Любительница Абсента 1922

История одного шедевра: «Любительница абсента» Пикассо

Вторая рука, которая на картине непропорционально большая, обхватывает плечо. Непосредственной предшественницей «Любительницы абсента» послужила картина тогдашней звезды барселонского авангарда Рамона Касаса «Мадлен», привезенная им из Парижа (1892, музей Монтсеррат). Безропотно и безразлично, как колесико заведенной машины. Жест правой руки, обхватывающей плечо, Пикассо, по всей вероятности, позаимствовал у своего испанского современника Сантьяго Русиньоля, который воспроизвел подобный жест в «Морфинистке» (1894, музей Кау Феррат, Ситхес), показывая страдания женщины, сходяшей с ума.

Лучшее в марке «Pere Kermanns Absinthe» – этикетка, на ней изображен милый старый монах, похожий на гигантского хомяка, который сидит в своей келье и пишет в старой книге: «Mon Absinthe Sera Tonique et Digestif» («Мой абсент возбуждает и легко усваивается»). Над этим Пикассо просит поразмышлять самих зрителей. Так же механически будет оттаскивать она свою дочь Полли от тюремной клетки, где сидит Мекки-Нож.

В кафе «Четыре кота», где собирались молодые испанские авангардисты, часто обсуждались очень популярные во французском искусстве сюжеты, в частности, присутствие женщин в кафе («Интерьер кафе Четыре кота», Пабло Пикассо, 1899, частное собрание). Источником нынешнего ее наименования стала запись в архиве Канвейлера, где полотно обозначено как «Женщина с бокалом абсента» (La femme au verre dabssinthe). Собрать столько работ ни удалось, пожалуй, больше ни одному частному коллекционеру.

Декорации, музыка, все послушно идут навстречу эпическому театру Брехта. Они написаны в холодной, сине-зеленой гамме, напоминающей Эль-Греко рисунок острый, контуры изломаны, тела нарочито удлинены ("Свидание" 1902). От неуместного морализаторства, до откровенно ехидного ерничества.

Там нет места подражанию, там изобретают. Иллюстрация: «Абсент — это смерть». Но очень скоро "экзотика" обернулась прозой. Период этот длился до 20-х годов.

Он познакомился с Пикассо еще в 1905 или 1906 г., но принял его творчество не сразу. Однако эта композиция не вполне удовлетворила художника. Это панно стало главным событием международной выставки. Пикассо – истинный вдохновитель почти всех художественных направлений двадцатого столетия.

Любительница абсента, 
Пабло Пикассо, 1901

Любительница абсента, Пабло Пикассо, 1901

Существует также предположение, что на своей картине Пабло Пикассо изобразил представительницу художественной богемы. Куда девалась вялая сонливость. Одна рука «Любительницы абсента» поддерживает подбородок – эта деталь перенесена из предыдущей пастели, а другая судорожно обхватывает плечо, так что вся фигура кажется сжавшейся в комок.

Полотно лишено всего избыточного, лишнего. Люди были уверены — в случившемся виноват абсент. Он вовсе не стремился, как иные режиссеры, потчевать зрителя опереточной "Клубничкой". И деформация, к которой прибег Пикассо имела глубокое обоснование.

В «Дракуле Брэма Стокера» (1992) Фрэнсиса Копполы главный герой соблазняет героиню Вайноны Райдер за приготовлением бокала абсента. В одном из эпизодов «Ван Хелсинг», главные герои, согреваясь, пьют абсент неразбавленным. В фильме братьев Хьюз, «Из ада», главный герой – инспектор Фред Эбберлайн (Джонни Депп), под воздействием абсента, видит новых жертв Джека Потрошителя. В честь напитка названа даже французская кинокомпания Absynthe. В российском кино тема абсента и абсентизма пока остается неразвитой: только в «Даун Хаусе» Романа Качанова и «Шике» Бахтиера Худойназарова присутствуют его упоминания. Ланфре тоже попытался застрелиться, но остался жив. "Мать и дитя" (1922), портрет сына Поля (1923) являются характерными произведениями того времени. С нее начинается новый период в его творчестве, так называемый неоклассицизм. Адские кони в бешенстве топчут открытую и сжигаемую на костре книгу.

Его сопровождают пляшущие призраки. Фабрика «Перно» была настоящим образцом эффективности и гигиены. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Доктор Ординер умер в 1821 году — к этому времени за абсентом уже прочно закрепилось название «Зеленая фея» и слава тонизирующего напитка.

Это вы утратили нравственность». «Любительница абсента», хранящаяся в Эрмитаже, написана позже, осенью 1901 г. Картина имеет и другое название – «Аперитив». Звезда кабаре «Фоли-Бержер» Эллен Андре отличалась элегантностью в одежде, однако, позируя Дега, она точно передала образ простой женщины.

Какое-то тесное кафе на Монмартре. Единственное ее забвение в абсенте — «зеленой фее», дарящей забытье. Во взгляде отсутствует мысль, размышление, разум.

Героиня, не захотевшая искать своего места в обществе, буквально «зажата» узким пространством, «стиснута» между стенами и столиком. Пикассо выступил здесь как художник-борец, яростный обличитель фашизма. С этим открытием надо было или порвать или сжиться. В своих грезах героиня чувствует себя комфортно. В этом спектакле, пожалуй, впервые становится понятным, почему Брехт поручил так много зонгов петь именно госпоже Пичем. Столешница мраморная – это практично.

За спиной Любительницы стена, крашенная в два грязноватых цвета. Просто удивительно, каким ветром ее сюда занесло. Каждый из них играет лишь острую характерность жулика или бродяги. Ноги женщины немного вытянуты вперёд, плечи опущены, взгляд потухший. Весной 1914 года Пикассо сделал восковую скульптуру бокала абсента. Новая композиция, несомненно, была связана с «Кафе в Арле» Поля Гогена, находившемся тогда в галерее Амбруаза Воллара.

Непомерно длинные пальцы обхватили сжавшееся в предчувствии беды тело. Громадная композиция (28кв. м. ), написанная в течение нескольких недель в творческом порыве, связала искусство Пикассо с жизнью всех народов, сражающихся с фашизмом против будущих "Герник". Но за яркой профессиональной маской не разглядишь их истинное служивое, чиновное нутро.

Перед ней на столе стоит бокал с абсентом, явно не первый. На территории было так много алкоголя, что на тушение пожара потребовалось несколько дней. Он взял свою прежнюю работу, относившуюся к 1900 году и, по-видимому изображавшую канкан (аналогией может служить – «Французский канкан», Пикассо, частное собрание) и замазал ее так, что случайно осталась только головка рыжеволосой танцовщицы. Она задумчива и закрыта. В нём отражается занавешенное окно, сквозь которое в кафе струится утренний свет.

Любительница абсента 
картина Пикассо

Любительница абсента картина Пикассо

Зачем рисовать такие мерзости. Полотном "Авиньонские девушки" (1907) Пикассо, как уже было сказано, отметил рождение кубизма. Вдоль края газеты Дега поставил свою подпись. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации.

Коническое основание бокала — шея. В произведении "Война" (которое, как и панно "Мир", художник делает для Храма Мира в Валлорисе 1952) Пикассо также не изобразил ни пушек, ни танков, ни трупов. Это перестало быть проблемой.

С этой работы весьма неловко началась его карьера художника. В спектакле есть та точная мера вахтанговской театральности, которая сродни Брехту.

Здесь — это персонаж главный. Отвергая обычные формы, художник открыл одну из его стенок, чтобы абсент мог литься подобно фонтану в бассейн, а сам бокалвылепил в форме сильно деформированной человеческой головы: открывающаяся стенка — глаз с тяжелым нависшим веком, который повторяется на противоположной закрытой стороне «лица», крупный нос и огромная верхняя губа, хорошо подчеркивающая движение абсента к бассейну нижней губы. У каждого свой драматический интерес. Даже в поимке Мекхита она участвует механически, без всякого азарта. С 1905, хотя темы и остаются прежними (все те же странствующие бродяги, циркачи), колорит становится прозрачнее, пространство заполняется розовато-голубоватой или золотистой дымкой, контуры рисунка делаются мягче, общее настроение – лиричнее.

Картина до сих пор находится на этой исторической основе. На картине Дега изобразил художника Марселена Дебутена и актрису Эллен Андре (фр. Ellen Andre) за столиком в кафе «Новые Афины».

5 великих полотен, 
посвященных абсенту

5 великих полотен, посвященных абсенту

Конечно, в "Гернике" нет ничего от конкретного города басков, нет ни самолетов, ни убийц. Женщина загнанна в угол буквально и метафорически. После этого ее воды приобрели желто-зеленый цвет, а исходивший из нее запах алкогольных паров напоминал дыхание пьяницы и слышался на целые мили. Простая, но изобретательная технология позволила добиться очень редкого живописного эффекта – особой матовости холста и сохранения его «зерна».

Ко всему на свете безразличная, давно разучившаяся реагировать на события внешнего мира. Общественный резонанс произведения Пикассо был огромен. Физиономически она не походит на двух прежних «любительниц». Важны только находки. Испанцы плакали на выставке, стоя перед "Герникой". Свобода этого переключения обнаруживает мастерство современной актрисы. Этой крепкой полынной настойке, «зеленой фее», приписывались особые качества: якобы приохотившиеся к ней люди страдают не от простого алкоголизма, а от особой «возвышенной» его формы и погружаются в мир галлюцинаций и фантазий. Так что тематически Пикассо пока движется в рамках «мейнстрима» эпохи.

Пабло Пикассо Любительница абсента (1901). Уже в 50-е годы, обращаясь к теме войны в Корее ("Резня в Корее", 1951), художник прибегает к той же символике и аллегориям, что и в "Гернике".

Сама она словно галлюцинация, нечеткая и изменчивая. Таков язык Пикассо. Современное искусство любит такие контрасты. Селия сжилась и превратилась в госпожу Пичем — механический придаток фирмы.

Живопись — это игра ума». Позади сидящей пары установлено зеркало, обрезанное в характерной для Дега «фотографической» манере. Мой бедный друг, это вы — любитель абсента. Ему предстояло сделать еще один шаг, чтобы достичь невероятной лаконичности и неожиданной живописной выразительности.

Верх головы открыт и снабжен своеобразной «шляпой» в виде серебряной перфорированной ложки с бронзовым кусочком сахара. Всё шло как по маслу, пока 11 августа 1901 года в фабрику не ударила молния. Ее лицо сосредоточенно, ее взгляд как будто что-то изучает внутри себя.

Проснулся темперамент, поднялись веки, зазвучал голос. Пабло Пикассо подчеркнул эту особенность размытым окружением. Спина сутулая, впалая грудь, выцветшие волосы собраны кукишем на затылке. Таким образом рюмка абсента на переднем фоне становится ключом к пониманию сюжета.

Описание картины 
«Любительница абсента»

Описание картины «Любительница абсента»

Ходит как тень, пошатываясь от усталости и вина. Конец 20-х – начало 30-х годов для Пикассо – период самых разнообразных художественных находок, среди которых образы спокойные, классически-ясные, встречающиеся чаще всего в графике (иллюстрации к "Метаморфозам" Овидия, 1931 к "Лисистрате" Аристофана, 1934), кажутся несовместимыми с нарочитой гармонией его живописных портретов, натюрмортов, почти абстрактных декоративных полотен ("Танец", 1925 "Фигуры в красном кресле", 1932). В картине "Три женщины у источника" (1921) он вновь обращается к реалистическим формам. Место действия на картине Пабло Пикассо «Любительница абсента» обрисовано с исключительным лаконизмом.

Кафе бедное: она сидит не на стуле (иначе была бы видна спинка), а на табурете. Единственное украшение скудного интерьера – округлое зеркало в черной резной раме. Он откликался на все актуальные события времени. Но между ними не было резкого разрыва, как кажется сначала. Холст, масло.

Однако в образах, созданных молодым художником, есть обостренный драматизм. Для картины «Любительница абсента» Пабло Пикассо нуждался в холсте, которого у него тогда, по бедности, не было. В "Девочке на шаре" (1905) различие, даже противоположность и вместе с тем взаимосвязь двух образов достигается контрастным сопоставлением двух разных силуэтов (легкость и хрупкость девочки и тяжеловесность мужчины). Сколоченный из легких планок, «непрофессионально» сделанный подрамник снова пошел в дело.

В те времена абсент был крайне популярен у художников, так как данный напиток считался особенным, способным вдохновлять и наводить на особенные размышления. От конкретных наблюдений в кафе Пикассо идет к такому обобщению, что картина становится вневременным знаком трагичности бытия. В 1859 году Эдуард Мане написал свое первое крупное полотно, которое назвал «Любитель абсента». Пабло Пикассо (Пабло Руис-и-Пикассо) – знаменитый испанский художник, вместе с Ж. Браком является основателем течения "кубизм" в живописи.

Пабло Пикассо и 
его любительницы 
абсента

Пабло Пикассо и его любительницы абсента

Художник разглядел в этом человеке какое-то странное достоинство, даже аристократизм. 26 апреля 1937 года маленький испанский городок Герника был сравнен с землей фашистской бомбардировкой и несколько тысяч людей были погребены под его развалинами. Образ трагичен и одновременно чрезвычайно напряжён. Событие это потрясло Пикассо.

Подчеркивая плоскостность холста, цвет стен вместе с голубоватым тоном мраморного столика сжимает пространство вокруг женской фигуры, замыкая ее в безысходном одиночестве. Мне он не нужен". Апокалиптическим чудовищам преграждает путь фигура Мира со щитом, на котором изображен голубь. Это какое-то актерское волшебство. А ведь в этом контрасте — весь смысл сцены.

Возможно, пожар был бы страшнее, если бы один из рабочих не догадался выпустить огромные резервуары абсента в протекавшую неподалеку реку. Совет, который приводится ниже, тоже достоин того, чтобы задержать на нем взгляд: «Avec une morale saine et une hygiene rationelle lhomme ne meurt que de vieillesse» (При здоровой нравственности и разумной гигиене человек умирает лишь от старости (франц. ). Даже не грунтуя холст, он воспользовался обратной стороной, лишь легко проклеив ее и на ней написал новую композицию.

Сидит, винтом переплетя ноги, подперев подбородок и опустив веки. Он говорил: «Мастерская должна быть лабораторией. Картина необыкновенна по жестикуляции.

Любительница абсента, 
Пабло Пикассо

Любительница абсента, Пабло Пикассо

Странный контраст обнажает не странные, напротив, — узаконенные обстоятельства. В августе 1905 года швейцарские газеты написали о страшной трагедии: тридцатилетний крестьянин Жан Ланфре, выпив два стакана абсента, выстрелил в голову своей беременной жене, а затем убил дочерей (четырехлетнюю Роз и двухлетнюю Бланш).

Так что можно предположить, что действие происходит ранним утром. Пошатываясь, он вышел во двор, где и заснул, сжимая в руках мертвое тело младшей дочери. Сам художник когда-то говорил о себе:" Я не совсем понимаю, почему, когда говорят о современной живописи, так подчеркивают слово "искание". Особое внимание может привлечь положение рук женщины. 73 x 54 см Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Во французском искусстве начала XX в. интерес к «порочным» персонажам был велик, у Пикассо много предшественников, особенно надо отметить влияние Тулуз-Лотрека. Залог нескорого возвращения в реальность – полупустой бокал Напитка фей.

Подвеска «Любительница абсента»

В ее лице читается жесткость и упрямство. К 1896 году она производила уже 125 000 литров абсента в день. Его гражданская позиция совершенно ясна. На мой взгляд, в живописи искания не имеют никакого значения. Впечатление, которое производит картина на зрителя – невероятное по своей эмоциональной нагрузке.

Только госпоже Пичем ничего не надо. Страстный защитник мира, он создал своего знаменитого "Голубя мира" (1949), которого узнала и полюбила вся планета и который стал символом борьбы человечества с войной. Тем не менее итальянское правительство запретило демонстрацию картины в Риме.