Лунная Ночь На Днепре Описание
Картина Архипа Куинджи Лунная ночь на Днепре: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
Описание картины Архипа Куинджи «Лунная ночь на Днепре»
2. Но, несмотря на это, картина по-прежнему завораживает зрителя.
В этот раз «Лунная ночь на Днепре» висела на стене одна. Куинджи приходили И. С. В ней воплотилась романтическая концепция образа южной природы. Полотно «Лунная ночь на Днепре» выставляется в зале 35 Михайловского дворца, где также находятся картины «Ночное», «Дубы» и другие произведения Архипа Куинджи54. «Что это такое. По поводу «Лунной ночи на Днепре» такие предчувствия были у художника Ивана Крамского, высказавшего свои опасения в письме к издателю Алексею Суворину от 15 ноября 1880 года: «Меня занимает следующая мысль: долговечна ли та комбинация красок, которую открыл художник.
— Картина или действительность. Опасения подтвердились: за время путешествия полотно серьёзно пострадало. — спрашивал потрясенный до глубины души поэт Яков Полонский.
Сочинение по картине Куинджи Лунная ночь на Днепре
И Куинджи решил разбогатеть. Он разместил полотно на своей яхте и отправился в мореплавание. Выяснилось, что ее автор — М. Клодт, конкурент и злостный завистник Куинджи. И, конечно же, прежде всего, любил людей — талантливых, ярких, всегда старался им помочь. Публику приводила в восторг иллюзия натурального лунного света и люди, по словам И. Е.
В 60-е начинающий художник 2 раза «провалил» экзамен и поступил в петербургскую Академию художеств лишь с третьего раза. На картине изображена широкая река — Днепр — в летнюю лунную ночь5. В 1880 году, в марте Куинджи вышел из Товарищества передвижников. По-видимому именно он преподал Куинджи первые уроки живописи. Ближний план, для которого не требуется создание иллюзии пространства, художник пишет эскизно избегая лессировок, нанося лишь тонкий красочный слой, а кое-где и вовсе оставляя подмалёвок незакрашенным. До революции оно находилось в Доме с атлантами на Солянке, в собрании А. Н. Ляпунова и Е. В. Ляпуновой (родителей известного математика А. А. Ляпунова)58 и было приобретено Третьяковской галереей в 1930 году у Е. В. Ляпуновой.
«Лунная ночь на Днепре»: мистическая сила и трагическая судьба картины Архипа Куинджи
Картина «Лунная ночь на Днепре» была написана в 1880 году, холст, масло. Вскоре уже весь Петербург гудел, что Куинджи готовит произведение невероятной красоты. После невероятного успеха картины «Лунная ночь на Днепре» все ждали от Куинджи новых шедевров. По словам искусствоведа Дмитрия Сарабьянова, «сам по себе это был беспрецедентный факт ибо вообще персональные выставки практиковались в то время редко, не говоря уж о выставке одной картины»37. Дюранти, один из наиболее влиятельных критиков того времени, писал: «Куинджи — бесспорно, самый интересный среди молодых русских живописцев.
Что это такое. Британско-американский славист и искусствовед Джон Эллис Боулт полагал, что Архипа Куинджи можно рассматривать как наиболее видного представителя русской школы луминизма81, а его картину «Лунная ночь на Днепре» — шедевром среди произведений живописи, основанных на световых эффектах. По словам искусствоведа Дмитрия Сарабьянова, «сам по себе это был беспрецедентный факт ибо вообще персональные выставки практиковались в то время редко, не говоря уж о выставке одной картины»37. Но лунная рябь на реке и сияние самой луны переданы гениальным А. И. Вы, вероятно, уже слышали. Владелец картины — великий князь Константин Константинович — настолько привязался к ней, что по окончании выставки взял её с собой в длительное морское путешествие, которое он совершал в 1880—1882 годах на фрегате «Герцог Эдинбургский»16.
Обсуждая успех и популярность, сопутствующие картине «Лунная ночь на Днепре» искусствовед Виталий Манин сопоставлял творчество Куинджи и его немецкого предшественника Каспара Давида Фридриха, в произведениях которого «люди томятся, завороженные созерцанием магического лика природы». Например, философ, публицист и критик Николай Страхов, отдавая должное мастерству Куинджи и называя его картину «истинным чудом», как по силе света, так и по «схваченным с изумительной верностью оттенкам неба, на протяжении между луной и горизонтом», полагал, что «свет луны слишком натурален, слишком бросается в глаза своей натуральностью и этим портит гармонию картины». Полотно «Лунная ночь на Днепре» неоднократно повторялось и варьировалось Архипом Куинджи. За 30 лет «молчания» не было и дня, чтобы художник не взял в руки кисть или карандаш. Сам Суворин тоже чрезвычайно высоко оценивал полотно Куинджи. Вот таким образом на картине прекрасно читается передний план: хатки, мельница извивы реки, узкие тропинки, залитые мерцающим, таинственным светом луны Мистерия продолжается Не случайно Репин говорил: «Иллюзия света была его богом и не было художника, равного ему в достижении этого чуда живописи». Но офицер ответил: «Хорошо.
Композиционное построение пейзажа выполнено с большой простотой и лаконичностью5. По словам Суворина, в этом произведении всё выглядит, как в действительности: настоящая луна, которая действительно светит и настоящая река, которая светится и блестит так что, вглядываясь в эту рябь, зритель почти угадывает, в какую сторону несёт свои воды Днепр «тени, полутени, огни, воздух, чуть заметный пар — всё это передано так, что удивляешься, как могли краски это передать»72. Искусствовед Фаина Мальцева отмечала, что в картине «Лунная ночь на Днепре» удачей Куинджи может считаться не только «мастерски переданный эффект лунного света», но и живопись верхней части пейзажа, правдиво воссоздающая образ ночного неба, затянутого лёгкими перистыми облаками. Искусствовед Ирина Шувалова называла «Лунную ночь на Днепре» самой прославленной картиной Куинджи7, крупнейшим творческим достижением художника8 и, несмотря на потускневшие краски, «одним из украшений экспозиции Русского музея». Гавриил Константинович писал: «Узнав об этом, Куинджи собирался возбудить процесс, считая, что его знаменитая картина в плавании испортится. По словам Зименко, то, как Куинджи изображает природу, выступающую «в фантастическом великолепии своего ночного убора», может сравниться только со словами Николая Гоголя: «Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои»6.
Картина «Лунная ночь на Днепре», Куинджи, 1880
Решение великого князя не было спонтанным: ещё 31 октября он записал в своём дневнике: «В 3 ч. поехал в город в Общество поощрения художников, где выставлена моя картина Куинджи Ночь на Днепре, хочу взять её с собою в море»43. Он закрыл двери своей мастерской и прекратил выставочную деятельность. Он родился, по всей видимости, в 1842 году (точная дата не известна) в семье грека, сапожника Ивана Куинджи (в его метрике значится Еменджи). Кроме этого, Неведомский сообщал, что под личным руководством Куинджи «Лунная ночь на Днепре» была воспроизведена в олеографии, «разошедшейся в огромном количестве экземпляров»54. По словам Бюрти, «нисходящая градация света, который отчётливо бьёт только в стены хаток, расположенных по откосам берега силуэты высокого репейника тишина, царящая над огромным пространством, суровость голого, безлесого пейзажа — всё создаёт настроение меланхолическое и величавое, на редкость удачно выраженное»7778.
Заинтересовавшись, великий князь навестил художника в его мастерской (запись об этом событии в его дневнике датирована 14 марта 1880 года). По словам Менделеева, перед «Днепровской ночью» «забудется мечтатель, у художника невольно явится своя новая мысль об искусстве, поэт заговорит стихами, в мыслителе же родятся новые понятия — всякому она даст своё»72. 8.
По его мнению именно с этим была связана возникавшая у зрителей иллюзия, что это не настоящая картина, созданная маслом на холсте, а «писано на стекле и освещено сзади»74. Полноформатное повторение-вариант картины, под названием «Ночь на Днепре», хранится в Государственной Третьяковской галерее (холст, масло, 104 143см, 1882 инв.
Несмотря на свою молодость (ему в то время шёл 22-й год), Константин Константинович к тому моменту уже успел поучаствовать в русско-турецкой войне, получить чин лейтенанта флота и звание флигель-адъютанта, а также орден Святого Георгия 4-й степени3031. Сам же Константин Константинович записал в своём дневнике: «Я сказал Куинджи, что покупаю его дивное произведение я глубоко полюбил эту картину и мог бы многим для неё пожертвовать. вы можете запросить все в системе с коробкой. На 8-й выставке передвижников, открывшейся в Санкт-Петербурге в марте 1880 года, а в мае переехавшей в Москву25, работ Куинджи представлено не было.
Этакий молодец — прелесть»42. По словам Манина, «небесные пространства у Куинджи испытывают земное притяжение», а «магия завораживания относится не к мистическим силам небес, а к грандиозному реальному миру, перед которым человек испытывает удивление и восторг»81. Таким образом, автор стремился показать мощность и непостижимость Вселенной. Выставка проходила в доме Солодовникова на Кузнецком мосту495051. Первые две попытки оказались неудачными. Искусствовед Ольга Атрощенко отмечала, что «подобную роль выполняли и гребни процарапанной сухой кистью лунной дорожки на воде», так что «разная степень отражения света на её приподнятых частях и в углублениях приумножала эффект светового мерцания и одновременно создавала иллюзию колебания водной глади». Он отмечал «невиданное ещё нигде могущество красок» и волшебное впечатление, будто бы это не картина, а сама природа в миниатюре, перенесённая художником на полотно.
По его мнению именно с этим была связана возникавшая у зрителей иллюзия, что это не настоящая картина, созданная маслом на холсте, а «писано на стекле и освещено сзади»76. Куинджи был удивительно бескорыстен, занимался благотворительностью. Даже перед самой смертью он оставался верен делу всей своей жизни. По российской столице разнеслись слухи о феерической красоте «Лунной ночи на Днепре».
Успех превзошел все ожидания и превратился в настоящую сенсацию. Он совсем не ожидал, что тот согласится. Ведь всё равно не купите: она дорогая».
10. Если внимательно присмотреться, можно также заметить извилистые тропинки между хатками. В 1915 году, после смерти Константина Константиновича, Мраморный дворец перешёл к его сыновьям, «с предоставлением в пожизненное пользование вдове покойного»18. По некоторым сведениям, художник решил завесить окна из-за отсветов, производимых красной стеной, расположенной на другой стороне улицы2733.
Публику приходилось пускать в помещение группами, чтобы избежать давки. Картина проста по содержанию. Но Романов просил оставить картину за ним. Свой поступок объяснял так: «. Легкие облака чуть раздвинулись, освободив окошко для луны. Даже те цветовые зоны дальнего плана, которые на первый взгляд кажутся «плоскими», в действительности представляют собой наложенные в несколько слоёв лессировки, способствующие «углублению» пространства. Его учениками были А. Рылов, Н. Рерих, К. Богаевский.
11 фактов о картине Архипа Куинджи «Лунная ночь на Днепре»
Так до А. И. Когда посетитель повторил свой вопрос, художник назвал очень большую, фантастическую по тем временам цену — пять тысяч рублей — и с удивлением услышал в ответ: «Хорошо. По российской столице разнеслись слухи о феерической красоте «Лунной ночи на Днепре». Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Он писал, что в этом произведении Куинджи сопоставил «великие стихии природы: землю и небо, свет и тень в таком едином созвучии, которого он ещё не находил раньше». Поэт Я. Полонский, друг А. И.
Учёный-естествоиспытатель Дмитрий Менделеев изложил свои мысли о полотне «Лунная ночь на Днепре» в статье «Перед картиною А. И. Куинджи», опубликованной в номере петербургской газеты «Голос» от 13 ноября 1880 года. Затем, по завещанию художника, оно поступило в собственность Общества имени А. И. Куинджи. Оценить чувства и эмоции людей, впервые увидевших этот пейзаж, можно только приблизительно, ведь некоторым действительно не верилось, что перед ними рукотворная картина, а не реальная действительность. В расцвете своих творческих сил великий творец совершил неожиданный шаг.
Чтобы избежать давки, публику пускали в зал группами. Фамилия Куинджи была дана ему по прозвищу деда, что по-татарски означает «золотых дел мастер». Полотно «Лунная ночь на Днепре» экспонировалось в полутёмном зале, окна которого были задрапированы14. При этом картина была освещена направленным на неё лучом света лампы. Ранее эта картина считалась «неоконченным повторением». Крамской писал Репину: «Какую бурю восторгов поднял Куинджи.
Он писал, что «Ночь на Днепре» — это не просто движение живописи вперёд, а огромный скачок. С 1917 года оно находилось в Доме с атлантами на Солянке, в собрании А. Н. Ляпунова и Е. В. Ляпуновой, родителей известного математика А. А. Ляпунова5960 (согласно сохранившимся документам, А. Н. Ляпунов приобрёл пейзаж у Общества имени Куинджи 20 ноября 1917 года59). Спустя много лет уже в своем творчестве он часто опирался на усвоенные уроки. Таинственно течет могучий, полноводный Днепр и блещет, как рыбья чешуя. Это была первая в России выставка одной картины. Город погружён в сладкую дремоту.
По словам Бюрти, «нисходящая градация света, который отчётливо бьёт только в стены хаток, расположенных по откосам берега силуэты высокого репейника тишина, царящая над огромным пространством, суровость голого, безлесого пейзажа — всё создаёт настроение меланхолическое и величавое, на редкость удачно выраженное»7576. На этот раз все картины были показаны при дневном освещении52. Высказывались предположения, что изначально картина «Лунная ночь на Днепре» создавалась по заказу Павла Третьякова, а потом, поскольку Третьяков был в отъезде, а Куинджи нуждался в деньгах, он продал её другому покупателю. Но, вот тучи слегка разошлись и выглянула яркая луна. Он был так привязан к этой картине, что взял ее с собой в кругосветное путешествие. В конце 1880 года, после того, как выставка была завершена, великий князь Константин Константинович отправился в морское путешествие на фрегате «Герцог Эдинбургский», взяв с собой картину «Лунная ночь на Днепре»16.
Оставляю за собой». И спустя десятилетия свидетели этого триумфа продолжали вспоминать о том потрясении, которое испытывали зрители, "достоявшиеся" до картины. Не вняв уговорам Тургенева, великий князь Константин Константинович вместе с картиной продолжил путешествие на фрегате «Герцог Эдинбургский», который, покинув Шербур, вошёл в Средиземное море. На выставку восторженными статьями откликнулись все газеты и журналы, репродукции «Лунной ночи на Днепре» тысячами экземпляров разошлись по всей России. Что это такое. Художник Илья Репин вспоминал, что творилось на Большой Морской улице во время выставки: «непрерывная масса карет запружала всю улицу длинным хвостом стояла публика и на лестнице, в ожидании впуска и с улицы, в обе стороны тротуара терпеливо и долго ждали целые массы, строго наблюдая порядок приближения к заветной двери, куда пускали только сериями, так как зрители могли бы задохнуться и задавиться от тесноты и недостатка воздуха»4015.
Больше всего пространства в пейзаже занимает небо. После возвращения из морского путешествия полотно «Лунная ночь на Днепре» хранилось в собрании великого князя Константина Константиновича в Мраморном дворце. Но её не было. Только после ухода морского офицера Куинджи узнал, что у него побывал великий князь11.
Менделеевым и др. ). Позднее он использовал аналогичное построение в ряде других полотен82. По словам Суворина, в этом произведении «луна — это действительная луна, она действительно светит река — это настоящая река, она действительно светится и блестит вы видите эту рябь, вы почти угадываете, куда, в какую сторону несёт свои воды Днепр тени, полутени, огни, воздух, чуть заметный пар — всё это передано так, что удивляешься, как могли краски это передать»70. От влажности, морской воды, смены температур картина действительно потемнела. Осиротевшие дети жили попеременно в домах брата и сестры Ивана Куинджи.
Описание картины «Лунная ночь на Днепре»
По словам Манина, «небесные пространства у Куинджи испытывают земное притяжение», а «магия завораживания относится не к мистическим силам небес, а к грандиозному реальному миру, перед которым человек испытывает удивление и восторг»79. И все в природе притихло, завороженное чудесным сиянием неба и днепровских вод. По мнению Манина, несмотря на кажущееся подобие интерпретации мироздания в полотнах Куинджи и Фридриха, это сходство является чисто внешним: в отличие от произведений Фридриха, в куинджиевской «Лунной ночи на Днепре» нет ничего магического80. Выше: что вы искали.
дальше просто не помню. В своём дневнике (запись от 31 мая 1881 года) он так описывал этот эпизод: «Передаю вещи, любуясь великолепной картиной Южной ночи художника Куинджи, принадлежащей великому князю Константину Константиновичу»45. Но вот тучи слегка разошлись и выглянула яркая луна. Критик и публицист Михаил Неведомский, автор изданной в 1913 году биографии художника, писал, что после московской выставки 1882 года картина «Ночь на Днепре» также экспонировалась в Петербурге, а также отмечал, что «позднее, получив два заказа на повторения (по 5 тысяч рублей за каждое), Куинджи долго работал над ними, но так и не отдал их заказчикам: оба повторения остались в его мастерской и, вместе с остальными последними его произведениями, завещаны им в собственность Общества его имени».
Художник Иван Крамской в письме к журналисту и издателю Алексею Суворину от 15 ноября 1880 года подробно рассказывал о впечатлении, произведённом на него картиной Куинджи и писал, что «его Ночь на Днепре вся наполнена действительным светом и воздухом, его река действительно совершает своё течение и небо — настоящее бездонное и глубокое». Творческую свободу он ценил намного больше любых корпоративных интересов. При этом картина была освещена направленным на неё лучом света лампы. Да и кто мог ожидать, что такую большую вещь потащат с собой в морское путешествие»16.
Искусствоведы, признают, что «Куинджи открывает цветность воздуха изучает слабо пульсирующую вибрацию воздушных струй, преодолевает свою же тональную систему живописи». В 1880 году Куинджи изумил Санкт-Петербург уникальной выставкой одной картины «Лунная ночь на Днепре». Художник Иван Крамской в письме к журналисту и издателю Алексею Суворину от 15 ноября 1880 года подробно рассказывал о впечатлении, произведённом на него картиной Куинджи и писал, что «его Ночь на Днепре вся наполнена действительным светом и воздухом, его река действительно совершает своё течение и небо — настоящее бездонное и глубокое». По словам искусствоведа Виталия Манина, «Куинджи использовал свойство тёплых цветов возгораться от лампового света, а холодных — поглощаться им»38. Репин позже вспоминал: «Он был с большими недочетами в образовании, односторонен, резок и варварски не признавал никаких традиций, что называется, ломил вовсю и даже оскорблял иногда традиционные святыни художественного культа, считая все это устарелым».
В каталоге изданном в 2001 году, отмечается, что «нынешнее представление о степени завершённости произведения и имеющиеся различия в картинах позволяют считать произведение из собрания ГТГ повторением-вариантом»61. Слава о «Лунной ночи на Днепре» разошлась по Москве ещё до окончания работы над картиной. После революции в составе собрания Мраморного дворца картина перешла в Российскую академию истории материальной культуры (РАИМК с 1926 года — Государственная академия истории материальной культуры, ГАИМК), а в 1928 году была передана в Государственный Русский музей1920. Крамской предлагал составить специальный «протокол», в котором было бы зафиксировано ошеломляющее воздействие на зрителей картин Куинджи в их первоначальном состоянии. Начиная с 1880 художник был занят поисками образа Днепра.
Трагическая судьба "Лунной ночи на Днепре"
Со времени создания и до смерти Куинджи это полотно хранилось в его мастерской. Даже лично уговаривал князя оставить картину, но тот был непреклонен. По словам искусствоведа Виталия Манина, «Куинджи практически как бы претворял теоретические суждения романтиков о пространстве»57.
Эта выставка оказалась последней в творческой деятельности Куинджи: до конца своей жизни он продолжал создавать новые произведения, но не показывал их широкой публике22. Известный художник Архип Куинджи родился в бедной семье: его отец был сапожником. Эффект был ошеломительный.
очинение по картине Куинджи «Лунная ночь на Днепре»
И. С. Пришедших тогда на Большую Морскую приводила в какой-то священный восторг иллюзия настоящего света луны и они, как свидетельствовал Репин, стояли перед полотном в «молитвенной тишине», а потом уходили со слезами на глазах: «Так действовали поэтические чары художника на избранных верующих и те жили в такие минуты лучшими чувствами души и наслаждались райским блаженством искусства живописи». Даже те цветовые зоны дальнего плана, которые на первый взгляд кажутся «плоскими», в действительности представляют собой наложенные в несколько слоёв лессировки, способствующие «углублению» пространства. Очень скоро в систему будут добавлены новые языки. Только после ухода морского офицера Куинджи узнал, что у него побывал великий князь11. Тем не менее художник учтиво пригласил посетителя в мастерскую и показал ему свою картину. Несмотря на то, что картина «Лунная ночь на Днепре» экспонировалась в Париже только десять дней, она успела привлечь к себе внимание французских критиков. В вышине они чуть разошлись и в образовавшееся окно глянула луна, осветив Днепр, хаты. И тогда из рядов передвижников вышел сам Куинджи.
Все свое имущество он завещал Обществу, жене назначил ежемесячную пенсию в 2500 рублей. Зал при этом не освещался, лишь на картину падал яркий электрический луч. Заговорили о возрождении романтизма. Терещенко присматривался к этой картине, когда она была ещё в мастерской Куинджи некоторое время сомневался, но всё же приобрёл её после обсудения с Крамским64. Город погружён в сладкую дремоту. В 1909 году Куинджи организовал Общество Художников. Весь день потом, когда я закрывал глаза, мне виделась эта картина»1032. Напомним: Архип Иванович дружил с Менделеевым и часто бывал в его лаборатории. Высказывались даже предположения о каких-то необычных красках и даже о странных художественных приемах, которые якобы использовал художник.
История одного шедевра: «Лунная ночь на Днепре» Куинджи
Ее главным действующим лицом был наполненный поэзией лунный свет. В мае 1881 года Константин Константинович вместе с присоединившимися к нему кузенами — великими князьями Сергеем Александровичем и Павлом Александровичем — совершил паломничество на Святую землю, в котором их сопровождал начальник Русской духовной миссии архимандрит Антонин. Узнав об этом, И. Тургенев пришел в ужас: «Нет никакого сомнения, что картина вернется абсолютно погубленной, благодаря соленым испарениям воздуха».
Дмитрий Иванович как средневековый алхимик искал в красках «душу» света, подобно тому, как Паганини искал в музыке «душу» звука. Вы, вероятно, уже слышали. Полотно «Лунная ночь на Днепре» экспонировалось в полутёмном зале, окна которого были задрапированы14. Куинджи окрестили «Чародеем света». Колористические приемы художника стали для современников откровением.
Картина способна восприниматься как прямая аналогия с творчеством Н. В. Гоголя. Константин Константинович в своём дневнике (запись от 14 марта 1880 года) так описывал свои впечатления и ощущения: «Я как бы замер на месте. В частности, он использовал краски с содержанием битума (или, как их ещё называли, «асфальтовые краски»), которые, как выяснилось впоследствии, разлагаются и темнеют под воздействием света и воздуха. В 1930 году полотно было приобретено Третьяковской галереей у Е. В. Ляпуновой.
Сочинение по картине Куинджи Лунная ночь на Днепре (описание)
художнику надо выступать на выставках, пока у него, как у певца, голос есть. Картина Куинджи заинтересовала Менделеева, но написать о ней он собрался только после того, как его «с разных сторон» попросили об этом71. Григоровичу: «Нет никакого сомнения, что картина.
Чтобы избежать давки, людей в зал запускали группами. Оригинальная национальность чувствуется у него еще больше, чем у других». Под «Выставкой» подразумевался Парижский салон 1881 года, который открывался в мае во Дворце промышленности на Елисейских полях43. Мир забылся в спокойном сне. Куинджи участвовал в выставках ТПХВ в 1874—1879 годах последней выставкой с его участием стала 7-я, состоявшаяся в 1879 году, на которой он представил получившее широкую известность полотно «Берёзовая роща»24.
«Лунная ночь на Днепре» Архипа Куинджи
В 10 лет закончились школьные годы Архипа — учился он неважно, зато все время рисовал. На этот раз все картины были показаны при дневном освещении53. В частности, в рецензии, опубликованной в конце 1880 года в газете «La Rpublique franaise», Филипп Бюрти писал, что главный эффект полотна Куинджи состоит «в передаче, поистине чудесной, бледного и искрящегося света на водной поверхности, раздробленной и взволнованной течением». Критик отмечал, что, несмотря на то странное впечатление, которое возникает у зрителя при первом взгляде на картину, «мало-помалу воля художника вас покоряет и переносит вас в изображённую им местность».
Этакий молодец — прелесть»41. Эта работа попала на академическую выставку в 1868 году. Владелец картины — великий князь Константин Константинович — настолько привязался к ней, что по окончании выставки взял её с собой в длительное морское путешествие, которое он совершал в 1880—1882 годах на фрегате «Герцог Эдинбургский»16. В октябре — ноябре того же года13 «Лунная ночь на Днепре» экспонировалась в здании Общества поощрения художников, расположенном на Большой Морской улице в Санкт-Петербурге, причём это был первый случай в истории российского искусства, когда на выставке демонстрировалась единственная картина14. Но отец картину всё-таки взял и никакого процесса не было»16. Полотно экспонировалось на посмертных выставках Куинджи, проходивших в 1913 году в Санкт-Петербурге и в 1914 году в Москве59.
Сочинение по картине Куинджи Лунная ночь на Днепре 8 класс
Обсуждая эффект, производимый картиной «Лунная ночь на Днепре» на зрителей искусствовед Владислав Зименко называл его «совсем сверхъестественным»77. Плывут облака, с ними будто плывет луна. Тем не менее полностью восстановить картину не удалось.
О невероятном эффекте картины ходили легенды. Архип Куинджи ответственно подошел к выставке своей картины. Двадцатилетний Куинджи решил поехать в Петербург и поступить в Академию, дважды срезывался на экзаменах — по рисунку, но все же поступил: написал картину «Татарская сакля», отдал ее на академическую выставку и победил — его все-таки приняли. Оригинал ещё до своего первого показа был продан великому князю Константину Константиновичу (1858-1915).
Константин Константинович в своём дневнике (запись от 14 марта 1880 года) так описывал свои впечатления и ощущения: «Я как бы замер на месте. Тургенев, приехавший в Россию из Франции и проживший там пять месяцев в первой половине 1880 года, был одним из первых, кто увидел новое полотно Куинджи и, по свидетельству Якова Полонского, «пришёл в восторг»9. А поэт К. Фофанов под впечатлением от этого полотна написал стихотворение «Ночь на Днепре», которое позже было положено на музыку. Широкая река — Днепр — спокойно течёт среди мягких по рельефу берегов.
Сочинение по картине Куинджи лунная ночь на Днепре
В 1876 году, на Пятой выставке передвижников художник уже показывал наделавшую много шума «Украинскую ночь». И. Репин говорил, что зрители застывали перед картиной «в молитвенной тишине»: «Так действовали поэтические чары художника на избранных верующих и те жили в такие минуты лучшими чувствами души и наслаждались райским блаженством искусства живописи». Например, философ, публицист и критик Николай Страхов, отдавая должное мастерству Куинджи и называя его картину истинным чудом, как по силе света, так и по «схваченным с изумительной верностью оттенкам неба, на протяжении между луной и горизонтом», полагал, что «свет луны слишком натурален, слишком бросается в глаза своей натуральностью и этим портит гармонию картины». Согласно его дневнику, «Тургенев рассказывал про последнюю, ещё не совсем оконченную, картину Куинджи он так художественно её описал, что мне захотелось непременно самому сличить рассказ с оригиналом»10.
Куинджи в основном использует два цвета — чёрный и фосфорический зелёный. Да и кто мог ожидать, что такую большую вещь потащат с собой в морское путешествие»16. Под «Выставкой» подразумевался Парижский салон 1881 года, который открывался в мае во Дворце промышленности на Елисейских полях44.
«Лунная ночь на Днепре» картина Куинджи
По мнению Манина, несмотря на кажущееся подобие интерпретации мироздания в полотнах Куинджи и Фридриха, это сходство явлется чисто внешним: в отличие от произведений Фридриха, в куинджиевской «Лунной ночи на Днепре» нет ничего магического78. Полонский, И. Н. Сначала оно находилось в «Царской комнате» на втором этаже, а затем великий князь переместил его в свой кабинет — «Ореховую гостиную». В настоящее время находится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге. Чтобы избежать давки, публику пускали в зал группами. А. И. Сам же Полонский, задаваясь вопросом, картина ли это или действительность, писал: «В золотой раме или в открытое окно видели мы этот месяц, эти облака, эту тёмную даль, эти дрожащие огни печальных деревень и эти переливы света, это серебристое отражение месяца в струях Днепра, огибающего даль, эту поэтическую, тихую, величавую ночь»285.
Когда «Герцог Эдинбургский» готовился к отплытию из Яффы, архимандрит зашёл на палубу фрегата, чтобы попрощаться с великими князьями и имел возможность увидеть полотно «Ночь на Днепре». Известно, что к картине «Лунная ночь на Днепре» приценивался предприниматель и коллекционер Козьма Солдатёнков. Выставка проходила в доме Солодовникова на Кузнецком мосту505152. Отсутствие его произведений было отмечено публикой.
Впоследствии картина «Лунная ночь на Днепре» хранилась в собрании великого князя Константина Константиновича в Мраморном дворце18. Существует три картины Архипа Ивановича Куинджи с таким же названием. После ухода из Товарищества Архип Куинджи около полугода работал над картиной «Лунная ночь на Днепре». Сначала оно находилось в «Царской комнате» на втором этаже, а затем великий князь переместил его в свой кабинет — «Ореховую гостиную». В частности, в рецензии, опубликованной в конце 1880 года в газете «La Rpublique franaise», Филипп Бюрти писал, что главный эффект полотна Куинджи состоит «в передаче, поистине чудесной, бледного и искрящегося света на водной поверхности, раздробленной и взволнованной течением».
Сочинение по картине «Лунная ночь на Днепре» Куинджи
После этого картина «Лунная ночь на Днепре» хранилась в собрании великого князя Константина Константиновича в Мраморном дворце18. Он писал, что в этом произведении Куинджи сопоставил «великие стихии природы: землю и небо, свет и тень в таком едином созвучии, которого он ещё не находил раньше». Лунный свет и белые украинские мазанки производили чарующее впечатление.
Менделеев, к картине приценивался известный издатель и коллекционер К. Т. Размер — 105 146см1 (по другим данным, 105 144см234). Ближний план, для которого не требуется создание иллюзии пространства, художник пишет эскизно избегая лессировок, нанося лишь тонкий красочный слой, а кое-где и вовсе оставляя подмалёвок незакрашенным. Лунная ночь – одно из самых впечатляющих его произведений. Полотно «Лунная ночь на Днепре» было создано в 1880 году, вскоре после разрыва Архипа Куинджи с Товариществом передвижных художественных выставок (ТПХВ), поводом для которого послужила анонимная статья, содержавшая резкую критику пейзажей Куинджи, — как выяснилось впоследствии, эта статья была написана одним из членов-учредителей организации художников-передвижников Михаилом Клодтом23.
Ирина Опимах – «Лунная ночь на Днепре»
По словам искусствоведа Виталия Манина, «Куинджи практически как бы претворял теоретические суждения романтиков о пространстве»58. В золотой раме или в открытое окно видели мы этот месяц, эти облака, эту темную даль, эти «дрожащие огни печальных деревень» и эти переливы света, это серебристое отражение месяца в струях Днепра, огибающего даль, эту поэтическую, тихую, величественную ночь. » Поэт К. Фофанов написал стихотворение «Ночь на Днепре», которое потом было положено на музыку. Зеленоватая лента реки пересекает равнину, которая у горизонта сливается с тёмным небом, покрытым рядами лёгких облаков. Кроме этого, от тех частей холста, где слой краски был нанесён рельефно (окна хаток, а также луна и лунная дорожка на воде), падающий луч света отражался сильнее, чем от более гладких светлых участков.
4. По словам Боулта, в «Лунной ночи на Днепре» Куинджи не отказался от основных стилистических принципов написанной годом ранее «Берёзовой рощи» (таких как фокусирование на центре полотна и быстрая смена тонов), но при этом осуществил радикальное изменение построения пространства картины изобразив вид с высоты птичьего полёта.
Репина, в «молитвенной тишине» стоявшие перед полотном А. И. В письме к Якову Полонскому от 10 (22) декабря 1880 года Тургенев писал: «Сюда приехала на несколько дней картина Куинджи — и мы постараемся показать её французам»43. Терещенко присматривался к этой картине, когда она была ещё в мастерской Куинджи некоторое время сомневался, но всё же приобрёл её после обсуждения с Крамским66. Оставляю за собой». В 1882 году Куинджи устроил ещё одну персональную выставку, на которой экспонировались три картины: авторский вариант-повторение полотна «Ночь на Днепре» (возможно, тот, который ныне хранится в Государственной Третьяковской галерее), второй вариант картины «Берёзовая роща», а также новое произведение «Днепр утром» (ныне в ГТГ)4922.
Сочинение-описание картины Лунная ночь на Днепре Архипа Куинджи
Я видел перед собой изображение широкой реки полный месяц освещает её на далёкое расстояние, вёрст на тридцать. Весь день потом, когда я закрывал глаза, мне виделась эта картина»1032. Картина или действительность. ». Однако вскоре после неслыханного успеха, сопутствовавшего картине, художник перестал экспонировать свои работы на выставках. По мнению Мальцевой, среди всех полотен Куинджи подобного творческого направления именно этот пейзаж «заслуженно принёс Куинджи полное торжество» — никогда ещё не достигал он «такой поэтической цельности в изображении пейзажа, такой согласованности в соподчинённости всех его элементов»22. И с этими задачами он справился блестяще. После революции в составе собрания Мраморного дворца картина перешла в Российскую академию истории материальной культуры (РАИМК с 1926 года — Государственная академия истории материальной культуры, ГАИМК), а в 1928 году была передана в Государственный Русский музей1920.
Публика заходила и с трудом сдерживая чувства, не могла понять, как написанная маслом луна, может так правдоподобно сиять, а ее отражение на воде – «соперничать» с настоящим. Кажется, что русло реки берет своё начало где-то далеко за горизонтом. Просто дьявольщина какая-то»15. Он попросил закрыть в зале все окна, а на картину направить луч света.
Прямо из мастерской, еще до выставки, «Лунная ночь на Днепре» за огромные деньги была куплена великим князем Константином Константиновичем. А потом картина была выставлена в Петербурге. Один из самых знаменитых его учеников – Николай Рерих. Поводом послужила анонимная статья, появившаяся в газете «Молва». Менделеев, Я. П.
Картина Куинджи Лунная ночь на Днепре
В ответном письме Чистяков не дал прямого ответа на вопрос о покупке картины (возможно, зная, что она уже продана), но при этом сообщил Солдатёнкову о намерении коллекционера Дмитрия Боткина приобрести авторскую копию картины Куинджи за пять тысяч рублей3335. По словам Крамского, при первом знакомстве с полотном он «не мог отделаться от физиологического раздражения в глазу, как бы от действительного света» и это чувство возникало у него всякий раз, когда он опять видел картину, попутно принося «наслаждение ночью, фантастическим светом и воздухом»21.
В каталоге изданном в 2001 году, отмечается, что «нынешнее представление о степени завершённости произведения и и имеющиеся различия в картинах позволяют считать произведение из собрания ГТГ повторением-вариантом»59. Ранние работы художника написаны под влиянием манеры Айвазовского. Не вняв уговорам Тургенева, великий князь Константин Константинович вместе с картиной продолжил путешествие на фрегате «Герцог Эдинбургский», который, покинув Шербур, вошёл в Средиземное море. Куинджи работал над новой картиной.
вернется абсолютно погубленной, благодаря соленым испарениям воздуха и пр». Работа экспонировалась в отдельном зале Общества поощрения художников на Большой Морской. В 1915 году, после смерти Константина Константиновича, Мраморный дворец перешёл к его сыновьям, «с предоставлением в пожизненное пользование вдове покойного»18. На картине изображена летняя ночь. А как только голос спадет — надо уходить, не показываться, чтобы не осмеяли». Решение великого князя не было спонтанным: ещё 31 октября он записал в своём дневнике: «В 3 ч. поехал в город в Общество поощрения художников, где выставлена моя картина Куинджи Ночь на Днепре, хочу взять её с собою в море»42.
По словам Менделеева, перед «Днепровской ночью» «забудется мечтатель, у художника невольно явится своя новая мысль об искусстве, поэт заговорит стихами, в мыслителе же родятся новые понятия — всякому она даст своё»74. Чтобы убедиться в том, что одна картина – это достаточно для выставки, Куинджи приглашал в свою мастерскую друзей, среди которых были Иван Сергеевич Тургенев, Яков Полонский, Иван Крамской, Дмитрий Иванович Менделеев, а также корреспондентов, на которых проверял силу воздействия «Лунной ночи на Днепре». Возможно, путаница могла возникнуть из-за того, что у самого Крамского (который в то время нуждался в деньгах) была датированная тем же годом картина «Лунная ночь», которую он продал другому Третьякову — Сергею Михайловичу33. Полотно «Лунная ночь на Днепре» выставляется в зале 35 Михайловского дворца, где также находятся картины «Ночное», «Дубы» и другие произведения Архипа Куинджи55. Вера Леонтьевна Куинджи умерла через десять лет в Петрограде в 1920 году от голода.
Семья будущего художника жила в предместье Мариуполя Карасевке. Куинджи умел побеждать. Гостем мастерской был и Великий князь Константин Романов. Если внимательно присмотреться, можно также заметить извилистые тропинки между хатками. В 1845 году неожиданно умер отец, вскоре — мать. Архип Иванович КУИНДЖИ родился 27 января 1842 года в семье бедного сапожника. Критик отмечал, что, несмотря на то странное впечатление, которое возникает у зрителя при первом взгляде на картину, «мало-помалу воля художника вас покоряет и переносит вас в изображённую им местность». Но А. И. Он волновался: «Долговечна ли та комбинация красок, которую открыл художник. ».
Описание настроения картины Лунная ночь на Днепре
Картина выглядит по-настоящему чарующе и необыкновенно реалистично. Британско-американский славист и искусствовед Джон Эллис Боулт полагал, что Архипа Куинджи можно рассматривать как наиболее видного представителя русской школы люминизма8384, а его картину «Лунная ночь на Днепре» — как шедевр среди произведений живописи, основанных на световых эффектах. Крамской, П. П. Чистяков. Полноформатное повторение-вариант картины, под названием «Ночь на Днепре», хранится в Государственной Третьяковской галерее (холст, масло, 104 143см, 1882 инв. Летом и осенью 1880 года, во время разрыва с передвижниками, А. И. Так же как и в «Берёзовой роще», в «Лунной ночи на Днепре» пространство картины «организуется световым потоком, струящимся в глубину картины».
На картине изображена летняя ночь. Обсуждая успех и популярность, сопутствующие картине «Лунная ночь на Днепре» искусствовед Виталий Манин сопоставлял творчество Куинджи и его немецкого предшественника Каспара Давида Фридриха, в произведениях которого «люди томятся, завороженные созерцанием магического лика природы». По небу плывёт прозрачная дымка облаков. Во время работы над картиной Куинджи приглашал в свою мастерскую друзей и знакомых.
По её словам, «тёмные участки неба и земли заметно поглощали искусственный свет, усиливая глубину тона и способствуя эффекту бархатистости живописной поверхности»39. Полотно «Лунная ночь на Днепре» неоднократно повторялось и варьировалось Архипом Куинджи. Картина так понравилась новому владельцу – Великому князю Константину, что решил не расставаться с ней даже в путешествиях. Кажется, что русло реки берет своё начало где-то далеко за горизонтом. Этой организации он передал свои деньги, земли и картины. Художник с особенной тщательностью подошел к выставке.
Другие варианты-повторения полотна хранятся в Симферопольском художественном музее («Ночь на Днепре», холст, масло, 111 147см, 1882), Астраханской картинной галерее имени П. М. Догадина («Ночь на Днепре», холст, масло, 110 146см, 188260, поступил из коллекции Гучкова61) и Национальном художественном музее Белоруссии («Ночь над Днепром», 1880-е)59. Куинджи понял, что Клодта не исключат из Товарищества, вот таким образом решил уйти сам. По словам искусствоведа Виталия Манина, «Куинджи использовал свойство тёплых цветов возгораться от лампового света, а холодных — поглощаться им»38. «Художник света» скончался в Петербурге 11 июля 1910 года. Он писал, что «Ночь на Днепре» — это не просто движение живописи вперёд, а огромный скачок.
Самое интересное в виде мозаики
Ведь всё равно не купите: она дорогая». В письме к Якову Полонскому от 10 (22) декабря 1880 года Тургенев писал: «Сюда приехала на несколько дней картина Куинджи — и мы постараемся показать её французам»44. А виной всему – особое отношение к полотну его владельца, великого князя Константина. В октябре — ноябре 1880 года13 в здании Общества поощрения художников (дом 38 по Большой Морской улице в Санкт-Петербурге) проходила необычная экспозиция — это был первый случай в истории российского искусства, когда на выставке демонстрировалась единственная картина14. Детство его было нелегким и сам художник не любил вспоминать эти годы.
Страхов отмечал, что, несмотря на яркий свет исходящий от луны и освещающий облака и поверхность реки, «всё-таки и в этом отношении, в отношении освещения, картина, разумеется, не успела вполне подделаться под действительность». И. С. В Киевской картинной галерее (до 2017 года — Киевский музей русского искусства) есть вертикально-ориентированный вариант под названием «Ночь на Дону» (холст, масло, 165 115см, 1882 инв. Но душа Архипа бредила рисованием: он хотел стать художником. Тем не менее художник учтиво пригласил посетителя в мастерскую и показал ему свою картину.
По свидетельству художника Игоря Грабаря, впоследствии в собрании Боткина в самом деле была картина Куинджи «Ночь на Днепре»36. Краска потрескалась и поблекла. Учёный-естествоиспытатель Дмитрий Менделеев изложил свои мысли о полотне «Лунная ночь на Днепре» в статье «Перед картиною А. И. Куинджи», опубликованной в номере петербургской газеты «Голос» от 13 ноября 1880 года.
В мастерскую А. И. Успех был огромный и после этого Куинджи решил сделать две копии полотна. Широкая река — Днепр — спокойно течёт среди мягких по рельефу берегов.
Успех его картин давал все возможности для этого. В ответном письме Чистяков не дал прямого ответа на вопрос о покупке картины (возможно, зная, что она уже продана), но при этом сообщил Солдатёнкову о намерении коллекционера Дмитрия Боткина приобрести авторскую копию полотна Куинджи за пять тысяч рублей3335. Работа над полотном была завершена в сентябре 1880 года12. Но отец картину всё-таки взял и никакого процесса не было»16. С передвижниками Архип Куинджи был непродолжительное время.
Художник греческого происхождения Архип Куинджи родился в Мариуполе (сейчас Донецкая область Украины) в семье бедного сапожника. В октябре — ноябре 1880 года13 в здании Общества поощрения художников (дом 38 по Большой Морской улице в Санкт-Петербурге) проходила необычная экспозиция — это был первый случай в истории российского искусства, когда на выставке демонстрировалась единственная картина14.
Другие варианты-повторения полотна хранятся в Симферопольском художественном музее («Ночь на Днепре», холст, масло, 111 147см, 1882), Астраханской картинной галерее имени П. М. Догадина («Ночь на Днепре», холст, масло, 110 146см, 188262, поступил из коллекции Гучкова63) и Национальном художественном музее Белоруссии («Ночь над Днепром», 1880-е)61. Зеленоватая лента Днепра пересекает равнину. Художник путешествовал в вагонах третьего класса, останавливался в недорогих гостиницах. В 1882 году Куинджи устроил ещё одну персональную выставку, на которой экспонировались три картины: авторский вариант-повторение полотна «Ночь на Днепре» (возможно, тот, который ныне хранится в Государственной Третьяковской галерее), второй вариант картины «Берёзовая роща», а также новое произведение «Днепр утром» (ныне в ГТГ)4822.
Интересные сочинения по картинам
Он писал Д. В. Гигоровичу: «Нет никакого сомнения, что картинавернется абсолютно погубленной». Ж-191)613626465 — он поступил туда из собрания общественного деятеля и коллекционера Фёдора Терещенко. Однако его допустили только к покраске заборов и приготовлению красок. Критик и публицист Михаил Неведомский, автор изданной в 1913 году биографии художника, писал, что после московской выставки 1882 года картина «Ночь на Днепре» также экспонировалась в Петербурге, а также отмечал, что «позднее, получив два заказа на повторения (по 5 тысяч рублей за каждое), Куинджи долго работал над ними, но так и не отдал их заказчикам: оба повторения остались в его мастерской и, вместе с остальными последними его произведениями, завещаны им в собственность Общества его имени».
Тургенев и Я. Полонский, И. Крамской и П. Чистяков, Д. И. Кроме этого, Неведомский сообщал, что под личным руководством Куинджи «Лунная ночь на Днепре» была воспроизведена в олеографии, «разошедшейся в огромном количестве экземпляров»53.
Описание Картины Куинджи Лунная ночь
105 144 см. Просто дьявольщина какая-то»15. Оставляю за собой». В Киевском музее русского искусства есть вертикально-ориентированный вариант под названием «Ночь на Дону» (холст, масло, 165 115см, 1882 инв. Совет Академии удостоил Куинджи звания свободного художника.
И. С. Тургенев пришёл от этого в ужас. Известно, что к картине «Лунная ночь на Днепре» приценивался предприниматель и коллекционер Козьма Солдатёнков. Куинджи пел о природе только великий Н. В. О пагубном влиянии морского путешествия на состояние картины беспокоился не только её автор.
Картина Куинджи «Лунная ночь на Днепре»
Солдатенков. 15129). Архип Иванович назвал невероятную по тем временам сумму – 5 тысяч рублей.
Первая его финансовая операция была с недвижимостью. И вся природа замерла, завороженная красотой этой картины. В совершенной темноте на картину также был направлен электрический луч. Событие стало настоящей сенсацией. Больше всего пространства в пейзаже занимает небо. Крамской писал Репину: «Какую бурю восторгов поднял Куинджи. А как только голос спадет – надо уходить, не показываться, чтобы не осмеяли».
Описание книги «Лунная ночь на Днепре»
За год до смерти он создал Общество имени Куинджи (творческое объединение художников Петербурга, просуществовало до 1930 года). Самой айвазовской картиной Куинджи считают полотно «Лунная ночь на Днепре». Это стала первая в России выставка одной картины. Гоголь.
Важную роль в исполнении замысла художника играет колорит. Страхов отмечал, что, «как ни ярки луна, облака и освещённая река, всё-таки и в этом отношении, в отношении освещения, картина, разумеется, не успела вполне подделаться под действительность». Не имея сил подняться с кровати, он лёжа рисовал карандашные эскизы. Так же как и в «Берёзовой роще», в «Лунной ночи на Днепре» пространство картины «организуется световым потоком, струящимся в глубину картины».
Слухи о тайне художественного метода А. И. Константин Константинович попросил Куинджи отреставрировать полотно и художник взялся за эту работу.
Картина «Лунная ночь на Днепре» выставлялась в зале Общества поощрения художников на Большой Морской улице в Петербурге. Картина Куинджи заинтересовала Менделеева ещё тогда, когда он в первый раз увидел её в мастерской художника, но написать о ней он собрался только после того, как его «с разных сторон» попросили об этом73. После возвращения из морского путешествия полотно «Лунная ночь на Днепре» хранилось в собрании великого князя Константина Константиновича в Мраморном дворце. Многие критики отмечали схожие черты в работах Айвазовского и морских пейзажах Куинджи. Вы, вероятно, уже слышали. Аналогичные переходы применяются при использовании зелёного цвета, меняющегося в отблесках лунного сияния22.
Похожие книги на «Лунная ночь на Днепре»
Газеты тогда писали, что пейзаж этот абсолютно убивает все другие картины, висящие рядом. 15129). Шувалова отмечала точность найденных художником образных средств: «декоративных цветовых пятен их контрастов, модуляции света, пространственного разворота композиции»12. Обрушившаяся на Куинджи слава после «Лунной ночи на Днепре» едва ли не «раздавила» художника. Во время работы над картиной «Лунная ночь на Днепре» Куинджи приглашал в свою мастерскую (расположенную на Малом проспекте Васильевского острова) друзей и знакомых для того, чтобы проверить на них силу воздействия полотна. В конце 1880 года, после того, как выставка была завершена, великий князь Константин Константинович отправился в морское путешествие на фрегате «Герцог Эдинбургский», взяв с собой картину «Лунная ночь на Днепре»16.
Там было сказано, что Куинджи «перезеленяет» свои картины. По небу плывёт прозрачная дымка облаков. Позднее он использовал аналогичное построение в ряде других полотен85. Художник Илья Репин вспоминал, что творилось на Большой Морской улице во время выставки: «непрерывная масса карет запружала всю улицу длинным хвостом стояла публика и на лестнице, в ожидании впуска и с улицы, в обе стороны тротуара терпеливо и долго ждали целые массы, строго наблюдая порядок приближения к заветной двери, куда пускали только сериями, так как зрители могли бы задохнуться и задавиться от тесноты и недостатка воздуха»4115.
Каждое воскресенье на два часа Куинджи открывал двери своей мастерской, чтобы все желающие смогли увидеть полотно, которое ещё не было закончено. По свидетельству художника Игоря Грабаря, впоследствии в собрании Боткина в самом деле была картина Куинджи «Ночь на Днепре»36.
Отзывы о Ирина Опимах – «Лунная ночь на Днепре»
Ранее эта картина считалась «неоконченным повторением». По её словам, в этом полотне художник достиг «до иллюзорности верного и фантастического эффекта освещения», в результате чего ему удалось создать впечатление реальности лунного света, как на небосводе с грядами облаков, так и на чуть колеблющейся поверхности спокойно текущей реки. По словам Крамского, при первом знакомстве с полотном он «не мог отделаться от физиологического раздражения в глазу, как бы от действительного света» и это чувство возникало у него всякий раз, когда он опять видел картину, попутно принося «наслаждение ночью, фантастическим светом и воздухом»21.
Несмотря на то, что картина «Лунная ночь на Днепре» экспонировалась в Париже только десять дней, она успела привлечь к себе внимание французских критиков. Этакий молодец — прелесть. » Позже, опасаясь, что краски могут потускнеть, он даже предложил составить протокол, в котором было бы засвидетельствовано, что «Лунная ночь на Днепре» в 1880 году была «наполнена действительным светом и воздухом, река действительно совершала величественное течение и небо было настоящее, бездонное и глубокое». Люди часами стояли в очереди, чтобы увидеть произведение Куинджи. Чудесный световой эффект повторился, а потемневшие от времени краски просветлели и, подобно древним иконам, получили второе рождение.
В начале 90-х годов у Куинджи начинается период «молчания» и почти 30 лет он рисует «в стол». В своём дневнике (запись от 31 мая 1881 года) он так описывал этот эпизод: «Передаю вещи, любуясь великолепной картиной Южной ночи художника Куинджи, принадлежащей великому князю Константину Константиновичу»46. О судьбе жены Куинджи известно не так много. Обсуждая эффект, производимый картиной «Лунная ночь на Днепре» на зрителей искусствовед Владислав Зименко называл его «совсем сверхъестественным»79. Композиционное построение пейзажа выполнено с большой простотой и лаконичностью5.
По словам Зименко, то, как Куинджи изображает природу, выступающую «в фантастическом великолепии своего ночного убора», может сравниться только со словами Николая Гоголя: «Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои»6. Он отмечал «невиданное ещё нигде могущество красок» и волшебное впечатление, будто бы это не картина, а «сама природа, перенесенная на полотно в миниатюре». Ее безбрежная гладь почти сливается у горизонта с ночным небом с рябью невесомых облаков. Таким образом, автор стремился показать мощность и непостижимость Вселенной. Вот во избежание такого несправедливого отношения в будущем, я бы не прочь составить, так сказать, протокол, что его «Ночь на Днепре» вся наполнена действительным светом и воздухом и небо настоящее, бездонное, глубокое». Сам Суворин тоже чрезвычайно высоко оценивал полотно Куинджи.
Тургенев, находившийся в это время в Париже (в январе 1881 года), пришел в ужас от этой мысли, о чем возмущенно писал писателю Д. В. Картина или действительность. Куинджи, уходили из зала со слезами на глазах: «Так действовали поэтические чары художника на избранных верующих и те жили в такие минуты лучшими чувствами души и наслаждались райским блаженством искусства живописи». Великий князь Константин Константинович, купивший картину, не захотел расстаться с полотном, даже отправляясь в кругосветное путешествие. Число искренних почитателей таланта А. И. Прямо из мастерской, еще до выставки, «Лунная ночь на Днепре» за огромные деньги была куплена великим князем Константином Константиновичем. А потом картина была выставлена на Большой Морской улице в Петербурге, в зале Общества поощрения художников. Когда «Герцог Эдинбургский» готовился к отплытию из Яффы, архимандрит зашёл на палубу фрегата, чтобы попрощаться с великими князьями и имел возможность увидеть полотно «Ночь на Днепре». По словам Боулта, в «Лунной ночи на Днепре» Куинджи не отказался от основных стилистических принципов написанной годом ранее «Берёзовой рощи» (таких, как фокусирование на центре полотна и быстрая смена тонов), но при этом осуществил радикальное изменение построения пространства картины изобразив вид с высоты птичьего полёта.
.