Лосенко Владимир Перед Рогнедой
Описание картины «Владимир перед Рогнедой»
В 986 году Владимир принял христианство и обвенчался с греческой царевной Анной. А. В. Но важен сам факт всё более усиливающегося интереса к человеку. Этой идее подчинено все решение картины.
С затаенным волнением и тоской устремляется к Гектору Андромаха с младенцем Скамандрием. Древнейшие письменные источники. При всех декламационности и патетике в картине Лосенко много искреннего чувства.
Сам сюжет (возможно избранный Екатериной в назидание сыну, будущему Павлу I) как бы расширяется, насыщаясь идеями гражданственности и патриотизма идеями общественного долга. Царь Алексей Михайлович уделял много внимания образованию. Вот таким образом и брак с Малушей и рождение Владимира были вполне легитимны. Антикизирующие тенденции входили во французское искусство далеко не безболезненно.
- Лосенко русские художники картина Владимир и Рогнеда
- "Ломоносов русской живописи": Антон Павлович Лосенко – художник исторического жанра второй половины в
- Лосенко Антон Павлович – великий русский художник
- 280 лет назад родился художник Антон Павлович Лосенко
Главные герои находятся на возвышении и ярко освещены. В самом деле, не Библейская ли трагедия развернулась на них. Измученный духовно и физически, художник скончался на тридцать шестом году жизни. Просветительский классицизм пронизывает весь творческий путь художника. В том же году Лосенко написал несколько натурных этюдов маслом, демонстрирующих превосходное знание строения человеческого тела и совершенство пластической его моделировки, а также небольшой холст «Андрей Первозванный», представляющий собой, по существу, этюд с натуры. Плачет прислужница. Произведение ясно выражало осуждение деспотического произвола.
Эскизы остались во Франции и затерялись в архивах академии, возможно, утратив авторство. В сентябре 1765 г. «Жертвоприношение Авраама» отправлено в Петербург, а еще ранее послан Академии еще одни творческий отчет — «Журнал примеченных мною знатных работ живописи и скульптуры в бытность мою в Париже» (после Лосенко такие отчеты стали составлять все русские пенсионеры за границей).
- Лосенко Антон Павлович (Владимир и Рогнеда)
- Антон Лосенко «Владимир и Рогнеда», 1770
- Творчество Лосенко Антона Павловича
- Литературный портфельчик Искуссницы
- Общееколичествопросмотровстраницы
- Высокий Коммунитаризм как Русская идея
Картина мастерски скомпонована. Никитин умер зимой, в начале 1742 года, во время долгой и утомительной дороги из Сибири. Лицо царя смуглое и моложавое. Лосенко глубже и человечнее раскрывает суть евангельской притчи. Сватать Рогнеду и был послан дядя Владимира Добрыня.
Карамзин, несмотря на то, что в молодости мечтал написать русскую историю с «яркими картинами» от включения в свою «Историю» этого сюжета воздержался, ограничившись лишь скептическим замечанием, что Нестор молчит о таком «гнусном обстоятельстве». В этой связи становятся лучше понятен как брак Владимира с «чехиней», так и, вероятно запланированный брак Ярополка с дочерью графа Куно из Энингена. Проходит много лет. Художник прибыл очень быстро и увидел царя, только что испустившего последний вздох. В 1753 г. потерявший голос Лосенко отдан был в ученики к известному живописцу Ивану Аргунову и уже в следующем году рисунки Лосенко (копии с эстампов) были продемонстрированы императрице Елизавете.
- рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры
- Что будем делать с полученным материалом
Вскоре Владимир оставил её, чтобы жениться на дочери византийского императора Анне. Высоко поднятая голова и широкий жест руки выделяют его среди других человеческих фигур. Древняя Русь на международных путях. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
До конца жизни Лосенко оставался на этом посту. Портрет датируется 1722 годом, когда художник сопровождал царя в астраханский поход. Все это объясняется, однако, не только недостатком фактических знаний о прошлом и даже не тем, что люди XVIII века видели в «Илиаде» лишь поэтическую легенду, за которой нет никакой исторической реальности. Главной причиной доброжелательства явились картины художника «Каин», «Авель» и «Правосудие» (с Рафаэля), выставленные уже в залах и заслужившие восхищение знатоков и широкой публики. Можно только предполагать.
«Посла ко Рогъволоду Полотьску глаголя хочю пояти тьчерь твою собе жене он же рек тьчери своеи «хочеши ли за Володимера» оно же рече «не хочю розути робичича но Ярополка хочю» бе бо Рогъволод пришел изаморя имеяше власть свою в Полотьске а Туры Турове от негоже и Туровци прозвашася придоша отроци Владимирови и поведаша ему всю речь Рогънедину и дъчерь Рогъволожю князя Полотьского. Он был определен в живописную мастерскую И. П. Ему предложили написать картину на звание академика исторической живописи. он учился певческому искусству, служил в придворной капелле.
Неизбежная гибель, трагический конец, предчувствие оного представлена художником. Первую половину 1763 года Лосенко провел в России, а затем снова уехал во Францию и занимался у Ж. М. Вьена, крупнейшего представителя искусства раннего классицизма. Каравак работал преимущественно портретистом. Эта картина стала началом русской школы исторической живописи. Он составил краткое руководство для изучения анатомии под названием «Изъяснение краткой пропорции человека». Напутствуемый новым президентом академии И. И. Бецким, Лосенко приехал в Париж, чтобы стать историческим живописцем.
В 1769 г. Лосенко отправляется в Россию. Ему было тогда двадцать пять лет. Но первый опыт решения исторической темы оказался не вполне удачным.
1 декабря 1765 г. Лосенко покидает Париж, направляясь в Рим. Пётр очень любил сестру.
Представим себе, что в 1981 году в Москве в издательстве «Правда» публикуется книга «Дневник Татьяны Лариной». Оно заключалось в трех гравированных листах: текст (на русском и французском языках) и два образцовых изображения мужской головы и фигуры в фас и профиль, с указаниями пропорциональных соотношений. Н. М.
Антон Павлович Лосенко (1737 — 1773) происходил из крестьянской семьи. Перед походом на Киев Владимир пытался породниться с полоцким князем. Лосенко не только успешно выдержал конкурсное испытание и получил искомую должность, но и заслужил славу первого исторического живописца. И означает оно «владелец рога», то есть мыса.
Используя свои деловые контакты, он обратился к Екатерине II. Она – совесть, укоризненно взирающая на неправедное сватовство Владимира. Усиление классицистического начала сказалось и в колорите картины. Но прекрасная эта идея принадлежала не Шувалову. Герой помещен в центре ее и выделен ярко-красным плащом.
Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова. «Полоцкая легенда» появляется в летописях не в связи с биографией Владимира, а в связи с ранней историей Полоцкого княжения, а потому её статус как источника по истории Крестителя Руси сильно колеблется в зависимости от источниковедческой позиции историка. Государственный Русский музей (Петербург)Картина написана на библейский сюжет: «Во время оно, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского, увидел Он две лодки, стоящие на озере а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети.
За семь месяцев он завершил одно из лучших своих полотен. И дело не в том, что у Ярополка уже была жена «грекиня», в конечном счете и Владимир уже был женат на чешке, родившей ему сына Вышеслава. Вторая историческая картина А. П.
Девушка отказалась и Владимир, собрав войско, двинулся на полоцкое княжество. Вьена, затем изучал искусство в Риме (1766-1769). Рисунок портретен.
Князь Владимир напал на Полоцк, убил отца и братьев Рогнеды, силой взял её в жёны. Холст, масло. В последней трети Х века Рогволод, отец Рогнеды, был одним из самых влиятельных князей Древней Руси, о котором летописи сообщают, что он «держащю и владеющю и княжащю Полотьскую землю» (Полоцкую).
Третьи после подробного разбора сказочных корней этой истории с определенностью подчеркивают, что фольклорный и символический характер рассказа об изнасиловании дочери Роговолода «не позволяет расценить его как надежный исторический источник» (Милютенко Н. И. Мог ли Владимир считаться «бастардом». По Полоцкой земле проходил «великий путь«из варяг в греки» — торговая артерия., жизненно необходимая как для северо-западных, так и для южных областей Древней Руси. В качестве «трофеев» овладевших Полоцком Мономашичей стали и местные летописи, которые и были включены в летописание Переяславля Русского (Южного), которое послужило основой для северного Владимирского летописания вплоть до Свода 1205 года. Рогнеда жила с Владимиром если и не счастливо (что было, наверное, трудно при немыслимом количестве жен и любовных связей Владимира) то долго.
Ее гармония строится на контрастах серебристо-желтых и красных, коричневых и серых тонов. Лосенко «Прощание Гектора с Андрамахой», начал писать это произведение в 1773 году, к сожалению картина не была окончена. Так что пробыть «женой Ярополка» Рогнеде предстояло максимум несколько месяцев, после чего немецкие послы конечно строго следили бы за нерушимостью высокого династического союза. Вскоре художник выполняет другой заказ – он пишет портрет сестры Петра – царевны Натальи Алексеевны (1673–1716).
Они общаются языком жестов их лица озарены патетическими чувствами. Но в ближайшие годы выяснилось, что новая художественная школа жизнеспособнее. Его работа в Париже строилась по определенной программе, предложенной его руководителями. Ярополк был старшим сыном великого князя Святослава Игоревича. Лишь центральная группа повернута была зеркально, отсутствовали на первом плане мальчики с доспехами, да возничий с конями приближен был к первому плану (в картине он с трудом удерживает гекторова коня, рвущегося к городским воротам).
Восторгом сияют глаза юноши с наброшенной на голову львиной шкурой. Но в 16 лет его голос стал ломаться, а затем пропал совсем. Часто источником для создания картин на темы отечественной истории служила для художников проникнутая монархическими идеями «История государства Российского» Н. М. Карамзина. Воины в картине Лосенко составляют «толпу», безличную и пассивную, которой противопоставлены «герои». Только служанка, кормилица маленького Астианакса, плачет, утирая глаза платком. Разделение действующих лиц на «толпу» и «героев» представляет собою характерную особенность исторической живописи, сложившейся в Академии художеств.
Последующее обучение Лосенко и двоих его друзей оплачивала государственная казна. При нём, с 1685 года, начала работать известная Славяно-греко-латинская академия. Через три года княжения старшие братья поссорились, началась война. Князь собрал рать из наемников варягов, подвластных новгородских словен и чуди (угро-финских племен) и отправился походом во главе этой дружины на Полоцк.
Уже при жизни Лосенко снискал славу одного из лучших европейских рисовальщиков. Не менее интересен портрет Сумарокова. Первый значительный труд пенсионера принят был в Петербурге весьма одобрительно. Антон Лосенко стал первым русским художником, написавшим историческое полотно на национальную тему – «Владимир и Рогнеда». Молодой новгородский князь Владимир, будущий креститель Руси, разбив войско половецкого князя, насильно сделал своей женой его дочь. Он был первым российским государем, который отправился в путешествие за границу. Работал в стиле классицизма. Родился в городе Глухове (ныне Сумская область Украины) в 1737 г. Рано осиротел. На директорскую должность были назначены адъюнкт-ректор Жиле и профессор Лосенков. Лирический дуэт пленяет мелодией линий их гибкостью, точностью и певучестью. Однако из этого сватовства вышел страшный скандал.
Давний знакомый Лосенко И. И. Шувалов к тому времени надолго обосновался в Риме. Скульптор Этьен Фальконе работает над памятником Петру – знаменитым Медным Всадником. И. И. Шувалов вскоре бал отправлен в негласную ссылку за границу. Рогнеда была объявлена невестой Ярополка Святославича, великого князя киевского. В 1769 году художник вернулся на родину.
Он выжил, благодаря голосу и прекрасному слуху: его отправили в Петербург, где в 1744-1753 гг. И не ошибся: Ярополк завладел Новгородом и поставил там своих управителей – посадников. Он учился у И. П. Аргунова, потом в Академии художеств. мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть. Сложные изломы тяжёлой бархатной мантии художник подчёркивает золотистыми отблесками, которые не всегда кажутся оправданными в соотношении с искусственным освещением и вносят некоторое беспокойство.
Трагически начавшийся брак и в дальнейшем принёс Рогнеде много горя. Та же характерная неисторичность выступает и во «Владимире и Рогнеде». Картина «Владимир и Рогнеда» по силе образов и выразительности характеров несомненно уступает исторической драматургии своего времени.
А. Лосенко «Владимир перед Рогнедой» (1770)Рогнеда – полоцкая княжна, дочь князя полоцкого Рогволода. События, связанные с Рогнедой, подробно изложены в «Лаврентьевской летописи». Об искусстве Лосенко высказывались разные суждения в русской демократической критике. Их роль сводится только к тому, чтобы составить фон для главных действующих лиц. Левой рукой он придерживает книги, разложенные на изящном столике с золочеными ножками, в правой – держит золотую табакерку. Особенное внимание Лосенко привлекли работы Рубенса, Рембрандта, Лебрена. Под наблюдением Лосенко рисунки профессора награвировал его ученик Гавриил Скородумов.
Эти идеалы просветительского классицизма, которым художник был верен в течение всей своей творческой жизни, получили яркое выражение в "Гекторовом прощании" (как называли картину современники). Художники не стремились правдиво изображать место, обстановку, условия, в которых совершалось историческое событие, считая все это делом второстепенным и ненужным. Иначе трактованы образы воина и крестьянина.
Оба юных соперника желали взять в жены дочь полоцкого князя, пекрасную Рогнеду. Зато безусловную ценность представляли его портреты.
Сепаратистское культивирование мнимых «обид», причиненных белорусам «москалями», в число которых попал именно как общерусский государь князь Владимир (к тому же пришедший к стенам Полоцка из Новогорода играет большую роль в дискурсе белорусского национализма. И касания ее рук легки и трепетны. По мнению некоторых ученых, Новгород – дальний удел – был назначен Владимиру потому, что юноша был незаконнорожденным сыном Святослава и славянки Малуши – ключницы княгини Ольги, матери Святослава. Дневник содержит шокирующие подробности, смягченные Пушиным в романе и фразы типа «мне рано начали нравится романы», «этот москвич в гарольдовом плаще изнасиловал Ольгу, бедный Ленский пытался за неё заступиться, но погиб смертью смелых» и т. д. Одним из таких подающих надежды начинающих художников был Иван Никитин. Зарождение интереса к античности во Франции 1750-х гг.
Но Владимир не собирался долго задерживаться на родине скандинавских предков. Рогнеда попыталась убить мужа, но её схватили и ей грозила смерть.
Он представил эскиз, но в число конкурентов, как иностранец, не попал. Не видно даже, сочувствуют ли они трагической сцене, происходящей у них на глазах. ", ставший пособием для нескольких поколений художников. У царя Ивана Алексеевича и Прасковьи Фёдоровны было три дочери – Екатерина, Анна (будущая русская императрица Анна Иоанновна) и Прасковья.
Тогда Владимир, по свидетельству «Повести временных лет», пошел войной на Полоцк, убил отца и двух братьев княжны и насильно взял ее в жены. Радзивилловская летопись является одним из трех иллюстрированных древнерусских памятников. Точно так же на сцене по законам театрального действа эпохи классицизма предписывалось (наставлял актеров А. П. Сумароков) «отдавать преимущество добрым делам, а злодеянию, сколько б оно ни имело успехов, всегда б наконец быть в попрании». " Императрица обещала перевести Лосенко из АХ в Эрмитаж, но не сделала этого. И недаром эти картины обрели названия, не предусмотренные художником. Глубоким внутренним достоинством характеризуется и образ Андромахи. Каким образом эта локальная легенда вообще сохранилась в русском летописании.
Лосенко родился в городе Глухове бывшей Черниговской губернии, в купеческой семье. Видимо нет, даже в христианской Западной Европе той эпохи разница «бастарда» и «законного сына» была весьма условна.
Но второстепенные фигуры не принимают никакого участия в действии. Здесь он копирует Рафаэля, пишет натурщиков изучает искусство итальянского Возрождения. Весной 978 г. город был взят. Известно, что некоторые из них художник подарил впоследствии Э. -М. Фальконе. Реформы Петра изменили весь уклад жизни в России.
В это время наибольший интерес вызывала портретная живопись и Иван Никитин вскоре привлёк к себе внимание. Жил в Тобольске, где работал как иконописец и писал портреты, которые до нас не дошли. Действующие лица, размещенные на первом плане, устремлены к центру жестами и взорами.
Сосредоточенно и печально смотрит на Гектора чернобородый воин с копьем. Это были недавние пенсионеры французской Академии в Риме: Вьен, Шалль, Ле Лоррен и Жилле.
Автор добавил в сюжет Добрыню, заимствовав его, скорее всего из статьи ПВЛ о вокняжении Владимира в Новгороде. Наталья Алексеевна была годом моложе Петра, но рано умерла. У нас есть все основания не доверять этому анекдоту.
Государственный Русский музей (Петербург). Никитин показал человека, глубоко погружённого в свои переживания. История князя Владимира и Рогнеды была хорошо известна Лосенко, в XVIII веке о ней рассказывали все исторические труды, в том числе и «Древняя российская история» М. В. Ломоносова. Каждый жанр имеет строго определённые признаки, смешивание которых не допускается.
Иван Никитин (1680-е – 1742 (. )) Иван Романович (. ) Никитин родился, предположительно, в Москве, в 1680-х годах, в семье священника. Лосенко 1737 1773. В эскизе облик ее миловидно изящен, поза и драпировки барочно грациозны. Вот на этом мысе-роге и родилась дочь князя, «имяше свою волость в Полотьске» — Рогнеда.
Трактовка Лосенко евангельского сюжета мягка и лирична. В «полоцкой легенде» Лаврентьевской и Радзивилловской летописей эта информация лишена всякого смысла, так как выше уже пышным книжным языком более позднего времени сообщено, что Роговолод держит и владеет и княжит Полоцкой землею. В 1773 г. он начал работу над картиной «Прощание Гектора с Андромахой». Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. В эту же школу отдали Лосенко.
Должен быть проведен тщательный источниковедческий анализ «полоцкой легенды» и зафиксировано её соотношение с «Повестью временных лет». Их назвали «Каин» и «Авель», объединив оба полотна в одно целое.
Естественно, что Владимир и Добрыня «исполнися» ярости. Когда отец в присутствии свата спросил Рогнеду: «Хочешь ли за Володимира. » – то она, согласно Повести временных лет, отвечала заносчиво и дерзко: «Не хочу розути робичича, но Ярополка хочю». Портрет необыкновенный, в 20-х годах XVIII столетия подобной живописи мы не знаем. Это — первое в русском искусстве натурное изображение обнаженной женской модели. В ней лишь одна яркая деталь — сброшенные одежды Исаака. В декабре 1763 г. Лосенко начал обучение у Жозефа Вьена – прославленного художника-педагога, замечательного рисовальщика, одного из основателей нового направления во французском искусстве, названного позднее неоклассицизмом и возникшего под влиянием идей, развивавшихся накануне французской буржуазной революции.
Классицизм устанавливает строгую иерархию жанров, которые делятся на высокие (ода, трагедия, эпопея) и низкие (комедия, сатира, басня). Ни сам Никитин, ни его ближайшие преемники не продолжали работать над исторической темой. Успех картины принес ее создателю не только звание академика, но и назначение адъюнкт-профессором (с 1770 года), а вскоре профессором и директором АХ (с 1772 года).
А между тем императрица дала художнику заказ на картины, который он не мог исполнить. Портрет актёра Ф. Волкова (1763). Их писали русские мастера имена которых до нас не дошли. Считается, что именно Мари Анн Колло была автором головы Петра.
Олег был разбит Ярополком и погиб при бегстве с поля боя. В 1763 г., работая в мастерской Вьена, он получает вторую серебряную медаль за рисунок на тему из римской истории «Клеобис и Битон везут свою мать в храм Юноны». Он возвышает добродетель над пороком и представляет героя в момент искреннего раскаяния.
Рогволод вышел против него, но потерпел поражение в битве и закрылся в городе. После возвращения из Италии в Петербург русский художник по заданию, как выпускник Академии, пишет картину на историческую тему под названием «Владимир и Рогнеда» в 1770 году. Отлитые формы с антиков Шувалов отравил в Петербург, весьма обогатив тем Академию. В 1764 г. Лосенко даже пытался принять участие в конкурсе на Большой приз, дающий право пенсионерства в Италии.
Однако отнесение этого похода к 970 году Шахматов строит на очевидно ложной предпосылке (ниже мы покажем почему) о первенстве рассказа Лаврентьевской летописи перед рассказом ПВЛ. Уже в ранней работе «Жертвоприношение Авраамово» (1765) Лосенко создал полную движения композицию и вместе с тем проявил болыпой интерес к изучению натуры (прекрасно написаны обнаженная фигура Исаака, руки и ноги Авраама). Величественный и прекрасный властитель небес с участием склоняется к богине и с беспредельной любовью взирает на ту, которая не стала его женой только потому, что сын Фетиды должен был превзойти отца могуществом (и тогда испуганный Зевс отдал свою избранницу в жены Царю Пелею). Чтобы читатель наглядней понял текстологическое соотношение повести о Рогнеде в ПВЛ и «полоцкой легенды» приведем такую аналогию.
Так «полоцкая легенда» дожила наряду с официальной до тех времен, когда историки стремились найти в летописях максимум сведений при минимальной критической оценке, а потому, в большинстве своем (за исключением, как мы видели, Карамзина) отнеслись к «полоцкой легенде» с восторгом и без особой критики – ведь она давала именно то, чего так не хватало в большинстве русских летописей – драму, страсть, эмоции, женские слезы, постельные сцены, кровь и жестокость. Любовь и раскаяние Владимира стали стержнем трактовки сюжета. А. Лосенко. Она выступает здесь как законная жена и упрекает Владимира не в изнасиловании и позоре, а в захвате земли и убийстве отца, совершенных ради брака: «зане отца моего уби и землю его полони мене деля и се ныне не любиши мене и съ младенцем сим».
Одна из наиболее известных его картин Владимир и Рогнеда 1770 год. Первым русским историческим живописцем был А. П. Правда, археология XVIII века не располагала никакими данными о гомеровских временах. Лосенко был определен подмастерьем в «Московскую» Академию в декабре 1758 г. и некоторое время работал вместе с французскими профессорами, приглашенными в Петербург Шуваловым Иваном Ивановичем.
Портрет актера Якова Даниловича Шумского менее сложен по концепции, возможно, потому, что актер написан в роли из комедии «Игроки». Произведения западноевропейской живописи украсили царские хоромы. В 1744 г. он был отобран для придворной капеллы и отправлен в Петербург.
Так и случилось: два холста с изображениями натурщика – отнюдь не учебные работы. Академия предложила тему, заимствованную из «Древней Российской истории» Ломоносова. Картина «Владимир и Рогнеда» была написана художником на соискание звания академика. Мальчик обладал незаурядными музыкальными способностями. Лосенко создал ряд портретов деятелей русской культуры: И. И.
Он видит в антиках не идеальный образец, а натуру, запечатленную художником древности. В заметках невольно проскальзывает собственное отношение художника к работам мастеров, хотя Лосенко старается быть беспристрастным в своей экскурсии по собраниям картин и статуй. Зато С. М. Как мы знаем, она была тоже скульптором и помогала Фальконе в работе над памятником.
Портрет написан незадолго до её смерти. Называние «робичицей», публичное надругательство на глазах отца и матери, переименование в Гориславу, — всё это нагромождение фольклорных подробностей очень мало вяжется со второй частью легенды, где княгиня посягает на убийство мужа. Снова Античный сюжет – «Илиада» Гомера.
Облик вельможи весьма внушителен и полон достоинства. Слева расположена группа воинов со знаменем, справа оруженосцы держат шлем, копье и щит Гектора. Превосходный по живописи эскиз напоминает о «жарких колерах» венецианцев мягкими градациями цвета и выразительной лепкой формы.
Академические полотна Лосенко с их безупречным рисунком, анатомической точностью и одухотворенностью воплощения человека, воспринятого сквозь призму знания античности и чувственного восприятия природы, надолго остались в русском искусстве непревзойденным образцом. Исход ситуации уже предрешен. Крупнейшей работой Лосенко, выполненной в мастерской Рету, стала картина «Чудесный улов». Он упразднил власть династии Изяславичей и сослал их в Византию (обычная для XII века форма устранения политических конкурентов на Руси).
Скопированное им «Правосудие» Рафаэля принесло ему большую славу. Художнику предстояло ещё многому научиться.
Вместе с отзывом императрице были отосланы и работы воспитанников Аргунова. В 1773 году Лосенко начал, но не успел закончить вторую свою историческую картину – "Прощание Гектора с Андромахой" этим отчасти объясняется некоторая эскизность в живописной трактовке образов. Портал Проза. ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. И все-таки «Владимир перед Рогнедой» не повторение пройденного. Христос с успокаивающим жестом обращается к апостолам.
Лосенко и не пытался передать исторический колорит «Илиады». Развивая свою положительную программу в драматической сцене «Прощание Гектора с Андромахой» (1773), художник рисует силу духа и воли. В конце 1750-х гг. «Чудесный улов» понравился и был приобретен для Эрмитажа, а Лосенко дано разрешение продолжить занятия в Париже. Портрет Елизаветы ПетровныДочь Петра I – будущая российская императрица Елизавета Петровна (1709–1761).
Прасковья Ивановна (1694–1731) была младшей дочерью единокровного брата Петра I – Ивана Алексеевича, который считался соправителем Петра, но в управлении никакого участия не принимал, так как был болен и умер молодым. А прелестное лицо богини светится трогательным доверием и надеждой. Сумарокова, Я. Шуйского и др. Тогда, по легенде, Вильгельм прискакал во Фландрию избил Матильду, бросил её на пол и изорвал на ней платье шпорами (прозрачный намек на изнасилование). А. Лосенко «Чудесный улов» (1762).
Пётр умер 28 января 1725 года после затяжной болезни почек, осложнённой сильной простудой. Владимир «повеле ею устроитися во всю тварь царскую якоже в день посага ея и сести на постеле светле в храмине». Екатерина лицемерно обещала свою помощь, но Лосенко не дождался ее. Картина «Зевс и Фетида» ни в чем не уступает лучшим созданиям провозвестников нового стиля. Молодой человек недавно возвратился из-за границы. – Е. А. ) и нарекоша имя еи Горислава».
Недостаток исторических сведений о русских древностях остро ощущал и сам Лосенко. Портрет мужчины. Художник выделяет главных героев изображая их в духе театрального классицизма.
С 1758 г. занимался в Академии художеств. Крещение Руси – всегда считалось поворотным моментом в развитии Руси.
Считается, что он родился в Гаскони – области Франции на границе с Испанией. Их жесты продуманно выразительны. Огромное дарование Лосенко не отрицали и современники.
В 1765 г. за эскиз «Туллий проводит свою колесницу над телом отца своего, Царя Сервия Туллия» Лосенко награжден первой серебряной медалью. В нем выразились ранние поиски образа героя. Смена скандинавского имени на славянское Горислава (производное от слова «горе»), безусловно должно было унизить дочь конунга. Междисциплинарные очерки культурных, торговых, политических связей IX-XII вв. Черты лица так индивидуализированы, так неповторимо своеобразны, что можно отыскать эту модель и в других произведениях. Благородную простоту и спокойное величие «Зевса и Фетиды» сменили бурная динамика и напряженность, столь свойственные искусству барокко.
Текстологические особенности Московско-Академического списка той же летописи, не имеющего миниатюр и содержащего ряд пропусков текста, который в Радзивилловском списке расположен между миниатюрами, заставляют предполагать, что иллюстрирован был уже общий для этого и для Радзивилловского списка протограф. Античный герой стоит, окруженный троянцами, в развевающемся алом плаще.
Это был Э. М. Фальконе. В отместку за нанесенное оскорбление князь Владимир решил унизить и обесчестить род Рогнеды и по совету своего дяди и наставника Добрыни надругался над Рогнедой на глазах её родителей, а затем убил их. Она не жалуется и не проливает слез, как у Гомера. Рогнеда и Изяслав были сосланы в город Изяславль в Полоцкой земле. Кажется, что она захвачена тем же патриотическим чувством, которое одушевляет Гектора. В этом зале мы видим овальный портрет Петра I (1672–1725), предположительно созданный Караваком.
Дело в том, что пока братья воевали, в Полоцке укрепился скандинавский конунг Рогволд (Рагнвольд) со своими сыновьями и дочерью Рогнедой (Рагнхильдой). На прославленном рисунке Лосенко «У колыбели» мы видим ту же модель — белокурую женщину с чуть крупноватым носом, с тонко очерченными, почти прямыми бровями, с характерным изгибом губ, округлым подбородком, с тем же бесконечно мягким и нежным выражением лица и кротким взглядом. Он кажется таким нежным и любящим влюбленным романтическим героем – жертвой обстоятельств.
Малолетний Владимир отправился в Новгород со своим дядей-опекуном Добрыней. Более восьми лет художник учился за границей и, вернувшись в Россию, воплотил в своем творчестве многие начала усвоенного им западноевропейского неоклассицизма, обратившись при этом к новым тогда – древнерусским – сюжетам. Луи Каравак (1684–1754)О жизни Каравака до его приезда в Россию сохранилось немного сведений.
Перед нами портрет барона Сергея Григорьевича Строганова (1707-1756). Впоследствии Изяслав стал полоцким князем и его потомки долгое время княжили в Полоцке, традиционно сохраняя обособленность своего владения от остальной Русской земли. Рогнеду он принудительно взял в жёны (этот момент изображён на картине). «Прежалостная судьба Рогнеды» в картине и образ Владимира, раскаявшегося в содеянном отражает высокие идеалы гуманизма века Просвещения. В 1760 – 1762 годах Лосенко работал в Париже под руководством художника Ж. Рету. Эти воспоминания можно проиллюстрировать рисунком «Путешествующие». Сохранившиеся этюды женских голов к картине перекликаются с его собственными рисунками с картин болонских мастеров. Значительное место занимало в ней изобразительное искусство.
Картина должна была воспитывать зрителей в духе «разумности» и уважения к людям она произвела чрезвычайно сильное впечатление на современников. Это определяет их идеальную отвлеченность. Портреты остались во дворце и след их утерян, а картина «Товий с ангелом», возвращенная Аргунову, поныне находится в Государственной Третьяковской галерее. Возможно, как говорится в каталоге Русского музея, это название граничит с чинами, которые существовали в Польше и Литве в начале XVIII века: главнокомандующий назывался «коренной» гетман, а его заместитель – «польный» (но всё же не «напольный»). Картина запечатлела кульминационный момент, когда князь Владимир вторгся в покои Рогнеды и «невольно сочетался»с нею. История позора дочери Роговолода – изнасилование её Владимиром по приказу «злого гения» Добрыни на глазах отца и матери, попытка убийства ею Владимира из ревности, попытка Владимира казнить её, прерванная маленьким Изяславом и выделение ей и сыну удела в Полоцке содержится в Лаврентьевской летописи, одном из древнейших сохранившихся летописных списков созданном около 1370 года, где она читается на обороте 99 листа под 6636 от сотворения мира (1138) годом в отдельной повести, посвященной происхождению сепаратного от Киева Полоцкого княжения (далее для простоты мы будем назвать эту повесть «полоцкой легендой»). На первом плане сидит служанка, скрестившая на коленях руки.
Шувалова, А. П. В графическом наследии Лосенко имеется этюд натурщика в позе Гектора. В 1772 году Лосенко стал директором Академии художеств.
Вскоре, возвращаясь с охоты, он навестил Рогнеду в ее вотчине в Предславине. Справа и слева у края полотна размещены второстепенные персонажи, призванные образовать «раму» и сосредоточить внимание зрителя на втором плане, где развертывается основное событие.
29 июля 1763 г. Лосенко выехал из Петербурга, вновь направляясь в Париж. Автор: Лосенко А. П. Только просьбы их сына Изяслава заставили Владимира сохранить Рогнеде жизнь. Он – представитель уже нового российского общества, вполне европеец.
Тогда, как записано в летописи их первенец, тринадцатилетний Изяслав, вступился за мать, обратившись к отцу со словами: «Если один хочешь жить, прими меч сей и вонзи прежде в утробу мою, чтоб я не увидел смерти матери моей». Сын Свенельда Лют въехал с охотой в Древлянскую землю. Этим объясняется некоторая эскизность образов.
211, 5 х 177, 5 смВ академической иерархии жанров главенствовала историческая живопись. Этим и объясняется безразличие художника к характеристике воинов. Здесь он пишет свои лучшие в пластическом отношении картины «Каин» и «Авель». Лосенко.
Занятия у Рету не прошли напрасно.
СПб., 2008 с. 133). М. : Языки славянской культуры, 2001). И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им и пришли и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть». В 1770 г., уже вернувшись в Петербург, художник создал полотно «Владимир и Рогнеда», получив за него звание академика исторической живописи. Ее человеческие слабости как бы возложены на служанку, «низкий» ранг которой позволяет откровенное выражение чувств. Его детские годы прошли на Украине, затем в Петербурге, в придворном хоре певчих. В «Илиаде» Гомера повествуется о том, как морская богиня Фетида взошла на Олимп и приникла к коленям Зевса, владыки бессмертных, моля отомстить царю Агамемнону за оскорбление ее сына Ахилла.
Рафаэль и болонские академики (братья Карраччи), которые так захватят его в Риме, еще не пленили молодого художника. 5. 2. Гигантские башни и колоннада замыкают пространство, позволяя ощутить его глубину.
В 1761 – 1764 годах М. В. Ломоносов с группой учеников работал над мозаичной картиной «Полтавская баталия», в которой, почти за сто лет до А. А. Иванова и К. П. Брюллова, был сделан опыт реалистического воссоздания прошлого. Но картина Никитина стоит одиноко в русском искусстве первой половины XVIII века. Никитин любил царя. Скульптура Именно в XVIII веке, в петровскую эпоху, для русской скульптуры открылись возможности бурного развития.
Ведь первые полтора года пребывания в Риме художник преимущественно занимался рисованием с античных статуй, а следующий год (до весны 1768 г. ) рисовал с прославленных картин для совершенствования мастерства композиции изучения выражения страстей, экспрессии лиц и фигур, разнообразия поз и красоты драпировок. Скульптор напрасно обольщался добротой Екатерины. Он убил Рогвольда и двух его сыновей, а Рогнеду силой заставил стать его женой.
Сумароков призывает поэтов «проповедовать добродетель» и учить «подражанию великих дел». Дочь Роговолода во второй части «полоцкой легенды» выступает не как опозоренная рабыня, а напротив – как царица. Этот планировавшийся брак не был лишен двойного дна. Отослав через И. И. Шувалова свои работы в Петербург, Лосенко в 1768 г. приступил к картине «Зевс и Фетида» испросив у Академии разрешения остаться в Риме до весны.
Приехав в Петербург в конце декабря 1762 г., Лосенко предъявил совету написанную им в Париже картину «Чудесный улов». Лицо Натальи Алексеевны грустное и даже несколько строгое, без условной улыбки. Гамма красок строже и лаконичнее. Итоговой работой Лосенко в мастерской Вьена стала картина «Жертвоприношение Авраама», написанная в 1765 г. В Библии повествуется о том, как Аврааму приказано было принести в жертву своего сына Исаака в доказательство истинной веры и преданности.
За спиной Владимира его воеводы, принимающие сторону своего князя. Создал первый постоянный русский театр.
Второй вариант картины находится в Государственной Третьяковской галерее в МосквеФёдор Григорьевич Волков (1729-1763) – русский актёр и театральный деятель. За спиной Рогнеды фигура плачущей служанки, она – горе, оплакивающее убитых половцев.
Вот таким образом многое, существенное для «Илиады», попросту не заинтересовало художника. В этом смысле предложение Владимира было, конечно, куда как честнее. В предислоавии сказано, что перед нами подлинный дневник дворянки XIX века, который Пушкин использовал в работе над «Евгением Онегиным», а затем скрыл от публики.
Это значило, что брак его отца герцога Роберта и матери Герлевы заключен был не по христианскому, а по «датскому» праву – more danico, то есть традиционным обычаям скандинавов. Наиболее плоскостно решаются чисто орнаментальные композиции. Приковывает к себе внимание живой взгляд тёмнокарих глаз Петра. А поскольку предпосылка эта ошибочна у нас нет никаких оснований существенно изменять хронологии «Повести», относящей взятие Полоцка и поход на Киев к 978 году, максимум допустимо растянуть эти события на два-три года. Яркая индивидуальность облика прославленного комика облегчила задачу живописца. История становилась как бы средством иносказания. Картина Лосенко, с ее высокой патриотической настроенностью и пафосом гражданственности, представляет собою прямой отклик на вопросы, поставленные передовой общественной мыслью 1750 – 1770-х годов. Но этим не исчерпывается значение картины «Прощание Гектора с Андромахой». Именно в этом полотне с наибольшей отчетливостью оформились те художественные принципы, которые в дальнейшем легли в основу всей исторической живописи в Академии художеств XVIII – первой трети XIX века.
Заботы и хлопоты лавиной обрушились на Лосенко (Жилле, не знавший русского языка, не мог ощутимо помогать ему). Судя по карандашным эскизам, композиционная схема почти не претерпела изменений, а определилась сразу. Деловые и в дружеские контакты сохранялись между ними вплоть до отъезда Лосенко в Россию.
В начале ХVIII века Глухов превосходил Киев красотой архитектуры и благоустройством. В «полоцкой легенде» получается так, что Владимир слышит эти слова сам и бежит жаловаться Добрыне, воспылавшем яростью на поношения дочери Роговолда и решившего отомстить ей большим позором.
Главная идея избранного сюжета более всего отвечала умонастроению художника. Он первый искусный художник нации, к этому остаются нечувствительны им жертвуют. «Роговолоду держащу и владеющу и княжащу Полотьскую землею, а Володимеру сущу Новегороде детьску сущю еще и погану и бе у него Добрына воевода и храбор и наряден муж сеи посла к Роговолоду и проси у него дщере за Володимера он же рек дъщери своеи «хощещи ли за Володимера» она же рече «не хочю розути робичича но Ярополка хочю» бе бо Рогволод пришел изъ заморья имеяше волость свою Полтеск слышавше же Володимер разгневася о тои речи оже рече «не хочу я за робичича» пожалиси Добрыня и исполнися ярости и поемше вои идоше на Полтеск и победиста Роговолода. Само название «Напольный гетман» вызывало некоторое недоумение.
Окончив работу, Фальконе покинул Россию, взяв портрет с собой. Сделав это, они поймали великое множество рыбы и даже сеть у них прорывалась. Можно предположить, что это определение перешло в название.
Тогда он с войском вторгся в земли её отца, сжег город, убил братьев Рогнеды и её родителя, а её саму «силой взял в жены» — именно этот момент и отражен на картине. В центре её две фигуры, притягивающие взгляд.
Помимо исторических полотен художник создал целую галерею портретных изображений современников: графа И. И. Шувалова, поэта Сумарокова, актеров Я. Д. Шумского (все 1760) и Волкова (1763). Вокруг них сгруппированы дополнительные персонажи, своеобразные зрители внутри картины. По условиям задания из всех моментов этого события Лосенко был вправе выбрать любой. Назаренко вслед за А. А.
Художник создает произведение на тему из русской истории – "Владимир и Рогнеда" (1770). Он убедителен, так как в своей условности он последователен и целен.
(Накануне Крещения: Ярополк Святославич и Оттон II (70-е годы Х века) // Назаренко А. В. Художники копировали Рафаэля, вместе с другими пенсионерами рисовали с антиков, в праздничные дни все они путешествовали по окрестностям «вечного города». Тогда герой отдал свой шлем мальчику-оруженосцу и, касаясь рукой сына, воззвал к богам о том, чтобы сын продолжил его дела и стал «знаменит среди граждан». Современные исследователи установили, что имя «Рогволод» — чисто славянское, двусложное, наподобие славянского имени «Володимер». По-видимому, около 1730 года возникла «Куликовская битва», приписываемая с большой долей вероятности И. Никитину. Гораздо более архаичная формула «имеяше волость свою Полтеск» торчит неловким заусенцем, выдавая, что составитель полоцкой легенды использовал текст ПВЛ.
«Владимир и Рогнеда» — картина исключительно сюжетная. Работы поразили соотечественников невиданным мастерством. Творение Лосенко, резюмировавшее его пенсионерские искания, возвестило о рождении русского классицизма, одного из ответвлений передового направления европейского искусства XVIII века. Она уже примирилась с происходящим и стоически приняла его бремя. К лучшим листам итальянского периода относятся два рисунка конной статуи Марка Аврелия. Пётр с большим уважением относился к художнику и, как известно, будучи за границей, познакомившись с ним и его работами, писал жене, что надобно ему заказывать портреты, чтобы все знали – и у нас, в России «есть добрые мастера».
Большое общественное содержание лучших классицистических исторических картин — это их сильная сторона. Зато из версии ПВЛ составитель «полоцкой легенды» удаляет «отроков» – дружинников Владимира, которые слышат дерзкие речи Рогнеды и передают их князю. Он первый художник нации, к этому остаются нечувствительны им жертвуют. Цвет, довольно живой в эскизе, в картине скорее играет роль раскраски.
Соловьев уделяет этому сюжету несколько страниц, пространно объясняя позор Рогнеды гневом Добрыни, происхождение чьей сестры, а значит и его собственное, она оскорбила своими словами о «робичиче». Работая с ними в гипсовом классе, он ведет их по своему пути. В Риме же он стал самостоятельным пенсионером. В какой-то мере в этой картине художник отошел от классицистических завоеваний. Это была «Смерть Адониса» — картина изображающая скорбную богиню любви, склонившуюся над убитым на охоте возлюбленным, окруженным плачущими амурами.
Художник с глубоким почтением относится к своей модели. Среди них — три портрета и картина на библейскую тему, выполненные Лосенко. Вот таким образом историческое прошлое теряло в картине свои конкретные черты. Помимо портрета императора, он выполнял и другие заказы. Слева, за креслом Рогнеды, плачет старая кормилица со смиренным и скорбным лицом.
Когда Ярополку удалось найти тело брата во рву, заваленное горой человеческих и конских трупов он с упреком бросил Свенельду: «Вижь сего ты еже еси хотел. ». С участием и мольбою о прощении склоняется молодой князь перед смертельно-бледной, охваченной безысходным отчаянием Рогнедой. Задумчиво и проникновенно лицо мальчика со шлемом, завороженного сверканием золотого щита.
Решающую роль играла принципиальная установка исключающая подлинный историзм. Добрыня стал позорить дочь Рогволда («поноси дщери его»). Аргунова. Должен быть констатирован легендарный статус этой записи в Лаврентьевской летописи под 1128 годом и использование её при изложении истории князя Владимира должно быть прекращено (особенно без оговорок и ясного обоснования), как мы не пишем в исторических работах о былинных «походе на Киев Идолища Поганого» или «торговых контактах новгородских купцов с царем морским». Неизвестный художник. Отдельные художники понимали историю как историю царей, полководцев, героев.
Посмотрим портреты, которые он выполнил до отъезда. Это был тот самый пенсионерский багаж, который художник привез в Петербург в 1769 г. Вскоре по приезде Лосенко признан «назначенным» в академики. Картины и рисунки своего пенсионера Шувалов представил императрице. Этот портрет считается автопортретом Антона ЛосенкоАнтон Павлович Лосенко – русский художник украинского происхождения. На обороте картины существует надпись: «портрет наполно неоконченный».
Гораздо более значительной и художественно абсолютной является последняя картина Лосенко, написанная в год смерти художника и оставшаяся несколько незаконченной, – «Прощание Гектора с Андромахой». Дядька понадобился в этой истории за тем, чтобы вина за гнусное преступление не легла на самого Владимира (ему ведь еще предстоит выделить отчину Изяславу, а значит нужно сохранить его авторитет). В 1761 г., еще будучи учеником Рету, он награжден за композицию «Смерть Сократа». Лосенко создал первую композицию на национальную тему – «Владимир и Рогнеда» (1770). Тогда Владимир, по свидетельству «Повести временных лет», пошел войной на Полоцк, убил отца и двух братьев княжны и насильно взял ее в жены. Спустя пять с половиной лет, осенью 1758 г., Аргунов выпустил учеников своих с аттестатом.
Знаменитый Вильгельм Завоеватель, герцог Нормандии и покоритель Англии, так же известен как «Вильгельм Бастард» (см. Маленький Святослав при жизни Игоря сам считался новгородским князем, о чем свидетельствует трактат василевса Константина Багрянородного «Об управлении империей»: «приходящие из внешней Росии в Константинополь моноксилы являются одни из Немогарда, в котором сидел Сфендослав, сын Ингора, архонта Росии». Лосенко создает образ совсем иного звучания.
После его смерти в Париже в 1791 году портрет перешёл к его невестке, Мари Анн Колло. С него начинается стойкая и непрерывная традиция «исторического жанра», которая сразу закрепилась в системе академического искусства и на долгие годы предопределила пути развития русской исторической живописи. Симон сказал Ему в ответ: Наставник. Он был сыном солепромышленника Г. Д. Строганова, впоследствии камергер и генерал. Но Рогнеда отказалась стать женой Владимира.
Поездка В. К. Сазонова была успешной: он привез из Италии копии картин Караваджо и Тициана. «Робичич» – сын рабыни и Рогнеда тем хотела сказать, что она, как свободная знатная скандинавка, не может унизиться до того, чтобы стать невестой сына рабыни и по обычаю разувать своего суженого, предпочитая ему бесспорного в своем происхождении Ярополка. Двое последних приняли приглашение «Московской» Академии для работы в Петербурге.
Рисунков с этого античного памятника было несколько. Это было первое обращение к древей истории Отечества в русском искусстве. Живо ощущают торжественность момента соратники героя. Первым к Рогволоду отправил своих послов сватать его дочь Рогнеду Ярополк. К этому времени в Петербурге открылась Академия художеств. Итак, картина «Владимир и Рогнеда» написана в стиле классицизма с присущими ему элементами театральности и искусственности.
Один из самых жестких сюжетов, посвященных Владимиру, рассказывает о тех временах, когда он, будучи еще новгородским князем (следовательно, язычником) посватался к полоцкой княжне Рогнеде, но был отвергнут ее отцом — князем Рогвольдом. Прожив несколько дней в столице, Лосенко отправился с отчетом о своих трудах в Москву, где тогда находился двор в связи с празднествами коронования Екатерины II. Он утверждал, что сущность искусства заключается в подражании природе. Вскоре за картину Владимир и Рогнеда (1770) – первое большое произведение исторического жанра в русском искусстве – Лосенко получил звание академика и адъюнкт-профессора. Историзм картины условен и фантастичен. «Прощание Гектора с Андромахой» — первый образец живописи русского классицизма, надолго оставшийся непревзойденным.
Андромаха в картине Лосенко не удерживает мужа, а вдохновляет его на подвиг. Действие развернуто на городской площади, «у Скейских ворот, перед выходом в поле», но Лосенко только в этом и следует указаниям «Илиады». Затем портрет перешёл к её дочери, внучке Фальконе, баронессе Мари Люси де Янкович. Успехи его были одобрены. В Италии художник встретил старых знакомых и обрел новых друзей.
И не его вина, что помощь опоздала. Напротив, попытка А. В.
Первоначальное образование он получил, возможно, в Оружейной палате. Портрет написан после запрещения журнала «Трудолюбивая пчела», который издавал Сумароков в 1759 г. Тонкий психологический портрет написанный Лосенко, раскрывает драму поэта, подчеркивает ранимость и незащищенность его искренней натуры. Получили распространение портреты, так называемые парсуны (от слова «персона»). Все придворные знали, как высоко царь ценил дарование Никитина и, когда Пётр после долгих мучений умер, за Никитиным послали, чтобы он написал царя на смертном ложе. Летописи числят за нею нескольких сыновей и дочерей, включая полоцкого князя Изяслава (умершего еще при жизни отца) и знаменитого Ярослава, после династической войны со Святополком, ставшего известным на весь мир правителем Руси – героем скандинавских саг и византийских хроник, тестем французского, венгерского и норвежского королей. Антон Павлович Лосенко (1737-1773 гг. ) родился в казачьей семье в городе Глухов – древней столице Левобережной Украины на живописных берегах Усмани, резиденции гетманов и Малороссийской коллегии. Возможно, это излишняя романтизация.
Это обусловило сложность творчества мастеров переходного времени. За картину «Владимир перед Рогнедой» Лосенко получил звание академика, а спустя пять дней произведен из адъюнкт-профессоров в профессоры. 1770. Вслед за Владимиром и Рогнедой художник начал работать над полотном Прощание Гектора с Андромахой (1773). Академия трех знатнейших художеств (так она стала называться за время отсутствия Лосенко) встретила своего первого пенсионера в высшей степени благосклонно.
А это далеко не каждый представитель древнего боярского рода делал охотно. Дело ограничилось разговорами. В трагическом конфликте этой сцены таится намек на дальнейшее развитие событий.
Это событие всегда было окутано легендами, домыслами, даже летописные источники подчас идеологически приукрашены. Здесь отчетливо выражены официальные представления об истории, как о деяниях царей и героев, деяниях, в которых народная масса, «толпа», не может и не должна принимать никакого участия.
Но не только политические и экономические соображения были тому причиной. Слово в слово эта же повесть читается и в Радзивилловской летописи, переписанной в конце XV века в Западной Руси, возможно что и в том же Полоцке, её Радзивилловский (Кёнигсбергский) список украшен интересными миниатюрами-иллюстрациями, среди которых несколько посвящены и Рогнеде. Лосенко запечатлел момент произнесения Гектором клятвы. Сюжеты для исторических картин брались, в основном из европейского прошлого. Царь изображён в мундире бомбардирской роты лейб-гвардии Преображенского полка. Святой равноапостольный князь Владимир и крещение Руси.
У истоков этой традиции стоят две последние картины Лосенко – «Владимир и Рогнеда» (1770) и «Прощание Гектора с Андромахой» (1773). Идейный замысел обеих картин сложился на почве тех общественно-политических и моральных 39представлений, которые развились в русской культуре 1750 – 1770-х годов под влиянием идей просветительской философии и с наибольшей яркостью воплотились в поэзии и драматургии А. Сумарокова и литераторов его круга. Идеи патриотизма и гражданственности, долга перед родиной, служения государству, самопожертвования ради общественного блага составляют основное содержание передовой русской литературы этого времени. Лосенко педантично выполнял намеченную для себя программу занятий. Владимир и Рогнеда А. П. Предельно скупыми выразительными средствами графики Лосенко воплощает живую трепетность тела и, кажется, передает самый цвет кожи, блеск золотистых волос изгиб пышных губ и кроткое сияние взора.
Царь поселил его в доме, расположенном недалеко от дворца. В сравнении с героями «Илиады» образы, созданные Лосенко, кажутся более отвлеченными и возвышенными, они утрачивают свою жизненность и многогранность и становятся выразителями одной идеи, одного чувства. В композиционном решении картины явственно сказывается влияние театра. К периоду обучения Лосенко у Рету относится мифологическая композиция «Нептун на водах» изображающая бога морей на колеснице.
Перед своим последним дунайским походом Святослав дал ему стол в Киеве, среднему сыну Олегу выделил древлянскую землю со стольным городом Овручем, а младшего его сына Владимира, по совету Добрыни, выпросили себе новгородцы. Им даны роли немых статистов. В 1770 г. Лосенко написал картину «Владимир и Рогнеда».
Художник поместил своих героев перед воротами Трои. Обычные для западных средневековых хроник эти повествовательные элементы в русских летописях представлены крайне скупо и «полоцкая легенда» – одно из редких исключений. Рогъволод же вбеже в город и приступивше к городу и взяша город и самого яша и жену его и дщерь его и Добрыня поноси ему и дщери его нарек еи «робичица» и повеле Володимеру быти с нею пред отцем ея и матерью потом отца ея уби а саму поя жене и нарекоша еи имя Горислава и роди Изяслава». В Риме художника окружали собратья по искусству, съехавшиеся сюда из разных стран. Учебные работы Лосенко выполнены сангиной.
В ней осуждено преступное злоупотребление властью: князь новгородский (затем — киевский) Владимир, отвергнутый полоцкой княжной Рогнедой, обрушился с дружиной на Полоцк, разгромил город и, убив отца и братьев Рогнеды, насильно взял ее в жены. Его погубят несомненно. Она была административно связана с Московским университетом и официально называлась «Московской», так как предполагалось, что она отправится в Москву, а в Петербурге расширится старая Академия художеств, сформировавшаяся в предыдущие десятилетия при Академии наук.
Пытаясь подчеркнуть достоверность действия, художник ввел в композицию «простонародные» типы служанок княжны и воинов Владимира. Предчувствие трагического исхода пронизывает патетическую сцену, представленную художником. Над ними, как бы из разверзшейся тверди небесной, явился ангел. Они выполнены в четкой контурной манере, чеканной и точной линией.
Стремясь отнять друг у друга престол, братья-князья Святославичи искали союза с Рогволодом. Юный вид Елизаветы позволяет предположить, что ей здесь 16-17 лет. Он легко взял город и захватил всю княжескую семью.
Победители не упустили возможности поиздеваться над побежденными. Главное внимание художник сосредотачивал на лицах. От Академии А. Лосенко для продолжения учёбы направили в Париж (1760-1765), где он посещал мастерские Ж. Рету и Ж. -М. Рядом с ней стоит плачущая служанка, чье горе кажется очень искренним и убедительным. И здесь проявились его художественные способности. Наибольшую трансформацию претерпели центральные персонажи.