Ломоносов Полтавская Баталия

"полтавская баталия" (Фото 7) – последняя работа, выполненная под руководством Ломоносова. Главным достижением мозаичной мастерской Михаила Ломоносовастало монументальное полотно «Полтавская баталия». Ломоносовский проект памятника Петру I в Петропавловском соборе был отвергнут на том основании, что он будет мешать церковным процессиям и что вообще «Полтавской баталии» и другим картинам, намеченным Ломоносовым, «в том соборе быть неприлично». Этот факт знают многие или почти многие люди, кто хоть немного в курсе о чем идет речь в вопросе про известную мозаику от Ломоносова, носящая название "Полтавская баталия".

«Полтавская баталия» Михаила Ломоносова

Качество Ломоносовских мозаик было очень высоким. В начале 1758г. Авраам Каганович: Полтавская баталия. Дальнейшая судьба одной из лучших работ Михаила Васильевича была очень печальной. Пётр (с картины П. -П. В 1864 году, к столетию со дня смерти Ломоносова, Академия художеств решила поставить «Полтавскую баталию» в Портике — каменном здании в саду Академии.

Всё это усложняло работу учёного, к тому же здоровье его сильно пошатнулось. ein abscheulich schцn und groЯes Gemдhlde). сошли с политической арены покровители Ломоносова И. И. Шувалов и М. И. Воронцов. ein abscheulich schn und groes Gemhlde). По другим данным усадьбу на Мойке Ломоносов получил в 1757 году уже будучи канцлером (вице-президентом по нынешним рангам) Академии Наук и владельцем завода в Ораниенбаумском уезде.

В 1768г. Александр Невский (1757—1758), погрудный профиль Екатерины II (1763), портрет великого князя Петра Фёдоровича (1758—1759), портрет великой княгини Елизаветы Петровны (1758—1760), портрет графа М. И. Воронцова (1765) но Якоб Штелин упоминает ряд произведений самого М. В. Ломоносова и его мастерской, не упоминаемые никакими другими источниками: портрет великого князя Павла Петровича, два пейзажа (1765—1766), портрет графа Г. Г. Орлова (1764), св. сошли с политической арены покровители Ломоносова И. И. Тяжелобольной Ломоносов сильно переживал за судьбу мозаичного дела в России. Мастерская же на Мойке была уже второй.

мозаика полтавская 
битва ломоносов

мозаика полтавская битва ломоносов

Мозаичная композиция колоссальных размеров (4, 81 х 6, 44м) очень эффектно запечатлела самый напряженный и решающий момент Полтавского сражения. Но результат оказался грандиозным. И они «слепили» 14 футов длиной и 9 футов высотой «ужасно красивую и большую картину, которая должна была представлять Полтавскую баталию» (нем. Однако двухлетняя задержка оказалась роковой. Александр Невский (1757-1758), погрудный профиль Екатерины II (1763), портрет великого князя Петра Фёдоровича (1758-1759), портрет великой княгини Елизаветы Петровны (1758-1760), портрет графа М. И. Воронцов.

Большой знаток творчества последнего, К. В. Малиновский, объективно характеризует уровень и способность понимания им деятельности М. В. Ломоносова, отмечая, что представления о художественной ценности мозаичных работ (восхищение иллюзорностью имитацией масляной живописи) свидетельствуют, что в данном вопросе Штелин следовал вкусам своей эпохи и не мог быть беспристрастным арбитром. Однако двухлетняя задержка оказалась роковой. Пётр (с картины П. -П.

Искусствовед В. К. Позже (с 1751 года) она стала и первой мозаичной мастерской. Был нанят «хороший городской художник Л. З. Ушёл Ломоносов — и уникальная композиция не получила достойного резонанса.

В апреле 1764г. Две крупнейшие из картин «Полтавская баталия» и «Взятие Азова» следовало разместить по северной и южной стенам собора в простенках между окнами были задуманы мозаики меньшего размера также на исторические сюжеты петровского времени: «Начало службы великого государя», «Избавление от стрельцов», «Начало строения флота», «История отъезда государя в чужие края», «Гангутская победа». Ломоносова и его мастерской, не упоминаемые никакими другими источниками: портрет великого князя Павла Петровича, два пейзажа (1765-1766), портрет графа Г. Г. Время подтвердило правоту слов Ломоносова. Кристинек (ученик Фанцельта – копииста Грота)», которому в помощь даны были «жалкие новички из академической живописной школы и подобная же пара бедняг из Канцелярии от строений», как характеризует «членов исполнительской группы» Я. Штелин.

Для нас это классический образец русской героики. «Полтавская баталия» — последняя работа, выполненная под руководством Ломоносова. Ломоносова от создания мозаики по той «жалкой картине», которую представляла собой подготовленная работа с другой стороны, вероятно, он, как и многие другие, в том числе профессиональные художники, не способен был во всей полноте представить ясно видевшееся М. В.

Орлова (1764), св. Петра в Петропавловской крепости при Елизавете строится усыпальница Петру Великому. Основной идеей, лежащей в основе организации фонда, является продолжение подвижнической деятельности М. В. Ломоносова, направленной на возрождение лучших традиций российской науки, культуры, просвещения на Русском Севере. По инициативе фонда ведётся подготовка пятитомной Поморской энциклопедии, в 2006 годуорганизован Научно-культурный центр Ломоносовский Дом в Архангельске, создан конкурс имени М. В. Ломоносова научно-исследовательских и внедренческих работ по проблемам охраны окружающей среды Архангельской области. Созданием этого гигантского мозаичного панно, на котором были бы отображены все победы социндустрии, решила отметить коммунистическая партия СССР 20-ю годовщину Октября в 1937 году.

В середине 50-х годов в мастерской Ломоносова были созданы великолепные мозаичные портреты Елизаветы Петровны (Фото 3), Петра I (Фото 2), Анны Петровны (Фото 4), Екатерины II (Фото 5). Создаётся впечатление, что А. С. М. В. Большой знаток творчества последнего, К. В. Был нанят «хороший городской художник Л. З. Кристинек (ученик Фанцельта— копииста Грота)» 9, которому в помощь даны были «жалкие новички из академической живописной школы и подобная же пара бедняг из Канцелярии от строений», как характеризует «членов исполнительской группы» Я. Штелин. Ломоносов Ломоносов Михаил Васильевич Один из величайших русских ученых и писателей. Увидеть эту грандиозную мозаику Ломоносова сегодня можно в акажемии наук в Санкт-Петербурге.

Однако выкладывал мозаику он уже своими руками вместе с 8 помощниками. В технологию фарфора Ломоносов также ввёл многочисленные усовершенствования. Но, несмотря на многочисленные трудности, в мае1762г.

Воронцова (1765) но Якоб Штелин упоминает ряд произведений самого М. В. Именно мозаика Ломоносова «Полтавская баталия» занимает немаловажное место в творчестве Михаила Васильевича. В 1753 г. Ломоносову был «пожалован» участок земли у деревни Усть-Рудицы в 25 км от Ораниенбаума, на быстрой речке Рудице, Ломоносов сразу же приступил к постройке Усть-Рудицкой фабрики.

Здесь производилась столовая и парфюмерная посуда, всякие скульптурные изображения для украшения дворцов и садов, литые стеклянные столы, плиты, стекло для мозаичных работ, стеклярус, бисер, бусы, галантерейные изделия: запонки, пуговицы, камни к серьгам и т. д. Все эти изделия были очень высокого качества. Искусствовед В. К. Макаров предоставляет оценку уже с высоты ретроспективного взгляда на роль его творчества, в большей степени независимо, нежели Я. Штелин— с неизбежными, но и закономерными для его современного явлению восприятия— обескураженностью и некоторым скепсисом, в значительной мере обусловленным бессознательным, но искренним сочувствием энергии и энтузиазму дерзновенного дилетанта, не имеющего способных исполнителей. М. В. Ломоносов со всей энергией взялся за осуществление своих, хоть и «урезанных», но грандиозных для возрождения мозаики, замыслов 8, он начинает подготовку к созданию монументального панно «Полтавская баталия», для набора которой нужно было написать картину (картон).

Так, на мозаичной картине дым действительно подсвечен лучами солнца: «Дым багровый / Кругами всходит к небесам / Навстречу утренним лучам» пушки действительно расположены на возвышенностях: «Уж на равнине, по холмам / Грохочут пушки» на заднем плане плотной массой бьются русская и шведская армии, в гуще людей мы различаем три цвета: синий цвет шведских мундиров и красный и зелёный цвет русских. Кроме производства различных сортов стекла, Ломоносов разработал состав фарфоровой массы. Ни для кого ни секрет, что Михаил Ломоносов был разносторонне одаренным человеком: ученым, писателем, поэтом историком и философом.

Создатель многих памятных медалей. ) сообщает о созданных в 1756 году погрудном портрете Петра I и его дочери – блаженной памяти герцогини Голштинской, как достоинства он отмечает то, что в портрете герцогини кружева исполнены из одних только маленьких осколков белого литика (стекла имитирующего драгоценный камень. ) и вообще швы набора или промежутки междукусочками смальтыне видны более и наполовину так отчётливо, как в первых картинах, где между ними можно было положить почти мизинец. 19 в. иностранцы о ней писали как о картине «которую нам было бы интересно описать и которую мы не могли увидеть, так как она завалена досками и мусором в одной из больших мастерских Академии» в 1899 г. ее перемещают в «Общество поощрения художеств», где она простояла до 1925 г., когда советское правительство, наконец, установило ее на нынешнее место – парадную лестницу здания Академии наук. Там была собрана "Полтавская баталия".

Мозаика Ломоносова 
«Полтавская баталия»

Мозаика Ломоносова «Полтавская баталия»

З. Кристинек (ученик Фанцельта — копииста Грота), которому в помощь даны были жалкие новички из академической живописной школы и подобная же пара бедняг из Канцелярии от строений, как характеризует членов исполнительской группы Я. Штелин. О деятельности бывшего товарища Ломоносова по учению Дмитрия Ивановича Виноградова необходимо сказать подробнее. Там должны были изготовляться различные сорта цветного стекла для мозаики, а также для выделки стекляруса, бисера «и всяких других галантерейных вещей и уборов», до тех пор ввозившихся из-за границы.

Изначально мозаика Ломоносова «Полтавская баталия» должна была стать одной из двенадцати мозаичных полотен, запланированных для внутреннего украшения Петропавловского собора. Он считал мозаику средством увековечить деяния россиян в монументальных произведениях, «который ввек хранят геройских бодрость лиц», то есть с веками не утрачивают живописной яркости – «чрез множество веков себе подобны зрятся// И ветхой древности грызенья не боятся» («Письмо о пользе стекла»1752). Творчество же Ломоносова неразрывно граничит с научной деятельностью. И только спустя 150 лет с момента создания – в 1925 году мозаика Ломоносова «Полтавская баталия» была размещена в Санкт-Петербуржском здании Академии наук, где украшает парадную лестницу уже почти 90 лет.

Описание картины 
Ломоносова Полтовская 
баталия

Описание картины Ломоносова Полтовская баталия

Б. Н. Меншуткин редактировал собрание сочинений М. В. Ломоносова, осуществлявшееся в 1891—1948 годах. В 1750г. До того у него было казённое жильё в "Боновом доме" на Васильевском острове (между 1-ой и 2-ой линией), выделенное ему всё той же АН. Сам Ломоносов называл её «фабрикой делания разноцветных стекол и из них бисера, пронизок и стеклярусу и всяких галантерейных вещей и уборов». «Дело порцеляна химию за основание и за главнейшего своего предводителя имеет», – писал он.

С его достижениями в области мозаичного искусства итальянских ученых познакомил М. И. М. В. В своей химической лаборатории Ломоносов в течение трех лет сумел создать рецептуру изготовления цветных стекол, нужных ему «для разработки учения о цветах». Мозаичное полотно «Полтавская баталия» — это грандиозная работа мастерской М. В. Но так как Ломоносова прежде всего интересовала практическая сторона и конечная полезность любого вида деятельности, то выбор его пал на мозаику.

Шувалова, «Полтавская баталия», несколько других знакомых по различным экспозициям произведений, сохранившихся или упоминаемых исследователями: «Апостол Пётр» (1761), св. Учёный продолжал неутомимо трудиться над созданием мозаичных картин и портретов. В 1899 году мозаику установили в «Обществе поощрения художеств». Ломоносов был ближе к нынешнему пониманию живописности картины и, соответственно, мозаики.

Место было выбрано удачно. Качество Ломоносовских мозаик было очень высоким. Александр Невский (1757—1758), погрудный профиль Екатерины II (1763), портрет великого князя Петра Фёдоровича (1758—1759), портрет великой княгини Елизаветы Петровны (1758—1760), портрет графа М. И. Воронцова (1765) но Якоб Штелин упоминает ряд произведений самого М. В. Ломоносова и его мастерской, не упоминаемые никакими другими источниками: портрет великого князя Павла Петровича, два пейзажа (1765—1766), портрет графа Г. Г. Орлова (1764), св. Рубенса). В рапорте в Академическую канцелярию он писал, что в работе над этой мозаикой «всех составляющих кусков поставлено больше четырех тысяч, все моими руками, а для изобретения составов сделано 2174 опыта в стеклянной печи».

Иностранцы о ней писали как о картине, «которую нам было бы интересно описать и которую мы не могли увидеть, так как она завалена досками и мусором в одной из больших мастерских Академии». Был нанят хороший городской художникЛ. Все это усложняло работу ученого, к тому же здоровье его сильно пошатнулось. Вторым полотном серии планировалось создание панно из мозаики «Азовская баталия», но закончить его не позволила кончина Ломоносова.

Тяжелобольной Ломоносов сильно переживал за судьбу мозаичного дела в России. Малиновский, объективно характеризует уровень и способность понимания им деятельности М. В. «Александрова мозаика» – одно из самых известных мозаичных изображений античности – выложена из полутора миллионов кусочков. Пётр (с картины П. -П. В 1992 году в Архангельске был создан Межрегиональный Ломоносовский фонд, одной из основных задач которого является просветительская деятельность.

Д. И. В декабре 1764г. и др. Кристинек (ученик Фанцельта – копииста Грота)», которому в помощь даны были «жалкие новички из академической живописной школы и подобная же пара бедняг из Канцелярии от строений», как харектеризует «членов исполнительской группы» Я. Штелин. Виноградов был первым, кто поставил опыты по производству фарфора на строго научную почву. Усть-Рудицкая фабрика изготовляла цветное стекло различного назначения. Ломоносов с помощниками приступил к работе над «Полтавской баталией». Им опубликованы монографии Ломоносов как физикохимик (1904) и Первый русский учёный (1915), сборники Рукописи Ломоносова в Академии наук СССР (1937) и Труды М. В. Ломоносова по физике и химии (1936). Первый современник-исследователь творчества М. В.

Для создания масштабного полотна «Полтавская баталия» сначала была нарисована картина на картоне. В декабре 1761г. Был нанят «хороший городской художник Л. З.

Мозаичное полотно «Полтавская баталия»

В 1752 г. он написал ценную рукопись «Обстоятельное описание чистого порцелина, как оный в России при С. -Петербурге делаетца, купно с показанием всех к тому принадлежащих работ». Из основанной Ломоносовым мозаичной мастерской вышло еще несколько картин, но после ликвидации Усть-Рудицкой фабрики запасы смальты иссякли. скончалась императрица Елизавета, а с середины 1762г. Весь камень – отечественный.

Здесь названы известные портреты Петра I и П. И. Шувалова, «Полтавская баталия», несколько других знакомых по различным экспозициям произведений, сохранившихся или упоминаемых исследователями: «Апостол Пётр» (1761), св. Ломоносов со всей энергией взялся за осуществление своих, хоть и «урезанных», но грандиозных для возрождения мозаики, замыслов, он начинает подготовку к созданию монументального панно «Полтавская баталия», для набора которой нужно было написать картину (картон). Виноградов не мог поделиться с Ломоносовым своим опытом или спросить его совета, так как барон И. А. Кратковременный восход искусства мозаики в России связан с гением Ломоносова. Большую помощь в мозаичном деле оказывал Ломоносову и Иван Цильх. со всей энергией взялся за осуществление своих грандиозных замыслов, он начинает подготовку к созданию монументального панно «Полтавская баталия», для набора которой нужно было написать картину (картон).

Но, несмотря на многочисленные трудности, в мае 1762г. М. В. Ломоносов со всей энергией взялся за осуществление своих, хоть и «урезанных», но грандиозных для возрождения мозаики, замыслов, он начинает подготовку к созданию монументального панно Полтавская баталия, для набора которой нужно было написать картину (картон). Именно к этому дому (по другим источникам – во дворе его) в 1748 году было пристроено здание, в котором находилась химическая лаборатория Ломоносова. Большую работу по изучению естественнонаучного корпуса трудов М. В. Ломоносова проделал Б. Н. Меншуткин, давший в результате своей деятельности возможность получить представление как об опубликованных в редких изданиях, так и о не опубликованных вообще трудах М. В. Ломоносова, найдя их, переведя с латыни и издав лабораторные журналы, рукописи и программы исследований учёного. Правда вскоре Ломоносов отказался от этого проекта, представив другой, более дешевый. И они «слепили» 14 футов длиной и 9 футов высотой «ужасно красивую и большую картину, которая должна была представлять Полтавскую баталию».

Приобрести Авраам Каганович: Полтавская баталия. Время подтвердило правоту слов Ломоносова. В начале 1758г. Здесь названы известные портреты Петра I и П. И. Михаил Ломоносов обладал действительно незаурядными талантами. Именно эти вопросы и привлекли внимание Ломоносова к древнему искусству мозаики.

М В Ломоносов Полтавская 
баталия

М В Ломоносов Полтавская баталия

Ломоносов с помощниками приступил к работе над "Полтавской баталией". Рубенса). В декабре 1761 г. скончалась императрица Елизавета, а с середины 1762г.

Учёный продолжал неутомимо трудиться над созданием мозаичных картин и портретов. И если первый справедливо сопоставляет ломоносовские мозаики с «монументальной мозаичной живописью нового времени», которая берёт своё начало как раз в масштабности и монументальности задуманного и осуществлённого М. В. Однако на изображении по-прежнему можно рассмотреть облачение Александра. М. В. Граф М. И. Воронцов показывал в своем доме итальянскую мозаику «Плачущий апостол Петр», привезенную из Рима и там же выполненную по живописному оригиналу Гвидо Реви, а кроме того, заказанный там же мозаичный портрет императрицы Елизаветы.

Полтавская баталия 
мозаика м в ломоносова

Полтавская баталия мозаика м в ломоносова

Грандиозное мозаичное панно (313 582 см) изображает Александра Македонского, атакующего персидского царя Дария III. Ломоносова, отмечая, что «представления о художественной ценности мозаичных работ (восхищение иллюзорностью имитацией масляной живописи) свидетельствуют, что в данном вопросе Штелин следовал вкусам своей эпохи и не мог быть беспристрастным арбитром. Рубенса) 2.

Да это и неудивительно, учитывая, что случилось с Помпеями. Воронцов. М. В. Ломоносов был натурой увлекающейся, порой — пылкой вполне авторитетные источники указывают на примеры несдержанности с его стороны в отношении равных, о продерзостях и неучтивых поступках.

Но, к сожалению, стала единственной законченной работой. Затем секунд-майор П. И. Челищев в 1791 году побывал на Курострове, записав воспоминания помора Варфоломеева и соседей о юности Ломоносова на его малой родине и даже поставил первый деревянный памятник учёному (не имея на большее средств). А для придания соответствующей роли простых людей в исходе сражения, Ломоносов разместил в центре работы фигуру солдата, спасающего от смерти своего царя-полководца. Труды П. С. Билярского, А. А. Куника, А. Вскоре после смерти Ломоносова проект убранства Петропавловского собора был отвергнут.

Описание картины 
Михаила Ломоносова 
«Полтавская баталия»

Описание картины Михаила Ломоносова «Полтавская баталия»

домов и садов» доносила, что «ныне над мозаичным художеством остался один мастер Цильх и инструктор живописного художества Иван Вельский, а прочие померли». Ломоносов рисовать не умел и для этих целей был нанят один из городских живописцев. Талантливые русские мозаичисты, терпя жестокую нужду один за другим преждевременно гибли. В рапорте от октября 1755 г. в Контору мануфактур-коллегии Ломоносов сообщал, что на его фабрике работали управитель Иван Цильх (брат жены Ломоносова), Матвей Васильев и Ефим Мельников, принятые из «живописных учеников» Академии наук изготовлявшие мозаику и обучающие этому искусству других выдувальщики Тимофей Григорьев и Ефим Мельников, делающие трубочки для бисера и стекляруса гончар Петр Андреев заготовитель материалов Андрей Яковлев бисерник Михаил Филиппов пронизочник Андрей Никитин Кирилл Матвеев изготовлявший четырехугольные куски массы для мозаики Григорий Ефимов – гранильщик, отделывавший мозаичные композиции рисовальщик Игнат Петров, делавший цветы из финифти (эмали) Михайло Филиппов 2-й, мастер кузнечного и слесарного дела Дмитрий Иванов, мастер плотничного и столярного дела, надзиравший также за работой шлифовальной «мельницы» и лесопилки.

Тревога была ненапрасной. Он без шлема, в прекрасном льняном доспехе, украшенном на груди изображением головы Медузы-горгоны. Здесь названы известные портреты Петра I и П. И. Шувалова, Полтавская баталия, несколько других знакомых по различным экспозициям произведений, сохранившихся или упоминаемых исследователями: Апостол Пётр (1761), св. Ломоносов был единогласно избран членом Болонской Академии Наук.

  • маленький доклад по теме Мозаичная картина Ломоносова, Полтавский бой
  • Создание производства цветного стекла Ломоносовым
  • Когда не было разделения на «физиков» и «лириков»
  • Возрождая знания Византии на новом уровне

В 1900 году «Полтаву» перевезли в музей. Ломоносов предложил преобразить Петропавловский собор в своеобразный мемориал Петра. Когда мозаику подняли, то угол, бывший в земле, оказался без смальт. Искусствовед В. К. Макаров предоставляет оценку уже с высоты ретроспективного взгляда на роль его творчества, в большей степени независимо, нежели Я. Штелин — с неизбежными, но и закономерными для его современного явлению восприятия — обескураженностью и некоторым скепсисом, в значительной мере обусловленным бессознательным, но искренним сочувствием энергии и энтузиазму дерзновенного дилетанта, не имеющего способных исполнителей. Сановники, сменившие Черкасова по управлению фарфоровой мануфактурой, также не спешили использовать достижения Ломоносова по изучению фарфора.

Главной задачей Ломоносова на этом этапе было возрождение искусства мозаики. В то же время именно понимание особенностей мозаики позволяло М. В. Мнения о даровании М. В.

  1. Первые трудности и первые успехи
  2. Фабрика и первые мозаики Михаила Ломоносова
  3. Мастер класс по мозаике в Сестрорецке
  4. НЕ ЗНАЯ ИСТОРИИ – НЕВОЗМОЖНО ТВОРИТЬ БУДУЩЕЕ
  5. Другие вопросы из категории «Искусство и Культура»

Шувалов и М. И. В 1752 г. Ломоносов возбудил ходатайство о предоставлении ему участка земли и необходимой рабочей силы для организации стекольной «фабрики». В церкви св. Сюда Ломоносов перевёл часть мастеров из Усть-Рудицы, а также других своих учеников в области «великого мозаичного дела», как сам он выражался. Ломоносов "Полтавская баталия» мозаика, фрагмент. Для создания мозаичных картин ему нужно было еще научиться изготавливать брусочки из цветного непрозрачного стекла – смальты (эмаль) и делать скрепляющий раствор.

маленький доклад 
по теме Мозаичная 
картина Ломоносова,

Среди мастеров- «мозаичистов» выделялись уже упомянутые выше Матвей Васильев, Ефим Мельников, а также Яков Шалауров и Филипп Нестеров, происходившие «из солдатских детей». Этот портрет находится в Русском музее в Ленинграде. В 1786 г. «Контора строения е. и. в. Его жизнь была наполнена открытиями и достижениями, которые ставят этого выдающегося человека в один ряд с лучшими учеными, писателями историками, педагогами и философами. Усть-Рудицкая фабрика была закрыта. Ломоносов, успешно завершив свои опыты, берется за выполнение мозаик большого масштаба.

Первая мозаичная картина "Полтавская баталия" имела десять с половиной локтей в ширину и в высоту семь и три четверти. Результатом стало грандионзное (481 644 см) панно изображавшее один из самых напряженных моментов Полтавской битвы. Ломоносов видел эти картины и они произвели на него сильное впечатление. Но, как говорится, что дозволено Юпитеру. Вскоре после смерти Ломоносова проект убранства Петропавловского собора был отвергнут.

" Все материалы, - писал Ломоносов, – имеют такую же прочность и качество, как и римские, а краски их не изменяются ни от воздуха, ни от солнца, ни вследствие истечения времени, так как они изготавливаются на сильном огне". Эта естественная итальянская «монополия» на мозаику была нарушена лишь во 2 пол 19 в., когда с развитием национальных рынков художественной промышленности начали появляться частные мозаичные мастерские во Франции и Германии. «Полтавскую баталию» постигла та же сиротская участь: по смерти Ломоносова она более двадцати лет оставалась в его мастерской на Мойке, затем была перемещена в батальную мастерскую Академии художеств в сер. Ломоносова.

Ломоносов, тем не менее, обладал очень ценным для художника даром обобщения и способность к абстрагированию давала ему широту видения условного, монументального – свободу от натуралистического буквализма, тенетами которого обременено было восприятие «художественной правды» его оппонентов по этой части, в том числе и Я. Штелина. К сожалению, мозаика сохранилась не полностью. Тревога была не напрасной.

Высоты и суша – уральская яшма, водные акватории – лазурит, низменности – амазонит.