Луна Над Днепром
Куинджи был греком, но он рисовал лунную ночь над Днепром.
Безмолвная красота: над Днепром нависла полная луна
Ранние работы художника написаны под влиянием манеры Айвазовского. Прямо из мастерской, еще до выставки, «Лунная ночь на Днепре» за огромные деньги была куплена великим князем Константином Константиновичем. Изображение от этого еще более «углублялось», а лунный свет становился просто-таки ослепительным.
Полонский, И. Н. Дни, недели Куинджи почти не выходил из мастерской. Работа захватила настолько, что даже обед, как затворнику, жена приносила ему наверх. Известно, что к картине «Лунная ночь на Днепре» приценивался предприниматель и коллекционер Козьма Солдатёнков. Поводом к разрыву послужила анонимная статья в одной из газет, где критик резко отзывался о творчестве Куинджи и в целом о Товариществе передвижников.
По её словам, в этом полотне художник достиг «до иллюзорности верного и фантастического эффекта освещения», в результате чего ему удалось создать впечатление реальности лунного света, как на небосводе с грядами облаков, так и на чуть колеблющейся поверхности спокойно текущей реки. Крамской, П. П. Чистяков. 2. По свидетельству художника Игоря Грабаря, впоследствии в собрании Боткина в самом деле была картина Куинджи «Ночь на Днепре»36.
15129). Его учениками были А. Рылов, Н. Рерих, К. Богаевский.
вернется абсолютно погубленной, благодаря соленым испарениям воздуха и пр». Из разговора Куинджи и великого князя Константина Константиновича следует, что картина была выставлена на продажу, то есть она была написана не по заказу. Не впадая в восторженное славословие (столь для него не характерное), ученый, в который уже раз, опережая время, выходит на глубокие обобщения и задается вопросом: в чем причина того, что картиной восхищаются даже те, кто остался бы равнодушным при созерцании самой лунной ночи.
Куинджи понял, что Клодта не исключат из Товарищества, вот таким образом решил уйти сам. Критик отмечал, что, несмотря на то странное впечатление, которое возникает у зрителя при первом взгляде на картину, «мало-помалу воля художника вас покоряет и переносит вас в изображённую им местность». И. Н. Крамской восклицал: Какую бурю восторгов поднял Куинджи. Вера Леонтьевна Куинджи умерла через десять лет в Петрограде в 1920 году от голода. Эффект был ошеломительный. Заинтересовавшись, великий князь навестил художника в его мастерской (запись об этом событии в его дневнике датирована 14 марта 1880 года). Не вняв уговорам Тургенева, великий князь Константин Константинович вместе с картиной продолжил путешествие на фрегате «Герцог Эдинбургский», который, покинув Шербур, вошёл в Средиземное море.
- «Лунная ночь на Днепре»: мистическая сила и трагическая судьба картины Архипа Куинджи
- 11 фактов о картине Архипа Куинджи «Лунная ночь на Днепре»
- История одного шедевра: «Лунная ночь на Днепре» Куинджи
- Картина «Лунная ночь на Днепре», Куинджи, 1880
- Описание картины «Лунная ночь на Днепре»
- Описание картины Архипа Куинджи «Лунная ночь на Днепре»
Полноформатное повторение-вариант картины, под названием «Ночь на Днепре», хранится в Государственной Третьяковской галерее (холст, масло, 104 143см, 1882 инв. Высказывались предположения, что изначально картина «Лунная ночь на Днепре» создавалась по заказу Павла Третьякова, а потом, поскольку Третьяков был в отъезде, а Куинджи нуждался в деньгах, он продал её другому покупателю. В 1880г художник устроил необыкновенную выставку в зале Общества поощрения художников. Под «Выставкой» подразумевался Парижский салон 1881 года, который открывался в мае во Дворце промышленности на Елисейских полях44. Статья «Перед картиной А. И.
Фамилия Куинджи была дана ему по прозвищу деда, что по-татарски означает «золотых дел мастер». Лунная ночь – одно из самых впечатляющих его произведений. Решение великого князя не было спонтанным: ещё 31 октября он записал в своём дневнике: «В 3 ч. поехал в город в Общество поощрения художников, где выставлена моя картина Куинджи Ночь на Днепре, хочу взять её с собою в море»43.
- «Лунная ночь на Днепре» Архипа Куинджи
- «Лунная ночь на Днепре» картина Куинджи
- ЛУННАЯ НОЧЬ НА ДНЕПРЕ Архип Куинджи
- Трагическая судьба Лунной ночи на Днепре
Впечатление пространственности усилено сопоставлением холодного серебристо-зелёного цвета и более тёплых тёмно-бурых тонов. Архип Куинджи ответственно подошел к выставке своей картины. Великому князю Константину Константиновичу, купившему картину, так нравилось творение Архипа Куинджи, что он решил не расставаться с ним даже в предпринятом им кругосветном путешествии. Мы долго сидели перед картиной, слушая Дмитрия Ивановича, который говорил о пейзаже вообще».
Wolli, говорят он сделал пять экземпляров "Ночи", будучи в 80-х в Питере в Русском музее увидел "Ночь" и подошел к служителю с вопросом, вроде солидный музей, копии выставлять как то несолидно.
Этакий молодец — прелесть»42. В ней воплотилась романтическая концепция образа южной природы. По словам искусствоведа Виталия Манина, «Куинджи использовал свойство тёплых цветов возгораться от лампового света, а холодных — поглощаться им»38. А как только голос спадет – надо уходить, не показываться, чтобы не осмеяли». В письме к Якову Полонскому от 10 (22) декабря 1880 года Тургенев писал: «Сюда приехала на несколько дней картина Куинджи — и мы постараемся показать её французам»44.
- Мистическая слава картины Лунная ночь на Днепре
- Сочинение по картине Куинджи Лунная ночь на Днепре
- Картина «Лунная ночь на Днепре»
- 20 картин с медовой полной Луной
- Сочинение по картине Куинджи Лунная ночь на Днепре 8 класс
- К картине Лунная ночь на Днепре
- Самое интересное в виде мозаики
Создавая это полотно, А. И. Куинджи применил сложный живописный прием. Художник с особенной тщательностью подошел к выставке.
Тургенев, приехавший в Россию из Франции и проживший там пять месяцев в первой половине 1880 года, был одним из первых, кто увидел новое полотно Куинджи и, по свидетельству Якова Полонского, «пришёл в восторг»9. Картина «Лунная ночь на Днепре» выставлялась в зале Общества поощрения художников на Большой Морской улице в Петербурге. Во время работы над картиной «Лунная ночь на Днепре» Куинджи приглашал в свою мастерскую (расположенную на Малом проспекте Васильевского острова) друзей и знакомых для того, чтобы проверить на них силу воздействия полотна.
В октябре — ноябре 1880 года13 в здании Общества поощрения художников (дом 38 по Большой Морской улице в Санкт-Петербурге) проходила необычная экспозиция — это был первый случай в истории российского искусства, когда на выставке демонстрировалась единственная картина14. Отсутствие его произведений было отмечено публикой. Картина или действительность. ». Но А. И. Куинджи умел побеждать. Картина или действительность. Одет он был совсем по-домашнему, в поношенный серый пиджак из которого будто вырос. В золотой раме или в открытое окно видели мы этот месяц, эти облака, эту темную даль, эти «дрожащие огни печальных деревень» и эти переливы света, это серебристое отражение месяца в струях Днепра, огибающего даль, эту поэтическую, тихую, величественную ночь. » Поэт К. Фофанов написал стихотворение «Ночь на Днепре», которое потом было положено на музыку.
- Коллекция Государственного Русского музея
- Картина Куинджи «Лунная ночь на Днепре»
- Описание Картины Куинджи Лунная ночь
- История создания картины «Лунная ночь на Днепре»
- Первая экспозиция и всеобщее признание
- Необъяснимый эффект присутствия
Чтобы избежать давки, публику пускали в зал группами. Однажды он продемонстрировал «ученикам» прибор для количественного измерения чувствительности глаза к тонким нюансам цветовых оттенков и предложил им «испытать себя». А вскоре картина была выставлена в Петербурге в зале Общества поощрения художников. Но офицер ответил: «Хорошо. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице.
А как только голос спадет — надо уходить, не показываться, чтобы не осмеяли». Успех превзошел все ожидания и превратился в настоящую сенсацию. вернется абсолютно погубленной, благодаря соленым испарениям воздуха и пр». Со времени создания и до смерти Куинджи это полотно хранилось в его мастерской. Начиная с 1880 художник был занят поисками образа Днепра. Художник Илья Репин вспоминал, что творилось на Большой Морской улице во время выставки: «непрерывная масса карет запружала всю улицу длинным хвостом стояла публика и на лестнице, в ожидании впуска и с улицы, в обе стороны тротуара терпеливо и долго ждали целые массы, строго наблюдая порядок приближения к заветной двери, куда пускали только сериями, так как зрители могли бы задохнуться и задавиться от тесноты и недостатка воздуха»4115.
- Картина «Лунная ночь на днепре» в Третьяковской галерее
- Описание настроения картины Лунная ночь на Днепре
- Восхищение и безоговорочное признание
- Под властью Вечного и Божественного
- В Днепре хотят создать проект лекций для школьников об ответственном сексе, абортах и проблемах брошенных детей
Кроме этого, Неведомский сообщал, что под личным руководством Куинджи «Лунная ночь на Днепре» была воспроизведена в олеографии, «разошедшейся в огромном количестве экземпляров»54. Слухов про его таинственные методы и секреты красок было много еще при жизни живописца. И все в природе притихло, завороженное чудесным сиянием неба и днепровских вод. Там зажег еще лампу, поставил их обе на пол по краям картины. Чтобы избежать давки, публику пускали в зал группами.
В дальнейшем краски с таким эффектом яркости (правда не настолько эффектно, как у Куинджи) встречались достаточно часто, даже в цветах женской одежды. Оказалось, что природа одарила Куинджи уникальными глазами. Ранее эта картина считалась «неоконченным повторением». Дмитрий Иванович любил живопись, был ее тонким знатоком и ценителем.
С 1917 года оно находилось в Доме с атлантами на Солянке, в собрании А. Н. Ляпунова и Е. В. Ляпуновой, родителей известного математика А. А. Ляпунова5960 (согласно сохранившимся документам, А. Н. Ляпунов приобрёл пейзаж у Общества имени Куинджи 20 ноября 1917 года59). Прямо из мастерской, еще до выставки, «Лунная ночь на Днепре» за огромные деньги была куплена великим князем Константином Константиновичем. А потом картина была выставлена в Петербурге. Менделеев, Я. П. Эдакий молодец-прелесть.
- Как помочь человеку во время приступа судорог и при эпилепсии и наиболее опасные мифы при оказании первой помощи
- Погоня и стрельба на Набережной Заводской в Днепре: подробности от пострадавшего
Важную роль в исполнении замысла художника играет колорит. Чтобы убедиться в том, что одна картина – это достаточно для выставки, Куинджи приглашал в свою мастерскую друзей, среди которых были Иван Сергеевич Тургенев, Яков Полонский, Иван Крамской, Дмитрий Иванович Менделеев, а также корреспондентов, на которых проверял силу воздействия «Лунной ночи на Днепре». Что это такое. Среди подражателей, порожденных эффектом Лунной ночи на Днепре, это прежде всего Л. Ф. Кроме как бы самосвечения картины поражали эффектом объемности изображения.
Под действием электрического света это свойство обеспечивало эффект дополнительного высветления, а также приводило к появлению светящегося блеска. Причем картина эта трактовала не какой-нибудь необычный исторический сюжет, а была весьма скромным по размеру пейзажем (105 x 144). На дочери Лемоха был женат старший сын Менделеева от первого брака Владимир, морской офицер, который в прошлом веке составил проект «азовской запруды», то есть перекрытия плотиной Керченского пролива, что, по мнению автора проекта изменило бы к лучшему судьбу Азовского моря вообще и Мариуполя в частности. В частности, в рецензии, опубликованной в конце 1880 года в газете «La Rpublique franaise», Филипп Бюрти писал, что главный эффект полотна Куинджи состоит «в передаче, поистине чудесной, бледного и искрящегося света на водной поверхности, раздробленной и взволнованной течением».
Учёный-естествоиспытатель Дмитрий Менделеев изложил свои мысли о полотне «Лунная ночь на Днепре» в статье «Перед картиною А. И. Куинджи», опубликованной в номере петербургской газеты «Голос» от 13 ноября 1880 года. Тем не менее художник учтиво пригласил посетителя в мастерскую и показал ему свою картину. В 60-е начинающий художник 2 раза «провалил» экзамен и поступил в петербургскую Академию художеств лишь с третьего раза.
дальше просто не помню. И с этими задачами он справился блестяще. Несмотря на такой лаконизм цветовой гаммы, колорит картины не производит впечатление однообразного или скучного. Кроме того, художник побеждал всех в различении малейших изменений цветовых и световых соотношений (например, даже при опытах с особым прибором, которые производились Д. И. Менделеевым и др. ).
В октябре — ноябре того же года13 «Лунная ночь на Днепре» экспонировалась в здании Общества поощрения художников, расположенном на Большой Морской улице в Санкт-Петербурге, причём это был первый случай в истории российского искусства, когда на выставке демонстрировалась единственная картина14. Но её не было. И с этими задачами он справился блестяще.
Ярким светом луны оттенены глубины синевы. В конце 1880 года, после того, как выставка была завершена, великий князь Константин Константинович отправился в морское путешествие на фрегате «Герцог Эдинбургский», взяв с собой картину «Лунная ночь на Днепре»16.
Куинджи был удивительно бескорыстен, занимался благотворительностью. А поэт К. Фофанов под впечатлением от этого полотна написал стихотворение «Ночь на Днепре», которое позже было положено на музыку. Город погружён в сладкую дремоту. А виной всему – особое отношение к полотну его владельца, великого князя Константина. Публику приводила в восторг иллюзия натурального лунного света и люди, по словам И. Е. Репина, в «молитвенной тишине» стоявшие перед полотном А. И. Куинджи, уходили из зала со слезами на глазах: «Так действовали поэтические чары художника на избранных верующих и те жили в такие минуты лучшими чувствами души и наслаждались райским блаженством искусства живописи».
Куинджи работал над этой картиной. С передвижниками Архип Куинджи был непродолжительное время. На картине изображена летняя ночь. В настоящее время находится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге. Успех был огромный и после этого Куинджи решил сделать две копии полотна.
За год до смерти он создал Общество имени Куинджи (творческое объединение художников Петербурга, просуществовало до 1930 года). Например, философ, публицист и критик Николай Страхов, отдавая должное мастерству Куинджи и называя его картину истинным чудом, как по силе света, так и по «схваченным с изумительной верностью оттенкам неба, на протяжении между луной и горизонтом», полагал, что «свет луны слишком натурален, слишком бросается в глаза своей натуральностью и этим портит гармонию картины». А поэт К. Фофанов под впечатлением от этого полотна написал стихотворение «Ночь на Днепре», которое позже было положено на музыку. Но отец картину всё-таки взял и никакого процесса не было»16.
Прямо из мастерской, еще до выставки, «Лунная ночь на Днепре» за огромные деньги была куплена великим князем Константином Константиновичем. Британско-американский славист и искусствовед Джон Эллис Боулт полагал, что Архипа Куинджи можно рассматривать как наиболее видного представителя русской школы люминизма8384, а его картину «Лунная ночь на Днепре» — как шедевр среди произведений живописи, основанных на световых эффектах. По словам Манина, «небесные пространства у Куинджи испытывают земное притяжение», а «магия завораживания относится не к мистическим силам небес, а к грандиозному реальному миру, перед которым человек испытывает удивление и восторг»81. Искусствовед Ирина Шувалова называла «Лунную ночь на Днепре» самой прославленной картиной Куинджи7, крупнейшим творческим достижением художника8 и, несмотря на потускневшие краски, «одним из украшений экспозиции Русского музея». И. Репин говорил, что зрители застывали перед картиной «в молитвенной тишине»: «Так действовали поэтические чары художника на избранных верующих и те жили в такие минуты лучшими чувствами души и наслаждались райским блаженством искусства живописи».
По мнению Мальцевой, среди всех полотен Куинджи подобного творческого направления именно этот пейзаж «заслуженно принёс Куинджи полное торжество» — никогда ещё не достигал он «такой поэтической цельности в изображении пейзажа, такой согласованности в соподчинённости всех его элементов»22. На картине изображена широкая река — Днепр — в летнюю лунную ночь5. На вопрос Константина Константиновича о цене художник, всё ещё думая, что перед ним был обычный морской офицер, ответил: «Да зачем вам.
Он совсем не ожидал, что тот согласится. Разумеется, за холстом лампы не было: таинственное сияние исходило от самой картины. Константин Константинович в своём дневнике (запись от 14 марта 1880 года) так описывал свои впечатления и ощущения: «Я как бы замер на месте.
Тем не менее полностью восстановить картину не удалось. И художник упорно искал в науке средства добиться долговечной комбинации красок. Эффект от такого экспонирования получился необычайный. Это была первая в России выставка одной картины.
«Лунная ночь на Днепре» находилась на стене одна. В этот раз «Лунная ночь на Днепре» висела на стене одна. Летом и осенью 1880 года, во время разрыва с передвижниками, А. И. Куинджи работал над новой картиной. Решающую роль в создании впечатления играет необычное цветовое построение полотна.
Персональная выставка из одной картины (причём, картины сравнительно небольшого размера) – событие необычное для того времени. Эффект оказался разительным: пространство в картине расширилось, луна светила окруженная мерцающим сиянием, Днепр играл ее отражением. Сначала оно находилось в «Царской комнате» на втором этаже, а затем великий князь переместил его в свой кабинет — «Ореховую гостиную». Широкая река — Днепр — спокойно течёт среди мягких по рельефу берегов.
Атмосферу зависти уловил П. П. Чистяков: «Все пейзажисты говорят, что эффект Куинджи -дело нехитрое, а сами сделать его не могут». По словам Боулта, в «Лунной ночи на Днепре» Куинджи не отказался от основных стилистических принципов написанной годом ранее «Берёзовой рощи» (таких как фокусирование на центре полотна и быстрая смена тонов), но при этом осуществил радикальное изменение построения пространства картины изобразив вид с высоты птичьего полёта. Люди входили в помещение, погруженное в полумрак и взгляд их ловил луч электрического света, падающий на водную гладь, — великую реку в призрачном сиянье Луны. Народ ступал в сумеречный зал и замирал, потрясённый холодным сиянием лунного блеска.
Правда известно, что эксперименты все-таки были. Высказывались даже предположения о каких-то необычных красках и даже о странных художественных приемах, которые якобы использовал художник. И. С. Тургенев пришёл от этого в ужас.
Что касается Менделеева, то известно, что с шахматами он познакомился еще в детские годы. Он писал, что в этом произведении Куинджи сопоставил «великие стихии природы: землю и небо, свет и тень в таком едином созвучии, которого он ещё не находил раньше». Серебристо-зеленый лунный диск по-прежнему охранял спящие берега.
Он закрыл двери своей мастерской и прекратил выставочную деятельность. Архип Иванович назвал невероятную по тем временам сумму – 5 тысяч рублей. По словам Бюрти, «нисходящая градация света, который отчётливо бьёт только в стены хаток, расположенных по откосам берега силуэты высокого репейника тишина, царящая над огромным пространством, суровость голого, безлесого пейзажа — всё создаёт настроение меланхолическое и величавое, на редкость удачно выраженное»7778. Этой организации он передал свои деньги, земли и картины. Он отмечал «невиданное ещё нигде могущество красок» и волшебное впечатление, будто бы это не картина, а сама природа в миниатюре, перенесённая художником на полотно. Он писал Д. В. Гигоровичу: «Нет никакого сомнения, что картинавернется абсолютно погубленной».
Критик и публицист Михаил Неведомский, автор изданной в 1913 году биографии художника, писал, что после московской выставки 1882 года картина «Ночь на Днепре» также экспонировалась в Петербурге, а также отмечал, что «позднее, получив два заказа на повторения (по 5 тысяч рублей за каждое), Куинджи долго работал над ними, но так и не отдал их заказчикам: оба повторения остались в его мастерской и, вместе с остальными последними его произведениями, завещаны им в собственность Общества его имени». Но, несмотря на это, картина по-прежнему завораживает зрителя. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. На выставку восторженными статьями откликнулись все газеты и журналы, репродукции «Лунной ночи на Днепре» тысячами экземпляров разошлись по всей России. Лунную ночь на Днепре показывать в темной комнате. Если внимательно присмотреться, можно также заметить извилистые тропинки между хатками. Это стала первая в России выставка одной картины.
По российской столице разнеслись слухи о феерической красоте «Лунной ночи на Днепре». Таким образом, автор стремился показать мощность и непостижимость Вселенной. После возвращения из морского путешествия полотно «Лунная ночь на Днепре» хранилось в собрании великого князя Константина Константиновича в Мраморном дворце.
Архип Иванович КУИНДЖИ родился 27 января 1842 года в семье бедного сапожника. Все как в жизни, но красивее, возвышеннее. Художник греческого происхождения Архип Куинджи родился в Мариуполе (сейчас Донецкая область Украины) в семье бедного сапожника. Владелец картины — великий князь Константин Константинович — настолько привязался к ней, что по окончании выставки взял её с собой в длительное морское путешествие, которое он совершал в 1880—1882 годах на фрегате «Герцог Эдинбургский»16. В расцвете своих творческих сил великий творец совершил неожиданный шаг. А потом картина была выставлена в Петербурге.
Оказалось, что это был Великий князь Константин Константинович Романов, который и приобрел картину для своей коллекции. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. На этот раз все картины были показаны при дневном освещении53. Но, вот тучи слегка разошлись и выглянула яркая луна. В Киевской картинной галерее (до 2017 года — Киевский музей русского искусства) есть вертикально-ориентированный вариант под названием «Ночь на Дону» (холст, масло, 165 115см, 1882 инв. Гостем мастерской был и Великий князь Константин Романов. В период 1894-1897 годов Куинджи руководил высшим художественным училищем при Академии Художеств.
В каталоге изданном в 2001 году, отмечается, что «нынешнее представление о степени завершённости произведения и имеющиеся различия в картинах позволяют считать произведение из собрания ГТГ повторением-вариантом»61. А поэт К. Фофанов под впечатлением от этого полотна написал стихотворение «Ночь на Днепре», которое позже было положено на музыку. В своём дневнике (запись от 31 мая 1881 года) он так описывал этот эпизод: «Передаю вещи, любуясь великолепной картиной Южной ночи художника Куинджи, принадлежащей великому князю Константину Константиновичу»46. В стенах «Доминика» началась блестящая карьера Михаила Ивановича Чигорина – основоположника русской шахматной школы.
Лагорио, написавшего Лунную ночь на Неве в 1882 году, затем Клодт, Ю. Ю. Клевер. Картина или действительность. Затем, по завещанию художника, оно поступило в собственность Общества имени А. И. Куинджи. При этом картина была освещена направленным на неё лучом света лампы.
Куинджи участвовал в выставках ТПХВ в 1874—1879 годах последней выставкой с его участием стала 7-я, состоявшаяся в 1879 году, на которой он представил получившее широкую известность полотно «Берёзовая роща»24. Картина или действительность. ». Но успех оказался много выше предполагаемого отклика, выставка стала громкой сенсацией. Картина «Лунная ночь на Днепре» была написана в 1880 году, холст, масло.
Однако это не совсем верно. По её словам, «тёмные участки неба и земли заметно поглощали искусственный свет, усиливая глубину тона и способствуя эффекту бархатистости живописной поверхности»39. Отмечается, что некоторые зрители, не веря своим газам, заглядывали за картину, чтобы убедиться, что там нет лампы, которая создаёт настолько правдоподобный свет. Несмотря на свою молодость (ему в то время шёл 22-й год), Константин Константинович к тому моменту уже успел поучаствовать в русско-турецкой войне, получить чин лейтенанта флота и звание флигель-адъютанта, а также орден Святого Георгия 4-й степени3031. По небу плывёт прозрачная дымка облаков. Самородок без систематического образования, Архип Иванович занялся изучением взаимодействия света и цветов, которые он получил интуитивным смешиванием, а также свойств красочных пигментов. Несмотря на то, что картина «Лунная ночь на Днепре» экспонировалась в Париже только десять дней, она успела привлечь к себе внимание французских критиков.
После невероятного успеха картины «Лунная ночь на Днепре» все ждали от Куинджи новых шедевров. Картина Куинджи «Лунная ночь на Днепре» настолько впечатлила зрителей, что желающие посмотреть на «диковинку» выстраивались в очередь, а по дороге к выставке образовалась пробка из карет и пролёток. Художник путешествовал в вагонах третьего класса, останавливался в недорогих гостиницах. Некоторые утверждали использование химических составов на основе фосфора. Полотно «Лунная ночь на Днепре» выставляется в зале 35 Михайловского дворца, где также находятся картины «Ночное», «Дубы» и другие произведения Архипа Куинджи55.
Позднее он использовал аналогичное построение в ряде других полотен85. Обрушившаяся на Куинджи слава после «Лунной ночи на Днепре» едва ли не «раздавила» художника. Так же как и в «Берёзовой роще», в «Лунной ночи на Днепре» пространство картины «организуется световым потоком, струящимся в глубину картины».
Публика заходила и с трудом сдерживая чувства, не могла понять, как написанная маслом луна, может так правдоподобно сиять, а ее отражение на воде – «соперничать» с настоящим. Полотно «Лунная ночь на Днепре» неоднократно повторялось и варьировалось Архипом Куинджи. Чтобы избежать давки, публику пускали в зал группами.
Первые две попытки оказались неудачными. Но Романов просил оставить картину за ним. В 1882 году Куинджи устроил ещё одну персональную выставку, на которой экспонировались три картины: авторский вариант-повторение полотна «Ночь на Днепре» (возможно, тот, который ныне хранится в Государственной Третьяковской галерее), второй вариант картины «Берёзовая роща», а также новое произведение «Днепр утром» (ныне в ГТГ)4922. Только после ухода морского офицера Куинджи узнал, что у него побывал великий князь11.
После революции в составе собрания Мраморного дворца картина перешла в Российскую академию истории материальной культуры (РАИМК с 1926 года — Государственная академия истории материальной культуры, ГАИМК), а в 1928 году была передана в Государственный Русский музей1920. Обсуждая эффект, производимый картиной «Лунная ночь на Днепре» на зрителей искусствовед Владислав Зименко называл его «совсем сверхъестественным»79. Вскоре уже весь Петербург гудел, что Куинджи готовит произведение невероятной красоты. В 1915 году, после смерти Константина Константиновича, Мраморный дворец перешёл к его сыновьям, «с предоставлением в пожизненное пользование вдове покойного»18.
Что это такое. К этой картине он шел давно. На выставку восторженными статьями откликнулись все газеты и журналы, репродукции «Лунной ночи на Днепре» тысячами экземпляров разошлись по всей России.
Картина способна восприниматься как прямая аналогия с творчеством Н. В. Гоголя. Мысль, как озарение: А если. На два часа по воскресеньям художник открывал желающим двери своей мастерской и петербургская публика начала осаждать ее задолго до завершения произведения. Эта картина обрела поистине легендарную славу. Работа над полотном была завершена в сентябре 1880 года12. Пока фрегат находился во Франции, картина в течение десяти дней выставлялась в парижской галерее Зедельмейера, получив хорошие отзывы критиков. Краска потрескалась и поблекла.
Обсуждая успех и популярность, сопутствующие картине «Лунная ночь на Днепре» искусствовед Виталий Манин сопоставлял творчество Куинджи и его немецкого предшественника Каспара Давида Фридриха, в произведениях которого «люди томятся, завороженные созерцанием магического лика природы». И. С. Композиционное построение пейзажа выполнено с большой простотой и лаконичностью5. Прежде всего, с точки зрения этики трудно поверить, что картина, уже обещанная такому известному коллекционеру, как Третьяков, могла быть продана не ему. По словам Крамского, при первом знакомстве с полотном он «не мог отделаться от физиологического раздражения в глазу, как бы от действительного света» и это чувство возникало у него всякий раз, когда он опять видел картину, попутно принося «наслаждение ночью, фантастическим светом и воздухом»21.
Он попросил закрыть в зале все окна, а на картину направить луч света. Оригинал ещё до своего первого показа был продан великому князю Константину Константиновичу (1858-1915). Выставка проходила в доме Солодовникова на Кузнецком мосту505152. Я видел перед собой изображение широкой реки полный месяц освещает её на далёкое расстояние, вёрст на тридцать. Интересны воспоминания жены Куинджи: Куинджи проснулся ночью.
И спустя десятилетия свидетели этого триумфа продолжали вспоминать о том потрясении, которое испытывали зрители, «достоявшиеся» до картины. Кажется, что русло реки берет своё начало где-то далеко за горизонтом. В 1909 году Куинджи организовал Общество Художников. Число почитателей таланта искусного живописца росло с каждым днем, скептики же поговаривали, что художник использует особое масло, а суеверные, что даже хуже, — находится в сговоре с нечистой силой.
Работа экспонировалась в отдельном зале Общества поощрения художников на Большой Морской. Искусствовед Ольга Атрощенко отмечала, что «подобную роль выполняли и гребни процарапанной сухой кистью лунной дорожки на воде», так что «разная степень отражения света на её приподнятых частях и в углублениях приумножала эффект светового мерцания и одновременно создавала иллюзию колебания водной глади». Картина Куинджи заинтересовала Менделеева ещё тогда, когда он в первый раз увидел её в мастерской художника, но написать о ней он собрался только после того, как его «с разных сторон» попросили об этом73.
В этом тестировании ему не было равных – по словам Репина «он побивал рекорд чувствительности до идеальных точностей». Мощный и непоколебимый Днепр был тих и спокоен. Весь день потом, когда я закрывал глаза, мне виделась эта картина»1032. Яркий серебристый свет луны оттенен глубиной синего цвета. 2. Это была первая в России выставка одной картины.
Сам же Полонский, задаваясь вопросом, картина ли это или действительность, писал: «В золотой раме или в открытое окно видели мы этот месяц, эти облака, эту тёмную даль, эти дрожащие огни печальных деревень и эти переливы света, это серебристое отражение месяца в струях Днепра, огибающего даль, эту поэтическую, тихую, величавую ночь»285. Публику приводила в восторг иллюзия натурального лунного света и люди, по словам И. Е. Репина, в «молитвенной тишине» стоявшие перед полотном А. И. Куинджи, уходили из зала со слезами на глазах: «Так действовали поэтические чары художника на избранных верующих и те жили в такие минуты лучшими чувствами души и наслаждались райским блаженством искусства живописи». Опасения подтвердились: за время путешествия полотно серьёзно пострадало. Да и кто мог ожидать, что такую большую вещь потащат с собой в морское путешествие»16. В золотой раме или в открытое окно видели мы этот месяц, эти облака, эту темную даль, эти дрожащие огни печальных деревень и эти переливы света, это серебристое отражение месяца в струях Днепра, огибающего даль, эту поэтическую, тихую, величественную ночь. » Поэт К. Фофанов написал стихотворение «Ночь на Днепре», которое потом было положено на музыку.
Есть прибор-измеритель чувствительности глаза к тонким нюансам тонов. И. С. Тургенев, находившийся в это время в Париже (в январе 1881 года), пришел в ужас от этой мысли, о чем возмущенно писал писателю Д. В. Григоровичу: «Нет никакого сомнения, что картина. Куинджи побивал рекорд в чувствительности до идеальных тонкостей, а у некоторых товарищей до смеху была груба эта чувствительность». В истории русской культуры широко известны менделеевские «среды», на которых собиралась творческая интеллигенция столицы, цвет русской культуры.
Одним из первых, кто увидел новое полотно, был писатель Иван Тургенев9, восторженный рассказ которого услышал великий князь Константин Константинович10. Когда «Герцог Эдинбургский» готовился к отплытию из Яффы, архимандрит зашёл на палубу фрегата, чтобы попрощаться с великими князьями и имел возможность увидеть полотно «Ночь на Днепре». Искусствовед Фаина Мальцева отмечала, что в картине «Лунная ночь на Днепре» удачей Куинджи может считаться не только «мастерски переданный эффект лунного света», но и живопись верхней части пейзажа, правдиво воссоздающая образ ночного неба, затянутого лёгкими перистыми облаками.
По мнению Манина, несмотря на кажущееся подобие интерпретации мироздания в полотнах Куинджи и Фридриха, это сходство является чисто внешним: в отличие от произведений Фридриха, в куинджиевской «Лунной ночи на Днепре» нет ничего магического80. Кроме этого, от тех частей холста, где слой краски был нанесён рельефно (окна хаток, а также луна и лунная дорожка на воде), падающий луч света отражался сильнее, чем от более гладких светлых участков. И. С. Тургенев, находившийся в это время в Париже (в январе 1881 года), пришел в ужас от этой мысли, о чем возмущенно писал писателю Д. В. Григоровичу: «Нет никакого сомнения, что картина вернется абсолютно погубленной, благодаря соленым испарениям воздуха и пр». В своих воспоминаниях «Менделеев в жизни», отрывок из которых мы поместили в этом сборнике. По словам Менделеева, перед «Днепровской ночью» «забудется мечтатель, у художника невольно явится своя новая мысль об искусстве, поэт заговорит стихами, в мыслителе же родятся новые понятия — всякому она даст своё»74.
Просто дьявольщина какая-то»15. Картина или действительность. ». Мальчик в три года остался сиротой, его взяли на воспитание тетя и дядя по отцовской линии. Он был так привязан к этой картине, что взял ее с собой в кругосветное путешествие.
Однако его допустили только к покраске заборов и приготовлению красок. Впоследствии картина «Лунная ночь на Днепре» хранилась в собрании великого князя Константина Константиновича в Мраморном дворце18. На этих уроках ученый знакомил живописцев с физическими свойствами красок. По словам Суворина, в этом произведении всё выглядит, как в действительности: настоящая луна, которая действительно светит и настоящая река, которая светится и блестит так что, вглядываясь в эту рябь, зритель почти угадывает, в какую сторону несёт свои воды Днепр «тени, полутени, огни, воздух, чуть заметный пар — всё это передано так, что удивляешься, как могли краски это передать»72. Все свое имущество он завещал Обществу, жене назначил ежемесячную пенсию в 2500 рублей. Вы, вероятно, уже слышали. Не имея сил подняться с кровати, он лёжа рисовал карандашные эскизы.
Зал при этом не освещался, лишь на картину падал яркий электрический луч. А. И. Так до А. И. Куинджи пел о природе только великий Н. В. Гоголь. Вот во избежание такого несправедливого отношения в будущем, я бы не прочь составить, так сказать, протокол, что его «Ночь на Днепре» вся наполнена действительным светом и воздухом и небо настоящее, бездонное, глубокое».
Гоголь. Даже те цветовые зоны дальнего плана, которые на первый взгляд кажутся «плоскими», в действительности представляют собой наложенные в несколько слоёв лессировки, способствующие «углублению» пространства. Картина или действительность. После ухода из Товарищества Архип Куинджи около полугода работал над картиной «Лунная ночь на Днепре».
Художник Иван Крамской в письме к журналисту и издателю Алексею Суворину от 15 ноября 1880 года подробно рассказывал о впечатлении, произведённом на него картиной Куинджи и писал, что «его Ночь на Днепре вся наполнена действительным светом и воздухом, его река действительно совершает своё течение и небо — настоящее бездонное и глубокое». «Художник света» скончался в Петербурге 11 июля 1910 года. И. С. Тургенев, находившийся в это время в Париже (в январе 1881 года), пришел в ужас от этой мысли, о чем возмущенно писал писателю Д. В. Григоровичу: «Нет никакого сомнения, что картина. Зал при этом не освещался, лишь на картину падал яркий электрический луч. Куинджи» посвящена тому потрясающему впечатлению, которое произвел на Менделеева пейзаж «Лунная ночь на Днепре».
Сам Суворин тоже чрезвычайно высоко оценивал полотно Куинджи. Именно «достоявшиеся» – в выставочные дни Большая Морская была плотно забита каретами, а к дверям в здание выстраивалась длиннейшая очередь и люди часами ждали, чтобы увидеть это необыкновенное произведение. Эти рассуждения и легли в основу упомянутой статьи «Перед картиною Куинджи», в которой великий химик отметил, в частности, существующую связь искусства с наукой. На выставку восторженными статьями откликнулись все газеты и журналы, репродукции «Лунной ночи на Днепре» тысячами экземпляров разошлись по всей России. Чтобы избежать давки, людей в зал запускали группами. Люди часами стояли в очереди, чтобы увидеть произведение Куинджи.
По российской столице разнеслись слухи о феерической красоте «Лунной ночи на Днепре». Куинджи в основном использует два цвета — чёрный и фосфорический зелёный. Полотно «Лунная ночь на Днепре» было создано в 1880 году, вскоре после разрыва Архипа Куинджи с Товариществом передвижных художественных выставок (ТПХВ), поводом для которого послужила анонимная статья, содержавшая резкую критику пейзажей Куинджи, — как выяснилось впоследствии, эта статья была написана одним из членов-учредителей организации художников-передвижников Михаилом Клодтом23. В ответном письме Чистяков не дал прямого ответа на вопрос о покупке картины (возможно, зная, что она уже продана), но при этом сообщил Солдатёнкову о намерении коллекционера Дмитрия Боткина приобрести авторскую копию полотна Куинджи за пять тысяч рублей3335.
Полотно «Лунная ночь на Днепре» экспонировалось в полутёмном зале, окна которого были задрапированы14. Картина выглядит по-настоящему чарующе и необыкновенно реалистично. Он так увлекся живописью, что стал покупать картины и собрал значительную коллекцию. Никто не обращал внимания на скромные размеры пейзажа: равнина казалась зрителям бесконечной, зеленоватая линия воды, почти что сливающаяся с темнотой неба, приглашала уйти за горизонт.
Что это такое. Впечатление от мерцающего лунного света было настолько невероятным, что некоторые зрители заглядывали за картину, не подсвечивается ли холст лампой, а другие заявляли, что в краски подмешан фосфор. Загадка «светящихся» картин была не в особом составе красок. Эта работа попала на академическую выставку в 1868 году. И Куинджи и Менделеев регулярно посещали «вторники» Лемоха, на которых собирались передвижники, профессора Академии художеств и люди из мира ученых. Другие варианты-повторения полотна хранятся в Симферопольском художественном музее («Ночь на Днепре», холст, масло, 111 147см, 1882), Астраханской картинной галерее имени П. М. Догадина («Ночь на Днепре», холст, масло, 110 146см, 188262, поступил из коллекции Гучкова63) и Национальном художественном музее Белоруссии («Ночь над Днепром», 1880-е)61.
4. Крамской писал Репину: «Какую бурю восторгов поднял Куинджи. Свой поступок объяснял так: «. Картина обрела поистине легендарную славу. Ездил на Днепр, быть может именно за этим сюжетом. В золотой раме или в открытое окно видели мы этот месяц, эти облака, эту темную даль, эти «дрожащие огни печальных деревень» и эти переливы света, это серебристое отражение месяца в струях Днепра, огибающего даль, эту поэтическую, тихую, величественную ночь. » Поэт К. Фофанов написал стихотворение «Ночь на Днепре», которое потом было положено на музыку. Возможно, путаница могла возникнуть из-за того, что у самого Крамского (который в то время нуждался в деньгах) была датированная тем же годом картина «Лунная ночь», которую он продал другому Третьякову — Сергею Михайловичу33.
По словам искусствоведа Дмитрия Сарабьянова, «сам по себе это был беспрецедентный факт ибо вообще персональные выставки практиковались в то время редко, не говоря уж о выставке одной картины»37. Менделеев ввел Куинджи (как и многих передвижников) в круг ученых, познакомил его с выдающимся физиком, профессором Петербургского университета Федором Фомичом Петрушевским. 8. По его мнению именно с этим была связана возникавшая у зрителей иллюзия, что это не настоящая картина, созданная маслом на холсте, а «писано на стекле и освещено сзади»76. Он разместил полотно на своей яхте и отправился в мореплавание.
10. Размер — 105 146см1 (по другим данным, 105 144см234). Слава о «Лунной ночи на Днепре» разошлась по Москве ещё до окончания работы над картиной.
Даже лично уговаривал князя оставить картину, но тот был непреклонен. Картина была выставлена на Большой Морской улице в Петербурге. Шувалова отмечала точность найденных художником образных средств: «декоративных цветовых пятен их контрастов, модуляции света, пространственного разворота композиции»12. За 30 лет «молчания» не было и дня, чтобы художник не взял в руки кисть или карандаш. Когда посетитель повторил свой вопрос, художник назвал очень большую, фантастическую по тем временам цену — пять тысяч рублей — и с удивлением услышал в ответ: «Хорошо. Улица (Большая Морская) была запружена народом, люди готовы были отстоять несколько часов в очереди, чтобы насладиться этим незаурядным творением. Так до А. И. Куинджи пел о природе только великий Н. В.
К тому же полотно не могло похвастаться каким-то значительным сюжетом, а представляло собой достаточно незатейливый пейзаж. В начале 90-х годов у Куинджи начинается период «молчания» и почти 30 лет он рисует «в стол». Так до А. И. Куинджи пел о природе только великий Н. В. Гоголь. Создавая это полотно, А. И. Куинджи применил сложный живописный прием.
Куинджи интенсивно применял битумные краски, но фосфором не пользовался. Что это такое. Событие стало настоящей сенсацией. Тургенев рассчитывал на здравомыслие князя и мечтал выставить «Лунную ночь» в галерее Зедельмейера, где для неё были бы созданы надлежащие условия хранения. Больше всего пространства в пейзаже занимает небо.
Даже перед самой смертью он оставался верен делу всей своей жизни. Задуманная картина – мерцающая, живая стояла у художника перед глазами. В 1880 году, после завершения работы на картиной, Архип Куинджи организовал выставку, причём данная картина была единственным экспонатом данной выставки. художнику надо выступать на выставках, пока у него, как у певца, голос есть. Один из самых знаменитых его учеников – Николай Рерих.
О судьбе жены Куинджи известно не так много. Согласно его дневнику, «Тургенев рассказывал про последнюю, ещё не совсем оконченную, картину Куинджи он так художественно её описал, что мне захотелось непременно самому сличить рассказ с оригиналом»10. Работа экспонировалась в отдельном зале Общества поощрения художников на Большой Морской. Совет Академии удостоил Куинджи звания свободного художника. Ведь всё равно не купите: она дорогая».
По словам Зименко, то, как Куинджи изображает природу, выступающую «в фантастическом великолепии своего ночного убора», может сравниться только со словами Николая Гоголя: «Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои»6. И все в природе притихло, завороженное чудесным сиянием неба и днепровских вод. По словам искусствоведа Виталия Манина, «Куинджи практически как бы претворял теоретические суждения романтиков о пространстве»58. Во время работы над картиной Куинджи приглашал в свою мастерскую друзей и знакомых. В 1930 году полотно было приобретено Третьяковской галереей у Е. В. Ляпуновой.
105 144 см. Эта картина обрела поистине легендарную славу. Оставляю за собой». Узнав об этом, И. Тургенев пришел в ужас: «Нет никакого сомнения, что картина вернется абсолютно погубленной, благодаря соленым испарениям воздуха». Оставляю за собой».
Он писал, что «Ночь на Днепре» — это не просто движение живописи вперёд, а огромный скачок. Страхов отмечал, что, несмотря на яркий свет исходящий от луны и освещающий облака и поверхность реки, «всё-таки и в этом отношении, в отношении освещения, картина, разумеется, не успела вполне подделаться под действительность». В дальнейшем, переехав в Петербург, частенько наведывался в знаменитое кафе «Доминик», посетители которого, помимо всего прочего имели возможность сыграть партию в шахматы.