочерей Александра III Ольги и Ксении. Он принимает иславит красоту божественного мира— здесь именно «мироприятие имироблагословение».

1892 год— после крушения 17 октября 1888 года императорского поезда харьковское дворянство, чтобы увековечить чудесное спасение императорской семьи, решило построить на месте трагедии (станции Борки) церковь и объявило конкурс на создание картины Александра III с семьёй— Серов с Коровиным, выполнив эскиз будущего полотна, выиграли в начале года конкурс эскизные портреты для картины писать пришлось по фотографиям. Левитан тот самый, которого этюды так понравились Василью и Наташе. Серов писал портрет именно в мастерской изображенного художника. Левитан – это пронзительное чувство Родины, моей маленькой родины.

Я хочу, хочу отрадного. Нодевушку это несмущало, потом она вспоминала, что увлеклась «важностью своего значения». 1905 год— В связи с ролью великого князя Владимира Александровича в событиях «Кровавого воскресенья» в январе 1905г. Иногда Левитан присутствовал на устраиваемых ею керамических четвергах. Работая над портретами царской семьи в Историческом музее, Серов уговорил позировать его директора известного историка И. Е. Забелина, кроме того был написан заказной портрет О. Ф. Тамара (урождённой Якунчиковой), о котором позже И. Э. Грабарь выскажется, что более всего удалась на полотне такса.

Во всей русской живописи лишь три-четыре художника обладали этим даром. В жизни Левитана эта деятельность была кратким и незначительным эпизодом. 1901 год— созданы портреты четырёхлетнего «Мики Морозова», сына М. А. Морозова, С. С. Боткина, П. М. Романова, П. И. Харитоненко, И. Е. Репина. Иней» (1876-77, Воронежский музей изобразительных искусств). Именно эти две картины принесли художнику успех и славу. В сентябре супруги Серовы отправились в Париж, на Всемирную выставку. Достаточно вспомнить такие его картины, как «Приезд станового на следствие», «Чаепитие в Мытищах».

Коллеги-передвижники были не столько возмущены, сколько обескуражены. Нет конца, никто никогда не поймет этой тайны, как не поймут и смерть. Это— как музыка.

Но лишь об одной картине он написал вписьме кТретьякову: «моих вещей уВас достаточно, — но что эта последняя попала кВам, трогает меня потому так сильно, что вней явесь, со всей своей психикой, со всем моим содержанием». Здесь было его сердце и здесь были все его художественные помыслы. Именно в России.

На полотне изображена Вера Мамонтова, дочь Саввы Мамонтова. сохранялась вся свежесть одного». Я не могу, не могу. Вподарок жене царя Александре Федоровне Серов написал «домашний» портрет Николая IIв тужурке. Левитан, Серов, Коровин и Нестеров — вот мастера, сумевшие передать истинную красоту русской природы до них — одинокая картина Саврасова да некоторые «фоны» в картинах Венецианова.

Нам кажется, что это просто: увидел художник – так и спел. Так, в одном из писем Поленова сообщает: «Сегодня получила два этюда от Левитана и один Третьякова» 18. До конца донести и выполнить своё призвание. Поражает ювелирная разработка каждого сантиметра холста и удивительная свежесть живописи. В 1887 году в Абрамцеве двадцатидвухлетний художник создал одно из замечательнейших произведений русской школы живописи — «Девочку с персиками». Однако лучший живописный образ пейзажиста был создан В. А. Серовым (1893, ГТГ). Однако, вотличие от Шагала, который, по сути, стал «гением местечка» ивсю жизнь рисовал провинциальный Витебск, Левитан вживописи не возвращался квпечатлениям детства. Его тоска глубже икорнями уходит вто самое «агасферовское проклятие», которое не случайно упоминает сам художник. 1891 год— еще один указ овыселении евреев.

Левитана 1893 года. Далеко не обеспеченный материально (свои юные годы он провел буквально в голоде и нищете), он не отступал ни на пядь от своих убеждений, предпочитая остаться со своим произведением на руках, нежели пойти на малейший компромисс. Тщетность, ненужность всего очевидна».

С начала года по заказу С. И. Мамонтова писал портрет А. Мазини и вместе с К. Коровиным работал в московской мастерской на Долгоруковской улице— они получили заказ: написать для церкви Космы и Дамиана в Костроме, в приходе фабрики П. М. Третьякова и В. Д. Коншина, картину «Христос на Гефсиманском озере (Хождение по водам)» к ним присоединился и М. Врубель всю весну работал в Костроме (на картине Серов писал только фигуры) и Ярославле летом жил с женой и дочерью в Домотканово, переехав осенью в Москву— в Малый Гнездниковский переулок (дом Крумбюгеля на углу со Шведским тупиком). Здесь «настроение» —как особое созерцательное пространство, объединяющее картину со зрителем — окончательно превращается в совершенно особый компонент образа это метко фиксирует И. Н. Крамской, когда пишет (в письме к Ф. А. Васильеву, 1871), касаясь других пейзажей на выставке: «все это деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в «Грачах». В 1891 году Поленов закончил замечательный портрет Левитана (частное собрание), о котором в письме к родным упоминает Нестеров20. Такой, каким и был сам Левитан, каким и был сам Серов.

Выставленный на конкурс МОЛХ «Портрет В. М» («Девочка с персиками») в декабре был удостоен единственной премии в номинации портрет в сумме 200 рублей, а «Заросший пруд», выставленный на том же конкурсе под названием «Сумерки», хотя и не смог конкурировать с пейзажами Левитана (2-ю премию получил левитановский пейзаж «Вечереет»), однако был приобретён с выставки В. В. и М. Ф. Якунчиковыми. К 35-летию артистической деятельности М. Н. Ермоловой по заказу Литературно-художественного кружка выполнил её ростовой портрет, который был представлен на устроенной Дягилевым в Таврическом дворце в Петербурге Историко-художественной выставке русских портретов (в основном— русское портретное искусство XVIIIв. ). — спросил яЛевитана. Он плакал игрязной тряпочкой вытирал уноса бегущие слезы. — Я не могу, — как это хорошо. Не умею молиться, да и невозможно, когда о боге нет совершенно никакого представления».

В мае вместе с матерью уехал за границу, где встретился со своим первым учителем рисования Кёппингом в Мюнхене, в Пинакотеке Серов скопировал «Портрет молодого испанца» Веласкеса (эта копия находится в ГТГ) посетил Всемирную выставку в Антверпене8. Я таким всегда дураком стою в церкви (в русской в особенности, не переношу дьячков ит. д. ), совестно становится.