Литовский Художник И Композитор
Микалоюс Чюрлёнис: жизнь и творчество художника
Чюрленис даже в названиях своих картин подчеркивал их родство с музыкой. Это – бесконечно красиво. Чюрлёнис жил в Литве, а также в Санкт-Петербурге.
В 1908 – 1909 годах Чюрлёнис несколько раз подолгу жил в Петербурге. В Петербурге у него завязался надежный контакт с кружком Александра Бенуа в Русском художественном обществе, что позже переродился в общество «Мир искусства». Чюрлёнис 10 апреля 1911 г. Co дня смерти литовского композитора и художника Микалоюса Константинаса Чюрлёниса (1875-1911) прошло пятьдесят лет. Умер М. К. В июне вместе с Софией расписали занавес для сцены в зале общества «Рута».
Итальянская музыка – это поистине музыка, рожденная «под светлым небом» – является, как говорится, сладкой, легкой, мелодийной. В газетах стали появляться благосклонные отзывы о его картинах. Сначала длятого, чтобы отвлечься, найти утешение в чужом и неприветливом городе. Море кипит, беснуется. Козерог застыл на островке среди океана. В 7 лет он знает нотную грамоту, свободно играет с листа.
Художник и композитор Микалоюс Чюрлёнис
Рамайяну, Рабиндраната Тагора. Можно лишь порадоваться, что людям творчество Чюрлёниса по-прежнему дорого. Однако крестьянин сказал: «Не надо, тут я и сам понимаю. Из морских пучин поднялись и рассыпались в кружеве янтарь и жемчуг. Но все больше тревоги, смятения, дурных предчувствий в его картинах. На что бы мы ни смотрели – на «Сонату пирамид», полную красоты давно погибших цивилизации, на «Сонату звёзд» или на «Рекса» (эти картины возникли на почве занятий астрономией) на «Сказку королей» или па полные удивительного лиризма картины «Жертва», «Рай», «Жертвенник», «Знаки зодиака» – всюду мы найдём выраженное чутко, с большим проникновением музыкальное начало, всегда полное разнообразия, тонкое, бесконечно богатое созвучиями и настроениями. Получив рекомендательное письмо к М. Добужинскому, Чюрлёнис едет в Петербург.
«. Особенно много этой красоты художник вложил в картину «Жертва», где у подножия фантастической лестницы, на звёздном возвышении стоит крылатый ангел и благословляет дым жертвенника, поднимающийся из долины, от мира людского. Критики отмечали глубину и самобытность его произведений. Детство будущего композитора прошло в курортной местности Друскининкай. Здесь нет борьбы —только жизнь —яркая, бурная, подвижная.
Философские, отвлечённые темы в картинах «астрономической» (в «Сонате звёзд», «Рексе») или «египетской» тематики в цикле «Соната пирамид», не говоря уже об упоминавшейся выше «Сонате ужа», уводили художника от национальной формы, а тем самым снижали оригинальность этих произведений, непосредственную теплоту выражения и силу впечатляемости. К изумлению родных, бедный провинциал отказывается. Не будет ли это самым простым и правильным ключом к пониманию «тайн» Чюрлёниса-художника. Чюрленис — исключительное явление в мировом искусстве. В его работах слышны отзвуки миров, которые тогда не мог увидеть человек своими глазами.
Микалоюс Константинас Чюрлёнис — литовский художник и композитор
Его близкий друг Влодзимеж Моравский говорил: «Все мы чувствовали, что среди нас находится необыкновенный человек, отмеченный не только выдающимся интеллектом, но и огромной моральной силой». Об этом очень интересно пишет жена Чюрлёниса. Маковский писал о Чюрленисе: «Его творчество – музыка в той же степени, как живопись».
Во вторую очередь это был русский – на нём Констант учился в начальной школе и разговаривал с государством, к которому принадлежал: Российской империей. Всё существует, как великолепное сочетаниекрасок, как звучание прекрасного аккорда». Однако и сейчас нас восхищают и волнуют не только талантливые музыкальные произведения М. К. Чюрлёниса, но и его большое (около 300 картин) художественное наследие, необычайно свежее, оригинальное, подчас противоречивое, полное трудно выразимого словами своеобразия, красочности и прелести, пронизанное музыкой, насыщенное напряжёнными исканиями и страстью. Работает, по собственным словам, «24 – 25 часов в сутки». А сам увлеченно занялся изучением традиционного народного искусства, фольклора.
Замечательная красота для нас раскроется в картинах цикла «Зима», где ледяные сосульки и фантастические цветы, местами как бы перерастающие в условную декорацию, одновременно так живо напоминают настоящую литовскую зиму. Он первым начал изучать национальные особенности литовской музыки. Для молодой семьи одним из главных по-прежнему оставался денежный вопрос. Он горит жаждой творчества.
Чюрлёнис Микалоюс Константинас – литовский художник и музыкальный композитор
Догадываешься, наверное, что это моя невеста. Польский был языком универсального, языком самого бытия – недаром на одной из картин цикла «Сотворение мира» слова Творца «Да будет. » раздаются именно на этом языке. Тогда нетрудно будет понять «Мысль» и «Корабль», в которых явления природы и человеческой жизни тесно связаны между собой – лучи света и тучи сплетаются с силуэтами людей и трудно отделить их друг от друга. Тишина, приятный сумрак, волшебство, уход от реальности (пусть и на время) – пожалуй, так можно описать мои впечатления.
Спит и подводное царство с затонувшими кораблями. Чем ближе к концу, тем жизнь Чюрлёниса всё насыщеннее, даже счастливее. Учением этих философов живо интересуется и Чюрлёнис. Учитывая тот факт, что фуга была частью месс и ораторий, которые в свою очередь являлись именно литургическими произведениями, здесь можно разглядеть и символические очертания молящихся ангелов со свечами. Но звуки увлажняются и превращаются в краски.
Микалоюс Чюрлёнис: наследие художника и композитора
В Анданте морская стихия утихомирилась. На переднем плане органично прорисовывается силуэт чайки. Желание «понять» живопись Чюрлёниса, как и его музыку – наивно. Эти первые пьесы относятся к 1896 году. Завершив учебу, Микалоюс работал как частный учитель музыки и принялся изучать искусство.
Смотрите на мои картины глазами человека из народа, которому не чужды сказки, легенды и песни его страны, который природу чувствует, как нечто живое, вечно движущееся, фантастическое, который даже не всегда в состоянии отличить фантастику от действительности, – как бы говорит своим зрителям Чюрлёнис. Он «болел» идеей создать новый вид искусства – «зримую музыку», где органично сливались бы музыкальные формы и их изобразительный аналог». Он создавал живописные сонаты: сонату солнца, весны, лета, моря, сонату звёзд. Чюрлёнис пытается выразить языком музыки литовскую природу.
Наиболее характерной картиной Чюрлёниса для иллюстрации сказанного является ФУГА. «Плач Витоля» Ю. Крашевского. И всё-таки с полным правом можно сказать, что Чюрлёнис учился всюжизнь.
Как писал Чюрлёнис. Мировое признание пришло к художнику только после смерти. Гораздо значительнее его вклад в изобразительное искусство. Завершив учебу, работал как частный учитель музыки и принялся изучать искусство. Во время каникул рисовал. Они состоятиз трёх или четырёх произведений, в которых тема решена в развитии.
Значит, с помощью одних только звуков не выразишь в совершенстве мира. Трагические, мрачные мотивы цикла «Похороны» (1904-1906) могли быть не только реминисценциями из творчества Эдгара По и Л. Андреева, но и образами, родившимися непосредственно из воспоминаний о 1905 годе и о последовавшей за ним реакции.
(Очень серьёзное замечание для тех, кто пытался толковать этот цикл как нечто, связанное с библейской мистикой). Это – новый духовный континент. Позднее обретение литовства не несло ни провинциальности, ни экзотичности. Для домашних и друзей он всегда был Константом. Но надежд на серьёзную школу нет. И это не просто громкие слова. За каких-то 3-4 года он успел много сделать на этом поприще.
После окончания начальной школы, в возрасте 13 лет, Константинос поехал туда учиться. Например «Сотворение мира» («Да будет») – цикл из нескольких картин. Христофором Колумбом которого стал Чюрлёнис». Дрездене (между прочим, в Дрезденской галерее), в Нюрнберге, Вене и Мюнхене (здесь он осматривал знаменитые Старую и Новую Пинакотеки, Глиптотеку, так называемый Гласпаласт). учился в Лейпцигской консерватории (изучал контрапункт у С. Ядассона и теорию композиции у К. Рейнеке).
Эта неоценённость, невостребованность вкупе с подорванным здоровьем свели 35-летнего художника в могилу. Обладал некоторыми гипнотическими способностями. Отец Марии, заметив их чувства, поспешил отдать дочь против ее воли в мужья другому. С 1905 г. участвовал в выставках в Варшаве, Вильнюсе, Санкт-Петербурге. Ему близки произведения романтиков, рисующие героическое прошлое литовского народа – «Гражина» и «Конрад Валлеирод» А. Мицкевича. Господи, они за мной идут, все шествие – длинное, длинное.
Это красиво. Каждый из этих символов полон глубокого философского смысла. В Плунгянах он играл в оркестре князя Огинского, с чего началась его музыкальная карьера. Национальный характер творчества Чюрлениса-художника проявляется не в дальнейшем развитии, претворении или имитации элементов народного художественного творчества, а более сложным путём – чаще всего художественной передачей элементов и красок самой природы или мотивов фольклора. В семье было пять сыновей и четыре дочери. Чюрленис изучал композицию в классе проф. Еще мгновение и все исчезнет.
Чюрлёнис, Микалоюс Константинас – литовский художник и композитор
Художник участвовал в выставках Союза русских художников, «Мира искусства» и т. д. Какая благородная голова с умными, благородными глазами. Музыка как бы пронизывает всю живопись Чюрлёниса. В этом же направлении действовало и польское духовенство1. М. К. Чюрленис родился в Южной Литве, в Варене и вырос в живописнейшей местности – Друскининкай.
Порой и сейчас слышатся отголоски этик двух направлений в критике, когда, с одной стороны, с лёгкой руки вульгаризаторов. Мы шли тогда пешком и эта дорога, как сон на всю жизнь останется в памяти. «М. Вот почему его творчество имеющее несомненно национальную н народную основу, всё же многими воспринималось с трудом. Растворятся и буквы МКС, каким-то чудом появившиеся на волне, образованные клочками пены.
Литовский художник и композитор родоначальник профессиональной литовской музыки 8 букв
В тринадцать лет, после окончания начальной школы, Константинос поехал туда учиться. В январе 1909-го женится на Зосе и едет с нею в Петербург. М. К. Чюрлениса-художника чуть ли не полностью отрицают, а с другой стороны – пытаются оживить прежние буржуазные взгляды, согласно которым Чюрленис – это воплощение всё того же «духа нации» и какое-то непонятное, оторванное от своего времени явление в искусстве, явление, которое часто характеризуется одними лишь хвалебными прилагательными в превосходной степени. Спустя три года после его рождения семья переехала в Друскеники.
Но он тосковал по родной Литве. Учился живописи в Рисовальной школе Я. Каузика (1902-05) и в Художественном училище (1905) в Варшаве. Что ж, эта участь постигла многих великих людей. Чюрленис создал ее плакат и обложку для каталога.
Музыка сфер – Чюрлёнис художник и композитор
В Варшаве Чюрлёнис посещал курсы живописи у Й. Каузика, а в 1904-1906 гг. Возьми хотя бы нынешний «декадентизм», возьми Пшибышевского.
Первые известные нам картины Чюрлёнис написал, вероятно, в 1903 году. Дева завороженно глядит на звезды среди полевых цветов. Аллегро. Написал около 300 произведений в духе модерна (ар-нуво), сочетающих влияние символизма с элементами народного декоративно-прикладного искусства, цитатами и реминисценциями из японской, египетской индийской культур и стремление к синтезу искусств и поискам аналогий музыки и изобразительного искусства. Польский был домашним изначальным языком его детства. Тот же таинственный шепот сосен, звуки ветра, похожие на переборы арф.
Чюрлёнис первым в роду вошел в высокую культуру и она заговорила с ним на польском языке. А можно просто воспринимать, как мы воспринимаем любые образы. Еще будучи студентом, Чюрленис написал много самых разных музыкальных произведений. Литовский мастер воспринял совет художника-романтика и по-своему претворил его в картинах. Есть группа и ВК – очень основательная и вдумчивая.
О знаменитости:литовский художник и композитор
То же самое относится и к его музыкальным произведениям. Она помогала ему выучить литовский язык, познакомила с литовской литературой. К. Рейнеке, а контрапункт – у С. Ядассона. Многие картины Чюрлениса так и называются: картины-фуги, картины-сонаты, картины-прелюды. К тому же органная музыка (отец его был органистом) звучные песни южных литовцев – дзухов, народные сказки и легенды, – всё это с малых лет близко чуткой душе Чюрлёниса (на тему легенды о Юрате и Каститисе он даже мечтал написать оперу). В библиотеке издательсства Ц. Ф.
Эти течения уводили от действительности в мир фантазии, не признавали за литературой и искусством какой бы то ни было общественной роли и подменяли реалистическое изображение действительности глубоко субъективными символами и аллегориями. Выставленные в Салоне картины Чюрлёниса производят на всех сильное впечатление, его приглашают участвовать в очередной выставке «Союза русских художников». Надо браться за краски, браться за живопись». Появляются Демон, Прелюд, Баллада о черном солнце. Всё погружено в неподвижность. Другого такого мастера, который был бы одновременно и выдающимся художником и замечательным композитором, никогда не существовало.
К сожалению, дружбе Марии и Микалоюса не было суждено завершиться женитьбой. Звуками.
Его детство и молодость прошли в Друскениках (совр. Его музыкальностью и объясняется отчасти его мистическое, туманное творчество. Несмотря на свою скромность, он оказывал сильное влияние на своё окружение. В это время его приняли в общество Мир искусства и Бенуа назвал его картину Всадник, которая экспонировалась на одной из выставок, самой одухотворенной, самой вдохновенной страницей. А там – ни работы, ни денег. К «литовскости» они приходили постепенно, зачастую отвергая национальную идентичность, выбранную их дедами и родителями.
Микалоюс Чюрленис литовский художник и композитор
Подобно другим представителям интеллигенции литовского происхождения, Чюрленис также начинает идентифицировать себя как литовца уже не только этнически, но и в культурном и в общественно-социальном отношении. В десять лет "Николай-Константин Константинович Чурлянис из крестьян.
Это произведение состоит из трёх картин —Аллегро, Анданте, Финал. Первое свое живописное сочинение он назвал «Музыка леса». Потом был чудный музыкально-литературный вечер в Концертном зале имени И. К. Архиповой. Где истина, Господи. В этот период создал симфоническую увертюру «Кястутис», четырехчастный «Струнный квартет», каноны, фуги, среди которых «Sanctus» и «Kyrie» для смешанного хора. Тематика художника, вырывавшаяся иногда из круга столь характерных для него образов литовской природы и фольклора, диктовала отвлечённость формы, характерную для современных ему художников-модернистов других народов.
Микалоюс Константинас Чюрлёнис, литовский художник
Облака сталкиваются в напряженной борьбе («Роща»), несутся в стремительном полете («Контрфорс») или толпой молящихся вздымаются от земли к небу, ритмически повторяя формы сгрудившихся у деревенской колокольни деревьев («Колокольня»). А. Бенуа назвал его картину «Всадник» «самой одухотворенной, самой вдохновенной страницей», но врачи запретили Чюрлёнису заниматься музыкой и рисовать.
И не было ни одного музыканта, который был так силен в живописи. В Европе не было другого такого художника, который так блестяще разбирался в музыке. Генделя, П. Чайковского, Р. Вагнера, Ф. Листа. Интересно отметить, что о цикле «Да будет» в упомянутом письме брату Чюрлёнис пишет: «Последний цикл не закончен всю жизнь я намереваюсь писать его: конечно, несколько позже у меня будут и новые мысли. Нет, это не битва — скорее, спортивное состязание между двумя друзьями-соперниками.
Родная природа, сказки и песни матери, учёба музыке уотца-органиста – это и есть детство Чюрлёниса. В Варшавском музыкальном училище (1894-1899) сперва обучался игре на фортепьяно у Т. Брзезицкого и А. Сигетинского, позже посещал и закончил класс композиции у З. Носковского. Здесь в то время преподавали 3. Оно стало зрительной параллелью к его же симфонической поэме «В лесу». Осенью того же года он становится студентом Лейпцигской консерватории. Важно быть тронутым и быть благодарным тому, кто тронул. Весь смысл искусства в этом».
: Чюрлёнис, Микалоюс Константинас – литовский художник и композитор
Холмистый берег, повторяющий очертания волн, противостоит их напору. Позже в письмах мы всё чаще встречаем упоминания о новых произведениях – обложках для книг, рисунках пером и тушью (письма 1904 года), а в письме брату Повиласу в конце апреля 1905 года он уже даёт длинный перечень своих новых живописных работ, среди которых мы находим и такие, ныне широко известные, как триптих «Рекс», «Тишина», «Да будет» (цикл из 13 картин) и др.
Институт закончил с дипломом по специальности композиции. Форма, композиция – само собой. В ГерманииМикалоюс Чюрленис увлекается живописью. С тем же правом в качестве своей принадлежности он мог избрать польскую культуру. Для молодой семьи одним из главных по-прежнему оставался денежный вопрос.
От него веет страшным, гнетущим, тёмным настроением. В своё время многие буржуазные литовские критики искусства возмущались «непонятностью» творчества Чюрлёниса. Многие из них польский язык знали лучше, чем литовский. С отличием окончив в 1899 г. институт, он поехал учиться в Лейпцигскую консерваторию.
О жизни и творчестве выдающихся художников
Ритм, пластика, архитектоника – все эти понятия одинаково применимы к разным видам искусств. А там, глядишь из-за большого листа цветок высовывает головку и улыбается солнцу. Создавал символически-обобщённые произведения, переносящие в мир сказки (триптих «Сказка», цикл «Сказка королей» 1907), космогонических и астральных мифов (циклы «Сотворение мира», 1904—1906, «Знаки Зодиака», 1907), народных представлений (циклы «Весна», «Зима», 1907 «Жемайские кресты», «1909»). И чья-то милосердная рука заботливо поднимает из глубины парусник, возвращая его к жизни.
Чюрлёнис родился в местечке Варена (Ораны) Виленской губернии в семье органиста. Язык его безжизненно повис. И радует, что во всём остальном творчестве художника мы видим много жизнеутверждающего, много света, счастья, радости и настоящей красоты, но тихой, приглушённой, почти никогда не выявляющейся крикливо и навязчиво именно такой спокойной красоты и полна природа Литвы. Синтез музыкального и живописного воплощен в картинах – «сонатах».
Литовский художник и композитор родоначальник профессиональной литовской музыки 8 букв сканворд
Но это будет уже другая история. Член объединения Мир искусства (с 1911).
Первые его произведения – небольшие пьесы для фортепиано. Детей уже к этому времени было четверо, семья вела более чем скромное существование. Самым ярким литературным образцом Чюрлёниса является поэтический Псалом: «Предо мной – высочайшие вершины, голые скалы и бездны. От объективной спокойной фиксации пейзажа к драматизации природы лежал путь Чюрлениса. «Когда Чюрлёнис был с нами, все мы были лучше. Все это впиталПётр Чайковский и излил в своей музыке, особенно в своих шести симфониях.
- Чюрлёнис, Микалоюс Константинас
- Творчество Микалоюса Константинаса Чюрлениса: гармония музыки и красок
- Микалоюс Константинас Чюрленис картины
- ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА
- Микалоюс Чюрлёнис – труженик моря
Ему кажется важным только писать музыку. Сам художник на выставке экспонировал более 30 работ – сонаты «Ужа», «Моря», «Звезд», «Сказку о королях», триптих «Фантазия» и др. Писал он в основном на польском языке, которым владел лучше, чем литовским. Мир начинает жить, сверкать, цвести.
Создавал символически-обобщённые произведения, переносящие в мир сказки (триптих «Сказка», цикл «Сказка королей» 1907), космогонических и астральных мифов (циклы «Сотворение мира», 1904 – 1906, «Знаки Зодиака», 1907), народных представлений (циклы «Весна», «Зима», 1907 «Жемайские кресты», «1909»). Чюрленис дал объявление в газету о том, что может обучать игре на фортепьяно и музыкальной теории и увлеченно занялся изучением традиционного народного искусства, фольклора. Носковский, которые находились под обаянием романтической музыки Шопена. Островок этот носит романтическое название – «остров любви». С отличием окончив в 1899 году институт, он отказался от должности в музыкальной школе в Люблине, написал симфоническую поэму В лесу (1900-1901) и поехал учиться в Лейпцигскую консерваторию.
- Рекомендуемые материалы по патриотической тематике
- Рекомендуемые материалы к Международному Женскому Дню
- Рекомендуемые материалы по весенней тематике
- Литовские рассказы Микалоюса Чюрлёниса
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
Картина обладает очень большой декоративной силой. Добужинский, Бакст, Рерих, Лансере, Сомов, редактор «Аполлона» Маковский. Широко и размашисто, ровной ритмической грядой, одна за другой наступают на берег волны. В 1906 году он написал брату: «Я решил всесвои прежние и будущие работы посвятить Литве». – Я решил все свои прежние и будущие работы посвятить Литве".
К тому времени как композитор и дирижер хора Чюрлёнис втянулся в движение возрождения Литвы и, кроме прочего, аранжировал литовские народные песни. Соната солнца – это радостный гимн животворящей силе солнечного тепла. Не только в наиболее реалистических пейзажах художника («Райгродас», «Жемайтийские кресты», «Жемайтийское кладбище»), но во всех его лучших картинах нас поражает очень глубоко, очень тонко выраженная специфика литовской природы.
- Выставка «Великие учителя человечества» в ЭТНОМИРе
- Общееколичествопросмотровстраницы
- Литературное творчество Чюрлёниса
- Художники символисты и их картины
- Авангард и авангардизм в искусстве – общая характеристика
Эта поэма остается в числе лучших достижений литовской музыки. Вот несколько мыслей о Чюрленисе-художнике, которые продиктованы не только любовью и уважением к большому искусству, но и желанием постичь его глубже и правильнее Автор статьи будет счастлив, если эти мысли послужат одним из исходных пунктов для дальнейшего углубления и решения проблем творчества выдающегося литовского художника. Тимоти Снайдер пишет, что литовские деятели на рубеже XIX-XX веков часто были выходцами из польскоязычной шляхты, которые «возвращались к своим корням», объединяясь с простым народом.
Тогда же Чюрленис написал свои первые музыкальные произведения. А он все время слышал звон колокола. Эту обетованную страну художник нарисовал в своей картине в образе мечты, сказки. Это полные стремительного движения Искры, переосмысленная в таинственных ритмах Печаль. Эти видения одновременно и влекут и отпугивают.
Тема многоголосия, полифонии была очень близка Чюрлёнису. Это был живой, сердечный и открытый человек, любивший делиться своими впечатлениями. Это сказка. Не менее поразителен и «Рай», где у края большой воды, отражающей сказочные облака и сказочных птиц, на покрытом цветами лугу ангелы собирают цветы, а другие по широкой белой лестнице спускаются вниз. Творчество Чюрлениса – порождение определённой эпохи, с которою оно и завершается.
Он уже задумал первое большое сочинение – симфоническую поэму «В лесу», которую он писал два года. В 1899 году Чюрленис с отличием заканчивает институт. Подниматься на более высокий культурный уровень они не хотели, да и просто были не в состоянии. В Лейпцигской консерватории М. К. Любовь— это восход солнца, полденьдолгий и жаркий, вечер тихий ичудный.
Нет человека, который, углубляясь в себя, пришел бы к весёлым результатам. Русская музыка наполнена болью, ожиданием, тем, что сами русские называют словом «заунывность», которое не переводится, – наполнена широко разливающейся печалью, поистине славянской, как говорят, порой она звучит словно элегия, порой внезапно загремит звонким, непрекращающимся ликованием.
Представитель символизма. Это произведение, с которого начинается история литовской профессиональной музыки. Литовские окончания появились позже. Этот мыс на Земле Франца Иосифа был назвал именем Чюрлениса.
Особенно характерны циклы картин Сотворение мира, Зима, Зодиак. В Лейпциге Чюрлёнис начинает рисовать. Растительный мир Литвы («Сотворение мира») причудливые облака, похожие на сказочных богатырей («День») или на огромные корабли, плывущие в поднебесье («Корабль») или на сказочного властелина природы, восседающего на престоле («Гимн») незамысловатые деревянные колокольни, распускающиеся ветви деревцев и мутные, бурные воды («Весна») разрисованные морозом узоры, полные фантастики и красоты («Зима») часто повторяющиеся мотивы морей, кораблей, плывущих рыб деревья, мосты и вертящиеся крылья мельниц, цветущие весенние ветви-свечи, распространяющие приглушенный свет и ароматный дым сказочные короли на фоне переплетающихся ветвей, держащие на руках сверкающий красотой литовский сельский пейзаж («Сказка королей») и наконец фантастические дворцы и замки, напоминающие пейзаж Вильнюса ранним весенним утром, когда ещё не рассеялся туман («Демон», «Прелюд всадника»), – во всём этом столько характерного для природы Литвы изображённой художником с беспредельной чуткостью и оригинальностью, что национальный характер его искусства не подлежит никакому сомнению.
Таким же настроением пронизан и цикл «Буря», в котором победа тёмной силы выражена в образе сломанного креста и «Видение», от которого также веет мрачной символикой. Сначала помог случай. Она подобна воздушному разведчику, направляющему битву волн с берегом. Здесь онучился играть на флейте, делал первые опыты в сочинении музыки. В 1907-1909 гг.
Его потрясли горы, в европейских музеях он увлеченно изучал произведения старых мастеров. Отражаясь вертикально, они аллигорически напоминают нам перекликающиеся в верхнем регистре темы-повторения. Чюрлёниспереезжает из Варшавы в Вильнюс и берётся за культурно-просветительскуюдеятельность: руководит в Вильнюсе литовским хором, составляет сборниклитовских песен, принимает активнейшее участие в организации второйхудожественной выставки в Вильнюсе, разъезжаетпо деревням, собирает у крестьян произведения народного искусства, занимается организацией музыкальных изданий, пишет статьи, в которых излагаетсвои взгляды на народное искусство, выступает в концертах как дирижер хора и как пианист, создаётживописные полотна (пишет в основномтемперой и пастелью). Весы – это бурное играющее с рыбацкими лодками море. Они сделаны по рисункам с натуры. Речь шла о поисках новой красоты, непостижимой "красоты таинственного".
Последнее особенно явственно в таких произведениях, как «Соната солнца», «Соната весны» (1907), «Соната моря», «Соната звёзд» (1908). Мы шли тогда пешком и эта дорога, как сон на всю жизнь останется в памяти. Спокойная, величавая мелодия в темпе анданте звучит с картины. Стихия разыгралась вовсю. Он должен разгрузиться.
Легко раскроется и лучезарный смысл «Дружбы», н удивительная извечная живительная сила, хрупкость и теплота циклов «Весна» и «Лето». Он участвует в выставках., сочиняет музыку – едва успевая записывать: то пять, то семь прелюдий подряд за несколько дней. Он жадно читает В. Гюго, Г. Ибсена и Ф. Достоевского, Эдгара По и Л. Андресва. Литва стала для него не столько данностью, сколько сознательным выбором.
Дорога проходила по берегу Терека, а мы взбирались на Казбек. М. Чюрлёнис не был лишён и литературного дара. 1905-1906 годы были в Российской империи временем мощных революционных потрясений. Чюрлёнис о декадентстве: «Человеку одинокому бывает душно, тесно и темно.
Тогда же он начал брать уроки литовского языка у Софии Кимонт (Кимантайте, 1886 – 1958), ставшей в 1909 году его женой. Позже в натурные мотивы все сильнее вторгается воображение художника. Но бодрствуют светильники на горизонте, широкими лучами освещая небесный свод. (Уайльд, как и Бердслей, например, так и остались чуждыми М. К. Чюрлёнису).
Петерса самостоятельно изучал принципы инструментовки Г. Берлиоза, Р. Штрауса. Плунге). В 1901-1902 гг. Чюрлёнис Микалоюс Константинас (1875-1911), литовский художник и композитор.
Даже слова «тональность» и «полифония» давно перешли свои узкие границы. К живописи Чюрлёнис пришёл довольно поздно, когда ему минуло 27 лет. М. К. Прежде всего – романтизм Чюрлёниса. В репертуаре студента были произведения Баха, Гайдна и Моцарта, Бетховена и Шопена.
Но, лишившись после смерти князя его стипендии, Чюрлёнис был вынужден вернуться в Варшаву. Врачи запретили Чюрленису заниматься музыкой и рисовать. Имея в виду строй образов, мыслей и чувств, вызванных кжизни Чюрлёнисом, Ромен Роллан сказал: «Это новый духовный континент и егоХристофором Колумбом, несомненно, останется Чюрлёнис. » Александр Бенуа писал: «Я как-то сразу поверил ему иесли люди осторожные (а их только теперь и встречаешь) мне скажут, что ярискую, то я им отвечу: меня вопрос о риске совсем не интересует, да он и посуществу не интересен. Перваячасть (аллегро) – живая, чаще мажорная по настроению вторая (анданте) –спокойная, плавная третья и четвёртая (скерцо, финал) обычно имеют динамичныйхарактер. Первую ступень обучения он проходил у профессора Т. Бжезицкого, вторую у А. Сыгетинского – не только известного музыканта, но и литератора. МКС — это инициалы художника, его подпись под живописными работами — Микалоюс Константинас Чюрленис (буква «Ч» по-литовски пишется «С»)- Автор как бы говорит, что волею судеб он сам попал в этот грозный водоворот жизни, где ему суждено погибнуть А может быть и нет.
Рядом с ним не могло быть ни плохого человека, ни злых чувств. Мы не сможем оторвать глаз от картины «Цветы», где в наступающих вечерних сумерках на поверхности озера такими живыми всплывают цветы белых водяных лилий. Родился Чюрлёнис в 1875 году – это конец XIX века, а жил и творил уже в веке XX.
В это время его приняли в общество «Мир искусства». Как-то Максим Горький, восхищённый полотнами Чюрлениса, назвал их «музыкальной живописью». В Гевандхаузе и в Лейпцигском театре слушал любимые произведения Г. Ф. И, возможно, однажды мне доведётся воплотить в жизнь свою давнишнюю мечту —соткать в гобеленах величественный и прекрасный мир —мир, созданный Чюрлёнисом.
К тому времени Чюрленисом уже были созданы наиболее известные его циклы картин – «Сонаты», состоящие из частей Allegro, Andante, Scherzo и Finale, а также «Прелюды и фуги». Видишь сразу перед собой художника, привыкшего грезить звуками. Как в звуках.
Зрителям, привыкшим к элементарному реализму или даже натурализму, Чюрлёнис действительно казался «трудным», «непонятным», «мистическим». Его творческий путь начинался именно с музыки. Но финал сонаты драматичен. Обязательным атрибутом сонаты является деление её на 3 или 4 части. Чюрленисы жили в Друскининкай.
Тут же, на выставке, его портрет, писанный товарищем. В 1909 году Чюрлёнис, не сумевший материально обосноваться в Вильнюсе, не понятый здесь и как художник, переезжает в Петербург. Когда в 1904 году открывается Варшавская школа изящных искусств под руководством К. Стабровского, Чюрленис записывается в нее вольнослушателем вместе со своим другом Моравским.
Доходы деревенскогоорганиста более чем скромны, а семья большая: 5 сыновей, 4 дочери. Будущий художник был первым сыном в многодетной семье. Костек –старший.
– пишет он в письме брату в разгар январского варшавского восстания 1906 года. Будто сверкающие на солнце трубы играют бодрый, зажигательный марш. Непризнание, непонимание, невозможность изменить свою жизнь к лучшему все это ухудшало его состояние. Особенно характерны циклы его картин «Сотворение мира», «Зима», «Зодиак».
Живописные «Сонаты» Чюрлениса, как и обычные музыкальные имеют отдельные части-картины. Чюрлёниса. Когда он уезжал, его душа – душа под чинного художника – томилась по родине. Одна за другой волны напористо наступают на берег искрясь и переливаясь на солнце. Друскининкай) и Плунгянах (совр. Могут ли они определить, что такое «я». ».
Возможно, художник проводит в этом произведении мысль о том, что всякая жизнь (и жизнь человека и жизнь светила) проходит через такие основные фазы, как рождение, период расцвета, смерть. «Неизгладимые воспоминания, впечатления на всю жизнь – это Нюрнберг, Прага, Ван Дейк. Если мы под романтизмом будем понимать все то, что связано не с реальной повседневной жизнью, а с мечтой, сказкой, фантазией, если мы вспомним, как Чюрлёнис любил прекрасную природу родного края, которой он не раз любовался, в особенности в Друскининкай, Вильнюсе и на Балтийском побережье, а так же природу Кавказа и Карпат, вспомним, как он интересовался литовскими сказками, легендами и песнями, если поймём воздействие тех мыслителей и писателей, которых художник читал и которыми восхищался, если будем иметь в виду влияние на Чюрлёниса новых веяний в искусстве того времени, если наконец мы вспомним, как Чюрлёнис интересовался проблемами астрономии и древними цивилизациями, то многие вопросы тематики и проблематики его творчества станут ясными. Иначе сердце не выдержит Создать образ мира. Представляется, что из этого Чурляниса может выработаться самобытный художник. –.
Морские волны и облака приобретают очертания человеческих тел и профилей. И все же его специфическое литературное творчество сложно отнести к романтизму или литературе «Молодой Польши». Символизм появился во французской живописи и поэзии еще в конце XIX века. Завязываются контакты с кружком Бенуа в Русском художественном обществе – будущем «Мире искусства». Но даже в этот период творчество Чюрлёниса стояло особняком. Позже в натурные мотивы все сильнее вторгалось воображение художника. "Известно ли тебе литовское движение.
М. К. Было бы неправильным отрицать воздействие на художественное творчество Чюрлёниса удушливой атмосферы общественного упадка, который так сказался и на творчестве многих художников других народов (русского, польского). Но не знаю дороги и боязно мне. И наоборот, своей живописью художник вызывает в зрителях ощущение, будто изображение звучит как музыка. Узор линий, узор мелодии, краски на кисти и краски музыкальных гармоний. Это и впрямь Эолова арфа, звучащая от прикосновения воздушных струй.
он, кроме того и музыкант, окончивший две консерватории. Все это проходит перед нами в первых шести картинах цикла «Сотворение мира».
Это знакомая всем игра природы: очертанияхолмов, деревьев, камней так часто напоминают нам о живых существах. Самые знаменитые из них — это «Соната моря» и «Соната звезд». Путь профессионального музыканта Чюрлёнис начал в музыкальной школе князя Николая Огинского в г. Плунге, где играл на скрипке в придворном оркестре (1889-1893). И всё-таки Чюрлёнис оставляет нам надежду. Во время обучения в Варшавском музыкальном университете Чюрлёнис вращался в польских богемных артистических кругах. И в этой прозрачной правдивости и небывалой искренности ощущаешь прилив новых сил.
Глубоким сном заснули волны. Молодой музыкант усердно работает, создаёт за восемь месяцев более 20 полифонических произведений (каноны и фуги), струнный квартет, увертюры, прелюды. Как-то Максимилиан Волошин назвал Чюрлёниса «дилетантом»и добавил: «А, как известно, бог дилетантов не любит. » На это Бенуа, улыбнувшись, с мирным юмором ответил:«Наверно, потому, что бог сам был дилетант» Ответ Бенуа не только остроумен, но и меток по существу: ведь у бога, когда он, согласно библейскому сказаниютворил небо и землю, не было опыта подобной работы, ему не у кого было учиться. Облака приобретают сложные антропоморфные очертания. Жена отвезла его из Петербурга в Друскининкай.
Все эти находки, принадлежащие художнику, стали важным свидетельством зарождающегося в литовском искусстве начала XX века модернизма. Огромная волна с пенистыми пальцами, словно когтями чудища, готова поглотить искромсать, уничтожить маленькие, как букашки, суденышки. О нет, не за себя – ведь иду я, а вслед за мной уже идут другие. Должен освободиться. Как пианист выступал в концертах общества.
И наоборот – музыка переходит свои границы: «Талантливейший лирик Чюрленис мечтал превратить музыку в живопись», – писал известнейший музыковед и композитор Борис Асафьев. Получив рекомендательное письмо к М. Добужинскому, Чюрленис едет в Петербург. Лесок редеет, уже сквозь ветки поблёскивает озеро. ». Дипломной работой была Кантата для смешанного хора и симфонического оркестра «De Profundis». Курортные знакомства позволили Микалоюсу поступить в оркестровую школу в Плунге.
Чюрленис задумывает первое большое сочинение – симфоническую поэму "В лесу" (1900-1901). Человеческая душа не имеет крыльев, чтобы подавить собственное «я». Холодным, мрачным настроением проникнуты некоторые другие картины художника, в особенности из цикла «Похороны», насыщенного печалью, скорбью, безнадёжностью. Зато какие знакомства, какие разговоры. В это же время появились и его картины-аллегории – Дружба, воплощенная им в хрупком светящемся шаре, который несет в руках диковинная неземная женщина, Истина, когда к горящей свече познания летят, опаляя крылья, все новые и новые мотыльки.
Будучи профессиональным композитором, он пошёл учиться в Школу изящных искусств. – Варшавскую художественную школу. Достаточно всмотреться в его «Сонату моря», чтобы понять, что это произведение напоено музыкальной гармонией: тихие и светлые гармонические сочетания в первой картине – Аллегро пронизанная мягким солнечным сиянием (воспоминания о потонувшем корабле, лежащем на ладони морского царя) вторая картина – Анданте и вздымающийся огромной музыкальной волной Финал.
Всю свою жизнь он испытывал сильное влияние Словацкого, а также поэтов «Молодой Польши». Удивительный ритм ёлочек, нанизанных на изящную канву, символизирует ноты. Молодой музыкант усердно работает, создает за восемь месяцев более 20 полифонических произведений (каноны и фуги), струнный квартет, увертюры, прелюды. И ничего не кажется тебе таким понятным, как этот шёпот.
Поверх уснувших вод возвышаетсяостров, похожий на притаившееся хвостатое существо, какое-то сказочное чудище, «чудо-юдо рыбу кит». В общении с людьми вёл себя скромно и не старался выделиться. Последнее особенно явственно в таких произведениях, как «Соната солнца», «Соната весны» (1907), «Соната моря», «Соната звёзд» (1908). Врач и горячий любитель музыки Маркевичрекомендовал Чюрлёниса-младшего своему знакомому князю Михаилу Огинскому, внукуавтора знаменитого полонеза «Прощание с Родиной». Его самые знаменитые музыкальные произведения — симфонические поэмы «В лесу» и «Море». Каждое его произведение наполненопечалью, болью, раздражённостью – это и есть человек, который взирает, только на себя, анализирует свою «голую душу» и является несчастным и даже пьяницей.
В произведениях его подчас глубоко отражался трагизм эпохи. То, как видел-слышал Чюрленис, можно разгадывать, расшифровывать и распутывать. В Вильно были созданы картины «Сказка» и «Фантазия», предвосхитившие его «Рай».
От них, словно нити с жемчугом, уходят вниз два ряда светящихся пузырьков. По-польски он писал письма друзьям и любимым. Ему предлагают должность директора только что основанной музыкальной школы в Люблине. Таким образом, объединив две отдельные ветви искусства, Чюрлёнис поистине создал музыку на мольберте. Жена перевозит его домой в Друскининкай. Осенью того же года он становится студентом Лейпцигской консерватории. В 1909 году он принял участие в выставке «Союза Русских Художников».
К этому времени относятся его первые опыты в композиции. Мёртвая тишина. Давно не звенел, зарос паутиной колокол изображённый на картине.
Как и Врубелю, Чюрленису не удалось победить душевную болезнь. Символистически обобщённая, своеобразная по тонкой серебристой колористической гамме живопись Чюрлёниса, переносящая зрителя в мир сказки (цикл Сказка королей, 1907), фантастических видений, мистики (цикл Сотворение мира, 1904-06), народных представлений и верований (циклы Весна, Зима – оба 1907 все упомянутые произведения – в Каунасском художественном музее имени М. К. Чюрлениса), тесно связана с его музыкальным творчеством (Соната солнца, Соната весны – обе 1907 Соната звёзд, 1908). И настроение вот таким образом радостное, приподнятое.
Месяц на чистом воздухе, да ещё весна. Произведения находятся в Каунасском художественном музее им. Производил он впечатление болезненного и хрупкого. Сигетинский и 3.
И к каким результатам они пришли. Белая тень чайки ложится на воду. И наконец, Финал. Творения Чюрлёниса наполнены романтикой и фантазией. Вся его публицистика (в том числе и письма) отличается ярким словом, точностью изображений, которые выдают огромный потенциал чувств, воображения, стиля, свойственных настоящему художнику. И характерно, что творчество гениального художника, которое так долго не могли «понять» псевдоинтеллигенты, часто сразу понимали простые люди из народа.
Художник же мечтал об ином. Были почитатели М. К. Чюрлёниса, особенно во времена буржуазной Литвы, которые считали его выразителем «национального духа», видели и превозносили в его творчестве прежде всего условное, мрачное и пессимистическое. Главным для него стало не рисование с натуры, а свободное творчество. Симфоническую поэму «В лесу», «Сказку», «Сотворение мира», «Псалом» и «Море» я слышала в исполнении правнука композитора – Рокаса Зубоваса и Сонаты Зубовене, убеждаясь в несравнимых ни с кем воображении и фантазии литовского композитора и художника.
Выставленные в Салоне картины Чюрлениса производят на всех сильное впечатление, его приглашают участвовать в очередной выставке «Союза русских художников». Воспитанный в культе польской литературы (он обожал Словацкого) и большую часть жизни не знавший литовского языка, Чюрлёнис под влиянием набирающего силу литовского национального движения решил посвятить себя созданию национального литовского искусства. У него и картины имеют музыкальные названия — прелюдии и сонаты. Его талант называли самобытным, его произведения – фантастическими.
В годы жизни в Вильно Чюрлёнис создал циклы «Солнечная соната», «Зодиак». Они сделаны по рисункам с натуры. Он первым начал изучать национальные особенности литовской музыки. В творчестве абстракционистов нет стремления понять и объяснить мир, в нём нет мысли и чувства, хотя глашатаи этого искусства иногда и пытаются доказать, что им не чужды какие-то «идеи».
Это пантеист чистейшей воды. Это сказано, когда литовскоепрофессиональное искусство только зарождалось. Облака приобретали сложные антропоморфные очертания, сталкивались в напряженной борьбе ("Роща"), несутся в стремительном полете ("Контрфорс") или толпой молящихся вздымаются от земли к небу, ритмически повторяя формы сгрудившихся у деревенской колокольни деревьев ("Колокольня"). И тогда легко будет понять, что в «Сотворении мира» нет библейской мистики, а отображена победа жизни и света над хаосом и тьмой, что в этом цикле показано необыкновенное счастье, которое для человека кроется в бесконечном разнообразии природы. Биограф Чюрлёниса Радослав Окулич-Казарин на основании сохранившихся фрагментов «Записок выздоравливающего» предположил, что Чюрлёнис собирался войти в польскую литературу как автор гротескных произведений. Чюрлёнис родился 22 сентября 1875 в городке Ораны (современное название Варена) в Литве. Недаром Чурлянис – музыкант».
«Маргер» Л. Кондратовича-Сырокомли. Но ничто никуда не делось. )) В Прибалтике очень ценят творчество Чюрлёниса. На колоколе пробудилось маленькое лучистое солнышко. Это было сказано человеком, выросшим в атмосфере польской и немецкой культуры.
Однако он вскоре прекратил свои эксперименты, поняв, что они нередко огорчают людей. Настанет время, когда новый огромный мир родится под его животворящими лучами. Одной из наиболее живописных работ Чюрлёниса по праву считается СОНАТА МОРЯ. Звуками.
Литовские сказки, а может быть – изучение религии и легенд Индии породили «Сонату ужа», которая вылилась в жуткие видения с очень затемнённым смыслом. Опять слышишь шёпот сосен, такой серьёзный, словно они тебе что-то рассказывают.
Иду иду».